Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принудительное исполнение представления прокуратуры». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Глава 1.
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Статья 21. Предмет надзора 1. Предметом надзора являются: соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. 2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Принудительное исполнение представления прокуратуры
И.
Викторов, заведующий сектором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.
Прокурорами выявлены многочисленные факты наложения ареста на имущество без участия понятых либо с участием всего лишь одного понятого. Иногда в качестве понятых привлекаются лица, заинтересованные в совершении исполнительных действий.
В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом (Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором): — возбуждает производство об административном правонарушении; — требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; — предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 закона: — освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; — опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; — вносит представление об устранении нарушений закона.
Во исполнение представления прокуратуры
Однако определение суда, которому подведомственна такая жалоба, представляет собой существенную проблему. С другой стороны, имеются примеры (хотя и немногочисленные), когда арбитражные суды принимали заявление организаций к производству и рассматривали по существу (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2003 N Ф04/2616-677/А46-2003). Таким образом, не исключено, что организации, которая подаст в арбитражный суд заявление о признании прокурорского представления недействительным, откажут в рассмотрении дела и предложат обратиться в суд общей юрисдикции.
Основной функцией прокурора является надзор за соблюдением законности.
Он осуществляется в следующих направлениях:
- Соблюдение закона.
- Права и свободы человека.
- Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие.
- Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, меры принудительного характера, и содержащих задержанных и заключенных под стражу.
Суть функционирования прокурора сводится к проверкам, которые проводятся в плановом порядке или внезапно.
В круг полномочий прокурора входят следующие:
- Получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемых организаций, к их документам и информационным ресурсам. Для этого необходимо предъявить служебное удостоверение.
- Проверять исполнение требований закона, на основании информации о нарушениях.
- Требовать от руководителей и должностных лиц представлять информацию, необходимую для проведения проверки. Прокурор вправе требовать не только копии, но и оригиналы документов.
- Привлекать к проведению проверок квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профильными знаниями.
- Проводить ревизии, на основании поступивших жалоб и обращений.
- Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
- Истребовать информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались в связи с ранее проведенной проверкой, либо официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Создание препятствий для реализации указанных полномочий влечет за собой ответственность.
После рассмотрения представления и принятия мер по устранению выявленных нарушений необходимо уведомить прокурора. Такое информирование должно осуществляться в письменном виде. Действующим законодательством не утвержден образец уведомления обязательный для исполнения. Документ оформляется в произвольном порядке.
В тексте уведомления должно быть указано следующее:
- Наименование надзорной инстанции и данные прокурора.
- Название документа. Чаще всего это «Ответ на представление о (указываются выявленные нарушения)».
- Дата рассмотрения представления.
- Сведения о должностном лице, которое его рассматривало.
- Список мероприятий, которые были проведены для устранения выявленных недостатков.
- Перечень прилагаемых документов.
- Подпись руководителя и печать организации.
К уведомлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих об устранении недостатков. Это могут быть акты, копии или выписки из приказов.
Рассмотрение представление прокуратуры с участием прокурора
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ Статья 21. Предмет надзора 1. Предметом надзора являются: соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. 2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Викторов, заведующий сектором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.
Прокурорами выявлены многочисленные факты наложения ареста на имущество без участия понятых либо с участием всего лишь одного понятого. Иногда в качестве понятых привлекаются лица, заинтересованные в совершении исполнительных действий.
В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом (Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором): — возбуждает производство об административном правонарушении; — требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; — предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 закона: — освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; — опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; — вносит представление об устранении нарушений закона.
В круг полномочий прокурора входят следующие:
- Получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемых организаций, к их документам и информационным ресурсам. Для этого необходимо предъявить служебное удостоверение.
- Проверять исполнение требований закона, на основании информации о нарушениях.
- Требовать от руководителей и должностных лиц представлять информацию, необходимую для проведения проверки. Прокурор вправе требовать не только копии, но и оригиналы документов.
- Привлекать к проведению проверок квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профильными знаниями.
- Проводить ревизии, на основании поступивших жалоб и обращений.
- Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
- Истребовать информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались в связи с ранее проведенной проверкой, либо официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Основанием для внесения представления является выявление в ходе проверки нарушений закона.
Полномочия прокурора позволяют внести представление только в том случае, если в ходе проверки установлены нарушения Федеральных законов и законов края. области, республики. Если прокурор устанавливает нарушения ведомственных приказов, оснований для направления представления не имеется. В этом случае прокурор вправе направить информацию о выявленных недостатках.
Подписать представление могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.
Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений — образец
Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Если месячный срок приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.
Как правило, в представлении указывается, что оно должно быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.
Законом установлено, что в месячный срок должны быть приняты меры, по устранению нарушений закона.
Нередко в представлении прокурора указывается, что в качестве мер по устранению нарушений закона необходимо привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.
Справочно. Количество привлеченных лиц к дисциплинарной ответственности — это показатель, по которому оценивается эффективность внесенных актов прокурорского реагирования и в целом надзора. Как правило, на одно представление приходится 1 наказанный. Тогда показатель равен 1. Если этот показатель менее 1, внесенные представления прокурора малоэффективны.
В соответствии с трудовым законодательством мерами дисциплинарной ответственности являются
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Одним из дискуссионных вопросов является обязанность привлечения работников к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора.
324 ГПК РФ).
2. Рассматривается частная жалоба так же, как и апелляционная, по правилам производства в суде первой инстанции (ст. 327 ГПК РФ), но в отсутствие участвующих в деле лиц. Исключением стали частные жалобы на определения о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, которые должны рассматриваться с извещением участвующих в деле лиц, поскольку ими либо завершается производство по делу, либо они серьезно препятствуют его движению.
Суд ограничивается проверкой правомерности принятого определения, не затрагивая существа самого спора.
Подача частной жалобы или представления не приостанавливает исполнение обжалуемого определения, за исключением определения судьи о замене одних мер по обеспечению иска другими мерами (ст. 143 ГПК РФ) или об отмене мер обеспечения иска (ст. 144 ГПК РФ), о чем специально указано в ч. 3 ст. 145 ГПК.
По результатам рассмотрения частной жалобы (представления) суд апелляционной инстанции выносит определение.
Как разъяснил в п. 48 своего Постановления от 19.06.2012 N 13 Пленум ВС РФ, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ рассматривает частную жалобу, представление прокурора на определение суда первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, в судебном заседании с обязательным ведением протокола по правилам, предусмотренным гл. 21 ГПК. В связи с этим суду первой инстанции в сопроводительном письме о направлении дела (материала) с частной жалобой, представлением прокурора в суд апелляционной инстанции, копия которого направляется также лицам, участвующим в деле, следует указывать, что рассмотрение частной жалобы, представления прокурора происходит в судебном заседании суда апелляционной инстанции без извещения и вызова лиц, участвующих в деле.
Правила подачи и рассмотрения апелляционной жалобы или апелляционного представления на решение мирового судьи распространяются также на подачу и рассмотрение частной жалобы, представления на определение мирового судьи.
Все предметы → Гражданский процесс
1. Дача заключения. Заключение – мнение прокурора или по отдельным вопросам гражданского судопроизводства или по делу в целом. Заключения прокурора:
- 1. Заключения прокурора по отдельным вопросам судопроизводства (ст.168 ГПК – в случае неявки в сз свидетеля, переводчика, эксперта или специалиста, суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле в том числе и заключения прокурора решает вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц);
- 2. Заключение прокурора по существу дела в целом (ч.3 ст.45 и ст.189 ГПК) – мнение прокурора по вопросу о том, как должно быть разрешено гражданское дело, подлежит или нет иск удовлетворению. Данное заключение дается прокурором в устной форме после окончания рассмотрения дела по существу и является факультативным этапом судебного разбирательства.
Представление прокурора – средство реагирования на незаконные действия суда. Этим представление отличается от заключения, т.к заключением прокурор реагирует на незаконные действия не только суда, но и иных участников. Выделяют 5 видов представлений:
- 1. Частное представление – прокурор реагирует на неправомерное действие суда, которое зафиксировано в определение суда;
- 2. Апелляционное представление – прокурор оспаривает решение суда, не вступившие в законную силу (ч.1 ст.321 ГПК, глава 39 ГПК);
- 3. Кассационное представление – прокурор оспаривает решение, вступившее в законную силу (ч.3 ст.376 и глава 41 ГПК);
- 4. Надзорное представление – прокурор оспаривает решение суда, вступившее в законную силу (ст.391.1, глава 41.1 ГПК);
- 5. Представление прокурора по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ст.394 и глава 42 ГПК).
Представление прокурора всегда облекается в письменную форму и должно содержать все необходимые реквизиты.
3. Заявление прокурора – прокурор делает заявление по поводу ущемления процессуальных прав участников или на иные неправомерные действия суда. Например, по заявлению прокурор в соответствии со ст.201 ГПК может быть принято дополнительное решение. По заявлению прокурора в соответствии со ст.200 ГПК суд исправляет описки и явные арифметические ошибки в судебном решении.
1. Суды обязаны в порядке, установленном законом, извещать лиц, участвующих в деле, о поданных по делу частных жалобах и частных представлениях. Суды также должны разъяснить им право знакомиться с жалобой или представлением, принести на них свои возражения, представить в апелляционную инстанцию дополнительные материалы и дать объяснения суду в апелляционном заседании в тех случаях, когда определение суда первой инстанции может быть обжаловано или на него может быть принесено представление.
2. См. также комментарий к ст. ст. 322 — 327 ГПК РФ.
В ситуации, если пришло получение от прокурора в виде такой бумажки как представление, нужно постараться не откладывать и в самое ближайшее время отправить ответ, в котором будут указаны все причины того, почему случилось то или иное правонарушение. Сделать нужно тоже самое, даже если закон не был нарушен, и, по закону, привлекать к ответственности никто не имеет права.
Согласно сведениям, документ органа надзора нужно безотлагательно поддавать рассмотрению на протяжении месяца и приняты все надлежащие способы устранения допущенных отступлений от правил.
Соответственно, по итогу будет установлено два срока:
- Срок рассмотрения данного вида бумаг
- Срок реализации методов борьбы с названными нарушениями.
Важно! Исключением будут считаться такие ситуации, в которых сотрудник выполнял просьбу руководителя, то есть и нарушение было совершено по распоряжению.
Очень часто срок разбирательства точно соответствует сроку исполнения, потому как почти всегда решение о принятии или, наоборот, отклонении выносится в течение 30 дней с начала внесения, и только в очень редких, почти не реальных случаях за пределами данного периода.
К примеру, при нахождении каких-либо нарушений в сфере налогов, прокурор имеет полное право передать все материалы в другие органы для безопасности и охраны закона от различного рода нарушений.
Спустя четыре недели со дня внесения такого документа, как представление, должны приниматься конкретные способы преодоления допущенных несоблюдений закона, а также все решены проблемы, из-за которых возникла данная ситуация. Кроме этого, желательно сообщить об исходах всех принятых методов, такие сведения принято предавать прокурору в написанном от руки виде.
Если же наступит ситуация, когда факт совершения окажется выявленным, то будет возбуждено дело, после расследования которого выносится приговор.
(см. текст в предыдущей редакции )
1. Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
2. Суд первой инстанции после получения частной жалобы, представления прокурора, поданных в установленный статьей 332 настоящего Кодекса срок и соответствующих требованиям статьи 322 настоящего Кодекса, обязан направить лицам, участвующим в деле, копии частной жалобы, представления прокурора и приложенных к ним документов и назначить разумный срок, в течение которого указанные лица вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно частной жалобы, представления прокурора с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
О выявлении конституционно-правового смысла части третьей статьи 333 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2015 N 27-П.
3. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, о принудительном исполнении или об отказе в принудительном исполнении решения иностранного суда, о признании или об отказе в признании решения иностранного суда, о признании и исполнении или об отказе в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей), об отмене решения третейского суда или отказе в отмене решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора и возражений относительно них суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.
4. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции рассматриваются судом апелляционной инстанции в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
Прокуратура Дорогобужского района
№2-416/2012,оспаривание представления прокурора
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.
при секретаре Первухиной Е.В.
с участием помощника прокурора Виноградовского района Архангельской области Кирилловой Ю.Ю.,рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник гражданское дело по заявлению ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Архангельской области об оспаривании представления прокурора Виноградовского района Архангельской области об устранении нарушений законодательства о техническом осмотре транспортных средств, обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, безопасности дорожного движения,
директор филиала ООО «Росгосстрах» в Архангельской области С. обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование указал, что 15.05.2012 в адрес директора филиала ООО «Росгосстрах» в Архангельской области С. прокурором Виноградовского района внесено представление № 153 -ж 2012 об устранении нарушений законодательства о техническом осмотре транспортных средств, обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 2 резолютивной части представления филиалу ООО «Росгосстрах» в Архангельской области предложено принять меры к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и недопущению их впредь путем прекращения выдачи полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), талонов технического осмотра, при отсутствии у клиента диагностической карты на момент обращения в страховой отдел филиала, расположенный в п. Д. Березник. Считает представление незаконным, так как предоставление страхователем диагностической карты для заключения договора обязательного страхования Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не предусмотрено. Указал, что страховой отдел не осуществляет выдачу страхователям талонов технического осмотра, а осуществляет предзаполнение указанных талонов на основании договора с оператором технического осмотра. В каждом случае до клиента доводится необходимость проведения технического диагностирования на пункте технического смотра соответствующего оператора, а также недействительность талона технического осмотра без технического диагностирования. Просит признать незаконным и отменить представление № 153-ж, вынесенное прокурором Виноградовского района.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Прокурор в судебном заседании с доводами подателя жалобы не согласился, полагая, что представление основано на законе.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Заслушав помощника прокурора Виноградовского района, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если считают, что в результате указанных решений, действий или бездействия были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В Постановлении от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что 15 мая 2012 года прокурором Виноградовского района в адрес директора филиала ООО «Росгосстрах» по Архангельской области С. было внесено представление об устранении нарушений законодательства о техническом осмотре транспортных средств, обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, безопасности дорожного движения. В представлении предложено принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, недопущению их впредь, путем прекращения выдачи полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), талонов технического осмотра при отсутствии у клиента диагностической карты на момент обращения в страховой отдел.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6).
За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена административная ответственность (ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ).
В силу ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Решение
Докладчик: Старцева С.А. Федеральный судья: Майорова Л. В.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 марта 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Э.Н.
и судей Герасимовой Л.Н. Старцевой С.А.
при секретаре Новиковой Е.В.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ЗАО « Сахарный комбинат «Отрадинский»
на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 января 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества «Сахарный комбинат «Отрадинский» о признании незаконным представления прокурора Мценского района об устранении нарушений требований законодательства отказать».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А. судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» обратилось в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным представления и.о. прокурора Мценского района об устранении нарушений требований гражданского законодательства РФ от 27.10.2010 г.
В обоснование заявления указало, что не согласно с представлением прокурора, в котором указано, что в конце 2009 года Общество самовольно заняло земельный участок, принадлежащий на праве аренды ООО « <. > », разместив на нем отходы производства (жом свекловичный), поскольку такой факт не имел места на момент проведения прокурорской проверки.
Также не согласно с доводом представления о том, что арендатор ООО « <. > » не может проводить на данном участке проектно – изыскательские работы, поскольку данный вывод не подтверждается никакими доказательствами.
Кроме того, полагает, что требования прокурора о принятии мер по устранению выявленных нарушений и приведению земельного участка в пригодное для проектно – изыскательских работ состояние являются неконкретными и не позволяют определить какие действия Обществу следует совершить для выполнения данного требования.
По указанным основаниям просило суд признать представление и.о. прокурора Мценского района № 7.17.2010 от 27.10.2010 г. об устранении нарушения требований гражданского законодательства РФ незаконным и не подлежащим исполнению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ЗАО « Сахарный комбинат «Отрадинский» просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Указывает на необоснованность вывода суда о том, что Общество самовольно заняло указанный земельный участок, поскольку доказательств того, что Общество пользовалось данным земельным участком, а также доказательств невозможности использования арендатором ООО « <. > » земельного участка для проведения на нем проектно – изыскательских работ после вывоза с него Обществом жома и проведения выравнивания суду не представлено.
Полагает необоснованной ссылку в решении суда на письмо главного инженера ОАО «Гражданпроект Орел», так как данное письмо в адрес Общества не направлялось.
Считает, суду не представлено доказательств того, что выполненных Обществом мероприятий (обработки участка методом вспашки) недостаточно для выполнения работ по подготовке проектной документации и осуществлению строительных работ на указанном земельном участке.
Полагает, обжалуемое представление прокурора незаконно возлагает на Общество обязанность по принятию конкретных мер к устранению выявленных нарушений законодательства по приведению земельного участка в пригодное состояние для проведения проектно – изыскательских и строительных работ, т. к. прокуратурой не установлены должным образом факты нарушения законодательства и лица, нарушившие законодательство, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях, поскольку сроки для привлечения к дисциплинарной ответственности таковых истекли.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя Степкина О.Д. поддержавшего кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя заинтересованного лица ООО «Лаузитцер Рапспродукте – Орел» Тилицкого А.Е. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22. ст. 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, ст. 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе и лиц, на которые возложена обязанность по исполнению требований, содержащихся в представлении.
При этом действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора.
Однако из положений ч. 1 ст. 3 и ст. 254 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и��и законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
- Общая характеристика участия прокурора в гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции
- Обращение прокурора в суд первой инстанции с заявлением или иском
- Вступление прокурора в процесс в суде первой инстанции для дачи заключения
- Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в кассационной инстанции
- Участие прокурора в пересмотре в порядке надзора судебных постановлений по гражданских делам
- Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел с участием прокурора в судах общей юрисдикции
- Участие прокурора по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
- Участие прокурора в гражданском судопроизводстве но делам о признании недействующими нормативных правовых актов
- Участие прокурора в суде по делам о нарушении трудовых прав граждан
- Защита прокурором жилищных прав несовершеннолетних в гражданском процессе
- Особенности рассмотрения с участием прокурора дел об усыновлении (удочерении)
- Участие прокурора в рассмотрении дел о лишении родительских прав
Обращение прокурора в суд первой инстанции с заявлением или иском
Обращение прокурора в суд с заявлением или иском — одна из форм его участия в гражданском судопроизводстве. Данная форма характеризуется тем, что прокурор инициирует возбуждение гражданского дела путем обращения с заявлением в суд общей юрисдикции от своего имени, но в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Участие прокурора в гражданском судопроизводстве регламентировано нормами ГПК РФ, других федеральных законов. Прокурорам также следует руководствоваться приказами и иными актами Генеральной прокуратуры РФ. Среди них необходимо выделить приказ Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2003 г. № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве», информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8—15—2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». По вопросам участия прокурора в гражданском судопроизводстве даны разъяснения в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ: от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции».
Субъекты, права, свободы и законные интересы которых защищает прокурор путем обращения в суд с заявлением или иском, определены ГПК РФ, СК РФ, иными федеральными законами. К ним относятся:
(1) граждане. которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ч. I ст. 45 ГПК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. № 43-Ф3 «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о: защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; об охране здоровья, включая медицинскую помощь; об обеспечении права на благоприятную окружающую среду; об образовании.
Законодательством предусмотрены случаи, когда прокурор непосредственно указан в правовой норме в числе лиц, которым предоставлено право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Так, в интересах несовершеннолетних прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением (иском) по делам: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ); о защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о дополнительных гарантиях детям-с и ротам).
Прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением о признании забастовки незаконной (ст. 413 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ); об оспаривании решений комиссий по трудовым спорам, если они не соответствуют трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права (ст. 391 ТК РФ);
(2) неопределенный круг лиц. Защита их прав, свобод и интересов наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
29 декабря 2017
Одним из основных органов, к компетенции которого относится надзор за соблюдением норм законов, касающихся всех сфер нашей жизни, является прокуратура. Прокурорские работники могут появиться с контрольными мероприятиями практически в любой организации, вне зависимости от формы ее собственности. Поэтому вопрос подготовки ответа на представление прокуратуры об устранении нарушений является животрепещущей темой для многих руководителей.
Проверки, как правило, носят плановый характер. План составляется сразу на год и публикуется на сайте прокуратуры. Для того, чтобы оценить, ждать ли вам в скором времени гостей с перечнем разных вопросов, стоит заглянуть на официальный ресурс в соответствующий раздел.
В противном случае, если в план проверок на очередной год ваша организация не попала, а прокурор, все-таки, пришел с вопросами по вашу душу, вероятность того, что причиной визита стала какая-то жалоба практически стопроцентная. А если народ жалуется, то чаще всего результатом контрольных действий становится выявление нарушений чьих-либо прав. Соответственно, стоит ожидать появления у руководства на рассмотрении представления прокуратуры, касающегося устранения нарушений действующего законодательства.
В первую очередь — не паниковать, а сесть и внимательно изучить все его пункты. Возможно, выявленные нарушения носят чисто формальный характер (например, отсутствует подпись главного бухгалтера на утвержденном штатном расписании), и никакого серьезного криминала в ваших действиях не просматривается. В таких ситуациях чаще всего бывает достаточно добросовестно устранить все замечания и подготовить ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений. Как правило, требование уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения нарушений в данном случае носит тоже формальный характер, и никто на ваше рассмотрение из прокуратуры не придет в силу своей занятости. Если же в представлении фигурируют, действительно, весомые нарушения, то стоит собрать консилиум из заинтересованных коллег, и весьма вдумчиво подойти к изучению претензий, использовав предоставленный законом на подготовку ответа на представление прокуратуры срок.
Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений готовится исключительно в письменной форме с учетом всех выявленных нарушений. Законодательством установлен месячный срок на рассмотрение представления. Ответ на представление Генеральной прокуратуры готовится в течение того же самого времени, что и, например, для прокуратуры района. В информации обязательно должны прозвучать по каждому пункту предъявляемых претензий причины допущения нарушений. Если с точки зрения проверяемого субъекта нарушения законодательства не было, то в ответе на представление обязательно стоит отразить этот факт. Никаких последствий со стороны закона, регламентирующего деятельность прокуратуры, такой поступок не несет.
Сегодня в поисках ответа практически на все возникающие вопросы принято обращаться к Интернету. Различные сетевые ресурсы содержат множество как «мусорной», так и достаточно ценной информации. Касаемо поиска типового образца письма-ответа для прокуратуры в части рассмотрения вынесенного ею представления, то нужно сразу отметить, что унифицированных форм и не существует. Причина достаточно проста: каждая проверка выявляет сугубо индивидуальные нарушения, по которым предъявляются конкретные замечания, на которые требуется дать такие же конкретные ответы. Поэтому разработать какую-то единую типовую форму просто не представляется возможным. Значит судорожные розыски в Интернете образца письма-ответа будут просто-напросто бессмысленной потерей времени. Но для подготовки информации имеются общепринятые рекомендации.
Рекомендаций несколько:
- В шапке письма обязательно надо указать номер и дату вынесенного представления об устранении нарушений, ответ на который будет содержать ваш документ. Причина банальна: на контроле у прокурора достаточно большое количество подобных материалов. При сортировке писем в канцелярии это упростит работу, и, соответственно, настроит более благожелательно по отношению к вам.
- При подготовке ответа, если нарушения действительно имели место, желательно, сразу же, не теряя времени, собрать объяснения с виновных лиц, допустивших эти нарушения. Причиной такой поспешности выступают нормы Трудового Кодекса о дисциплинарных взысканиях: наложить их можно только в течение определенного срока с момента выявления нарушения. Если срок пропущен, то наказать виновных не получится, а это будет одним из основных требований прокурора.
- Если в процессе подготовки информации выявленные незначительные нарушения были устранены, то, желательно, упомянуть об этом в ответе и приложить копии документов, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений.
Рассмотрение представлений подобного рода, как правило, проводится коллегиально с уведомлением прокурора о месте и времени рассмотрения нарушения. Обсуждение нарушений, а, самое главное, причин, приведших к ним, производится в указанное время в установленном месте. В случае непосредственного присутствия прокурора, его основной задачей обычно бывает убедиться в неформализованном подходе к рассмотрению, высказать свои комментарии, не нашедшие отражения в документе, и обсудить возможность устранения причин, приведших к нарушению закона.
Возражение на представление прокурора
Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции в целом совпадает с порядком рассмотрения апелляционных жалоб и представлений на решения суда первой инстанции.
Однако их рассмотрение по смыслу комментируемой статьи осуществляется без проведения судебного заседания. Исключение составляют определения, завершающие производство в суде первой инстанции.
Частная жалоба, представление прокурора не облагается государственной пошлиной.
Если у вас остались вопросы по статье 333 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Важно Протест прокурора рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель. Протест приносится в письменном виде. Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.
- Срок подачи представления прокурора
- Срок рассмотрения представления прокурора
- Сроки рассмотрения представления прокуратуры
- Самостоятельное рассмотрение представления прокуратуры
- Статья 24
- Протест прокурора
- Прокурорский надзор
Срок подачи представления прокурора В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В судебном разбирательстве прокурор является государственным обвинителем (но его права аналогичны правам представителей стороны защиты), т.е.Срок рассмотрения представления прокурора 2.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. прокурор сам назначает срок в течении которого необходимо исполнить его представление должностными лицами.
24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии с настоящим ФЗ и рядом документов Генеральной прокуратуры, например Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 января 1999 г.
Ответ на представление, образец
Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. Конференция ЮрКлуба Компания же считает, что она действует в соответствии с законодательством и предоставляет льготы правильно.
Поскольку результатов принятых мер нет в связи с их непринятием, то, исходя из логики законодателя, поднадзорному субъекту не о чем сообщать прокурору. Поэтому он вправе вообще не направлять ему какого-либо ответа.
Подобное законодательное закрепление процедуры рассмотрения представления фактически дискредитирует полномочие прокурора требовать ее соблюдения, а в случае нарушения возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.
17.7 КоАП.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, выразившемся в несообщении прокурору о результатах принятых мер, суд может буквально истолковать эту норму.
Важно
N 3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях» , нормативно-правовое регулирование нарушений закона может быть осуществлено вынесением представления прокурора.
Протест прокурора Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
- Сроки рассмотрения представления прокуратуры
- Срок исполнения представления прокурора об устранении нарушений
- Обжаловать представление прокурора в суд или дать ответ на него?
- Где точно определен срок, в течение которого нужно дать ответ на запрос прокурору?
- Конференция ЮрКлуба
- Представление прокурора в порядке общего надзора
- Сроки рассмотрения представления прокуратуры
- Законность оспаривания представления прокурора
Сроки рассмотрения представления прокуратуры Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.
Основная рекомендация при получении от органов Прокуратуры уведомления – не стоит затягивать процедуру его рассмотрения и выполнения указанных в нем требований.
Учтите! У лица есть всего месяц для осуществления перечня действий, указанных в уведомлении, составления ответа на представление, а также направления такого ответа в Прокуратуру.
При невыполнении этого алгоритма действий уполномоченное должностное лицо привлекается к установленным мерам ответственности.
В случае несвоевременного направления ответа, как ранее уже было сказано, Прокуратура имеет право:
- вызвать лицо для проведения беседы;
- обратиться в суд.
Первый способ – реагирование на бездействие – заключается в проведении беседы с лицом с целью выяснения того, какие меры были предприняты для устранения всех выявленных нарушений. Также необходимо узнать, в связи с чем ответ на полученное уведомление не был направлен в установленный срок.
Образец заявления в Прокуратуру о проведении проверки.
Когда в ходе беседы будет выяснено, что все меры, направленные на устранение нарушений, были предприняты своевременно, лицо может избежать штрафа.
Когда представитель Прокуратуры обращается в суд, получатель представления переходит в статус ответчика, то есть получает статус участника судебного процесса. В этом случае объективность причин, по которым ответ не был направлен во время, доказывается уже суду.
Дополнительно стоит отметить, что судебный процесс занимает длительный период времени. При вынесении решения, которое удовлетворяет требования прокурора, контролировать его выполнение будут исполнительные органы.
Помните! Судебное решение обязательно к исполнению для ответчика, поэтому его требования должны обязательно выполняться.
В какие сроки должна быть рассмотрена частная жалоба?
Омска, старший советник юстиции. Ершова Валентина Александровна, помощник прокурора Ленинского административного округа г. Омска, юрист 2 класса.
Официальное предупреждение: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения официального предупреждения.
Думается, что потребности в правовой норме о безотлагательном рассмотрении представления с точки зрения фактического ее исполнения нет, поскольку такое рассмотрение не всегда объективно возможно.
О результатах рассмотрения пост-я сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме. Постановление до его исполнения м.б. отозвано.Постановление о возбужд.
Принят
на двадцать седьмом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 27-6
от 16 ноября 2006 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О прокуратуре
Статья 43. Подследственность органов прокуратуры по расследованию преступлений
1. Органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции.
2. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Статья 44. Следственные группы
При необходимости для создания надлежащих условий по раскрытию и расследованию преступлений прокурор вправе создавать следственные группы из числа прокуроров, следователей прокуратуры, следователей и оперативных работников других правоохранительных органов.
Статья 45. Следователи органов прокуратуры
Для расследования преступлений в генеральной прокуратуре, в прокуратурах областей, городов и районов, специализированных прокуратурах могут состоять следователи.
Статья 49. Предмет надзора
1. Предметом надзора является исполнение законов государственными органами, осуществляющими принудительное исполнение актов судов общей и специальной юрисдикции (далее — судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных национальным законодательством полномочий предоставлено право возлагать на физических и (или) юридических лиц обязанности по передаче другим физическим и (или) юридическим лицам или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
2. При осуществлении надзора за соблюдением законов прокуроры не подменяют контрольные функции национальных органов исполнительной власти.
Статья 50. Полномочия прокурора в области надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими принудительное исполнение судебных актов, а также актов других органов
При осуществлении надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими принудительное исполнение судебных актов, а также актов других органов, прокурор использует полномочия, предусмотренные статьями 31, 33, 34 настоящего Закона.
Статья 73. Органы военной прокуратуры
1. Военные прокуратуры входят в единую систему органов прокуратуры государства и подчинены генеральному прокурору.
2. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель генерального прокурора государства — главный военный прокурор.
3. Структура, полномочия, материально-техническое обеспечение, финансирование и другие вопросы обеспечения деятельности органов военной прокуратуры определяются национальным законодательством.