Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о воинской обязанности и военной службе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Закон «О военной службе и воинской обязанности» регламентирует также процесс организации военного учета. Учету должны подлежать все российские граждане, за исключением:
- женщин;
- лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
- лиц, освобожденных от исполнения военной службы;
- лиц, уже несущих военную службу.
Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует и процесс подготовки граждан к осуществлению военной службы. В особенности здесь стоит выделить следующее:
- получение знаний в области обороны;
- патриотическое воспитание;
- подготовка по основам службы военного типа;
- подготовка по учетно-военным специальностям матросов, солдат, старшин и сержантов.
Закон «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует весь процесс призыва на службу. Так, согласно рассматриваемому законопроекту, военному призыву подлежат следующие категории граждан:
- лица мужского пола от 18 до 27 лет;
- лица, находящиеся в запасе;
- лица, состоящие на воинском учете, либо лица, не находящиеся в списках, но обязанные состоять на учете.
Федеральный Закон России «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует также осуществление военной службы по контракту. Что представляет собой контракт? Это договор, заключающийся между гражданином и Министерством обороны России. Контракт должен содержать положения о добровольности поступления гражданина на службу, а также о сроках прохождения воинской повинности.
Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует основные обязанности военнослужащих. Так, лицо, исполняющее военные обязанности, должно:
- принимать участие в боевых действиях, выполнять свои обязанности в условиях чрезвычайного или военного положения;
- участвовать в поддержании международного мира и безопасности;
- исполнять свои основные должностные обязанности;
- нести боевое дежурство, исполнять обязанности в составе суточного наряда;
- выполнять распоряжения или приказы, отдаваемые командиром;
- находиться в служебной командировке;
- находиться, в случае необходимости, на лечении;
- проходить военные сборы;
- следовать к месту военной службы, а также исполнять множество других возложенных обязанностей.
Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О воинской обязанности и военной службе
(с изменениями на 13 июля 2020 года)
(редакция, действующая с 31 июля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 142, 29.07.98);
Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);
Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ (Российская газета, N 215, 09.11.2000);
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001);
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 16-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001);
Федеральным законом от 19 июля 2001 года N 102-ФЗ (Российская газета, N 139, 24.07.2001) (вступил в силу с 1 сентября 2001 года);
Федеральным законом от 13 февраля 2002 года N 20-ФЗ (Российская газета, N 31, 16.02.2002);
Федеральным законом от 21 мая 2002 года N 56-ФЗ (Российская газета, N 90, 23.05.2002);
Федеральным законом от 28 июня 2002 года N 75-ФЗ (Российская газета, N 119, 03.07.2002);
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002) (вступил в силу с 1 января 2004 года);
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);
Федеральным законом от 30 декабря 2002 года N 186-ФЗ (Российская газета, N 1, 04.01.2003);
Федеральным законом от 22 февраля 2003 года N 27-ФЗ (Российская газета, N 36, 26.02.2003);
Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003);
Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);
Федеральным законом от 22 февраля 2004 года N 4-ФЗ (Российская газета, N 37, 26.02.2004);
Федеральным законом от 22 апреля 2004 года N 20-ФЗ (Российская газета, N 88, 27.04.2004) (вступил в силу с 1 июля 2004 года);
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 29-ФЗ (Российская газета, N 90, 29.04.2004);
Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 53-ФЗ (Российская газета, N 131, 23.06.2004) (вступил в силу с 1 сентября 2004 года);
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ.
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 9 марта 2010 года N 27-ФЗ.
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2019 года Федеральным законом от 6 февраля 2019 года N 8-ФЗ)
вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2019 года Федеральным законом от 6 февраля 2019 года N 8-ФЗ)
1_1. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1_1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.
(Пункт дополнительно включен с 6 августа 2017 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 192-ФЗ)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ.
Законодательная база Российской Федерации
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ.
1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20_2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2017 года Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 61-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 марта 2018 года Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 55-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 309-ФЗ.
1_1. Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Пункт дополнительно включен с 14 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 319-ФЗ)
2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А — годен к военной службе;
Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к военной службе;
Г — временно не годен к военной службе;
Д — не годен к военной службе.
1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20_2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 309-ФЗ.
2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20_2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 309-ФЗ.
3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан (иностранных граждан) при поступлении на военную службу по контракту, граждан при поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также граждан (иностранных граждан) в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):
а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;
б) рекомендуется — вторая категория;
в) рекомендуется условно — третья категория;
г) не рекомендуется — четвертая категория.
5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.
- Решение Верховного суда: Определение N 4-В09-25, Судебная коллегия по гражданским делам, надзор исходили из того, что с 1 января 2008 года, с момента вступления в силу Федерального закона № 104 от 6 июля 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву», пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе изложен в новой редакции, в соответствии с которой предусмотренная подпунктом а) настоящего пункта отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением ряда случаев…
- Решение Верховного суда: Определение N 24-КГ15-14, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, не может быть признан правомерным. Данный вывод суда апелляционной инстанции не основан на положениях пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ поскольку смерть военнослужащего Козлова М.А. наступила в период его пребывания в отпуске и не связана с исполнением им в указанный период обязанностей военной службы…
- Решение Верховного суда: Определение N 80-КГ14-15, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация отказано со ссылкой на то, что она не имеет права на получение такой выплаты, поскольку смерть ее сына наступила не по причине военной травмы и не при исполнении обязанностей военной службы. Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы…
- Решение Верховного суда: Определение N 209-О12-4СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 2005 года № 428 «О запрещении привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы» Гайдуков не имел права отдавать приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы…
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.