- Налоговое право

Кто определяет тип земельного участка земли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто определяет тип земельного участка земли». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В случае если кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена, для расчета земельного налога используют нормативную цену земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), в том числе и в судебных спорах (п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-I).

Порядок расчета нормативной цены земли установлен пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319. Расчет ежегодно производят органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

Обязанность выдавать заинтересованным лицам документ (в виде соответствующей справки или акта) о норма­тивной цене земли конкретного земельного участка возло­жена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время – территориальные отделы управлений Росреестра по субъектам РФ) (п. 4 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

Если же в отношении земельного участка не могут быть определены ни кадастровая стоимость, ни норматив­ная цена земли, то отсутствует и база по расчету земельного налога для этого участка.

Кто определяет нормативную стоимость земельного участка

Вопрос о соотношении таких категорий, как «нормативная цена земли» и «кадастровая стоимость земли», нельзя признать однозначно решенным действующим законодательством. Земельный кодекс РФ не содержит норм, которые бы устанавливали, например, случаи применения нормативной цены. Нормативная цена не упоминается и в гл. X ЗК РФ, положения которой специально направлены на регулирование отношений по плате за землю и ее оценке. В то же время нормативная цена за землю предусмотрена в целом ряде нормативных актов (в том числе в Законе РФ «О плате за землю»). Если проанализировать законодательство, определяющее порядок установления, и случаи применения нормативной цены и кадастровой оценки, то можно сделать вывод о различном назначении нормативной цены и кадастровой оценки.

Нормативная цена была установлена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении общей собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка 1 . Законодательством предусматривалось применение нормативной цены при оценке земельного участка в договоре об ипотеке; органам местного самоуправления было рекомендовано использовать нормативную цену при предоставлении в собственность земельных участков под объектами недвижимости в сельской местности и в некоторых других случаях.

Нормативная цена земли показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».

В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Нормативная цена также подлежит применению в случаях, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, а использование кадастровой стоимости предусмотрено законодательством (ч. 13 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Понятие кадастровой стоимости земельных участковвпервые было дано во Временных методических рекомендациях по кадастровой оценке земельных участков, утвержденных письмом Роскомзема от 14 июня 1996 г. № 1-16/1240. Кадастровая стоимость определялась как рыночная стоимость земельных участков, по которым сформировался достаточно интенсивный рынок, и наиболее вероятная цена продажи на открытом и конкурентном рынке собственно земельных участков, по которым рынок еще находится в стадии становления.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, а также применяется в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами.

Определение кадастровой стоимости необходимо для земель сельскохозяйственного назначения, поскольку от этой стоимости зависит и процедура изъятия таких земель для несельскохозяйственных нужд (ст. 79 ЗК РФ).

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительство РФ 8 апреля 2000 г. утвердило Правила проведения платы за все арендуемое имущество. государственной кадастровой оценки земель. Позднее были утверждены методики государственной кадастровой оценки земель всех категорий, подлежащих оценке. К 2007 г. государственная кадастровая оценка по категориям, видам использования земель завершена почти во всех субъектах РФ.

Государственная кадастровая оценка земель всех категорий на территории РФ проводится Роснедвижимостью, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться оценщики.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению ввиду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по назначению кадастровой стоимости земельных участков.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. В тех случаях, когда определена рыночная стоимость земельного участка, его кадастровая стоимость устанавливается в пропорциональном отношении крыночной.

Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому уровню).

Рыночная стоимость земельных участковформируется под влиянием спроса и предложения на соответствующие земельные участки 2 . Согласно ст. 3 ФЗ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Нормативная цена участка – это показатель, который рассчитывается в стоимостном выражении и характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из дохода, который потенциально можно получить от использования земли за определенный срок окупаемости.

Нормативная цена земельного участка может использоваться:

  • в процессе перевода участка земли в собственность;
  • при передаче его по наследству;
  • в процессе дарения;
  • в процессе кредитования под залог земельного участка.

Расчет нормативной цены земельного участка опирается на нормы постановления Правительства РФ от 1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли» и ФЗ РФ «О плате за землю» (именно здесь содержится официальное определение нормативной стоимости, которое используется во всех источниках).

Для получения информации о нормативной стоимости земельного участка заинтересованным лицам требуется обратиться в профильный комитет по землеустройству на территории муниципального образования и сделать запрос. К ним может обратиться любое заинтересованное лицо: как собственник земельного участка, так и его пользователь, либо иной заявитель. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Порядок определения нормативной цены регламентирован постановлениями правительства РФ. Вопросы, связанные с порядком определения НЦЗ и возможностью применения данной стоимости регулируются на законодательном уровне правовыми актами.

В соответствии с п. 13 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», использование НЦЗ осуществляется, если не установлена кадастровая цена надела.

Стоимость таких наделов не может быть выше их кадастровой стоимости. Если цена участка еще не определена, то она устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Определение нормативной стоимости, используемое в других правовых актах, дается в ст. 25 Закона РФ «О плате за землю». Порядок расчета НЗ и необходимость ее корректировки в конкретном регионе указан в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли». Все нормативные акты периодически подвергаются дополнениям и изменениям.

В 2015 году в Земельном кодексе произошли изменения, некоторые статьи были удалены. Наделы больше не предоставляются в бессрочное пользование или пожизненное наследство.

Постановка на кадастровый учет земельного участка

Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, принадлежащие государству или муниципалитету земли, граждане и юридические лица могут приобрести за определенную плату.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стоимость устанавливается органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Порядок определения стоимости земли и их оплата устанавливаются в отношении наделов, которые находятся в собственности:

  1. Субъектов РФ. Устанавливается органами государственной власти.
  2. Федеральных субъектов. Устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством РФ
  3. Муниципалитета. Устанавливается органами местного самоуправления.

Некоторых землевладельцев интересует, кем и как определяется нормативная цена земли. Нормативная стоимость участка устанавливается исполнительными органами власти на основании зонирования цен, согласно правительственному постановлению № 319.

Разработка основных нормативов возложена на федеральные исполнительные органы и Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Состояние рынка анализирует ОМСУ, а также определяет количество и границы оценочных зон.

Формула расчета нормативной стоимости земли: цена участка равняется размеру ренты, деленному на процент ссуды и умноженному на 100%.

При подсчете нормативного показателя должны соблюдаться определенные условия:

В первую очередь стоит знать, что такое межевание – способ определения границ земельного участка относительно горизонтальной плоскости. Эта информация необходима в основном для совершения сделок связанных с земельными участками и недвижимостью. Процедура получения этой информации позволяет воспользоваться двумя способами:

  • Зная кадастровый номер или координаты, посмотреть на публичной карте росреестр;
  • Оформить специальную выписку через государственные органы, такие как МФЦ или рос реестр.

Одним из самых простых способов узнать проводилось, ли межевание территории, является использование специальной публичной кадастровой карты. На локальной системе координат рос реестра можно найти любой земельная территория или объект капитального строительства, внесенный в кадастровый учет Единого государственного реестра. КН объекта можно узнать простым кликом на интересующий вас участок.

Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет.»

Вам не потребуется проверять регистрацию в том случае, если имеется кадастровый паспорт недвижимости — его наличие автоматически обозначает тот факт, что дом был поставлен на кадастровый учет. Однако даже в этом случае лучше проверить данные на актуальность.

Во всех остальных случаях придется проводить проверку с нуля. К счастью, для этого практически ничего не нужно — потребуется только обратиться в Росреестр и узнать, стоит ли дом на учете или нет. Сделать это можно двумя способами — в режиме онлайн с помощью официального сайта или же лично.

Проверка недвижимости на факт нахождения в реестре — обязательный этап в процессе покупки имущества. Если сведения о доме или наделе земли отсутствуют в кадастре, провести операцию (изменить собственника) не получится. При этом узнать, поставлен ли дом на кадастровый учет, вправе владелец и другое лицо — потенциальный приобретатель недвижимости или арендополучатель.

Обновлённая публичная кадастровая карта Российской Федерации, которая работает в режиме онлайн, позволяет любому заинтересованному лицу узнать подробную информацию об интересующем объекте права — земельном участке, строении, жилом доме, помещении и т.д., которые расположены во всех субъектах федерации страны.

Публичная кадастровая карта (ПКК) является актуальным рабочим инструментом и материалом для риэлторов, судебных инстанций, муниципальных органов власти, частных лиц, страхователей, банковских и прочих финансовых учреждений, юристов и т.д. Официальным держателем и регистратором базы данных на публичной кадастровой карте России является официальный орган в лице Росреестра, предоставляющий уникальную базу специалистам, занимающимся в области кадастровых услуг и недвижимости.

База данных содержит уникальные характеристики по всем имеющимся земельным участкам в пределах Российской федерации. Каждый земельный участок, это территориальные характеристики принадлежности, которые позволяют безошибочно находить информацию об объекте права во всех кадастровых информационных блоках.

Некоторые характеристики объекта права, имеют только уникальные параметры, которые имеют прямое отношение к запрашиваемому земельному участку или дому:

  • Кадастровый номер объекта права — цифровая комбинация, которая указывает на номер территориального квартала территории субъекта РФ, а также кадастровый район, кадастровый округ и непосредственный участок.
  • Кадастровый номер по адресу — путём введения физического адреса искомого объекта права, вы можете выбрать подходящий субъект права и заказать выписку из ЕГРН.

Основные сведения по конкретному объекту права включают в себя:

  • Физический адрес
  • Статус объекта
  • Уточненная площадь
  • Кадастровая стоимость
  • Имеющаяся форма собственности
  • Дата постановки на кадастровый учет
  • Основные характеристики искомого объекта

Используя известные кадастровые номера, поиск объекта имущественного права упрощается. Вы можете увидеть в режиме онлайн графическое (схема) расположение требуемого объекта на публичной кадастровой карте Росреестра. Выбранную вами территорию можно отобразить в других форматах, например со спутника или через цифровые топографические карты.

Дополнительной уникальной характеристикой ПКК является кадастровая стоимость объекта имущественного права. Каждый тип объекта имеет кадастровую стоимость, которая определяется путём расчёта по специальной методике кадастровой палаты России. Уточнённая кадастровая стоимость обновляется постоянно, и не реже 1 раза в 3-5 лет появляются новые сведения по кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость рассчитывается по специальной методике Росреестра, где для каждого региона предусмотрены коэффициенты расчёта. Основными показателями, оказывающими влияние на кадастровую стоимость являются:

  • Экономический компонент территории или субъекта федерации.
  • Наличие инфраструктуры в месте расположения кадастрового объекта.
  • Материал для стен здания.
  • Дата постройки.
  • Экологические параметры местности.
  • Характеристики почвы, а также целевое предназначение земли (лес, поле, земельный участок и т.д.).
  • Рыночные характеристики.

Как правило, кадастровая стоимость отличается от рыночной на 30%, поэтому вы можете заметить разницу в цене, путём заказа кадастровой справки на нашем сайте. Кадастровая стоимость влияет на налоговую ставку земли, а также для ряда расчётных действий.

Если вы по каким-то причинам не согласны с кадастровой стоимостью, вы можете оспорить оценку в специальном подразделении Росреестра. И если вы не согласны с окончательной оценкой стоимости по Росреестру, тогда вы можете обратиться в суд для выявления истинной кадастровой стоимости вашего объекта права.

Периодичность изменения кадастровой стоимости является обязательным для исполнения согласно периодичности проведения оценки со стороны кадастровых органов.

Кадастровая стоимость представлена на публичной карте, при заказе документов вы можете получить полную информацию по интересующим объектам.

Наличие обновлённой версии публичной кадастровой карты РКК5 позволит любому заинтересованному лицу узнать не только информацию о кадастровой стоимости объекта права, но и заказать необходимые кадастровые документы в режиме онлайн прямо на нашем сайте.

Кадастровый инженер готовит межевой план по вашей инициативе. Стоимость подготовки межевого плана зависит от сопровождения сделки. Если при подготовке возникают сложности, связанные с судебными разбирательствами или с другими нюансами, то все эти дополнительные услуги оговариваются отдельно. Не все кадастровые инженеры готовы вести оформление документов от и до.

Поэтому, лучше заранее поинтересоваться что именно входит в комплекс работ по межеванию. Некоторые предлагают услуги «под ключ», это когда межевой план отдается не лично вам в руки для дальнейшей регистрации в Росреестр, а инженер сам по доверенности доводит дело до конца. Ценник на такие работы, как правило выше, но и на выходе вы получаете постановку на кадастровый учет своего земельного участка без дополнительных телодвижений.Рассмотрим кому же поручена постановка на кадастровый учет земельного участка и как она происходит.

Сведения об объекте, идентифицирующие его или подтверждающие факт его ликвидации, заносятся в государственный кадастр ��едвижимости (сокр. ГКН). Вносить сведения в этот реестр могут уполномоченные на это государственные органы, в частности, Росреестр.

Как определить стоимость земельного участка

Еще один вариант — проверить факт постановки дома на кадастровый учет через сайт Росреестра. Для получения сведений требуется зайти в секцию со справочной информацией по недвижимости (предоставляется в онлайн-режиме). Здесь можно узнать о регистрации жилого дома, земли и иных объектов недвижимости. Получение сведений об имуществе возможно после внесения сведений в специальные поля. В частности, требуется указать номер права (указывается в свидетельстве о владении недвижимости), а также условный номер (прописывается там же).

Если рассмотренные способы не подошли, получение данных о регистрации объекта недвижимости доступно напрямую через орган госкадастра. В этом случае заинтересованное лицо формирует и направляет запрос в Росреестр. Для этого требуется оформить заявление (заполняется по установленной форме), а также заплатить пошлину.

Еще один вариант — проверить факт регистрации дома (квартиры) через посреднический орган (МФЦ). Его преимущество высокая скорость обслуживания и отсутствие задержек в процессе предоставления сведений. Заявитель вправе обратиться в ближайший МФЦ, который находится возле дома. Главное — заблаговременно уточнить о возможности получения такой услуги.

Регистрация недвижимости в кадастре — функция государства, которая реализуется для учета имущества и получения информации о нем. В реестре содержатся сведения о хозяине дома, подробная информация о нем и его состоянии. Кроме того, факт постановки на учет позволяет контролировать сделки по передаче недвижимости между владельцами.

Кадастровый паспорт, который выдавался ранее, включает в себя подробные сведения о доме, а именно его адресе, площади, плане расположения комнат. Приводятся данные о хозяине, кадастровой цене и номере, а также другие важные сведения. Информация из такой документации применяется и для начисления налога на недвижимость.

Сегодня проверить постановку дома на кадастровый учет вправе любой человек, который обратился за получением такой услуги и выплатил госпошлину за оформление справочной информации из ЕГРП. Это значит, что сведения из выписки доступны каждому гражданину, не только хозяину объекта. Такая особенность законодательства «развязывает руки» покупателям или арендополучателям, которые планируют воспользоваться имуществом. Они получают интересующие сведения и снижают риски появления трудностей в будущем.

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям 138 ФЗ

Для начала необходимо вспомнить, сто понимается под терминами «земля» или «земельный участок». Согласно определению, закрепленному в законодательстве — это часть поверхности суши, имеющая четкие границы. Земли, находящиеся на территории нашей страны, имеют владельцев, которыми могут быть граждане, различные организации, муниципальные образования и государство.

Все земельные участки должны быть поставлены их собственниками на кадастровый учет. Работами по составлению земельного кадастра занимается особый государственный орган, сотрудники которого в соответствии со своими инструкциями, определяют цену каждого участка. Для ее вычисления используются специальные методики, учитывающие влияние определенных факторов.

Та сумма, которую покупатель готов отдать за земельный участок, составляет его рыночную стоимость. На нее влияет, прежде всего, классическое соотношение спроса и предложения. Рыночная и кадастровая стоимость могут приблизительно совпадать или довольно серьезно различаться. Это не значит, что одна из них определена неверно. Просто на эти величины влияют совершенно разные факторы. Рыночная стоимость земельного участка обычно выше, причем разница порой достигает 30%.

Кадастровая оценка применяется для вычисления сумму земельного налога. Для граждан он составит до 0,3% на участки земель, предназначенных для сельского хозяйства, индивидуальной жилой застройки или занятий садоводством. За участки иного назначения, налоговая ставка будет выше — до 1,5% от кадастровой стоимости (КС).

Рыночная стоимость земли применяется для сделок, связанных с отчуждением участка, прежде всего для продажи. Она не может быть ниже кадастровой, но вполне допустимо совпадение этих величин. Владелец участка вправе сам установить цену на свое владение и продать землю за эту сумму, если на нее найдется покупатель. Походим образом соотносится и рыночная и кадастровая стоимость квартиры, да и любого другого недвижимого объекта.

Методология определения КС устанавливается законодательно, на федеральном уровне или в субъектах. Специфика подсчетов зависит от категории, к которой относится участок. Кадастровые специалисты обязаны строго следовать предписанной процедуре и использовать специальные формулы. Об этом сказано в Земельном кодексе и законе, регулирующем оценочную деятельность.

Работы по кадастровой оценке земель производятся каждые пять лет. До начала нового цикла проверок действуют параметры, установленные ранее. Сохраняется и вычисленная кадастровая стоимость каждого участка. Пересмотр параметров для производства оценки или сама переоценка участка могут производиться досрочно, на основании судебного решения. Инициатором разбирательства может выступать сам владелец земли или налоговый орган.

Результаты оценки участка кадастровыми специалистами рассматриваются специальной комиссией, а затем утверждаются на уровне субъектов РФ. Только после этого начинается начисление налога на землю. Проведение оценки – одна из обязательных стадий при постановке участка на учет.

Применяемые к конкретному участку параметры оценки зависят от категории, к которой он относится. Так, при определении кадастровой стоимости участка, включенного в земли поселений и предназначенного для жилищного строительства, важное значение имеет статистика по рыночной стоимости участков и ее колебаниям за несколько последних лет. Те же критерии используются и при оценке земель, выделенных для садоводства, огородничества, строительства летних дач или гаражей.

Определением рыночной стоимости земельного участка занимаются не кадастровые инженеры, а независимые оценщики. Их деятельность регулируется законом «Об оценочной деятельности» и Методическими рекомендациями Росимущества. Однако законом не установлена обязательность обращения к профессиональным оценщикам. Владелец участка вправе сам установить на него цену, которую считает справедливой.

Самостоятельное определение рыночной стоимости обычно базируется на анализе объявлений о продаже недвижимости. Собрав статистику по ценам на участки с походим расположением и свойствами, можно довольно точно оценить свою собственность. Однако есть вероятность упустить некоторые важные аспекты, которые будут очевидны профессионалу.

Как правило, для оценки рыночной стоимости земли используют следующие методы:

  • сравнительный;
  • доходный;
  • затратный.

Они используются по отдельности или в сочетании. Второй способ даст более точный результат, так как основывается на большем числе параметров. Рассмотрим эти способы подробнее.

Такой подход удобно использовать, если рядом имеются аналогичные по свойствам участки, оценка которых уже производилась. Используя имеющиеся результаты можно по аналогии определить стоимость любого участка в том же массиве. Или вывести значение для удельное единицы: квадратного метра, сотки, гектара и т. д. Для этого суммируется стоимость всех оцененных участков, а затем делится на их общую площадь.

Оценка производится на анализе дохода, который может получить владелец земли, используя ее согласно целевому назначению. Во внимание принимается не только текущее состояние дел, но и перспектива. Очевидно, что участки на окраине большого города рано или поздно будут использованы по жилую застройку или прокладку дорог. Следовательно, их стоимость будет выше, чем у аналогичных наделов вдалеке от населенных пунктов. Исключением могут стать земли вблизи популярных природных объектов или рекреационных зон. Возможность создания сопутствующей инфраструктуры сразу увеличит рыночную стоимость таких участков.

Особенности отчуждения земельного участка в 2020 году

Подсчет рыночной стоимости участка может базироваться и на подсчете затрат, которые придется понести для его освоения и возведения капитальных строений. Для сравнения берутся и предполагаемые доходы от использования построенной недвижимости. Рыночная цена будет приблизительно равна разнице между доходами и затратами. Метод требует учета большого числа факторов, но дает точный результат.

Кадастровая и рыночная оценка земель регулируются одними и теми же нормативными документами: Земельным кодексом и законом об оценочной деятельности. Однако цели при проведении каждой из них преследуются разные. Кадастровая стоимость служит базой для налогообложения, а рыночная — отражает цену, которую может потребовать за свой участок его владелец. Кадастровая стоимость при этом не может быть выше рыночной. Сроки проведения рыночной оценки определяет собственник земли, а перерасчет кадастровой стоимости проводится государственными служащими каждые пять лет.

Указ Президента РФ №431 определяет список льгот и послаблений, которые используются для облегчения жизни многодетным родителям. Благодаря этому законодательному акту родители могут получить помощь в следующих сферах:

  • ведение хозяйства;
  • ЖКХ;
  • земельные отношения;
  • медицина;
  • налогообложение;
  • образование;
  • питание;
  • транспорт;
  • трудоустройство.

В зависимости от выбранной льготы будет изменяться место, куда необходимо обращаться за ее получением.

Большинство из привилегий можно оформить через МФЦ. Главной бумагой при этой процедуре будет являться удостоверение многодетной семьи, которое можно получить в Управлении социальной защиты.

Кроме списка федеральных льгот, вводятся региональные, которые разрабатываются и внедряются местными органами власти. Так, в Москве действуют дополнительные типы помощи для многодетных семей:

  • бесплатное получение лекарств по рецепту для несовершеннолетних детей;
  • бесплатное посещение московских бань;
  • бесплатное посещение спортивных секций;
  • бесплатный ежедневный завтрак для школьников начальных классов;
  • бесплатный отдых в лагерях и санаториях;
  • дотации при строительстве и покупке жилья;
  • ежемесячное бесплатное посещение культурных мероприятий для родителей и детей;
  • льготный проезд в общественном транспорте для школьников и студентов;
  • освобождение от транспортного налога;
  • поступление в детский сад проходит вне очереди;
  • снижение стоимости обеда в школьных и студенческих столовых.

В Москве получить бесплатно лекарство по рецепту можно для детей до 18 лет, хотя федеральный закон установил возраст в 6 лет.

Переход права собственности на земельный участок должен происходить при соблюдении ряда условий:

Любые договорные правоотношения Свершаются только с согласия владельца, без давления со стороны третьих лиц
Отчуждению подлежит только участок Прошедший межевание и состоящий на кадастровом учете
Законной сделка отчуждения считается при свершении ее от имени хозяина Или официально уполномоченного представителя
Полноправным владельцем земель Не являющихся частным владением, выступает государство или муниципальные власти
Не подлежат отчуждению Заповедники, транспортные линии, оборонные объекты и другие, определенные законом
Лица, не ведущие сельхоздеятельность Не вправе претендовать на отчужденные с/х земли
Принимать отчужденные земли могут только граждане РФ Государство или юрлица (участие иностранцев в составе допускается меньше 50 %)
При принудительном отчуждении Обязательно наличие документального обоснования – судебного решения или административного акта

В случае несоблюдения данных условий сделка отчуждения признается незаконной.

В результате отчуждения земельного участка наступают следующие последствия для собственника:

Лишение прав на участок Запрет на эксплуатирование по собственному усмотрению и невозможность извлечения выгоды из использования земли
Невозможность свершения никаких сделок с земельным участком Поскольку отчуждение предполагает полное лишение всех прав бывшего владельца

Но вместе с тем освобождается прежний собственник и от обязанностей, связанных с землей:

  • не нужно оплачивать налоги за владение участком;
  • не требуется организовывать охранные и агротехнические мероприятия;
  • имеющиеся обременения на землю переходят к новому владельцу.

Но в отдельных случаях возможно восстановление прав на землю. Если после передачи участка выяснится, что сделка совершена с нарушениями, ее можно оспорить.

В этом случае имущество возвращается в собственность прежнего владельца. Исключением признается только конфискация с последующей реализацией земли через торги.

Если принудительное изъятие будет опротестовано и к этому моменту земля окажется реализованной, то собственник вправе претендовать только на денежную компенсацию.

Также не восстанавливаются права при изъятии земель для госнужд, в этом случае можно лишь получить компенсационное возмещение.

Перераспределение земельных участков — что это такое?

По регламенту, ревизия земель с установлением кадастровой стоимости, в массиве проведения инвентаризации, проводится один раз в 5 лет. Допускаются некоторые вариации в сроках, но без превышения обозначенного законодательным нормативом периода. Если срок проведения инвентаризации сокращается – он не может быть менее, чем 3,5 года после проведения очередной переоценки.

Основанием проведения оценки в данном случае являются:

  • соблюдение установленных сроков;
  • издание специального регионального акта;
  • утверждение акта на федеральном правительственном уровне.

В промежутках между деятельностью ревизионной комиссии, переоценка допускается на основании поданного собственником ЗУ заявления, написанного на имя начальника местного отделения ГКН. Причины, которые могут вызвать потребность в проведении оценки ЗУ внепланово, следующие:

  1. кадастровые и технические ошибки;
  2. не учтённые при переоценке особенности ЗУ;
  3. уничтожение земель в результате стихийных бедствий;
  4. повреждение плодородного слоя почвы;
  5. заболачивание почв;
  6. разрастание прилегающего к ЗУ оврага;
  7. изменение русла реки и т.п.

Независимые оценщики используют формулу расчета кадастровой стоимости земельного участка, на основании которой оценивается площадь в массиве, её же допускается применять для самостоятельных расчётов. Провести эту процедуру, и, как следствие, понять как посчитать кадастровую стоимость земельного участка не только достаточно просто, но и целесообразно, чтобы убедиться в правильности учётных записей.

Для самостоятельного расчёта кадастровой стоимости участка следует умножить:

  1. удельный показатель;
  2. и общий метраж площади ЗУ.

Полученное произведение даст искомый результат.

Теперь более наглядно покажем как рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка. А очень просто!

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

Заключите соглашение

Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:

🚩 Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ. Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.

🚩 Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности.

🚩 Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.

В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.

Пошаговая инструкция по межеванию земельного участка

Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

📒 Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

📒 Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

📒 Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

📒 Список документов, который прилагается к заявлению.

Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.

Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.

Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.

Возьмите с собой пакет документов:

📁 план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;

📁 постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;

📁 свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.

Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.

Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.

В соответствии с земельным правом общедолевая собственность на земельный участок бывает следующих видов:

  • владение частью земельного участка, принадлежащего нескольким физическим лицам (доля в праве собственности). В этом случае физическое лицо формально владеет частью закрепленного за ним участка земли;
  • владение всем земельным участком несколькими физическими лицами с учётом внесённых ими долей (общая долевая собственность).

В каждом из этих случаев предполагается не самостоятельное владение частью участка земли, выделенного в имуществе общего пользования, а частичное право на совместное имущество.

И в первом, и во втором случаях владение землёй происходит после заключения сторонами письменного или устного соглашения.

Общая долевая собственность на земельный участок

Этот вариант применяется при владении частью земельного участка, находящегося в собственности:

  • садового и огороднического товарищества;
  • гаражного или дачного кооператива.

Собрание всех владельцев определяет собственников каждого участка, после чего это фиксируется в протоколе или ином локальном акте. Дольщики участков вправе заказать разработку межевого проекта, точно определяя реальное положение каждого участка и его межевой границы.

Долевая собственность на землю используется для участка, находящегося под домом. Такая форма владения предполагает равные права всех людей, проживающих в одном доме, на весь участок под домом и в его окрестностях с учётом межевых границ.

По факту пользования землёй некоторые из владельцев имеют на неё разные права. В этом случае возникают споры, связанные с эффективным использованием земельного участка. Стороны договариваются и условно разделяют прилегающую к дому территорию, чтобы реализовать право пользования на равных условиях. Если жильцы дома, получившие землю во владение, не достигли соглашения, то законодательство даёт им возможность:

  • закрепить долевое право путём обращения в суд;
  • попробовать договориться о выделении долей в праве общей собственности.

После этого каждый человек получит право распоряжения по своему усмотрению распоряжаться выделенной долей прилегающего к дому земельного участка.

Общедолевая собственность на земельный участок осуществляется:

  • несколькими физическими лицами, которые приобрели его совместно;
  • родственниками собственника, наследовавшими землю;
  • индивидуальными предпринимателями, создавшими товарищество;
  • жильцами много и малоэтажных строений.

В таких случаях формально доли выделяться не будут.

Каждый из участников получает право не на отдельную часть, а на весь участок в целом.

Заключенный сторонами письменный или устный договор серьёзных юридических последствий иметь не будет. Он приобретает статус своеобразного внутреннего регламента пользования.

Если между сторонами возникнет спор, то появляется вариант о выделении каждой из них своей доли.

Выписок бывает несколько видов. Подходящая называется так — «выписка из Единого Государственного Реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости».

Ниже я вставила скриншот выписки на один участок из г. Балашихи. Владельцы показаны в разделе №2 в пункте №1 «Правообладатель» (ФИО в образце закрасила, т.к. не имею права без разрешения «светить» подобным). Напоминаю, что если участком владеют физ.лица, то будет показаны их ФИО. Если же участком владеет организация, то будет показаны ее название и ИНН.Где получить выписку?

Заказать выписку может любой человек (даже не гражданин РФ) на любую недвижимость в РФ. Их предоставляют в электронном и в бумажном виде. Мне удобнее электронная выписка: 1) она стоит 250р, а бумажная уже 460р; 2) идти никуда не нужно — после оплаты выписку отправят на электронную почту; 3) легко открывается на компьютере или телефоне — никаких дополнительных программ устанавливать не нужно. Можно распечатать.

Раньше я заказывала электронные выписки на официальном сайте Росреестра, сейчас же пользуюсь его партнерским сервисом Ктотам.про (причины указала в следующем абзаце). Ктотам.про берет официальные сведения из ЕГРН, а не из какой-либо своей базы, ведь вместе с выпиской пришлют цифровую подпись регистратора Росреестра (ЭЦП).

Почему я начала пользоваться Ктотам.про? 1) На сайте Росреестра выписка стоит 290р. В Ктотам.про выписка стоит 250р, а пакет из 5 выписок — по 150р за каждую. Как заказать выписку написано ниже, как заказать пакет выписок — здесь. 2) выписки присылают в среднем через 1 час. С Росреестра же приходилось ждать в среднем 47 часов. Иногда в Ктотам.про бывают задержки из-за технических работ в Росреестре, о них заранее предупреждают перед заказом выписки; 3) выписки присылают сразу в читабельном виде — открыть их можно на компьютере и смартфоне, никаких дополнительных программ не требуется. С Росреестра же получите выписку в нечитабельном формате .xml и придется ее переделать в читабельный вид. 4) Легче заполнить поля для заказа и их немного. Сайт Росреестра неудобный, полей для заказа много и нужно вводить свои паспортные данные.

Узнаем реальных собственников земельного участка, не вставая со стула

Раньше эти земли назывались землями поселений. Они предназначены для проживания людей. Они могут быть сельскими и городскими. Согласно ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Причем, в свою очередь, города подразделяются на ряд категорий – в зависимости от численности проживающих в них жителей.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, существует следующая классификация видов земель населенных пунктов:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • инженерные и составляющие транспортные инфраструктуры;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военные объекты;
  • иные территориальные зоны.

Эти земли определены в ст. 87 ЗК РФ. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (земли промышленности и иного специального назначения).

Согласно ст. 7, 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения составляют отдельную, самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Часть 2 ст. 87 дает перечень земель промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера задач, для решения которых они предназначены:

  • земли промышленности;
  • земли энергетики;
  • земли транспорта;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли иного специального назначения.

К землям особо охраняемых территорий, в соответствии со ст. 94 ЗК РФ, относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые являются изъятыми согласно постановлениям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • природоохранного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • особо ценные земли.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) – ст. 101 ЗК РФ.

Ст. 6.1 Лесного кодекса относит к землям лесного фонда как лесные, так и, что важно, нелесные земли (ч.1). Федеральным законом от 27.12.2018 №538-ФЗ сделано НАКОНЕЦ-ТО уточнение, добавлена ч.4 ст.6.1: «Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств». Согласно ч.1 ст.3 ЛК РФ, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения. Поэтому Лесной кодекс имеет больший приоритет перед Земельным кодексом в области лесных отношений.

Что же, можно констатировать, что не прошло и каких-то 14 лет со дня принятия Лесного кодекса — и законодатель принял, пошевелившись (после «особо важных для государства» законах о пенсиях, фейках, митингах и др.) наконец-то, сию актуальную норму.

К землям водного фонда относятся земли (ст. 102 ЗК РФ):

  • покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
  • занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

К землям запаса, на основании ст. 102 ЗК РФ, относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст.80 ЗК РФ.

Как определить ставку земельного налога?

В России выделяется государственная, муниципальная и частная собственность на землю (земельные участки):

Государственная (федеральная, субъекта РФ): это форма собственности на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Муниципальная: это форма собственности на земельные участки, принадлежащие муниципальным образованиям. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления.

Частная: это такая форма собственности, которая позволяет юридическим и физическим лицам – гражданам (а также их объединениям, товариществам и т.д.), владеть, пользоваться, распоряжаться землей.

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *