Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случая проводят закрытый конкурс с ограниченным участием по 44 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Конкурс с ограниченным участием может быть отменен, если по результатам проведенного квалификационного отбора ни одному участнику не удалось доказать соответствие установленным требованиям.
При этом заказчику следует провести повторный конкурс или закупку.
Если только один участник закупки был признан соответствующим требованиям, то контракт заключается с единственным поставщиком.
Таким образом, закрытый конкурс с ограниченным участием проводится при необходимости поставки товаров, поставщики которых имеют определенный квалификационный уровень, либо предмет закупки является государственной тайной или связан с сохранением культурного наследия. Особенностью процедуры является необходимость предквалификационного отбора участников.
Простым языком о законе о госзакупках 44-ФЗ
Согласно Закону № 44-ФЗ, в госзакупках должна присутствовать конкуренция. Это основное условие работы электронных площадок. Проводятся конкурсы, торги и аукционы, для того чтобы каждый поставщик или подрядчик смог предложить свои услуги потенциальному покупателю.
Но некоторые работы в рамках государственных заказов могут быть проведены только лицами, которые имеют должный уровень квалификации. Поэтому принять участие в закупках сможет не каждый. Для этого вводятся дополнительные ограничения.
Закрытый конкурс по 44-ФЗ проводится, если необходимо закупить товары или услуги:
- находящиеся в списке, который приводится в Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015 года;
- связанные с сохранением исторического и культурного наследия.
Основная особенность закрытого конкурса в том, что для участия в нём необходимо соответствие дополнительным условиям. Поэтому участвовать в нём могут не все потенциальные поставщики.
Есть и другие особенности. Это:
- все процедуры по подготовке к конкурсу и по его проведению делаются заказчиком самостоятельно. Он должен произвести все манипуляции до того момента, как будет подписано соглашение. К ним можно отнести расчёт начальной стоимости контракта, подготовку технических характеристик соответствия, разработку конкурсной документации, обоснование объекта будущей закупки;
- все траты на проведение закрытого конкурса распределяются пропорционально долям минимальной предложенной цены контракта к минимальной установленной заказчиком;
- после того как будет выявлен победитель, стороны самостоятельно заключают между собой контракт.
Важно! Если поставщик-победитель конкурса уклоняется от подписания оформленного договора, то он получает статус «уклонившегося поставщика». Все данные об этом «уклонисте» официально будут занесены в реестр недобросовестных поставщиков. И если, по условиям закупки, заказчик понесёт какие-либо убытки, то их можно взыскать в судебном порядке.
Методы проведения закупки по 44-ФЗ: что выбрать?
Конкурс с ограниченным участием – это один из наиболее редко используемых видов закупочных процедур. Она предполагает допуск к процедуре только тех потенциальных поставщиков, которые прошли этап предварительного квалификационного отбора. Осуществление процедуры регламентировано статьей 56 44-ФЗ.
Конкурс с ограниченным участием — что это такое
Конкурсом с ограниченным участием называется конкурс, который подразумевает оглашение сведений о проведении закупки неограниченному количеству потенциальных участников. С этой целью извещение о закупке размещается в ЕИС. Стать участником могут лишь те организации, которые прошли предварительный отбор по квалификации, то есть полностью соответствуют всем предъявляемым требованиям.
Предварительным квалификационным отбором называется процедура, при помощи которой проводится отбор потенциальных поставщиков, которые соответствуют требованиям, прописанным в части 2 статьи 31 44-ФЗ, а также Постановлении правительства №99 от 04 февраля 2015 года.
В каких случаях проводится
Первый случай — выполняется поставка товаров или оказываются услуги, которые могут осуществить только поставщики с соответствующим уровнем квалификации. Это может быть связано с технической сложностью, инновационными особенностями или высокой технологичностью товаров и услуг.
Второй случай — проводится выбор исполнителя работ по реставрации объектов наследия культуры, музейных экспонатов, документов архива, уникальных и особенно ценных документов библиотечного фонда. Работ, связанных с допуском представителей поставщика к информационным базам хранилищ, архивов и прочих объектов.
Постановление правительства №99 предусматривает перечень товаров и услуг, которые должны предоставляться только поставщиками с определенным уровнем квалификации. В него входят:
- Разработка проекта, возведение и ввод в эксплуатацию объектов, относящихся к атомной энергетике.
- Исполнения работ, связанных с ядерными материалами, отработанным ядерным топливом, радиоактивными отходами.
- Разработка конструкции и производство оборудования, предназначенного для объектов атомной энергетики.
- Ремонт техники, относящейся к ядерному оружейному комплексу.
- Модернизация, строительство и капитальный ремонт опасных, сложных с технической стороны или уникальных объектов, а также дорожных сооружений. При этом НМЦК должна превышать 150 миллионов рублей. Если речь идет о муниципальных нуждах, то сумма снижается до 50 миллионов рублей.
- Закупка продуктов питания для образовательных или медицинских организаций, учреждений, специализирующихся на социальных услугах или оздоровлении детей. При этом НМЦК должна превышать 500 тысяч рублей.
- Проведение кадастровой государственной оценки.
- Услуги по отдыху и оздоровлению детей.
- Ценовой или технологический аудит инвестиционных проектов, в которых участвует государство.
Закон 44-ФЗ предполагает проведение конкурсов нескольких видов. Открытый конкурс является преимущественным способом закупки, то есть проводится в случаях, если для других методов нет оснований.
В отличие от него, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс — не такие популярные процедуры, поскольку они могут применяться в определенных случаях.
В статье расскажем об этих способах определения поставщика более подробно.
Как и обычный открытый конкурс, процедура с ограниченным участием доступна широкому кругу лиц, то есть является открытой.
Разница в том, что в закупочной документации присутствуют не только общие, но и дополнительные требования к участникам.
На основании этих требований заказчик проводит пердквалификационный отбор кандидатов, а в дальнейшем уже оценивает прошедшие этот отбор заявки по обычным конкурсным правилам.
Конкурсы в рамках 44-ФЗ можно классифицировать по различным основаниям.
С точки зрения доступности для потенциальных участников, конкурсы можно классифицировать на открытые и закрытые. Сведения об открытом конкурсе размещаются в свободном доступе и доступны для всеобщего ознакомления, подать заявку на участие в такой закупке может любое заинтересованное лицо. Закрытые конкурсы ограничивают численность участников, подать заявку на участие в таком тендере могут только приглашенные заказчиком поставщики или те, кто имеет доступ к гостайне.
С позиции формы проведения закупки различают классические конкурсы с бумажной формой заявок на участие и конкурсы в электронном виде, в рамках которых передают электронные версии заявок с помощью ЭТП. В первом случае для участия в закупке поставщику не нужна ЭЦП, а также аккредитация на электронной площадке.
Конкурс с ограниченным участием предполагает участие неограниченного круга участников, но перед участием в закупочной процедуре они проходят предквалификационный отбор.
В двухэтапном конкурсе первоначально все сведения о закупке размещаются в свободном доступе и доступны для участия всем желающим, а затем к участникам предъявляют дополнительные требования. На первом этапе проводится предквалификационный отбор. Побеждает участник, который прошел два этапа закупки и смог предложить наилучшие условия исполнения контракта.
В соответствии со ст. 25 44-ФЗ заказчик наделен правом проведения закупки в виде совместного конкурса. В этом случае два или более заказчика объединяются для закупки одинаковых товаров, работ и услуг. При этом в дальнейшем с каждым из заказчиков подписывается отдельный контракт. Совместные конкурсы практикуют для того, чтобы получить более выгодное предложение от поставщиков и повысить их заинтересованность в участии в закупочных мероприятиях.
Для участия в конкурсе потребуется заполнить форму заявки на участие в конкурсе и приложить определенный комплект документов по описи.
Для того чтобы принять участие в закупке в виде открытого конкурса, участник обязан подготовить и передать заявку на участие. Каждый участник вправе подать только одну заявку на участие. При выявлении факта поступления нескольких заявок от одного участника обе они не подлежат рассмотрению и возвращаются участнику.
Конкурсная заявка заполняется в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, которая прикрепляется в конкурсную документацию заказчиком.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать все необходимые заказчику сведения для выбора победителя:
- Наименование и местонахождение юрлица, ИНН учредителей и членов коллегиального органа.
- ФИО, паспортные данные и место проживания физлица.
- Контактные сведения (телефон).
- Ценовое предложение участника конкурса или цена единицы товара, наименование страны происхождения.
К заявке на участие прилагаются документы, подтверждающие указанные в заявке сведения:
- Документы, которые подтверждают соответствие товаров, работ и услуг требованиям законодательства (кроме тех документов, которые передаются вместе с товаром).
- Документы, подтверждающие добросовестность участника закупки в рамках антидемпинговых мероприятий. Такие документы об успешно реализованных аналогичных контрактах за последние 3 года поставщик прилагает, если в ходе конкурса НМЦК снизилась на 25% и более.
- Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки. Это могут быть платежное поручение или банковская гарантия.
- Документы, которые подтверждают квалификацию участника, если в конкурсной документации приведен такой критерий для оценки заявок.
- Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ (допуски и лицензии).
- Декларация о соответствии участника требованиям пп. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
- Копии учредительных документов на участника открытого конкурса.
- Решение об одобрении крупной сделки или его копия (если данная сделка относится к крупным).
- Документы, подтверждающие соответствие предложенных товаров участником конкурса ограничениям и запретам по ст. 14 44-ФЗ о национальном режиме.
- Декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным НКО по ч. 3 ст. 30 44-ФЗ.
- Копии учредительных документов участников открытого конкурса.
- Документы, которые подтверждают право на преимущества (если в рамках закупки предусмотрены преимущества для общества инвалидов или учреждений УИС).
- Эскиз, чертеж, рисунок или другое изображение предмета закупки (если необходимо).
В отношении всех документов, которые включаются в заявку, оформляется опись. Запрашивать дополнительные документы не допускается.
При подготовке документации стоит учесть, что некоторые документы поставщику придется дополнительно запрашивать в уполномоченных инстанциях. Поэтому на их получение стоит заложить дополнительное время.
Так, к заявке на участие должны быть приложена актуальная версия выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Выписка предоставляется в оригинале и запрашивается в ФНС. Сроки ее давности должны составлять не более полугода.
После сбора всех необходимых документов нужно пронумеровать все страницы и подписать их. Заявка на конкурс должна быть прошита и скреплена печатью, а также подписана.
Заявку следует запечатать в конверт (светонепроницаемый) и указать на нем наименование компании-заказчика и открытого конкурса.
Специфика проведения открытого конкурса в электронном формате заключается в том, что документы уже содержатся на ЭТП и дополнительно прикреплять их не нужно. Декларации о соответствии участника требованиям закупки также формируются и передаются с использованием функционала ЭТП.
В ряде случаев на участие в открытом конкурсе должна быть оформлена доверенность. Она бывает трех видов: на право подписи заявки на участие в закупке, на присутствие в процессе вскрытия конвертов, на совершение действий от имени участника.
В течение 2 рабочих дней заказчик обязан предоставить официальный ответ и опубликовать его на сайте. При этом ответ не должен противоречить положениям закупочной документации и содержать персональные и контактные данные участников.
Если по результатам обработки поступившего запроса заказчик сочтет необходимым внесение изменений в закупочную документацию, то он одновременно продляет на 10 дней сроки подачи запроса. При уклонении заказчика от ответа поставщик может написать жалобу в ФАС.
Нередко закупку в форме конкурса признают несостоявшейся. Ее следует отличать от недействительной закупки или отмененной. Несостоявшейся признается процедура закупки, которую заказчик не смог завершить по независящим от него обстоятельствам, тогда как недействительным конкурс могут признать только контролирующие инстанции при проведении закупки в обход установленных законом норм. Решение об отмене закупки заказчик принимает по своему желанию.
Открытый конкурс признается несостоявшимся в следующих случаях:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе была подана единственная заявка на участие или не поступило ни одной.
- Если по результатам рассмотрения заявок на участие комиссия отклонила все заявки, или только одну заявку признали соответствующей требованиям.
- Если участник, который стал вторым по результатам закупки, не предоставил в установленные сроки подписанный проект контракта. Такая ситуация может возникнуть при уклонении победителя закупки от заключения госконтракта.
- По итогам предквалификационного отбора или этапа конкурса до участия в конкурсе допустили только одного участника или не допустили ни одного.
Если единственная заявка на участие была признана соответствующей условиям закупки, то заказчик подписывает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В случае непоступления на участие в конкурсе ни одной заявки либо при отклонении всех заявок участниками заказчику нужно внести изменения в план-график и провести повторный конкурс. Повторный конкурс проводится и в случае уклонения победителя и участника, который стал вторым, от подписания контракта.
При проведении повторной закупки заказчик должен разместить извещение о проведении повторного конкурса как минимум за 10 дней до вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на ЭТП.
Если повторная закупка так же не состоялась, то заказчик обязан провести запрос предложений.
Подписание государственного контракта состоит из нескольких этапов:
- Заказчик вносит реквизиты победителя закупки в проект контракта, который был размещен в составе конкурсной документации. Сюда включаются и условия исполнения контракта, которые были предложены победителем закупки.
- Контракт направляется на подписание в адрес поставщика вместе с копией итогового протокола. Заказчик размещает контракт на ЭТП в течение 5 дней после публикации итогового протокола.
- Победитель конкурса вносит обеспечение исполнения контракта. Такое обеспечение может достигать до 30% от цены контракта, но не может быть менее предусмотренного авансирования. При применении антидемпинговых мероприятий и снижении цены более 25% сумма обеспечения может быть увеличена в 1,5 раза.
- Поставщик подписывает контракт или направляет заказчику протокол разногласий. Контракт подписывается в бумажном формате при стандартной форме закупки или в электронном виде при проведении конкурса на ЭТП. Сделать это нужно в течение 5 дней.
- Заказчик ставит свою подпись на контракте и размещает его в ЕИС. Если в адрес заказчика был отправлен протокол разногласий, то у него есть 3 рабочих дня на внесение изменений в контракт или на предоставление поставщику письменного отказа от корректировок.
- Победитель закупки вправе предоставить протокол разногласий только один раз. Поэтому после повторной отправки контракта у него будет три дня на его подписание.
В ч. 15 ст. 53 44-ФЗ указано на то, что протоколы, которые были подготовлены при проведении конкурса, а также заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения конкурсной документации и разъяснения документации по результатам запроса, аудиозаписи вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам на участие необходимо хранить не менее 3 лет.
Помимо 44-ФЗ, порядок обеспечения сохранности документов по конкурсу регламентирован в ФЗ-125 «Об архивном деле» и Приказе Минкультуры №558 от 2010 года. В приказе Минкультуры №558 период сохранности документов составляет 5 лет или 10 лет для крупных закупок.
Заказчикам в рамках контрактной системы рекомендовано хранить документы с учетом рекомендаций от Минкультуры, если данный тип документа не перечислен в 44-ФЗ. Так, срок хранения государственных контрактов минимально составляет 5 лет, в отношении крупных госконтрактов – 10 лет. Журнал регистрации заявок на участие также подлежит хранению в течение 5 лет. Положение о конкурсной комиссии, план-график, реестр контрактов следует хранить бессрочно.
Документация по конкурсу может храниться в бумажном или электронном виде в зависимости от формы проведения закупки. Регламент хранения документации по конкурсу следует установить в приказе руководителя заказчика. В период хранения документы не могут быть уничтожены. По истечении указанного периода хранения документов они передаются в архив или уничтожаются.
Таким образом, минимальный период, в течение которого заказчик должен обеспечить хранение документов, составляет 3 года. Эти временные рамки соответствуют срокам исковой давности по нормам Гражданского кодекса. Но заказчик может регламентировать иные сроки хранения документов по конкурсу и увеличить сроки хранения в большую сторону (сократить предусмотренные законом 44-ФЗ сроки хранения заказчик не вправе). Также заказчик может разработать свой перечень документов, подлежащих хранению. Если документ не указан в 44-ФЗ, то сохранность обеспечивается с учетом положении Приказа Минкультуры.
- — нормативы в сфере строительства,
- о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
- — общие правила госзакупок,
- о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
- о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,
Электронный аукцион С 23 марта 2016 действует новый .
Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:1) осуществляется закупка товаров (работ, услуг), указанных в ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ, в частности:— закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации;— закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия народов России, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, и других работ в соответствии с п.
2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ.Закупать указанные товары (работы, услуги) можно только такими способами, как конкурс с ограниченным участием (), аукцион (электронный или закрытый), , (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) (ч. 2, 2.1 ст. 56, ч. 2, 3 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ);2) закупка может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч.
2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).3) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч.
1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Такие способы используются в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ:— закупка осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;— сведения об объекте закупки, содержащиеся в документации о закупке или проекте контракта, составляют государственную тайну;— заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;— заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ряда имеющих историческое и иное культурное значение объектов (например, музейных предметов), которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);— закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;— закупку проводят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ или подведомственные им государственные учреждения, ГУП, включенные в перечень, который утверждает Правительство РФ (за исключением случаев, установленных ч.
2 ст. 84.1 Закона N 44-ФЗ).В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из
- /
- Автор
- Четверг, 10 Декабрь 2015 09:13
- Прочитано 4368 раз
- Опубликовано в
Теги Подскажите, пожалуйста, есть ли перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик может проводить открытый конкурс? Ответ: Нет. Существует только аукционный перечень (см.
Часть 2 статьи 715 ГК РФ: Заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если подрядчик к исполнению договора приступает не своевременно или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным; Часть 3 статьи 715 ГК РФ: Если ли во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный ему заказчиком разумный срок, заказчик также вправе отказаться от договора подряда. Часть 5 статьи 709 ГК РФ: Если в процессе выполнения работ появилась необходимость провести дополнительные работы, а соответственно в существенном превышении цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика.
Заказчик, в свою очередь, вправе отказаться от договора, если он не согласен на такое превышение цены работы. Статья 717 ГК РФ: Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
При осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту, в ЛСР входит НДС, вправе ли заказчик в контракте прописать цену без НДС, если победителем является подрядчик применяющий УСН? Ответ: При объявлении закупки НМКЦ соответствует проектно-сметной документации, размещенной на сайте.
На стадии заключении контракта производится перерасчет сметы с учетом снижения цены по результатам торгов, поскольку смета будет приложением к контракту и нужно, чтобы в контракте была цена, которая сложилась по результатам торгов. Таким образом, перед размещением проекта контракта на подписание, необходимо производить корректировку сметы с учетом снижения на торгах (а также с учетом применения УСН).
Перерасчет проводит заказчик, хотя на практике часто запрашивается финальная смета от подрядчика, с которым заключается контракт.
Если участник подал цену на стройку на 20% ниже НМЦ, обоснование есть и низу сметы написано скидка 20%.
Комииссие даное обоснование сомнительно. можем ли мы отклонить данного участника (в положении данный пунк об отклонениии в случае занижения на 20% в строительстве имеется)?
Инструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок
При участии в конкурсах и аукционах, согласно статьи 44 федерального закона 44-ФЗ, требуется обеспечение заявки. Что под этим подразумевается?
При участии в закупке по 44-ФЗ, электронная торговая площадка блокирует определенную сумму средств в качестве гарантии участия в тендере и соответствия предоставленной информации. Иными словами, поставщик таким образом гарантирует, что у него есть средства на исполнение обеспечения по 44-ФЗ своих обязательств. В случае отказа подписывать контракт, данная сумма может быть перечислена заказчику в качестве компенсации.
Федеральная контрактная служба в РФ начала функционировать с начала 2014 года, а основанием для её создания стала необходимость изменений в управлении государственными закупками. КС осуществляет полный цикл госзакупок, этапами которых является:
- планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
- выбор подрядчиков;
- заключение контрактов с поставщиками;
- контроль за исполнением;
- работа с претензиями и исками: формирование претензий, жалоб в ФАС по 44-ФЗ, составление заявлений в судебные инстанции.
Контрактная служба может быть реализована в виде 3 различных моделей:
- служба со структурным подразделением;
- служба без структурного подразделения;
- контрактный управляющий.
Создавать контрактную службу заказчик может по своему усмотрению при условии, что годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.
Каждая государственная организация составляет планы и графики закупок: на основании Федерального Закона «О Бюджете» планы составляются на 3 года, графики формируются на 1 финансовый год.
При планировании в закупках по 44-ФЗ указываются данные:
- идентификационный код;
- цели и обоснования закупки;
- сроки реализации закупки;
- техническое задание.
При госзакупках с бюджетом от 1 млрд.рублей понадобится общественное обсуждение, а регулируется это ст. 20 44-ФЗ.
Согласно последним изменениям по 44-ФЗ, каждый заказ по госзакупкам проходит процедуру мониторинга. Представляет он собой процесс сбора, обобщения, систематизации и оценки данных о прохождении торгов и выполнения планов и планов графиков закупок.
Проводить мониторинг может Министерство Финансов РФ. Целью данной процедуры согласно 44-ФЗ является:
- Оценка уровня реализации целей, закрепленных в госпрограммах, исполнения международных обязательств и выполнение функций государственных органов власти.
- Анализ необходимости проведения закупок в соответствии с требованиями ст. 18 44-ФЗ, а именно, учет НМЦ договора, методы определения поставщиков, прозрачность проведения конкурсов и аукционов.
В какой срок проводится предквалификационный отбор
При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:
- Требования в ТЗ должны быть изложены максимально просто. Закон запрещает использовать без оговорки «или эквивалент» различные торговые знаки, бренды, патенты, а также любые другие наименования, ограничивающие конкуренцию. Исключение составляют товарные знаки, бренды, патенты, которые участвуют в ограниченных конкурсах и существует необходимость в закупке запчастей к тем или иным моделям техники.
- Описание заявки к закупке должно быть максимально подробно описано. Здесь могут использоваться спецификации, различные чертежи и планы, а также любые другие разрешенные Гражданским Кодексом документы.
- При закупке лекарственных средств заказчик должен указать непатентованные международные названия.
- Закупка товаров по 44-ФЗ осуществляется исключительно на новые, не бывшие в употреблении и в ремонте предметы.
Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ.
В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке.
Финальным этапом контракта является прием товаров или работ со стороны подрядчика и составление отчета по госзакупкам со стороны заказчика.
Прием работ со стороны подрядчика в соответствии с требованием 44-ФЗ, заключается лишь в том, чтобы оповестить его о завершении работ и предоставить результат. Как правильно принять работы со стороны заказчика и какие документы оформить – это уже решает специалист по 44-ФЗ.
Порядок приема результатов контракта регулируется ст. 94 и 34 Закона 44-ФЗ. Все сроки и порядок приема товаров, услуг и работ должны быть прописаны в договоре, а их неисполнение влечет за собой штрафы. По завершению контракта заказчик предоставляет подрядчику ТТН, акт выполненных работ либо документы об отказе с обоснованием.
Конечно же, заказчики очень любят производить закупку у единственного поставщика, ведь это гораздо проще, чем провести конкурентную процедуру. Поэтому все, что только можно, закупается именно так. В основном это малые закупки с ценой контракт до 100 тыс. рублей, а также закупки у субъектов естественных монополий.
Но закон накладывает на контракты с единственным поставщиком довольно жесткие ограничения. Поэтому этот способ занимает почетное второе место, уступив лишь электронному аукциону, любимому всеми за свою простоту и удобство. На третьем и четвертом местах разместились, соответственно, запрос котировок и открытый конкурс. Далее расскажем о лидерах рейтинга закупочных процедур, а также упомянем и об аутсайдерах.
Этот метод закупки удобно применять в тех случаях, когда критерием отбора поставщиков является цена контракта. Именно он позволяет с максимальной прозрачностью выбрать исполнителя на лучших для заказчика условиях.
К плюсам электронного аукциона можно отнести:
- малое количество ограничений на его проведение;
- снижение нагрузки на заказчика, поскольку вся процедура организуется торговой площадкой;
- минимальный риск претензий со стороны проверяющих органов;
- высокий уровень прозрачности процедуры, что снижает риски сговора.
Не лишен этот метод и минусов, и они таковы:
- критерием выбора является цена, поэтому качество объекта закупки оценить невозможно;
- есть зависимость от технических сбоев на ЭТП или в работе интернета, из-за чего может произойти срыв сроков процедуры;
- из всех наиболее популярных методов, за исключением конкурса, электронный аукцион является самым длительным;
- невозможно выделить несколько лотов.
Электронный аукцион выбирается, если объект закупки входит в аукционный перечень из распоряжения Правительства № 471-р, а также в случае, когда:
- в силу закона нельзя сделать закупку у единственного поставщика или через запрос котировок;
- заявки участников можно оценить только по цене, не принимая во внимание квалификацию, опыт и другие критерии.
В части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ изложены ситуации, когда заказчик может произвести закупку у единственного поставщика. Во всех прочих случаях делать это запрещено. Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключается в закупках до 100 тыс. руб.
Преимущества этого метода очевидны:
- можно работать с проверенным поставщиком;
- не нужно проводить конкурентную процедуру и тратить на это время и денежные средства;
- провести закупку можно очень быстро и просто;
- нет зависимости от посторонних обстоятельства, например, от работы ЭТП.
Недостатки тоже лежат на поверхности:
- процедура неконкурентная, поэтому риск внимания со стороны проверяющих органов повышен;
- не всегда есть возможность получить лучшую цену.
Закрытый аукцион по 44 фз статья
Самым удобным для заказчиков вариантом быстро провести небольшую закупку является именно запрос котировок. Удобство связано с его простотой и небольшим количеством ограничений. Главное из них — это НМЦК до 500 тыс. рублей. Кроме того, нельзя объявлять запрос котировок, если объект должен быть закуплен закрытыми способам определения поставщика или путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Преимущества запроса котировок:
- высокая скорость проведения по сравнению с прочими конкурентными процедурами;
- процесс прост и четко регламентирован, поэтому риск претензий от контролирующих органов минимален;
- заявки можно оценивать не только по цене, но и по нестоимостным критериям.
Среди недостатков отметим:
- невозможность выделять лоты;
- так как отсутствует обеспечение заявки, к процедуре могут быть допущены недобросовестные участники;
- на применение этого метода существуют ограничения, поэтому контролирующие органы могут проверить правомерность его выбора.
Чаще всего заказчики проводят запрос котировок, если закупается небольшой объем каких-то простых товаров, поставка которых не требует от исполнителя высокой квалификации.
Конкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях. В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии — от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.
Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием. Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты. Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.
Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:
- чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
- если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.
Такая процедура непопулярна и проводится только в установленных законом случаях. Через закрытый конкурс закупаются объекты для обеспечения нужд, так или иначе связанных с гостайной. Кроме того, процедура проводится для закупок услуг водителей и уборщиков помещений для судей и судебных приставов. Также этот метод применяется для заключения контрактов по страхованию, транспортировке и охране фондов драгоценных металлов и камней, музейных предметов и коллекций, ценных изданий, рукописей, архивных документов, которые имеют культурное значение.
Этот метод также нельзя назвать популярным. Причины того — ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.
Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов. В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей. Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).
Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся. Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.
Право на выбор той или иной формы закупки принадлежит заказчику. Однако это не освобождает от необходимости придерживаться определенных правил. Для каждого из методов установлены основания:
Открытый конкурс | Его проводят без ограничений по начальной цене контракта. Исключения перечислены во второй части статьи 48 закона 44-ФЗ. Препятствием является необходимость организации конкурса с ограниченным участием, двухэтапной процедуры или электронного аукциона.Не допускается выбор поставщика в этой форме, если есть прямая ссылка на запрос котировок, предложений или применение одного из закрытых способов закупки. |
Электронный аукцион | Ограничений не установлено. Обязанность выбрать метод появляется в случае приобретения продукции, услуг или работ, включенных в правительственный перечень 2019-р. Субъекты РФ также могут формировать свои списки. |
Запрос котировок | Метод подходит для проведения закупок на сумму до 500 000 рублей. При этом стоимость контрактов не должна превышать 10 % от выделенного заказчику финансирования на отчетный период. |
Запрос предложений | Перечень случаев использования способа четко определен статьей 83 закона 44-ФЗ. Запрос предложений возможен при приобретении спортивного оснащения для параолимпийских и олимпийских команд, лечении граждан за границей, признания конкурсной процедуры несостоявшейся, а также в прочих специфических случаях. Список, приведенный в законе, расширительному толкованию не подлежит. |
Закупка у единственного поставщика | Способ применяют при сотрудничестве с естественными монополиями или выполнении мобилизационных работ. Договор в рамках статьи 93 закона 44-ФЗ заключают при наличии соответствующего распоряжения Правительства, Президента или иного уполномоченного органа России. Привлечение единственного поставщика возможно также в следующих случаях:
Перечень статьи включает 46 позиций. |
Электронные площадки по № 44-ФЗ / № 223-ФЗ
Другим важным критерием сравнительной характеристики стали временные рамки. Сроки исчисляются в календарных днях.
Открытый конкурс | Разместить сведения в единой информационной системе необходимо за 20 дней до фактического вскрытия конвертов (доступа к заявкам на виртуальной торговой площадке). Любые корректировки необходимо делать за 5 суток до перехода к следующему этапу. При этом вносить изменения в объем закупки или размер обеспечения нельзя. |
Электронный аукцион | Требования закона мягкие. Заказчику предоставляется право публиковать извещение за 7 суток до открытия доступа к заявкам. Если сумма договора превышает 3 миллиона рублей, этот период увеличивают до 15 дней. Дополнения и корректировки в документацию вносят за 2 дня до изучения заявок, либо ранее. Организаторы аукциона обязаны соблюдать запрет на изменение объемов закупки, а также увеличение обеспечения. |
Запрос котировок | Заказчику следует ориентироваться на стандартный недельный срок. Однако в некоторых случаях период сокращают до 4 суток. К таковым относят закупку средств оказания неотложной помощи (ст. 76 закона 44-ФЗ) или договоры с суммой до 250 000 рублей. Корректировки вносить можно во все пункты за исключением объекта закупки. Последние изменения могут быть внесены за 2 дня. |
Запрос предложений | Способ предполагает минимальный срок. Извещение публикуют за 5 дней до оценки предложений. Возможность изменения документации не предусмотрена. |
Закупка у единственного поставщика | Извещение размещают в ЕИС в установленных законом случаях. Информация должна появиться в единой базе за 5 дней до подписания соглашения. О внесении корректировок в законе не упоминается. |
Парламентарии установили специфические требования извещений. Правила разработки закупочной документации определены для каждого способа отдельно. Наиболее простым по этому критерию является сотрудничество с единственным поставщиком. Максимум правил и указаний адресовано организаторам открытого конкурса и аукциона.
Третьим критерием сравнительной характеристики стала система гарантий. Юристы проанализировали требования к обеспечению заявок и контрактов.
Открытый конкурс | При подаче заявки участник обязан внести залог или предоставить банковскую гарантию на сумму от 0,5 до 5 % начальной стоимости заказа. Лица, отнесенные законом к льготным категориям, вправе ограничится обеспечением в 2 % (ст. 44 закона 44-ФЗ). Гарантия исполнения контракта устанавливается в рамках от 5 до 30 %.Снижение в ходе торгов НМЦ на ¼ и более является основанием для увеличения обеспечения в 1,5 раза. При этом закон предусматривает повышенные ставки при заключении соглашений с крупным авансом или гонораром, превышающим 30 миллионов рублей. |
Электронный аукцион | Если общая стоимость закупки находится в пределах 3 миллионов рублей, размер обеспечения заявки составляет 1 %. В остальных случаях применяется правило расчета, используемое при проведении открытого конкурса. Общие принципы распространяются и на установление обеспечения по контракту. |
Запрос котировок | Подача заявки не требует предоставления каких-либо гарантий. Закупка до 500 000 рублей может производиться без условий об обеспечении, а вот превышение стоимостного лимита влечет необходимость применения общих принципов. |
Запрос предложений | Правила об обеспечении заявок и контрактов не применяются. Исключением служит запрос предложений, проводимый в результате признания аукциона, либо конкурса несостоявшимися. В этом случае реализуют общий механизм. Потребовать гарантий надлежащего выполнения контракта необходимо, если заказ размещают повторно – после расторжения с недобросовестным исполнителем. |
Закупка у единственного поставщика | Заявку принимают и рассматривают без каких-либо гарантий со стороны потенциального контрагента. Обеспечение договора не требуется в следующих ситуациях:
Полный перечень перечислен в статье 96 закона 44-ФЗ. |
Сравнительная характеристика проведена по основным критериям. Дополнительно оценить способы выбора поставщика можно по правилам оценки заявок, порядку заключения договора или принципам определения победителя. В любом случае наиболее жесткими будут требования к проведению конкурсов и аукционов.
Это закупки, в которых используется честная конкуренция между участниками. Они соревнуются между собой за право заключить выгодный контракт с заказчиком.
По каким критериям сравнивают участников, зависит от типа закупки. Если это аукцион, решающим фактором выступает цена.
В конкурсах внимание уделяют не только цене, но и другим условиям закупки, участников оценивают по стоимостным и нестоимостным критериям и присуждают по каждому баллы.
Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ различаются:
- условиями, при которых заказчик вправе их выбрать;
- порядком подачи заявок;
- сроками размещения документов и оценки предложений участников;
- критериями определения победителя.
Выделяют:
- конкурсы;
- аукционы;
- запросы котировок;
- запросы предложений.
С 2019 года заказчиков обязали проводить закупки в электронной форме по умолчанию. Бумажными остались только некоторые процедуры в виде исключения.
В 44-ФЗ указан лишь один неконкурентный способ закупки. Это закупка у единственного поставщика. Ей посвящена ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В ней перечислены ситуации, в которых заказчик может выбрать этот способ закупки. Обратите внимание, что перечень ограниченный. Это значит, что в других случаях выбирать закупку у едпоставщика заказчики не вправе.
С июля 2019 года порядок проведения закупок у единственного поставщика изменился (Федеральный закон от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ). В частности, по новым правилам, извещение при закупке у едпоставщика не требуется вообще.
Кардинальные изменения, по которым будут проходить закупки с 1 июля
С 1 июля 2019 года вступили в силу 17 изменений в правила закупок. Мы подготовили памятки по каждому.
Как проводить конкурс с ограниченным участием в электронной форме по 44-ФЗ
Ниже все способы закупок представлены в виде таблицы:
Конкурс | Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям. | Приоритетный способ закупки. Может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием. Может быть двухэтапным |
Запрос предложений | В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях, в частности:
|
Победителем признается участник, направивший окончательные предложение, которые наилучшим образом соответствует требованиям заказчика |
Запрос котировок | Если победителя выбирают по одному критерию – цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. руб. | Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн руб. |
Аукцион | При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р | Начальная цена договора постепенно снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене.Может проводиться в закрытой и открытой форме. |
Закупка у единственного поставщика | В установленных в ст. 93 44-ФЗ случаях, в частности:
|
Заказчики проводят такие закупки двумя способами:
|
Государственные закупки – это закупки товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд, а также потребностей отдельных видов юридических лиц. Такие закупки могут быть направлены на удовлетворение самых разнообразных потребностей заказчиков начиная от закупок продуктов питания, заканчивая строительством здания.
Государственные закупки обладают некоторыми отличительными чертами от коммерческих тендеров. Так, госзакупки:
- строго регламентированы законодательно (в том числе по сумме заказа и срокам проведения), и за отступление от установленного порядка закупок заказчику грозит ответственность;
- закупки нередко проводятся на условиях внесения обеспечения заявок на участие;
- приоритет принадлежит государственным закупкам на конкурентных началах, а неконкурентный способ приобретения товаров, работ и услуг у единственного поставщика должен использоваться в ограниченных случаях.
Компании и учреждения, которые полностью или частично принадлежат государству, обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг по нормам закупочного законодательства.
Все закупки можно разделить на три крупные группы:
- Госзакупки по нормам 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По указанному закону закупаются государственные и муниципальные учреждения, которые ведут свою деятельность за бюджетный счет: больницы, образовательные учреждения, местные администрации и пр. Действие указанного закона распространяется на такие сферы, как планирование закупки, ее проведение, выбор победителя и подписание с ним контракта, а также его исполнение, приемку и оплату. Победитель в рамках 44-ФЗ может отбираться по критериям цены или по иным нестоимостным характеристикам (цена, опыт, квалификация участника и пр.).
- Закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проводят отдельные категории юрлиц. Это, в частности, компании с долей государственного участия не менее 50%, их дочерние компании и дочерние компании самих «дочек»; естественные монополии (нефтегазовый сектор, РЖД, Почта и пр.); учреждения, задействованные в регулируемых видах деятельности (например, водоснабжении и энергетике и пр.); бюджетные учреждения, закупающие товары, работы и услуги на гранты и субсидии, а также на собственные средства. Указанный закон менее строго регулирует процесс отбора поставщика, и ключевые условия проведения закупок заказчик указывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупке. Заказчики по 223-ФЗ вправе установить свои правила отбора поставщика, указать собственные сроки проведения закупки и пр. Исключение составляют закупки у единственного поставщика и субъекты малого предпринимательства. Такие закупки могут проводиться на ЭТП четырьмя видами: аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок исключительно на электронных площадках.
- Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации, которые не входят в вышеперечисленные перечни. Они могут определять правила закупки самостоятельно с опорой на Гражданский кодекс.
К конкурентным закупкам по 44-ФЗ относят:
- Конкурс. Различают такие виды конкурса, как открытый, конкурс в электронной форме, закрытый, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
- Аукцион. Открытый аукцион сегодня проводится исключительно в электронной форме, при закрытом же конкурсе возможно проведение аукциона в бумажном и электронном форматах.
- Запрос котировок, а также электронный запрос котировок.
- Запрос предложений и электронный запрос предложений.
Заказчик размещает закупки различными способами в зависимости от критерия отбора поставщика. Так, если единственным значимым критерием для отбора поставщика является цена, то обычно заказчики делают выбор в пользу закупки в форме аукциона. Также Правительством утвержден определенный перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики могут закупать исключительно через аукцион. Если, помимо цены, для заказчика имеют значение иные характеристики поставщика, то он выбирает закупку в виде конкурса.
Конкурс с ограниченным участием практикуется при заказах сложных и инновационных товаров, работ и услуг. В рамках этой процедуры участники первоначально проходят предквалификационный отбор, требования ко всем поставщикам едины. В рамках двухэтапного конкурса могут предъявляться дополнительные требования к участникам, а первый этап нередко используется для уточнения технического задания заказчиком. Он проводится, например, при закупках научных изысканий и экспериментов и пр.
С 2019 года заказчик обязан проводить открытый конкурс в электронном виде. Бумажные версии закупок сохранены только для ограниченного круга закупок.
Запрос котировок применяется при условии НМЦК в пределах 500 тыс. р. В закупке побеждает участник, который предложил самую низкую цену. Проводится в электронной версии или путем передачи бумажных конвертов заказчику. Годовой объем закупок через запрос котировок не должен превышать 10% от СГОЗ.
Запрос предложений – это мини-конкурс, когда участники оцениваются по нескольким параметрам: например, цена и опыт работы. В рамках запроса предложений допускается переторжка, когда участники могут изменить свое предложение по цене в лучшую сторону. Запрос предложений проводится по ограниченному перечню оснований, например, при признании повторного конкурса несостоявшимся или при закупках жилья для детей-сирот.
Оптимальными формами закупки для новичка являются электронный запрос котировок и аукцион.
Стоит учесть, что в рамках 44-ФЗ проводятся специальные закупки исключительно среди субъектов малого бизнеса. Такие закупки позволяют заказчику уложиться в лимит в 15% по доле СМП в общем объеме закупок.
Закупки среди СМП проводятся на льготных основаниях: так, для них снижен размер обеспечения, и гарантирован более оперативный порядок оплаты оказанных услуг.
Неконкурентной закупкой является закупка у единственного поставщика. Она проводится только в ограниченных случаях, которые перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это, например, признание конкурса или аукциона несостоявшимся; проведение закупки на сумму до 300 тыс. р.; закупки у естественных монополий; закупки в условиях ЧС и направленные на ликвидацию аварий и пр.
Когда проводят электронный аукцион, обоснование выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя регулирует статья 59 закона 44-ФЗ в первой части. Электронный аукцион является конкурентным способом определения компании-поставщика, когда сведения о госзакупке доводятся до неограниченного круга лиц посредством публикации сведений в ЕИС. Участвовать в процедуре вправе любые заинтересованные лица, соответствующие описанным закупщиком требованиям. Главный критерий отбора победителя — наименьшее предложение по цене на проводимых торгах. Способ подачи заявки на ЭТП — дистанционный.
Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена единственная специализированная торговая площадка, а само число площадок увеличено с 6 до 8. Вот окончательный перечень действующих ЭП для процедур по 44-ФЗ:
- РТС-тендер;
- ЕЭТП;
- Сбербанк-АСТ;
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
- Электронные торговые системы;
- ТЭК-Торг;
- Российский аукционный дом;
- Электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).