- Оспорить ДТП

К какой правовой системе относится правовая система ватикана

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К какой правовой системе относится правовая система ватикана». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Задание 1.

Прочитав определение науки теории государства и права, определите её предмет. _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Право и государство – это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. В чем выражается единство и взаимодействие государства и права?

Задание 1.

Из определения общества, перечислите основные его признаки-элементы. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Термин «общество» используется в разных значениях. На примере трех словосочетаний объясните, какое значение может вкладываться в данный термин.

Капиталистическое общество

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Российское общество

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общество цветоводов

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Власть необходимо отличать от влияния. На примере жизненной ситуации: один человек убедил другого бросить курить, определите, что это – власть или влияние?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Заполните предложенную схему: «Органы власти в первобытном обществе».

Органы власти

в первобытном обществе

Задание 1.

Запишите общие признаки государства. Изменялись ли они по мере развития человечества, если да, то, как именно?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Определите сущность государства России. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Укажите, какой общественно-экономической формации не соответствует исторический тип государства. Аргументируйте ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

К концу XIX в. на политической карте мира насчитывалось чуть меньше 50 государств. К концу XX в. их стало более 250. К 2015 г. прогнозируется существование не менее 300 государств. Какие причины влияют на столь интенсивное государствообразование? Как Вы полагаете, эта тенденция сохранится в будущем?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

В чем различие между государственным и национальным (этническим) суверенитетом? Как решается на современном этапе вопрос о праве народов на самоопределение, сецессию (выход, отделение) и образование самостоятельного государства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Особенности российской правовой системы

Задание 1.

Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:

1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Определите, к какой из форм осуществления государственной деятельности относятся разъяснение вновь изданных нормативно-правовых актов; хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом; подготовка и издание федеральных законов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

В ст.126 УК РФ указано, что похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет. О какой функции государства идёт речь и какими методами осуществляется эта функция?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

В чем, на Ваш взгляд, состоят отличия функций государства от функций органов государства? Каким образом достигается их единство?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Какова Ваша точка зрения по поводу выделения «классовых функций государства»? Что означает это понятие? Насколько обосновано его существование?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

О. Бисмарк утверждал, что «на штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть». Что имел в виду немецкий канцлер, если его слова отнести к функциям государства?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Какие функции, на Ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для Российской Федерации?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Выберите правильный ответ.

1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни является признаком …

а) функций государства;

б) механизма государства;

в) политической организации общества;

г) формы правления.

2. Функция государства, характеризующаяся созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства – …

а) экономическая;

б) социальная;

в) экологическая;

г) интеграции в мировую экономику.

3. Факторы, являющиеся решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития, это – …

а) форма государственного правления;

б) административно-территориальное устройство;

в) сущность и социальное назначение государства;

г) степень демократизма.

Задание 1.

Понятие “механизма государства” нередко отождествляется с понятием “аппарат государства”. Используя полученные знания по данному вопросу, ответьте: тожественны ли эти два понятия.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Проклассифицируйте по всем основаниям следующие государственные органы:

1. Конституционный суд РФ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Президент США

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Губернатор штата Техас

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Министр иностранных дел Франции

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Парламент Англии

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Найдите ошибку и исправьте ее. «Президент РФ является коллегиальным, временным органом. Он является высшим органом государственной власти в РФ. Это первичный орган».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

К какой ветви власти можно отнести: Правительство Санкт-Петербурга; Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, городской суд Санкт-Петербурга. Ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Изучите главы 4–8 Конституции РФ и представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?

РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Задание 1.

Объясните, почему государство является «центральным звеном политической системы».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Запишите известные Вам политические партии и неполитические объединения России, связанные с политической деятельностью.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Всегда ли сильное государство является благом для граждан?» Приведите конкретные исторические примеры.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Дайте обоснованный ответ на вопрос: “В чем выражается определенное воздействие общественных организаций на государство?”

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Президент США Дж. Картер любил повторять одну остроту: «Политическая деятельность – вторая древнейшая в мире профессия, состоящая в близком родстве с первой». Вы разделяете его мнение? Какие негативы политической сферы Вы могли бы отметить?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.

– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.

– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.

– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.

Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?

Юридическая ответственность устанавливается, исходя из таких источников:

  1. Конституция государства.
  2. Федеральные законы, указы и распоряжения первого лица страны – Президента РФ.
  3. Федеральные конституционные законы.
  4. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти.
  5. Ведомственная правовая документация органов исполнительной власти.
  6. Международные соглашения и договоры, ратифицированные в установленном международном правопорядке.

Согласно первой части 15 статьи российской Конституции, все правовые соглашения, нормы и принципы в обязательном порядке должны соблюдать предписания основополагающего первоисточника права в России – Конституции РФ, не противоречить ей и соответствовать в рамках тематической необходимости.

Понятие правовой системы. Критерии классификации правовых систем современности.

если говорить об истории права в России, то следует отметить, что по этому поводу существует несколько точек зрения, которые в определенной мере друг от друга отличаются. Однозначного мнения о происхождении российской правовой системы не существует. Некоторые историки считают, что отечественная правовая система является по своей сути «уникальной», не принадлежащей ни к одной из существующей или существовавших семей права.

Самое распространенное мнение относительно исторического происхождения свода правовых норм в России гласит о том, что отечественная правовая система является синтезом множества всемирных правовых моделей, объединяя правовые основы, существовавшие в течение всего общечеловеческого опыта правоотношений.

Характерные черты и особенности российской правовой системы состоят в том, что она считается влиятельнейшей и крупной социалистической правовой системой, которая на данный момент времени является открытой для новых достижений, планов и внедрений идей.

Особенности и структура российской правовой системы имеет очертания пирамиды, состоящей из трех уровней. На первом уровне находится федеральное законодательство. Это вершина правовой пирамиды. На этом уровне располагаются международные соглашения и договора, Конституция как первоисточник права, Президентские указы и постановления, федеральные конституционные законы, Правительственные правовые предписания.

Первая составляющая – это распоряжения, указы, инструкции, приказы ведомственного, министерского, департаментского уровня федеральных распоряжения, действие которых распространяется на всю страну.

Вторая составная – это распоряжения, указы, инструкции, приказы ведомственного, министерского, департаментского уровня, федеральные распоряжения, действующие в пределах конкретной территории.

Третья составная — это законотворческая деятельность органов местного самоуправления, которые издают в рамках своей компетенции законы, действующие на территории муниципальных образований.

Четвертая составная – это сумма приказов и распоряжений руководящих структур предприятий и организаций, которые действуют в рамках деятельности этих предприятий и организаций.

Правовые отрасли делятся на частные и публичные. Публичные право регламентирует отношения между определенными субъектами правовых отношений, одним из которых является государство. Этот вид правовой деятельности регулирует уголовные дела, административное, конституционное, финансовое, экологическое право.

Частное право специализируется на урегулировании личных или имущественных отношений общественного характера, между участниками правовых отношений, которые являются отдельными физическими или юридическими лицами.

Система видеонаблюдения: амортизационная группа

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Англосаксонская правовая семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права.

Английская правовая система включает «общее право», «статутное право» (законодательство) и «право справедливости». Каждое из них имеет свою историю становления и развития.

С периода нормандского завоевания (1066) в Англии стала формироваться централизованная судебная система. Так называемое «common law» Англии (общее право) складывалось как единая система прецедентов (вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогических дел).

Общее право Англии первоначально сложилось в виде судебных обычаев. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались сложившейся системой юридических принципов.

Система принципов, на которых основывались судьи, была обязательна для всех судов при вынесении ими решений. Таким образом, выработалось правило прецедента – однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей.

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью.

В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

Шариат как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации этих текстов и логических построений, сделанных на их основе. Анализ входящих в состав шариата правил поведения позволяет представить его в качестве всеобъемлющей системы социально-нормативного регулирования. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях. Анализ положений Корана и Сунны позволяет сделать выводы, что шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности.

История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих.

Другие юридически значимые нормы сложились в результате жизнедеятельности, поведения Пророка Мухаммада.

На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая доктрина и по настоящее время продолжает оказывать определенное воздействие на правовую систему стран исламского мира.

Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением законодательного процесса. В XIX в. в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.

На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям.

Источники мусульманского права. В основу мусульманского права легли: 1) Коран, 2) Сунна Пророка, 3) иджма и 4) кияс. Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Коран – последнее по времени Божественное Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду в VII в. н.э. и адресованное всему человечеству. В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, даются надежные ориентиры к праведному пути в жизни. Коран – важнейший памятник мировой культуры. Он состоит из 114 сур (сура – глава), а каждая сура разделяется на стихи (айаты). Книга написана рифмованной прозой, что делает ее приятной для чтения.

Коран – это не только духовная книга, но и нравственно-юридический кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Здесь различные положения нравственного и юридического характера имеют смешанное выражение. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, – задача законоведа.

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие правовой системы………………………………………………..4

1.1. Основные определения…………………………………………………4

1.2. Правовая система и система права. Их структура……………5

2. Основные правовые системы мира……………………………………..8

2.1.Классификация правовых систем…………………………………..8

2.2.Романо-германская правовая семья……………………………….10

2.3.Англосаксонская правовая семья…………………………………..16

2.4.Мусульманская правовая семья……………………………………..22

2.5.Иные правовые системы и их характеристики………………..25

Заключение………………………………………………………………………….30

Литература…………………………………………………………………………..31


Каждое из сегодняшних государств имеет свое право, и более того, право может служить признаком некоторых негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

То влияние, которое оказывает на жизнь общества отрасль права, не может быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло, было обосновано и утвердилось понятие «правовая система», охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.

Правовая система – это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а правовая система – вся «правовая действительность» данного государства.


Документы и системы документации

Существует также понятие «системы права» — это внутренняя структура права , состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

Ее первичным элементом выступают нормы права, и в целом все ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство, она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами. Система права объективна.

Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая система«. Последнее шире по своему объему и включает в себя:

1) систему права (законодательство);

2) юридическую практику;

3) господствующую правовую идеологию.

Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права .

Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений.

Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами.

Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

Государственное (конституционное) право – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право – регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право – представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право – регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

Семейное право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

Уголовное право – представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

Уголовно-процессуальное право – объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.

Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.

Конечно же, такая стурктура системы права существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. В таких случаях мы говорим о «национальной правовой системе» какой-либо из стран мира. Но мы используем именно это понятие потому, что в стране на одной ступени с правом иногда стоят судебная (юридическая) практика, правовая идеология, система обычаев или верований. Именно от этих сложных, исторически сложившихся связей зависит весь строй правовых явлений.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.

Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем:

— семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы, романо-германское право (Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Монако, Швеция, Швейцария, Финляндия. Влияет на Латинскую Америку, штат Луизиана, Квебек). В этих системах на первом месте стоит закон;

— семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем, прецедентное право (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нигерия, Южно-Африканская Республика). В этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент;

— семья религиозно-традиционных, заидеологизированных систем — мусульманское право (Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты). Основана на Коране, Сунне, и обычаях – Адатах.

Итак, перед нами выстраивается целый ряд правовых систем. Но несмотря на то, что мы указали лишь на три основные, самые большие семьи, классификация гораздо шире – от приоритетов нравственных начал в регулировании общественных отношений (некоторые азиатские системы) до сугубо правовой регламентации в еропейском союзе. Так, в мусульманской правовой системе религиозные нормы определяют брачно-семейные отношения, в частности, развод, запрет на ростовщичество, налог на поддержание религии и многие другие социальные правила поведепия. Ислам закрепляет роль религиозного лидера, стоящего во главе народа, государства ( в Хомейни и Иране). Но тот же ислам содержит и нормы о джихаде (священной войне) против неверных, для завоевания их земель. Для африканских правовых систем характерным является сочетание статутного, бывшего колониального права, и обычного, местного. А у таких огромных азиатских регионов, как например. Китай, правовые системы имеют очень большую специфику. Так, в китайском обществе широко распространено конфуцианство с его идеалами справедливости, добра, приоритета морали, почитания и даже культа опытного добродетельного руководителя. Почитать, слушаться его, самому следовать моральным правилам – это направление в жизнедеятельности китайского общества является, пожалуй, самым мощным и насчитывает оно уже более двух с половиной тысяч лет.

Из всего вышеперечисленного мы можем сделать прямые выводы о том, что возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют – на правовую систему воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука, политика, политическая культура. Эти примеры свидетельствуют о многообразии правовых систем, необщепригодности правовых ценностей и Запада и Востока, и Юга. Но все же нормативно-регулятивное значение права, его социальное назначение и ценность приобретают в конце XX глобальный масштаб. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Эта система носит ярко выраженную религиозную окраску. Ее основу составляют юридически значимые положения священной книги мусульман — Корана, а также Сунны (собрания имеющих правовое значение преданий — Хадисов — о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), и нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласною мнения (Иджмы) наиболее авторитетных правоведов — муджтахидов и факифов, и умозаключения по аналогии (Кийас).

В Коране не содержится базовой правовой теории. Нормативные предписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительно немногочисленны. Наиболее подробно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения.

Большинство же положений Корана и Сунны не обладает жесткой нормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти весьма абстрактно сформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования.

Первые толкования появились в VII в., после смерти пророка Мухаммада. Они принадлежат перу сподвижников пророка, которые толковали не только его слова, но даже, в иных случаях, и молчание. Подобного рода «расширительное» толкование сподвижниками пророка совместно со знаменитыми правоведами зиждилось на консенсусе между ними и служило основой для вынесения кади (судьей) решения по конкретному делу.

В конце же концов развитие мусульманского права приобрело казуальный характер, однако это был не единственный путь его эволюции. Параллельно шло становление теории мусульманского права, создававшейся на базе толкований этого права имамами (основателями толков — Мазхабов). Причинами разночтений этих толков являлись разные социально-экономические условия в регионах пестрого арабского мира.

Законодательная власть в мусульманских странах принадлежала не главе государства, а авторитетным представителям крупнейших правовых толков, поскольку большинство норм мусульманского права создано и создается ими и является итогом их доктринальной разработки. В результате к настоящему времени мусульманское право превратилось в собрание огромного множества возникших в различных исторических ситуациях разнообразных норм, в большинстве случаев формально не определенных. Благодаря широкому простору для его толкования авторитетными правоведами и свободе судейского усмотрения при выборе норм мусульманское право и ныне чрезвычайно гибко, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям современной жизни, сохраняя при этом тесную связь с историческими традициями и одновременно поддерживая свой высокий сакральный авторитет.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писанной конституции, а ее место занимает Коран.

В целом же развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала воз­можность его толкования. Для приспособления мусульманского права к к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, — соглашения, за­конодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие прими­тивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

— главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

— весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

— особое место в системе источников права занимают труды ученых– юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

— тсутствует деление права на частное и публичное;

— нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

— судебная практика в принципе не является источником права;

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).

В данной работе мы рассмотрели основные правовые системы современности. Их появление было обусловлено закономерностями развития общества, совокупностью его исторических особенностей, географическими факторами. Сегодня каждое государство имеет свою правовую систему, имеющую как общие черты, так и различия с иными правовыми системами.

В конце исследования можно сказать, что правовой модели, удовлетворяющей каждое государство, не существует. У каждой есть плюсы (например, четкая кодификация романо-правовой системы) и минусы (поро оно отдалено от практики). Так же обстоит дело с прецедентным правом, и правом мусульманским, традиционным и т.д. Но есть надежда, что сближение правовых систем различных стран поможет сгладить углы во взаимодействии правовых систем и будет заложена основа всемирной правовой семьи.


Особенности российской правовой системы: понятие, характеристики и структура

Вопрос об особенностях российской правовой системы в науке неоднозначен и противоречив. Основными вариантами классификации российского права системы как одной из правовых семей являются:

  • российская правовая система принадлежит к романо-германской юридической семье;
  • российская правовая система принадлежит к семейству социалистического права (или, имея отличительный характер, считается его основным представителем);
  • российская правовая система принадлежит к семейству славянских законов (или, имея отличительный характер, считается ее главным представителем).

Первая точка зрения, представленная в работах ряда известных сравнительных материалов (А.Х. Саидов и др.), представляется наиболее предпочтительной, при условии, что российская правовая система обладает неотъемлемыми характеристиками своего специфического историко-культурного развития (это соответствует современным сравнительным исследованиям распределения различных групп государств в рамках римско-германской правовой семьи — романской, германской, скандинавской и т. д.).

Как утверждает А.Х.Саидов, развитие российской правовой системы в 10 и 19 веках, византийская культура, восприятие православия, поздние европейские законы и влияние Северной Европы позволяют нам завершить вступление в семью римско-германских правовых систем. Следует обратить внимание на следующие отличительные особенности особых сортов — евразийских:

  • во 1-х, высочайшая, наиважнейшая, защита общих интересов, общего дела, духа соборности в ущерб личным стремлениям, их правам и интересам;
  • во 2-х, бессилие индивидуального правового начала в культуре в целом;
  • в 3-х, обширное продвижение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.п.;
  • в 4-х, негативное отношение православной веры к базовым устоям законодательного общества и к праву, законодательной культуре;
  • в 5-х, высочайшая степень «присутствия» государственности в социальной жизни и в идеологии государства, в национализации многих аспектов общественной жизни, в подчинении закона государству.

В 1917 году в России начался коммунистический эксперимент. В западном сравнительном праве советское право было отнесено к семейству правовых систем социалистических стран. К тому времени и в этот период социалистический закон часто интерпретируется как своего рода римско-германский закон.

С 90-х годов. XX век существуют две основные тенденции развития современной российской правовой системы:

  • с одной стороны, принципы, нормы и структуры, предусматривающие принципиальное различие между правом Советской Социалистической Республики и буржуазным правом, освобождены от существующего российского законодательства;
  • с другой стороны, принципы, нормы, институты и даже отрасли, ранее считавшиеся исключительным признаком буржуазного права, фигурируют в российском праве.

Согласно своим основным критериям правовой классификации, российское право всегда принадлежало к германской правовой семье и всегда оставалась таковой. Об этом свидетельствуют кодифицированный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства права и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судебных процедур. Все это, однако, не мешает сохранению самобытности, особенностей, традиций российской правовой системы (см.: Саидов А. X. Указ, указ. соч. 334-340).

Замечание 1

М. Н. Марченко рассказал о социальных особенностях социалистического, а затем об определении постсоциалистической правовой системы. По его мнению, российская правовая система, которая является самой мощной и эффективной из всех старых социалистических правовых систем, в настоящее время открыта в переходном состоянии, взаимозаменяема с практикой и любой другой правовой системой (см. Марченко Н. Сравнительное право, 2001, стр. 373-474).

Оригинальность российской правовой системы, ее адекватность славянской культуры и законам, регулирующими развитие российского общества и, следовательно, ее самостоятельная ценность, защищает В.Н. Синюков. Потоки, школы, правовые идеологии и государства, которые сейчас доминируют в российской науке, а также противостоят друг другу, отмечает В.Н. У Синюков есть общая черта: позитивистская трактовка российской правовой культуры как явления, исчерпанного рамками естественного европейского историзма. Кредо этой позиции можно сформулировать так: «Я считаю Россию западной страной. Однако по историческим причинам страна отстает от других западных стран».

Вследствие этого науке остается педантично систематизировать «возможности, упущенные Россией на перекрестках истории» и перечислять исторические действия, «замедляющие формирование России» по западному, очевидно, образцу, вздыхать и горевать по причине ее «несчастной политической судьбы» (см.: Синюков В. II. российская законная система: Введение в единую теорию. Саратов, 1994г. С. 26–27. По тексту автор ссылается на работу: Оболонского А. В. Диалог с советологом Д. Хаммером о «вечных» российских вопросах // Государство и право. 1992. № 7. С. 119, 126).

Замечание 2

В. Н. Синюков подчеркивает необходимость поиска новых методологических инструментов. «Задача современной национальной правовой методологии — найти измерение правовой системы, которое не нарушило бы целостность этого правового явления с духовной структурой России, ее уникальным миром культуры.

Необходимо изучить собственные социокультурные, исторические и особые правовые основы правовой системы. Типы правопознания, воспринятые отечественной наукой — от естественного до позитивистского и марксистского, во многом представляют собой западные правовые элементы западного мировоззрения с точки зрения методологии правовой идентичности, которая не разрешает с необходимой точностью работать с правовыми явлениями в России. «(там же, с. 27-28)». Суть трудности заключается в том, то что Россия нуждается не столько в замене одних стереотипов более великолепными, цивилизованными, сколько в личном правовом самопознании, в восстановлении целостности собственного правосознания, его единства с культурой РФ, ее закономерным миром; такое восстановление, которое поможет не конструировать, а открывать смысл, в том числе и новый, российской правовой культуры, и одолеть нигилизм, апатию, к которым привели многочисленные рецепированные модели государства и права «(Там же. С. 210-211).

Замечание 3

Автором сформулировано следующее методологическое допущение:

  • сущность российской правовой культуры формируется особым национально-правовым типом социальных явлений, морально незаменимых устойчивыми во времени и последовательности российских государственных форм;
  • изменение статуса правовой культуры основано на этно-человеческом трансцендентализме, а не на традиционных формах политических и экономических причин (примитив, 42).

Российское право в силу своей социальной природы, его функциональных отношений с обществом существенно отличается от западных и восточных аналогов, оно значительно меньше других имеет «государственную» природу. Это не конструктивный и разумный свод правил искусственного происхождения (государственно — политических) или естественных (морально-религиозных), а способ интуитивного понимания жизни и построения жизни, который существенно отличает российскую правовую систему от западной и традиционной восточной правовой системы. (там же.С. 213).

Для россиянина по культуре право не может стать инструментом, безразличным к сути его мировоззрения, смыслу жизни. Ценность права в российском правосознании заключается не в обеспечении формальной законности, а в достижении своей идентичности с глубоким пониманием своей жизни.

Поэтому массовое правосознание в России легко может отказаться от правовой формы, если она перестает быть формой самого ее образа жизни. Таким образом, в отсутствие постоянного использования политической власти в России была создана иллюзия многочисленных нарушений социальной справедливости, правовых норм, созданных законодательной властью, и неуважения к правовому нигилизму, который, как это ни парадоксально, продолжает относиться к позитивной законодательной пропаганде.

Однако «нигилизм» является совершенно нормальным явлением для правовой культуры и вовсе не указывает на «низкий уровень правосознания» или « слабость правовых традиций».

Скорее наоборот: ситуация масштабного нормативного нигилизма предполагает достаточно высокое морально-правовое сознание общества, жестко верифицирующего культурную и социальную адекватность писаного права.

Русские, другие механизмы духовно-этических отношений с феноменом, правы в том, что зачастую при простых сопоставлениях с механизмами правового регулирования в других культурах воспринимается как слабость правового начала вообще (Там же С. 217-218).

К преимуществам такого взгляда на российскую правовую систему следует отнести использование более широкой методологии. Действительно, рассмотрение правовых явлений через призму развития конкретной национальной культуры может дать новые познавательные результаты, углубить понимание сущности российской государственности и российской правовой системы, выявить существенные особенности регулирования отношений в российском обществе.

Однако логичнее объединить позитивистскую, не отвергающую социологическую методологию, с тем, что предлагается в качестве основного культурно-исторического метода изучения российской правовой системы; потому что значительная часть научных знаний, в целом и юридически, была разработана на основе социологических прав и на основе полностью философского позитивизма (см. В. Бабаев, В.К., Морозова. Л.А. Государство и право в общей теории 1993. № 3. С. 156-159). Это позволит сделать более взвешенные выводы и поговорить об особом типе взаимодействия российских культурных и исторических традиций с политико-правовыми институтами, созданными по западным образцам.

Замечание 4

Проблема существенных характеристик российской правовой системы нуждается, без сомнения, в дальнейших исследованиях.

Одним из признаков права является системность. Это не простая сумма частей; систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование всей системы. Если какой-либо элемент выйдет из строя, приходит в негодность и вся система.

Право тоже представляет собой систему взаимосвязанных элементов: норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Каждый из них выполняет вполне определенную функцию в обществе. Взаимосвязь этих элементов права отражает понятие «система права».

Таким образом, система права — это внутреннее строение права, отражающее характер взаимосвязи его элементов (отраслей, подотраслей, институтов и норм), выделенных в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Основные правовые системы современности

В правовой доктрине применительно к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права существуют две основные теории — монистическая и дуалистическая. Согласно монистической теории, международное и внутреннее право — части общей единой системы права. Суть дуалистической теории: международное и внутригосударственное право — две различные самостоятельные правовые системы права, не подчиненные одна другой. Признается различие в субъектах, методах нормотворчества, формах существования правовых норм, правоприменительной практикой. Для того чтобы норма международного права приобрела юридическую силу на территории государства, она должна быть трансформирована в национальный правовой акт. Генеральная трансформация заключается в установлении государством в своем внутреннем законодательстве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключайся в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально.

Признавая самостоятельность двух правовых систем, нельзя отрывать одну систему от другой, возводить между ними «китайскую стену», необходимо признать их взаимодействие. Термин взаимодействие в данном случае обозначает такую форму взаимоотношений, при которой каждая из систем не заменяет, не подменяет и не поглощает другую, не имеет характера господства и подчинения, а способствует функционированию каждой. Связь между международным и внутригосударственным правом характеризуется координацией, взаимосогласованностью, взаимодополнимостью.

Так, например, Венская конвенция о праве международного договора 1969 г. — основной международно-правовой документ, который регулирует порядок заключения, действия и приостановления действия международных договоров — уделяет большое внимание вопросам взаимозависимости международного и внутригосударственного права. Без одновременного соблюдения существенных норм обоих правопорядков заключить действительный международный договор или приостановить его действие невозможно. Более того, согласно Венской конвенции, исключительно внутригосударственным правом регулируется порядок признания юридической силы любого международного договора, в частности, его ратификации. Равно также регулируется порядок выхода из него одной из сторон (денонсации).

Международное право основано на уважении суверенности национальных правовых систем, призвано защищать их от вмешательства извне, создавать благоприятные внешние условия для их функционирования. В резолюции Института международного права, принятой в 1993 г., говорится, что в принципе именно правовая система каждого государства определяет наиболее подходящие пути и средства обеспечения того, чтобы международное право применялось на национальном уровне. Совершенно естественно, что государства мира в различных формах выражают форму взаимодействия внутригосударственного и международного права.

Так, Конституция США (ст. 6) гласит: все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

Конституция Австрии (ст. 9) подчеркивает, что общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной части федерального права.

В Германии (согласно ст. 25 Основного закона ) общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют преимущества перед законами и порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории Федерации.

Согласно Конституции Испании международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся после их публикации в Испании составной частью внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, установленном в самих договорах или в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Конституция Французской Республики (ст. 52) гласит: «договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, с момента опубликования имеют силу, превышающую силу внутреннего закона». Согласно ст. 54. международное обязательство, которое содержит положение, противоречащее Конституции, ратифицируется или одобряется после пересмотра Конституции.

Глава 55 Конституции Украины (ст. 9) провозглашает международные договоры частью национального законодательства. Заключение договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения изменений в Конституцию.

Весьма своеобразна практика применения норм международного права в Великобритании. Английский судья прежде чем применить принцип или норму международного права, исследует, инкорпорированы ли они в английское право. Если да, то применяет. Если нет — то продолжает исследование: не изъявила ли Корона в какой-либо форме согласие на его применение, и лишь при положительном ответе «да» притом что он не противоречит английскому праву, применит этот принцип или нормы, положив начало их инкорпорации.

тесты по праву

Данные материалы могут использоваться как для итоговой аттестации по курсу права, так и для подготовки к олимпиалдам по праву….

тесты по праву вариант 2

материалы для проверки знаний…

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16696/09, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции от 10.03.2009 и постановления суда кассационной инстанции от 31.08.2009 гражданка Болоховцева С.А просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (статей 58, 185, 168, 1188, 1191, 1202, 1217 Гражданского кодекса Российской Федерации). Изучив доводы заявителя, представленные им документы и материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации…

Иудейское право, так же как и мусульманское, является одной из древнейших правовых систем современного мира. М.Д. Грубарг полагает, что иудейское право является самобытным и независимым, культура еврейского народа и его религия, а также различные учения, такие, как каббала, находят приверженцев в различных странах мира и которые сохраняются значимыми с древнейших времен зарождения данной культуры. «Юридические нормы Торы и Талмуда, на которых основывалось, в частности, еврейское судопроизводство, таким образом, были сформулированы и существовали независимо от государства, задолго до его появления у евреев, до первых царей — Саула, Давида, Соломона». Отсюда вытекает объяснение того, почему «находясь большую часть своей истории под юрисдикцией нееврейской государственности, евреи сохранили свое право вплоть до настоящего времени», тогда как «те или иные древние народы лишались государственности, их правовые системы постепенно теряли свою силу и исчезали».

Основными источниками еврейского права являются Тора и Галаха. Галаха включает в себя нормативную часть Талмуда -законы, повеления, заповеди, обычаи, религиозные предписания, а также запреты и ограничения — весь комплекс вопросов, определяющих отношения между людьми. Тора же — первые пять книг Библии (Пятикнижие) — считается основным источником еврейского права, имея божественное происхождение.

Иудейское право не пострадало от того, что народ находился в изгнании. Основные жизненные ценности, нормы и правила регулирования частных случаев полностью сохранились и продолжали развиваться в диаспоре в рамках еврейской автономной общины.

М.Д. Грубарг полагает, что в подавляющем большинстве государств закреплен приоритет государства перед правом. В странах иудейской правовой системы существенным отличием является то, что «право и закон первичны, а государство и власть вторичны. Согласно иудаизму, право и закон, дабы быть справедливыми, должны иметь божественное происхождение, должны быть от Бога».

В государстве Израиль отсутствует писаная конституция. При создании государства была принята Декларация Независимости Израиля, обнародованная 14 мая 1948 г.2 В указанном документе говорится, что государство Израиль зиждется на основах справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков. Оно осуществляет полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы и пола. Оно обеспечивает свободу вероисповедания и совести, право пользоваться родным языком, право образования и культуры. Кроме того, Верховный Суд Израиля установил в ряде свих решений, что равенство перед законом всех людей, свобода слова и печати, свобода выбора рода занятий и другие подобные свободы являются незыблемыми и основополагающими, на них базируется государственный строй.

Еврейское религиозное право на сегодняшний день остается неотъемлемой составной частью правовой системы современного Израиля. Иудейское право регулирует не только сферу персональных прав иудеев, личный правовой статус евреев, но, кроме того, дух и традиции еврейского религиозного права можно проследить во многих законодательных актах Израиля. Именно поэтому, как не без оснований отмечается некоторыми исследователями, было бы «трагическим разрывом со всем прошлым еврейского народа, если бы Израиль провозгласил себя чисто светским (purely secular) государством и отказался от иудейского права». По их мнению, будущее «еврейского государства во многом зависит от способности сохранения им культурной самобытности (identity) и от непрерываемой религиозности избранных людей».

В силу исторических обстоятельств отсутствия у евреев единого государства, ощущение «инородности» государства в жизни иудеев было преодолено лишь с помощью признания необходимости установления государства. Главным аргументом сторонников признания института царской власти в Израиле была ссылки «на то, что отсутствие государства есть еще большее зло, чем те издержки, которые связаны с его функционированием, ибо без государства народ уже не может обойтись: отсутствие государства приводит к общему непорядку, произволу, социальному хаосу, и поэтому есть зло».

Однако установление власти и государственности не повлекли за собой идеализацию этих институтов, как это происходило в других правовых системах. Государство и правитель оставались в умах евреев делом рук человеческих, возникающих по воле, инициативе и желанию самих людей. Правители евреев оставались простыми смертными людьми.

Таким образом, в основе иудейского права заложен принцип равенства всех его членов, и даже царственные особы ничем не отличаются от остальных членов общества. Принцип теократии и те нормы, которые устанавливались еврейским правом, оставались главенствующими в иудейской правовой системе. Право же устанавливал сам Яхве. Он устанавливал те законы, которые регулировали отношения членов еврейского общества и которых никто не смел ослушаться или изменить.

В сегодняшнем государстве Израиль многие положения иудейской правовой системы продолжают действовать и регулировать общественные отношения. Израильская государственность опирается на нормы права, берущие свое начало в религиозно-этических предписаниях, отражающих принципы справедливости и неприкосновенности прав личности.

  • Правовая система Бразилии

    Общая характеристика правовой системы, правовая семья и правовая группа, к которым относится бразильская правовая система. Судебная система страны, структура, основные отрасли и институты, система источников права. Административное и уголовное право.

    реферат [39,1 K], добавлен 01.04.2010

  • Основные правовые характеристики Монголии

    История образования государства монголов. Государственное устройство, современная правовая система. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовное право и процесс, судебная система и органы контроля. Регулирование земельных отношений в Монголии.

    реферат [35,4 K], добавлен 24.11.2010

  • Правовые системы стран мира

    Структура правовой системы. Соотношение понятий «система права» и «правовая система». Классификация правовых систем. Общая характеристика основных правовых систем современности. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

    курсовая работа [36,5 K], добавлен 12.11.2010

  • КНР и Гонконг: конституционно-правовые аспекты принципа «одна страна – две системы»

    Сущность множественности правовых систем. Категории общей теории права «правовая система», «система права», «подсистема права» и «система законодательства». Множественность правовых систем в Китае и в современной России. Судебная система Китая и Гонконга.

    курсовая работа [37,2 K], добавлен 04.11.2015

  • Основы конституционного строя Польши

    Государственное устройство Польши в 1945-1989 гг. Государственное устройство Польши на рубеже ХХ и ХXI веков. Общая характеристика правовой системы Польши. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовное право и процесс. Судебная система.

    реферат [32,0 K], добавлен 13.04.2008

  • Романо-германския правовая семья

    Понятия и элементы правовой системы. Система права и правовая система. Виды правовых систем. Источники права. Значение юридической практики. Исторические аспекты формирования романо-германской правовой семьи. Система права в романо-германском праве.

    курсовая работа [33,5 K], добавлен 29.05.2008

  • Основы конституционного права Франции

    Элементы парламентской и президентской республик во Франции. Премьер-министр и кабинет министров. Местное управление и политические партии. Современная правовая система. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовно-процессуальное законодательство.

    контрольная работа [57,4 K], добавлен 30.04.2009

  • Правовая система общества

    Понятие и сущность правовой системы. Основные ее элементы. Виды мировых правовых семей: романо-германская, общего права, латино-американская, мусульманская, индусская, обычного права, дальневосточная. Их характеристика. Основные тенденции развития права.

    реферат [49,1 K], добавлен 25.06.2008

  • Правовые системы современности

    Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Возникновение и развитие системы. Структура романо-германского права. Частное, публичное право. Понятие нормы права. Общие принципы толкования закона. Судебная практика.

    реферат [170,8 K], добавлен 30.04.2005

  • Правовая система и правовая семья

    Правовая система общества. Классификация систем права. История создания романо-германской семьи. Общая характеристика современного континентального права. Правовая семья «общего права» или англосаксонская правовая семья. Признаки семьи религиозного права.

    курсовая работа [95,8 K], добавлен 06.08.2013

Классификатор основных средств по амортизационным группам-2020 выглядит следующим образом:

Номер амортизационной группы Срок полезного использования ОС Пример ОС, относящихся к группе амортизации
Первая группа От 1 года до 2 лет включительно Машины и оборудование общего назначения
Вторая группа Свыше 2 лет до 3 лет включительно Насосы для перекачки жидкостей
Третья группа Свыше 3 лет до 5 лет включительно Радиоэлектронные средства связи
Четвертая группа Свыше 5 лет до 7 лет включительно Ограды (заборы) и ограждения железобетонные
Пятая группа Свыше 7 лет до 10 лет включительно Сооружения лесной промышленности
Шестая группа Свыше 10 лет до 15 лет включительно Скважина водозаборная
Седьмая группа Свыше 15 лет до 20 лет включительно Канализация
Восьмая группа Свыше 20 лет до 25 лет включительно Конденсатопровод и продуктопровод магистральные
Девятая группа Свыше 25 лет до 30 лет включительно Здания (кроме жилых)
Десятая группа Свыше 30 лет Жилые здания и сооружения

Чтобы понять, к какой амортизационной группе относится ваше основное средство, нужно найти его в Классификации. Найдя его, вы увидите, к какой группе данное ОС относится.

Если же ваше ОС не поименовано в Классификации, то вы вправе самостоятельно установить срок полезного использования этого имущества, ориентируясь на срок эксплуатации, указанный в технической документации или рекомендациях производителя. Установленный СПИ и подскажет, в какую амортизационную группу попало ваше ОС.

Также читайте:

  • Реконструкция или капитальный ремонт?
  • Переоценка внеоборотных активов
  • Внеоборотные материальные запасы

Правовая система современной России

Средство массовой информации — печатное издание «Евразийский юридический журнал«.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 — 46472 от 02.09.2011 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Статья 11. Нормативные правовые акты, направленные на выполнение международных обязательств Российской Федерации

В случаях, когда для выполнения международных обязательств Российской Федерации требуется имплементация норм международного права, вступивших в силу в Российской Федерации, правотворческими органами Российской Федерации принимаются (издаются) соответствующие нормативные правовые акты.

Статья 12. Основания принятия (издания) нормативных правовых актов с целью выполнения международных обязательств Российской Федерации

Нормативные правовые акты, направленные на выполнение международных обязательств, предусмотренных международными правовыми актами, принимаются (издаются) в случаях, если:

предметом международных правовых актов являются вопросы, относящиеся к сфере правового регулирования, но неурегулированные нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо нормативные правовые акты Российской Федерации противоречат указанным международным правовым актам;

выполнение международных обязательств, принятых в соответствии с международными правовыми актами, невозможно без принятия (издания) соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации;

в соответствии с международным договором Российской Федерации требуется принятие (издание) соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации.

Статья 53. Основы реализации нормативных правовых актов

1. Реализация нормативных правовых актов состоит в воплощении содержащихся в них правовых норм в реальные действия и фактические результаты путем использования юридических, экономических, организационных средств.

2. Для реализации нормативных правовых актов при необходимости разрабатываются дополнительные нормативные правовые акты.

3. Нормативные правовые акты, направленные на реализацию основного нормативного правового акта готовятся одновременно с основным нормативным правовым актом.

При этом вступать в силу и основной и дополнительный нормативные правовые акты должны одновременно.

В случае невозможности такой подготовки, требующие дополнительной регламентации отдельные положения основного нормативного правового акта, вступают в силу с момента вступления в силу нормативного правового акта, направленного на его реализацию.

Статья 54. Обеспечение реализации нормативных правовых актов

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать финансовые и иные ресурсы для реализации нормативных правовых актов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности влечет ответственность для должностных лиц соответствующих органов, предусмотренную законодательством.

2. Если нормативный правовой акт содержит нормы, реализация которых требует дополнительных расходов бюджетных средств, то указанные расходы должны быть учтены при формировании бюджета на соответствующий период.

Статья 55. Осуществление мониторинга правоприменения

1. В целях совершенствования нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляется мониторинг правоприменения нормативных правовых актов.

2. Мониторинг правоприменения представляет собой комплексную плановую деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору, анализу и оценке информации о применении конкретного нормативного правового акта.

3. Порядок осуществления мониторинга правоприменения определяется Президентом Российской Федерации, методика его осуществления – Правительством Российской Федерации.

Статья 56. Результаты мониторинга правоприменения

Результаты мониторинга правоприменения учитываются при планировании законопроектной деятельности и подготовке проектов нормативных правовых актов.

Статья 57. Официальное толкование (разъяснение) нормативных правовых актов

Официальное толкование (разъяснение) норм права – деятельность органов по раскрытию смыслового значения правовых норм.

Официальное толкование (разъяснение) осуществляют органы, принявшие (издавшие) нормативный правовой акт (авторское толкование), в случае обнаружившейся в ходе правоприменения неопределенности и (или) неоднозначности в понимании положений нормативного правового акта.

Официальное толкование (разъяснение) осуществляют также органы, которым право на официальное толкование (разъяснение) нормативных правовых актов предоставлено законодательством (делегированное толкование).

2. Толкование нормативного правового акта не может изменять смысл нормативного правового акта.

Статья 58. Юридическая сила официального толкования (разъяснения) нормативных правовых актов

1. Результат официального толкования (разъяснения) нормативного правового акта является общеобязательным, его юридическая сила соответствует толкуемому акту.

2. Официальное толкование (разъяснение) норм права по конкретным юридическим фактам (казуальное толкование) является обязательным для субъектов права в рамках конкретных правоотношений.

3. Официальное толкование (разъяснение) норм права оформляется нормативным правовым актом органа, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, содержащий толкуемую норму.

При внесении изменений в толкуемый акт, отмене толкуемого акта или признании его утратившим силу, разъясняющий акт подлежит соответствующим изменениям, отмене или признанию утратившим силу.

4. Юридическая сила официального толкования (разъяснения) нормативных правовых актов, предоставляемых Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, определяется федеральными конституционными законами.

5. Разъясняющие акты имеют обратную силу и действуют с момента вступления в силу толкуемого акта.

Особенности правовой системы РФ

План проведения открытого урока «Технология обработки текстовой и графической информации» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Технология обработки текстовой и графической информации» …

Принципы построения норм права США заложены в англосаксонской правовой системе, работающей в Великобритании, Канаде и иных странах, бывших ранее британскими колониями. В фундаменте, на котором основывается правовая система США, предусмотрено три главных политико-правовых принципа: разделение властей на три независимые ветви, федерализм и судебный конституционный надзор.

Разделение властей, реализуемое через систему отточенных веками сдержек и противовесов, предполагает наличие трех независимых ветвей государственной власти и разграничение между ними соответствующих функций. Законодательная, исполнительная и судебная власти на федеральном уровне представлены, соответственно, Конгрессом, президентом и Верховным судом США.

Федерализм является заложенным в конституции принципом, в соответствии с которым происходит достаточно жесткое разделение сфер компетенции федеральной власти и властных органов каждого из штатов. Значительная часть прав штатов при этом передается федеральному правительству.

Принцип судебного конституционного надзора заключается в праве судов оценивать принятые Конгрессом и исполнительной властью законодательные акты на соответствие конституции и в случае нахождения противоречий основному закону страны признавать их недействительными.

Верховный суд США является высшим органом конституционного надзора в стране. Он принимает окончательные и обязательные для каждого государственного органа страны толкования конституции по любым возможным вопросам.

Так как правовая система США строится на принципах, принятых в англосаксонских странах, то основой ее является судебный прецедент. Прецедентом называют решение, принятое определенным судом при рассмотрении конкретного дела, получающее силу источника права. Судебный прецедент в такой системе права позволяет устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. У судебных прецедентов есть своя иерархия. Согласно ей решения, принятые судом высшей инстанции являются обязательными для нижестоящих судов.

Важным признаком деления на различные правовые системы является норма права. Правовая норма – это правило поведения установленное государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

Характерными признаками правовой нормы являются:

1. Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым свободу отдельных лиц.

3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям.

4. Благодаря выше указанным признакам нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм.

Глава II

Основные правовые системы .

Романо-германская правовая система.

Одной из основных правовых систем современности является романо-германская правовая семья. Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативноправовых актах, которые, как правило, кодифицированы. На таких кодифицированных основах законодательства основывается право Франции, Германии, Испании, Италии и т.д. Право нашей страны также тяготеет к романогерманской правовой семье.

На само становление романо-германской правовой системы повлияло право Древнего Рима, и сейчас она существует на заимствованных из римского права основных понятий, правовых институтов.

«Восходя в своем историческом становлении к давно минувшим временам античности ( и в этом смысле представляя феномен исчезнувшей цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную жизнь римского права в науке и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения, Нового времени ) в современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет непосредственно действительного практического значения. Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках общего научного познания права в свое историческое время оказало влияние на становление национальных правовых культур всей так называемой романо-германской правовой семьи ( к которой принадлежит большинство стран Европы, а также Латинской Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как мгновенной работе над ним ученыхюристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения».

Многие термины из философии права и юридической практики взяты именно из римского права: «юстиция», «республика», «конституция», «мандат», «казус», хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с их первоначальным смыслом.

По С.С. Алексееву «романо-германская правоструктурная общность, характеризуется таким высоким уровнем нормативных обобщений, который основан на прямых системных кодифицированных актах законодательных и иных правотворческих органов и выражен в абстрактивно формируемых нормах, в формировании логически-замкнутой нормативной системы»Другими словами право в странах, относящихся к романо-германской правовой семье, проявляется в виде закона.

Экономическое, социально-политическое развитие общества является основным источником становления национальной правовой системы. В странах Европы, которые тяготеют к романо-германской правовой семье, такими условиями развития стали: феодальная раздробленность, формирование централизованных государств, становление буржуазии, как господствующего класса. Здесь стали

управлять при помощи законов и кодексов, в которых четко определялось: что не запрещено, что разрешено. В этом заключаются особенности права континентальной Европы.

Говоря о романо-германском праве, мы говорим о правовой культуре, основанной на юридической системе Древнего Рима. Однако «вопреки довольно распространенному мнению, романо-германское право опиралось непосредственно на римское частное право —право конституционного характера, хаотическое, лишь в какой-то мере систематизированное ( да и то, после своего расцвета ) в компиляции свода законов Юстиниана. Упомянутые достижения правовой культуры являются, скорее, элементом духовной жизни Возрождения, созданным в западноевропейских толкователями положений римского частного права —глоссаторами, историческая, недостаточно оцененная, заслуга которых состояла в том, что они на новом уровне духовной и интеллектуальной жизни эпохи Возрождения создали логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, заложенные в римском частном праве. Они-то, эти логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, а также терминология римского права, и могут быть охарактеризованы в качестве материалов правовой культуры, которая была воспринята законодательством ��онтинентальной Европы, а затем через более совершенные достижения его ( Кодификацию Наполеона, Германское Гражданское уложение и др. ) распространилось на многие страны мира».

Во всех странах романо-германской семьи признается деление права на публичное и частное, известное еще со времен Римской империи и ставшее классическим.

Ярким примером страны с англосаксонским или общим правом является Великобритания. Однако англичане не дают четкого определения общего права ссылаясь на то, что оно не где не записано и при этом отражает сущность английского правосознания, дух справедливости. «Общее право —это древнее право страны, сформированное из обычая и интерпретированное судьями при рассмотре конкретных дел», —так характеризуется общее право в статье доктора юридических наук «Характерные особенности современной английской уголовной юстиции». Общее право соединяет в себе нормы, которые сложились в процессе судебной практики, то есть по решениям Высшего апелляционного суда Великобритании и палатой лордов, а не установленные законодательными актами.

Правовые системы многих стран относятся к англосаксонской правовой семье. Среди них Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, то есть в основном это бывшие колонии Англии.

Общее право —это такая правовая система, главным источником которой является судебный прецедент. С латыни прецедент переводится как «предшествующий». Сейчас прецедентом называется решение суда по конкретному делу, причем обоснование данного решения становиться правилом, обязательным для всех судов той же или более низкой инстанции или при рассмотрении аналогичных дел. Как уже было сказано выше, судебный прецедент является основой всей англо-саксонской правовой системы. При создании судебного прецедента судья не создаёт новую правовую норму, он обобщает то, что «вытекает из общих начал права, заложенных в человеческой природе». На самом деле судья имеет право не применять судебный прецедент из-за каких-либо особенностей рассматриваемого дела, также он может вывести новое правило или по своему усмотрению выбрать прецедент из их огромного количества и по своему его объяснить. Следовательно, судья имеет весьма широкие полномочия. В юридической литературе право государства, которое основывается на судебном прецеденте называется не иначе, как «право, создаваемое судьями».

Прецедентное право родилось в Англии. Здесь законы хотя и не регулируют отдельные области общественных отношений, но не соединены в одну систему. Те области, которые не урегулированы законом, толкование и применение законов определены в общем праве.

Фундаментом для становления общего права стали местные обычаи и обобщения практики королевских судов. Даже в настоящее время в общем праве сохранились многие элементы ( институты, термины) права, сложившиеся еще в период его формирования. Использование древних форм, особого «юридического языка», умение находить нужный судебный прецедент, исключат возможность работы в судебных органах лиц без специальной юридической подготовки. Ф. Энгельс характеризовал английское общее право так: «Адвокат здесь все: кто достаточно основательно потратил свое время на эту юридическую путаницу, на этот хаос противоречий, тот в английском суде всемогущ. Неопределенность закона повела, естественно, к вере в авторитет решений прежних суде в аналогичных случаях: этим она только усиливается, ибо эти решения точно также, взаимно противоречат друг другу».

Одновременно с общим правом в Англии в XIV веке действовало право справедливости. Оно складывалось постепенно. Формализм общего права лишал граждан возможности обратиться к королю с просьбой «о милости и справедливости». Количество жалоб становилось все больше и больше, и поэтому при лорд-канцлере стал создаваться целый аппарат по разрешению подобных дел. Со временем его стали называть канцлерским судом. Второе название этого суда —суд справедливости, так как считалось, что он руководствуется

принципами справедливости, а не нормами общего права. Особенно большие полномочия суд справедливости имел области гражданских правоотношений, так как экономические потребности росли быстрее, чем развитие общего права.

Но отменить решение суда общего права, на которое пожаловались, решение суда лорд-канцлера не могло. Оно было в праве лишь изменить его либо парализовать.»В праве справедливости сложились такие специфические институты англо-саксонского права, как доверительная собственность («трест»), исполнение договоров в натуре». «Дуализм общего права и права справедливости усложнил и без того громоздкую систему общего права. Однако правовые институты, сложившиеся в праве справедливости, четко ограничиваются от институтов общего права. В теории и на практике притязания, основанные на праве справедливости, отделяются от субъективных прав, основанных на общем праве. В 1873 г. право справедливости было включено в систему общего права.»

Во всех странах, правовая система которых основана на общем праве, оно строится по общей доктрине. Но это не значит, что, например, все правовые институты и формы сложившиеся в праве Великобритании, действуют и на территориях США, Канады и т.д. Здесь устаревшие формы общего права устранены, и хотя есть ссылки на английское общее право, но судебные системы этих стран основываются только на своих прецедентах.

В общем или англосаксонском праве «…повышенное значение придано процедурно-процессуальным правилам, и правовая система, не выраженная в абстрактно формулируемых правилах, в структурно сложном, в логически замкнутом построении, носит характер «открытой»системы методов решения юридически значимых проблем. В соответствии с этим правовые системы данной общности имеют облик нормативно-судебной и в массовом правосознании проявляются в качестве таких, где на первое место выступает непосредственно субъективное право, защищаемое судом.

Рассматривая и характеризую социально-политический строй и правовые системы африканских государств, необходимо сначала учесть особенности обычно-правовых элементов, их разнообразие и сложность, так как они содержаться в экономике, политике и праве этих стран.

Хотя страны Африканского континента и были очень долгое время колониями более сильных государств, которые навязывали свои правовые системы, но несмотря на это сохранились и местные правовые обычаи и религиозно юридические нормы. Во многих странах пересматриваются колониальные законодательства, чтобы найти необходимые условия для дальнейшего развития. Прежде всего это касается конституционного законодательства. Но все равно еще до сих пор действуют многие акты колониального периода.

Одной из самых характерных черт, присущих праву африканских государств , является их неоднородность. Кроме того, что здесь действует колониальное законодательство, огромное влияние оказывает и национальное право, а в некоторых странах и довольно-таки обширная система религиозно правовых норм, которая регулирует в основном гражданские и брачно-семейные отношения. В конце концов, почти везде распространен правовой обычай, регулирующий отношения характерные для родоплеменной организации общества и феодализма.

Среди условий, которые оказали влияние на то, что социальные обычаи переросли в правовые, главными являются сила привычки, внутренняя необходимость следовать этим обычаям, насильное принуждение, принадлежность к определенному племени, роду, полу и возрасту, развитие патриархально-феодальных отношений, укрепление власти родоплеменной знати, утверждение в обычаях имущественного и социального неравенства. Но самым главным фактором стало образование государств, когда обычаи получили санкцию уже со стороны государственной власти, а, следовательно, окончательно приобрели правовую форму.

«В африканских государствах в доколониальный период суде не был еще обособлен в специальный орган и его роль была условной в роли общества. Африканцы свободно пользовались своими правами и в соответствии с обычным правом судебный процесс не был детально регламентирован правилами судопроизводства, он отличался неформальностью» Прав всегда был более богатый и знатный.

В связи с колониальными завоеваниями и внедрением английского права, насильственной трансформацией обычаев в правовую форму, обычное право Африки изменилось, развилось и эволюционировало.

«В так называемых туземных судах не было проблемы установления обычного права и судьи хорошо его знали». Несмотря на то, что провозглашено всеобщее равенство перед судом, все равно решение суда определяется по социальному положению физического лица, которое определяется по признакам расы, происхождения, пола и т.д.

В правовых системах африканских государств переплетаются и органически сосуществуют три вида права: общетерриториальное, религиозное и обычное. Как раз эта целостность и органичность и является очень интересной особенностью этих правовых систем. Но в настоящее время значение обычного права уменьшается и повышается значение общетерриториального права. Унифицируясь, обычное право становиться писаным правом и, наконец, объединяется с общетерриториальным.

Некоторые отрасли права, как, например, право собственности, результируются как нормами обычного права, так и нормами колониального английского происхождения не воспринимаются людьми, т.к. они идут в несоответствии с местным правом.

Взгляды населения Африканского континента в основном сформировались на таких традиционных институтах, как религия, мораль, обычай.

Алексеев С.С. относит обычное право Африки к религиозно-общинным юридическим системам. Он пишет, что «они существуют в традиционно-достойном виде, находясь в состоянии, которое регулируется формами —религиозными, обычно-общинными и другими».

В соответствии с этим правовые системы имеют облик нормативно-догматизированных, традиционных, и в массовом правовом сознании проявляющихся в качестве таких, где основная регулирующая сила —религиозное учение: догма веры, непогрешимость традиций.

Перед нами, в сущности, застывшая во времени предыстория права, системы социального регулирования, которое в силу своих особых экономических, политических, духовно-правовых условий получают однобокое, негармоничное развитие с известным приоритетом таких регулирующих форм, как религия, традиции, обычаи и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *