- Новостройка

Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Налог
  • Оборотные активы
  • Бухгалтерский баланс
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Юридическое лицо
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Глава 3. Дисциплинарная ответственность военнослужащих

Общий срок наложения взыскания равен одному месяцу с момента получения информации о нем. Этот срок продливается при болезни или отпуске нанимателя, но в любом случае не может быть больше полугода.

Исключение составляет факт, когда проступок выявлен по результатам ревизии, — в таком случае срок составляет два года.

В случае, когда информация о нарушении поступила позднее указанных сроков, принято говорить, что истекла его давность.

Судебная практика складывается в основном из дел, когда работник не согласен с вынесенным ему взысканием либо решение о наказании было не законно. Актуальность имеют дела о восстановлении на службе не законно уволенных и получение ими материальной компенсации за причиненный вред и страдания.

Наиболее часто зафиксированы факты привлечения к ответственности с нарушением сроков, наказания в период больничного работника. Также руководители органов не в полном объеме исследуют все обстоятельства нарушения, не собирают должным образом все, связанные с делом документы, в результате чего приходят к неверному решению.

Специфика работы государственных учреждений построена на строгом соблюдении внутренних локальный актов. Здесь важно выполнять не только традиционные правила внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, но также ведомственные приказы, кодексы профессиональной этики.

Юридический отдел и служба безопасности присутствуют в каждом учреждении. В задачи этих подразделений входит снижение рисков нанесения ущерба, вызванного неправомерными действиями сотрудников.

Порядок расследования выглядит дисциплинарного проступка следующим образом:

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

На заключительной стадии расследования комиссия уже знает, какую меру наказания применить в отношении виновного лица. Но сделать это можно только после издания приказа о применении взыскания, который должен основываться на материале служебного расследования.

Дисциплинарными взысканиями по ст. 192 ТК РФ считается замечание, выговор, увольнение. Эти методы воздействия широко применимы коммерческими организациями.

Но если говорить о государственной службе, то также используется:

Поощрение и ответственность государственных служащих регулируются законодательно. Ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет виды ответственности. Они следующие:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Статья 57

Данная очередность указывает на степень тяжести этих видов дисциплинарного взыскания. Первые два указанных вида характеризуются лояльностью, привлечение к такой мере наказания осуществляется за незначительные проступки и в трудовую книжку они не фиксируются. Неполное должностное соответствие выявляется по результатам аттестации.

Применение увольнения является самой строгим видом наказания и осуществляется при грубых правонарушениях, либо тех, которые имеют регулярный характер, например, прогулы. Информация фиксируется в трудовой книжке, что может иметь негативные последствия при поиске новой работы.

Существует ряд проблем и неточностей, связанных с наказанием за проступок. Заключается одна из проблем в том, что происходит двойная ответственность – дисциплинарная и административная. Это может случиться, когда административное правонарушение было совершено на основе несоблюдения правил выполнения служебных обязанностей.

Еще одна проблема заключается в том, что законом не урегулировано четкое определение тяжести наказания. Каждый человек может по-разному относиться к одному и тому же проступку.

Виды наказаний, полномочия должностных лиц по наложению, категории граждан, на которых могут накладываться определенные виды взысканий, все эти базовые положения содержатся в гл.4 Дисциплинарного Устава.

Привлекать служащих к ДО за рядовые проступки (не грубые) имеют право их командиры (непосредственные или старшие), а также начальники подразделений, в зоне ответственности которых они были совершены.

Так, например, если служащий допустил ДП во время пребывания в командировке, и этот факт зафиксирован сотрудниками военной полиции, то только начальник данного подразделения может наложить наказание на нарушителя.

Грубые дисциплинарные проступки (ГДП) рассматриваются военными судами. Процессуальный порядок рассмотрения таких дел определен ФЗ-199 «О судопроизводстве» по ГДП.

Перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих закреплен в приложении №7 к ДУ ВС. Вот некоторые из них:

  • выход за рамки уставных отношений в отношении других военнослужащими;
  • своевольный выход солдат-срочников за пределы гарнизона либо другого, установленного, места службы, находящегося вне части;
  • безосновательная неявка в установленные сроки из увольнения, командировки, отпуска или госпиталя; непоявление военнослужащего-контрактника или офицера более четырёх часов подряд в течении служебного времени на месте прохождения службы, без уважительных на то причин;
  • уклонение от выполнения воинских обязанностей;
  • несоблюдение правил несения боевой военной службы или дежурства;
  • несоблюдение правил прохождения пограничной службы;
  • несоблюдение принципов внутреннего распорядка;
  • несоблюдение прописанных в уставе правил патрулирования в части;
  • нарушения при несении службы по контролю общественного правопорядка и обеспечению безопасности;
  • преднамеренное нанесение вреда, порчи или уничтожение а также несанкционированное использование или расход имущества гарнизона;
  • неосторожная порча или ликвидация имущества или объекта воинской части;
  • нарушение правил эксплуатации воинским имуществом, повлёкшее в последствии его утрату или поломку;
  • несоблюдение установленных правил: эксплуатации оружия, боевых припасов, взрывчатых, огнеопасных и радиоактивных веществ и других предметов, представляющих высокую опасность;
  • правил управления военной техникой, которое повлекло за собой причинение вреда здоровью людям, разрушение объектов, материальный ущерб, а также порчу или уничтожение воинского имущества;
  • несение службы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, отказ от медосвидетельствования при подозрении на нетрезвость;
  • халатное отношение командира к принятию мер по предотвращению или пресечению неуставных поступков подчинёнными ему солдатами, а также непривлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершённые противозаконные поступки;
  • укрывательство командиром сведений о совершённых дисциплинарных деяниях его подчинёнными;
  • преднамеренная утрата либо порча служебного удостоверения личности военнослужащего РФ, утверждённого Федеральным законом » О воинской обязанности и военной службе»;
  • несоблюдение порядка ведения секретной документации;
  • нарушение правил пересечения границ Российской Федерации;
  • нарушение нормативных актов в области разведки, контрразведки и оперативного розыска, повлёкшее за собой ущерб в отношении безопасности личности граждан РФ, общества и государства в целом, а также самих органов, ведущих соответствующую деятельность;
  • намеренное незаконное привлечение командующим составом военнослужащих к ответственности (материальной или дисциплинарной);
  • несоблюдение командующим установленных мер безопасности несения службы, повлёкшее смерть военнослужащего или гражданина, призванного на плановые военные сборы, а также потерю им дееспособности, в т.ч. временно.

Виды возможных к применению дисциплинарных взысканий (ДВ) за обычные ДП зависят от того, в какой должности, и в каком звании находился нарушитель на момент совершения деяния.

Так, к служащим неофицерского состава могут применяться следующие ДВ:

  • выговор или строгий выговор;
  • увольнение по НУК;
  • неполное служебное соответствие;
  • снижение в должности и/или звании;
  • лишение увольнительной;
  • арест.

К срочникам в армии не применяются такие наказания, как увольнение по НУК и служебное несоответствие, контрактников не лишают увольнения.

Основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:

  • в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление;
  • во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.

Также не допускается привлечение к ДО:

  • если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
  • после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).

Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:

  • нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
  • причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
  • нарушение не повлекло негативных последствий.

Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.

Также важным обстоятельством освобождения от ДО является окончание положенного срока. Общий срок привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности — 1 календарный год со дня совершения ДП. В тех случаях, когда о проступке стало известно только через несколько лет, привлекать за него к ДО запрещено.

Военнослужащий имеет право оспорить решение о привлечении его к ДО в течение 10-ти дней с момента ознакомления с данным решением.

Если ознакомления как такового не было, то это само по себе является нарушением процедуры наложения ДВ и, соответственно, служащий имеет право обжаловать такие действия командования в срок до 10-ти дней с того момента, как ему стало известно о нарушении его прав.

Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности регламентирован Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (далее по тексту – ДУ ВС РФ).

Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство. Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

[spoiler]

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола. Протокол составляется в отношении каждого военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, в отношении которого проводилось разбирательство.

К военнослужащему, совершившим дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены ДУ ВС РФ, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

Служба в армии всегда связана с множеством ограничений. Необходимо строго соблюдать все установленные правила и не нарушать дисциплину. Получается это не всегда и за каждый проступок военнослужащие несут ответственность – дисциплинарное взыскание. Однако, перед этим их вина должна быть доказана, а наказание назначено строго в установленный законом промежуток времени.

  • Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за проступок, совершенный военнослужащим во время несения службы.
  • Это своего рода наказание за нарушение дисциплины и общественного порядка.
  • Различают несколько видов взысканий, начиная от простого выговора и заканчивая административным арестом.

Они индивидуальны в каждом конкретном случае и назначаются в зависимости от тяжести совершенного нарушения. Однако, за каждый проступок военнослужащий может получить только один вид взыскания.

Привлечение к дисциплинарной ответственности

Ошибка: Руководство уволило военнослужащего за однократное опоздание на службу.

Комментарий: Мера дисциплинарного взыскания должна соответствовать степени тяжести проступка. Однократное опоздание не является веским поводом к увольнению, особенно если проступок не имел тяжких последствий.

Ошибка: Руководитель уволил военнослужащего, когда его вина в нарушении трудовой дисциплины не была доказана.

Комментарий: Не разрешается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении сотрудников, пока не будет доказана их вина.

Вопрос №1: Всегда ли можно привлечь к дисциплинарной ответственности военнослужащего, прогулявшего 4 часа службы подряд?

Ответ: Не всегда. К примеру, если военнослужащий попал в ДТП, если имело место стихийное бедствие, если имеются доказательства пожара или затопления жилого помещения, а также экстренной поездки в поликлинику, привлечь к ответственности нельзя.

Вопрос №2: Можно ли привлечь военнослужащего к ответственности, если он прогулял день работы и привел свидетеля, готового подтвердить, что прогул совершен по уважительной причине?

Ответ: Привлечь к ответственности можно, если нет документальных доказательств того, что у военнослужащего имелись уважительные причины для отсутствия на рабочем месте. Показания свидетелей не могут быть приняты за доказательство.

Одним из видов юридической ответствен-ности военнослужащих является дисциплинарная ответственность. По общему правилу, под дисциплинарной ответственностью понимается установленный законом способ государственно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков. К дисцип-линарной ответственности могут привлекаться не только военнослужа-щие, но и сотрудники органов внутренних дел, государственные служа-щие, работники предприятий и организаций, а также другие лица, но в данной работе мы будем рассматривать именно ответственность военнослужащих.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственно-сти каждой категории указанных лиц определяются соответствующими законодательными актами (законодательством о труде, о государствен-ной службе, о службе в органах внутренних дел и другими). Важной отличительной чертой дисциплинарной ответственности является то, что виновный привлекается к этому виду юридической ответственности в служебном порядке властью командира (начальника) Обзор судебной практики Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 21 марта 2003 г., М., Военная Коллегия Верховного Суда РФ // Текст обзора официально опубликован не был..

Во-первых, для разных видов государственной службы имеется собственная правовая основа применения этого вида принуждения. Нет единого акта, применяемого к различным видам государственных служащих. Так, за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые утверждены Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности гражданских служащих содержится в Законе о государственной гражданской службе. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной службы определена в нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения службы в этих органах, например в Законе о службе в органах внутренних дел.

Дисциплинарная ответственность (дисциплинарного взыскание)

В действующем законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с несением военной службы, установлены основные характеристики, которые может использовать командир части при определении степень тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, к грубым проступкам относят:

  1. Нарушение правил уставного общения между военнослужащими;
  2. Не нахождение на месте службы без уважительных оснований гражданином, находящемся на военных сборах или призванным в установленном порядке;
  3. Неявка на службу без уважительных оснований после завершения срока увольнения, командировки, больничного или времени ежегодного отпуска;
  4. Отсутствие на месте несения службы контрактного военного свыше 4-х часов без достаточных для этого причин.
  5. Ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных в установленном порядке на гражданина;
  6. Невыполнение правил несения боевого и иного дежурства, а также гарнизонного патрулирования;
  7. Нанесение вреда, уничтожение имущества военной части, преступная растрата средств, а также нарушение установленного порядка сохранения ценностей, приведшее к аналогичным последствиям;
  8. Несоблюдение порядка обращения с взрывчатыми, радиоактивными и иными опасными веществами, боевым оружием, боеприпасами, которое повлекло за собой нанесение вреда здоровью служащих или иным неблагоприятным последствиям;
  9. Нарушение правил эксплуатации техники и оборудование, приведшее к в негативным результатам;
  10. Нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного вида опьянения;
  11. Действия руководителя, направленные на сокрытие информации, а также непринятие им мер по недопущению или прекращению дисциплинарного проступка военнослужащего, а также отказ от привлечения его к ответственности.

Однако положения действующего законодательства по квалификации тяжести правонарушения имеют рекомендательный характер. Командир части самостоятельно принимает решение о том, руководствоваться ими или нет. Также руководству необходимо учитывать характер совершенного проступка, а в некоторых случаях и личные качества военнослужащего, его отношение к службе и т.д.

Для военнослужащих служебная дисциплина является основополагающим элементом, поэтому по каждому факту её нарушения, даже незначительному, руководство должно провести соответствующее разбирательство. Если в совершении проступка принимало участие несколько граждан, то разбирательство может производиться как в отношении всей группы одновременно, так и для каждого провинившегося отдельно.

В процессе изучения обстоятельств происшествия перед командиром стоит задача определить:

  1. Время и дату совершения проступка;
  2. Какие нарушения были допущены;
  3. Лиц, принимавших участие в правонарушении, их личные данные, должности и звания;
  4. Мотивы и условия совершения указанных действий, обстоятельства подтверждающие вину нарушителей;
  5. Характеристики служащих, в отношении которых производится расследование;
  6. Последствия, которые повлекли за собой противоправные действия виновных лиц или их преступное бездействие;
  7. Отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также основания для исключения ответственности, если таковые имеются;
  8. Факты и детали, имеющие значение для рассмотрения дела.

В процессе проведения служебной проверки руководство обязано истребовать у военнослужащего письменные объяснения по факту совершенного им проступка. Однако законодательство не обязует его, их предоставлять. Оформление объяснительной является правом служащего и дается ему для изложения его точки зрения, которая должна быть учтена при рассмотрении правонарушения.

Отсутствие данного документа не является основанием для прекращения дисциплинарного производства в отношении виновного лица. Руководство со своей стороны обязано подтвердить факт отказа от дачи пояснений путем оформления соответствующего акта за подписями не мене двух свидетелей.

В качестве доказательств также могут быть использованы свидетельские показания, которые также должны быть оформлены в письменном виде. Они присоединяются к материалам служебной проверки наряду с заключениями экспертов, видео, фото и аудиозаписями, вещественными и документальными доказательствами. При наличии оснований, может производиться мед. освидетельствование военнослужащего. В случае отказа от его прохождения это будет расценено в качестве отягчающего обстоятельства.

Если в процессе проведения расследования были выявлены факты, указывающие на отсутствие вины военнослужащего, то возможность наложения дисциплинарного взыскания исключается.

После выяснения всех обстоятельств и принятия решения относительно налагаемого взыскания руководству необходимо оформить протокол, в котором указывается лицо, чья вина в совершенном проступке была доказана. Подпись служащего в данном документе также требуется. При отказе от подписи в протоколе делается соответствующая отметка, а его копия вручается виновному лицу.

В ряде случаев в процессе проведения служебной проверки, командиром могут быть выявлены обстоятельства, исключающие возможность наложения на военнослужащего дисциплинарного взыскания. Служащий не может быть привлечен к ответственности, за действия (бездействие):

  1. Совершенные при самозащите и защите третьих лиц, в том числе гражданских, а также их законных прав и интересов государства при возникновении опасных обстоятельств. В данном случае ключевым моментом при квалификации проступка будет определение соразмерности обороны, то есть недопустимости её превышения.
  2. Осуществляемые по приказу или команде руководства.
  3. Связанные с задержанием преступников для их последующей передачи представителям власти.
  4. Если была доказана их польза для общества, а целью совершенного поступка было предотвращение неблагоприятных событий, несущих угрозу жизни, здоровью, интересам граждан или государства.
  5. Были совершены под принуждением, вследствие которого военнослужащий не мог в полной мере владеть собой и контролировать свои поступки.

Помимо этого не допускается привлечение к ответственности в случае отсутствия прямых доказательств, подтверждающих факт совершения проступка. Также наложение взыскания невозможно на лиц, совершивших правонарушение вследствие психологического расстройства. Кроме того запрещается привлечение к дисциплинарной ответственности по норме закона, утратившего силу и по истечении срока давности совершенного правонарушения.

Помимо обстоятельств, исключающих возможность привлечения к ответственности, существуют и факты, позволяющие смягчить или отягчить наказание. К первым относится состояние аффекта, явка с повинной военнослужащего, совершившего проступок, его чистосердечное раскаянье и осуществление действий для предотвращения негативных последствий от совершенного правонарушения.

К отягчающим обстоятельствам относится повторное совершение дисциплинарных проступков, проведение массовых беспорядков, употребление наркотических и иных веществ, вызывающих состояние опьянения.

Все факты, которые имеют отношение к рассматриваемому проступку, учитываются руководством при вынесении окончательного решения.

Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:

  • в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
  • при задержании лица, совершившего преступление;
  • во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.

Также не допускается привлечение к ДО:

  • если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
  • после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).

Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:

  • нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
  • причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
  • нарушение не повлекло негативных последствий.

Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.

Также важным обстоятельством освобождения от ДО является окончание положенного срока. Общий срок привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности — 1 календарный год со дня совершения ДП. В тех случаях, когда о проступке стало известно только через несколько лет, привлекать за него к ДО запрещено.

Порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих

  • Образцы документов
  • Нормативные правовые акты
  • Судебная пратика
  • Консультация (вопрос-ответ) военного юриста

После того, как военнослужащий совершил дисциплинарный проступок или иное правонарушение, наступает дисциплинарная ответственность, характеризующаяся наложением дисциплинарных взысканий уполномоченными на это членами дисциплинарной власти.

Этот вид ответственности распространяется на служащих как по призыву, так и по контракту, а также пребывающих на сборы.

Ее основная цель заключается в том, чтобы охранять воинскую дисциплину и правопорядок, бороться с нарушениями и оказывать воспитательное действие на других военных.

Такого рода ответственность должна иметь два основания – правовое и фактическое. Первое определяется согласно установленным нормам в законодательных документах, а второе – совершение самого проступка, который подлежит наказанию.

При этом привлечение к этой ответственности не освобождает военнослужащего от дальнейшего исполнения им своих воинских обязанностей, а также от возмещения причиненного ущерба.

Каждый военнослужащий должен в полной мере выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать установленную в войсковой части дисциплину и общественный порядок, иначе им будет совершен дисциплинарный поступок, который обязывает привлечению к дисциплинарной ответственности.

За обычные ДП взыскание определяется командиром части, который также должен самостоятельно и определять степень тяжести правонарушения. Однако выделяют грубые дисциплинарные проступки, для которых предусмотрен ФЗ №199 от 01 декабря 2006 года особый процессуальный порядок, а дела рассматриваются военным судом.

К такого рода грубым правонарушениям военной дисциплины относят:

  1. нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
  2. своевольное оставление войсковой части или места сбора;
  3. отсутствие уважительных причин при неявке к установленному сроку после увольнения, командировки, отпуска или лечения;
  4. отсутствие военного, несущего службу на контрактной основе, в установленном месте без причины более четырех часов;
  5. увиливание от исполнения воинских обязанностей;
  6. неисполнение установленных правил, касающихся несения боевого дежурства, пограничной, караульной или внутренней службы и общественного порядка;
  7. нарушение правил патрулирования в гарнизоне;
  8. уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование и использование военного имущества, совершаемые умышленно или по неосторожности;
  9. нарушение правил обращения с боевым оружием, а также с опасными веществами, которое повлекло причинение вреда здоровью или другим неблагоприятным последствиям;
  10. нарушение правил эксплуатации военных транспортных средств;
  11. пребывание военнослужащего в наркотическом или алкогольном опьянении и отказ от медицинского освидетельствования;
  12. сокрытие информации или отсутствие принятия каких-либо мер наказания относительно провинившегося командиром части.

Согласно установленным нормам закона, за дисциплинарные проступки к военнослужащему могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности в виде таких взысканий, как:

  • обычный или строгий выговор;
  • невозможность уйти в очередное увольнение из войсковой части или корабля;
  • отнятие нагрудного отличительного знака;
  • предупреждение;
  • понижение в должности или в звании;
  • досрочное увольнение с контрактной службы;
  • отчисление из военного образовательного учреждения;
  • недопуск и исключение из военных сборов;
  • дисциплинарный арест, заключающийся в изоляции военного в гарнизонной или войсковой гауптвахте, при этом исключениями являются офицеры, лица женского пола и возрасте до 18 лет.

В качестве наказания не могут быть применены унижение человеческого достоинства, причинение виновному страданий или грубости.

Применение взыскания происходит в следующем порядке:

  1. Воинский начальник инициирует разбирательство.
  2. Устанавливается факт проступка, его причины и обстоятельства, а также виновные лица.
  3. Составляется протокол о нарушении.
  4. Начальник назначает взыскание или направляет дело для рассмотрения вышестоящему руководству или в суд.

Разбирательство должно завершиться в течение месяца. В целях обеспечения проверки начальник вправе задерживать подозреваемого военнослужащего, отстранять от выполнения обязанностей, заключать под стражу, изымать вещи и документы и проводить анализ документов, а также опрашивать свидетелей по делу.

В ходе разбирательства необходимо установить:

  • событие проступка (место, время и способ его совершения);
  • причины, обстоятельства и последствия проступка;
  • наличие вины, мотивы;
  • характеристика виновных лиц;
  • наличие исключительных обстоятельств;
  • наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Если проступок совершен несколькими лицами, то устанавливается степень вины и участия каждого.

Протокол о проступке должен содержать следующие сведения:

  • ФИО, звание и должность составителя;
  • ФИО виновного, его паспортные данные, звание и должность;
  • номер воинской части;
  • перечень свидетелей проступка;
  • список доказательств;
  • объяснения виновного;
  • обстоятельства проступка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата, печать и подпись командира части.

В качестве доказательств проступка могут выступать объяснения виновного, показания свидетелей, разъяснения специалистов, а также документы, фото- и видеоматериалы.

Образец протокола можно посмотреть здесь. После составления протокола командир части принимает решение о взыскании в течение двух суток.

Если решение не принято, протокол направляется вышестоящему воинскому начальству. Извещение вышестоящего начальства происходит обязательно, если проступок имеет уголовную или административную составляющую.

Взыскание, наложенное командиром части, может быть заменено вышестоящим руководством на более строгое, но не может быть уменьшено или отменено за исключением случая, когда повторное разбирательство не исключило или не уменьшило вину нарушителя.

Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения и реализуется в форме применения к правонарушителю административных санкций.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП РФ это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

При этом, к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний[50].

за административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст.ст. 5.1 – 5.26);

за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст.ст. 7.29 – 7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);

за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);

за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3);

за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.5);

за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8);

за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.1 – 18.4);

за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

Когда административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы (за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях), производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).

– предупреждение;

– административный штраф;

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

– административный арест;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

– дисквалификация;

– административное приостановление деятельности.

В ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ к военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается граждан, призванных на военные сборы;

административный арест не может быть применим ко всем категориям российских военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к ним в этом случае может быть применен дисциплинарный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ст. 3.10 КоАП РФ).

Лишение военнослужащих права управления транспортными средствами является лишением физического лица специального права (ст. 3.2 КоАП РФ), которое назначается судьей военного суда (ст. 3.8 КоАП РФ).

В то же время в отдельных случаях у военнослужащих может быть изъято водительское удостоверение на месте совершения административного правонарушения, т. е. до назначения судом указанного наказания. Согласно ст. 27.10 (п. 3) КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 207-ФЗ военная автомобильная инспекция с 1 января 2012 г. также получила полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях и вынесению решений по некоторым административным делам.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При этом, если военнослужащий уже привлечен компетентным органом или должностным лицом к административной ответственности, за тот же самый проступок он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 000 руб.; для должностных лиц – 50 000 руб.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискация назначается судьей. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация охотничьего оружия и боевых припасов, других орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению их законному собственнику, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном его владении.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца. Лишение специального права назначается судьей.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого оно являлось.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Вместе с тем, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей бо��ее строгое административное наказание.

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек одногодичный срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

совершение административного правонарушения группой лиц;

совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения. При длящемся правонарушении указанные сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня его обнаружения. Административное взыскание не применяется по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки привлечения правонарушителя к ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Пропуск компетентным органом и его должностными лицами срока привлечения к административной ответственности даже по уважительным причинам является своеобразным «освобождением» правонарушителя от административной ответственности.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные отличия административной ответственности от дисциплинарной и иных видов юридической ответственности.

2. Перечислите виды правонарушений, за которые военнослужащие несут ответственность на общих основаниях.

3. Охарактеризуйте основные виды административных наказаний.

4. Раскройте обстоятельства, смягчающие, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность военнослужащих.

5. Раскройте общий порядок и процедуру привлечения военнослужащих к административной ответственности.

Дисциплинарное производство является процессуальной формой привлечения к такому виду юридической ответственности как дисциплинарная, суть которой состоит в наложении субъектами дисциплинарной власти дисциплинарных взысканий на подчинённых им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки, а в предусмотренных законом случаях и за иные правонарушения. Поскольку дисциплинарное производство обеспечивает реализацию дисциплинарного принуждения, оно относится к числу административно-юрисдикционных производств, и ведётся в рамках внутриорганизационной деятельности.

Основные черты дисциплинарного производства обусловлены, прежде всего, особенностями самой дисциплинарной ответственности, реализацию которой оно обеспечивает. Эти черты состоят в следующем.

Правовую основу производства по дисциплинарным делам в органах внутренних дел составляют нормы главы 7 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации главы 6 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, приказа МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации», приказа МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Производство по дисциплинарному делу возбуждается в случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины, либо административного правонарушения, в соответствии с частью 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся:

  • в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, Должностного регламента (должностной инструкции), Правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;
  • в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению;
  • в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Последовательность возмещения различена при ограниченной и полной финансовой ответственности. При ограниченной потери возмещаются согласно приказу командования воинской части. Он издается не позднее четырнадцати дней после окончания расследования. Как предусматривает порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности, необходимую денежную сумму вычитают из денежной выплаты военного.

Законодателем установлено, что к военному имуществу относится вооружение вне зависимости от его видов, военная и иная техника воинской части, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продовольствие, вещевое имущество, имущество инженерное, а также иные предметы материального мира находящееся в ведении государства, вне зависимости от воинской организации, формирования и рода войск.

В законодательстве выделяют следующие основания для привлечения к военнослужащего к ответственности:

  1. Утрата военного имущества военнослужащим, т.е. выбывание из владения военнослужащего помимо его воли военного имущества ввиду непринятия должных мер для его сохранения;
  2. Повреждение и уничтожение имущества, причинение вреда военному имуществу, при котором оно потеряло свои полезный свойства полностью или частично, для определения степени ответственности в ходе разбирательство выясняется умышленно ли причинены повреждения или по неосторожности, данные обстоятельства выясняются командиром при проведении служебного разбирательства.

Реферат: Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Размер ущерба устанавливается по результатам проведенного административного расследования. Определяются объемы фактических потерь. Расчет производится исходя из цен, действовавших на дату выявления ущерба.

Принимается во внимание амортизация оборудования и техники, однако размер компенсируемых средств не должен быть ниже, чем утилизационная цена. В случае ущерба, произведенного несколькими лицами, размер материальной ответственности военнослужащих высчитывается индивидуально, исходя из вины каждого.

Современная армия обладает высоким уровнем оснащения: дорогая техника, сложное оборудование – все должно находиться в полной сохранности и боевой готовности. По уставу определена материальная ответственность военнослужащих, касающаяся вверенного имущества. На охране военной собственности стоит закон РФ № 161-ФЗ.

Во время разбирательства в суде важно учесть все обстоятельства, влияющие на вынесение справедливого решения. Если трудно разобраться с ними самостоятельно, то разумнее обратиться за правовой помощью к специалистам — нашим адвокатам по военным делам.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

(Сунна Н.) («Военно-юридический журнал», 2007, N 8) О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Н.

СУННА Сунна Н., помощник военного комиссара, г.

Балаково Возрастание в современных условиях роли воинской дисциплины — важнейшего составляющего элемента дисциплины государственной службы — в деле укрепления национальной безопасности государства и правопорядка, защиты интересов личности и общества во многом предопределило научное переосмысление и последующее закрепление на законодательном уровне института дисциплинарной ответственности военнослужащих.

С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»

(далее — Закон N 203-ФЗ), которым внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся юридической ответственности, уточнены виды дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, детально регламентирован институт дисциплинарного ареста, налагаемого исключительно в судебном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 декабря 2006 г.

N 199-ФЗ

«О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»

(далее — Закон N 199-ФЗ).

Дух и буква внесенных изменений направлены на модернизацию правового регулирования дисциплинарной ответственности; совершенствование практики деятельности военной организации государства и ее составных частей (войск, воинских формирований, государственных органов) в вопросах укрепления дисциплины и правопорядка; нормативное развитие мер воздействия, применяемых к военнослужащим воинскими должностными лицами, органами прокуратуры и судами по делам о воинских правонарушениях.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом своего правового положения (статуса военнослужащих).

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего: порядок

Все военнослужащие, любого статуса и ранга, отвечают перед законом.

К ответственности привлекаются служащие, совершившие проступок разной тяжести, в том числе — дисциплинарный. наступает в случае, когда во время выполнения должностных обязанностей совершается противоправное действие или бездействие, влекущие за собой нарушение воинской дисциплины и которое не подлежит уголовной или административной ответственности. Чтобы привлечь к дисциплинарной ответственности, руководство военнослужащего должно провести служебное расследование: уточнить обстоятельства произошедшего, собрать доказательства.

Военнослужащий, в отношении которого ведется разбирательство, имеет право получить доступ ко всем материалам дела, вносить пояснения и предоставлять собственные доказательства. Если дело относится к грубому правонарушению и ведется военным судом, для защиты своих прав военнослужащим может понадобиться юридическая помощь.

Юристы Военно-Правового центра окажут вам любую помощь по вопросам, связанным с дисциплинарными нарушениями Заказать консультацию Перечислим грубые проступки.

Нарушения уставных правил, которые регулируют отношения между военнослужащими. Отсутствие гражданина на месте службы без уважительной причины во время службы по призыву или на военных сборах.

Неявка на службу без уважительной причины после отгула, увольнения, командировки, отпуска или больничного. Отсутствие без видимых причин служащего по контракту на месте несения службы более 4-х часов. Отказ от выполнения служебных обязанностей (в том числе и в армии).

Ненадлежащее исполнение правил боевого дежурства, пограничной, караульной, внутренней службы, гарнизонного патрулирования и охраны общественного порядка. Намеренное или неосторожное уничтожение, повреждение, порча или незаконное использование военного имущества.

Несоблюдение правил сбережения военного имущества, приводящее к его утрате или повреждению.

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к , , , и в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения. Так, согласно Федерального закона 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, может быть привлечен к , , , и ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные*, виновные действия (бездействие)**, выражающиеся в нарушении , которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой или ответственности.

Примечание «»: *Противоправное деяние — общественно опасное, вредное деятние, не соответствующее предписанию (правилу поведения), установленному правовым актом. **Виновные действия — действия, совершенные лицом, осознающим противопровность своих действий (бездействия). Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарного воздействия (наказания) установлены «О статусе военнослужащих» и Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ).

Сосгласно ДУ ВС РФ принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство. Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением военнослужащего военной полиции, назначенного для проведения разбирательства, который может иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

2 47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

Статья 192 ТК РФ закрепляет за работодателем, то есть руководителем право привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности в случае, если последний допустил ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей либо вовсе не исполнил их без уважительной причины и по своей вине. Такое пренебрежительное отношение к трудовой дисциплине в трудовом праве подпадает под понятие «дисциплинарный проступок».

В зависимости от тяжести проступка, а также от их количества, к провинившемуся сотруднику могут быть применены замечание, выговор, или же работник может быть уволен по отрицательным основаниям.

Для того, чтобы застраховать себя от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности, необходимо внимательно ознакомиться с собственной должностной инструкцией, в которой перечислены все служебные обязанности. Кроме того, статьей 21 ТК РФ предусмотрены общие правила трудовой дисциплины, которые едины для всех категорий работников. В первую очередь это необходимость соблюдения правил внутреннего распорядка, требований по охране труда и обеспечению его безопасности, а также выполнение норм, предусмотренных для конкретной должности.

Чаще всего, поводами для наложения дисциплинарного взыскания становятся прогулы, появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии или отказ от исполнения распоряжения руководителя, если таковое предусмотрено трудовым договором.

Нередко работодатели используют это положение закона в качестве рычага давления на своих сотрудников, решивших устроить забастовку и не явиться в связи с этим на работу. Безусловно, отсутствие на рабочем месте без предъявления оправдательного документа будет расцениваться как прогул. Однако, участие в забастовке, согласно ст. 414 ТК РФ, нарушением трудовой дисциплины не является. А значит не может послужить основанием для привлечения к ответственности. Из этого правила есть только одно исключение – признание забастовки незаконной в судебном порядке.

Первое, что обязан сделать руководитель, выявив дисциплинарное нарушение, это затребовать письменное объяснение с предполагаемого виновника. Эта обязанность закреплена в ст. 193 ТК РФ, и никаких исключений из нее не существует.

Желая уйти от ответственности, работник нередко отказывается предоставлять объяснение. Это опрометчивое решение, поскольку, во-первых, такой отказ никаким образом не препятствует наложению дисциплинарного взыскания, а во-вторых, объяснение – это прекрасная возможность изложить собственное видение ситуации. Иногда приведенные причины оказываются столь весомыми, что работодатель может отказаться от намерения наказать сотрудника.

Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, имеет сроки давности, изложенные в той же ст. 193 ТК РФ. Так, наказание может быть применено не позднее месяца с момента обнаружения проступка и не позднее 6-ти месяцев с момента его совершения.
Излюбленные уловки провинившихся в виде экстренного ухода на больничный в этом случае не помогут – время болезни, а также пребывания в отпуске в срок давности не включаются.

Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в течение трех суток с момента издания. Время отсутствия на работе в этот срок тоже не учитывается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *