- Новостройка

Закон о проведении тендеров 223

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о проведении тендеров 223». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон о проведении конкурсов-тендеров 44-ФЗ содержит в себе положения, касающиеся:

  • создания и развития здоровой экономической конкуренции, которая будет способствовать поднятию уровня экономики государства, улучшению качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • обеспечения гарантий предотвращения коррупции в сфере государственных торгов;
  • создания основополагающих принципов открытости, гласности проводимых конкурсов;
  • регулирования рационального использования целевых и нецелевых фондов государства.

Как работает федеральный закон о проведении конкурсов, аукционов и тендеров

С 01.07.2016 в силу вступили дополнения и изменения 44-ФЗ. Претерпела изменения ч. 32 ст. 112, регламентирующая закупки товаров, услуг и работ.

С 01.01.2017 действие положений 44-ФЗ распространяется на обеспечение государственных закупок Республики Крым и города Севастополь, имеющего федеральное значение. Изменения коснулись не только территорий, но и аудита, контроля и мониторинга в сфере вышеупомянутых закупок: с указанной даты государственные органы Республики Крым и Севастополя будут размещать информацию о тендерах или проводимых закупках в единой системе или в интернете.

П. 30 ч. 1 ст. 93 был существенно дополнен касательно определения поставщика на поставку продукции, связанной с избирательным процессом. Согласно ч. 3 ст. 14, ужесточаются требования к производителю и полному исключению иностранных компаний и производителей. Ужесточились требования к фармацевтическим компаниям, что исключает искусственное завышение цен на лекарственные препараты.

Немаловажна новая редакция ст. 96, а именно ч. 11: в старой редакции государственный заказчик мог осуществить реструктуризацию долгов коммерческого банка. В новой редакции заказчик осуществляет реструктуризацию долгов коммерческого банка в случае необходимости исполнения банковских гарантий.

Для того чтобы принять участие в тендере, и заказчику, и поставщику следует пройти через подготовительный этап.

Поскольку заявка размещается в Единой информационной системе (ЕИС), после чего, в ряде случаев, она не может быть отозвана или изменена, заказчику следует определиться со следующими моментами:

  • какой именно товар (работа, услуга) требуется. Эта информация включает в себя наиболее точные характеристики, в том числе объем, единицы измерения и т.п.;
  • в каком порядке будет производится оплата товара (работы, услуги);
  • в какие сроки будет проводиться закупка товара (выполнена работа, оказана услуга);
  • каковы гарантии на товар (работы, услуги);
  • какие именно характеристики товара (работы, услуги) дают основание определить, что они идентичны тому, что было заказано.

На основе этой информации формируется запрос, который затем размещается в ЕИС, однако до момента размещения такого запроса порядок проведения тендеров предусматривает осуществление еще ряда шагов.

На подготовительном этапе руководитель организации издает приказ, регламентирующий участие в торге. После этого ответственным работникам поручается составление примерного контракта, который заключается с продавцом (поставщиком). Этот контракт включает в себя всю информацию, которая была приведена выше. Кроме того, необходимо будет составить техническое задание и предоставить обоснование цены контракта.

Обязательный документ при проведении открытых тендеров – извещение о проведении аукциона/конкурса/ и о запросе цен (котировок)/предложений. Такое извещение также необходимо разработать на подготовительном этапе.

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Законы о проведении торгов: 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:

Вид документации Срок подачи

Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса.

4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

Простым языком о законе о госзакупках 223-ФЗ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 251 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-Ф3 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Изменения в законе о закупках товаров, работ, услуг юрлицами и в статье закона о контрактной системе в сфере закупок Изменения в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

223 Федеральный закон

Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.

  • Государственные и муниципальные органы;

  • «Росатом», «Роскосмос»;

  • Орган управления государственным внебюджетным фондом;

  • Государственные и муниципальные казенные учреждения;

  • Бюджетные учреждения;

  • Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.

  • Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;

  • Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);

  • Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);

  • Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).

Юридические и физические лица, в том числе ИП. Юридические и физические лица, в том числе ИП.

Конкурентные способы*:

  • Конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
  • Аукционы — электронные и закрытые.
  • Запросы котировок.
  • Запросы предложений.
  • Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.

Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика

* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.

Конкурентные способы:

  • Конкурс.
  • Аукцион.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.
  • Закрытые способы закупок.

Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.

Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.

Основные положения федерального закона о конкурсах и тендерах 44-ФЗ

Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.

Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.

Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.

Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения и внесения изменений контракта прописываются Заказчиком в документации о закупке и проекте контракта согласно 44-ФЗ.

Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.

Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.

Данное издание содержит информацию по вопросам правоприменения закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», материал разработан под редакцией Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации в качестве практического пособия для исполнения закона.

Настоящее пособие рекомендуется специалистам по закупкам государственных компаний, госкорпораций, естественных монополий, унитарных предприятий, автономных учреждений и хозяйственных обществ, бюджетных учреждений и всем интересующимся регламентированными закупками.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ устанавливает основные правила, которыми должны руководствоваться заказчики в своей закупочной деятельности. Каждый заказчик самостоятельно разрабатывает для себя правила проведения закупок с учетом особенностей своей хозяйственной деятельности.

В связи с отсутствием жесткой регламентации действий заказчиков, перед ними возникают задачи, связанные не только с правильным исполнением закона, но и с построением эффективной системы закупок, и эти задачи они должны решить самостоятельно.

Два года действия 223-ФЗ позволили сформировать достаточно обширную практику правоприменения норм Закона, но и показали, что у заказчиков все еще возникают вопросы относительно практического применения норм Закона №223-ФЗ.

Настоящее издание содержит рекомендации по разработке положения о закупках, ответы на наиболее сложные вопросы и подборку наиболее важных нормативных актов.

С точки зрения практика, ценность данной книги сложно переоценить – это и постатейный комментарий, и сборник прикладных рекомендаций по осуществлению закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, написанный доступным языком и понятный даже начинающим специалистам.

Книга предназначена, в первую очередь, для специалистов в сфере регламентированных закупок и рекомендуется Департаментом развития контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации в качестве практического пособия для исполнения закона.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ — таблица

Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве содержится перечень требований и ограничений, устанавливающих запрет на совершение заказчиками действий, не предусмотренных нормами Закона №223-ФЗ, в том числе нарушающих принципы и цели его создания.

Необходимо отметить, что общей «превенцией» борьбы с данными негативными явлениями в закупочной деятельности являются закупки в электронной форме, поскольку именно так возможность влияния на ход и результат данных закупок сводится к нулю. В этой связи, по нашему мнению, необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность проведения большинства закупок в рамках 223-ФЗ в электронной форме на ЭТП.

Кроме того, заслуживают поддержки обсуждаемый в экспертной среде проект изменений в 223-ФЗ, согласно которому Правительство РФ будет вправе устанавливать минимальный объем закупок в электронной форме, а также обязанность публиковать отчёт о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки в электронной форме.

Принципы, которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ и услуг, описаны в ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ и представляют собой особые самостоятельные нормативные средства правового регулирования отношений в сфере закупки товаров, работ и услуг.

К ним относятся:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Ввиду отсутствия в Законе №223-ФЗ детальной регламентации многих вопросов и процедур, а также рамочного характера многих его положений, именно закрепленные в Законе принципы направлены на унификацию характера воздействия его норм на общественные отношения в процессе закупочной деятельности.

Несоблюдение этих принципов может служить причиной для обжалования действий (бездействия) заказчика участником закупки в контролирующих органах. Судебная практика, результаты рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой, материалы прокурорских проверок показывают, что зачастую контролирующий орган (или судебная инстанция) для принятия решений руководствуется именно принципами закупок, изложенными в Законе №223-ФЗ.

Принцип состоит из нескольких близких по характеру принципов и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права и возможности для всех участников закупки, равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на необходимость исключения избирательного подхода, неравных действий в отношении тех или иных участников закупки, которые приводят к разным правовым последствиям для них.

Говоря о принципе отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, следует обратить внимание на ст. 4 Закона о защите конкуренции, которая определяет признаки ограничения конкуренции:

— сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

— рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

— отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

— определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

— иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом рассматриваемый принцип, исключая установление необоснованных ограничений конкуренции, признает возможность признания таких ограничений обоснованными. Поэтому в случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика контролирующий орган будет устанавливать, имеется ли у заказчика документальное обоснование для ограничения конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ и услуг, описанные в предыдущей главе, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ касаются следующих видов юридических лиц:

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит перечисленным выше юридическим лицам;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;
  • бюджетные учреждения.

Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке — это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки – конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера AxisP1347-E (5 шт.) и сетевая видеокамера AxisP1347)».

Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.

В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.

Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).

В вопросе нарушения требований проведения тендеров по 223-ФЗ суд учитывает следующее:

  • Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
  • Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
  • Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
  • Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).

Рассматривая дела, в которых Заказчик обвиняется в нарушении Закона №135-ФЗ, суд исходит из того, что «для целей применения ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольному органу недостаточно установить, что заказчиком, действующим в рамках закона № 223-ФЗ, выбран товар определенного производителя, необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции» (дело №А71-11453/2012). При этом суд учитывает следующие обстоятельства:

  • ограничительные требования предъявляются к участникам закупочной процедуры или к поставляемому товару;
  • есть ли для данной продукции действующий рынок;
  • может ли поставить данную продукцию неограниченный круг лиц;
  • чем обоснована потребность заказчика в конкретной продукции.

Федеральный закон 223-ФЗ с последними изменениями и комментариями

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 18 июля 2017 статей. Они коснулись следующих статей: 2, 6, 10, 16, 18, 19.

Статья 2

П 2 ст 2 был изменен. В нем перечисляются следующие понятия:

  • Клиринговый брокер;
  • Центральный контрагент;
  • Оператор товарных поставок;
  • Правила клиринга.

Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

В процессе деятельности в сфере закупок организации-заказчику необходимы специалисты, досконально знающие законодательство о закупках и умеющие применить их на практике. Однако содержать целый контрактный отдел весьма затратно. Выходом может стать такая услуга, как сопровождение учреждения, включающая помощь по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Сопровождение заказчика предполагает:

Мы предлагаем комплексную поддержку закупочной деятельности заказчика, в строгом соответствии с требованиями законодательства, экспертизу документации, размещение информации по закупкам в соответствии с установленными сроками, организаци. и проведение закупок.

Объем и стоимость сопровождения зависит от выбранного тарифа и входящих в него опций.

Результат — снижение затрат времени и ресурсов организаций при ведении закупочной деятельности.

Когда комплексное сопровождение учреждения необходимо?

Помощь по 44-ФЗ и по 223-ФЗ особенно нужна в ситуациях, когда:

— предстоят специфичные закупки, которые проводятся редко;

— ожидаемы жалобы;

— существует риск крупных штрафов или проверки;

— недостаток или отсутствие компетентных сотрудников.

Закон о контрактной системе предъявляет жесткие требования к заказчикам, а за постоянными изменениями в законодательстве сложно уследить. Всё это создает высокие риски нарушений при осуществлении закупочной деятельности. Заказчики часто сталкиваются со следующими проблемами:

— не должным образом исполняется план-график, что чревато нарушением сроков расходования выделенного бюджета и неисполнением важных контрактов;

— нарушение правил описания объекта закупки из-за незнания технических особенностей работ, услуг или товаров;

— незнание актуальных требований, методических рекомендаций и практики ФАС.

Комплексное сопровождение 44-ФЗ исключает возникновение таких ситуаций, а следовательно, и нарушений законодательства. Специалисты разместят всю необходимую информацию и отчетность своевременно, а документацию подготовят в строгом соответствии с требованиями закона, правильно сформируют НМЦК, проведут конкурентные закупки.

Закупки по закону 223-ФЗ. Практическое пособие

  • Планирование закупок и формирование плана закупок
  • Формирование закупок
  • Отражение результатов проведения закупки. Выбор поставщика
  • Отражение информации о заключенном контракте
  • Обмен с общероссийским сайтом закупок
  • Необходимость согласования документов
  • Финансовое планирование. Дополнение к «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 2.0»
  • 1С:Государственные и муниципальные закупки 8
  • Закупки. Дополнение к «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

При участии в конкурсах и аукционах, согласно статьи 44 федерального закона 44-ФЗ, требуется обеспечение заявки. Что под этим подразумевается?

При участии в закупке по 44-ФЗ, электронная торговая площадка блокирует определенную сумму средств в качестве гарантии участия в тендере и соответствия предоставленной информации. Иными словами, поставщик таким образом гарантирует, что у него есть средства на исполнение обеспечения по 44-ФЗ своих обязательств. В случае отказа подписывать контракт, данная сумма может быть перечислена заказчику в качестве компенсации.

Федеральная контрактная служба в РФ начала функционировать с начала 2014 года, а основанием для её создания стала необходимость изменений в управлении государственными закупками. КС осуществляет полный цикл госзакупок, этапами которых является:

  • планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
  • выбор подрядчиков;
  • заключение контрактов с поставщиками;
  • контроль за исполнением;
  • работа с претензиями и исками: формирование претензий, жалоб в ФАС по 44-ФЗ, составление заявлений в судебные инстанции.

Контрактная служба может быть реализована в виде 3 различных моделей:

  • служба со структурным подразделением;
  • служба без структурного подразделения;
  • контрактный управляющий.

Создавать контрактную службу заказчик может по своему усмотрению при условии, что годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.

Каждая государственная организация составляет планы и графики закупок: на основании Федерального Закона «О Бюджете» планы составляются на 3 года, графики формируются на 1 финансовый год.

При планировании в закупках по 44-ФЗ указываются данные:

  • идентификационный код;
  • цели и обоснования закупки;
  • сроки реализации закупки;
  • техническое задание.

При госзакупках с бюджетом от 1 млрд.рублей понадобится общественное обсуждение, а регулируется это ст. 20 44-ФЗ.

Глава 6. Возможные способы закупки

Согласно последним изменениям по 44-ФЗ, каждый заказ по госзакупкам проходит процедуру мониторинга. Представляет он собой процесс сбора, обобщения, систематизации и оценки данных о прохождении торгов и выполнения планов и планов графиков закупок.

Проводить мониторинг может Министерство Финансов РФ. Целью данной процедуры согласно 44-ФЗ является:

  1. Оценка уровня реализации целей, закрепленных в госпрограммах, исполнения международных обязательств и выполнение функций государственных органов власти.
  2. Анализ необходимости проведения закупок в соответствии с требованиями ст. 18 44-ФЗ, а именно, учет НМЦ договора, методы определения поставщиков, прозрачность проведения конкурсов и аукционов.

Данный этап в процессе закупок по 44-ФЗ является довольно важным, поскольку здесь действует принцип обратного аукциона по цене. Начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ определяется заказчиком, на основе одного или нескольких регулируемых законом методов:

  • сопоставления рыночных цен;
  • нормативный метод, регулируемый 19 ст. 44-ФЗ, основанный на нормах затрат, согласно настоящего закона;
  • тарифный метод, применяющийся к услугам по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, а также электроэнергетики, электросвязям и установке инженерных сетей (интернет);
  • проектно-сметная методика, применяющаяся в основном при капитальном строительстве, реконструкциях, капремонтах и других отраслях;
  • затратный метод, применяющийся в случае невозможности использования других методов.

К поставщикам по 44-ФЗ применяются антидемпинговые меры в процессе работы по закупкам. Их суть в том, что при выявлении снижения итоговой цены на закупку в 25%, победитель тендера будет обязан предоставить гарантии или подтвердить информацией из реестра госзакупок. Заказчики принимают во внимание следующие документальные подтверждения от поставщиков:

  • отсутствие штрафов и пеней по трем и более контрактам;
  • при отсутствии госконтрактов за последний год, следует предоставить информацию не менее чем за 4 договора за 2 года. Исполнение по 44-ФЗ 3 из 4 контрактов должно быть без штрафных санкций и начисления пени.

При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:

  1. Требования в ТЗ должны быть изложены максимально просто. Закон запрещает использовать без оговорки «или эквивалент» различные торговые знаки, бренды, патенты, а также любые другие наименования, ограничивающие конкуренцию. Исключение составляют товарные знаки, бренды, патенты, которые участвуют в ограниченных конкурсах и существует необходимость в закупке запчастей к тем или иным моделям техники.
  2. Описание заявки к закупке должно быть максимально подробно описано. Здесь могут использоваться спецификации, различные чертежи и планы, а также любые другие разрешенные Гражданским Кодексом документы.
  3. При закупке лекарственных средств заказчик должен указать непатентованные международные названия.
  4. Закупка товаров по 44-ФЗ осуществляется исключительно на новые, не бывшие в употреблении и в ремонте предметы.

Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ.

В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке.

Финальным этапом контракта является прием товаров или работ со стороны подрядчика и составление отчета по госзакупкам со стороны заказчика.

Прием работ со стороны подрядчика в соответствии с требованием 44-ФЗ, заключается лишь в том, чтобы оповестить его о завершении работ и предоставить результат. Как правильно принять работы со стороны заказчика и какие документы оформить – это уже решает специалист по 44-ФЗ.

Порядок приема результатов контракта регулируется ст. 94 и 34 Закона 44-ФЗ. Все сроки и порядок приема товаров, услуг и работ должны быть прописаны в договоре, а их неисполнение влечет за собой штрафы. По завершению контракта заказчик предоставляет подрядчику ТТН, акт выполненных работ либо документы об отказе с обоснованием.

Глава 7. Закупки в электронной форме в соответствии с Законом №223-ФЗ

До вступления в силу 44-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон № 94-ФЗ. Именно в этом нормативном акте впервые были введены правила конкурентных закупок для государственных и муниципальных учреждений. Ключевые отличия процедур госзакупок по Закону 94-ФЗ и действующему законодательству заключаются в следующем:

  • Закон № 94-ФЗ допускал проведение конкурентных процедур (конкурсы и аукционы) в документальной форме без электронных площадок, что существенно снижало прозрачность тендеров;
  • ранее действовавший закон позволял относительно легко дробить сумму по однородным закупкам на несколько отдельных контрактов, что приводило к злоупотреблениям со стороны заказчиков;
  • в Законе № 94-ФЗ практически полностью отсутствовали требования по составлению и регулярному обновлению план-графиков закупки, что не давало возможность участникам заблаговременно подготовиться к тендеру;
  • только с принятием Закона № 44-ФЗ о госзакупках была введена в действие полноценная система отчетов о завершенной закупке.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ расширил перечень мер по обеспечению участия в торгах и при исполнении госконтрактов, что значительно снизило риски заказчиков.

Формы проведения тендеров также регламентируются Положением, которое разрабатывает сам заказчик. Единственное предписание по Федеральному Закону №223 – необходимость включения в перечень форм аукциона и конкурса. Но, в то же время, Заказчик имеет право внести в него и «иные виды конкурентных закупок», в том числе:

  • запрос предложений;
  • запрос ценовых котировок;
  • конкурентные переговоры;
  • двухэтапные и селективные конкурсы;
  • тендеры с проведением процедур, выбранных заказчиком.

В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы. Основные из них:

  • открытость и прозрачность от начала проведения аукционов и торгов до момента заключения и исполнения госконтракта;
  • обеспечение конкуренции для участников закупок;
  • профессионализм государственных заказчиков;
  • стимулирование и мотивация инновационных решений в области закупок;
  • обеспечение единого подхода и принципов;
  • эффективность госзакупок и ответственность за конечный результат.

При участии в конкурсных и аукционных мероприятиях согласно статьи 44 закона о госзакупках требуется предоставить обеспечение заявки.

При участии в закупке электронная площадка проводит блокировку определенной суммы денежных средств, которую необходимо разместить на спецсчете. Это своего рода гарантия исполнения обязательств, и в случае отказа сумма перечисляется заказчику как компенсация.

Такое обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  • личные денежные средства, размещенные на специальном счете;
  • банковская гарантия — обязательство, при котором банк выступает гарантом.

Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право обратиться к единственному поставщику (неконкурентный способ закупки) или выбрать для себя конкурентный способ закупки.

Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:

  • открытый конкурс — применим, когда важна не только стоимость, но и качество конечных услуг. Предполагает равные открытые условия для всех участников, победителем становится поставщик с наиболее выгодными условиями;
  • открытый конкурс с ограниченным участием — предполагает получение доступа определенной категории поставщиков узкой и специфичной специализации;
  • открытый двухэтапный конкурс — на первом этапе происходит стандартная процедура подачи заявок от участников, а далее предусмотрен отсев по опыту, квалификации и качеству услуг заявителей;
  • закрытый конкурс — здесь заказчик сам определяет круг потенциальных участников. Это применимо, когда речь идет о закупках, в результате которых исполнитель получает доступ к государственной тайне. Такие закупки контролируются ФАС;
  • электронный аукцион — самый распространенный вид тендера, в рамках которого проводят до 60 % всех закупок;
  • запрос котировок — простая и оперативная процедура. Поставщик единожды предоставляет заявку с указанием стоимости своих услуг. Из всех предоставленных заказчик определяет лучшую;
  • запрос предложений — применим в случаях, когда по каким-то причинам не состоялся аукцион или требуется повторный конкурс. Заказчик самостоятельно обращается к исполнителям с просьбой предоставить актуальные цены и другие сведения.

Необходимость ее создания была обусловлена изменениями в управлении госзакупок. Такое нововведение обеспечивает полный цикл следующих закупок:

  • планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
  • выбор конкретных подрядчиков;
  • непосредственно заключение контрактов;
  • дальнейший контроль;
  • претензионная работа.

Создавать такую контрактную службу госзаказчик может по своему усмотрению при условии, что его годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.

Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:

  • заключение энергосервисных контрактов — в таких случаях максимальная цена определяется как стоимость фактически понесенных расходов в прошлом году и не может их превышать. Такой контракт заключается отдельно от других договоров на поставку товаров и услуг;
  • контракты на оказание услуг, направленных на оборону страны и поддержанию безопасности у единственного поставщика — при определении поставщика заказчик вправе обращаться в Правительство РФ с предложениями о возложении на оператора связи обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  • госконтракты при закупке товаров и услуг, включаемых в государственный оборонный заказ — правительство определяет перечень услуг, в соответствии с которым происходит выбор поставщика. Последний не вправе отказаться от заключения такого контракта;
  • контракты в сфере создания произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства — по условиям такого договора исключительные права принадлежат субъектам РФ, которые инициировали такой заказ;
  • закупки в соответствии с решениями Правительства РФ — весь порядок проведения сделок определяется и регламентируется Правительством;
  • закупки на территории иностранного государства — заказчики при таких контрактах вправе не размещать информацию в ЕИС.

В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок.

С 1 октября 2019 компании планируют закупки только по планам-графикам на три года, существующие ранее планы закупок отменены.

Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК. Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:

  • название, номер, требования к товарам и участникам,
  • способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • месяц и год объявления закупки,
  • информация о банковском сопровождении контракта,
  • применение критериев оценки закупки.

Планы-графики публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней, если не содержат гостайны.

Допуск СРО не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если размер обязательств по договору не превышает 3 млн. рублей (ч.2.1 ст.52 ГрК РФ).

Пример: Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении на выполнение строительных работ, составляет 3,5 млн. рублей. Цена превышает 3 млн. рублей, значит Заказчиком в документации должно быть установлено требование о наличии у участников допуска СРО. Однако, если участник закупки в ходе торгов снизил цену до 2,9 млн. рублей, то быть членом СРО он не обязан. Соответственно, прикладывать выписку из реестра в составе своей заявки он не должен.

Согласно ч.2.2 ст.52 ГрК РФ допуск СРО не требуется для государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных учреждений, а также организаций с госучастием для выполнения функций технического заказчика, а также в случае заключения договоров строительного подряда с:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • государственными корпорациями;
  • органами государственной власти субъектов РФ;
  • органами местного самоуправления.

А также допуск СРО не требуется для лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в п.1 — 3 ч.17 ст.51 ГрК РФ. К таким объектам относится строительство, реконструкция:

  • гаража;
  • жилого дома;
  • садового дома;
  • хозяйственных построек;
  • объектов индивидуального жилищного строительства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
  • строений и сооружений вспомогательного использования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *