Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о проведении тендеров 223». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Закон о проведении конкурсов-тендеров 44-ФЗ содержит в себе положения, касающиеся:
- создания и развития здоровой экономической конкуренции, которая будет способствовать поднятию уровня экономики государства, улучшению качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- обеспечения гарантий предотвращения коррупции в сфере государственных торгов;
- создания основополагающих принципов открытости, гласности проводимых конкурсов;
- регулирования рационального использования целевых и нецелевых фондов государства.
Как работает федеральный закон о проведении конкурсов, аукционов и тендеров
С 01.07.2016 в силу вступили дополнения и изменения 44-ФЗ. Претерпела изменения ч. 32 ст. 112, регламентирующая закупки товаров, услуг и работ.
С 01.01.2017 действие положений 44-ФЗ распространяется на обеспечение государственных закупок Республики Крым и города Севастополь, имеющего федеральное значение. Изменения коснулись не только территорий, но и аудита, контроля и мониторинга в сфере вышеупомянутых закупок: с указанной даты государственные органы Республики Крым и Севастополя будут размещать информацию о тендерах или проводимых закупках в единой системе или в интернете.
П. 30 ч. 1 ст. 93 был существенно дополнен касательно определения поставщика на поставку продукции, связанной с избирательным процессом. Согласно ч. 3 ст. 14, ужесточаются требования к производителю и полному исключению иностранных компаний и производителей. Ужесточились требования к фармацевтическим компаниям, что исключает искусственное завышение цен на лекарственные препараты.
Немаловажна новая редакция ст. 96, а именно ч. 11: в старой редакции государственный заказчик мог осуществить реструктуризацию долгов коммерческого банка. В новой редакции заказчик осуществляет реструктуризацию долгов коммерческого банка в случае необходимости исполнения банковских гарантий.
Для того чтобы принять участие в тендере, и заказчику, и поставщику следует пройти через подготовительный этап.
Поскольку заявка размещается в Единой информационной системе (ЕИС), после чего, в ряде случаев, она не может быть отозвана или изменена, заказчику следует определиться со следующими моментами:
- какой именно товар (работа, услуга) требуется. Эта информация включает в себя наиболее точные характеристики, в том числе объем, единицы измерения и т.п.;
- в каком порядке будет производится оплата товара (работы, услуги);
- в какие сроки будет проводиться закупка товара (выполнена работа, оказана услуга);
- каковы гарантии на товар (работы, услуги);
- какие именно характеристики товара (работы, услуги) дают основание определить, что они идентичны тому, что было заказано.
На основе этой информации формируется запрос, который затем размещается в ЕИС, однако до момента размещения такого запроса порядок проведения тендеров предусматривает осуществление еще ряда шагов.
На подготовительном этапе руководитель организации издает приказ, регламентирующий участие в торге. После этого ответственным работникам поручается составление примерного контракта, который заключается с продавцом (поставщиком). Этот контракт включает в себя всю информацию, которая была приведена выше. Кроме того, необходимо будет составить техническое задание и предоставить обоснование цены контракта.
Обязательный документ при проведении открытых тендеров – извещение о проведении аукциона/конкурса/ и о запросе цен (котировок)/предложений. Такое извещение также необходимо разработать на подготовительном этапе.
Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:
Критерий сравнения | Федеральный закон №44 | Федеральный закон 223-фз |
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. | Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. | Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица. |
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. | Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. | Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения. |
Условия выполнения соглашений. | 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. | По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком. |
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. | Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. | Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке. |
Антидемпинговые санкции. | Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. | Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика. |
Возможность обжалований действий заказчика. | Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. | Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте. |
Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:
- Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
- Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
- Право на использование обширного перечня торговых площадок.
Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:
- Безотзывными.
- С определенным сроком действия.
- С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
- Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
- С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.
Законы о проведении торгов: 44-ФЗ и 223-ФЗ
Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:
- договор связан с государственной тайной;
- контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
- предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.
Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.
Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:
Вид документации | Срок подачи | Соответствующая ссылка на закон | |
Статья | Часть | ||
Положение о предполагаемых покупках | До пятнадцати дней с момента подписания. | 4 | 1 |
Внесенные изменения в первоначальный документ. | До пятнадцати дней с даты утверждения. | 4 | 1 |
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. | В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. | 3 | 2 |
Скорректированное извещение. | С течение трех дней. | 4 | 11 |
Данные о необходимых покупках. | Подается вместе с извещением. | 3 | 2 |
Толкование особенностей договора. | В течение трех суток с момента запроса. | 4 | 11 |
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. | Не более трех суток после подписи. | 4 | 12 |
Конечный протокол. | На протяжении трех дней с момента его составления. | 4 | 12 |
Подписанный контракт. | Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. | 4.1 | 2 |
Изменения в договор. | До десяти дней с момента принятия решения. | 4.1 | 2 |
Отчет. | До десятого числа следующего за отчетным месяца | 4 | 19 |
Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
- Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
- ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
- Заказчик обращался в судебные органы.
- Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
- Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
- Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
- К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
- Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.
Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.
Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 251 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-Ф3 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Изменения в законе о закупках товаров, работ, услуг юрлицами и в статье закона о контрактной системе в сфере закупок Изменения в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
223 Федеральный закон
Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.
Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).
Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.
Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.
В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.
-
Государственные и муниципальные органы;
-
«Росатом», «Роскосмос»;
-
Орган управления государственным внебюджетным фондом;
-
Государственные и муниципальные казенные учреждения;
-
Бюджетные учреждения;
-
Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.
-
Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;
-
Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);
-
Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);
-
Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).
Конкурентные способы*:
- Конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
- Аукционы — электронные и закрытые.
- Запросы котировок.
- Запросы предложений.
- Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.
Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика
* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.
Конкурентные способы:
- Конкурс.
- Аукцион.
- Запрос котировок.
- Запрос предложений.
- Закрытые способы закупок.
Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.
Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.
Основные положения федерального закона о конкурсах и тендерах 44-ФЗ
Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.
Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.
Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.
Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения и внесения изменений контракта прописываются Заказчиком в документации о закупке и проекте контракта согласно 44-ФЗ.
Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.
Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.
Данное издание содержит информацию по вопросам правоприменения закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», материал разработан под редакцией Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации в качестве практического пособия для исполнения закона.
Настоящее пособие рекомендуется специалистам по закупкам государственных компаний, госкорпораций, естественных монополий, унитарных предприятий, автономных учреждений и хозяйственных обществ, бюджетных учреждений и всем интересующимся регламентированными закупками.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).
Закон № 223-ФЗ устанавливает основные правила, которыми должны руководствоваться заказчики в своей закупочной деятельности. Каждый заказчик самостоятельно разрабатывает для себя правила проведения закупок с учетом особенностей своей хозяйственной деятельности.
В связи с отсутствием жесткой регламентации действий заказчиков, перед ними возникают задачи, связанные не только с правильным исполнением закона, но и с построением эффективной системы закупок, и эти задачи они должны решить самостоятельно.
Два года действия 223-ФЗ позволили сформировать достаточно обширную практику правоприменения норм Закона, но и показали, что у заказчиков все еще возникают вопросы относительно практического применения норм Закона №223-ФЗ.
Настоящее издание содержит рекомендации по разработке положения о закупках, ответы на наиболее сложные вопросы и подборку наиболее важных нормативных актов.
С точки зрения практика, ценность данной книги сложно переоценить – это и постатейный комментарий, и сборник прикладных рекомендаций по осуществлению закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, написанный доступным языком и понятный даже начинающим специалистам.
Книга предназначена, в первую очередь, для специалистов в сфере регламентированных закупок и рекомендуется Департаментом развития контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации в качестве практического пособия для исполнения закона.
Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ — таблица
Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве содержится перечень требований и ограничений, устанавливающих запрет на совершение заказчиками действий, не предусмотренных нормами Закона №223-ФЗ, в том числе нарушающих принципы и цели его создания.
Необходимо отметить, что общей «превенцией» борьбы с данными негативными явлениями в закупочной деятельности являются закупки в электронной форме, поскольку именно так возможность влияния на ход и результат данных закупок сводится к нулю. В этой связи, по нашему мнению, необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность проведения большинства закупок в рамках 223-ФЗ в электронной форме на ЭТП.
Кроме того, заслуживают поддержки обсуждаемый в экспертной среде проект изменений в 223-ФЗ, согласно которому Правительство РФ будет вправе устанавливать минимальный объем закупок в электронной форме, а также обязанность публиковать отчёт о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки в электронной форме.
Принципы, которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ и услуг, описаны в ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ и представляют собой особые самостоятельные нормативные средства правового регулирования отношений в сфере закупки товаров, работ и услуг.
К ним относятся:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Ввиду отсутствия в Законе №223-ФЗ детальной регламентации многих вопросов и процедур, а также рамочного характера многих его положений, именно закрепленные в Законе принципы направлены на унификацию характера воздействия его норм на общественные отношения в процессе закупочной деятельности.
Несоблюдение этих принципов может служить причиной для обжалования действий (бездействия) заказчика участником закупки в контролирующих органах. Судебная практика, результаты рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой, материалы прокурорских проверок показывают, что зачастую контролирующий орган (или судебная инстанция) для принятия решений руководствуется именно принципами закупок, изложенными в Законе №223-ФЗ.
Принцип состоит из нескольких близких по характеру принципов и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права и возможности для всех участников закупки, равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на необходимость исключения избирательного подхода, неравных действий в отношении тех или иных участников закупки, которые приводят к разным правовым последствиям для них.
Говоря о принципе отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, следует обратить внимание на ст. 4 Закона о защите конкуренции, которая определяет признаки ограничения конкуренции:
— сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
— рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
— отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
— определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
— иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом рассматриваемый принцип, исключая установление необоснованных ограничений конкуренции, признает возможность признания таких ограничений обоснованными. Поэтому в случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика контролирующий орган будет устанавливать, имеется ли у заказчика документальное обоснование для ограничения конкуренции.
Общие принципы закупки товаров, работ и услуг, описанные в предыдущей главе, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ касаются следующих видов юридических лиц:
- государственные корпорации;
- государственные компании;
- субъекты естественных монополий;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- государственные унитарные предприятия;
- муниципальные унитарные предприятия;
- автономные учреждения;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит перечисленным выше юридическим лицам;
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;
- бюджетные учреждения.
Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке — это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки – конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера AxisP1347-E (5 шт.) и сетевая видеокамера AxisP1347)».
Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.
В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.
Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).
В вопросе нарушения требований проведения тендеров по 223-ФЗ суд учитывает следующее:
- Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
- Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
- Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
- Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).
Рассматривая дела, в которых Заказчик обвиняется в нарушении Закона №135-ФЗ, суд исходит из того, что «для целей применения ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольному органу недостаточно установить, что заказчиком, действующим в рамках закона № 223-ФЗ, выбран товар определенного производителя, необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции» (дело №А71-11453/2012). При этом суд учитывает следующие обстоятельства:
- ограничительные требования предъявляются к участникам закупочной процедуры или к поставляемому товару;
- есть ли для данной продукции действующий рынок;
- может ли поставить данную продукцию неограниченный круг лиц;
- чем обоснована потребность заказчика в конкретной продукции.
Федеральный закон 223-ФЗ с последними изменениями и комментариями
Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 18 июля 2017 статей. Они коснулись следующих статей: 2, 6, 10, 16, 18, 19.
Статья 2
П 2 ст 2 был изменен. В нем перечисляются следующие понятия:
- Клиринговый брокер;
- Центральный контрагент;
- Оператор товарных поставок;
- Правила клиринга.
Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.
Нарушение по 223-ФЗ |
Сумма на должностное лицо, руб. |
Сумма на юрлицо, руб. Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.). В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими. В процессе деятельности в сфере закупок организации-заказчику необходимы специалисты, досконально знающие законодательство о закупках и умеющие применить их на практике. Однако содержать целый контрактный отдел весьма затратно. Выходом может стать такая услуга, как сопровождение учреждения, включающая помощь по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Сопровождение заказчика предполагает: Мы предлагаем комплексную поддержку закупочной деятельности заказчика, в строгом соответствии с требованиями законодательства, экспертизу документации, размещение информации по закупкам в соответствии с установленными сроками, организаци. и проведение закупок. Объем и стоимость сопровождения зависит от выбранного тарифа и входящих в него опций. Результат — снижение затрат времени и ресурсов организаций при ведении закупочной деятельности. Когда комплексное сопровождение учреждения необходимо? Помощь по 44-ФЗ и по 223-ФЗ особенно нужна в ситуациях, когда: — предстоят специфичные закупки, которые проводятся редко; — ожидаемы жалобы; — существует риск крупных штрафов или проверки; — недостаток или отсутствие компетентных сотрудников. Закон о контрактной системе предъявляет жесткие требования к заказчикам, а за постоянными изменениями в законодательстве сложно уследить. Всё это создает высокие риски нарушений при осуществлении закупочной деятельности. Заказчики часто сталкиваются со следующими проблемами: — не должным образом исполняется план-график, что чревато нарушением сроков расходования выделенного бюджета и неисполнением важных контрактов; — нарушение правил описания объекта закупки из-за незнания технических особенностей работ, услуг или товаров; — незнание актуальных требований, методических рекомендаций и практики ФАС. Комплексное сопровождение 44-ФЗ исключает возникновение таких ситуаций, а следовательно, и нарушений законодательства. Специалисты разместят всю необходимую информацию и отчетность своевременно, а документацию подготовят в строгом соответствии с требованиями закона, правильно сформируют НМЦК, проведут конкурентные закупки. Закупки по закону 223-ФЗ. Практическое пособие
При участии в конкурсах и аукционах, согласно статьи 44 федерального закона 44-ФЗ, требуется обеспечение заявки. Что под этим подразумевается? При участии в закупке по 44-ФЗ, электронная торговая площадка блокирует определенную сумму средств в качестве гарантии участия в тендере и соответствия предоставленной информации. Иными словами, поставщик таким образом гарантирует, что у него есть средства на исполнение обеспечения по 44-ФЗ своих обязательств. В случае отказа подписывать контракт, данная сумма может быть перечислена заказчику в качестве компенсации. Федеральная контрактная служба в РФ начала функционировать с начала 2014 года, а основанием для её создания стала необходимость изменений в управлении государственными закупками. КС осуществляет полный цикл госзакупок, этапами которых является:
Контрактная служба может быть реализована в виде 3 различных моделей:
Создавать контрактную службу заказчик может по своему усмотрению при условии, что годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год. Каждая государственная организация составляет планы и графики закупок: на основании Федерального Закона «О Бюджете» планы составляются на 3 года, графики формируются на 1 финансовый год. При планировании в закупках по 44-ФЗ указываются данные:
При госзакупках с бюджетом от 1 млрд.рублей понадобится общественное обсуждение, а регулируется это ст. 20 44-ФЗ. Глава 6. Возможные способы закупкиСогласно последним изменениям по 44-ФЗ, каждый заказ по госзакупкам проходит процедуру мониторинга. Представляет он собой процесс сбора, обобщения, систематизации и оценки данных о прохождении торгов и выполнения планов и планов графиков закупок. Проводить мониторинг может Министерство Финансов РФ. Целью данной процедуры согласно 44-ФЗ является:
Данный этап в процессе закупок по 44-ФЗ является довольно важным, поскольку здесь действует принцип обратного аукциона по цене. Начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ определяется заказчиком, на основе одного или нескольких регулируемых законом методов:
К поставщикам по 44-ФЗ применяются антидемпинговые меры в процессе работы по закупкам. Их суть в том, что при выявлении снижения итоговой цены на закупку в 25%, победитель тендера будет обязан предоставить гарантии или подтвердить информацией из реестра госзакупок. Заказчики принимают во внимание следующие документальные подтверждения от поставщиков:
При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:
Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ. В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке. Финальным этапом контракта является прием товаров или работ со стороны подрядчика и составление отчета по госзакупкам со стороны заказчика. Прием работ со стороны подрядчика в соответствии с требованием 44-ФЗ, заключается лишь в том, чтобы оповестить его о завершении работ и предоставить результат. Как правильно принять работы со стороны заказчика и какие документы оформить – это уже решает специалист по 44-ФЗ. Порядок приема результатов контракта регулируется ст. 94 и 34 Закона 44-ФЗ. Все сроки и порядок приема товаров, услуг и работ должны быть прописаны в договоре, а их неисполнение влечет за собой штрафы. По завершению контракта заказчик предоставляет подрядчику ТТН, акт выполненных работ либо документы об отказе с обоснованием. Глава 7. Закупки в электронной форме в соответствии с Законом №223-ФЗДо вступления в силу 44-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон № 94-ФЗ. Именно в этом нормативном акте впервые были введены правила конкурентных закупок для государственных и муниципальных учреждений. Ключевые отличия процедур госзакупок по Закону 94-ФЗ и действующему законодательству заключаются в следующем:
Помимо этого, Закон № 44-ФЗ расширил перечень мер по обеспечению участия в торгах и при исполнении госконтрактов, что значительно снизило риски заказчиков. Формы проведения тендеров также регламентируются Положением, которое разрабатывает сам заказчик. Единственное предписание по Федеральному Закону №223 – необходимость включения в перечень форм аукциона и конкурса. Но, в то же время, Заказчик имеет право внести в него и «иные виды конкурентных закупок», в том числе:
В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы. Основные из них:
При участии в конкурсных и аукционных мероприятиях согласно статьи 44 закона о госзакупках требуется предоставить обеспечение заявки. При участии в закупке электронная площадка проводит блокировку определенной суммы денежных средств, которую необходимо разместить на спецсчете. Это своего рода гарантия исполнения обязательств, и в случае отказа сумма перечисляется заказчику как компенсация. Такое обеспечение может быть предоставлено двумя способами:
Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право обратиться к единственному поставщику (неконкурентный способ закупки) или выбрать для себя конкурентный способ закупки. Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:
Необходимость ее создания была обусловлена изменениями в управлении госзакупок. Такое нововведение обеспечивает полный цикл следующих закупок:
Создавать такую контрактную службу госзаказчик может по своему усмотрению при условии, что его годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год. Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:
В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок. С 1 октября 2019 компании планируют закупки только по планам-графикам на три года, существующие ранее планы закупок отменены. Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК. Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:
Планы-графики публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней, если не содержат гостайны. Допуск СРО не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если размер обязательств по договору не превышает 3 млн. рублей (ч.2.1 ст.52 ГрК РФ). Пример: Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении на выполнение строительных работ, составляет 3,5 млн. рублей. Цена превышает 3 млн. рублей, значит Заказчиком в документации должно быть установлено требование о наличии у участников допуска СРО. Однако, если участник закупки в ходе торгов снизил цену до 2,9 млн. рублей, то быть членом СРО он не обязан. Соответственно, прикладывать выписку из реестра в составе своей заявки он не должен. Согласно ч.2.2 ст.52 ГрК РФ допуск СРО не требуется для государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных учреждений, а также организаций с госучастием для выполнения функций технического заказчика, а также в случае заключения договоров строительного подряда с:
А также допуск СРО не требуется для лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в п.1 — 3 ч.17 ст.51 ГрК РФ. К таким объектам относится строительство, реконструкция:
Похожие записи:
|
---|