- Новостройка

Целевое назначение сервитута

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целевое назначение сервитута». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Условия соглашения устанавливаются сверху вниз, начиная с наименования – «Договор об установлении земельного сервитута». Ниже в шапке перечисляются:

  • наименование населенного пункта, в котором заключается договор;
  • дата оформления;
  • наименование предприятия, юридического лица или полное имя физического лица, выступающего землепользователем;
  • наименование предприятия, юридического лица или полное имя физического лица, выступающего сервитуарием.

Рассмотрим, что является предметом этого соглашения об установлении сервитута в отношении ЗУ. Предмет договора:

  1. указание на предоставление части или полной площади участка в ограниченное пользование в соответствии с условиями соглашения;
  2. адрес участка, обременяемого сервитутом, находящегося в собственности землепользователя;
  3. адрес участка, находящегося в собственности сервитуария;
  4. целевое назначение земельной площади;
  5. площадь участка в гектарах;
  6. границы сервитута в соответствии с кадастровым планом;
  7. цели заключения соглашения.

Земли рекреационного назначения

Основанием для внесения изменений в государственный реестр является заявление и соглашение о заключении сервитута с подписями сторон сделки. Для этого собственнику земли, обременяемой сервитутом, необходимо обратиться в Росреестр со следующим пакетом документов:

  • документ, свидетельствующий о праве собственности;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • схема границ сервитута и кадастровый план (при необходимости);
  • документ, свидетельствующий об оплате государственной пошлины.

Важно. При заключении соглашения на срок до 3-х лет регистрация сделки не проводится, если иное не предусмотрено договором.

По состоянию на 2019 г. стоимость госпошлины составляет 1,5 тыс. рублей для физических лиц и 6 тыс. рублей для юридических. По окончании процедуры заявитель получает свидетельство о регистрации. Срок рассмотрения и подготовки документов составляет 10 дней с момента подачи заявления или 3 дня, если соглашение заверено у нотариуса.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали тут.

  1. Земельные участки рекреационного назначения
  2. Состав земель рекреационного назначения
  3. Использование земель рекреационного назначения
  4. Заключение
  5. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения
  6. Список законов

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Целевое назначение земель в Украине

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Согласно ст. 7 ЗК РФ, по целевому назначению могут быть:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Каждая из групп содержит в себе подгруппы, т.е. дополнительно подразделяется по подцелевому назначению. Как устанавливает ч.2 ст.260 ГК РФ, пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. Использование для другого целевого назначения не допускается.

Раньше эти земли назывались землями поселений. Они предназначены для проживания людей. Они могут быть сельскими и городскими. Согласно ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Причем, в свою очередь, города подразделяются на ряд категорий – в зависимости от численности проживающих в них жителей.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, существует следующая классификация видов земель населенных пунктов:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • инженерные и составляющие транспортные инфраструктуры;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военные объекты;
  • иные территориальные зоны.

Эти земли определены в ст. 87 ЗК РФ. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (земли промышленности и иного специального назначения).

Согласно ст. 7, 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения составляют отдельную, самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Часть 2 ст. 87 дает перечень земель промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера задач, для решения которых они предназначены:

  • земли промышленности;
  • земли энергетики;
  • земли транспорта;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли иного специального назначения.

Обременение на земельный участок: городские и сельские сервитуты

К землям особо охраняемых территорий, в соответствии со ст. 94 ЗК РФ, относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые являются изъятыми согласно постановлениям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • природоохранного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • особо ценные земли.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) – ст. 101 ЗК РФ.

Ст. 6.1 Лесного кодекса относит к землям лесного фонда как лесные, так и, что важно, нелесные земли (ч.1). Федеральным законом от 27.12.2018 №538-ФЗ сделано НАКОНЕЦ-ТО уточнение, добавлена ч.4 ст.6.1: «Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств». Согласно ч.1 ст.3 ЛК РФ, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения. Поэтому Лесной кодекс имеет больший приоритет перед Земельным кодексом в области лесных отношений.

Что же, можно констатировать, что не прошло и каких-то 14 лет со дня принятия Лесного кодекса — и законодатель принял, пошевелившись (после «особо важных для государства» законах о пенсиях, фейках, митингах и др.) наконец-то, сию актуальную норму.

К землям водного фонда относятся земли (ст. 102 ЗК РФ):

  • покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
  • занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

К землям запаса, на основании ст. 102 ЗК РФ, относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст.80 ЗК РФ.

В России выделяется государственная, муниципальная и частная собственность на землю (земельные участки):

Государственная (федеральная, субъекта РФ): это форма собственности на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Муниципальная: это форма собственности на земельные участки, принадлежащие муниципальным образованиям. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления.

Частная: это такая форма собственности, которая позволяет юридическим и физическим лицам – гражданам (а также их объединениям, товариществам и т.д.), владеть, пользоваться, распоряжаться землей.

Земельный кодекс Республики Казахстан

В завершение можно сделать несколько выводов:

  1. Соглашение о наложении сервитута оформляется в письменном виде, согласно установленному образцу.
  2. В документе обязательно должны быть указаны все существенные моменты договора.
  3. Соглашение допускается не только с собственником земли.
  4. Обязательной процедурой является регистрация соглашения в Росреестре, за исключением договора заключенного сроком менее чем на три года.

Он устанавливается в отношении участка для реализации на нем различных урбанистических нужд (например, для строительства жилья).

В этом случае он также устанавливается для использования «служебного» надела с целью улучшения господствующего имущества. В зависимости от конкретных способов использования различают следующие его категории:

Разделение сервитутов на городские и сельские обусловлено, прежде всего, наличием между ними существенных различий и отличительных признаков. Для более удобного сравнения этих двух видов обременения, которое может быть установлено на земельный участок, стоит представить их основные характеристики в виде таблицы:

Критерий для сравнения Городской сервитут Сельский сервитут
Виды участков, в отношении которых он чаще всего применяется Расположенные в городской черте. Однако возможность их установления по отношению к тем, что находятся за пределами города, также не исключается. Просто первая ситуация встречается чаще всего. Расположенные в сельской местности. Аналогично, в отдельных случаях могут быть установлены и по отношению к земле, которая находится в городе.
Возможные цели установления Урбанистические (возведение дома, жилой постройки, спуск лишней воды и т. д.) Сельскохозяйственные (пасти скот, прогонять его к водопою, хранить плоды, черпать воду, добывать некоторые природные ресурсы и т. п.)
Виды На опоры, на окна, на использование пространства, на стоки Дорожные, водные, прочие

Из таблицы видно, что разница между двумя данными видов сервитутов (городскими и сельскими) является весьма существенной, а каждый из этих видов включает в себя множество различных направлений и возможностей для владельца такого вещного права.

Поэтому данная классификация, возникшая множество столетий назад, остается актуальной и в современных условиях.

1. Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель (территории).

3. На территории Республики Казахстан по природным условиям выделяются следующие зоны:

1) лесостепная;

2) степная;

3) сухостепная;

4) полупустынная;

5) пустынная;

6) предгорно-пустынно-степная;

7) субтропическая пустынная;

8) субтропическо-предгорно-пустынная;

9) среднеазиатская горная;

10) южно-сибирская горная.

Отнесение земель к категориям, указанным в статье 1 настоящего Кодекса, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производятся Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения в пределах их компетенции по предоставлению и изъятию земельных участков, в том числе для государственных нужд, установленной настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;

2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3) охраны и рационального использования земель;

4) обеспечения экологической безопасности;

5) целевого использования земель;

6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;

8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;

10) платности использования земли.

Задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются: установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования, порядка осуществления прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды; создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования; охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства; создание и развитие рынка недвижимости; укрепление законности в области земельных отношений.

1. Земельное законодательство в Республике Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Казахстан. Особенности правового регулирования отдельных категорий земель земельного фонда Республики Казахстан устанавливаются законами Республики Казахстан.

2. Отношения по использованию и охране недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.

3. Осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вред земле как природному ресурсу и иным объектам окружающей среды, а также правам и законным интересам других лиц.

4. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, лесным, водным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о недрах, о растительном и животном мире, особо охраняемых природных территориях.

5. Права физических и юридических лиц в области земельных отношений не могут быть ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан.

6. Иностранцы, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законодательными актами Республики Казахстан.

7. Право землепользования других государств на территории Республики Казахстан возникает в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к земельным отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание законодательного акта.

1. Зонирование — определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования.

1-1. Зонирование земель в населенных пунктах проводится в целях определения границ оценочных зон и поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки.

2. Организацию зонирования земель на уровне областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения. Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения.

3. Исключен Законом РК от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст. 2 Закона № 116).

4. Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель является для субъектов земельных правоотношений обязательным.

5. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств.

Понятие, содержание, виды земельного сервитута

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 18.07.2019)

      «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 247-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О государственной регистрации недвижимости»

    • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

      «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

      «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

    Все документы >>>

    Главным назначением земель сельхозназначения является:

    • производство разнообразной сельхозпродукции;
    • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
    • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

    Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.

    По этому качеству они подразделяются на:

    • пашни;
    • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
    • сенокосы;
    • пастбища;
    • дороги и скотопрогонные полосы;
    • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
    • площади под дворами и хозпостройками;
    • неиспользуемые наделы.

    Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

    • транспортными магистралями;
    • линями связи и электропередач;
    • трубопроводами;
    • объектами оборонного комплекса и т. д.

    Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

    Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

    Целевое назначение земель в Российской Федерации

    Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:

    1. Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
    2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
    3. Земли поселений скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
    4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
    5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
    6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

    Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.

    Земли можно переводить из одной категории в другую.

    Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

    Виды целевого назначения прописаны в Земельном кодексе РФ и выделяют:

    • земли сельскохозяйственного назначения,
    • земли городских поселений. В этой статье вы узнаете, что такое земли поселений;
    • земли лесного фонда,
    • земли водного фонда,
    • резервные земли (земли запаса),
    • особо охраняемые территории,
    • земли промышленного назначения,
    • земли обороны, безопасности.

    Виды целевого назначения земель определяются перечнем основного использования земли, их функционалом. Данное деление необходимо, во-первых, для установления правовых аспектов пользования участками, а во-вторых, для зонирования территории, которое в итоге разграничивает мало совместимые виды деятельности, сохраняет земельный фонд и природное разнообразие.

    Земельный кодекс РФ дает определение землям населенных пунктов, как предназначенных для застройки и отделенных от других территорий.

    Выделяют:

    • сельские населенные пункты,
    • городские населенные пункты,
    • поселения,
    • межселенные территории,
    • муниципальные районы,
    • городские округа,
    • муниципальные образования.

    В зависимости от выданного статуса определяются виды управления территориями, а также принимаются решения по определенному типу застройки и развития. Эти данные попадают в градостроительную документацию населенного пункта.

    Использование земель городских поселений определяется правовыми актами, которые касаются каждого из типов деятельности в рамках города или поселка. Эти документы регламентируют права и обязанности всех заинтересованных сторон – собственников, арендаторов, муниципальные органы.

    Перечень основных нормативно-правовых актов для земель городского поселения:

    • градостроительный регламент,
    • генеральный план поселения,
    • правила землепользования и застройки,
    • функциональные зоны,
    • территориальное планирование.

    Важно! Решение об изменении границ земель городского поселения всегда происходит по согласованию органов местного самоуправления с федеральными органами. Переход земель из одной категории в другую не требует согласования с собственниками, прилегающих к городскому поселению земель.

    Интенсивное зонирование земель городского поселения приводит к тому, что в рамках городской черты могут сосуществовать фактически участки самого разного землепользования, например промышленные зоны и зоны жилой застройки, зоны специального назначения и сельскохозяйственного пользования.

    Такая четкая зональность находит свое отражение в виде разрешенного использования (ВРИ), и определяет, в частности, здания какого типа может быть построено в указанной зоне.

    Например, если ВРИ содержит запись «для индивидуального жилищного строительства», собственник такого участка не имеет права на своей земле возводить бетонный завод или ферму с кроликами. Кроме того, данная запись ограничит собственника и в этажности дома — не более 3-х этажей.

    Вся информация по вопросу ВРИ участка доступна в открытых источниках. В частности, узнать статус и ВРИ участка можно по публичной кадастровой карте после предоставления данных, которые собственник может найти в кадастровом паспорте земли.

    Вторым типом видов разрешенной деятельности являются условно разрешенные. Из названия следует, что данные ВРИ не являются прямыми, основными, и их определение требует дополнительных согласований в Комиссии по землепользованию и застройке.

    Выбор условно разрешенного ВРИ допустим вместо основного вида разрешенной деятельности, но никогда не может коренным образом ему противоречить.

    Какие шаги следует предпринять, чтобы получить желаемые условно разрешенный ВРИ:

    1. Собственник участка обязан составить в письменном виде заявление с указанием желаемого условно разрешенного ВРИ и направить его на комиссию по земельным делам при органах местного самоуправления.
    2. Согласно пунктам Градостроительного кодекса, органы самоуправления обязаны организовать публичные слушания, на которых обсуждается вопрос. По итогам слушаний выносится решение.
    3. Положительное решение в письменном виде о предоставлении условно разрешенного ВРИ для участка является основанием для внесения новой записи о статусе участка в кадастр недвижимости и кадастровый паспорт земельного участка.

    Получение условно разрешенного ВРИ для участка, снимает огромное количество вопросов по правомерности возведения тех или иных объектов. Главным здесь является правильно составленное обоснование к заявлению о получении условно разрешенного ВРИ, в котором обязательно должна содержаться информация о необходимости планируемого объекта для инфраструктуры в целом и населения.

    Примерами получения условных ВРИ являются:

    • Разрешения на возведение зданий, превышающих общую этажность застройки,
    • Возведение спортзалов, бассейнов, офисных зданий,
    • Временные торговые объекты: ларьки, киоски, магазинчик в непостоянных зданиях,
    • Больницы и пункты «Скорой помощи»,
    • Постоянные гаражи и паркинги.

    Виды целевого назначения земельного участка по закону

    Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.

    Их различие в том, что публичный сервитут устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц, а частный – в интересах определенного лица или группы лиц, и по отношению к определенному земельному участку.

    Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:

    1. Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
    2. При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
    3. Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
    4. Для занятий пчеловодством.
    5. В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
    6. Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
    7. При размещении на участке межевых точек.
    8. При проведении дренажных работ.
    9. Для прогона скота.
    10. Для осуществления охоты.
    11. Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
    12. Для проведения научно-исследовательских работ.

    Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

    Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

    Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

    1. аренды;
    2. концессии;
    3. на безвозмездной основе;
    4. не длительного пользования.

    Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

    Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать тут.

    Сервитут может быть установлен как добровольно – через заключение договора с собственником земельного участка, так и принудительно – через судебную инстанцию либо через нормативный акт органов государственной власти регионов, местного самоуправления.

    Независимо от способа установления, сервитут может быть срочным – тогда устанавливается срок действия обременения – и может быть бессрочным, без установления срока действия.

    Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут (их называют обладателями сервитута), плату за пользование своим участком.

    Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре, а сведения об обременении вносятся в ЕГРН.

    Часто граждане и юридические лица не могут прийти к компромиссу по поводу установления сервитута: не могут договориться о стоимости пользования земельным участком, о площади обременения, о сроках наложения обременения. В том случае, если диалог зашел в тупик, единственный выход – обращение в суд. Если спор идет между гражданами, обращаться необходимо в районный либо городской суд. Если одна из сторон – юридическое лицо, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

    Заинтересованная сторона должна обратиться с иском в тот районный, городской или арбитражный суд, к которому принадлежит земельный участок по территориальной подсудности. Перед обращением истец должен убедиться в обоснованности заявленных требований, так как обременение в виде сервитута – это, прежде всего, крайняя необходимость в отсутствие иных вариантов, а не роскошь выбора только потому, что «я так хочу».

    По возможности истец должен заходить на судебную процедуру с уже готовыми вариантами возможных схем установления сервитута. Для этого ему следует обратиться к земельным экспертам и судебным юристам – они помогут сориентировать заявителя по оптимальному способу (способам) из возможных, ведь нужно соблюсти баланс интересов сторон. Также надо понимать, что чем больше по площади земельный участок находится под сервитутом, тем он дороже для заявителя: редко (практически никогда) собственники земли передают землю в ограниченное пользование на безвозмездной основе. Поэтому вопрос о стоимости условной «аренды» также должен стоять перед экспертом.

    Граждане и юридические лица обычно не обладают должными познаниями в земельной сфере, поэтому в рамках судебного разбирательства для исследования участков практически всегда назначается экспертиза. Проводится анализ земли (сопоставляется целевое назначение земельного участка с фактическим дальнейшим использованием участка), оцениваются риски для земельного участка в случае его использования не по назначению и возможность ухудшения его свойств, производятся замеры земли, устанавливается возможность прокладывания одного или нескольких возможных путей (если они одинаковые по площади и длине), к примеру, для доступа граждан к своему участку через сквозной проход по земле, принадлежащей соседям. На судебный процесс также может быть допущен кадастровый инженер – для рекомендаций по вышеупомянутым положениям относительно определения места и размеров земельного участка под ограниченное пользование.

    • 1-комнатные квартиры
    • 2-комнатные квартиры
    • 3-комнатные квартиры
    • купить комнату
    • 1-комнатные квартиры
    • 2-комнатные квартиры
    • 3-комнатные квартиры
    • снять комнату в квартире
    • купить дом
    • купить участок
    • снять дом

    На сегодняшний день разрешение на изменение целевого назначения уже не нужно. Для первого шага собственнику необходимо составить нотариально заверенное заявление на изменение целевого назначения земельного участка. Именно это заявление и будет основанием для разработки проекта землеустройства по изменению целевого назначения земли в следующем шаге.

    После получения позитивных заключений в результате согласования, проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка передается на утверждение в орган местного самоуправления (поселкового, сельского, городского совета народных депутатов). Орган местного самоуправления на очередной сессии принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении проекта землеустройства. Отказ в утверждении проекта землеустройства может быть обжалован в судебном порядке. Смотрите решение об утверждении проекта изменения целевого назначения земельного участка в качестве образца.

    Здесь стоит также указать, что утверждение проекта по земельному участку, который находится за пределами населенного пункта, осуществляется районной государственной администрацией, а не местным советом, в форме распоряжения об утверждении проекта изменения целевого назначения земельного участка.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *