- Оспорить ДТП

Закон о защите прав ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите прав ребенка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Законодательная база Российской Федерации

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Защита прав несовершеннолетних детей

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»» был принят членами Государственной Думы 18 ноября 2011 года. Настоящие изменения были одобрены Советом Федерации 25 ноября того же года. Больше всех изменений в ФЗ о детях претерпели статьи 13 и 16.

Статья 13

Согласно первому пункту, защиту законных интересов ребенка при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивают федеральная служба исполнительного правления, а также служба исполнительного правления субъектов РФ. Пункт 6 ст 14 утратил свою правовую силу.

Пункт 7 изложить в следующей редакции: «Изменение формы собственности имущества, относящаяся к субъектам общественной инфраструктуры для детей и является общегосударственной и муниципальной собственностью, которая должна исполняться в установленном законом порядке».

Статья 16

Дополнить пункт 2 следующим текстом: «В соответствии с настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами, субъекты РФ могут создавать должность уполномоченного лица».

Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.

В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.

Любое нарушение законодательства в отношении граждан до 18 лет имеет исключительный и особый характер. Это связано с полноценной защитой данной социальной категории.

Обращаться необходимо в любой компетентный орган, в частности в суд, полицию, орган опеки и попечительства. Сделать это может любой законный представитель, а также лицо, которое увидело сам факт нарушения, то есть это может быть любой родственник или сотрудник опеки.

Если интересы ребенка нарушаются родителями, то их могут, как ограничить в правах, так и лишить их. Дополнительно имеются различные формы ответственности.

О защите прав ребенка (с изменениями на 30 июня 2020 года)

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 93-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 472-ФЗ «О внесении изменений в статью 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Рекомендации Роскомнадзора по применению федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Федеральный закон об изменениях в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;

2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;

3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

4) рекламы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


1. Органы государственной власти области, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в сфере защиты прав и законных интересов ребенка.


2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий по реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.


3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.


(часть 3 в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


4. Ребенок в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.


5. Должностные лица организаций и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.


(введена Законом Тульской области от 12.07.2018 N 53-ЗТО)


Информация о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.


Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».


1. Органы исполнительной власти области при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, установленные Правительством Российской Федерации.


2. Принятие органом исполнительной власти области или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью области и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, находящихся в ведении области, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.


(часть 2 в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


3. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, находящихся в ведении области, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются правительством области.


(часть 3 в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


4. Утратила силу. — Закон Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО.


5. Государственные образовательные организации, находящиеся в ведении области, и муниципальные образовательные организации, расположенные в области, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.


(часть 5 в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


6. Имущество, которое является государственной собственностью области и предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и области.

Закон «О защите прав потребителей»


(в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


1. Органы исполнительной власти области осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


(в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


2. Регулирование трудовых отношений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск.


Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, создании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.


(в ред. Закона Тульской области от 04.10.2010 N 1485-ЗТО)


3. Выпускники общеобразовательных организаций, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации, признанные в установленном порядке безработными другие лица моложе 18 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательной организации или организации социального обслуживания, а также в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не имеющие профессии (специальности), направляются уполномоченным органом исполнительной власти области на профессиональное обучение в приоритетном порядке.


(в ред. Закона Тульской области от 31.03.2016 N 21-ЗТО)


Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.


(часть 3 в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


4. Работодатели трудоустраивают или резервируют отдельные виды работ (профессий) для выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, после окончания их пребывания в образовательной организации или организации социального обслуживания, а также в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в возрасте до 23 лет.


(в ред. Законов Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО, от 31.03.2016 N 21-ЗТО, от 22.02.2017 N 17-ЗТО)


Работодатели ежемесячно информируют службу занятости о наличии вакантных рабочих мест для указанной категории лиц.


(в ред. Закона Тульской области от 22.02.2017 N 17-ЗТО)


1. Утратила силу. — Закон Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО.


2. Правительство области определяет уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере организации отдыха и оздоровления детей.


К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся:


организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществление мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;


реализация на территории области основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;


установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории области, проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения таких организаций в указанный реестр в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;


формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, а также его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;


осуществление регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления;


обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти области, осуществляющих государственный надзор в сфере образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общественных организаций и объединений;


взаимодействие с органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации в случае направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления, находящиеся за пределами территории области;


организационное сопровождение деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;


рассмотрение предложений межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей об исключении организаций отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;


разработка государственных программ области в сфере организации отдыха и оздоровления детей, а также ежегодного плана мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и обеспечение их реализации за счет всех источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством.


(часть 2 в ред. Закона Тульской области от 03.03.2020 N 8-ЗТО)


3. Правительство области обеспечивает доступность услуг по отдыху и оздоровлению детей для отдельных категорий семей.


1. Ребенок имеет право на меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними не допускаются. Лица, виновные в такого рода действиях, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


2. В образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях дисциплина и порядок поддерживаются мерами, исключающими применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся.


(в ред. Законов Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО, от 31.03.2016 N 21-ЗТО)


3. Детям (лицам, не достигшим возраста 18 лет) запрещено нахождение на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных, в других местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, и в иных местах, определенных законом области, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.


(в ред. Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1682-ЗТО)


4. Детям (лицам, не достигшим возраста 16 лет) запрещено нахождение без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, с 22 часов до 6 часов в период с 1 ноября по 31 марта и с 23 часов до 6 часов в период с 1 апреля по 31 октября:


1) на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспортных средствах общего пользования, остановочных пунктах его движения, вокзалах;


2) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предназначенных для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;


3) на объектах (на территориях, в помещениях) организаций культуры, образовательных и медицинских организаций (за исключением помещений медицинских организаций в случае их нахождения на лечении в стационарных условиях в данных организациях);


(в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


4) в местах, в которых осуществляется реализация услуг в сфере развлечений и досуга;


(в ред. Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2122-ЗТО)


5) на объектах (на территориях, в помещениях), являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах.


(часть 4 в ред. Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1682-ЗТО)


5. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в соответствии с законодательством области создаются экспертные комиссии.


6. Родители (лица, их заменяющие), должностные лица, исполняя обязанности по воспитанию детей, принимают меры по недопущению их нахождения (пребывания) в местах, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) ребенок, оставшийся без попечения родителей, – ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;

2) ребенок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия);

3) организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка, – это организации, осуществляющие социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста;

4) социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

5) социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и (или) моральной травмы;

6) законные представители ребенка – родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка;

7) экономическая эксплуатация ребенка – это наихудшие формы детского труда, в том числе торговля несовершеннолетними, вовлечение их в преступную деятельность или в совершение антиобщественных действий, занятие проституцией, производство порнографических снимков или участие несовершеннолетних в зрелищных мероприятиях порнографического характера, а также труд, совершаемый детьми младше минимального возраста для приема на работу, установленного законами Республики Казахстан;

8) ребенок-сирота – ребенок, у которого умерли оба или единственный родитель;

9) попечительство – правовая форма защиты прав и законных интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;

10) опека – правовая форма защиты прав и законных интересов детей, не достигших четырнадцати лет;

11) государственные минимальные социальные стандарты – основные показатели обеспечения качества жизни детей, включающие в себя установленный государством минимальный объем социальных услуг, норм и нормативов;

12) ребенок-инвалид – лицо в возрасте до восемнадцати лет, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;

12-1) ребенок (дети), находящийся в трудной жизненной ситуации, – ребенок (дети), жизнедеятельность которого нарушена в результате сложившихся обстоятельств, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», и который не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

13) патронат – форма воспитания, при которой ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на воспитание в семью граждан по договору, заключаемому уполномоченным государственным органом и лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребенка на воспитание;

14) исключен Законом РК от 01.04.2019 № 240-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

15) Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан – лицо, назначаемое Президентом Республики Казахстан, на которого возлагаются функции по обеспечению основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановлению их нарушенных прав и свобод во взаимодействии с государственными и общественными институтами.

1. Законодательство Республики Казахстан о правах ребенка основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области защиты прав ребенка.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона Республики Казахстан.

1. Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей или других законных представителей.

2. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные как в браке, так и вне его.

1. Целями государственной политики Республики Казахстан в интересах детей являются:

1) обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации;

2) упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

3) формирование правовых основ гарантий прав ребенка, создание соответствующих органов и организаций по защите прав и законных интересов ребенка;

4) содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также реализации личности ребенка в интересах общества, традиций народов государства, достижений национальной и мировой культуры;

5) обеспечение целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетнего правосознания и правовой культуры;

6) обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственных органов и основана на:

1) законодательном обеспечении прав ребенка;

2) государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

3) установлении и соблюдении государственных минимальных социальных стандартов, направленных на улучшение жизни детей с учетом региональных особенностей;

4) ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

5) государственной поддержке общественных объединений и иных организаций, осуществляющих функции по защите прав и законных интересов ребенка.

1. К полномочиям центральных исполнительных органов по обеспечению гарантий прав ребенка относятся:

1) разработка основ государственной политики в интересах детей;

1-1) реализация государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

2) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

3) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по регулированию и защите прав и свобод ребенка;

4) установление государственных минимальных социальных стандартов, направленных на улучшение жизни детей;

5) осуществление мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;

6) исполнение международных обязательств государства и представительство интересов государства в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка;

7) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
8) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);

9) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

2. (исключен)

3. К полномочиям местных исполнительных органов по осуществлению гарантий прав ребенка относятся:

1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

1-1) обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

2) участие в формировании социальной инфраструктуры для детей;

3) определение порядка информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка;

4) осуществление мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи, определенных центральными исполнительными органами;

4-1) осуществление в установленном порядке обязательного трудоустройства и обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

5) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Как защищаются права несовершеннолетних детей в РФ

За ущемление интересов малолетних (несовершеннолетних) лиц граждане и организации привлекаются к разного рода ответственности. Меры воздействия к таким нарушителям предусматриваются гражданским, жилищным, трудовым, семейным, административным и уголовным законами.

Нарушение прав несовершеннолетних влечет применение серьезных мер к нарушителям вплоть до лишения свободы на длительный срок. Следует отметить, что некоторые виды наказаний применяются только при ущемлении детских прав. Например, лишение или ограничение прав одного или обоих родителей. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, находятся под особой защитой государства.

Дети ­ – это особая категория лиц, для которых государством устанавливаются усиленные меры защиты. Родителями, иными лицами, государством должны обеспечиваться интересы детей, нормальная среда обитания, благоприятные для их развития и жизни условия.

Любые нарушения их прав, ущемление интересов, насилие и дискриминация в их отношении не допустима.

Учитывая многообразие жизненных ситуаций и объемность нашего законодательства наши публикации мы рассматриваем не как руководство к действию, а скорее как информацию к размышлению. Поэтому для лучшего решения именно вашей проблемы лучше обратитесь к профессиональным юристам

телефоны в Рязани: + 7 (903) 839 22 80

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *