- Налоговое право

Типовой перечень затрат на охрану труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типовой перечень затрат на охрану труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах [в соответствие] с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда (государственные межотраслевые и отраслевые нормативные акты по охране труда).

Но гарантировать, что споров по поводу налогового учета таких затрат больше не возникнет, нельзя. Подобные мероприятия Минтруд рекомендовал работодателям и ранее (кроме кондиционирования) (Раздел 2 Рекомендаций, утв. Постановлением Минтруда России от 27.02.1995 N 11). На эти Рекомендации охотно ссылались суды, принимая решения в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС МО от 05.05.2009 N КА-А40/3335-09; ФАС СКО от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009), однако аргументом для инспекторов они не являлись.

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. Еще больше работодателей (включая их бухгалтеров) не имеют четкого представления о том, как грамотно использовать Типовой перечень для снижения налогового бремени таким образом, чтобы не было претензий со стороны ФНС.

Расходы на мероприятия по охране труда текущего характера учитываются в целях налогообложения в составе расходов, уменьшающих налоговую базу в рамках установленных нормативов и в соответствии со ст. 254, 255 и 264 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ.

Минздравсоцразвития утвердило Типовой перечень мероприятий работодателя по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (Часть 3 ст. 226 ТК РФ). Организации и предприниматели должны применять его для доведения условий труда работников до требуемого ТК уровня. В связи с этим хотим обратить ваше внимание на следующее.

Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 1 марта 2012 г. N 181н г.

Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
Утвердить Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению.

Did you find mistakes in interface or texts? Or do you know how to improve StudyLib UI? Feel free to send suggestions.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н). Выбранные мероприятия нужно закрепить во внутреннем документе (положении об охране труда, коллективном договоре и т.д.).

Текущие расходы на мероприятия по охране труда, осуществляемые сверх установленных нормативов, оплачиваются из прибыли организаций.
Соответствующий план формируется, как правило, в начале календарного года в виде отдельного локального нормативного акта и утверждаетcя приказом руководителя. В нем указывают: названия мероприятий, срок их исполнения, ответственных лиц, бюджет.

Проведение целевого обучения по охране труда работников, организация семинаров и смотров-конкурсов по данным вопросам, при условии что расходы на их проведение не будут превышать двух процентов налогооблагаемой прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год.
Утвердить прилагаемый Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые затраты.

Комментарий к Типовому перечню ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателем и снижению уровней профессиональных рисков (приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н).

Осуществление затрат регулируется трудовым законодательством и нормативными правовыми актами в сфере охраны труда, а учет – законодательными и нормативными документами бухгалтерского и налогового учета. Бухгалтерский учет затрат производства продукции регулируется нормативными документами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283. С 1 января 2002 г. параллельно бухгалтерскому учету осуществляется налоговый учет в связи с введением в действие Федерального закона от 06.01.01 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Тем самым был поставлен конец многочисленным спорам (в том числе судебным) между работодателями и налоговиками относительно правомерности учета расходов на оплату занятий работников в спортивных секциях, спорт-клубах, фитнес-центрах, тренажерных залах и т.п. Более того, указанное дополнение Типового перечня весьма полезно еще и тем, что позволяет бухгалтерам учитывать эти расходы не в составе расходов на оплату труда, как это обычно делалось ранее, а по статье «Прочие расходы, связанные с производством и реализацией», что позволяет избежать удержания НДФЛ с зарплаты сотрудников и уплаты работодателем дополнительной суммы налогов на фонд оплаты труда с этой части расходов (с начислений в натуральной форме).
Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

Если ваша организация является плательщиком налога на прибыль или находится на упрощённой системе налогообложения по варианту «доходы минус расходы», то поинтересуйтесь, знает ли ваш бухгалтер о том, что приобретение, например, диспенсера (кулера) для обеспечения сотрудников и посетителей офиса питьевой водой можно отнести на необлагаемые налогом расходы согласно п. 18 Типового перечня? Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

Стороны таких переговоров могут принять решение о дополнении коллективного договора условием о предоставлении работникам компенсации расходов на занятия спортом.
Центральным органам исполнительной власти привести собственные нормативно-правовые [акты в] соответствие с настоящим Постановлением.

План мероприятий по улучшению условий труда можно обновлять. Чтобы дополнить его мероприятиями по развитию физкультуры и спорта, руководитель компании должен издать приказ в произвольной форме (образец ниже). Проведение аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и аудита по охране труда, оформление стендов, оснащение кабинетов, выставок, приобретение необходимых нормативно-правовых актов, наглядных пособий, литературы, плакатов, видеофильмов, макетов, программных продуктов и т. п. по вопросам охраны труда.

Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

Утвержденный Перечень не означает бесспорного учета соответствующих затрат в «прибыльных» расходах (Подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Каждая организация должна выбрать из Типового перечня только те мероприятия, которые необходимы именно ей, и обосновать это.

Какие мероприятия по охране труда обязательны, а от каких можно отказаться? Какие из них можно оплатить за счет ФСС России? В каком порядке оформить компенсацию сотрудникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях?

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

  • Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц

Разработка плана по улучшению условий работы состоит из нескольких этапов:

  • создается рабочая группа, которая будет заниматься формированием перечня направлений совершенствования условий и охраны труда;
  • издается специальный приказ, регламентирующий выполнение работы и определяющий ответственных лиц;
  • разрабатывается проект плана мероприятий по улучшению ОТ;
  • проект плана проходит согласование;
  • принятие и утверждение готовой программы и сметы на ее выполнение.

Важной частью подготовки плана мероприятий по улучшению ОТ на следующий год будет грамотно сформированная смета расходов. Затрачиваемая сумма будет зависеть от:

  • вида деятельности организации;
  • необходимости проводить оценку рабочих мест;
  • наличия предписаний контролирующих органов;
  • проводимых модернизационных мероприятий.

Сформированной рабочей группе для определения необходимых мероприятий и оптимизации их перечня необходимо:

  • провести анализ выполненных мероприятий за предыдущий год и проанализировать расходы;
  • составить план процедур;
  • подготовить смету расходов;
  • согласовать и утвердить смету с соответствующими подразделениями предприятия.

Перед началом планирования следует провести более детальный анализ:

  • расходов на ОТ и на производство продукции, услуг;
  • карт спецоценки условий работы;
  • раздела 8 актов о расследовании несчастных случаев — «Мероприятия по устранению причин несчастного случая»;
  • имеющихся предписаний надзорных органов;
  • имеющихся договоров на закупку средств защиты, проведение медосмотров, обучение работников, специальную оценку рабочих условий.

Анализ позволит оценить предстоящие расходы и вероятные сверхплановые потребности. Их нужно учесть в смете.

Подготовленный и оформленный проект проходит согласование всех заинтересованных подразделений на предприятии. Затем оформляется акт при участии профсоюзной организации. Этот этап не обязателен, но на крупных предприятиях присутствует.

Детально обсуждаются мероприятия и предстоящие затраты на улучшения. Вносятся необходимые изменения.

План мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.

Чтобы оформить возврат средств на охрану труда от ФСС, составьте заявление и приложите к нему пакет необходимых документов. Подать заявление нужно до 1 августа текущего календарного года в территориальный орган ФСС по месту регистрации предприятия. Не обращайтесь в крайний срок, лучше сделайте это за несколько месяцев. Если в документах найдут ошибки, то заявление вернут для устранения. В этом случае есть риск пропустить срок подачи.

Заявление заполните на бумажном носителе или в форме электронного документа. Форма заявления приведена в приложении № 3 к Административному регламенту.

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда должен четко структурироваться.

Согласно общепринятому порядку документ включает несколько крупных групп мер, направленных на обеспечение безопасности трудовых процессов в организации:

  • организационные;
  • технические;
  • санитарно-бытовые и лечебно-профилактические;
  • меры по обеспечению работников СИЗ;
  • операции по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности.

Планирование и Финансирование Мероприятий По Охране Труда!

В План включаются мероприятия, в которых у организации имеется объективная необходимость. К примеру, исходить можно из особенностей производственного процесса. Важно учитывать имеющиеся у компании технические возможности, необходимые для реализации соответствующих мероприятий.

Минздравсоцразвития специально для помощи работодателям разработал Типовой перечень мероприятий по охране труда на предприятии, утвержденный приказом № 181н от 01.03.2012 г. Его приложение содержит список мер, рекомендованный к включению в План.

Все они классифицируются на 6 групп:

Организационные Касаются непосредственно организации труда: формирование списка опасных работ, инструктаж персонала, медосмотры, планы ремонта оборудовании, расследование несчастных случаев на производстве и аварий, страхование ответственности и пр.
Санитарные Должны разрабатываться еще на этапе проектирования и в дальнейшем совершенствоваться при возникновении потребности. Так, в ежегодный план может быть включена модернизация вентилируемой системы, улучшение освещения и т.д.
Технические Направлены на обеспечение безопасности при расположении оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных и грузоподъемных средств, а также в ходе работы с ними.
Общие Включают такие мероприятия, как автоматизация работы, сигнализация, дистанционное управление.
Частные Например, соблюдать требования электробезопасности, обеспечивать защиту от излучений, устанавливать ограждения.
Индивидуальные Меры, направленные на обеспечение работников предприятия СИЗ: выбор наиболее эффективных средств, организация правильного их хранения, обучение персонала правилам их применения.

Типовой перечень носит рекомендательный характер. Он берется предприятиями за образец для формирования собственных ежегодных планов путем корректировок, исходя их специфики своей деятельности, возникающих потребностей и поставленных задач.

Образец плана мероприятий по охране труда:

Планирование мероприятий по улучшение условий труда в организации осуществляется на срок 1-3 года. Производится оно на этапе составления проекта бюджета на плановый период. Результаты этого планирования оформляются Планом, рекомендуемая форма которого представлена в приложении приказа Минздравсоцразвития № 181н.

Типовой перечень помогает работодателям решать вопросы того, как разработать наиболее эффективный план необходимых мер для своего предприятия. Каждое мероприятие принимает специально создаваемая комиссия.

Далее оформляется акт при участии представителей профсоюза компании или иных уполномоченных лиц. В нем указывается общий размер затрат на реализацию мероприятия, подтверждаемый документально.

Примерный перечень технических мероприятий по улучшению условий охраны труда на предприятии может быть следующий:

  • модернизация технических устройств, защищающих персонал от поражения электричеством;
  • контроль состояния вентиляционных и отопительных систем;
  • ремонт освещения, замена осветительных приборов;
  • регулярный ремонт зданий и помещений, восстановление крыш, отмостков;
  • ревизия отопительной системы;
  • выполнение предписаний надзорных органов;
  • осуществление мер, направленных на повышение эффективности энергосбережения и др.

К наиболее эффективным примерам мероприятий по улучшению условий охраны труда следует отнести:

  • совершенствование технологических процессов для снижения до минимума негативного воздействия на персонал вредных и опасных факторов;
  • организация систем автоматического контроля уровня вредных и опасных факторов на производстве;
  • сокращение до нормативного уровня количества вредных веществ в воздухе рабочих помещений, негативно воздействующих механических колебаний и излучения;
  • обеспечение новыми средствами и совершенствование существующих средств коллективной защиты сотрудников;
  • правильная организация рабочих мест, обеспечивающая безопасную работу;
  • организация и проведение инструктажей, обучения и контроля знаний работников по охране труда;
  • разработка и введение в действие инструкций и иных локальных актов по охране труда;
  • устройство ограждений;
  • монтаж предохранительных, защитных и сигнализирующих об опасности устройств;
  • автоматизация и механизация в целях совершенствования технологических процессов;
  • модернизация и обслуживание производственного и вспомогательного оборудования;
  • приведение уровней искусственного и естественного освещения в рабочих зонах к соответствию нормам и поддержание такого состояния;
  • установка автоматических установок для обеспечения персонала питьевой водой;
  • обеспечение работников необходимыми СИЗ, организация их правильного хранения и использования;
  • проведение медосмотров (обследований): предварительных и периодических.

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда разрабатывается специальным отделом по охране труда или уполномоченным специалистом совместно с иными структурными подразделениями организации.

В ходе формирования Плана работодатель должен провести анализ несчастных случаев, произошедших в компании, и вызвавших их факторов. На основе полученных результатов разрабатываются решения по их устранению и предотвращению.

При разработке документа важно учесть определенную информацию:

  • анализ имеющихся условий труда: контрольных заключений, актов Н-1, карт СОУТ;
  • финансовый план организации;
  • сведения проверок органов надзора;
  • предложения комиссии по охране труда компании.

В случае возникновения затруднений с разработкой Плана, работодатель или его представители всегда могут обратиться в специализированное учреждение. Профессиональная школа охраны труда помогает самостоятельно разрабатывать и внедрять необходимую документацию в короткие сроки.

При составлении Плана обязательно указываются сроки реализации каждого предусмотренного мероприятия, источники финансирования и ответственные лица.

Осуществление мероприятий оформляется приказами, распоряжениями, программами, планами-графиками. Для выполнения плановых мероприятий выделяются требующиеся ресурсы. Контроль реализации каждого мероприятия обязателен.

Законодательством не установлена обязанность согласования годового плана по охране труда с профсоюзным органом. Но на практике оно обычно определяется коллективным соглашением или договором, которое заключает предприятие с профсоюзом.

Финансируем мероприятия по охране труда правильно

Пристальное внимание работодателя должно уделяться обоснованию и финансированию мероприятий по созданию, охране и улучшению условий труда.

Финансирование плановых мероприятий может осуществляться за счет следующих источников:

  • целевыми кредитами банка, выдаваемыми для модернизации производства;
  • инвестициями при наличии у мероприятий капитального характера;
  • амортизационным фондом в случае осуществления мероприятий совместно с ремонтными работами по основным средствам;
  • взносами в ФСС на соцстрахование от несчастных случаев на производстве.

Сумма фактических расходов по каждому мероприятию отражается в акте выполненных по нему работ. Финансовые затраты должны иметь документальное подтверждение и заверяться членами рабочей комиссии.

Этого требует закон, нарушение которого чревато негативными последствиями для работодателя, не ведущего требуемую законом деятельность по обеспечению и совершенствованию безопасных условий труда и его охраны.

В бюджете по ОТ отдельное место занимает обучение. В приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся:

  • затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ;
  • стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, является обязательным при приеме на работу, при переводе на другую работу);
  • расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по ОТ.

Можно купить за счет бюджета на охрану труда:

  • обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты, если эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировки работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации;
  • тренажер по оказанию первой помощи.

Важное условие: все эти покупки должны быть сертифицированы, а программы иметь лицензии.

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К таким расходам можно отнести затраты:

  • связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;
  • на проведение периодических медицинских осмотров;
  • компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;
  • на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Некоторые виды работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении условий:

Е.В. Акилова, консультант по налогам
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

При проведении строительных работ необходимо соблюдать законодательно установленные требования по охране труда. Как должна быть организована служба охраны труда в организации? Каков порядок учета данных затрат? Ответы — в нашей статье.

Расходы на охрану труда

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

…НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Если в штате строительной компании более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

— контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

— организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;

— проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

Обратите внимание: на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 Трудового кодекса РФ).

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные «с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы» (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. № Ф04-6915/2007(38865-А27-40)).

… НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

— связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;

— на проведение периодических медицинских осмотров;

— компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

— связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;

— на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Строительная организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее.

Индивидуальная защита

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам.

Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам

в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Можно ли учесть расходы на воду?

Статьями 163, 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда.

В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников?

По данному вопросу существует несколько мнений.

МИНФИН ПРОТИВ

В письме от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. № 02-01-08/[email protected]

При планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться ст. 21 Закона Украины «Об охране труда» финансирование охраны труда осуществляется из фондов охраны труда. Такие фонды создаются на предприятиях, в отраслях и на государственном уровне в соответствии с Положением о государственном, отраслевых, региональных фондах охраны труда и фондах охраны труда.

Ст.17 — Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или требующих профессионального отбора, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года. По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведения медицинских осмотров определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников:

по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда;

по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему исполнять свои трудовые обязанности.

За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Ст. 19 — Финансирование охраны труда осуществляется работодателем.

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, которые выделяются отдельной строкой.

(действие части второй статьи 19 приостановлено на 2005 год в части выделения расходов на охрану труда отдельной строкой в соответствии с Законом Украины от 23.12.2004 г. № 2285-1)

Для предприятий, независимо от формы собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предполагаются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента фонда оплаты труда.

Суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются в соответствии с перечнем мероприятий и средств по охране труда, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Статья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении

В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предупреждению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.

Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда — это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе согла��ения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Планируем мероприятия по охране труда правильно

В начале года специалисту по охране труда необходимо сформировать план ежегодных мероприятий в своей сфере. Данная мера узаконена нормативным правовым актом — Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков включает мероприятия организационно-управленческого и технического характера.

Впрочем, и политика большинства предприятий предполагает необходимость ежегодного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сфере охраны труда — тогда добавляется графа с указанием стоимости расходов на каждое мероприятие.

Специалисту по охране труда следует помнить, что часть расходов можно возместить за счёт средств Фонда социального страхования в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных предприятию за предшествующий календарный год.

Обращаем внимание – утверждены изменения в Правила финансового обеспечения, вступившие в силу 6 января 2018 года.

К мероприятиям, затраты на которые подлежат возмещению, добавлено обучение по охране труда и/или обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

  • руководители организаций малого предпринимательства;

  • работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

  • руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

  • руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

  • члены комитетов (комиссий) по охране труда;

  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

  • отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Также уточнен перечень документов, представляемых страхователем с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в случае включения в план проведения видов обучения указанных выше; приобретения работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ; приобретения отдельных приборов, устройств, оборудования и комплексов приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов.

К тому же, дополнен перечень органов, у которых ФСС может запрашивать сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (Ростехнадзор и Рособрнадзор).

Напоминаем, что весь пакет документов с заявлением необходимо подать для рассмотрения в территориальный орган ФСС до 1 августа 2018 года.

Работодатели, безусловно, обязаны обеспечить своих работников работой в безопасных условиях. Существуют законодательно определенные мероприятия, осуществление которых и приводит к созданию и поддержанию благоприятных и безопасных условий труда для каждого работника. Так, ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации покажут, насколько грамотно организованы рабочие места у конкретного работодателя, определят перечень вредных производственных факторов, перечень мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Результаты проведенной аттестации могут повлиять на сумму взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые работодатель уплачивает ежемесячно. Как получить преференции при уплате взносов от НС и ПЗ расскажет статья.

А ты сообщил в ФСС о результатах проведенной аттестации?

Новый порядок аттестации рабочих мест начал свое действие сравнительно недавно. Аттестация по правилам, предусмотренным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н, проводится с 1 сентября 2011 года. Правила просты до безобразия, единственным, пожалуй, раздражающим фактором является необходимость привлечения к оценке рабочего места сторонней организации. При этом аттестующая организация должна быть аккредитована, и за услуги придется заплатить. Соответственно у работодателя возникают новые законодательно обусловленные расходы.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Все мероприятия по охране труда делятся на несколько больших групп в зависимости от того, какую сферу деятельности предприятия они обеспечивают. Рассмотрим подробно каждую группу.

Эти мероприятия охватывают все аспекты жизни предприятия, от медицинских осмотров и организации спецпитания до прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Прежде всего оцениваются условия труда, создаются списки работ, связанных с опасностью для жизни и здоровья.

Планируются профилактические и ремонтные работы с оборудованием, создается список опасных мест на предприятии, составляется график уборки производственных помещений. Сюда также входит обучение, инструктирование работников и т.д.

Организационные мероприятия напрямую связаны со спецификой производства.

Так, если производство считается опасным, в годовой план необходимо включать:

  • работу в части промышленной безопасности: экспертизу и декларирование;
  • расследование возможных аварий и ликвидацию их последствий;
  • страхование ответственности;
  • действия в случае чрезвычайных ситуаций – прогнозирование и план мероприятий в случае наступления ЧС.

Отдельным пунктом в планировании работы по охране труда выступает тема несчастных случаев на производстве. Каждый инцидент должен быть расследован и тщательно проанализирован для уменьшения риска в будущем.

Техническая часть мероприятий призвана обеспечивать и контролировать безопасность сотрудников со стороны оборудования и производственных помещений, коммуникаций, трубопроводов и разнообразных транспортных средств.

К технической части относятся мероприятия, связанные с механизацией производства, реконструкция устаревшего оборудования, закупка и установка нового, более современного и безопасного. Также технические мероприятия включают испытания средств производства, оснащение компьютерной техникой и т.д.

Планирование работ по охране труда – живой процесс, который нельзя бездумно повторять из года в год. Для повышения безопасности производства необходимо постоянно выявлять факторы риска, оценивать их и принимать меры для их снижения.

Это является прямой обязанностью работодателя по международным стандартам СУОТ (Системы управления охраной труда). И именно это служит обоснованием планирования работ по охране труда.

По итогам мониторинга производственной деятельности на предприятии следует регулярно разрабатывать профилактические и корректирующие мероприятия по ОТ и вносить их в годовой план.

Любое мероприятие по охране труда должно анализироваться с точки зрения:

  • цели мероприятия;
  • планируемых результатов;
  • количества охваченных работников.

Эффективность планируемых мероприятий напрямую связана со сроками проведения и учетом выполненной работы.

Также необходимо детальное, максимально подробное их обоснование с точки зрения технической оснащенности, кадрового и финансового обеспечения. Это должен учитывать план работы по охране труда.

Финансировать мероприятия по охране труда можно разными способами:

  • целевые банковские кредиты на модернизацию производства;
  • использование амортизационного фонда, если одновременно проводятся ремонтные работы на основных средствах производства;
  • отнесение денежных средств на себестоимость продукции;
  • привлечение инвестиций;
  • взносы в Фонд соцстраха.

Каждое мероприятие ОТ должно сопровождаться актом выполненных работ, в котором фиксируются и действия, и затраты.

Единого образца плана мероприятий по охране труда не существует, так как каждая организация индивидуальна, имеет свои особые условия труда.

Однако работодатель может ориентироваться на рекомендуемый Типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда и снижению профессиональных рисков (приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н).

Данный документ удобно брать за основу и актуализировать его под потребности конкретного предприятия.

Типовой перечень содержит список рекомендованных мероприятий по ОТ. Так, согласно ему, в плане мероприятий должны быть предусмотрены работы с оборудованием, его регулярная реконструкция или замена.

На производстве должно быть достаточное количество защитных, сигнальных и предохранительных устройств, средств аварийной защиты.

Работы по перевозке и складированию сырья, отходов и готовой продукции должны быть максимально механизированы.

Большое внимание в Перечне уделено проведению инструктажей с работниками. Оснащение кабинетов ОТ наглядными материалами, тренажерами, стендами, аудио-, видео- и телеаппаратурой, специальными программами также должно быть учтено в годовом плане.

Типовая программа от Минтруда состоит из 4 разделов:

  • об основах охраны труда;
  • об основах управления охраной труда;
  • о специальных вопросах охраны труда;
  • о социальной защите работников, пострадавших на производстве.

Если предприятие решит составить внутрикорпоративную программу обучения по охране труда на основе структуры, предложенной Минтрудом, и включит в нее отмеченные 4 раздела, то в каждом из них необходимо будет зафиксировать формулировки, отражающие также темы обучения по охране труда, предложенные ведомством.

В разделе 1 программы, если следовать схеме Минтруда, нужно зафиксировать необходимость рассмотрения таких тем, как:

  • трудовая деятельность современного человека;
  • ключевые принципы обеспечения охраны труда;
  • ключевые положения трудового права и НПА в сфере охраны труда;
  • аспекты государственного регулирования охраны труда;
  • обязанности работников по соблюдению норм охраны труда, установленные механизмы ответственности сотрудников фирм за несоблюдение соответствующих норм.

В разделе 2 программы в соответствии с методологией Минтруда РФ должны присутствовать такие темы:

  • обязанности компании-работодателя по созданию безопасных условий труда;
  • управление мотивацией сотрудников, связанной со стремлением к труду в безопасных условиях;
  • обеспечение функционирования системы управления охраной труда;
  • аспекты социального партнерства фирмы и ее сотрудников в сфере охраны труда;
  • аттестация рабочих мест (теперь — спецоценка);
  • составление инструкций по безопасности труда;
  • проведение обучения по безопасности труда и проверка полученных сотрудниками знаний;
  • выплата компенсаций за вредные условия труда;
  • предоставление сотрудникам фирмы средств защиты от воздействия вредных факторов;
  • профилактика профессиональных заболеваний;
  • аспекты документооборота и отчетности в области безопасности труда.

В разделе 3 программы, составленной по схеме Минтруда, следует отразить такие темы:

  • профилактика травматизма на производстве;
  • инфраструктурная поддержка безопасности зданий, оборудования, процессов производства товаров;
  • использование коллективных средств защиты от вредных факторов;
  • аспекты производственной и промышленной безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности;
  • защита сотрудников при аварийных ситуациях.

В разделе 4 программы, структура которой соответствует той, что рекомендована Минтрудом, нужно отразить такие вопросы, как:

  • правовые механизмы компенсации вреда на производстве;
  • социальное страхование работников;
  • порядок расследования инцидентов на производстве;
  • порядок лечения, а также учета профессиональных заболеваний;
  • порядок оказания сотрудниками помощи пострадавшим.

При необходимости руководство фирмы или ответственные за охрану труда сотрудники могут дополнять данную структуру иными разделами и темами.

Составлять программу обучения по охране труда российские работодатели обязаны в силу требований закона. Для этого они могут использовать типовой проект соответствующей программы, который предложен Министерством труда РФ.

Изучить иные важные аспекты, характеризующие сферу охраны труда на предприятиях РФ, вы можете в статьях:

  • «Государственные нормативные требования охраны труда»;
  • «Какие сроки хранения документов по охране труда?».

Структура затрат на мероприятия по охране труда

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Грамотно реализованная система технической безопасности способна полностью предотвратить или существенно снизить риски для жизни и здоровья персонала и сохранить материальные ценности предприятия в результате действия природных или техногенных катаклизмов, случайной человеческой халатности или преднамеренного злого умысла.

В их числе: компетентный анализ всех факторов риска, характерных для конкретной организации, разработка специального комплекса организационно-технических мероприятий, четко ориентированных на предупреждение и противодействие этим угрозам, правильный выбор и внедрение оптимальных в каждом конкретном случае технических решений.

  1. Учет затрат на охрану труда

При проведении любых работ или оказании услуг необходимо соблюдать законодательно установленные требования по охране труда.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Если в штате компании более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

— контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

— организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;

— проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

На финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 Трудового кодекса РФ).

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные «с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы»

НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

— связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;

— на проведение периодических медицинских осмотров;

— компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

— связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;

— на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов.

Ежегодные расходы на охрану труда состоят из трех видов затрат: внедрение мероприятий, направленных на улучшение условий труда и повышение его безопасности; льготы и компенсации в связи с неблагоприятными условиями труда; возмещение последствий неблагоприятного воздействия условий труда на работающих.

Затраты, направленные на улучшение условий труда и повышение его безопасности на предприятиях, состоят из двух основных статей: номенклатурные мероприятия, предусмотренные соглашением по охране труда; приобретение специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений.

На пищевых предприятиях структура затрат по основным статьям расходов на охрану труда приблизительно одинаковая и составляет около 1/3 общих затрат на каждую из следующих статей: общее улучшение условий труда, предупреждение несчастных случаев и предупреждение заболеваемости.

Из указанных видов затрат на охрану труда следует, что средства, направленные на улучшение условий труда и повышение его безопасности, в настоящее время не окупают себя. В связи с этим государство расходует огромные средства на льготы, компенсации и возмещение последствий неблагоприятных условий труда. По данным НИИ труда средства, расходуемые на улучшение условий труда, в общей сумме расходов на охрану труда составляют около 25%, а затраты на льготы, компенсации и возмещение неблагоприятных условий труда — около 75%.

  1. Учет затрат на проведение ремонта и модернизации

Обеспечение технической безопасности — регулярное проведение технических осмотров и регламента оборудования, постоянное поддержание технических средств в исправном состоянии и др.

В процессе эксплуатации основные средства имеют способность изнашиваться. Для поддержания объектов в рабочем состоянии и предотвращения преждевременного выхода из строя необходим ремонт основных средств.

Подлежащие ремонту объекты и иные имущественные ценности предварительно обследуются должностными лицами (подразделениями) организации, ответственными за их эксплуатацию и использование. Материалы обследования (акты дефектации, акты технического обследования, доклады о техническом состоянии и т.п.) с отражением выводов и предложений о характере и объемах необходимых ремонтных работ докладываются руководителю организации для принятия по ним решения (утверждения).

Страницы:1234следующая →

На административно-технический персонал предприятия КЗоТ РФ (ст. 143) и другие законодательные акты по организации и охране труда возлагают обязанности по обеспечению надлежащего технического оборудования всех рабочих мест и созданию на них условий, соответствующих правилам охраны труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством».

Для проведения практической работы по организации охраны труда, которую обычно возглавляет главный инженер предприятия, на предприятии с численностью более 100 человек создается служба охраны труда, структура и численность которой определяются в соответствии с Межотраслевыми нормативами, утвержденными Министерством труда и социальной защиты РФ.

На предприятиях, где в соответствии с Межотраслевыми нормативами требуется менее одной ставки инженера по охране труда, работодатель может приказом по предприятию возложить обязанности инженера по охране труда на специалиста (с его согласия и после соответствующей подготовки), который наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей по охране труда, или пригласить на дорогой основе специалиста соответствующей квалификации.

Служба охраны труда повседневно решает большой круг вопросов, начиная от разработки перспективных и текущих планов по улучшению и оздоровлению условий труда, закрепления их в коллективных договорах и обеспечения их выполнения и кончая ведением документации и составлением отчетности. Она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов или трудового коллектива, а также с органами Государственного управления охраной труда.

Минтруда РФ разработаны рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации (утверждены 30.01.1995 г.), межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии (утверждены 10.03.1995 г.), должностная инструкция инженера по охране труда и технике безопасности (утверждена 6.06.1996 г.), рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (утверждены 8.04.1994 г.), рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек (утверждены 12.10.1994 г.). Эти нормативные акты в полной степени регламентируют организацию работы по охране труда на предприятии любой формы собственности и любого количественного состава.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  1. организация и координация работы по охране труда на предприятии;
  2. контроль за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда работниками предприятия;
  3. совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
  4. консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

К функциям службы охраны труда относятся:

Руководитель предприятия или организации обязан создавать оптимальную и безопасную производственную среду (ст. 163 Трудового кодекса РФ). План мероприятий по охране труда на 2019 год — обязательный нормативный документ для любой организации, если затраты на охрану труда значительны и есть намерение возместить их в ФСС. Наличие документа позволит уменьшить страховые взносы на производственный травматизм в ФСС. Уменьшение возможно на сумму финансирования мер по улучшению условий и сокращению несчастных случаев на производстве.

Ежегодно до 1 августа компания может подать заявление в ФСС в произвольной форме. Порядок возмещения затрат на улучшение условий работы регламентируется Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (приложение к Приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 10.12.2012 № 580н). Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год. Вернуть можно до 20 % фактически перечисленных средств. Перечень дополнительных документов определяется тем же Приказом в зависимости от мероприятий, затраты на которые будут компенсированы.

Инструкция: готовим план по улучшению условий и охраны труда

Разработка плана улучшений условий труда регламентируется следующими законами и нормативными актами:

  1. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ст. 212, 226).
  2. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда — ГОСТ 12.0.230.1-2015 (описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику).
  3. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н (содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы).

В ст. 226 ТК РФ говорится, что производственное предприятие должно тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Перечень мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 01.03.2012. Локальный годовой план мероприятий и определяет, на что будут потрачены средства. Формируется этот плановый документ ежегодно (или раз в два-три года). Порядок его разработки и утверждения вносится в положение об охране труда.

Хорошие и безопасные условия обеспечиваются:

  • рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
  • использованием разумных норм работы и отдыха;
  • улучшением технологических процессов и оборудования;
  • подбором профессиональных кадров.

Перечень мероприятий по улучшению условий труда закреплен в Приказе № 181н. Перечислим некоторые:

  • специальная оценка рабочих условий;
  • модернизация оборудования;
  • монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
  • совершенствование систем сигнализации и оповещения;
  • обеспечение работников специальными средствами защиты от негативных факторов (спецодежда должна быть изготовлена в России и из российских материалов);
  • обучение охране труда (речь идет об опасных производственных объектах и обязательном обучении сотрудников в соответствии подпунктом «в», п. 3 Правил, утв. Приказом № 580н);
  • нормативное освещение рабочих мест;
  • оснащение пунктами первой медицинской помощи;
  • устройство зон для отдыха;
  • установка автоматов с питьевой водой;
  • проведение обязательных профилактических медосмотров.

Приведенный список не является исчерпывающим. Полный перечень улучшений можно посмотреть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:

  • организационные;
  • санитарные;
  • технические;
  • общие;
  • частные;
  • индивидуальные.

Разработка плана по улучшению условий работы состоит из нескольких этапов:

  • создается рабочая группа, которая будет заниматься формированием перечня направлений совершенствования условий и охраны труда;
  • издается специальный приказ, регламентирующий выполнение работы и определяющий ответственных лиц;
  • разрабатывается проект плана мероприятий по улучшению ОТ;
  • проект плана проходит согласование;
  • принятие и утверждение готовой программы и сметы на ее выполнение.

Важной частью подготовки плана мероприятий по улучшению ОТ на следующий год будет грамотно сформированная смета расходов. Затрачиваемая сумма будет зависеть от:

  • вида деятельности организации;
  • необходимости проводить оценку рабочих мест;
  • наличия предписаний контролирующих органов;
  • проводимых модернизационных мероприятий.

Сформированной рабочей группе для определения необходимых мероприятий и оптимизации их перечня необходимо:

  • провести анализ выполненных мероприятий за предыдущий год и проанализировать расходы;
  • составить план процедур;
  • подготовить смету расходов;
  • согласовать и утвердить смету с соответствующими подразделениями предприятия.

Перед началом планирования следует провести более детальный анализ:

  • расходов на ОТ и на производство продукции, услуг;
  • карт спецоценки условий работы;
  • раздела 8 актов о расследовании несчастных случаев — «Мероприятия по устранению причин несчастного случая»;
  • имеющихся предписаний надзорных органов;
  • имеющихся договоров на закупку средств защиты, проведение медосмотров, обучение работников, специальную оценку рабочих условий.

Анализ позволит оценить предстоящие расходы и вероятные сверхплановые потребности. Их нужно учесть в смете.

На каждом предприятии в соответствии с законодательством существуют ответственные за ОТ. Чем больше предприятие, тем сложнее служба ОТ. Специальное подразделение, в соответствии с ст. 217 ТК РФ, создается, если количество работающих превышает 50 человек.

В процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью на предприятии вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Выделяют три уровня управления системой:

  • высшее звено — руководитель и его заместители, главный инженер, главные специалисты;
  • среднее — руководители структурных подразделений, механики и технологи;
  • младшее — прорабы, мастера, бригадиры.

Рабочая группа, которая будет разрабатывать программу по улучшению рабочих условий, формируется из их числа. Состав утверждается руководителем и фиксируется в приказе.

Соблюдение утвержденного плана будет под контролем государственных органов, профсоюзов, сторон коллективного договора, непосредственно службы охраны труда.

Приказ Минздравсоцразвития № 181н предлагает типовую форму. При разработке проекта по улучшению условий труда на предприятии следует руководствоваться принятой в организации системой планирования. Структура плана должна учитывать требования статьи 226 ТК РФ и содержать информацию о финансировании запланированных направлений.

Он должен включать в себя информацию об ответственных за его реализацию лицах. Как правило, ими будут руководители подразделений и специалисты, перечисленные в качестве ответственных лиц в Положении об ОТ.

Важной частью плана улучшения условий труда являются сроки его реализации в целом и отдельных его мероприятий в частности.

Как возместить расходы на охрану труда из ФСС

Подготовленный и оформленный проект проходит согласование всех заинтересованных подразделений на предприятии. Затем оформляется акт при участии профсоюзной организации. Этот этап не обязателен, но на крупных предприятиях присутствует.

Детально обсуждаются мероприятия и предстоящие затраты на улучшения. Вносятся необходимые изменения.

План мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.

Для того, чтобы понять кто разрабатывает данный документ, нужно понять масштабы вашей организации, потому как для крупных компаний создаются специальные группы по разработке, которые как правило возглавляет руководитель департамента охраны труда, в небольших же – это специалист по охране труда, готовит план мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда практически единолично.

И если у вас в организации есть профсоюзный комитет, то все документы, в которых затронуты права работников должны быть пройти согласование с ним.

При составлении плана, как уже говорила выше, нужно взять за основу типовой план мероприятий по охране труда, который утвержден приказом Минздравсоцразвития 181н.

В него включены все основные мероприятия по улучшению условий труда. Вам нужно выбрать все те, которые необходимо провести в вашей организации. Для того, чтобы не вычеркнуть из плана лишнее, можно взять в бухгалтерии сумму по статьям затрат и субсчетам на охрану труда. Так вы сможете выявить мероприятия, которые были проведены ранее и включить их в текущий план.

Далее нужно провести анализ принятых на работу сотрудников в текущем году, а также количество образованных рабочих мест, план на будущий год. Эта информация позволит вам посчитать расходы на проведение внеплановой СОУТ, обучение в учебных центрах и медосмотры.

Если составление плана проходит специально созданной группой, то на собраниях обсуждаются проблемы в обеспечении безопасных условий труда на рабочих местах, возможно следует приобретать СИЗ более качественные или заменить на подходящие. Также может готовиться распоряжение по предприятию о предоставлении информации, проблемах охраны труда, от руководителей подразделений.

В небольших организациях все проще, специалист по охране труда отправляется с проверкой в подразделения, наблюдает, общается с руководителями и работниками, от последних иногда можно много полезного знать, что не доносится специалистам и руководству. Собирается информация и делаются выводы, которые вносятся в план мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Советую поднять план мероприятий по улучшению условий труда по результатам СОУТ, если были, то предписания ГИТ, журналы трехступенчатого контроля и анализ оценки профрисков.

Можно включать все что душе угодно, лишь бы улучшить условия труда, но не факт, что он будет утвержден работодателем. Поэтому при внесении каждого из пунктов в план, нужно реально оценивать финансовые возможности для каждой организации, в некоторых даже приобретение СИЗ с трудом получается выполнять.

И как правило, любой план организационно технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда всегда начинается с более важных мероприятий, те которые могут повлечь травмирование работников, развитие профзаболеваний и штрафы со стороны надзорных органов. А такие как приобретение расходных материалов: удостоверений, журналов и знаков безопасности, внести в последнии пункты плана.

План оформляется в виде таблицы и должен содержать:

  1. Сроки выполнения мероприятий.
  2. Ответственных лиц.
  3. Затраты на финансирование.
  4. Отметка о выполнении.

Чтобы ответь на вопрос: “На какой срок утверждается план мероприятий по охране труда?”, нужно понять итоговую его цель помимо улучшения условий труда.

Если вы готовите его также для понимания своей работы на год и дальнейшего получения финансового возмещения из ФСС, то планируйте мероприятия на 1 год. И начать подготовку нужно в ноябре – декабре.

Хотите поквартально строить стратегию работы отдела на квартал, или на месяц – это допустимо, но заблаговременно, за 10 дней или неделю до желаемой даты утверждения.

Контролировать, как выполняются мероприятия по улучшению условий труда необходимо регулярными проверками. И это должно быть не время от времени, а заблаговременно до наступления отчетного периода.

Ведь руководитель структурного подразделения, тоже человек, и в суете бесконечной работы, может забыть вовремя подготовить служебную записку на закупку новых СИЗ.

Специалист по охране труда – это не “цербер” работодателя, а звено в организации, которое направляет работу всего предприятия в безопасное и эффективное русло.

А вот в случае если руководитель подразделения напрочь отказывается выполнять план мероприятий по улучшению условий охраны труда, не помогают ни разговоры, ни убеждения, можно подготовить предписание или служебную записку с определением сроков выполнения.

Если и в этом случае результата не будет, то остается последняя инстанция – работодатель, который тоже несет ответственность за противоправные действия своих работников в рабочее время.

Ликбез для секретаря: если документацию по охране труда поручили вести вам

Принят Палатой представителей 14 мая 2008 года

Одобрен Советом Республики 4 июня 2008 года

Настоящий Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Статья 11. Право работающего на охрану труда

Работающий имеет право на:

получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

Работник помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;

обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;

отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю, предоставляющему работу гражданам по трудовым договорам (далее — наниматель), либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

Работающий по гражданско-правовому договору на территории работодателя и действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) вне территории работодателя вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором.

Статья 33. Соответствие территории организации требованиям по охране труда

Планировка, застройка и благоустройство территории организации должны соответствовать требованиям по охране труда.

На видных местах, в том числе перед въездом на территорию организации, устанавливаются схемы движения транспортных средств по территории организации.

Территория организации должна содержаться в состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и работающих. Проходы и проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов.

В темное время суток или при плохой видимости установленные места движения транспортных средств и работающих, а также места выполнения работ на территории организации освещаются согласно требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

За обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

Статья 34. Соответствие зданий (помещений) требованиям по охране труда

Здания (помещения) должны соответствовать требованиям по охране труда.

Работодатель, являющийся собственником зданий (помещений), осуществляющий их эксплуатацию, организует систематическое наблюдение за зданиями (помещениями) в процессе их эксплуатации, назначает лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт зданий или отдельных помещений, создает комиссию по общему техническому осмотру зданий (помещений).

Здания (помещения) подвергаются плановым (общим и частичным), неплановым (внеочередным) техническим осмотрам. Общие плановые технические осмотры должны проводиться два раза в год — весной и осенью. Периодичность частичных плановых технических осмотров зданий (помещений) устанавливается работодателем, являющимся собственником зданий (помещений), организацией, осуществляющей их эксплуатацию, или службой технической эксплуатации в зависимости от конструктивных особенностей зданий (помещений) и технического состояния их элементов. Неплановые (внеочередные) технические осмотры зданий (помещений) проводятся после стихийных бедствий, аварий, при выявлении дефектов, деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации зданий (помещений).

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования зданий (помещений) должны обеспечивать в них температуру, влажность и скорость движения воздуха в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.

Статья 38. Надзор за соблюдением законодательства об охране труда. Ведомственный контроль

Надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее, если не предусмотрено иное, — Департамент), его обособленными территориальными подразделениями, иными органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности.

Ведомственный контроль осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 39. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Статья 40. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

  • Аттестация рабочих мест
  • Услуги по экологии
  • Сертификация в Беларуси и Минске


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *