Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Поменять Вид Использования Земельного Участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Раньше отдельные чиновники принимали решение об изменении категории участка. С этим было связано много проблем. Но началась земельная реформа, продолжающаяся до сих пор.
В результате этой работы были выработаны определенные нормы, согласно которым выделяют определенные виды разрешенного использования участков земли:
- Условно разрешенные,
- Основные,
- Вспомогательные.
Вся нужная информация, распространяемая на конкретные участки, должна находиться в составе градостроительного права.
Вы ее можете получить, для чего подходят данные способы:
- Получение справки о зонировании,
- Получение выписки из правил землепользования и застройки, так называемых ПЗиЗ.
Получаем ГПЗУ и выясняем ВРИ участка земли:
- В орган местного самоуправления необходимо подать заявление. При этом земельный участок должен относиться к территории этого органа. Причем заявление могут подавать не только собственники, но и арендаторы. Оно также может поступить и от заинтересованного в этом лица.
- В местной администрации подготавливают и утверждают ГПЗУ в строго установленный период, который составляет 30 дней со времени получения заявления. При этом оплата за это не взимается.
- Затем необходимо получить ГПЗУ. Обратите внимание на графу 2.1. в ней должны присутствовать сведения обо всех ВРИ, которые допускаются для данного земельного участка.
Обратите внимание! У вас нет обязанности обосновывать цель истребования данного документа. В его подготовке вам не могут отказать, так как администрация обязана его предоставлять по требованию правообладателей.
Всю необходимую для заполнения ГПЗУ информацию администрация собирает самостоятельно. Эта работа осуществляется в рамках сотрудничества между различными ведомствами. Если у вас запрашивают другие документы, помимо заявления, у вас есть право обратиться в прокуратуру.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
Получив нужную информацию, правообладатель участка может подобрать любой ВРИ из доступных для него основных и дополнительных ВРИ. Для этого просто в комиссию нужно подать заявление. Комиссия находится в местной администрации.
Сведения о принятом решении из администрации передаются в местное отделение кадастровой палаты. Заявитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, чтобы это сделать. Вам остается только получить свидетельство о собственности, в котором будет указан новый ВРИ на землю.
Это несложно сделать, если рассматривать вопрос теоретически. Но важно выполнить следующие условия:
- В муниципальном образовании должен находиться градостроительный регламент, находящийся в составе ПЗиЗ.
- Необходимый вам ВРИ должен присутствовать в перечне ВРИ для конкретного участка.
Но в законодательстве на этот счет есть множество недоработок, которые ведут к многочисленным судебным спорам. Несоблюдение законодательства на любой стадии приводит к отмене ранее принятого решения, как в случае прокурорской проверки, так и в порядке самоконтроля со стороны местной администрации.
Чтобы сменить ВРИ на землю необходимо сделать следующее:
- Подать заявление на получение выписки на землю. Оно подается в комиссию, находящуюся в районе расположения участка.
- Убедитесь, что ВРИ участка можно изменить.
- Выберите подходящий ВРИ из представленного списка самостоятельно.
- После этого заявление подается в кадастровую палату, чтобы изменить один ВРИ на другой. С заявлением необходимо подать выписку из ПЗиЗ и свидетельство о праве собственности.
- Кадастровая палата выдает кадастровый паспорт, в котором содержится новый ВРИ. Во время оформления любых сделок с участком этот документ будет необходимым.
- В Росреестре нужно получить новое свидетельство о собственности.
Обратите внимание! Право на изменение ВРИ находится на стороне правообладателя. Но это не значит, что в качестве него может выступать только собственник.
Правообладателем признается и арендатор. Но на самом деле поменять ВРИ на участок удается не во всех случаях.
Для регистрации изменений арендатором срок его аренды должен составлять не менее 5 лет. Если же это не так, кадастровая палата может отказать в регистрации изменений.
Согласно 39 статье Кодекса, важно выполнить следующие действия:
- Подайте заявление в специально созданную для этого Комиссию,
- Пройдите публичные слушания. В них должны участвовать все заинтересованные лица, в качестве которых могут выступать местные жители и правообладатели, владеющие соседними участками.
- Получите кадастровый паспорт и новое свидетельство о собственности. Оно должно содержать новый условно разрешенный ВРИ.
Комиссия предоставляет свои рекомендации, которые появляются в итоге слушаний. Они бывают следующими:
- Обоснованный отказ,
- Предоставление разрешения.
Рекомендации представляют собой документ, направляемый главе администрации. Именно за ним остается окончательное принятие решения. Глава должен вынести решение за три дня и опубликовать его. Решение можно обжаловать, но для этого придется обратиться в суд. В целом же с момента получения заявления и до опубликования результатов должно пройти не больше 30 дней.
Обратите внимание! Расходы на организацию и проведение слушаний будет нести в полной мере заявитель.
Но есть территории, смена категории которых невозможна, хотя и допускается в исключительных случаях. К ним можно отнести следующие категории:
- Угодья с особой ценностью и продуктивностью;
- Земли лесного фонда, которые никогда не предоставляют под огородничество, садоводство и дачное строительство.
Как изменить вид разрешенного использования земли
Все более актуальным для многих становится вопрос смены категории земельного участка. Особенно это относится к сельскохозяйственным землям. Многие хотят использовать эти земли под индивидуальное строительство.
Основная причина связана с тем, что на сельскохозяйственной земле нельзя просто так построить дом. К тому же, стоимость земли сельскохозяйственного значения существенно ниже. Многие собственники именно по этой причине планируют поменять разрешенный вид использования на свои участки.
Есть достаточно быстрые, а главное законные методы смены категории. В дальнейшем при желании на участке можно проживать комфортно. Вам не придется беспокоиться о необходимости смены категории.
Так, на землях с сельскохозяйственным значением сегодня разрешается возвести дачу. В таком доме можно будет даже зарегистрироваться. Но понадобится разрешение на возведение дома. А территория может использовать под личные нужды.
Если вы планируете сменить разрешенный вид использования, можно воспользоваться двумя основными вариантами:
- Перевести участок из одной категорию в другую,
- Сменить вид использования, не меняя категорию участка.
Первый вариант предполагает получение любого варианта разрешенного использования. В другом случае вам достаточно просто выбрать категорию участка из списка, действующего для конкретной земли.
- Всегда необходимо учитывать не только возможные ограничения, но и запреты в рамках законодательства. Они могут действовать при смене ВРИ на некоторые участки.
- Уточняйте наличие в администрации ПЗиЗ.
- Внимательно изучите не только классификатор ВРИ, но и перечень ВРИ для данного участка земли.
Вы обязательно должны учитывать, что земельное законодательство на данный момент переживает свое становление. По этой причине следует постоянно следить за изменениями и относиться очень критически к требованиям органов местного самоуправления, если они необоснованные.
Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.
Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:
- Открываем раздел градостроительных регламентов;
- Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
- Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.
К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.
А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.
Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:
- возможно ли добиться перевода законным путем;
- сколько денег на это потребуется;
- и так ли это нужно.
В случае целесообразности действий — начинаем.
В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.
То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:
- Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
- Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
- Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.
Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.
Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.
Документы нужны следующие:
- правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
- правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
- кадастровый план (паспорт) земельного участка;
- копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
- план границ земельного участка с координатами характерных точек;
- санитарно-эпидемиологическое заключение;
- сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»
Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.
На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
КЖС — это комплексное освоение территории в целях жилищного строительства. Оформить жилой дом на арендуемом ЗУ с РВИ КЖС возможно лишь с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в форме комплексного освоения при условии реализации всех обязательств первоначального застройщика, в том числе по подготовке документации по планировке территории и выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка (массива), ранее предоставленного застройщику для комплексного освоения, имеют такой же вид разрешенного использования – комплексное освоение в целях жилищного строительства. Это значит, что индивидуальная жилищная застройка таких участков гражданами недопустима.
В случае, если ваш земельный участок находится в пределах массива где утвержден проект планировки территории, а также по правилам землепользования и застройки вашего городского округа находится в территориальной зоне жилищного строительства предусматривающей РВИ ИЖС, тогда вариант с изменением РВИ с КЖС на ИЖС возможен с согласия собственника участка т.е. администрации путем подачи соответствующего заявления в МФЦ.
К примеру, вы хотите купить земельный участок сельскохозяйственного назначения с ВРИ — для сельскохозяйственного производства, а потом изменить ВРИ на ведение садоводства или дачное строительство, организовать СНТ и распилить участок на более мелкие участки для членов товарищества. Реально ли изменить ВРИ у такого земельного участка?
Согласно положений п.1 ст. 78 ЗК РФ — земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), далее по тексту данной статьи — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, ГРАЖДАНАМИ, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.
В п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, изменить ВРИ земельного участка с целевым назначением СХ реально, однако, не зная всех аспектов вашей ситуации точного порядка действий вам дать к сожалению не смогу. Скажу лишь, что после приобретения такого земельного участка для реализации вашей задумки будет необходимо подготовить генеральный план вашего СНТ, после чего уже производить межевание и организацию проездов.
Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.
Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде.
С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.
Обратите внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.
Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.
Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.
Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.
К заявлению прилагаются:
- Кадастровый паспорт;
- Копия паспорта собственника;
- Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.
Все процессы в сфере земельных отношений на территории РФ регулируются Земельным кодексом. Правила пользования участком регламентированы ст.40 ЗК РФ.
Там указано следующее:
- У владельца есть право на использование земельного участка, расположенных на его территории вод (подземных и надземных) и полезных ископаемых для удовлетворения собственных нужд;
- Собственнику разрешено возводить постройки любого назначения. Главное – постройка должна соответствовать нормам целевой эксплуатации данного участка земли;
- Допускается проведение различных технических работ, соответствующих гигиеническим, градостроительным и прочим особым требованиям;
- Также можно применять остальные права на участок с обязательным соблюдением российского законодательства.
Порядок изменения вида использования земельного участка
Чтобы назначить (скорректировать) разновидность эксплуатации для конкретного надела земли, нужно учесть следующие моменты:
- Наличие (отсутствие) градостроительных регламентов и ПЗЗ для конкретной территории (той территории, к которой относятся соответствующие участки).
- Считается ли конкретный надел той землей, для которой не назначаются градостроительные регламенты, или тем наделом, для которого не действует существующий градостроительный регламент. Следует знать, что для подобных наделов корректировка вида использования не допускается действующим федеральным законодательством. Это связано с отсутствием необходимого федерального закона, оговоренного требованиями пункта 5 статьи 37 ГрК.
Градостроительный регламент утверждается исключительно для земель (наделов) следующего назначения:
- наделы населенных пунктов;
- территории сельскохозяйственного назначения (кроме сельхозугодий);
- курорты, лечебно-рекреационная деятельность;
- территории промышленного назначения;
- область энергетики, телекоммуникаций, транспорта;
- сфера обороны, безопасности;
- другое особое назначение.
Градостроительный регламент не определяется для следующих категорий наделов:
- участки специальных социально-экономических зон;
- природные территории, подлежащие особой охране (кроме курортов и лечебно-рекреационных территорий);
- территории с поверхностными водами;
- запасные земли;
- территории лесного фонда;
- сельхозугодия.
Градостроительный регламент не действует для наделов, имеющих такое целевое назначение:
- добыча (извлечение) полезных ископаемых;
- расположение линейных объектов (автодорог, ЛЭП, трубопроводов, прочих подобных объектов);
- общее пользование;
- размещение объектов культурного наследия.
Если для конкретного надела земли утвержден надлежащий градостроительный регламент, правила корректировки видов использования отражаются в этом документе. Требования градостроительного и технических регламентов должны точно соблюдаться при изменении одной разновидности на другую.
Корректировка целевого назначения допускается, если данное изменение не нарушит градостроительный регламент в той его части, которая касается установленных предельных площадей наделов. Порядок корректировки предопределяется также категорией выбранной разновидности.
Правообладатель конкретного надела может поменять основной (вспомогательный) вид использования для своей земли, руководствуясь списком таких видов, оговоренных градостроительным регламентом. Он вправе сделать это самостоятельно, не запрашивая дополнительные согласования и разрешения. Данный тезис подтверждается Обзором Президиума Верховного Суда РФ от 14.11.2018, посвященным практике вынесения судебных вердиктов о смене разновидности эксплуатации земли. Однако данное правило не действует в следующих типичных ситуациях:
- для участка, находящегося в аренде. Исключение применяется, если такой надел передан в аренду для конкретной цели, а также в тех случаях, когда арендное соглашение оформлялось с арендатором через механизм торгов;
- если правообладателями земли выступают госорганы, муниципальные власти, унитарные предприятия или официальные учреждения.
Чтобы поменять вид использования для конкретной земли, её собственник должен совершить такие действия:
- В администрации муниципалитета оформить выписку из ПЗЗ или запросить градостроительный план надела земли. Цель – выбрать подходящую разновидность из перечня, определенного градостроительным регламентом для соответствующей территории.
- Определившись с выбором, обратиться в Росреестр с надлежащим заявлением. Цель – поменять вид использования для надела, зафиксировав нужные данные в ЕГРН. В подаваемом запросе нужно обозначить новую разновидность. Документальным основанием для такой корректировки будет являться решение об установлении ПЗЗ в отношении конкретной территории.
Как подразумевается подпунктом 3 пункта 1 статьи 37 ГрК, вместо основного назначения земли не разрешается устанавливать вспомогательный вид, который рассматривается только как дополнительный.
Чтобы поменять назначение конкретного надела на условно разрешенный вид, правообладателю нужно оформить надлежащее разрешение. Необходимый порядок реализуется следующим образом (статья 39 ГрК):
- Заинтересованный субъект обращается в администрацию муниципалитета с надлежащим заявлением. Как правило, данный вопрос решается комиссией муниципалитета по разработке ПЗЗ.
- Возможность предоставления заявителю надлежащего разрешения обсуждается в формате публичных слушаний (изучается соответствующий проект решения). К обсуждению могут привлекаться иные субъекты – правообладатели других наделов, – если есть вероятность наступления отрицательных последствий для окружающей среды.
- Руководствуясь итогами проведенного обсуждения, уполномоченная комиссия муниципалитета разрабатывает рекомендации, касающиеся удовлетворения поданного заявления или его отклонения. При этом указываются причины вынесенного вердикта. Соответствующие рекомендации передаются главе администрации муниципалитета.
- Руководитель администрации муниципалитета выносит окончательный вердикт – одобрить заявление или отклонить его.
- Получив нужное разрешение, правообладатель-заявитель может необходимым образом использовать свой надел (согласно условно разрешенному виду).
Надлежащее разрешение, предоставленное местной администрацией, становится документальным основанием для фиксации соответствующих сведений в ЕГРН. В Росреестр данное решение направляется на протяжении 5 дней после вступления в силу (его направляет сама администрация муниципалитета). Если такие сведения в базу ЕГРН не вносились, правообладатель может самостоятельно решить этот вопрос через Росреестр (подается нужное заявление).
Как поменять целевое назначение земли
Внимательно следуйте изложенным ниже инструкциям, чтобы осуществить смену варианта землепользования в отношении конкретного участка:
- Проверьте наличие градостроительного регламента в органах местного самоуправления, входящего в ПЗиЗ;
- Проверьте список видов разрешенного землепользования в отношении необходимого участка. Необходимый вариант ВРИ должен входить в состав этого перечня.
В теории все просто и понятно, попробуйте на практике осуществить смену варианта допустимого землепользования. При этом столкнетесь с множеством недоработок в земельном законодательстве, которые становятся причинами судебных разбирательств между собственниками и администрацией населенного пункта.
Первым делом отправляйтесь в комитет по управлению земельными участками, чтобы получить информацию обо всех видах использования земельных участков в данном муниципалитете. Кроме этого, получите список требований и документов для осуществления смены ВРИ.
Учтите, что правила использования земли в каждом отдельном муниципалитете определяется на основании решения администрации поселения. Поэтому требование изменить ВРИ может быть не реализовано, важно документально подтвердить необходимость осуществления смены вида разрешенного землепользования.
При отсутствии потребности перевести участок земли из одной разрешенной категории использования земли в другую, допускается изменить целевое назначение территории.
Процедура эта более простая, но изменить целевое назначение использования земли можно лишь в рамках одного ВРИ:
- В комитете по земельным вопросам получите информацию обо всех необходимых документах, подготовьте бумаги и привезите их в исполнительный орган местного самоуправления;
- Прежде чем глава поселения примет решение в отношении запроса на смену целевого назначения применения участка земельного массива, будут проведены открытые слушания с участием граждан, которые являются владельцами соседних участков земли;
- Если решение принято в пользу заявителя, то получите кадастровый план с внесенными новыми данными в отношении целевого назначения применения земли.
Все расходы по смене ВРИ или целевого назначения оплачивает собственник земли.
Поймите, что документы надо доставить лично, чтобы ускорить процесс. Однако, допускается выслать документы почтой, заранее составив список бумаг, или использовать услуги посредника, у которого должна быть доверенность от собственника.
Администрация после принятия документов может в течение 45 дней рассматривать заявление. За любое изменение в документации заплатите по тарифу за новое свидетельство права собственности, за кадастровый паспорт с изменением ВРИ, за рассмотрение документа и вынесение решения в администрации.
До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.
Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.
Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.
Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования. Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование. Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:
- собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
- после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
- заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
- в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:
- Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
- Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
- Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.
Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:
- через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
- через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.
Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.
Согласно нормативным актам нашей страны, каждый земельный участок подлежит обязательной классификации и должен использоваться только согласно присвоенной ему категорией. Это необходимо для определения статуса объекта и защиты некоторых площадей от нерационального или незаконного использования – особо охраняемые, лесные фонды и т. п.
Категорий земель всего 7 – водный и лесной фонд, запаса, с/х назначения, населенных пунктов, особо охраняемые (границы), а также промышленности, энергетики и т. п.
Помимо основной категории, земельному участку присваивается вид использования, определяющий какую именно деятельность, разрешается выполнять на конкретном участке земли.
Виды разрешенного использования земли
Видов использования земли достаточно много и даже может показаться, что они похожи, хотя на деле имеют принципиальные различия.
Так, на участке под индивидуальное жилищное строительство не удастся просто разбить сад, понадобится его застроить. Тогда, как на участке, предназначенного для садоводства, можно возвести домик, засадить огород, но зарегистрироваться на нем не получится.
Сельскохозяйственное использование включает:
- животноводство;
- выращивание лекарственных культур;
- пчеловодство;
- выращивание зерновых культур;
- рыбоводство;
- растениеводство;
- звероводство;
- размещение гаражей, ангаров, ремонтных станций для с/х техники, водонапорных башен и т.п.
Право постоянного бессрочного пользования земельным участком: что это такое и как переоформить земельный участок в собственность — читайте по ссылке.
Изменить вид разрешенного использования земельного участка
Любой участок земли, помимо целевого указания, имеет определенный вид использования, выбранный среди дозволенных. Он служит ограничением на деятельность, осуществляемую на территории надела.
Один и тот же допустимый вид использования может находиться в различных категориях. Простой пример: ЛПХ можно заниматься на землях, предназначенных для сельского хозяйства и землях населенных пунктов.
Землю, находящуюся в частной собственности, можно использовать:
- Для сельскохозяйственной деятельности, включая переработку полученной продукции;
- С целью создания личного подсобного хозяйства;
- Для выращивания садов и огородничества;
- Под постройку малоэтажных дачных домов;
- Для организации КФХ;
- Для строительства частного дома, пригодного для круглогодичного проживания.
У некоторых может сложиться впечатление, что отдельные виды обладают поразительным сходством. Однако существенные отличия есть и у них. Земли, на которых разрешено строительство дач, позволяют возвести капитальный дом и прописаться в нем, но запрещают создание огорода.
На участке с разрешенным использованием «садоводство», возвести малоэтажное здание можно, однако, по закону зарегистрироваться в нем не получится.
Земли, предназначенные для строительства индивидуальных домов, имеют свои ограничения: на них обязательно нужно построить дом, а не ограничиваться садово-огородными посадками.
Участки под ЛПХ позволяют заниматься исключительно подсобным хозяйством, а не возведением индивидуальных жилых домов.
Разрешение на это использование земли получить можно, но для этого придется перевести участок в иную категорию. Условие, с которым надел становится предназначен «для ведения КФХ» — обязательное занятие сельским хозяйством.
Ее владелец должен получить статус индивидуального предпринимателя со всеми вытекающими последствиями, в т. ч. уплатой налогов в пользу государства.
Важно, что правом смены категории земельного участка обладает лишь ее владелец. Если на нем не дозволена какая-то деятельность, то возможный выход — смена вида допустимого использования.
Сразу отметьте, что сменить базовый ВРИ, разъясняющий или условно-допустимый можно различными методами.
При этом процедура в отношении каждого варианта, указанного выше, индивидуальна:
- Смена основного ВРИ. Учтите, что выбрать вид использования земельного участка может самостоятельно каждый собственник. Учтите только тот факт, что перечень ВРИ для конкретной территории существует в согласованном виде с администрацией, поэтому выбирать можно только из возможных ВРИ в соответствии с градостроительными нормами и схемами территориального планирования. Все эти нормы заранее согласовываются при проектировании плана генеральной застройки территории муниципального образования и прилегающих земель. Узнайте для начала, какие ВРИ разрешены в отношении указанного земельного участка, как части территории муниципалитета, затем выберите на свое усмотрение Вариант применения земли и произведите смену ВРИ с действующего на выбранный;
- Смена вспомогательного ВРИ участка земли. Процесс полностью аналогичен предыдущему с той разницей, что при выборе дополнительных ВРИ убедитесь, что они являются допустимыми в отношении конкретного участка и соответствуют базовому ВРИ. Например, если приобретаете участок земли для ИЖС, то дополнительно можете выбрать вспомогательный ВРИ для осуществления садоводческой деятельности. Однако, возводить здание все равно придется, вместо него все засадить яблонями не получится, так как основным ВРИ является ИЖС;
- Для детальной проработки данного вопроса обратитесь за помощью к профессиональным юристам, но учтите последовательность действий:
- Составьте заявление с помощью специалистов;
- Соберите необходимые бумаги и прикрепите их к заявлению;
- В тексте заявления укажите следующие данные:
- Номер участка и его адрес;
- Личные и паспортные данные владельца или собственника;
- Перечень налоговых или иных обременений на участок земли;
- Перечислить действующие базовые и дополнительные ВРИ, которые разрешены для данной категории земли в конкретном муниципальном образовании с учетом нормативных документов земельного права по региону;
- Детально опишите причины того, что потребовалось сменить ВРИ;
- В течение месяца ожидайте ответ, если все разрешено в пользу заявителя, то отправляйтесь с документами и разрешением в Росреестр и регистрируйте все новые данные, получайте новый кадастровый паспорт с внесенными корректировками;
- Смена условно-разрешенного вида эксплуатации земельного участка предполагает, что необходимо заранее обратиться владельцу земли в администрацию поселения, чтобы узнать требование региональной земельной политики для смены ВРИ на условно-разрешенный:
- Подготовьте бумаги, которые относятся к земельному участку, составьте заявление на смену ВРИ и привезите все в администрацию поселения;
- В течение 2 недель принимается решение о рассмотрении заявления и в случае положительного решения администрация объявляет о проведении общественного процесса в СМИ и на официальном информационном портале администрации;
- В назначенное время осуществляется процесс обсуждения смены ВРИ на условно-разрешенный вид в присутствии соседних владельцев участков, предпринимателей и собственников недвижимых объектов, которые располагаются удаленно, но имеют отношение к участку земли, который рассматривается на повестке слушаний. Указанные лица обладают правом аргументировано высказать мнение о смене ВРИ. Для того чтобы такой процесс прошел предсказуемо, переговорите заранее с соседями и придите к соглашению, чтобы на общественных слушаниях никаких неожиданных реакций соседей не было;
- Комитет по земельным вопросам оформляет протокол проведения общественного диалога, затем материал передается главе администрации на рассмотрение и принятие решения. Только глава администрации окончательно визирует документ и определяет, разрешено или нет провести смену ВРИ.
Изучите период принятия решения или оформления отказа с учетом допустимого срока рассмотрения заявления:
- Для органов местной исполнительной власти период принятия решения, включая время рассмотрения заявления, проведения слушания и принятия окончательного решения на уровне главы администрации, составляет 80 суток;
- Период принятия решения на уровне областных министерств и ведомств ограничен 17 рабочими днями;
- Для отправки документов между структурами и подразделениями нельзя тратить более 3 суток;
- Предельный срок назначается периодом в 4 месяца с момента подачи заявления.
Чтобы сменить ВРИ участка земли на интересующий собственника, владелец потратит определенную сумму денег на процедуру. Знайте, что стоимость смены ВРИ участка формируется из нескольких составляющих, однако, основную роль играет разница между кадастровой стоимостью земли действующего ВРИ и предполагаемого вида допустимого применения земли.
Чаще всего написанное выше правило применяется для участков земли города Москвы и Московской области.
Учтите, что потратить деньги придется на подготовку или восстановление документации, если часть необходимых бумаг отсутствует.
Чтобы выбрать ВРИ для конкретного участка земли, изучите градостроительный регламент и правила застройки территории, которые официально размещены на сайтах администрации поселения. Если документ в электронном виде не представлен на общественное обозрение в СМИ и на сайте администрации, то это является прямым нарушением, можете обратиться в администрацию с требованием предоставить сведения о правилах землепользования и застройки в пределах территории муниципального образования.
Как поменять вид разрешенного использования земельного участка?
Государственные органы распределили все территории и земли в их пределах по соответствующим категориям землепользования и видам разрешенной деятельности по эксплуатации земельных участков для того, чтобы все земли применялись строго по целевому назначению, а эффективность применения земельного ресурса страны выросла.
Существуют случаи, когда собственнику земли выгодно осуществить смену ВРИ участка, изучите их:
- Если есть возможность перевести землю из любого действующего ВРИ в категорию земель поселения, то потом перепродать такую землю выгодно;
- Применить собственную землю под оборудование производственного процесса для изготовления и реализации продукции;
- Возвести многоэтажное жилое помещение с последующей продажей жилья;
- На территории для сельскохозяйственной деятельности возвести множество жилых домов, сформировать поселение.
Сразу обратите внимание на то, что заявки на смену ВРИ, чаще всего, оставляют неудовлетворенными по разным причинам. Происходит так, потому что осуществлять корректировку информации в отношении каждого участка сложно, необходимо вносить изменения в генеральный план застройки территории муниципалитета, провести огромный объем работ по изменению схематического отображения участков земли в специальных документах. Такая работа обременительна для государственных органов, но отказать из-за этого сотрудники администрации не могут. Всегда подыскивают завуалированные причины отказа.
Строже всего дело обстоит с переводом с\х земель в иные виды допустимого эксплуатирования земельных участков.
Чтобы перевести с\х земли в иной ВРИ, необходимы следующие причины:
- Осуществлена консервация с\х земель;
- Территория относится к природоохранной зоне, территории присвоен статус особого объекта или земли переведены в ведение лесного или водного фонда;
- Граница муниципального образования расширяется за счет земель с\х назначения, автоматически переоформляя их в земли поселения;
- Если размещены на земле производственные мощности, при этом стоимость земли по кадастровой оценке не должна превышать среднюю кадастровую стоимость земли в регионе. При этом знайте, что перед тем, как разместить производство на с\х землях, обязательно проводится проверка на поиск соответствующей территории не с\х назначения. Если такая земля не найдена, только тогда происходит изменение ВРИ в отношении участка;
- Если с\х земли более не пригодны для использования по прямому назначению, при этом переведены в лесной фонд или в земли запаса;
- Если предусматривается возведение инфраструктурных объектов федерального или местного значения: дороги, ЛЭП, ж\д пути, газопровод, трубопровод и иные глобальные сооружения;
- В случае применения территории в федеральных целях для нужд страны;
- В случае обнаружения полезных ископаемых, для разработки которых проект утвердили на федеральном уровне;
- По причине расположения на территории социальных объектов, помещений здравоохранения, образования, культурного наследия страны.
Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров» была создана и работает для объединения и поддержания кадастровых инженеров по всей России. Ждем вас в нашей дружной и эффективной команде! СРО кадастровых инженеров России.
До первого июля две тысячи шестнадцатого года решать участь земельного участка по типу использования предстоит главе территориального муниципалитета. Решение выносится на основании итогов публичного слушания. Это регламентируется частью первой четвертой статьи Закона от двадцать девятого декабря две тысячи четвертого года, за номером 191-ФЗ. Этот порядок устанавливается до момента принятия новых правил землевладения и землепользования, а также застройки по территории города Москвы и области. При этом существует возможность изменения типа пользования без проведения слушаний. Такой вариант существует для тех земельных участков, новый класс пользования которыми предполагает жилую застройку, при условии, что новый тип не является противоречащим ранее признанному целевому назначению.
Как поменять вид разрешенного использования земли через администрацию? Если вы задались целью изменить назначение земельного участка, следуя пункту 2.6 Административного регламента от шестнадцатого августа 2012 года, утвержденного Постановлением муниципалитета Чеховского района, Московской области, необходимо предоставить в администрацию по местонахождению земельного надела:
- Заявление на имя главы территориальной администрации, в котором будет указан новый тип землепользования, на который необходимо произвести замену;
- Паспорт гражданина России;
- При заявлении от представителя собственника земли – доверенность на представление интересов с указанием круга полномочий и приложенными к ней копиями документов удостоверяющих личность собственника и представителя;
- Копии документов, подтверждающие право собственности на землю;
- Адресный план-схема расположения земельного надела, который позволит точно определить его местонахождение и границы с соседними землями;
- Копии документации из кадастровой палаты на выбранный участок земли. Выкопировки выписок по формам КВ – первой, второй и третьей;
- Если участок находится в пользовании по договору аренды – потребуется согласование с арендодателем в документально оформленном виде;
- Проектный план территории, с границами участка.
В основном изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2015 году можно бесплатно. Но если вы находитесь в пределах Московской области и хотите поменять тип пользования для строительства объектов капитального характера, или их реконструкцию, вам необходимо будет внести плату, которая устанавливается законодательством столицы по части первой двадцать второй статьи Закона от пятого апреля 2013 года за номером 43.
После рассмотрения документов и, по необходимости, внесения оплаты, вам выдается ответ о решении главы муниципалитета. Отказ оформляется письменно и может быть обжалован как в суде, так и на муниципальном уровне по пятому разделу Регламента.
Основанием для отказа может быть:
- Наличие плана застройки территории, на которой расположен участок;
- Нанесение новым типом пользования вреда экологии или людям, проживающим поблизости;
- Неосновательность поданных документов;
- Выведение ЗУ из оборота;
- Наличие ареста, сервитутов или иных запретов пользования и открытых судебных дел по данному участку.
Решение о смене типа пользования участком является полновесным основанием для внесения новых данных в федеральный кадастр. Данные изменения необходимо внести в реестр недвижимости.
- 14:51 Пункт геосети как арт-объект
- 14:09 Руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю проведет «прямую» телефонную линию
- 13:03 Кадастровая палата по Челябинской области провела уборку на берегу реки Миасс
- 13:00 О проведении гражданином электронной сделки с недвижимостью Росреестр сделает специальную отметку
- 12:57 Более 80 тысяч взыскал псковский Росреестр с нарушителей земельного законодательства в августе текущего года
- 10:50 Собственник здания привлечен к ответственности за не уведомление о повреждении геодезического пункта
- 10:42 В преддверии Дня знаний Молодежный совет Управления Росреестра по Астраханской области оказал помощь будущим первоклассникам
- 10:02 В Перми двести пятьдесят шесть семей отметят новоселье
- 9:57 Свыше 113 тысяч квадратных метров недвижимости по реновации поставлено на кадастровый учет в 2020 году
- 9:52 18 филиалов МФЦ перешли на новый режим работы в Пермском крае
За изменением вида разрешенного использования земельного участка вправе обратиться следующие лица:
- собственники земельных участков;
- землепользователи земельных участков, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
- землевладельцы земельных участков, т.е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (абз. 4 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
- арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (абз. 5 п. 3 ст. 5 ЗК РФ).
При этом, для арендаторов земельных участков предусмотрены исключения:
Арендатор муниципального или государственного земельного участка не вправе изменить или требовать изменения вида его разрешенного использования, если договор аренды земельного участка заключен по результатам торгов (п. 2 Обзора ВС РФ).Не допускается самостоятельное изменение арендатором разрешенного использования участка, если участок предоставлен в аренду под определенные цели (п. 3 Обзора ВС РФ).
В остальных случаях арендатору необходимо ориентироваться на условия договора. Если условия договора аренды ограничивают право арендатора на изменение разрешенного использования арендуемого участка – арендатор лишен возможности сделать это самостоятельно.
Спасибо, что прочитали материал. Буду рад, если он оказался полезным.
Подготовка к решению задачи по изменению ВРИ начинается с выяснения градостроительных регламентов.
Способ №1
Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно получить, подав через МФЦ, на сайте Росреестра и ГКН или в отдел по архитектуре и градостроительству администрации заявление:
- о предоставлении Выписки из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка с указанием его кадастрового номера
- о предоставлении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) или справку о зонировании террритории, на которой находится участок
Способ №2
Нужно изучить графические материалы ПЗЗ:
- генеральный план муниципального образования
- схема градостроительного зонирования
Изменение вида разрешенного использования земли
Порядок решения вопроса зависит от ряда обстоятельств:
- действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ
- установлены или нет градостроительные регламенты
- в какой группе видов использования (основных, условно разрешённых или вспомогательных), указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка
Изменение ВРИ будет производиться простым образом и без дополнительных согласований, когда ПЗЗ утверждены, градрегламенты установлены, вид использования участка «попадает» в основную группу ВРИ и соответствует наименованию в Классификаторе. Нужно лишь подать заявление в кадастровую палату или в МФЦ.
В случаях, когда выбранный ВРИ входит в состав условно разрешённых видов использования, для его присвоения будут проводиться публичные слушания.
Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.
Итог слушаний – выпуск постановления муниципалитета об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.
В общественных публичных слушанях принимают участие жители муниципального образования. Они высказывают свои соображения относительно изменения ВРИ. Не исключено, что присвоение участку нового ВРИ может быть отклонено большинством голосов участников слушаний. Этот факт будет отражён в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.
Изменением ВРИ ЗУ могут заниматься также правообладатели земельных наделов, получившие согласие их владельцев. Арендаторы ЗУ должны получить согласие арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет.
Если на участках уже построены объекты капитального строительства:
- индивидуальный жилой дом
- производственное здание
- торговый центр
- т.д.
и они зарегистрированы в ЕГГРН, изменение существующего ВРИ ЗУ будет происходить по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек.
Пример
В деревне на одной из улиц в окружении частных домов построен индивидуальный жилой дом. Собственник планирует реорганизовать его в магазин. Выбранный им по Классификатору вид «Магазины» с описанием вида:
«размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м2».
Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка (есть же в любой деревне магазины!) и возможность изменения прежнего ВРИ кажется реальной, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.
Техрегламенты для магазинов устанавливают жёсткие требования:
- к проектной документации
- к удалённости объекта от жилых строений
- к безопасности магазина и прилегающей к нему территории
- к соответствию условий его эксплуатации
- к обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары
- к условиям приёма посетителей
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что попытка преобразования в магазин частного дома на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими застроенными участками, окажется тщетной.
Размещение или преобразование зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках при следующих условиях:
- строения должны примыкать к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования
- должны отсутствовать градостроительные нормы, запрещающие их размещение
Вывод
Приведённый пример – доказательство того, что к изменению ВРИ ЗУ нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации. Только так можно избежать ошибок и бездарных трат времени.
Итак, зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируются администрация, служба Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов использования, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:
- если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории, есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае в изменении ВРИ будет отказано
- в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
- для основной группы ВРИ – без слушаний
- для группы условно разрешённых видов — проведение слушаний потребуется
- вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами
- наименование выбранного ВРИ ЗУ должен соответствовать наименованию в Классификаторе
При положительном результате анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.
Заявление в администрацию подаётся в случаях:
- при намерении собственника устранить несоответствие Классификатору ВРИ прежнего вида использования участка
- при необходимости установления нового вида использования в порядке, требующем проведения публичных слушаний
К заявлению должны быть приложены копии документов:
- удостоверяющих личность заявителя (для физического лица) и (или) представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя)
- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей)
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц)
- выписка из государственного реестра о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, являющимся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок
- заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (в случае, когда заявителем является иностранное юридическое лицо)
- правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРН
согласие правообладателя участка на изменение ВРИ (когда заявитель не является собственником участка)
Заявитель вправе по собственной инициативе представить вместе с заявлением документы:
- кадастровая выписка о земельном участке
- кадастровый паспорт земельного участка
- выписка из ЕГРН о праве на земельный участок
- имеющееся свидетельство о праве собственности
Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация МО запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)
Через МФЦ или в электронной форме на ресурсе муниципального образования можно также сделать заказ услуги «Установление соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.
Результат рассмотрения заявления — решение администрации об установлении соответствия. Это юридическиое основание для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешённом использовании земельного участка.
Решение направляется в территориальный орган Росреестра для проведения государственного кадастрового учёта изменений земельного участка. Другой его экземпляр выдаётся собственнику участка на бумажном носителе или пересылается в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
- 30 рабочих дней со дня поступления заявления – решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ
- 45 дней со дня поступления заявления – решение об установлении соответствия ВРИ ЗУ, указанного в заявлении, проводимого на основании публичных слушаний, виду разрешенного использования земельного участка, установленному Классификатором (2019)
Срок отправки документов
Срок отправки электронных документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги определяется администрацией МО в пределах срока предоставления муниципальной услуги
Срок направления документов почтовым отправлением в случае неявки заявителя для личного получения документов — не более трёх рабочих дней со дня истечения срока предоставления муниципальной услуги
После получения решения собственнику необходимо обратиться с ним:
- или в межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»
- или в МФЦ
с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка, указав его кадастровый номер. Направить заявление можно также почтовым отправлением с описью вложения, с уведомлением о вручении.
Отказ по причинам неправильности заявления:
- несоответствие требованиям Административного регламента предоставления услуги администрациеи МО
- не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, либо наименование юридического лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги
- текст не поддается прочтению
- подписано не уполномоченным лицом
Иных основания для отказа:
- ЗУ изъят из оборота, ограничен в обороте
- в отношении ЗУ принято решение о резервировании, изъятии для государственных или муниципальных нужд
- заявитель не представил документы, указанные в Административном регламенте
- копии документов, сведения, выписки, представленные заявителем, противоречат или не соответствуют (полностью или частично) сведениям уполномоченных органов
- ответ на межведомственный запрос показывает отсутствие прав на земельный участок
- ВРИ участка не соответствует видам разрешённого использования, предусмотренным действующими ПЗЗ
- письменный отказ заявителя от предоставления муниципальной услуги
- причины, изложенные в разделе Мотивации отказа
Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги может быть принято при наличии хотя бы одного из перечисленных видов оснований. Причины отказа указываются в обязательном порядке.
Заявление на получение муниципальной услуги после устранения обстоятельств отказа можно подать повторно. Датой исчисления срока выполнения муниципальной услуги в этом случае будет дата регистрации повторного заявления.