- Налоговое право

Какие критерии обязательного аудита для малых предприятий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие критерии обязательного аудита для малых предприятий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляет и публикует Минфин России. В 2020 году список приведен в информации ведомства от 16.01.19 № ИС-аудит-27.

Согласно изменениям в перечне, общее количество случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год составило 73 (в 2017-2018 гг. – 71). Актуальный перечень включает следующие новые случаи обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО “Почта России”.

Перечень приведен выше (можно скачать бесплатно).

Какие критерии обязательного аудита для малых предприятий

Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.

С 6 августа 2017 года компании должны по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.

Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.17 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.

В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.

Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.

Расскажем, что представляет собой обязательный аудит для ООО в 2020 году.

Итак, если общество отвечает перечисленным выше критериям, то проверка аудиторами бухгалтерской или финансовой отчетности обязательна в 2020 году. Проверке подлежит соответствие всей документации действующим нормативам и правилам. В процессе ревизии можно выявить ошибки и привести бухгалтерию в порядок.

Привлечь к проведению аудита ООО вправе любую независимую аудиторскую компанию, имеющую соответствующую лицензию.

Если ООО создано недавно, например работает первый год, то аудит проводить не надо, так как пока отсутствуют необходимые показатели. Если же выручка или активы превышают суммовые лимиты на конец года, то дата создания организации уже не имеет значения – аудит обязателен.

Правила по определению отчетного периода для ООО определены ч.2, 3 ст. 15 Федерального закона от 06.12.11 № 402.

Этапы аудита ООО:

  1. Организация аудита. Проверяющие изучают финансовую и хозяйственную деятельность ООО. Составляется и согласовывается общий план и программа проверки. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки.
  2. Сбор данных. Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу.
  3. Завершение проверки. Анализируются и обобщаются собранные в ходе проверки данные. Составляется аудиторское заключение

По завершении проверки надо представить экземпляр отчетности и заключение в Росстат. Если обязательного аудита еще не было, то сдать заключение надо в течение 10 рабочих дней после даты на документе, но не позднее 31 декабря 2020 года (см. Сроки сдачи отчетности в 2020 году).

Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за 2016 год в полном объеме, со всеми приложениями. Бухгалтерский учет ведется по обычному плану счетов, без упрощений. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию на 31.12.2015. Соответственно, бухгалтерская финансовая отчетность за 2016 год подлежит обязательному аудиту. Организация не провела аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет ПБУ 18/02 и т.д.). ООО не обязано публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Какая ответственность установлена в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены. Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ.

Не установлено прямой ответственности и за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено. Тем не менее, указанные нарушения могут повлечь негативные последствия вследствие непредставления аудиторского заключения, непредставления отдельных форм отчетности в налоговый орган и (или) в орган государственной статистики, представления такой отчетности в неполном или искаженном виде, а также если упрощенные способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов.

Указанные нарушения могут являться основанием для привлечения организации и (или) ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование вывода:

1. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, далее – Закон N 307-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон об ООО) аудиторская проверка ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее – Закон N 402-ФЗ).

Обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью предусмотрена только для обществ, публикующих свою отчетность (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее – Закон N 357-ФЗ) с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности ООО за 2016 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2017 года.

В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 по делу N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).

Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2017 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, а потому представлять его в налоговую инспекцию вместе с годовой отчетностью не нужно (ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ , Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

В Росстат заключение, полученное по результатам обязательного аудита, представить необходимо. Сделать это нужно вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи такой отчетности в Росстат аудиторская проверка еще не завершена, то досдать аудиторское заключение в орган статистики нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря ( ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Информация об итогах обязательного аудита, согласно п. 6 ст. 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307, должна быть опубликована на Федресурсе — портале, содержащем сведения о юридически значимых фактах различного характера. Сведения в реестр вносят сами субъекты экономической деятельности (предприятия, организации любых организационно-правовых форм, ИП и пр.).

Сообщение, публикуемое на Федресурсе, должно содержать следующие сведения:

  • информацию об аудируемой компании: наименование, ИНН, ОГРН;
  • информацию о том, кто проводит аудит: наименование аудиторской организации или Ф. И. О. аудитора, ИНН, ОГРН (для организации) или СНИЛС (для аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводилась проверка, и период, который охватывался проверкой;
  • мнение аудитора о достоверности проверенной им отчетности и фактах, которые могут оказать существенное влияние на правдивость приведенной в ней информации;
  • дату составления аудиторского заключения.

Публикация аудиторского заключения в 2018 году должна быть осуществлена в течение 3 дней с момента завершения аудита (п. 3.1 гл. III порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 № 178). Сведения могут быть представлены только в электронном виде (п. 5 ст. 7.1 ФЗ № 129), при этом подлинность каждого передаваемого сообщения удостоверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Административное законодательство предусматривает возможность привлечения организации к ответственности за несоблюдение правил предоставления информации для ее публикации в электронном реестре. Положениями ч. 7 и 8 ст. 14.25 КоАП РФ предусматриваются следующие штрафы/санкции для ответственных должностных лиц за данное нарушение:

  • 5–10 тыс. руб. — при однократном нарушении;
  • 10–50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет — при повторном.

Малое предприятие и обязательный аудит:

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам
3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов
4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей
5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей
6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

Обязательный аудит – это проверка всех бухгалтерской и финансовой отчётности компании, которая происходит ежегодно. Среди тех, кто должен проводить обязательный аудит, есть либо аудиторские организации, либо отдельные индивидуальные аудиторы с квалификационным аттестатом. Подробнее об этом можно прочесть в Федеральном законе 307, доступном к ознакомлению по ссылке.

Также ещё одно из требований к обязательному аудиту состоит в том, что только аудиторские организации могут проводить проверку, если компания является:

  • Государственной компанией.
  • Негосударственным пенсионным фондом.
  • Организацией, не менее 25% процентов которой имеет государство.
  • Кредитные и страховые компании.

Аудиторская проверка производится согласно российскому законодательству, а также в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Целями обязательного аудита признаются:

  1. Выражение мнения о достоверности данных в финансовой и бухгалтерской отчётности.
  2. Выявление ошибок учёта.
  3. Анализ бизнеса – выявление рисков, факторов развития, разработка рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

Последний пункт особенно важен, так как бизнес-рекомендации также входят в окончательное заключение, поэтому мнение в этой части должно быть выстроено корректно и взвешено, чтобы избежать неправильной трактовки.

Обязательный аудит по ежегодному плану проходят все компании, которые:

  • Занимаются видом деятельности, затрагивающим интересы третьих лиц.
  • Имеют высокие финансовые показатели. То есть на малые фирмы обязательность выполнения правил не распространяется и они не подпадают под проверку, пока не дорастут до нужных условий.

Основные критерии обязательного аудита, его порядок, а также какие предприятия подлежат обязательному аудиту, регулируется Федеральным законом 307 (статья 5). Так, аудит обязаны пройти:

АО (акционерные общества).

Публично-правовые организации.

Госкомпании, корпорации, ФГУП.

Организации, связанные с определённым видом деятельности:

  • Банки, кредитные и микрофинансовые организации.
  • Страховые и клиринговые компании.
  • Негосударственные пенсионные и иные фонды.
  • Участники рынка ценных бумаг и его организаторы.
  • Управляющие компании в акционерных инвестиционных фондах.
  • Политические партии (при запросе).

Организации, ценные бумаги которых допущены к торгам.

Компании, представляющие сводную бухгалтерскую отчётность.

Также критерием обязательного аудита является финансовая составляющая. Юридические лица, стоимость активов которых за прошлый год составила от 60 миллионов рублей, а балансовый объём выручки получился от 400 миллионов рублей.

Ещё под критерии проведения обязательного аудита подходят следующие моменты:

  • В частом сотрудничестве с фирмами, которые относятся к однодневкам.
  • Ведении налоговой политики с большими рисками.
  • Отказе от предоставления информации о своём местоположении.

Если объект подпадает хотя бы под один из указанных признаков, есть большая вероятность, что её могут проверить.

После определения, кто попадает под обязательный аудит, нужно понять, как проводится контроль. А провести аудиторскую проверку не так просто, как кажется изначально. Это масштабный и трудоёмкий процесс, включающий в себя следующие шаги:

Планирование и подготовка. Сначала разрабатывается тактика обязательного аудита, его график и программа, которая обязательно обсуждается с владельцем организации. Собирается аудиторская группа, которая осуществляет проверку. Аудиторам налаживают связь со всеми подразделениями компании, представляют исчерпывающую информацию о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.

Аудиторская проверка. На этом этапе происходит сбор всех необходимых данных и их анализ. Специалист проверяет все первичные и уставные документы, данные расчётов, учётная политика компании. На соответствие требованиям законодательства проверяется и вся бухгалтерская документация, в том числе и валюта баланса. Составляется список рекомендаций, согласно которым нужно будет устранить недочёты. Закон обязывает передать рекомендации и подробные отчёты об ошибках руководству организации.

Аудиторское заключение. Вся собранная и проанализированная информация становится базой для составления аудиторского мнения о достоверности финансовой отчётности. Главный итог организованной проверки, аудиторское заключение, может быть одного из двух типов:

  • Немодифицированное – составляется, если к компании нет нареканий, и её бухгалтерская отчётность соответствует реальному положению дел.
  • Модифицированное – когда отчётность содержит необоснованные искажения данных. Тогда аудитор может выдать мнение с оговоркой, отрицательно мнение или вовсе отказаться от подведения итогов. По правилам, перед вынесением заключения аудитором организация имеет право исправить все ошибки, если их мало и они небольшие.

Подача заключения в Росстат. С января 2014 года все организации, которые проходят аудиторскую проверку, отправляют результаты этого процесса в статистику. Делается это в момент подачи годовой бухгалтерской отчётности.

Сейчас в России не так много компаний получают модифицированные заключения. Всего около 1% из проходящих обязательный аудит получают отрицательное мнение или отказ. Почти 80% проходят аудиторские проверки успешно.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Меры наказания за отказ в осуществлении аудиторской проверки есть, но прямо в законе они не прописаны. Сначала организации будет отказано в принятии бухгалтерской отчётности за год. А так как она не будет сдана, это приведёт к административному штрафу до 20 000 рублей.

Небольшие штрафы могут быть наложены и за то, что вместе с отчётностью не предоставлены результаты обязательного аудита.

Недавние изменения в законодательстве открыли ещё одну возможность организациям получить штраф – данные проведённого обязательного аудита должны быть в открытом доступе. Руководителя компании могут дисквалифицировать и заставить его выплатить штраф до 50 000 рублей.

Санкциям может быть подвергнут и тот, кто проводил контроль. Согласно Кодексу по Административным Правонарушениям, наказание может быть назначено за:

  • Недостоверные данные в заключении.
  • Убытки из-за некачественного отчёта об аудиторской проверке.

Также для тех, кто проводит обязательный аудит, готовится законопроект об уголовной ответственности за серьёзные правонарушения.

Аудиторская проверка, проводящаяся по новым правилам, несёт в себе как положительные, так и отрицательные черты.

Говоря о первых, стоит сказать о прозрачности работы предприятий, что несомненный плюс – риск внутренних нарушений снижается, потенциальные партнёры и инвесторы могут оценивать успешность работы с тем или иным юридическим лицом.

Обязательный аудит в 2019 году претерпел некоторые изменения, которые компании должны учитывать в своей производственной деятельности. В этой статье мы рассмотрим критерии обязательного аудита в 2019 году для ООО и компаний других форм собственности, а также рассмотрим изменения, которые уже действуют и которые только могут вступить в силу.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Законом установлено ограничение, что любая компания должна пройти аудиторскую проверку до 31 декабря года, следующего за отчётным.

То есть если мы говорим об аудиторской проверке за 2018 год, пройти её нужно до 31 декабря 2019 года. Однако большинство компаний старается сделать это ещё до сдачи отчётности в налоговую, то есть до 1 апреля.

Аудит может проводится как аудиторской компанией, так и индивидуальным аудитором. Само собой, если речь идёт о крупной компании, один аудитор не потянет такой объем работы, поэтому предпочтительнее поручать проверку аудиторской фирме, однако в законе это не установлено.

Единственное ограничение, которое действительно прописано в законодательстве – это то, что государственные компании (или компании, доля государственной собственности в которых превышает 25%) не могут пользоваться услугами индивидуальных аудиторов.

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Законом установлено ограничение, что любая компания должна пройти аудиторскую проверку до 31 декабря года, следующего за отчётным.

То есть если мы говорим об аудиторской проверке за 2019 год, пройти её нужно до 31 декабря 2020 года. Однако большинство компаний старается сделать это ещё до сдачи отчётности в налоговую, то есть до 1 апреля.

Обязательный аудит на то и обязательный, что невыполнение данного требования может повлечь за собой массу штрафов, оснований для этого есть несколько:

  1. Компания не представила аудиторское заключение в Росстат за положенный срок. В таком случае должностное лицо будет оштрафовано на сумму 300-500 рублей. С юридического лица могут взыскать 3-5 тысяч рублей штрафа. Дополнительно могут оштрафовать за то, что бухгалтерская отчётность была представлена не полностью.
  2. Акционерное общество не опубликовало аудиторское заключение на официальном сайте в установленные сроки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30-50 тысяч рублей и дисквалифицировать на 1-2 года. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 700 тыс. до 1 млн. рублей.
  3. Компания не внесла информацию о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юр. лиц (или внесла, но несвоевременно). За просрочку или невнесение данных сведений полагается штраф в размере 5-50 тысяч рублей.
  4. Компания нарушила сроки хранения аудиторского заключения. То есть при проведении выездной налоговой проверки фирма не смогла показать аудиторские заключения за последние 5 лет. В таком случае может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ предусматривает понятие аудиторской тайны. Согласно статье 9 упомянутого закона, любая информация, полученная в ходе проверки, является аудиторской тайной и не может быть разглашена третьим лицам (если только фирма сама не разгласила эти сведения). Однако с 2019 года это понятие претерпело некоторые изменения. В Налоговом Кодексе появилась статья 93.2, которая разрешает налоговым органам запрашивать у аудитора сведения, полученные в результате проверки.

Иными словами, допустим, налоговая инспекция подозревает, что компания не уплачивает налоги и скрывает какое-то имущество, являющееся налоговой базой. Она запрашивает эти сведения у налогоплательщика, но тот отказывается предоставлять их. В такой ситуации налоговая инспекция может затребовать эти сведения у аудитора, и он должен будет предоставить эту информацию в течение 10 дней.

Если по сведениям, имеющимся у ФНС по состоянию на 1 июля 2020 года, налогоплательщик перестал соответствовать критериям малого и среднего предпринимательства (например, доход превысил допустимое значение), то он будет исключен из реестра субъектов МСП с 10 августа 2020 года. Об этом сообщила ФНС в письме от 22.05.20 № СД-4-3/[email protected]

В пункте 5 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сказано, что организации и ИП подлежат исключению из реестра МСП 10 агуста текущего календарного года в случае, если они:

  • не представили сведения о среднесписочной численности работников;
  • не представили налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
  • не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ.

При сдаче в ИФНС бухгалтерской отчетности по упрощенным формам каким-либо образом подтверждать статус малого предприятия не нужно. Но необходимые сведения налоговики могут запросить дополнительно. В том числе в ходе налоговой проверки. При этом важно понимать, что контролирующие органы и без участия плательщика могут собрать информацию о том, к какой категории он относится. Поэтому, если ваше предприятие не признается малым предприятием по критериям, сдавать ту же бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам не стоит, сдавать нужно общие формы учета.

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП, то сведения о нем в Реестре не содержатся.

Обязательный аудит — основные критерии в 2018 году — все о налогах

Ведение бизнеса, любой коммерческой деятельности подразумевает отчетность. Это касается бухгалтерской, а также налоговой. Но важно отметить, что процесс проверки имеет ряд особенностей.

В первую очередь нужно ознакомиться со всеми нормами законодательства. Это позволит не допустить стандартных ошибок.

Отчетность проверяется достаточно подробно. Причем таковая обязательно подразумевает соблюдение законодательных норм – в соответствии с которыми осуществляется составление отчетности.

Большая часть проблем имеет место как раз в силу непонимания гражданами режима, в котором осуществляется работа предприятия.

Юридическая подкованность позволяет избежать многих проблем. Ошибки в отчетности, выявляемые уже в последствии при аудите, имеют место как раз в силу незнания законодательства.

Под аудитом, как правило, подразумевается деятельность по поводу проверке бухгалтерской отчетности, налоговой в коммерческой деятельности.

Основная черта проведения подобной проверки – это как раз полная независимость. Аудит может применяться:

  • к индивидуальным предпринимателям;
  • коммерческим предприятия – малого, среднего и крупного бизнеса;
  • в иных сферах, где затрагивается каким-либо образом финансовая составляющая.

Важно заметить, что существует множество разновидностей аудита. На некоторые критерии он делится в зависимости от назначения.

Пользователями финансовой отчетности, как правило, являются следующие лица:

  • инвесторы, а также их представители;
  • непосредственно сотрудники, иные заинтересованные лица;
  • заимодавцы – если дело касается кредитной деятельности;
  • подрядчики, поставщики;
  • покупатели, заказчики на предприятии;
  • органы государственной власти;
  • иные.

Основное назначение процесса аудита – это проверка достоверности формируемой отчетности, объективности.

В таком случае могут возникнуть некоторые проблемы в законом. Зачастую причиной «мухлежа» становится желание уйти от налогов.

Но нужно отметить, что подобного рода решения подразумевают ответственность уголовного характера. Важно заметить, что сам аудит бывает различного типа.

Согласно практике, имеющей место за пределами Российской Федерации, его обычно делят на следующие основные разновидности:

Финансовый При проведении подобного проводится оценка отчетности бухгалтерской
Операционного характера Проведение процедур касающихся ведения хозяйственной деятельности, оценка производительности предприятия
Проверка соблюдения Норм законодательства
Специальный Проверка надежности представленной информации

В свою очередь аудит может иметь место иной, применяющийся в практике на территории РФ:

Аудит финансовой деятельности Процесс проверки оценки деятельности финансового характера
Аудит для проверки соблюдения налогового законодательства Осуществляется расчет размера налоговых отчислений, которые имеют место в данной отрасли
Соответствие требований на определение правильности Отчетности хозяйственной деятельности
Ценового характера Обоснованность установленной стоимости конкретного заказа

В свою очередь аудит может быть различных типов по характеру самой проверки:

  • независимого характера;
  • государственного типа;
  • внутренний.

В законодательстве вопрос аудита также рассматривается достаточно подробно. В зависимости от того, что именно является причиной проведения, разделяется на следующие типы:

  • обязательный;
  • инициативный.

Сегодня существует специальный законодательный документ – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В нем перечисляются помимо требований к проведению аудита случаи, когда процесс проведения подобного строго обязателен. Проверка, проводимая в таком случае, является как раз обязательным аудитом.

Инициативный – не являющийся обязательным в конкретном случае, но все равно требуемый на предприятии.

Помимо обозначенных выше моментов существует ещё ряд нюансов, с которыми связано проведения подобного рода отчетности. Со всеми тонкостями, особенностями важно предварительно ознакомиться.

Проверка фактически может быть назначена на любом предприятии. Отдельно нужно отметить ситуации, когда аудит проводится в обязательном порядке.

Рассматривается вопрос в ст.№5 Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.08 г. «Об аудиторской деятельности».

П.1 данного раздела включает следующие основные позиции:

  • если организационная форма конкретного предприятия – акционерное общество;
  • ценные бумаги предприятия были допущены к проведению торгов;
  • само предприятие является кредитной компанией – либо относится к группе предприятий, которые подпадают под аналогичные правила;
  • если в результате проведения коммерческой деятельности объем выручки составляет 400 млн. рублей и более того – за целый год;
  • имеет место раскрытие бухгалтерской отчетности;
  • имеются иные основания, предусмотренные федеральным законодательством.

Со всеми тонкостями процедуры важно разобраться. Кроме того, аудит должен быть обязательно назначен в случае, если проводится ликвидация предприятия.

Процесс банкротства подразумевает проверку достоверности всех финансовых процедур, важно отметить все основные тонкости такового. Обычно назначается кризисный управляющий.

Определяется величина такового в КоАП РФ. размер выручки, как правило, влияет на процесс проведения аудита. Важно все таковые моменты изучить в законодательстве.

Видео: годовая бухгалтерская отчетность

Особенно это касается ситуаций, когда аудит обязательно должен проводиться, без каких-либо исключений. Полный перечень обстоятельств отражается в законодательстве.

Основным нормативным документом, определяющим процесс проведения аудита для компаний различного типа, является Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.08 г. «Об аудиторской деятельности».

Он включает в себя достаточно широкий перечень различных нормативных документов. Основные статьи проработать содержимое желательно:

ст.№1 Аудиторская деятельность
ст.№2 Определяет полный перечень нормативных актов, которые осуществляют регулирование соответствующей деятельности
ст.№3 Организация, которая проводит аудит, основные требования к таковой
ст.№5 Что такое аудит обязательного характера

Стоит отметить, что лица, которые занимаются проведением аудита, обязаны осуществлять его не просто в рамках закона. Но и сами быть квалифицированными специалистами.

Момент этот затрагивается в законодательстве. Ст.№7 определяет, как именно и в каком формате должна проводиться аудиторская деятельность.

Квалификационный аттестат – также важный момент, он рассматривается как основание для проведения процедуры определенным специалистом. Он должен быть действительным, иное попросту не допускается.

Ст.№11 – это специальный документ, который определяет все основные моменты. Все важные тонкости, нюансы нужно будет разобрать заранее.

Знание нормативной документации позволит не допустить ошибок, а также самостоятельно осуществлять контроль выполнения всех требований норм законодательства.

Со всеми ними нужно будет внимательно ознакомиться. Это позволит избежать проблем. Отдельно нужно отметить, что процедура данная осуществляется разными способами.

Только так можно не допустить стандартных ошибок, которые имеют место в таких случаях. Нередко организация допускает ошибки непреднамеренно, достоверность данных проверяется и выявляются несоответствия.

Штраф в таком случае все равно назначается. Потому компаниям, особенно крупным, важно ознакомиться со всеми организационными моментами касательно составления отчетной документации.

Обязательный аудит, который должен проводиться в соответствии со ст.№5 Федерального закона «Об аудите», имеет определенные критерии.

К таковым относится в первую очередь следующее:

Основные критерии Базовые условия
Выбранная организационно-правовая форма предприятия В АО; Кредитная компания; БКИ; РЦБ – профессиональный участник; Страховая компания; Компания клиринговая; Общество взаимного страхования; Организатор торговли; Пенсионный фонд негосударственного характера; Акционерный фонд – инвестиционный;Управляющая компания
Имеет место обращение ценных бумаг Допущены таковые к торговле
Выручка от продажи продукции Допущение в проведению торгов
Сумма активов Составляет более чем 60 млн. рублей

Штрафы за непроведение обязательного аудита

С Законом об аудиторской деятельности, как и с любым другим подобным документом, лучше всего работать на порталах правовой информации. Так, на портале “Консультант” актуальная редакция закона приведена по этой ссылке.

Крупные серьезные порталы, которые специализируются на публикации законодательных актов, всегда поддерживают их в актуальном состоянии. Все изменения, которые вступают в силу, немедленно появляются в тексте. Таким образом, на порталах “Консультант”, “Гарант” и т.п. вы всегда сможете работать с действующими нормами.

Подлежащие организации, которые попадают под критерии и основания для проведения финансовой проверки должны быть акционерными обществами.

Кроме того, проводиться он в должном виде обязан на экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах на фондовых биржах.

Попадает под основания для проведения и кредитные организации, и страховые компании, и некоторые другие фонды, выделенные ФЗ №307.

Непроведение данной процедуры контроля может сопровождаться штрафом и другими санкциями. Поэтому если ваша компания удовлетворяет критериям, проверка отчетности и деятельности в любом случае проводиться должна. Касается это и тех организаций, которые публикую сводную бухгалтерскую отчетность (ст 5. 307-ФЗ).

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона <О бухучете˃ № 402-ФЗ):

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Критерии обязательного аудита с примером 2019

Обязательный аудит требуется для многих предприятий — полный список условий описан в законодательстве. К ним, например, относятся объем выручки более млн руб. Есть и другие случаи, когда аудит обязателен. Если ваша компания подпадает под один из этих критериев, позвоните нам или оставьте заявку на оказание услуги в форме обратной связи.

Аудиторское заключение пример пользователя существенность информации – это критерий, определяющий вид заключения специалиста- аудитора.

Не все общества с ограниченной ответственностью обязаны проводить аудит отчетности по итогам года. Смотрите в таблице полный перечень организаций, которые должны проводить аудит в году и общие критерии обязательного аудита для ООО. Критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от Если по результатам года хотя бы один из этих критериев выполнен, аудит для ООО в году обязателен. Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии п. Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение аудита. Чиновники планируют изменить в году критерии проведения аудита. При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности.

Введение Сфера применения настоящего стандарта 1. Настоящий стандарт устанавливает обязанности аудитора при согласовании условий аудиторского задания с руководством и, если уместно, лицами, отвечающими за корпоративное управление. Также рассматривается установление наличия некоторых обязательных условий для проведения аудита, обязанности по обеспечению которых возложены на руководство и, когда это уместно, на лиц, отвечающих за корпоративное управление. Дата вступления в силу 2.

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия.

В России созданы условия для деградации и дискредитации самого института независимого аудита. Почему правительство РФ упорно не хочет освободить малые предприятия от проведения обязательного аудита? Он обращает внимание защитников прав предпринимателей на возможное стократное увеличение штрафов за непредоставление аудиторского отчета. Пороговое значение выручки, после которого аудит становился обязательным, составляло в то время всего 50 млн. Но, как известно, строгость российского законодательства компенсируется необязательностью его выполнения. Малый бизнес, подпадающий под обязательный аудит, зачастую просто уклонялся от его проведения.

В году немало компаний должны проводить обязательный аудит финансовой отчетности. Читайте, кто именно подлежит обязательному аудиту, какова ответственность за непроведение и как выбрать правильного аудитора. Аудиторская проверка — мероприятие, позволяющее компании оценить, насколько правильно составляется ее бухгалтерская отчетность, рассчитываются налоги и т. Кроме того, она позволяет руководству оценить финансовое положение дел его фирмы. В некоторых случаях руководители сами назначают внутреннюю или внешнюю проверку. Например, перед реструктуризацией, продажей, слиянием фирмы, иногда это может быть требованием кредитной организации. Часто провести аудит требуют иностранные фирмы у своих российских подразделений. Но есть и организации, попадающие под обязательный аудит согласно законодательству.

Что в году являет собой обязательный аудит для ООО? Обязательному аудиту организация подлежит если это: акционерное общество . Пример чек-листа для внутреннего аудита в формате excel, читайте здесь. Все про . На ту же тему. Какие нужны критерии обязательного аудита в году.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2018 году

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту! Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита.

Последствия Непроведения Обязательного Аудита В 2019 Году

По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская финансовая отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской финансовой отчетности — аудит. По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение. Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской финансовой отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица ст. Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью.

Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой бухгалтерской отчетности.

Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу. Конституционный Суд Российской Федерации постановил: 1. Постановление Конституционного Суда РФ от Если Вам будут говорить, что данное Постановление применимо только к воспитателям, то не слушайте, а если уволят — идите в суд. Отпуск может быть поделен на части только с Вашего согласия.

Обязательным аудит – комплекс мероприятий, проводимых для установления факта достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации. В ходе процедуры аудитор выясняет, выполняет ли компания требования законодательства или уклоняется от них.

Сама процедура проведения обязательного аудита регламентируется Федеральным законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года.

Там же дается перечень критериев, с помощью которых организации могут самостоятельно определить, нужно ли им проводить аудит.

Однако здесь могут возникнуть некоторые сложности, так как кроме Федерального закона есть и другие нормативно-правовые акты, которые необходимо брать во внимание (приказы Минфина, постановления Правительства).

Важно: начиная с 2017 года, обязательный аудит проводится в строгом соответствии с действующими Международными стандартами аудита (МСА).

Такой формат проверки имеет и свои индивидуальные особенности. Например, устанавливается необходимость проводить аудит раз в год. Причем делать это должны независимые аудиторы, а именно:

  • аудиторские организации;
  • индивидуальные аудиторы.

Выбрать, к кому обратиться, организации могут сами. Такого права лишены лишь госкорпорации, НПФ, кредитные и страховые компании, а также предприятия, доля акций государства в которых составляет не менее ¼ от общего числа. Для этих категорий проверку должны производить исключительно аудиторские организации.

К независимым аудиторам предъявляются требования со стороны государства:

  1. наличие квалификационного сертификата;
  2. членство в саморегулируемой организации аудиторов (СРОА или СРО).

Невыполнение хотя бы одного из требований не дает права на проведение обязательного аудита. В противном случае полученное заключение будет недействительным.

Ответить однозначно на этот вопрос сложно, так как подпункт 6 статьи 5 Федерального закона №307-ФЗ гласит, что нормативно-правовой акт содержит неполный перечень предприятий.

То есть необходимость проведения обязательного аудита может возникнуть на основании иных НПА.

Чаще всего это прописывается в законах, связанных с конкретной деятельностью, поэтому очень важно отслеживать появление новых законов и норм в отношении конкретных форм ООО.

Например, критерии обязательного аудита не содержат прямой отсылки на то, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны проходить эту процедуру ежегодно. Сюда же можно отнести некоммерческие организации, компании, занимающиеся проведением азартных игр, кредитные потребительские кооперативы. Причем совершенно неважно, относятся ли они к субъектам малого бизнеса.

Чтобы определить, в каких случаях проводится обязательный аудит, можно выделить следующие основные группы критериев:

Признак Условия для проведения обязательного аудита
Определенная организационно-правовая форма Наличие статуса акционерного общества (АО)
Особая форма деятельности Организация выпускает собственные ценные бумаги и допускает их к организованным торгам
Конкретные виды деятельности Брокеры, дилеры, депозитарии и иные профессиональные участники рынка ценных бумаг, НПФ и другие разновидности фондов (в том числе ПИФы), клиринговые и страховые компании, кредитные организации и БКИ
Особые формы предоставления отчетности Компании, составляющие консолидированную, то есть обобщенную отчетность по головному предприятию и дочерним организациям
Определенные фин. показатели Если общая выручка организации за прошлый год составила больше 400 миллионов рублей или общий размер балансовых активов по окончанию прошлого года оказался больше 60 миллионов рублей

Следовательно, критерии обязательного аудита четко установлены для конкретных признаков. Малые предприятия тоже могут быть обязаны проводить проверку в такой форме, но им устанавливать ее необходимость придется самостоятельно, изучая отраслевые и иные документы.

Существует несколько этапов проведения обязательного аудита. Организации нужно приготовиться к тому, что это займет много времени. Некоторым компаниям и вовсе лучше растянуть процесс на весь год, чтобы неспешно проходить все существующие этапы и не задействовать всех работников по максимуму. Процедура обязательного аудита проводится таким образом:

  1. планирование процесса;
  2. сбор и анализ полученных сведений;
  3. собственно составление аудиторского заключения;
  4. передача информации в Росстат.

Каждый этап имеет немало особенностей, о которых нужно помнить предприятиям, ежегодно проходящим обязательный аудит.

Критерии обязательного аудита для ООО

На этом этапе фирма выбирает аудиторскую организацию. В ходе переговоров решаются следующие вопросы:

  • тактика и стратегия;
  • график проверки (когда и что будет проверяться);
  • полный план проверки;
  • внедряемая программа.

Тесное взаимодействие сторон должно обеспечить эффективность проводимой проверки. На этапе планирования создается аудиторская группа, которая налаживает работу с подразделениями организации. Также составляются письменные запросы конкретным звеньям компании.

На этом этапе аудитор внимательно проверяет документацию организации, включая уставные документы, учетную политику, регистры БУ, первичку. Он делает перерасчеты на предмет наличия случайных и умышленных ошибок.

Аудиторской фирмой оценивается в первую очередь то, насколько предоставленная информация соответствует имеющимся законодательным требованиям.

В случае нахождения недочетов, проверяющий дает письменные рекомендации по их устранению. Важными недочетами признаются те, что повлияли на конечные показатели бухгалтерской отчетности. Все утверждения относительно ошибочного занесения сведений, а также рекомендации должны быть подтверждены документально. По итогу с ними ознакомляют ответственных должностных лиц и руководство.

Обязательный аудит проводится как раз для получения аудиторского заключения. Специалист формирует его, тщательно изучив всю полученную информацию. В документе дается объективное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Само заключение может иметь одну из следующих форм:

  1. Немодифицированное. Подтверждает достоверность имеющейся отчетности у предприятия.
  2. Модифицированное. Сигнализирует о наличии существенных нарушений и неточностей, приведших к серьезному искажению бухгалтерской отчетности.

Причем если информация оказалась недостоверной, то аудитор оставляет за собой право высказать отрицательное мнение, воздержаться от его выражения или же высказать нейтральное мнение с определенными оговорками.

Годовая бухгалтерская отчетность организациями сдается в территориальный орган ФНС. Однако в ее состав не входит аудиторское заключение. Налоговая инспекция не требует предоставления этого документа. Но с 1 января 2014 года аудиторское заключение сдается в Росстат. Дополнительно к нему прикладывается и сама бухгалтерская отчетность.

Существуют определенные сроки подачи аудиторского заключения. Сделать это нужно, выполнив 2 условия одновременно:

  • не позднее 31 декабря следующего года (то есть, отчетность и заключение за 2017 год организации должны быть сданы до 31 декабря 2018 года);
  • в течение 10 рабочих дней после получения аудиторского заключения.

Пример. АО «Интегра» подлежит обязательному аудиту вследствие своей организационно-правовой формы.

Аудиторская компания «Аудит Профи» сделала аудиторское заключение по отчетности 2017 года 3 сентября 2018 года.

Какой будет крайний срок подачи отчетности с заключением? Сам день подачи не входит в 10 отведенных рабочих дней. Следовательно, предоставить документацию в Росстат компании нужно до 17 сентября включительно.

Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России. Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами. Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать про критерии обязательного аудита ООО в 2017 году.

Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *