- Налоговое право

Законна ли установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законна ли установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вспомним правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную, в частности, в Постановлениях от 23.11.2010 N 6530/10, от 22.09.2009 N 5290/09, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных Правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89: количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143) <7>. Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).

Установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители (Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.

Прежде всего приведем дело N А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 N А67-6196/2009, Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 N 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 по делу N А67-6196/2009), а ВАС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 N ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома — потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части Постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.

Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 по делу N 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменил Решение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.

Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.

Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 N 33-3335/2011, которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011. Инициатор судебного разбирательства — гражданин, ответчик — гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды — недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды <10>. Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении. Этот Закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

<10> Аналогичное мнение было высказано в статье Е.В. Емельяновой «Оплата электроэнергии населением напрямую поставщику» (N 10, 2010).

Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного Определения были фактически транслированы в следующих Решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 N 2-718/2011, от 26.10.2011 N 2-612/2011, от 27.10.2011 N 2-591/11. Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии — недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.

Последний имеющийся в распоряжении автора акт — Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 N 2-17/12, которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах.

Депутаты запретили установку общедомовых счетчиков газа без согласия жильцов

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

Что такое ОДН и как это рассчитывается?

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.


Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ


В продолжение статьи:

Почему правительство поняло, что без автоматизации ЖКХ никогда не выберется из долгов

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Передача показаний приборов учета

  • Глава города
  • Городской Совет
  • Администрация города
  • Защита от чрезвычайных ситуаций
  • Официальные документы
  • Муниципальные услуги
  • Муниципальные учреждения и предприятия
  • Межмуниципальное сотрудничество
  • Административная комиссия
  • Противодействие коррупции
  • Контрольные проверки
  • Бюджет города
  • Финансовый менеджмент
  • Местные налоги
  • Муниципальный заказ
  • Муниципальная собственность
  • ЖКХ
    • Права жильцов
    • Реформа ЖКХ
    • Тарифы
    • Муниципальный жилфонд
    • Конкурсы по отбору управляющих организаций
    • Техническое присоединение отопления, ХВС, ГВС
    • Муниципальный жилищный контроль
  • Архитектура и градостроительство
  • Капитальный ремонт
  • Транспорт и связь
  • Землепользование
  • Формирование современной городской среды
  • Кинодосуговый центр «Арктика»
  • Библиотеки
  • Городской Дом культуры
  • Детская школа искусств
  • Центр народного творчества
  • Спортивный комплекс
  • Молодежные программы
  • Грантовые проекты
  • Творческие конкурсы
  • Волочанка
  • Левинские Пески
  • Потапово
  • Усть-Авам
  • Хантайское Озеро

Монтаж счетчиков может происходить следующими путями:

  • по решению собрания жильцов самими жильцами или управляющей компанией;
  • силами энергоснабжающей организации.

Если решение на собрании не было принято, или собрание не было проведено, то энергоснабжающая организация вправе самостоятельно установить приборы учета, возложив их оплату на владельцев квартир. При этом управляющая компания и жильцы дома обязаны обеспечить беспрепятственный доступ сотрудникам организации к месту установки. При препятствовании этому возможно привлечение к решению вопроса судебных приставов.

Также существует судебная практика, согласно которой управляющая компания вправе установить приборы учета даже без выраженного согласия жильцов на их оплату и без соответствующего решения собрания. Монтируется счетчик на входе магистральных сетей в жилой дом и обеспечивается специальной защитой. Вместе с ним устанавливаются средства для автоматического съема показателей и направления их в энергоснабжающую организацию (приборы АСКУЭ).

Закон не требует обязательной установки средств измерения общего потребления воды жителями многоквартирного дома, но в ряде ситуаций их монтаж может быть экономически обоснован. Общедомовой счетчик воды может быть установлен в следующих случаях:

  • существует утечка воды из магистральных труб и необходимо исключить оплату фактически неизрасходованного ресурса;
  • необходимо установить место утечки и ее объем.

Установку общедомового счетчика может потребовать от жильцов дома водоснабжающая организация. И в этом случае расходы на монтаж оборудования делятся между владельцами квартир пропорционально их площади в общей собственности, причем стоить счетчик будет существенно дороже, чем индивидуальный. В продаже есть следующие типы общедомовых водомеров:

  • снабженных импульсными датчиками для считывания результатов на удалении;
  • без них.

Каждый водомер представляет собой объемный прибор. Необходимо два подобных устройства: для горячей и холодной воды. Стоимость их обслуживания также будет возложена на жильцов. Но так как без счетчика количество воды, расходуемое в доме с учетом потерь, разносится на всех жильцов, и объем такого приписанного потребления может быть существенным, экономический эффект от их установки появиться скоро.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, во многих городах страны сложилась напряженная ситуация с установкой счетчиков газа бытовым потребителям, поскольку в законе «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» не определено, какие именно счетчики газа должны быть установлены — индивидуальные или общедомовые.

Пользуясь правовой неопределенностью, компании, осуществляющие распределение природного газа на соответствующей территории (операторы ГРС), стали массово устанавливать в многоквартирных домах общедомовые счетчики.

В результате операторы ГРС фактически заставляют жителей домов оплачивать объем газа, потребленного многоквартирным домом в целом, независимо от фактического потребления природного газа конкретным потребителем.

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.
На 2020-й год все сроки уже вышли.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Рада запретила установку общедомовых счетчиков газа без согласия жильцов

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

Индивидуальная система контроля над растратой электричества давно набрала популярность, а вот общедомовые счетчики не внушают доверия в жильцов. А это недоверие совершенно не оправданное, так как монтаж такого устройства дает возможность явно экономить деньги всех жильцов дома. Установка такого счетчика выполняется на входе в дом линии питания, а с его помощью измеряется все расходованное количество электроэнергии. Он считает количество энергии от входа в квартиру отдельно, от количества энергии, которая потрачена в нутрии квартиры. И таким образом растрата энергии вычисляется с максимальной точностью.

Есть несколько вариантов монтажа общедомового счетчика.

Варианты установки счетчика:

  1. Все жильцы многоэтажного дома собираются на собрании и принимают решение о нужде в таком счетчике и собирают деньги на установку и покупку его. Часто такое происходит в домах, где активное домоуправление, а также при проживании в таком доме ответственных жильцов, которые понимают, что оплачивать услуги с таким счетчиком будет экономней. Оплата производится методом снятия наличных денег на ремонт дома, а если не хватает средств, то домоуправление проводит сбор средств с жильцов чей дом для того чтобы установить счетчик. Если большая часть проживающих дадут согласие на такой сбор, то сдавать придется всем.
  2. Если домоуправление не сильно активное, то УК сама принимает решении о покупке и установки такого счетчика. Деньги на установку берутся из статьи на ремонт, а недостающие финансы собирают с жильцов дома или же установку счетчика проводят в рассрочку.
  3. В случае не прихода к соглашению управляющей компании с жильцами дома по потребности, то ресурсо обеспечивающая организация должна разработать правила установки счетчика для электроэнергии общего пользования. Управляющая компания направляет письмо в энергосберегающую организацию и та организация сама решает, где установить счетчик.

Организация управления дома обязана сообщить владельцам квартир о нужде и требовании в установке общедомового счетчика, а так же показать место установки, а если это не соблюдено, то такая компания рискует быть оштрафована, по той причине что они не выполнили уведомление проводимых мероприятий по отношению к хозяевам квартир. Все задаются вопросом, зачем необходим общий счетчик на дом, если в каждой квартире есть собственный измерительный прибор?

После установки такого счетчика жильцы могут пользоваться такими привилегиями:

  • Контроль в соответствии с нормативам;
  • Подкрепление в дальнейшем при утере ресурсов ;
  • Переход на выплаты за размер использованных ресурсов;
  • Сбережение ресурсов.

Показания общедомового счетчика для электроэнергии необходимо снимать каждый месяц и в одно и то же число.

Фиксацией показаний счетчика должна занимается дома управляющая компания с присутствием председателя совета жильцов многоэтажного дома или его замом.

Компания, которая предоставляет энергоресурсы, может потребовать показание счетчиков по своему решению и в любой момент.

В Украине запретили установку общедомовых счетчиков газа без согласия жильцов

Существуют определенные правила и тонкости, которые нужно знать перед монтажом электосчетчика.

Устройства бывают электронными и индукционными. Вторые — менее точные, поэтому их заменяют электронными.

Перед покупкой нужно проверить целостность пломбы и уточнить срок ее установки.

Если монтируется общедомовой прибор, следует согласовать действия с соседями.

Установить счетчик может электромонтажник.

Перед началом работ нужно запросить у энергосбытовой компании договор на оказание услуг. Он содержит требования по установке, комплекс действий, права и обязательства сторон.

Поставщики электроэнергии требуют монтировать счетчики на улице для удобства их осмотра и снятия показаний.

Кроме того, при температуре воздуха ниже нуля прибор часто работает не в пользу граждан. Погрешность достигает 10% и более. Это «на руку» сбытовой компании. Установленные таким образом счетчики быстрее выходят из строя, соответственно — возрастают расходы собственников на их замену, монтаж и опломбировку.

Потребители задаются вопросом: законна ли такая установка?

Условия энергетиков по монтированию устройств вне помещений незаконны!

Они идут вразрез со следующими нормативными актами:

Собственник отвечает за сохранность своего имущества, если иное не предусмотрено договором.

Выдвигая требования установить прибор на улице, энергосбытовая компания лишает владельца возможности сохранить его. Доступ к уличному электросчетчику имеют все желающие, в т. ч. хулиганы и воры.

На основании вышеизложенного, собственник вправе отказаться от монтажа устройства вне помещения.

В коттедже или на даче устройство можно закрепить на столбе, опоре, фасаде здания.

Есть определенные нормы монтажа прибора вне помещения и параметры крепления подвесной линии:

  1. Дистанция от стойки крепления до вводного модуля должна составлять не более 25 м.
  2. В низшей точке высота ответвления должна быть более 6 м. в местах движения транспорта, а над дорожками для пешеходов — более 3,5 м.
  3. Наиболее низкое место крепления кабелей к строению должно составлять более 2,75 м.

Установка прибора на столб производится после поступления разрешения от поставщика электроэнергии. Все работы должен производить лицензированный специалист.

Здание подключается к опоре с помощью кабеля. Снаружи он обладает изоляцией и защищен от влияния неблагоприятных погодных явлений.

Электроустройства на столбах и опорах помещают в металлические, либо пластиковые, короба. Провода ввода в помещение прокладывают в трубе из металла. Для исключения поражения человека током все металлические конструкции соединяются с заземляющим контуром.

Столб, к которому крепится счетчик, должен быть надежно установлен.

При монтаже учетного устройства на фасад строения следует соблюдать те же нормы, что и при установке его на опору.

Обязательно наличие разрешения поставщика электроэнергии.

Получив техдокументы, можно монтировать прибор. При самостоятельном монтаже следует подготовить необходимые материалы и элементы.

Снаружи дома или на столбе закрепляют ЯУР-НГ (наружный распределительный ящик). Он снабжен нужными для крепления эл. счетчика элементами.

При самостоятельном монтаже устройства нужно соблюдать определенные правила:

  1. Перед началом работ отключить сетевую линию.
  2. Высота установки должна составлять 0,8-1,7 м.
  3. При температуре ниже 5° показания прибора некорректны. Следует подумать о приобретении отапливаемого электрощитка.
  4. Входная электрическая цепь подключается к автомату защиты линии, а затем к счетчику.
  5. Необходимо защитное заземление. При дисбалансе фаз или коротком замыкании электроника в доме не пострадает.
  6. Выход счетчика подключается на вводный автомат.
  7. Счетчик должен располагаться на расстоянии не менее метра от газопровода и линии водоснабжения.
  8. Пробное включение.

Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.

В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2020 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.

С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2020 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2019 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.

Таким образом, в 2020 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.

Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.

Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии. Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.

Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.

Проверка может быть осуществлена двумя способами:

  1. Без снятия счетчика. Специалисты выезжают на место и производят тесты водомера. В итоге собственник получает на руки акт с указанием даты и результатов испытаний. Это удобно для жильцов – достаточно лишь предоставить беспрепятственный доступ к счетчику – и требует минимальных затрат времени.
  2. Со снятием счетчика. Представители фирмы демонтируют его, увозят в лабораторию и там производят измерения. Если обнаружится небольшая проблема в механизме, то они могут ее исправить и установить счетчик обратно. В случае, когда счетчик проверяется на месте, исправить ничего невозможно. Поэтому мастер может предложить снять его и отвезти в ремонт либо выдать акт с заключением о замене.

Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.

Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей.

Правила установки счетчиков воды в частном доме 2020 году

Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:

  1. Использовать необходимо только приборы, прошедшие сертификацию в России. К каждому должен прилагаться технический паспорт. Заводской номер, содержащийся в этом документе, должен соответствовать нанесенному на корпус счетчика. Показания на табло обнулять не нужно, поскольку они будут зафиксированы при опломбировке и станут отправной точкой отсчета расходования воды.
  2. В трубу до места установки счетчика должен быть врезан фильтр грубой очистки. Это необходимо, чтобы прибор прослужил дольше. В поступающей из водопровода воде могут содержаться плотные частицы, приводящие к быстрому износу водомера, точнее его механических деталей. Наличие фильтра приводит к снижению вероятности различных проблем и повышает точность работы прибора.
  3. Обязательно необходима опломбировка прибора учета, иначе его показания не будут считаться действительными. Пломбируют их в квартире представитель управляющей компании, а в частном доме – организации, осуществляющей водоснабжение. Стоимость услуги по закону — бесплатно.
  4. Следует соблюдать определенное расстояние, которое составляет не более 20 см от входа в трубопровод до счетчика. Это необходимое условие, чтобы хозяин не смог осуществить самостоятельную врезку до прибора учета.
  5. Устанавливать счетчик в частном доме нужно в помещении, в которое выведена труба из центрального трубопровода. Она должна проходить вдоль стены. При этом в помещении должна присутствовать температура воздуха не ниже 5 градусов. Если водопроводная магистраль находится в достаточно большом отдалении от дома, то потребуется установить прибор учета на улице. В этом случае строится специальный колодец, где он размещается. Пломбируется тогда не только сам счетчик, но и крышка, которой колодец закрывает. Сорвать пломбу на крышке разрешено только в случае аварии или пожара.Владелец жилого строения несет ответственность за состояние трубопровода от местонахождения прибора учета воды до самого дома.

Законна ли установка счетчика учета воды без решения ТСЖ?

Значительную экономию получают жильцы при том условии, что в доме нет протечки воды. Т.е. если трубы в доме не в порядке и происходит утечка, оплачивают это проживающие.

Устанавливать прибор учета воды должны квалифицированные мастера с предоставлением акта о проделанной работе и гарантией. На первый взгляд это покажется более дорогим вариантом, но в процессе эксплуатации исключены варианты излома и протечек, за которые в итоге платить будут жильцы.

Решение об установке общедомового счетчика воды может принять управляющая компания только при согласии жильцов, с составлением подтверждающего этот факт актом.

Если трубы изготовлены из металлопластика или полипропилена, монтаж счетчиков на воду с легкостью производится и самостоятельно. Этот материал легко резать даже, используя обычный нож. Детали соединяются при помощи компактного паяльника.

Вся работа состоит из следующих шагов:

  1. Сначала трубу режут и подсоединяют к блоку прибора, обеспечивая плотное соединение;
  2. Затем замеряют конкретное место, где будет располагаться резьба;
  3. Излишек убирают и монтируют фитинг;
  4. После этого отсоединяют клапан, навинчивают его и снова соединяют американку с водомером.

Окончив работу открывают кран и проверяют, нет ли протечек. Если все в порядке, остается ждать инспектора водоканала, чтобы он опломбировал счетчик.

Когда водопроводные трубы изготовлены из металла, то для установки счетчика потребуется приложение гораздо больших усилий.

В правила установки счетчиков воды в квартире входит обязанность иметь при себе необходимые документы. После монтажа составляется соответствующий акт о проведенной работе.

В нем указывается информация о:

  • водомере;
  • дате монтажа;
  • данных о собственнике помещения, компании, проводившей установку и сотрудниках.

Кроме него, необходимо иметь техпаспорт на счетчик, где тоже отмечается дата начала его эксплуатации и свидетельство о поверке, где указывается дата следующей процедуры.

Когда подходит время для ее проведения, прибор демонтируют и относят в специальную лабораторию. Однако, в настоящее время во многих компаниях имеется переносное оборудование, при помощи которого поверка может быть произведена на месте без демонтажа счетчика.


Обслуживание коммерческих узлов учёта воды
Общедомовой и квартирный учёт энергоресурсов
Поставка оборудования для энергосбережния

Индивидуальный счетчик лишь позволяет вносить плату за фактически потребленный объем ресурсов, но не решает задач по контролю за состоянием домовых сетей и соответствия оказываемых услуг принятым нормам.

Считается, что установка общедомового прибора учета воды позволит собственникам:

  • контролировать соответствие параметров предоставляемых ресурсов нормативным показателям;
  • фиксировать факты утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома;
  • исключить потери воды от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями: убытки за потери на магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации;
  • обязать компенсировать потери ресурсов в домовых сетях свою управляющую компанию в случае если все собственники жилья установят индивидуальные приборы учета;
  • >перейти на оплату за фактическую величину потребленного ресурса;
  • получить реальные возможности для ресурсосбережения.

Федеральный закон № 261 обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов должна предоставить рассрочку по платежам со сроком до пяти лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ.

Установка счетчика не может быть выполнена за счет средств текущего ремонта ввиду того, что в большинстве случаев она нарушит планы по текущему ремонту общего имущества на следующий год. Перенаправление средств, поступающих на текущий ремонт, негативно отразится на состоянии всей инфраструктуры дома.

Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Управляющая компания обязана уведомить собственников жилья об обязательствах и условиях установки коллективных приборов учета, в противном случае ей грозит штраф за невыполнение уведомления собственников. Однако управляющая компания не настаивает и не принуждает жильцов к установке коллективного прибора учета. Ее обязанности ограничиваются ознакомительными мероприятиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *