- Налоговое право

Музыка из радиоприемника публичное исполнение произведения и санкция по ст. 1301 ГК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Музыка из радиоприемника публичное исполнение произведения и санкция по ст. 1301 ГК РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», ныне утратившего силу, содержатся следующие разъяснения:

Импорт оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения не является использованием произведения

Исходя из статьи 1272, а также подпункта 4 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

При этом судам надлежит иметь в виду, что ни подпункт 4 пункта 2 статьи 1270, ни статья 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

Музыка из радиоприемника — публичное исполнение произведения

В п. 4 Обзора практики ВС РФ содержится следующая правовая позиция: «Представление музыкального произведения с помощью радиоприемника, размещенного в месте, открытом для свободного посещения, является публичным исполнением произведения, а не сообщением произведения в эфир… В данном случае имело место представление музыкального произведения с помощью технических средств, а именно радиоприемника, размещенного в салоне красоты, т.е. месте, открытом для свободного посещения, что, по смыслу действующего гражданского законодательства (п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), является публичным исполнением произведения, а не сообщением произведения в эфир, как указал суд. Использование музыкального произведения — объекта авторского права, в том числе при его публичном исполнении в отсутствие лицензионного договора, заключенного с правообладателем либо с РАО, неправомерно и влечет ответственность, предусмотренную ст. 1301 ГК РФ.»

Доставка курьером книг не является использованием произведения по смыслу ст. 1270 ГК РФ

В п. 6 Обзора практики ВС РФ содержится следующая правовая позиция: «Действия курьера исключительно по доставке книги от продавца покупателю не являются использованием содержащихся в ней произведений, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. … С учетом положений п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязанности продавца по доставке товара покупателю может быть возложено им на третье лицо, что не влечет замену продавца по договору купли-продажи на указанное лицо. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использующим произведение может быть признано лицо, которое распространяет указанное произведение путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Таким образом, действия курьера по осуществлению исключительно поставки товара от продавца покупателю (К.) не являются использованием произведения, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.»

Другие разъяснения см. в Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 года)

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Ч. 4 ГК РФ регулирует вопросы интеллектуальной собственности. До 2007 года эта часть отсутствовала в ГК РФ. В то время суды были лояльны к использованию радиоприемника в помещении, где находится коммерческая организация. Они считали, что «существование радио само по себе предполагает его публичное прослушивание». Решение Левобережного районного суда Воронежа от 09.06.2006 по делу № 5–244/06 эту позицию подтверждает. Но с 2007 года ситуация изменилась. На сегодняшний день, риском нарушить авторские и смежные права может стать коммерческое использование радиостанций, прослушивание музыкальных произведений на территории аптеки.

Работнику аптеки не нужно спрашивать согласия авторов песен и платить им вознаграждение в том случае, если он слушает радио или смотрит телепередачи в своих личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Совсем другой случай, когда аптечная организация использует музыку с целью привлечения покупателей. В этой ситуации она будет обязана получить разрешение от правообладателей песен и выплатить владельцам авторских прав вознаграждение.

Юридические лица платят денежное вознаграждение за публичное исполнение фонограмм. Они организуют такое исполнение в определенных местах, а именно:

  • в местах, которые открыты для свободного посещения;
  • в местах, где собирается значительное количество людей из разных кругов.

В том случае, если организация обнародует фонограммы в коммерческих целях, то ее могут привлечь к гражданско-правовой и административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. РАО и ВОИС выступят истцами в рамках данного гражданско-правового спора. Эти организации могут использовать в качестве доказательств вины скрытые видеозаписи из данного помещения. (Постановление пятнадцатого ААС от 23.08.2016 по делу № А53-1722/2014). Суды, в свою очередь, назначат внушительные компенсации (пример 1). За однократное проигрывание одного музыкального произведения суд может наложить компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (ст. 1311 ГК РФ).

Пример 1. Какой самый малый штраф за 10 песен В аптеке прозвучало10 песен без каких-либо правовых оснований. Защитная организация определила это как противоправное действие. Минимальная компенсация в этом случае будет равняться 100 000 рублей.
В аптеке может играть только та зарубежная музыка, которая прозвучала впервые до мая 2003 года.

Ст. 7.12 КоАП РФ предусматривает за это административную ответственность. В ходе проверок прокуратуры и органов внутренних дел фиксируются различные нарушения, исходя из заявлений и жалоб РАО или ВОИС. Подобные дела рассматриваются в суде общей юрисдикции. Суды вправе оштрафовать аптеки по ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Для юридических лиц данная статья предусматривает санкции в виде штрафа от 30 000 до 40 000 рублей с полной конфискацией материалов и оборудования, которые были использованы с целью незаконного проигрывания фонограмм. Судом конфискуются только те вещи, которые находятся в собственности правонарушителя (примеры 2, 3).

Пример 2. Проверяющие организации конфисковали музыкальное оборудование. Сотрудник полиции произвел изъятие CD-диска с песнями, музыкального центра и акустической системы у индивидуального предпринимателя. Помимо этого, предприниматель заплатил штраф в размере 10 000 рублей по решению суда. Постановление судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 07.02.2013 по делу № 5–3/2013. Пример 3. Проверяющие организации не конфисковали музыкальное оборудование. У индивидуального предпринимателя не конфисковали музыкальное оборудование, так как он не являлся собственником. Договор безвозмездного пользования имуществом это подтвердил. Административный штраф в таком случае составил 10 000 рублей. Постановление мирового судьи Ленинского района города Кирова по делу от 10.06.2013 № 70/5–681/13.

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 3 сентября 2014 года.

Суд по интеллектуальным правам в составе:

председательствующий — судья Голофаев В.В.,

судьи — Уколов С.М., Булгаков Д.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество»

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (судьи Терентьева Е.А., Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.) по делу N А55-17979/2013

по иску Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1, Москва, 123995, ОГРН 1027739102654)

к индивидуальному предпринимателю Морозу Александру Федоровичу (г. Самара, ОГРНИП 304631935000717)

и обществу с ограниченной ответственностью «ТрансТоргСтрой» (ул. Венцека, д. 44, офис 5, г. Самара, 443099)

о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав.

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца: Кочевцева Н.И. по доверенности от 08.02.2014;

от ответчиков: извещены, представители не явились.

Суд по интеллектуальным правам

установил:

общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (далее — истец, РАО) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к индивидуальному предпринимателю Морозу Александру Федоровичу (далее — ответчик, предприниматель) о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на произведения в размере 660 000 рублей.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2013 в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве второго ответчика по ходатайству истца привлечено общество с ограниченной ответственностью «ТрансТоргСтрой», являющееся правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Строй Бизнес Групп».

После неоднократного уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации своих исковых требований истец заявил о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на произведения, входящие в репертуар истца, в размере 660 000 рублей с ответчиков солидарно.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2014 с предпринимателя в пользу РАО взыскано 100 000 рублей компенсации за нарушение исключительных прав. В остальной части иска, а также в иске к ООО «ТрансТоргСтрой» отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска, РАО обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.

В обоснование доводов кассационной жалобы истец указывает, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается факт публичного исполнения произведений и организации такого исполнения предпринимателем, который применительно к требованиям подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и пункта 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — постановление N 5/29) является надлежащим ответчиком по делу.

Ссылаясь на неприменение судом апелляционной инстанции подлежащего применению подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, а также на неправильное применение не подлежащего применению подпункта 6 пункта 2 статьи 1330 ГК РФ, заявитель указывает на ошибочность вывода апелляционного суда об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям статьи 1301 ГК РФ и, соответственно, на неправомерность отказа во взыскании с предпринимателя компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения.

Отзыв на кассационную жалобу ответчиками не представлен.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд кассационной инстанции не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ предусмотрено, что организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 ГК РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.


Истец просил взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения. Он ссылался на их неправомерное публичное воспроизведение в кафе ответчика.

Апелляционная инстанция отказала в иске. Она исходила из того, что музыка воспроизводилась с помощью радиоприемного устройства, транслирующего эфирные музыкальные радиопередачи. В силу ГК РФ использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается в т. ч. публичное исполнение, т. е. любое сообщение радио- или телепередачи с помощью техсредств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением. Доказательств того, что вход в кафе является платным, в материалах дела нет. Следовательно, в действиях ответчика по публичному исполнению музыкальных произведений с помощью радиоприемного устройства, транслирующего эфирное вещание, отсутствует нарушение прав организации эфирного вещания, авторов произведений, прав исполнителей, обладателей прав на фонограмму или прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио и телепередач.

Но Суд по интеллектуальным правам не согласился с такими выводами. Он оставил в силе решение первой инстанции, частично удовлетворившей иск.

Музыкальные произведения — это объект авторских прав. Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания являются объектами смежных прав таких организаций.

Исключительные права на объекты авторских прав и объекты смежных прав (в т. ч. на музыкальные произведения и на сообщения передач организаций эфирного вещания) возникают, существуют, используются и охраняются независимо друг от друга.

Статья ГК РФ про исключительное право на сообщение радио- или телепередач, на которую сослалась апелляционная инстанция, в данном случае неприменима. Эта статья предусматривает способы и основания использования только объектов смежных прав, в т. ч. таких, как сообщения радио- или телепередач (вещания), которые не являются предметом судебной защиты по данному делу.

Организация в месте, открытом для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью радиоприемника в составе радиопрограммы является их публичным исполнением.

Музыкальные и аудиовизуальные произведения согласно действующему гражданскому законодательству являются объектами авторских прав. Причем не имеет значения, как вы используете их – частично или в полном объеме. Статья 1270 ГК РФ устанавливает: «…публичным является представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств) в месте, открытом для свободного посещения или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи…»
Таким образом, даже если в торговом зале включен радиоприемник, законодательство расценивает это как публичное исполнение произведений, и владелец помещения обязан урегулировать вопросы авторских прав с правообладателями или организацией, представляющей их интересы.
В соответствии с частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации обязательная выплата вознаграждения обладателям смежных прав установлена для следующих случаев использования музыки или клипов:

  • Публичное исполнение фонограммы;
  • Передача ее в эфир по радио и телевидению;
  • Сообщение для всеобщего сведения с помощью кабеля, провода, оптического волокна или других аналогичных средств.

Фирмы, которые обязаны заключать договоры на использование аудиовизуальных произведений, можно разделить на следующие категории:

  • предприятия общественного питания, рестораны, клубы, культурно-развлекательные центры, предприятия и средства пассажирского транспорта, санатории, дома отдыха и пансионаты, предприятия торговли и бытового обслуживания, гостиницы, парки, сады, и иные общественные места;
  • телерадиовещательные компании;
  • организации кабельного вещания.

Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.

В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Договор с правообладателем совсем необязательно заключать лично. Чаще всего это как минимум затруднительно. В статье 1242 ГК РФ предусмотрена возможность заключить договор со специальными некоммерческими организациями – организациями коллективного управления (ОКУ). Правообладатель в письменном виде заключает договор с ОКУ о передаче полномочий по управлению правами. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение от пользователей произведений и перечисляет их непосредственно автору.

ОКУ бывают двух видов: аккредитованные и неаккредитованные. В чем отличия?

  • Аккредитованные ОКУ могут осуществлять сбор вознаграждений не только для тех авторов, с которыми у них заключен договор, но также и для тех, с кем договора нет. В России аккредитация получена Российским авторским обществом (РАО) Приказ Минкультуры России от 15.08.2013 N 1164.
  • Неаккредитованные ОКУ могут представлять только тех правообладателей, с которыми у них самих есть договор. Таким образом, у неаккредитованных организаций перечень предоставляемых произведений меньше, чем у аккредитованных, но зато размер авторского вознаграждения меньше, чем у аккредитованной ОКУ.

Это право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир (теле/радио), а также на результаты этого использования. В данной области существую следующие термины:

  • Исполнитель. Ему принадлежит право на исполнение, право быть автором исполнения, право на закрепление его имени или псевдонима на экземплярах фонограммы, право на защиту от искажения смысла. Права исполнителя действуют отдельно от авторских (ст. ст. 1313, 1315 ГК РФ).
  • Изготовитель фонограммы. Ответственное лицо за первичную запись исполнения произведения. Имеет право на непосредственно фонограмму, указание имени на упаковке фонограммы, право на обнародование, на защиту фонограммы от искажения (ст. ст. 1322, 1323 ГК РФ).

В России правовую защиту смежных прав осуществляет ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности)

Предмет деятельности ВОИС:

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях

Функции ВОИС:

  • сбор вознаграждения с пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
  • распределение и выплата вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
  • представительство интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами целях.

За публичное исполнение фонограмм:

  • предприятия общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.);
  • предприятия общественного транспорта (авиакомпании, таксопарки, автобусные парки и т.д.);
  • культурно-досуговые учреждения (боулинг-клубы, ночные клубы, дискотеки и т.д.);
  • гостиницы, санатории;
  • спортивные объекты (фитнес-клубы, салоны красоты, спортивные центры и т.д.);
  • иные организации, которые используют фонограммы, опубликованные в коммерческих целях.

Для начала оговорим самый основной момент. Если вы не получаете реальный доход от воспроизведения фонограмм (музыки и так далее), то это не служит основанием для освобождения от ответственности.

Предусмотрены следующие её виды:

  • Административная ответственность – статья 7.12 КоАП РФ. Предусмотрены следующие штрафы: для граждан 1500 – 2000 рублей

для должностных лиц 10 000 – 20 000 рублей

для юридических лиц 30 000 – 40 000 рублей

Во всех случаях средства воспроизведения конфискуются

  • Гражданская ответственность – статья 1301 ГК РФ. Автор вправе требовать возмещение убытков следующим образом:

компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей в зависимости от характера нарушения

в виде двойной стоимости прав на использование произведения

Уголовная ответственность – статья 146 УК РФ

Важно корректно подавать отчет в ОКУ.

Например, если у вас есть договор с РАО и ВОИС и вы перечисляете платежи в установленном размере. При этом вы отражаете в отчете для РАО, сколько раз исполнялись композиции определенного автора, но не отражаете в отчете для ВОИС, то, какое количество, раз воспроизводилась фонограмма и не отчисляете вознаграждение за использование смежных прав исполнителя и изготовителя фонограммы, то это является основанием для возбуждения дела.

В случае, если будет доказана вина ответчика, то штрафом будет выступать минимум 10000 рублей за каждый факт воспроизведения фонограммы.

В случае возникновения разбирательств в области авторских и смежных прав, есть ли у торговой организации шанс выиграть процесс?

Да. Такая возможность, разумеется, существует.

Например, это возможно в случае, если запись, предоставляемая суду, не позволяет точно идентифицировать, откуда осуществляется воспроизведение фонограммы.

Каким образом определяется размер компенсации за нарушение смежных прав?

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Ст. 1311 ГК РФ устанавливает, что в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограмм или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Почему правоохранительные органы при проверке деятельности предприятия изымают оборудование, на котором проигрываются музыкальные фонограммы?

Если в ходе проверки предприятия правоохранительными органами устанавливается факт публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения правообладателям с помощью технических средств (аудиосистемы, радиоприемника или телевизора), правоохранительные органы вправе изъять или опечатать эти технические средства.

Данная процедура проводится для того, чтобы до вынесения соответствующего решения или постановления предотвратить незаконное использование фонограмм.

Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?

Если ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.

Что понимается под публичным исполнением фонограмм, и как ГК РФ определяет понятия таких способов использования фонограмм, как «публичное исполнение», «сообщение в эфир», «сообщение по кабелю»?

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «публичным исполнением фонограммы» понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.

Статья 5.61 КоАП РФ. Оскорбление (действующая редакция)

По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст.

1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.

1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»

Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.

Законодатель наделяет такими полномочиями аккредитованную организацию по управлению коллективными правами – ВОИС. (в случае с коллективным управлением авторскими правами аккредитованной организацией является Российское Авторское Общество – далее по тексту – РАО).

Статьей 1242 ГК РФ предусмотрена возможность создания основанных на членстве некоммерческих организаций, способствующих реализации авторских и смежных прав, когда их осуществление обладателями авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или в случаях, когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС.

Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм.

Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

При определении размера вознаграждения ВОИС принимает во внимание критерии, установленные в п.4 «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, а именно:

  1. минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;
  2. является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;
  3. платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
  4. размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Что касается распределения полученного вознаграждения, то данные полномочия так же возложены на ВОИС:

  1. 50% выплачивается исполнителям,
  2. оставшиеся 50% – изготовителям фонограмм.

При этом, между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

В ч.1 ст.7.

12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

  1. на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  2. на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  3. на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:

  1. от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой.

А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.

Инстаграм удаляет видео с музыкой, что делать? Я могу предложить вам два варианта, один из которых, однако, не очень хорош.

  1. Отредактировать дорожку. Можно ускорить её или, наоборот, замедлить. Можно сделать ремикс, если у вас есть необходимые для этого навыки. Также некоторые рекомендуют пускать запись на фоне, пока вы записываете ролик. Но в данном случае блокировки не будет лишь потому, что дорожка будет некачественной, и алгоритмы Инстаграм не смогут найти музыку в своих базах. Этот второй вариант, на мой взгляд, не самый удачный, потому что повлечёт за собой падение качества вашего материала. Перед тем, как обойти авторские права таким образом, следует узнать, какой тип защиты собственности распространяется на это произведение.
  2. Бесплатная музыка. Социальная сеть удаляет лишь те видео, в которых использована платная аудиодорожка. Есть огромное количество исполнителей, которые не против безвозмездного распространения своего творчества. Цели у них могут быть разные, и условия этого использования тоже. Тем не менее, если вы заранее посмотрите, можно ли размещать этот трек, вам не придётся спрашивать у интернета, что делать и как разблокировать ролик.

Мы веселимся на праздничных мероприятиях и даже не подозреваем о том, что просто так включать музыку на любых публичных мероприятиях в России запрещено.

Запрещено даже на детских утренниках, и даже фоновую музыку в кафе тоже нельзя включать бесплатно. Об этом редко скажут гостям организаторы мероприятий и владельцы ресторанов.

Зачем омрачать праздник? Да и в общем-то самих гостей это напрямую не касается.

На самом деле все эти запреты в законодательстве были прописаны уже давно. Но долгое время к ним относились несерьезно. Да и действительно — ну как за включенную музыку на корпоративе можно требовать какие-то ы? Однако позже произошли изменения.

В 2008 году Росохранкультурой была выбрана и аккредитована одна организация по управлению правами на коллективной основе — РАО (Российское авторское общество). Она имеет право собирать вознаграждение за любое публичное исполнение , включая плату за звучание в эфире.

РАО заключает договоры с авторами песен, причем как с российскими и зарубежными, и получает права на произведения. Затем собирает авторские отчисления в пользу автора, забирая себе часть комиссии — она составляет порядка 30%.

Происходит это либо в судебном порядке, либо по договору, который предварительно надо заключить владельцу кафе или организатору мероприятия. В 2017 году РАО собрала совокупных сборов свыше 5 млрд рублей.

Также существует Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — это общероссийская общественная организация по коллективному управлению смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм.

Смежные права — это когда текст песни принадлежит одному автору, а звук — другому. Как эти организации узнают, что были использованы песни? Они регулярно мониторят городские мероприятия, проверяют YouTube, куда посетители корпоративов выкладывают видео.

Далее подают в суд, и чаще всего его выигрывают, если у ответчика не найдется подкованных юристов.

Организации постоянно судятся за выплату возмещений по авторским правам. Иногда успешно, иногда нет.

В марте 2010 года прокуратура по заявлению Российского авторского общества предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили композитор Оскар Фельцман, а также ряд известных политиков. Конфликт широко освещался в прессе, и после этого РАО отозвало свои претензии.

РАО обвинило таксопарк в нарушении авторских прав и пыталось взыскать 340 тыс. руб. за включение в машине такси. Общество подало иск в июне 2018 года: его представитель воспользовался услугами такси, в поездке прослушав 17 песен, за каждую из которых РАО потребовало в суде компенсации в размере 20 тыс. руб.

В сентябре суд первой инстанции согласился, что водитель такси не имел права включать музыку, поскольку таксопарк не заключил договор с РАО и не выплачивал авторские отчисления. Но Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска.

Эти судебные дела закончились проигрышем РАО — увы, это далеко не всегда так. Судебная практика насчитывает множество случаев, особенно с малым бизнесом, когда решение приняло иной оборот. Корпоративы — это золотая жила для их юристов.

Любопытный судебный процесс проходил в апреле 2017 года. Пенсионный фонд решил, что с сумм вознаграждения авторам необходимо отчислять страховые взносы. РАО уже в Верховном суде так и не смогло доказать, что не должно платить страховые взносы с собранных организацией авторских вознаграждений. ПФР начислил РАО около 140,7 млн руб. невыплаченных взносов плюс ы и пени еще на 49 млн руб.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *