Коллекторские агентства имеют право работать со всеми видами задолженности, включая долги перед банками, микрофинансовыми организациями, коммунальными службами или страховыми компаниями.
Должник должен хорошо изучить ФЗ № 230 и при общении с коллектором сразу оценить, действует он по закону или его требования выходят за рамки дозволенного. Если гражданин сталкивается со вторым вариантом, надо немедленно принимать меры: писать жалобы (в полицию, Роскомнадзор, ФССН, прокуратуру), подавать в суд.
Как сообщает «Парламентская газета» (официальное издание Федерального собрания РФ), первый зампред Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев высказался о необходимости полного запрета коллекторской деятельности. По его мнению, этот институт взыскания долгов дискредитировал себя и полностью исчерпал.
В соответствии с правовыми актами о коллекторской деятельности взыскатели имеют следующие права и обязанности:
- Личные встречи, телефонные звонки, сообщения и почтовые отправления должнику. Иные способы общения могут использоваться только по письменному соглашению сторон.
- Взаимодействие с третьими лицами возможно только с их согласия и письменного разрешения заемщика.
- Сотрудник агентства должен представиться и назвать место работы, а также наименование кредитора, интересы которого он представляет. Коллектору запрещено скрывать свои контактные сведения.
- Общение с должником должно носить информационный характер. Коллектор может выносить предупреждения (например, о начислении пени или возможном аресте имущества), но не имеет права применять силу или угрожать.
Цель коллектора — урегулирование проблемы с возвратом долга. Он должен описать состояние долга и помочь заемщику найти варианты его возврата, а не запугивать должника, не выслеживать его несовершеннолетних детей и угрожать им.
[…]