Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комментарий к фз об исполнительном производстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Чтобы окончить производство, пристав обязан провести все необходимые процедуры. В их числе:
- издание постановления о возбуждении и ознакомление с ним сторон;
- ожидание добровольного исполнения обязательств должником (на это отводится 5 дней);
- арест счетов и имущества;
- введение запрета на регистрационные действия;
- розыск должника и его имущества (при необходимости);
- направление запросов в «Росреестр», ГИБДД, банки;
- выездные мероприятия.
Если все меры по возвращению долга взыскателю приняты, пристав может заявить об окончании производства: отметку об этом он делает в исполнительном листе. В случае, когда требование не исполнено, помечает причину этого (часть 2 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Если исполнительный лист возвращают взыскателю, пристав указывает соответствующий пункт ст. 46. Помимо этого, прописывает сроки, а при частичном исполнении еще и сумму, переданную взыскателю.
В соответствии с частью 3 ст. 47 закона «Об исполнительном производстве» пристав готовит постановление, отмечает в нем статус: исполнено (в какой мере — полностью/частично) или нет, при солидарном взыскании – с кого сколько взыскано. Сообщает, что отменяется розыск (должника или ребенка). При необходимости устанавливает ограничения в отношении должника (выезд за границу, социальные права и т. п.). Так, при возбуждении производства по части 7 ст. 47 ограничительные меры в отношении должника сохраняются в размере, необходимом для исполнения.
Обзор статьи 46 ФЗ-229 “Об исполнительном производстве”
После фактического окончания производства пристав подшивает исполнительный лист к материалам. Это означает, что повторно документ предъявить нельзя.
Если требования удовлетворены частично, либо судебный документ об истребовании средств и имущества возвращен взыскателю, последний вправе подать еще раз. Сделать это можно в установленные сроки: в течение 3 лет для листа, возвращенного по причине частичного удовлетворения требований (ст. 21, 22 ФЗ-229). Отсчет – с даты получения листа. Из этого срока вычитают период с момента предъявления к исполнению до даты, когда взыскатель отозвал документ или препятствовал действиям пристава, если таковые имели место.
Если долг не выплачен или выплачен частично, кредитора постановление пристава не радует. Поэтому взыскатели контролируют ход дела и запрашивают необходимую информацию у должностного лица. После окончания взыскатель может проверить, как пристав исполнил свои обязанности, и в случае, если нарушена статья 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», обжаловать постановление.
Согласно положению рассматриваемой статьи, судебный исполняющий пристав уполномочен возбудить исполнительское производство при наличии соответствующего заявления от взыскивающей стороны (часть 1). Без соответствующей документации исполнительное производство не может быть возбуждено.
Заявление скрепляется личной подписью самого взыскателя или его уполномоченного представителя (часть 2). В случае, если интересы взыскивающей стороны защищает представитель, к заявлению прилагается документация, подтверждающая его личность и представительские полномочия. Частное лицо или организация, в пользу которой налагается исполнительное производство, может требовать ареста имущества задолжника и других ограничительных действий, предусмотренных действительным законом. В полномочия взыскателя входит предоставление в заявлении личных данных задолжника и любых других данных, способствующих своевременному и планомерному исполнению документальных предписаний.
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 28.12.2013 N 441-ФЗ настоящая статья дополнена пунктом 2.1. Текст данного пункта гласит о том, что в случае отсутствие у должника имущества, которое могло бы окупить его задолжность, судебные приставы уполномочены выяснить истинность этого заявления. Если поиски имущества у гражданина, против которого возбуждено исполнительское производство, не увенчались успехом, взыскивающая сторона имеет право подать повторное заявление на осуществление исполнительного производства. Данное заявление может быть подано не ранее полугода по завершению предыдущего.
Согласно части 3 рассматриваемой статьи, вся документация, направленная на возбуждение исполнительного производства должна быть подана по месту принятия будущих мер по принудительному исполнению. Если заявитель не знает в какой именно уполномоченный орган ему обращаться, он может предоставить своё заявление главному судебному приставу города или иного субъекта РФ по месту своего проживания (положение из текста части 4 в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ). Заявление должно быть передано исполнителю не позднее чем через 3 дня после его передачи в Федеральные органы.
Исполняющий пристав уполномочен возбуждать ИП без соответствующего заявления:
- При взыскании исполнительских издержек;
- Если документацию на исполнительное производство направляет суд (пункты 5 и 6).
Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ введена дополняющая часть 5.1. Актуальный текст этого пункта утверждает нормативы, применяемые при поиске ребёнка в целях свершения обязательств по международному договору Российской Федерации. Запрос о поиске несовершеннолетнего направляется в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей по адресу возможного пребывания гражданина, с которым может пребывать искомый ребёнок. Заявление о поиске незаконно транспортированного на территорию Российской Федерации несовершеннолетнего передаётся исполнительному приставу не позднее чем через сутки после направления в указанную службу (пункт 7.1).
Судебный пристав обязан в течении трёхдневного срока вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе(пункт 8). Текст пункта 9 рассматриваемой статьи 30 действительного Федерального закона регламентирует действия пристава при отказе. При отказе в исполнении ходатайства заявителя пристав обязан подробно разъяснить причины своего решения.
Ознакомьтесь Закон о приватизации гос и муниципального имущества
В случае положительного решения об исполнении, дело передаётся приставу-исполнителю, уполномоченному на действия в пределах указанной в документе территории (часть 10). Если заявление об исполнительном производстве, направленное против определённого должника, поступило к судебным приставам в первый раз, этому гражданину предоставляется возможность добровольно выполнить свои обязательства с вынесением предупреждения о последующих принудительных мерах (пункт 11).
Срок исполнения долговых обязательств на добровольной основе не устанавливается в случаях:
- Дальнейших поступлений исполнительской документации;
- Конфискации имущества;
- Постановлении об исполнении исправительных работ;
- Розыска ребёнка;
- Выдворения иностранного гражданина из РФ;
- Исполнительных документов, имеющих отношение к иностранным гражданам.
В федеральном законе об исполнительном производстве в последней редакции, посвященном выполнению постановлений судебных органов и других инстанций, содержится 19 глав. Каждая часть действующего 229-ФЗ подробно описана. Обусловлено это нивелированием двоякой трактовки, а также для снижения риска правонарушений.
В таблице приведено постатейное краткое описание глав – структурно с 1 по 19 главу:
Таблица 1.
Судебный исполнитель применяет все меры, не запрещенные законом, для исполнения судебного предписания. В Федеральном законе №229, ч. 1 рассматриваются ситуации, при котором пристав прекращает взыскание и возвращает исполнительный лист взыскателю (истцу).
В ст. 46 ч. 1 п. 3 закона «Об исполнительном производстве» указано, что документ возвращается взыскателю, если местонахождение должника (ответчика) не найдено, пристав не получил сведения о доходах, счетах и имуществе ответчика.
В части 2 поясняется, что приставу необходимо составить акт о наличии обстоятельств, по которым исполнительный лист возвращается взыскателю. Однако в будущем документу можно дать ход.
В части 3 указано, что выносится постановление о завершении исполнительного производства.
Согласно ст. 46 ч. 1 п. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель может отозвать исполнительный лист на основании заявления. Согласно п. 2, если ответчик не может исполнить действия по предписанию, взыскателю возвращается исполнительный документ (если не утрачена возможность исполнения).
Если по п. 1 и 2 у граждан вопросов не возникает, то со ст. 46 ч. 1 п. 3 «Об исполнительном производстве» появляются затруднения. Этот пункт означает, что исполнитель принял все меры, разрешенные законом, для обнаружения должника, его счетов и имущества, но в силу обстоятельств ответы не получены. В дальнейшем по статье 46 части 1 пункта 3 ФЗ у судебных приставов есть основания снова начать производство – это означает, что исполнители обязаны провести все мероприятия по розыску ответчика, его имущества и доходов.
Ст. 46 ч. 1 п. 4 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» также вызывает массу вопросов. Если у ответчика нет имущества, задолженности по алиментам или иным судебным предписаниям взимаются с зарплаты должника. Согласно законодательству пристав проводит комплекс мер, направленных на выявление имущества ответчика и последующее погашение задолженности. Если задолженность погашена не в полной мере, пристав удерживает выплаты с заработной платы должника.
П. 5 рассказывает, что истец может отказаться от нереализованного имущества ответчика. Согласно п. 6, взыскатель получает исполнительный лист, если должник отказался выполнить законные требования пристава. П. 7 поясняет, что взыскатель не получит выплаты по предписанию, если ответчик является иностранным гражданином и выдворен за границу.
Больше всего в суде рассматриваются и направляются приставам дела по ст. 46 ч. 1 п. 3 ФССП. В Российской Федерации у исполнительного производства слабые перспективы, поскольку у населения нет крупных доходов и имущества. Поэтому приставы вынуждены оканчивать исполнительное производство на данный момент, а взыскатель – дожидаться, когда возможно повторное предъявление исполнительного листа.
Если в течение 6 месяцев ответчик купил автомобиль, положил деньги на счет, пристав к этому времени открывает новое делопроизводство и арестовывает имущество и счета должника. После прекращения производства с ответчика снимаются ограничения, и он может выезжать за границу.
Также возникают вопросы, каково значение у судебных приставов ст. 46 ч. 1 п. 4. Взыскателю необходимо ждать перспективы появления имущества или денег у должника. Если при проверке приставом оказалось, что у должника нет ничего, что могло бы послужить погашением задолженности, дело объявляют закрытым.
Если должник не платил алименты в силу того, что у него нет дохода, пристав закрывает делопроизводство. Однако долг возрастает, проценты начисляются, но исполнитель не будет беспокоить ответчика.
Закрытие дел по судебным предписаниям позволяет должникам выезжать за границу, возобновлять водительское удостоверение. Однако иногда неуплата задолженности грозит уголовной ответственностью.
Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
В судебной практике чаще всего встречаются статья 46 в части 1 (пункты 3 и 4) – для судебных приставов это означает необходимость выяснения наличия имущества и доходов должника.
Пример 1. Владелец фирмы обратился в суд с заявлением о привлечении гражданки к уплате долга. Ответчица была ответственной за погашение задолженности за аренду помещения, однако предъявить документы, подтверждающие выплаты, не смогла.
На тот момент судебный пристав закрыл дело о делопроизводстве по ст. 46 ч. 1 п. 3 исполнительного производства, что значит наличие финансовых проблем у фирмы. Итог заседания: суд удовлетворил жалобу владельца фирмы и обязал гражданку выплатить задолженности и затраты истца.
Пример 2. Комитет обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления пристава согласно ст. 46 ч. 1 п. 2. Исполнитель указал, что должник не в состоянии совершить предписанные действия. Однако в ходе заседания были выяснено, что пристав не использовал весь комплекс мер, направленный на исполнения решения, и досрочно завершил делопроизводство. Согласно законодательству в действующей редакции суд принял доводы и имеющуюся информацию комитета.
Согласно п. 1, 2 ст. 14 Закона РФ № 229 от 2 октября 2007 г., постановление пристава ФССП — это документ, где указывается решение сотрудника Федеральной службы по взысканию задолженности или о наложении штрафа на гражданина (компанию). В исполнительном листе указываются такие сведения:
- название и юридический адрес Управления ФССП;
- дата составления документа;
- инициалы, занимаемая должность и фамилия сотрудника ФССП, оформляющего постановление;
- номер и название дела, открытого в отношении правонарушителя (должника);
- суть и законное основание для составления исполнительного листа (с отсылкой на законы РФ);
- принятое итоговое решение;
- порядок оспаривания (обжалования) документа.
Постановление пристава ФССП составляется в бумажной форме или в виде Word (PDF)-файла, удостоверенного подписью ЭЦП сотрудника Федеральной службы (ч. 2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Электронный документ направляется правонарушителю (должнику)-гражданину, в том числе и через личный онлайн-кабинет физлица, заведенный на сайте Госуслуг.
Положения статьи 14 ФЗ № 229, регулирующие работу сотрудников ФССП в рамках исполнительного производства, могут быть использованы гражданином для оспаривания в суде и отмены постановления пристава. Физлицо вправе прибегнуть к норме закона в следующих ситуациях:
- Если сотрудник ФССП своевременно не выслал должнику извещение о наложении штрафа.
- Если пристав ошибся при начислении процентов по неустойке.
- При изменении (повышении) сотрудником Федеральной службы суммы исполнительского сбора.
В части 2.1 статьи 14 ФЗ № 229 приведена отсылка на Закон РФ № 375 от 12 ноября 2019 г. ФЗ № 375 внесены поправки в действующую редакцию ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно этим изменениям, теперь гражданин может получить постановление о наложении штрафа не только в виде квитанции, но и в форме pdf (word)-документа (в свой личный кабинет на сайте Госуслуг).
Исполнительный лист с решением пристава ФССП о взыскании долгов, оформленный в соответствии со ст. 14 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве», можно оспорить в судебной инстанции (п. 8 постановления российского ВС № 50 от 17 ноября 2015 г.). Подать апелляцию вправе как взыскатель денег и гражданин (компания)-должник, так и иные другие лица, чьи права нарушены должностным лицом Федеральной службы.
При подаче заявления в суд об оспаривании постановления пристава-исполнителя госпошлина гражданином не уплачивается (абзац 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ).
Как показывает судебная практика, правонарушитель (должник) вправе отменить или изменить условия постановления пристава ФССП в следующих ситуациях:
- При отказе должностного лица ФССП от извещения правонарушителя о совершенном гражданином (компанией) административном правонарушении в случае наложения штрафа (Комментарии экспертов, опубликованные в Приложении письма ФССП РФ № 12/07-3906-СВС от 27 марта 2009 года, дело Волжского Вятского ФАС № А28-1878/2008-80/14 от 28 августа 2008 года).
- Если пристав ФССП допустил ошибку при расчете процентов по неустойке (дело АС Архангельска № А05-3661/2019 от 28 марта 2019 года).
- При изменении (повышении) приставом ФССП суммы исполнительского сбора (дело АС Челябинска № А76-50324/2019 от 6 декабря 2019 года).
- Если взыскатель денег понес непредвиденные расходы в связи с правонарушением должника-физлица или компании (Решение новосибирского Центрального суда по делу № 2-2474/2017 от 26 июня 2017 года).
Образец заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Однако суд не всегда встает на сторону должника. Так, постановление сотрудника Федеральной службы, оформленное в соответствии со ст. 14 российского Закона об исполнительном производстве, нельзя отменить в следующих случаях:
- Когда наложение штрафных санкций на гражданина-правонарушителя проводится на основании word (pdf)-документа — второго экземпляра постановления пристава (Определение ВС РФ № 21-КГ17-3 от 22 июня 2017 года).
- Если автомобиль или недвижимость физлица-должника находится в залоге (Решение тюменского Ленинского суда по делу № 2а-3558/2017 от 30 марта 2017 года).
Таким образом, судебная практика по оспариванию решений пристава ФССП, принятых на основании ст. 14 ФЗ 229, разнородна. В одних случаях суд удовлетворяет иск должника (правонарушителя), а в других ситуациях идет навстречу ответчику-взыскателю денег.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину России право на судебную защиту его прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ). Однако такая судебная защита сама по себе, в отрыве от слаженного и продуманного механизма фактического, принудительного исполнения принимаемых судом решений и других актов правосудия, была бы малоэффективна. Именно исполнительное производство делает судебную защиту реальной и воплотимой, и именно поэтому оно играет такую важную роль в системе защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в Российской Федерации, а его нормативное регулирование так значимо.
Более десяти лет прошло с тех пор, как в России была создана новая, основанная на совершенно иных, чем ранее, принципах система исполнительного производства. Начало ей было положено принятием федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». С тех пор претерпели значительные изменения многие другие нормативные правовые акты, содержащие те или иные нормы об исполнении актов суда, других органов и должностных лиц, а практикой исполнения были выявлены многочисленные пробелы и недостатки в законодательстве об исполнительном производстве, требующие пристального внимания и устранения.
С 1 февраля 2008 г. в России вступает в силу новый Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Изменения, внесенные указанным Федеральным законом, значительно обновляют и совершенствуют условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Наиболее существенными из таких изменений можно считать, в частности, значительное расширение прав сторон исполнительного производства (должника и взыскателя), а также судебного пристава-исполнителя; появление в законе отдельных глав и статей, посвященных порядку и условиям обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в порядке административной подчиненности, порядку реализации имущества должника на торгах, взысканию штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, и исполнению исполнительного документа о конфискации имущества.
В качестве безусловных достоинств нового Федерального закона «Об исполнительном производстве» можно назвать появление отдельной главы, посвященной мерам принудительного исполнения и исполнительным действиям, а также включение в Закон правил реализации таких важных и новых для исполнительного производства исполнительных действий, как государственная регистрация имущества и имущественных прав должника и взыскателя, а также введение временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации. Новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вполне обоснованно уделил много внимания таким деталям исполнительного производства, как обращение взыскания на отдельные виды имущества, а именно: на ценные бумаги, имущественные права, дебиторскую задолженность, имущество некоторых организаций и их членов (участников) и т. д., – предусмотрев при этом ряд новых и чрезвычайно важных для практики норм и правил.
Анализу перечисленных новелл, а также оставшихся в Федеральном законе пробелов и недочетов и посвящен, прежде всего, настоящий комментарий. Цели, которые преследует данная работа, состоят в том, чтобы помочь практическим работникам в правильном применении норм нового Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также оказаться полезной научным работникам, студентам при изучении соответствующей дисциплины и дать возможность всем тем, кто интересуется вопросами принудительного исполнения, лучше ориентироваться в вопросах обновленного исполнительного законодательства.
Исполнительное производство – действие ФССП, при помощи которого реализуется арест имущества и взыскиваются доходы должника. Приказ о возбуждении дела направляется гражданину. Требования кредитора должны быть удовлетворены в указанный срок. Если это не произошло, сотрудники службы приступают к принудительному взысканию. Но ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ограничивает изъятие некоторых доходов.
По ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» пристав не вправе удержать определенную доходную часть граждан. Прежде всего, это основной вид социальной поддержки – компенсационные выплаты.
Перечень:
- Под ограничения не попадают платежные средства, направленные пострадавшим из-за крупных катастроф или лицам, ухаживающим за нетрудоспособными.
- Не взыскивают деньги на приобретение лекарств и компенсацию проезда (выплачиваются каждый месяц или год).
- Не могут подлежать удержанию трудовые компенсации: на поездки по службе, при переводе на новую работу в другое место; на служебный инструмент; на рождение ребенка, заключение брачного союза, смерть родных (суммы, которые платит организация).
- Еще один юридический пункт – компенсация за цену путевок (частичную или полную), но не туристических. Эти средства организация платит работникам, их семьям, инвалидам, детям до 16 лет. Путевка должна быть в учреждения санаторно-курортного, оздоровительного назначения.
- Нормы закона «Об исполнительном производстве» в статье 101 исключают из взыскания стоимость проезда до места лечения и обратно.
Не может производиться арест компенсаций за смерть кормильца, урон и вред здоровью.
Пристав не может арестовать некоторые типы пособий и выплат. Но важно, чтобы банк или сотрудники ФССП знали о назначении платежей.
Какие доходы не арестовывают:
- Закон запрещает взыскание денег, полученных за вред здоровью или утрату кормильца.
- Выплаты за ранения и травмы, полученные при исполнении служебных обязанностей. Нельзя арестовать средства, которые получает семья при гибели лица, исполнявшего служебные обязанности.
- Алименты, пособие на детей.
- Ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» запрещает изъятие денег, на которые опекуны должны содержать несовершеннолетних детей во время розыска их родителей.
- Выплаты на погребение (размер социального пособия значения не имеет).
- Деньги, выделенные пострадавшим, родственникам умерших в ЧС, как единовременная матпомощь.
Пристав не может удерживать финансовую помощь, выделенную из-за утраты имущества.
Различные виды соцвыплат оформляются в государственных учреждениях. В определенных случаях этот вид дохода положен гражданам от государства. Он необходим для материальной поддержки конкретного лица и членов его семьи.
Список выплат:
- Страховое обеспечение по обязательному соцстрахованию. Исключение – страховая пенсия по старости или инвалидности.
- Пенсии: накопительная, по утрате кормильца и выплаты к ней.
- Выплаты: срочные пенсионные, по временной нетрудоспособности.
- Ст. 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» запрещает забирать материнский капитал.
- Не взимается матпомощь пострадавшим от стихийных бедствий, террористов (выданная в единовременном порядке), а также суммы, полученные из-за гибели родных, за предупреждение действий террористов и в виде гуманитарной помощи.
Статья 12. Виды исполнительных документов
Несмотря на правомочную неприкосновенность выплат и доходов, требования ст. 101 закона № 229-ФЗ работают не всегда. Механизм списания таков, что приставы не всегда видят назначение платежа. Это оставляет людей без средств к существованию. Для возврата денег необходимо использовать дополнительные документы. Приставу предоставляют справку о назначении платежа.
Бланк заявления об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства на счете
Буква закона:
- Если арест на снятие денег не снят, обращайтесь в суд по месту нахождения отделения ФСПП.
- Если средства зачислены в бюджет, предъявите справки судье. Они должны подтверждать целевое назначение списанных денег. Средства будут возвращены на счет.
Если деньги ушли частному кредитору, вернется сумма, списанная за предыдущие 3 года – в соответствии с общими нормами исковой давности.
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16987/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Таким образом, не были соблюдены требования, установленные частью 1 статьи 124 Закона об исполнительном производстве. Ссылка заявителя на положения устава общества и общедоступность сведений признана судами неправомерной, так как не свидетельствует об отсутствии нарушений положений частей 1 и 2 статьи 124 Закона об исполнительном производстве…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-6938/12, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Ходатайство от 30.05.2011, направленное старшему судебному приставу по истечении сроков, предусмотренных законодательством на обжалование в порядке подчиненности, суд не признал жалобой, поскольку ходатайство не соответствует требованиям статьи 124 Закона об исполнительном производстве и не содержит требования об отмене постановления от 10.03.2011 об окончании исполнительного производства…
- Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ15-17007, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация настоящим заявлением. Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководствуясь статьями 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 121, 122, 123, 124 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого постановления. При этом суды исходили из того, что перечень оснований для отказа в рассмотрении по существу жалобы…
- Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ17-15128, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 29, 30, 89, 112, 116 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), пунктом 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, пунктами 74, 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суды пришли к выводу, что оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя являются законными и обоснованными…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3594/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Ссылка заявителя на необоснованность взыскания с него исполнительского сбора ввиду неполучения им постановления о возбуждении исполнительного производства признана судами несостоятельной. В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве считаются извещенными, в том числе, если, несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением направленным по его адресу…
- Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17-1391, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководствуясь статьями 198, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 24, 27, 29, 30, 33, 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пунктом 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-12406/13, Высший арбитражный суд, надзор Постановление, содержащее указание на отсутствие у органа контроля информации о счетах плательщика, является самостоятельным исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8545/13, Высший арбитражный суд, надзор При этом в пункте 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве в качестве исполнительных документов, направляемых (предъявляемых) судебному приставу-исполнителю, признаются акты других органов, в случаях, предусмотренных федеральным законом…
- Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ16-13421, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Постановление административного органа относится к числу исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона об исполнительном производстве и статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ15-12710, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Не принимаются доводы общества «Озерное» о нарушении судами норм статей 79 и 101 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с частью 2 статьи 79 Закона об исполнительном производстве перечень имущества должника-организации, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается федеральным законом…
- Решение Верховного суда: Определение N 4-КГ13-27, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Василенко Г.А. требований, суд, сославшись на положения ст. 79 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 446 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что оснований для обращения взыскания на принадлежащую ответчику 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу область, район, , не имеется…
- Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС17-10000, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Астрахань ул. Бульварная, д. 10, кв. 24, является единственным жилым помещением Каширской Т. А. В соответствии с частью 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 79 Закона об исполнительном производстве, на такое имущество взыскание не может быть обращено…
Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
ССП важно иметь юридически правильное сопровождение своей деятельности по восстановлению нарушенных прав граждан. По ст. 13 ФЗ-229 в тексте исполнительного акта должны быть:
- название и номера материалов, по которым выданы документы службе приставов;
- адрес суда и имя должностного лица, принявшего решение по взысканию долга;
- сроки производства дел ССП по статье 13 ФЗ-229;
- дата принятия решения суда о выплате долга;
- п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» описывает необходимые сведения о сторонах дела о взыскании задолженности – паспортные данные и адрес, а для юридических лиц – дополнительно выписка из государственного реестра;
- резолюция о передаче денег и материальных ценностей в пользу получателя долга;
- дата поступления документа в ССП.
Эти правила касаются исполнительного производства. В судебных приказах и постановлениях, а также нотариальных соглашениях статьей 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен другой порядок оформления.
Правильно оформленные документы о взыскании долга упрощают работу службы приставов. Комментарии к новой версии ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» учитывают некоторые важные детали:
- Отсутствие необходимых реквизитов не позволяет ССП выполнить свои обязанности. Поэтому приставы могут уточнять информацию. В акте об административном штрафе нужна отметка об отсутствии оплаты должником.
- В п. 2 ст. 13 закона «Об исполнительном производстве» допускается указание временного периода вместо точной даты отсрочки.
- В 3 части ст. 13 устанавливается, что при отсутствии в определенный срок ходатайства со стороны должника, экземпляр судебного решения взыскателя служит основанием для начала действий ССП.
- Документы других государственных органов (ФНС, ФСС, ПФР) заверяются только печатями этих организаций.
- В п. 5 ст. 13 описывается, что в документ об алиментах заносятся данные должника – имя, место работы и проживания, наличие и стоимость имущества. В решении суда приводятся ссылки на законы, по которым организовано производство.
- Исполнительные действия по розыску несовершеннолетнего подробно освещаются отдельным пунктом.
- В ст. 13 ФЗ № 229, п. 7 введено изменение – электронный документооборот регулирует Правительство РФ.
Бланк заявления о взыскании долга
Ст. 13 ФЗ-229 содержит подробное описание правил оформления и регистрации судебного решения о выплате долга.
Ст. 13 ФЗ-229 защищает граждан и регулирует деятельность приставов, помогает в уточнении документа о взыскании долга на основе законодательства России. Примеры из судебной практики:
- Должник написал заявление о незаконных действиях приставов. Были повторно изъяты деньги на основании исполнительного листа после добровольного перечисления средств. Суд принял во внимание, что в документе не было отметки о неуплате долга, и обязал вернуть неправомерно изъятые деньги пострадавшей стороне.
- В Пермском крае произошло нарушение прав должника. Исполнительный лист оформлен не по правилам – электронным письмом, без подписи руководителя организации и без гербовой печати. Суд отменил решение о выплате долга как не соответствующее законодательству.
- Гражданин П. обратился в арбитраж с заявлением о незаконности отказа ССП запретить выпуск дополнительных акций советом директоров ОАО «Д». Установлено, что в резолюции документа о взыскании долга есть требование не допускать такие действия со стороны компании. Суд постановил, что исполнительное производство оформлено в соответствии с ФЗ-229 ст. 13 и подлежит безусловному выполнению.
В статье 9 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» говорится об условиях, когда законодательно разрешено лицам, которые выплачивают периодические платежи должнику, быть исполнителями по оформленным на него актам. При этом средства взыскиваются с тех денег, которые они выплачивают должнику. Это возможно только при наличии исполнительного документа, полученного по решению суда.
Все стороны, участвующие в этом соглашении — сам должник, приставы, кредиторы и другие лица — должны руководствоваться требованиями Федерального закона № 229. Он был принят 2 октября 2007 года, в последующие годы в него внесены изменения и добавлены комментарии к статьям.
Исполнительное производство распространяется на такие виды дохода должника:
- заработная плата;
- пенсия;
- стипендия;
- другие виды периодических платежей (например, пособия, выплачиваемые как возмещение вреда здоровью, или компенсации пострадавшим от техногенных катастроф, но только для взыскания обязательств по алиментам, как отмечено во второй части статьи 101 настоящего закона).
Размер удержаний из зарплаты не должен превышать половины от указанного в трудовом договоре оклада. Это соотношение сохраняется и в случаях, когда на должника оформлено несколько исполнительных листов. Такое условие относится и к другим видам доходов — пенсиям, стипендиям. Если в исполнении находится несколько листов, а удерживаемая по ним сумма в одной очереди больше допустимой законом (50%), тогда выплаты производятся пропорционально причитающемуся каждому взыскателю размеру.
Удержание долга из пенсий не распространяется на ежемесячную государственную помощь по утере кормильца, выдаваемую из средств федерального бюджета или субъектов РФ. Но взыскание долга осуществляется со всех видов стипендий, назначаемых студентам, аспирантам, ассистентам-режиссерам, ординаторам. Именные, правительственные и президентские выплаты также входят в перечень доходов, с которых разрешено взыскание долга.
101 статья ФЗ «Об исполнительном производстве»
Исполнительный документ направляется в ту организацию или тому лицу, которые производят должнику периодические выплаты. К ним относятся:
- учебные заведения;
- пенсионный фонд;
- работодатель (гражданин или организация);
- органы социального обеспечения.
Представитель взыскателя направляет в эти организации документ, определяющий его полномочия, а также другие сведения, перечень которых указан во второй части 9 статьи.
Вместе с судебным актом в организацию, которая может выступить исполнителем по нему, представляется и заявление. Его составляют в свободной форме и указывают почтовый адрес или банковские реквизиты, по которым нужно переводить денежные средства в счет долга. В зависимости от того, кто будет исполнителем, в заявлении также отмечают следующую информацию:
- для юридического лица — наименование организации, государственный регистрационный и идентификационный налоговый номера, юридический адрес и место регистрации;
- для физического лица — фамилию с полным именем и отчеством, реквизиты (номер, серию, место и дату выдачи) документа, удостоверяющего личность.
Если какие-то сведения не будут указаны в заявлении, например, реквизиты для перечисления денег, то в суде невыполнение исполнителем обязательств может быть признанным законным.
В новой редакции ст. 9 закона «Об исполнительном производстве» должнику предоставляется право самому направить документы о выплате в счет долга средств, не превышающих 100000 рублей. Комментируемая статья определяет и организации, которым разрешено направлять судебные акты. Но законом не установлен перечень доходов, с которых можно взыскать долг. В этом случае используется правило удержания средств с любых доходов, с которых не запрещено.
Важно соблюдать порядок взыскания. Принудительное удержание части доходов предусмотрено в случаях, когда должник нарушил обязательства перед кредитором. Для этого сначала устанавливаются все источники поступления денежных средств и их общая сумма. Потом рассчитывается объем требований по оформленным на должника исполнительным листам и исключаются виды дохода, на которые установлены ограничения или запреты на удержание средств.
Закон об исполнительном производстве предусматривает две формы завершения исполнительного производства:
- прекращение (статья 43 закона);
- окончание (статья 47 Закона).
Прекращение исполнительного производства — это окончательное завершение всех действий по исполнительному производству без какой бы то ни было возможности возобновления. Основания прекращения исполнительного производство перечислены в Федеральном законе: часть 1 статьи 43 закона об исполнительном производстве предусматривает основания прекращения исполнительного производства судом, в части 2 указанной статьи перечислены основания прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Этот перечень оснований является закрытым, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.
Основания прекращения исполнительного производства носят объективно неустранимый характер и свидетельствуют о невозможности или безрезультатности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения как в данный момент, так и в будущем.
Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о прекращении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению (ч. 5 статьи 45 Закона).
Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, не может быть повторно предъявлен к исполнению, соответственно прекращенное исполнительное производство не может быть вторично возбуждено (ч. 5 статьи 44 Закона).
В пп. 30, 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Исполнительное производство подлежит прекращению в случае отмены решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист
В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отмененной или измененной части.
Исключение юрлица из ЕГРЮЛ — прекращение исполнительного производства. Распределение нереализованного имущества ликвидированного должника
Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства.
Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.
Согласно частям №2 и 3 статей №99 Закона №229, исполнительное производство по одному или нескольким документам дает право удерживать из оплаты труда должника не больше 50%, как указано выше. Также в комментариях экспертов можно обнаружить, что 70% является максимальным удержанием, но только с определенных видов доходов. К примеру, с компенсаций по утрате кормильцев или иного возмещения вреда.
Следует отметить, что если взыскатель требуется покрытия задолженности методом удержания суммы из пенсии или заработной платы, в т.ч. иных источников доходов, средства из которых поступают на его счет, от удержания будет освобожден небольшой процесс. Подробности можно узнать у юристов портала и ознакомившись со статьей №99 частью №4.
Комментарий эксперта портала относится к правилам, которые регулируют объем удержания из любого источника дохода должника, а также порядок его исчисления. Так, в закон гласит, что удержание может производиться со страховых обеспечений обязательного страхового значения, т.е. выплаты, пособия и пенсионные отчисления. Но в порядке исключения на них могут накладывать удержание, что обусловлено в ст.№101 данного законопроекта.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном следующими нормами процессуального законодательства:
- Статья 440 ГПК РФ «Порядок приостановления или прекращения исполнительного производства судом»
- Статья 327 АПК РФ «Приостановление, возобновление и прекращение исполнительного производства»
- Статья 359 КАС РФ. «Приостановление, прекращение и возобновление исполнительного производства»
В пп. 14, 29 – 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Суд вправе приостановить исполнительное производство в процессе рассмотрения заявления об оспаривании постановлений, действий пристава
При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (часть 1 статьи 440 ГПК РФ, часть 2 статьи 358, часть 3 статьи 359 КАС РФ, часть 2 статьи 324, часть 3 статьи 327 АПК РФ).
При подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды этих инстанций
Согласно п. ч. 2 ст. 39 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании соответствующего исполнительного документа.
Приостановление исполнительного производства судом в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа
Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.
Приостановление исполнительного производства судом в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.
Приостановление исполнения судебного акта судом апелляционной инстанции в случае, когда апелляционная жалоба принята к рассмотрению
Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, — на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, — по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов — на основании статьи 265.1 АПК РФ).
Согласно положению рассматриваемой статьи, судебный исполняющий пристав уполномочен возбудить исполнительское производство при наличии соответствующего заявления от взыскивающей стороны (часть 1). Без соответствующей документации исполнительное производство не может быть возбуждено.
Заявление скрепляется личной подписью самого взыскателя или его уполномоченного представителя (часть 2). В случае, если интересы взыскивающей стороны защищает представитель, к заявлению прилагается документация, подтверждающая его личность и представительские полномочия. Частное лицо или организация, в пользу которой налагается исполнительное производство, может требовать ареста имущества задолжника и других ограничительных действий, предусмотренных действительным законом. В полномочия взыскателя входит предоставление в заявлении личных данных задолжника и любых других данных, способствующих своевременному и планомерному исполнению документальных предписаний.
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 28.12.2013 N 441-ФЗ настоящая статья дополнена пунктом 2.1. Текст данного пункта гласит о том, что в случае отсутствие у должника имущества, которое могло бы окупить его задолжность, судебные приставы уполномочены выяснить истинность этого заявления. Если поиски имущества у гражданина, против которого возбуждено исполнительское производство, не увенчались успехом, взыскивающая сторона имеет право подать повторное заявление на осуществление исполнительного производства. Данное заявление может быть подано не ранее полугода по завершению предыдущего.
Согласно части 3 рассматриваемой статьи, вся документация, направленная на возбуждение исполнительного производства должна быть подана по месту принятия будущих мер по принудительному исполнению. Если заявитель не знает в какой именно уполномоченный орган ему обращаться, он может предоставить своё заявление главному судебному приставу города или иного субъекта РФ по месту своего проживания (положение из текста части 4 в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ). Заявление должно быть передано исполнителю не позднее чем через 3 дня после его передачи в Федеральные органы.
Исполняющий пристав уполномочен возбуждать ИП без соответствующего заявления:
- При взыскании исполнительских издержек;
- Если документацию на исполнительное производство направляет суд (пункты 5 и 6).
Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ введена дополняющая часть 5.1. Актуальный текст этого пункта утверждает нормативы, применяемые при поиске ребёнка в целях свершения обязательств по международному договору Российской Федерации. Запрос о поиске несовершеннолетнего направляется в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей по адресу возможного пребывания гражданина, с которым может пребывать искомый ребёнок. Заявление о поиске незаконно транспортированного на территорию Российской Федерации несовершеннолетнего передаётся исполнительному приставу не позднее чем через сутки после направления в указанную службу (пункт 7.1).
Для изучения Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229 с научной точки зрения рекомендуется изучить комментарии к данному нормативному акту.
Комментарии к закону составляются высококвалифицированными юристами и издаются в виде отдельной научной работы или в качестве приложения к текущему закону.
Данный документ проясняет немаловажные юридические тонкости и позволяет глубже изучить нюансы каждой статьи. Наиболее актуальным комментарием к Федеральному закону №229 считается научный анализ В.А. Гуреева.
Глава 3. Сроки в исполнительном производстве
В соответствии с действующим законодательством, принципы исполнительного производства должны соответствовать следующему:
Своевременное совершение действий | А также при необходимости применение предусмотренных законом мер воздействия на граждан и организации |
Законность действия | Прежде всего уполномоченные сотрудники при выполнении задачи должны руководствоваться положениями Конституции РФ, а также действующего закона |
Соотносить в правильной степени принудительные меры | Требования, выдвигаемые к гражданам или организациям (должникам) |
Относиться с уважением к гражданам | К их достоинству и чести, не пренебрегать этими моментами |
Соблюдать неприкосновенность минимума имущества | Которое подлежит аресту и последующей реализации на аукционе |
Действующим законодательством установлен минимальный перечень имущества граждан (должников), который не могут арестовать исполнительные органы для последующей реализации на торгах с целью погашения имеющейся задолженности.
В ходе реализации исполнительного производства всегда присутствуют стороны, являющиеся его участниками.
Рассмотрим более подробно, кто принимает участие в делопроизводстве по исполнительному листу:
Должник | Физическое или юридическое лицо, в отношении которого было открыто исполнительное производство, и кто в принудительной мере призывается к ответственности |
Взыскатель | Выгодополучатель, который по определенной, предусмотренной законодательством, причине имеет материальные претензии к должнику и обращается за принудительным взысканием в суд или напрямую к приставам |
Судебный пристав исполнитель | Уполномоченное лицо, которое совершает контроль за исполнением производства, при необходимости применяет принудительные меры взыскания |
Дополнительно к участникам исполнительного производства могут быть приобщены иные лица.
Так, к примеру, при описи и последующем аресте имущества должника, привлекаются третьи лица для транспортировки вещей гражданина с целью их последующей реализации на торгах.
В 2017, а также в 2020 году к действующему закону были применены серьезные поправки и нововведения. Рассмотрим более подробно, что подверглось изменению:
К ст. 65 был добавлен пункт 16 | В котором пристав исполнитель обязуется уведомить взыскателя после года безуспешных поисков алиментщика, а также разъяснить последнему его права о признании в судебном порядке плательщика пропавшим без вести |
Исполнительное производство может быть прекращено | При наличии долга в бюджет, если он признан безнадежным в соответствующем порядке через суд |
Принятые поправки к ст. 102 | Наделили приставов правами проводить самостоятельную индексацию алиментов, в соответствии с установленной величиной прожиточного минимума |
Был уточнен порядок временного ограничения на выезд за границу для граждан | А также порядок обмена необходимой информацией между государственными органами, межведомственное взаимодействие в электронной форме |
Ст. 70 была дополнена обязательствами кредитора | Вернуть должнику необходимую документацию на следующий день после взыскания задолженности |
Дополнительно была введена ст. 109.4 | Которая регулирует правила удаления из сети интернет информации, порочащей честь и достоинства гражданина или организации |
Изменения в ст. 47 | Обязали судебного пристава делать соответствующие пометки на исполнительном листе при окончании исполнительного производства, а также указывать причину |
Это основные изменения, которые произошли в текущем 2020 году. Прежние дополнения и нововведения затронули следующий перечень пунктов закона об исполнительном производстве — ст. 50, ст. 8, ст.30, ст. 31, ст. 46, ст.111, ст. 21.
Также в ст.101 были внесены дополнительные источники дохода, с которых могут удерживаться средства при принудительном взыскании.
Деятельность службы судебных приставов, прежде всего, направлена на принуждение физических и юридических лиц к исполнению судебного решения, а также иных структур и служб.
Руководствуется структура Федеральным законом об исполнительном производстве № 229.
К тексту данного документа ежегодно применяются дополнительные поправки и изменения, что наделяет приставов исполнителей дополнительными полномочиями и обязательствами при контроле за исполнением действующего закона.
Также нормативный акт в значительной мере расширяет полномочия исполнительной инстанции.
В изменениях закона о судебных приставах указано, что судебное решение вступает в силу со дня вынесения соответствующего постановления. Однако оно может быть оспорено в установленный период. Примечательно, что должник направлять заявление должен в добровольном порядке. Если ходатайство не будет подано, то вердикт должен быть выполнен, в т.ч. в принудительном порядке.
Инстанция, которая уполномочена выполнять судебные решения, на основании статьи №5 данного закона — служба судебных приставов. Соответственно, требования, лежащие в рамках действующих законов, должны выполняться в точности.
Благодаря федеральным поправкам, изменения в законе наделили деятельность приставов прозрачностью, каждый гражданин и организация могут получить актуальные сведения из банка данных.
При взыскании задолженности задействованы такие структуры, как банковские организации, профессионалы на рынке ценных бумаг. Однако выступают они как исполнители требований ФССП. На основании полученных документов организации занимаются перечислением средств со счетов должников в адрес взыскателя или накладывают арест на лицевые счета. Примечательно, что держатель карты не получает уведомления от банка, а узнает об этом постфактум.
Сводное исполнительное производство
Последний раз изменения носили следующий характер:
- статья №40 ч.1 п.5.1 — разрешает осуществлять мероприятия по признанию гражданина или организации банкротом. Решение выносит арбитражный суд.
- статья №40 ч.1 п.7 — позволяет отправлять сообщения в налоговые инстанции при наложении ареста на собственность юридического или физического лица.
- статья №47 — дает возможность признать неплательщика банкротом.
Ввиду вступающих и имеющих силу поправок, гражданские лица признаются наравне с организациями несостоятельными. Под него также попадают ИП и неплательщики, выступающие собственниками ферм.
Не все понимают, что означает для должника ст. 47 ч. 1 п. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Последствия указаны также в ст. 47 ФЗ-229. Прежде всего, есть определенная процедура оформления исполнительного документа, которая позволит учесть все действия и взыскания, уже произведенные по конкретному решению суда.
Пристав:
- указывает в самом документе о частичном исполнении требований, если данное исполнение имело место;
- оставляет в деле (исполнительном производстве) копию исполнительного документа.
Есть и относительно положительные последствия отправления листа управляющему и окончания ИП, касающиеся физических лиц. А банкротом в настоящее время может быть признано и физическое лицо, как со статусом ИП, так и без него. Например:
- отменяются установленные для должника меры ограничительного характера: запрет на выезд за пределы РФ, запрет на пользование специальным правом (управления ТС);
- отменяется розыск гражданина, его имущества.
Таким образом, статья 47 ч. 1 п. 7 – это норма об окончании ИП в отношении должника, признанного банкротом. При этом взыскателям надо иметь в виду, что в рамках банкротства действуют собственные правила взыскания и удовлетворения требований кредиторов. Так, необходимо включение в реестр требований кредиторов как в целях представительства на собраниях, так и в целях своевременного погашения долгов («зареестровые» требования удовлетворяются после тех, что включены в реестр).
Порядок исполнительного производства (далее – ИП) регулируется действием двух основных законов:
- Федеральным законом № 229-ФЗ;
- Федеральным законом № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Отметим, что законодательство РФ об ИП основывается также на положениях Конституции Российской Федерации.
Данный закон дает определения понятий, регламентирует действия, конкретизирует требования к оформлению документов, описывает процессы взысканий и исполнения требований, а также указывает на сроки проведения ИП.
Основные положения Федерального закона № 229-ФЗ изложены в его первой главе. К ним относятся:
- определение сферы действия;
- описание задач;
- пояснение норм законодательства РФ об ИП;
- перечисление принципов;
- описание функции органов принудительного исполнения;
- пояснение обязательности требований;
- исполнение описанных требований органами, организациями, гражданами, банками и другими лицами.
В статье перечислены принципы, на которых должно базироваться производство:
- законность;
- своевременность совершения действий и применения мер;
- уважения чести и достоинства;
- неприкосновенности минимума необходимого имущества;
- соотносимости величины требований взыскателя и объема мер исполнения.