- Налоговое право

Как могут быть изменены границы субъектов российской федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как могут быть изменены границы субъектов российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

1. А. Предусмотренное п. «а» полномочие Совета Федерации корреспондирует норме ч. 3 ст. 67 Конституции, согласно которой границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Необходимость утверждения Советом Федерации таких изменений обусловлена тем, что они могут затронуть интересы и самой Федерации, и других ее субъектов, требуется согласование этих интересов.

Границы между субъектами РФ — это не государственные, а административные границы. Они исключают создание пограничного контроля и таможенного режима. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Порядок изменения административных границ между субъектами РФ отличается от порядка изменения Государственной границы РФ, в том числе и в тех случаях, когда субъект РФ граничит с другим государством. Границы между субъектами РФ изменяются с их взаимного согласия (см. комментарий к ч. 3 ст. 67). На практике границы между субъектами РФ изменялись обычно в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одного субъекта РФ в другой (между Владимирской и Ивановской, Вологодской и Костромской областями и др.), иногда передавались районы (например, передача Сокольского района из Ивановской в Нижегородскую область). Такие изменения чаще всего обусловлены экономическими связями территорий, характером путей сообщения, созданием удобства для населения в связи с тяготением граждан к определенным центрам и т.д. Многие из таких изменений были связаны с пожеланиями граждан определенных поселений. До передачи поселений проводились референдумы среди населения, как это предусматривает законодательство РФ, относящееся к муниципальными образованиям.

В соответствии со ст. 145 Регламента Совета Федерации при рассмотрении вопроса об изменении границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются: соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов, обоснование изменения границ, согласованное субъектами РФ, и карта местности. Эти документы направляются Председателем Совета Федерации в Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключения. Оно рассматривается на заседании Совета Федерации, который большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает постановление об утверждении новых границ. Однако остается неурегулированным в правовом отношении вопрос: как быть, если Совет Федерации не согласится с мнением субъектов РФ и не утвердит их соглашение об изменении границы.

Б. Статья 102 Конституции, устанавливая предметы ведения Совета Федерации, относит к ним утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. Таким образом, данное полномочие относится к исключительному ведению Совета Федерации. Президент в случае агрессии против Российской Федерации, непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях. Конституционной обязанностью Президента является незамедлительное сообщение об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Если сообщение в Государственную Думу носит уведомительный характер, то Совет Федерации утверждает введение военного положения Президентом.

Вопрос об утверждении указа о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее указанного срока. Решение об утверждении указа Президента о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

В случае если данный указ Совет Федерации не утвердил, такое решение также оформляется постановлением Совета Федерации. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении такого положения.

В. Введение чрезвычайного положения — временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Целью введения является устранение обстоятельств, послуживших основанием для него. Полномочие по его введению принадлежит Президенту с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Сообщение в Государственную Думу носит в основном уведомительный характер. Совет Федерации, согласно Конституции, утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения. Порядок такого утверждения установлен Законом о ЧП.

После объявления указа Президента о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации в максимально возможно короткие сроки без специального вызова обязаны прибыть к месту заседания. Вопрос об утверждении такого указа Президента рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа, рассматривает вопрос о его утверждении и принимает соответствующее постановление. Рассматривая этот вопрос, Совет Федерации проверяет обоснованность принятия указа о чрезвычайном положении.

Если Совет Федерации не принял такой указ, то последний утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем оповещается население. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории, не может превышать 30 суток, а вводимого в отдельных местностях — 60 суток.

При введении чрезвычайного положения Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

«О несокрушимости границ» как поправке к Конституции

    Субъекты Российской Федерации – характеристика, принципы построения, классификация

    Государства федеративного строя могут основываться на трех основополагающих принципах:

    • Территориальный;
    • Национальный;
    • Смешанный.

    Отталкиваясь от того, на основании какого из принципов формируется государство, устанавливается правовой статус ее субъектов.

    Территориальный принцип характеризуется тем, что субъекты федерации представляют собой определенные территории, имеющие границы друг от друга вне зависимости от национальной принадлежности населения, которое там проживает.

    Национальный принцип характеризуется наличием на определенной территории титульной (основополагающей) национальности, которая и именует субъект.

    Смешанный принцип охарактеризован субъектам, организация которых осуществлена по признакам двух вышеуказанных принципов.

    Российская Федерация представляет собой федерацию, построенную на смешанном принципе, ее субъекты организованы с учетом особенностей национального и территориального признаков. Из всех субъектов Российской Федерации, только три сформированы по национальному признаку – республики, автономные округа и автономная область. Иные три вида субъектов РФ, а именно край, область и город федерального значения, организованы с учетом особенностей территориального признака.

    Разработка и принятие собственных конституций (уставов), не требующих утверждения и подписания со стороны государства, осуществляется самостоятельно субъектами Российской Федерации.

    Несмотря на не суверенность российских субъектов, их присущи общие основные элементы государственности. Такими элементами являются:

    • Наличие территории субъекта Российской Федерации. Каждому субъекту принадлежит определенная территория, являющаяся неотъемлемой частью территории России согласно части 1 статьи 67 Конституции. На территорию субъект распространена государственная независимость (суверенитет) Российской Федерации, главенство Конституции и федерального законодательства. Границы субъектов изменяются только при взаимном согласии сторон (часть 3 статьи 67). Изменение границ между субъектами утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Федеральным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» установлено, что при формировании нового субъекта, территории, подлежащие объединению, могут прекратить существование. Вопрос о формировании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов Российской Федерации. Реформа федеративных отношений в России, начавшаяся в начале 21 века, сократила число субъектов с 89 до 83, а также привела к формированию новых субъектов Российской Федерации, чем характеризуется приближение к субъектам равноправного и однопорядкового характера в рамках Федерации.
    • Собственная правовая база. На основе предметов ведения РФ и ее субъектов региональными органами власти принимаются собственные законодательные акты и другие нормативно-правовые документы. За пределами предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последними в полном объеме выполняется собственное регулирование в отрасли права. Законам и правовым актам, принятым в границах их ведения, присуще главенство на территории субъекта и они являются обязательными для исполнения как всеми физическими, так и юридическими лицами. Конституцией России установлены гарантии верховенства федеральных законодательных актов. Законодательные акты и правовые акты не могут являться противоречивыми в отношении федерального законодательства, принятого на основании предметов ведения РФ и предметов совместного ведения. При противоречивости, возникшей между федеральным законодательством и нормативно-правовым актом, изданным в РФ, действует федеральное законодательство. В случае возникновения противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым документом субъекта России, изданным за пределами Российской Федерации, действует нормативно-правовой документ субъекта;
    • Предметы ведения и полномочия. Каждому субъекту Российской Федерации присущи собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Статья 73 Конституции регламентирует принцип полноты власти субъекта России в границ предоставленных полномочий, заключающийся в преобладании полноты власти субъектов Российской Федерации за пределами предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий;
    • Право установления системы и структуры собственных государственных органов власти и определение их компетенции. Согласно статье 11 Конституции государственная власть на территории субъектов РФ исполняется органами государственной власти, сформированные субъектами. Система данных органов установлена субъектами Российской Федерации согласно основ конституционного строя России и общих принципов организации государственных органов представительной и исполнительной власти, установленных федеральным законодательством. На сегодняшний день принципы организации государственной власти зафиксированы в Федеральном законе от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
    • Государственные символы и административные центры. Каждому субъекту РФ предоставлено право на собственную государственную символику – флаг, герб, гимн, а также столицу. Этими государственными символами отражены исторические, национальные, культурные и другие особенности субъекта Российской Федерации. Согласно федеральным конституционным законам «О государственном гербе» и «О государственном флаге», гербы и флаги субъекты не могут быть идентичными Государственному флагу и гербу РФ. Герб и флаг РФ не может служить основы для создания гербов и флагов субъекта;
    • Право на наименование. Каждый субъект имеет право в самостоятельном порядке решать вопрос о собственном наименовании. При его изменении, новое наименование должно быть внесено в статью 65 Конституции Российской Федерации. Новое наименование должно быть внесено в текст Конституции РФ на основании указа Президента Российской Федерации согласно решению субъекта, принятого в установленном законодательством порядке.
    Пример 1

    До установления порядка и процедуры внесения изменений, свое наименование изменили такие республики, как Республика Горный Алтай, переименованная в Алтай, Марийская Республика – Республика Марий Эл, Чувашская республика – в Чуваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха.

    Замечание 1

    Но с 28.11.1995 в текст статьи 65 Конституции РФ был внесен перечень новых наименований трех субъектов: Ингушская Республика переименовалась в Республику Ингушетия, Республика Северная Осетия стала Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия – Хальм Тангч переименовала себя в Республику Калмыкия. В 2001 году было изменено наименование Чуваш Республики в Чувашию; в 2003 – Ханты-Мансийского автономного округа.

    Субъекты РФ: количество, наименование, столицы.

    Огромные масштабы российского государства требуют особого территориального разделения для осуществления государственной власти. Федеративное устройство России закреплено Конституцией Российской Федерации принятой в 1993 г, в соответствии с которым Российское государство территориально разделено более чем на 80 субъектов.

    Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации

    Верхним региональным уровнем управления власти Российской Федерации (исполнительной, законодательной, судебной) является ее субъект. На данный момент в Российской Федерации различают следующие равноправные субъекты:

    1. Республика
    2. Край
    3. Область
    4. Город федерального значения
    5. Автономная область
    6. Автономный округ
    Российская Федерация состоит из 85 субъектов
    Наименование субъекта Количество, единиц
    • Город федерального значения
    3

    Данные по субъектам РФ на 1.01. 2017:

    Наименование
    Область Административный центр
    • Москва (офиц.)
    • Красногорск (факт.)
    Наименование
    Республика Административный центр
    Наименование
    Края Административный центр
    Наименование
    Автономная область Административный центр
    Города федерального значения
    Наименование
    Автономные округа Административный центр

    Знание федеративного устройства своего государства носит не только познавательный характер, но и является патриотическим атрибутом каждого добропорядочного гражданина Российской Федерации.

    В отличие от других субъектов, Конституция РФ определяет республики как государства (ч. 2 ст. 5) и устанавливает, что в отличие от других субъектов республики имеют свое республиканское гражданство и вправе устанавливать свои государственные языки.

    Несмотря на имеющиеся особенности субъектов Российской Федерации, можно говорить об их едином конституционно-правовом статусе. Все они обладают следующими характерными чертами, которые в своей совокупности позволяют конкретно раскрыть статус каждого из них.

    1. Каждый субъект Федерации имеет свою территорию. Положения о территории субъекта закрепляются в конституциях и уставах субъектов. Например, Конституция Республики Тыва в ст. 4 устанавливает, что «государственная территория Республики Тыва целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без согласия ее народа».

    2. Каждый субъект имеет свою систему права, которая устанавливается в их конституциях и уставах.

    Например, Устав Тюменской области закрепляет систему правовых актов области, которую составляют Устав, другие законы области, постановления областной Думы, постановления и распоряжения губернатора области и иные правовые акты.

    В систему права области входят заключенные ею международные соглашения, а также соглашения с другими субъектами Российской Федерации (ст. 6 Устава).

    3. Субъекты Российской Федерации имеют свою систему органов государственной власти, которую они устанавливают самостоятельно. При этом должны быть соблюдены требования ст.

    77 Конституции РФ о том, что система органов государственной власти субъектов должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г.

    «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Административно – территориальное устройство– разделение территорий государства на определенные части (районы, города, и др.), в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства.

    • Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально – экономические и культурные особенности государства и его частей.
    • Принципы административно – территориального устройства.
    • социально – экономический (учет особенностей экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения);
    • географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);
    1. демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);
    2. национально – исторический (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения).
    3. Административно – территориальными единицами сейчас в России являются: район, город, район города и сельский населенный пункт.

    Правовое регулирование территорий субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и законами субъектов.

    Вместе с тем в самой Конституции Российской Федерации отсутствует правовой регламент категории «территория субъекта федерации».

    Наряду с этим практически во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется положение, что его территория является составной частью территории Российской Федерации.

    Не фиксируется в Конституции и положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 ст. 66 Конституции в состав территории Российской Федерации, образуют целостную территорию единого федеративного государства.

    А раз так, то стало возможным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации.

    И события показали, что такая возможность активно использовалась на практике в процессе принятия конституций субъектов Федерации.

    Субъекты Российской Федерации можно разделить на такие типы, как:

    1. Республики;
    2. Края;
    3. Города федерального значения;
    4. Области;
    5. Автономные округа и автономные области.

    Каждый тип субъекта имеет свои особенности в конституционно-правовом статусе. Ссылки на статьи Конституции России помечены знаком[*], при наведении мыши вы увидите ссылки на соответствующие статьи Конституции РФ.

    Республика
    • в Конституции России охарактеризована как «государство» [*]
    • статус определяется Конституцией России и своей конституцией [*] [*]
    • наделена правом устанавливать свои государственные языки [*]
    Край, область и город федерального значения
    • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (городским или областным) законодательным (представительным) органом [*] [*]
    Автономная область
    • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области [*] [*]
    • может быть принят федеральный закон об автономной области [*]
    Автономный округ
    • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа [*] [*]
    • может быть принят федеральный закон об автономном округе [*]
    • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью [*]

    Снизу приведены сведения о количестве субъектов РФ и их территориальном расположении на карте.

    Двадцать две республики
    Девять краёв
    Сорок шесть областей
    Три города федерального значения
    Одна автономная область
    Четыре автономных округа

    Данные представлены по состоянию на 3 апреля 2018 года.

    Принятие конституции субъектом РФ не является свидетельством полного суверенитета, само по себе вхождение в состав федерации влечет за собой отказ от суверенных прав в области финансов, обороны и т.п.

    Поэтому субъекты Федерации не рассматриваются как суверенные государства, и не рассматривается вопрос выхода из Федерации, а конституции этого не закрепляют (за исключением Конституции республики Ичкерии).

    Конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет федерации и ограниченный суверенитет субъекта. Но, система органов государственной власти, судебная система и система органов местного самоуправления устанавливается субъектом самостоятельно, без участия Федерации.

    Считается, что в прежних тоталитарных федерациях Конституции субъектов Федерации повторяли положения федеративных конституций и не имели особого значения для народа. Однако в современной России Конституции и Уставы закрепляют права и свободы граждан в том же объеме, что и Конституция РФ, но это имело бы реальный результат, если бы устанавливало дополнительные гарантии конституционных прав или их расширение, но это встречается реже, чаще же устанавливаются непредусмотренные законодательством и международными обязательствами России ограничения. Например, ограничение избирательных прав граждан (Калмыкия) свободы передвижения и выбора места жительства (Саха-Якутия, Ставропольский край, Ростовская область), ограниченный перечень объектов, которые могут перейти в собственность физических лиц.

    Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное госу-дарство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление име-ют лишь субъекты федерации.

    В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

    В условиях многонационального государства, каким яв-ляется Российская Федерация, важную роль играет нацио-нальный принцип административно-территориального уст-ройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изме-нении административно-территориальных единиц, что спо-собствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

    Субъектов Российской Федерации

    Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, кото-рая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, прин-ципы организации и деятельности, а также компетенцию за-конодательных, исполнительных и судебных органов респуб-лики и органов местного самоуправления.

    Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конститу-ции Российской Федерации и федеральным законам, приня-тым в пределах полномочий Российской Федерации. В слу-чае противоречия между федеральным законом и актом, из-данным в республике, действует федеральный закон.

    Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собра-нии Российской Федерации. Она вправе участвовать в раз-работке федеральных нормативных правовых актов по пред-метам совместного ведения Федерации и республик в ее со-ставе.

    При нарушении федеральными властями прерогатив ре-спублики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации самостоя-тельно определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и ис-полнительных органов государственной власти в Российской Федерации и республиканским законодательством.

    В пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе органы исполнительной вла-сти этих республик входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

    Виды субъектов Российской Федерации

    В стремлении доказать принадлежность спорных территорий региональные власти иногда прибегают к самым неожиданным способам. Например, в вышеуказанном споре между Иркутской областью и Красноярским краем в качестве доказательства был представлен план землепользования сельскохозяйственной артели «Трудовой крестьянин» 1896 года.

    «Для разрешения спорных вопросов вокруг границ субъектов Федерации необходима правовая основа и, главное, чёткий механизм», — отмечает Андрей Кутепов. Однако прежде чем приступать к законодательным изменениям, по мнению сенатора, необходимо разработать единый перечень документов, которые должны представить регионы в доказательство владения спорной территорией.

    Сейчас такого перечня не существует.

    Палата регионов озаботилась проблемой региональных споров не случайно. Ведь согласно Конституции, именно Совет Федерации утверждает соглашения между регионами о границах.

    Об этом напомнил руководитель рабочей группы, председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов: «Границы между субъектами могут быть изменены по взаимному согласию.

    Такое изменение границ утверждается Советом Федерации и является конституционным полномочием нашей палаты».

    Сейчас на территории России зафиксировано не меньше десяти территориальных споров между субъектами. Между Ингушетией и Северной Осетией, Ингушетией и Чечнёй, Удмуртией и Татарстаном, Красноярским краем и Иркутской областью, Москвой и Калужской областью, Калмыкией и Астраханской областью.

    «В 90-е годы территориальные споры на пространстве бывшего СССР в основном имели этнические и религиозные причины, потом в начале двухтысячных регионы спорили из-за экономических объектов.

    Известен случай, когда отношения между двумя южными субъектами накалились из-за нефтедобывающей вышки, которая каким-то образом на бумаге перекочевала с одной территории на другую», – рассказал член рабочей группы сенатор Мурат Хапсироков.

    Он добавил, что современные споры по поводу границ между субъектами вызваны в большинстве случаев ошибками картографов. Эти споры, конечно, не несут такой опасности, как территориальные конфликты начала 90-х, но доставляют немало неудобств и региональным властям, и проживающим на этих территориях людям.

    В стремлении доказать принадлежность спорных территорий региональные власти иногда прибегают к самым неожиданным способам. Например, в вышеуказанном споре между Иркутской областью и Красноярским краем в качестве доказательства был представлен план землепользования сельскохозяйственной артели «Трудовой крестьянин» 1896 года.

    «Для разрешения спорных вопросов вокруг границ субъектов Федерации необходима правовая основа и, главное, чёткий механизм», – отмечает Андрей Кутепов. Однако прежде чем приступать к законодательным изменениям, по мнению сенатора, необходимо разработать единый перечень документов, которые должны представить регионы в доказательство владения спорной территорией.

    Сейчас такого перечня не существует.

    Для разрешения спорных вопросов вокруг границ субъектов Федерации необходима правовая основа и, главное, чёткий механизм.

    Новый свод правил определения границ между субъектами должен быть разработан в Правительстве. Эта работа поручена Росреестру и Минэкономразвития. Пока нельзя сказать, чтобы ведомства очень усердствовали в этой работе. Запрос Совета Федерации был направлен в начале апреля, а к концу месяца свои соображения по поводу границ представили только Росреестр и Федеральная служба кадастра.

    Если сформулировать позицию ведомства кратко, то там предлагают принцип «от частного к общему».

    По мнению заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Вячеслава Спиренкова, установление границ субъектов необходимо проводить в определённой последовательности. «Сначала установить границы населённых пунктов.

    Делать это следует не на основе земельных карт, а опираясь на современные документы территориального планирования, к которым относятся генпланы населённых пунктов. Затем необходимо установить границы муниципальных образований.

    Так мы сможем выйти на согласование пограничных линий между регионами», — констатировал он. Однако пока Росреестр демонстрирует весьма скромные темпы выполнения этой задачи и не спешит вносить в электронную карту даже те межрегиональные границы, по которым споров нет. На 1 июля 2017 года внесено только семь процентов границ между субъектами Федерации.

    Пилотным регионом, в котором будет опробован новый механизм урегулирования пограничных споров между регионами, станет Сибирский федеральный округ. Прежде всего там предстоит внести в Единый государственный реестр все границы субъектов.

    Представленный Росреестром план картографических работ, кажется, предусматривает всё до мельчайших деталей. Однако, по мнению чиновников, в спорных случаях без согласительной комиссии из представителей двух регионов всё равно не обойтись.

    Граница устанавливается с помощью геодезических точек привязки к местности, после этого осуществляется создание демаркационной карты и подписываются итоговые документы.

    Прохождение границ должно учитывать фактически сложившееся землепользование, культурные связи, исторические особенности, промышленное производство и социальную инфраструктуру с тем, чтобы границей не «разрезались» земельные участки, населенные пункты, территории предприятий и чтобы линии границы проходили с учетом мнения местного населения .

    Доклад на Круглом столе от 26 июня 2001 г.

    Требуется четкое и непротиворечивое урегулирование данных вопросов как региональным, так и федеральным законодательством.

    Очевидно, как минимум некоторые

    Республики россии как субъекты федерации — территория и населенные пункты

    И пояснил: мол, если вы думаете, что мы писали закон по изменению границ для того, чтобы разжечь пожар, то как раз суть этого законопроекта совершенно в другом.

    По мнению авторов, предусмотренные нормы, механизма изменения границ «охладят любые горячие головы».

    Самое главное — изменение границ между субъектами Федерации по этому законопроекту возможно только с согласия населения обоих субъектов Федерации, путем проведения референдума.

    Только во вторую очередь Конев в качестве причины необходимости принятия закона назвал положения Конституции РФ, в статье 67 которой записано, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

    В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д. На­пример, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, а Республика Северная Осетия — Ала­ния имеет территорию размером в 8 тыс. кв. км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает на­селение Кабардино-Балкарской Республики и более чем в 16 paз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Фе­дерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.[5]

    Республика в составе Российской Федерации — это демократическое правовое государство, созданное в ее рамках.

    Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется Федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в составе Российской Федера­ции.[6]

    Конституционно-правовой статус республики характеризуется, прежде всего тем, что республика является государ­ством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России на­ходятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее на­рода, реализовавшего свое право на самоопределение в фор­ме государства в составе Российской Федерации.

    Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каж­дая республика имеет свою территорию.

    Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория — пространственный предел ее власти. Вы­сшие органы государственной власти республики распрост­раняют свою власть на всю территорию республики.

    Территория республики не может быть изменена без ее согласия, Границы между субъектами Российской Федера­ции, согласно федеральной Конституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.

    Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, кото­рая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, прин­ципы организации и деятельности, а также компетенцию за­конодательных, исполнительных и судебных органов респуб­лики и органов местного самоуправления.

    Имеющиеся у республик конституции устанавливаются ими самостоятельно. Они принимаются в порядке, опреде­ленном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Россий­ской Федерации.

    Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конститу­ции Российской Федерации и федеральным законам, приня­тым в пределах полномочий Российской Федерации. В слу­чае противоречия между федеральным законом и актом, из­данным в республике, действует федеральный закон.

    Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт последней.

    Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собра­нии Российской Федерации. Она вправе участвовать в раз­работке федеральных нормативных правовых актов по пред­метам совместного ведения Федерации и республик в ее со­ставе.

    При нарушении федеральными властями прерогатив ре­спублики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации самостоя­тельно определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и ис­полнительных органов государственной власти в Российской Федерации и республиканским законодательством.

    Каждая республика имеет свой законодательный (пред­ставительный) орган — парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правитель­ство; свои Верховный суд и Высший арбитражный суд. Мно­гие республики имеют свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор ре­спублики, подчиненный Генеральному прокурору Россий­ской Федерации.

    В пределах ведения Российской Федерации и ее полно­мочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе органы исполнительной вла­сти этих республик входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

    §3. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ.

    Часть 1 ст. 65 определяет, что все они «находятся» в составе Российской Федерации, но не «создают» ее. Иными словами, Конституция законодательным путем закрепила факт создания федерации в России «сверху» Баглай М.В. Конституционное право. М.2006 г.: центр своими актами (в частности, Конституцией) объявил части государства (с их согласия или по их настоятельному требованию) субъектами Российской Федерации и децентрализовал компетенцию. Причем при определении конституционно-практического статуса республик связаны проблемы дезинтеграционных процессов, порожденных еще практикой советского федерализма, процедура формирования автономных республик шла в целом единообразно и отличалась друг от друга лишь некоторыми местными особенностями.

    После 1992 года Российская Федерация была преобразована таким образом, что бывшие административно-территориальные единицы — области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

    Сейчас в качестве субъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 8 краев Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Камчатский край (Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край), 47 областей (Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область); Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Пермский край

    Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

    Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Государственном Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы об основных принципах; о Краснодарском крае в составе РФ; об организации государственной власти; о законодательстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном самоуправлении; заключительные положения.

    Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

    Надо сказать, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

    Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. Законодательные (представительные) органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, законодательный (представительный) орган и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства.

    ТЕРРИТОРИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    По состоянию на 2016 г. субъектами Российской Федерации являются: одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа (Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ). Являясь национально-территориальными образованиями, автономные округа (далее — АО), как правило, объединяют на своей территории несколько народов. Например, в Чукотском АО живут чукчи, эскимосы, эвенки, коряки, мансы, коми-народ, ценны, юкагиры; в Ханты-Мансийском АО — ханты, манси, коми-народ, ценны и другие этносы и народности. В условиях полиэтничности название автономного округа повторяет имя более многочисленного коренного этноса (или сочетаются имена двух этносов).

    Исторически все автономные (до Конституции СССР 1977 г. — национальные) округа были созданы в период с 1920 по 1937 г. на территории РСФСР и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой, выступающих при этом частью более крупных административно-территориальных единиц (как правило, входили в края или области).

    В ходе конституционной реформы начала 1990-х годов «второстепенное» положение автономного округа несколько изменилось. В соответствии с п. 19 ч. I Закона РСФСР от 15 декабря 1990 г. N 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» в ст. 83 Конституции РСФСР было закреплено, что автономный округ «находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Таким образом, автономные округа получили возможность сами решить вопрос: непосредственно входить в состав РСФСР или же «находиться» в составе края, области. Диспозитивную норму Основного Закона использовал Чукотский АО, который, согласно Закону от 17 июня 1992 г., выделился из состава Магаданской области.

    Остальные автономные округа остались в составе краев и областей Российской Федерации. Хотя были предприняты попытки изменить политико-правовой статус: так, находящийся в составе Тюменской области Ямало-Ненецкий АО в октябре 1990 г., т.е. за месяц до принятия вышеназванного Закона на II сессии окружного Совета народных депутатов в Салехарде провозгласил себя республикой и принял декларацию о суверенитете. Несмотря на неконституционность и незаконность данного решения, Верховный Совет РСФСР оставил его без внимания. Подобной же была реакция Верховного Совета РСФСР на принятое Советом народных депутатов Ханты-Мансийского АО заявление о необходимости его выделения из состава Тюменской области и провозглашения равноправным субъектом Российской Федерации. Примечательно, что в этот же период было принято положение о статусе Тюменской области, в котором определялись полномочия области как единого субъекта. Если развитие автономного округа было направлено на самостоятельность и признание его равноправным членом Российской Федерации, то стремление органов государственной власти области было направлено на сохранение единства Тюменской области.

    Эти политические устремления были учтены при оформлении Федеративного договора 1992 г. Автономные округа, входящие в состав областей, краев, а также эти края и области получили право подписать Федеративный договор самостоятельно, независимо друг от друга, как равноправные субъекты Российской Федерации (АО получил статус субъекта Федерации и стал равноправным с областью, краем). Но вместе с тем в этом Договоре было указано, что «органы государственной власти автономных округов в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, договорами с краями, областями, в которые входят автономные округа» (ст. 2 п. 2), т.е. был учтен и областной (краевой) интерес. Такой же подход сохранился в Конституции РФ 1993 г.

    В настоящее время Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области, а Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области.

    Исходными для понимания конституционно-правового статуса автономных округов являются следующие положения Конституции РФ:

    1. Автономный округ — субъект Российской Федерации, элемент ее федеративного устройства (ст. 5). Все субъекты Федерации равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5). Значит, нет особых приоритетов в отношениях с центром ни у края, области, куда входит автономный округ, ни у самого округа.
    2. Базовыми правовыми основами для автономного округа являются (ст. 66): Конституция РФ; устав округа; федеральный закон об автономном округе; федеральный закон об основах отношений края, области и входящего в их состав автономного округа; двусторонний договор об отношениях округа и края, области.
    3. К ведению автономного округа относятся две группы вопросов: первая — в сфере совместного ведения Российской Федерации и автономного округа как субъекта Федерации; вторая — полномочия автономного округа, принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе автономного округа).

    Как уже отмечалось, Конституция РФ предоставляет широкие творческие возможности и необходимые правовые инструменты для решения сложных вопросов геополитического характера. Речь, в частности, идет о защите интересов России на эксклавной части ее территории, которой является Калининградская область.

    Как известно, Калининградская область — единственный субъект Российской Федерации, чья территория отделена от остальной части страны территориями иностранных государств, а административная граница области имеет статус государственной границы Российской Федерации. В силу своего уникального географического положения этот регион имеет

    особое значение для национальной безопасности России, а также внешнеполитических, оборонных и экономических интересов государства на Балтике и в Европе в целом. Этим и предопределен его особый конституционно-правовой статус.

    После распада СССР, когда в условиях глубокого кризиса российский эксклав оказался экономически и фактически отрезан от «материковой» России, остро встал вопрос о статусе Калининградской области. В регионе, исторически имевшем самые тесные связи с Европой, широко обсуждались идеи его присоединения к Польше или Литве.

    Для того чтобы решить наиболее острые вопросы социально-экономического развития Калининградской области (в первую очередь сохранения в области определенного экономического потенциала и уровня жизни населения, насыщения региона необходимыми товарами и услугами в условиях его изоляции от основной территории Российской Федерации), было принято решение о создании на территории региона Особой экономической зоны. Эта зона действует с 1996 г. и имеет преимущественно компенсационный характер.

    Тем не менее этот инструмент не является достаточным в динамично меняющихся внешне- и внутриполитических условиях. Калининградская область как пилотный регион взаимовыгодного партнерства может и должен стать образцом новых отношений в Европе. Здесь должны отрабатываться вопросы формирования совместной системы обеспечения российско-европейской безопасности, создания трансконтинентальных транспортных коммуникаций с сопутствующей инфраструктурой, энергетической основы единого российско-европейского экономического пространства, а также систем управления российско-европейскими интеграционными процессами.

    При этом крайне важным остается соблюдение баланса между активно развивающимися процессами экономической интеграции Калининградской области со странами Балтийского региона и Евросоюзом в целом и обеспечением суверенитета и интересов Российской Федерации на части своей территории.

    Как представляется, эффективным инструментом могло бы стать принятие федерального конституционного закона об изменении статуса Калининградской области.

    Внесение изменений в статус субъекта Федерации не означает необходимости инициирования процедуры изменения Конституции РФ, поскольку, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, статус субъекта Федерации может быть изменен федеральным конституционным законом, а внесение соответствующих изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, согласно решениям Конституционного Суда РФ, не означает необходимости принятия специального закона о поправках в Конституцию РФ в рамках процедуры, предусмотренной ст. 136 Конституции РФ.

    Особенности статуса Калининградской области могут быть описаны в федеральном конституционном законе с использованием термина «статус территории федерального значения».

    Исходя из объективных особенностей Калининградской области и интересов Российской Федерации в этом регионе, закон должен быть направлен на решение следующих задач:

    — совершенствование системы государственного управления в Калининградской области и укрепление федерального присутствия на эксклавной части территории Российской Федерации;

    — обеспечение социальной и политической стабильности в регионе, имеющем особую стратегическую значимость для национальных интересов Российской Федерации;

    — создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области, которая является «форпостом» Российской Федерации в Евросоюзе.

    Суть законопроекта заключается в юридическом закреплении ряда особенностей в статусе Калининградской области как субъекта Федерации, среди которых можно назвать, в частности, следующие:

    1. Изменение общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в регионе.

    Губернатор (высшее должностное лицо Калининградской области и глава высшего исполнительного органа власти) не избирается населением, а назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

    Эти ограничения в статусе губернатора компенсируются расширением компетенции высшего должностного лица области путем придания ему статуса полномочного представителя Президента РФ в Калининградской области. Такой статус позволяет губернатору области координировать деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в регионе (включая «силовиков»), обеспечивать непосредственный федеральный контроль в финансовой сфере и т.п., т.е. выполнять ф��нкции «инструмента федерального вмешательства» в дела Калининградской области.


    Теория государства и права
    Аграрное право
    Государственное право зарубежных стран
    Семейное право
    Судебные и правоохранительные органы
    Криминальное право
    История государства и права России
    Административное право
    Гражданское право
    Конституционное право России
    История государства и права зарубежных стран
    История государства и права Украины
    Банковское право
    Правовое регулирование деятельности органов ГНС
    Юридическая психология
    Финансовое право
    Юридическая деонтология
    Трудовое право
    Предпринимательское право
    Конституционное право Украины
    Разное
    История учений о государстве и праве
    Уголовное право
    Транспортное право
    Авторское право
    Жилищное право
    Международное право
    Международное право
    Наследственное право
    Налоговое право
    Экологическое право
    Медицинское право
    Информационное право
    Судебное право
    Страховое право
    Торговое право
    Хозяйственное право
    Муниципальное право
    Договорное право
    Частное право

    Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное госу-дарство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление име-ют лишь субъекты федерации.

    В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

    В условиях многонационального государства, каким яв-ляется Российская Федерация, важную роль играет нацио-нальный принцип административно-территориального уст-ройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изме-нении административно-территориальных единиц, что спо-собствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

    Признаки субъекта Российской Федерации

    Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каж-дая республика имеет свою территорию.

    Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория — пространственный предел ее власти. Вы-сшие органы государственной власти республики распрост-раняют свою власть на всю территорию республики.

    Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, кото-рая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, прин-ципы организации и деятельности, а также компетенцию за-конодательных, исполнительных и судебных органов респуб-лики и органов местного самоуправления.

    Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конститу-ции Российской Федерации и федеральным законам, приня-тым в пределах полномочий Российской Федерации. В слу-чае противоречия между федеральным законом и актом, из-данным в республике, действует федеральный закон.

    Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собра-нии Российской Федерации. Она вправе участвовать в раз-работке федеральных нормативных правовых актов по пред-метам совместного ведения Федерации и республик в ее со-ставе.

    При нарушении федеральными властями прерогатив ре-спублики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации самостоя-тельно определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и ис-полнительных органов государственной власти в Российской Федерации и республиканским законодательством.

    В пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе органы исполнительной вла-сти этих республик входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

    Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды

    Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством федерации и субъекта федерации. Множественность субъектов РФ не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами: все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ и не обладают правом сецессии.

    Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом это равноправие не означает тождества субъектов РФ в государственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большое внимание оказывают этнические начала их образования, а сами эти субъекты являются формой государственно-правового выражения самоопределения народов и наций в составе РФ. Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Иными словами, территориальное верховенство субъектов РФ в пределах собственной компетенции обусловливает наличие у них учредительной власти, выражающейся в принятии конституций и уставов, собственного законодательства. Субъекты РФ самостоятельно создают собственные органы государственной власти — законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создают свои правительства. Создавая свои органы, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, как это постановил Конституционный Суд РФ в решении от 18 января 1996 г. 22 сентября 1999 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Он устанавливает, что срок их полномочий не может превышать пять лет, губернатор (иной глава администрации) не может избираться более чем на два срока, депутаты обладают неприкосновенностью по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью.

    Государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и других факторов. Известны следующие виды государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное (см. тему «Сущность и форма государства»).

    Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития культуры, обычаев этих национальных групп. Велика роль формы государственного устройства в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому могут мешать как чрезмерная децентрализация, так и чрезмерная централизация государственной власти.

    Одним из принципов федеративного устройства является государственная целостность России. Это означает, что Российская Федерация — цельное, единое и неделимое государство, включающее в себя государственные образования. Россия является суверенным государством, имеет единую территорию и правовую систему.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации осуществляется в статьях 71 — 73 Конституции Российской Федерации. Вопросы разграничения полномочий более детально регулируются Федеральным законом от

    24.06.99 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. Все эти полномочия по предметному признаку могут быть объединены в группы.

    В области государственного строительства к ведению Федерации относятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, их формирование и некоторые другие предметы.

    В социально-экономической сфере к ведению Федерации отнесено определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России и другие вопросы. К ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Федеральные фонды регионального развития, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе также регулируются Федерацией в целом.

    Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и другие.

    К ведению Российской Федерации отнесены вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    К исключительному ведению Российской Федерации относятся вопросы правоохранительных органов, метеорологии, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации.

    Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

    Статья 72 Конституции России устанавливает сферу совместной компетенции Федерации и субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.

    Назовем некоторые вопросы совместного ведения в области государственного строительства и защиты прав и свобод: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Федерации федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации местного самоуправления и системы органов государственной власти.

    Комментарий к главе 1


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *