- Налоговое право

Какой управляющий назначается для проведения процедуры наблюдения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой управляющий назначается для проведения процедуры наблюдения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законом Российской Федерации «О несостоятельности(банкротстве)» определен четкий механизм и последовательность введения этапов банкротства юридических лиц. Самым важным из пяти законодательно установленных стадий процедуры является наблюдение, результаты которого определяют дальнейшую судьбу организации. Наблюдение является подготовкой для запуска процесса ликвидации либо оздоровления компании и носит обязательный характер, что нельзя сказать о других этапах банкротства предприятия.

На какой срок вводится процедура наблюдения

Введению стадии наблюдения при банкротстве предприятия предшествует принятие арбитражным судом ходатайства об инициировании процесса и проведение проверки на соответствие организации критериям банкротства:

  • сумма долга перед кредиторами составляет более 300 000 рублей;
  • просрочка по выплатам кредитору составила более 90 дней.

Организация может самостоятельно подать заявление о несостоятельности и признать свою неплатежеспособность или же инициатором процесса может выступать кредитор, желающий погасить свою дебиторскую задолженность.

Проверка обоснованности заявления о банкротстве предприятия требует изучения судом финансовой отчетности компании. Бланки отчетности на дату, предшествующую текущему отчетному периоду, организация-должник как ответчик обязана предоставить в обязательном порядке в пятидневный срок после требования суда.

Запуская процедуру наблюдения, суд преследует следующие цели:

  • анализ исков кредиторов, подсчет общего размера задолженностей и формирование списка;
  • обеспечение максимальной сохранности имущества юридического лица;
  • определение дальнейшего направления деятельности компании либо ее прекращение.

При незаконном привлечении денежных средств в отношении юридических лиц применение стадии наблюдения, как и само банкротство невозможно. Также вводить наблюдение как этап банкротства нельзя, если организация запустила процесс ликвидации.

Статья 28 ФЗ 128 обязывает информировать действующих и потенциальных контрагентов юридического лица об инициировании стадии наблюдения путем опубликования соответствующих данных в газете “Коммерсантъ”, которую Правительство определило официальным изданием. О начале процедуры несостоятельности предприятия также должны быть уведомлены банки, в которых имеется действующий расчетный счет должника, налоговый орган по месту регистрации, судебные приставы и иные контролирующие органы.

В период процедуря наблюдения деятельность организации осуществляется в прежнем режиме, за исключением некоторых ограничений:

  1. юридическое лицо не вправе проводить реорганизацию либо открывать дополнительные филиалы;
  2. запрещен выпуск ценных бумаг и перепродажа акций компании;
  3. состав учредителей не может быть изменен;
  4. запрещено перечисление дивидендов владельцам акций;
  5. имущественные сделки ограничены суммой, равной не более 5% от балансовой стоимости активов юридического лица.

Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом — временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  1. контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  2. анализ финансовых показателей организации;
  3. формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  4. подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Дата проведения собрания с целью совместного определения дальнейшей деятельности юридического лица назначается временным управляющим не позднее 10-ти дневного срока до окончания процедуры. На собрании управляющий озвучивает результаты собственной финансовой проверки и рекомендует варианты выхода из сложившейся ситуации, которые могут быть приняты либо оспорены кредиторами. Решение по каждому из выдвинутых вопросов принимается путем голосования. Результаты голосования и перечень вопросов фиксируется в протоколе процедуры наблюдения, который временный управляющий должен в пятидневный срок передать в арбитражный суд. К основным рассматриваемым вопросам относятся:

  1. определение дальнейших действий относительно должника — введение следующего этапа банкротства либо полное прекращение процедуры, что снимает все ограничения с деятельности организации и восстанавливает полномочия руководителя;
  2. если не было принято мировое соглашение и процесс признания несостоятельности перешел на следующий этап, большинством голосов назначается ответственный за его проведение арбитражный управляющий. Кроме того из числа присутствующих на собрании определяется кредиторский комитет, который будет представлять интересы всех кредиторов и назначается держатель реестра.

По завершении наблюдательного этапа формируется пакет документов, который временный управляющий должен передать в арбитражный суд для принятия окончательного решения о прекращении процедуры банкротства либо введении следующего этапа. Пакет документов включает отчет о деятельности управляющего, его экспертное заключение и рекомендации, а также протокол собрания кредиторов.

Временный управляющий назначается при следующей судебной процедуре

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

Самым первым этапом в ходе рассмотрения судом дел о несостоятельности является наблюдение. Эта стадия вводится в случае положительного рассмотрения поданного заявления о признании компании-должника неплатежеспособной (п. 1 стат. 62 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.). Какой срок наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законодательными нормами РФ? Как производится окончание наблюдения, и какие решения могут быть приняты по итогам? Обо всех правовых особенностях – далее.

Можно выделить две основные цели, на реализацию которых направлено осуществление наблюдения:

  • оставить компанию на рынке для того чтобы она продолжала свою хозяйственную деятельность и после экономического восстановления осуществила погашение имеющихся долгов;
  • принять решение об осуществлении ликвидации юридического лица в том случае, если меры по улучшению ее экономического состояния не принесут желаемых результатов, поэтому единственным способом удовлетворить запросы кредиторов является реализация имущества должника.

Для выполнения одной либо второй цели проводится ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:

  • сохранение имущества, которое числится на балансе организации;
  • провести комплексный анализ финансового положения, в котором оказалась компания;
  • собрать информацию о выставляемых должнику требованиях, упорядочить их и оформить в виде реестра, после чего оповестить кредиторов о начатой в отношении должника процедуре банкротства в виде первоначального этапа наблюдения;
  • организация собрания кредиторов и его проведение.

По итогам выполнения всего комплекса мер необходимо сделать вывод о том, возможно ли спасение платежеспособности организации, или необходимо рассматривать вариант о ее ликвидации.

Таким образом, сложно недооценить важность позиции и поведения внешнего управляющего, ведь именно от него зависит, как будет организована деятельность компании во время реализации процедуры наблюдения. Оптимальный результат достигается в том случае, если поставленные управляющим цели соответствуют интересам как самой фирмы, так и ее кредиторам.

Подача заявления о банкротстве со стороны кредитора является одним из действенных способов по возврату долгов. Особенно это действие имеет значение, если предприятие должника действующее, а у неплательщика есть имущество и активы, в счет которых кредитор может взыскать долг.

Кроме того, инициирование процедуры банкротства кредитором дает ему преимущество назначить своего управленца, а также ускорить процесс взыскания долга, не дожидаясь результатов длительной работы службы судебных приставов.

По завершении процедуры признания несостоятельности исполнение обязательств перед кредиторами будет осуществляться в иной форме.

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

Субъект Имеет право: Обязан:
Должник
  • самостоятельно начать процесс признания несостоятельности;
  • осуществлять деятельность в период наблюдения с учетом введенных ограничений;
  • ознакомиться с заключением управляющего;
  • оспаривать решение арбитражного суда в установленном порядке.
  • соблюдать установленные судом ограничения;
  • действовать по согласованию с временным управляющим;
  • предоставлять все запрашиваемые документы управляющему;
  • не препятствовать работе управляющего;
  • оплачивать все расходы, связанные с процессом.
Кредиторы
  • подать заявление о начале процедуры банкротства;
  • участвовать в собрании кредиторов и изучать результаты работы управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру при формировании комитета кредиторов;
  • оспорить решение суда.
  • предоставить документальное обоснование иска;
  • предоставлять достоверные данные;
  • соблюдать закон о банкротстве и иные законодательные акты в период проведения процедуры.
Временный управляющий
  • изучать любые документы, связанные с деятельностью юридического лица;
  • осуществлять контроль за работой организации и ее руководителями;
  • получить вознаграждение, установленное законом о банкротстве;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
  • провести независимую оценку деятельности организации и предложить в качестве рекомендации мероприятия для выхода из сложившейся ситуации;
  • контролировать действия и решения руководства;
  • формировать реестр кредиторов;
  • провести совет первых кредиторов и зафиксировать его результаты в протоколе;
  • предоставить в арбитражный суд отчетную документацию.

Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.

Назначение временного управляющего при банкротстве

Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом – временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  • контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  • анализ финансовых показателей организации;
  • формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  • подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Максимальный срок с момента принятия арбитражным судом заявления до передачи результатов наблюдения временным управляющим составляет 7 месяцев. Из этого срока месяц уходит на обоснование заявления и назначение судом управляющего и полгода непосредственно на его работу. На практике длительность этапа в среднем составляет 4-5 месяцев.

Если во время наблюдения юридическое лицо и его кредиторы сумели найти выход из ситуации и заключили мировое соглашение, по ходатайству кредиторов процедура наблюдения прекращается досрочно.

Подобная стадия обязательно проводится при рассмотрении дел о неплатежеспособности. Но есть и исключения. Так, введение наблюдения недопустимо по отношению к должникам, которые уже находятся в процессе ликвидации; отсутствуют по различным основаниям; ведут хоздеятельность незаконно (без оформления официального статуса); не являются юрлицами или ИП. Регламент банкротства физлиц регулируется отдельным параграфом Законом. Пока выполняется наблюдение должник продолжает функционировать, но с рядом ограничений и под контролем управляющего (временного). Права и обязанности этого должностного лица приведены в стат. 65-67 Закона.

Этапу наблюдения не случайно отводится большая доля от общей длительности процесса банкротства юридического лица. Опираясь на последствия работы временного управляющего и протокол первого собрания, арбитражный суд определяет дальнейшие действия в отношении должника. Последствия полугодового наблюдения в зависимости от принятого в суде решения могут нести как негативный, так и позитивный посыл.

При заключении мирового соглашения между юридическим лицом и его кредиторами стороны самостоятельно оговаривают условия погашения долгов, такие как выплата долга частями, поставка дополнительного объема продукции или услуг или передача кредитору имущества, эквивалентного размеру задолженности, и возможности дальнейшего сотрудничества. В этом случае процесс признания несостоятельности юридического лица прекращается, и организация получает право осуществлять прежнюю деятельность. Однако несвоевременная выплата долгов и иски кредиторов негативно отражаются на репутации компании, что может привести к недостатку контрагентов для осуществления дальнейшей деятельности.

Если же к мирному соглашению прийти не удалось, на основании предоставленных документов о результатах наблюдения по решению суда осуществляется переход к одной из возможных стадий банкротства:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Следует отметить, что переход к следующему этапу не всегда означает крах компании и признание его полной несостоятельности. Напротив, если наблюдение было направлено на анализ текущей ситуации и разработку мероприятий, направленных на решение проблем, то последующие стадии включают конкретные действия, направленные на стабилизацию платежеспособности организации, возврат существующих долгов и преодоление кризисного периода.

Процедура наблюдения – это первый подготовительный этап в процессе банкротства. Наблюдение вводится по нормам п. 1 ст. 62 127-ФЗ при принятии положительного решения арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о признании компании неплатежеспособной.

На рассмотрение заявления о банкротстве у арбитражного суда будет 1 месяц, и если он придет к выводу, что компания не отвечает критериям неплатежеспособности, то выносит постановление об отказе в возбуждении дела и процесс наблюдения не вводится.

Введение наблюдения обозначает, что компания соответствует признакам банкротства:

  1. Она обладает неисполненными обязательствами перед кредиторами и уполномоченными инстанциями по гражданско-правовым договорам, зарплате и выходным пособиям, обязательным платежам в размере не менее 300 тыс. р. Размер долговых обязательств является обоснованным и документально подтвержденным.
  2. Просрочка по долговым обязательствам составляет 3 месяца и более.

Наблюдение имеет важное значение для банкротства юрлица, так как позволяет понять характер финансовых затруднений в компании. Если они носят временный характер, то в отношении юрлица может быть введен один из этапов реабилитации. В случае если участники процесса придут к выводу, что финансовый кризис в компании имеет необратимый характер и восстановить нормальную финансовую динамику невозможно, то должника официально признают банкротом и введут в отношении него финальную стадию банкротства.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В определении о введении наблюдения суд назначает временного управляющего, кандидатура которого была указана в заявлении на банкротстве. При этом руководство компании продолжит функционировать, хотя и с некоторыми ограничениями.

После того как в отношении должника вводится процедура наблюдения, для него наступают следующие гражданско-правовые последствия:

  1. Требования кредиторов допускается предъявлять исключительно в установленном законом порядке опосредованно через арбитражный суд.
  2. Исполнительные производства по взысканию задолженности с компании-должника приостанавливаются, аресты и иные ограничительные меры по отношению к имуществу перестают действовать.
  3. Доли в уставном капитале погашать по причине выхода из участия в обществе запрещено, не допускается выплата дивидендов и иное распределение бизнес-прибыли.
  4. Изъятие собственником унитарного предприятия своего имущества недопустимо.
  5. Недопустимо проведение зачета требований, если подобного рода сделка нарушает установленную законом очередность погашения требований кредиторов.
  6. Штрафные и прочие финансовые санкции перестают начисляться.

Наблюдение имеет ценность не только для кредиторов должника, которым оно гарантирует недопущение злоупотреблений со стороны юрлица (например, в виде вывода активов или предпочтений при погашении обязательств перед определенными кредиторами).

Также оно имеет важные преимущества для должника: позволяет избавиться от прямых требований кредиторов, получить «передышку» от уплаты штрафов, сохранить имущество от рейдерских захватов.

В самой статье 62 127-ФЗ, которая регулирует наблюдательную процедуру в отношении должника, не содержится указания на конкретные сроки наблюдения. Но в п. 3 ст. 62 127-ФЗ подчеркивается, что стадия наблюдения завершается с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.

Указанный временной промежуток в 7 месяцев не означает, что суд введет данную процедуру на этот срок: он может обозначить и более сжатые временные рамки. При установлении сроков наблюдения судья будет опираться на наименьшие сроки, которые необходимы для проведения наблюдения и оценки размера задолженности, величины активов должника и реализации иных задач этапа. Затягивать этап наблюдения нецелесообразно из-за увеличения финансовых и временных затрат на банкротство.

Процесс завершения этапа наблюдения регламентируется ст. 75 127-ФЗ. Здесь подчеркивается, что наблюдение может быть завершено только по итогам прохождения важнейшего этапа в ходе наблюдательной процедуры – первого собрания кредиторов. Именно по итогам первого собрания кредиторов принимается решение о дальнейшей судьбе должника и передается соответствующее ходатайство в арбитражный суд (на основании ст. 74 127-ФЗ). По результатам первого собрания могут быть приняты решение о целесообразности перехода:

  • к внешнему управлению;
  • к финансовому оздоровлению;
  • к конкурсному производству.

Таким образом, по сути, у должника есть два варианта событий по результатам наблюдения – пройти комплекс реабилитирующих мероприятий на этапе внешнего управления или финансового оздоровления и восстановить свою платежеспособность либо получить официальный статус банкрота. Последний вариант означает, что по результатам конкурсного производства имущество компании будет распродано, и она будет ликвидирована.

По результатам первого кредиторского собрания готовится официальный протокол. Временный управляющий в обязательном порядке передает суду протокол в течение 5 дней после его формирования. Окончательное определение о переходе к следующему этапу банкротства выносит арбитражный суд.

После истечения сроков наблюдения его допускается продлить по решению арбитражного суда. Сроки для продления также не могут составлять более 7 месяцев. Такой вариант возможен в случае, если собрание кредиторов по каким-либо причинам не было проведено на этапе наблюдения, оно признано несостоявшимся или на нем не удалось решить вопрос о будущем этапе банкротства в отношении юрлица.

При продлении сроков наблюдения арбитражный судья опирается на положения ст. 51 127-ФЗ. В своем определении о продлении этапа наблюдения суд должен обязать кредиторов и управляющего провести собрание. Если же продленные ранее судом сроки наблюдения так же истекают, а собрание кредиторов так и не приняло решение, то суд вправе самостоятельно принять решение:

  1. О переходе к финансовому оздоровлению. Но для этого варианта в суд должны поступить соответствующие ходатайства от юрлица-должника, собственников активов унитарного предприятия, государственных органов или третьих лиц. Связано это с тем, что реабилитирующие процедуры предполагают разработку плана мероприятий по погашению задолженности, а суд разрабатывать его не может.
  2. О переходе к внешнему управлению – такое решение принимается судом при наличии оснований прогнозировать возможное восстановление платежеспособности при переходе функций руководства к профессиональному внешнему управляющему.
  3. О признании должника банкротом и введении конкурсного производства – это решение принимается чаще всего и подтверждает невозможность исполнения обязательств должником.

Таким образом, процедура наблюдения вводится на период до 7 месяцев с возможностью продления на такой же период. Решение о дальнейшем ходе процесса банкротства принимается арбитражным судом по результатам проведенного собрания кредиторов. Это может быть введение в отношении должника этапов внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсного производства либо подписание мирового соглашения на свободных условиях.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица представляет собой первый этап на пути признания финансовой несостоятельности. Примечательная особенность наблюдения состоит в том, что оно позволяет окончательно определиться с дальнейшей судьбой юрлица – ждет ли его аннулирование и ликвидация предприятия или возможно финансовое оздоровление. Подробнее о нюансах процедуры наблюдения будет сказано ниже.

Вознаграждение конкурсного управляющего прибыль — Juristics

Наблюдение как процедура банкротства инициируется только после подачи искового заявления о признании несостоятельности в суд. В роли инициатора может выступить как само юридическое лицо (его представитель), так и кредитор. Запуск процесс признания банкротства предполагает, что должник не имеет возможности выплатить свыше 300 тысяч рублей по долгам (в совокупности), а просрочка превышает 3-месячный срок (основание для попадания в реестр должников).

Вступление в наблюдение как процедуру производят для того, чтобы, помимо прочего, исключить факт незаконного банкротства. Заявление о признании финансовой несостоятельности проверяется на предмет соответствия представленных в нем оснований действительному положению вещей. Для этого изучается финансовая документация юрлица, которую необходимо предоставить в 5-дневный срок после запроса.

Абзацем 22 ст. 2 Закона N 127-ФЗ о банкротстве определено, что арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Аналогичное определение закреплено и в п. 1 ст. 20 Закона N 127-ФЗ — арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии со статьей 2 названного Закона в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве выступает временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий, которым является гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом полномочий.

Арбитражный управляющий — это лицо, которое участвует в деле о банкротстве с самого начала и до конца, на каждом этапе процедуры, причем не всегда это один и тот же специалист. Каждая стадия процедуры банкротства имеет свою специфику, что требует квалифицированной подготовки и узконаправленных знаний в конкретной области права, поэтому общее понятие «арбитражный управляющий» заменяется на иное в зависимости от стадии, которую ведет конкретный специалист.

Арбитражный управляющий, в зависимости от стадии банкротства имеет следующее наименование:

Общим термином «арбитражный управляющий» обозначаются уполномоченные лица, проводящие определенную процедуру банкротства: финансовый управляющий, временный управляющий, внешний управляющий, административный управляющий и конкурсный управляющий.

  • арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
  • конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
  • финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.
  • Фигура арбитражного управляющего является основной на всех этапах процедуры банкротства. Эффективность процедуры банкротства напрямую зависит от деятельности арбитражного управляющего. Его квалификация, умения и знания во многом определяют дальнейшую судьбу должника.

    Арбитражный управляющий — лицо, назначенное арбитражным судом, для проведения процедуры банкротства несостоятельной организации.

    В зависимости от стадии процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный управляющий может быть временным управляющим (процедура наблюдения), административным управляющим (процедура финансового оздоровления), внешним управляющим (процедура внешнего управления) и конкурсным управляющим (процедура конкурсного производства).

    Арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).

    Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих лицо должно соответствовать требованиям, установленным соответствующей организацией, в том числе:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие стажа работы на руководящих должностях и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • Фигура арбитражного управляющего, роль которого заключается в том, чтобы оптимально с минимальными потерями обеспечить баланс интересов кредиторов и должников, является ключевой практически на всех этапах процедур банкротства. Арбитражный управляющий проводит большую работу по подготовке и реализации различных организационно-управленческих, имущественно-финансовых и правовых мероприятий в рамках процедур банкротства.

    Правовой статус арбитражного управляющего регламентируется Федеральным законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности), который устанавливает (ст. 20 Закона), что арбитражным управляющим может быть:

    Кроме того, кредиторы вправе предусмотреть к кандидатуре арбитражного управляющего дополнительные требования:

    Арбитражный управляющий в зависимости от стадии дела о несостоятельности выступает в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего. Права и обязанности, общие для всех арбитражных управляющих, установлены в статье 24 Закона о несостоятельности. Независимо от стадии процедуры банкротства арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации и соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой является, сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

    Внешний управляющий — это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, для проведения процедуры внешнего управления.

    Назначение внешнего управляющего

    Внешний управляющий назначается арбитражным судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления, но в любом случае не позднее чем в месячный срок с даты введения внешнего управления. О назначении внешнего управляющего выносится определение, которое подлежит немедленному исполнению, хотя и может быть обжаловано.

    В случае если внешний управляющий назначается не одновременно с введением внешнего управления, до его назначения функции внешнего управляющего осуществляются временным управляющим.

    Если собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления, кандидатура внешнего управляющего определяется собранием кредиторов по предложению любого из конкурсных кредиторов, либо налоговых или иных уполномоченных органов, либо должника, либо собственника имущества должника унитарного предприятия Приведенный перечень носит законченный характер: кандидатура внешнего управляющего не может быть предложена, например, кредиторами первой или второй очереди, а также участниками должника. Предлагается суду кандидатура, получившая наибольшее число голосов на собрании кредиторов.

    Если собрание кредиторов не принимало решения о введении внешнего укрепления, оно в течение двух недель с даты вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления вправе представить арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе совершать без доверенности от имени должника все действия с учетом предусмотренных Законом о банкротстве ограничений, касающихся необходимости получения разрешения на совершение тех или иных действий у собрания кредиторов или комитета кредиторов.

    Только с разрешения собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий вправе:

    • совершать (если иное не предусмотрено планом внешнего управления или Законом о банкротстве) крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. При этом под крупными сделками понимаются сделки, влекущие распоряжение имуществом должника, балансовая стоимость которого превышает 20% балансовой стоимости его активов;
    • заключать (если иное не предусмотрено планом внешнего управления) сделки, влекущие дополнительные денежные обязательства для должника в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
    • принимать решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление (в том числе на оплату труда);
    • осуществлять в предусмотренных Законом о банкротстве случаях продажу предприятия должника на торгах, организуемых в форме конкурса (одобрению подлежат условия конкурса);
    • осуществлять уступку прав требования должника путем продажи требований на открытых торгах (если иное не предусмотрено планом внешнего управления).

    Временный управляющий при банкротстве наделяется многочисленными возможностями. Он обязательно представлен физлицом. К основным правам управляющего относится:

    • предъявление требований в суде, имеющих отношение к признанию разных ранее заключенных сделок недействительными или ничтожными;
    • применение мер, основной целью которых выступает обеспечение целостности и сохранности имущества, имеющегося у должника;
    • отмена ранее принятых должником решений;
    • изучение того, было ли санкционированным участие должника в разных мероприятиях, направленных на уменьшение и продажу его имущества;
    • контроль над деятельностью банкрота;
    • подача ходатайства, на основании которого отстраняется руководитель предприятия от своих обязанностей;
    • получение данных или документов, имеющих отношение к работе организации.

    За счет вышеуказанных возможностей управляющий может легко понять, является ли процедура признания должника несостоятельным законной и официальной.

    По закону о банкротстве, временный управляющий наделяется не только разными полномочиями и возможностями, но и сталкивается с определенными обязанностями. К ним причисляется:

    • замещение в компании прошлого руководителя, являющегося должником;
    • определение причин, по которым фирма столкнулась с невозможностью возврата долгов;
    • оценка ликвидности и стоимости имущества, принадлежащего организации;
    • анализ ситуации, позволяющий определить, можно ли разными способами восстановить платежеспособность компании;
    • проведение официальной оценки, позволяющей определить стоимость отдельных активов и бизнеса в целом;
    • выявление признаков, позволяющих установить, что банкротство было преднамеренным, а основной его целью выступало избежание необходимости возвращать средства кредиторам;
    • формирование реестра кредиторов;
    • проведение собрания кредиторов, где решаются разные вопросы.

    Назначается управляющий после того, как судом будет начата процедура банкротства в отношении должника. Поэтому первоначально осуществляется при банкротстве наблюдение. Временный управляющий определяется судом. Руководство фирмы не может влиять или создавать препятствия для управляющего, а иначе руководители могут привлекаться к ответственности.

    Назначение временного управляющего при банкротстве призвано решить множество важных задач, среди которых выступает возможность выявления того, что руководитель предприятия намеренно довел свою компанию до несостоятельности. Специалист может выявить такую ситуацию при наличии следующих причин:

    • в финансовой документации имеются исправления;
    • частично уничтожены важные для компании документы;
    • намеренно руководством скрывается разное имущество;
    • зафиксированы убыточные сделки, основной целью которых выступала продажа активов предприятия;
    • выявляется, что при наличии денежных средств должник не пытался рассчитаться с кредиторами;
    • отсутствует информация о том, где фактически находятся учредители компании, ответственные за плачевное состояние предприятия.

    Если будет установлено фиктивное или намеренное банкротство, то руководителям фирмы не избежать ответственности, поэтому они будут отвечать по долгам своим личным имуществом.

    Процедура банкротства, при которой назначается временный управляющий, называется наблюдением. В этот период специалист должен тщательно проанализировать причины несостоятельности и финансовое состояние организации. Поэтому к нему предъявляются многочисленные требования:

    • в прошлом не должно иметься административных или уголовных преступлений или нарушений;
    • отсутствует заинтересованность в результатах банкротства, поэтому не допускается, чтобы выбранный специалист был родственником кредиторов или должника;
    • у гражданина должна иметься лицензия на деятельность, связанную с проверкой или контролем должника;
    • управляющий является исключительно физлицом, так как фирмы не могут заниматься регулированием дел, связанных с федеральным законодательством.

    Хотя выбирается специалист только судьей, каждая сторона дела может предлагать свои кандидатуры. Предварительно суд должен убедиться, что отсутствуют какие-либо близкие отношения между выбранным управляющим и другими участниками процесса.

    В законодательстве четко не определяется, как назначается временный управляющий при банкротстве. Поэтому нередко по этому поводу возникают разногласия и спорные ситуации между участниками судебного процесса.

    Начинается работа специалиста одновременно с процедурой наблюдения. Для этого выбирается работник конкретной СРО, предложенной кредиторами. Может использоваться кандидат, зарегистрированный в суде, если отсутствуют какие-либо предложения со стороны участников дела.

    По ФЗ «О банкротстве», временный управляющий наделяется многочисленными возможностями и привилегиями. Он может выполнять всевозможные процедуры, направленные на соблюдение интересов должников и кредиторов. К основным таким процессам относятся следующие:

    • публикуется информация о банкротстве конкретной компании в открытых источниках;
    • направляются уведомления о начале наблюдения всем кредиторам и правоохранительным органам;
    • в течение 10 дней уведомляются все заинтересованные лица о начале банкротства фирмы, причем сюда относятся не только кредиторы, но и соучредители, деловые партнеры, персонал и другие лица;
    • анализируется финансовая деятельность компании за последние два года, для чего изучаются разные документы, отчеты и акты о проведенных сделках;
    • рассматриваются все кредиторы и их требования, так как они должны быть законными;
    • проводится работа, дающая возможность получить ответ о необходимости банкротства, так как нередко выявляются признаки, позволяющие после санации продолжить работу компании;
    • изучение активов, принадлежащих предприятию, чтобы определить, будут ли погашены все долги после продажи имущества;
    • за пять дней до заседания суда подготавливаются и отправляются документы, собранные на основании проведенной работы;
    • проводится собрание кредиторов;
    • определяется порядок, на основании которого будет происходить возмещение ущерба, нанесенного кредиторам;
    • если были выявлены нарушения в работе предприятия, то подается заявление в правоохранительные органы, на основании которого проводится проверка по отношению к компании-должнику.

    Как только процесс наблюдения будет закончен, на суде управляющий представляет незаинтересованную сторону. Только после этого происходит его снятие с должности.

    После выполнения всех процедур управляющий должен составить отчет, включающий в себя описание достигнутых результатов. Обязательно в этот документ включается информация:

    • о компании или лице, признанном должником;
    • сведения, имеющие отношение к назначенному управляющему;
    • данные о лицах, привлеченных к этому делу;
    • информация, имеющая отношение к правам и обязанностям специалиста;
    • перечисляются все отправленные ранее уведомления кредиторам или государственным организациям;
    • приводится список выполненных мероприятий;
    • указываются действия, с помощью которых удалось сохранить имущество компании-должника;
    • перечисляются все выявленные кредиторы и их требования;
    • вносится информация, полученная в результате анализа финансового состояния должника;
    • приводятся сведения относительно проведенного собрания кредиторов и достигнутых результатов.

    Наиболее часто составляется документ с использованием трех разных разделов. Специалисты предпочитают пользоваться специальными типовыми формами.

    С момента возбуждения дела о банкротстве и начала процедуры наблюдения у должника возникает обязанность по размещению соответствующего объявления в официальном издании «Вестник государственной регистрации». Момент опубликования указанного извещения служит началом процесса принятия заявлений от лиц, имеющих подтвержденное право требования к должнику.

    На предъявление таких требований закон отводит 30 дней, в течение которых документы будут оцениваться судом на предмет надлежащего доказательства существования задолженности. Если предъявленные требования будут признаны обоснованными, они подлежат включению в формируемый реестр. Пропуск месячного срока не лишает кредиторов права требования на погашение долгов, однако их претензии будут рассматривать на иных стадиях банкротства.

    Стадия наблюдения характеризуется следующими особенностями:

    1. на период наблюдения в отношении должника вводится приостановка принудительного взыскания по исполнительным документам;
    2. устанавливается запрет на распоряжение долями в уставном капитале;
    3. проводится анализ финансового положения предприятия;
    4. устанавливается совокупный объем претензий кредиторов;
    5. текущая деятельность предприятия проводится под контролем арбитражного управляющего.

    Временный управляющий, принимающий участие в наблюдении, назначается судом из состава профессиональных управляющих с учетом мнения должника и кредиторов (им предоставлено право заявлять аргументированный отвод данному лицу, а также предлагать собственные кандидатуры). На период осуществления деятельности управляющий получает вознаграждение за счет средств предприятия – должника, причем эта выплата включается в первую очередь текущих платежей.

    Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

    • обеспечения сохранности имущества должника,
    • проведения анализа финансового состояния должника,
    • составления реестра требований кредиторов,
    • проведения первого собрания кредиторов.

    По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51) .

    С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

    • требования кредиторов, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
    • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику);
    • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (в том числе снимаются аресты на имущество и иные ограничения), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
    • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
    • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
    • не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
    • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

    В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

    Любое коммерческое предприятие может стать банкротом, но прежде чем за ним будет закреплен данный статус, нужно пройти несколько этапов, одним из которых является процедура конкурсного наблюдения при банкротстве. К этому этапу невозможно перейти сразу после невыполнения своих долговых обязательств, должно пройти минимум 3 месяца с момента предполагаемого внесения денежных средств на счет кредитора.

    Кроме того, статус банкрота нельзя получить автоматически, для этого заинтересованное лицо должно обратиться со специальным заявлением и пакетом документов в суд. В качестве заявителя может выступить как кредитор, так и сам должник. В случае успешного рассмотрения заявки арбитражным судом, начнется довольно длительная процедура банкротства.

    Процедура наблюдения является относительно новым явлением в российском законодательстве. Она вводится сразу после принятия судом заявки по признанию должника банкротом.

    Главной целью данной процедуры является предотвращение «оттока» имущества должника в чужие руки, чтобы скрыть истинные доходы. Кроме того, данная стадия проверяет, является ли банкротство истинным, нет ли признаков фиктивного банкротства.

    Рассматривает дела по банкротству только Арбитражный суд, причем обязательно по месту нахождения того, кто признается банкротом. Обычно заявления подают кредиторы, налоговые органы или другие службы, однако иногда сам должник должен подать заявление о своем банкротстве.

    Это происходит в случае, если срок исполнения данных им обязательств еще не наступил, но приближение финансового провала ощущается, либо в том случае, когда, выполнив требования одного из кредиторов, должник лишается возможности удовлетворить запросы остальных.

    Заявление должника должно включать размер долга по всем обязательным платежам, требования кредиторов, другие долги, обоснование для невыплат, сведения об имуществе и другие сведения при необходимости.

    В случае обнаружения признаков фиктивного банкротства должнику грозят серьезные проблемы вплоть до уголовного наказания.

    Процедура наблюдения при банкротстве

    Арбитражный суд в любой момент имеет право на отстранение руководителя юридического лица от занимаемой должности в случае неоднократного неприменения мер, обеспечивающих сохранность имущества и ценностей должника, создания неблагоприятных обстоятельств для временного управляющего, во время выполнения его должностных обязанностей либо при других нарушениях требований, которые установлены законодательными актами РФ. При отставке руководителя его функции будет выполнять временный управляющий.

    Если он не может в определенный период исполнять свои обязанности в силу различных форс-мажорных обстоятельств, суд должен назначить на это время другого управляющего.

    ggg

    В случае, если того потребует временный управляющий, арбитражный суд имеет все права для отстранения руководства либо запрета совершать любые сделки без согласования с временным управляющим

    Участие временного управляющего очень важно. Его действия во многом определяют дальнейшую судьбу предприятия-должника. Именно поэтому в случае отсутствия у суда подходящего кандидата для роли управляющего заседание может быть отложено на 15 дней.

    Самыми главными задачами для временного управляющего становятся анализ действий и поступков руководящего состава и изучение состояния финансов предприятия. Он преследует в своей деятельности лишь две цели: определение истинного положения дел относительно восстановления платежеспособности должника и сбор информации о кредиторах.

    Временный управляющий после своего назначения берет на себя контроль над всеми операциями, которые относятся к получению и выдаче финансовых средств и гарантий, связаны с передачами прав требования и оформлением доверенностей на имущество предприятия или имеют отношение к распоряжению имуществом должника, если его оценочная стоимость выше 5% общей цены акций на начало процедуры.

    Наблюдение заканчивается, когда цель процедуры становится достигнутой: либо должник признается банкротом, либо начинается материальное оздоровление предприятия. Сколько длится срок проведения – индивидуальный вопрос. Обычно он заканчивается через 7 месяцев после направления заявления на банкротство.

    Результатом процедуры станет следующая ситуация:

    • Все имущественные взыскания будут приостановлены, также будут отменены аресты имущества, за исключением исполнения судебных предписаний по выплате зарплатных задолженностей, алиментов и компенсаций за физический либо моральный вред.
    • Запрос займодателя может остановить делопроизводство взимания с должника финансов. В этом случае кредитору разрешено выдвигать требования к предприятию в пределах дела о банкротстве.
    • Организация может функционировать вне зависимости от размера долгов, поскольку требования кредитора не будут удовлетворены в индивидуальном порядке, а только через общее кредиторское собрание.
    • Участник организации-должника не может получить свою долю (пай) вследствие своего выхода из состава должника.

    Как проводится банкротство субъектов естественных монополий — мы расскажем далее.

    В случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов. 4.

    Федерального закона; документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы. (в ред.

    Вознаграждение в части фиксированной суммы начисляется в течение всего периода деятельности арбитражного управляющего в следующих размерах:– административному управляющему – 15 000 руб. в месяц;– временному и конкурсному управляющему – 30 000 руб. в месяц;– внешнему управляющему – 45 000 руб. в месяц.

    Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего зависит от размера балансовой стоимости активов организации или размера удовлетворенных требований кредиторов. Размеры процентов приведены в пунктах 10–13 статьи 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Например, сумма процентов по вознаграждению временного управляющего при балансовой стоимости активов организации до 250 000 руб. составляет четыре процента от балансовой стоимости активов.

    Как назначается арбитражный управляющий

    Вознаграждение арбитражному управляющему за исполнение обязанностей во время проведения процедуры банкротства организации выплачивают за счет имущества организации вне очереди, установленной для удовлетворения требований кредиторов (п. 2 ст. 20.6, п. 1 ст. 59 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

    Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы (п. 5 ст. 20.6 Закона о банкротстве).

    Необходимо рассмотреть процедуру выплаты процентов. Они выплачиваются на протяжении 10 дней после закрытия процедуры в деле о неплатежеспособности, с целью осуществления которой собственно и был нанят данный управляющий.

    Размер начисляемых процентов зависит от стоимости основных средств, принадлежащих должнику, и может быть следующим:

    • 250 000 рублей – 4% стоимости активов;
    • 1 000 000 рублей – 10 000 рублей, а также 2% за каждое превышение (сумы 250 000 рублей) оценки активов;
    • 3 000 000 рублей – 25 000 рублей, а также 1% за каждое превышение цены активов (имеется в виду превышение каждого миллиона рублей) и так далее.

    В зависимости от ценовой величины основных средств, гонорар управляющего в процедуре финансового оздоровления предприятия-должника будет следующим:

    • 25 000 руб. – 4% от стоимости основных средств;
    • 1000 000 руб. – 10 000 руб. плюс 1% за каждое превышение на 250 000 руб. стоимости основных средств.

    Что же касается внешних управляющих, то данная категория уполномоченных лиц имеют право рассчитывать на следующий размер процентов:

    • на удовлетворение кредиторских требований – 8% ;
    • 3% от размера увеличения стоимости основных средств, происшедшего в течение процедуры управления, а также открытия конкурса.

    Проценты руководителей конкурсного дела будут следующими:

    • при 75% погашенных кредиторских требований, управляющему насчитывается от этого объема 7%;
    • при погашении 50% кредиторских требований, управляющему насчитывается 6%;
    • при погашении 25% требований – 4,5%.

    Таким образом, расчет процентной величины во многих случаях зависит от стоимости основных средств. Такая стоимость берется из отчетов бухгалтерии с учетом последних дат отчетности перед открытием процедуры дела о неплатежеспособности.

    Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, также может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

    • На получение выходного пособия, размер которого равен 1 среднемесячному заработку.
    • На сохранение среднемесячного заработка в период трудоустройства, который ограничен 2 месяцами. Но в эту сумму засчитывается выходное пособие. Так что в итоге работник может получить не более 2 среднемесячных заработков. Хотя в отдельных ситуациях, если работник в течение 2 недель после увольнения встал на учет в центре занятости, срок сохранения за ним заработка может быть продлен до 3 месяцев.

    Сумма процентов, определяемая в соответствии с настоящим пунктом, подлежащая выплате арбитражному управляющему и лицам, привлеченным арбитражным управляющим для оказания услуг, способствовавших привлечению к субсидиарной ответственности и (или) исполнению судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, может быть снижена арбитражным судом или в выплате может быть отказано, если будет доказано, что привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и (или) исполнению судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности способствовали действия иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

    Все статьи Расчет вознаграждения арбитражных управляющих в случае удовлетворения требований залогового кредитора (Назаренко С.В.)

    В рамках семинара уже были рассмотрены важные аспекты правоприменения отдельных положений законодательства о банкротстве.

    В некоторых случаях, когда отсутствует императивная норма или четко прописанный на законодательном уровне механизм трактовки того или иного действия, остается руководствоваться только судебной практикой, выработанной за определенный период.

    В силу положений ст. 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

    В соответствии с п. 13 ст. 20.6 Закона о банкротстве сумма процентов по вознаграждению конкурсного управляющего устанавливается в зависимости от размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

    По смыслу вышеприведенных норм проценты являются стимулирующей частью вознаграждения арбитражного управляющего, подлежат выплате арбитражному управляющему на основании судебного акта по результатам завершения соответствующей процедуры банкротства, в которой арбитражный управляющий в интересах должника, кредиторов должника и в целях реализации задач, установленных для соответствующей процедуры, исполнял возложенные на него законодательством обязанности.

    Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, не могут включать вознаграждение арбитражному управляющему в состав затрат, уменьшающих налоговую базу. Расходы на внешнее управление организацией в закрытом перечне расходов не предусмотрены (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *