- Оспорить ДТП

Закон об образовании рфв части дополнительного образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об образовании рфв части дополнительного образования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Последняя редакция изменений в законе об образовании РФ в 2020 году

Важнейшими принципами № 273-ФЗ являются:

  • все граждане обладают равными правами при получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  • система образования обладает безоговорочным приоритетом в базовых принципах развития общества;
  • воспитание и обучение грамотных, культурных граждан с уважительным отношением к общественным, историческим, культурным ценностям;
  • направленность обучающего процесса к правовому цивилизованному формату;
  • все образовательные организации государственного подчинения должны придерживаться светской формы обучения;
  • получить образование имеет право гражданин любой профессии, любого возраста.

К общим нормативно-правовым актам, регулирующим образовательный процесс в РФ, относятся:

ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
ФЗ № 436 от 29.12.2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
ФЗ № 124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Постановление Правительства РФ № 706 от 15.08.1993 года «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

Изменения ФЗ № 273 заключаются в следующем:

  • финансирование начального дошкольного образования осуществляется из бюджетов местного уровня, для всех граждан оно является бесплатным;
  • организации дошкольного образования отныне считаются первой ступенью периода начального образования;
  • запрещена подмена начального образования какими-либо услугами на платной основе;
  • деятельность всех коммерческих образовательных организаций и организаций государственной подчиненности находится под контролем государства;
  • организации среднего профессионального образования (такие, как лицеи и профучилища) представляют собой ступень подготовки для возможного дальнейшего обучения в ВУЗах;
  • ВУЗы наделены полномочием выпускать дипломированных специалистов всех степеней (бакалавр, специалист, магистр);
  • все абитуриенты-льготники имеют право пройти бесплатные подготовительные курсы в ВУЗах, каждое заведение высшего образования должно обладать десяти процентной квотой для обучения лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • будущему первокласснику не имеют право отказать в приеме в школу даже при отсутствии мест.

Муниципалитет обязан предложить другие варианты:

  • все организации сферы образования обязаны предоставлять педагогам возможность повышения квалификации 1 раз за 3 года, продолжительные отпуска и досрочный выход на пенсию;
  • итоги Единого Государственного Экзамена действительны в течение 5 лет.

В марте 2020 года вступили в силу изменения ФЗ № 273, затронувшие ст. 75. Данные изменения заключались в следующем:

  1. Отражена направленность дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых на физическое, культурное развитие личности, утоление интеллектуальных интересов, на ориентацию к здоровому образу жизни.
  2. Разделение дополнительных образовательных программ, оно представлено в таблице.
    Вид дополнительных образовательных программ — общеразвивающие и предпрофессиональные. Первые доступны для детей и взрослых, вторые доступны для детей в области искусств, спорта, физической культуры
  3. Отмечается доступность дополнительных образовательных программ для всех граждан, не зависимо от уровня образования. Исключение лишь составляет специфика получаемой образовательной программы.
  4. Длительность дополнительного обучения и его тематика определяется и утверждается организацией, с которой заключен договор на оказание услуг по дополнительному образованию. Тематика предпрофессиональных программ дополнительного образования разрабатывается и утверждается согласно федеральным государственным требованиям.

Анализ закона «Об образовании»

Используемые сокращения:

Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ДПО — дополнительное профессиональное образование.

Вопрос 1. Имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный ранее 1 сентября 2013 года?

Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.

Вопрос 2. Можно ли после успешного освоения программы профессиональной переподготовки в области например «Юриспруденция», имея высшее образование в другой области, претендовать на должность «Юрисконсульт»?*

Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Вместе с тем, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, (далее — Квалификационный справочник) установлены следующие требования к квалификации «юрисконсульт»:

юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.

Вопрос 3. Можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель» имея высшее образование или среднее профессиональное образование не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету?**

Можно. При следующих условиях.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации: преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско- преподавательскому составу ВУЗов) — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

учитель — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.

Вопрос 4. Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать?

Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.

Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд опреде��яет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.


Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.

Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.

Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.

Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 25 л.

Директор департамента Н.М. Золотарева
  • Решение Верховного суда: Определение N 46-АПГ13-15, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы (части 1, 2 и 3 статьи 9, часть 1 и 2 статьи 9.1). В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменения и дополнениями) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование высшее образование — бакалавриат, высшее образование — специалитет магистратура, высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ14-337, Апелляционная коллегия, апелляция соответствует пунктам 1, 4, 6 статьи 4, пункту 2 статьи 4.1, пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно технической политике» (далее — Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ), пункту 5 статьи 10, пункту 4 статьи 69, пункту 6 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) и необоснованно вводит ограничения на защиту докторских диссертаций по юриспруденции для лиц, не имеющих высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра…

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование


Минпросвещения утвердило новый приказ о деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (взамен приказа, принятого Минобрнауки).

Они больше не направлены на укрепление здоровья учащихся. Исключено упоминание об индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Заниматься педагогической деятельностью по доппрограммам вправе лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие требованиям из квалификационных справочников и (или) профстандартам.

Поэтому был принят так называемый «закон о дистанционном обучении в РФ» в 2020 году – прочитать полный текст документы на официальном портале правовых актов. Закон вступит в силу по истечении 10 дней после официальной публикации.

Изначально законопроект касался изменения порядка целевого обучения, нормы о дистанционном образовании были внесены в него ко второму чтению в целях более оперативного их принятия.

Глава 1. Общие положения

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Глава 2. Система образования

Глава 1. Общие положения

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Глава 2. Система образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

ФЗ «О дополнительном образовании»

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Закон «Об образовании в РФ» определяет, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2).

При этом «воспитание» – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 ст. 2.), «обучение» – «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (п. 3 ст. 2)

Образовательный процесс – сложное социальное явление с большим количеством участников. Закон «Об образовании в РФ» определяет следующих участников образовательных правоотношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2).

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15 ст. 2). Законодательство особо выделяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ч. 16 ст. 2).

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 20 ст. 2) Законодательство различает образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

Между ними есть существенная разница, т.к. для организации, осуществляющей обучение образовательная деятельность лишь дополнительный вид деятельности:

— образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2)

— организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

Каковы же права и обязанности участников образовательного процесса. Собственно права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в ряде статей Федерального закона «Об образовании в РФ», но прежде, чем знакомиться с этим важнейшим правовым актом следует вспомнить общие права детей.

Так, с момента рождения ребёнок имеет право:

– на имя, отчество и фамилию (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Гражданского кодекса РФ, ст. 58 Семейного кодекса РФ);

– на гражданство (ст.ст. 4, 9 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ);

– обладает правоспособностью по гражданскому праву (ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ);

– жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ);

– на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства и др.

С 6 лет ребёнок получает право:

– совершать мелкие бытовые сделки;

– совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского кодекса РФ)

С 8 летуже имеет право на участие в детских общественных объединениях (подч. 5 ч. 2 ст.19 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 85-ФЗ).

С 10 лет ребёнок в Российской Федерации:

– даёт согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (ч. 4 ст. 59 Семейного кодекса РФ);

– даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (ч. 1 ст. 132 Семейного кодекса РФ);

– выражает своё мнение о том, с кем из родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (ч. 4 ст. 59 Семейного кодекса РФ);

– вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного кодекса РФ).

С 14 лет происходит существенное расширение прав ребёнка, но появляются и обязанности. Он уже может:

Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1. Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, формируя тем самым особую сферу правоотношений, требующих нормативного регулирования. Комментируемый закон является специальным актом правового регулирования, предмет которого и составляют правоотношения по реализации данного права. Данный нормативный акт не является первым в регулировании рассматриваемых отношений. В то же время он призван построить качественно новую систему образования, соответствующую современным тенденциям и требованиям международных норм.

Предмет комментируемого закона носит комплексный характер и охватывает собой различные правоотношения в области образования. При определении их совокупности следует, в частности, учитывать, что государство предоставляет специальные гарантии в части получения основного общего и среднего специального образования. Несмотря на то, что образование является правом каждого человека, оно очень тесно граничит с обязательностью основного общего образования. Если в отношении иных видов образования (высшего, среднего профессионального) субъект праве самостоятельно выбирать форму реализации конституционного права: получать или отказаться от получения того или иного вида образования, то в отношении общего образования действует принцип его обязательности. Таким образом, получение образования, с одной стороны, является правом любого человека, с другой стороны, его можно рассматривать в качестве обязанности — применительно к общему образованию. Введение подобного разграничения обусловлено необходимостью обеспечения минимального уровня общей грамотности населения, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Таким образом, можно говорить о том, что отношения по реализации права на общее образование не зависят от самого субъекта, а регламентируются государством. Право в данном случае реализуется применительно к выбору вида образовательной организации, учреждения, в рамках которого субъект будет получать такое образование.

Можно говорить о том, что основную категорию правоотношений, составляющих предмет регулирования комментируемого закона, составляют общественные отношения в сфере образования в связи с реализацией права на образование. Необходимо обратить внимание, что сама по себе реализация права на образование имеет две стороны: получение образования или отказ от его получения. В самом общем виде правовое регулирование комментируемого закона охватывает обе эти стороны, но в наибольшей степени оно проявляется при получении субъектом образования, поскольку именно в данном случае вступает в действие предусмотренный им механизм регулирования, применяются нормы, закрепляющие тот или иной вид образования. Отказ от получения образования фактически исключает субъекта из сферы действия закона, но в то же время на весь будущий период за ним сохраняется право на образование, а соответственно и возможность участия в отношениях по поводу реализации им данного права.

Немаловажное место в рамках современного образования занимают и отношения, связанные с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Государственные гарантии представляют собой обязательства государства перед гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, предполагающие предоставление материальных или нематериальных благ в соответствии с государственными стандартами и общепризнанными нормами международного права. В данном случае речь идет о совокупности материальных и нематериальных благ в части предоставления возможности получения соответствующего вида образования. В наибольшей степени указанные гарантии реализуются в России в части обязательного общего образования. В отношении иных видов образования государство также обеспечивает предоставление ряда государственных гарантий, например, сохранение бюджетных мест в организациях различного уровня образования. Отношения по поводу предоставления государственных гарантий в образовании обусловлены необходимостью соблюдения субъектом ряда нормативно установленных условий, например, степень успеваемости, выбор организации, в которой предоставляется данная гарантия, и т.п. Таким образом, отношения по предоставлению государственных гарантий в образовании обусловлены порядком и условиями реализации каждым отдельно взятым субъектом его конституционного права на образование.

1. В самом общем виде принцип рассматривается как основное положение, начало, основополагающий закон, лежащий в основе какого-либо процесса. Применительно к рассматриваемой сфере правоотношений принцип выступает в качестве основополагающего начала, определяющего основы государственной политики и государственного регулирования в сфере образования. Его можно рассматривать и в качестве руководящего положения, основного правила деятельности в сфере образования.

Принципы призваны определить особенности государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования с учетом условий реальности и требований международного законодательства.

Принципы государственной политики в области образования выступают в качестве основных положений, на которых базируется деятельность государства в области образования. Автономность большинства образовательных учреждений, т.е. предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников свидетельствует о том, что деятельность государства ориентирована в большинстве своем лишь на определение таких основных направлений.

1.1. Признание приоритетности образования ориентировано на сохранение общего уровня грамотности населения, развитие национальной культуры. В первую очередь, реализация данного принципа базируется на нормах Конституции РФ, которая, с одной стороны, позиционирует российское государство в качестве социального, политика которого направлена на интересы его граждан, а также иных лиц, пребывающих на территории РФ, с другой стороны, на конституционном праве каждого на образование. Закрепление указанных аспектов в рамках предписаний Основного закона государства свидетельствует об их приоритетном значении для государства. Следует заметить, что указанные нормы основаны на предписаниях международных актов, подчеркивающих, что образование относится к общечеловеческим ценностям, а его уровень должен поддерживаться и развиваться каждым государством мирового сообщества. В этой связи государство разрабатывает и реализует ряд специальных программ повышения уровня грамотности населения, расширения круга субъектов, получающих высшее образование, и т.п.

Регламентируя основные принципы государственной политики в сфере образования, комментируемый закон объединяет в рамках своих предписаний как всеобщие, так и отраслевые и межотраслевые принципы. Всеобщие принципы охватывают своим регулированием большинство правоотношений, возникающих в государстве. Межотраслевые принципы ориентированы на несколько смежных отраслей права и носят более ограниченный характер своего регулирования. Учитывая особенности образовательного процесса, межотраслевые принципы в данной сфере применяются в меньшей степени. Отраслевые принципы призваны отражать специфику отдельной отрасли правового регулирования и распространяют свое действие исключительно на общественные отношения, составляющие ее предмет.

1.2. В рамках регулирования комментируемой нормы наибольший интерес представляют собой отраслевые принципы, отражающие особенности реализации образовательной деятельности и получения образовательных услуг заинтересованными субъектами. Однако, наряду со специальными принципами, комментируемый закон уделяет значительное внимание и всеобщим, например, обеспечению права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Указанное положение представляет собой ни что иное, как трансформацию общего конституционного положения, гарантирующего право на образование каждому человеку, независимо от наличия или отсутствия у него российского гражданства. При этом также следует учитывать, что Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, а соответственно и право на образование, в качестве высшей ценности в государстве.

Статья 10. Структура системы образования

1. Являясь Основным Законом государства, Конституция РФ осуществляет непосредственное регулирование отношений в сфере образования. Конституция устанавливает основы конституционного строя РФ, гарантируя, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в государстве. Это одна из форм реализации принципа социального государства, которым презюмирует себя Россия.

Именно Конституция РФ гарантирует каждому человеку право на образование и свободный выбор того образовательного учреждения, которое в наибольшей степени соответствует его интересам и потребностям.

Наряду с правовым регулированием образования как права человека, Конституция РФ формирует систему органов государственной власти, которые в рамках своей компетенции реализуют функции государственного управления образованием. В данном случае речь идет об органах общей компетенции. Например, Основным законом государства определяется статус Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина, т.е. высшего должностного лица государства, в обязанности которого входит обеспечение и защита прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Именно Конституция РФ формирует структуру правозащитных органов — судов, отправляющих правосудие на территории РФ и обеспечивающих реализацию права на образование. В целом, Конституцию РФ можно охарактеризовать как акт общего характера, поскольку ее нормы ориентированы на совокупность конституционных прав и свобод граждан, одним из которых является право на образование, т.е. отношения в сфере образования составляют лишь одну сторону ее правового регулирования.

В отличие от Конституции РФ, комментируемый закон является актом специального регулирования, его нормы направлены непосредственно на урегулирование отношений в сфере образования. Эти отношения и составляют собственно предмет его правового регулирования. Он призван построить качественно новую систему образования, соответствующую современным тенденциям развития общества и требованиям международных норм. В отличие от ранее действовавших законодательных актов в данной сфере, комментируемый закон в большей степени ориентирован на единую международную систему образования, адаптацию российского образования с иными мировыми системами. Однако, как и большинство законов, он регламентирует наиболее важные аспекты реализации отношений в сфере образования, которые в последующем дополняются и конкретизируются рядом подзаконных актов.

1. Комментируемый закон в ч.2 ст.5, ч.ч.1, 3, 4 комментируемой статьи закрепляет гарантии получения образования на государственном языке Российской Федерации. Кроме того, сохраняется право граждан на выбор языка воспитания и обучения в той мере, в какой это допускает система образования.

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ «О государственном языке РФ» государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Соответственно образовательные программы различного уровня и направленности осуществляются в соответствии с государственными стандартами. Федеративное устройство страны предоставляет автономию национальным республикам в части решения вопроса об изучении и преподавании на территории республики государственного языка республики, т.е. национального языка. При этом должен соблюдаться баланс федеральных и национальных интересов. Поэтому изучение национального языка должно осуществляться не в ущерб государственному языку Российской Федерации, т.е. русскому языку.

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 года N 1807-1 гарантирует право на получение основного общего образования на родном языке и выбор языка обучения в пределах возможной системы образования, а также с учетом того, что право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения принадлежит родителям или лицам, их заменяющим; язык, на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.

Таким образом, по общему правилу образовательная деятельность осуществляется на русском языке. Русский язык как государственный язык России изучается в обязательном порядке в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2. Как уже было отмечено, в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Частью 4 комментируемой статьи закреплено право граждан РФ на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

1. Сетевая форма реализации образовательных программ — это организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Комментируемым законом не предусмотрено обязательного применения сетевой формы реализации образовательных программ. Сетевая форма применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» преимуществами реализации образовательных программ с применением сетевой формы являются:

— повышение качества образования и возможность аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;

— развитие личностных качеств, компетенций устной и письменной коммуникации, в том числе и на иностранном языке, развитие способности адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам, к профессиональной среде в результате освоения образовательной программы обучающимися в течение определенного времени за пределами своей образовательной организации;

— расширение границ информированности обучающихся об имеющихся образовательных и иных ресурсах, что позволяет им сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, повышает мотивацию к учебе, способствует осознанию ответственности за достижение результата;

— создание в перспективе образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации;

— активизация обмена передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, что создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.

Сетевая форма реализации образовательных программ может быть осуществлена посредством следующих способов:

— с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных;

— с использованием ресурсов иных организаций.

Образовательные программы с использованием сетевой формы могут быть реализованы не только организациями, для которых образовательная деятельность является основной, но и научными организациями, медицинскими организациями, организациями культуры, физкультурно-спортивными и иными организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

1. Образовательные программы могут быть реализованы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В комментируемой статье раскрываются значения данных понятий.

Электронное обучение осуществляется посредством:

— применения информации, которая содержится в базах данных;

— использования информационных технологий, обеспечивающих обработку такой информации;

— использования технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

В соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 года N 575, информационно-телекоммуникационная сеть — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Дистанционные образовательные технологии реализуются при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии. Технически такое взаимодействие обеспечивается, в основном, применением информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет), представляющих собой объединённые между собой компьютерные сети, которые позволяют передавать информацию с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

Настоящая статья посвящена конкретным полномочиям органов власти в сфере образования. Соответствующие нормы содержались в ст. 28 Закона N 3266-1 в главе «Управление системой образования».

Комментируемая норма пункта 1 статьи подробно (на наш взгляд, даже излишне подробно) описывает полномочия федеральных органов государственной власти в рассматриваемой сфере. Наряду со стандартными полномочиями, установленными ещё Законом 1992 г., появились новые — это реализация международных программ в сфере образования, установление федеральных требований минимальной оснащённости образовательного процесса. Определён также закрытый перечень полномочий, направленных на реализацию конституционной обязанности государства по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности. С учётом развития процесса информатизации федеральные органы принимают на себя обязанности по формированию и ведению федеральных информационных систем, а в связи с введением ЕГЭ и тестирования — разработку и периодическое обновление контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации обучаемых.

Впервые комментируемый Закон вводит как обязанность органов власти проведение обязательного мониторинга и изучения потребностей рынка труда. Отдельным пунктом Закон делегирует федеральным органам власти право устанавливать и присваивать почётные звания, государственные и ведомственные звания и награды.

Нет необходимости подробно комментировать все эти полномочия, поскольку их перечень перечёркивает последний пункт комментируемой статьи (п. 14), позволяющий федеральным органам власти осуществлять «иные полномочия» в сфере образования. На наш взгляд, он позволяет федеральным органам власти не только внедряться в компетенцию иных органов власти в сфере образования, но и бесконечно изобретать новые бюрократические препоны, нарушающие автономию образовательных учреждений. Как метко отметил А.И. Рыков (расстрелян в 1938 г.): «Карательный аппарат всегда найдёт себе работу».

Часть 2 комментируемой статьи наделяет федеральные государственные органы правом предоставлять общедоступное и бесплатное общее и среднее профессиональное образование в федеральных государственных образовательных организациях. Данная норма также представляется излишней, поскольку в «своих» организациях органы государственной власти являются хозяином по праву собственности. Другое дело, если бы предоставление этого образования было бы обязанностью этих властных органов.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Система образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Новости
  • Колонки
  • Аналитика
  • Интервью
  • Рецензии
  • Видео
  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

(с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 02.12.2019 № 403-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года

Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 03.02.2014 N 11-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 27.05.2014 N 135-ФЗ,
от 04.06.2014 N 148-ФЗ, от 28.06.2014 N 182-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ,
от 21.07.2014 N 262-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, 31.12.2014 № 489-ФЗ, 31.12.2014 № 500-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, 13.07.2015 № 238-ФЗ, 30.12.2015 № 458-ФЗ, 02.06.2016 N 165-ФЗ, 02.06.2016 N 166-ФЗ, 02.12.2019 № 403-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В ч. 1 ст. 21 Закона N 273-ФЗ определен субъект, который вправе осуществлять образовательную деятельность. Согласно данной норме эта деятельность в первую очередь осуществляется образовательными организациями (ст. 22 Закона N 273-ФЗ), а в специально установленных в Законе случаях — организациями, осуществляющими обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ), а также индивидуальными предпринимателями (ст. 32 Закона N 273-ФЗ).

Частью 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ, установлено, что на вышеуказанные организации и индивидуальных предпринимателей, на педагогических работников, которые заняты в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).

В ч. 1 ст. 22 Закона N 273-ФЗ определены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться образовательные организации. Это формы, предусмотренные гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

В ч. 4 — 9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ, так же как и в п. 3 ст. 12 Закона N 3266-1, образовательные организации классифицируются на государственные, муниципальные и частные (в зависимости от создавшего их органа).

При этом в Законе N 273-ФЗ дано новое определение частной образовательной организации, под которой понимается образовательная организация, созданная в соответствии с российским законодательством физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона N 273-ФЗ).

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

  • это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;

  • это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

  • закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,

  • тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

  • формирование общей культуры детей;

  • развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

  • формирование у детей предпосылок учебной деятельности;

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

  • комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

  • по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

  • дети-инвалиды,

  • дети-сироты,

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, а также

  • дети с туберкулезной интоксикацией,

  • обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

  • на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;

  • такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,

  • однако не исключается и создание специальных консультационных центров;

  • при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

  • данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,

  • а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;

  • при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования.

Выбрать редакцию Текущая 17.03.2020 05.01.2020 01.01.2020 14.08.2018 08.07.2018 27.06.2018 07.03.2018 06.03.2018 02.03.2018 29.12.2017 10.08.2017 12.05.2017 01.01.2017 01.09.2016 15.07.2016 04.07.2016 03.07.2016 01.07.2016 13.06.2016 02.06.2016 13.03.2016 10.01.2016 01.01.2016 15.12.2015 24.07.2015 13.07.2015 11.07.2015 30.06.2015 31.03.2015 11.01.2015 01.01.2015 21.10.2014 02.08.2014 11.07.2014 15.06.2014 07.06.2014 06.05.2014 05.05.2014 15.02.2014 01.01.2014 05.12.2013 25.11.2013 23.07.2013 19.05.2013 30.12.2012

  1. редакция от 12.05.2019
  2. проверено сегодня
  3. вступил в силу 29.12.2012

Закон об образовании в последней действующей редакции от 12 мая 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют. Сравнить редакции закона Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Редакция закона от 12.05.2020 Редакция закона от 17.03.2020 Редакция закона от 05.01.2020 Редакция закона от 01.01.2020 Редакция закона от 14.08.2018 Редакция закона от 08.07.2018 Редакция закона от 27.06.2018 Редакция закона от 07.03.2018 Редакция закона от 06.03.2018 Редакция закона от 02.03.2018 Редакция закона от 29.12.2017 Редакция закона от 10.08.2017 Редакция закона от 12.05.2017 Редакция закона от 01.01.2017 Редакция закона от 01.09.2016 Редакция закона от 15.07.2016 Редакция закона от 04.07.2016 Редакция

(с изменениями на 26 июля 2020 года)ПринятГосударственной Думой21 декабря 2012 годаОдобренСоветом Федерации26 декабря 2012 года 1.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).2.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;2) воспитание — деятельность, направленная на развитие

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ / ст.

83 1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. 2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы: 1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы; 2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее — интегрированные образовательные программы в области искусств); 3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена); 4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).

3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления

» С 1 сентября 2013 года обучение в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях учащиеся, студенты, их родители и преподаватели столкнулись с новыми стандартами обучения. На тот момент уже вступили в силу положения федерального закона «Об образовании в РФ» — ФЗ-№273, отменивший требования сразу двух законодательных актов, действовавших ранее.

Он стал альтернативой федеральным законам №3266-1 и №125-ФЗ – первый относился к деятельности средних, а второй высших учебных заведений. Рассмотрим статус школы и обязанности, которые диктует новый закон об образовании в РФ, узнаем основные его аспекты и поговорим о том, как изменятся правила обучения в 2020 году.

В законе ФЗ-№273 есть масса положительных моментов, подвергался он и заслуженной критике, пережил свыше 40 изменений, включая последние новшества, внесенные в него в марте 2020 года.

Мы сегодня хотим поговорить не о законе от 22.12.2012г., а его новой редакции от 25.12.2018г.

В данном законе содержится вся необходимая информация о тонкостях системы общего и профессионального образования. Основополагающим пунктом закона, написанного в рамках соблюдения конституционных прав всех участников учебного процесса, является общая доступность образования и отсутствие платы за обучение.

Это касается среднеобразовательных школ, лицеев и гимназий, на таких же условиях обучаются в профтехучилищах и других средне-специальных заведениях. Об этом более подробно рассказывают положения 5-ой статьи Закона, где также предусматривается возможность бесплатного обучения в ВУЗах, но только на конкурсной основе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *