Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация фз о приватизации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Законом определены следующие основания отказа в приватизации земельного участка:
- нахождение земли в резерве для государственных нужд;
- изъятие территории из обращения;
- запрет на приватизацию по ст. 28 ФЗ № 178;
- участок находится на берегу пруда, водоема или береговой линии общего пользования;
- отнесение земли к категории общего пользования (автодорога, площадь, улица и пр.).
Отказ в приватизации земли оформляется письменно с мотивированием соответствующими законодательными положениями федерального уровня.
Что сказано в законах РФ о приватизации земельных участков
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 301-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»» Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Изменения в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» Изменения в Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества и отдельные законодательные акты РФ Изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «Об организованных торгах» Изменения в Федеральном законе «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Изменения в закон о приватизации государственного и муниципального имущества Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации» Изменения в законах о введении в действие Земельного кодекса и о приватизации государственного и муниципального имущества Изменения в законе о приватизации государственного и муниципального имущества КС РФ запретил торговать землей по собственным правилам
Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года
Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Следует уточнить, что две данные процедуры не идут параллельно друг другу, а одна вытекает из другой.
Оформление в собственность – это обобщенное название какой-то конкретной процедуры: заключение договора купли-продажи, приватизация, наследование. В каждом случае в результате получаются свои правовые последствия. Проще говоря, если оформление в собственность происходит в результате наследования или приватизации, то владелец данной собственности не будет делить ее с супругом, как совместно нажитое имущество. По крайней мере, до получения соответствующего судебного решения. А в случае с договором купли-продажи земельного участка, он сразу же попадает в список совместно нажитого имущества супругов.
Приватизация – это название конкретного процесса, в данном случае – переход земельного участка из муниципальной или государственной собственности, в частную собственность инициатора приватизации. Как было сказано выше, такой процесс не относит земельный участок к списку совместно нажитого имущества супругов.
Каким именно способом получить земельный участок в собственность, решать вам. В процессе решения обязательно учитывайте стоимость и сроки реализации выбранной процедуры, а также правовые последствия ее совершения.
До 1 марта 2016 года в Земельном кодексе РФ (далее – ЗК РФ) действовали статьи 28 и 36. Они регламентировали основные положения, касающиеся цены приватизации земельных участков. На данный момент эти статьи утратили силу, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2015 года №171-ФЗ, которые вступили в силу 01.03.2016 года. Закон № 171-ФЗ известен как закон о приватизации земельных участков.
Теперь, приватизация земли после 1 марта 2016 года осуществляется исключительно на безвозмездной основе. ЗК РФ в п. 1 ч. 1 ст. 39.1 и ст. 39.5 дает перечень случаев, когда гражданин или юридическое лицо может получить земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета или государства, в свою собственность, безвозмездно:
- Если гражданин взял земельный участок в безвозмездное пользование для занятия фермерским или личным подсобным хозяйством на срок не более 6 лет (п. 6 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ) – по прошествии 5 лет;
- Если гражданин взял земельный участок в безвозмездное пользование для осуществления строительства индивидуального жилья, либо ведения подсобного хозяйства на срок не более 6 лет (п. 7 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ) – по прошествии 5 лет;
- Гражданам с 3 и более детьми. В данном случае, предоставление земельного участка осуществляется единожды (однократно) (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ);
- Иным категориям граждан, которые, согласно федеральному законодательству имеют право на получение земельных участков.
- Собрать все необходимые документы.
12.01.2016 года был издан Приказ Минэкономразвития РФ №1, которые сформировал несколько иной список необходимых документов, нежели тот, что был перед ним. В этот список вошли:
- Заявление о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность или Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка – в том случае, если нужно уточнить границы участка, либо образовать его (п. 1 и п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ);
- Если пользование участком осуществляется на основании безвозмездного пользования, не более чем на 6 лет – подается заявление о прекращении действия такого права (необходимо подать до завершения срока его действия);
- Документ, удостоверяющий личность человека, подающего заявление (если подает представитель – документ, подтверждающий полномочия представителя);
- Если земельный участок приобретается в собственность одним из супругов – нотариально заверенное согласие второго супруга;
- Документ, в котором закреплено право заявителя на соответствующий участок земли;
- Кадастровый паспорт или выписку на соответствующий участок;
- Выписку ЕГРП о правах на участок и расположенных на нем объектах недвижимости, либо уведомление из ЕГРП об отсутствии необходимых сведений – предоставляется по желанию (для ускорения процесса лучше предоставить);
- Документ (приказ о приеме на работу, выписка из трудовой книжки, контракт или трудовой договор), подтверждающий основное место работы в муниципальных образованиях по специальностям, определенных в соответствующих законах субъекта РФ – для граждан, попадающих в данную категорию;
- Документ, подтверждающий наличие условий для выделения участка – для семей с 3 детьми и более (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ);
- Документ, подтверждающий право определенных категорий граждан на приобретение участка (пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ).
Список может несколько изменяться, в зависимости от оснований проведения приватизации, поэтому, его лучше заранее уточнить в органе, осуществляющем данную процедуру.
- Предоставить все собранные документы.
Пакет документов подается в:
- Администрацию муниципального образования;
- Территориальное управление Росимущества;
Конкретное место подачи документов зависит от того, кому принадлежит земельный участок, указанный в документах. Данные о принадлежности участка закреплены в выписке из ЕГРП.
Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:
- Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
- Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.
Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.
При последней редакции закона №178 в статью 13 и 28 не было внесено изменений.
Ст 13
В статье 13 178 ФЗ описываются способы приватизации имущества (муниципального и государственного).
Основные способы приватизации:
- Унитарное предприятие можно преобразовать в акционерное общество;
- Имущество может быть продано на аукционе;
- Имущество может быть продано на отдельных специализированных аукционах;
- Продажа за пределы РФ;
- При помощи публичного предложения;
- Без объявления стоимости;
- Внесение имущества в виде дополнительных вкладов в уставной капитал акционерного общества;
- Реализация акций по доверительным отношениям.
Если унитарное предприятие числится как имущественный комплекс, то в процессе приватизации оно преобразуется в хозяйственные общества.
Стоит отметить, что приватизация муниципального или государственного имущества осуществляется только в соответствии со способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Ст 28
В статье 28 характеризуется отчуждение земельных участков. Приватизация имущества, которое находится на незавершенном этапе строительства, осуществляется вместе с отчуждением лицу, которое приобретает подобную недвижимость.
статьи 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст.
959) Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Федеральный закон о приватизации земельных участков 93-ФЗ, от 30 июня 2006 года, в народе прозванный «дачной амнистией», предоставляет право гражданам, приобретшим участки от государства до 2001 года, приватизировать их бесплатно.
Это предоставляется для строго определенных видов пользования землей: ведение подсобного личного хозяйства; строительство дачи или летнего домика; садоводство и огородничество; строительство личных гаражей; строительство личного жилья; возведение любых некоммерческих построек; приобретение права собственности на земельный участок под жилым домом. Дачная амнистия продлится до первого марта 2015 года, поэтому всем гражданам, кто еще не успел оформить свои участки в собственность, стоит поторопиться. Основанием для льготной приватизации будут являться правоустанавливающие документы, выданные органами государственной власти до 2001 года включительно: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (например, договор на предоставление земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения для строительства жилого дома и многие другие).
Особое внимание стоит уделить моменту, что льготное право приватизации касается тех участков, которые были предоставлены садоводческому товариществу или любому другому некоммерческому объединению граждан, садоводов и дачников.
огородные участки, а также находящиеся под гаражами.
Все отношения, связанные с оборотом земельных участков, в частности порядка их передачи в частную собственность, регулируется сразу несколькими нормативными актами: Согласно закону о приватизации участки земли, находящиеся под недвижимыми объектами, законно принадлежащими гражданам, должны быть взяты в аренду либо приватизированы.
в котором установлено, что если человек имеет в собственности какую-либо недвижимость, которая не является самовольной постройкой, но располагается на земле, которая принадлежит государству или муниципалитету, то он может приватизировать эту землю.
При этом, в законе говорится, что приватизация осуществляется на добровольных началах, за исключением моментов, когда есть обязанность, предусмотренная законодательством.
Последние изменения в Закон о приватизации были введены 1 июля 2017 года посредством принятия ФЗ 155.
Коснулись они статьи 5 Закона о приватизации, регламентирующей перечень покупателей государственной и муниципальной собственности.
Была изменена редакция ее первого пункта, новая версия указывает, что участниками приватизации могут быть любые физические и юридические лица, кроме:
- государственных и муниципальных учреждений и организаций;
- юридических лиц, у которых в уставном капитале доля собственности РФ составляет более 25%;
- юридических лиц, зарегистрированных на территории государств, включенных в соответствующий перечень Министерства финансов РФ;
- юридических лиц, которые контролируются офшорной компанией или группой лиц, в которую таковая входит.
Ознакомьтесь 53 закон «О воинской обязанности и военной службе»
Изменения в Законе о приватизации предписывают, что третий и четвертый пункт данного положения актуальны для тех продаж, информация о которых размещена на соответствующих площадках после 1 июля 2017. Кроме последних поправок следует рассмотреть и те статьи ФЗ 178, редакция которых наиболее актуальна для физических и юридических лиц.
Статья 13 Федерального закона о приватизации регулирует способы, которыми она осуществляется:
- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или ООО;
- продажа федерального имущества через аукцион;
- продажа акций на специализированном аукционе;
- реализация через конкурс;
- продажа акций за пределами территории РФ;
- реализация федерального имущества через публичное предложение;
- продажа без объявления цены;
- внесение федерального имущества в качестве составной части уставного капитала юридического лица;
- реализация акций через доверительное управление.
Процедура разгосударствления в России определена этим законом.
Статьей 48 документа устанавливаются:
- возможности и ограничения по её проведению
- порядок и способы процедуры разгосударствления;
- особенности передачи в частные руки отдельных видов имущества;
- планирование процесса;
- оплата и распределение денежных средств, вырученных от реализации;
- особенности создания АО и ООО, в уставных капиталах которых есть доли госсобственности.
Объектами гражданских правомочий в соответствии со статьей 128 ФЗ выступают:
- денежные средства и акции;
- имущественные права;
- услуги и информация;
- итоги интеллектуального труда и исключительные права на них;
- нематериальные активы.
Передача прав может осуществляться как безвозмездно, так и платно.
Переход правомочий может проводиться следующими способами:
- Акционирование предприятий.
- Перевод в ООО.
- Продажа материальных и иных долей в капитале общества.
- Конкурсная реализация ценных бумаг.
- Реализация через торги на бирже.
- Распродажа без установления цены.
- Имущественный вклад в стратегические организации.
Приватизация проводится в четыре этапа:
- Планирование процедуры. Ежегодно Правительством определяется перечень объектов, которые могут быть переданы в частное владение. На уровне муниципалитетов такой список определяет орган местного самоуправления.
- Определение и утверждение положений, на которых будет проводится процесс по каждому конкретному случаю.
- Совершение процедуры.
- Отчет об исполнении прогнозного плана приватизации федерального имущества за истекший период в Госдуму РФ, представляемый не позже 1 мая.
- Раздел Экология
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.060 Финансы. Банковское дело. Денежные системы. Страхование
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
А также в:
- Раздел Экология
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.160 Законодательство. Администрация
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
А также в:
- Раздел Экология
- Раздел 91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО
- Раздел 91.010 Строительная промышленность
- Раздел 91.010.10 Правовые аспекты
- Раздел 91.010 Строительная промышленность
- Раздел 91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО
А также в:
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативно-правовые документы
- Раздел Собственность, имущество
- Раздел Нормативно-правовые документы
1. При приватизации государственного или муниципального имущества между продавцом имущества и покупателем заключается договор купли-продажи в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются:
сведения о продавце имущества и покупателе; наименование объекта приватизации; место его нахождения; состав и стоимость государственного или муниципального имущества; условия аренды (пользования) земельным участком; количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий;
способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения;
порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на такое имущество;
иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку.
3. Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит соответственно от Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к его покупателям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором купли-продажи государственного или муниципального имущества.
По положениям Конституции РФ в стране признаны несколько видов собственности. Но так было не всегда. Совсем недавно в 90-е годы единоличным собственником всего имущества являлось государство.
На современном этапе законодательно приватизация муниципального имущества регулируется многими законодательными актами. К числу основных из них относятся:
- ФЗ №178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»
- Указ Президента РФ №2284 от 24.12.1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»
- Постановление Правительства РФ №585 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»
- Постановление Правительства РФ № 584 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»
Субъектами приватизации в данном случае выступают следующие лица.
Потенциальные покупатели приватизируемого имущества (ими могут выступать физические и юридические лица, кроме государственных и унитарных предприятий и учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ или ОМСУ составляет более 25%)
Фактический собственник государственного или муниципального имущества (это РФ, субъект РФ или ОМСУ). От имени собственника выступают и выполняют их функции: Правительство РФ; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Исполнительная власть субъекта РФ; ОМСУ
Вся процедура приватизации муниципального имущества урегулирован законодательно и предусматривает весь процесс принятия решения и его реализации в отношении того или иного муниципального имущества.
Основу составляют четыре этапа процедуры приватизации. Рассмотрим их подробнее.
Первый этап предполагает составление прогноза приватизации имущества муниципалитета. При его разработке рассматриваются предложения от органов исполнительной власти относительно имущества, находящегося в их ведении. Данный план утверждает ОМСУ ежегодно. План содержит список тех предприятий и учреждений, которые предполагается приватизировать в финансовом году. Кроме того, в плане содержится и краткая характеристика каждого из объектов и планируемые сроки приватизации.
На втором этапе происходит непосредственно утверждение решения о приватизации. Это решение принимается опять же ОМСУ на основании утвержденного ранее плана приватизации. В решении содержатся основные положения:
- Перечисление имущества и его характеристики
- Метод приватизации
- Нормативная стоимость имущества
- Срок предоставления рассрочки (на случай ее предоставления)
- Иные важные сведения для процесса приватизации
На третьем этапе происходит непосредственно приватизация муниципального имущества определенным законодательно методом. Способы приватизации также законодательно предусмотрены:
- Преобразование муниципального предприятия в открытое (только открытое!) акционерное общество
- Процесс продажи имущества через аукцион
- Процесс продажи имущества через проведение специализированного аукциона
- Продажа на конкурсной основе
- Приватизация через публичное предложение
- Продажа без объявления стоимости
- Внесение имущества как вклада в уставный капитал
На четвертом этапе ОМСУ должны предоставить отчет о выполнении или невыполнении плана по приватизации за отчетный финансовый год. Происходит это не позднее 1 мая, следующего за отчетные финансовые года.
Экономическая система. Которая основывается на единоличном владении государства всем имуществом, потерпела полный крах в конце прошлого столетия. Это отразилось практически на каждом жителе нашей страны. Тот факт и вызвал необходимость разработки новой экономической политики, которая предполагала передачу части имущества в частную собственность для создания здоровой рыночной конкуренции.
Процедура приватизации позволила провести это в максимально короткие сроки. Наличие частной собственности предполагает, что ее владелец на постоянной основе уплачивает налоги. Государство в этом имеет двойное преимущество: получает финансовые средства в момент продажи имущества, а также на постоянной основе получает налоговые поступления от собственника.
Для понимания процесса приватизации следует ознакомиться с несколькими терминами.
Жилое помещение – квартира, дом, комната, иной изолированный объект, специально предназначенный для жизни людей по своим характеристикам.
Конкурс – способ приватизации, когда от покупателей требуется выполнение нескольких условий. Например, сохранение численности работников, инвестирование определённого объёма средств и т.д.
Аукцион – публичные торги. Приватизирует имущество тот гражданин (или организация), который предложил наибольшую цену.
Государственное имущество условно разделяется на:
- приватизируемое по решению государства;
- подлежащее передаче гражданам по заявительному принципу;
- не подлежащее приватизации.
Приватизация гособственности осуществляет в бессрочном порядке.
Изначально при принятии закона № 1541-1 считалось, что передача жилых помещений должны завершиться после вступления в силу ЖК РФ. Но к тому моменту слишком много объектов оставалось в муниципальной собственности.
Каждый год срок завершения процесса переносился на следующий.
Планировалось, что приватизация будет продлена до 2020 года и для отдельных категорий граждан до 2021 года. Однако в 2020 году правительство решило, что будет справедливо и логично данный процесс сделать бессрочным.
Приватизация муниципального имущества
- Жители столицы имеют небольшое преимущество в области приватизации жилищного фонда. В этом городе функционирует система «Мои документы», через которую можно обратиться за разгосударствлением жилого помещения.
- Также перечень документов, необходимых для представления, меньше, чем в иных регионах. Не требуется представлять выписку из ЕГРН, технический паспорт, сведения о количестве зарегистрированных лиц. Вся необходимая информация запрашивается специалистами в электронном виде.
Процедура приватизации зависит от объекта, отчуждаемого государством.
Для жилых помещений и земельных участков, переданным физическим лицам, предусмотрен упрощённый порядок.
Для остальных случаев применяется закон № 178-ФЗ.
Появление данного ФЗ ознаменовано планомерным снижением темпов роста приватизации жилья.
Росстат приводит информацию, что 30 % фонда, предназначенного для проживания граждан, все еще до сих пор находится в муниципальной или государственной собственности.
И это несмотря на обширную политику, осуществляемую государством, направленную на повышение привлекательности приватизации в глазах россиян.
Несмотря на то, что законом устанавливаются предельные сроки приватизации жилья, возможность по проживанию в муниципальных квартирах сохранится и после наступления даты окончания федеральной программы.
Необходимость периодического продления сроков законодатели объясняют и тем фактом, что некоторая часть граждан ожидает переселения из аварийных и ветхих домов, тем самым не имея возможность приватизировать имущество, уже изъятое для государственных или муниципальных нужд.
Основанием для бесплатной приватизации будет желание собственников, зарегистрированных в муниципальном жилом помещении. Если хотя бы один из них не согласен, он должен предоставить письменный отказ.
Отметим, что приватизировать можно любое жилье, пригодное для постоянного проживания в нем граждан. Но закон делает определенные исключения. Так, приватизировать нельзя:
- дома, которые в установленном порядке были признаны аварийными или ветхими;
- комнаты, расположенные в общежитии;
- служебные квартиры, в том числе, расположенные в домах военных городков закрытого типа.
Важно! Приватизировать можно любое жилье, кроме вышеуказанного, если ранее оно было предоставлено местной администрацией на основании договора социального найма.
Основания для безвозмездной приватизации земли под частным домом:
- гражданин на законных основаниях использовал участок, на котором была расположена жилая постройка;
- гражданин на законных основаниях пользовался земельным участком, и дом, расположенный на нем, не был оформлен в собственность до введения в действие ЗК РФ (2001 год).
Поскольку сроки бесплатной приватизации продлевали множество раз, а последние принятые поправки и вовсе установили безвозмездную приватизацию на бессрочный период, не понятно, кому может потребоваться платная приватизация.
Более того, порядок так называемой платной приватизации не был утвержден ни в начале действия программы (1992 год), ни даже сейчас. Как происходила бы эта процедура, представляют некоторые эксперты.
Думалось, что после окончания сроков бесплатной приватизации начнет работать схема приватизации на платной основе. Но порядок определения выкупной цены за квартиры при платной приватизации не определен. Сколько же пришлось бы заплатить нанимателю?
Цена квартиры может определяться как исходя из действительной рыночной стоимости, так и исходя из оценки, выданной органами БТИ (цена от БТИ существенно ниже рыночной). Последний вариант гораздо выгоднее для обычных граждан, однако муниципальный бюджет получал бы меньше средств.
Еще одним способом расчета стоимости платной приватизации может стать кадастровая оценка имущества. По сведениям из Регистрационной Палаты, кадастровая оценка уже завершена во всех регионах страны.
Все это – лишь в теории, а как будет на практике, если закон о бессрочной приватизации отменят – покажет время.
Для регистрации имущественного права на занимаемое по договору социального найма помещение необходимо обратиться в Комитет по управлению имуществом местного органа администрации.
Потребуется согласие на участие в приватизации или отказ от участия от всех прописанных лиц. Согласие или отказ предоставляются муниципалитету в письменном виде.
Закон о приватизации государственного и муниципального имущества
Нюансы проведения бесплатной приватизации:
- под бесплатной приватизацией имеется ввиду процесс передачи жилья в частную собственность, за который не придется платить, сопутствующие же расходы полностью ложатся на плечи заявителя (госпошлина, нотариус и др.);
- участки земли можно приватизировать в упрощенном порядке, если таковые были выделены государством в период с 1992 по 1998 годы (так называемая “дачная амнистия”);
- приватизированной землей можно распоряжаться по собственному усмотрению, арендованной же – только с разрешения арендодателя;
- если в приватизации отказывают без наличия веских на то причин, можно обратиться в суд и восстановить нарушенное право.
Сроки приватизации на бесплатной основе уже продлевали несколько раз. Февральские поправки 2020 года сделали безвозмездную приватизацию бессрочной.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О приватизации государственного и муниципального имущества
(с изменениями на 31 июля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ (Российская газета, N 42, 05.03.2003);
Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 43-ФЗ (Российская газета, N 98, 12.05.2005);
Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 60-ФЗ (Российская газета, N 132, 22.06.2005);
Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2005);
Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 294, 29.12.2005 (начало), Российская газета, N 296, 30.12.2005 (окончание)) (вступил в силу с 1 января 2006 года);
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:
государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;
юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
абзац утратил силу с 12 июня 2018 года — Федеральный закон от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 155-ФЗ.
2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.
Абзац утратил силу с 26 июля 2011 года — Федеральный закон от 11 июля 2011 года N 201-ФЗ..
1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:
1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:
федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);
акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:
состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2010 года Федеральным законом от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ;
4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;
8_1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества;
(Подпункт дополнительно включен с 15 июня 2010 года Федеральным законом от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2019 года Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 45-ФЗ.
- Проведенная легитимно сделка выступает гарантией принадлежности имущества конкретному субъекту – утверждение права собственности на жилье отражается в правоустанавливающих документах.
- Успешное завершение позволяет продолжить использование жилья, но уже не в качестве арендного, а на полноценной основе по праву собственности.
- Отсутствие такого статуса приводит к тому, что жилец будет выселен из квартиры. Право собственности исключает такие ситуации.
Недавно депутатами был принят новый законопроект, который продлил срок перевода жилья в частную собственность до 1 марта 2017 года. Таким образом, подобная инициатива депутатов действует уже на протяжении нескольких лет подряд. По окончанию текущего срока, время оформления продлевается ровно на год, давая гражданам шанс на подачу заявок в жилищные органы.
Бесплатная приватизация недвижимости
Жилищный фонд – это отдельный предмет для рассмотрения. Принципы такого подхода заключаются в следующих нюансах:
- Переоформление объектов жилищного фонда доступно лишь гражданам РФ и резидентам нашей страны. Закон запрещает иностранцам претендовать на жилье, будь то жилой объект или хозяйственная постройка в пределах границ Российской Федерации.
- Процесс затрагивает жилье федерального и муниципального фонда. Недвижимость иных фондов частному переводу не подлежит.
- Оформление сопроводительных бумаг тесно связано с договором социального найма.
- Перевод недвижимости в частное владение происходит на добровольной основе, а в случае отказа приватизация невозможна.
- Порядок осуществляется согласно действующим законам на бесплатной основе.
- Гражданин имеет право на оформление лишь один раз в своей жизни. Повторная процедура, но уже с другим жильем из фонда, не допускается.
Ст. 16 ЖК РФ гласит о том, что в случае перевода объектов недвижимости из капитального ремонта, наймодатель обязан закончить работы в установленные договором сроки.
Оформление квартиры предполагает подготовку и подачу документов на приватизацию жилья. Перечень представлен:
- Удостоверяющими документами:
- паспорт – для жильцов квартиры;
- свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет;
- свидетельство о смерти – для прописанных в квартире, но умерших граждан;
- военный билет или справка из военкомата – солдатам, проходящим службу;
- иные документы – по закону заверяются у нотариуса.
- Выпиской из домовой книги.
- Правоустанавливающими документами на квартиру (техпаспорт, договор найма жилья, распоряжение государственного органа и др.).
- Справкой из БТИ (не позднее, чем за 6 месяцев).
- Письменным отказом на приватизацию жилья от других собственников.
- Накладными, квитанциями и чеками об оплате коммунальных услуг (не позднее, чем за 3 месяца до начала процедуры).
- Свидетельствами о проведении перепланировки (в случае ремонтных работ, согласованных с жилищной инспекцией).
Несмотря на то, что закон о приватизации квартиры не устанавливает чётких рамок на сбор документов, желательно не оттягивать этот процесс, а оформлять сделку до конца года.
Современное законодательство предлагает гражданам абсолютно бесплатный перевод собственности в частные руки, и он продлевается с каждым годом. Но в то же время неприватизированными остаются около 20% от доли всей недвижимости в стране. На самом деле, это серьезный показатель, свидетельствующий о том, что положения нового закона не подталкивают граждан к оформлению имущества.
Не следует забывать, что не все имущество может быть переоформлено в частные руки. По ФЗ 178, из общей процедуры выпадают:
- Вспомогательные жилищные фонды (служебные квартиры или армейская недвижимость).
- Аварийное жилье.
- Объекты культурно-исторического назначения.
По мнению ряда экспертов, 178 Закон РФ «О приватизации» в будущем может включить пункты о проведении платных сделок с недвижимостью. Во многом это связывается с экономическими показателями в России – государству требуются дополнительные источники дохода. Учитывая, что жилье входит в список наиболее прибыльных объектов, не исключено, что закон о приватизации имущества в 2017 и последующих годах будет дополнен рядом статей о возмездном переводе имущества.
Оставшиеся без приватизированного жилья граждане не смогут включать имущество в наследство, дарить его своим родственникам или продавать по договору о купле-продаже. Более того, опоздавшие собственники могут и вовсе потерять данное имущество, например, единственное место жительства.
Процедура оформления недвижимости в собственность доступна всем гражданам нашей страны и только один раз в жизни на бесплатной основе. Повторно процедура не допускается, но если она платная – то возможны некоторые варианты завершения новой сделки.
Этапы перевода квартиры в частную собственность по закону представлены:
- Обсуждением всеми членами семьи вопроса о необходимости приватизации жилья. Наравне с правами, новые собственники получат и ряд обязанностей: участие в капитальном ремонте многоквартирного дома, внесение обязательных платежей, включая налог на квартиру. Но зато члены семьи смогут распоряжаться недвижимостью лигитимно: продавать, сдавать в найм, наследовать, включать в залог или дарить другим физическим лицам.
- Подготовкой документации: свидетельств, выписок из домовых книг, справок из БТИ, кадастровых актов и т.д.
- Составлением заявления на приватизацию жилого помещения с указанием всех участников процесса. Вместе с заявлением граждане подают перечень документов любым удобным способом: личное посещение жилищной инспекции или путем онлайн загрузки копий на сайте.
- Оценкой поданных документов. Процедура поручена штатным сотрудникам жилищного отдела. В случае соответствия всей документации заявленным стандартам, работники выносят положительный вердикт.
- Оформлением договора. Закон о приватизации жилых помещений требует подписей двух ответственных сторон: представителя жилищного комитета и будущего собственника квартиры.
После получения нового свидетельства на жилье, члены семьи вступают в распоряжение недвижимостью по закону.
- Продажа квартиры после приватизации
- Приватизация земельного участка под частным домом
- О приватизации государственного и муниципального имущества
- Договор социального найма в приватизации
- Федеральный закон о приватизации
- Приватизация и несовершеннолетние дети
- Приватизация части коммунальных квартир
- Приватизация служебной квартиры
- Приватизация дачи
- Приватизация частного дома
- Приватизация гаража в гаражном кооперативе
- Признание приватизации недействительной
- Помощь в приватизации
- Приватизация земли
- Отказ от приватизации одного из прописанных
- Приватизация жилого помещения
- Приватизация садового участка
Закон о приватизации гос и муниципального имущества
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
бесплатная приватизация жилых помещений с 1 марта 2014 года прекращается
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1 утрачивает силу с 1 марта 2014 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2014 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).
Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Процедура разгосударствления в России определена этим законом.
Статьей 48 документа устанавливаются:
- возможности и ограничения по её проведению
- порядок и способы процедуры разгосударствления;
- особенности передачи в частные руки отдельных видов имущества;
- планирование процесса;
- оплата и распределение денежных средств, вырученных от реализации;
- особенности создания АО и ООО, в уставных капиталах которых есть доли госсобственности.
Объектами гражданских правомочий в соответствии со статьей 128 ФЗ выступают:
- денежные средства и акции;
- имущественные права;
- услуги и информация;
- итоги интеллектуального труда и исключительные права на них;
- нематериальные активы.
Передача прав может осуществляться как безвозмездно, так и платно.
Переход правомочий может проводиться следующими способами:
- Акционирование предприятий.
- Перевод в ООО.
- Продажа материальных и иных долей в капитале общества.
- Конкурсная реализация ценных бумаг.
- Реализация через торги на бирже.
- Распродажа без установления цены.
- Имущественный вклад в стратегические организации.
Приватизация проводится в четыре этапа:
- Планирование процедуры. Ежегодно Правительством определяется перечень объектов, которые могут быть переданы в частное владение. На уровне муниципалитетов такой список определяет орган местного самоуправления.
- Определение и утверждение положений, на которых будет проводится процесс по каждому конкретному случаю.
- Совершение процедуры.
- Отчет об исполнении прогнозного плана приватизации федерального имущества за истекший период в Госдуму РФ, представляемый не позже 1 мая.
Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Структура обсуждаемого закона предусматривает 8 глав, которые подразделены на 46 статей, каждая из них регулирует отдельные вопросы, возникающие в области проведения приватизации. Например, статья 2 закона устанавливает принципы осуществления приватизации:
- приватизация проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который установлен настоящим законом;
- любая приватизация государственного имущества основывается на принципе равенства и открытости деятельности органов власти;
- имущество отчуждается в собственность только на возмездной основе (за плату либо при передаче акций акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится государственное имущество).
Сфера действия закона о приватизации достаточно широка, в статье 3 документа указаны отношения, возникающие при отчуждении, на которые действия закона не распространяются, это:
- жилые помещения;
- природные ресурсы;
- государственные резервы;
- имущество РФ, находящееся за пределами территории страны;
- земли, за исключением участков, на которых расположены объекты недвижимости;
- имущество, в отношении которого принято судебное решение
- имущество, в отношении которого предусмотрены международные договора и т.д.
Указанные отчуждения государственного имущества и отношения, возникающие в ходе отчуждения, регулируются иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Кроме того, глава 1 закона о приватизации статьей 5 устанавливает покупателей муниципального и государственного имущества – это физические лица и организации, за исключением государственных унитарных предприятий.
Закон также устанавливает некоторые ограничения для покупателей в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов, а также здоровья граждан, что является обязательным аспектом при приватизации государственного имущества.
В статье 6 закона перечислены компетенция Правительства РФ и органов местного самоуправления в области осуществления приватизационной деятельности.
Планирование приватизации государственного имущества является обязательной частью осуществления деятельности в данной сфере. Статьи 7-10 Федерального закона о приватизации регламентируют порядок составления прогнозного плана приватизации федерального имущества, разработки этого плана и создания отчета о выполнении этого плана.
В соответствии с нормами документа прогнозный план приватизации утверждается Правительством РФ ежегодно, он должен содержать перечень государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности и другого имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.
Обязательно указывается характеристика каждого объекта и предполагаемые сроки его приватизации. Разработка прогнозного плана приватизации осуществляется в соответствии с направлением внутренней политики РФ. План направляется на утверждение в Правительство РФ органами исполнительной власти не позднее, чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года.
После утверждения прогнозный план приватизации направляется в Госдуму РФ, одновременно с ним направляется проект Федерального закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, прилагаются соответствующие материалы и документы. Отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год предоставляется в Государственную думу РФ не позднее 01 мая текущего года.
В отчете указывается перечень приватизированных имущественных комплексов, акций ОАО и другого имущества с указанием способа приватизации, срока и цены сделки.
Статьи 11-17 главы 3 и 18-26 главы 14 закона устанавливают порядок осуществления государственной приватизации и способы ее выполнения. Порядок приватизации состоит из нескольких этапов:
- определяется состав подлежащего приватизации имущества;
- определяется цена имущества, подлежащего приватизации;
- выбирается способ приватизации.
Более подробно каждый из способов описан в статьях 18-26 Федерального закона о приватизации. Особенности приватизации отдельных видов имущества прописаны в статьях 28-32 закона. При этом одна из статей устанавливает правила оформления сделок купли-продажи государственного имущества.
Так, сделка должна быть оформлена договором, в котором указывается: сведения о сторонах договора; полное наименование реализованного имущества, его состав и цена; количество акций, их стоимость и категория; порядок и срок передачи государственного имущества покупателю; условия, на основании которых имущество было приобретено. Кроме того, Федеральный закон о приватизации статьями главы 6 устанавливает оплату и формы распределения денежных средств от продажи государственного имущества; глава 7 закона фиксирует особенности создания ОАО и ООО, акции и доли которых находятся в государственной собственности
Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:
- Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
- Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.
Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.