Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если была авария то какой кбм». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Ни одна организация, работающая на рынке автострахования, не захочет иметь дело с неаккуратным ездоком, который то и дело подвергает опасности себя и других участников дорожного движения. Поэтому за каждую аварию страховщики наказывают таких автолюбителей рублём, рассчитывая сумму страховой премии с учётом повышенного бонус-малус.
Когда водитель становится виновником ДТП, его страховая компания выплачивает пострадавшему лицу компенсацию. Следовательно, она терпит убытки, а это для неё невыгодно. Чтобы как-то компенсировать страховую выплату по аварии, страховщик снижает класс автолюбителя в следующем страховом периоде. КБМ после ДТП увеличивается, и стоимость полиса после происшествия, соответственно, растёт.
Полезно знать! Большое количество аварий негативно отражается на водительской репутации водителя. Более 3-4 аварий в год понизят его класс до самого низкого – класса М. Не каждый страховщик захочет связываться с автомобилистом, имеющим негативную страховую историю.
Если ДТП произошло по вине другого автомобилиста, то потерпевший:
- получает компенсацию от страховой компании виновника;
- не теряет положительную страховую историю – его водительский класс не понижается и КБМ не растёт.
А вот виновнику придётся восстанавливать повреждённый автомобиль за свой счёт и заплатить большую сумму за страховку в следующем периоде, так как его класс и бонус-малус изменяются.
Узнать свой КБМ можно несколькими способами: рассчитать самостоятельно с помощью специальной таблицы или проверить его значение на интернет-ресурсах. Возможность проверки своей страховой истории есть на официальных сайтах некоторых страховщиков, на бесплатных интернет-сервисах в сети и на сайте РСА. Эта функция не требует регистрации, достаточно ввести свои данные и получить ответ. На сайте РСА узнать бонус-малус можно, заполнив в предложенную форму:
- ФИО и дату рождения водителя;
- серия и номер водительского удостоверения;
- дата заключения договора ОСАГО.
После отправки предоставленных данных на экране появится коэффициент безаварийности автомобилиста. Самостоятельно рассчитать коэффициент и узнать, как увеличится КБМ после дорожно-транспортного происшествия, можно по нижеприведенной таблице также не составит труда.
Таблица КБМ
Пересчитать КБМ до следующего периода не получится. Придется дожидаться его постепенного снижения. Однако здесь есть несколько хитростей:
- во-первых, можно оформить ОСАГО без ограничений. В этом случае КБМ будет равняться единице, и не упадет до 2,45 даже при наличии 4 аварий за год;
- во-вторых, не вписывать виновника аварии в полис автогражданской ответственности ОСАГО после ДТП в грядущем страховом периоде – в этом случае стоимость страховки не повысится, так как в расчёт принимаются коэффиценты всех допущенных автомобилистов.
Если же бонус-малус рассчитан неправильно по вине СК, ошибку можно исправить, предоставив страховщику автогражданку за минувший год. В том случае, когда страховая компания прекратила свою деятельность, КБМ подлежит восстановлению по письменному обращению в РСА и в ЦБ РФ.
Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО
Когда страховщики не имели единой базы страховых историй, водитель мог скрыть факт наличия прошлых нарушений, обратившись в другую страховую компанию. Однако на данный момент это невозможно, так как при заключении договора сотрудник СК проверяет информацию об автомобилисте.
После нескольких аварий стоимость страховки может вырасти почти в 2,5 раза, что невыгодно для водителя. Это вынуждает его искать лазейки для снижения цены на ОСАГО. Существует 2 способа снизить стоимость автогражданки после повышения КБМ:
- оформить страховку на другого автомобилиста. К примеру, когда в семье автомобилем пользуются оба супруга, можно убрать из полиса нарушителя, и записать страховку на более аккуратного водителя;
- покупка ОСАГО без ограничений. В этом случае КБМ обнуляется и приравнивается к единице, он не понижается, и не увеличивается независимо от количества аварий.
На заметку! Цена на полис с неограниченным количеством допущенных к управлению лиц на порядок выше, чем на обычное ОСАГО. Поэтому, если этот вид полиса оформляется с целью уменьшить стоимость страховки из-за повышенного КБМ, нужно взвесить, будет ли такой шаг выгодным.
Страхование автогражданской ответственности строится по системе, учитывающей интересы клиента с одной стороны, и выгоду страховщика с другой. Чтобы снизить собственные риски, страховщики, определяя стоимость ОСАГО, обращают внимание на надежность клиента с точки зрения его способности к безаварийной езде. Результат такой оценки выражается в применении к базовому тарифу специальных коэффициентов, способных повысить или понизить стоимость страховки.
Одним из основных коэффициентов, вызывающих стоимостное изменение полиса, является коэффициент бонус-малус (КБМ). Его размер напрямую зависит от аккуратности и профессионализма человека, который управляет автомобилем.
Насколько изменится стоимость автостраховки при безаварийной езде или после страхового случая, автовладелец может узнать самостоятельно. Сделать это довольно просто. Для расчета страховщики используют определенные значения повышающего коэффициента бонус-малус, на основании которых создана специальная универсальная таблица.
Значение КБМ |
Класс на начало страхового периода |
Изменение класса в зависимости от количества выплат в течение года |
|||
Нет |
I |
II |
III |
||
2,45 |
М |
0 |
М |
М |
М |
2,30 |
0 |
1 |
М |
М |
М |
1,55 |
1 |
2 |
М |
М |
М |
1,40 |
2 |
3 |
1 |
М |
М |
1,00 |
3 |
4 |
1 |
М |
М |
0,95 |
4 |
5 |
2 |
1 |
М |
0,90 |
5 |
6 |
3 |
1 |
М |
0,85 |
6 |
7 |
4 |
2 |
М |
0,80 |
7 |
8 |
4 |
2 |
М |
0,75 |
8 |
9 |
5 |
2 |
М |
0,70 |
9 |
10 |
5 |
2 |
1 |
Испытав на собственном кармане последствия применения повышающего значения бонус-малус, автолюбитель в первую очередь интересуется, сколько действует этот коэффициент. Значение КБМ пересматривается один раз в год, одновременно с оформлением нового страхового полиса.
КБМ не применяется и не влияет на стоимость ОСАГО в следующих случаях:
- страхование прицепов;
- оформление ОСАГО на транзитные автомобили;
- срок действия полиса менее года;
- страхование машины, зарегистрированной в иностранном государстве и стоящей в России на временном учете.
Когда обнуляется КБМ в России (коэффициент бонус-малус) в 2020 году
Если водитель ездил без аварий по его вине, и соответственно страховая компания не выплачивала пострадавшим деньги, то и коэффициент будет понижен.
Если же аварии происходили, то в зависимости от их количества КБМ повышается, и страховка стоит дороже или дешевле соответственно.
При этом если водитель перешел в другую страховую компанию, разорвав отношения с прежней, то последняя может неправильно указать данные о безаварийности.
Кроме того, в расчеты может закрасться ошибка, которая обнулит КБМ и даже водитель с приличным стажем будет вынужден платить повышенную стоимость страховки.
Коэффициент КБМ имеет определенные требования, которые должны выполняться для его понижения и предоставления права на снижение стоимости страхового полиса.
Так, водитель не должен попадать в аварии, а если такие и происходили, то его не должны признать виновным.
Кроме того, если страховой выплаты не было, то и коэффициент не будет повышен, поскольку компания не тратила средства на возмещение ущерба.
Если КБМ обнуляется, это означает, что вне зависимости от опыта и истории вождения, водитель обязан платить стандартную стоимость полиса, как новичок, без права на скидку.
Это может быть положительно только для человека, имевшего отрицательное значение, для тех же, кто ни разу не попадал в аварии, это означает повышение платы за страховку.
Всего существует 15 классов страхования, из которых минимальным является М, а максимальным — 13-й.
Оформляя очередную страховку, водитель может заметить, что сумма за полис больше, чем была раньше, хотя аварий и выплат по его вине не было.
В таком случае можно предположить, что произошло обнуление КБМ, но следует спросить об этом специалиста страховой компании.
В большинстве случаев это происходит по причине аварий, но также нельзя исключать ошибку специалиста.
Хотя существуют и законные варианты потери КБМ и его возврата к единице, это может быть перерыв в страховании, смена вида страховки и прочие ситуации.
Прежде всего нужно учитывать, что скидка может уменьшаться при определенном количестве аварий в году, причем их максимальное количество — четыре.
Если именно столько ДТП было, то показатель КБМ вне зависимости от текущего положения снижается до М, и применяется максимально возможный показатель из существующих.
Таким образом, если водитель не был аккуратным, то и платить ему нужно будет максимальные взносы, поскольку таким образом страховщики защищают себя от чрезмерных трат.
Кроме того, следует быть осторожным при переоформлении полиса и продаже автомобиля, поскольку в таком случае страховой коэффициент тоже может стать базовым.
Лучше проконсультироваться об этом с узкоспециализированными юристами или же непосредственно со страховыми специалистами.
Ведь об изменении этого показателя обычно клиента не извещают, и такой факт вполне может стать досадной неожиданностью для него.
Следует рассмотреть разные ситуации, возникающие в сфере страхования и в каких случаях КБМ ОСАГО обнуляется.
Очень важно понимать, когда есть риск обнуления КБМ, а когда это будет попросту неправильно и незаконно.
Ведь в некоторых ситуациях закон будет на стороне страховщика, а водитель должен разобраться в законодательстве и правилах работы страховых компаний, дабы не иметь пустых претензий к стоимости страхового полиса.
Кроме того, существуют разные ситуации, и если полис сбросился до базового значения при одной из них, то это будет вполне законным и не нарушающим нормы явлением.
Если КБМ был снижен до стандартного, когда не было ни покупки новой машины, ни смены прав, даже аварий и перерывов не было, следует позаботиться о восстановлении скидки.
Прежде всего необходимо обратиться в страховую компанию, которая предоставляла свои услуги при прошлом оформлении.
Проще, если она постоянная, сложнее будет, когда водитель поменял компанию и обратился к услугам другой.
Следует написать обращение с просьбой восстановить КБМ, приложив копию удостоверения, справки о безаварийности, а также паспорт владельца.
Если страховая компания отказала в такой просьбе, то не остается ничего иного, как обращаться в РСА.
Когда результата не дало и это, можно пожаловать на работу страховой в Центральный банк Российской Федерации.
В крайнем случае следует идти в прокуратуру или суд, требуя не только возврата средств и восстановления скидки, но и компенсации для физических лиц.
КБМ – это коэффициент бонус-малус, который влияет на цену автогражданки. На его величину влияет степень внимательности и аккуратности на дороге страхователя, а также его водительский стаж. Его еще называют скидкой за безаварийную езду. Однако, после ДТП, произошедшего по вашей вине, КБМ может увеличить стоимость следующей страховки.
Почему так получается? Очень просто – страховые компании зарабатывают на аккуратности водителей. Если аварий не было, либо страхователь не был виновен в ней, то и нет необходимости делать выплаты на компенсацию ущерба. Обязательное страхование никто не отменит, а человек из года в год делает страховые взносы. Поэтому страховой компании для повышения лояльности выгодно делать приятные бонусы клиентам, которые обходятся без приключений.
При расчете КБМ учитывается большое количество переменных, таких, как водительский стаж и страховая история. Последняя хранится в корпоративной базе, и, если водитель продолжит работать с этой страховой компанией после завершения срока полиса, скидка накапливается автоматически.
Продлевая полис, человек может узнать о том, какая скидка ему положена, только у страхового агента, поскольку считать в уме или на калькуляторе онлайн достаточно сложно.
Но что делать тем автолюбителям, которые желают сменить страховую компанию? Сохранить скидку при смене страховщика можно, получив справку от предыдущего партнера, в которой будет задокументирована аварийная история. Бывают еще ситуации, когда такую справку получить невозможно, в результате банкротства или закрытия компании по другим причинам.
Тогда необходимо обращаться в АИС (автоматизированная информационная система), которая хранит данные обо всех владельцах полисов автогражданки. В редких и исключительных случаях информация может быть недоступна по причине технического сбоя системы либо из-за недобросовестной работы страховщика, когда данные не вносились.
На сегодняшний день технологии позволяют клиентам самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО с учетом КБМ, однако не все сайты страховых компаний имеют такой сервис. Более того, чтобы понять, как поменяется коэффициент после дорожно-транспортного происшествия, необходимо знать правила расчета.
Понимая основные положения о КБМ, для многих становится интересно, по какому принципу меняется этот коэффициент в случае ДТП?
Для удобства существует хорошая таблица, благодаря которой можно приблизительно видеть, какой коэффициент будет учитываться при оформлении следующей страховки, которая будет оформляться на следующий год.
Класс/кбм | Надбавка/Скидка | Количество страховых выплат | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
М | 145 | 0 | М | М | М | М |
0 | 130 | 1 | М | М | М | М |
1 | 55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 40 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 0 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | – 5 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | – 10 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | – 15 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | – 20 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | – 25 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | – 30 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | – 35 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | – 40 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | – 45 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | – 50 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Исходя из этой таблицы, мы видим, что, если ДТП произошло на третий год, и была только одна выплата, скидка аннулируется, а в случае ответственности страхователя, компании придется дважды делать выплату, а цена на следующий полис увеличится на 55%.
Кроме законной надбавки на стоимость страховки по КБМ, очень часто страховые компании используют другие методы, как «развести» клиента на кругленькую сумму.
Чаще всего, они умалчивают об этом коэффициенте изначально, не предоставляя скидки за безаварийную езду. О том, что клиента ждет неприятный сюрприз, он узнает только в процессе оформления нового полиса и после того, как страховщик сделал выплату по ДТП.
Иногда, когда клиент переходит из одной компании в другую, ему присваивают 3 класс ОСАГО, с коэффициентом 1, аргументируя это тем, что в общей базе страхователей его информации нет. Единственный способ получить свою скидку, это предоставить справку с предыдущей компании, либо получить её в Союзе Страховщиков.
Как изменится КБМ после ДТП (коэффициент бонус-малус) в 2020 году
Бонус-малус представляет собой определенный показатель, который присваивается водителю с учетом его страхового стажа.
Он может изменяться по итогам года, давая возможность приобрести новый полис со скидкой или же наоборот — по увеличенной цене.
В целом, платить больше придется, если водитель попадал в аварии, а ГИБДД признали человека виновным в них.
У каждого водителя есть его история страхования, в которой видно, сколько выплат и в каком объеме запрашивалось за аварии, виновником которых человек стал по версии ГИБДД.
Если таких выплат много, то коэффициент бонус-малус понижается в классе, увеличивая размер платы за страховые услуги.
Неаккуратный водитель и часто нарушающий правила, будет платить больше, чем человек, который водит хорошо и не становится инициатором аварий.
Следует знать, кому присваивается КБМ, какие законы это регулируют, и конечно как изменяется этот бонус.
Ведь с авариями или в их отсутствие, изменение параметра происходит по определенному, заранее просчитанному графику.
Так, если несколько лет водитель не попадал в аварии, в которых был признан виновным, он может рассчитывать на выгодную стоимость полиса, в сравнении с предыдущей его ценой.
КБМ в любом случае меняется после ДТП, если человек виновен, в таком случае нужно разобраться, как снижается КБМ после ДТП.
К примеру на начальных уровнях коэффициента за одно ДТП снимается один уровень, а если речь идет о максимальных КБМ, то и сняться даже за одну аварию по вине водителя может около пяти-шести пунктов.
Стабильным же КБМ может оставаться только на максимальном уровне, когда даже при условии безаварийности увеличиваться класс не может.
Изначально водителю новичку предоставляется КБМ 3 класса, который имеет коэффициент 1. Это значит, что полис приобретается по стандартной цене, а покупатель не имеет права на скидку.
Каждый год, когда аварий по вине водителя не было зарегистрировано, КБМ повышается на один класс, то есть его значение снижается на 0,5. К примеру класс 4 будет обладать показателем в 0,95.
Это означает, что ежегодно увеличивается скидка человека, при этом цена полиса снижается на 5%.
От стандартной цены отнимается именно тот показатель, который действует в данный момент, а максимально можно получить 50% скидку на страховку.
Этого можно достичь в течение 10-ти лет, если водитель ни разу не был признан виновным в авариях, тогда КБМ становится равным 13-ти, а значение устанавливается на уровне 0,5.
Если человек попал в аварию, но ГИБДД признали его невиновным в ней, то бонус-малус не только не понижается, но и увеличивается.
Это происходит, поскольку страховая компания не выплачивает никаких денег, вместо этого средства на восстановление ТС приходят от СК виновника аварии.
Поэтому никаких причин для уменьшения КБМ нет, и как в случае с безаварийной ситуацией, класс повышается на одну единицу, коэффициент на скидку уменьшается на 0,05 в сравнении с предыдущим показателем.
Но в случае, когда водитель был признан виновным, КБМ падает в несколько раз, а скидка, в зависимости от текущего состояния класса, может даже стать отрицательной.
В любом случае, при совершении четырех и более аварий за один год, в которых водитель будет признан виновным, его КБМ станет самым маленьким — класса М, на какой бы позиции он ни находился, за три аварии также возможно такое падение КБМ, но не затронет самые высокие значения коэффициента.
Сбросить его могут и тогда, когда было заменено водительское удостоверение или изменен тип страховки.
Максимальный и минимальный размер КБМ по ОСАГО
Рассчитать КБМ можно как самому, так и обратиться в страховую компанию, и в этой процедуре нет ничего сложного, что могло бы вызвать затруднения.
Можно использовать как онлайн-инструменты, которых сейчас в изобилии, так и старые полисы страхования.
Если же водитель уверен, что никаких аварий за все время вождения не совершал, он может просто посчитать количество полных лет, и на основании этого выяснить, какая скидка причитается ему в соответствии с законом.
Также следует обратиться за расчетами и тогда, когда нужно понять, почему изменился КБМ, если не было ДТП.
Даже получив максимальную скидку, не стоит думать, что она дается навсегда безо всяких условий. Если водитель попадает в аварию, став ее виновником, то скидка понижается и доходит до единицы, после чего придется заново долго двигаться к заветным 50 %. Но если водитель сел за руль совсем недавно и его скидка маленькая, то в результате ДТП она не только обнулится, но стоимость страховки даже увеличится.
С точки зрения добросовестных водителей, это более чем резонная мера: если ездишь так, что представляешь опасность для окружающих, плати за свой полис больше!
Итак, ориентируясь на нижеприведенную таблицу, можно рассчитать свой КБМ. В горизонтальной строчке указывается класс водителя на начало периода действия страхового полиса. В зависимости от езды за год (безаварийной или с ДТП, с последствующими выплатами страховки) на следующий год присваивается тот или иной класс КБМ по ОСАГО. Таблица состоит из пятнадцати классов, где «М», означающий «максимальный», присваивается штрафнику.
В первый страховочный год водителю присваивается 3 класс. Изучим на этом примере, как понять классы КБМ. Таблица, если посмотреть на первый вертикальный ряд, содержит класс, а если на второй — 1. Это его коэффициент. Получается, КБМ 1, класс 3. Что это значит?
Если в этот год вождения водитель не попадет в дорожно-транспортные происшествия (смотрите на третий столбик), то в следующем страховом периоде у него составит КБМ — 0,95, класс — 4 соответственно. Тогда скидка будет равна пяти процентам. Однако, если в течение этого периода случится авария, то ему присвоится 2 класс, где КБМ равен 1,4. Тогда за страховку придется заплатить больше на 40 %.
Новичкам за рулем следует быть очень осторожными, так как при двух и более авариях КБМ станет максимальным и будет равен 2,45. Зато при последующем годе безаварийной езды третий класс водителю вернется, и ему снова не придется переплачивать за страховой полис.
КБМ, равный 0,5, означает максимальную пятидесятипроцентную скидку. Но если такой водитель попадает в аварию, то ему присваивается 7-й класс, что соответствует коэффициенту 0,8.
Если предполагается купить полис обязательного страхования, которым может пользоваться неограниченный круг лиц, КБМ считается по-другому. За основу берутся данные владельца автомобиля.
Важно при этом иметь в виду то, что если ранее был приобретен полис на ограниченный круг лиц, а потом было решено переоформить его на неограниченный, то следует вписать в него отдельно тех лиц, которые были внесены в полис с ограниченным кругом лиц. В противном случае КБМ-классы последних будут утрачены.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) 2020
В этом вопросе следует учитывать следующую информацию.
Еще недавно скидка за безаварийную езду числилась за конкретным автомобилем. При его продаже и покупке нового водителю приходилось заново заводить свою страховую историю. При выявлении недостатков этой системы от нее было решено отказаться. Теперь все то количество, сколько классов КБМ существует, относится непосредственно к водителю. Поэтому уже неважно, на каком автомобиле он ездит и в какой страховой компании приобретал полис ОСАГО. Главной является безаварийная езда.
Рассмотрим несколько отдельных ситуаций.
Что делать, например, одному из водителей, который вписан в ОСАГО и поменял свое водительское удостоверение? В случае действующего договора следует незамедлительно обратиться в СК. Страхователь в письменном виде уведомляет об этом страховщика с тем, чтобы последний внес корректировки в информационную базу Российского Союза Страховщиков.
Другой интересующий автомобилистов вопрос заключается в том, как определяется КБМ, если страховой договор не ограничен по числу водителей, с тем что в прошлый период договор предусматривал ограничения их числа. В данном случае СК присваивает класс, который указан в страховом договоре. Как действует СК, если ситуация состоит в обратном, то есть прошлый страховой договор не имел ограничений по числу лиц, а новый заключен на условиях с ограничениями? В этом случае страховая компания обязана снизить КБМ.
Класс 3 — что это значит для водителя? Кроме того, что этот класс присваивается тому, кто впервые сел за руль, если водитель не заключал договор ОСАГО более года, какая бы скидка у него ни действовала ранее, она сгорает, и он вновь получает класс, как севший за руль в первый раз. То есть КБМ 1, класс 3.
Что это значит для водителя, если он не предоставит полную информацию о ДТП при заключении договора? Неправильный расчет будет обнаружен системой сразу же. Поэтому страховая компания в данном случае накладывает на водителя штрафные санкции. Они выражаются в 1,5 КБМ. То есть в следующем году выплата увеличится на 1,5 коэффициента.
Мы рассмотрели, что означают классы КБМ, как они рассчитываются, применяются и проверяются. Водителям нужно помнить, что важно не только уметь водить машину и соблюдать все существующие правила дорожного движения. Нелишним также будет разбираться в некоторых смежных вопросах, таких как, например, страховка и ее тонкости, то есть нашей сегодняшней темы. Тогда он будет чувствовать себя за рулем уверенно, в то же время экономя свои денежные средства.
Расчёт стоимости полиса ОСАГО производится согласно указанию Центробанка России № 3384-У. Единый порядок действует для всех категорий страховщиков. Базовую тарифную ставку страховая компания определяет самостоятельно в зависимости от вида транспортных средств, статуса их владельца (частное лицо или юридическое) и цели использования. Ведется учет специальных коэффициентов, которые рассчитываются по ряду факторов.
Чтобы подсчитать цену страхования, можно воспользоваться онлайн-калькулятором. В нем указаны все необходимые показатели:
- тип ТС – грузовое авто, легковое, мотоцикл, скутер;
- один водитель или несколько будут управлять ТС;
- возрастной показатель, опыт вождения и водительский стаж;
- мощность двигателя (количество лошадиных сил под капотом);
- период действия полиса (чем больше срок, тем ниже стоимость);
- предыдущие страховки;
- регион, где будет эксплуатироваться машина.
Одним из важных показателей, непосредственно влияющих на стоимость полиса страхования автогражданской ответственности, является коэффициент bonus-malus (КБМ).
КБМ Осаго обнуление, если не было страховки год, то полис теряется
При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.
Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса. Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования. Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.
КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.
Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.
Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:
- 3 кл. – КБМ равняется 1;
- 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
- 5 кл. – 0,9 и так далее.
До 13-го класса водитель будет получать бонусы.
Что происходит с классами ниже третьего:
- 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
- 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
- 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
- «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.
По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. КБМ присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается КБМ = 1.
- Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 0,9, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 1,4, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим коэффициентом водителя №2.
- Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый КБМ 0,8. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.
При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается КБМ = 1.
- Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается КБМ = 1.
Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.
При заключении нового договора ОСАГО, КБМ будет равным КБМ, который был определен на 1 апреля текущего года.
Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то КБМ будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП.
Не влияет на КБМ.
Как узнать свой КБМ по ОСАГО по базе РСА? Что такое КБМ
Коэффициент бонус-малус применяется при заключении или внесении изменений в договор ОСАГО со сроком действия один год.
Не путайте срок действия полиса и период использования транспортного средства. Период использования не влияет на КБМ и может быть любым: три месяца, полгода и так далее.
Водитель и собственник ТС вправе претендовать на скидку, если к моменту начала действия нового договора истёк срок действия предыдущего «безаварийного» полиса ОСАГО.
Если водитель не был вписан в страховку ОСАГО в течение года или управлял автомобилем с полисом без ограничений и не являлся собственником, то КБМ становится равным единице. Накопленные скидки и выплаты за ДТП по вине водителя «сгорают».
- КБМ водителя
- — коэффициент, определяемый для каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Применяется при расчёте стоимости полиса ОСАГО с ограниченным списком лиц, допущенных к управлению.
- КБМ собственника (автомобиля)
- — коэффициент, определяемый для собственника страхуемого транспортного средства. Применяется при расчёте стоимости неограниченного полиса ОСАГО.
- на момент начала действия нового договора предыдущий закончил своё действие: истёк срок страхования или договор был досрочно прекращён;
- с даты окончания предыдущей страховки прошло не более одного года.
- количество страховых выплат по вине водителей или собственника транспортного средства;
- КБМ, присвоенный при заключении последнего закончившегося договора.
- Для расчёта стоимости полиса используется «худший» среди всех допущенных к управлению водителей КБМ. При этом в базе АИС РСА за каждым водителем сохраняется свой бонус-малус, «худший» КБМ полиса на него не влияет.
- Скидка «даётся» не автомобилю, а человеку. При смене транспортного средства КБМ водителя сохраняется.
- Повышающий коэффициент на следующий год применится только к водителю, по вине которого было совершено ДТП.
- Определяется КБМ, который был присвоен водителю при заключении последнего закончившегося полиса ОСАГО. Считаются только те договоры, где водитель, был лицом, допущенным к управлению (ограниченное ОСАГО), или собственником транспортного средства (неограниченное ОСАГО). Если найдено несколько договоров, закончившихся одновременно, берётся максимальное — «худшее» значение КБМ.
- Определяется количество выплат, за ДТП по вине водителя.
- Новый КБМ водителя определяется в соответствии с таблицей КБМ.
- присваивается только собственнику транспортного средства.
- определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО, и учитывается только при соблюдении условий:
- предыдущий договор был «без ограничений»;
- собственник и транспортное средство нового и старого договора совпадают.
- Определяется последний закончившийся договор ОСАГО, в котором собственник и транспортное средство совпадают с собственником и транспортным средством по новому договору;
- Определяется количество страховых выплат, за ДТП по вине собственника и водителей, управлявших ТС по последнему закончившемуся неограниченному договору;
- Новый КБМ собственника определяется в соответствии с таблицей КБМ.
КБМ собственника может превращаться в КБМ водителя, но КБМ водителя, не может превратиться в КБМ собственника.
В законодательстве отсутствует требование обязательного указания на бланке ОСАГО рассчитанного КБМ. Иногда внутренние приказы страховых компаний обязывают агентов прописывать применённый коэффициент бонус-малус напротив фамилии каждого водителя, при «ограниченном» ОСАГО, или в графе «Особые отметки», если к управлению ТС допущено неограниченное количество лиц.
КБМ водителя, собственника и итоговый КБМ в обязательном порядке указываются агентом в заявлении на страхование, которое заполняется при заключении или продлении договора ОСАГО.
Коэффициент бонус-малус рассчитывается по таблице на основании сведений об аварийности по предыдущим договорам ОСАГО, если:
К сведениям об аварийности относятся:
По договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества водителей, допущенных к управлению:
КБМ каждого водителя определяется по следующему алгоритму:
Если договор ОСАГО не предусматривает ограничения числа лиц, допущенных к управлению, коэффициент бонус-малус:
КБМ собственника определяется по следующему алгоритму:
Не все автовладельцы знают, как посчитать ОСАГО обязательное страхователем и почему одни платят больше, а другие меньше. Расчет размера премии «автогражданки» сегодня производится на основе базовой ставки и поправочных коэффициентов. Одним из таких переменных влияющих на сумму премии для полиса автогражданской ответственности ОСАГО является коэффициент бонус-малус (КБМ).
Если вы уже не первый год защищаете свою ответственность водителя и поняли, что цена полиса стала больше без обоснованных причин, то вам надо обратиться в страховую компанию за разъяснением обстоятельств, повлекших эти изменения.
Если коэффициент КБМ вернулся к стандартному классу вождения, значит, что величина КБМ изменена. Если произошло обнуление, на это есть правовые основания. КБМ присваивается водителям и зависит от аккуратности вождения.
Автовладельцы могут рассчитывать на повышение стоимости полиса и его снижение. За это как раз и отвечает КБМ, который действует на официальном уровне. В зависимости от количества аварий коэффициент бонус-малус может повыситься.
КБМ обнуляется, это происходит вне зависимости от опыта и истории вождения. Автовладелец обязан платить стандартную стоимость полиса без права на скидку. Существует пятнадцать классов страхования, из которых минимальным является М, а максимальным является тринадцатый.
Водитель должен учитывать, что КБМ действует 365 дней. Если он обратится за ОСАГО по истечению срока, то коэффициент не будет учтен и стоимость останется стандартной. Каждый автовладелец должен знать о том, что такая возможность обнуления прописана в страховом законодательстве.
Часто при покупке полиса у агентов на дому, страхователям не удается узнать сколько КБМ ему причитается. Чтобы избежать каких-либо недоразумений существует онлайн расчет премии за «автогражданку» и возможность проверить свой КБМ дистанционно. Мы уже говорили ранее, что перерыв в страховании ОСАГО может стать причиной обнуления бонус-малуса, данная информация должна проверяться через единую базу РСА.