- Налоговое право

Принципы обратной силы административного правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы обратной силы административного правонарушения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.

Какой закон имеет обратную силу — достаточно сложный вопросИтак, ситуация: законодатель принял новый закон в какой-либо сфере права.

Обратная сила административного закона

Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует предписанию ч.

2 ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой,

«если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»

.

В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что следует из сопоставления ч.

2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Установление административной и любой другой юридической ответственности возможно только федеральным законом, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускаются актом, принятым в указанной форме. Усиление ответственности за административные правонарушения означает введение санкций, предусматривающих более значительные ограничения имущественных либо личных неимущественных прав нарушителя в сравнении с наказаниями, действовавшими прежде.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет ().

Применительно к законодательству об административных правонарушениях приведенные конституционные положения действуют без каких-либо ограничений, что дает основания рассматривать их как весомое средство обеспечения стабильности этого законодательства и законности его практического применения.

Действительно, было бы грубейшим отклонением от требований законности, приводящим к нарушениям прав лица, совершившего административное правонарушение, применение к нему административного наказания на основании утратившего юридическую силу закона Российской Федерации или ее субъекта.

Только действующий закон, вступивший в силу в установленном порядке и не отмененный в таком же порядке (в частности по истечении срока его действия, если таковой был установлен), может служить реальным юридическим основанием для применения к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренных таким законом мер административной ответственности. Это можно проиллюстрировать на примере ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2001 г.

«О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

.

Как указывалось выше, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР, например, Основах законодательства Союза ССР и союзных республик, ряде законов и указов Президиума Верховного Совета СССР.

Вместе с тем в ст.2 названного Закона содержится перечень правовых актов различной юридической силы, принятых государственными органами Российский Федерации за период с 1977 по 2001 г., признанных утратившими силу полностью либо частично. Одновременно внесены изменения в ряд законодательных актов РСФСР, сохранивших свою силу (например, Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Таково действие законодательства об административных правонарушениях (включая и производство по ним) во времени. Что же касается его действия в пространстве, то имеется в виду территориальный фактор: место совершения административного правонарушения и производства по нему. Поскольку речь идет об ответственности лица, совершившего административное правонарушение, данная норма находится в прямой зависимости от полномочий судьи, органа, должностного лица, рассматривающего данное дело и назначающего административное наказание.

Иными словами, все зависит от того, обладает ли данный орган или должностное лицо необходимыми полномочиями для рассмотрения данного дела. Об этом, в частности, свидетельствует следующее: при подготовке дела об административном правонарушении определяется не только место и время рассмотрения, но и выясняется, относится ли его рассмотрение к компетенции данного судьи, органа, должностного лица. В случае составления протокола о нарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами либо установления, что данное дело не относится к компетенции данного судьи, органа, должностного лица, оно передается на рассмотрение по подведомственности (включая и территориальную).

Взыскание ранее наложенных штрафов за такое правонарушение не может быть произведено после 30 июня 2002 г. В том случае, когда КоАП РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено ранее действовавшим законодательством, за такое правонарушение, совершенное до 1 июля 2002 г., применяется ответственность, установленная КоАП РФ. Взыскание ранее наложенных штрафов за данное правонарушение после 30 июня 2002 г.

Вопросы снижения ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях на стадии исполнения судебных постановлений (либо постановлений административных органов) волнуют юристов крайне давно. При этом фактических возможностей реализовать идею снижения ответственности нам предоставляет прямое указание ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Эти положения находятся в соответствии с требованиями ст. 54 Конституции РФ, устанавливающей, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Одной из последних в области юридической практики, такую возможность предоставил Федеральный закон № 196-ФЗ от 23 июля 2013 года

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

, вступивший в силу 01 сентября 2013 года, согласно которому утрачивает силу ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в части, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, определяемом как наличие в выдыхаемом воздухе чистого этанола в концентрации менее 0,16 мг/л.

Вместе с тем, 25 февраля 2014 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором выражена позиция о несоответствии Конституции РФ ряда положения КоАП РФ в той мере, в которой они в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначения административного штрафа ниже низшего предела, не позволяют в полной мере учесть характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности и тем самым – обеспечить справедливое и соразмерное административное наказание. Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения, а впредь до этого установленный оспариваемыми нормами штраф, может быть снижен судом ниже низшего предела санкции соответствующей статьи в случаях, когда это необходимо для недопущения чрезмерного ограничения экономических прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц. По существу, оглашенное Постановление Конституционного Суда РФ сформулирован общий принцип назначения административных наказаний, который должен учитываться судами при рассмотрении любых дел об административном правонарушении.

Вместе с тем, соответствующие изменения должны быть также внесены в текст КоАП РФ, но их скорое появление представляется сомнительным.

Между тем, поскольку предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ были лишь конкретные нормы КоАП РФ, а сформулированная им позиция не может сама по себе носить ущемляющий конституционные права характер, считаю, что с учетом требований ст.

19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, суды впредь до внесения соответствующих изменений закона, должны иметь возможность снижать размер штрафа ниже низшего предела, чем это предусмотрено санкцией соответствующей нормы КоАП РФ и по иным составам административных правонарушений. Кроме того, учитывая принцип обязательности постановлений Конституционного Суда РФ в правовой системе, полагаю, что издание рассматриваемого Постановления является основанием для пересмотра в порядке ч.

Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

  • Раздел I КоАП. Общие положения
    • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
      • Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
      • Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
      • Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
      • Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
      • Статья 1.4. Принцип равенства перед законом
      • Статья 1.5. Презумпция невиновности
      • Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
      • Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени
      • Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве
    • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
      • Статья 2.1. Административное правонарушение
      • Статья 2.2. Формы вины
      • Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
      • Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
      • Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
      • Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
      • Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств
      • Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости
      • Статья 2.7. Крайняя необходимость
      • Статья 2.8. Невменяемость
      • Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
      • Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц
    • Глава 3. Административное наказание
      • Статья 3.1. Цели административного наказания
      • Статья 3.2. Виды административных наказаний
      • Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
      • Статья 3.4. Предупреждение
      • Статья 3.5. Административный штраф
      • Статья 3.6. Утратила силу с 1 июля 2011 г.
      • Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
      • Статья 3.8. Лишение специального права
      • Статья 3.9. Административный арест
      • Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
      • Статья 3.11. Дисквалификация
      • Статья 3.12. Административное приостановление деятельности
      • Статья 3.13. Обязательные работы
      • Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

      1. Лица, совершившие административное правонарушение, привлекаются к административной ответственности на основании нормативно-правовых актов двух видов. Во-первых, это акты, непосредственно устанавливающие административную ответственность, законодательство об административных правонарушениях (комментируемый Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях). Во-вторых, это нормативно-правовые акты, содержащие правила управленческого характера, за нарушение которых правовыми актами первого вида установлена административная ответственность. Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в том случае, если на момент совершения им административного правонарушения действовали нормативно-правовые акты обоих видов.

      2. Важнейшим принципом применения юридической ответственности является принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, то есть под действие закона не подпадают юридические факты, возникшие до его вступления в силу. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает изъятие из данного принципа. Оно выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

      3. Физическое или юридическое лицо привлекается к административной ответственности по правилам, действующим во время производства по делу об административном правонарушении.

      Административная ответственность юридических лиц Скачать 140354 0 0

      … юридических лиц содержит некоторые исключения, когда возможна ответственность без вины. В новом КоАП РФ содержатся такие случаи. Это прежде всего указанные в ст. 2.10 ситуации административной ответственности юридических лиц при реорганизации (слиянии, преобразовании, разделении, присоединении). Все эти случаи связаны с прекращением деятельности правонарушителя и появлением у него одного или …

      Административная ответственность как вид административного принуждения и вид юридической ответственности Скачать 19411 0 0

      … . Состав: Это логическая конструкция, законодательная модель об этом проступке. Она является юридическим основанием административной ответственности. Логическая структура состава состоит из трех уровней: а) признаки; б) группа признаков (т.е. элементы); в) сам состав как интегративное свойство правонарушения. Отграничение административного проступка от преступления. Они отличаются по степени …

      Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности Скачать 118086 0 0

      … праву Российской Федерации. Очевидно, что полностью эта проблеме будет разрешена новым кодексом об административных правонарушениях. 3. Нарушение налогового законодательства как один из видов административных правонарушений. Составы нарушений налогового законодательства, то есть закрепленные нормативными правовыми актами совокупности описаний признаков правонарушений, наличие которых влечет …

      Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины Скачать 83206 1 0

      … можем согласиться лишь с необходимостью включе­ния норм Закона «О борьбе с коррупцией» в КоАП хотя бы пото­му, что ответственность за коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией, как правило, является одновременно административной и дисциплинарной, кро­ме того, в отдельных случаях предусматривает дополнительные ограничения. Для Кодекса Украины об административных пра­ …

      Принципы административной ответственности

      1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности по настоящему Кодексу.

      2. Административным правонарушением, совершенным на территории Республики Казахстан, признается деяние, которое начато или продолжилось либо было окончено на территории Республики Казахстан. Действие настоящего Кодекса распространяется также на административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Республики Казахстан.

      3. Лицо, совершившее административное правонарушение на судне, приписанном к порту Республики Казахстан и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Казахстан, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан. По настоящему Кодексу административную ответственность несет также лицо, совершившее административное правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне Республики Казахстан независимо от места его нахождения.

      4. Вопрос об административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных иностранцев, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами правонарушения на территории Республики Казахстан разрешается в соответствии с нормами международного права.

      1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения этого правонарушения.

      2. Временем совершения административного правонарушения признается время осуществления деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, независимо от времени наступления последствий.

      1. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на правонарушение, совершенное до введения этого закона в действие и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.

      2. Закон, устанавливающий или усиливающий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

      1. Законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.

      2. Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями и виды взысканий, налагаемых за их совершение, а также какое административное взыскание, каким государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение.

      Значение принципов законодательства об административных правонарушениях состоит в том, что их нарушение в зависимости от его характера и существенности влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств.

      Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

      1. Административные правонарушения, меры административного взыскания, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и меры административно-правового воздействия определяются только настоящим Кодексом. Никто не может быть подвергнут административному взысканию, мерам административно-правового воздействия или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.

      2. Суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях обязаны точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов, указанных в статье 1 настоящего Кодекса. Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Казахстан. В случае противоречия между правилами, установленными законом и Конституцией Республики Казахстан, действуют положения Конституции.

      3. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет Республики Казахстан с представлением о признании этого акта неконституционным. По получении судом решения Конституционного Совета производство по делу возобновляется.

      Решения судов и органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, признанном неконституционным, исполнению не подлежат.

      4. Нарушение закона судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену.

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 25

          «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции»

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

        Все документы >>>

        Сущность административной ответственности и ее принципы

        • Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ (ред. от 12.11.2019)

          «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

        Все документы >>>

        • Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020)

          «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

        • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

          «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

        • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

          «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

        Все документы >>>

        • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

          «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

        • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

          «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

        • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

          «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

        Все документы >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *