Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень госслужащих о которых надо уведомлять». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Как должно быть осуществлено уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего? Список таких постов для муниципальной службы устанавливается муниципальными правовыми постановлениями согласно реестру постов в отдельном субъекте РФ, который утвержден законами последнего. В соответствии со ст. Какого-либо четко определенного формата, в котором должно быть осуществлено такое оповещение, не установлено.
На практике считается достаточным устного сообщения соискателя о том, что ранее он занимал определённую должность и пребывал на государственной службе. Тем более, что процедура трудоустройства работников, регламентированная Трудовым кодексом РФ, требует представления трудовой книжки, а в ней будут содержаться все сведения о последнем месте работы.
Уведомление о приеме на работу госслужащего оформляется на бланке компании, визируется уполномоченным лицом, которым был подписан контракт о сотрудничестве со стороны нанимателя, или руководителем организации.
Перечень госслужащих о которых надо уведомлять 2020
И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.
Увольнение производится по п. При этом прокурорские работники вправе возбудить дела об административных правонарушениях в отношении должностного и юридического лица одновременно.
Учитывая множество требований, которые применимы к государственным служащим, можно сказать, что они являются высококвалифицированными специалистами, поэтому после прекращения трудовых отношений в госструктурах они чрезвычайно востребованы. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:.
На возложена работодателя обязанность при заключении трудового гражданами с договора, ранее замещавшими должности государственной и службы муниципальной, в течение двух лет после их дневный в увольнения срок сообщать о заключении трудового представителю договора работодателя по последнему месту службы. Перечень должностей, после увольнения с установлена которых обязанность сообщать сведения о приеме на бывшего работу госслужащего определен указом Президента РФ от 31 декабря года “О реестре должностей государственной федеральной гражданской службы”.
Кто и как может проверить факт бездействия? Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, трудовая деятельность каждого госслужащего тщательно отслеживается как в период их работы, так и после увольнения в течение двух лет органами прокуратуры, которые имеют право проверить любую организацию на основании поданных ими же отчетов о тех же вновь принятых лицах или перечисленных налогах. То есть в любом случае скрыть факт приема государственного служащего на предприятия не удастся, именно поэтому лучше всего подавать уведомление в установленные сроки. Простыми, конечно, являются случаи, когда уличают в нарушении законодательства государственных служащих, которые не оспаривают своей вины. Работодатель избегает штрафа в том случае, если сумел доказать прокурору или суду, что бывший служащий скрыл свой статус и место службы.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При трудоустройстве бывшего государственного служащего в государственный орган или орган местного самоуправления в течение двух лет после увольнения его с государственной службы уведомлять об этом тот государственный орган, который являлся последним местом его службы, не нужно.
[2]
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
16 марта 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Перечень должностей госслужащих, о которых надо сообщать
Не все кадровики, юристы, менеджеры по кадрам и бухгалтеры с этим сталкивались, но важно знать, что прием на работу бывшего госслужащего (муниципального служащего) имеет свои юридические и процедурные особенности. Общий порядок, прописанный в ТК РФ здесь действует, но с большими оговорками.
По закону прием на работу бывших госслужащих в 2019 году и в дальнейшем возможен в коммерческие и некоммерческие организации. Это право самого человека.
Однако иногда для этого нужно согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие необходимо в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:
- лицо, принимаемое на работу, замещало должность государственной службы, включенную в установленный перечень;
- в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего входили отдельные функции государственного управления организацией, в которую его берут на работу;
- с момента увольнения с государственной или муниципальной службы прошло менее 2-х лет (ст. 64.1 ТК РФ).
Анонсированные Минфином сокращения госслужащих в России не приведут к серьезным потрясениям на рынке труда – реформа пройдет максимально мягко. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев.
«Штаты госорганов – как территориальных, так и центральных – в определенной мере раздуты, с этим вынуждены соглашаться даже сами чиновники. Критика в этом вопросе наблюдается уже много лет.
Какие-то структуры избыточны, другие дублируют функции друг друга, третьи и вовсе занимаются тем, что им не свойственно. Необходимость реформы с оптимизаций назревала давно.
В пример можно привести Центробанк, который уже 10 лет подряд сокращает персонал, а на эффективность его работы это не влияет.
В первую очередь российские ведомства все чаще избавляются от персонала, который не несет непосредственный функционал. То есть от штатных единиц, которые непосредственно не выполняют поставленных задач.
Это уборщицы, шоферы, ремонтники и другой вспомогательный персонал.
Все чаще таких работников предпочитают брать по принципу аутсорсинга – заключая договор со сторонней компанией, специализирующейся на нужной работе», — отмечает специалист.
Замминистра финансов России Татьяна Нестеренко на коллегии казначейства анонсировала масштабные сокращения госслужащих в стране. В 2020 году планируется сократить численность территориальных органов власти на 5%, 2021-м — ещё на 10%.
За это же время численность чиновников центрального аппарата уменьшится на 10%. Это делается, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда. Оставшимся чиновникам повысят зарплаты до конкурентного уровня в экономике.
«Есть еще одна тенденция, заставляющая пересматривать штатную численность персонала – функции живых сотрудников все чаще выполняют программы на основе искусственного интеллекта.
Составить и направить уведомление в государственное учреждение наниматель обязан только при наличии ряда условий:
- с госслужащим был подписан трудовой договор ли соглашение о совместительстве;
- с гражданином подписан договор ГПХ на выполнения определенных работ и оказание услуг на сумму от 100 тыс. рублей;
- должность работника должна входить в специально разработанный перечень таких лиц.
Важно обсудить все перечисленные моменты еще до подписания соглашения о трудоустройстве.
Назначение штрафов даже за нескольких госработников, способно нанести серьезный материальный ущерб даже крупной компании, поэтому трудовое законодательство рекомендует соблюдать очень строго. Отсчет десятидневного периода начинается с даты подписания соглашения.
По законодательству, бывший работник государственного учреждения обязан еще при трудоустройстве информировать нанимателя о своем «прошлом».
Особенно важен данный момент для лиц, которые подпадают под перечисленные условия и об их поступлении на работу должно быть сообщено по месту прежнего трудоустройства в письменном виде. Если гражданин скроет указанную информацию, то ему грозит увольнение с нового места.
В итоге, стоит сделать несколько выводов. Если на работу устраивается бывший сотрудник госучреждения, то он обязан сообщить о своем прошлом трудоустройстве начальнику, а тот, в свою очередь, подать специальное уведомление в учреждение, где работал гражданин.
Все должности, в отношении которых обязательно подавать уведомление, включаются в специальные списки.
1.1. Согласно ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- В соответствии с пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы:
— включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557;
— должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557,
– в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы, имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Примечание 1.
Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, требования, предусмотренного ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, влечет прекращение трудового (гражданско-правового) договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Трудовой договор прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).
Если бывший служащий не сообщил при трудоустройстве о том, что в течение предшествующих двух лет замещал должность государственной (муниципальной) службы, включенную в соответствующий перечень, то работодатель, который не располагал и не должен был располагать указанными сведениями, может быть освобожден от ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
1.2. Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).
Десятидневный срок для направления сообщения исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
Если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа. Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то направлять сведения нужно в тот госорган, которому переданы функции по прежним должностным обязанностям госслужащего (Письмо Роструда от 01.07.2016 № 18-2/В-421).
Порядок направления работодателем сообщения о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим установлен Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Способ направления сообщения Правилами не определен, работодатель решает этот вопрос самостоятельно.
Направление сообщения в ненадлежащий го��орган, нарушение десятидневного срока, а равно несоблюдение установленной формы сообщения образуют в действиях работодателя состав административного правонарушения (ст. 19.29 КоАП РФ).
При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего представление согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов необходимо в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:
— лицо, принимаемое на работу, замещало должность государственной службы, включенную в перечни, указанные в шаге 1 (1.1);
— в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего входили отдельные функции государственного управления организацией, в которую лицо принимается на работу;
— с момента увольнения с государственной или муниципальной службы прошло менее двух лет.
При этом для работодателя предварительное получение согласия комиссии на трудоустройство бывшего государственного или муниципального служащего не является обязательным и работодатель не вправе требовать предоставления согласия комиссии при заключении трудового договора.
Если работодателю стало известно, что данный государственный или муниципальный служащий вправе заключать трудовой договор только при наличии соответствующего согласия комиссии, служащему может быть рекомендовано обратиться в комиссию за получением такого согласия до трудоустройства.
Поскольку получение согласия комиссии относится к непосредственным обязанностям самого служащего, даже при отсутствии согласия комиссии для работодателя не возникает запретов или ограничений на заключение трудового договора со служащим. Примечание 2.
Примечание 2: сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, должны быть представлены им самим при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ.
- ШАГ 3
3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ работодатель вправе требовать от лица, поступающего на работу, следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку (за исключением случаев, когда работник поступает на работу на условиях совместительства);
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Примечание 3.
3.2. Предложите поступающему на работу лицу от руки заполнить анкету по установленной форме и написать автобиографию, в которой отразить :
а) все фамилии, которыми это лицо пользовалось, с указанием периода времени, приходящегося на каждую фамилию (при наличии);
б) род занятий в периоды, которые не подтверждены записями в трудовой книжке (при наличии). Примечание 4.
Примечание 3: в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).
Примечание 4: собственноручно заполненная соискателем анкета и написанная автобиография – бесспорные доказательства виновности работника в случае предоставления им работодателю заведомо ложных сведений.
При этом поскольку анкета не относится к документам, которые должны быть представлены работником в обязательном порядке при приеме на работу (ст. 65 ТК РФ), работодатель не вправе требовать ее заполнения либо применять дисциплинарное взыскание при отказе работка заполнить анкету.
- ШАГ 4
Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».
Если с момента увольнения прошло более 2 лет, то работодатель принимает такого сотрудника в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ. В противном случае работодатель дополнительно обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по адресу его последнего места службы (ст. 12 закона № 273-ФЗ; ст. 64.1 ТК РФ). Такое уведомление должно быть отправлено и в случае приема сотрудника на работу по совместительству, а также при заключении с ним гражданско-правового договора (ГПХ). Уведомление о приеме на работу по ГПХ-договору бывшего госслужащего следует направлять, когда сумма оплаты его труда в месяц превышает 100 тыс. руб.
Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.
Если сотрудник принимается на работу по договору ГПХ с оплатой от 100 тыс. руб., не сообщая о своем прежнем месте работы, то работодателю желательно запросить у него копию трудовой книжки, чтобы быть уверенным в том, что закон не будет нарушен.
В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.
Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.
Например, компания принимает на работу бывшего сотрудника городской инспекции ФНС, занимавшего должность «государственный налоговый инспектор». В этом случае нужно обратиться к приказу ФНС РФ от 25.09.2017 № ММВ-7-4/[email protected], утвердившему перечень должностей, связанных с коррупционными рисками. Т.к. данная должность включена в ведомственный перечень, то сообщение о приеме на работу такого сотрудника направлять нужно.
А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.
Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.
Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, уведомление должно содержать следующие обязательные сведения:
- Персональные данные сотрудника:
- ФИО (с указанием всех прошлых ФИО, если такие были),
- дата и место рождения полностью;
- Последняя занимаемая должность на государственной службе (в соответствии с записью в трудовой книжке, если таковая имеется);
- Полное и краткое название юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- Полные реквизиты приказа, распоряжения или иного решения работодателя, согласно которому сотрудник приступил к исполнению обязанностей;
- Реквизиты трудового договора и вид договора – срочный (с указанием срока действия и условий заключения) или бессрочный;
- Полное название должности, на которую принят сотрудник и название отдела;
- Должностные обязанности сотрудника, которые он будет выполнять в соответствие с должностной инструкцией.
Уведомление лучше всего оформить на фирменном бланке организации, заверить подписью ответственного лица и печатью. Отправлять нужно с описью вложения и уведомлением о получении – эти незначительные почтовые расходы помогут в случае спорных ситуаций подтвердить факт отправки уведомления.
Составить и направить уведомление в государственное учреждение наниматель обязан только при наличии ряда условий:
- с госслужащим был подписан трудовой договор ли соглашение о совместительстве;
- с гражданином подписан договор ГПХ на выполнения определенных работ и оказание услуг на сумму от 100 тыс. рублей;
- должность работника должна входить в специально разработанный перечень таких лиц.
Важно обсудить все перечисленные моменты еще до подписания соглашения о трудоустройстве.
Назначение штрафов даже за нескольких госработников, способно нанести серьезный материальный ущерб даже крупной компании, поэтому трудовое законодательство рекомендует соблюдать очень строго. Отсчет десятидневного периода начинается с даты подписания соглашения.
к нам в организацию приняли сотрудника ( бывший госслужащий). С данной категорией работников есть определенные нюансы, необходимо направить сведения о приеме на работу бывшего государственного служащего в соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , если должность есть в Перечне.
Сотрудник 25.02.09 принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов.
15.12.10 Присвоен классный чин Референт государственной гражданской службы 2 класса. 26.12.11 Присвоен классный чин Референт государственной гражданской службы 1 класса.
18.08.12 в соответствии с п.3 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07.04 № 79-ФЗ расторгнут служебный контракт и освобожден от занимаемой должности.
Перечень муниципальных служащих о которых надо уведомлять
Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).
Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий работодателю следует обратить внимание на следующее.
В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей: раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557; перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г.
— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?
— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих? — В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего.
Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ. Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал. — Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях.
Что делать работодателю в этом случае? — Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.
.
Уведомление о приеме на работу. Новая работа для бывшего госслужащего – дело непростое.
Несоблюдение бывшим госслужащим установленных законом требований приведёт к разрыву трудового договора, заключённого с ним.
Какие обязанности для работодателя предусматривает прием на работу бывшего госслужащего? Существует перечень данных, которые работодатель должен обязательно указать в своём уведомлении предыдущему нанимателю: Может ли бывший госслужащий быть ИП? Об этом далее. А вот работодатель, принимающий госслужащего по совместительству, уведомлять о нём соответствующие структуры не обязан, поскольку подобные требования предъявляются к нему лишь тогда, когда этот сотрудник уже уволен со своей службы.
Поскольку государственные служащие могут во время работы иметь доступ к засекреченной информации особой важности, в течение еще двух лет после увольнения на них накладывается ряд обязательств, в том числе и при дальнейшем трудоустройстве. Уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего нужно только в том случае, если с момента его уведомления прошло не более двух лет, а его должность входит в специальный перечень (ч.2 ст.
12 Закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ). Главные новости мая, которые изменят работу отдела кадров Чиновник, который в 2015 или 2020 годах еще работал в госструктуре, в 2020 году должен быть принят на новую работу в соответствии с необходимыми требованиями.
› Разберем эту норму по пунктам для более легкого понимания. Работодателю вменяется в обязанности сообщать о трудоустройстве чиновника если:
- прием на работу госслужащего осуществляется путем заключения трудового договора: бывший госслужащий на новом месте работы получает заработную плату в размере, превышающем 100 тыс. рублей> бывший государственный работник устроился на новую работу до истечения двухлетнего срока.
В случае, если с момента ухода с госучреждения прошло 2 и более года, то сообщать никуда не надо> должность чиновника, занимаемая ранее на государственной службе, входит в перечень, установленный нормативными актами Российской Федерации (Указ №557 от 18.05.2009).
Какой перечень должностей муниципальных служащих, о которых надо сообщать?
0 Когда работодатель заключает трудовой договор с гражданином, который замещал определенную законодательством должность государственной или муниципальной службы, и с момента увольнения которого с такой службы не прошло более двух лет, этот новый работодатель обязан сообщать о заключении трудового договора бывшему работодателю служащего в соответствующий государственный или муниципальный орган (). О том, как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, расскажем в нашей консультации и приведем пример заполнения такого уведомления.
› › Я работодатель и до недавнего времени не имел представления о том, что обязан составить и передать по инстанции стандартное уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего. Узнал я об этом совершенно случайно, когда мне лично, как руководителю, выписали штраф в 20 тыс. рублей.При выяснении всех обстоятельств дела, оказалось, что в мою компанию месяц назад устроился инспектора ИФНС.
Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ). В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Ответ на вопрос: К сожалению, единого перечня таких должностей нет. Если к Вам пришел соискатель, который ранее работал в гос органе или органе местного самоуправления, то нужно: Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы — Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 Реестр должностей государственной гражданской службы г. Москвы — Указ Мэра Москвы от 31.03.2005 N 20-УМ Статья о поможет вам не допускать ошибок в работе.
По требованию статьи 64.1 ТК и работодателем, и бывшим госслужащим должны соблюдаться условия:
- если не прошло двух лет со дня сложения полномочий бывшего служащего при трудоустройстве он обязан сообщить о новом месте работы прежнего работодателя (муниципалитет или госорган);
- на тех же условиях работодатель должен уведомить госорган, где раньше служил претендент;
- если должностные обязанности на госслужбе были связаны с деятельностью компании, в которую оформляется бывший госслужащий, или ему назначена зарплата больше 100 тысяч рублей, решение о его трудоустройстве принимает специальная комиссия.
Уведомление должно быть направлено в десятидневный срок с момента издания приказа о трудоустройстве.
Важно
По статье 19.29 Административного кодекса за неуведомление о трудоустройстве могут быть оштрафованы:
- компания как юрлицо на полмиллиона рублей;
- кадровик и сам претендент на работу на 4 тысячи рублей.
А если специальная комиссия усмотрит факты коррупции, то в отношении бывшего госслужащего может быть заведено уголовное дело.
Перечень госслужащих при приеме на работу которых нужно сообщать
Указом Президента №925 ещё в 2010 году был утверждён перечень должностей госслужащих, при последующем трудоустройстве которых у работодателей есть обязанность уведомлять госорганы, в которых служил претендент раньше.
Перечень содержится в двух документах:
Если в перечне нет должности, в которой служил претендент на вакансию в вашей компании, уведомлять никого не нужно.
При трудоустройстве любого гражданина, в том числе и госслужащего, в его трудовую книжку записываются данные с обязательным указанием должности и места работы.
Важно
Если в трудовой книжке новобранца вы увидели работодателя в лице государства или муниципалитета (за последние 2 года стажа), просмотрите: не содержится ли должность в перечнях, приведённых выше. Если сходство будет, готовьте уведомление.
С другой стороны претендент на вакансию может сообщить, что трудовая утеряна или испорчена, в таком случае пусть он пишет заявление о заполнении дубликата трудовой.
Можно потребовать принести справки с прошлых мест работы, но кандидат на должность не обязан этого делать.
Здесь и кадровик, и компания освобождаются от ответственности, потому что нет такого закона— проверять всех трудоустраивающихся на предмет отношения к госслужбе.
Принимая на работу бывшего госслужащего, нынешнему работодателю следует помнить об обязанности уведомить предыдущего нанимателя, в случае если с момента увольнения еще не прошло двух лет или при других обстоятельствах:
- гражданин занимал должность муниципального или государственного служащего, которая входит в список, утвержденный специальным указом президента РФ;
- сотрудник, занимающий в прошлом должность госслужащего, теперь заключает с новым работодателем гражданско-правовой или трудовой договор;
- новый сотрудник сообщил о своей ранее занимаемой должности госслужащего;
- оплата труда сотрудника была свыше 100 тысяч рублей.
Также нужно помнить, что в соответствии с трудовым кодексом время на исполнение этой обязанности строго ограничено — работодателю необходимо уведомить прежнего нанимателя о приёме на работу госслужащего не позднее 10 дней с момента заключения трудового договора.
Такой специфический порядок был организован специально, дабы избежать возникновения случаев коррупции.
Этот процесс четко определён законодательством в Постановлении №700 от 08.09.2010. В нем можно найти перечень всех необходимых сведений, которые должны быть указаны в документе:
- Фамилия, имя и отчество госслужащего.
- Дата и место рождения принимаемого на работу гражданина в соответствии с данными его паспорта.
- Сведения о месте муниципальной или государственной службы из трудовой книжки.
- Наименование организации, куда был принят на работу госслужащий.
- Номер и дата приказа о приёме на работу.
- Информация о том, когда был подписан трудовой договор.
- Полное название новой должности.
- Перечень обязанностей в соответствии с новой должностью.
Уведомление оформляется на фирменном бланке организации, заверяется подписью руководителя и печатью организации.
После рассмотрения бывшим нанимателем уведомления, конфликтная комиссия должна вынести решение о разрешении или отказе в оформлении госслужащего на новое место работы.
Принять на работу бывшего госслужащего кажется очень полезным решением, так как он может обладать нужными связями и влиянием, которые могут пригодиться в ведении бизнеса. Согласно недавно принятому антикоррупционному закону, прием на работу бывшего госслужащего не такое уж простое дело. Каким образом осуществляется прием, и какие есть тонкости, рассмотрим в данной статье.
По привычке работодатели, принимая на работу бывшего служащего из государственных или муниципальных организаций, руководствуются только лишь Трудовым Кодексом, не учитывая нововведенный антикоррупционный закон, поэтому предпринимателями допускаются ошибки, которые являются серьезными правонарушениями и караются большими штрафами.
Довольно часты случаи, когда служащие из государственных учреждений переходят в бизнес-структуры, где платят намного больше. Там они могут применить свои знания и большой солидный опыт.
Предприниматели или руководство компаний также не против сотрудничества с такими людьми, считая, что данный специалист будет полезен не только как профессионал своего дела, закаленные на государственной службе, но и как человек с обширными связями в государственных управленческих структурах.
Однако, напомним, что бывший чиновник не имеет права разглашать некоторую конфиденциальную информацию ради своей или чужой выгоды ч.3 ст. 17 ФЗ №79-ФЗ от 27.07.2004. Так что, предпринимателю рекомендуем сильно не рассчитывать узнать какие-либо тайны.
Процедура приема на работу гражданских служащих ничем не отличается от трудоустройства обычных гражданских лиц и специальных законодательных актов на этот счет не имеется.
Принимают чиновника посредством заключения трудового договора на общих основаниях. После чего руководитель должен издать приказ или распоряжение о приеме данного сотрудника. В дальнейшем все трудовые отношения с бывшим чиновником строятся на основании Трудового Кодекса Российской Федерации.
Первостепенно следует отметить, что необходимость оповещения в обязательном порядке о привлечении специалиста к профессиональной деятельности в другой компании предусмотрена не для всех должностей муниципальной/государственной службы. Ознакомиться с перечнем постов, после увольнения с которых определена обязанность сообщения о трудоустройстве работников, можно в указе Президента РФ №1574 от 31 декабря 2005 года.
Список таких постов для муниципальной службы устанавливается муниципальными правовыми постановлениями согласно реестру постов в отдельном субъекте РФ, который утвержден законами последнего.
В соответствии со ст. 61 трудового законодательства РФ, бывший государственный служащий обязан при подписании трудового контракта сообщить новому нанимателю о последнем месте службы. Какого-либо четко определенного формата, в котором должно быть осуществлено такое оповещение, не установлено.
На практике считается достаточным устного сообщения соискателя о том, что ранее он занимал определённую должность и пребывал на государственной службе.
Тем более, что процедура трудоустройства работников, регламентированная Трудовым кодексом РФ, требует представления трудовой книжки, а в ней будут содержаться все сведения о последнем месте работы.
Уведомление о приеме на работу госслужащего оформляется на бланке компании, визируется уполномоченным лицом, которым был подписан контракт о сотрудничестве со стороны нанимателя, или руководителем организации.
Подпись в обязательном порядке должна быть заверена печатью организации, или, если такое разрешается внутренними нормативно-правовыми актами компании, службы по управлению персоналом.
Письмо о приеме на работу бывшего госслужащего должно содержать такие сведения:
- ФИО гражданина;
- место и дата рождения трудоустраиваемого;
- должность муниципальной или государственной службы, которую соискатель занимал перед увольнением (согласно сведениям из трудовой книжки);
- название организации, которая принимает бывшего госслужащего и направляет это сообщение;
- номер и дата распоряжения (приказа) или другого решения нанимателя, согласно которому гражданин принимается на работу;
- дата составления контракта о сотрудничестве и период, на который он заключается (при заключении срочного контракта указывается дата, когда бывший госслужащий приступил к выполнению должностных обязанностей в компании, срок его действия, причины (обстоятельства), на основании которых подписывался этот контракт);
- наименование должности, занимаемой соискателем по трудовому контракту согласно штатному расписанию, и, если таковое имеется, структурного подразделения организации;
- должностные обязанности, которые исполняются бывшим сотрудником на занимаемой должности (основные направления).
Такая форма уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего строго регламентирована постановлением Правительства РФ № 700 от 08 сентября 2010 года, и согласно ему, как уже ранее отмечалось, составленное таким образом письмо должно быть перенаправлено представителю нанимателя работника по последнему месту осуществления служебной деятельности в десятидневный период со дня подписания между сторонами (новым работодателем и бывшим госслужащим) договора об устройстве на работу.
Если кадровик нового работодателя не сообщит в государственное или муниципальное учреждение, в котором бывший госслужащий замещал ранее определенную должность, о приеме его на работу, трудовые взаимоотношения между сторонами не могут дальше продолжаться, и контракт о сотрудничестве, согласно ст. 84 ТК РФ, подлежит расторжению. Основание прекращения трудовых взаимоотношений в данном случае определяется п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение определенных ТК РФ правил заключения контракта о сотрудничестве, которыми исключается возможность дальнейшего продолжения работы.
При этом неуведомление работодателя гражданина по последнему месту несения службы о трудоустройстве последнего расценивается контролирующими органами как административное правонарушение, и согласно ст.19 КоАП РФ, наниматель может быть оштрафован на сумму размером от 100 до 500 тыс. руб., а должностные лица – от 20 до 50 тыс. руб.
Перечень должностей госслужащих для уведомления при приеме на работу
При выяснении всех обстоятельств дела, оказалось, что в мою компанию месяц назад устроился инспектора ИФНС. Во время приема на работу этого гражданина трудовую книжку я не разглядывал, и меня больше интересовали характеристики с других мест работы.
После оплаты штрафа я принял для себя решение подробно изучать личность принимаемого лица, и оформлять все документы, которые требуются по закону.
О том, как составить уведомление работодателя о приеме на работу госслужащего я расскажу в своей статье, а также, затрону вопрос, касающийся того, кто входит в перечень должностей госслужащих, о которых надо сообщить.
По закону, прием на работу бывшего госслужащего должен сопровождаться исполнением определенных действий.
Несмотря на то, что обе категории означенных лиц получают заработную плату фактически от государства, к госслужащим относятся исключительно лица, работающие в органах исполнительной, судебной или законодательной власти, а не в каких-либо иных сферах. Работники бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов, равно как и сотрудники государственных предприятий, могут трудоустраиваться без каких-либо ограничений.
Учитывая вышеописанные нормативы и принципы приема на работу бывших госслужащих, следует отметить, что они не затрагивают следующие категории соискателей:
- Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию.
Прием на работу бывшего госслужащего
В отношении работников правительственных учреждений и государственных структур действуют особые требования и ограничения, которые, в том числе, могут затрагивать и прием бывшего госслужащего на работу.
При этом знать о нормативах Трудового кодекса при трудоустройстве подобных работников следует как самим соискателям, так и работодателям.
Учитывая риски привлечения к ответственности за нарушение действующих нормативов ТК РФ, следует точно знать, как проводится прием на работу бывшего госслужащего или военнослужащего и какие имеются ограничения по перечню должностей или конфликту интересов в данном аспекте трудоустройства.
С точки зрения законодательства, вопрос приема на работу бывших госслужащих имеет достаточно жесткое регулирование.
Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:
- если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
- обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.
Бланка работодатель может разработать самостоятельно, но в нем обязательно должны содержаться сведения, которые требуют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21. Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона). В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей: раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г.
№ 557; перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. Уведомление о приеме на работу.
В частности, в ст.64.1 ТК РФ сказано, что при приеме на работу бывшего государственного служащего на нового работодателя возлагается обязанность уведомить о новом работнике орган, в котором ранее тот был задействован.
Но оговоренная норма обязывает уведомлять о новом трудоустройстве не только работодателя, но и самого работника, который обязан соблюдать некоторые правила, несмотря на прекращение работы в госструктурах в течение двух лет с момента сложения полномочий.
Подобные правила введены не просто так, а в связи с тем, что даже после прекращения трудовых отношений государственный служащий может располагать некоторыми данными полученными в ходе выполнения своих обязанностей.
И учитывая, что полученные сведения принадлежат государству и могут являться государственной тайной, использовать их в коммерческих целях запрещено на основании ч.3 ст.17 ФЗ № 79.
Также согласно норм отраженных в ч.1 ст.64.1 ТК РФ, бывшие государственные служащие могут трудоустроиться в те организации, с которыми сотрудничали в течение службы в госструктуре только с согласия специальной комиссии и только в том случае, если будет отсутствовать конфликт интересов и вероятность коррупционных действий, в связи с тем, что обе стороны могут располагать определенными сведениями.
И в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ №273 бывший государственный служащий может быть трудоустроен в организацию, с которой ранее сотрудничал при условии, что его заработная плата будет менее 100 тысяч рублей в месяц.
Если предполагается более высокий размер заработка, то опять же требуется разрешение специальной комиссии, порядок работы которой утвержден Указом президента № 821.
Все упомянутые выше документы можно скачать тут:
Подобные ограничения введены в действие ФЗ № 273 с целью противодействия коррупционным действиям, как со стороны бывшего работника государственной службы, так и коммерческого предприятия, которое из некоторых сведений и обширных связей нового работника может попытаться извлечь выгоду.
В частности, именно поэтому в ч.1 ст.12 ФЗ №273 введены правила об уведомлении о новом трудоустройстве как государственных так и муниципальных служащих в течении двух лет с момента прекращения сотрудничества с государственными структурами.
А также утвержден порядок рассмотрения условий трудового и гражданско-правового договоров по новому месту работы с целью выявления коррупционных действий либо отсутствия таковых с учетом бывшего сотрудничества между госструктурой и коммерческим предприятием.
Перечень должностей
Однако учитывая тот факт, что далеко не все государственные служащие имеют доступ к данным, распространение которых может нанести вред государственной безопасности, в том же ФЗ №273 утвержден перечень должностей, в отношении которых и введены некоторые ограничения и правила.
Оговоренный перечень утвержден Указом Президента РФ №557 и содержит в себе следующие должности:
- руководящий состав органов исполнительной власти;
- руководство военной службы.
Также в оговоренный перечень включены должности, которые связаны с:
- организационно-распорядительной деятельностью;
- административно-хозяйственными функциями;
- контрольными или надзорными функциями;
- распоряжением бюджетных средств;
- управлением государственным имуществом;
- выдачей лицензий или разрешительной документации;
- распределением материально-технических ресурсов.
Про особенности приема на работу беременных женщин читайте здесь.
Учитывая, что госслужащий является таким же работником, как и все остальные сотрудники, порядок их приема на работу на предприятия ничем не отличается от официально установленного, за некоторым исключением, коим является уведомление бывшего работодателя о заключении нового договора о сотрудничестве.
В частности, на основании ст.64.1 ТК РФ, а также ч.2 ст.12 ФЗ №273 после увольнения из госструктуры бывший государственный служащий обязан уведомлять оговоренный орган о заключении новых договоров о сотрудничестве еще в течении двух лет с момента увольнения, независимо от того, каким по счету является работодатель негосударственного предприятия.
Также, в зависимости от условий труда, а также бывших деловых отношений сотрудник обязан будет проходить комиссию для исключения возможности конфликта интересов с целью противодействия коррупционным действиям.
То есть в зависимости от занимаемой прежде должности и допуска к определенной информации бывший служащий будет обязан доказать, что его прежняя деятельность не повлечет за собой незаконное обогащение за счет информации представляющей государственную тайну.
В свою очередь, уведомлять о приеме бывшего госслужащего должен и работодатель, и такая обязанность возложена на него нормами ст.64.1 ТК РФ и Постановления Правительства РФ № 700.
В нем сказано, что в течение 10 дней с момента заключения трудового договора руководство предприятия обязано письменно уведомить о приеме нового сотрудника госструктуру, в которой тот ранее был задействован. Данная норма подлежит исполнению на протяжении двух лет с момента увольнения служащего, независимо от формы трудового договора и места работы.
В теории оговоренная норма выглядит вполне понятной, но на практике далеко не всегда работодатель может знать о бывшей деятельности своего работника. Ведь при заключении гражданско-правового договора трудовая книжка не требуется.
Какие вопросы при приеме на работу может задавать работодатель? Узнайте тут.
Правила приема на работу вы можете найти в этом материале.
Похожие записи: