- Налоговое право

Срок сервитута на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок сервитута на земельный участок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Определяется при наличии соглашения между сторонами, после судебного решения или с момента принятия органом власти надлежащего акта. В этом документе уже указан срок действия, в течение которого действует ограничение.

Временной отрезок может быть бессрочным или срочным.

Чтобы сервитут обрел законную силу, его необходимо зарегистрировать в Росреестре. При этом важно знать, что регистрировать придется в любом случае, независимо от разновидности данного документа.

Срок сервитута на земельный участок


В документе указано, с какого момента он начинает действовать. Период может быть установлен органами местного управления, владельцами смежных территорий или через судебную инстанцию. По истечении указанного промежутка времени, сервитут утрачивает свою юридическую силу, ограничение снимается в автоматическом режиме, дополнительно никаких документов собирать не потребуется.


Как уже говорилось ранее, собственник территории может дождаться завершения срока действия договорного соглашения. Но, как правило, потребность в снятии обременения может возникнуть гораздо раньше, чем закончится срок.

Законодательство предусмотрело 2 способа для снятия обременения с земельного участка:

  1. Обращение заинтересованного лица с исковым заявлением в высшую инстанцию, где будет принято то или иное решение. Только следует быть готовым к тому, что оно не всегда бывает в пользу собственника.
  2. Замена сервитута на другую форму сделку. Например, вместо того, чтобы пользоваться участком на ограниченных правах, его берут в аренду.

В случае обращения в суд, придется иметь массу доказательств, чтобы получить ожидаемое решение. Но выражать их необходимо не словесно, а документально. Наверное, легче достичь договоренности с владельцем смежной земли, и уже на этом основании расторгать договор, снимать обременение с территории.


Сроки, которые прописаны в данном свидетельстве, никаким образом не привязываются к собственнику земли. Даже если в течение этого срока хозяин погибнет, ограничение на участок все равно сохраняется.

Ниже будут представлены основные отличия бессрочного и срочного сервитутов.

  • Бессрочный сервитут. Основаниями для снятия обременения, являются: нарушение договора, нет возможности использовать земельный участок по прямому его предназначению. Также предусмотрены иные обстоятельства, при которых регламентировались ограничительные аспекты. Срок действия договора наделен юридической силой, пока не пропадет в этом необходимость.
  • Срочный сервитут. Основанием для снятия обременения с территории является завершение срока действия документа. Период его действия определяется, согласно обоюдной договоренности субъектов сервитутных отношений.

И еще раз стоит повторить, что за участок собственник имеет право потребовать плату. Этот нюанс также оговаривается и прописывается в самом документе.

Сервитут на земельный участок – что это такое?

Сроки, в течение которых действительно данное обременение, не привязываются к пользователям сервитутов. Иными словами, после гибели собственника участка, на который установлено ограничение, оно сохраняет юридическую силу. То же касается смены владельца земли.

Основные отличия между постоянными и срочными сервитутами указаны в приведённой ниже таблице.

Признак, используемый для сравнения

Бессрочные сервитуты

Временные сервитуты

Основание для снятия обременения

При наличии законных оснований:

  • при отсутствии у владельца земли возможности использовать её по назначению;
  • при нарушении пользователем сервитута условий договорённости;
  • при отсутствии обстоятельств, в связи с которыми было установлено обременение.

Завершение срока действия, указанного в документах.

Период действия

Обладает юридической силой до момента, пока в нём не отпадёт необходимость (срок не прописывается в документах, допустима формулировка «бессрочный сервитут»).

Определяется уполномоченным должностным лицом или по договорённости сторон и указывается в соответствующем документе.

Гражданин, на чей участок было установлено обременение, вправе требовать от получателя сервитута платы за использование территории.

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты голосования по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

Говоря простым языком, сервитут – это законное право ограниченно пользоваться чужой собственностью для личных целей. Оформляется он только в случаях крайней необходимости. К примеру, если требуется проход или подъезд к дому, а иначе, чем через чужой участок, сделать его не получается физически.

Определение сервитута дано в ст. 23 ЗК РФ. Согласно этому нормативному акту, сервитут – это право ограниченного использования лицом земельного участка, который ему не принадлежит.

При этом собственник надела может по-прежнему распоряжаться им как ему заблагорассудится. Однако он не может перекрыть доступ к определенному объекту лицам, обладающим сервитутом. Владелец обязан не препятствовать проезду или проходу, оформленному должным образом.

Сервитут не может выступать объектом какой-либо гражданско-правовой сделки. Он навсегда привязывается к определенной недвижимости.

Правом владеть сервитутом обладают только те лица, которые являются собственниками имущества, для которого он устанавливался. Если произойдет отчуждение прав на землю, где установлен сервитут, то вместе с имущественными правами новый собственник получит и обязательства по обременению. Это закреплено в ст. 275 ГК РФ.

Сервитут подразделяется на постоянный и срочный, а также публичный и частный. Первая группа характеризуется срочностью договора. Вторая – назначением.

Постоянный сервитут является бессрочным. При его оформлении в договоре не указывается срок действия. При оформлении срочного права ограниченного пользования обязательно указывается период его действия. Эти разновидности применимы и к публичному, и к частному видам.

Этот тип соглашения применяется при наличии потребности для удовлетворения нужд государства или населения. Главный критерий установки публичного сервитута – получение возможности решить задачу для целей и нужд государства без изъятия частных земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются на законодательном уровне федерального или местного значения. Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, они могут быть применены только по результатам общественных слушаний.

Установка публичного сервитута может потребоваться для следующих целей:

  • проход или проезд через участок;
  • размещение на участке межевых знаков;
  • размещение геодезических сетей и пунктов;
  • расположение гравиметрических и нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • изъятие водных ресурсов и объектов;
  • проведение дренажных работ;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • ремонт коммунальных, электрических, инженерных и иных типов сетей;
  • ремонт транспортной инфраструктуры;
  • проведение изыскательных, исследовательских и иных работ;
  • охота и рыболовство;
  • доступ к прибрежной полосе;
  • сенокошение;
  • выпас животных.

Все эти цели закреплены в ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре (ст. 23 ЗК РФ, ст.52 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.).

Граждане и организации, чьи права и интересы затрагивает установление сервитута, могут оспорить его оформление в судебном порядке. Владелец также вправе подать иск об установлении платы за пользование в связи с тем, что использование участка третьими лицами вызвало у него существенные затруднения.

Сервитут устанавливается по соглашению сторон или в результате вынесения соответствующего судебного решения. Установить право ограниченного использования чужой земли можно только по волеизъявлению собственника или землевладельца (к примеру, на правах аренды), которому это требуется.

Чтобы установить сервитут по соглашению сторон потребуются следующие документы:

  • заявления сторон;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • общегражданские паспорта сторон;
  • свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт.

Соглашение об установлении сервитута вступает в законную силу только с момента регистрации в Росреестре. Чтобы зарегистрировать возникшее право ограниченного пользования необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ по месту нахождения земельного участка с пакетом вышеперечисленных документов.

Этот тип договора регулируется гражданским законодательством. Он имеет следующую структуру:

  1. Наименование сторон договора – ФИО, паспортные данные.
  2. Предмет соглашения – порядок и цель установления сервитута.
  3. Размер оплаты.
  4. Права и обязанности сторон соглашения.
  5. Форс-мажор и порядок действий при его наступлении.
  6. Реквизиты и личные подписи сторон.

Кроме того, есть ряд существенных условий договора о сервитуте, без указания которых он не может быть зарегистрирован. В этот перечень входит следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • обозначение части надела, которая будет обременена;
  • информация об обременении с указанием конкретной цели;
  • наименования сторон;
  • срок действия соглашения.

Всю организацию оформления и прохождение государственной регистрации, в том числе и возникающие расходы, берет на себя заинтересованная сторона. Участники могут включить в договор и иные условия, которые посчитают существенными.

К договору на усмотрение сторон прилагаются кадастровые документы, схема, описание и порядок эксплуатации надела, а также расчет стоимости за пользование землей.

Подписание соглашения происходит в срок не более месяца с момента достижения договоренностей. Если это публичный сервитут, то этот период может существенно затянуться.

Алгоритм оформления будет следующим:

  1. Обращение к собственнику земли, на которую нужно установить сервитут.
  2. После достижения договоренности оформление соглашения в письменной форме.
  3. Регистрация в Росреестре или МФЦ.

Если земля находится в собственности у муниципалитета, то потребуется написать соответствующее заявление в отдел, занимающийся земельными правоотношениями. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. При положительном решении необходимо пройти процедуру регистрации. При отрицательном – обращаться в суд.

Оплата за использование участка для проезда может быть единовременной или регулярной. Способ выплаты необходимо прописать в соглашении.

Если у вас есть вопросы, касающиеся земельно-имущественных отношений, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Напишите вопрос эксперту, и он бесплатно проконсультирует вас.

Теперь вы знаете, что такое сервитут на земельный участок и как он оформляется. Учитывайте, что его использование – это крайняя мера, допустимая, когда других вариантов нет.

Срок действия сервитута на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением.

Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения.

Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Образец письма об установлении сервитута — 1Образец письма об установлении сервитута — 2Образец письма об установлении сервитута — 3

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Как установить публичный сервитут на земельный участок?

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения.

При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц.

Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

В зависимости от численности землевладельцев может быть частным и публичным сервитут на земельный участок. Что это такое? Своеобразное требование по отношению к потенциальному собственнику участка или собственникам, как говорит само название. Первый подразумевает наличие права пользования земельными ресурсами у определенного круга людей, второй же не выдвигает каких-либо требований относительно того, кто может являться землевладельцем.

Наложение публичного сервитута возможно в следующих целях:

  • организация общественного прохода или проезда к другому наделу;
  • реализация ремонтно-монтажных работ, создание коммуникационных путей, электрогазопровода, которые проходят через соседний участок;
  • организация дренажа другого землевладения, когда проведение работ без эксплуатации земли чужой не представляется возможным;
  • водообеспечение в случае прохождения на обременяемом участке водного русла;
  • осуществление общественных работ по косьбе сена в сельскохозяйственных нуждах;
  • удовлетворение потребностей охотников, рыбаков, если участок предоставляет такую возможность;
  • сбор трав, которые обладают целебными свойствами.

Период, на протяжении которого сервитут на землю будет в силе, определяется, прежде всего, исходя из целевой направленности документа. Как было сказано выше, различают срочный и бессрочный сервитуты. Первый вид подразумевает установление обременения на определенный срок, в течение которого будут осуществлены те или иные действия срочного характера. Например, прокладка коммуникационных путей, проведение ремонтно-строительных работ зданий и сооружений, расположенных очень близко по отношению к граничной линии чужих землевладений.

Бессрочный сервитут в отношении земельного участка не имеет четко установленного срока действия. То есть единожды подписанный документ в этом случае будет действовать постоянно (активно применяется при публичной эксплуатации земельного надела в случае прокладывания дорожной магистрали, инсталляции электрических сооружений и так далее).

Сервитут на часть земельного участка оформляется в том случае, если для удовлетворения потребности соседа или общественности нет необходимости использовать участок целиком. Такой частичный сервитут возможен как в частном, так и в публичном варианте. При этом оформление договора проходит по тем же правилам и в том же порядке.

Регистрация

Не подвергается государственной регистрации сервитут на земельный участок. Что это такое необходимое условие, никто не говорит, однако его нотариальное заверение все же лучше произвести. Государством же регистрируется само право, которое возникло после подписания земельного соглашения (на использование земли в определенных целях).

Среди необходимых бумаг следующие:

  • заявление в соответствующей форме;
  • бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины (как правило, квитанция);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (как правило, паспорт);
  • подписанный земельный сервитут, который прошел нотариальное заверение;
  • документы на участок земли, который находится в собственности у одного, а использовать его хочет другой (как правило, кадастровой план).

Право сервитута на земельный участок и на частичное использование чужого объекта недвижимости возникает только после регистрации в Едином Государственном правовом реестре.

Представьте тебе ситуацию: чтобы заехать машиной во двор, вам нужно воспользоваться дворовой территорией, земельным участком, который по документам принадлежит соседу, а он категорически не идет с вами на контакт и ни о каком сервитуте и слышать не хочет. В таком случае нужно обратиться в судебные органы того района, где расположен дом, написать исковое заявление, указав все фактические обстоятельства.

Суд одобрит ваше требование и обязует ответчика заключить сервитут в принудительном порядке, если вы докажете, что другого способа заехать во двор личным транспортом не существует.

Как мы уже разобрались, владелец недвижимости, на которую возложено обременение со стороны частного лица или государственного органа, может требовать финансовой компенсации за неудобства и ущерб, что он понесёт в процессе. Вопрос компенсации был рассмотрен в двадцать третьей статье ЗК РФ, а также восемнадцатой статье ФЗ № 43 от 5 апреля 2013 года.

В Армавирский городской суд Краснодарского краяИстец: Тарасов Николай Петрович,место жительства: 362902, Краснодарский край,г. Армавир, ул. Морская, 29Ответчик: Солнцева Раиля Тимуровна,место жительства: 362902, Краснодарский край,г. Армавир, ул. Морская, 12,дата рождения и место жительства,идентификатор не известны

Истец с 2009 года является собственником земельного участка с кадастровым номером к3:32:8928 и жилого дома с кадастровым номером 7ц9:489:у3, расположенные по адресу г. Армавир, ул. Морская, 29. Ответчик – собственник смежного земельного участка и жилого дома по адресу г. Армавир, ул. Морская, 12.

Принадлежащий по праву собственности истцу земельный участок не имеет отдельного прохода и проезда на улицу общего назначения. При проведении межевых работ кадастровый инженер установил, что проход и проезд к моему дому осуществляется через смежный земельный участок, ул. Морская, 12.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ сервитут может устанавливаться, в том числе, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца, не создавая существенных неудобств для собственника обременяемого земельного участка.

Иные способы прохода (проезда) к моему земельному участку через территории общего назначения отсутствуют. Второй смежный участок – лесной массив, где дороги общего назначения вообще отсутствуют. В целях установления границ и площади части земельного участка, которая необходима для проезда и прохода, кадастровый инженер разработал схему (прилагается).

Мой сосед на контакт не идет, в устной форме отказывает, примирительные процедуры не осуществлялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 274-276 Гражданского кодекса РФ, ст. 131-132 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Установить право постоянного бессрочного пользования (сервитут) на часть земельного участка площадью 152 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 37а:27864:98:1, расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Морская, 12, общей площадью 1265 кв.м, с целью обеспечения прохода (проезда) к земельному участку истца согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории.

Сервитут известен еще со времен Древнего Рима. Именно как ограниченное право пользования чужим земельным участков. Возник такой правовой институт потому, что при владении землей могут возникнуть нюансы. Например, земельный участок находится на удалении от дороги. И собственник такого земельного участка должен каким-то образом проезжать к своему участку. Или здание принадлежит одному человеку, а земля вокруг него – другому. В качестве примера приведем и ситуацию: нужно протянуть водопровод к дому через землю соседа. И так далее.

Гражданский кодекс РФ посвящает сервитуту статьи 274-277. Совсем немного. В основном юристы при ведении дел, касающихся установления сервитута, используют судебную практику. Наиболее часто используемый документ – Обзор ВС РФ от 26 апреля 2017 г. Он содержит основные постулаты и касается практики применения Гражданского кодекса РФ. При самостоятельной подготовке иска рекомендуем с ним ознакомиться.

Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Установление размера оплаты при публичном сервитуте

При публичном сервитуте порядок определения размера платы может устанавливаться отдельными нормативными актами.

В частности, в отношении полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с п. 3–4 Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса России от 05 сентября.2014 г. № 24 (Зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2014 г. № 34478) размер платы за такой публичный сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год. В случаях, если публичный сервитут предполагает и��пользование части земельного участка, плата за публичный сервитут определяется пропорционально площади указанной части земельного участка.

Установление ограниченного пользования не является сервитутом, не требует государственной регистрации, однако его часто путают с сервитутом. Наиболее часто складывающаяся ситуация — возможность огородить территорию земельного участка МКД от доступа третьих лиц.

Если участок не ограничен сервитутом (например, отсутствует право прохода через данный участок), установление мер по охране и пропускному режиму на территорию МКД вполне допустимо. Проблема зачастую связана не с самой возможность установления, а с позицией собственников нежилых помещений, которым для ведения предпринимательской деятельности важен свободный и беспрепятственный доступ клиентов к их помещениям.

В качестве примера приведем одно из дел, в котором была разрешена указанная ситуация.

Общим собранием собственников помещений МКД было принято решение о том, что в целях безопасности, сохранности общего домового имущества и благополучного санитарного состояния дворовой территории круглосуточно должны быть закрыты ворота и работать домофон с ограничением доступа на дворовую территорию третьих лиц. Предприниматель парикмахерской, расположенной в МКД, полагал, что установление такого ограничения существенным образом нарушает его права и мешает осуществлению предпринимательской деятельности. Однако суд указал на недоказанность факта нарушения прав предпринимателя, поскольку проход в помещение работникам и клиентам обеспечивается через калитку в воротах, ключи от которой, а также технические средства для осуществления связи через домофон у предпринимателя имелись (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 декабря 2015 г. по делу № А56-70228/2014, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2008 г. по делу № А56-13904/2007).

Поэтому, если на земельном участке под МКД нет сервитутов, общее собрание собственников имеет право принять решение об установлении ограждений, пропускного режима, шлагбаума и прочих ограничениях.

Обременения на земельный надел по правовому основанию различают:

  1. Частный сервитут. Применяется на основании заключенного и зарегистрированного соглашения или решения суда, когда затронуты интересы определенного лица или организации. Обычно такое обременение имеет возмездный характер и владелец земли вправе затребовать от граждан или юридических лиц, в пользу кого обременение зарегистрировано, разумную плату. За исключением случаев, когда применяется федеральное законодательство, обязывающее применить безвозмездное ограничение или, когда сам собственник добровольно от платы отказался.
  2. Публичный сервитут. Устанавливают при условии наличия нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Он может быть наложен на территорию земли, по которой проводятся коммуникации общественного пользования, например, водопровод, газопровод. Здесь владелец земли не может рассчитывать на денежную компенсацию в связи с наложением обременения.

Различаются сервитуты так же по сроку, на который они устанавливаются,бывает:

  • постоянным, без установления срока;
  • срочным, когда определяется конкретный срок, в течение которого он будет действовать, или наступление события, по наступлении которого серветут будет снят. Как правило, он накладывается в случае производства определенных работ, связанных с прокладкой коммуникаций. Тогда, как только работы будут выполнены, обременение прекращается;

Причины и случаи применения сервитутов к земельным участкам перечислены в статье 23 Земельного кодекса.

Обременение в виде публичного сервитута применяют:

  • для обеспечения проезда/прохода через участок земли, если иной путь предусмотреть невозможно, например, к береговой полосе и общественному водоему;
  • когда частично участок используется для прогона сельхозживотных, сенокошения, для выпаса животных в определенное время;
  • для проведения дренажных работ;
  • при эксплуатации надела в качестве зоны охоты и рыболовства;
  • для ремонта коммуникаций и использовании этого участка;
  • когда участок задействован в целях исследовательских, изыскательских работ на определенный срок.

Сервитут на часть земли требуется для того, чтобы предоставить возможность иным лицам право эксплуатировать чужой участок, когда иного способа не существует. То есть, зарегистрировать этот вид обременения может лишь то лицо, чьи права реализовать без использования чужого надела нельзя. Налагается сервитут по обоюдной договоренности или принудительно по судебному решению.

Частное обременение может быть установлено только для реализации личных нужд. Например, гражданину принадлежит земельный надел, где имеется природный водный источник. Хозяева соседних территорий вправе попросить или затребовать разрешения на проход по территории частной земли к источнику для забора воды.

Закон регулирует применение земельного обременения, он может устанавливаться на основании:

  • письменных договоренностей между двумя и более лицами, собственника земельного участка с одной стороны, заинтересованных в его использовании и инициирующих наложение сервитута — с другой;
  • принятого путем публичных слушаний решения органа государства или муниципального образования;
  • решения судьи.

Частный сервитут может устанавливаться при добровольном согласовании обеих сторон. Заинтересованное в ограниченном использовании чужого участка лицо и желающее иметь на то законные основания, обращается к владельцу земли с таким предложением.

Сервитут может быть срочным и бессрочным. Определенные условия снятия обременения должны быть изложены в договоре. Сервитут может быть снят по следующим причинам:

  • наступление оговоренной даты, указанной в соглашении сторон;
  • наступление события, снимающего действие обременения.

Следует учесть, что обременение касается участка земли и никуда не исчезает при смене собственника. Согласно статье 278 Гражданского кодекса оно переходит к новому владельцу.

Собственник земли вправе требовать плату за пользование своей территорией с заинтересованного лица на законных основаниях. Сам размер выплаты должен быть адекватным и соизмеримым. Договориться о том, насколько дорого использование части соседской земли выйдет инициатору наложения сервитута, обе стороны могут самостоятельно и указать тариф в договоре. При невозможности придти к обоюдному решению поможет только обращение в суд.

Собственник земли вправе не устанавливать плату и заключить договор о безвозмездном установлении сервитута.

Сервитут на постоянной основе или бессрочного пользования представляет собой наложение обременения на участок земли без указания срока действия. Использовать территорию можно до следующих моментов:

  • пока не отпадет в этом необходимость;
  • если одной из сторон нарушены условия пользования;
  • одна из сторон умерла;
  • сменились условия пользования.

Законодательство не регламентирует строго срока действия для бессрочного сервитута. Его юридическая силу действует пока в участке или располагающихся на нем объектах есть необходимость пользования.

Справка. Актуальность проблемы, связанной с ограниченным использованием земли сторонним лицом, не являющимся собственником определяет срок действия сервитутного обременения.

Бессрочное обременение действует постоянно, пока не поменяются реальные условия, которые допускают, что сервитут может быть и срочным.

Особенно удобно делать такое оформление при прокладывании коммуникаций, дорожных путей или электрических сетей.

Согласно Земельному Кодексу установлены следующие способы оформления сервитута:

  1. Согласно волеизъявлению собственника — оформляется через договор или легатом.
  2. В силу узукапии — за давностью приобретения владения (10 или 20 лет назад).
  3. По решению суда — заинтересованный гражданин может вынудить через суд наложить обременение на земельную территорию соседа-собственника, чтобы выполнить свои задачи (на каких основаниях можно обратится в суд за принудительным сервитутом читайте тут).

Существуют следующие отличия в земельных обременениях постоянного и срочного характера:

Сравнительные параметры Срочный Постоянный
Цель использования
  • проведение сезонных работ (охота, рыболовство, сенокос, выпас скота и т.д.);
  • строительство и ремонт.
  • проход через частный земельный участок к месту общего пользования;
  • прокладывание коммуникационных путей, дорог, труб, сетей.
Основания для установления
  • свободное волеизъявление стороны;
  • обоюдное соглашение о сервитуте.
  • свободное волеизъявление стороны;
  • судебное решение;
  • обоюдное согласие.

Основным отличием является характер проведения работ (срочный или на постоянной основе). Также для установления срочного права пользования не проводится судебное дело.

С юридической точки зрения сервитут считается сделкой. В нем принимают участие как минимум две стороны.

Одной стороной является лицо, устанавливающее ограничения, другой – чьи права ограничивают. При этом должны выдвигаться убедительные аргументы для ущемления прав этой стороны. Данные стороны, участвующие в соглашении, являются субъектами сервитута. Субъектами сервитутных отношений могут быть как физические, так и юридические лица.

Объектами сервитута считается земля, на которую накладывается обременение. Под введение ограничения может попасть небольшой кусок земли, а может и весь участок, что будет в значительной мере мешать использованию его владельцем. В таком случае собственник земельного надела вправе поставить вопрос о компенсации за землю или о предоставлении нового надела. О том, какой объект может быть обременён сервитутом и существуют ли участки, на которые нельзя наложить ограничение, вы узнаете в этой статье.

О правах и обязанностях обладателей сервитута можно прочитать здесь, а о том, кто такой собственник участка, обремененного сервитутом и что он вправе требовать, вы узнаете тут.

Важно! Сервитуты вступают в силу только после регистрации его в Росреестре (ст. 23 п.9 ЗК). Перед этим необходимо для частного обременения подписать соглашение. Если оно подписано, то все траты на оформление и оплату госпошлины возлагаются на сторону, накладывающую обременение. В случае несогласия подается заявление в суд.

Для публичного сервитута издается акт о введение ограничений. Затем проводятся слушания заинтересованных лиц. Только после этого с оформленным кадастровым планом, включающим зоны обременения, документы предоставляются на регистрацию.

Что является основанием для установления сервитута, каков порядок данной процедуры? На все ваши вопросы мы подробно ответим в других статьях на нашем сайте. Читайте о том:

  • что это такое;
  • как определяется в гражданском праве, а также вещном, земельном и международном;
  • как правильно составить договор на ограничение;
  • когда прекращается его действие;
  • как рассчитывается плата за сервитут?

Суть сервитута в сделке, которая заключается между заинтересованными сторонами (субъектами), по поводу ограниченного использования земельного участка (объекта). В данной сделке происходит ущемление прав собственника земли. Они восстанавливаются через какой-то срок, если ограничения были временными, или устанавливаются пожизненно. Введение ограничений начинается с момента регистрации документов в Росреестре.

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ). Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее. Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на публичный и частный сервитут на земельные участки. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:

  • прокладки коммуникаций;
  • доступа к своему дому и т. д.

Публичный сервитут на земельный участок — это решение органов власти использовать часть чужой собственности на благо общества. Например, для:

  • создания транспортной доступности;
  • геодезических изысканий;
  • мелиорационных работ;
  • доступности прибрежной территории;
  • использования земель и лесополос для охоты, рыбалки;
  • размещения межевых знаков и др. (ст. 23 ЗК РФ).

Сервитуты бывают срочными или бессрочными. В первом случае указывается время применения такого ограничения, а во втором временной интервал отсутствует.

Их делят и по регулирующему законодательству:

  • гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц. Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе). При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *