- Налоговое право

Выездная налоговая проверка. Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка. Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во-первых, если позволяет время, следует привести первичную документацию в соответствие с документами контрагентов, а также сообщить последним о том, что у них, возможно, случится встречная проверка. В отношении «проблемных» контрагентов, например, ликвидированных, реорганизованных, отсутствующих, несостоятельных, необходимо подготовить доказательства проявления должной осмотрительности, подтверждения экономической выгоды по сделкам.

Практика показывает, что в процессе большинства выездных проверок проверяющие занимаются выявлением недобросовестных контрагентов и их взаимосвязей, пересчетом налоговых последствий сделок с ними в целях увеличения налоговой базы по налогу на прибыль и НДС.

Внеплановая налоговая проверка

Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор? Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Несмотря на то что вы вправе проигнорировать просьбу налоговиков, лучше принести им декларацию. В ином случае данные из потерянного отчета не попадут в вашу карточку расчетов с бюджетом. Однако сдавать ее заново как первичную или как уточненную не нужно. Конечно, это не значит, что в какой-то ситуации вы можете просто не пустить налоговых инспекторов. Но у вас будет весомый аргумент на случай необходимости обжалования вынесенных налоговиками решений.

Деловой портрет налогоплательщика: торговые, производственные помещения, склады, офисы, наличие и содержимое интернет-сайта, рекламы в открытых источниках, медиаактивность, интенсивность и подробность деловой переписки, место компании в рейтингах, деловая и кредитная репутации компании, ее собственников и топ-менеджеров. Подача возражений по акту проверки является правом руководителя, а не обязанностью. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Поэтому весьма важным сегодня представляется правовая осведомленность руководителя налогоплательщика о порядке проведения выездной налоговой проверки и оформлении ее результатов. Во-первых, если позволяет время, следует привести первичную документацию в соответствие с документами контрагентов, а также сообщить последним о том, что у них, возможно, случится встречная проверка.

Самое главное — ведите себя уверенно и спокойно. Отвечайте только на прямые вопросы, касающиеся необходимых документов, строго в рамках делового общения. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы.

Ознакомившись с постановлением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать постановление на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции или их замы. Перед началом работы знакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента.

Перед подписанием основного договора составьте и подпишите соответствующий протокол. Это будет дополнительным свидетельством вашей налоговой добросовестности.

Появление на пороге офиса налогового инспектора — неизбежное явление в жизни в хозяйственной жизни любой организации. Выездная проверка проводится по плану, избежать ее невозможно. Но зная,как проводится эта процедура, вполне реально пережить ее с минимальными потерями.

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Список проверок составляется ФНС по результатам анализа всех имеющихся данных, в том числе полученных из сторонних источников.

Цель — выявить возможность получения необоснованной налоговой выгоды. Во-вторых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика плательщика сбора, налогового агента может проводиться как по одному, так и нескольким налогам. Подобная ситуация и с налогами. Интернет пестрит всевозможными советами, как и что делать во время налоговой проверки, очень часто прямо противоречащими друг другу. Цель нашей компании — помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

Первые осуществляются фискальным органом без выхода на территорию организации на основании ранее сданных деклараций и расчетов. Такие ревизии проводятся в полуавтоматическом режиме, иногда налогоплательщик может и не догадываться, что его проверяют.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель заместитель руководителя налогового органа выносит решение: о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не позднее двух месяцев с момента составления справки налоговый инспектор должен оформить акт налоговой проверки с указанием документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, а также со ссылками на первичные бухгалтерские документы и иные обстоятельства, подтверждающие налоговые правонарушения.

Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке.

Если счет-фактура, на основании которого НДС принимается к зачету, будет признан при проверке неправильно оформленным, он будет аннулирован. Для налоговых органов выездная проверка — один из самых удобных способов налогового контроля. Согласно статистике наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов производятся проверяющими именн�� в ходе выездных налоговых проверок.

Нередко налогоплательщики занимают пассивную позицию по защите своих интересов, что приводит к финансовым потерям организации, которые во многих случаях могут явиться причиной несостоятельности банкротства юридического лица, и, как следствие, повлечь за собой применение субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника и иные неблагоприятные в том числе уголовно-правовые события.

Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, оф. Персональные данные ПД — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту ПД. Обработка персональных данных — любое действие операция или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В Налоговом кодексе об этом, очень коварном, типе проверок почти ничего не сказано. Единственное, что говорится в НК — что налоговая может прийти с внеплановой проверкой при ликвидации компании или её реорганизации. Инспекция решает, назначать проверку или нет, исходя из имеющейся у неё информации. В целом, директорам и собственникам компаний, которые вступают в стадию ликвидации или реорганизации, следует быть готовыми к появлению на пороге налоговых инспекторов. Логично, ведь нельзя же без подтверждения информации выходить на целую внеплановую выездную.

Внеплановая выездная проверка проводится сотрудниками территориального подразделения ФНС. Данное мероприятие доставляет немало неудобств руководству и персоналу проверяемой организации. По большей части это связано с опасениями выявления налоговых нарушений, а также с тем, что сотрудники ИФНС длительное время находятся на территории организации. В каких случаях и в какие сроки проводится такая проверка? Что может стать основанием для ее проведения? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем материале. Внеплановая выездная проверка налоговой — это комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки правильности расчета налоговых платежей и своевременности погашения задолженности перед ФНС. Предметом проверки может быть один или несколько налогов и сборов.

Задача ФНС — с наибольшей вероятностью определить злостного налогового неплательщика. Как это делается? Основных четыре метода:

I. Математическая модель налогоплательщика. Анализирует виды деятельности организации, денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, операции с наличностью, активы предприятия и др. Все это позволяет с точностью до 5-10% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые вы указали в бухгалтерской отчетности.

II. Налоговый портрет налогоплательщика. Что смотрят? Объем, детализацию и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки внесудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, но признанных добросовестными налогоплательщиками.

III. Юридический портрет налогоплательщика. Проверяют, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги?

IV. Деловой портрет налогоплательщика: торговые, производственные помещения, склады, офисы, наличие и содержимое интернет-сайта, рекламы в открытых источниках, медиаактивность, интенсивность и подробность деловой переписки, место компании в рейтингах, деловая и кредитная репутации компании, ее собственников и топ-менеджеров.

В результате специалисты ИФНС могут с высокой точностью определить сумму поступлений от добросовестного налогоплательщика. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20-25% отличаются от ваших, вы с вероятностью в 90% попадете в список выездных проверок на ближайший год.

Самая частая претензия со стороны ФНС — работа с фирмами-однодневками или уход от налогов. Приготовьте доказательства того, что вы проверили компанию на «добросовестность»:

  • ознакомились с ее уставом, учредительным договором, образцами договоров, лицензиями и иными разрешительными документами, образцами продукции, описанием услуг и т д.;
  • встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что учредители, гендиректор и главбух не являются «массовыми»;
  • вели протоколы переговоров и подробную интенсивную деловую переписку (оферты, акцепты оферт, спецификации товара, описание услуг и т п.).

1. Перед началом работы знакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента. Перед подписанием основного договора составьте и подпишите соответствующий протокол. Это будет дополнительным свидетельством вашей налоговой добросовестности.

2. Проверяйте соответствие печатей и подписей. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись — подлинные, что они совпадают с соответствующими образцами (как правило, образцами в банковской карточке, копию которой можно попросить предоставить). Несоответствие подписей или печати делает документ юридически ничтожным.

3. Активно используйте возможности электронного документооборота. Использование электронного инструментария «однодневками» по ряду технических причин невозможно или крайне затруднительно.

4. Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Если счет-фактура, на основании которого НДС принимается к зачету, будет признан при проверке неправильно оформленным, он будет аннулирован.

5. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными. Следует проверить действительность полномочий лиц, назначаемых приказом или решением учредителей (акционеров). Может оказаться, например, что полномочия генерального директора закончились три месяца назад и не продлены решением общего собрания акционеров. Данная ситуация, кроме рисков бизнеса, несет в себе риски налоговых доначислений, если договор с вашим контрагентом носил характер затрат, включенных в себестоимость вашей продукции (услуг).

6. Избегайте систематической непрофильной деятельности вашей компании, навязываемой вашими бизнес-партнерами. Например, партнер вашей строительной компании, будучи сам добросовестным налогоплательщиком, предлагает, ссылаясь на общую необходимость снижения издержек, «прокрутить займы» для уменьшения суммы НДС в текущем квартале и поделиться полученной выгодой. Или вам предлагают стать участником тендера «с гарантией победы», но при этом выполнить несвойственные вашей компании функции агента, то есть фактически стать на время транзитной фирмой для денежного потока. Подобные варианты чреваты проверками как со стороны налоговой, так и МВД.

7. Ориентируйтесь на отзывы и рекомендации заслуживающих доверия бизнес-партнеров вашего контрагента и банка, работающего с ним.

8. Изучайте отзывы о данной компании в интернете и других открытых источниках.

  • Как долго и насколько успешно она работает на рынке?
  • Входит ли в профессиональные ассоциации?
  • Имела ли проблемы с государственными структурами и контрольными органами?

Выездная налоговая проверка: к кому приходит, что делать

Пригласите аудитора, который в течение года несколько раз проверит бухгалтерскую отчетность, разъяснит порядок исчисления и уплаты налогов и подскажет, как своевременно устранить ошибки в отчетности и распознать «схемные» налоговые риски.

В отношении каждого налогоплательщика ФНС имеет свой план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям, в крайнем случае не дотягивать до них 10%. Важно поддерживать у налоговиков убеждение, что вы небогатый, но добросовестный налогоплательщик.

С точки зрения приоритетности по отраслевым показателям:

  • на первом месте традиционно НДС;
  • на втором — страховые сборы с фонда заработной платы;
  • далее — налог на прибыль, НДПИ, налог на имущество, подоходный налог.

Поступают запросы о движении средств по расчетному счету

Налоговые инспекторы могут использовать информацию о динамике входящих и исходящих платежей при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также для определения уровня его налоговых рисков.

Поступают запросы к контрагентам

Инициируя запросы о предоставлении документов, подтверждающих деятельность, к контрагентам, отдел предпроверочного анализа ИФНС готовится к вынесению рекомендации о выездной или камеральной проверке вашей компании.

Звучат требования к контрагентам о встречных проверках

Это прямой сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в ИФНС уже принято.

Ваш расчетный банк систематически требует предоставить информацию (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и т п.), подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей

Скорее всего, служба финансового мониторинга банка заинтересовалась вопросами законности деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в Росфинмониторинг и параллельно в налоговый орган.

Вас вызвали в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности

Это одно из предпроверочных или «психологических» мероприятий, имеющих цель заставить налогоплательщика платить больше налогов, чем сейчас (вызов «на комиссию»). Достаточно часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения постановления о проверке.

Прежде всего нужно максимально прозрачно вести свои дела. Для этого требуется либо умелый бухгалтер, либо расчетный счёт с функцией онлайн-бухгалтерии. Сейчас эту функцию за дополнительную оплату предоставляет почти любой банк. С ней налоговая проверка вам будет не страшна.

Любые непрозрачные операции по счёту являются подозрительными, а основная реакция банков на подозрительные операции – это блокировка. Некоторые банки даже показывают в приложении “рейтинг опасности блокировки счёта”, который позволяет понять, достаточно ли прозрачно вы ведёте дела. Когда рейтинг начинает падать, можно просто позвонить в банк и узнать, в чём причина. Такой рейтинг есть в Модульбанке, поэтому рекомендуем открывать расчётный счёт в нём, если боитесь блокировок.

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае – назначить выездную проверку.

Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:

1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.

Выездная налоговая проверка: будь готов — всегда готов!

Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:

  • инвентаризация – необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
  • осмотр – в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
  • истребование документов – должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
  • выемка документов – необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
  • экспертиза – налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
  • допрос – могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
  • вызов в качестве свидетелей – налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
  • получение экспертного заключения;
  • привлечение переводчика.

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры – решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании.

На заметку
При невозможности проведения выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия свободного помещения (см. пункт 1 статьи 89 НК РФ) должностные лица налогового органа имеют право осмотреть здание, в котором организация или предприниматель ведет свою деятельность, чтобы удостовериться в отсутствии таковой возможности на месте.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления налогов и их своевременная уплата организацией, если дополнительно не предписано, например, «установление соответствия показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и их участникам» (пункт 4 статьи 89 НК РФ). При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1–26.5 НК РФ), предмет проверки — «все налоги и сборы». Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки.

Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки. Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении:

  • полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • предмет проверки;
  • периоды, за которые проводится проверка (см. также письма ФНС России от 29 мая 2012 года № АС-4-2/8792 «О пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации»; от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» и от 17 июля 2015 года № СА-4-7/[email protected] «О направлении обзора судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года»);
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников, которые проводят проверку.

На заметку
Налоговые органы не обязаны заранее предупреждать проверяемую организацию о грядущей проверке — об этом говорится в письме ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853 «Об отсутствии оснований для переноса выездной налоговой проверки, а также для заблаговременного информирования налогоплательщика о назначении и проведении у него выездной налоговой проверки».

Основными задачами выездной проверки являются:

  • исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов;
  • выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета;
  • анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации;
  • доначисление (при необходимости) сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.

Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено.

Важно!
Датой начала выездной проверки считается дата вынесения налоговым органом решения о ее проведении (пункт 8 статьи 89 НК РФ). Таким образом, проверка начинается еще до того, как о ней узнает проверяемая организация.

При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика. Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно. Другой вопрос, что чаще всего он не интересует ФНС (ведь период, в котором назначена процедура, всегда успеют проверить), если только на вас «не выставлен прицел». Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год. Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки. Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени.

По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика. Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения:

  1. В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет.
  2. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия.

Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Но поскольку всех охватить проверками невозможно, налоговые органы делают тщательный отбор на основе информации о деятельности компании и Концепции системы планирования выездных проверок, изложенной в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 года № ММВ-7-2/[email protected]). Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, разработанные в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок и повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, приводятся в приложении № 2 данного приказа.

Внимание
В ряде случаев, которые изложены в письме ФНС России от 24 августа 2012 года № АС-4-2/[email protected] «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках», налоговые органы в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства на любом этапе процедуры могут инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами:

  1. Низкая налоговая нагрузка.
  2. Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет.
  3. Низкая рентабельность.
  4. Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе.
  5. Значительные суммы налоговых вычетов за отчетный период (свыше 89% от НДС).
  6. Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Например, в плане УСН: остаточная стоимость активов стремится к 150 млн рублей, доходы — на уровне 60 млн рублей, численность — около 100 человек, доля участия иных компаний приближается к 25%.
  7. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации.
  8. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.

Если деятельность компании подпадает под критерии высокого риска, это еще не означает, что бизнесу грозят «налоговые санкции». Проведение выездной проверки предприятия не тождественно налоговому правонарушению, за которое предусмотрена ответственность, о чем говорится в письме ФНС России от 31 июля 2007 года № 06-1-04/505.

К сведению
С приказа ФНС России от 14 августа 2015 года № СА-7-15/[email protected] в редакции, действующей с 31 января 2017 года, началась апробация проекта «СУР АСК НДС-2». Речь идет о системе управления рисками, в автоматическом режиме распределяющей налогоплательщиков по 3 группам налогового риска на основе деклараций НДС и имеющейся у ФНС информации о деятельности налогоплательщиков. Об оценке признаков риска «СУР» читайте в письме ФНС России от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/[email protected]

Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям:

  • для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа;
  • в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим.

Процедура проведения выездных налоговых проверок

Процедура проверки подробно прокомментирована в пункте 5 письма ФНС РФ от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства (см. соглашение Банка России № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/[email protected] от 29 июня 2010 года «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой», действующее в редакции с 30 января 2017 года, а также «Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы», утвержденное Росприроднадзором № 3-д и ФНС РФ № М-25-21/2, действующее со 2 марта 2007 года, и др.). Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки. Их можно разделить на три группы.

  1. Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы.
  2. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты.
  3. Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов.

При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов:

  • Выборочная или сплошная проверка. При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах. Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых.
    Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период. При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод.
  • Тематическая или комплексная проверка. Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем. Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену.

Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов. Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании. В ходе самой проверки возможны следующие процедуры:

  • Инвентаризация (пункт 13 статьи 89 НК РФ) проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации.
  • Осмотр (статьи 91 и 92 НК РФ). Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых. Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт (пункт 3 статьи 91 НК РФ). Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками.
  • Истребование документов (статьи 93 и 93.1 НК РФ). Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы.
  • Выемка (статья 94 НК РФ). Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время (с 22.00 до 6.00 местного времени).
  • Экспертиза и получение экспертного заключения (статья 95 НК РФ). Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие.
  • Допрос (статья 90 НК РФ). При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители. При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания (пункт 2 статьи 90 НК РФ).

Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого.

В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику. Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке.

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки, форма которого регламентируется приложением № 23 к приказу ФНС России от 8 мая 2015года № ММВ-7-2/189. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки:

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК РФ).
  2. Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  3. Непредоставление налоговой декларации (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  4. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ).
  5. Неуплата или неполная уплата налогов и сборов (статья 122 НК РФ).
  6. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (статья 123 НК РФ).
  7. Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 НК РФ).
  8. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (статья 129.2 НК РФ).

Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

Составленный и подписанный акт под расписку вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты его составления. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

По итогам проведения выездной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.

Во втором случае в решении отсутствуют штрафы, но могут быть начислены налоги и пени.

По действующим правилам срок проведения выездной налоговой проверки не может быть больше двух месяцев. Он исчисляется с момента вынесения решения о ее проведении и заканчивается датой составления справки. Однако в некоторых случаях по решению руководителя налогового органа срок проверки может быть увеличен до четырех или шести месяцев (пункты 6, 8 статьи 89 НК РФ, письмо Минфина России от 11 июля 2011 года № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований, которые могут повлиять на увеличение срока, изложен в пункте 2 Приложения № 4 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected], в их числе:

  1. Проверка крупнейшего налогоплательщика.
  2. Наличие у налогового органа информации о нарушении налогового законодательства, требующей дополнительной проверки.
  3. На территории, где идет проверка, возникли форс-мажорные обстоятельства — пожар, затопление.
  4. Несвоевременное предоставление налогоплательщиком требуемой информации.
  5. Наличие у проверяемой организации филиалов и обособленных подразделений.
  6. Иные обстоятельства, включая большое количество документов или проверяемых налогов.

В некоторых случаях выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции. Это делается для истребования информации о проверяемой организации у других лиц, для проведения экспертизы, для перевода документов с иностранного на русский язык. Приостанавливать проверку налоговая инспекция может неоднократно, при этом общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (пункт 9 статьи 89 НК РФ).

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки с учетом продления и приостановления составляет 12 месяцев.

В ходе выездной проверки налоговых инспекторов больше всего интересуют документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Именно в этой сфере чаще всего и обнаруживаются нарушения, позволяющие налоговому органу накладывать штрафы и предписывать доначисление налогов. Поэтому тщательная подготовка перед выездной проверкой необходима по следующим пунктам:

  1. Книга учета доходов и расходов (для организаций на общем режиме). Доходы и расходы, отраженные в этой книге, будут сверены с банковскими выписками и кассовыми отчетами (фискальным, Z-отчетом и журналом кассира-операциониста). По указанным в книге расходам будет проведена тщательная проверка обоснованности произведенных затрат и наличие подтверждающих их первичных документов.
  2. Книга покупок (общий режим). Ее сверят с декларацией по НДС, также будет проверено наличие документов, на основании которых в книге были произведены записи.
  3. Книга продаж (общий режим). Будет проверена полнота и современность отражения выручки.
  4. Счета-фактуры. Проверка коснется наличия и правильности заполнения счетов-фактур и их соответствия действующему законодательству.
  5. Накладные проверяют на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей.
  6. Платежные документы и банковские выписки проверяются для выявления основных контрагентов проверяемого, а также правильности отражения безналичных доходов в книге учета доходов и расходов и книге продаж.

На заметку
Кроме указанных документов проверяющие могут запросить расчетно-платежные ведомости, сведения о численности сотрудников и их заработной плате, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.

Очень часто в ходе налоговых проверок выявляются ошибки в заполнении документов, например, неправильное указание реквизитов контрагентов, занесение информации не в те графы документа или простые арифметические ошибки в расчетах. При подготовке к проверке на них также нужно обращать внимание, поскольку налоговая инспекция посчитает это нарушением.

При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени. А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

«Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»

Налоговый кодекс такой возможности не предусматривает. Но если компания сдаст уточненную декларацию за уже проверенный период, по ней обязательно проведут камеральную проверку. Повторной проверкой это считаться не будет. После камеральной могут назначить выездную проверку.

«Камеральная проверка – что это?»

В первую очередь обращаться нужно к НК РФ. Там про все написано. Правда, не по-порядку, а вразброс, чтобы «На то и щука, чтобы карась не дремал»!

В частности, в статье 89 сказано, что проведение выездной налоговой проверки возможно исключительно по решению руководителя (его зама) соответствующей службы. Причем данное решение должно быть надлежащим образом оформлено и подписано одним из вышеназванных лиц.

Этот документ имеет принципиальное значение. Дело в том, что с момента его составления и предъявления начинается отсчет срока проведения соответствующего мероприятия. По законодательству срок проведения ВНП должен составлять 2 месяца.
Как всегда, есть исключения — проверку могут продлить до 4, если будут серьезные основания, а в исключительных случаях – до 6.

А серьезные основания всегда найдутся. тем более, что этот вопрос оставлен на усмотрении налогового инспектора.

Налогоплательщика в обязательном порядке должны уведомить о том, что в отношении него проводится ВНП.

К тому же, из Решения о производстве ВНП он вправе получить информацию по поводу следующего:

  1. Кому именно поручено проведение проверки — должностные лица, которые обычно указываются списком, а также фиксируется Ф И О проверяющих.
  2. Цели и предмет проверки. Важно, чтобы их обозначили достаточно конкретно.
  3. Период осуществления проверки. Здесь тоже важна точность.
  4. Список определенных налогов и других отчислений, которые интересуют ФНС.

Вы вправе получить перечисленную информацию, что, в свою очередь, позволит не выдавать документы, которые не имеют непосредственного отношения к поднятым в решении о проверке вопросам. Это принципиально, поскольку иногда такие дополнительные сведения становятся основанием для более тщательного и глубокого разбирательства.

К чему нужно быть готовым?

  1. Привлекать свидетелей. Причем речь идет как о сотрудниках самой фирмы, так и о контрагентах.
  2. Истребовать любые документы, которые имеют отношение к предмету проверки.
  3. Осмотреть как территорию, так и любые помещения налогоплательщика. Правда, если речь идет о жилье, то здесь возникают свои нюансы.
  4. Провести выемку предметов и документов. Разумеется, этот момент регулируется отдельными нормативами. Но вообще инспекторы обычно идут на такие меры, если им добровольно не предоставляют информацию.
  5. Организовать инвентаризацию всего имущества субъекта.
  6. Собрать сведения или же документы о проверяемом по поводу отдельно взятых сделок и т. п. Иногда выплаты в бюджет шли или должны были идти через третье лицо (налоговый агент). В таком случае ФНС вправе затребовать информацию и по нему.

Все это установлено НК РФ и регулируется им же. Однако процедура реализации прав инспекторов может быть связана с разными подзаконными нормативно-правовыми актами. В частности, большое внимание стоит уделять письмам самого ФНС РФ, в которых содержатся пояснения по поводу всего механизма.

Помимо перечисленного, инспекторы вправе также привлекать специалистов ради реализации налогового контроля (экспертов, переводчиков и т. п.). И им тоже надо предоставить доступ ко всем данным. Но привлечение профессионалов возможно, если объективно существует соответствующая необходимость. И задача инспекторов – ее обосновать. Кроме того, введение эксперта в ситуацию всегда надлежащим образом оформляется.

Повторная выездная налоговая проверка

По закону налогоплательщик вправе:

  1. Попросить предоставить служебные удостоверения и сличить их с документом (решением) о проведении соответствующей проверки. Дело в том, что у инспекторов есть не только права, но и обязанности. Например, они не могут распространять узнанную ими случайно информацию, представляющую коммерческую тайну. А вот третьи лица никак не связаны обязательствами. Так что допускать их к документам не стоит.
  2. Предоставить инспекторам рабочую территорию. Желательно соответствующее помещение подготовить заранее и так, чтобы туда не попала «лишняя» информация. Грамотное размещение часто позволяет избежать утечки данных от сотрудников.
  3. Предоставить документы на основании письменного акта приема-передачи. Обратите внимание на то, как именно тот будет оформлен, подпишет ли его инспектор и т. п.
  4. Контролировать законность действий сотрудников ФНС РФ. Любые мероприятия, например, сбор дополнительных данных, допрос свидетелей и т. п. должны проводиться строго с соблюдением норм материального и процессуального законодательства. Между тем именно в данной отрасли чаще всего совершаются грубые нарушения. Если налогоплательщик наблюдает подобное, он должен собирать доказательства, чтобы впоследствии, во-первых, приобщить их к результатам проверки, во-вторых, иметь основание опротестовать сделанные инспекторами выводы.

Учтите, что не только сотрудники ФНС вправе привлекать для проведения проверки третьих лиц. Налогоплательщик тоже может это сделать. Например, ему никто не мешает обратиться к юристам для отстаивания своей позиции. Но подробнее о правах данного лица будет ниже.

Естественно, права есть далеко не только у представителей ФНС РФ. Они имеются и у налогоплательщиков согласно статье 21 НК РФ, причем в значительном объеме. А если конкретнее, то такие лица вправе:

  1. Делать запросы в Минфин РФ в письменном виде по поводу применения российского налогового законодательства. Аналогичное касается финансовых органов РФ разных уровней по поводу поступлений в местный бюджет и того, как именно они должны оформляться, в какие конкретно сроки производиться и т. д.
  2. Делать запросы в ФНС и получать ответы (включая письменные рекомендации) бесплатно по поводу актуальных налогов и прочих отчислений, определенных нюансов в законодательстве (причем это касается как законов, так и отдельных подзаконных нормативно-правовых актов), механизмов начислений, составления документов и прочее. У любого лица есть возможность запросить сведения о своих правах и обязанностях, и еще о полномочиях ФНС РФ. Ему должны бесплатно выдавать формы определенных документов (декларации и расчеты), пояснять, как именно те заполнять. Если лицо нарушило действующее законодательство в соответствующей сфере, потому что получило неправомерные разъяснения от ФНС РФ, то оно освобождается от ответственности.
  3. Получать в оговоренном в НК РФ порядке налоговые кредиты, рассрочки или же отсрочки выплат.
  4. Пользоваться льготами в соответствии с НК РФ, если для подобного есть обозначенные в законе основания. Причем конкретный механизм тоже зафиксирован.
  5. Производить вместе с фискальными органами сверку расчетов по всевозможным отчислениям (речь идет о сборах, налогах, штрафах и другом). Кроме того, такое лицо вправе претендовать на свою копию акта сверки.
  6. Получить вовремя зачет или же возвращение обратно сумм всех налогов (сборов и т. п.), если те были излишне выплачены или же взысканы.
  7. Присутствовать лично при проверке. Для этого налогоплательщику не нужно предоставлять какие-то отдельные документы или же обоснования, делать запросы и т. п.
  8. Представлять собственные интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством как непосредственно, так и через другое лицо (при наличии доверенности).
  9. Предъявлять инспекторам пояснения по поводу произведения расчетов и выплат налогов. Аналогичное – по всем актам тех проверок, которые уже состоялись в прошлом.
  10. Настоять на сохранении налоговой и коммерческой тайн. В противном случае негативные последствия наступят уже у сотрудников соответствующей службы.
  11. Получить копию акта, составленного по факту проведенной проверки. То же самое в отношении всех решений налоговых органов, если они непосредственно затрагивают субъекта. Это же касается и права на своевременное уведомление.
  12. Требовать от сотрудников ФНС РФ и прочих контролирующих органов соблюдения налогового законодательства. Кроме того, налогоплательщик может предпринять установленные законом меры для защиты своих прав.
  13. Проигнорировать незаконные требования и документы от сотрудников ФНС РФ. Это же касается и иных контролирующих органов. Причем неважно, чему конкретно те противоречат: подразумевается все правовое поле РФ в комплексе.
  14. Подать жалобу в расписанном в законе виде на составленные инспекторами акты, а также на сотрудников контролирующих органов (действия и бездействие). При этом налогоплательщик должен получить отклик. Обратите внимание: подобное еще не означает, что его претензии в любом случае будут удовлетворены.
  15. Быть вовлеченным в механизм изучения материалов проведенной проверки или же других касающихся самого лица документов в установленном в НК РФ порядке.
  16. Получить компенсацию убытков, если ущерб обусловлен незаконными действиями или бездействием сотрудников ФНС РФ и других контролирующих структур. Но для этого пострадавшему в большинстве случаев нужно обосновать не только вред, но и наличие причинно-следственной связи.

Перечисленные права закреплены в актуальном законодательстве. Налогоплательщика нельзя их лишить или же ограничить никаким образом, кроме как по закону. Однако вместе с тем пристальное внимание уделяется злоупотреблением правами.

Какой срок охватывает выездная налоговая проверка: 3 года до даты вынесения решения о проведении проверки. Например, если решение вынесено в 2018 году, то проверять могут 2015-2017 годы. Как правило, проверяют по максимуму – 3 года.

Продолжительность проверки: 2 месяца, но срок может быть увеличен до 4 и до 6 месяцев. Необходимо также помнить, что ФНС может приостановить выездную проверку на полгода для получения необходимой ей информации. Если информация запрашивается в иностранном государстве, то приостановление может быть до 9-ти месяцев. На практике, выездная налоговая проверка длиться 6-12 месяцев.

Как проводится: согласно НК, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, но на деле, инспектор редко появляется в компании. Все документы налогоплательщик предоставляет в налоговый орган, где инспектор и анализирует представленную информацию.

Почерковедческая экспертиза. Цель этой экспертизы со стороны ФНС — доказать, что первичная документация со стороны контрагента подписана неустановленным лицом. Если эксперт установит, что, например, счета-фактуры подписаны неустановленным лицом, то применить вычет по НДС по такой счёт-фактуре не получится.

Финансово-экономическая экспертиза. Как правило, ФНС проверяет рыночность цен, фигурирующих в сделке. Например, если налогоплательщик приобретает товары или услуги по завышенной цене, значит, он неправомерно завышает свои расходы. И наоборот, иногда занижает цену реализации, с которой исчисляет налоги в меньшем размере.

Напоминаем, что налогоплательщик вправе заказать собственную экспертизу и использовать свои экспертные заключения для обжалования решений и действий инспекции. Есть практика, когда при помощи экспертных заключений ещё на этапе досудебного урегулирования удавалось снизить доначисления.

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного «физика» на дому — это законно?».

В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.

Если у проверяемого есть возражения, в течение месяца он вправе их направить на рассмотрение в ФНС. Бланк возражений см. здесь. Если возражения не поступили, налоговики приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.

Есть ли смысл подавать уточненки после завершения проверки? Узнайте тут.

Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • поручение Правительства РФ от 18.03.2020
  • Налоговое планирование
  • Аудит налогов
  • Организация налогового учета
  • Учетная политика
  • Возврат налогов
  • Налоговая нагрузка
  • Налоговые льготы
  • Налоговая ответственность
  • Налоговые споры
  • Налоговые проверки
  • Оффшоры
  • Оптимизация налогов

Выездная налоговая проверка: что делать, если вы не согласны с результатами?

  • Налоговая отчетность
  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Страховые взносы
  • Налог на имущество
  • НДФЛ
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • УСН
  • ЕНВД
  • ЕСХН
  • Регистры налогового учета

В ходе проверки, прежде всего, инспекторов интересуют «затратные» документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Основные документы, запрашиваемые в ходе проверки:
Книга учета доходов и расходов (общий режим, УСН, на ЕНВД обязанности вести книгу нет). Доходы, отраженные в книге учета, инспекторы и расходов (общий сопоставят с банковскими выписками (если имеется расчетный счет) и кассовыми отчетами (Z-отчеты, фискальный отчет, журнал кассира-операциониста). По расходам, учитываемым в книге, будет проведена тщательная проверка на предмет экономической обоснованности произведенных затрат, а также наличия подтверждающих документов.
Книга покупок (общий режим). Книгу покупок сверят с декларацией по НДС, проверят наличие документов, на основании которых в книге покупок сделаны записи.
Книга продаж (общий режим). Полнота и своевременность отражения выручки. Если ИП освобожден от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ (то есть выручка за квартал не превышает 2 млн руб. и об этом уведомлен налоговый орган), проверят правомерность применения данной льготы.
Счета-фактуры (запросят у предпринимателей, применяющих основную систему налогообложения). Все ли счета-фактуры, указанные в книге покупок, имеются в наличии, правильно ли они оформлены у предпринимателей, и соответствуют ли действующему на момент оформления сделки законодательству. Кроме того, нужно проверить наличие иных документов — актов выполненных работ, накладных, договоров и т.д.
Накладные. Соответствие формы накладной действующему законодательству (на момент ее оформления), наличие всех необходимых реквизитов, подписей, печатей. Экономическая обоснованность произведенных расходов.
Платежные документы и банковские выписки. При планировании проверок инспекторы часто запрашивают в банках выписки налогоплательщика для выявления его основных контрагентов, проверки этих контрагентов на добросовестность (то есть непричастность к фирмам-однодневкам). Многие предприниматели имеют не только налично-денежную выручку, но и работают по безналу. Контролеры проверят, все ли безналичные доходы отражены предпринимателем в книге учета доходов и расходов или книге продаж. Кроме того, в качестве подтверждения понесенных расходов потребуется предъявить платежки на перечисление страховых взносов на пенсионное обеспечение и в фонды ФСС и ОМС.
Z-отчеты (при наличии контрольно-кассовых аппаратов). Данные Z-отчетов показывают выручку, которую предприниматель фиксирует в качестве своего дохода. В ходе проверки инспекторы снимают с ККМ фискальный отчет путем ввода специального пароля, установленного инспекцией при регистрации данного аппарата. Данные фискального отчета содержат информацию обо всех операциях, проводимых по кассе (продажа, возврат, аннулирование и т.д.), и нередко расходятся с данными, прошедшими по Z-отчету. При наличии расхождений проверяющие потребуют письменных объяснений.
Путевые листы. Проверяются в основном расход топлива по указанному маршруту, нормы расхода, наличие подтверждающих документов (кассовые чеки по покупке ГСМ).

Помимо документов, перечисленных в таблице, инспекторы дополнительно могут запросить расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости по средствам ФСС, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ, сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности, документы для предоставления вычетов сотрудникам (например, заявления на предоставление вычетов, свидетельство о рождении ребенка, медицинская справка об инвалидности и т.д.).
В зависимости от особенностей деятельности контролеры заинтересуются различными расходными документами. Например, наличие автомобиля в составе основных средств, в частности включение в расходы сумм, потраченных на бензин, потребует доказательства использования машины в предпринимательской деятельности. Ведь именно в этом случае расходы на топливо учесть можно. Любые нестандартные затраты привлекут внимание. Так, некоторые коммерсанты включают в затраты коммунальные платежи за свою квартиру на том лишь основании, что по данному адресу они зарегистрированы как ИП. Однако такие затраты вряд ли будут признаны правомерными, поскольку проживает предприниматель в своей квартире независимо от ведения предпринимательской деятельности.

Любые документы, которые потребуются контролерам, представляются на основе требования (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]). В нем перечисляются реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также указывается период, к которому они относятся. В ходе проверки инспекторы могут направить ИП несколько требований, так как их количество Кодекс не ограничивает.
Получив требование о представлении документов, учтите, что инспекторы зачастую выставляют стандартное требование всем коммерсантам без учета особенностей деятельности. Это связано с тем, что многие аспекты хозяйственной деятельности становятся известны контролерам лишь в процессе проверки. Заранее о них они не знают, поэтому и требование выставляют с максимально полным списком документов.
В случае отсутствия каких-либо из затребованных бумаг необходимо подать письменное объяснение, указав причину их отсутствия. К примеру, банковских выписок может не быть из-за отсутствия у ИП расчетного счета. Книга покупок и продаж ведется только бизнесменами, выбравшими основную систему налогообложения, соответственно, у «вмененщиков» и «упрощенцев» таковой нет.

Проверка проводится сплошным или выборочным методом. Мероприятия выездного контроля сводятся к следующему.
Инспекторы изучают соответствие показателей, отраженных в декларациях, данным книги учета доходов и расходов, книг покупок и продаж. В книгах контролеры обращают внимание на правильность и полноту отражения операций, влияющих на формирование налоговой базы (расчет налога). Обязательно проверяется обоснованность совершаемых расходов и правильность их включения в затраты. К примеру, на «упрощенке» установлен особый порядок учета основных средств, приобретенных до перехода на УСН. Не забудьте: каждый расход должен подтверждаться первичным документом, содержащим все обязательные реквизиты.
Инспекторы проверяют обоснованность применения налоговых ставок и льгот. Если у коммерсанта есть сотрудники, в рамках проверки НДФЛ будет уделено внимание выполнению ИП как налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налога.
На общем режиме в части контроля НДС могут проверить и ваших контрагентов, проведя встречные проверки.
Плательщиков ЕНВД проверят на реальность физических показателей, влияющих на формирование налоговой базы и правильность выбора показателей. В качестве документов могут затребовать договоры аренды, подтверждающие размер торговой площади, договоры с сотрудниками, сведения о численности сотрудников.

Любой предприниматель или организация могут стать объектом встречной проверки, если они состоят в цепочке с сомнительным контрагентом.
В ходе выездной налоговой проверки у инспекторов часто возникают вопросы в отношении реальности совершаемой сделки. Например, договоры, заключенные с контрагентами — перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), наведут контролеров на мысль, что в этой цепочке попросту отмываются деньги. Кстати, работа через посредников (агентов, комиссионеров) является одним из критериев оценки риска проверки. Вопросы зачастую возникают и в отношении вычетов по НДС. Большие суммы вычетов всегда привлекают внимание. При этом контролеры могут обращаться к партнерам бизнесмена, запрашивая информацию, связанную с той или иной сделкой.
В рамках встречной проверки инспекторы направляют требование о представлении документов всем участникам сделки (продавцам товара, услуги). Основные документы, которыми интересуются проверяющие: счета-фактуры по определенному контрагенту, накладные или акты выполненных работ (оказанных услуг), копии договоров, выписки из книги продаж или книги учета доходов и расходов (или их копии за определенный период), копии налоговых деклараций по НДС с расшифровками строк 010 «Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего» и 070 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».
Если получено требование о представлении документов в отношении вашего контрагента, необходимо показать имеющиеся в наличии документы согласно вашему виду налогообложения и виду деятельности. В отношении иных документов, которые указаны в требовании и отсутствуют у вас по объективным причинам, дайте письменное пояснение.

Наша справка. Порядок истребования сведений в рамках встречной проверки установлен ст. 93.1 НК РФ. Контролеры направляют поручение в инспекцию по месту учета вашего контрагента. В течение пяти дней налоговая подготовит и направит контрагенту требование о представлении документов. К нему обязательно прилагается копия поручения, где должна быть названа причина запроса. Формы поручения и требования утверждены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]

НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:

  • проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
  • ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
  • проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
  • она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).

СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

НК запрещает налоговикам:

  • выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
  • беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
  • выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
  • «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).

ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.

Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:

  • вид проверки (тематическая или комплексная);
  • ее предмет;
  • период, подлежащий изучению;
  • состав комиссии;
  • проверочные мероприятия и др.

На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *