- Новостройка

Законы рф о нарушении прав человека

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы рф о нарушении прав человека». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Закон «О защите прав потребителей»

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Трудовые права граждан Право на охрану здоровья Жилищные права граждан Пенсионные права граждан и соцобеспечение Право на получение бесплатного образования
Человек имеет полное право ходить или не ходить на работу. Бесплатная медицинская помощь в госучреждениях. Никто не имеет права лишать личности права на жилое помещение. Органы социальной защиты граждан образуют систему, которая проводит деятельность, направленную на социальное обеспечение различных групп населения. Дошкольное образование.
Принуждение к труду не допускается. Свободный выбор врача или врачебной практики. Многодетные и бедные имеют право на бесплатное получение квартиры. Обеспечение пенсией по причине старости, инвалидности, потери кормильца. Школьное.
Свободные выбор места работы и профессии. Государственные структуры выделяют деньги на оздоровительные мероприятия. Государственные структуры должны субсидировать постройку нового жилья. Пособие в случае временной нетрудоспособности. Профессиональное.
Контроль условий труда. Контроль состояния окружающей среды. Жилищные права можно оспаривать в зале суда. Безработные имеют право на получение пособия. Высшее (на условиях прохождения конкурса)
Каждый работающий имеет право на оплату (таблица 3) без какого-либо ущемления в правах. Если вред здоровью нанесен по вине государства, то расходы, связанные с мед. помощью должны быть компенсированы. Выплаты на несовершеннолетних детей, при беременности и родах.
Минимальная заработная плата установлена на уровне государства. Медицинская помощь может предоставляться за счет бюджетных денег, страховых организаций или средств частных лиц. Постоянно проживающие за границей, но имеющие гражданство РФ, имеют право на пенсионное обеспечение.
Возможность уехать на отдых и получить при этом оплачиваемый отпуск, выходные и больничные дни. Размер пенсии устанавливается законодательно (таблица 2).
Вероятность профессиональной переквалификации. Денежные выплаты могут быть заменены натуральными, например, обслуживанием в доме престарелых или на дому.
Гражданин может уйти с рабочего места для выражения протеста (бастовать).
Год Зарплата
2014 31 000
2015 32 000
2016 (май) 33 000
2016 (октябрь) 35 749
2017 39 331

Письмо о нарушении прав человека

  • На государственную регистрацию социального статуса или имущественного состояния.
  • На управление транспортными средствами при наличии удостоверения.
  • Заниматься охотой (при наличии разрешения).
  • Обжалования решения административных учреждений (нижестоящих).
  • Подавать в суд на лицо, совершившее преступление или обжаловать приговор.
  • Решение Верховного суда: Определение N 51-КГ16-21, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45. Как следует из статей 5, 10, 22 — 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки…
  • Решение Верховного суда: Определение N 26-КГ14-73, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Карабулак. На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения…
  • Решение Верховного суда: Определение N 30-КГ17-3, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Кроме того, положения части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, — такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина…

Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.


Пленум Верховного Суда разъяснил, что нужно учитывать в делах о преступлениях против прав на частную жизнь, тайну переписки, неприкосновенность жилища, вознаграждение за труд, господдержку семьи.

Если сведения о частной жизни, которые являются личной или семейной тайной человека, собираются и распространяются в публичных интересах, а также если они уже стали общедоступными либо оглашены им самим или по его воле, то уголовная ответственность не грозит.

Покупка специальных технических средств для негласного получения информации еще не означает виновности в их незаконном обороте. Например, если человек купил такое устройство через Интернет, не зная его истинного предназначения, или купил его для личной безопасности, сохранности имущества, слежения за животным и не собирался применять его для посягательства на конституционные права граждан. Смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы признаются указанными средствами, только если они приобрели новые свойства для негласного получения информации в результате технической доработки, программирования или как-то иначе.

Незаконное проникновение в не приспособленные для проживания сараи, бани, гаражи, а также купе и каюты не считается нарушением неприкосновенности жилища. При этом незаконное проникновение в жилище может произойти и без вхождения в него, но с помощью средств, нарушающих его неприкосновенность (например, при установлении прослушивающего устройства или прибора видеонаблюдения).

Работодатель, который вынудил уволиться по собственному желанию работника предпенсионного возраста, беременную женщину или ту, у которой есть дети младше 3 лет, и это доказано, рискует уголовным наказанием. Отвечать придется и за невыплату зарплаты работникам, с которыми трудовой договор не заключался или был неправильно оформлен, но которые приступили к работе с ведома или по поручению работодателя.

1. Объективная сторона преступления выражается в дискриминации, под которой понимают намеренное ущемление прав и свобод одного человека в сравнении с другим по признакам, перечисленным в комментируемой статье. Перечень этих признаков является исчерпывающим.

2. Преступление окончено с момента совершения дискриминационных действий (бездействия).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный нарушает равноправие по мотивам неприязни, гнева, злобы, т.е. недоброжелательного отношения к человеку по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и другим признакам, указанным в статье.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 136 УК) является совершение дискриминации лицом с использованием своего служебного положения (должностное лицо, государственный служащий, работник органов местного самоуправления и др.).

Закон «Об ответственности судей за нарушение прав человека»

«РГ» публикует «закон Димы Яковлева»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Статья 1

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

1) запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан

Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Короткова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Коротков оспаривает конституционность статей 1079 «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих», 1083 «Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред» и 1100 «Основания компенсации морального вреда» ГК Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, 18 октября 2004 года в результате взаимодействия (столкновения) двух источников повышенной опасности — автомобиля, управляемого А.И. Коротковым, и мотоцикла, управляемого гражданином Б., последнему были причинены травмы, от которых тот скончался. Заочным решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 21 октября 2010 года родственникам погибшего — супруге и сыну было отказано в иске к А.И. Короткову о взыскании компенсации морального вреда на том основании, что доказательств его вины в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем смерть Б., не установлено.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 1 декабря 2010 года указанное решение отменено и по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично: с А.И. Короткова взыскана компенсация морального вреда в размере 150 000 рублей в пользу каждого истца. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2011 года в передаче надзорной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано. Суды кассационной и надзорной инстанций ссылались на то, что действующее законодательство не допускает отказ в компенсации морального вреда в случае, если вред причинен источником повышенной опасности жизни или здоровью гражданина, в том числе при отсутствии вины причинителя вреда.

По мнению заявителя, оспариваемые им взаимосвязанные законоположения противоречат статье 17 (части 3) Конституции Российской Федерации, поскольку возлагают на владельца источника повышенной опасности, чья вина в нарушении Правил дорожного движения и дорожно-транспортном происшествии — столкновении с другим источником повышенной опасности — не установлена, обязанность выплатить компенсацию морального вреда родственникам лица, погибшего в результате столкновения и виновного в нем. Заявитель утверждает, что осуществление ими как стороной деликтного обязательства своих прав на основании оспариваемых статей нарушает права других лиц, а именно права владельца источника повышенной опасности, который не является причинителем вреда.

2. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется здоровье людей (статья 7); осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3); каждый имеет право на жизнь, право на государственную охрану достоинства личности и право на охрану здоровья (статья 20, часть 1; статья 21, часть 1; статья 41, часть 1).

Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 59), устанавливая — исходя из конституционных основ правового регулирования отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного деликтом, — общие положения о возмещении вреда (статьи 1064-1083), предусматривает специфику ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (статья 1079), и особенности компенсации морального вреда (статьи 1099-1101).

Согласно положению пункта 3 статьи 1079 ГК Российской Федерации вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064). Следовательно, при решении вопроса об ответственности владельцев транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, следует опираться на общие основания ответственности, согласно которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК Российской Федерации); лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации).


Оспаривались нормы об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

По мнению заявителя, положения неконституционны.

Причина — они позволяют возлагать на владельца автомашины, чья вина в ДТП при столкновении с другим транспортом не установлена, обязанность компенсировать моральный вред родственникам того водителя, который погиб в этом происшествии и был виновен в нем.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

ГК РФ предусматривает специфику ответственности для ситуаций, когда речь идет о деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и особенности компенсации морального вреда.

Так, вред, причиненный в результате взаимодействия подобных источников их владельцам, возмещается на общих основаниях.

Следовательно, при решении вопроса об ответственности владельцев автомашин, участвовавших в ДТП, следует опираться на общие основания ответственности.

В силу ранее сформулированных разъяснений Пленума ВС РФ, если при взаимодействии этих источников вред причинен здоровью или жизни самих их владельцев, применяются определенные правила.

В частности, вред не возмещается тому владельцу, которому он был причинен, если в этом была только его вина.

Из этого следует, что при столкновении автомашин из-за нарушения ПДД одним из владельцев не допускается возлагать ответственность за причинение ему вреда на других владельцев, вина которых в ДТП не установлена.

Таким образом, на владельца автомашины, не виновного в столкновении, не должна возлагаться ответственность по возмещению вреда, в т. ч. по компенсации морального вреда, водителю-виновнику ДТП или его родственникам (признанным потерпевшими в случае его гибели).

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в части защиты интересов несовершеннолетнего ребенка» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Федеральный закон о внесении изменения в статью 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» Внесение изменения в статью 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве

Как было сказано выше, Конституцией Российской Федерации не возбраняется видеосъёмка любого человека, даже без его личного согласия, если видеосъёмка была произведена в общественном месте. Гражданский кодекс таким же образом защищает права на сбор подобного рода информации.

В общественных местах разрешена как профессиональная, так и любительская видеосъёмка. На организацию видеосъёмки имеют право журналисты и рядовые граждане.


В России законодательно закреплена так называемая презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации. В силу нее такое изъятие не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия извещено о том, что при жизни человек либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов и (или) тканей после смерти.

В Конституционный Суд РФ обратились близкие родственники умершей, узнавшие об изъятии у нее органов для трансплантации. Заявители ссылались на то, что закон не обязывает медиков информировать близких родственников потенциального посмертного донора о планируемом изъятии у него органов. Об этом родным не сообщают даже при наличии такой возможности, когда они непосредственно находятся в больнице.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, указав при этом следующее.

Ранее перед ним уже ставился вопрос о проверке той же нормы (определение было вынесено еще в 2003 г.). Тогда он, в частности, подчеркнул, что оспариваемая презумпция способствует развитию донорства и трансплантации, спасению жизни как можно большего числа людей. При этом граждане могут зафиксировать в той или иной форме (в т. ч. нотариально) и довести до сведения медучреждения свое несогласие на изъятие у них органов и (или) тканей после смерти.

Существует две модели. Первая — это система четко выраженного согласия на посмертное изъятие органов и (или) тканей, т. е. презумпция несогласия. Второй вариант основан на презумпции согласия на такое изъятие (неиспрошенное или предполагаемое согласие).

Как раз последняя модель избрана российским законодателем. Она не является исключением в мировой практике и в целом основана на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Во всяком случае из международно-правовых актов не следует, что право ближайших родственников возражать против трансплантации органов умершего является автономным и может осуществляться по их усмотрению. Родственники могут согласиться или возражать против трансплантации органов покойного в той степени, в какой это выражает его волю.

Также Конституционный Суд РФ обратил внимание, что в Правительство РФ внесен проект Закона о донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации. При его разработке было уделено серьезное внимание позиции граждан и экспертного сообщества, высказанной при его публичном обсуждении.

1. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил, обеспечивающих пожарную безопасность. Под ними следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также в принимаемых в соответствии с ним иных нормативных актах (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем»).

Преступление окончено с момента причинения тяжкого вреда здоровью. Между совершенным деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

2. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

3. Субъектами преступления являются:

— лицо, на которое возложена обязанность исполнять правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ;

— собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (в том числе наниматели, арендаторы и др.).

4. При возникновении пожара в результате нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах и т.п. ответственность наступает по ст. ст. 215, 216, 217, 218 УК и др. без дополнительной квалификации по комментируемой статье.

Закон о видеосъемке в общественных местах

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Неприменение закона, который подлежит применению, проявляется в тех случаях, когда суд решает дело без принятия к учету нормы права, которая регулирует рассматриваемое правовое отношение: к примеру, отказ гражданину в иске по взыскании с юридического лица неустойки за превышение сроков строительства жилого дома, предназначаемого для удовлетворения нужд в жилье истца, по этому мотиву, что договором меж истцом и подрядчиком штрафные санкции не предусматриваются, хоть в этом случае образовавшиеся отношения урегулированы Законом РФ «О защите прав потребителей», и в силу его 28 статьи, ошибочно не примененной судом, в нарушение установленных сроков исполнения работы исполнитель выплачивает потребителю неустойку в определяемом данной статьей размере.

Применение закона, который не подлежит применению, обуславливается обычно неверной юридической квалификацией образовавшихся отношений.

К примеру, по иску таможенного органа об истребовании автомобиля, который не прошел таможенное оформление, суд применил к отношениям, которые регулируются таможенным законодательством, нормы гражданского права. Такое нарушение будет происходить в тех случаях, когда суд использует закон, который был введен в действие после момента возникновения спорного правового отношения и не обладающий обратной силы, или закон, который был признан утратившим силу.

Уважаемый посетитель сайта!

Сообщаем Вам, что Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом, компетенция и условия деятельности которого определены Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1 -ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В соответствии с требованиями статей 16 и 17 названного закона, Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Ознакомиться с полным текстом правил обращения к Уполномоченному.

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований закона 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».

Просьба с пониманием отнестись к некоторым особенностям при подаче обращения, связанным с обработкой больших потоков информации:

— поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения;

— текст должен быть разбит на предложения и абзацы;

— объем текста — не более 5 тыс. знаков;

— общий размер прикрепленных файлов не должен превышать 5 Мб (документы большего объема могут быть направлены обычной почтой или приняты в ходе личного приема);

— допустимы следующие форматы файлов: txt, odt, doc, rtf, pdf, jpg, tif;

— обращения, содержащие нецензурную брань, оскорбительные выражения и угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных и иных лиц могут быть оставлены без рассмотрения.

При решении вопроса о приемлемости жалобы учитываются такие вопросы, как:

– имеет ли заявитель, подающий жалобу, право на это (является ли он жертвой нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина или ее законным представителем либо адвокатом);

– в отношении, какого государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица или государственного служащего подается жалоба (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность независимых органов предварительного расследования, прокуратуры и правосудия; а также рассматривать частноправовые споры между гражданами, с коммерческими и общественными организациями);

– какого рода решение или действие (бездействие) предположительно принято или совершено (проверка сообщений о готовящемся или совершенном преступлении, в том числе коррупционной направленности, к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не относится);

– обжаловалось ли заявителем решение или действие (бездействие), нарушающее его права или свободы, в судебном или административном порядке.

Следует учитывать, что если Ваша жалоба не соответствует перечисленным требованиям, но Вы воспользовались формой обращений на сайте, то по Вашей жалобе может быть принято следующее решение:

– о разъяснении существующих средств, которые Вы вправе использовать для защиты своих прав или свобод;

– о передаче Вашей жалобы государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится ее разрешение по существу;

– об отказе в принятии Вашей жалобы к рассмотрению, которое обжалованию не подлежит.

Внимание! Если Вы ознакомились с перечисленными требованиями и Ваша жалоба им соответствует, нажмите кнопку «Ознакомлен».

На практике закон о соблюдении тишины знает далеко не каждый, поэтому если шум вышел непроизвольно, не нужно сразу вызывать наряд полиции. Возможно, решить проблему удастся мирным путем. Когда же способ словесного увещевания не помог, и урезонить шумных соседей не удалось, нужно обращаться в правоохранительные органы. Следует вызвать наряд полиции по телефонным номерам 112 (с мобильного) и 02 (со стационарного). Зачастую в полицию обращаются в таких случаях:

  • беседы не помогают;
  • соседи регулярно нарушают тишину;
  • допустимый уровень шума нарушен.

Жильцы, которым мешают шумные соседи, должны написать об этом соответствующее заявление. Если оно адресовано участковому, то лучше писать заявление в его присутствии. Участковый может предоставить готовый бланки помочь в его заполнении. Если у вас нет времени лично прийти к участковому, нужно дома написать заявление и отправить его почтой. Это же касается и обращений в другие структуры.

Где искать наказания для нарушителей, решать вам, но важно бороться с ними до конца, чтобы избежать постоянного повторения одного и того же сценария. Нарушения закона о тишине относятся к административным, поэтому зачастую караются наложением штрафа. В прошлом году размеры штрафных санкций заметно увеличились. По закону правоохранители сначала выносят предупреждение. Если шумные соседи не отреагировали, то будет выписан штраф.

За нарушение закона о тишине в России наказывают как физических, так и юридических лиц. Единственное отличие — юридическое лицо уплатит больший штраф, чем обычный гражданин, нарушающий тишину. Шумного соседа оштрафуют на сумму до 500 рублей. Индивидуальные предприниматели и организации будут оштрафованы на сумму около 40 тысяч рублей. Кроме этого, нарушение тишины и покоя граждан юридическими лицами чревато последствиями серьезнее подобного административного взыскания. Например, они должны прекратить свою деятельность не позднее 90 дней.

Жители культурной столицы России по закону вынуждены будут оплатить более значительные суммы. Так, обычные граждане выложат со своего кармана от 500 до 4 тысяч рублей, в то время как юридические лица — до 50 тысяч рублей. Если шумные соседи продолжают нарушать порядок и далее, то повторный штраф будет еще выше. Он составляет около двух минимальных заработков в месяц. В Санкт-Петербурге минимальная зарплата почти 10 тысяч рублей.

В Москве штрафы выше, чем в других регионах страны. По закону организации и компании за нарушение тишины могут потерять от 10 до 300 тысяч рублей, а должностные лица — от 500 рублей до 40 тысяч рублей.

Полиция должна оперативно и своевременно принимать меры по устранению шума, поэтому поправки в закон были внесены, чтобы расширить их полномочия и тем самым улучшить качество реализации предусмотренных норм. Если возникают проблемы с толкованием закона о тишине, можно проконсультироваться у юриста нашего сайта в режиме онлайн. Это не займет много времени, но поможет правильно растолковать закон для дальнейшей борьбы с нарушителями.

В силу возраста и физического состояния защищать себя становится труднее, поэтому пенсионеры редко обжалуют незаконные действия родственников или государственных ведомств. Не следует опускать руки и оставлять ущемление прав безнаказанным. Если пожилой человек не знает, как бороться с правонарушениями, он может обратиться за помощью в специальные инстанции.

При проявлении дискриминация на работе по причине возраста следует написать жалобу в трудовую инспекцию, а если пенсионер столкнулся в плохом обслуживании учреждений здравоохранения, направляется жалоба на врача.

Департамент социальной защиты населения оказывает консультационные услуги нуждающимся гражданам. Для этого надо обратиться в районный отдел ведомства. Если пенсионер не может выходить из дома, следует позвонить в эти органы по телефону. Человек, который не в состоянии самостоятельно себя обслуживать в связи с физическим заболеванием или преклонным возрастом, имеет право на оказание помощи социальным работником.

Важно: если доход обслуживаемого ниже полуторной величины прожиточного минимума, такая помощь предоставляется бесплатно.

Оказание данных услуг регулируется законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» №422-ФЗ. За обслуживанием могут обратиться пожилые люди при наличии следующих проблем:

  • потеря способности к самообслуживанию;
  • конфликт в семье, сопровождающийся психологическим и физическим насилием, в том числе с членами семьи, которые имеют наркотическую, алкогольную зависимость;
  • отсутствие заработка, средств к существованию и др.

Социальный работник помогает наладить быт подопечному, выполняет определенный круг обязанностей (убирается, ходит в магазин за продуктами, оплачивает счета). Также он разъясняет гражданину его привилегии и помогает оформить причитающиеся пособия и льготы.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней

В России действует программа юридической поддержки населения, в соответствии с которой любой человек может получить бесплатную юридическую консультацию. Оказывают такие услуги по консультированию граждан практически в каждой юридической компании. Также есть перечень лиц, которые имеют право не только на консультацию, но и на юридическую помощь:

  • малоимущие (чей доход ниже прожиточного минимума),
  • инвалиды 1 и 2 групп,
  • содержащиеся в специальных учреждениях по уходу и оказанию медицинской помощи,
  • ветераны ВОВ, Герои, Герои труда,
  • недееспособные,
  • родственники (дети, родители, супруг) человека, погибшего при чрезвычайных обстоятельствах;
  • лишившиеся единственного жилья либо документов на него в результате ЧС.

Пожилые люди, которые относятся к вышеперечисленным категориям, могут получить юридическое сопровождение, в которое входят консультации, составление документов на получение пособий, льгот, субсидий, а также судебное представительство. Оказание данных услуг регламентируется ст. 20 закона №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Страны западного мира признают пробелы законодательства в данном аспекте. Правозащитники говорят о необходимости разработки конвенций и актов, детализирующих обеспечение прав пожилых на автономное и достойное жизнеобеспечение, или на осуществление ухода – по их выбору. Также требуется законодательно устранять дискриминацию в вопросах трудоустройства: предпочтения отдаются молодым и среднего возраста специалистам, и такая ситуация характерна для всего цивилизованного мира.

Вопросы о законодательном регулировании этой сферы актуальны для России. В нашей стране не только не выработаны механизмы борьбы, но даже не признается существование данной проблемы. Безусловно, старики обладают теми же правами, что и остальные граждане страны, однако не учитывается, что они являются гораздо более уязвимой группой населения.

Важно: права на достойное существование, на государственное обеспечение в случае потери трудоспособности, на защиту от посягательств и унижений гарантируются Конституцией РФ. Механизмы получения социального обеспечения и льгот прописаны рядом отдельных законов, так же как правила оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения.

Однако государству требуется отдельный документ, который бы объединил в себе механизмы борьбы с дискриминацией людей по возрастному признаку.

1. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

2. Объектом преступления является право человека на безопасные условия труда, поэтому потерпевшим в результате преступных нарушений правил охраны труда может быть только лицо, которому причинен вред в связи с трудовой деятельностью. В тех случаях, когда в результате нарушения правил техники безопасности причинен вред здоровью (или причинена по неосторожности смерть) иных лиц, виновные в зависимости от характера преступных деяний должны нести ответственность за злоупотребление полномочиями или за преступление против личности.

3. Нарушение правил охраны труда включает помимо правил техники безопасности, безопасного ведения работ также и нарушение правил промышленной санитарии. Под правилами промышленной санитарии следует понимать правила (инструкции) по гигиене труда, предусматривающие меры по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов (токсичных веществ и материалов, шума, вибрации, ультразвука, инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных излучений, чрезмерно высокой или низкой температуры и др.).

Деяния, выразившиеся в нарушении правил техники безопасности горных, строительных работ, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях, а также правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых, радиоактивных веществ или пиротехнических изделий, образуют преступления, предусмотренные ст. ст. 216 — 218, 225 УК, и квалифицируются по соответствующим статьям Особенной части УК независимо от того, причинен ли в результате этого преступления вред лицу в связи с его трудовой деятельностью или другим лицам, а также независимо от специальных признаков субъекта преступления.

4. Деяния, предусмотренные ст. 143, совершаются по неосторожности.

5. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 N 1 (в ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» ответственность по комментируемой статье «могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил».

Ответственность за нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда наступает независимо от формы собственности.

Действия лиц, не обязанных обеспечивать безопасные условия и гигиену труда, но в процессе своей трудовой деятельности нарушивших эти правила, в случае наступления последствий, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 143, подлежат квалификации по ст. ст. 109, 118 УК.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41

    «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 N 1 (ред. от 03.03.2015)

    «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»

Все документы >>>

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18

    «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией»

  • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ (ред. от 01.04.2019)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

    «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

    «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

  • Федеральный закон от 31.07.2020 N 260-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
    • Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
    • Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
    • Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
    • Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
    • Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
    • Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
    • Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
    • Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
    • Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
    • Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
    • Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
    • Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
    • Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
    • Статья 15. Компенсация морального вреда
    • Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
    • Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
    • Статья 17. Судебная защита прав потребителей
  • Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
    • Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
    • Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
    • Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
    • Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
    • Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    • Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
    • Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
    • Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
    • Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
    • Статья 26. Утратила силу.
    • Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
    • Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров

    К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • следующая ›
    • последняя »
    • Беженцы, мигранты
    • Гендерное равенство
    • Жертвы конфликтов
    • Жертвы репрессий
    • Избирательные права
    • Омбудсманы
    • Права детей
    • Права инвалидов
    • Право на собрания
    • Приватность
    • Расизм и ксенофобия
    • Свобода ассоциаций
    • Свобода слова
    • Свобода совести
    • Свобода творчества
    • ЛГБТ
    • Смертная казнь
    • Социальные права
    • Суд
    • О правозащитниках
    • Просветительство
    • Статьи
    • Интервью
    • Pro Memoria
    • Азербайджан
    • Армения
    • Беларусь
    • Грузия
    • Кыргызстан
    • Молдова
    • Туркмения
    • Узбекистан
    • Украина

    1. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Для России указанные свободы особенно актуальны. Еще задолго до революции в Российской империи существовал паспортный режим, полицейская регистрация, необходимо было получать разрешения не только для выезда за границу, но и на передвижение внутри страны. Эта система была востребована в Советском Союзе, и с середины 1930-х годов были введены паспорта и режим прописки, т.е. каждый гражданин закреплялся за определенным местом жительства и получал разрешение от властей на проживание. Ограничения и запреты на прописку действовали в столицах, крупных городах и отдельных местностях. Многие категории граждан и даже целые слои населения (например, сельские жители) практически полностью лишались свободы передвижения и легального выбора места жительства. Прописка стала способом тотального контроля за каждым, инструментом давления, манипулирования, ограничения прав. Это усугублялось и тем, что в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего штампа в паспорте ставилась возможность реализации имущественных, трудовых, избирательных, социальных, семейных и других прав граждан. Еще в конце 80-х годов XX в. предложения об отмене прописки воспринимались как нереальные и фантастические. Поэтому действительное воплощение свободы передвижения потребовало кардинальной перестройки законодательства, практики его применения и правосознания прежде всего должностных лиц, хотя рецидивы прошлого еще продолжают сохраняться.


  • Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *