- Новостройка

Осуществление межведомственного электронного взаимодействия в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осуществление межведомственного электронного взаимодействия в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Россияне смогут получать госуслуги по универсальной электронной карте К началу 2014 года граждане все госуслуги будут получать в электронном виде

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее — органы местного самоуправления).

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

3. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

С 2007 года Центр ИТ-исследований и экспертизы осуществляет разработку и сопровождение согласования и принятия проектов правовых актов.

С участием специалистов Центра были разработаны и приняты федеральные законы, правовые акты Правительства Российской Федерации и профильных министерств, регулирующие следующие вопросы:

  • предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • организация межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении услуг и осуществлении контрольных (надзорных) функций;
  • обеспечение кредитных организаций сведениями, необходимыми им при оказании банковских услуг.

Некоторые примеры правовых актов, в разработке которых принимал участие Центр:

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Федеральный закон от 03.11.2015 N 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 N 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационноевзаимодействие в электронном виде»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах»;
  • Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
  • Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 N 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;
  • Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 N 482 «О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2015 N 96-р «О перечне сведений, предусмотренных частью 8 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2016 N 2326-р «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления»;

Концепции, программы:

  • Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р;
  • План мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 09.06.2014 N 991-р.

Методические материалы:

Важнейшим этапом для повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных и муниципальных услуг стало принятие федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым предусмотрена возможность оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления услуг в электронной форме.

В целях оптимизации процедур направления запросов со стороны заявителей и собственно предоставления государственных и муниципальных услуг постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 устанавливаются требования к предоставлению данных услуг в электронной форме.

В качестве пилотного проекта по выработке механизмов взаимодействия между заявителями и органами государственной власти (органами местного самоуправления) Правительством РФ при участии специалистов Центра был подготовлен и принят перечень приоритетных, наиболее востребованных услуг, предоставление которых должно осуществляться в электронной форме (распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р).

В последующем специалисты Центра провели работу по оптимизации данных услуг в части уменьшения количества документов, которые необходимо запросить у заявителя, а также сокращения сроков предоставления услуг.

Центр на регулярной основе осуществляет мониторинг качества предоставления приоритетных услуг в электронной форме. На основе его результатов составляется сводный рейтинг готовности органов власти к выполнению требований постановления Правительства РФ N 236.

При проведении мониторинга выявляются не только ситуационные проблемы и недостатки предоставления услуг, но также обозначаются концептуальные проблемы в данной сфере и формулируются пути их решения. Результаты проводимого мониторинга и предложения по оптимизации механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг ежегодно направляются в Правительство РФ.

Успешный опыт оптимизации, полученный в отношении приоритетных государственных и муниципальных услуг, позволил распространить его на значительную часть других услуг, а также заложил теоретико-правовую основу для обоснования Центром и последующего нормативного закрепления механизмов предоставления ряда государственных и муниципальных услуг по упрощенной для заявителя процедуре, а именно:

  • — комплексные услуги – предоставление на основании единого заявления в электронной форме целого ряда услуг при наступлении определенного события, дающего право на получение таких услуг (рождение ребенка, регистрация брака и других). Введены Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления»;
  • — проактивные услуги – информирование заявителя (без предварительного запроса) через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) о полагающихся ему услугах на основании сведений в государственных информационных ресурсах;
  • — услуги, предоставляемые по «реестровой модели» – предоставление государственных или муниципальных услуг полностью в электронном виде, результатом является не бумажный документ, а запись в электронном реестре, бумажный носитель используется для получения выписки из этого реестра.

Полноценная реализация данных видов услуг позволит обеспечить реализацию современных социальных стандартов в сфере осуществления законных прав граждан и организаций: снизить административные барьеры, упростить прохождение соответствующего комплекса процедур, исключить необоснованные потери времени и материальные издержки.

Одним из ключевых механизмов, внедряемых в целях повышения качества государственного управления, является организация межведомственного информационного взаимодействия с участием институтов власти и организаций как субъектов частной инициативы.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 утверждено Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), право подключения к которой предоставлено органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, иным органам и организациям.

В настоящий момент с использованием СМЭВ осуществляется обмен документами (информацией):

  • при предоставлении государственных и муниципальных услуг,
  • при осуществлении функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
  • при предоставлении документов (сведений) кредитным организациям.

С самого начала функционирования СМЭВ Центром ИТ-исследований и экспертизы проводится методическая и экспертная поддержка федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, Банка России, кредитных и иных организаций при проектировании и организации межведомственного информационного взаимодействия.

1) Межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Статья 7 федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает прямой запрет требовать от заявителя при оказании государственных или муниципальных услуг предоставления документов, уже имеющихся в распоряжении государственных органов власти или органов местного самоуправления.

Необходимые документы или сведения должны быть получены от обладателей этих документов (сведений) путем межведомственного взаимодействия между соответствующими органами.

Правовыми актами Правительства РФ, в подготовке которых непосредственное участие принимали специалисты Центра, утверждены перечни документов (сведений), находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, федеральных или территориальных государственных внебюджетных фондов.

Проектирование межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг осуществляется с использованием Технологической карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), содержащей все необходимые параметры, которые требуются для направления запроса органом власти, предоставляющим услугу, и получения необходимых документов или сведений от их обладателя.

Для упрощения процедур разработки и согласования ТКМВ, используемых при предоставлении государственных услуг с использованием СМЭВ, разработана государственная информационная система «Проектирование ТКМВ», экспертное сопровождение которой осуществляется сотрудниками Центра.

2) Межведомственное информационное взаимодействие при осуществлении функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

С принятием в конце 2015 года изменений в федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен запрет требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов (информации), которые находятся в распоряжении иных органов или подведомственных им организаций и которые включены в перечень, определенный Правительством РФ.

Таким образом, закон обусловил необходимость перехода к межведомственному информационному взаимодействию при осуществлении контрольно-надзорных функций.

Перечень документов (информации), запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р. Центр ИТ-исследований и экспертизы проводит экспертизу поступающих предложений контрольных органов по возможному включению новых документов в указанный перечень.

В рамках предоставления методической и консультационной поддержки федеральных и региональных органов исполнительной власти Центром разработаны методические материалы для проектирования межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Организация обмена информацией требует проектирования Технологической карты межведомственного взаимодействия осуществления контроля (надзора) (ТКМВ) между потребителем и поставщиком документов (информации), экспертиза которых также осуществляется специалистами Центра.

3) Межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении документов (сведений) кредитным организациям

Реализация государственной политики по планомерному переходу к информационному обществу с неизбежностью требует решения вопросов интеграции негосударственного сектора экономики в систему межведомственного взаимодействия, в частности, российских кредитных организаций как ключевого элемента финансовой инфраструктуры.

p>

Однако, если при получении государственных и муниципальных услуг заявители освобождены от необходимости предоставлять документы, которые уже находятся в органах управления, многие банковские услуги требуют обязательного предоставления различного рода сведений со стороны клиента, в том числе д��я его упрощенной идентификации.

Вместе с тем, концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р, указывает на необходимость участия в межведомственном информационном взаимодействии также кредитных организаций.

Законодательная база Российской Федерации

«РГ» публикует закон о контроле за выдачей электронной подписи

Принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением пункта 14 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 14 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2021 года.

3. Положения статей 171 — 176 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» не применяются в части, не связанной с применением доверенностей, до 1 января 2022 года.

4. Квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона удостоверяющими центрами, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 1 января 2022 года.

5. Аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действует до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 года.

6. Государственные органы, осуществляющие функции удостоверяющих центров, за исключением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вправе получить аккредитацию удостоверяющего центра в течение двух лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. При этом на указанные государственные органы не распространяются требования, установленные пунктами 1 и 2 части 3 статьи 16 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в редакции настоящего Федерального закона). К сроку аккредитации таких удостоверяющих центров применяются положения части 5 настоящей статьи.

Президент Российской Федерации В. Путин

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о реформе системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Цель реформы – повысить эффективность работы госорганов и качество электронных услуг. Постановление от 4 сентября 2020 г. №1347 опубликовано на сайте Правительства.

СМЭВ – это корневая система электронного правительства, созданная для взаимодействия чиновников федеральных, региональных и муниципальных органов при предоставлении госуслуг. Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

Нынешняя реформа предполагает несколько изменений.

Во-первых, региональные министерства и ведомства, органы местного самоуправления, а также организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, которые находятся на территории одного субъекта, смогут взаимодействовать между собой через СМЭВ напрямую, а не только с использованием региональных систем межведомственного взаимодействия.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», от 08.06.2011 N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010 N 190 «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».


1.2. Настоящее Положение определяет порядок создания и функционирования региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области и применяется органами исполнительной власти Ростовской области и подведомственными им государственными организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными подразделениями государственных внебюджетных фондов, расположенными на территории Ростовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и подведомственными им муниципальными организациями, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — участники информационного обмена) при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием региональной СМЭВ.


2.1. Региональная СМЭВ — региональная информационная система Ростовской области, включающая программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем участников информационного обмена, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информационные базы данных, в том числе содержащая:

сведения об используемых участниками информационного обмена программных средствах, обеспечивающих возможность доступа через региональную СМЭВ к их информационным системам;

сведения об истории движения в региональной СМЭВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, размещаемых в региональной государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области» (далее — региональный портал государственных и муниципальных услуг).

2.2. Участники информационного обмена, осуществляемого с использованием региональной СМЭВ:

органы исполнительной власти Ростовской области, осуществляющие предоставление государственных услуг с использованием информационных систем Ростовской области, содержащих сведения, необходимые при предоставлении государственных услуг, операторами которых они являются;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные подразделения государственных внебюджетных фондов, расположенные на территории Ростовской области, осуществляющие предоставление государственных услуг с использованием информационных систем Российской Федерации, содержащих сведения, необходимые при предоставлении государственных услуг, операторами которых они являются;

органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, предоставляющие муниципальные услуги с использованием муниципальных информационных систем, содержащих сведения, необходимые при предоставлении государственных услуг, операторами которых они являются;

многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационных систем, операторами которых они являются;

государственные и муниципальные организации, подведомственные органам государственной власти и органам местного самоуправления, расположенные на территории Ростовской области, которые участвуют в предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием информационных систем, содержащих сведения, необходимые при предоставлении государственных услуг, операторами которых они являются.

2.3. Оператор региональной СМЭВ — министерство информационных технологий и связи Ростовской области, осуществляющее техническую эксплуатацию региональной СМЭВ, в том числе защиту информации, содержащейся в региональной СМЭВ.

2.4. Система исполнения регламентов (далее — СИР) — информационная система, обеспечивающая формализацию, ведение и исполнение электронных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающая оперативное планирование, контроль загрузки и назначения исполнителей работ, формирование отчетности по проводимым работам.


3.1. Основными функциями региональной СМЭВ являются:

обеспечение передачи запросов, документов и сведений от заявителей, необходимых для получения ими государственных и муниципальных услуг через региональный портал государственных и муниципальных услуг, в информационные системы участников информационного обмена, подключенные к региональной СМЭВ или СИР;

обеспечение обмена электронными сообщениями между участниками информационного обмена региональной СМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

обеспечение передачи на региональный портал государственных и муниципальных услуг запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах участников информационного обмена региональной СМЭВ или посредством СИР, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг и результатах их предоставления.

3.2. Региональная СМЭВ обеспечивает:

доступ к электронным сервисам информационных систем участников информационного обмена, подключенных к региональной СМЭВ;

получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках межведомственного электронного взаимодействия участников информационного обмена региональной СМЭВ с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

защиту информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в региональную СМЭВ до момента передачи ее в информационную систему, подключенную к региональной СМЭВ;

хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем участников информационного обмена региональной СМЭВ, и мониторинг работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр;

передачу информации в СИР в случае отсутствия информационных систем у участника информационного обмена.

3.3. Оператор региональной СМЭВ осуществляет:


1.1. Региональная СМЭВ — региональная система межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области.


1.2. Участники информационного обмена — органы исполнительной власти Ростовской области и подведомственные им государственные организации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные подразделения государственных внебюджетных фондов, расположенные на территории Ростовской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и подведомственные им муниципальные организации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.


1.3. Оператор региональной СМЭВ — министерство информационных технологий и связи области.


1.4. Технические требования — технические требования к взаимодействию информационных систем в региональной СМЭВ, разрабатываемые министерством информационных технологий и связи области.


1.5. СИР — система исполнения регламентов.


1.6. Веб-сервис — программная система, идентифицируемая строкой Universal Resource Identifier (URI), чьи публичные интерфейсы и привязки определены и описаны посредством eXtensible Markup Language (XML). Описание этой программной системы может быть найдено другими программными системами, которые могут взаимодействовать с ней согласно этому описанию посредством сообщений, основанных на XML и передаваемых с помощью интернет-протоколов.


1.7. СИА — система идентификации и аутентификации.


2.1. Регламент подключения информационных систем участников информационного обмена к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области (далее — Регламент) определяет последовательность действий и процедур по подключению информационных систем участников информационного обмена к региональной СМЭВ.


2.2. Региональная СМЭВ является функциональным элементом инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающим межведомственное электронное взаимодействие участников информационного обмена в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.


В настоящем Регламенте использованы термины, нормы, требования и рекомендации, установленные:

Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;

приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010 N 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».


4.1. Процедура подключения информационных систем участников информационного обмена к региональной СМЭВ включает последовательность действий, указанных в общей схеме проведения технической экспертизы информационной системы участника информационного обмена (приложение к Регламенту).

4.2. Участник информационного обмена на основании заключенного соглашения о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме направляет оператору региональной СМЭВ заявку на подключение информационной системы участника информационного обмена к региональной СМЭВ за 20 рабочих дней до планируемого срока начала взаимодействия.

4.3. Перед подключением информационной системы участника информационного обмена к региональной СМЭВ проводится техническая экспертиза информационной системы участника информационного обмена на соответствие техническим требованиям.

4.4. На подготовительном этапе работ:

4.4.1. Участник информационного обмена в срок, не превышающий 2 рабочих дней, подает заявку оператору региональной СМЭВ на подключение информационной системы к региональной СМЭВ с приложением технической и эксплуатационной документации, а также спецификации тестового стенда.

4.4.2. Оператор региональной СМЭВ в срок, не превышающий 3 рабочих дней, направляет участнику информационного обмена согласованный план мероприятий (при необходимости с коррективами по срокам, не превышающим предусмотренных в настоящем разделе).

4.5. На этапе развертывания тестового стенда:

4.5.1. Участник информационного обмена в течение 4 рабочих дней подготавливает стенд информационной системы для проведения экспертизы:

выделение вычислительных мощностей;

установка на тестовом стенде информационной системы.

4.5.2. Участник информационного обмена в течение 4 рабочих дней предоставляет административный удаленный доступ к тестовому стенду информационной системы (к компонентам информационной системы) оператору региональной СМЭВ для проведения экспертизы.

4.6. На этапе проведения технической экспертизы:

Что такое межведомственное взаимодействие?

В 2015 году администрация города Гуково Ростовской области объявила благодарность компании «Интернет-Фрегат» за успешную реализацию проекта по внедрению Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) на базе Docsvision 5. В рамках контракта отдел архитектуры подключен к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В 2015 году компанией «Интернет-Фрегат» был реализован проект по внедрению в Администрации г. Гуково решения «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (Фарватер-ИСОГД)» на базе Docsvision 5.3. Отдел архитектуры, перспективного планирования и развития города Гуково выразил благодарность разработчикам компании «Интернет-Фрегат» за оперативное и качественное проведение работ. Система обеспечивает автоматизированное ведение ИСОГД в виде, определенном действующим законодательством, а также комплексную автоматизацию технологических процессов отдела.

Отдел архитектуры, согласно нормативным актам:

1) Федеральный закон РФ №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 24 декабря 2004 г. ст. 3

2) Положения Главы 7 Градостроительного Кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. ст.ст. 56, 57

3) Постановление Правительства РФ от 09.09.2006 г. №363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»

4) Положения Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

5) Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №601

6) Письмо-распоряжение Губернатора Ростовской области №1/73 от 21.02.2012 г.

должен иметь и вести информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Программное обеспечение ИСОГД позволило автоматизировать ведение ИСОГД и повысить эффективность работы отдела архитектуры благодаря использованию следующих возможностей:

• ведение разделов и книг ИСОГД, утвержденных Постановлением Правительства РФ №363 от 09.06.2006;

• учет объектов и субъектов градостроительной деятельности (ГД), регистрация входящих и исходящих документов, ведение адресного реестра, учет картографических материалов;

• оперативный доступ к информации, необходимой для градостроительной деятельности;

• электронный документооборот и автоматизация технологических процессов;

• ввод и обработка картографической информации средствами геоинформационной системы;

• автоматизированная подготовка градостроительных документов и выдача разрешительной документации в соответствии с регламентами;

• автоматизированное составление отчетов, включающих в себя наряду с учетными данными различные картографические материалы.

ИСОГД решает следующие основные задачи:

• хранение информации ИСОГД в единой базе данных сервера и в папках с доступом согласно ролям, управление правами пользователей на доступ;

• ведение справочников и классификаторов;

• ведение реестров объектов и субъектов ГД, установление отношений;

• ведение реестра документов, управление структурой папок и списком категорий для хранения и представления документов, хранение и отображение электронных образов документов, в том числе интерактивно связанных с картами;

• управление связями между документами, объектами и субъектами ГД;

• поиск и отображение учетных данных;

В рамках работ было настроено взаимодействие с другими системами по каналам СМЭВ, в т.ч. с системой межведомственного электронного взаимодействия Федеральной службы Росреестра. Отдел архитектуры подключен к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), что позволяет выполнить требования Федерального закона №210-ФЗ при предоставлении государственных услуг и указа президента 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В рамках работ настроено взаимодействие по каналам СМЭВ с системой межведомственного электронного взаимодействия Федеральной службы Росреестра.

«Интернет-Фрегат» — лидер по количеству внедренных ИСОГД в Ростовской области. В 2015 году компания также внедрила решение «Фарватер-ИСОГД» на базе Docsvision в Администрациях Азова и Аксайского района Ростовской области. Первая версия решения была разработана компанией в 2008 году и внедрена в Департаменте архитектуры и градостроительства города Ростов-на-Дону. ИСОГД предназначена для систематизированного ведения реестров градостроительной документации, для оперативного предоставления информации заинтересованным лицам (инвесторам, застройщикам и структурным подразделениям Администрации). Система ускоряет процесс реализации муниципальной программы предоставления услуг в электронном виде, сокращает сроки подготовки документов для оформления прав на объекты недвижимости.

Важная особенность решения «Фарватер-ИСОГД» — наличие инструмента для работы с интерактивными картами муниципального образования. В Фарватер-ИСОГД встроен картографический сервер, который позволяет работать с картой всем пользователям ИСОГД, не приобретая для этого дополнительных лицензий на ГИС-программы. В базовый набор карт входит, в том числе, и публичная кадастровая карта, предоставляемая Росреестром.

«Фарватер-ИСОГД» полностью соответствует положениям, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», определяющим требования к составу информационных ресурсов ИСОГД и обеспечивает её автоматическое ведение в соответствии с нормативной документацией. Решение «Фарватер-ИСОГД» не содержит импортных компонент и полностью удовлетворяет политике импортозамещения, что является немаловажным для ИТ-решений в государственном секторе.

20. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрено.

21. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является решение организатора конкурса или аукциона об отмене проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами, принятое в соответствии с пунктом 53 Административного регламента, до даты итогового заседания конкурсной или аукционной комиссии.

22. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению конкурса или аукциона в сроки, установленные порядком и условиями проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами, Роснедрами или его территориальным органом принимается решение о переносе срока проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами или отдельных этапов конкурса, аукциона.

К таким обстоятельствам относятся:

отсутствие кворума для заседания конкурсной или аукционной комиссии, о котором стало известно до даты проведения итогового заседания конкурсной комиссии или до даты проведения аукциона;

возникновение обстоятельств непреодолимой силы;

внесение изменений в порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами;

принятие судом обеспечительных мер, препятствующих проведению конкурса или аукциона.

23. При предоставлении государственной услуги оказание иных услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, не требуется.

24. В соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации «О недрах» с заявителя взимается сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования недрами (который является одним из условий регистрации заявки) в соответствии с порядком определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № 507 (зарегистрирован Минюстом России 07.02.2014, регистрационный № 31256).

25. Сбор за участие в конкурсе или аукционе перечисляется заявителями по реквизитам, указанным в порядке и условиях проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами, размещенным на официальном сайте.

26. Сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования недрами независимо от результатов проведения конкурса или аукциона заявителям не возвращается, за исключением случаев отказа в приеме заявки, отмены проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами, а также случаев признания судом по иску заинтересованного лица недействительным конкурса или аукциона, проведенного с нарушением установленных правил.

Межведомственное электронное взаимодействие

27. При предоставлении государственной услуги оказание иных услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, не осуществляется, плата за предоставление указанных услуг не взимается.

28. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявки заявителем (его уполномоченным представителем) не должен превышать 15 минут.

Информация о результате предоставления государственной услуги доводится до сведения заявителей с помощью средств телефонной связи, факсимильной связи или электронной почты не позднее дня, следующего за днем принятия решения об утверждении результатов конкурса или аукциона на право пользования недрами, в связи с чем ожидание заявителями в очереди при получении результата предоставления государственной услуги не требуется.

29. Заявка, представленная в Роснедра или его территориальный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением, подлежит обязательной регистрации в день поступления.

Заявка регистрируется в ведомственной системе электронного документооборота с присвоением заявке входящего номера и указанием даты ее получения уполномоченным органом.

30. Места предоставления государственной услуги должны быть оборудованы системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

31. Для ожидания заявителями приема, заполнения необходимых для получения государственной услуги документов отводятся места, оборудованные стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов с наличием писчей бумаги, канцелярских принадлежностей, бланков документов.

Места получения информации о предоставлении государственной услуги оборудуются информационными стендами.

32. Помещение должно быть оборудовано в соответствии с санитарными правилами и нормами.

33. В целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту предоставления государственной услуги им обеспечиваются:

условия для беспрепятственного доступа к помещению, где предоставляется государственная услуга, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены помещения, где предоставляется государственная услуга, а также входа на такую территорию и выхода из нее, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи в помещении, где предоставляется государственная услуга;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к помещениям, где предоставляется государственная услуга, с учетом ограничений жизнедеятельности;

дублирование необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск собаки-проводника на объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые установлены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» (зарегистрирован Минюстом России 21.07.2015, регистрационный № 38115).

В случае невозможности полностью приспособить помещение с учетом потребности инвалида ему обеспечивается доступ к месту предоставления государственной услуги либо, когда это возможно, ее предоставление по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

34. В Роснедрах и его территориальных органах, их обособленных подразделениях организуются помещения для проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами «зального» типа. При отсутствии такой возможности проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами может быть перенесено в иное помещение, местонахождение и точный адрес которого указывается в порядке и условиях проведения конкурса или аукциона и объявлении о проведении конкурса или аукциона на право пользования недрами.

35. Помещение для проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами должно быть оборудовано стульями и столами для всех участников конкурса или аукциона на право пользования недрами и членов конкурсной и аукционной комиссии.

36. В помещении для проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами должны быть представлены информационные материалы по конкретному участку недр, по которому проводится конкурс или аукцион на право пользования недрами, в том числе выписка из баланса полезных ископаемых по конкретному участку недр, план расположения участка недр с указанием координат.

37. Показателями доступности предоставления государственной услуги являются:

полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме;

наглядность форм размещаемой информации о порядке предоставления государственной услуги;

соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги;

количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность;

представление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

38. Качество предоставления государственной услуги характеризуется: отсутствием очередей при приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

отсутствием обоснованных жалоб на действия (бездействие) должностных лиц Роснедр и его территориальных органов на некорректное, невнимательное отношение должностных лиц Роснедр и его территориальных органов к заявителям;

достоверностью предоставляемой заявителям информации о сроках, порядке предоставления государственной услуги, документах, необходимых для ее предоставления;

отсутствием нарушений сроков в процессе предоставления государственной услуги.

Основными показателями доступности и качества государственной услуги являются количество жалоб от заявителей о нарушениях сроков предоставления государственной услуги, предусмотренных Административным регламентом, а также количество судебных исков по обжалованию решений Роснедр или его территориальных органов, принимаемых при предоставлении государственной услуги.

39. Взаимодействие заявителя с должностными лицами Роснедр или его территориальных органов осуществляется при личном приеме граждан в соответствии с графиком приема граждан Роснедрами или его территориальными органами.

40. Взаимодействие заявителя с должностными лицами Роснедр или его территориальных органов осуществляется при личном обращении заявителя для подачи документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

41. Продолжительность взаимодействия заявителя с должностными лицами Роснедр, его территориального органа при предоставлении государственной услуги не должна превышать 20 минут по каждому из указанных видов взаимодействия.

42. По истечении 4 часов общего времени непрерывного осуществления административной процедуры проведения аукциона на право пользования недрами допускается установление технического перерыва продолжительностью не более 24 часов.

43. В электронной форме заявителю обеспечивается:

получение информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги;

подача жалобы на решения и (или) действия (бездействие) Роснедр, его территориальных органов и (или) их должностных лиц, федеральных государственных служащих.

44. Не предусмотрено предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Предоставление государственной услуги по экстерриториальному принципу не осуществляется.

Федеральная служба судебных приставов, именуемая в дальнейшем ФССП России, в лице директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации Артура Олеговича Парфенчикова, действующего на основании Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», с одной стороны, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, именуемая в дальнейшем Росреестр, в лице руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Игоря Владимировича Васильева, действующего на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 467-р «О руководителе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

I. Общие положения

1.1. Соглашение определяет общие принципы взаимодействия ФССП России и Росреестра по вопросам, входящим в компетенцию Сторон.

1.2. Правовыми основами для взаимодействия Сторон являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», нормативные правовые акты Минэкономразвития России, определяющие порядок предоставления сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и иные нормативные правовые акты.

1.3. Основными целями взаимодействия Сторон являются:

повышение эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в том числе постановлений о назначении административного наказания, вынесенных должностными лицами Росреестра либо судами на основании протоколов, составленных должностными лицами Росреестра;

обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

формирование и проведение единой информационной политики в установленных сферах деятельности.

1.4. Взаимодействие Сторон происходит в форме обмена информацией и информационно-справочными материалами по вопросам, входящим в их компетенцию, а также посредством исполнения Сторонами государственных функций и оказания Росреестром государственных услуг с целью выполнения возложенных на Стороны задач.

ФССП России осуществляет межведомственную координацию взаимодействия ФССП России и Росреестра в части, касающейся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Взаимодействие пресс-служб ФССП России и Росреестра может осуществляться в форме выпуска совместных пресс-релизов и в иных формах сотрудничества.

1.5. Должностные лица ФССП России обеспечивают направление в Росреестр информации о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов нарушениях действующего законодательства, рассмотрение которой относится к компетенции Росреестра, в том числе по вопросам соблюдения установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, соблюдения действующего законодательства саморегулируемыми организациями оценщиков, арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

1.6. Для достижения целей Соглашения Стороны проводят, по мере необходимости, совместные мероприятия (рабочие встречи, совещания, семинары и др.) по вопросам, представляющим взаимный интерес.

II. Взаимодействие в части исполнения запросов

судебных приставов-исполнителей о предоставлении информации

о зарегистрированных правах на недвижимое имущество

и сделок с ним

2.1. Запросы судебных пристав-исполнителей направляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ), путем использования официального сайта Росреестра, в том числе посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Личные обращения и почтовые отправления допускаются только в случае отсутствия доступа к сервисам Росреестра в СМЭВ либо нефункционирования каналов передачи данных в отделе судебных приставов более одних суток.

DOI: 10.17805/ggz.2018.3.9

О некоторых вопросах межведомственного электронного взаимодействия

М. В. Колесов

Университет прокуратуры Российской Федерации, г. Москва

В статье рассматривается один из возможных способов оптимизации деятельности правоохранительных органов на примере повышения качества и скорости взаимодействия различных государственных органов, вопросы оптимизации существующего документооборота. Предлагаемые нововведения являются возможными при осуществлении цифровой трансформации органов прокуратуры, отвечают самым современным тенденциям и требованиям.

Необходимость внедрения новых технологий, быстрого и безопасного обмена служебной информацией на уровне взаимодействующих электронных баз, ведомственных компьютерных программ и автоматизированных рабочих мест является определяющим критерием дальнейшего развития и совершенствования правоохранительных органов в рамках намеченной на ближайшее время электронной цифровой трансформации их деятельности. Также приведенные рекомендации способствуют снижению расходования бюджетных средств при функционировании государственных органов в условиях современного уровня информационной загруженности и потенциальной опасности осуществления кибератак на серверы и официальные электронные цифровые ресурсы государственных, в том числе правоохранительных, органов. Помимо прочего, рассматривается необходимость воспитательной работы в органах прокуратуры.

Ключевые слова: оптимизация; правоохранительные органы; функционирование правоохранительных органов; государство; государственные органы; прокуратура; межведомственное взаимодействие; безопасность; обмен информацией; электронный документооборот

On Some Issues of Interagency Electronic Interaction

M. V. Kolesov

University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation, Moscow

The article considers one of the possible ways to optimize the activity of law enforcement bodies by the example of improving the quality and speed of interaction between various state bodies, and issues of optimizing the existing workflow.

The proposed innovations are possible in the course of digital transformation of the prosecution authorities, they meet the most modern trends and requirements.

The need to introduce new technologies, a rapid and secure exchange of service information at the level of interacting electronic databases, departmental computer programs and automated workplaces is the defining criterion for the further development and improvement of law enforcement bodies within the framework of the electronic digital transformation planned for the near future. Also, these recommendations help to reduce the expenditure of budget funds in the process of functioning of state bodies under conditions of the current level of information load and the potential danger of cyber attacks on servers and official electronic digital resources of the state, including law enforcement, agencies. Among other things, the author examines the need for educational work in the prosecution bodies.

Keywords: optimization; law enforcement agencies; functioning of law enforcement agencies; state; state bodies; prosecutor’s office; interdepartmental interaction; security; information exchange; electronic document management

ВВЕДЕНИЕ

В условиях все возрастающей нагрузки на органы прокуратуры Российской Федерации, наличия широкого круга задач, стоящих перед ними, грамотная и четкая организация работы является залогом успешного функционирования всей прокурорской системы. Как справедливо указывает Е. Р. Ергашев, организация работы в прокуратуре — «это устойчивая система действий, основанная на иерархии рангов и разделении труда для достижения общих целей и задач, стоящих перед данными органами» (Ергашев, 2013: 10). На оптимизацию функционирования ссылается в своем определении организации работы в органах прокуратуры Ф. М. Кобзарев: «Организация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры» (Винокуров и др., 2005: 76-77).

В Большом энциклопедическом словаре можно найти следующие определения термина «оптимизация»: «1. процесс выбора наилучшего варианта из возможных. 2. Процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние» (Большой энциклопедический словарь, 1993: 936).

В настоящее время, по нашему мнению, одним из самых значимых факторов, влияющих на загруженность органов прокуратуры, является большой объем поступающей информации в виде жалоб, обращений о нарушении законности, различных запросов и ряда других документов, что в свою оче-

редь влияет на необходимость получения еще большего объема информации, необходимой для проверки указанных сообщений.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

3. К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

1. Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;

3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

4) развитие систем централизованного теплоснабжения;

5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;

8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения;

9) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

2. Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.

Межведомственное взаимодействие

1. Под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее в настоящей статье — обязательные требования), а также правилами по охране труда, и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.

2. В отношении источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, федеральный государственный энергетический надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

3. В отношении объектов теплоснабжения, являющихся опасными производственными объектами, плановые проверки соблюдения требований безопасности в сфере теплоснабжения проводятся при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

4. Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

1. Антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. В сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе которые совершаются путем:

1) необоснованного отказа от заключения договоров теплоснабжения, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договоров на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

2) создания дискриминационных или более благоприятных условий для деятельности отдельных теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций;

3) создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения.

3. Объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в том числе являются:

1) цены;

2) распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

3) соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

4. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

5. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.

6. В случае неоднократного нарушения единой теплоснабжающей организацией антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе путем нарушений при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, на основании решения антимонопольного органа органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, принимается решение о принудительном лишении статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение в сфере теплоснабжения, обязаны:

1) обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

2) предоставлять должностным лицам антимонопольного органа беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся:

1) реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

2) утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода);

3) утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода);

4) утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

5) утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления;

6) определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

7) составление топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации;

7.1) осуществление мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек;

7.2) осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;

7.3) осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, которые утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), в том числе за достижением этими организациями плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в результате реализации мероприятий таких программ;

7.4) определение плановых и фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;

7.5) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городов федерального значения, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

8) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) реализация предусмотренных частями 5 — 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;

6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;

7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;

9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;

9.1) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

2. Полномочия органов местного самоуправления городов федерального значения по организации теплоснабжения на внутригородских территориях определяются законами указанных субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городских хозяйств с учетом положений настоящего Федерального закона.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Технологическая карта межведомственного взаимодействия

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Администрация городского округа город ВОРОНЕЖ

Категория заявителей, которым предоставляется

  • Представители
  • Юридические лица
  • Физические лица

Срок предоставления (в том числе с учетом необходимости обращения в органы, учреждения и организации, участвующие в предоставлении ) и срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления

19 раб. дн.

  • принятие решения о предоставлении разрешения на осуществление земляных работ либо об отказе в предоставлении разрешения

  • прием и регистрация заявления на предоставление разрешения на осуществление земляных работ и прилагаемых к нему документов

  • рассмотрение представленных документов на предмет соответствия предъявляемым требованиям

  • предоставление заявителю разрешения на осуществление земляных работ (в случае проведения плановых или аварийных земляных работ) или выдача (направление) уведомления об отказе в предоставлении разрешения на осуществление земляных работ (в случае проведения плановых земляных работ)

  • Федеральные законы

    1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    2. Статьи 185.3, 185.6 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    3. Статьи 15.21, 15.30, 15.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Формирование и согласование ТКМВ

    1. Приказ ФСФР России от 28.02.2012 № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 — 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    1. Инструкция Банка России «О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224 ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных актов».

    2. Приказ ФСФР РФ от 02.11.2011 № 11-57/пз-н «Об утверждении формы письменного требования (запроса) о представлении документов, объяснений, информации, которые указаны в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к кредитным организациям».

    3. Указание Банка России от 22.05.2013 № 3003-У «О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов имеющими доступ к инсайдерской информации Банка России работниками Банка России и членами Национального банковского совета».

    1. Приказ ФСФР России от 19.05.2011 № 11-21/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг».

    2. Приказ ФСФР России от 30.08.2011 № 11-38/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены низколиквидных ценных бумаг».

    3. Приказ ФСФР России от 08.11.2011 № 11-59/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены биржевых товаров».

    4. Приказ ФСФР России от 28.12.2011 № 11-71/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг».

    5. Приказ ФСФР России от 28.12.2011 № 11-70/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения объема торгов ликвидными и низколиквидными ценными бумагами».

    6. Приказ ФСФР России от 12.07.2012 № 12-61/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту».

    7. Приказ ФСФР России от 24.05.2011 № 11-22/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по утверждению органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации».

    Основы законодательства в данной сфере заложены Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон).

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Федерального закона.

    Согласно статье 6 Федерального закона запрещается использование инсайдерской информации:

    1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

    2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

    3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

    27.01.2011, Москва 09:12:21 В России сегодня вступает в силу федеральный закон N224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон направлен на закрепление системы мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, усиление защиты прав и законных интересов инвесторов.

    Документ вводит перечень инсайдеров, механизмы контроля за использованием инсайдерской информации, устанавливает требования к раскрытию инсайдерской информации, права и обязанности эмитентов и организаторов торговли, в том числе эмитенты обязываются вести списки инсайдеров. Закон уточняет требования к внутреннему контролю участников финансового рынка и нормам работы сотрудников регулирующих органов.

    Закон определяет функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР) в области проведения соответствующих проверок, привлечения к ответственности за нарушение требований закона; взаимодействия с правоохранительными органами при выявлении и расследовании фактов недобросовестной деятельности; доступа к информации по банковским счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний.

    Также устанавливаются меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком: ограничения на использование, последствия использования инсайдерской информации и манипулирования рынком; порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации, а также обязанность уведомления инсайдерами о совершенных ими операциях федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.

    В Уголовный кодекс РФ вводится ст.185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации», предусматривающая ответственность в виде штрафа от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет либо лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом в размере до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) будет определять исчерпывающий перечень инсайдерской информации. Установлен список потенциальных инсайдеров. Ими признаются руководство Центрального банка РФ, члены Национального банковского совета, руководство всех государственных служб и ведомств. Предусматривается административная и уголовная ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации.

    Закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственности, если оно не знало, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — ложными.

    Предполагается, что, если банк нарушил законодательство при работе на фондовом рынке, ФСФР имеет право отозвать у него лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг, а после этого ЦБ РФ должен отозвать у банка лицензию на банковскую деятельность.

    Согласно поправкам, сотрудники СМИ не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.

    Закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования (27.06.2010). При этом нормы об административной ответственности будут применяться по истечении 1 года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности — через 3 года после опубликования закона. Отзыв банковской лицензии у банка, нарушившего закон об инсайде, будет введен через 3 года.

    Несмотря на принятие закона, у участников рынка до сих пор есть серьезные разногласия по многим положениям документа. Так, ЦБ РФ не устраивает обязанность раскрывать имеющуюся у него инсайдерскую информацию в общем порядке, а также право ФСФР влиять на отзыв банковских лицензий и проверять ЦБ РФ на предмет соблюдения им закона об инсайде и манипулировании.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *