- Налоговое право

Ответственность за нарушение или невыполнение соглашения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение или невыполнение соглашения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Трудовым законодательством предусмотрена обязательная административная ответственность для каждого работодателя, который допускает нарушение условий любого коллективного договора или подписанного ранее соглашения. Такая ответственность может варьироваться в зависимости от тенденции повторяемости:

  • если работодатель впервые допускает нарушение коллективного договора или соответствующего соглашения, то наказание будет выражаться в форме письменного предупреждения, выданного ответственными структурами на имя нарушителя;
  • если работодатель неоднократно допускает нарушение коллективного договора или официального соглашения, то в качестве наказания предпринимается выплата административного штрафа в положенном размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Коллективный договор, соглашения: ответственность за нарушение или невыполнение

Работодатель, который сознательно отказывается от выполнения положенных условий коллективного трудового договора или трудового соглашения, должен нести определенную административную ответственность за свои действия или бездействия в отношении трудовой сферы.

Отказ от выполнения условий договоров и соглашений влечет за собой два вида наказаний, среди которых:

  • письменное предупреждение на имя работодателя, в котором указаны причины выдачи данного документа, а также возможные последствия для лица в случае систематического невыполнения условий коллективного трудового договора;
  • административный штраф строго установленного размера, который может варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей, выплачивается после вынесения письменного предупреждения ответственными органами.

Законные представители работодателя несут определенную ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективного трудового договора или соглашения. Если лицо, которое является представителем, нарушает установленные условия или же не соблюдает все предписания, то для нее предусматривается соответствующее административное наказание:

  • письменное предупреждение;
  • административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

Также ответственность для представителей работодателя предусматривает выплату установленного административного штрафа за отказ от участия в переговорах по поводу предстоящего заключения или внесения изменений и дополнений в соглашения.

Помимо этого, предупреждение или штраф полагается для представителей работодателя за отказ от заключения коллективного договора без веской причины.

Представитель работодателя будет нести ответственность за отказ от контроля соблюдения условий документов. Любая ответственность (уголовная или административная) за нарушение или невыполнение условий трудового коллективного договора или аналогичного соглашения в соответствии с действующим трудовым законодательством для представителей стороны работников исключается.

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ).

Ответственность для представителей работников законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена.

Ответственность за нарушение коллективного договора

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5

      «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

    • Федеральный закон от 14.10.2014 N 299-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20

      «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 13.05.2019)

      «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 23.12.2010 N 542

      (ред. от 24.10.2017) «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 N 19611)

    Все документы >>>

    Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2020 N 2216-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3205-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2020 N 2152-р

      «Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2021 год»

    • Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 06.08.2020)

      «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников

    Все документы >>>

    Охрана труда — это комплекс мер, которые в своей совокупности обеспечивают защиту здоровья работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

    Основные мероприятия по охране труда устанавливаются законодателем и условно подразделяются на несколько групп:

    1. Правовые. К данной группе относится ведение документации на предприятии, в частности заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров.
    2. Социально-экономические. Эта группа включает в себя обязательное страхование служащих, выплату всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
    3. Организационно-технические. Эти мероприятия обеспечивают надлежащие условия труда для сотрудников. В частности, речь идет о проведении обязательной аттестации рабочих мест, оптимизации персонала и т. д.
    4. Санитарно-гигиенические, включающие в себя обеспечение работников специальной формой одежды.
    5. Профилактические, которые отвечают за создание системы спортивного оздоровления сотрудников и проведение обязательных медицинских осмотров.

    Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение.

    При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

    Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового контракта либо подписать с сотрудником дополнительное соглашение по этому поводу. После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба предприятию он будет обязан его возместить. Однако оговоримся сразу: речь идет только о действительных убытках, неполученная выгода организации служащим не выплачивается.

    Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь сотрудника к материальной ответственности, требуется соблюдение следующих условий:

    • действия служащего должны носить противоправный характер;
    • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
    • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.

    Важно! Работник несет ответственности только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по его вине работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, — в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.

    Меры дисциплинарного воздействия могут быть различными (вплоть до увольнения) в зависимости от характера нарушения, его тяжести и личности нарушителя. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности. За преступные нарушения условий (положений) коллективного договора лицами, представляющими работодателя, уголовное законодательство России (ст. 137, 140 У К РФ) предусматривает уголовную ответственность.

    Законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновное нарушение должностными лицами обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности в форме выговора или строгого выговора).

    За непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля, лица, представляющие работодателя, несут ответственность либо в виде соответствующих мер дисциплинарного наказания, либо подвергаются штрафу в размере до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

    Привлечение лиц, представляющих работодателя, к штрафу за указанные выше нарушения производится судом: а) по заявлению представителей работников; б) по заявлению органов исполнительной власти по труду; в) по инициативе прокурора. Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафа регламентируются законодательством.

    Наряду с ответственностью лиц, представляющих работодателя, важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос об ответственности другой стороны коллективного договора — работников организации (трудового коллектива).

    Нарушение коллективного договора работодателем

    Процедура оформления договора такого плана предусмотрена Трудовым кодексом нашего государства, согласно которому договор можно заключать и в обособленных отдельных подразделениях, и в компании в целом. Инициировать заключение данного договора могут не только работники, но также и работодатели. Если же инициатива относительно заключения коллективного договора поступила со стороны именно работников, то норма действующего законодательства обязывает работодателя обязательно подписать такого рода договор. В противном же случае работодатель будет нести административную ответственность.

    Следует отметить, что руководитель организации в течение 7-ми дней с момента (даты) получения подобного предложения должен создать согласительную комиссию – она необходима для обсуждения проекта будущего коллективного договора.

    Действующее на сегодняшний день на территории нашей страны законодательство, регламентирующее вопросы и нюансы заключения и продления коллективного договора, отводит на переговоры для заключения такого договора срок в три месяца.

    Что немаловажно, на крупных предприятиях и в организациях, имеющих довольно сильные профсоюзы, достичь абсолютного взаимопонимания достаточно сложно. В связи с этим подписание договора предоставляет возможность исключить в дальнейшем право выдвигать дополнительные требования, которые находятся вне рамок самого коллективного договора. Как показывает судебная практика по коллективным договорам, работники, на основании Трудового Кодекса нашего государства и соответственно коллективному договору, довольно часто привлекаются к дисциплинарной ответственности, в том числе вплоть до их увольнения.

    1. Несмотря на то что ТК декларируется привлечение к ответственности за виновное нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением как представителей работодателей, так и представителей работников, КоАП в ст. 5.31 предусмотрел, что субъектом соответствующего административного правонарушения может являться исключительно работодатель или лицо, его представляющее.

    2. К уголовной ответственности за нарушение законодательства о социальном партнерстве руководители организаций могут быть привлечены только при невыполнении положений коллективного договора, соглашения, определяющих сроки выплаты заработной платы (ст. 145.1 УК).

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

    Если у вас остались вопросы по статье 55 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

    Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

    1. Трудовой кодекс установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

    Законодательная база Российской Федерации

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

      «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

      «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 N 1304

      «Об утверждении Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)»

    • Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2020 N 2152-р

      «Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2021 год»

    • Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2020 N 2080-р

      «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»»

    Все документы >>>

    Ответственность сторон социального партнерства

    При невыполнении мирового соглашения предусматривается действия по принуждению к выполнению обязательств по исполнительному листу. Если же и по нему ответчик не может справиться с возложенными обязанностями, он будет нести ответственность уже за неисполнение актов арбитражного суда. Это гарантирует реальную защиту прав и интересов физических лиц и юридических организаций.

    Статья 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

    1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

    3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Статья 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»

    (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    Статья 145 УК РФ «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет»

    Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам —

    наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

    Статья 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»

    1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, —

    наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

    2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, —

    наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

    Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

    После рассмотрения всех санкций, к которым может быть подвергнут работодатель за нарушение законодательства о труде и об охране труда (и другого законодательства, но так или иначе связанного с трудовыми отношениями, с проверками государственных органов), думается, не остается сомнений в том, что лучше это законодательство полностью соблюдать. А соблюдать трудовое законодательство и не бояться штрафов Вам помогут:

    • Удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству, доступная подписчикам журнала «Кадровик-практик»,
    • «Пакет Кадровика»
    • Книги по кадровому делопроизводству и трудовому праву,
    • Бесплатная информация с нашего сайта.

    УДК 349.22:35.088.8 Адриановская Татьяна Леонидовна

    кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права Кубанского государственного университета

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

    Adrianovskaya Tatiana Leonidovna

    PhD in Law, Assistant Professor, Civil Procedure and International Law Subdepartment, Kuban State University

    ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LABOR LAW IN THE SOCIAL PARTNERSHIP SPHERE

    Резюме:

    Согласно КоАП РФ, административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административнык правонарушениях установлена административная ответственность. В сфере социального партнерства к административной ответственности может быть привлечено как юридическое, так и должностное лицо. Должностное лицо коммерческой организации — это лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Гпава 5 КоАП РФ предусматривает следующие случаи привлечения к административной ответственности в сфере социального партнерства: необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения; непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению; уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах; невыполнение соглашения; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки. Автором было выявлено противоречие, возникшее в отношении субъекта административной ответственности указанных правонарушений: согласно нормам трудового законодательства (ТК РФ), к указанному виду ответственности могут быть привлечены обе стороны правоотношений — как работодатели, так и работники (или представители этих сторон). Однако Кодекс об административных правонарушениях устанавливает обратное, декларируя отсутствие возможности привлечения работников к юридической ответственности или разделения экономической ответственности.

    Ключевые слова:

    работодатель, административная ответственность, нарушения трудового законодательства, коллективный договор, соглашение, примирительные процедуры, забастовка.

    Summary:

    According to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation an administrative offence is illegal, culpable act (omission) of a person or a legal entity, for which the Administrative Code or the laws of the Russian Federation on Administrative Violations establish administrative responsibility. In the sphere of social partnership a legal entity or an official can be brought to administrative responsibility. An official of a commercial organization is a person exercising the powers of the sole executive, performing organizational, managerial or administrative functions. Chapter 5 of the Administrative Code stipulates the following cases of administrative responsibility in the sphere of social partnership: unjustified refusal to conclude a collective contract; evasion of involvement in the negotiations on making a collective agreement or violation of the time frame of settling a contract; failure to provide the information necessary for collective negotiations and to monitor compliance with collective agreement; breach or non-fulfillment of obligations under the collective agreement, contract; evasion of the requirements of workers and participation in the conciliation proceedings; non-compliance with the contract; dismissal of employees in connection with the collective labor dispute and a strike.

    The author has found a contradiction arising in relation to the subject of the administrative responsibility of the mentioned offenses: according to the norms of the labor legislation (the Labour Code of the Russian Federation) the specified type of liability can be imposed on both parties of relationships — both employers and employees (or representatives of those parties). However, the Code of Administrative Relations establishes the opposite by declaring impossibility of employees’ involvement in legal liability or division of economic responsibility.

    Keywords:

    employer, administrative responsibility, violations of labor laws, collective agreement, contract, conciliation proceedings, strike.

    1. Ответственность за уклонение от получения требований работников и участия в примирительных процедурах несут: руководители организаций и их обособленных структурных подразделений; другие лица, уполномоченные на представительство уставом организации или иными правовыми актами, а также руководители объединений и иных представителей работодателей, т.е. лица, обязанные принимать решения относительно требований работников, участия в примирительных процедурах и т.п.

    2. Комментируемая статья предусматривает два состава, влекущие применение одинаковых санкций: уклонение от получения требований работников, в т.ч. непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или создание препятствий для проведения собрания; уклонение от участия в примирительных процедурах.

    Уклонение от участия в примирительных процедурах может проявляться в отказе от создания примирительных органов (формирования примирительной комиссии, выбора посредника, образования трудового арбитража) или в нарушении сроков их создания. В качестве подобного уклонения можно рассматривать и неявку представителя работодателя на заседание примирительной комиссии, трудового арбитража или на встречу с посредником, а также невыполнение обязательств по созданию необходимых условий для работы примирительных органов.

    В качестве уклонения от участия в примирительных процедурах судебная практика совершенно оправданно рассматривает и нарушение представителем работодателя срока ответа на требование работников. Так, требования коллектива работников ГП «БЦ УВД» о выполнении всех условий коллективного договора и сохранении неизменными условий труда были переданы руководителю предприятия 22.05.1998. Ответ был получен работниками 30.07.1998. Продление сроков рассмотрения требований в одностороннем порядке суд счел неправомерным и квалифицировал как уклонение от примирительной процедуры. Руководитель предприятия был подвергнут административному взысканию в виде штрафа (Постановление Раменского городского суда Московской области от 17.08.1998).

    3. В правоприменительной практике уклонение работодателя от участия в примирении иногда трактуется достаточно широко. Например, Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров обвинила представителей Росаэронавигации Минтранса России в уклонении от создания трудового арбитража на том основании, что они не согласились с предложением профсоюза включить в состав трудового арбитража членов Правительства РФ (см.: Соловьев А.В. Практический комментарий Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». М., 1997. С. 115, 116). Такая широкая трактовка совершенно неоправданна. Разногласия сторон или их несогласие с предложениями друг друга не может рассматриваться как уклонение от примирения.

    Верховный Суд РФ подчеркивает необходимость тщательной проверки доводов участников коллективного трудового спора об уклонении от проведения примирительных процедур (см.: Обзор судебной практики по гражданским делам ВС РФ // БВС РФ. 1999. N 10).

    4. Уклонение от получения требований работников или от участия в примирительных процедурах представляет собой волевое деяние, его нельзя совершить по неосторожности.

    5. Указанные нарушения законодательства о коллективных трудовых спорах влекут применение дисциплинарного или административного взыскания. Статья 192 ТК предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение (в данном случае речь может идти только об увольнении по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (или ее обособленного структурного подразделения) и его заместителями).

    Порядок применения дисциплинарных взысканий предусмотрен ст. 193 ТК: от работника должно быть затребовано письменное объяснение, должны соблюдаться установленные законодательством сроки наложения взыскания, приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку.

    6. Административное взыскание (штраф) применяется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

    Статья 5.32 КоАП предусматривает за указанные правонарушения наложение штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. Следует отметить, что административная ответственность установлена лишь для работодателя или его представителей, представители работодателей в качестве субъектов такой ответственности не указаны.

    7. За невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, несут ответственность руководители организаций или уполномоченные ими лица, индивидуальные предприниматели, а также представители работников — конкретные лица, виновные в невыполнении соглашения.

    В том случае, когда обязательства по соглашению не выполняются органом управления объединения работодателей или министерством, можно ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении обязательств.

    8. Невыполнение обязательств по соглашению, как правило, проявляется в неосуществлении действий, о которых была достигнута договоренность. Например, работодатель обязался в 10-дневный срок с момента заключения соглашения об урегулировании коллективного трудового спора выполнить условие коллективного договора об индексации заработной платы и 3-го числа следующего месяца выплатить работникам уже проиндексированную заработную плату (увеличенную на индекс потребительских цен), однако заработная плата была ��ыплачена в прежнем размере. Налицо невыполнение заключенного соглашения.

    Если у вас остались вопросы по статье 5.31 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Проблема невыполнения мирового соглашения

    Как уже отмечалось, уголовная ответственность грозит только за массовое заражение или за смерть зараженного. В России таких случаев не отмечалось, поэтому к уголовной ответственности пока никого не привлекали.

    Например, в Японии известен случай, когда человек, знающий об инфицировании коронавирусом, заразил нескольких людей.

    В России отмечались случаи привлечения к ответственности только за умышленное заражение ВИЧ – когда человек знал о диагнозе, но не принял мер по предупреждению распространения болезни.

    В любом случае вопрос привлечения к уголовной ответственности за распространение коронавируса должен решить суд.

    Трудовые взаимоотношения регулируются трудовым кодексом. В нем прописано, что и работники, и руководители обязуются добросовестно относиться к работе, выполняя прописанные в трудовом договоре обязанности. Необходимо соблюдать внутренние стандарты, действующие в организации, следовать должностным инструкциям.

    Наказание сотрудника за невыполнение должностных обязанностей осуществляется с соблюдением правил. Так, к примеру, закон гласит что нельзя применять к сотруднику несколько видов наказаний. Если работодатель или вышестоящее руководство определило наказание в виде выговора, то выписывать штраф данному сотруднику запрещено законом. Но меры ответственности могут отличаться. К примеру, за один проступок к работнику могут применять как административную, так и материальную ответственность, а порой даже уголовную ответственность.

    Наказание сотрудника за невыполнение должностных обязанностей может отличаться по степени строгости. Самым мягким наказанием за невыполнение должностных обязанностей считается замечание, более строгим является выговор. Самое строгое наказание — увольнение работника. Данные меры наказания строго определены ч1 ст. 192 ТК РФ. Организация не вправе применять к сотруднику наказания, отличающиеся от тех, которые прописаны в законе. К примеру, не существует такого наказания, как строгое замечание.

    Вид наказания определяется тем, насколько серьезным был проступок работника, необходимо учитывать многие факторы. К примеру, нельзя уволить человека за прогул, если у него имелась уважительная причина пропуска, а также если это было замечено впервые. Такое наказание сотрудника за невыполнение должностных обязанностей не будет тождественно тяжести проступка.

    К дисциплинарным нарушениям не относятся:

    • выполнение опасной работы, которая может негативно влиять на здоровье или жизнь человека;
    • отказ выполнять тяжелую или вредную работу, не прописанную в документах по трудоустройству;
    • участие работника в забастовке.

    Договор оказания услуг — гарантия для обеих сторон!

    Составляя претензию по договору оказания услуг, потерпевшая сторона пытается восстановить права, которые были нарушены другой стороной сделки.

    Для оформления подобного документа, у ее составителя должны быть серьезные основания.

    Взаимоотношения сторон договора оказания услуг регулируются Гражданским Кодексом.

    Так, в 779 статье ГК РФ говорится, что сделка подобного типа предусматривает обязанность исполнителя сделать определенную работу, результатом которой будет оговоренный тип услуги, а обязанность заказчика — своевременно оплатить этот результат труда в оговоренном порядке.

    Оказание услуг потребителям: схематически

    Документ подобного типа составляют различными способами, поскольку специальных норм законодательством не предусмотрено. Претензия может быть оформлена таким образом.

    Вступительная часть должна содержать все необходимые данные сторон: как отправителя, так и получателя. В центре листа необходимо озаглавить документ словом — «Претензия».

    В описательную часть документа следует включить такие пункты:

    • факт заключения сделки и подписания договора (его номер и дата)
    • краткий перечень прав и обязанностей сторон по договору
    • описание обязательств, которые были исполнены
    • ссылка на документы, которые подтверждают факт исполнения обязательств

    Следует обратить внимание, что наличие подтверждающих документов — обязательное условие при составлении претензии. Далее, заявитель должен указать обязательство, которое не было выполнено нарушителем, ссылаясь при этом на определенный пункт составленного договора.

    Как правило, роль нарушенного обязательства играет несвоевременная оплата услуг. В случае такого нарушения, заявитель должен указать сумму, которую должна выплатить другая сторона.

    После следует указать, что другой стороной обязанность не была выполнена за какой-то определенный промежуток времени.

    Согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства — несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

    Вместе с тем ст.

    332 ГК РФ установлено понятие «законная неустойка» — кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

    В общем, перечень договоров открытый.

    Главное, чтобы в договоре шла речь о выполнении каких-либо работ или оказании услуг.

    Также обратите внимание, что если существует специальное законодательство (например, по ОСАГО, договорам перевозки, участия в долевом строительстве и т.п.

    ), применяются неустойки, предусмотренные этими специальными законами.

    Неустойка 3% не применяется при задержке страховой выплаты по договорам КАСКО: в этом случае на сумму выплаты вы можете начислить проценты за пользование чужими денежными средствами по ст.395 ГК РФ.

    Арендная плата за июль произведена арендатором 16 июля.

    Пеня начисляется со дня, следующего за сроком, который установлен в договоре для внесения арендной платы, то есть с 6 июля, опоздание составило 11 дней.

    Исходя из этого, сумма начисленных пеней — 3245 руб. (295 000 руб. x 0,1% x 11 дн.).

    Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.01.2011 N 11680/10 указал следующее.

    Общей чертой и пени, и штрафа является то, что при уплате соответствующих сумм кредитор обязан доказать только факт нарушения обязательства, но не реальный размер наступивших негативных экономических последствий.

    Убытки должны быть подтверждены, и это их основное отличие от неустойки. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

    Именно с момента его получения договор прекращает своё действие.

    Сторона, пожелавшая отказаться от договора, исполняет обязанности по возмещению расходов и (или) убытков, связанных с досрочным и односторонним расторжением.

    Но если исполнитель уже успел что-то сделать для заказчика и оказать ему какой-то объём услуг – то всё, что было до момента отказа, и чем заказчик успел воспользоваться, подлежит оплате в рамках договора.

    связанных с исполнением обязательств по данному.

    Ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 статьи 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей (например, пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей», статья 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I «О банках и банковской деятельности»)

    Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

    В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

    Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда1.

    Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется работодателем к работнику, в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

    Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК РФ и распространяется на всех работников, кроме тех, для кого специальными нормативными актами введена специальная дисциплинарная ответственность: федеральными законами (например, Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»), уставами и положениями о дисциплине, действующими на железнодорожном и морском транспорте, в организациях с особо опасным производством в области использования атомной энергии и др.

    Специальная дисциплинарная ответственность установлена для определенных категорий работников этих организаций, чья трудовая функция требует особого внимания и точности исполнения, и нарушение трудовой дисциплины может повлечь тяжелые последствия. Она предусматривает дополнительные более строгие взыскания по сравнению с установленными ТК РФ.

    В ст. 192 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применять за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей:

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение по соответствующим основаниям.

    Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

    Иногда работодатели объявляют нарушителям дисциплины предупреждение или выговор с предупреждением, пишут в приказе: «поставить на вид». Поскольку закон подобных дисциплинарных взысканий не предусматривает, эти меры можно расценивать как воспитательные, но работник считается не имеющим дисциплинарных взысканий.

    Применение такого дисциплинарного взыскания, как увольнение, предусмотрено ст. 81 ТК РФ в следующих случаях.

    1. Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК РФ).

    2. Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (п. 6 ст. 81 ТК РФ) в виде:

  • прогула, т.е. отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня или смены, независимо от их продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня или смены (подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ);

    Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

    § 1. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 26) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения предусматривал административную ответственность только лиц, представляющих работодателя, виновных в подобных правонарушениях.

    Законные представители работодателя несут определенную ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективного трудового договора или соглашения. Если лицо, которое является представителем, нарушает установленные условия или же не соблюдает все предписания, то для нее предусматривается соответствующее административное наказание:

    • письменное предупреждение;
    • административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

    Также ответственность для представителей работодателя предусматривает выплату установленного административного штрафа за отказ от участия в переговорах по поводу предстоящего заключения или внесения изменений и дополнений в соглашения.

    Помимо этого, предупреждение или штраф полагается для представителей работодателя за отказ от заключения коллективного договора без веской причины.

    Представитель работодателя будет нести ответственность за отказ от контроля соблюдения условий документов. Любая ответственность (уголовная или административная) за нарушение или невыполнение условий трудового коллективного договора или аналогичного соглашения в соответствии с действующим трудовым законодательством для представителей стороны работников исключается.

    Страховые отношения между сторонами регулируются ГК РФ. Однако в правовом акте достаточно сжато рассматривается вопрос об ответственности за нарушение условий страхования, а также о защите прав страхователя и механизме обеспечения гарантий страховой защиты. В законе, регламентирующем организационные и реализационные вопросы страхового дела, не предусмотрено положений, раскрывающих ответственность сторон по страховому договору. По умолчанию считается, что проблема должна быть урегулирована в общем порядке, применяемом для гражданско-правовых договоров. Поскольку в страховом соглашении предусмотрены обоюдные обязательства сторон, то к ответственности могут быть привлечены как страхователь, так и страховщик.

    Общие последствия невыполнения сторонами возложенных страховым договором обязательств отражены в статье 937 ГК РФ. Согласно ее положениям, страхователь наделяется правом требования в судебном порядке осуществления страхования с даты внесения платежа. Нормы актуальны при оформлении человеком обязательной страховки. Они могут быть применены в случае, если при наступлении страховой ситуации выяснится, что ввиду недобросовестного отношения страховой компании к своим обязательствам страховая операция не была зафиксирована.

    Ответственность может быть возложена не только на страховщика, но и на его уполномоченного к заключению договоров специалисту. Если он намеренно оформил договор со страхователем, условия которого ухудшают его положение по сравнению с условиями, определенными законом, то при наступлении страхового случая, он будет нести ответственность, соответствующую недостающей суммы компенсации до величины страхового возмещения при надлежащем страховании.

    Необоснованно сбереженные суммы страховой компанией могут быть взысканы через судебные инстанции. Исковые заявления в них подают органы государственного надзора по самостоятельной инициативе в результате выявленных в ходе проверки несоответствий с законодательным регламентом. Представители уполномоченного органа могут также действовать по жалобе страхователя, не согласного с величиной полученной компенсационной суммы. Статьей 395 ГК РФ предусмотрено начисление на величину недоплаченной страхователем суммы процентов. Если в договоре учтена опция оплаты неустойки, то могут быть взысканы убытки по сумме, ею не покрытой. В статье 951 ГК РФ предусмотрена ответственность сверх страховой стоимости. Согласно ее положений, если страховая сумма, указанная в страховом соглашении, предметом которого является имущество или предпринимательские риски, больше его страховой стоимости, то договор признается ничтожным в его части, превышающий нормативный параметр.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *