Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация юридических лиц: общие положения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Гражданским кодексом реорганизацией юридического лица признается слияние, разделение и изменение организационно-правовой формы (преобразование). По общему правилу слияние и разделение юридических лиц, имеющих разную организационно-правовую форму, возможно, если это предусмотрено законом. Решение о реорганизации юридического лица, учрежденного согласно Закону, принимается в порядке, предусмотренном данным законом. Решение о реорганизации юридического лица, учрежденного на основании решения органа публичной власти, принимается этим органом. Для реорганизации публичного юридического лица, связанной с переходом имущества к правопреемнику, требуется согласие органа публичной власти.
Слияние (fuze) юридических лиц осуществляется путем присоединения (slouceni) или собственно слияния (splynuti) двух или нескольких юридических лиц. В случае присоединения происходит прекращение деятельности присоединяемого лица с одновременным переходом его прав и обязанностей к принимающему лицу (правопреемнику). При собственно слиянии все участвующие в реорганизации лица прекращают свою деятельность, а на их месте возникает новое юридическое лицо, к которому переходят права и обязанности юридических лиц, прекративших существование.
Реорганизация юридических лиц: общие положения
В имущественном обороте участвуют не только граждане, но и юридические лица — организации, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством.
Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).
I. В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации.
К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями).
Процесс создания юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.
При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- Непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов
- Представление их в ненадлежащий орган.
Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица могут быть предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.
Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).
В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках).
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.
Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБР, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.
Учредительные документы юридического лица.
Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы. В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.
Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав. К учредительным документам помимо устава, относится также учредительный договор. В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является. Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов.
Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания. Он содержит соглашение о создании юридического лица, определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК). Законами может быть установлена необходимость включения в учредительный договор и иных сведений, обязательных для той или иной организационно-правовой формы юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может содержать другие, не предписываемые, но и не противоречащие закону условия, о которых учредители юридического лица достигли соглашения.
Общие положения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц
Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК). Ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.
Прежде всего, право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его участникам. Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона. Например, согласно п.2 ст.119 ГК фонды могут ликвидироваться только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п.3 ст.61 ГК)
Например, требование о ликвидации юридического лица может быть заявлено, например, регистрирующим органом, налоговыми органами (см.: ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; подп. 16 п. 1 ст. 31 НК).
Деятельность юридического лица согласно ныне действующему ГК РФ прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.
Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц; преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, то есть приостановления деятельности ряда организаций.
Под реорганизацией юридического лица (ст. 57 ГК РФ) понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающиеся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).
Считается, что институт реорганизации своим появлением обязан потребностью в оперативном обороте больших имущественных комплексов без нарушения производственной и коммерческой деятельности предприятий. Хотя практике известны и иные случаи, когда слияние и присоединение использовались для восстановления фактически прекратившегося бизнеса путем его поглощения другим эффективно функционирующим субъектом. Иные, кроме оборота имущественных комплексов, правовые результаты, достигаемые в процессе реорганизации, а именно возникновение и прекращение юридических лиц, исторически являются сопутствующими. Несмотря на это, в современном российском гражданском законодательстве возникновение и прекращение юридических лиц является принципиальным для разграничения купли-продажи имущественного комплекса и реорганизации юридических лиц.
Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.
Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.
Далее необходимо произвести:
- государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
- государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
- государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.
В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Реорганизация осуществляется в пяти формах:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- преобразование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Понятие организационно-правовой формы используется в действующем законодательстве применительно к юридическому лицу. Так, согласно п. 2 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.
Понятие «организационно-правовые формы юридического лица» по объему уже, чем понятие «правовые формы субъектов предпринимательства», к числу которых наряду с юридическими лицами относятся индивидуальные предприниматели, а также неправосубъектные образования — предпринимательские объединения и обособленные структурные подразделения.
Настоящий параграф будет посвящен организационно-правовым формам собственно юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Рассматривая конструкцию юридического лица, следует отметить, что оно создается в первую очередь для оформления коллективных интересов участников; организует внутренние отношения между ними, преобразуя их волю в волю организации, позволяя ей выступать в имущественном обороте от собственного имени. Г. Ф. Шершеневич писал: «Понятие юридического лица играет как бы роль «скобок», в которых заключаются однородные интересы известной группы лиц для более упрощенного определения отношений этой коллективной личности к другим. Эти соединения могут быть публичного характера, как, например, дворянское общество, или же частного характера, как, например, акционерное товарищество»
Существует множество теорий происхождения юридического лица^ однако цель правовой конструкции юридического лица очевидна: она позволяет прежде всего ограничить ответственность его учредителей (участников), поскольку предпринимательские риски учредителя (участника) организации обычно сводятся к сумме вклада, внесенного в капитал соответствующей организации.
Анализ действующего законодательства и научной доктрины позволяет выделить следующие существенные признаки юридического лица,
1. Экономический признак, заключающийся в наличии у юридического лица обособленного имущества. Следует подчеркнуть, что имущество понимается здесь не только как материальные объекты (вещи, деньги), но и в соответствии со ст. 128 ГК РФ также как имущественные права, имеющие денежную оценку.
Создание субъектов предпринимательской деятельности. При том что действующий ГК РФ в ст. 50.1 называет лишь один способ создания юридического лица — решение учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица, нельзя не признать, что юридическое лицо может быть создано как в результате учреждения, так и в результате реорганизации. Полагаем, что понятие «создание» может использоваться как синоним «возникновения» и применяться как к учреждению юридических лиц (созданию вновь), так и к реорганизации (созданию в результате правопреемства). Такой подход реализован, например, в ст. 8 Закона об АО, согласно которой общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица.
Учреждение юридического лица — это создание одним или более субъектами права (учредителями) нового субъекта, который не является правопреемником другого юридического лица.
Пунктом 7 Методических указаний устанавливается, что оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации юридического лица имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации:
- либо по остаточной стоимости;
- либо по текущей рыночной стоимости;
- либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).
При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.
Оценка обязательств реорганизуемого предприятия в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Методических указаний, отражение в бухгалтерском учете процедуры реорганизации юридических лиц предполагает отдельное составление заключительной и промежуточной (годовой) бухгалтерской отчетности.
На день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения), реорганизуемым юридическим лицом, прекращающим свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей.
При этом в связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств реорганизуемого предприятия на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в Реестр соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций) в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемым юридическим лицом составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность.
Следует отметить, что числовые показатели промежуточной и (или) годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса.
Возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств следует раскрывать в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу.
Согласно пункту 10 Методических указаний, в случае составления передаточного акта или разделительного баланса непосредственно перед представлением соответствующих документов для государственной регистрации возникших (прекращения деятельности) реорганизуемых предприятий, а также оценки передаваемого имущества по остаточной стоимости (фактической себестоимости, первоначальной стоимости), а обязательств — в сумме, по которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете, числовые показатели промежуточной и (или) годовой и заключительной бухгалтерской отчетности могут соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса.
Передача имущества при реорганизации юридических лиц фактически является передачей права собственности на это имущество. В связи с этим определенную сложность вызывает квалификация фактов такой передачи для целей бухгалтерского учета, т.к. возникает вопрос: следует ли в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99 рассматривать данные операции как продажи.
Пунктом 11 комментируемого нормативного документа устанавливается, что передача имущества и обязательств при реорганизации по передаточному акту или разделительному балансу от одной организации к другой в порядке универсального правопреемства не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача.
Передача имущества и обязательств по передаточному акту или разделительному балансу организацией, передающей имущество и обязательства в порядке правопреемства, бухгалтерскими записями не отражается.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний, расходы, связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы, с регистрацией ценных бумаг, оплатой юридических услуг и др.), признаются юридическими лицами, участвующими в реорганизации, в качестве внереализационных расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы. В отчете о прибылях и убытках организации, осуществляющей эти расходы, указанные внереализационные расходы независимо от их существенности раскрываются обособленно по отдельной строке.
Энциклопедия судебной практики. Реорганизация юридического лица (Ст. 57 ГК)
Раздел IV Методических указаний посвящен особенностям формирования бухгалтерской отчетности при слиянии юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Согласно пункту 15 Методических указаний при реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, все реорганизуемые предприятия, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков.
При этом до даты внесения в Реестр записи о возникшем при реорганизации в форме слияния юридическом лице все операции, связанные с текущей деятельностью реорганизуемых предприятий, а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете организаций, прекращающих свою деятельность.
Все эти расходы должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности прекращающих свою деятельность организаций.
Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей в результате слияния организации на дату ее государственной регистрации формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытых убытков прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных предприятий.
При этом суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках предприятий, реорганизуемых в форме слияния, во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате слияния организации не производится.
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний, в случае, если договором о слиянии предусмотрено увеличение уставного капитала возникшей организации по сравнению с суммой уставных капиталов реорганизуемых предприятий, в том числе за счет собственных источников участвующих в реорганизации в форме слияния юридических лиц (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.), то во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей организации отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о слиянии.
В случае, если в договоре о слиянии предусмотрено уменьшение величины уставного капитала возникшей организации по сравнению с суммой уставных капиталов реорганизуемых предприятий, то во вступительной бухгалтерской отчетности возникшего юридического лица отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о слиянии.
При этом разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе правопреемника в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
В случае, если величина уставного капитала, предусмотренная договором о слиянии, не совпадает со стоимостью чистых активов возникшей организации, то соответствующие разницы отражаются по числовым показателям «Добавочный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» раздела «Капитал и резервы» вступительного бухгалтерского баланса.
Раздел V Методических указаний определяет особенности составления бухгалтерской отчетности при реорганизации юридических лиц в форме присоединения.
Здесь пунктом 20 Методических указаний устанавливается, что при реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности.
При этом производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяющейся организации.
Организация, у которой в процессе присоединения к ней другой (других) организации (организаций) на основании решения учредителей изменяется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации не формирует.
Напомним, что в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Порядок отражения в бухгалтерском учете присоединяющейся организации операций, осуществляемых до юридической регистрации факта присоединения аналогичен порядку, применяемому при отражении в учете слияния.
Пунктом 25 Методических указаний устанавливается, что в случае, если договором о присоединении предусмотрено увеличение уставного капитала правопреемника по сравнению с суммой уставных капиталов реорганизуемых предприятий, в том числе за счет собственных источников участвующих в реорганизации в форме присоединения юридических лиц (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.), то в бухгалтерской отчетности правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о присоединении.
Другое разъяснение касается ситуаций, когда в договоре о присоединении предусмотрено уменьшение величины уставного капитала правопреемника по сравнению с суммой уставных капиталов реорганизуемых предприятий.
В этом случае в бухгалтерской отчетности правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о присоединении.
При этом разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе правопреемника в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Если величина уставного капитала, предусмотренная договором о присоединении, не совпадает со стоимостью чистых активов правопреемника, то числовые показатели раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций формируются с использованием статей «Добавочный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Раздел VI Методических указаний определяет особенности составления бухгалтерской отчетности при разделении юридических лиц. Согласно пункту 3 статьи 58 ГК РФ, при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Таким образом, уже Гражданский кодекс РФ определяет разделительный баланс как основной документ, отражающий правопреемство вновь возникающих при разделении юридических лиц.
Согласно пункту 26 Методических указаний, при реорганизации предприятия в форме разделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности разделяющегося предприятия.
При этом никаких записей в бухгалтерском учете не производится.
Разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемым юридическим лицом не производится.
На день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникших организациях, юридическим лицом, прекращающим свою деятельность, выполняются учетные записи по закрытию последнего отчетного года по счетам учета продаж, учета прочих доходов и расходов в разрезе составляющих финансовый результат показателей.
При этом формируется нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) для составления заключительной бухгалтерской отчетности с разделением соответствующих числовых показателей в разрезе возникших организаций согласно разделительному балансу.
Как и в предыдущих случаях (слияние, присоединение), пунктом 28 Методических указаний определяется, что до внесения в Реестр записи о возникших в результате разделения юридических лицах все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемого предприятия, а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе затрат реорганизуемого юридического лица.
В заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия должны найти отражение записи бухгалтерского учета операций, произведенных в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации возникших при реорганизации в форме разделения юридических лиц.
На основе разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованного в форме разделения предприятия составляется вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации на дату государственной регистрации.
Раздел VIII Методических указаний определяет особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования. Пунктом 5 статьи 58 ГК РФ устанавливается, что преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний при составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемого в форме преобразования предприятия на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.
Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности этой организации.
При этом в соответствии с решением учредителей о порядке конвертации (обмена) акций (долей, паев) предприятий, реорганизуемых в форме преобразования, в (на) акции (доли, паи) возникшей организации во вступительной бухгалтерской отчетности возникшего предприятия отражается сформированный уставный капитал.
В случае, если в решении учредителей предусмотрено увеличение уставного капитала возникшей организации по сравнению с уставным капиталом преобразуемого предприятия, в том числе за счет собственных источников (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.), то во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате преобразования организации отражается величина уставного капитала, зафиксированная в решении учредителей.
В случае, если в решении учредителей предусмотрено уменьшение величины уставного капитала возникшей в результате преобразования организации, то во вступительной бухгалтерской отчетности этой организации отражается величина уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах.
Разница при этом подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе правопреемника в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Традиционно для современных российских нормативных документов по бухгалтерском учету завершает Методические указания раздел, посвященный раскрытию информации в бухгалтерской отчетности. Пункт 46 комментируемых Методических указаний устанавливает перечень информации, подлежащей раскрытию, начиная с даты принятия решения о проведении реорганизации.
Далее определяются особенности формирования и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации при различных формах реорганизации юридических лиц, которые были нами рассмотрены выше.
Правопреемство, связанное с реорганизацией юридических лиц в форме слияния, присоединения и преобразования, является универсальным. К юридическому лицу, к которому присоединилась другая организация либо возникшему в результате слияния и преобразования, переходят все права и обязанности юридического лица, утратившего правосубъектность. Документом, отражающим эти права и обязанности, является передаточный акт.
При реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения составляется разделительный баланс, в котором фиксируются права и обязанности, переходящие к вновь возникшим юридическим лицам и остающиеся за юридическим лицом, сохранившим правосубъектность в результате реорганизации.
Составлению передаточного акта и разделительного баланса обязательно должна предшествовать инвентаризация.
Юридические лица. Общие положения
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
«О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020)
«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«О производственных кооперативах»
-
Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«Об организованных торгах»
-
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«О рынке ценных бумаг»
Все документы >>>
Общие положения о прекращении юридических лиц
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566
«Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»
-
Распоряжение Президента РФ от 08.03.2005 N 84-рп
<Об официальном представителе Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации">
Все документы >>>
Каким образом действующее законодательство гарантирует права кредиторов реорганизуемого лица? ГК РФ посвящает данному вопросу ст. 60 и к основным гарантиям относит обязанность юридического лица в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения.
Кроме того, юридическое лицо обязано дважды разместить в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о своей реорганизации. Первый раз — после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, второй — не ранее чем по истечении одного месяца со дня размещения первого сообщения. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторам своих требований и иные сведения, предусмотренные законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1. Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Уведомление о реорганизации юридического лица: «Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации» Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»..
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
Прекращение юридического лица
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено правило, согласно которому «государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов. Решение уполномоченного органа о регистрации при отсутствии доказательств надлежащего уведомления кредиторов признается неправомерным, так как оно нарушает права и законные интересы кредиторов общества» Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Если же должник направил в адрес кредитора письмо, которое должно выполнять роль надлежащего уведомления, однако, открыв его кредитор обнаруживает подозрительные документы или «пустоту», то в таком случае можно составить акт об отсутствии вложения в почтовое отправление.
2.3 Право на досрочное исполнение обязательств и солидарная ответственность юридических лиц
- Правовая природа реорганизации юридических лиц, виды реорганизации 2016 / Гутенева М.С.
- Институт реорганизации юридического лица 2015 / Галазова Залина Викторовна
- Понятие и сущность реорганизации юридических лиц 2019 / Асия Мидихатовна Белялова
- Порядок осуществления прав кредиторов при реорганизации 2016 / Габов Андрей Владимирович
- ПРАВОВОЙ АЛГОРИТМ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ 2016 / Тамара Дмитриевна Чепига, Екатерина Алексеевна Виниченко
- Комбинированная реорганизация юридических лиц 2018 / Нуждин Т.А.
- Особенности принудительной реорганизации юридических лиц по действующему законодательству Российской Федерации 2011 / Нуждин Тарас Анатольевич
- О праве кредитора при проведении реорганизации потребовать досрочного исполнения обязательства, а при невозможности такого исполнения — прекращения обязательства и возмещения убытков 2016 / Габов Андрей Владимирович
- Реорганизация юридического лица в условиях реформирования российского гражданского законодательства 2013 / Казаченок Олеся Павловна, Мирина Нина Владимировна
- Реорганизация как способ прекращения юридических лиц: сущность, формы, правопреемство 2010 / Мифтахутдинов Р.Т.
Общие положения российского законодательства о реорганизации юридических лиц
- Залоговые конструкции в международной торговой практике 2014 / Понька В.Ф.
- Роль институтов гражданского права в минимизации последствий экономического кризиса 2011 / Витрянский Василий Владимирович
- О понятии и классификации юридических лиц публичного права 2010 / Чиркин Вениамин Евгеньевич
- Новые Основные положения гражданского права Китайской Народной Республики 2019 / Ербахаев Евгений Алексеевич
- Правовая характеристика частной собственности отдельных видов юридических лиц в условиях перехода Республики Узбекистан к рыночным отношениям 2010 / Бурханова Л. М.
- Правовой статус общества с ограниченной ответственностью по законодательству России 2013 / Сапко Снежана Ивановна
- Отрицательные признаки множественности лиц в гражданском праве 2014 / Ермолаев Серафим Николаевич
- Субъекты предпринимательства в России и Казахстане по новому законодательству 2016 / Андреевв Владимир Константинович
- Вопросы реорганизации юридических лиц 2008 / Буркова Лидия Николаевна
- К вопросу о сущности некоммерческого юридического лица 2011 / Сойфер Т. В.
1. Статьи 57 — 60 ГК РФ посвящены одному из случаев универсального правопреемства — реорганизации юридического лица. Реорганизация в зависимости от формы может являться основанием возникновения или прекращения юридического лица.
Существует пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии ранее существовавшие объединяющиеся юридические лица прекращаются и возникает новое. Присоединение означает прекращение присоединяющегося юридического лица; разделение влечет прекращение юридического лица, которое разделяется, и возникновение новых лиц. При выделении из состава юридического лица образуется одно или несколько новых юридических лиц. Наконец, преобразование юридического лица означает смену его организационно-правовой формы.
2. Реорганизация юридического лица может быть добровольной (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или принудительной (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда).
Как правило, добровольная реорганизация может осуществляться по усмотрению уполномоченных на то лиц или органов. Причины принятия такого решения не имеют юридического значения. Интересы кредиторов реорганизуемого в добровольном порядке юридического лица защищают положения ст. ст. 58 — 60 ГК РФ и другие нормы гражданского права. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, реорганизация допускается лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:
1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее — последний баланс; в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает 3 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
2) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд. рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
3) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).
На основании ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <1> в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» <2>.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.<2> Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.
3. Реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного либо нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Условия, при которых допускается принудительное разделение или выделение, определены ст. 38 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в силу норм банковского законодательства в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления реорганизации кредитной организации.
Реорганизация – длительный процесс, начинающийся на основании решения учредителей либо уполномоченного соответствующими учредительными документами лицом и считающийся оконченным в момент осуществления гос.регистрации правопреемника (исключение реорганизация в форме присоединения, которая не требует какой-либо регистрации в гос.органе правопреемника).
В общем, долг (задолженность) подразделяется на кредиторскую и дебиторскую, которые, в свою очередь, имеют более узкие классификации. Для самого юр.лица дебиторская задолженность фактически не является никакой задолженностью, а состоит из материальных и имущественных требований к иным хоз.субъектам и лицам, т.е. это то, что должны юр.лицу.
Кредиторская задолженность, напротив, все имеющиеся материальные и имущественные обязательства у хоз.субъекта перед другими юр. и физ.лицами.
Такая задолженность прекращается лишь при:
- исполнении принятого обязательства в полном объеме;
- ее списании, когда характеризуется в качестве невостребованной.
Кредиторская задолженность имеет более узкую классификацию долгов, в зависимости от вида кредитора:
- контрагенты (поставщики, подрядчики);
- персонал, который состоит в трудовых либо гражданско-правовых отношениях с хоз.субъектом;
- бюджет;
- гос.внебюджетные фонды;
- долги, образовавшиеся в результате займов, кредитов;
- прочие.
Функционирование каждого предприятия без исключения сопряжено с приобретением материалов, продукции, оборудования либо получения разного рода услуг.
Оплата за полученные товары и услуги не всегда производится при их получении, а может быть отсрочена на какое-то время оговоренное договором, фактически имеет место получение своего рода кредита у контрагента, что подлежит оформлению по бухгалтерии.
Клиенты выступают кредиторами предприятия, когда имеет места предоплата, т.е. юр.лицо получило оплату своих услуг или товаров, которые будут оказаны или предоставлены в будущем.
Государство выступает кредитором перед предприятием чаще всего когда образовывается задолженность перед бюджетом, например, просрочка налоговых платежей, штрафы и т.д., либо внебюджетных фондов, например, пенсионный фонд, фонд соц.защиты.
Основной случай возникновения долга перед сотрудниками – просрочка выплаты заработной платы либо иных выплат вытекающих из трудовых взаимоотношений и полагающихся работникам.
О порядке проведения принудительной реорганизации, написано тут.
Переход долгов хоз.субъекта при реорганизации закономерен и практически всегда неминуем – это напрямую предусмотрено гражданско-правовыми нормами. Вместе с тем имеют свои особенности оформления перехода долгов в зависимости от вида реорганизации.
Осуществляя выделение из своего состава самостоятельное юр.лицо или сразу группу юр.лиц, последние также получают ряд прав и обязанностей. Объем прав и обязанностей определяется передаточным актом.
Слияние предполагает создание из двух и более хоз.субъектов нового, который и фактически получает права и обязанности каждого из участвующих в процессе реорганизации субъектов, т.е. долги каждого из юр.лиц полностью переходят к вновь создаваемому субъекту.
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что в заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица подтверждается, в том числе, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Вместе с тем, в п. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в числе документов, которые необходимо представлять в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, не указаны документы, подтверждающие уведомление кредиторов реорганизуемого общества о его реорганизации.
Реорганизация Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. Реорганизацию хозяйственного общества можно провести в таких формах: преобразование, слияние, присоединение, разделение и выделение.
Отметим, что все формы реорганизации кроме выделения связаны с прекращением хозяйственного общества. В этом отношении можно проследить некоторое сходство реорганизации хозяйственного общества с его ликвидацией.
Сходство проявляется также и в некоторых процедурных вопросах, например, в необходимости уведомления кредиторов о начале процедуры реорганизации ликвидации , а также в необходимости погашения кредиторской задолженности.
Однако не следует путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку при реорганизации кроме выделения происходит прекращение хозяйственного общества хозяйственных обществ с переходом всего имущества, всех прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам правопреемникам , в то время как при ликвидации происходит прекращение хозяйственного общества без такого правопреемства.
Кроме того, величина обязательств, которые могут быть предъявлены обществу обществам при реорганизации, не ограничена, в отличие от существующего порядка ликвидации. В последнем случае величина погашаемой кредиторской задолженности не может превышать размер имущества должника денежных средств, полученных от продажи имущества должника.
Первый из указанных процессов предполагает, как правило, изменение принципов ведения бизнеса, в то время как второй — изменение организационно-правовой формы при преобразовании , состава собственников юридического лица, его имущества и обязательств при слиянии, присоединении, разделении и выделении.
Преобразование Преобразование заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица, например, когда АО преобразуются в ООО. Какие цели могут преследовать владельцы, принимая решение о преобразовании?
В первом из приведенных примеров владельцы, как правило, прибегают к преобразованию в целях сведения к минимуму публичности общества, для разрешения корпоративного конфликта или предотвращения его угрозы.
Как известно, преобразование АО в ООО минимизирует риск установления контроля за обществом со стороны внешнего инвестора или одного из акционеров.
Необходимо отметить, что при преобразовании, как правило, не происходит изменения величины имущества и обязательств юридического лица.
Указанная особенность преобразования отличает данную форму реорганизации от других, предусмотренных украинским законодательством. Так, при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения и выделения изменяется величина имущества и обязательств юридического лица.
Документом, на основании которого имущество, права и обязательства преобразуемого хозяйственного общества передаются преобразованному юридическому лицу, является передаточный акт.
Обычно процедура преобразования состоит из следующих этапов: проведение общего собрания участников акционеров хозяйственного общества и принятие решения о преобразовании общества в иную организационно-правовую форму; уведомление государственного регистратора о прекращении общества и назначение комиссии по прекращению.
С момента назначения такой комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами общества; уведомление кредиторов о проведении реорганизации общества в форме преобразования; получение требований кредиторов о погашении в том числе досрочном кредиторской задолженности.
Срок, на протяжении которого кредиторы могут предъявлять свои требования к обществу, не может быть меньше двух месяцев; начало процедуры конвертации прав участников акционеров на доли акции в уставном капитале преобразованного общества. Первая часть процедуры конвертации подразумевает образование задолженности перед участниками акционерами по получению акций долей в уставном капитале правопреемника; составление реестра требований кредиторов, погашение или отклонение требований, составление передаточного акта, содержащего сведения о правопреемстве всех обязательств общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами; государственная регистрация преобразования, переоформление лицензий; завершение процедуры конвертации прав участников акционеров в уставном капитале.
Вторая часть процедуры конвертации связана с погашением правопреемником задолженности перед акционерами участниками по получению акций долей в уставном капитале. В среднем процедура преобразования длится около полугода и более. Присоединение и слияние Присоединение связано с прекращением присоединяемого хозяйственного общества хозяйственных обществ и передачей всего его имущества, прав и обязательств присоединяющему обществу.
Присоединяющее хозяйственное общество будет правопреемником прекращенного общества обществ. Имущество, права и обязательства присоединяемого общества обществ переходят к присоединяющему обществу на основании передаточного акта.
Слияние означает прекращение двух или более юридических лиц и передачу их имущества, прав и обязательств вновь созданному лицу. Передача имущества, прав и обязательств производится на основании передаточного акта.
Слияния и присоединения также являются эффективным способом борьбы против конкурентов, хотя, с другой стороны, концентрация капитала может привести к обратному результату. Напомним, что государство осуществляет контроль за о��ъединением компаний.
Общая характеристика оснований и порядка реорганизации юридического лица
В первом случае происходит полное прекращение деятельности. Во втором — существует определенный порядок перехода прав, обязанностей и имущества от первоначального юридического лица к другим лицам. Он варьируется в зависимости от формы реорганизации. Существует пять видов процедуры: Присоединение. Используется, когда нужно сохранить ценные ресурсы торговая марка, лицензии или сертификаты одного из объединяющихся предприятий. После приобретения корпоративных прав ресурсы переходят к основному юридическому лицу, а другое предприятие прекращает свою деятельность.
Реорганизация Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. Реорганизацию хозяйственного общества можно провести в таких формах: преобразование, слияние, присоединение, разделение и выделение. Отметим, что все формы реорганизации кроме выделения связаны с прекращением хозяйственного общества. В этом отношении можно проследить некоторое сходство реорганизации хозяйственного общества с его ликвидацией. Сходство проявляется также и в некоторых процедурных вопросах, например, в необходимости уведомления кредиторов о начале процедуры реорганизации ликвидации , а также в необходимости погашения кредиторской задолженности. Однако не следует путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку при реорганизации кроме выделения происходит прекращение хозяйственного общества хозяйственных обществ с переходом всего имущества, всех прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам правопреемникам , в то время как при ликвидации происходит прекращение хозяйственного общества без такого правопреемства.
В стоимость услуг не входит стоимость юридического адреса, регистрация выпусков акций. При реорганизации в форме выделения происходит создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему им части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения деятельности последнего. Последовательность действий при реорганизации в форме выделения разделения подробнее 1. Проведение общего собрания участников акционеров общества по вопросу реорганизации общества в форме выделения разделения. На общем собрании участников акционеров реорганизуемого общества принимается решение о выделении разделении и утверждается договор о выделении разделении.
Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами ст.
Слияние компаний Слияние юридических лиц, в том числе слияние ООО, ЗАО и ОАО, является одной из форм реорганизации, в процессе которой две или более компаний прекращают свое существование, образуя новую организацию. При слиянии фирм происходит передача всех их прав и обязанностей вновь образованному юридическому лицу. Слияние организаций требует подачи заявления о регистрации в регистрирующий орган, который вносит запись о создании новой компании в ЕГРЮЛ. Слияние компаний обусловлено поиском путей к повышению их конкурентоспособности.
Похожие записи:
-