Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциями налогов являются». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.
10. Основными функциями налогов являются
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.
Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:
- функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
- антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.
Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.
По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.
Виды налогов. Понятие, виды и функции налогов
С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.
Действительно, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.
Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.
Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Помощь психиатра при транссексуальности (нет ответов) · 212 |
Никто не может определить что со мной 4 ответов · 427 |
Ищу теоретическую базу по навыку 1 ответов · 238 |
Разница между первичной группой и командой 2 ответов · 396 |
Вина и самонаказание 3 ответов · 664 |
Сущность, функции и виды налогов
Налог — это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке.
Налоги выполняют три основные функции:
• фискальную;
• регулирующую;
• социальную.
Налоги бывают прямые и косвенные. Наиболее распространенным прямым налогом является подоходный налог, который уплачивается юридическими и физическими лицами в зависимости от размеров их доходов.
Норма налогов определяется налоговой ставкой. Налоговая ставка — это единица размера налогообложения. Юридические лица уплачивают разнообразные виды прямых налогов, к основным из которых относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), а также все налоговые выплаты субъектов хозяйствования, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью.
Косвенные налоги в отличие от прямых представляют собой все разновидности (акцизы, таможенные пошлины и др.) надбавок к цене готового продукта. Плательщиком косвенных налогов являются потребители готовой продукции.
Совокупность взимаемых государством налогов (прямых и косвенных), а также форм и методов их построения образуют налоговую систему государства.
Как свидетельствует мировой опыт, налоговая система в современных условиях должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную перестройку основного производства, развитие предпринимательства и т. п. В то же время она не должна способствовать развитию таких негативных явлений в экономике, как монополизм, рост издержек непосредственного производства, спекулятивная активность и т. д.
1. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: 000 «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
2. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 400 с, ил.
3. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. — 343 с.
4. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров /Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко.— 3-е изд., стереотип. — Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.— 637 с.
5. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л. Н. Давыденко, А. И. Базылева, А. А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л. Н. Давыденко. — 2-е изд., перараб. — Мн.: Выш. шк, 2004. — 366 с.
- Развитие научных концепций о сущности и функциях налогов 2014 / Смородина Елена Анатольевна
- Функции налогов 2007 / Макарова Ирина Александровна
- Понятия «Налоги» и «Сборы» с позиций законодательства, науки и практики 2010 / Ароян О. Р.
- Выявление социально-экономической сущности налога и основных подходов к определению его функций 2011 / Калинина О.В.
- Понятие налогов, их виды и функции на современном этапе 2015 / Кутузова Ксения Юрьевна
- Социальная функция налогов и страховых взносов 2019 / Зотиков Николай Зотикович
- Философская и социально-экономическая сущность налогов и налогообложения 2015 / Полянская Наталья Михайловна
- Экономическая сущность налогов 2016 / Ташматова Рано Гаибовна
- К вопросу о функциях и принципах экологического налога 2016 / Макарова Ирина Александровна
- Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход 2013 / Митрофанова И.А.
Налоги выполняют следующие функции:
1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);
2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);
3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);
4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).
Некоторые экономисты указываю на социальную функцию налогов, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами различных групп населения.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства. А достигнутое ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.
Функции налогов, их взаимосвязь
Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:
- налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
- налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.
Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:
- обязательные;
- необязательные.
Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов.
Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений.
Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.
Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.
Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.
Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.
Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:
- налог на имущество;
- налог на игорный бизнес;
- налог с транспорта.
Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.
Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:
1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.
Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:
- аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
- реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
- самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
- развитие инфраструктуры региона;
- поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
Налоговая ответственность: понятие, функции и признаки
Упрощенная система налогообложения – УСН – может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.
Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения “доходы минус расходы” – 15%.
Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.
Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.
Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
- Контрольная функция налога во взаимосвязи с другими его функциями 2013 / Якупов Замир Сагирович
- Повышение эффективности государственной социальной политики в РФ на основе реформирования налоговой системы 2013 / Елисеев Дмитрий Олегович, Омарова Зарема Курбановна, Ермилина Диана Александровна, Медников Вячеслав Валерьевич
- Особенности функционирования налогового механизма в транзитивной экономике 2011 / Тюпакова Нина Николаевна, Бочарова Ольга Федоровна
- УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПОДОХОДНЫМ ОБЛОЖЕНИЕМ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 2019 / Иваницкий Виктор Павлович, Габышев Дмитрий Николаевич, Зубкова Лариса Дмитриевна
- Юридические и экономические подходы к определению функций налога 2013 / Баринов А. С.
- О социалицации финансовой системы России 2010 / Мацкуляк Иван Дмитриевич
- Тенденции в индивидуальном подоходном налогообложении в современном мире: вопросы теории и практики 2014 / Погорлецкий Александр Игоревич
- Реализация социальной функции налогообложения в современных условиях 2009 / Шипилова П. С.
- Налоговая и социальная политика в России: выбор приоритетов 2012 / Журавлева Татьяна Александровна
- Налоговое регулирование доходов физических лиц в России: проблемы, оценка эффективности, направления совершенствования 2012 / Васильева М.В., Демин А.Д.
Новые контрольные соотношения для проверки формы РСВ 2020
«Налог на огород»: будет или нет?
Понятие и значение налогового контроля
Что недопустимо в наличных расчетах
Страховые взносы ИТ-компаний
Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.
Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).
Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.
Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:
- Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
- Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
- Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
- Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
- Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.
Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):
- Федеральный.
- Региональный.
- Местный.
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
- Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
- Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
- Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
- Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
- Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
- Способы и виды контроля в налоговой сфере.
- Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
- Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
- Принципы установления налогов.
- Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
- Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
- Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
- Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
- Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
- Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
- Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.