Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы защиты прав ребенка в рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.
В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.
Права несовершеннолетних детей, их нарушение и способы защиты
Любое нарушение законодательства в отношении граждан до 18 лет имеет исключительный и особый характер. Это связано с полноценной защитой данной социальной категории.
Обращаться необходимо в любой компетентный орган, в частности в суд, полицию, орган опеки и попечительства. Сделать это может любой законный представитель, а также лицо, которое увидело сам факт нарушения, то есть это может быть любой родственник или сотрудник опеки.
Если интересы ребенка нарушаются родителями, то их могут, как ограничить в правах, так и лишить их. Дополнительно имеются различные формы ответственности.
1. О защите семейных прав речь идет в тех случаях, когда возникшее субъективное право участника семейных правоотношений было нарушено.
Защита семейных прав осуществляется по общему правилу в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, прямо предусмотренных в СК, в административном порядке (путем обращения в государственные органы или органы опеки и попечительства). Так, в судебном порядке рассматриваются споры о взыскании алиментов, установлении отцовства и т.д. В то же время в компетенцию органов опеки и попечительства входит рассмотрение разногласий, возникших между родителями по поводу воспитания детей.
В частности, в ГПК РФ предусмотрено, что защита нарушенных или оспоренных прав происходит в порядке искового производства (подраздел II раздела II), приказного производства (подраздел I раздела II) (например, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, если этот спор не затрагивает вопросов об установлении отцовства) или особого производства (установление усыновления) в суде общей юрисдикции.
За защитой нарушенных семейных прав можно обращаться в суд либо непосредственно, либо через органы опеки и попечительства или прокуратуры. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В отдельных случаях допускается неюрисдикционная форма защиты семейных прав — самозащита. Так, любой из родителей может забрать своего ребенка от лиц, неправомерно удерживающих его.
Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в суде в порядке искового производства (например, право на алименты). Защита же охраняемого законом интереса участника семейных правоотношений происходит в порядке особого производства (например, дела об установлении отцовства).
Определенными полномочиями в защите семейных прав обладает прокурор. Так, он может предъявлять в суд иски о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ), о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, о установлении усыновления и об его отмене, независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ).
Защита семейных прав может осуществляться и другими государственными органами. Так, согласно п. 2 ст. 122 СК РФ (см. комментарий к нему) руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.
В установленных случаях и пределах защита прав и законных интересов детей осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (см. комментарий к п. 3 ст. 165 СК РФ).
2. В СК РФ в отличие от ГК РФ отсутствует конкретная статья, в которой перечислены все способы защиты нарушенных семейных прав (закрепленные в законодательстве материально-правовые меры принудительного характера). При этом в комментируемой статье содержится указание на то, что перечень способов защиты, предусмотренных СК, является исчерпывающим. В ГК они указаны в ст. 12 и включают:
1. Признание права;
2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
3. Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
5. Самозащита права;
6. Присуждение к исполнению обязанности в натуре;
7. Возмещение убытков;
8. Взыскание неустойки;
9. Компенсация морального вреда;
10. Прекращение или изменение правоотношения;
11. Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
12. Иные способы, предусмотренные законом.
Большинство из указанных способов защиты применимы и к защите нарушенных семейных прав. Например, такие способы, как возмещение убытков и взыскание неустойки, принуждение к исполнению обязанности, применяются, как правило, при нарушении имущественных прав (уклонение от уплаты алиментов на ребенка — ст. 80 СК; образование задолженности по алиментам — п. 2 ст. 115 СК).
Наиболее характерным способом защиты личных неимущественных прав субъектов семейных правоотношений является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, изменение или прекращение правоотношения (ограничение родительских прав — ст. 73 СК; отмена усыновления — ст. 140 СК).
А в п. 4 ст. 30 СК РФ говорится о таком способе защиты нарушенных прав, как компенсация морального вреда. Согласно указанному пункту при вынесении судом решения о признании брака недействительным добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.
Формы защиты прав ребенка в РФ
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, — это его отношения с родителями — матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка — это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Задача взрослых — помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Жить и воспитываться в семье.
Общаться с родителями и другими родственниками.
Защищать свои права.
Выражать своё мнение.
Право на имя, отчество и фамилию.
Изменение фамилии и имени.
Право на имущество.
Право на медицинское обслуживание.
Право на образование и другие.
Охрана и способы защиты прав ребенка
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Медиация как способ защиты прав ребенка в Российской Федерации
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
- 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
- 5.2 Понятие и признаки государства
- 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
- 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
- 3.3 Экономические системы и собственность
- Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС17-5069, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем таких оснований судьей не установлено. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами предусмотренными названной статьей, либо иными способами предусмотренными законом…
- Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС16-10698, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Отказывая в удовлетворении встречного иска о понуждении к исполнению обязательств, суды исходили из положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что предприятием выбран неверный способ защиты, не соответствующий положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N 89-КГ15-10, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). На объект незавершенного строительства может быть признано право собственности по решению суда…
Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.
Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.
Вся законодательная база по обеспечению правовой защиты детей в РФ находится в полном соответствии с Конвенцией ООН.
Условно права ребёнка можно разделить на несколько групп.
Права детей-сирот в РФ разъясняются нормами статьи 148 СК РФ. Обездоленные особы очень часто предоставлены сами себе и не защищены. Законодательное закрепление прав является способом защиты несовершеннолетних и обеспечением их безопасности. Основные юридические гарантии для детей, которые потеряли своих родителей по причине смерти либо из-за асоциального поведения матери, отца, можно поделить на такие группы:
- личные;
- имущественные.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также заключается в получении иных преимуществ. Предоставляемые государством возможности не выражаются в денежном или ином осязаемом понимании, но они не менее важны, чем описанные выше. Согласно нормам СК РФ, статусные дети наравне с другими могут:
- Получать бесплатное образование в средних, профессионально-технических и высших учебных заведениях. Студенты ПТУ и ВУЗов имеют достаточное для жизни, приобретения одежды, литературы, а также для формирования накоплений материальное обеспечение из федерального бюджета (нормы из ФЗ №159).
- Пользоваться возможностью бесплатного медицинского обслуживания. В структуру этого права входит гарантия срочной госпитализации при необходимости, обязанность опекунов дважды в год приводить детей на плановый осмотр, а также реальное оздоровление в детских спортивных лагерях каждое лето.
- Иметь льготы при трудоустройстве. Сироты после окончания учебного заведения получают выходное пособие в размере двух прожиточных минимумов. Если выпускник не находит работу, он становится клиентом центра занятости и оформляет выплату по безработице на 6 месяцев. Кроме этого, особа осваивает порядок составления резюме, ищет варианты трудоустройства. В случае ликвидации (реорганизации) предприятия особа из числа сирот может воспользоваться право пройти бесплатное переобучение.
Реальная гарантия соблюдения равных стартовых условий в жизни для сирот и лиц, которые воспитывались в обычной семье, невозможна без реализации системной государственной политики. Задача органов состоит в соблюдении баланса прав между сиротами и лицами, которые воспитывались в семьях. Согласно нормам ст.121 СК РФ, их функции следующие:
- защита прав статусных лиц;
- выявление попавших в сложные жизненные обстоятельства;
- поддержка постоянного контакта с руководителями органов самоорганизации населения, педагогическими коллективами и другими группами людей, которые могут владеть информацией о неблагополучных семьях;
- устройство в различные формы воспитания, которые функционируют в РФ;
- проверка соблюдения всех прав и обеспечения жилищных условий сирот;
- подготовка проекта и отправка обращения в прокуратуру.
За ущемление интересов малолетних (несовершеннолетних) лиц граждане и организации привлекаются к разного рода ответственности. Меры воздействия к таким нарушителям предусматриваются гражданским, жилищным, трудовым, семейным, административным и уголовным законами.
Нарушение прав несовершеннолетних влечет применение серьезных мер к нарушителям вплоть до лишения свободы на длительный срок. Следует отметить, что некоторые виды наказаний применяются только при ущемлении детских прав. Например, лишение или ограничение прав одного или обоих родителей. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, находятся под особой защитой государства.
Дети – это особая категория лиц, для которых государством устанавливаются усиленные меры защиты. Родителями, иными лицами, государством должны обеспечиваться интересы детей, нормальная среда обитания, благоприятные для их развития и жизни условия.
Любые нарушения их прав, ущемление интересов, насилие и дискриминация в их отношении не допустима.
Детям нужна полноценная семья, только так они могут получить всестороннее развитие (духовное, нравственное, физическое и психическое), о котором обязаны заботиться их родители.
Если они либо один из них уклоняются от воспитания ребенка или не создают условия для его развития, то государство защищает права детей в установленном порядке, например, лишает родительских прав и назначает опекуна (попечителя), а также передает ребенка в интернат.
- не допускать нахождения детей в местах, где им может быть причинен моральный вред или ущерб здоровью (магазины с товарами порнографического характера, реализующие алкогольную и табачную продукцию, питейные заведения и тому подобные);
- не разрешать пребывания в общественных местах (на улице, в парке, транспорте, интернет-кафе, развлекательных комплексах) в ночное время без присмотра взрослых;
- проводить свободное время со своими детьми;
- беседовать о пользе здорового образа жизни, вырабатывать у них соответствующие навыки;
- организовать посещение ими познавательных и игровых кружков, секций физкультуры и спорта, мест культурного досуга.
Чтобы можно было говорить о правах ребенка на всестороннее развитие и их не нарушении, государством был создан механизм защиты, в частности, предусмотрено создание благоприятных условий для реализации потенциала каждого несовершеннолетнего путем организации социальной инфраструктуры и запрет распространения информации, способной нанести вред такому развитию.
Здоровье ребенка бесценно, поэтому он имеет право на его восстановление. В сфере охраны здоровья права ребенка в России реализуются так, что медицинские учреждения бесплатно оказывают экстренную помощь, препятствуют распространению заболеваний среди детей путем их профилактики, диагностируют их, проводят лечение и оздоровление.
Комплекс услуг медицины включает в себя также заботу о детях-инвалидах, детях с хроническими и неизлечимыми заболеваниями, в том числе наблюдение за ними на дому, в условиях стационара и санаторно-курортных комплексов.
Защита прав несовершеннолетних детей
Посещение общеобразовательных учреждений и наличие в процессе обучения стрессовых ситуаций не проходит бесследно для ребенка, поэтому закон о защите детей предусматривает такие понятия, как отдых и оздоровление. Это комплекс мероприятий, влияющих на укрепление физического и психического здоровья ребенка, реализацию его творческого потенциала.
- организацией досуга и отдыха;
- участием в спортивных занятиях,
- профилактикой детских заболеваний в процессе санаторного оздоровления,
- формированием представления о том, что такое «здоровый образ жизни»,
- посещением оздоровительных детских лагерей,
- соблюдением режима дня в благоприятной обстановке (окружающей природной среде),
- прочими подобными методами участия детей в отдыхе и оздоровлении.
Не все дети растут и воспитываются в благополучных и полных семьях, а также не имеют проблем со здоровьем.
Напротив, почти половина из них – отказники, инвалиды, дети без попечения родителей или находящиеся на иждивении одного из них, пережившие катастрофы или военные действия, подвергшиеся насилию и жестокому обращению, с отклонениями в психическом развитии, из многодетных или малообеспеченных семей, осужденные и прочие.
В общем, те, кого принято называть детьми, находящимися в тяжелой ситуации. По отношению к ним государство проявляет особую заботу, поскольку права детей в России имеют приоритетное значение независимо от того, в каких условиях растет ребенок.
В цивилизованном государстве гражданам предоставляются права, защищаемые законодательством. Зачастую малолетние граждане, по различным причинам, не могут или боятся заявить в специализированные органы с просьбой защитить нарушаемые права.
Защита прав и интересов детей во многих цивилизованных государствах – приоритетная задача.
В мировом сообществе действует ряд законодательных актов, обеспечивающие безопасности малолетних, а также защиту законных прав.
Нормативно-правовые документы РФ по защите прав детей.
Статья 12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав, под которыми традиционно понимают предусмотренные законодательством меры, направленные на пресечение нарушение или оспаривание субъективных гражданских прав и устранение последствий их нарушения. При этом содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав, сформулированный как открытый (неисчерпывающий), ограничивается указанием на то, что иные способы могут быть использованы при условии упоминания их в законе.
Судебная практика нередко прибегала к расширению указанного перечня, в частности, допустив возможность предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной или иска о признании договора незаключенным.
К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».
В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.
К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.
Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН – на специальных международных встречах.
Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:
– улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;
– сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;
– создание более широких возможностей для получения образования;
– решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаци��.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.
За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.
Статья 8 СК РФ. Защита семейных прав (действующая редакция)
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.
Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.
Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.
Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.
Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.
Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.
Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.
Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.
Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Статья 42
Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.
Статья 43
1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.
2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.
3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.
4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.
5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.
6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.
7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.
8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.
9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.
10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств — участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.
11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.
12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.
Статья 44
1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:
a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;
b) впоследствии через каждые пять лет.
2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.
3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1b настоящей статьи, ранее изложенную основную информацию.
4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.
5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.
6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.
Статья 46
Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.
Статья 47
Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 48
Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 49
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 50
1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.
2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.
3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.
Статья 51
1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.
2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.
3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.
Статья 52
Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья 53
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.
Статья 54
Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239.
Невзирая на незрелость (психологическую и физическую), в отношении имеющихся прав несовершеннолетний мало чем отличается от взрослого: должен иметь имя и фамилию, получать образование, медицинскую помощь и уход. Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.
Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты. Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д. Есть у них и законная возможность совершать бытовые сделки мелкого масштаба. Подростки (с 14 лет) получают возможность свободно пользоваться своими финансами: подарками, стипендиями.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы. Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру. В случаях когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства.
Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году. Тогда и была создана Декларация прав ребенка, ставшая основой для подписанной в 1989 Международной конвенции. Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе? Ответ очевиден. Потому что он слабее взрослых, не может сам себя защитить и первым попадает под удар в случае военных катаклизмов и экономических кризисов.
Чтобы нормы и параграфы Конвенции про права ребенка не оставались лишь строчками на бумаге, в каждой стране, подписавшей этот документ, осуществляется строгий контроль за его выполнением. Какая организация защищает права детей? Основная нагрузка приходится на Уполномоченного по защите прав ребенка или омбудсмена. Кроме этого существует множество общественных организаций, помогающих трудным подросткам, брошенным детям и одиноким матерям.
Российским законодательством определены две категории лиц, не достигших к моменту лишения родителей совершеннолетия, которым требуется государственная помощь:
- Первая категория – это несовершеннолетние, ставшие сиротами из-за кончины их родителей (или одного единственного родителя).
- Вторая категория – это несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего попечения. Это бывает следствием ущемления родителей в правах, либо их недееспособности (например, родители не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности по причине болезни), либо отбывания наказания в местах заключения.
Конкретные примеры уклонения взрослых от исполнения своих обязанностей широко известны и являются предметом общественной дискуссии.
Пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни отца и матери, отказ родителей забирать детей из роддома или из медицинского учреждения – все это может стать причиной сиротства.
· предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
Как правило, обладатель нарушенного права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права прямо определен специальным законом, регламентирующим конкретное гражданское правоотношение. Так, собственник, который незаконно лишен владения вещью, в соответствии со ст. 301 ГК вправе истребовать ее из чужого незаконного владения, т.е. восстановить положение, существовавшее до нарушения права. Чаще, однако, обладателю субъективного права предоставляется возможность определенного выбора способа защиты своего нарушенного права. Например, в договоре подряда, если подрядчик допустил отступления от условий договора, ухудшившие работу, или допустил иные недостатки в работе, заказчик вправе по своему выбору потребовать безвозмездного исправления указанных недостатков в разумный срок, или уменьшения установленной за работу цены, или возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (ст. 723 ГК).
Закрепление в специальных нормах тех или иных способов защиты, равно как и выбор способа защиты из числа предусмотренных ст. 12 ГК в случаях, когда в специальных нормах нет указаний на конкретные способы защиты, в свою очередь, определяются спецификой защищаемого права и характером нарушения. Например, такие способы защиты, как возмещение убытков и взыскание неустойки, применяются чаще всего при нарушении имущественных прав. Напротив, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является типичным способом защиты личных неимущественных прав. Достаточно очевидно влияние на выбор конкретных способов защиты и характера правонарушения. Так, если в результате правонарушения субъективное право полностью уничтожается, восстановить положение, существовавшее до нарушения права, практически невозможно, и потому подлежат применению те способы защиты, которые направлены на заглаживание причиненного вреда, — взыскание убытков и неустойки, возмещение вреда в натуре и т.п. Таким образом, хотя обладатель нарушенного субъективного права в очерченных законом рамках самостоятельно выбирает конкретный способ его защиты, сам этот выбор обычно предопределяется отмеченными выше обстоятельствами.
- Поменять имя, фамилию и отчество
- Жить за счет родителей
- Выбирать, с кем из родителей жить после развода
- Общаться с родными после развода родителей
- Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
- Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
- Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
- Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
- Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
- Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
- Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
- Учиться и лечиться за счет государства
- Ходить в сад и школу рядом с домом
- Учиться дома, а не в школе
- Работать с 16 лет
- Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
- Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
- Заниматься бизнесом и подрабатывать
- Вступать в брак с 16 лет
- Получать наследство, даже если завещание на других людей
- Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
- Ездить за границу без сопровождения взрослых
- Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
- Получить гражданство РФ
- Защищать свои права и интересы
- Требовать уведомления родителей при задержании
- Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога
Защита семейных прав – это одно из полномочий участников данных прав. Ее осуществляют определенными формами и мерами (способами защиты семейных прав).