- Новостройка

Реформа суда 2014

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реформа суда 2014». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Последние новости по судебной реформе 2020 года в России

Поправки нацелены на формирование самостоятельных судов. Кассационные суды представлены в количестве 9 единиц, а апелляционные – в количестве 5 инстанций. Необходимость их формирования спровоцирована нуждой в обеспечение беспристрастности, независимости в процессе изучения жалоб на акты, изданные нижестоящими инстанциями.

В ходе применения новшеств будет предотвращена ситуация, в которой проверка судебного акта производится в том же суде, в котором рассмотрение дело происходило на первом этапе.

В настоящее время функционирование судебной системы в Российской Федерации находится под регулированием Конституции (гл. 7), а также ФКЗ №1 от 31 декабря 1996 г. Также на практике используются отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Верховного суда. Например, ФКЗ 33 от 5 февраля 2014 г. и Закон №3132-1 от 26 июня 1992 г. Особого внимания заслуживают многочисленные кодексы процессуального характера.

Порядок распределения дел между различными судебными инстанциями находится под влиянием нескольких факторов:

  • суть сложившейся спорной ситуации;
  • характер сторон;
  • этап, на котором находится процесс рассмотрения дела;
  • прочие обстоятельства.

Кассационные и апелляционные суды различны по ряду параметров. Это компетенция, состав, расположение, порядок рассмотрения и т. д.

1 октября 2019 года вступили в силу поправки, направленные на реформирование судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) и судопроизводства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Так, в системе судов общей юрисдикции появилось пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд.

Кассационные суды общей юрисдикции появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове, Владивостоке, Новосибирске (кассационный военный суд – в Новосибирске), а апелляционные суды общей юрисдикции – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске (апелляционный военный суд – в городском округе Власиха Московской области).

Судебная реформа 1864. Причины. Значение (кратко)

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

В свою очередь, кассационный суд станет вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Он будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды будут иметь полномочия областных и приравненных к ним инстанций. Это даст им возможность изучения дел по жалобам на акты, которые вступили в силу, и были изданы мировыми судьями, судами районного, областного значения, апелляционными инстанциями общей юрисдикции. Именно они обретут статус вышестоящих организаций по судебному кассационному округу.

Апелляционные суды будут заниматься обжалованием жалоб на акты, изданные верховными судами республиканского, областного, городского значения. Этот пункт прописан в ст. 320 ГПК РФ. Также они будут осуществлять подробное рассмотрение административных дел, что сказано в ст. 296 КАС РФ.

Кассационные инстанции будут осуществлять регулирование в двух направлениях.

  1. Гражданский процесс. Регламент – ст. 376 ГПК РФ. Это значит, что они будут заниматься обжалованием приказов, определений и решений судов.
  2. Административный процесс. Регламент – ст. 319 КАС (Кодекса по административному судопроизводству). В рамках этого направления такие инстанции будут заниматься обжалованием приказов, определение, решений судов городского, районного, областного, республиканского значения.

В структуре апелляционных судебных инстанций будут присутствовать следующие элементы:

  • коллегия судебного характера по гражданским вопросам;
  • президиум;
  • коллегия судебного типа по административным спорам;
  • коллегиальный совет по уголовным спорам.

Состав кассационной судебной системы будет включать в себя аналогичные звенья.

Новые апелляционные суды пересматривают дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов — верховные суды республик, областные, краевые суды. В их же ведении оказались споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды стали вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

  • Судебная реформа 1864 года

    Судебная реформа 1864 года следствие кризиса российского общества. Предпосылки и подготовка судебной реформы 1984. Необходимость разделения власти. Судебная реформа 1864 года внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России.

    реферат [33,0 K], добавлен 03.11.2008

  • Судебная система в современной России

    Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов. Судебная система РФ. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд округа. Мировые судьи.

    курсовая работа [31,1 K], добавлен 11.02.2003

  • Конституционный суд РФ

    Судебная система Российской Федерации. История Конституционного суда РФ. Осуществление конституционного судопроизводства. Подсистема судов общей юрисдикции. Мировые судьи. Правовой статус Верховного Суда РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда.

    курсовая работа [57,6 K], добавлен 29.11.2008

  • Судебная реформа в современной России: слияние Верховного и Высшего арбитражного судов

    Основные причины, предпосылки упразднения одного из судов высшей инстанции – Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нормативно-правовое обоснование данного процесса. Законопроект «О поправке к Конституции «О Верховном суде России и прокуратуре».

    эссе [14,1 K], добавлен 01.06.2015

  • Судебная власть: ее развитие и становление в России

    История суда восходит ко времени Киевской Руси, где суд творился князем. Судебная реформа Екатерины II, роль суда в данной эпохе. Обустройство суда второй половины XIX века. Особенности советского судоустройства. Судебная власть в современной России.

    реферат [34,6 K], добавлен 22.01.2010

  • Высший арбитражный суд

    Судебная реформа Российской Федерации как комплекс мер судоустройства и судопроизводства. Процесс становления системы арбитражных судов в стране для разрешения экономических споров. Руководство и состав, пленум и президиум Высшего арбитражного суда.

    контрольная работа [501,7 K], добавлен 06.01.2011

  • Судебная система

    Судебная система Российской Федерации. Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ. Принципы деятельности органов судебной власти. Задачи, которые должна решать судебная система в правовом государстве. Высший арбитражный суд РФ.

    презентация [646,7 K], добавлен 23.10.2011

  • Возрожденный суд присяжных в Российской Федерации

    Становление института присяжных в дореволюционной России, судебная реформа 1864 года. Комиссия Н.В. Муравьева 1894-1900 гг. Возрождение и развитие суда присяжных в современной России. Судебная практика по уголовным делам, рассматриваемых судом присяжных.

    курсовая работа [43,8 K], добавлен 28.08.2011

  • Статус окружного суда и судей

    Применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Судебная власть и уставы. Окружные и присяжные суды. Судебная реформа 1984 года. Создание независимого судейского корпуса. Социальный статус профессии судьи.

    контрольная работа [17,1 K], добавлен 28.03.2009

  • Судебная система РФ и ее характеристика

    Соединение и разделение властей. Конституция — основа судебной власти. Конституционый Суд Российской Федерации. Высший арбитражный суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Прокуратура РФ.

    курсовая работа [14,6 K], добавлен 23.11.2003

По предварительным данным апелляционный суд будет находиться в Санкт-Петербурге, а кассационный суд расположится в Перми. Юристы предполагают, что спор так или иначе решится в сторону инициаторов этой идеи, так как коррупция будет максимально исключена.

Судебная реформа 2019 года для судов

В ходе обсуждения этой инициативы возник вопрос и о назначении судей в новообразовавшиеся суды. На работу смогут претендовать те, кто работают сейчас в областных и краевых судах. . Но предусматривается и увольнение более трех сотен государственных служащих и более сотни судей. В кассационных судах будет создано девять председательских мест, более шести сотен для судей и около сорока для председательских заместителей. В апелляционных судах откроются пять мест для судебных председателей, около ста шестидесяти мест для судей и пятнадцать для заместителей. Президиумы СОЮ будут изучать и обобщать судебную практику.

Для обычных граждан новый законопроект так же принесет как положительные, так и отрицательные моменты. Судебная реформа 2018 года позволит присутствовать на судебном заседании с помощью видеоконференции. Это очень удобно для граждан, живущих далеко от городов, где будут расположены апелляционные и кассационные суды. Это не позволит им потерять много денег и времени. Также людям будут меньше попадаться непрофессиональные юристы. Из-за огромного сокращения в судах, максимально будут исключаться некомпетентные в своем деле представители закона. Благодаря видеоконференциям и сосредоточению судов в крупных городах сроки рассмотрения дел будут значительно уменьшаться, что в очередной раз экономит время.

Однако есть и отрицательные стороны. Например, стоимость услуг адвокатов значительно повысятся. Это все опять же следует из-за увольнения сотрудников. Останутся только действительно знающие люди, которые за свою работу будут требовать соответствующую оплату. По мнению Верховного суда, все эти изменения в конечном итоге должны вывести систему правосудия Российской Федерации на новый профессиональный уровень, что отразится и на облике самой страны.

Преобразования в суде будут проводиться поэтапно, сразу же после обсуждения и принятия соответствующих законодательных документов. В случае принятия Государственной думой законопроекта, который планируется к рассмотрению на Пленуме Верховного суда РФ, будет проводиться унификация судебной ветви для рассмотрения исков общей юрисдикции по аналогии с работой арбитражных судов. Вышестоящие инстанции судов общей юрисдикции будут находиться в удалении от местных территориальных.

Апелляционные суды будут гарантированно присутствовать в Нижнем Новгороде, Томске и Санкт-Петербурге, остальные три – предположительно, в Сочи, Краснодаре, Воронеже или Иваново. Для размещения кассационных выбран более широкий список, в который вошли обе столицы, Пятигорск, Краснодар, Пермь, Калуга и Кемерово, возможно, Владивосток и Казань.

Это потребует дополнительных расходов от Судебного департамента Верховного суда, которые авторы проекта планируют привлечь из федерального бюджета. Называемая сегодня сумма расходов возросла, по сравнению с первоначальной.

Новые реалии: судебная реформа в России

Законодатель скрупулезно заменил во всех законах и кодексах слово «подведомственность» на «компетентность» или «компетенция». Таким образом, суды вскоре будут рассматривать не «подведомственные» им дела, а относящиеся к их «компетенции». Некоторые комментаторы утверждают, что такая поправка позволит избежать необоснованного прекращения производства по делам в связи с «неподведомственностью». Ну, не знаю. А что может помешать суду прекратить дело в связи с тем, что оно не относится к его компетенции? Другой вопрос, что в Кодексах появились новеллы, касающиеся связанных требований. И вот они-то, как раз, и затрудняют необоснованное «отфутболивание» заявлений и исков.

Их суть заключается в том, что если в арбитраж поступит заявление, содержащее требования, часть из которых относится к компетенции арбитражного суда, а другая – к суду общей юрисдикции и их нельзя разделить, то дело направляется в суд общей юрисдикции. Когда же эти требования можно разделить, то арбитраж примет к производству только те требования, которые входят в его компетенцию и возвратит заявление в части требований, относящихся к суду общей юрисдикции. А если в ходе процесса арбитраж выяснит, что дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции, то он вынесет Определение и отправит материалы в суд субъекта РФ для передачи в суд общей юрисдикции.

В свою очередь, если в суд общей юрисдикции поступит иск и в нём будут требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского и административного судопроизводства и их нельзя разделить, то суд обязан рассмотреть их в соответствии с ГПК РФ. В случае же, когда требования можно разделить, и при этом требования, разрешаемые в порядке административного производства подсудны этому суду, то он также должен принять их к своему производству в соответствии с КАС РФ. А если, данные требования ему неподсудны, то он возвратит заявление в их части. Ну, и наконец, когда судья в ходе подготовки дела в рамках гражданского судопроизводства вдруг выяснит, что оно должно рассматриваться по КАС РФ, то суд обязан вынести Определение о переходе к рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Эти новеллы давно ждали все юристы. Они прекращают порочную практику отказа в принятии заявлений вследствие ошибки выбора вида судопроизводства, а также ограничивают возможности судов в отказе в принятии заявления.

Теперь и в арбитражном процессе судья, единолично, рассматривающий дело, станет решать вопрос о своем отводе самостоятельно. Ранее такая норма действовала только в судах общей юрисдикции. Честно говоря, я не в восторге от этой новеллы. С одной стороны, она ускорит процесс. Однако мой опыт показывает, что судья отклонивший отвод самому себе часто теряет беспристрастность. Данная норма не повышает, а снижает качество нашего правосудия.

Законодатель решил, что выступать от имени сторон в суде отныне будут только адвокаты, а также лица с высшим юридическим образованием или даже с юридической степенью. Исключение касается арбитражных управляющих, патентных поверенных и некоторых других специалистов. Чтобы участвовать в заседании, представитель обязан предъявить суду свой диплом или документ, подтверждающий ученую степень в сфере права. На самом деле и это нововведение является спорным. Оно закрывает путь к представлению интересов многим грамотным специалистам, не имеющим юридического образования. Может лучше для начала «почистить» судейский корпус? Ведь и в нём (если верить СМИ) встречаются судьи без юридического образования.

Председательствующий в заседании (или просто судья) получил право ограничить субъекта процесса, когда он без разрешения нарушает последовательность выступлений, дважды не выполняет требования суда, допускает грубые, нецензурные выражения либо призывает к антизаконным действиям. Мне кажется, впрочем, что у суда и так было достаточно полномочий для беспрепятственного ведения процесса, даже более чем.

Новые суды и «процессуальная революция»: как прошла судебная реформа

Эти новеллы вошли в АПК и ГПК РФ. Если третьи лица способствовали разрешению дела и участвовали в споре на стороне лица, в пользу которого суд принял решение, то они могут претендовать на возмещение издержек. В свою очередь, если третье лицо не заявляло самостоятельных требований в ходе процесса, а потом обжаловало судебный акт, и вышестоящая инстанция оставила его в силе, то суд может возложить на него издержки, возникшие в результате подачи такой жалобы. Вполне логичная норма. Например, свидетели вызываются в суд, а потери им никто не компенсирует. А отклоненные жалобы третьих лиц вызывают дополнительные расходы участникам процесса. Особенно если вышестоящая инстанция располагается в другом городе.

В 1857 г. проект Д.Н. Блудова был внесен на рассмотрение Государственного Совета. Но на тот период времени полным ходом шла разработка проекта отмены крепостного права, уже работал Секретный комитет.

Вполне логично, что крестьянский вопрос должен быть решен раньше, нежели будет проведена судебная реформа. Для начала необходимо уравнять все население в правах – личных и имущественных, а потом уже создавать систему регулирования этих прав.

На начальном этапе подготовки судебной реформы проходило кратко обсуждение Государственным Советом 14-ти законопроектов, представленных Д.Н. Блудовым. Суть законопроектов:

  1. Мировые суды,
  2. Бессословность,
  3. «Устность» и гласность и пр.

21 октября 1859 г. Блудову было дано указание от императора начать разрабатывать проект устава судоустройства.

Отмена крепостного права дала решительный толчок для реализации реформы суда. Общественные настроения были следующими:

Положения реформы вселяли надежду на кардинальное изменение в судопроизводстве. Однако стоит отметить кратко, что результаты судебной реформы 1864 года не были только лишь положительными. Сложно было реализовать реформу в полном объеме в условиях абсолютной монархии, к тому же во второй половине своего правления Александр II стал постепенно отходить от преобразовательного курса.

Сословный строй, самодержавие, уровень экономического и культурного развития страны, идеология – все это препятствовало реализации преобразований в полной мере.

Для более полного понимания сути одного из главных преобразований Александра II – Судебной реформы 1864 года предлагаю ознакомиться с полезным видео.

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Суд присяжных в России с 1 июня существенно расширяет свою компетенцию — вступил в силу инициированный президентом России закон о поправках в УПК.

Он включает три основные новеллы — возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, возможность рассмотрения дел присяжными в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет (ранее они не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы), а также расширяет число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные.

В связи с распространением суда присяжных на районные и гарнизонные суды дополнительно к подсудности присяжных отнесены уголовные дела по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).

Кроме того, как пояснили ТАСС в Верховном суде, возвращена подсудность суду присяжных уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 5 ст. 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере), ч. 4 ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств организованной группой, либо в особо крупном размере, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 357 УК РФ (геноцид), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.

Эти уголовные дела будет рассматривать суд в составе судьи районного или гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей (и двух запасных).

К подсудности уголовных дел суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет. Но изменится состав этого суда — он будет состоять из судьи областного или приравненного в нему суда и коллегии из восьми присяжных заседателей (ранее — из 12 заседателей).

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

Последнее десятилетие компетенция суда присяжных в России сокращалась. В конце 2008 года из нее были исключены дела по девяти составам УК — теракт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, в конце 2010 года — уголовные дела, содержащие сведения о гостайне, и уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей.

В декабре 2015 года Владимир Путин поддержал предложение, озвученное в ходе встречи с уполномоченными по правам человека и членами Совета по правам человека, расширить роли института суда присяжных и инициировал законопроект поправок в УПК.

По оценке экспертов, число рассматриваемых с участием присяжных дел может увеличиться в 70 раз — до 15 тыс. в год. В первую очередь — за счет отнесения к компетенции присяжных дел по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). Ежегодно по ч. 1 ст. 105 выносятся приговоры в отношении 6–7 тыс. подсудимых, по ч. 4 ст. 111 — в отношении 5–6 тыс. Теперь они имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дел судами присяжных.

Для реализации права на суд присяжных в районных и гарнизонных судах было оборудовано 2,3 тыс. залов, включая совещательные комнаты и видеонаблюдение на пути к ним, чтобы обезопасить присяжных от возможного воздействия со стороны других участников процесса. Подготовку к новой форме работы прошли почти 7 тыс. судей и почти 9 тыс. работников аппаратов судов, Генеральная прокуратура организовала образовательные семинары для гособвинителей во всех федеральных округах.

Как пояснили ТАСС в Верховном суде России, «возможность подачи ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных лицами, обвиняемыми в совершении преступлений, уголовные дела по которым с 1 июня 2018 года станут подсудны этому суду, будет зависеть от того, на какой стадии будет находиться в этот момент производство по делу. До назначения уголовного дела судом к рассмотрению обвиняемые будут вправе подать такое ходатайство». УПК РФ предусматривает возможность апелляционного и кассационного обжалования решений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, с определенными ограничениями, установленными в законе.

На формирование списков кандидатов в присяжные на 2018 год из бюджета регионам были выделены субвенции в 517 млн рублей. Как сообщили ТАСС в судебном департаменте при Верховном суде РФ, необходимое число кандидатов в присяжные для работы в областных и районных судах региональным властям представляют председатели высших региональных судов. Если численность населения в муниципальных районах недостаточна, регионы вправе создать судебный округ из нескольких муниципальных образований с единым списком кандидатов для нескольких судов.

По данным судебного департамента, по информации, поступившей из регионов, включению в списки кандидатов в присяжные в 2018 году подлежат 5 млн 937,6 тыс. человек. 16 регионов попросили дополнительное финансирование на составление списков. Как ранее разъяснил Верховный суд, для формирования коллегии присяжных в областном суде подлежат вызову в суд не менее 14 кандидатов, в районном и гарнизонном суде — не менее 12 кандидатов.

Присяжными могут быть граждане, постоянно проживающие в этом районе, в возрасте старше 25 лет, не имеющие непогашенную судимость, не признанные недееспособными, не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. К работе присяжными не допускаются подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, либо имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении дела. Гражданин вправе отказаться быть присяжным в возрасте старше 65 лет, либо по состоянию здоровья, либо если он является госслужащим, военнослужащим или священнослужителем. В течение пяти лет после увольнения со службы могут отказаться выступать присяжными судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, частные детективы, сотрудники ФСБ, ФСО, СВР, МВД, ФСИН и таможни. Кандидатов в присяжные могут вызывать в суд один раз в год.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы. Кроме того, присяжному возмещаются расходы на проезд в суд и обратно и проживание в гостинице.

Подсудность – распределение уголовных дел между различными звеньями судебной системы

  • родовой (предметной) – определяется совершенным преступлением
  • территориальной – определяется по месту, где было совершено преступление
  • персональной – определяется индивидуальными признаками лица, совершившего преступление.

Еще при Николае I поднимался вопрос о необходимости модернизации судебной системы. Однако Николай I, как и в других вопросах, понимая необходимость реформ, так на них и не решился.

Замечание 1

Отмена крепостного права в $1861$ г. сделала промедление с введением реформы уже невозможным, т.к. создавалось новое общество, под которое необходимо было привести и судебную систему.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обратите внимание

Разработкой и редактированием законопроектов занялась специально созданная Государственная канцелярия, а самим текстом реформы – специальный совет, включивший ведущих общественных деятелей.

В $1862$ г. появился первый проект судебной реформы. В $1864$ г. были предоставлены новые Судебные уставы, именно они и были утверждены. После одобрения уставов их постепенно стали внедрять в практику.

Судебная реформа должна была сделать российский суд более эффективным и, самое главное, объективным. Суд разделялся на $2$ ветви – общие съезды и мировые суды. Каждая ветвь имела, соответственно, $2$ инстанции – окружные судьи и окружные съезды, мировые судьи и мировые съезды. Кроме того, общей инстанцией стал Кассационный департамент Сената.

Судебная система полностью обновилась, стала иметь четкую организацию, иерархию. Судебная власть стала самостоятельной, т.е. отделилась от административной. Следствие по суду стало самостоятельным, независимым от полицейского. Должность судьи общего суда стала пожизненной, мировые судьи выбирались на определенный срок.

Упорядочение судебной системы позволило в разы повысить качество проведения судебных процессов: дела стали просматривать быстрее, разделять их на гражданские и уголовные, да и сам судебный процесс по времени сильно сократился. Так, рассмотрение дел ограничивалось двумя инстанциями – первой и апелляционной.

Суд стал равным, гласным, что означало открытость судебного процесса и равные права у всех участников при опровержении и предоставлении доказательств. Также судопроизводство разделяло процесс на предварительное и судебное следствие, что понижало возможность совершения судебной ошибки. Следователи получили более широкие полномочия при выполнении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме принципов равноправия и гласности, суд получил еще одну особенность – состязательность процесса. Подсудимый имел право на защитника – адвоката. Для рассмотрения особо тяжких преступлений привлекался суд присяжных. Подсудимый получил право на обжалование приговора, рассмотрение его дела в Верховном или императорском суде.

Им были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках” с санкциями: кратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой сфере на них возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов. Состояли из председателя суда и членов суда.

На их суд предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.”

Присяжным заседателем могли стать лица в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными заседателями священники, профессиональные юристы, учителя, военные, наемные рабочие и прислуга.

Он учреждался при окружных судах, следователи должны были под надзором прокуратуры вести предварительное расследование преступлений на участках, которые были закреплены за ними.

Важное в реформе: она отделила предварительное следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).

Здание судебных установлений

Судебная реформа 2019 года ударит по карманам россиян

На них возлагались дела по жалобам (протестам) на приговоры окружного суда, дела о государственных и должностных преступлениях по 1-ой инстанции. Дела рассматривались при участии:

губернского и уездного предводителей дворянства; городского головы губернского города;

волостного старшины.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей. Они могли заново рассматривать уже решённое дело.

Они рассматривали жалобы и протесты на нарушение законов, просьбы о пересмотре приговоров (по вновь открывшимся обстоятельствам), вошедших в законную силу, дела о служебных преступлениях.

Через несколько лет, в 1872 г., было учреждено также особое присутствие Сената, которое рассматривало политические дела особой важности. Политические процессы 1870-х годов показали, что суд перестал служить опорой существующего в России строя.

Особенно ясно это проявилось в оправдании Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных полностью оправдал Засулич. Поэтому последовала серия законодательных актов, которая изменяла Уставы 1864 г.

Совет

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России. Они могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением порядка.
Кроме того, был создан новый институт – адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов являлся Совет присяжных поверенных.

Екатерина 2 взошла на престол в 1762 году и практически сразу обозначила одну из важнейших задач — изменить систему судов, которая сильно устарела, и не соответствовала требованиям реальности.1769 году. Это время работы Уложенной комиссии, которая подготовила закон «О судебных местах». Реформа не была проведена из-за русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Только после окончания войны правительство вновь вернулось к реформе.

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

  • В 1782 году — полицейской реформой. Создавалась Управа благочиния, осуществлявшая полицейские функции. В Управу входил полицмейстер, городничий и обер-комендант. Город делился на кварталы. За каждым закреплялся квартальный надзиратель.
  • В 1784-1786 года — коллегиальной реформой. Она ликвидировала Коллегии, связанные с финансами. Причина в том, что Губернская реформа передавала эти функции в руки местных органов власти, а финансовые Коллегии дублировали их. Было сохранено только 4 Коллегии: юстиц, военная, иностранная и адмиралтейская. Одновременно были значительно расширены функции Сената.

Законодательные итоги 2014 года

Главной задачей реформы было отделить суд от администрации. Однако идея отделения суда и сама идея разделения власти, скопированная у Запада, вообще никак не соответствовала российским условиям начала XVIII века. Идея разделения власти свойственна феодализму в условиях нарастания его кризиса под давлением буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабыми, для “освоения” сделанной им уступки в виде суда, который не зависел от администрации. В связи с этим, прогрессивная по своей сути судебная реформа, с большим трудом могла вписаться в суровые реалии российского общества.

Петром были образованы новые судебные органы:

  • сенат – высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • юстиц-коллегия – высший апелляционный суд Российской империи по уголовным и гражданским делам;
  • гофгерихты (надворные суды) – так назывались разные судебные учреждения в Российской империи;
  • нижние суды – рассматривали уголовные дела в отношении дворян, решали гражданские споры между дворянами, а также важные преступления и правонарушения среди крестьянства.

В результате судебной реформы появилось много судебных органов и лиц, которые могли осуществлять судебную деятельность – сам император, губернаторы, воеводы, все это добавило к судебной системе сумбур и неразбериху. Вместе с этим была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы наказание было основано на конкретных статьях закона, в соответствии с каждым разбираемым случаем.

Из всего вышеперечисленного видно, что судебная реформа Петра 1 не была особо удачной, так как в его судебной реформе не было никакой последовательности.

К 2021 году в Латвии прекратят существовать русские школы. Эксперт по правам нацменьшинств Франческо Палермо объяснил DW, почему это ущемляет права русскоязычного меньшинства страны. (11.04.2018)

Согласно документам, полученным международной организацией журналистов-расследователей OCCRP, за три года из России было выведено не менее 20 млрд долларов, однако реальная сумма может составлять 80 млрд долларов. Журналисты полагают, что в коррупционную схему под кодовым названием «Глобальная прачечная» было вовлечено около 500 человек, в том числе олигархи, банкиры и лица со связями в ФСБ.

Отмывание денег обычно происходило по следующей схеме: злоумышленники регистрировали за границей, к примеру, в Великобритании, две подставные фирмы, настоящие владельцы которых скрывались за цепочкой оффшоров. Обе компании существовали только на бумаге. Авторы расследования предполагают, что за обоими предприятиями в действительности стояли одни и те же лица.

Поскольку во главе российских фирм стоял гражданин Молдавии, иски должны были рассматриваться в молдавском суде. Коррумпированные судьи подтверждали наличие задолженности и выдавали предписание взыскать с гарантов требуемую сумму. По данным расследования, в схеме в общей сложности были замешаны более 20 молдавских судей. Некоторые из них сейчас находятся под следствием, а остальные уволились.

В завершение всего деньги переправлялись на счет «компании-кредитора», для открытия которого всегда выбирался латвийский банк Trasta Komercbanka. Таким образом легализованные молдавским судом средства оказывались на территории ЕС: мошенники теперь могли распоряжаться деньгами по своему усмотрению и переводить их на счета в других странах. Лицензия Trasta Komercbanka недавно была аннулирована.

Автор: Александра Елкина

ВС предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Для этого будут созданы 5 надрегиональных апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

Кассационные суды будут являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Виктор Момотов представил законопроект депутатам. Дмитрий Ламейкин поинтересовался, как ведется работа над изменениями в процессуальное законодательство. Момотов заверил, что созданы специальные рабочие группы, в которые входят судьи Верховного суда. Они работают над пакетом процессуальных законов, связанных с судоустройством. Изменения будут внесены во все процессуальные кодексы, в кратчайшие сроки Пленум ВС сможет рассмотреть и эту законодательную инициативу.

Депутаты в целом высоко оценили инициативу Верховного суда и особо оценили поддержку принципа экстерриториальности. Депутаты пришли к мнению, что над законопроектом предстоит еще много работать, но единогласно проголосовали за его принятие.

Виктор Момотов высказал «искреннюю признательность» и заверил депутатов, что принятие законопроекта повысит доверие людей к судебной системе.

Ознакомиться с текстом законопроекта № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» можно здесь.

Ни ГПК, ни АПК не содержат однозначного разъяснения, как действовать суду, если ответчик до вынесения решения устранил спорную ситуацию. Поэтому возможны следующие варианты, многие из которых прямо противоречат друг другу, хотя на практике встречаются одинаково часто:

истец отказывается от иска, и суд прекращает производство по делу (№ Ф04-2136/2018);ответчик признает иск, и суд удовлетворяет его. «При этом указывает, что решение суда не приводится в исполнение в связи с фактическим исполнением – как в делах № 33-22581/2017, № 33-5259/2017, № 33-50399/2016, № 33-47715/2017», – сообщила адвокат КА города Москвы «Барщевский и Партнеры» Елена Михалевич;стороны заключают мировое соглашение, и суд прекращает производство по делу;стороны не делают никаких заявлений, а суд отказывает истцу в иске. «Ведь у истца к этому времени уже нет права на иск в материальном смысле, т. е. на его удовлетворение», – объяснил руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Кирилл Данилов. «Чтобы исполнение должника послужило основанием для полного отказа от удовлетворения исковых требований, оно должно быть исчерпывающим. Когда заявлены требования о взыскании задолженности и неустойки и во время судебного процесса должник добровольно погашает истцу сумму основного долга, суд может отказать в удовлетворении иска в части основных требований, но не в части взыскания неустойки», – говорит юрист Saveliev, Batanov & Partners Максим Белозеров. Например, после подачи иска, но до вынесения решения ответчик оплатил сумму долга и Арбитражный суд Краснодарского края отказал истцу в удовлетворении его требований в этой части, но взыскал с него проценты (№ А32-23336/2013). Аналогичных примеров множество (№ Ф07-10510/2017, № А71-7751/2016, № 2-1283/2015, № С01-611/2017, № 07АП-283/2018, № 33-48476/2016, № Ф05-4966/13, № Ф06-18845/2017, № А40-63155/12-16-593). Однако Верховный суд по делу о страховом возмещении пришел к следующему выводу: «Отказ в иске может иметь место лишь в случае признания исковых требований незаконными или необоснованными» (№ 78-КГ14-28).

«Бывает, стороны не делают никаких заявлений, а суд прекращает производство в связи с добровольным удовлетворением требований истца. Однако такой подход является ошибочным, поскольку противоречит ст. 220 ГПК и ст. 150 АПК, в которых установлен закрытый перечень оснований для прекращения производства. Удовлетворение ответчиком исковых требований в ходе судебного процесса к таким основаниям не относится», – отметил старший юрист АБ «Андрей Городисский и Партнеры» Дмитрий Якушев. Действительно, ни гл. 17–18 АПК, ни гл. 18–19 ГПК не содержат полномочия суда по прекращению производства в случае устранения ответчиком спорной ситуации. Следовательно, суд обязан рассмотреть дело по существу.

Чтобы стать нотариусом, помимо высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы по специальности, нужно получить право на занятие нотариальной деятельностью и выиграть конкурс на замещение вакантной должности. До 1 июля 2015 года такое право подтверждалось лицензией, а потом – сведениями о сданном квалификационном экзамене и соответствующей записью в реестре. Юрист с правом занятия нотариальной деятельностью может временно исполнять обязанности нотариуса. Чтобы открыть собственную нотариальную контору, ему нужно дождаться вакансии – ведь количество нотариусов в каждом нотариальном округе строго ограничено законом и зависит от числ�� проживающих там лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *