- Новостройка

Выдворение в судебном порядке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выдворение в судебном порядке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одним из самых существенных последствий применения к мигранту наказания в виде административного выдворения – это 5-ти летний запрет на въезд. По российскому законодательству, выдворение в обязательном порядке влечет ограничение права въезда в РФ на пятилетний срок. Поэтому мигранту в момент его выезда за пределы РФ сотрудниками погранслужбы вручается письменное уведомление о том, что он не вправе въезжать в РФ в течение срока запрета на въезд. Разумеется, запрет на въезд, в свою очередь, автоматически влечет аннулирование любых разрешительных документов, будь то патент, РВП или вид на жительство.

За что может быть назначено административное выдворение и как его избежать?

Причины выдворения указаны в федеральном законе. В основном, причиной выдворения может послужить нарушение мигрантом порядка въезда, пребывания или проживания в РФ.

Каковы шансы на отмену депортации в судебном порядке?

  • Отсутствие у мигранта медицинской страховки
  • Непостановка на миграционной учет или непродление регистрации
  • Незаконное осуществление трудовой деятельности
  • Неподача уведомления о проживании в РФ по РВП и виду на жительство
  • Использование подложных документов или сообщение недостоверных сведений о себе
  • Нарушение сроков пребывания в РФ и пр.

Избежать выдворения можно, если правонарушение совершено мигрантом, у которого в РФ проживают близкие родственники, супруг (а), малолетние дети. Также выдворение может не применяется к иностранцам, нарушившим закон впервые при наличии постоянного места работы, недвижимости в РФ и пр. Решение о возможности применения выдворения выносит суд, основываясь на названных обстоятельствах с учетом характеристики личности иностранца. Последнее стало возможным, после внесения поправок в закон о выдворении мигрантов в конце 2016 года. Как правило, при наличии подобных обстоятельств, суд не назначает мигранту выдворение и ограничивается применением штрафа.

Выдворение может быть назначено только на основании постановления суда. В редких случаях выдворение исполняется в силу постановления органа погранконтроля, который наделен законом правом применять к гражданам подобную меру наказания. В этом и состоит одно из отличий выдворения от депортации, которая не является видом наказания, а представляет лишь процесс принудительной высылки из страны мигранта, нахождение которого представляет опасность и угрожает правам и законным интересам граждан.

Рассмотрим порядок и основания депортации, а также процедуру обжалования решения о депортации в судебном порядке.

Основания депортации указаны в законе. Как правило, депортации подлежат мигранты, страдающие опасный инфекционным заболеванием, лица, вышедшие из мест лишения свободы, а также те, кто находится в РФ без законных оснований. Для депортации не требуется составления протокола, а сам вопрос о депортации решается начальником органа по вопросам миграции, а не судом. И несмотря на то, что сам процесс депортации схож с выдворением, производиться депортация на основании решения начальника миграционной службы или его зама.

Процесс отмены депортации во многом отличается от отмены выдворения: другая процедура, сроки, иной порядок обжалования. По закону, на обжалование депортации отводиться 3 месяца. Отмена депортации возможна только в судебном порядке, для чего мигранту необходимо подать административный иск в районный суд по месту нахождения миграционного органа и просить признать решение о депортации незаконным. Важно отметить, что суд вправе на время рассмотрения доводов жалобы приостановить депортацию, чтобы у мигранта была возможность лично участвовать в судебных заседаниях и полноценно защищать своим права. Как уже было отмечено, отменена депортация может быть только на основании решения суда, в том числе, если будет установлено, что у мигранта в России проживают близкие родственники. В данном случае суды заявляют о недопустимости чрезмерного вмешательства в личную и семейную жизнь иностранца. Однако наличие семьи не является безусловным иммунитетом и не всегда обеспечивает защиту от депортации из РФ. Прочность семейных связей должен доказать иностранец. Помимо этого, суд также будет интересовать и характеристика личности мигранта.

Миграционный форум является некоммерческим проектом и предназначен для обсуждения вопросов взаимодействия с миграционной службой.

Запрещается размещение на форуме рекламных объявлений от частных лиц, оказывающих посреднические услуги, а также иных объявлений и ссылок, не относящихся к тематике форума.

Любая информация, противоречащая законодательству России, будет оперативно удаляться модераторами форума.

Основные отличия юридического плана:

Депортация иностранных граждан из России — инструмент государственного воздействия,

выдворение — вид наказания.

Выдворение происходит на основании судебного решения, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении.

Решение о депортации принимает руководитель ГУВМ МВД, для вынесения которого достаточно только одного основания — у иностранца нет права находиться в России.

Решение о депортации исполняется в течение 5 дней, постановление о выдворении — с момента вступления его в законную силу.

Обжалование в суде возможно в разные сроки. Для решения о депортации дается 3 месяца с момента, когда мигранту стало о нем известно, для выдворения — в течение 10 дней с даты получения.

Депортация из России — принудительная высылка мигранта за пределы страны из-за потери иностранцев или лица без гражданства (апатрида) легальных оснований для проживания в РФ. Причинами такого перемещения иностранного гражданина зачастую становятся нарушения миграционного плана:

  • Несвоевременный выезд из страны после окончания срока действия визы или периода безвизового проживания;
  • Аннулирование ВНЖ, РВП, патента, разрешения на работу, которые подтверждали законность нахождения в РФ;
  • Сокращение времени проживания в стране по ряду причин;
  • Отказ в признании иностранца беженцем, утрата или лишение такого статуса;
  • Незаконный въезд в страну (по поддельным документам);
  • Нежелательное нахождение иностранного гостя в России.

Причины и порядок административного выдворения в 2020 году

Сама по себе депортация не влечет за собой серьезных юридических последствий. Исключением может стать категорический отказ мигранта покинуть пределы страны. Тогда его отправка происходит после судебного решения уже в принудительном порядке, когда сотрудники УВМ УМВД под конвоем сопровождают иностранца до транспортного средства заграничного следования.
Если же мигрант добровольно покидает Россию, то в дальнейшем он может вернуться, подготовив визу, соответствующую его целям визита. Еще проще, если визового режима как такого между странами нет. Но здесь стоит иметь в виду, что повторное нарушение миграционного законодательства приведет к более серьезным ограничениям и в дальнейшем такой иностранец лишится возможности попасть в РФ.

Решение о депортации может быть обжаловано иностранцем в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало об этом известно. Если дело дошло до суда и вынесено судебное решение о принудительной высылке иностранца из РФ, на обжалование отводится 10 дней.

Для оспаривания иностранец обращается в суд по месту проживания. По письменной просьбе исполнение решения о депортации может быть отложено на время судебного разбирательства. Если суд встанет на сторону истца, то решение о депортации удастся отменить. Допускается обжалование и без обращения в суд путем подачи заявления руководителю УВМ УМВД.

Отменить депортацию можно, если у мигранта есть весомые основания, чтобы остаться в России:

  • Заключен брак с гражданином РФ, есть ребенок или родственники — граждане России;
  • Мигрант трудится в России на легальных основаниях, есть патент или разрешение на работу, подписан трудовой договор;
  • Иностранец является студентом российского вуза или другого образовательного учреждения;
  • Иностранный гость проходит курс лечения в РФ;
  • На момент депортации у мигранта были разрешительные документы (ВНЖ или РВП).
  • Под депортацию не попадают консульские и дипломатические сотрудники.
  • Нельзя депортировать беженцев и иностранцев, только обратившихся за получением статуса беженца, временным или политическим убежищем.
  • Запрещено депортировать людей, которые утратили статус беженца, но не могут вернуться на родину по независящим от них причинам: в их стране голод, эпидемия, идут военные действия, при возвращении грозит опасность жизни и здоровью из-за религиозных, расовых или политических преследований.

Выдворение иностранных граждан за пределы РФ происходит в результате нарушения российского законодательства:

  • Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  • Несвоевременная постановка на миграционный учет;
  • Нарушение правил пересечения границы, транзитного проезда или пребывания в РФ;
  • Несоответствие заявленной и фактической цели визита в страну;
  • Отсутствие документов, подтверждающих право на пребывания в РФ;
  • Потеря документации о праве на проживание в РФ и несвоевременное ее восстановление;
  • Уклонение от выезда из РФ после окончания допустимого срока проживания в стране;
  • Совершение административного нарушения.

Выдворение происходит на основании постановления судьи или ответственного лица пограничной службы.

Понятие, причины и порядок административного выдворения

Необходимо подчеркнуть, что гражданам Российской Федерации подобная мера не грозит. Кроме того, законодательство запрещает применять наказание к следующим категориям лиц:

  • военнослужащим-иностранцам, пребывающим на территории РФ;
  • получившим официальный вид на жительство;
  • оформившим статус беженца;
  • обладающим родственными связями с россиянами;
  • представителям дипломатических ведомств;
  • иностранным гражданам, не достигшим совершеннолетия (при отсутствии опекуна);
  • нарушителям, на родине которых ведутся военные действия.

Еще одна неприкосновенная группа — это единственные «добытчики» в семье, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети. Все доказательства, свидетельствующие о принадлежности к льготной категории, необходимо представить к разбирательству в зале суда.

Способ выезда нелегального мигранта из России определяется судом или сотрудниками пограничной службы. Приговор базируется на степени тяжести совершенного правонарушения.

Исполнение постановления проводится судебными приставами. Фактически административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина — это передача мигранта официальным представителям принимающего государства.

Оформляется процедура специальным актом, подписанным в одностороннем или двустороннем режиме.

Если резолюция судьи разрешает переселенцу покинуть государство добровольно, то ему на окончательный отъезд дается 5 дней. Наблюдать за процессом предписывается сотрудникам миграционного ведомства. Самостоятельное контролируемое выдворение, не проведенное в установленный срок, грозит нарушителю штрафом и принудительным удалением с территории России.

Порядок выдворения иностранных граждан из РФ запрещает применять подобную меру к малолетним, если не получено согласие их официального представителя. Но правовая лояльность имеет свои пределы. Систематическое нарушение несовершеннолетним законодательства РФ может привести к передаче такого лица родному государству.

Иностранцы, не достигшие совершеннолетия, не вправе пребывать на российской территории без попечителя. Поэтому при вынесении решения об удалении опекуна, автоматически происходит и выдворение детей.

Отказ от выплаты финансового обязательства влечет за собой не только принудительную высылку из страны, но и наложение ряда взысканий (в зависимости от решения суда):

  • уплата штрафа в двойном размере;
  • общественные работы сроком до 50 часов;
  • арест до 15 суток.

Законодательство требует обязательного погашения штрафных санкций. Отказ от выполнения обязательств чреват для мигрантов тем, что запрет на посещение России может затянуться на долгие годы.

Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.

Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:

  • употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
  • пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
  • нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
  • незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
  • предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
  • нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.

Как мы уже выяснили, единственным основанием для начала процедуры выдворения может служить постановление суда (в исключительных случаях – миграционного органа) о назначении данного вида наказания. В зависимости от обстоятельств судья может принять решение о принудительной высылке либо о контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина. Вопреки сложившемуся мнению, иностранцев в данном случае не заключают под арест, если только этого в качестве меры пресечения не требует уголовное законодательство .

В зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, согласно ст. 32.10 КоАП, его исполнение может производиться путем передачи гражданина уполномоченным лицам иностранного государства или путем его самостоятельного выезда из страны. Рассмотрим эти формы высылки подробнее.

[yop_poll id=”5″]

Высылка несовершеннолетних

Законодательством большинства стран, применяющих административное выдворение, установлено, что ответственность за административные проступки наступает с 16 лет. Однако общепринятый возраст совершеннолетия – 18 лет Таким образом, выдворение несовершеннолетних иностранцев возможно лишь в случае, если на момент совершения предусмотренных законодательством админправонарушений им исполнилось 16 лет. Если на момент совершения проступка иностранец такого возраста не достиг, к нему не применяется административное наказание, следовательно, он не может быть выдворен.

Отдельно стоит отметить случаи, когда происходит выдворение родителей несовершеннолетних. Учитывая ст. ст. 8, 9 Конвенции о правах ребенка, которые требуют уважения семейной жизни и невозможности разлучения родителей и детей, выдворение родителей возможно лишь в исключительных случаях. В контексте этого государственные органы стран, которые принимают соответствующие решения, должны исходить из действительной потребности в назначении такой меры ответственности.

Поэтому при наличии несовершеннолетних детей выдворение родителей применяется лишь в качестве единственно возможной меры достижения целей такого наказания. И на несовершеннолетних детей выдворяемых лиц оно не распространяется.

Административное выдворение за пределы РФ

Сама по себе административная высылка каких-либо штрафных санкций в отношении нарушителя не предусматривает. Однако штраф может быть назначен такому лицу в качестве основного или дополнительного вида наказания, помимо высылки. По российскому законодательству (ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП), такой штраф должен быть оплачен иностранцем не позднее следующего дня после обретения постановлением суда законной силы.

Кроме того, штрафные санкции могут быть наложены на иностранца или апатрида в случае, если в его отношении было вынесено решение о выдворении путем самостоятельного выезда, но такое решение им добровольно выполнено не было. По российскому законодательству, согласно ч. 3 ст. 20.25 КоАП, такие действия влекут наложение штрафа в 3-5 тыс. рублей с последующим выдворением, но уже в принудительном порядке.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации – это процесс принудительного переведения иностранца или апатрида за пределы страны. Как правило это самостоятельный выезд из страны, который контролирует миграционная служба.

Меру пресечения в виде административного выдворения назначает судья в случаях административных правонарушений, совершенных лицами во время пребывания в России, и в других случаях, предусмотренных Российским законодательством.

Далее мы подробно расскажем обо всех основаниях для выдворения, о видах административного выдворения, о том, чем отличается выдворение от депортации и реадмиссии, а также о том, можно ли отменить выдворение и где получить помощь при обжаловании решения об административном выдворении из РФ.

Для более удобного перемещения по странице, вы можете воспользоваться навигацией по разделам:

  • Реадмиссия, депортация и выдворение — в чем разница
  • Чем отличается депортация от выдворения из РФ
  • Чем отличается реадмиссия от выдворения за пределы страны
  • Закон о выдворении иностранных граждан из РФ
  • Виды административного выдворения — самостоятельное и принудительное выдворение
  • Порядок выдворения иностранных граждан за пределы РФ
  • Срок выдворения иностранных граждан за пределы РФ
  • Основания для выдворения иностранных граждан из России
  • Постановление суда о выдворении с террритории РФ
  • Исполнение постановлений об административном выдворении
  • Административное выдворение запрет на въезд
  • Выдворение несовершеннолетних иностранных граждан за пределы РФ
  • Отмена административного выдворения
  • Обжалование постановление о выдворении
  • Образец апелляционной жалобы на выдворение
  • Последствия выдворения за пределы РФ
  • Амнистия по выдворению
  • Как проверить выдворение иностранных граждан
  • Помощь при выдворении иностранных граждан

На первый взгляд депортация, административное выдворение и реадмиссия выглядят схожими процессами, так как в результате каждого иностранный гражданин должен оказаться за пределами России, однако в действительности это совершенно разные процедуры, решения о которых также принимаются разными государственными структурами.

Для начала рассмотрим, что такое депортация и административное выдворение. Данные процедуры осуществляются на разных основаниях, а также отличается и сам процесс. Итак, чем же отличается основание для обеих процедур:

  • Принудительное выдворение, являясь административным наказанием, может быть назначено только судебным постановлением на основании решения суда.
  • Решение о депортации принимает должностное лицо миграционного органа РФ либо пограничник ФСБ РФ. Суд такого решения, в отличие от случая с выдворением, не принимает.

Другими словами, отличие депортации от административного выдворения в том, что решения принимаются разными органами – административное выдворение из страны может быть назначено только по решению суда, а решение о депортации может быть принято должностным лицом.

То есть принудительное административное выдворение – это наказание за нарушение правил пребывания мигрантом на территории РФ. Поэтому оно производится только в случае, когда доказана вина иностранного гражданина или лица без гражданства в совершении правонарушения.

Это означает, что перед процедурой выдворения проводится множество процессуальных действий, на основании которых в последствии и принимается решение суда о наказании в виде выдворения за государственные границы России.

Уточненные разъяснения Пленума ВС РФ о порядке применения судами КоАП РФ

Как такового единого закона о выдворении иностранных граждан не существует, поскольку все, что связано с иностранными гражданами, в том числе вопросы административного выдворения, регламентируется следующими законами:

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП);
  • Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
  • Федеральный закон № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России и ФМС России № 758/240 «Об организации деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства».

Существует два вида административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ – так называемое самостоятельное выдворение и принудительное:

  • Когда выдворяемый иностранец покидает границы страны добровольно, но под контролем. В таком случае человек самостоятельно выезжает за границы РФ под контролем представителей УВД УМВД. Если вдруг мигрант пытается пренебречь решением о выдворении, то на него накладывают штрафные санкции и подвергают уже принудительному выдворению.
  • Второй вид, соответственно, принудительное выдворение за пределы РФ. Принудительное подконтрольное выдворение назначается, как правило, тем, кто совершил правонарушение два раза за год, то есть за рецидив. До момента выезда из России в таких случаях наказуемый находится в специализированном центре.

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ зависит от вида выдворения: мигрант покидает страну либо самостоятельно, либо под сопровождением миграционных органов.

В первом случае иностранный гражданин, которому суд предписал покинуть границы РФ, получает на руки соответствующее судебное решение о выдворении, после чего он обязан в течение пяти суток пересечь границу Российской Федерации. Факт его перемещения за пределы России фиксируют представители миграционной службы УВМ МВД.

Во втором случае, при принудительном выдворении, иностранного гражданина до границы сопровождает сотрудник миграционной службы. Такая мера принимается в случаях многократного нарушения закона, когда мигрант отказывается покинуть страну самостоятельно, либо когда он не может уехать из России по финансовым обстоятельствам. В таком случае затраты на выдворение на себя берет миграционный орган либо посольство того государства, откуда человек приехал в Россию.

Обычно всё происходит в следующем порядке:

Иностранного гражданина задерживают сотрудники МВД (при проверке документов на улице, в процессе работы на предприятии, при массовых облавах и пр.), составляют протокол, кратко опрашивают. Затем, после недолгого ожидания, в тот же день, везут в суд. Там судья снова кратко опрашивает человека, просматривает бумаги от МВД, задает различные вопросы – и в итоге объявляет Постановление суда. Сначала его провозглашают устно, затем копию Постановления вручают самому виновному.

В этом документе описывается совершенное им нарушение, приводится различное нарушенное законодательство и указывается наказание – штраф с административным выдворением за пределы РФ. Также там обычно определяется форма исполнения выдворения – принудительно или самостоятельно. В большинстве случаев указываются и реквизиты для уплаты штрафа.

Если вам довелось поучаствовать в подобной процедуре – не сомневайтесь, вы имеете дело с самым настоящим выдворением и избавиться от него путем написания заявления в миграционную службу в ближайшие 5 лет никак не удастся…

Срок 5 лет — потому что после вашего принудительного или самостоятельного выезда из РФ, возвращение, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» запрещается в течение именно этого срока. При этом, если вас выдворяют вторично, после незавершенного первого срока запрета, то въезд в РФ закрывается уже на 10 лет.

Уклоняться от выезда, равно как и от уплаты штрафа, бессмысленно. Разумеется, что, если есть наказание, то есть и контроль за его исполнением. В России этой сферой ведают аж несколько ведомств — МВД, ФССП и ФСБ (Погранслужба РФ).

В случае если человек «задержался» в РФ – это будет рассматриваться как неисполнение решения суда, за что последует новый штраф и выдворение уже в принудительном порядке (с тем самым 10-летним запретом), а если снова въехал в запрещенный 5-летний период – здесь уже налицо преступление (ч. 2 ст. 322 УК РФ, до 4-х лет лишения свободы).

Неуплата штрафа влечет его принудительное взыскание, причем это будет сделано и много позже, после возвращения в РФ, либо Вам бессрочно закроют въезд до совершения оплаты…

При совершении какого-либо нарушения иностранным гражданином на границе РФ такое наказание может применить и начальник пограничного пункта без суда.

После суда, исполняя постановление, сотрудники МВД выставляют запрещение въезда в РФ на 5 лет (ч. 2 ст. 27 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»). Этого человеку обычно уже не сообщают и отдельно об этом не уведомляют.

Вернуться в Россию до окончания 5 лет запрета нельзя – это даёт право государственным контролирующим органам применить статью 322 Уголовного Кодекса РФ и привлечь иностранного гражданина уже к уголовной ответственности.

Единственный легальный способ отменить выдворение — это процедура судебного обжалования.

Суд упоминается не случайно — особенность отмены административного выдворения, как раз в том и состоит, что производиться оно может исключительно в судебном порядке. Ни МВД, ни ФСБ, ни посольства и прочие государственные органы и должностные лица не вправе что-либо отменять и пересматривать, если решение изначально принято судом.

При отмене выдворения большую роль играют сроки.

Самый лучший вариант – бороться за то, чтобы выдворение не назначили в самом первом судебном заседании. Здесь важно заявлять определённые ходатайства, обращать внимание на особые обстоятельства и предоставить необходимые документы.
Если в судебном Постановлении выдворение все же назначено – это еще не финал, так как наступает возможность его апелляционного обжалования в вышестоящий суд. Срок обжалования — 10 дней. В течении этого времени, если правильно подана апелляционная жалоба, иностранный гражданин вправе не выезжать за пределы РФ.

Самое главное при отмене выдворения — во-первых, вовремя подать качественно подготовленную и подкрепленную документами жалобу, а во-вторых грамотно предоставить всю нужную информацию в судебном заседании при рассмотрении жалобы.

После вынесения решения апелляционным судом, законом предоставляется право надзорного обжалования в нескольких уровнях.

Но…. Суд этой инстанций будет разбираться с жалобой только в том случае, если при предыдущем рассмотрении дела были существенно нарушены права иностранного гражданина либо нормы закона и исчерпаны все иные возможности обжалования.

На практике в надзорной инстанции большинство жалоб на незаконность административного выдворения иностранных граждан не находят удовлетворения.

В большинстве случаев это связано с тем, что люди, не понимают разницы в видах обжалования и особенностях подготовки жалоб. Не разбираясь в нюансах работы судебной системы и процессуальных требованиях – пишут, говорят и делают то, что неизбежно приводит к отказу и проигрышу дела.

Порядок и сроки выдворения иностранцев из узбекистана

Иностранные граждане нередко не знают, что для судебного процесса большую роль играет правильный подбор документов. Особенно четко это выражается при обжаловании в надзорной инстанции, то есть когда жалоба подается по истечении 10 дней после суда.

Особенность надзорной инстанции в том, что, в отличии от апелляции, здесь не бывает рассмотрения с присутствием сторон. Всё что видит и знает о деле суд – это жалоба и прикрепленные к ней документы. Разумеется, подбор и оформление этих документов при рассмотрении дела в надзоре должны быть особенно тщательными.

Проблема у иностранных граждан здесь чаще всего возникает в предоставлении копий судебных решений предыдущих инстанций. Многие полагают, что достаточно направить в суд ксерокопию постановления (и решения по апелляции, если она проводилась), а то и вовсе не делают даже и этого, считая, что направление судебных решений – это дело самих судов.

Разумеется, это не так — и в силу главы 30 КоАП РФ, поступившую жалобу, в которой отсутствуют ссылки на предыдущие решения и копии этих решений, попросту вернут заявителю без рассмотрения. Большинство, получив такой возврат, уверены, что дело рассмотрено и им отказано, либо, не понимая сути произошедшего, считают, что суды к ним «придираются», «предвзяты» и прочее.

Но это не так: все судебные решения должны быть заверены судом (синей печатью), подшиты (и опечатаны, конечно) и содержать отметку о вступлении их в законную силу (также с заверением печатью и подписями судьи и секретаря).

Все прочие документы – должны быть заверены нотариально, а полученные не в РФ – также быть и переведенными.

Безусловно, что общее требование к любым документам – быть читаемыми, аккуратными, без потертостей и искажений – актуально и здесь.

Положение иностранных граждан на территории РФ регулируется ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данный правовой акт определяет основы, в том числе и порядок выдворения лиц за пределы территории страны.

Нормы, за которые возможно применение данной меры ответственности, определяются на основании КоАП РФ и УК РФ. Также стоит обратить внимание на ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также на практику высших судов, в том числе постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Данная мера представляет собой процедуру, направленную на перемещение лица за пределы Российской Федерации, против его воли. По сути, это указание на то, чтобы лицо покинуло Россию по причине нарушения законодательства.

Выдворение, как мера административного наказания, может осуществляться как силами государственных органов, так и лицом самостоятельно, но под государственным контролем. Процедура всегда контролируемая и используется, когда лицо нарушает миграционное законодательство, уголовные и административные нормы, а также в случаях исполнения международных договоров Российской Федерации.

Выдворение может применяться не только в случае нарушения миграционных правил. На практике, достаточно часто мера используется, если лицо нарушает правила таможенные, административные и уголовные. Так, возможно использование такой санкции в следующих случаях:

  1. нарушения, связанные с въездом на территорию России, временным пребыванием и проездом по территории;
  2. уклонение от выезда за пределы России после окончания срока временного пребывания;
  3. нарушение сроков постановки на миграционный учёт;
  4. отсутствие разрешительных бумаг, подтверждающих законность нахождения на территории России;
  5. трудовая деятельность на территории страны, при условии отсутствия разрешительных бумаг;
  6. предоставление ложной информации, касающейся цели пребывания на территории страны;
  7. совершение преступления на территории России лицом без гражданства или иностранцем.

Выдворение может быть применено только в случае наличия вступившего в силу судебного решения. Иных оснований для принуждения к выезду за пределы страны нет.

Административное выдворение за пределы РФ применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. По отношению к гражданам Российской Федерации применяются иные меры ответственности, предусмотренные законодательством.

Административное выдворение: теория и практика применения

Несовершеннолетний гражданин не может быть подвергнут данной мере ответственности самостоятельно. Однако такое лицо рассматривается как субъект, связанный с родителями, то есть в качестве члена семьи.

Если выдворению подвергается взрослый человек, несовершеннолетний будет следовать за ним, но по отношению к нему в отдельности выдворение не может применяться.

Иностранец, к которому применяется выдворение, может получить и иную ограничительную меру, которая именуется как запрет на въезд. Фактически, лицо теряет возможность вернуться на территорию России. Мера может быть применена на основании постановления, вынесенного одним из государственных органов, например, МВД, ФСБ, Министерство Юстиции.

Орган может вынести прямой запрет, а также указать в постановлении о нежелательности пребывания конкретного гражданина на территории страны.

Как правило, применяется данная мера при нарушениях следующего характера:

  • срок пребывания на территории России был превышен;
  • лицо совершило два и более нарушения миграционных правил за год;
  • при въезде в Россию были предоставлены фальшивые документы.

Срок действия запрета на въезд составляет 5 календарных лет. Именно в течение этого периода времени лицо не сможет приехать на территорию страны.

Любое лицо может узнать о вынесенном в его отношении постановлении о запрете на въезд. Сделать это можно, обратившись в МВД лично или воспользовавшись специальным сервисом на сайте МВД. Для проведения проверки потребуется информация о лице, в первую очередь — это ФИО и дата рождения.

Если по отношению к лицу применялась такая мера, как выдворение и последующий запрет на въезд, он уже не сможет оформить гражданство России. Теоретически, снятие ограничений может быть осуществлено в порядке амнистии.

Любое судебное постановление может быть обжаловано в порядке апелляции. Сделать это можно в срок, не превышающий десять суток со дня вынесения акта.

Жалоба будет рассматриваться в вышестоящем суде, что увеличивает шансы на обжалование. Суд назначит новое заседание, в котором будет выясняться, правильно ли предыдущая инстанция применила правовые нормы, исследовала представленные доказательства и информацию.

Шанс на отмену выдворения есть в следующих случаях:

  1. у лица, который должен покинуть Россию, есть дети, являющиеся гражданами страны, при условии, что они проживают на территории государства;
  2. лицо имеет супруга, который является гражданином России и проживается в стране;
  3. у выдворяемого есть другие родственники в России;
  4. правонарушение, за которое применяется мера, является несущественным;
  5. лицо получает в России образование на очной форме;
  6. на территории страны реализуется лечение, отсутствие которого будет иметь существенные последствия для жизни и здоровья.

Апелляционная жалоба подаётся в тот же суд, который вынес первоначальное постановление, но на имя суда вышестоящего. Первая инстанция собирает все необходимые бумаги и перенаправляет дело далее. Стороны извещаются о новом заседании.

К жалобе рекомендуется приложить бумаги, подтверждающие позицию заявителя. Это могут быть документы, указывающие на наличие брачных отношений, родства, болезни и так далее. Рекомендуется использовать данные бумаги ещё в первой инстанции, вторая рассмотрит их только в том случае, если ранее они не могли быть получены или первоначальный суд проигнорировал данные факты.

Итак, основные отличия юридического плана:

  • Депортация иностранных граждан из России — инструмент государственного воздействия, выдворение — вид наказания.
  • Выдворение происходит на основании судебного решения, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении. Решение о депортации принимает руководитель ГУВМ МВД (бывшая ФМС -ред.), для вынесения которого достаточно только одного основания — у иностранца нет права находиться в России.
  • Решение о депортации исполняется в течение 5 дней, постановление о выдворении — с момента вступления его в законную силу.
  • Обжалование в суде возможно в разные сроки. Для решения о депортации дается 3 месяца с момента, когда мигранту стало о нем известно, для выдворения — в течение 10 дней с даты получения.

N 178) (См. Предыдущую редакцию) б) выдачи иностранным гражданам разрешений на постоянное проживание в Республике Узбекистан; в) передвижения иностранных граждан по территории Республики Узбекистан; г) сокращения сроков пребывания и выдворения из Республики Узбекистан иностранных граждан за нарушение законодательства и настоящих Правил.

Жалоба адвоката на постановление об административном правонарушении (жалоба по выдворению) подается в течение 10 дней с момента вручения копии такого постановления.

Выдворение за пределы Российской Федерации, в которой проживают члены семьи иностранного гражданина, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

К сожалению, узбекистанцы очень плохо информированы в отношении законодательства РФ и многие попросту не знают ряд важных для них положений, из-за чего часто возникают конфликтные ситуации.
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственного советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Б.

Как видите, числа довольно внушительные и это информация только о депортированных мигрантах, а есть еще те, которые попали под административное выдворение и те, которым из-за нарушений закрыли въезд в РФ и внесли в черный список ФМС.

При временном выезде за границу лицу без гражданства оформляется стикер разрешительной записи для выезда за границу (далее — стикер), действительный в течение 2-х лет. В течение указанного срока лицо без гражданства может неоднократно выезжать за границу.

В случае несогласия с судебным решением об административном выдворении за пределы Российской Федерации, иностранный гражданин имеет право подать письменное обжалование, чтобы остаться в России. Полезные советы для прилетающих в Узбекистан Постановлением КМ РУз от 16.04.1999 г. N 178, Постановлением КМ РУз от 29.04.2004 г.

Если Вы опоздали с обжалованием выдворения (депортации) в суде первой инстанции, то есть возможность обжаловать выдворение (депортацию) в суде надзорной инстанции уже вступившего в законную силу постановления о выдворении из страны пребывания.

Он определяет, в отношении кого буде применена данная мера наказания? Федеральная миграционная служба. Как это происходит? административное выдворение происходит по следующей схеме:

  • Работники Федеральной миграционной службы обнаруживает нарушение пребывания иностранного гражданина в России;
  • Составляется дело о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности;
  • Дело передается в суд;
  • По факту решения суда гражданин покидает территорию Российской Федерации/подает апелляцию/остается жить в России;

Личные и служебные автотранспортные средства иностранных граждан, прибывших в Республику Узбекистан на срок до шести месяцев, подлежат постановке на учет в таможенных органах Республики Узбекистан.

Переезд иностранного гражданина обычно контролируется уполномоченными инстанциями, но возможны случаи с самостоятельным выездом из России.

Заставить покинуть территорию РФ могут тех лица, что нарушили закон:

  • Навредили интересам государственной безопасности.
  • Нарушили режим въезда в Россию либо общественный порядок.

Такая процедура применяется, если, к примеру, иностранец пересек границу по поддельным документам, нарушил таможенные правила или совершил в России преступление, за которое полагается административное наказание.

Основания и способы выдворения, в какие сроки возможно выдворять за пределы нашей страны и какие нормативными актами закреплены основные положения административного выдворения.

N 86 а) временной прописки иностранных граждан, пребывающих в Республике Узбекистан, на срок действия въездной визы; (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от 16.04.1999 г.
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина (или депортация) является следствием совершения этим гражданином серьезного нарушения при проживании на территории Российской Федерации. Из каких этапов состоит процедура выдворения за пределы РФ иностранца? За какие действия она назначается? Читайте в статье.

Под административным выдворением понимается мера наказания, которая назначается иностранным подданным в виде выселения за границы России, если были нарушены и не соблюдены нормы российского законодательства. Гражданин, которому назначено такого рода наказание, должен покинуть Россию самостоятельно или под контролем соответствующих органов, занимающихся данной процедурой. Данная мера назначается судом. Такой человек не имеет права возвращаться на протяжении пяти лет.

Граждане, которые совершили серьезные правонарушения в сфере российского законодательства подвергаются административному выдворению из страны.

Основными причинами выселения являются:

Для начала рассмотрим, что такое депортация и административное выдворение. Данные процедуры осуществляются на разных основаниях, а также отличается и сам процесс. Итак, чем же отличается основание для обеих процедур:

  • Принудительное выдворение, являясь административным наказанием, может быть назначено только судебным постановлением на основании решения суда.
  • Решение о депортации принимает должностное лицо миграционного органа РФ либо пограничник ФСБ РФ. Суд такого решения, в отличие от случая с выдворением, не принимает.

Другими словами, отличие депортации от административного выдворения в том, что решения принимаются разными органами – административное выдворение из страны может быть назначено только по решению суда, а решение о депортации может быть принято должностным лицом.

То есть принудительное административное выдворение – это наказание за нарушение правил пребывания мигрантом на территории РФ. Поэтому оно производится только в случае, когда доказана вина иностранного гражданина или лица без гражданства в совершении правонарушения.

Это означает, что перед процедурой выдворения проводится множество процессуальных действий, на основании которых в последствии и принимается решение суда о наказании в виде выдворения за государственные границы России.

Несмотря на некоторую схожесть, реадмиссия коренным образом отличается от административного выдворения за пределы РФ. Во-первых, реадмиссия в отличие от выдворения не является административным наказанием за правонарушения.

Реадмиссия – это процедура, при которой иностранное государство принимает обратно своих граждан, которые находились нелегально на территории Российской Федерации. Реадмиссия – один из механизмов борьбы с нелегальной миграцией.

Одно из самых важных условий реадмиссии – сохранение и защита прав и интересов граждан, которые подвергаются процедуре.

В данном случае решение о реадмиссии уполномочено принимать миграционная служба, и это решение невозможно обжаловать.

Как такового единого закона о выдворении иностранных граждан не существует, поскольку все, что связано с иностранными гражданами, в том числе вопросы административного выдворения, регламентируется следующими законами:

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП);
  • Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
  • Федеральный закон № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России и ФМС России № 758/240 «Об организации деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства».

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ зависит от вида выдворения: мигрант покидает страну либо самостоятельно, либо под сопровождением миграционных органов.

В первом случае иностранный гражданин, которому суд предписал покинуть границы РФ, получает на руки соответствующее судебное решение о выдворении, после чего он обязан в течение пяти суток пересечь границу Российской Федерации. Факт его перемещения за пределы России фиксируют представители миграционной службы УВМ МВД.

Во втором случае, при принудительном выдворении, иностранного гражданина до границы сопровождает сотрудник миграционной службы. Такая мера принимается в случаях многократного нарушения закона, когда мигрант отказывается покинуть страну самостоятельно, либо когда он не может уехать из России по финансовым обстоятельствам. В таком случае затраты на выдворение на себя берет миграционный орган либо посольство того государства, откуда человек приехал в Россию.

Административное выдворение иностранного гражданина производится в течение пяти дней после получения мигрантом на руки решения суда о выдворении.

Таким образом, срок выдворения иностранных граждан за пределы РФ составляет 5 дней.

Административное выдворение – это мера наказания, которую используют не только в случае нарушения миграционных правил.

Предписание покинуть страну можно получить также в случае нарушения таможенных правил, пересечения границы с поддельными документами или совершения преступления во время пребывания с привлечением к административной ответственности.

К административной ответственности с последующим выдворением иностранных граждан привлекают за следующие нарушения:

  • Нарушение правил въезда на территорию РФ, транзитного проезда либо пребывания в стране.
  • Попытка уклонится от выезда из России после истечения срока возможного пребывания.
  • Постановка на миграционный учет с опозданием, вне установленного срока.
  • В случае отсутствия документов, разрешающих проживание в РФ
  • Устройство на работу без соответствующих документов, таких как патент или разрешение на работу.
  • Ненастоящие сведения о цели пребывания в стране.
  • Совершение преступления, предусматривающего административную ответственность.

Постановление об административном правонарушении выносится судом после рассмотрения дела иностранного гражданина.

В Постановлении описывается совершенный лицом проступок и мера наказания: выдворение за пределы России с оплатой штрафа.

Через 10 дней после вынесения постановления вступает в силу решение суда о выдворении.

В исполнение постановления об административном выдворении приводят либо пограничные службы, либо МВД России.

Исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина оформляют в виде одностороннего либо двустороннего акта. Этот документ приобщают к постановлению.

Российское законодательство предусматривает обязательную регистрацию иностранных гостей, прибывающих в РФ. Стандартный срок постановки на миграционный учет граждан Узбекистана составляет 7 дней с момента въезда в Россию. Те, кто пробыл на территории нашей страны меньше недели, не обязаны регистрироваться в миграционных органах. Иностранцы, которые запланировали более долгосрочный визит, обязательно должны обратиться в уполномоченные органы и встать на учет.

В отношении отдельных стран или категорий иностранцев могут издаваться специальные законодательные акты в сфере миграции. И в первую очередь это касается граждан государств постсоветского пространства. По большей части подобные документы уже давно подписаны, действуют и периодически пересматриваются. По крайней мере, гостям из Ташкента переживать не стоит: новые законы ГУВМ МВД (ФМС) для мигрантов из Узбекистана 2018 году не принимались, поскольку пока вполне достаточно действующих нормативных актов.

Как и в любой стране мира, в России действуют нормативные акты, которые подробно разъясняют, «что такое хорошо и что такое плохо». С правовой точки зрения национальность иностранного гостя совершенно не важна: как говорится, перед законом все равны. Однако это не значит, что мигрантам все разрешено.

Надо сказать, что в целом отношение в России к мигрантам из Узбекистана в 2020 году не изменилось. Население вполне спокойно относится к присутствию узбеков на территории нашей страны. Во многом это обусловлено многолетними культурными и экономическими связями между нашими странами. К тому же многие россияне совсем не прочь наведаться в Узбекистан: на один только Тянь-Шань ежегодно приезжает множество наших соотечественников из разных регионов. А горы – далеко не единственное, что можно посмотреть в этой азиатской стране.

Россия привлекает иностранцев не только и не столько природными красотами, сколько возможностями и перспективами. Многие представители бывших республик СССР, в том числе и Узбекистана, едут сюда учиться, работать и жить. Исторически так сложилось, что после распада Страны Советов «пятнадцать республик-сестер» поддерживают теплые взаимоотношения, всячески содействуя их укреплению. Пример тому – соглашение между Россией и Узбекистаном о трудовой миграции, подписанное 4 июля 2007 года.

Им определены особенности трудовых взаимоотношений между работником-мигрантом и работодателем, включая порядок оплаты труда, налогообложения, выплаты компенсаций и так далее. Этим же документом закреплено, что гражданам Узбекистана, устраивающимся на работу в РФ, не требуется проходить процедуру легализации дипломов и иных документов об образовании. Указанное соглашение действует по сей день, поэтому мигранты Узбекистана в России в 2020 году по-прежнему могут пользоваться льготами.

Как уже упоминалось выше, иностранцы приезжают в Россию не только на заработки, но и для обучения или получения гражданства, да и обычные туристические поездки весьма популярны. Какой бы ни была конечная цель приезда, существуют стандартные миграционные требования, обязательные для всех. Поэтому предлагаем рассмотреть действующие правила пребывания граждан Узбекистана в России в 2020 году.

Именно с пересечения границы начинается взаимодействие иностранного гостя и российских миграционных органов. Его продолжительность напрямую зависит от цели приезда и срока пребывания мигранта в РФ: кому-то даже не придется узнавать, где ближайшее подразделение ведомства, а кому-то предстоит неоднократно побывать там. Но для начала нужно въехать в РФ, благополучно пройдя все пограничные и таможенные процедуры.

В целом правила въезда в Россию для граждан Узбекистана в 2019 году не изменились. Они были установлены Соглашением о взаимных поездках граждан РФ и граждан республики Узбекистан от 30 ноября 2000 года и действуют до сих пор практически в первоначальном виде.

Между странами по-прежнему действует безвизовый режим, для въезда в Россию узбекам не нужно обращаться в посольство или консульство для оформления разрешительных документов.

Въезжающим в Россию очень желательно изучить таможенные и пограничные требования. Они касаются норм провоза багажа, разрешенных и запрещенных ко ввозу вещей, необходимости заполнения таможенной декларации.

Вышеупомянутым соглашением установлен перечень документов, которые удостоверяют личность и гражданство въезжающих в РФ мигрантов.

Пересечь границу можно на основании следующих документов:

  • национальный паспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • свидетельство о рождении (для детей младше 16 лет при условии, что они следуют в РФ совместно с законными представителями – родителями, опекуном или попечителем);
  • летное свидетельство (обязательно наличие записи в полетном задании);
  • для военнослужащих – удостоверение личности или военный билет (при условии наличия отпускного или командировочного удосто��ерения);
  • удостоверение личности работника железнодорожного транспорта (если гражданин является членом рефрижераторной или поездной бригады).

Нашим законодательством предусмотрено два вида регистрации – по месту жительства и по месту пребывания. В народе первую принято называть постоянной, а вторую – временной. Постоянная регистрация возможна только в том случае, если у иностранца есть право пользования жилым помещением, находящимся в России. Однако гораздо большей популярностью пользуется временная регистрация граждан Узбекистана в России.

Несмотря на то, что в недалеком прошлом узбеки и русские проживали на территории одного государства, далеко не у каждого жителя Узбекистана есть недвижимость в РФ. Тем не менее это не останавливает мигрантов: ежедневно границу пересекает огромное количество людей. Дабы не нарушать требований миграционного законодательства, лучше заранее узнать, как сделать временную регистрацию гражданину Узбекистана.

Большая часть мигрантов направляется в Россию с «долгосрочными» планами – например, трудоустройство или получение образования. В таком случае оформление временной регистрации неизбежно. Впрочем, нельзя исключать, что иностранные граждане обзавелись жилплощадью на территории РФ и хотят оформить постоянную прописку.

Миграционные органы призваны контролировать соблюдение законодательства, правил пересечения границы и режим пребывания. В частности, это касается сроков нахождения в РФ. В случае с визами все просто: гражданину разрешено находиться в стране ровно столько дней или месяцев, сколько указано в визе. Однако ввиду действующего безвизового режима срок пребывания в России граждан Узбекистана устанавливается законодательством.

Между нашими странами нет соглашений, которые предусматривали бы взаимные привилегии в вопросах периода пребывания. Поэтому на гостей из солнечного Узбекистана распространяются общие правила: иностранный гражданин может находиться на территории РФ не более 90 суток в течение полугода. Если по каким-то причинам этот срок будет нарушен, мигранта ждут большие неприятности.

Помимо объяснений с госорганами и весьма ощутимых штрафов, нарушителю могут грозить и более серьезные взыскания, о которых рассказано здесь: административное нарушение миграционного законодательства.

Да, установленный законом срок может быть официально продлен, если гражданин Узбекистана:

  • получает, продлевает срок действия или переоформляет патент;
  • получает образование в российском вузе по очной / очно-заочной форме обучения.

Приезжая в чужую страну, мигранты должны подчиняться местному законодательству, ведь ни в одном государстве не обрадуются гостям-нарушителям. Меры воздействия могут быть самыми разными: от административных штрафов до выдворения и даже тюремного заключения. Что касается России, то единожды провинившимся иностранным гостям может быть запрещен въезд в страну.

Под словом «депортация» подразумевается выдворение иностранного гражданина, который нарушил правовые нормы РФ, за границу. Подобная процедура обычно служит административным наказанием для эмигрантов, нарушивших закон. Она не может быть выполнена по отношению к гражданину России. Каким бы тяжелым ни было преступление/правонарушение, гражданина страны не могут выдворить из родного государства и лишить гражданского статуса.

Чтобы избежать процедуры, мигранту требуется:

  • осознавать, для чего он въезжает в Россию. Цель въезда нужно написать в миграционной карточке при пересечении границы. Если иностранец имеет вид на жительство, он должен сообщить об этом пограничникам;
  • встать на миграционный учет в установленный период;
  • оформить патент, если он намеревается длительно работать в стране;
  • не нарушать сроки безвизового пребывания в Российской Федерации;
  • не использовать поддельные документы для предоставления в миграционную службу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *