Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в возмещении части НДС: особенности учета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Эта причина является самой распространенной при отказе в возмещении НДС, но в то же время и самой легкой для обжалования в суде. По таким делам имеется больше всего позитивных для налогоплательщиков судебных решений.
В связи с тем, что одним из оснований для применения вычета по НДС является счет-фактура, больше всего ошибок, как правило, находят именно в этом документе. Стандартными основаниями для отказа в применении права вычета, и, соответственно, возмещения НДС в таких случаях являются:
- Подписание документа неуполномоченными лицами. Судебная практика о возможности вычета по НДС по счету-фактуре, подписанным неуполномоченным лицом, противоречива. Когда налоговому органу удается убедить судей, что счет-фактуру подписало лицо, которое не имело на это права, в применении вычета суды чаще всего отказывают (постановления ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А27-279/2013, ФАС МО от 06.08.2013 по делу № А40-143375/12-108-225 и другие).
См. также «Счет-фактура с факсимиле: новые разъяснения Минфина».
Также суд встал на сторону проверяющих в случае, когда заказчиком, выполняющим посредническую роль, был неправильно оформлен счет-фактура. Этими действиями был нарушен пункт 6 статьи 169 кодекса в части подписания счета-фактуры должностными или уполномоченными лицами поставщика, а не посредника (решение АС г. Москвы от 29.05.2013 № А40-9840/13-39-33).
Может ли один человек подписывать счет-фактуру, узнайте здесь.
В то же время существуют и решения, в которых судьи принимают в качестве обоснования вычетов по НДС счета-фактуры, подписанные неуполномоченными (неустановленными) лицами (постановление Высшего Арбитражного Суда от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС СЗО от 01.02.2011 № А66-3490/2010, ФАС ЦО от 16.11.2010 № КА-А40/2493-09).
- Указание фактического адреса покупателя вместо юридического, приведенного в Уставе. В большинстве случаев это считается ошибкой, так как в законодательстве нет разделения адресов юридических лиц — есть один, который указан в учредительных документах. Поэтому судебная практика по оспариванию отказов в вычетах из-за этой ошибки неоднозначна. Есть немало негативных решений для налогоплательщиков, однако имеется и позитивная практика, в основу которой положено мнение судей, что в статье 169 НК, в частности в пунктах 5 и 6, четко не сказано, какой именно адрес следует указывать. Поэтому данная причина отказа налоговиков в вычете не является для судей достаточной для обоснования решения (постановление ФАС МО от 08.04.2009 № КА-А40/2493-09).
- Несоответствие суммы стоимости товаров той, которая рассчитана инспекторами либо указана в договоре (без учета внесенных позже изменений). В данном случае речь идет о ситуациях, когда проверяющие сравнивают стоимость товаров в счете-фактуре с той, которая зафиксирована в договоре, но не берут во внимание вносимые позднее изменения в договор. Либо когда налоговый инспектор сам производил калькуляцию, к примеру, выполненных работ из имеющихся у него документальных сведений, и эта сумма не совпала с той, которая была отображена в счете-фактуре. Традиционно в вычете отказывают, используя обоснование, содержащееся в пп. 8 п. 5 ст. 169 НК РФ. Однако если удастся в суде доказать ошибочность мнения проверяющих и подтвердить это документально, то есть вероятность получения позитивного решения.
- Ошибки в номере КПП контрагента, отсутствие нумерации листов, если документ многостраничный. Однако по этим и иным аналогичным причинам налоговые инспекторы не могут отказывать в вычете, поскольку это противоречит пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса.
- Случаи, когда в счете-фактуре отражено мало информации, в частности отсутствуют какие-то сведения (к примеру, о количестве, единицах измерениях, тарифе, сумме без НДС либо условий о предварительной оплате), но при этом остальные документы были в полном порядке и все прочие условия по принятию НДС к вычету были соблюдены. Обычно такие ошибки в оформлении приводят к отказу в праве на вычет, и судебная практика подтверждает выводы проверяющих.
Но вот имеется случай, когда ФАС ЗСО в своем постановлении от 14.02.2013 № А03-1222/2012 пришел к выводу, что такие недочеты в оформлении счета-фактуры не привели к получению необоснованной налоговой выгоды. Суд исходил из презумпции добросовестности плательщика налогов, к тому же было выяснено, что сведения, указанные в налоговых декларациях, были достоверны. Суд сослался на решение Конституционного суда от 16.10.2003 № 329-О.
См. также наш материал «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?»
Однако есть и негативные решения судов, принятых не в пользу налогоплательщиков. Впрочем, это было связано с такими грубыми случаями, что подобные решения неудивительны. В частности, налоговая служба обоснованно отказала в возмещении налога в ситуации, когда был принят вычет от компании, которая не прошла регистрацию как юрлицо (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 10230/10 и решения судов первой инстанции).
Отказ в возмещении части НДС: особенности учета
Ещё одной распространенной причиной отказа в возмещении НДС является отсутствие документов, в частности товарно-транспортных накладных (форма 1-Т). В данном случае имеется противоречивая судебная практика, но существуют и позитивные для налогоплательщиков решения — например, постановление ФАС МО от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10. Суд сослался на то, что основанием для принятия на учет товаров служит форма ТОРГ-12, а не 1-Т.
Рекомендуем также ознакомиться с нашим материалом «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения»
К этой же подгруппе распространенных причин для отказа в возмещении налога можно отнести и ситуации, когда проверяющие не получают от контрагентов документов, подтверждающих факт совершения сделки.
Фискалы в своем решении ссылаются на то, что налогоплательщик осознанно стремится к получению налоговой выгоды по операциям, которые невозможно проверить (например, если контрагент к этому моменту успел ликвидироваться).
Решение судов в таком случае порадует налогоплательщиков. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2012 № А56-54176/2011 указано, что непредставление контрагентом документов не является основанием для отказа в праве на вычет. При этом нужно учитывать, что в данном судебном решении суд установил реальность хозяйственных операций, отсутствие необоснованной налоговой выгоды, наличие у общества надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Довольно часто налоговые инспекторы не удосуживаются запросить дополнительные сведения у налогоплательщика и при обнаружении ошибки в налоговой декларации просто отказывают в возмещении. При оспаривании их действий налоговая служба ссылается на то, что, в соответствии со статьей 88 НК РФ, они наделены всего лишь правом потребовать пояснения от налогоплательщика, но никак не обязаны это делать.
В противовес таким аргументам можно сослаться на решение Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О.
Случаются и такие ситуации, когда фискалы заставляют налогоплательщика подавать уточненную декларацию для отображения ранее упущенных сведений по счетам-фактурам, которые были предъявлены к вычету в более поздний период. При отказе от уточнения уже сданной декларации налоговая служба зеркально отказывает и в возмещении.
В этом случае в качестве аргумента можно воспользоваться Постановлением ФАС Московского округа от 15.02.2013 № А40-36661/12-20-180, в котором суд пришел к выводу, что неподача «уточненки» не является причиной для лишения права на вычет и, соответственно, возмещения при соблюдении налогоплательщиком все остальных условий, согласно статьям 169, 171 и 172 НК РФ.
В 2014 году к аналогичному выводу пришел Пленум ВАС РФ. В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 сказано, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. В 2015 году право налогоплательщика на перенос вычетов на любой налоговый период в пределах трехлетнего срока закреплено законодательно. А если трехлетний срок пропущен, отказ в вычете будет правомерен и суды поддержат налоговиков (Определение Верховного суда от 04.09.2018 № 308-КГ18-12631)
См. также «Три года на вычет НДС: ловушка в НК РФ».
Налоговики сравнивают данные контрагентов и в случае разрыва с данными поставщика в вычете может быть отказано. Налоговый разрыв может быть в случае, если контрагент:
- не сдаст декларацию;
- укажет отличные сведения от входящего счета-фактуры в книге продаж;
- сдаст нулевую декларацию.
Налоговики запросят пояснения и если ошибку не устранить, придется сдать уточненку.
Отказом в возмещении НДС гродит неуплата поставщиками НДС. И даже есть не совсем приятная для налогоплательщиков судебная практика. Так, Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 27.01.2009 № 9833/08 указал, что есть связь между поступлением в бюджет налога от поставщика и правом на вычет этого налога покупателем. То есть такая связь рассматривается как выполнение норм, указанных в статьях 171 и 172 НК в части реальности осуществления хозяйственной сделки.
Тем не менее есть и позитивные для налогоплательщиков судебные решения. Суды обосновывали свою позицию тем, что налогоплательщики не могут отвечать за действия третьих лиц. К тому же в Налоговом кодексе нет прямой связи права налогоплательщика на возмещение налога с фактом уплаты данного налога контрагентом.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10 суд принял сторону налогоплательщика, который оспаривал отказ в возмещении НДС по причине неуплаты налогов субпоставщиками.
ФАС Московского округа в своем постановлении от 26.01.2010 № КА-А40/14474-09 поддержал налогоплательщика в споре за право на налоговый вычет, приходя к выводу, что налоговый орган не смог доказать, что налогоплательщик получил от сделки с подозрительным контрагентом налоговую выгоду и знал о нарушениях, которые допустил контрагент.
В другом своем постановлении — от 25.10.2010 № КА-А40/13657-10 — ФАС Московского округа опирался на то, что в действующем налоговом законодательстве не прописана связь получения права на вычет покупателем с выполнением обязательства по уплате налога продавцом.
На практике налоговая инспекция часто расширяет признаки взаимозависимости предприятий, которые перечислены в статьях 20 и 105.1 НК РФ. Так, проверяющие подозревают налогоплательщиков в зависимости друг от друга, если в операциях можно проследить:
- использование заемных средств кредитора для оплаты поставленных им в качестве поставщика товаров;
- проведение платежных операций в одном банке;
- регистрацию по одному юрадресу;
- то, что учредители компаний-контрагентов ранее работали в одной компании.
Но не всегда фискалам удается доказать взаимозависимость, а значит, и согласованность действий для получения незаконной налоговой выгоды. Зачастую проверяющие используют только формальные признаки. А это значит, что в суде у налогоплательщика есть все шансы доказать свою правоту. Так было и при вынесении постановления ФАС Московского округа от 06.02.2013 № А41-11892/12, когда судьи сочли вычет по НДС обоснованным даже при наличии некоторых признаков взаимозависимости.
К основным причинам, по которым налоговая служба отказывает налогоплательщикам в возмещении НДС, следует отнести:
- ошибки при составлении бухгалтерских документов;
- особые толкования проверяющих обоснованности постановки товаров на учет;
- применение вычетов по отношению к необлагаемым НДС операциям.
Но на сегодняшний день в большинстве случаев причины в отказе возмещения по этому налогу формальны и надуманны. Для обоснования своей правовой позиции и защите права на применение вычета по НДС налогоплательщику следует обращаться в суд.
Для операций по экспорту товаров, а также по международным перевозкам и многим другим услугам и работам, связанным с ВЭД, законодатель установил ставку НДС 0% при условии представления в налоговый орган определенного комплекта документов, подтверждающих экспортную операцию.
В то же время налогоплательщику предоставлено право принять к вычету НДС, который был предъявлен ему при приобретении товаров, работ, услуг, задействованных в экспортных операциях или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ. В результате может образоваться сумма возмещения НДС.
Возможные риски лежат в области подтверждения вычета НДС. Если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п.8 ст.88 НК РФ). Особенно тщательно налоговый орган проверяет реальность совершения хозяйственной операции по приобретению товаров (работ, услуг).
Проводя проверку налоговые органы, как правило, запрашивают информацию у контрагентов-поставщиков, чтобы убедиться в реальности операции. Взаимоотношения с неблагонадежным контрагентом может стать одной из причин для отказа в возмещении НДС. Чтобы снизить риски необходимо тщательно подходить к проверке своих контрагентов и оформлению документов.
Подробнее об ответственности за контрагента читайте в статье.
Говоря простым языком право на возмещение НДС возникает тогда, когда сумма вычетов по НДС становится больше, чем сумма исчисленного налога. Чаще всего это случается при экспортных операциях (в результате применения ставки 0 %). Однако и на внутреннем рынке возможна ситуация, когда сумма вычетов превышает НДС с реализации.
Для возмещения НДС, указанного в декларации, необходимо представить заявление о возврате или зачете НДС. По требованию инспекции нужно быть готовым представить полный комплект документов, подтверждающих сумму заявленных в декларации вычетов. На основании декларации инспекция проводит камеральную проверку и если не выявит нарушений, принимает решение о возмещении НДС.
Для возврата всей суммы НДС, заявленной к возмещению у налогоплательщика не должно быть недоимки по налогам. В противном случае — возмещаемый НДС будет зачтен в погашение указанной суммы, и только незачтенная часть может быть возвращена налогоплательщику.
Порядок и особенности ведения раздельного учета НДС
Если в декларации по НДС указаны операции, облагаемые НДС по ставке 0%, то для подтверждения нулевой ставки НДС одновременно с представлением декларации налогоплательщик должен приложить пакет документов, подтверждающих право на нулевую ставку налога. Перечень таких документов приведен в ст.165 НК РФ и зависит от вида внешнеэкономической операции.
Перечень документов, которые подтверждают правомерность заявленных вычетов, а значит и сумму НДС, подлежащую возмещению, налоговый орган указывает в Требовании о представлении документов. Как правило налоговые органы истребуют:
- договор;
- первичные документы;
- счета-фактуры;
- книгу продаж;
- книгу покупок.
Процедура обжалования в результатов налоговой проверки обязательном порядке начинается с подачи т.н. административной жалобы, т.к. в настоящее время ненормативные акты налоговых органов, их действия и бездействия прежде обращения в суд должны быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (административный или досудебный порядок обжалования).
В случае обращения в суд в обход указанного порядка заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения. При этом под несоблюдением административного порядка понимается также непредставление налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, подтверждающих налоговые вычеты в соответствии со ст. 88 НК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65).
Обжалования в результатов налоговой проверки в административном порядке предполагает соблюдение налогоплательщиком определенного срока: 1 год на подачу простой жалобы (на решения, вступившие в законную силу) и 1 месяц на подачу апелляционной жалобы (апелляционная жалоба подается до истечения срока вступления в силу акта налогового органа, который в данном случае применительно к обоим решениям составляет 1 месяц) со дня их вручения налогоплательщику.
И та и другая жалоба подается в вышестоящую ИФНС РФ, которая рассматривает жалобу без участия налогоплательщика.
Если вышестоящая ИФНС РФ примет решение об отказе в удовлетворении жалобы, то следующим шагом будет инициация процедуры признания незаконными решений налогового органа о привлечении к ответственности (отказе в этом) и об отказе в возмещении НДС (решения о частичном возмещении НДС) в судебном порядке.
Необходимо учитывать, что в суд в данном случае обжалуется не решение вышестоящего налогового органа об отказе в удовлетворении жалобы (которое в этом случае является законным, если только не были нарушены процессуальные нормы), а именно акты (решения) налоговой инспекции, рассматривавшей материалы налоговой проверки (то есть происходит обжалование результатов налоговой проверки).
Основным нормативным документом, регулирующим процедуру возмещения НДС, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), в частности статья 176 («Порядок возмещения налога») и статья 164 («Налоговые ставки»). Для того чтобы получить право на возмещение НДС из бюджета, предприниматель или организация должны соблюсти несколько условий:
- Быть плательщиками налога на добавленную стоимость. Применение ЕСХН, УСН и других налоговых режимов недопустимы.
- Товар, работа или услуга, по которым предполагается вычет налога, должны быть приобретены для предпринимательской деятельности. Другими словами, нельзя за счет компании приобрести квартиру для проживания и получить возмещение НДС.
- Обязательно наличие счетов-фактур с указанной суммой налога.
- Товар, работа или услуга, на основании покупки которых планируется возмещение НДС, должны быть оприходованы.
- В счете-фактуре должны быть оригинальные подписи руководителя и главного бухгалтера.
- Сделка (поставка товара) должна быть реальной.
- Продавец также должен быть реальным, зарегистрированным в ЕГРН и регулярно предоставляющим налоговую отчетность.
Согласно НК РФ, процедура возмещения НДС из бюджета производится в двух случаях:
- Если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму НДС (при необходимости увеличенную на суммы восстановленного налога), «входной» НДС подлежит возмещению (пункт 2 статьи 173 НК РФ). Такая ситуация может возникнуть у компаний и предпринимателей в тех ситуациях:
- когда объемы реализованных ими товаров, работ, услуг ниже, чем объемы приобретенных;
- когда при реализации товаров, работ, услуг применяется ставка НДС 10%, при этом приобретались товары, работы и услуги с применением ставки НДС 18%.
Этот порядок регламентирован статьей 176 НК РФ.
Например, некое фермерское хозяйство приобрело горюче-смазочные материалы для проведения уборочной кампании на сумму 1 000 000 рублей, в том числе НДС 18% — 152 542 рубля. В налоговой декларации фермер имеет право заявить к вычету 152 542 рубля. В этот же период хозяйство продало зерно также на сумму 1 000 000 рублей, при этом ставка НДС составила 10% (в соответствии со статьей 164 НК РФ) — 90 909 рублей. Эта сумма исчисляется к уплате в бюджет.
Но по правилам вычета НДС эта сумма может быть уменьшена, поскольку хозяйство приобрело горюче-смазочных материалов на 152 542 рубля. Отсюда возникают основания для возмещения НДС в размере разницы между вычетом и суммой к уплате в бюджет. В данном случае она составляет 61 633 рубля, а причиной ее стала разница ставок НДС — 18% и 10%. - Если налогоплательщик осуществляет операции, облагаемые налогом по ставке 0%. Перечень таких операций определен статьей 164 НК РФ. В частности, к ним относятся:
- услуги по транспортировке природного газа, вывозимого за пределы РФ или ввозимого на территорию РФ для переработки;
- услуги по управлению общероссийской электрической сетью при поставке электроэнергии в иностранные государства;
- услуги по международной перевозке товаров;
- услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том числе в морских, речных портах;
- услуги по перевозке и хранению товаров, перемещаемых через границу России;
- услуги по перевозке экспортируемого товара железнодорожным и морским транспортом, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;
- услуги по перевозке пассажиров и багажа, в том случае если пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами РФ;
- работы и услуги в области космической деятельности;
- товары для официального использования международными организациями на территории РФ;
- товары и услуги для официального или личного пользования дипломатическими представительствами или их персоналом;
- топливо и горюче-смазочные материалы, вывезенные за пределы РФ для обеспечения эксплуатации морских и воздушных судов.
Возмещение НДС может осуществляться двумя способами:
- Зачет — операция по погашению задолженности налогоплательщика, уплаты недоимки, пени или налоговых санкций. Налоговая инспекция сама засчитывает сумму налога, подлежащую возмещению в счет недоимок или штрафов, если у налогоплательщика имеется задолженность по федеральным налогам. При отсутствии задолженностей суммы перечисляются по просьбе налогоплательщика на его расчетный счет или направляются в счет уплаты предстоящих налогов. Погасить можно как платежи по НДС, так и любые другие федеральные налоги (пункт 4 статьи 176 НК РФ). Обратите внимание!
ИФНС обязана самостоятельно произвести зачет суммы недоимки (задолженности) по НДС. Для этого не требуется никакого заявления. Однако, если вы хотите погасить пени, штрафы, задолженности по каким-либо другим федеральным налогам или направить сумму в счет будущих платежей по НДС, заявление следует подать. - Возврат — операция по перечислению денежных средств на счет юридического лица на основании пакета документов, предоставляемого налогоплательщиком и направляемого налоговыми органами в Федеральное казначейство. Возврат может быть предоставлен только при отсутствии у компании или ИП задолженности перед бюджетом (пункт 6 статьи 176 НК РФ) и только по заявлению налогоплательщика.
Решение о способе возмещения принимается налоговыми органами одновременно с решением о возмещении суммы налога.
Порядок возмещения НДС из бюджета также регламентируется статьей 176 НК РФ и состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Подготовка декларации и документов, подтверждающих право на возмещение НДС
На этом этапе налогоплательщик заполняет налоговую декларацию по установленной форме, проверяет соответствие всех документов требованиям налоговых органов, наличие счет-фактур, кассовых и товарных чеков и подает пакет документов в налоговый орган.
Этап 2. Прохождение проверки в ИФНС
После предоставления налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. Для этого проводится камеральная проверка (без выезда в проверяемую организацию) в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. Срок проведения проверки не должен превышать трех месяцев. Налоговые органы имеют право запросить дополнительную документацию для подтверждения легальности проведенных операций, полноты и правильности оформления документов. Если налогоплательщик отказывается предоставлять дополнительную информацию, налоговыми органами это будет расцениваться как нарушение законодательства и повлечет за собой штраф.
Внимание!
В процессе камеральной проверки расчетов НДС к возмещению ИФНС может истребовать у вас абсолютно любые документы, подтверждающие заявленные вычеты, включая не только счета-фактуры, первичные документы, но и книги покупок и продаж. Это связано с тем, что перечень таких документов, установленный в статье 172 НК РФ, является открытым. Декларации проверяются тщательно, и даже мелкие ошибки в счетах-фактурах станут поводом для отказа в возмещении НДС полностью или частично.
В зависимости от конкретной ситуации, например, когда обнаружены ошибки или противоречивые сведения в декларации, нет сопутствующих документов, представлена убыточная или уточненная декларация либо декларация с заявленными налоговыми льготами и т.д., в процессе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить те или иные дополнительные документы (пояснения), о которых говорится в:
- Пунктах 3–9 статьи 88 НК РФ (документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации; обосновывающие размер убытка или уменьшение суммы налога; по которым применены налоговые льготы и подтверждающие право на эти льготы, правомерность вычетов по НДС; относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия).
- Статье 165 НК РФ (документы, подтверждающие нулевую ставку НДС).
- Подпункте 2 пункта 2, подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС).
- Письме Минфина России от 13 октября 2015 года № 03-02-07/1/58461.
- Письмах ФНС:
- от 22 декабря 2016 года № ЕД-4-15/24737;
- от 6 ноября 2015 года № ЕД-4-15/19395.
- от 27 ноября 2014 года № ЕД-4-15/24607;
- от 16 сентября 2015 года № СД-4-15/16337;
- от 10 августа 2015 года № СД-4-15/[email protected]
- Пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.
- Постановлении Президиума ВАС от 15 марта 2012 года № 14951/11.
Обратите внимание!
Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ любые пояснения, которые требуются ИФНС при камеральной проверке декларации по НДС, подаются не на бумаге, а только в электронной форме по ТКС в утвержденном ФНС формате. В противном случае они будут считаться непредставленными.
Но бывают ли ситуации, когда налоговый орган не имеет права требовать документы или пояснения от налогоплательщика? Да, бывают: они возникают на следующий день после окончания камеральной проверки (т.е. спустя 3 месяца после ее начала), а также вследствие того, что у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять НДС, поскольку нет объекта налогообложения (товар или услуга реализованы за рубежом) или ставка 10% применяется не в качестве налоговых льгот. Почему? Эти правила распространяются не на отдельные категории налогоплательщиков, а на всех хозяйствующих субъектов. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 сентября 2015 года № 03-05-05-01/50668.
Кроме того, налоговый орган не имеет права оштрафовать за непредставление пояснений и документов:
- ранее представленных в ИФНС для камеральной или выездной проверки (кроме подлинников, возвращенных обратно или утерянных налоговой инспекцией в результате форс-мажора);
- не относящихся к проверяемой декларации;
- которые налогоплательщик вообще не обязан составлять или иметь в наличии по действующему законодательству (наподобие объяснений низких зарплат или причин убытков, аналитических справок).
Аргументы в пользу этого представлены в постановлениях Президиума ВАС от 17 ноября 2009 года № 10349/09 и от 8 апреля 2008 года № 15333/07, а также подробно изложены в письмах Минфина от 18 февраля 2009 года № 03-02-07/1-75 и ФНС от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/[email protected]
Этап 3. Принятие решения и оформление акта
В течение 7 дней с момента завершения камеральной проверки налоговыми органами принимается решение о возмещении НДС, если в ходе проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Возмещение НДС при этом может быть полным или частичным.
Отказ от льготы по НДС и возмещение налога
Пунктами 7, 8 и 11 статьи 176.1 НК предусмотрен особый порядок возмещения НДС, называемый заявительным. Он представляет собой зачет или возврат налога, заявленного в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки.
При этом право на возмещение НДС с применением такого порядка имеют не все организации, а только те, которые указаны в пункте 2 статьи 176 НК:
- Крупные налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, предшествующих году подачи декларации, составляет не менее 7 000 000 000 рублей. При этом налогоплательщик вправе претендовать на заявительный порядок возмещения НДС только в том случае, если со дня создания организации до дня подачи декларации прошло не менее 3 лет.
- Налогоплательщики, которые вместе с налоговой декларацией предоставили действующую банковскую гарантию, на основании которой банк-гарант обязуется уплатить в бюджет за налогоплательщика выплаченные или зачтенные ему суммы в том случае, если налоговые органы по завершении проверки вынесут отрицательное решение по возмещению НДС.
- Налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, которые вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС предоставили договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством РФ на основании закона «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации». Такой договор предусматривает обязательство управляющей компании, как и в предыдущем случае, уплатить за налогоплательщика суммы возмещенного НДС при отказе налогового органа после проверки выплатить организации эти суммы. Обязательство управляющей компании возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.
- Налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток при условии предоставления ими вместе с налоговой декларацией договора поручительства от управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ.
- Налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечивается поручительством в соответствии со статьей 74 НК РФ. Согласно этому поручительству поручитель обязан уплатить в бюджет за налогоплательщика излишне начисленную последнему сумму налога в случае, если решение о возмещении НДС будет отрицательным. Обязательство поручителя также возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.
Для возмещения расходов по НДС в заявительном порядке налогоплательщик должен вместе с налоговой декларацией или в течение 5 дней после ее подачи направить в налоговый орган заявление вместе с банковской гарантией или договором поручительства. В заявлении должны быть указаны банковские реквизиты для возмещения, а также обязательство вернуть излишне полученную сумму.
Отказ в возмещении НДС — достаточно распространенная проблема. Основные причины, по которым это происходит, можно разбить на несколько групп.
- Ошибки при заполнении документации, допущенные как при заполнении заявления, так и при оформлении других документов:
- указание неправильного адреса компании, по которому она осуществляет свою хозяйственную деятельность;
- ошибки в кодировках и реквизитах;
- несоответствие количества и цены товара в счет-фактурах с данными, указанными в договоре на поставку;
- внесение изменений и исправлений в документы после отгрузки товара;
- отсутствие важной информации, например, кода валюты, в которой осуществляется учет товаров;
- факсимильные подписи на документах;
- часть текста в документах составлена на иностранном языке.
- Отсутствие необходимой документации, подтверждающей факт совершения купли-продажи.
- Нарушение федерального законодательства.
- Иные причины:
- отсутствие подтверждения сделки от контрагента налогоплательщика;
- перевод налогоплательщика в другую налоговую инспекцию из-за изменения юридического адреса;
- наличие признаков фиктивности сделки;
- сделка переквалифицирована в заемное обязательство (на основе действующего законодательства);
- отсутствие в декларации объекта налогообложения;
- определение момента возмещения НДС по полученным с опозданием счетам-фактурам;
- возмещение НДС по ненормативным рекламным расходам.
На заметку
Если налогоплательщик не согласен с решением об отказе в возмещении, он имеет право обжаловать его в суде в срок не позднее 90 дней с момента вынесения решения.
Для минимизации рисков при подаче декларации на возмещение НДС, необходимо тщательно проверять не только правильность ее составления и наличие всех необходимых документов, но и добросовестность контрагентов, чтобы налоговые органы не смогли признать сделку фиктивной.
Экспортные операции нужно фиксировать обособленно от прочих операций. Это отдельное направление деятельности, которое будет облагаться НДС по специальной ставке. Правильный бухучет служит этим целям:
- Контроль над своевременной доставкой продукции иностранным получателям.
- Получение точных данных о статусе операции и местоположении груза.
- Контроль над численной и качественной целостностью груза.
К СВЕДЕНИЮ! Учет осуществляется на основании документации: контракт на поставку продукции, паспорт сделки, таможенные декларации, счет-фактура, накладные, соглашения о страховании груза, декларации, счета контрагентов, акты об исполненных работах.
Расчеты по экспорту обычно производятся в валюте. Для ее использования нужно проделать эти действия:
- Создание валютного счета. Под каждую валюту открывается свой счет.
- Использование счета 52. В рамках операции выполняется эта проводка: ДТ52 КТ62.
- При покупке-продаже валюты используются счета 57 и 91.
- Расчеты выполняются в двух валютах: зарубежной и российской.
- Создание обособленного счета для учета экспортных операций.
Обособленный счет необходим для этих целей:
- Обособление операций по экспорту от операций, которые будут облагаться НДС по стандартным ставкам.
- Контроль над тем, что иностранные контрагенты произвели оплату в полном объеме (пункт 1 статьи 19 ФЗ №173 «О регулировании» от 10 декабря 2003 года).
- При таком учете проще не начислять НДС по авансам от иностранных контрагентов (пункт 1 статьи 154НК).
- Контроль над сроками, положенными для пользования правом на использование ставки 0% (пункт 9 статьи 165 НК).
- Отслеживание даты перехода прав на товар тогда, когда она не совпадает с датой отгрузки.
У компании возникает необходимость учитывать дополнительные экспортные операции. При этом применяются эти проводки:
- ДТ76 КТ51, 52 и ДТ44 КТ76. Расчеты по пошлинам.
- ДТ45 КТ41, 43 и ДТ90 ДТ45. Учет отгрузки. Эти записи становятся актуальными тогда, когда дата перехода прав собственности не совпадает с датой отгрузкой.
Учет вспомогательных операций нужен также для этих целей:
- Восстановление НДС, который ранее был принят к вычету в стандартном порядке. Актуально это только тогда, когда есть нужда выполнить вычет НДС по нормам экспорта.
- Определение пени по НДС.
- Списание после 3 лет НДС по операции, которая не была подтверждена.
Бухгалтеру нужно следить за тем, чтобы все первичные документы были составлены правильно.
Бухгалтер должен уделить внимание учету операций по НДС. Связана эта необходимость с тем, что компания может использовать ставку 0%. Бухгалтеру требуется разработать порядок распределения НДС по косвенным тратам, оформить все важные налоговые документы. НДС по экспортным тратам суммируется на счете 19. При этом выделяются отдельные счета.
Рассмотрим используемые проводки:
- ДТ19 КТ60. НДС по экспортным тратам.
- ДТ19 КТ68. Восстановление налога, который был принят к вычету до этого. Запись вносится на дату отгрузки продукции.
- ДТ19 КТ19. Налог по косвенным тратам.
- ДТ68 КТ19. Списание налога по подтвержденным операциям.
- ДТ19 КТ68. Налоги на неподтвержденный экспорт.
- ДТ68 КТ19. Вычет налога, ранее начисленного на неподтвержденный экспорт.
- ДТ91 КТ68. Начисление штрафов по НДС.
- ДТ91 КТ19. Списание налога в прочие траты тогда, когда операция так и осталась неподтвержденной.
ВАЖНО! Особенности бухучета экспорта обусловлены особым порядком налогообложения, риском того, что счета под экспорт могут оказаться невостребованными.
Возмещение НДС 2019: коротко о важном
При совершении импортных операций вносятся эти записи:
- ДТ07, 8, 10, 12, 41 КТ76. Начисление таможенных сборов.
- ДТ76 КТ51, 52. Уплата таможенных платежей.
- ДТ19 КТ76. Начисление таможенного НДС.
- ДТ76 КТ51, 52. Уплата НДС на таможне.
- ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
Учет таможенных платежей определяется порядком налогообложения импортной продукции. Вышеуказанные проводки применяются в том случае, если НДС может быть принят к вычету. Импортная продукция может быть подакцизной. В этом случае выполняются эти записи:
- ДТ7, 8, 10, 15, 41, 19 КТ76. Начисление акциза, который выплачивается на таможне.
- ДТ76 КТ51, 52. Уплата акциза на таможенной границе.
Для отражения таможенных платежей рекомендуется открыть субсчета к счету 76:
- 1 – пошлина.
- 2 – сбор в российской валюте.
- 3 – таможенный сбор в валюте.
- 4 – выплата таможенного НДС.
Конкретные субсчета открываются в зависимости от нужд конкретной компании.
Рассмотрим все используемые проводки:
- ДТ60 КТ52. Перечисление средств иностранному контрагенту.
- ДТ76 КТ51. Оплата таможенных сборов.
- ДТ07 КТ60. Поступление зарубежной техники для монтажа.
- ДТ08/4 КТ60. Поступление зарубежных средств основного запаса.
- ДТ01 КТ08/4. Оприходование ОС.
- ДТ10 КТ60. Поступление зарубежных материальных запасов.
- ДТ41 КТ60. Поступление импортной продукции.
- ДТ7, 8, 10, 41 КТ76. Включение таможенной пошлины в себестоимость товара.
- ДТ7, 8/4, 41 КТ60. Траты на доставку продукции.
- ДТ19 КТ60. НДС по тратам на транспортировку.
- ДТ68 КТ19. Вычет НДС.
- ДТ60 КТ91/1. Отрицательная разница в валютных курсах.
- ДТ91/2 КТ60. Положительная разница в валютных курсах.
Каждая запись включает в себя дату операции, ее сумму.
Все проводки по импорту выполняются на основании документов. Если документы отсутствуют, записи вносить нельзя. Рассмотрим необходимый перечень бумаг:
- Соглашение с контрагентом.
- Счет оплаты.
- Документы по транспортировке.
- Соглашение о страховке.
- Налоговая декларация.
- Банковская справка об уплате пошлины.
- Накладные.
Все документы должны быть правильно заполнены. В обратном случае возникнет путаница при ведении учета.
15 и 17 октября 2019 г.
с 16:00 до 21:10
БЛОК 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ СДЕЛКИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ. ИНКОТЕРМС-2010
15 октября 2019 г. с 16:00 до 19:00
1. Просто о сложном: международные грузоперевозки:
— Главные транспортные коридоры в Россию. Новые актуальные способы доставки.
— Из чего складываются затраты на доставку груза (на примере контейнерной перевозки).
— Примеры проведения поставки от склада до склада.
2. Практическое применение Инкотермс-2010:
— Анализ базиса поставки. 4 группы, 11 терминов Инкотермс.
— Обязанности продавца и покупателя.
— Применение условий Инкотермс-2010 и способы минимизации рисков при использовании данных условий.
3. Заключение международной торговой сделки, оформление документов:
— Проверка иностранного партнёра на примере Китая. Онлайн-регистры, проверка уставных документов, другие способы проверки. Зачем нужно проверять иностранного контрагента.
— Особенности заключения международных договоров купли-продажи товара. Риски, связанные с внешнеэкономическим контрактом.
— Правильное оформление отгрузочных документов: инвойс, упаковочный лист, спецификация.
Лектор – Андрющенко Анна Юрьевна, ведущий эксперт-практик по импорту/экспорту АО «ВЭД Агент», преподаватель авторских курсов по ВЭД, спикер мероприятий Российского экспортного центра, спикер 12 региональных ТПП РФ, член оргкомитета и спикер Сибирского Экономического Форума.
БЛОК 2. СПОРЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ВАЛЮТНЫМ КОНТРОЛЕМ
15 октября 2019 г. с 19:10 до 21:10
1. Споры с таможенными органами:
— Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
— Оспаривание решений таможни о корректировке заявленной таможенной стоимости товара, переквалификации кодов ТН ВЭД, отказа в выпуске товара, отказ в тарифных преференциях.
— Возмещение вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) таможенных органов и (или) их должностных лиц.
2. Споры по валютному контролю:
— Нарушение сроков представления документов.
— Нарушение срока зачисления валютной выручки.
— Нарушения порядка оформления форм учета и отчетности по валютным операциям.
— Урегулирование спорных ситуаций по соблюдению требований валютного законодательства при проведении валютных операций.
— Обеспечение расчетов по внешнеэкономическому контракту с соблюдением требований валютного законодательства с участием компаний-нерезидентов.
Лектор – Кузнецов Кирилл Алексеевич, управляющий партнер ЗАО Юридическое агентство «ЭКВИ», бизнес-консультант, налоговый юрист.
БЛОК 3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВЭД В РОССИИ И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В 2019-2020 гг.
17 октября 2019 г. с 16:00 до 19:00
1. Акты об устранении двойного налогообложения резидентов РФ.
2. Таможенные и налоговые платежи участников ВЭД.
3. Налогообложение доходов иностранных организаций от источников в РФ (налоговое агентирование).
4. Налогообложение импортных операций. НДС при ввозе. НДС, уплаченный за счет собственных средств.
5. Налогообложение экспортных операций. Применение нулевой ставки. Подтверждающие документы. Отказ от применения нулевой ставки. НДС при неподтвержденном экспорте. Возврат экспортных товаров.
6. Налогообложение операций внутри Евразийского экономического союза. Экспорт и импорт в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию.
7. Налогообложение ВЭД по агентским договорам. Посредники – иностранные организации, посредники – резиденты РФ.
8. Особенности налогообложения отдельных операций: прав на использование торговой марки, прав на программное обеспечение для ЭВМ, услуг по транспортировке товаров автомобильным транспортом.
9. Международное сотрудничество в налоговой сфере. Налоговый контроль и администрирование.
10. Валютные операции. Условия законности. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
11. Налоговые споры по ВЭД.
Лектор – Золотовская Юлия Игоревна, руководитель отдела налогового консультирования KPMG, адвокат, аттестованный аудитор.
БЛОК 4. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИМПОРТНЫХ И ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ БУХГАЛТЕРОВ
17 октября 2019 г. с 19:10 до 21:10
1. Бухгалтерский учет экспортных операций:
— Признание и подтверждение факта экспорта.
— Проводки и аудит операций при экспорте.
— Особенности учета: план счетов, даты отражения хозяйственных операций.
2. Бухгалтерский учет импорта:
— Проводки и аудит операций при импорте.
— Отражение ввозного НДС в бухгалтерском учете.
— Общая схема бухгалтерского учета импортных операций.
Лектор – Посаженникова Татьяна Борисовна, директор аудиторской фирмы ООО «Бизнес-Аудит», имеет аттестат аудитора, диплом АССА по МСФО (ДипИФР-Рус).
Стоимость обучения для одного человека (2 дня): 5 500 руб. НДС не облагается.
Стоимость одного блока семинара Вы можете узнать у менеджеров ГБК.
Занятия проводятся по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 4.
Осуществление экспортных операций отражается в бухучете с рядом особенностей, обусловленных спецификой этого вида деятельности:
1. Расчеты по экспортному контракту чаще всего ведутся в иностранной валюте. Это потребует:
- открытия валютного счета (или счетов, если валют несколько) и использования в учете счета 52 для расчетов с покупателем: Дт 52 Кт 62;
- освоения операций покупки-продажи валюты и применения для этой цели счета 57 или сразу счета 91 в зависимости от принятой учетной политики:
- Дт 57 Кт 52;
- Дт 51 Кт 57;
- Дт 91 Кт 57 или Дт 57 Кт 91;
- ведения учета расчетов с контрагентами одновременно в 2 валютах: иностранной и российской;
- переоценки валютных остатков и выраженной в валюте задолженности контрагентов как на дату совершения операции по соответствующим счетам, так и на отчетную дату, с применением для отражения ее результатов счета 91: Дт 91 Кт 52, 62 или Дт 52, 62 Кт 91.
2. Существует необходимость организации обособленного учета сведений, относящихся к экспорту. Это обусловлено как требованиями законодательства, так и иными целями:
- отделением данных по экспорту от информации по деятельности, облагаемой НДС по другим ставкам или освобожденной от этого налога (п. 4 ст. 149 и п. 1 ст. 153 НК РФ);
О том, от чего зависит организация такого учета, читайте в статье «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
- контролем за полнотой поступления оплаты от зарубежных контрагентов (п. 1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ);
- использованием возможности не начислять НДС по авансам, поступившим от зарубежных покупателей (п. 1 ст. 154 НК РФ);
- контролем за соблюдением сроков, отведенных для подтверждения права на применение ставки 0% (п. 9 ст. 165 НК РФ);
- отслеживанием момента перехода права собственности, если согласно международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс» он не совпадает с моментом отгрузки;
- правильным соотнесением объемов отгрузок, используемых в расчетах распределения НДС.
3. Появляется обязанность по учету дополнительных операций, связанных с экспортом:
- расчетов по таможенным пошлинам и сборам с применением для этого счета 76:
- Дт 76 Кт 51 (52);
- Дт 44 Кт 76;
- применения для учета отгрузки счета 45, если момент перехода права собственности на товар не соответствует моменту отгрузки:
- Дт 45 Кт 41 (43);
- Дт 90 Кт 45;
- восстановления НДС, ранее принятого к вычету в обычном порядке, если возникла необходимость его вычета по правилам экспорта (п. 6 ст. 166 НК РФ);
- движения НДС по не подтвержденному в срок и подтвержденному с опозданием экспорту;
- начисления пеней и штрафов по НДС, относящемуся к не подтвержденному в срок экспорту;
- списания по истечении 3 лет НДС по неподтвержденному экспорту.
Возмещение НДС: условия и порядок возврата налога из бюджета
Возмещение НДС может быть осуществлено в следующих вариантах:
- Автоматический зачет суммы переплаты в счет имеющихся долгов перед бюджетом налоговыми органами на основе п. 4 ст. 176 НК РФ. Возможно также закрытие подобным способом долгов по пеням, штрафам.
Нельзя реализовать подобное право только в отношении штрафных санкций, которые взыскиваются исключительно посредством судебного решения. Об этом со ссылкой на п. 2 ст. 45 НК РФ говорится в постановлении Президиума ВАС от 16.04.2013 № 15856/12. Ограничение на указанные шаги налоговиков распространяется в отношении наказаний, действие которых приостановлено на основании решения суда. Такое мнение было высказано постановлением ФАС Центрального округа от 18.01.2010 № А35-1181/09-С2.
- На основании заявления налогоплательщика, когда он подает в письменном виде просьбу зачесть имеющуюся переплату в счет будущих начислений налога. Документ может быть передан в инспекцию как в бумажном, так и в электронном виде.
- Компаниям также дано право запрашивать перевод «излишков» НДС на свой счет в банке на основании заявления (п. 8 ст. 176 НК РФ), и налоговые органы обязаны это сделать в установленные сроки.
При общем порядке возмещения для этапов данной процедуры действуют такие сроки:
- Со дня подачи декларации по НДС за отчетный период (до 25-го числа после окончания квартала) и соответствующего заявления о возмещении инспекция начинает проводить камеральную проверку, она согласно п. 1 ст. 176 НК РФ не может длиться более 3 месяцев.
- При отсутствии замечаний со стороны налоговиков им отводится ровно 7 рабочих дней на то, чтобы принять положительное решение об удовлетворении заявки плательщика полностью или частично. Такое правило установлено пп. 2, 6, 7 ст. 176 НК РФ. Аналогичное постановление должно быть вынесено и в отношении заявления о зачете сумм. Далее порядок действий следующий:
- в течение суток в казначейство направляется распоряжение о перечислении возмещаемой суммы НДС на счет предприятия;
- не позднее чем через 5 суток после этого органы казначейства осуществляют отправку денежных средств на банковский счет налогоплательщика.
Если суммировать все указанные сроки, то получится, что с момента подачи заявления до даты получения средств на счет должно пройти не более 3 месяцев и 12 дней. Возможна ситуация, когда плательщик не подавал заявление в момент подачи декларации, а решил дождаться результатов проверки, в этом случае срок возврата будет удлинен еще на месяц с момента передачи письменного заявления налоговикам.
- Если налогоплательщик допустил ошибки в декларации (неточности в расчетах), налоговикам отводится 10 дней на составление акта об отказе и предъявление его налогоплательщику.
Компании после сдачи декларации отводится 5 суток на подачу соответствующего заявления на основании п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Проверяющим также отводится 5 дней с даты получения такого заявления на то, чтобы удовлетворить просьбу компании или отказать. При этом фирме нужно обязательно учесть положения пп. 2, 4, 7 ст. 176.1 НК РФ.
При наличии долгов по налогам, штрафных санкций независимо от воли предприятия производится их покрытие за счет суммы возврата. Если таковых не имеется, инспекция передает соответствующее требование в казначейство, а оно не позже чем через 5 суток переводит деньги на банковский счет налогоплательщика.
Итоговый срок при этом не должен превышать 12 суток, после его завершения органам ФНС придется начислять и выплачивать проценты за просрочку. На их начисление инспекциям отводится три дня с даты получения уведомления от казначейства об исполнении обязательства по отправке средств на счет компании на основании п. 10 ст. 176.1 НК РФ.
При этом период для камеральной проверки также составляет 3 месяца, то есть он идентичен обычному варианту возврата. Если по результатам проверки право на возмещение не будет признано, у компании образуется задолженность по налогу. Фирме или ее поручителю придется погасить образовавшийся долг.
У отделения ФНС возникает обязанность самостоятельно произвести расчет процентов за каждый день просрочки с суммы подлежащего возврату НДС в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ на основании п. 10 ст. 176 НК РФ.
Компания при этом не обязана составлять на данные выплаты отдельное заявление, хотя ранее подобная точка зрения высказывалась в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 12842/11 и от 17.03.2011 № 14223/10. Основанием для перевода дополнительных процентов в подобных случаях служит п. 10 ст. 78 НК РФ.
Кроме того, если после отказа налоговиков в возврате сумм плательщику удалось доказать свое право через суд, инспекции также придется рассчитать пени за все дни начиная с 13-го после окончания камеральной проверки. К такому решению пришли судьи в постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11.
В качестве элемента базы для расчета применяются календарные дни, то есть нерабочие и праздничные дни также включаются в расчет процентов. Этот вывод сделали суды, поскольку не нашли каких-либо указаний в кодексе на конкретный порядок определения периода начисления. В частности, можно обратиться к постановлению Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13.
Если на момент окончания проверки было принято решение только о частичном удовлетворении заявления на возмещение, то период начисления процентов также начинается с 13-го дня. Объектом для начисления также служит сумма признанного НДС. Так сказано в постановлениях Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 и № 13678/11.
Раздельный учет НДС при осуществлении экспортных операций
Фирма может сообщить о своем желании воспользоваться правом на возмещение НДС в любом из кварталов года, но не позднее трех лет с того периода, за который истребуется возмещение, — на основании п. 2 ст. 173 НК РФ. Такая точка зрения подтверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 22.
Придерживаясь общего порядка возмещения НДС, орган ФНС, получив декларацию и заявление, в котором содержится соответствующее требование, обязан начать камеральную проверку сроком не более 3 месяцев, опираясь на положения ст. 88, 100, 101 НК РФ.
Налоговики вправе затребовать для изучения комплект документов, чаще всего в его состав входят:
- счета-фактуры;
- контракты,
- первичка;
- книга покупок, книга продаж.
Возможно также предоставление иных бумаг, которые могут стать доказательством наличия права на вычет. Помимо этого, у проверяющих есть полномочия истребовать и иные документы, не относящиеся непосредственно к сумме заявленного возмещения, но отражающие общее состояние финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
Результатом контрольной процедуры может быть официальное согласие органа ФНС возместить налог либо мотивированный отказ с составлением акта с указанием на выявленные ошибки организации. Нередки случаи, когда требования фирмы удовлетворяются, но только в определенной части предъявленной суммы. Тогда на размер возмещения выдается согласие, а на часть, в которой отказано, выписывается акт с описанием допущенных ошибок. На этот счет также есть мнение судей в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11.
В будущем выездная проверка может выявить противозаконность полученного ранее возмещения, в этом случае у фирмы возникает недоплата по НДС. Помимо этой суммы, организации придется перечислить в бюджет проценты за каждый день начиная с даты поступления денег на ее счет из бюджета либо со дня вынесения решения о возврате в ее пользу.
Пени по заявительной процедуре могут возникнуть только по итогам камеральной проверки, проводимой при первичной подаче декларации, так гласит письмо ФНС от 21.02.2013 № АС-4-2/2940.
Одного превышения «входного» налога над «исходящим» для возмещения НДС еще недостаточно. Необходимо выполнить еще ряд важных условий:
- Право на возмещение НДС имеют только его плательщики. Те, кто используют спецрежимы, в общем случае не могут рассчитывать на получение налога из бюджета, даже если производят закупки, включающие в себя сумму НДС. Вычет для «сперцрежимников» возможен в особых ситуациях и только для налоговых агентов (п. 3 ст. 171 НК РФ).
- Приобретаемые материальные ценности или услуги должны использоваться для коммерческой деятельности, причем именно в той части, которая облагается НДС.
- Указанные выше объекты (услуги) должны быть оприходованы.
- По каждой закупке должен быть получен счет-фактура, оформленный должным образом (ст. 169 НК РФ).
Процедура начинается с подачи декларации, содержащей сумму к возврату. Далее в рамках камеральной проверки с помощью системы «АСК НДС-2» инспекторы сверяют данные декларации с информацией, полученной от контрагентов.
При выявлении несоответствий налоговики запрашивают пояснения и подтверждающие документы. Также они имеют право при наличии должных оснований провести осмотр помещений, связанных с коммерческой деятельностью заявителя (ст. 92 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка по НДС 2019
Важно отметить, что пояснения необходимо давать в электронном виде, иначе они считаются непредставленными (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В общем случае камеральная проверка по НДС не может продолжаться более двух месяцев. Но если выявлены нарушения, то этот срок может быть продлен до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).
При отсутствии претензий, или если они касаются только части заявленной суммы, налоговики принимают решение о возмещении НДС.
Длительность всех процедур, связанных с возмещением НДС, отражена в ст. 176 НК РФ.
Если бизнесмен «отбился» от претензий в ходе проверки, то в течение 7 дней по ее завершению налоговики обязаны вынести решение о возмещении НДС и (одновременно) о зачете или возврате его суммы. Зачет специалисты ИФНС производят самостоятельно, если у налогоплательщика есть задолженность по НДС или другим федеральным налогам, а также по штрафам и пени.
Важно!
При отсутствии долгов (или если сумма переплаты превышает их) инспекторы на следующий день после решения о возврате должны направить документы в казначейство. На перечисление средств закон отводит 5 дней.
В итоге сумма возмещенного НДС должна вернуться налогоплательщику не позднее, чем через 12 дней по завершении камеральной проверки. При нарушении этого срока налоговики должны выплатить бизнесмену компенсацию, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Описанный выше порядок применяется, если не было найдено нарушений. Если же они были, то сроки рассмотрения акта проверки регламентируются положениями ст. 100 и 101 НК РФ.
В течение 10 дней составляется акт проверки. На его вручение налогоплательщику отводится еще 5 дней. Далее у бизнесмена есть месяц на представление возражений, после чего в течение 10 дней налоговики выносят решение. Оно может предусматривать как отказ в возмещении, так и подтверждение права на возврат налога (полностью или частично).
Если возврат в той или иной степени подтвержден, то сроки, предусмотренные ст. 176, применяются к этой сумме так же, как и при «обычном» возмещении.
Важно!
Заявление на возврат НДС нужно подать до принятия решения о возмещении. В противном случае ст. 176 НК РФ «не работает» и налог будет возвращен «на общих основаниях», т.е. придется ждать еще месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ).
С точки зрения бухучета предъявленный НДС к возмещению — это дебетовое сальдо по счету 68.2.
Закон предусматривает два варианта закрытия переплаты по НДС.
Для этого вам необходимо обратиться с заявлением в инспекцию по месту своего учета (п. п. 2, 4 — 6, 14 ст. 78, п. п. 3, 9 ст. 79 НК РФ). Прежде всего налоговый орган засчитывает излишнюю сумму в счет погашения имеющейся у вас задолженности по налогам, пеням и штрафам (п. 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ). Если задолженности нет, излишек вы можете направить в счет уплаты будущих платежей (недоимки) по федеральным налогам (кроме НДФЛ), например, по налогу на прибыль:
ДТ 68.4 — КТ 68.2
Обжалуем отказ в возмещении НДС
ДТ 51 — КТ 68.2
Если налог излишне уплачен или излишне взыскан, то НДС вам вернут в течение месяца со дня получения инспекцией заявления о возврате (п. 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ).
Если деньги поступили из бюджета несвоевременно, бизнесмен имеет право на проценты. Проводки в этом случае будут следующие:
ДТ 76.5 — КТ 91.1 — начисление
ДТ 51 – КТ 76.5 — поступления
Доход в виде процентов из бюджета не отражается в налоговом учете (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В результате возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА), равный в общем случае 20% от начисленных процентов:
ДТ 68.4.2 — КТ 99.ПНА
Возврат НДС из бюджета возможен, если сумма вычетов за период превышает сумму начислений.
Процедура возмещения — сложная и длительная, даже при отсутствии вопросов она продолжается около 2,5 месяцев.
Чтобы пройти этот «квест» без проблем, нужно очень внимательно проверять контрагентов и полученные от них документы.
Напомним, что право на вычет сумм НДС, предъявленных по товарам (работам, услугам), использованным для осуществления на территории РФ операций, облагаемых этим налогом, возникает у российского налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором соблюдены условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ.
Как правило, при проведении проверок возникают вопросы правомерности предъявления НДС к вычету в более поздний период, чем датирован счет-фактура. В таком случае нередко высказывается позиция о необходимости подачи уточненных налоговых деклараций.
В письме Минфина России от 02.04.2009 № 03-07-09/18 разъяснено, что суммы НДС, предъявленные поставщиками, подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором от поставщиков получен счет-фактура. Аналогичные разъяснения были приведены и в письме Минфина России от 13.06.2007 № 03-07-11/160. В случае получения счета-фактуры в более поздние сроки целесообразно дату его фактического получения подтвердить почтовым конвертом, фактом регистрации счетов-фактур в журнале входящей документации и т. п. Анализ арбитражной практики также показывает, что суды в большинстве случаев придерживаются подобной позиции. Так, например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2009 по делу № А56-12153/2008 и ФАС Дальневосточного округа от 03.12.2009 по делу № Ф03-6751/2009 при рассмотрении аналогичных ситуаций указано, что НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на применение налогового вычета по НДС в более поздний период по сравнению с периодом получения и оприходования товара.
Кроме того, заслуживает внимания разъяснения, приведенные в письме Минфина России от 30.04.2009 № 03-07-08/105. В частности, в письме отмечено, что воспользоваться правом на вычет по НДС можно в течение трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода, т. е. речь идет о возможности/правомерности применения вычета НДС в более позднем периоде, чем появилось право на него. Данный вывод сделан Минфином России исходя из анализа пункта 2 статьи 173 НК РФ.
С учетом изложенного, предъявление НДС в более поздний налоговый период не может рассматриваться как ошибка.
Одним из случаев доначисления НДС является утрата права на применение специального налогового режима (УСН или ЕНВД), в результате чего налогоплательщик обязан доначислить НДС по всем операциям по реализации товара, имевшим место с начала квартала, в котором необходимо перейти на уплату налога на прибыль.
Рассмотрим довольно типичную ситуацию. Организация применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, например, в отношении услуг по перевозке грузов. В конце квартала оказалось, что организацией фактически использовались для осуществления деятельности 23 транспортных средства, при этом ограничение главой 26.3 НК РФ по применению ЕНВД для данного вида услуг установлено — 20 транспортных средств. Т. е. уплата ЕНВД в данном квартале и соответственно оказание услуг без НДС были неправомерны. Организации необходимо доначислить НДС со всей стоимости реализации услуг по перевозке грузов. Источником покрытия НДС в данном случае будут средства организации, так как в договорах с заказчиками суммы НДС не предусматривались и счета на оплату выставлялись без НДС. При этом уменьшать налоговую базу по прибыли на сумму доначисленного НДС неправомерно.
Таким образом, бухгалтер на основании бухгалтерской справки должен будет сделать следующую проводку:
- Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - — на сумму доначисленного НДС.
Соответственно, возникает необходимость предоставить налоговую декларацию по НДС за данный налоговый период.
Основными причинами неправильного исчисления НДС могут являться:
- неправильное определение налоговой базы;
- неправомерное применение освобождения по НДС в отношении отдельных операций;
- ошибочное применение ставки по НДС;
- неправомерное предъявление НДС к вычету.
Наиболее часто вопросы и ошибки возникают именно в части предъявления НДС к вычету, что вполне объяснимо. Ведь на правомерность и своевременность предъявления НДС к вычету влияет множество факторов. Рассмотрим некоторые из них и попытаемся разобраться, когда действительно идет речь о нарушении установленного порядка и внесение исправлений в бухгалтерский и налоговый учет необходимо, а когда, несмотря на возможные претензии со стороны налоговых органов, бухгалтер поступает в рамках требований налогового законодательства.
При проведении налоговых проверок наиболее часто выявляемым нарушением в настоящее время является неправомерное предъявление НДС в результате совершения сделок с «проблемными» налогоплательщиками. Стоит отметить, что налогоплательщикам рекомендуется в случае самостоятельного выявления фактов работы с «проблемными» налогоплательщиками задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
При этом в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/33 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведен образец пояснительной записки к уточненной налоговой декларации, «представляемой в связи выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
Один из главных вопросов для плательщиков налогов – компенсация НДС, то есть возможность возврата налога. Предварительно следует ознакомиться, какие ставки действуют на данный момент. Всего можно выделить несколько ставок, которые отличаются исходя из типа товаров.
Вариация ставок была разработана, чтобы обеспечить покупателей товарами первой необходимости с меньшим платежом. Товары, которые не относятся к особо значимой продукции, реализуются по более высокой ставке.
Некоторые товары реализуются по ставке НДС 0%. От выплат освобождаются предприятия, работающие в сырьевой и энергетической отрасли, а также некоторые,
которые специализируется на операции по импорту. Ставка распространяется на
экспортную продукцию, продаваемую по процедуре СЗТ, услуги, связываемые с нефтяными трубопроводами, космической сферой и т.д.
Льготная ставка 10% распространяется на группы товаров, которые являются особо значимыми. К ним относят продовольственные товары, детское питание, книги, медицинские товары.
Обычная ставка в 20% берется в отношении товаров, которые не попадают под льготные ставки. Этот максимальный процент действует для производителей, предлагающих услуги в России, не занимающихся ввозом или вывозом.
Возмещением НДС занимается налоговая служба, а основанием для перечисления средств будет являться заявление плательщика и декларация с расчетом. Претендовать на возврат НДС может только субъект, для которого применение этого вида обязательств предусмотрено режимом налогообложения. Чтобы воспользоваться льготой и вернуть средства из бюджета, компания должна отвечать следующим требованиям:
- работа по общей схеме налогообложения (ОСНО). На иные режимы, такие как УСН, ЕНВД, ЕСХН, налог на добавленную стоимость, льгота не распространяется;
- сделки с начислением и уплатой налога должны относиться к предпринимательской деятельности, например, приобретение компанией транспорта для личного пользования руководителя не предусматривает использование машины для основной деятельности, поэтому не учитывается для возврата налога;
- юридическое лицо должно отразить сделку, связанную с начислением НДС, в сведениях бухучета – первичные документы, по которым происходит учет, будут впоследствии проверяться специалистами ИФНС.
Это только общий перечень требований к субъектам, имеющим возможность вернуть уплаченную сумму налога или зачесть ее в будущие платежи.
Важное значение имеют и другие факторы – предмет и суть сделки, примененная ставка налогообложения, статус контрагента по договору, реальность сделки и правильное оформление всех документов. Сделка должна быть отражена не только в документах плательщика, но и его контрагента. Выставляя счет на товар, партнер по договору должен отразить и оприходовать его в своей системе бухучета. При проверке оснований для возврата НДС будет проводиться сверка декларационных бланков и первичных документов.
Суть возмещения НДС заключается в возврате начисленных и фактически перечисленных сумм по налоговым обязательствам. Основаниями для обращения в ФНС будут являться следующие факты:
- если объем реализованной продукции оказался ниже, чем совокупный объем закупленных товаров (аналогичный режим распространяется также на работы и услуги);
- если возникла диспропорция при применении ставок НДС на внутреннем рынке – например, если продукция закупалась с использованием ставки 18%, однако была реализована с применением тарифа по 10%;
- если при совершении внешнеэкономической сделки компания имела право использовать нулевую ставку (о перечне таких контрактов расскажем ниже).
Обратите внимание!
Право на возмещение НДС возникает только при фактической оплате налога и отражении его в декларационном бланке. Если налог был исчислен, но не уплачен, допускается вариант с зачетом.
Понять механизм возврата НДС в России поможет характерный пример. Если компания приобрела спецоборудование в рамках основной деятельности у отечественного поставщика, ей будет выставлен счет – в стоимость продукции включается НДС по ставке 18%. При заполнении документов и декларации компания укажет эту сумму для последующего вычета. Если оборудование будет продано другому субъекту, может возникать право на пониженную ставку НДС – например, 10%. Именно эта разница в суммах может быть предъявлена к возврату через ИФНС.
Особенности порядка возмещения НДС
Возмещение НДС в РФ не обязательно сопровождается перечислением средств из бюджета на счет компании, даже если она подала соответствующее заявление. Помимо возврата налога, возможен его зачет по следующим правилам:
- при наличии долгов по НДС, а также штрафным санкций по данному виду налога, ИФНС обязана направить всю сумму возмещения на зачет задолженности. Оставшаяся сумма возмещения может быть возвращена на счет или учтена для будущих налоговых обязательств;
- если компания планирует провести зачет в счет долгов по другим налогам, подается заявление в налоговую службу;
- зачет суммы возмещения в счет будущих платежей по НДС также происходит на основании заявления от плательщика.
Обратите внимание!
Наличие задолженности и штрафных санкций по НДС будет установлено во время камеральной проверки, даже если плательщик не отразил этот факт в декларации.
Кроме зачета, используется вариант с перечислением средств из бюджета. Если НДС был только начислен по декларации, однако оплата не прошла, можно использовать только способ с зачетом. Если задолженность по НДС отсутствует, юридическое лицо может самостоятельно указать способ возмещения в заявлении. Подтверждение способа возмещения НДС будет зафиксировано в решении ИФНС.
Для отдельных категорий плательщиков допускается упрощенный порядок возмещения, когда зачет или возврат происходит до принятия решения ИФНС. В перечень таких субъектов входят:
- предприятия крупного бизнеса, которые задекларировали НДС, акцизы и иные виды налогов на общую сумму более 7 млрд руб. за 3 года до обращения за возвратом;
- если компания представила в налоговую службу банковскую гарантию – в этом случае банк обеспечит обязательство по оплате налога, если камеральная проверка завершится отказом;
- если для резидентов отдельных экономических зон и территорий представлено поручительство управляющей компании;
- если налоговое обязательство обеспечено письменным поручительством другой компании.
Для реализации такого упрощенного порядка плательщик должен представить подтверждающие документы одновременно с декларацией. Деньги будут перечислены на реквизиты счета, указанного в заявлении.
Как и по иным видам налоговых проверок, при возмещении НДС может последовать отказ налогового органа. Причины для вынесения отрицательного решения должны быть мотивированы со ссылкой на НК РФ. Основной причиной для отказа будет являться нарушение порядка оформления бланков и форм:
- ошибки при заполнении декларации, в том числе в части расчета сумм НДС;
- неверно указанные реквизиты плательщика, а также контрагентов, препятствующие проведению проверки;
- внесение изменений в первичные документы после совершения сделки;
- несоответствие количества и стоимости продукции сведениям, указанным в транспортных или платежных документах;
- иные виды нарушений, ошибок и недочетов.
Во время камеральной проверки ИФНС может запрашивать пояснения или дополнительную информацию по любым спорным моментам. Если плательщик своевременно устранит претензии и снимет замечания, оснований для отказа не возникает.
В представленных документах может отсутствовать подтверждение реальности сделки. Например, отражение в декларации сумм НДС может обосновываться фиктивными документами, тогда как реальной отгрузки товара не было. Такие нарушения выявляются во время встречных проверок в отношении контрагентов по сделкам.
В перечень иных оснований для отказа могут входить:
- отсутствие права на возмещение налога, например, если компания работает по режиму УСН;
- прямые нарушения НК РФ и иных нормативных актов при заполнении документов;
- отсутствие подтверждения со стороны партнера по сделке;
- неправильное определение объекта налогообложения и т.д.
Решение об отказе в возмещении может быть оспорено в судебном порядке. Заявление подается в арбитраж не позднее 90 дней после утверждения решения в ИФНС. На основании судебного акта возврат происходит путем обращения в Управление Федерального казначейства.
Вернуть НДС можно при возникновении разницы по ставкам налога, в том числе по внешнеэкономическим сделкам с нулевым налогообложением. Претендовать на возмещение могут компании, работающие по общему режиму налогообложения. Для возврата нужно подать в ИНФС декларацию, документы по сделкам, а также заявление. Кроме перечисления средств из бюджета, возможен вариант с зачетом НДС.
- Налоговое планирование
- Аудит налогов
- Организация налогового учета
- Учетная политика
- Возврат налогов
- Налоговая нагрузка
- Налоговые льготы
- Налоговая ответственность
- Налоговые споры
- Налоговые проверки
- Оффшоры
- Оптимизация налогов