Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение налогового органа вступает в законную». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).
В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):
В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).
Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.
После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).
Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).
В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):
В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).
Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.
После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).
Если опираться на ст. 122 ГПК, то судебный приказ может выдаваться по таким требованиям:
Как известно, постановление суда печатается на определённом бланке и делается в двух экземплярах. Вступив в силу, одна копия решения отсылается должнику. Но бывают ситуации, когда судебное заключение не доходит до адресата, и он знать не знает об этом документе. Оповестить его об этом могут некие иные службы, а именно судебные приставы. Что же в таком случае особе делать? Правовое законодательство в данной ситуации предусматривает возможность предъявления возражения против постановления. Особа имеет право написать надлежащую заявку об отмене решения и восстановлению периода, что был отведён на обжалование. Как ни странно, но неполучение заключения довольно распространенная причина заявлений. Служители закона знают об этом и частенько идут на уступки таким особам. После поступившего прошения работник судопроизводства уведомляет приставов об отмене законного постановления, а они приостанавливают на время требования по финансовым обязательствам. Такая отсрочка будет учтена до того времени, как приставов уведомят о новом решении. Стоит учитывать, что если служитель закона посчитает нужным не отменять действующее постановление, то особа может написать кассационную претензию. По истечению периода ожидания, что было предоставлено для обжалования, приставы на законном основании вправе начать взимание у должника. Если после рассмотрения кассационной жалобы заключение всё же будет отменено, то гражданину всё вернут.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе налогоплательщика принимается в течение месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа (его заместителем) для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении налоговый орган должен сообщить (в письменной форме) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия. Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязанности вышестоящего налогового органа извещать налогоплательщика о продлении срока рассмотрения апелляционной жалобы. Следовательно, у налогоплательщика, не получившего решение вышестоящего налогового органа по прошествии месяца и трех дней, нет оснований считать, что вышестоящий налоговый орган нарушил сроки рассмотрения апелляционной жалобы. Приведем примеры расчета сроков на рассмотрение апелляционной жалобы.
Чтобы правильно рассчитывать гражданско-правовые сроки (в том числе период взыскания неустойки), необходимо изучить главу 11 Гражданского кодекса России, которая состоит из пяти статей (с ними можно ознакомиться ниже), касающихся исчисления сроков, или просто воспользоваться нашим калькулятором дней .
Исполнение судебных актов арбитражных судов является заключительной стадией арбитражного процесса, регламентированного нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту — АПК РФ) и ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 1 ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Калькулятор вступления в законную силу решений суда
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
это бесплатно;
это несложно и не требует помощи юристов;
вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
копию свидетельства о регистрации организации;
обжалуемый акт;
документы, на которые ссылается налогоплательщик;
документы о направлении заявления в налоговые органы;
доверенность представителя;
документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
Исходя из уже сложившейся судебной практики и положений статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ, налоговый орган должен предоставить налогоплательщику 15-дневный срок на представление письменных возражений на акт налоговой проверки со дня его получения (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ). Руководитель налогового органа или его заместитель должен известить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, проведенной в отношении него (п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ). Указанная норма говорит о том, что первостепенной обязанностью налогового органа перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки является принятие всех необходимых и достаточных мер по извещению налогоплательщика, в отношении которого была проведена налоговая проверка, чтобы в последующем исключить нарушение права налогоплательщика на защиту своих законных прав и интересов. При этом под достаточными и необходимыми мерами по извещению проверяемого лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, понимается не только факт его извещения (факт отправки извещения лицу), но и вручение такого извещения надлежащему лицу, несмотря на то, что участие налогоплательщика (проверяемого лица) в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки – это его право, а не обязанность. Даже если по какой-либо причине налогоплательщик не обеспечит явку на рассмотрение материалов налоговой проверки, это не будет являться препятствием для рассмотрения материалов проверки в его отсутствие. Главное, что он был надлежащим образом извещен, и у налогового органа имеются в подтверждение такого извещения подтверждающие документы.
Налоговым кодексом РФ на сегодня не установлено каких-то ограничительных способов извещения налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, он может быть извещен об этом мероприятии в том же порядке, как при вручении акта налоговой проверки (см. п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Извещение о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вручено лично под роспись налогоплательщику, в отношении которого была проведена налоговая проверка, может быть направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой, факсограммой, телеграммой, с использованием средств электронной связи. Как мы видим, способов извещения более чем достаточно. Прямого указания на отправку налоговым органом извещения налогоплательщику о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом с уведомлением о вручении действующий Налоговый кодекс РФ не содержит. Поэтому в большинстве случаев, налоговики отправляют подобные извещения о вызове на рассмотрение материалов налоговой проверки заказным письмом без уведомления, полагая, что днем его получения налогоплательщиком по умолчанию будет являться отведенный законом на получения почтовой корреспонденции срок, то есть шестой день с момента отправки. Такой способ отправки применяется налоговым органом только тогда, когда проверяемый налогоплательщик намеренно уклоняется от получения корреспонденции. Во всех остальных случаях, в том числе и в рассматриваемом случаи, налоговому органу нужно установить факт вручения извещения или причину не получения. Если проверяемому лицу известно о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, оно считается извещенным надлежащим образом. На практике встречается еще одна ошибка со стороны налоговиков в том, что в извещении они не указывают, что проверяемое лицо приглашается в налоговую инспекцию на рассмотрение материалов налоговой проверки, проведенной в отношении него, а целью вызова указывают лишь получение решения по результатам рассмотрения материалов проверки – это ошибка налоговиков, и это необходимо учитывать. Извещение о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки должно быть вручено непосредственно тому лицу (физическому или юридическому лицу), в отношении которого была проведена налоговая проверка (п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ). Такое извещение может быть вручено и представителю проверяемого лица, в таком случае налоговому органу следует внимательно ознакомиться с полномочиями такого представителя перед вручением извещения.
Перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа или его заместитель, прежде всего, обязан:
объявить лиц, рассматривающих материалы налоговой проверки и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
установить факт явки всех лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки.
Если лица, приглашенные для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки не явились в налоговый орган в назначенный день, руководитель налогового органа или его заместитель:
устанавливает факт извещения в установленном законом порядке участников проверки, принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц, либо об отложении такого рассмотрения;
проверить полномочия представителя налогоплательщика, в случае его участия от имени проверяемого лица (п.5 ст. 185, п. 1 ст.186 Гражданского кодекса РФ);
разъяснить права и обязанности всем лицам, участвующим в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки;
вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, чье участие в данной процедуре необходимо (п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки при неявке проверяемого налогоплательщика составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.03.2007 года № ММ-3-06/[email protected] При отложении рассмотрения материалов налоговой проверки проверяемый налогоплательщик обязательно должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте нового рассмотрения. Все вышеперечисленные процессуальные действия подготовительного характера руководитель налогового органа или его заместитель должен выполнить с целью соблюдения условий рассмотрения материалов налоговой проверки. После этого руководитель налогового органа приступает к непосредственному рассмотрению материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа должно оглашается:
акт налоговой проверки;
иные материалы мероприятий налогового контроля;
письменные возражения налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Если проверяемый налогоплательщик по каким-то причинам не представил свои письменные возражения на акт налоговой проверки, он может их заявить устно непосредственно при рассмотрении материалов налоговой проверки, на котором он будет присутствовать. На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом исследуются:
представленные доказательства;
документы, ранее истребованные у налогоплательщика;
документы, представленные в налоговые органы при проведении проверки налогоплательщика;
иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Согласно пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки служит основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в этом.
Порядок обжалования действий налоговых органов
Согласно пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ по результатам налоговой проверки, не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке, составляется акт налоговой проверки. Акт составляется независимо от того, были ли установлены факты нарушения налогового законодательства или нет. Форма акта налоговой проверки и требования по его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/[email protected]
Акт налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Пункт 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ содержит конкретный перечень реквизитов и информации, которую должен содержать акт налоговой проверки, а именно:
дата акта налоговой проверки;
полное и сокращенное наименования (либо фамилия, имя, отчество) проверяемого налогоплательщика;
фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (это касается выездной налоговой проверки);
дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (это касается камеральной налоговой проверки);
перечень документов, представленных налогоплательщиком в рамках налоговой проверки;
период, охваченный налоговой проверкой;
наименование проверяемого в ходе налоговой проверки налога;
даты начала и окончания налоговой проверки;
адрес места нахождения проверяемой организации налогоплательщика или места жительства проверяемого физического лица;
информация о проведенных в рамках налоговой проверки мероприятиях налогового контроля;
факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе налоговой проверки, подтвержденные документально (если такие факты не были выявлены в ходе проверки должна быть сделана соответствующая запись об этом);
ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства РФ.
Акт налоговой проверки не должен содержать помарок и исправлений, за исключением тех, что были оговорены и заверены подписями лиц, подписывающих такой акт. Также налоговое законодательство РФ устанавливает требования по обязательному изложению в акте налоговой проверки фактов каждого выявленного налогового правонарушения:
вид нарушения налогового законодательства, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому относится налоговое правонарушение;
оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки;
ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения налогового законодательства;
квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса РФ, которые были нарушены проверяемым лицом;
ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).
В акте налоговой проверки должны быть отражены все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным налоговым правонарушениям, в частности:
сведения о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах);
правильность и полнота отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете;
об источниках оплаты произведенных налогоплательщиком затрат;
об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком налогового правонарушения нарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Если решение налогового органа по результатам налоговой проверки направлено по почте заказным письмом, датой его вручения считается шестой день со дня его отправки. Срок начинает исчисляться в рабочих днях начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (см. п.п. 2 и 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).
Также статьей 101.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены отдельные сроки вступления решения налогового органа в законную силу, если проверяемым лицом на такое решение подана апелляционная жалоба:
решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе;
в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия;
в случае если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.
В завершении рассматриваемого вопроса отметим, что у налогоплательщика есть право обжаловать результаты рассмотрения материалов налоговой проверки до дня вступления в законную силу обжалуемого решения налогового органа. Апелляционная жалоба подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Если налогоплательщик принимает решение воспользоваться правом такого обжалования и представит в срок апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 Налогового кодекса РФ). Обжалуемое решение вступит в законную силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (см. п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Налогоплательщик несет обязанность по исполнению вступившего в законную силу решения налогового органа, как о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и об отказе в таком привлечении. Решение о привлечении к ответственности может предусматривать обязанность налогоплательщика по уплате недоимки по налогам, пеней, штрафа, а решение об отказе в привлечении – недоимки и пени. Помимо указанного, решение налогового органа может содержать требования о внесении исправлений в бухгалтерские и налоговые документы налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения, вынесенного в порядке статьи 101 НК РФ, в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В соответствии с положениями статьи 138 НК РФ:
1) жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права;
2) апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, предусмотренной в Определении от 20 января 2011 года N ВАС-11805/10, апелляционный порядок обжалования предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрения материалов проверки по существу.
В абзаце 3 пункта 46 Постановления Пленума ВАС N 57 указано, что судам надлежит исходить из того, что в случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть и в той части, в которой оно не обжаловалось.
С 1 января 2014 года применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (пункт 2 статьи 138 НК РФ, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 153-ФЗ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения (применяются уже с 3 августа 2013 года):
1) ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абзац 3 пункта 2 ст. 138 НК РФ);
2) ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абзац 4 пункт 2 статья 138 НК РФ).
Следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 138 НК РФ досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.
В соответствии с письмом ФНС России от 24 декабря 2013 года N СА-4-7/23263 оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления налоговых платежей либо нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Как указала ФНС России, оспаривание этих актов по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей, отсутствия оснований для привлечения к ответственности и нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности возможно лишь при условии одновременного заявления требования о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.
Иной подход направлен на преодоление обязательной досудебной процедуры обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговой орган в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ, и срока на обжалование ненормативного акта в суд. Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 года N 18417/12 по делу N А78-3046/2012.
Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101.2 НК РФ в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.
Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-16240/10, Судебная коллегия по административным делам, надзор Суды должны были проверить законность и обоснованность решения инспекции в полном объеме, так как порядок, предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса, был предпринимателем соблюден. При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты в указанной части нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат в этой части отмене. Дело в отмененной части подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции…
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-10025/11, Высший арбитражный суд, надзор Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Вывод судов трех инстанций о пропуске обществом срока на обжалование решения налогового органа в судебном порядке обоснован ссылками на вышеуказанную норму и пункт 5 статьи 101.2 Кодекса, а также на отсутствие ходатайства о его восстановлении с указанием уважительных причин его пропуска…
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16240/10, Судебная коллегия по административным делам, надзор По мнению предпринимателя, досудебный порядок урегулирования спора согласно требованиям, изложенным в пункте 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, им соблюден. Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении предпринимателя изучив судебные акты и проверив материалы дела, суд пришел к выводу что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям…
Обеспечение единообразия практики судов первой инстанции. Согласно статье 115 Финансового процессуального кодекса ФРГ (далее – ФПК ФРГ) решения финансовых судов земель обжалуются в кассационном порядке2 , если:
ревизия (кассация) допускается самим финансовым судом;
«недопущение ревизии» успешно обжаловано в Высшем финансовом суде ФРГ.
Интересно, что кассация допускается, когда Высший финансовый суд ФРГ принимает решение для «обеспечения единообразного правосудия» (по аналогии с ч. 1 ст. 304 АПК РФ). Разумеется, решение суда первой инстанции не вступает с законную силу, если сам суд допускает обжалование (первый случай обжалования). Если же налогоплательщик обжалует «недопущение ревизии», решение суда первой инстанции не вступает с законную силу, пока Высший финансовый суд ФРГ не отклонит жалобу.
Несоответствие оспариваемого решения финансового суда земли (суда первой инстанции) может быть не только решениям Высшего финансового, Федерального конституционного судов или Единого (совместного) сената высших федеральных судов (об этом речь пойдет ниже), но и решениям других судов (например, финансовых и административных судов земель)3 .
Наряду с обеспечением единообразия судебной практики (под. 1 п. 1 абз. 2 ст. 115 ФПК ФРГ), кассация допускается также в случаях, когда:
спор имеет основополагающее значение (п. 1 абз. 2 ст. 115 ФПК ФРГ);
спор служит развитию права (подп. 2 п. 1 абз. 2 ст. 115 ФПК ФРГ);
имеются процессуальные ошибки, которые могли повлиять на судебное решение (п. 1 абз. 2 ст. 115 ФПК ФРГ).
Обеспечение единообразия судебной практики сенатов Высшего финансового суда ФРГ. По вопросам процессуального и материального права (особенно в части налогов, решения по которым могут приниматься несколькими сенатами) различные сенаты могут придерживаться неодинаковых точек зрения. В такой ситуации сенат, собирающийся отклониться от ранее принятого другим сенатом решения, должен сделать запрос, не изменил ли этот сенат свою точку зрения. Если он настаивает на ранее занятой позиции, то сенат, который собирается изменить судебную практику, обязан сделать запрос в Большой сенат (Großer Senat) (ст. 11 ФПК ФРГ).
Большой сенат состоит из главы (Prа?sident) Суда и судей сенатов (по одному от каждого). Большой сенат разрешает только запросы сенатов о правовых позициях, его решения обязательны для сената, который делал запрос. Для других сенатов формально решение Большого сената необязательно, поскольку на момент запроса и решения они не рассматривают аналогичных дел, и у них нет возможности применить решение Большого сената. Но как только у другого сената возникнет судебный спор по идентичному правовому вопросу, он должен выбрать: либо применить решение Большого сената, либо, если собирается отступить от него, вновь сделать запрос в Большой сенат. Следует заметить, что на практике сенаты довольно редко обращаются с запросами в Большой сенат, а «повторные» запросы вообще маловероятны (из этических соображений).
Обеспечение единообразия судебной практики различных высших судов. При наличии расхождений в судебной практике высших судов разных юрисдикций – например, Федерального верховного и Высшего финансового судов ФРГ – они разрешаются в порядке, схожем с описанным выше. Решение принимает так называемый Единый (совместный) сенат высших федеральных судов. В его состав входят главы федеральных высших судов, председатели сенатов, которые занимают разные правовые позиции, и по одному члену от этих же сенатов4 .
Исключение из общего правила – преодоление законной силы судебного решения в случае возобновление дела, разрешенного неправомерным составом суда, или выявления в действиях судьи (судей), разрешавшего (разрешавших) спор, уголовного деяния (ст. 134 ФПК ФРГ со ссылкой на ст. 578–591 Гражданско-процессуального кодекса ФРГ).
судебный участок №6 Ленинского района города Орска
В п. 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Сроки вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении
Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, — пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Срок вручения копии постановления по делу
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
Вступление в силу постановления по делу в случае неполучения адресатом копии постановления
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, — по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Момент вступления в силу постановления об административном правонарушении, если лицо не получило по почте постановление в связи с непроживанием по указанному адресу или уклоняется от получения
«Вопрос 19. С какого момента вступает в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в случае, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии лица по указанному адресу?
Ответ. Частью 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП установлено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного Постановления.
…В связи с вышеизложенным днем вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении будет являться дата поступления копии постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении, по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, либо уклонения данного лица от получения постановления».
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения, вынесенного в порядке статьи 101 НК РФ, в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В соответствии с положениями статьи 138 НК РФ:
1) жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права;
2) апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, предусмотренной в Определении от 20 января 2011 года N ВАС-11805/10, апелляционный порядок обжалования предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрения материалов проверки по существу.
В абзаце 3 пункта 46 Постановления Пленума ВАС N 57 указано, что судам надлежит исходить из того, что в случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть и в той части, в которой оно не обжаловалось.
Как написать жалобу, чтобы она убедила сотрудников вышестоящего органа отменить неправомерное решение своих коллег?
Документ, оспаривающий несправедливые действия работников фискальной службы, должен содержать:
наименование и адрес юридического лица, чьи права были нарушены;
фамилию, имя и отчество заявителя;
наименование налоговой инспекции, сотрудники которой приняли сомнительное решение;
реквизиты обжалуемого акта;
изложение позиции заявителя, его требований и оснований, по которым они выдвигаются;
удобный способ связи, который работники налоговой службы должны использовать для отправки своего ответа.
С документом по оспариванию решений налоговой службы следует обращаться в вышестоящий государственный орган. Однако статья 139 НК РФ устанавливает, что саму жалобу нужно подавать непосредственно в ту инспекцию, действия которой оспариваются. Работники этой организации перенаправят полученный документ в более высокую инстанцию в течение 3 дней с момента его получения. К жалобе они прикрепят материалы, разъясняющие их действия.
Жалобу на постановление налоговиков можно направить в письменном виде (непосредственно в здание налоговой или по почте), либо в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС.
Апелляцию может отправить сам заявитель либо его представитель. В последнем случае в пакет сопроводительных документов необходимо включить доверенность. Она подтвердит полномочия специалиста-посредника.
Если вердикт сотрудников вышестоящего органа ФНС не устроит заявителя, то он может пойти на обжалование решения налогового органа в суд. В исковом заявлении в судебную инстанцию пострадавшая сторона должна указать:
наименование и юридический адрес компании-истца;
наименование налоговой инспекции, которая приняла неправомерный акт, а также вышестоящего органа, который рассматривал апелляцию;
реквизиты решения налоговиков, которое вызвало спор;
какие правовые акты нарушило постановление налоговой инспекции и как это отразилось на интересах налогоплательщика;
какие требования в связи с этим выдвигает истец.
К исковому заявлению необходимо приложить все документы, касающиеся спорного вопроса, а также квитанцию о внесении госпошлины (она составляет 3 000 рублей).
Сроки обжалования решения налогового органа в суде — 3 месяца с того момента, как пострадавшая компания узнала об ущемлении своих интересов (то есть с того дня, как она получила решение вышестоящей налоговой инспекции по своей апелляции).
Арбитражный суд выступает в качестве независимого органа при решении споров между частными компаниями и работниками налоговой. Поэтому предприятие, права которого были нарушены, может положиться на беспристрастное отношение судей к своему вопросу.
Однако обжалование решения налогового органа в судебном порядке является менее удобным с точки зрения затрат времени и денег. Налоговое законодательство России очень сложно. В него часто вносятся новые положения и исправления.
Если дело дойдет до обжалования решения налоговой в арбитражном суде, то юристам пострадавшего предприятия придется самостоятельно изучать правовую базу и практику применения законодательных норм в налоговых спорах. Это не всегда можно сделать в сжатые сроки.
Поэтому для судебного обжалования решений налоговых органов выгодно заключить соглашение с консалтинговой компанией. Она предоставит предприятию специалиста, в чьи должностные обязанности входит оспаривание решений налоговиков. Он уже имеет опыт взаимодействия с сотрудниками ФНС и разрешения подобных конфликтных ситуаций.
✔ Возможно ли обжалование решения налоговой в суд напрямую, минуя этап подачи возражений в вышестоящий государственный орган?
Нет. Законы РФ предусматривают административное обжалование решений налоговых органов как обязательный этап. Если к судебному иску не приложить документы, свидетельствующие о подаче апелляции к налоговому органу, то спорный вопрос судом рассматриваться не будет.
✔ Что делать, если срок обжалования решения налоговой в вышестоящий орган пропущен?
Если налогоплательщик пропустил срок подачи жалобы на постановление налоговой инспекции по уважительной причине, то он может подать ходатайство о восстановлении этого срока.
✔ Можно ли провести оспаривание решений налоговой инспекции силами специалистов предприятия, без обращения к сотрудникам консалтинговой компании?
Теоретически это возможно. Шансы выиграть противостояние с государственной фискальной службой возрастают, если в пострадавшей компании работает штат юристов (часть из которых специализируется в области налогового права).
Однако на практике часто оказывается, что на предприятии нет специалиста по обжалованию решений вышестоящего налогового органа в судебной инстанции. Чтобы выиграть спор и не платить необоснованно начисленные налоги, мы рекомендуем частным компаниям пользоваться услугами профессионалов.
Дата вступления решения суда в законную силу, как правильно считать
1. Судебное решение является правоприменительным актом, которым властно подтверждается наличие или отсутствие спорного правоотношения, определяются конкретные права и обязанности сторон и других лиц, участвующих в деле. Решение суда превращает спорные правоотношения в бесспорные и обеспечивает их осуществление принудительной силой государства. Значение судебного решения состоит в том, что именем государства защищаются субъективные права и охраняемые законом интересы субъектов хозяйственной деятельности.
2. Законная сила судебного решения представляет собой совокупность его правовых свойств, состоящих в неопровержимости, исключительности, преюдициальности и исполнимости.
Неопровержимость является свойством судебного решения, согласно которому оно вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 264 АПК апелляционная жалоба возвращается, если она подана по истечении установленного срока.
Если к жалобе приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, то суд апелляционной инстанции, при наличии к тому уважительных причин, может его восстановить. В этом случае решение утрачивает свойства законной силы, и дело принимается к производству судом апелляционной инстанции.
Исключительность судебного решения означает недопустимость повторного обращения в арбитражный суд с заявлением тех же исковых требований, на том же основании, что и при первоначальном рассмотрении дела, спор по которому разрешен вступившим в законную силу решением. Возбуждение, разбирательство и разрешение арбитражным судом дела по тождественному иску не допускается.
Предъявление тождественного иска недопустимо и в том случае, когда имеется вступившее в законную силу определение арбитражного суда о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК.
Преюдициальность представляет собой такое свойство решения, которое позволяет не подвергать сомнению и повторному исследованию факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На практике чаще всего речь идет о преюдиции решения суда, вынесенного по иску о признании, для судебного решения по иску о присуждении. Признание по решению арбитражного суда права собственности на объект недвижимости препятствует оспариванию этого права по делу о признании недействительным акта регистрации права собственности на этот же объект.
Исполнимость решения арбитражного суда означает возможность принудительного осуществления. Решение исполняется после вступления его в законную силу (кроме случаев немедленного исполнения).
Свойство исполнимости присуще решениям по искам о присуждении. Решения по искам о признании не являются основанием для выдачи исполнительного листа и не требуют принудительного исполнения.
Обязательность решения представляет собой правило, в соответствии с которым решение арбитражного суда обязательно для всех государственных органов, органов управления, должностных лиц и граждан, после его вступления в законную силу на всей территории Российской Федерации.
Органы управления и должностные лица не вправе выносить постановления, которые противоречили бы вступившему в законную силу решению арбитражного суда. Все государственные органы и должностные лица обязаны совершать действия, предусмотренные судебным решением (например, выдать акт регистрации права собственности, исключить из Единого государственного реестра юридических лиц).
2. В ст. 180 АПК закреплены правила, устанавливающие время вступления в законную силу решения арбитражного суда. Оно определяется с учетом особенностей отдельных категорий дел и особого статуса Высшего Арбитражного Суда РФ, не имеющего внутри себя апелляционной инстанции.
Решение, принятое Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, вступает в законную силу немедленно, т.е. с момента его оглашения.
Решения, внесенные иными арбитражными судами, вступают в законную силу в зависимости от того, были ли они обжалованы в апелляционном порядке или нет. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
По отдельным категориям дела законодательство устанавливает специальные сроки вступления решения в законную силу. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (ч. 4 ст. 195 АПК) вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение по делу об оспаривании акта административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 5 ст. 211 АПК).
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс Российской Федерации РФ
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
ГК РФ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2
Гражданский кодекс часть 3
Гражданский кодекс часть 4
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс административного судопроизводства РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
НК РФ
Налоговый кодекс часть 1
Налоговый кодекс часть 2
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовный кодекс РФ
ФЗ об исполнительном производстве
Закон о коллекторах
Закон о национальной гвардии
О правилах дорожного движения
О защите конкуренции
О лицензировании
О прокуратуре
Об ООО
О несостоятельности (банкротстве)
О персональных данных
О контрактной системе
О воинской обязанности и военной службе
О банках и банковской деятельности
О государственном оборонном заказе
Закон о полиции
Закон о страховых пенсиях
Закон о пожарной безопасности
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Закон об образовании в Российской Федерации
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
Закон о защите прав потребителей
Закон о противодействии коррупции
Закон о рекламе
Закон об охране окружающей среды
Закон о бухгалтерском учете
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 60 (ред. от 23.04.2019)
«О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
Все документы >>>
Когда вступает в силу решение налогового органа?
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020)
«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 20.07.2020)
«Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
Все документы >>>
VIDEO
Приказ Управления делами Президента РФ от 20.08.2020 N 266
«О внесении изменений в план информатизации государственного органа на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденный приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 14.02.2020 N 43»
Распоряжение Президента РФ от 15.08.2020 N 210-рп
«О поощрении»
Указ Президента РФ от 21.06.2020 N 408
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
Все документы >>>
1. Судебное решение является правоприменительным актом, которым властно подтверждается наличие или отсутствие спорного правоотношения, определяются конкретные права и обязанности сторон и других лиц, участвующих в деле. Решение суда превращает спорные правоотношения в бесспорные и обеспечивает их осуществление принудительной силой государства. Значение судебного решения состоит в том, что именем государства защищаются субъективные права и охраняемые законом интересы субъектов хозяйственной деятельности.
2. Законная сила судебного решения представляет собой совокупность его правовых свойств, состоящих в неопровержимости, исключительности, преюдициальности и исполнимости.
Неопровержимость является свойством судебного решения, согласно которому оно вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 264 АПК апелляционная жалоба возвращается, если она подана по истечении установленного срока.
Если к жалобе приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, то суд апелляционной инстанции, при наличии к тому уважительных причин, может его восстановить. В этом случае решение утрачивает свойства законной силы, и дело принимается к производству судом апелляционной инстанции.
Исключительность судебного решения означает недопустимость повторного обращения в арбитражный суд с заявлением тех же исковых требований, на том же основании, что и при первоначальном рассмотрении дела, спор по которому разрешен вступившим в законную силу решением. Возбуждение, разбирательство и разрешение арбитражным судом дела по тождественному иску не допускается.
Предъявление тождественного иска недопустимо и в том случае, когда имеется вступившее в законную силу определение арбитражного суда о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК.
Преюдициальность представляет собой такое свойство решения, которое позволяет не подвергать сомнению и повторному исследованию факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На практике чаще всего речь идет о преюдиции решения суда, вынесенного по иску о признании, для судебного решения по иску о присуждении. Признание по решению арбитражного суда права собственности на объект недвижимости препятствует оспариванию этого права по делу о признании недействительным акта регистрации права собственности на этот же объект.
Исполнимость решения арбитражного суда означает возможность принудительного осуществления. Решение исполняется после вступления его в законную силу (кроме случаев немедленного исполнения).
Свойство исполнимости присуще решениям по искам о присуждении. Решения по искам о признании не являются основанием для выдачи исполнительного листа и не требуют принудительного исполнения.
Обязательность решения представляет собой правило, в соответствии с которым решение арбитражного суда обязательно для всех государственных органов, органов управления, должностных лиц и граждан, после его вступления в законную силу на всей территории Российской Федерации.
Органы управления и должностные лица не вправе выносить постановления, которые противоречили бы вступившему в законную силу решению арбитражного суда. Все государственные органы и должностные лица обязаны совершать действия, предусмотренные судебным решением (например, выдать акт регистрации права собственности, исключить из Единого государственного реестра юридических лиц).
2. В ст. 180 АПК закреплены правила, устанавливающие время вступления в законную силу решения арбитражного суда. Оно определяется с учетом особенностей отдельных категорий дел и особого статуса Высшего Арбитражного Суда РФ, не имеющего внутри себя апелляционной инстанции.
Решение, принятое Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, вступает в законную силу немедленно, т.е. с момента его оглашения.
Решения, внесенные иными арбитражными судами, вступают в законную силу в зависимости от того, были ли они обжалованы в апелляционном порядке или нет. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
По отдельным категориям дела законодательство устанавливает специальные сроки вступления решения в законную силу. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (ч. 4 ст. 195 АПК) вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение по делу об оспаривании акта административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 5 ст. 211 АПК).
Инспекторы ушли, выдав на руки свой акт, значит теперь пришло время для определения дальнейшей судьбы налогоплательщика – «казнить» или «миловать».
Условно рассмотрение материалов контрольных мероприятий включает в себя:
Извещение предпринимателя о месте и дате рассмотрения итогов контроля.
Ознакомление налогоплательщика с документацией, собранной в рамках проверочных мероприятий.
Непосредственно само рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем (или заместителем) инспекции.
Вынесение решения по итогам разбирательств.Каждый из этих этапов досконально регламентирован правовыми нормами и отшлифован многолетней практикой.
Все документы, исходящие в адрес предпринимателя, подписываются руководящим лицом (или заместителем). Также происходит в этом случае:
Руководитель заранее ставит вас в известность о том дне, когда состоится процедура рассмотрения материалов по акту контроля. К этому обязывает п. 2 ст. 101 НК. Такая мера дает вам фактическую возможность собрать доказательства своей правоты, и, вооружившись ими, заранее подготовиться к делу.
Указанную обязанность фискалы выполняют путем:
Подготовки извещения по соответствующим формальным требованиям. Обязательные компоненты документа прописаны в приказе ФНС за № ММВ-7-2/[email protected] В нем указываются время, дата и место, где состоится заседание по рассмотрению материалов налоговой проверки, ФИО (наименование) предпринимателя, другие обстоятельства проверочных мероприятий, ФИО и должность лица, направившего документ.
Доставки служебной корреспонденции и вручения проверяемому лицу (или его представителю) лично под роспись. Если организовать вручение прямо в руки не получается, то налоговики вправе прибегнуть к техническим методам (выслать заказным письмом, телеграммой, по факсу или электронной почте и т. д.). Главное здесь убедиться в том, что человек действительно получил именную почту.
Заказная корреспонденция фискальной службы с датой, когда планируется рассмотрение материалов налоговой проверки, регистрируются в почтовом отделении с выдачей соответствующего квитка. Далее курьер вручает налогоплательщику именную почту, взамен получая от него расписку о получении, которая в дальнейшем подтверждает факт вручения.
Надо отметить, что перечисленные способы уведомления, кроме личного извещения, вполне могут стать предметом споров. Если предприниматель при рассмотрении материалов по акту контроля сможет посеять зерно сомнения в том, что получал уведомление, то заседание будет отложено.
Уведомление надлежащего лица. Здесь говорится о том, что получить извещение может только тот человек, в отношении которого проводились контрольные мероприятия. Если это по тем или иным причинам невозможно (налогоплательщик уехал или физически ограничен в действиях), то на замену ему понадобится другой человек со специальной доверенностью (представитель).
Представителем лицо может стать по закону или в силу оформления полномочий. К законным представителям предприятия относятся директор, профильный заместитель. Иные сотрудники могут быть представителями в том случае, если на них была выписана директором специальная доверенность. К примеру, руководитель филиала или главбух лишены права выступать имени проверяемого предприятия до тех пор, пока на них письменно не возложат такие обязанности
Представителем индивидуального предпринимателя может стать любое лицо, которому он всецело доверяет и выдал в подтверждение этого нотариально заверенную доверенность.
Таким образом, фискалы на этом шаге обязаны проверить паспорт налогоплательщика и сверить ФИО и личность. Когда сомнений не останется, только потом они вручают ему именную бумагу. Если этого сделано не было, значит у налоговиков есть все шансы промахнуться и нарушить существенное условие рассмотрения материалов налоговой проверки.
Игнорирование инспекторами перечисленных существенных положений грубо попирает права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, а именно, не дает ему защититься от фискальных притязаний. Зная это, завтра легко будет отклонить их претензии в любом органе.
Как обжаловать решение налогового органа
До того, как вся собранная документальная информация по проверке будет оценена, вы вправе прийти в налоговый орган и подать заявление в письменном виде о том, что желаете изучить необходимые документы. На своей заявке обязательно проставьте входящий штампик в канцелярии. Завтра это сыграет в вашу пользу и докажет, что со своей стороны вы принимали меры защиты.
В течение двух дней налоговики обязаны предоставить вам условия для изучения документов: проводить в кабинет, обеспечить доступ к нужным сведениям. В ходе ознакомления можно делать выписки, снимать копии и иным способом фиксировать и сохранять нужную информацию.
Не поддавайтесь на уговоры инспекторов изучить документальные сведения за день или два до заседания — так вы не успеете полноценно подготовиться к нему. Чтобы составить мотивированные возражения нужно потратить на это много времени, перелопатить море литературы и законов, посмотреть в сети обзоры и существующую практику. Только в этом случае можно надеяться на благоприятный исход дела.
Если в вашем случае проводились дополнительные мероприятия налогового контроля (сокращенно ДМНК), то по их окончании есть еще 10 дней на анализ документации и направление возражений по проведенным ДМНК. В силу того, что по их итогам не составляется полноценный акт, фискалы зачастую не считают нужным предоставлять его на обозрение налогоплательщику, хотя именно они порой вносят заметный вклад в дело и меняют ход событий не в пользу предпринимателя.
Пунктом 6 ст. 100 НК предпринимателю дан один месяц на то, чтобы он внес свои письменные возражения на акт контроля. Эта хорошая возможность для налогоплательщика опровергнуть на бумаге доводы фискалов и привести против них весомые аргументы. Подкрепите их серьезными доказательствами, чтобы не быть голословным. Подвергнуть сомнениям допускается как весь документ контроля, так и его отдельные пункты.
Указанный срок начинает течь со дня, когда предпринимателем было получен на руки акт контроля, вплоть до даты заседания по рассмотрению материалов налоговой проверки. Свои письменные возражения следует зарегистрировать во входящем журнале в налоговом органе. Если организовать личное вручение не получается, то воспользуйтесь почтовой связью.
При этом учтите неторопливость российской почты, просчитайте сроки доставки и удостоверьтесь в том, что ваша корреспонденция доставлена адресату. В противном случае, не получив от вас весточки, налоговики займутся рассмотрением материалов налоговой проверки без их учета.
Таким образом, из логики законодателя следует, что фискалы обязаны не только ознакомить предпринимателя со всей касающейся его информацией, которая может нанести ему материальный ущерб, но и опровергнуть их притязания. Важно то, что впоследствии доказать то, что они приняли все меры к этому, надлежит самим инспекторам.
После того, как фискалы провели всесторонний анализ и оценку материалов по акту контроля, председательствующий решает наказать нарушителя или оправдать его. Форма решения налоговиков определена приказом ФНС за № ММВ-7-2/[email protected] и состоит из трех частей:
Вводной. Здесь излагаются общие положения (сведения об участниках, фискальном органе, предмете, сроках проверки).
Описательной. В ней указываются выявленные нарушения, излагаются все факты и аргументы, ваши доводы, итоги проверки этих доводов, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Резолютивной. Именно здесь содержится волевое решение фискалов: привлечь вас к ответственности или отказать в этом. В первом случае, они прописывают размеры недоимки, пени и штрафов, дополняя их своими предложениями по исправлению недостатков в работе, корректировке тех или иных сведений.
Один из двух экземпляров решения по результатам налоговой проверки вручается налогоплательщику лично. Если такое невозможно, то высылка документа организуется электронным способом. В этом случае оно считается доставленным, когда на руки налоговиков поступит электронная квитанция о приеме корреспонденции.
Если нарушитель не согласен с выводами фискалов, он может обжаловать документ в месячный срок.
Налогоплательщику дается один месяц на то, чтобы попытаться отменить незаконное решение. Об этом говорит п. 9 ст. 101 НК. Этот срок начинает течь с того дня, как он получил на руки правовой акт.
Если документ направлялся вам заказной почтой, то шестой день со дня отправки корреспонденции считается отправной точкой отсчета вышеуказанного срока.
Если вы не согласны с выводами первого налогового органа, то подаете так называемую апелляционную жалобу. Суть этого документа — обжалование решения, не вступившего в законную силу. Апелляционное обжалование — обязательная часть досудебной процедуры. При реализации этого сценария возможны три варианта развития событий:
Вышестоящий орган оставляет вашу жалобу без рассмотрения. Такой нежелательный исход дела приведет к тому, что первоначальное решение обретет законную силу и вам придется платить все те суммы, что там указаны.
Вышестоящий орган отменяет первоначальное решение и взамен принимает новое. В этом случае день его вынесения также будет считаться и днем вступления в силу.
Первоначальное решение вступает в силу не полностью, то есть в той части, что не отменена вышестоящей инстанцией и не обжалована налогоплательщиком.
Вы сдаете свою жалобу в тот орган, который первый раз рассматривал ваше дело. Затем последний в 3-х дневный срок обязан перенаправить ее со всей документацией в вышестоящую инстанцию.
Вконтакте
Facebook
Google+
Одноклассники
Похожие записи: