- Налоговое право

Особенности метода жилищного права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности метода жилищного права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

В юридической литературе нет единого мнения относительно места жилищного права в российской системе права.1)Жилищное право не самостоятельная отрасль, а подотрасль гражданского права или правовой институт.2)Жилищное право – комплексная отрасль права, которая объединяет нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права, посвящённые либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильём.3)Жилищное право – самостоятельная отрасль права.Ст. 72 Конституции РФ называет жилищное законодательство самостоятельной отдельной отраслью законодательства. В нем и, соответственно, в жилищном праве, действует многоуровневый режим правового регулирования жилищных отношений: федеральный, региональный и местный. Поэтому жилищное право не вписывается в отношения, регулируемые гражданским правом, которое осуществляется только на федеральном уровне. Нахождение жилищного права в рамках гражданского сужает сферу его правового регулирования.

Понятие, предмет, метод жилищного права

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой сово­купность юридических средств, приемов, которые регулируют жи­лищные отношения.Особенность метода жилищного права состоит в том, что жилищное право – комплексная отрасль права, поэтому его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых используются для регулирования жилищных правоотношений.В отличие от строго диспозитивного метода гражданского права жилищное право построено на сочета­нии императивного и диспозитивного методов.Императивный метод основан на принуждении, обязательных для исполнения указаниях, обязанностях, запретах. Это метод, направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного по­ведения субъектов. Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться про­живающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых — гражданам, имею­щим жилую площадь менее установленной нормы на одного челове­ка. А если вышеперечисленные граждане отсутствуют, то вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется в общем поряд­ке по договору социального найма (ст. 59 ЖК РФ).Диспозитивность — это метод автономии, дозволения, наделения субъектов инициативой. Так, согласно ч. 1 ст. 72 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе с письмен­ного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого по­мещения с другим нанимателем по договору социального найма, в том числе с проживающим в другом населенном пункте. Аналогичным образом в ч. 3 ст. 82 ЖК РФ изменение договора найма вследствие признания нанимателем другого члена семьи с некоторыми оговорка­ми предоставлено на рассмотрение всех членов семьи.

В юридической науке выделяют следующие основные особенности жилищных правоотношений:

  1. объектом всегда выступает жилое помещение;
  2. длительность во времени;
  3. сложная структура, поскольку каждый из субъектов имеет свои права и обязанности по отношению к другому.

Основаниями для возникновения жилищных правоотношений являются юридические факты, связанные с конкретными жизненными обстоятельствами граждан. Среди них:

  1. договоры и иные сделки с недвижимым имуществом;
  2. акты органов государственной власти и местного самоуправления;
  3. судебные решения, устанавливающие жилищные права и обязанности;
  4. приобретение в собственность жилых помещений;
  5. членство в жилищно-строительных кооперативах;
  6. действия (бездействие) участников жилищных отношений.

Любое жилищное правоотношение структурно состоит из его объектов и субъектов (участников), а также взаимосвязи их прав и обязанностей.

Гражданское право (Jus civile) считают юридической формой экономических отношений, которые складываются преимущественно между частными лицами. Ульпиан формулировал его как «право, клонящееся к пользе отдельных лиц», поэтому гражданское право иногда называют частным правом (Jus privatum). При этом в основу дифференциации права на частное и публичное положена направленность на удовлетворение потребностей и защита интересов отдельных лиц в первом случае и охрана общественных интересов государства — во втором. Провести четкую границу между этими критериями удастся не всегда, ибо такое исторически сложившееся деление имеет в большей степени интуитивное начало, хотя попытки установить однозначный критерий предпринимаются до сих пор. Если брать за основу материальный критерий, то гражданское право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих частные отношения отдельных лиц в обществе, где в качестве субъектов правоотношений выступают частные лица, а объектом правоотношения является частный интерес.

Гражданское право — это отрасль частного права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Предмет отрасли права — это круг общественных отношений, которые она регулирует.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения.

В предмет гражданского права входят:

  • имущественные отношения;
  • личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;
  • личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Имущественные отношения включают в себя:

  • вещные;
  • обязательственные.

Личные неимущественные права, связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу использования объектов интеллектуальной собственности. Указанные объекты носят нематериальный характер и в результате их создания у автора возникают прежде всего неимущественные права на использования объекта определенным способом, право получения вознаграждения.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ — неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство — ст. 150 ГК РФ). Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому.

Прежде всего, надо сказать несколько слов о том, что означает само понятие методы трудового права. Под словом метод подразумевается некий способ правового урегулирования взаимоотношений между людьми и сообществами, связанными трудовыми обязательствами.

Существуют некоторые особенности метода трудового права. которые заключают в способах воздействия на волевое и поведенческое состояние людей. Такое воздействие может быть призвано побудить человека занятого в труде действовать на общие интересы государства и общества для достижения максимальных результатов. Следует привести некий перечень таких методов:

v Сохранение равноправных отношений двух сторон трудового договора с учетом подчинения одной из сторон в процессе организации трудового процесса на предприятии.

v Метод, сочетающий в себе объединение правового и нормативного, а также локального и централизованного регулирования.

v Реализация возможности работника принимать полноценное участие в создании и работе профсоюзной организации, в задачи которой входит осуществление контроля за соблюдением прав работников.

Метод трудового права определяет, каким способом осу­ществляется регулирование общественных отношений трудовым правом, какие приемы при этом применяются. Это совокупность специфических для данной отрас­ли приемов и способов, применяемых государством для регулирования через нормы трудового права тру­довых правоотношений и иных связанных с ними отношений.

Метод трудового права отражается в следующих спо­собах правового регулирования: сочетание централизованного и локального регулиро­вания общественных отношений в сфере трудовых от­ношений. Централизованное (государственное) регу­лирование заключается в установлении для всех без исключения работников и работодателей общих по­ложений, определяющих отношения в сфере труда (рабочее время, время отдыха, оплата труда, основы социального партнерства и т. д.). Локальное предпо­лагает регулирование таких отношений непосред­ственно работодателями путем издания локальных нормативных актов, однако оно не должно ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством, сочетание в методе правового регулирования един­ства и дифференциации.

Единство трудового права отражается в его общих принципах, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, а также в единообразном применении трудового законодательства на всей территории Рос­сии и в отношении всех работников и работодателей (при прочих равных условиях).

Дифференциация за­ключается в установлении особенностей регулирова­ния труда отдельных категорий работников.

Договорный характер труда и обеспечение его усло­вий заключаются в том, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется путем заключения, изме­нения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых до­говоров.

Равноправие сторон в трудовых отношениях предпо­лагает равенство работников, работодателей и их представителей перед законом.

Своеобразие способов защиты трудовых прав работ­ников. Отличительная особенность данного метода состоит в том, что трудовые споры можно разрешить в комиссиях по трудовым спорам, создаваемых при организации, не прибегая к судебному порядку, что значительно ускоряет решение проблемы. Среди дру­гих способов можно назвать забастовку, государ­ственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства, защиту трудовых прав работников профессиональными союзами, самозащиту работни­ками трудовых прав.

Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда – в уста­новлении и применении норм трудового законодатель­ства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

Цели и задачи трудового законодательства – это опре­деленные результаты, которых стремится достичь госу­дарство, и средства, помогающие реализовать направле­ния деятельности государства в сфере труда.

Цели трудового законодательства:

установление государственных гарантий трудо­вых прав и свобод граждан, что заключается в установлении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), в гарантировании сохранения ра­бочего места при временной нетрудоспособности, запрещении необоснованного отказа заключения тру­дового договора и т.д.;

создание благоприятных условий труда: установле­ние нормальной продолжительности рабочего време­ни, времени непрерывного отдыха и т.д.;

защита прав и интересов работников и работодате­лей означает, что при наличии нарушений как со сто­роны работника, так и со стороны работодателя при­нимаются меры к восстановлению нарушенных прав и интересов всеми законными способами.

Основные задачи трудового законодательства за­креплены в ч. 2 ст. 1 ТК РФ:

создание необходимых правовых условий для дости­жения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Функции трудового права – это основные направ­ления воздействия норм трудового права на поведе­ние людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Данное право выполняет общие для всего российского права функции – регулятивную и охранительную, а также специфичные функции, непосред­ственно направленные на достижение целей и задач норм данной отрасли права.

Выделяют следующие функции трудового права: защитную, выражаемую в создании системы государ­ственных гарантий трудовых прав работников. ТК РФ устанавливает права работников в сфере труда, меха­низм реализации и защиты этих прав, ориентирует на создание благоприятных условий труда. Трудовое зако­нодательство провозглашает и охраняет права и свобо­ды человека в сфере труда (свобода труда, защита от дискриминации при приеме на работу). Данная функ­ция трудового права действует при создании норм тру­дового законодательства, при их применении, профи­лактике их нарушения и разрешении трудовых споров, восстановлении нарушенных прав; производственную, направленную на защиту инте­ресов работодателя в трудовых отношениях. Нормы трудового права должны создать условия для выпол­нения производственных задач, эффективного функ­ционирования субъектов хозяйствования; воспитательную, отраженную в нормах о поощре­ниях, стимулировании высокопроизводительного тру­да, а также в нормах о дисциплинарной и материаль­ной ответственности за ущерб, причиненный по вине работника производству или работнику по вине ра­ботодателя.

Понятие, предмет и метод жилищного права

Трудовое право является очень важной, нужной, даже ведущей и сложной правовой отраслью РФ, которая занимает важное место в регулировании отношений людей во время их непосредственной работы на производстве (трудовых отношений).

Данное право применяется в работе почти каждого человека, оно регулирует поведение работников в области общественной трудовой организации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа! Это быстро и бесплатно !

У него есть свой предмет и метод регулирования.

Прежде чем сказать определение метода, надо знать, что такое предмет права.

Предметом права являются отношения людей, связанные с их работой на каком-либо производстве (трудовые) и основанные на подписанном договоре. а также отношения, связанные с ними.

Метод права подразумевает под собой способ, направленный на урегулирование отношений в обществе и носящий правовой характер, т.е. через правовые нормы право воздействует на волю людей, поведение субъектов права.

Метод – целый комплекс средств и приемов, юридического плана и регулирующих отношения, складывающиеся у людей по поводу работы.

Если правовой предмет говорит об урегулировании видов отношений в обществе, то метод дает ответ – как происходит само урегулирование с помощью норм. Т.е. какими именно приемами правового характера регулируются отношения людей в работе.

Каждый из способов обоснован с научной стороны, в них заключена суть норм, носящих правовой характер определенного значения.

А в методе отражается суть и порядок создания норм и дальнейшего использования при работе человека на производстве.

Метод включает в себя такие признаки (способы):

1. Взаимодействие централизованного и локального способов. Здесь отражается суть правого управления трудом со стороны государства.

Централизованный способ управления заключается в разработке и издании со стороны государства норм права в сфере труда.

Цель норм – защита работника, осуществляющего работу по найму от притязаний со стороны своего хозяина, гарантия того, что ему предоставят хорошие условия, чтобы можно было работать.

Централизованный способ содержит небольшое количество прав, гарантий для людей, работающих по найму.

Здесь может применяться договорное урегулирование (участники и государственные органы заключают совместное соглашение).

Государство разрабатывает акты, касающиеся:

  • охраны трудовой деятельности;
  • длительности времени, отводящегося для работы;
  • системы тарифов для работников бюджетной сферы.

Непосредственное участие в процессе контроля и урегулирования отношений принимает правительство (органы центрального, отраслевого значения) и профсоюзы.

Акты локального значения могут только улучшать условия для работы в сравнении с централизованными.

Эти акты устанавливают:

  • режим времени, отведенного для работы на производстве;
  • представление разных льгот людям, работающим по найму из фондов, имеющихся на предприятиях;
  • графики предоставления заслуженных отпускных дней;
  • условия, прописанные в договоре.

Процесс урегулирования через акты локального характера осуществляется в пределах конкретного учреждения в виде договора, подписанного между лицом, дающим работу и профсоюзами. Акты разрабатывает работодатель .

2. Характер и условия человеческого труда договорные. Здесь сочетаются такие способы, как: договорной, носящий рекомендательный характер и властный.

Заключаются договора и добровольные соглашения, в них могут вноситься изменения и дополнения. Метод рекомендательного плана заключается в указании желаемого поведения сторон.

Властный способ применяется государством, чтобы установить порядок внутри рабочих отношений, укрепить дисциплину, привлечь к ответственности за нарушения правил в области труда.

Здесь работодатель может применять меры, несущие наказание за нарушение правил, накладывать ответственность, несущую материальный характер, производить увольнение по статье.

3. Участники отношений имеют равные права. Права сторон одинаковы при подписании и расторжении договора, при подчинении распорядку труда на производстве.

При взаимном согласии участников и имеющихся соглашений, осуществляется производство, сочетающее в себе рабочую силу работника и орудия труда работодателя на основании договора.

4. Работники участвуют в урегулировании трудовой деятельности через лиц, их представляющих и профсоюзов. Они определяют нормы труда и осуществляют контроль, чтобы они соблюдались.

5. Защита трудовых прав. Защита осуществляется органами суда и КТС, если спор носит индивидуальный характер и третейской и примирительной комиссиями, если спор коллективный. Может быть проведена забастовка.

6. Различие и единство урегулирования труда. Принципы регулирования, права в области труда и нормы применения закона — общие для всех в РФ, т.е. все работающие должны соблюдать Закон.

Различия, это разные правовые уровни в области работы человека на производстве, например, нельзя применять труд женщин в положении и детей, кому нет 18-ти лет на определенных работах.

На сегодняшний день в данном праве преобладает императивный (властный) метод регулирования труда .

Нормы трудового права. согласно которым работающим людям предоставляются гарантии соблюдения их прав, носят властный характер, т.е. обязательны для соблюдения и исполнения.

Другие нормы определяют диспозитивный характер, который предусматривает разные варианты того, как могут вести себя участники отношений.

Нормы рекомендательного характера тоже получили свое распространение в праве.

Метод объединяет в себе несколько элементов – способов, через которые власть воздействует на отношения людей на работе прямо и косвенно, чтобы они соответствовали идеологии правового государства. Это:

  1. Диспозитивный — основывается на равенстве сторон, т.е. имеется возможность выбора возможного правильного поведения, но только при этом не должен нарушаться Закон. Здесь можно регулировать формы: сотрудничества между участниками; создания актов локальных; систем, обеспечивающих реализацию прав участников с их обязанностями; защиты, рассмотрения споров.
  2. Императивный метод – властный метод подчинения. Здесь государство в лице своих органов устанавливает властные предписания и нормы, которые должны соблюдаться всеми сторонами отношений, а также занимается регулированием отдельных видов отношений через свои разработанные нормы. Это сроки обращения, рассмотрения, принятия решений по спорам в КТС и их обжалование в суде.

Таким образом, правовой метод основывается на способе договорного плана, равенстве работающих людей по найму, их подчинении воле лиц, предлагающих работу во время рабочего процесса.

Работники и рабочие профсоюзы могут свободно участвовать в урегулировании отношений и споров, имеющих отношение к человеческому труду.

Метод сочетает 2 основных способа, направленных на урегулирование — централизованный и локальный, единство и различие, имеет много способов, защищающих права людей, работающих по найму.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — обратитесь в форму онлайн-консультанта справа! Это быстро и бесплатно !

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования. т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства. общества. работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

  1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
  2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
  3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства. контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
  4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
  5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

а) трудоустройства;
б) трудового договора ;
в) рабочего времени, времени отдыха;
г) оплаты труда ; гарантийных, компенсационных выплат;
д) дисциплины труда ;
е) материальной ответственности сторон трудового договора;
ж) охраны труда.

Резепова В.Е. Трудовое право России. 2009

Как было указано выше, для определения отраслевой классификации необходим метод правового регулирования. В состав жилищного права входят правовые нормы различного характера: диспозитивного и императивного.

Пример 1

В области частного права применяется метод юридического равенства участников правовых отношений, самостоятельности в отношении имущества, отсутствие вмешательства в дела друг друга. Это представлен метод координации, то есть метод «горизонтальных отношений». В сфере публичного права, напротив, применяется метод власти и подчинения, приказа и исполнения. Этот метод является методом субординации, то есть выстраиванием отношений в вертикальной плоскости. Он присущ таким отраслям права, как конституционное, административное, финансовое, уголовное.

В качестве инструмента публичного права выступают, как правило, нормы императивного характера, то есть нормы обязывающие; в частном праве применяются диспозитивные нормы, то есть нормы самостоятельные.

Отличие между указанными методами можно выразить на сравнении административного и гражданского права. существует два основных вида методов правового регулирования – гражданско-правовой и административно-правовой методы.

На основе гражданско-правового метода гражданам предоставлена возможность на самостоятельной основе определять свое поведение в рамках правоотношений между друг с другом и обладают равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников формируются на добровольной договорной основе, они могут быть прописаны в самом договоре. При противоправном поведении наступает зачастую имущественная ответственность.

При административно-правовом методе взаимные права и обязанности формируются не по взаимному согласию, а согласно правовых норм, которые издает государство. Субъекты правоотношений находятся в рамках «власть – подчинение», обладают разным объемом прав и обязанностей, которые четко регламентированы нормативно-правовыми актами. Санкции норм правоохранительного характера, в состав которых входят меры несения ответственности при нарушении прав и невыполнение обязанностей, обладают штрафным, карательным, но не правовосстановительным характером.

Замечание 2

Учитывая вышеуказанное, следует отметить, что в рамках жилищных отношений применяется как гражданско-правовой метод (при возникновении договорных отношений – между нанимателем и наймодателем на основании договора социального найма жилого помещения), так и административно-правового метода (при возникновении отношений между гражданином, который нуждается в помещении, и государственным органом, который занимается ведением учета граждан, нуждающихся в жилье). По мнению авторов литературы, жилищное право РФ строится на взаимосвязи императивного и диспозитивного метода.

Можно сказать, что признаки основных методов регулирования характерны и для метода регулирования жилищных отношений. Во-первых, характерной особенностью представлено объединение централизованного, регионального и местного регулирования общественных отношений в единый комплекс. При этом применяются различные среды правового воздействия – императивный, рекомендательный и договорный, исходя из статьи 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая предусматривает принятие правовых актов государственными органами власти, органами субъектов и местного самоуправления Российской Федерации. Такая специфика выявлена и в их взаимодействии при выполнении правового регулирования. Во-вторых, для реализации этого метода необходимо участие граждан и иных лиц, в том числе и юридических лиц, объединений граждан и юридических лиц в обязательном порядке (жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества владельцев жилищных помещений) в процессе регулирования отношений в сфере жилищного права. Разделами 2, 4, 6 Жилищного Кодекса Российской Федерации регламентируются эти нормы.

Предметом жилищного права являются общественные отношения, которые в законодательстве и юридической литературе получили название «жилищные отношения». Это понятие является собирательным и охватывает различные виды отношений: по поводу управления и эксплуатации жилищного фонда, обеспечению его сохранности, учету нуждаемости в жилье граждан и предоставлению жилых помещений, использования пригодных для постоянного проживания помещений и т.д.

Среди личных потребностей человека первостепенное значение имеют потребности в пище, одежде, жилище и другие, которые являются насущными, жизненными потребностями. Поэтому любое обращение к проблеме, связанной с жилищем, неизбежно будет иметь в качестве исходной категорию «жилищная потребность». Жилищная потребность означает нужду в жилище как объективно необходимом условии для поддержания жизнедеятельности каждого человека, для его труда, отдыха, семейного уюта.

Представление о жилищной потребности и формах ее удовлетворения формируется в зависимости от материальных условий жизни общества, от уровня его культурного развития, природных условий и других факторов. Это представление постоянно изменяется и совершенствуется. Исторический опыт свидетельствует, что никогда еще жилищные потребности всех членов общества не были удовлетворены в полной мере. Во все времена существовал и сейчас существует жилищный вопрос. Сущность его заключается в недостатке жилища. Но жилищный вопрос касается только определенной части населения — малообеспеченных, бедных, для которых полноценные жилища недоступны ввиду их дороговизны. Для богатых, обеспеченных людей жилищного вопроса в этом смысле никогда, ни в одном обществе не существовало. Для них вопрос заключается в ином — в стремлении иметь еще более роскошные квартиры, коттеджи, дворцы по сравнению с теми, которыми они владеют.

В нашей стране жилищный вопрос всегда отличался особенной остротой. С переходом к рыночным отношениям жилищная проблема решена только для разбогатевшей прослойки общества; у основной части населения «жилищный вопрос» остается нерешенным. Приходится констатировать, что этот вопрос бессмертен, он будет актуальным всегда. Одной из причин этого, наряду с другими, является и то, что постоянно возрастают требования людей к жилищу — в этом и заключается актуальность выбранной темы.

В свое время в нашей стране человек всегда был вполне удовлетворен получением от государства комнаты в многонаселенной квартире или места в общежитии, теперь же идеалом большинства людей является приобретение отдельной благоустроенной квартиры или собственного дома.

Жилищные отношения представляют собой общественные отношения, складывающиеся в связи с удовлетворением жилищной потребности граждан.

Этой категорией охватываются отношения в сфере управления жилым фондом, в том числе его государственный учет и контроль за его использованием и сохранностью; обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях найма; обеспечение правильного использования жилищного фонда, его эксплуатация и ремонт и т.д.

Из приведенного перечня с очевидностью следует, что среди жилищных отношений определенное место занимают отношения организационные, управленческие — публично-правовые по своей природе. Но в большей мере это имущественные отношения, основанные на равенстве их участников, т.е. частно-правовые (гражданско-правовые).

Следует отметить, что отношения, непосредственно не связанные с удовлетворением жилищной потребности граждан, не могут быть отнесены к категории жилищных (например, отношения в связи с проектированием и строительством жилых домов). К жилищным не относятся отношения по пользованию помещениями, которые не признаются жилыми (помещения в садоводческих товариществах, дачах, приспособленных под жилье вагончиках и т.п.). Только на жилищные отношения распространяется действие норм жилищного законодательства, а к отношениям, лишь отдаленно связанным с удовлетворением жилищной проблемы, эти нормы не применяются.

2. Место жилищного права в системе российского права

1) Жилищное право не самостоятельная отрасль, а подотрасль гражданского права или правовой институт.

Предметом регулирования жилищного права являются жилищные правоотношения. Под жилищными правоотношениями понимают отношения, возникающие по поводу жилища. В них можно выделить следующие виды отношений (п.1 ст.4 ЖК РФ):

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой совокупность юридических средств, приемов, которые регулируют жилищные отношения.


Теория государства и права
Аграрное право
Государственное право зарубежных стран
Семейное право
Судебные и правоохранительные органы
Криминальное право
История государства и права России
Административное право
Гражданское право
Конституционное право России
История государства и права зарубежных стран
История государства и права Украины
Банковское право
Правовое регулирование деятельности органов ГНС
Юридическая психология
Финансовое право
Юридическая деонтология
Трудовое право
Предпринимательское право
Конституционное право Украины
Разное
История учений о государстве и праве
Уголовное право
Транспортное право
Авторское право
Жилищное право
Международное право
Международное право
Наследственное право
Налоговое право
Экологическое право
Медицинское право
Информационное право
Судебное право
Страховое право
Торговое право
Хозяйственное право
Муниципальное право
Договорное право
Частное право

Статья 40 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) закрепляет право каждого гражданина России на жилище. Во исполнение данного конституционного положения Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает основные принципы и механизмы реализации конституционного права российских граждан на жилище. Жилищное законодательство, регулирующее соответствующие отношения, исходит из необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Анализ положений Конституции РФ, затрагивающих жилищные права граждан, и норм жилищного законодательства позволяет сделать вывод о возможности реализации гражданами права на жилище путем:

  • безвозмездного предоставления жилых помещений по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда ограниченному кругу граждан:
    • гражданам, признанным малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
    • гражданам, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях независимо от их имущественного положения (например, сотрудникам милиции, прокурорам и следователям прокуратуры).

В целом понятие «жилищное право» определяется как совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения. При этом в подходе к исследованию жилищно-правовых отношений существует проблема определения сущности и места жилищного права в общей системе российского права. По этому поводу уже несколько десятилетий продолжается полемика между двумя группами ученых-юристов, одна из которых считает, что жилищное право является подотраслью гражданского права, а другая — самостоятельной отраслью в системе российского права.

Представляется, что с учетом объема нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, который, без сомнения, стал значительно больше не только объема нормативных актов всех подотраслей гражданского права, но и начал серьезно конкурировать с объемом нормативного материала самого гражданского права, жилищное право следует считать самостоятельной комплексной отраслью права, что подтверждается признанием Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) самостоятельного существования жилищного законодательства.

Комплексный характер жилищного права заключается в том, что оно соединяет в себе не только нормы гражданско-правового характера (которых большинство), но и нормы публичных отраслей права, регулирующих либо непосредственно жилищные отношения, либо отношения, связанные с жильем. К таким отраслям относятся административное, земельное, экологическое, финансовое право.

Жилищное право как комплексное правовое образование характеризуется тем, что представляет собой определенное целостное правовое образование, что ему свойственны свои специфические предмет регулирования, принципы, общие (основные) положения, отдельные способы и приемы правового регулирования, т.е. специфический механизм, режим правового регулирования, что отличает его от смежных отраслей и комплексных правовых образований, и как комплексная отрасль оно имеет свою систему: правовые институты, нормы, которые регулируют соответствующие группы жилищных отношений.

Выше уже говорилось о том, что функционирование социального обеспечения как социально-экономической системы опосредуется системой общественных отношений. Многофункциональность системы социального обеспечения обусловливает многоплановый характер этих отношений, который объективно предопределяет отраслевую принадлежность правовых норм, их регулирующих. Так комплекс норм, регулирующих отношения по поводу аккумуляции средств в соответствующих финансовых источниках, относится к такой отрасли как финансовое право, а отношения по поводу управления системой социального обеспечения — к административному праву.

Правовое образование, консолидирующее нормы, которые определяют: круг обеспечиваемых, виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение, виды социального обеспечения и условия их получения гражданами, порядок реализации права на тот или иной вид обеспечения, его нормы и размеры, не могут быть отнесены ни к одной из классических отраслей в силу особой специфической природы регулируемых ими общественных отношений. Эта специфика заключается в том, что указанные отношения, отражая экономическую сущность самой системы социального обеспечения, носят распределительный характер, а их субъектами выступают граждане, с одной стороны, и само государство в лице компетентных органов — с другой. К каким структурным элементам правовой системы должно быть отнесено указанное правовое образование — один из основных вопросов, без ответа на который невозможно определить его место в общей системе российского права, как и дать научное обоснование отраслевой самостоятельности данного правового образования.

Любая отрасль права не замыкается на регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, так как в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей. Несмотря на многообразие общественных отношений, различные их группы находятся в тесной взаимосвязи и соотношении между собой. Основными критериями, используемыми для выделения в общей национальной системе права соответствующих отраслей, являются предмет и метод правового регулирования, позволяющие с высокой степенью объективности раскрывать сущностные признаки каждой из них. Поскольку специфика метода всегда обусловлена спецификой самого предмета правового регулирования, то отграничение права социального обеспечения от иных отраслей следует проводить с учетом именно данного критерия.

Право социального обеспечения, являясь составной частью единой системы российского права, в то же время имеет специфические особенности и свой собственный предмет правового регулирования.

Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть основы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения, в ст. ст. 71, 72 определяет порядок координации в регулировании здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Нормы конституционного права, объект регулирования которых составляют общие принципы статуса личности : воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественных, неотчуждаемых прав человека; входят в сферу взаимоотношений государства и личности; предполагают подключение многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений. Так в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, реализуются конституционные права граждан в сфере социального обеспечения.

Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения валового внутреннего продукта и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства2. Реализация гражданами права на многообразные виды социального обеспечения осуществляется, как уже говорилось выше, определенными организационно-правовыми способами. При этом государство определяет источники финансирования и регулирует нормами финансового права отношения по финансированию расходов на выплату гражданам пенсий, пособий, предоставлению медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ). Указанные отношения возникают между соответствующими компетентными органами. Граждане субъектами таких отношений не являются.

Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят и органы социальной защиты населения, предоставляющие гражданам различные виды социального обеспечения в соответствии с административными регламентами.

Право социального обеспечения может быть отграничено и от некоторых других отраслей права (трудового, гражданского, семейного, жилищного). Критерием для такого отграничения, как уже говорилось выше, является предмет правового регулирования.

Трудовое право — это отрасль российского права, регулирующая трудовые и другие, непосредственно с ними связанные отношения, например, отношения по занятости и трудоустройству граждан, нуждающихся в помощи со стороны государственных органов в подыскании подходящей работы и трудоустройстве, в получении новой профессии, специальности, квалификации, в повышении квалификации и переквалификации. Указанные выше граждане, получившие статус безработного, могут быть также субъектами отношений, входящих в предмет права социального обеспечения, если они возникают по поводу предоставления им социальных гарантий со стороны государства в виде материального обеспечения (пособия по безработице, стипендии, иных компенсационных выплат).

Особенности метода трудового права

Заключение

Список используемых источников

Введение

Человек нуждался, нуждается и будет нуждаться в жилище всегда: и в первобытном, и в современном цивилизованном обществе. При этом представления о жилище и его потребительских качествах постоянно меняются. Для современного человека нормой считается отдельная квартира или индивидуальный дом. Потребность человека в жилище имеет важнейшее значение. Право на жилище в Конституции названо в числе основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. В посланиях Президента РФ неоднократно отмечалось, что первостепенной задачей государства является повышение качества жилья наряду с его доступностью. В этих целях в 2004 году был принят пакет из 27 федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс РФ.

Без преувеличения можно сказать, что жилищное право затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения. С сожалением приходится констатировать, что государство долгое время было в долгу у общества не только за свою строительную политику, но и за отсутствие чёткой, понятной, прозрачной и непротиворечивой законодательной системы Козлова Н.Н. «Покупка, продажа и эксплуатация жилья: самые распространенные ситуации». «Омега-Л», 2012;.

Системные кодифицированные акты были приняты более 20 лет назад. Очевидно, что социально-экономические условия в стране настолько сильно изменились, что в 90-е годы прошлого столетия и в начале XXI в., основы фактически не действовали, а Жилищный кодекс РСФСР (далее по тексту ЖК РСФСР) применялся в той степени, в которой не противоречил законам, принятым позже Резепов И.Ш. Жилищное право. Litres. М. 2015..

Необходимость развития юрисдикционных и неюрисдикционных форм защиты можно объяснить следующими положениями: во-первых, в общественном сознании пока не сложилось мнение об эффективности и быстроте рассмотрения спорных вопросов судом, удобнее обращаться в административные органы; во-вторых, уровень общей культуры правового сознания, юридической осведомленности граждан недостаточен для использования судебных средств защиты и в-третьих, это связано с тем, что обеспечение и охрана прав граждан, является одной из функций исполнительных органов. Речь идёт о возможности компетентного органа рассмотреть обращение устранить нарушения или препятствия на пути осуществления личностью своего права, применить меры взыскания к виновным. Однако необходимо отметить, что быстрота и оперативность возможна только в относительно несложных ситуациях, в иных же случаях она не даёт возможности объективно разрешить проблему.

Предмет, метод, система жилищного права.

Введение.

Глава 1. Право граждан Российской Федерации на жилище и особенности его возникновения.

§1. Жилищное законодательство Российской Федерации.

§2. Жилищные фонды и их правовой режим.

§3. Правовое регулирование обеспечения граждан жилыми помещениями

Глава 2. Особенности пользования жилыми помещениями в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда.

§1. Права и обязанности субъектов жилищного правоотношения.

§2. Основания и правовые формы изменения жилищных правоотношений.

§3 . Прекращение жилищных отношений.

Глава 3. Особенности пользования помещениями в частном жилищном фонде и служебными жилыми помещениями

§1. Пользование жилыми помещениями в частном жилищном фонде.

§2. Особенности пользования»служебными жилыми помещениями

Законодательные акты выделяют несколько факторов, которые влекут за собой ухудшение условий проживания:

  • совершение операций с имущественными объектами, которые предполагают перераспределение жилой площади;
  • сделки, связанные с приобретением, реализацией и обменом квартиры или иного жилья;
  • принудительное выселение, в случае если жильцы нарушают условия эксплуатации жилых помещений;
  • изменение семейного статуса;
  • увеличение количественного состава семьи.

Намеренное ухудшение жилищных прав на практике достаточно сложно различить из- за схожести с плохим материальным положением граждан и безвыходности в решении жилищного вопроса. Для идентификации факта ухудшения используются нормы Жилищного Кодекса и нормативные акты, издаваемые муниципальными и иными органами государственной власти.

Обобщив основные положения обозначенных документов, можно выделить перечень ситуаций, которые подпадают под сознательное ухудшение качества жилой площади:

  • сделки купли продажи, обмена, дарения, которые провоцируют уменьшение первоначального размера жилплощади;
  • разрыв брачных отношений с целью получения дополнительных квадратных метров;
  • вселение ребенка, родственников с целью уменьшения размера жилплощади в расчете на одного человека;
  • выход из участников кооператива для получения доли;
  • преднамеренное изменение статуса помещения (перевод из жилого фонда в нежилой);
  • принудительное выселение вследствие грубых нарушений положений об использовании жилой площади.

Основным мотивом для ухудшения служит необходимость приобретения прав на жилую площадь и определение гражданина, как нуждающегося в квадратных метрах. Речь идет о социальном жилье, которое можно получить посредством обращения в государственные инстанции для участия в общей очереди.

Законодательными нормами устанавливается, что следующие действия, не квалифицируются, как ухудшение прав в жилищной сфере:

  • признание имущественных объектов непригодными для эксплуатации и проживания;
  • изменение прав собственности, которое произошло в результате смены места военной службы;
  • изменение прав собственности в результате оформления брачных отношений с военнослужащими;
  • отсутствие квартиры или дома на правах собственности;
  • отсутствие жилья по договору социального найма.

При выявлении фактов преднамеренных действий граждан, направленных на изменение жилищных условий в худшую сторону им грозит знакомство с нормами жилищного кодекса, которые предусматривают введение запрета на включение нарушителей в число лиц, которым требуется улучшение условий проживания. Нарушение жилищных прав предполагает отказ в предоставлении помещений необходимых для проживания. Именно такая ситуация и возникает при ухудшении качества жилищных условий. Для сохранения прав собственников и иных граждан, нарушителей исключают из списков очередников сроком на пять лет.

ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация земельного участка: необходимая документация

Договор социального найма и последующая приватизация

Стоимость процедуры по приватизации квартирного жилья

Кто имеет право осуществлять приватизацию квартиры

Заявление на приватизацию жилья: тонкости и нюансы оформления

Приватизация комнаты в общежитии

Как написать отказ от приватизации

Как приватизировать землю под домом

Отказ в приватизации квартиры

Обмен приватизированной квартиры

Как продать долю в приватизированной квартире

Оспаривание незаконной приватизации

Расприватизация квартиры и нежилых помещений

Приватизация земельных участков

Сроки приватизации квартиры

Доверенность на приватизацию квартиры

Приватизация квартиры военнослужащим

Документы для приватизации квартиры

Приватизация квартиры — плюсы и минусы

Приватизация квартиры с чего начать…

Приватизация квартиры через суд

Приватизация комнаты в коммунальной квартире

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Кадастровый паспорт на садовый и дачный дом

Технический паспорт на дачный дом

Приостановка выплаты субсидии на оплату ЖКУ

О принудительном изъятии земли

Жилищный сертификат для молодой семьи: условия получения и реализация

Как получить жилищный сертификат молодым семьям

Государственный жилищный надзор

Жилищные нормы

Закон о прописке и регистрации

Индивидуальное жилищное строительство

Временная регистрация по месту пребывания

Государственный жилищный сертификат

Жилищные программы

Имущественный налоговый вычет

Регистрация по месту жительства

Долевое участие в строительстве

Жилищный накопительный кооператив

Правила пользования жилыми помещениями

Ипотечное жилищное кредитование

Жилищный отдел

Налог на недвижимость

Продажа квартиры, полученной по наследству

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

Городская сфера жилищного строительства в последние годы бурно развивается. Интерес к нему огромный, рынок насыщен, и конкуренция велика. Одним из способов решения жилищной проблемы всегда было строительство многоэтажных домов, имеющее целый ряд преимуществ: доступную относительно других способов строительства домов цену, щадящее использование земельного фонда и многое другое. Жилищное строительство подразумевает как непосредственное возведение зданий, так и их достройку, реконструкцию.

Основными факторами, влияющими на жилищное строительство, являются степень экономического развития, благосостояние граждан, ипотечный вопрос. В этих условиях строительство многоэтажных домов помогает решить проблему сразу с нескольких сторон путем создания большой площади жилого фонда, определенного сокращения его стоимости и увеличения доступности для населения.

Жилищное строительство — самое верное направление в решении вопроса благосостояния граждан, а строительство многоэтажных домов — наилучший способ движения по этому пути.

Метод права социального обеспечения как отрасти права напрямую зависит от её предмета, то есть тех правоотношений, на которые непосредственно распространяется юридический регламент. В свою очередь, предметом можно назвать комплекс отношений материального и процессуального характера, возникающие в связи с распределением внутри социума конкретных благ. Отношения, как правило, соотносятся между собой в отдельных группах, например:

1. Отношения обеспечения в форме предоставления денежных средств.

2. Отношения в форме предоставления населению услуг, социального характера, например, медицинского обслуживания.

3. Отношения процедурного характера, которые непосредственно связаны с получением гражданами тех или иных благ.

Существует целый ряд отраслей, с которым соотносится и взаимодействует право социального обеспечения. Это доказывает единство и централизацию всей юридической системы РФ. Таким образом, сегодня право социального обеспечения наибольшим образом соотносится с трудовым и гражданским правом. Соотношение существует из-за фактической схожести этих отраслей.

Трудовое право – одна из важных отраслей права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей, а также иные, непосредственно связанные с трудом отношения.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ (создания материальной основы общества).

Жилищное право: предмет, метод

Система отрасли права – это ее внутренняя структура, обеспечивающая наилучшее расположение правовых норм для четкого и правильного понимания. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Трудовое право — это совокупность взаимосвя­занных правовых норм, составляющих определенную целостную сис­тему, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой от­раслью права общественных отношений.

К трудовым отношениям относятся следующие правовые институты:

    1. трудового договора;
    2. рабочего времени;
    3. времени отдыха;
    4. оплаты и нормирования труда;
    5. гарантий и компенсаций;
    6. охраны труда;
    7. институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, составляют следующие правовые институты:

    • трудоустройства и занятости у конкретного работодателя;
    • трудового распорядка и дисциплины труда;
    • профессиональной подготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя;
    • материальной ответственности сторон трудового договора;
    • защиты трудовых прав работников.

Система отрасли трудового права делится на части:

    1. Общую (ТК РФ);
    2. Особенную (ТК РФ);
    3. Специальную (международные договоры и т.д.).

Общая часть трудового права включает правовые нормы, определяющие:

    • предмет и метод трудового права;
    • цели и задачи правового регулирования;
    • принципы правового регулирования трудовых отношений;
    • правовой статус работников как субъектов трудового права;
    • источники трудового права;
    • социальное партнерство в сфере труда;
    • общие положения, касающиеся всех правовых институтов трудового права.

К Особенной части трудового права относятся нормы, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Система трудового права, ее Общая и Особенная части, закреплена в различных формах, и прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Специальная часть системы трудового права включает принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией. Международные договоры, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как приоритетные перед внутренним трудовым законодательством в области трудовых отношений.

Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте. Предметом регулирования жилищного права являются жилищные отношения. Они обеспечивают удовлетворение потребности граждан в жилье, то есть возникают в отношении жилого помещения. В их круг входят отношения по поводу: пользования жилыми помещениями, обеспечения граждан жильем, управления жилищным фондом, использования и сохранности жилищного фонда и др. Жилищное право конкретизирует и детализирует положения ГК. Жилищное право взаимодействует с административным правом в вопросах ответственности за нарушение жилищного законодательства, распределения и учета жилого фонда, его эксплуатации и т. Жилищное право связано с финансовым правом в вопросах налогообложения в сфере жилого фонда и осуществления коммунальных и иных платежей.

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования Земельное право — это совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию , на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок — поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

Основа земельного права — нормы гражданского права , а также нормы административного и экологического права. Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства.

Она имеет: собственный предмет правового регулирования ; собственные, специфические методы регулирования общественных отношений. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте.

Это быстро и бесплатно! Земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Земельное право — отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука — это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран. Земельное право как учебная дисциплина — это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права.

Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами. Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Под земельным правом как наукойпонимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплинойпонимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях. Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории земельные отношения.

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом — землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности.

Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются:земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.

Земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли в том числе почвенный слой , границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам недрам, лесам, водам и т. Земля в земельном праве — это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации. В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей.

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования Земельное право — это совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию , на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок — поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

Ерофеев Б. Земельное право. Учебник для вузов. Пятое издание учебника известного ученого Б.

Земельное право — это отрасль права, сочетающая в себе черты многих правовых систем включая семейное, процессуальное, административное, контрактное право и рассматривает вопрос, кто является полноправным владельцем и какие права в отношении собственности имеет третье лицо право собственности , пользования ; существуют ли ограничения, связанные с данной недвижимостью. Это отрасль права, система юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и охраны земель, охраны прав землевладельцев и землепользователей. Земля может использоваться в разных качествах: как средство производства в сельском хозяйстве, как пространственная база для размещения различных объектов путей, дорог, зданий, сооружений и т. К специфическим особенностям земли как средства производства можно отнести также ее пространственную ограниченность необходимость использования земель в том количестве, которое определено природой , постоянство местонахождения необходимость использования земельного участка там, где она размещена , незаменимость невозможность использования вместо земель других средств производства.

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря , печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Однако не стоит забывать и о том, как проверить паспорт быстро визуально, если под рукой нет интернета. С ней заключили срочный трудовой договор до момента выхода той сотрудницы на работу. Гражданином заполняется заявление об отказе от начислений. Для выбора самого выгодного вклада и правильной стратегии инвестирования стоит обратиться к опытным инвесторам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *