- Новостройка

Посольский приказ чем ведал

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Посольский приказ чем ведал». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ПОСО́ЛЬСКИЙ ПРИКА́З, пер­вое гос.

учре­ж­де­ние в Рос­сии, цен­тра­ли­зо­ван­но ве­дав­шее во­про­са­ми внеш­ней по­ли­ти­ки. При­шёл на сме­ну ря­ду уч­ре­ж­де­ний и лиц, ме­ж­ду ко­то­ры­ми ра­нее бы­ли раз­де­ле­ны функ­ции по осу­ще­ст­в­ле­нию ди­пло­ма­тич. кон­так­тов с иностр. го­су­дар­ст­ва­ми (сре­ди них – дво­рец­кий, ка­зна­чей и кан­це­ля­рия Бо­яр­ской ду­мы с кон.

15 в.; И. М. в 1549–61). Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках как По­соль­ская из­ба в 1562.

П. п. воз­глав­лял­ся в раз­ное вре­мя пре­им. дум­ны­ми дья­ка­ми (по­сле­до­ва­тель­но А. Я. , В. Я. , А. И. , И. Т. , Ф.

Ф. , М. Ю. , А. И. , Е. И. и др.) и боя­ра­ми (А. Л. , А. С. , В. С. , кн. В. В.

и др.). Ор­га­ни­зо­вы­вал встре­чи, приё­мы и про­во­ды иностр.

ди­пло­ма­тич. мис­сий. Го­то­вил и во мно­гом осу­ще­ст­в­лял про­ве­де­ние ме­ж­ду­нар. пе­ре­го­во­ров. На­прав­лял за ру­беж ди­пло­ма­тич. мис­сии, вклю­чая в их со­став ди­пло­ма­тов разл.

ран­гов (ве­ли­ких по­слов, воз­глав­ляв­ших т. н. ве­ли­кие по­соль­ст­ва, по­слов, по­слан­ни­ков, гон­цов), пе­ре­вод­чи­ков (осу­ще­ст­в­ля­ли пись­мен­ный и уст­ный пе­ре­вод) и тол­ма­чей (толь­ко уст­ный пе­ре­вод). Го­то­вил для ди­пло­ма­тов под­роб­ные ин­ст­рук­ции – по­соль­ские на­ка­зы.

Со­став­лял от име­ни ца­ря гра­мо­ты для иностр.

пра­ви­те­лей. Осу­ще­ст­в­лял свя­зи с , вы­да­вал ка­за­кам жа­ло­ва­нье.

Управ­лял (су­дил, кон­тро­ли­ро­вал сбор на­ло­гов и пр.) тер­ри­то­рия­ми на юго-зап. гра­ни­це стра­ны («го­ро­да­ми на По­ле» – Во­ро­не­жем, Ель­цом, Ор­лом и др.; до нач. 17 в.) и Ас­т­ра­ха­нью с при­го­ро­да­ми (с сер.

17 в.). Пред­пи­сы­вал рус. по­соль­ст­вам, от­прав­ляв­шим­ся в Ос­ман­скую им­пе­рию и Крым­ское хан­ст­во, вы­ку­пать плен­ных. Раз­би­рал су­деб­ные ис­ки иностр. куп­цов к рус­ским и рус. куп­цов к ино­стран­ным.

При­ни­мал про­ше­ния ино­стран­цев о вы­ез­де на ро­ди­ну, в 17 в. за­клю­чал до­го­во­ры с ино­стран­ца­ми о при­ня­тии их на рус.

во­ен. служ­бу. Со­став­лял об­зо­ры иностр. прес­сы – . Зо­ло­то­пис­цы П.

п. ук­ра­ша­ли жа­ло­ван­ные гра­мо­ты и пол­ко­вые зна­мё­на, уча­ст­во­ва­ли, осо­бен­но при А. С. Мат­вее­ве, в из­го­тов­ле­нии ру­ко­пис­ных книг («Ти­ту­ляр­ник», 1672; «Хрис­мо­ло­ги­он», 1672–73; «Алек­сан­д­рия», 1675–1676; ли­це­вое Еван­ге­лие, 1677–78, и др.), в т.

ч. для цар­ской се­мьи, рас­пи­сы­ва­ли пе­чат­ные кни­ги. При П. п. име­лась б-ка (со­дер­жа­ла кар­ты, пе­чат­ные и ру­ко­пис­ные кни­ги на рус. и иностр. язы­ках). П. п. по­сте­пен­но ут­ра­чи­вал влия­ние на ру­ко­во­дство внеш­ней по­ли­ти­кой, ко­то­рое пе­ре­хо­ди­ло к су­ще­ст­во­вав­шей с кон.

17 в. на­ря­ду с ним . Окон­ча­тель­но пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние не позд­нее 1720, ко­гда на­ча­ла дей­ст­во­вать , об­ра­зо­ван­ная ука­за­ми Пет­ра I от 11(22) и 15(26) дек. 1717.

№ Имя Полномочия Действующий глава государства Начало Окончание Посольский приказ 1 2 , , 3 4 , , 5 Иван Грамотин 6 Пётр Третьяков 7 Иван Грамотин 8 Пётр Третьяков 9 Иван Грамотин 10 Алмаз (Ерофей) Иванов , 11 12 , 13 , 14 15 16 17 18 19 , , ,

Дела посольские

Перед стояли сложные внешнеполитические задачи:Эти вопросы требовали искусной дипломатической стратегии, потому что затрагивали интересы не только России, но и близлежащих государств.

Для их решения русские посольства отправлялись во многие страны.

Дипломаты нередко добивались успеха, закрепляя за Россией репутацию серьезного политического игрока.

Среди достижений можно назвать:

  1. Андрусовское перемирие (1667 г.), а позднее и «Вечный мир» (1686 г.) с ;
  2. со Швецией (1617 г.);
  3. вступление России в антиосманскую Священную лигу.
  4. укрепление государственных позиций на востоке;

Для активизации деятельности лиги российская дипломатия подготовила Великое посольство (1667-1668 гг.).

К концу века Россия уже была серьезной силой в антитурецкой европейской политике.Несмотря на успехи, Петру Первому сложившаяся дипломатическая система представлялась медлительной. Он использовал другие методы работы, сам участвовал во внешнеполитических процессах, вел переговоры, принимал решения.

При Петре Первом всегда находилась Посольская походная канцелярия, которая постепенно расширяясь, превратила Посольский приказ во второстепенное учреждение.

В 1720 году приказ был упразднен, а вместо него создана Коллегия иностранных дел.

Структура приказа делилась на отделения, ведающие делопроизводством по территориальным признакам (повытья). Всего их было пять. Функции Посольского приказа, согласно этим пяти делопроизводительным частям, распределялись следующим образом — в первое повытье входили страны Западной Европы – Англия и Франция, Испания и Священная Римская империя, а так же Папское государство.

Второе повытье занималось взаимоотношениями со Швецией, Польшей и Валахией (юг современной Румынии), Молдавией, Турцией и Крымом, Голландией, Гамбургом.

Взаимоотношениями с Данией, Брандербургом и Курляндией занималось 3-е отделение в приказе, ведающее делопроизводством этих стран.

Персия, Армения, Индия и Калмыцкое государство находились в ведении 4-го повытья. Последнее пятое ведало взаимосвязями с Китаем, Бухарой, Хивой, Чжунгарским государством и Грузией.

Посольский приказ: структура и функции

Первый Посольский приказ возглавил Иван Михайлович Висковатов, который до этого назначения служил послом, думным дьяком, был хранителем государственной печати.

Во главе приказа он находился вплоть до своей смерти, наступившей в 1570 году. С ростом международного веса России увеличивалось и значение Посольского приказа, в разы увеличивался его штат – в 1689 году в нем служили 53 подьячих вместо 17 и 22 переводчика плюс 17 толмачей (устный переводчик).

Уже к концу XVII столетия Посольский приказ настолько набрал силу, что стал одной из важнейших составных частей центрального государственного аппарата России. В этом веке он прошел путь от Канцелярии по внешним сношениям к государственной структуре, обладающей значительной самостоятельностью и широчайшими полномочиями.

Образован в в связи с передачей «посольских дел» .

В конце в Посольском приказе под началом «посольского » и его «товарища» работали 15—17 и несколько (переводчиков).

В рост международного значения вызвал существенное расширение функций Посольского приказа и его штатов (в он включал уже 53 подьячих, 22 переводчика и 17 ). Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья. Кроме того, с дьяки Посольского приказа специально для царей и стали готовить рукописные — первую русскую .

Источником информации из-за границы служили иностранные газеты, новости внутри страны поступали из различных приказов. На Посольский приказ было возложено общее руководство страны и вся текущая дипломатия: отправка русских за границу, приём и отпуск иностранных посольств, подготовка текстов инструкций («наказов») русским послам и переписка с ними, подготовка соглашений, ведение переговоров, а с начала также назначение и контроль за действиями постоянных русских представителей за границей. Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России и вообще всеми приезжими иноземцами, кроме военных.

Кроме того, он занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял вновь присоединяемыми территориями (, и др.), ведал — центральных уездов. Во второй половине Посольскому приказу подчинялись , , .

  • Демидова Н. Ф. Обучение при Посольском и Поместном приказах // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. — М., 1989. — С. 103—107.
  • Обзор посольских книг из фондов — коллекций, хранящихся в ЦГАДА (конец XV — начало XVIII в.) / Сост. Н. М. Рогожин. — М., 1990.
  • Опись архива Посольского приказа 1626 года: В 2 ч. / Под ред. С. О. Шмидта. — М., 1977.
  • Опись архива Посольского приказа 1673 года: В 2 ч. / Под ред. С. О. Шмидта. — М., 1990.
  • Рогожин Н. М. Посольский приказ и его роль в проведении внешней политики России // История внешней политики России. Конец XV—XVII век (от свержения ордынского ига до Северной войны). — М., 1999. — С. 343—406.
  • Рогожин Н. М. У государевых дел быть приказано… — М., 2002.
  • Рогожин Н. М. Диалог вероисповеданий в дипломатии средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2000. — № 1. — С. 40—50.

Посольский приказ – это первый аналог министерства иностранных дел в 16-м веке. Первое письменное упоминание о нем датировано 1549 годом. Именно тогда ведомство возглавил Иван Михайлович Висковатый, а носило оно название не приказ, а посольская изба. Находилась она в Кремле, и только во второй половине 17-го века Посольский приказ перенесли в Китай-город.

Система государственного управления. приказы

История русской армии и флота с Древней Руси до эпохи Александра I

  • Борьба с Чингисханом и Батыем (XIII в.) (7)
  • Великие люди России (2)
  • Великие правители России (17)
  • Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного (10)
  • Внутренняя политика Петра I (3)
  • Гражданская война ( XVII в.) (6)
  • Древние славяне (2)
  • Искусство Византии (3)
  • Ливонская война (XVI в.) (1)
  • Общее (8)
  • Отечественная война 1812 года (5)
  • Русская история в искусстве (6)
  • Русско-византийские войны (IX-XI в.в.) (14)
  • Русско-германо-шведские войны ( XIII в.) (4)
  • Русско-печенежские войны (X-XI в.в.) (1)
  • Русско-половецкие войны (XI-XIII в.в.) (1)
  • Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. (1)
  • Эпоха Александра I (1)
  • Эпоха Екатерины II (2)
  • Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам, “приказывая” им ведать какую-либо отрасль дворцового хозяйства и управления.. Вообще приказ есть частное поручение, а не орган. Но в 16-17 веках эти “единоличные поручения” превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Вместе с приказом ведать дело они получили определенные полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти царя и были от нее неотделимы.

    Причина появления приказов — централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой.

    Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий — наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

    На рубеже двух веков — 15-16 — складываются только основы приказной системы. При Иване 3 и Василии 3 уже действуют некоторые территориальные приказы — чети или четверти, и некоторые отраслевые приказы — казенный, Разряд . Время Ивана Грозного — время расцвета приказного строя московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившееся царем.

    Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц в подведомственным им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранные специалисты в Иноземном приказе и т.д. Приказы, будучи административными органами, рассматривали дела порученные их надзору самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.

    Приказ возглавлялся судьей, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трех, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа. Структурно приказы разделялись на стволы и повытья. В каждом приказе или судных избах были два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Во всех приказах были подьячие — помощники дьяков. Их количество колебалось от 20 до 50 в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело. Дьяк брал грамоту и ее подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами грамота была защищена от подделки.

    Время от времени приказы подвергались ревизии по указу государя. Порядок работы приказов упорядочивался. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукою дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

    Серьезной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одно и тоже дело могли ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное множество коллизий.

    группа приказов — финансово-казенная. Это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание — 1547). Первейшей его функцией было не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем следует упомянуть Казенный приказ или приказ Большия Казны (1578)

    В ведомстве этого приказа был Монетный двор. Этот приказ заведовал государственным золотом и иным запасом, как сказали бы сейчас. Приказ Большого Прихода, Счетный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казенного управления..

    2. группа приказов — судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного (1539) подлежали тяжкие уголовные преступления. Ведомству Разбойного приказа подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ сочетал в себе и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы — исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, “Московских чинов люди”, во Владимирском — все остальные. Челобитный (1571) приказ также являлся судным приказом. Челобитный приказ — необходимая инстанция перед верховной апелляционной инстанцией, которой была Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам царь. Челобитный приказ, кроме того, являлся высшим административным судом России.

    Приказ — высшая отраслевая судная инстанция, до него, как правило, тяжущийся должен был пройти суд в низших инстанциях.

    3. группа приказов — полицейские приказы. Полиция — забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (1516), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.

    В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».

    Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).

    Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.

    Направление деятельности

    Название приказа

    Общие функции

    Общегосударственное

    Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный

    Деятельность при непосредственном участии царя.

    Административное и судебно-полицейское

    Сыскных дел, Владимирский и Московский судных дел, Ямской, приказ, что на «сильных» челом бьют и др.

    Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством.

    Военные дела

    Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др.

    Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения.

    Финансовые дела

    Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др.

    Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат.

    Дворцовые дела

    Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др.

    Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений.

    Территориальное (областное) управление

    Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др.

    Ведали делами определённых территорий

    К концу XVII века число приказов увеличилось до 55, кроме собственного названия «приказы», аналогичные управленческие службы носили и другие названия: палаты, избы, дворы, трети и четверти. В XVII веке — это была уже громоздкая, забюрократизированная, неповоротливая система государственного управления.

    Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.

    Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.

    Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.

    Московские приказы времен ивана грозного

    Посольский приказ
    • посольскꙑи прикаꙁъ

    В начале XVIII века в результате реформ Петра I руководство внешними сношениями перешло от Посольского приказа к Посольской канцелярии. Сначала это была Походная посольская канцелярия, сопровождавшая Петра I во всех его поездках и существовавшая параллельно с Посольским приказом, оставшимся в Москве. Первое упоминание о ней датируется 1702 годом[2]. С 1710 года постоянно находилась в Санкт-Петербурге. Возглавлялась президентом Ф. А. Головиным, канцлером Г. И. Головкиным и вице-канцлером П. П. Шафировым. В 1716 году с введением коллегиального порядка принятия решений была переименована в Посольскую коллегию.

    В 1717 году Посольский приказ упразднён и заменён Коллегией иностранных дел. Посольская коллегия действовала до 1720 года.

    Вокруг юного государя, которому едва исполнилось двадцать лет, появилась группа доверенных и одаренных советников, названных Избранной Радой. Это были люди с по-настоящему государственными умами. Именно они разработали и помогли Ивану Грозному успешно провести за десять лет целый ряд важных реформ, сделавших Русь более управляемым и сбалансированным государством.

    Одной из главных реформ стало коренное изменение управленческого аппарата. Были учреждены около двадцати приказов (поначалу их называли избами). Каждый приказ ведал определенными государственными делами или областями Руси. Например, существовали Стрелецкий, Посольский, Поместный, Казанский, Сибирский, Разбойничий и другие приказы. Они не только уменьшили хаотичность в управлении государством, но и сыграли значительную роль в централизации власти и устранении последних отголосков феодальной раздробленности.

    Руководил Земским приказом начальник или судья. В его подчинении было два дьяка-товарища (аналог современного заместителя) и несколько десятков грамотных подьячих, выполнявших общую работу с документами. Основными представителями приказа становились объезжие головы – особые чиновники, наделенные внушительными полномочиями. Они были детьми бояр или дворян и назначались воеводой. Объезжие головы командовали уличными сторожами, стрельцами, решеточными приказчиками, которые охраняли и открывали многочисленные городские ворота, и ярыгами (так на Руси назывались бедняки, выполнявшие грязную работу).

    Посольский приказ и его полномочия.

    Важной функцией Земского приказа было производство уголовных и гражданских судебных дел, которые касались населения слобод и черных сотен. Сюда включались суды над убийцами, ворами и разбойниками, а также семейные и жилищные споры, наследственные и земельные разбирательства. Приказ обеспечивал безопасность на улицах городов, боролся с азартными домами, борделями и корчемством, заведовал тюрьмами, в которых содержались подозреваемые и арестанты.

    Глава полиции (объезжий голова) получал собственную канцелярию и вместе с подчиненными ему решетчатыми приказчиками и стрельцами вылавливал убийц и воров, раскрывал тяжелые преступления и мелкие правонарушения. Кроме того, для соблюдения порядка на улицах приказ организовывал из стрельцов и ярыг постоянные и разъездные караулы. На главных городских воротах стояли специальные приказчики, они взимали пошлину с проезжающего люда и закрывали ворота на ночь.

    Русские города в шестнадцатом веке были грязны, темны и склонны к пожарам. Даже в столице было мало мощёных улиц, проезжая часть утопала в грязи и нечистотах. Деревянные дома были уязвимы для огня, особенно в сухие сезоны. Ветер быстро распространял огонь, выгорали целые кварталы. Поэтому благополучие городов во многом зависело от скорости и своевременности тушения огня и предварительных противопожарных мер.

    Функции Земского приказа в 16 веке включали постоянный надзор за тем, как в городе соблюдали пожарную безопасность. Заботы по тушению пожаров также лежали на чиновниках приказа, они должны были оперативно организовать пожарные команды из опытных ярыг и стрельцов, имеющих необходимые для тушения огня орудия. Собранные с городского черного населения мостовые сборы шли на уборку и мощение улиц. Работами по благоустройству и уборке занимались нанятые ярыги, они убирали мусор, чистили проезжую часть и узкие тротуары от нечистот.

    Переписные, а также дворовые книги использовались Земским приказом в 16 веке при сделках с недвижимостью: её оценкой, куплей и продажей, сменой владельцев или изменением в их составе, регистрацией новых жильцов и сдачей жилья в аренду. За все записи в книгах участники сделок платили пошлины, которые составляли доход приказа. Так, по свидетельствам документов того времени, при записи договора по найму недвижимости ее владелец платил пошлину полторы копейки с каждого рубля от общей стоимости жилища, которая тогда составляла в среднем около тридцати рублей.

    В начале XVII столетия Московское государство вступило в полосу глубокого внешнеполитического и внутреннего кризиса — Смутного времени. Отказ целого ряда областей, подчиниться центральному правительству, широкие народные движения, борьба претендентов за царский престол — все это требовало от государства максимального привлечения ресурсов для стабилизации обстановки. Ситуация была усугублена тем, что практически с самого начала Смутного времени во внутренние делах России сначала тайно, а затем и открыто вмешивались зарубежные державы. В сложившихся целях особое внимание получают действия центрального дипломатического органа Московского государства — Посольского приказа. Предметом рассмотрения данной курсовой работы является административная и дипломатическая работа данного ведомства, ведение его делопроизводства, штат Посольского приказа, социальное и имущественное положение сотрудников и их служебные обязательства, условия, в которых выполнялась работа Приказа.

    Посольский приказ выступал одним из главных звеньев в административной системе России XVI — XVII веков и играл одну из важнейших ролей в определении тактики и стратегии проведения внешнеполитического курса Московского государства, а руководители данного ведомства были влиятельными фигурами при царском дворе и выступали составной частью сословной группы правящего класса. Материалы Посольского приказа представляют собой один из крупнейших комплексов источников по истории России XVI — XVII века, а в делопроизводстве Приказа данного периода использовался ряд передовых приёмов. Это все приводит к мысли о том, что для достижения и составления более полной картины истории внешней политики Московского государства, наших российских административной системы и делопроизводства, которые начались в XVI столетии, требуется более подробные рассмотрение и изучение истории Посольского приказа.

    На основе сохранившихся посольских книг можно восстановить и узнать функции думных посольских дъяков. Во второй половине XVI века они знакомились и изучали сообщения российских послов, вернувшихся после дипломатической миссии на родину, составляли наказы судебным приставам для встречи иностранных послов и российским дипломатам, отправленным за границу, принимали грамоты, присланные послами и готовили и проверяли подготовленные списки ответных грамот, присутствовали на приёмах иностранных дипломатов и проводили с ними предварительные переговоры. Более того, когда они присутствовали при «сидении» государя с боярами, они, в случае несогласия с решением вопроса по своему ведомству, высказывали своё мнение. «А лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посольскому думному дъяку, а думный дъяк приказывает подъячему, а сам не готовит, только чернит и прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят и тех грамот слушают наперёд бояре, и потом они же, бояре, слушают вдругоряд с царём все вместе».

    Земский приказ — это что такое? Его функции в 16 веке

    Сложившаяся обширная деятельность Посольского приказа обусловила и разнообразное множество функций его служащих. Уже со второй половины XVI века рядом с главой Посольского приказа (думским дъяком) — постоянно находится его «заместителя» (товарища) или второго дъяка. К примеру, за подписью постника Дмитриева (1589-1592 гг.), товарища начальника Посольского приказа А. Я. Щелкалов, посылаются «памяти» о выдаче корма (продовольствия) иностранным послам и об их отправлении, к нему за «наказом» были являлись лица, назначенные в «государево посольство». Второй дъяк принимал иностранных послов и произносил речи от имени государя Московского, заслушивал доклады о выполнении дипломатических миссий. Всего с 1559 по 1714 годы известны поимённо 52 «товарища» начальников Посольского приказа.

    При распределении работы в приказе промежуточное положение между подъячими и дъяками занимали «приписные» подъячие, то есть кто имел право подписывать исходящие из приказа бумаги. По своей сути, это были подъячими высшей квалификации (так называемые «старые» подъячие), и зачастую они были во главе «повытий» или столов.

    Помощниками думских дъяков и их «товарищей» были подъячие, которые, собственно, составляли основной штат Посольского приказа. Они подразделялись на несколько категорий: «молодые», «средние» и «старые». Во главе «повытий» стояли «старые» подъячие, «молодые» и «средние» вели переписку приказа и служебную работу, а также занимались составлением карт территорий своей и других стран. К XVII веку у Ордена была своя специальная школа письма — изящным и мелким почерком. Наибольшее количество «пищиков» были «молодыми» подъячими. Наиболее же важные документы (грамоты или «листовое письмо») были написаны подъячими более высокого ранга.

    Среди дипломатических представителей, отправляемых за рубеж, также существовала чёткая градация: самый низший ранг — «гонцы», самый высший — «великий посол», промежуточные (по мере возрастания ранга -«посланцы», «посланные», «посланники» и «лёгкие послы»). Как правило, послы избирались из боярского сословия, а ранг отправляемого посла определялся важностью предстоящей ему миссии.

    В дополнение к подъячим, которые вели переписку по-русски, в Посольском приказе были люди, знающие иностранные языки. С начала XVI века переводчики в составе посольств и в приказе устными переводами занимались толмачи, а письменное делопроизводство на иностранные языках было возложено на переводчиков. Во второй половине XVII века в приказе среди постоянных сотрудников работало около 15 переводчиков и 40-50 устных переводчиков, которые знали и писали на следующих языках: грузинском, английском, волошском (румынском), турецком, арабском, персидском (фарси), греческом, голландском, шведском, немецком, татарском, польском и латинском. На службу в приказ переводчиком зачастую поступали русские, побывавшие в иностранном плену, или иностранцы, находящиеся на русской службе. Случалось так, что боярских детей специально отправляли за границу приобретения специальных навыков и для изучения иностранных языков. Среди служащих Посольского приказа были и золотописцы, расписывающие грамоты красками и золотом. В конце XVII века в приказе было пять золотописцев, которые должны были писать начальные слова и «каймы» грамоты. Во второй половине XVII века Посольский приказ издавал переведённые и исторические сочинения, содержащие информацию о российских внешних связях и истории страны, а также книгах об избрании московских государей на царство и их генеалогии. Как правило, все книги были в изобилии иллюстрированы украшениями, портретами и рисунками. Во второй половине XVI века в Посольском приказе служили также приставы и сторожа, среди которых было много людей из знатных семей, которые сопровождали иностранных дипломатов и рассматривали судебные дела, находящиеся в компетенции приказа.

    О том, что функции ранних приказов были весьма размыты, свидетельствуют такие факты:

    — спонтанное возникновение различных приказов с коротким периодом действия;

    — входящие документы адресовались определенным лицам, а не, собственно, учреждению;

    — способ выполнения распоряжений основывался на так называемом «правовом обыкновении», таким образом, отсутствовал общий законодательный фундамент, необходимый для четкого и однозначного выполнения приказов, а значит – понижалась эффективность управления страной.

    С течением времени приказная система управления в России стала функционировать «под себя», требуя все больше и больше ресурсов, и все с меньшей отдачей. Реформы Петра І заменили устаревшие приказы коллегиями, которые отличались определенными функциями, четкими разграничениями законодательной, исполнительной и судебной власти. Все, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, должно было уйти в прошлое вместе с внедрением новых управленческих форм, которые пришли в Россию с приходом к власти царя-реформатора.

    ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    2010 История Выпуск 2 (14)

    СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

    УДК 94(470)”16/18”

    ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ В XVII В.:

    ПУТИ ЕВРОПЕИЗАЦИИ РОССИИ

    Е. Е. Вахрамеева

    Исследуются каналы коммуникации европейцев с московитами в рамках деятельности Посольского приказа в XVII в. Особое внимание уделено организационной системе внутри приказа, взаимодействию между его работниками, неформальному общению с представителями западных государств во время и после службы.

    Ключевые слова: дипломатия, межкультурная коммуникация, европеизм, Посольский приказ, неформальное общение.

    Среди современных отечественных исследований о Посольском приказе и межкультурной коммуникации внутри него необходимо отметить труд Н. М. Рогожина [Рогожин, 2002], акцентировавшего внимание на мультикультурную и поликонфессиональную атмосферу в работе приказа, уникальную по отношению к остальным нескольким десяткам приказов данного периода. Несомненно, это не могло не оказать влияние на бытовой уклад глав и ведущих специалистов посольского дела. Конкретные примеры проникновения европейского быта или управленческого опыта в жизнь руководителей приказа представлены в исследованиях Л. А. Черной [Черная, 1999], С. П. Орленко [Орленко, 2004, с. 171], И. В. Галактионова и Е. В. Чистяковой [Галактионов, Чистякова, 1961].

    Языковые компетенции у служащих Посольского приказа, рассмотренные в работах

    А. В. Белякова [Беляков, 2008], позволяли узнавать и обрабатывать информацию из Европы до того, как она попадала в царский придворный круг. Статьи И. Майера и В. Пилгеля [Maier, Pilgel, 2001, p. 209-242; История…, 2010], посвященные переводческой деятельности приказа, отмечают, что привозимые европейские газеты, отчеты послов и другая информация о событиях в Европе позволили ему стать коммуникационным центром с Европой. В целом, среди исследований Посольского приказа преобладает интерес к анализу его деятельности, а целостное изучение каналов коммуникации европейцев с московитами в рамках Посольского приказа в XVII в. остается на данный момент делом будущего.

    История Посольского приказа, учреждения, ведавшего внешнеполитическими делами, начинается с 1549 г. Согласно исследованию Т. В. Зоновой попытка создать компетентные органы во внешней политике в XVI в., за исключением Италии, в европейских государствах провалилась [Зонова, 2003, с. 26]. В Московском же государстве появился Посольский приказ, который имел штат постоянных работников с жалованием из казны, дипломатическую документацию согласно европейским аналогам, архив, европейскую форму договора, разработанные варианты государственной печати. По организации дипломатической службы в XVI в. Московское государство по ряду показателей шло впереди европейских стран [Там же, с. 29], отставая в создании постоянных дипломатических представительств.

    Г. К. Котошихин так описывал Посольский приказ в период правления Алексея Михайловича: «.ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств», «Московские и приезжие иноземцы всех государств торговые и всяких чинов люди», «послов чюжеземских принимают», «Руских послов и посланников и гонцов посылают», «судят торговых иноземцов, и росправу им чинят с Рус-кими людми», «да в том же Приказе ведомы 5 городов. на всякие покупки на росход», «.ведомы печати: болшая государственная, которою печатают грамоты, что посылают во окрестные государства, другая что печатают грамоты жалованные на вотчины всяких чинов людем» [Котошихин, 1859].

    Для выполнения поставленных задач служащим главного внешнеполитического ведомства приходилось ежедневно обрабатывать большое количество информации, поступавшей в виде при-

    © Е. Е. Вахрамеева, 2010

    казных документов, газет или книг для перевода, отчетов о выполнении заграничных поручений и посольств, челобитных от жителей иноземных слобод или купцов на московитов, а также напрямую контактировать с иноземцами. В связи с этим в рамках приказа процесс коммуникации между европейцами и московитами шел особенно интенсивно и происходил непосредственно или опосредованно через:

    — элементы организационной системы внутри приказа, например, посольства, представительства за границей; решение судебных дел между иностранцами и московитами; осуществление контроля за иноземными слободами; переводческую деятельность; работу библиотеки светской и религиозной литературы; делопроизводство;

    — взаимодействие между работниками приказа, среди которых были перекрещенные иностранцы;

    — неформальное общение с представителями западных государств во время и после службы.

    Весь период существования Посольского приказа можно условно разложить в соответствии с тремя эпохальными промежутками того времени. Это Смутное время, восстановление российской монархии при Михаиле Романове, первом русском царе из этой династии, и период расцвета государственности, наступивший при царе Алексее Михайловиче.

    Яркие представители

    С 1621 года Иван Тарасьевич Грамотин, тогдашний глава Посольского приказа, начал готовить для царя систематические сведения о положении дел в других странах. Они черпались из периодических изданий стран, а также из наблюдений и выводов послов. Эти «Вестовые письма» являлись по существу первой русской газетой. Об этом восьмом главе Посольского приказа надо сказать несколько слов отдельно. Он начинал карьеру подьячим, и трижды при разных царях занимал высший пост Посольского приказа. В Смутные времена он был одним из виднейших политический деятелей.

    С того самого момента, когда был учрежден Посольский приказ, ему вменялось общее управление внешней политикой страны. Со второй половины XVII века непосредственно ему подчиняются следующие приказы – Великого княжества Литовского, Смоленский и Малороссийский. Здесь также хранился накопленный со временем архив важнейших внешне — и внутреннеполитических документов.

    Создание приказной системы привело к формированию особого слоя приказной бюрократии. Приказной люд наполнял палаты в Кремле в царском дворце и избы на площади. Начальниками важнейших приказов (их называли «судьями», поскольку в большинстве случаев выполняли и судебные функции)назначались бояре, окольничии или думные дворяне. Некоторые из руководителей Посольского приказа, например А. Л. Ордин-Нащокин, носили титулы «великих государственных посольских дел и государственной печати оберегателя» и в донесениях иностранных послов назывались на западный лад канцлерами. В большинстве случаев начальникам приказов давались «в товарищи» помощники из стольников, спальников и других служилых людей. На практике приказами чаще всего управляли не высокородные бояре, а дьяки — профессиональные чиновники, выходцы из различных сословий. Несмотря на худородство, они имели большое влияние и в небольших приказах управляли самостоятельно. Несколько дьяков, представлявших важнейшие приказы имели чин думных дьяков. «Московское дьячество», являвшееся сплоченной и стяжавшей большие богатства чиновной корпорацией, всегда было объектом зависти и неприязни со стороны провинциального дворянства. Большинство приказов располагалось за кремлевскими стенами, при Борисе Годунове между Архангельским собором и Спасскими воротами было выстроено двухэтажное П-образное здание, к 80-м гг. XVII в. оно обветшало, и на его месте было построено новое, гораздо более обширное.

    Среди московских приказов особое место занимал Приказ великого государя тайных дел, созданный царем Алексеем Михайловичем в 1654 г. По поводу этого учреждения историки высказывали различные суждения. В. Н. Татищев видел в нем подобие испанской инквизиции, Н. И. Костомаров считал его прообразом тайной полиции. Но уже Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев и В. О. Ключевский писали о том, что, несмотря на грозное название, Приказ тайных дел представлял собой всего лишь личную царскую канцелярию с элементами надзора над административными органами. Специальное исследование И. Я. Гурлянда показало, что это учреждение было создано для разбора челобитных на царское имя. Вопреки сложившемуся мнению, Приказ тайных дел не занимался непосредственно государственными преступлениями — «словом и делом государевым» и даже, как с некоторым удивлением, отмечал И. Я. Гурлянд «не имел своего застенка, этой непременной принадлежности розыска того времени, особенно по государственным преступлениям.

    Вместе с тем Приказ тайных дел был одним из важнейших правительственных учреждений. Приказом руководил лично царь, а бояре к тайным делам не допускались. Как писал Г. Котошихин, «А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали».Тайный дьяк носил титул «дьяка в государевом имени», что означало право подписывать указы от имени царя. При тайном дьяке состояло десять подьячих. Главной задачей Приказа тайных дел являлся негласный контроль над высшими должностными лицами. Подьячие Приказа тайных дел присматривали за воеводами во время войны и посылались с посольствами за границу: «и те подьячие над послы и над воеводами подсмтривают и царю приехав сказывают: и которые послы, или воеводы, ведая в делах неисправление свое и страшась царского гневу, и они тех подьячих дарят и почитают выше их меры, чтоб они будучи при царе их послов выславляли, а худым не поносили». Приказ тайных дел ведал некоторыми отраслями, по разным причинам требовавших особого внимания со стороны царя, например, гранатным делом и гранатными мастерами. Кроме того, будучи личным царским учреждением, Приказ тайных дел занимался второстепенными с нашей точки зрения, но любимой «царской потехой» — соколиной охотой. После смерти царя Алексея Михайловича Приказ тайных дел был упразднен.

    В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80—90 приказов, но постоянных — вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год — другой, исчезали.

    Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой — давили, как пресс, на органы местного, в том числе и особенно выборного управления.

    Ряд приказов имел общегосударственную компетенцию. Это в первую очередь группа административных учреждений. Первое место среди них принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он разряжал, или наряжал, т.е. распределял, назначал служилых людей по отечеству — дворян и детей боярских — на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России, где располагались земельные владения феодалов. Он наделял дворян землей, в соответствии с «окладом», назначенным Разрядом. Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы — почтовой связи для нужд государства. Казенным каменным строительством, заготовкой для него материалов занимался Приказ Каменных дел. Три приказа ведали финансами. Приказ Большого прихода собирал через своих представителей на местах таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса. Приказ Новой четверти, или Новая четь, ведал кабацкими соборами в Москве и южных городах, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Приказ Большой казны имел широкие полномочия: в его подчинении были казенная промышленность и торговля, чеканка монеты, а с 1680 г. таможенные и кабацкие сборы.

    Некоторые приказы занимались судебными делами. Разбойный разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице. Суд над отдельными группами населения или на определенной территории вершили другие приказы. Политические, должностные преступления тоже разбирались в разных учреждениях.

    Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Пять из них, так называемые четверти — Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская (Нижегородская) и Устюжская — собирали налоги, осуществляли управление и суд на определенной территории. Всем Поволжьем, землями бывшего Казанского и Астраханского ханств управлял Приказ Казанского дворца. Он же ведал землями Сибири, присоединение которой началось с конца XVI в. и продолжалось в следующем столетии. В 1637 г. для управления Сибирью учредили специальный Сибирский приказ. В него поступал ясак — налог мехами или деньгами.

    В Челобитенном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Он же выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями. Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод; ему же подчинялось все хозяйство царской фамилии. Существовал он, правда, недолго: с 1654 до смерти Алексея Михайловича (1676).

    В 1621 г. возник Приказ счетных дел, который проверял доходы и расходы всех приказов. Это учреждение, как и приказы Тайный, Челобитенный, осуществляло надзор, контроль за другими приказами.

    Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора. Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством в столице, дворцовыми волостями и селами по всему государству. В Казенном приказе (дворе) хранилась вещевая казна монарха. В Конюшенном приказе наблюдали за царскими конюшнями и мастерскими, изготовлявшими кареты, сани, упряжь для царских выездов.

    Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных: полоняничные деньги. Ему подчинялись донские казаки, служилые татары, перешедшие на русскую службу после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири, а также учреждения, которые власти создавали для управления присоединенными к России землями: приказы Малороссийский, Велики я России, княжества Смоленского и др.

    Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции. Разрядный приказ, главный из них, руководил военными операциями. Другие приказы — Стрелецкий, Пушкарский, Иноэемский, Рейтарский и Казачий — ведали специальными родами войск.

    Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти.

    В последней четверти столетия стало почти обычаем объединять приказы в группы. Одну из них составляли Посольский, Новгородский, Владимирский, Галицкий, Устюжский, Малороссийский, Великия России и Смоленский. В другую входили Большой приход, Большая казна и Новая четь. В третью — Костромская четь и Стрелецкий. В четвертую — Пушкарский и Рейтарский. Это были опыты, попытки не очень удачного упрощения громоздкой приказной машины. Они подготовили реформу центрального управления, проведенную при Петре.

    • Статья
    • Обсуждение
    • Читать
    • Править
    • История
    • Портал сообщества
    • Справка
    • Техподдержка
    • Статистика
    • Активность
    • Пожертвования
    • Свежие правки
    • Недостающие
    • Планируемые
    • Короткие
    • Сироты
    • Тупики
    • Незавершённые
    • С нехваткою иллюстраций
    • Недостающие шаблоны

    Что значит «посольский приказ»

    • Ссылки сюда
    • Связанные правки
    • Служебные страницы
    • Версия для печати
    • Постоянная ссылка
    • Сведения о странице
    • Цитировать страницу
    • Просмотреть свойства
    • Геометрия
    • Информатика
    • Математика
    • Алгебра
    • Алгебра и начала математического анализа
    • Изобразительное искусство
    • Музыка
    • Испанский язык
    • Английский язык
    • Немецкий язык
    • Французский язык
    • Основы безопасности жизнедеятельности
    • Физическая культура

    Основные приказы и их функции

    • Русский язык
    • Литература
    • Литературное чтение
    • История
    • География
    • Обществознание
    • Экология
    • Россия в мире
    • Право
    • Окружающий мир
    • Экономика
    • Технология (мальчики)
    • Технология
    • Технология (девочки)

    1. Какое ведомство занималось вопросами отношений России с иностранными государствами в XVII в.?

    1) министерство иностранных дел
    2) коллегия иностранных дел
    3) ведомство послов
    4) Посольский приказ

    2. Как звали стольника, который в 1673 г. стал первым пред­ставителем российского царя при дворе польского короля?

    1) Артамон Матвеев
    2) Василий Тяпкин
    3) Матвей Башкин
    4) Ерофей Хабаров

    3. А.С. Матвеев, возглавлявший Посольский приказ, главной задачей российской внешней политики считал

    1) открытие Северной Америки
    2) отправление экспедиции к Австралии
    3) присоединение к России Правобережной Украины
    4) завоевание выхода к Каспийскому морю

    4. Как сложилась судьба полководца М.Б. Шеина после поражения в Смоленской войне?

    1) собрал новую армию для борьбы с поляками
    2) написал мемуары, в которых проанализировал собствен­ные ошибки
    3) возглавил армию Польши
    4) был признан виновным в поражении и казнён

    5. Установите соответствие между событиями и датами.

    События

    А) решение Земского собора начать войну за Смоленск
    Б) подписание Деулинского перемирия
    В) заключение «Вечного мира» с Польшей
    Г) подписание Андрусовского перемирия

    Даты

    1) 1618 г.
    2) 1632 г.
    3) 1667 г.
    4) 1686 г.

    6. Общим врагом для России и Польши в XVII в. было государ­ство, которое распространяло своё влияние на территорию Восточной Европы. Укажите это государство.

    1) Китай
    2) Османская империя
    3) Монгольская империя
    4) Япония

    7. Согласно условиям Столбовского мирного договора, Шве­ция возвращала России

    1) Новгород
    2) Ригу
    3) Дерпт
    4) Смоленск

    8. Расположите исторические события в хронологической по­следовательности.

    1) начало Тридцатилетней войны
    2) вторжение в Россию шведских войск под командованием Я. Делагарди, разорение псковских земель
    3) заключение Кардисского мирного договора
    4) подписание Столбовского мирного договора

    9. Какая страна упрочила своё положение в результате Тридцатилетней войны и получила территории на побережье Се­верного и Балтийского морей?

    1) Россия
    2) Финляндия
    3) Швеция
    4) Украина

    10. Какому событию посвящена «Повесть об Азовском осадном сидении»?

    1) передаче крепости Азов от Османской империи России
    2) захвату донскими казаками крепости Азов
    3) безуспешной попытке донских казаков войти в крепость Азов
    4) присоединению к территории России побережья Азов­ского моря

    11. В каком году был подписан Бахчисарайский мирный договор, согласно которому Османская империя признавала вхождение в состав России Левобережной Украины?

    1) 1654 г.
    2) 1666 г.
    3) 1681 г.
    4) 1696 г.

    12. Какой государственный деятель возглавил в 1687 и 1689 гг. походы против Крымского ханства?

    1) А.Л. Ордин-Нащокин
    2) А.В. Суворов
    3) Ф.М. Апраксин
    4) В.В. Голицын

    13. В каком городе был подписан первый российско-китайский договор, который установил границы между державами?

    1) Москве
    2) Хабаровске
    3) Владивостоке
    4) Нерчинске

    14. Кто из названных путешественников совершил походы на Амур в 1643-1646 гг.?

    1. Отметьте государственного деятеля, который возглавлял Посольский приказ в первой половине 1670-х гг. и занимал­ся вопросами внешней политики Российского государства.

    1) Борис Морозов
    2) Артамон Матвеев
    3) Леонтий Плещеев
    4) Ерофей Хабаров

    2. Как назывались документы, которые удостоверяли назначение лица дипломатическим представителем в другую страну?

    1) паспорта
    2) верительные грамоты
    3) удостоверения личности
    4) секретные депеши

    3. Как назывался изданный в 1672 г. справочник, который со­держал перечень титулов российских и иностранных правя­щих особ и крупных политических деятелей?

    1) Титулярный перечень
    2) Табель о рангах
    3) Царский титулярник
    4) Чиновничий титулярник

    4. Установите соответствие между событиями, связанными с отношениями России и Польши в XVII в., и датами.

    События

    А) заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой
    Б) подписание Поляновского мирного договора
    В) заключение Деулиновского перемирия
    Г) подписание Андрусовского перемирия

    Даты

    1) 1618 г.
    2) 1634 г.
    3) 1667 г.
    4) 1686 г.

    5. Кто из польских государственных деятелей заявлял свои претензии на российский престол и отказался or них только после войны с Россией?

    1) Тадеуш Костюшко
    2) король Владислав IV
    3) Юрий Мнишек
    4) король Сигизмунд III

    6. Результатом конфликтов России и Польского государства в XVII в. стало присоединение к России территории

    1) Балтийского побережья
    2) Южного Поволжья
    3) Правобережной-Украины
    4) Левобережной-Украины

    7. Отметьте одно из условий Столбовского мирного договора России со Швецией.

    1) русские купцы получили право беспошлинной торговли в Швеции
    2) русская торговля через Балтийское море должна была вестись при посредничестве шведских купцов
    3) Швеция получала в свои владения город Новгород
    4) Швеция предоставляла России территорию побережья Балтийского моря

    8. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

    1) заключение Кардисского мирного договора
    2) подписание Столбовского мирного договора
    3) начало Тридцатилетней войны
    4) начало войны со Швеций в правление Алексея Михайло­вича

    9. Русскими войсками в войне со Швецией в середине XVII в. руководил

    1) Б. Морозов
    2) Ф. Ушаков
    3) А. Суворов
    4) И. Хованский

    10. История какой битвы связана с Русско-турецкой войной 1676-1681 гг.?

    1) осада Чигирина
    2) битва под Нарвой
    3) взятие Белгорода
    4) осада Измаила

    11. Как назывался мирный договор, заключённый между Россией и Османской империей в 1681 г.?

    1) Крымский договор
    2) Нерчинский договор
    3) Бахчисарайский договор
    4) Тульский договор

    12. Государь какой страны шах Аббас I Великий выделил царю Михаилу Фёдоровичу заём в 7 тысяч рублей и подарил рос­сийскому правителю трон?

    1) Индии
    2) Персии
    3) Китая
    4) Крымского ханства

    13. В каком году был подписан Нерчинский русско-китайский договор, который устанавливал границу между двумя дер­жавами?

    1) 1654 г.
    2) 1667 г.
    3) 1681 г.
    4) 1689 г.

    14. Укажите русского путешественника, который совершил поход на Амур и исследовал земли Дальнего Востока.

    1) Е. Хабаров
    2) Н. Пржевальский
    3) А. Никитин
    4) В. Шуйский

    15. Против какого государства князь Василий Голицын возгла­вил военные походы в 1687 и 1689 гг.?


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *