- Оспорить ДТП

Участники третейских судов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участники третейских судов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Арбитражная коллегия Сибирского округа

Новая жизнь третейских судов. Часть II*

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц.

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

УЧАСТНИКИ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2018 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

  • 1. В третейском разбирательстве участвуют заключившие третейское соглашение стороны спора и (или) их должным образом уполномоченные представители.
  • 2. К участию в третейском разбирательстве в случае необходимости по ходатайству сторон или инициативе третейского суда и с согласия сторон могут быть привлечены третьи лица, эксперты, переводчики, свидетели. Порядок их привлечения и участия в третейском разбирательстве регулируется правилами третейского разбирательства или определяются в соответствии с аналогичными нормами процессуального законодательства государства.
  • 3. Третьи лица —лица, не являющиеся стороной третейского соглашения, но чьи интересы могут быть затронуты решением третейского суда.
  • 4. Экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями по вопросам, касающимся разрешаемого третейским судом спора.
  • 5. Переводчиком является лицо, которое свободно владеет языком, знание которого необходимо для перевода в процессе осуществления третейского разбирательства, и привлечено стороной либо третейским судом с согласия сторон к участию в третейском разбирательстве.
  • 6. Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для разрешения спора.

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

  • договорами (подряда, поставки, контрактации, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами), в целом с финансовыми отношениями между компаниями;
  • корпоративные споры, то есть споры о «внутренних делах» компании: о принадлежности акций, долей в уставном капитале, об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.;
  • деятельностью публично-правовых компаний;
  • защитой деловой репутации.

Важно знать: есть вопросы, которые может рассматривать только арбитражный суд, которые невозможно передать третейскому суду. Это дела о банкротстве, об отказе в государственной регистрации юр.лица, административные споры с участием юридических лиц и ИП, а так же некоторые другие.

Что такое третейский суд и какие дела он рассматривает

Можно передавать корпоративный спор на разрешение постоянно действующего арбитражного учреждения, но нельзя передавать корпоративные споры на разрешение суда ad hoc (лат. – созданного для разрешения конкретного спора).

С 1 ноября 2017 года право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется актом Правительства РФ.

Такой акт не требуется для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссий при ТПП России.

Такой акт не требуется для иностранного постоянно действующего арбитражного учреждения для осуществления международного коммерческого арбитража, местом которого не является РФ.

Такой акт требуется для иностранного постоянно действующего арбитражного учреждения для осуществления арбитража внутреннего спора, вне зависимости от места разрешения спора, а также для осуществления международного коммерческого арбитража, местом которого является РФ.

Общество обратилось в арбитражный суд с иском к компании о взыскании неосновательного обогащения, полученного вследствие неправомерного удержания обеспечительного платежа по договору после окончания его действия, процентов за пользование чужими денежными средствами. Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, исковое заявление общества оставлено без рассмотрения на основании пункта 5 части 1 статьи 148 АПК РФ. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации посчитала, что названные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям. Статьей 44 Закона об арбитраже закреплены основные требования к созданию и функционированию постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации. На официальном сайте определенного сторонами постоянно действующего третейского суда содержится информация о том, что данный суд, образованный в соответствии с требованиями Закона № 102-ФЗ, не соответствует требованиям, содержащимся в статье 44 Закона об арбитраже, и не получил права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Согласно части 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 1 ноября 2017 года постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 данного закона и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража. Таким образом, в отсутствие арбитражного соглашения о передаче данного спора на рассмотрение постоянно действующего третейского суда, а также с учетом того, что определенный в договоре постоянно действующего третейский суд в настоящее время не функционирует, нерассмотрение исковых требований заявителя по существу судом нарушает гарантированное ему статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом, и право на доступ к правосудию. (Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 305-ЭС17-9241)

Общество обратилось в арбитражный суд к корпорации с иском о взыскании денежной суммы перестраховочного возмещения. Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании пункта 5 части 1 статьи 148 АПК РФ по следующим основаниям. Договором перестрахования предусмотрено, что все споры между обществом и корпорацией по поводу названного договора разрешаются путем переговоров, а при невозможности достигнуть согласия в Третейском суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгов промышленной палате Российской Федерации (МКАС) является правопреемником Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации с момента утверждения и опубликования Положений и Правил МКАС и вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их споров в указанные арбитражные органы (часть 10 статьи 52 Закона об арбитраже, пункт 8 Положения о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (приложение 1 к Закону о международном коммерческом арбитраже). В связи с этим оставление судом искового заявления без рассмотрения не ограничивает право акционерного общества на доступ к правосудию, поскольку возможность обратиться в компетентный постоянно действующий третейский суд в настоящее время сохраняется. (По материалам судебной практики Арбитражного суда Московского округа)

  • Иск рассматривается на 16 раб. день с даты подачи. Обязательная претензионная форма не требуется (только договорная). По Закону, Решение Третейского суда и Медиатора сразу вступает в законную силу и подлежит исполнению. Отменить решение в госсуде можно только при отсутствии компетенции у Третейского суда или Медиатора, рассматривать спор.

  • На круглом столе, посвященном новым правилам создания и работы третейских судов, вице-президент ТПП Чубаров обратил внимание, что «льготный период» нового закона будет равен году, а затем наступит «момент истины». По его словам, изменится само понятие третейского суда – под ним теперь надо понимать состав арбитров, а не организацию. Все документы учреждения обязательно должны быть задепонированы в Минюсте, подчеркнул Чубаров. Это касается и анкет арбитров, которые сейчас собирают не всегда. Что касается сторон, то им станет недостаточно классической третейской оговорки, ее текст станет более развернутым, отметил Чубаров.

    Усачева из Минюста изложила основные правила создания постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ). Некоммерческая организация должна будет получить разрешение в порядке, которое установлено постановлением Правительства (оно сейчас еще разрабатывается). Для этого НКО потребуются:

    • правила ПДАУ;
    • список арбитров;
    • подтверждение репутации самой организации;
    • подтверждение репутации учреждения-правопредшественника.

    В списке должны состоять не менее 30 человек, из них как минимум 1/3 списка арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории РФ, а не менее 1/2 – опыт разрешения споров 10 лет. Один арбитр может значиться не более чем в трех списках. Они будут носить рекомендательный характер, а не обязательный, уточнила Усачева. В то же время это правило (и шесть других) стороны могут отменить своим соглашением и договориться о других условиях.

    Иностранные арбитражные учреждения тоже должны будут получить разрешение на работу ПДАУ, только критерий у них один – это репутация, рассказала Усачева. Если они решат администрировать спор в России без такого разрешения – то их решение будет иметь статус ad hoc.

    Александра Варварина, вице-президента РСПП, интересовало, как формировать обязательный список арбитров третейского суда, ведь половина его членов должна иметь опыт работы по разрешению споров более 10 лет. Таким образом законодатель отсек множество ценных специалистов, заявил Варварин. Рассчитывать на судей в отставке здесь не приходится, констатировал он:

    На ум приходит несколько фамилий бывших судей ВАС, которые все мы знаем, но кто кроме них? Есть много тех, кто вышел из судов общей юрисдикции по возрасту. Но тот ли это контингент, который хочет видеть бизнес?

    Вопросы у Варварина вызвал и возможный метод подсчета10-летнего срока. Должен ли он быть непрерывным, или достаточно просто находиться в списках? И как его доказать, если срок хранения документов в третейских судах – 5 лет? Требования по подтверждению стажа не должны быть слишком жесткими, заявил Чубаров, – не стоит доводить их до абсурда лишь из желания избежать злоупотреблений.

    Есть вопросы, которые закон не решает, например, уплата НДС с третейского сбора, признал Чубаров. По его словам, судебная практика исходит из того, что налог не начисляется, а вот Минфин пока имеет противоположное мнение, что не стимулирует развитие третейских судов. Кроме того, вице-президент РСПП предложил ввести уголовную ответственность за фальсификацию доказательств в третейском разбирательстве, ведь государственному суду потом поддерживать решения, вынесенные на их основе.

    Третейским судам стоит иметь сложную структуру администрирования, а не единственного управленца со всеми полномочиями – это вызывает больше доверия, заявил Андрей Горленко, зампред комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП. Он пришел к такому выводу, изучив работу авторитетных зарубежных арбитражей. Также они имеют массу регламентов – по медиации, экспертизе и так далее. Не запрещает это и российский закон, заметил Горленко. При необходимости можно создать отраслевые регламенты, например, для разрешения страховых споров, предложил он.

    О рассмотрении корпоративных споров третейским судом

    Сразу скажем – можно. Причем как в рамках гражданского, так и в рамках арбитражного процесса – конечно же, в зависимости от характера спора и, соответственно, его подсудности. Поскольку мы ведем речь о предпринимателях и компаниях, то, как правило, обжалование решения третейского суда проходит по правилам АПК РФ. Правда, стоит сказать, что принципиальных отличий в гражданском и арбитражном процессах нет: в основе – одни и те же принципы и процедуры, разница – в деталях.

    Процедуре оспаривания решений третейских судов путем их отмены в порядке арбитражного судебного разбирательства посвящены статьи 230-235 Параграфа 1 АПК РФ.

    В связи с принятием Закона об арбитраже (третейском разбирательстве), в конце 2015 года в АПК РФ были внесены соответствующие изменения. На сегодняшний день Параграф 1 АПК РФ действует в редакции, изложенной в статье 9 Закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

    Кардинально процесс оспаривания решений третейских судов не изменился. Как и ранее, налицо весьма серьезная проблема: реальных возможностей для отмены решения третейского суда – раз, два и обчелся. Фактически основания для оспаривания ограничены нарушением процессуальных формальностей, причем таких, которые нарушить можно разве что по очень большой невнимательности или по случайной ошибке.

    Они перечислены в ст. 233 АПК:

    • Сторона арбитражного соглашения, ставшего основанием для разрешения спора в третейском суде, не была полностью дееспособной.
    • Арбитражное соглашение недействительно согласно праву, которому оно подчинено, а при отсутствии такого права – российскому праву.
    • Решение вынесено по спору, который не был оговорен.
    • Решение третейского суда разрешает вопросы, выходящие за пределы арбитражного соглашения, и этим вопросы нельзя отделить от других, чтобы решение отменить только в этой части.
    • Состав суда или процедура вышли за пределы (не соответствовали, нарушили) закона или арбитражного соглашения.
    • Сторона, проигравшая третейский суд, не была должным образом извещена о назначении (избрании) судей либо о времени и месте заседания, а равно по другим уважительным причинам не имела возможность представить в суде свои пояснения по делу.
    • Нарушена подсудность – по закону спор не мог быть рассмотрен третейским судом.
    • Решение третейского суда противоречит публичному правопорядку РФ, например, основам права, фундаментальным правовым принципам, интересам государства и общества.

    Основания 1-6 могут быть применены только при условии, что лицо, обращающееся за отменой решения третейского суда, докажет их наличие. Основания 7-8 применяются в безусловном порядке. Их наличие устанавливается арбитражным судом. При этом неважно, ссылалось на такие основания или нет обратившееся в арбитражный суд лицо.

    Практически все основания – чисто формальные, их наличие легко установить: они либо есть, либо нет, а, значит, все более-менее категорично. А вот последнее (восьмое в нашем перечне) – решение третейского суда не соответствует публичному правопорядку – оставляет простор как для поиска конкретных оснований для обжалования, так и для подготовки доказательственной базы. Этому во многом способствует формулировка – «решение противоречит публичному правопорядку». В российских законах нет как такового однозначного и четкого определения этого понятия, а судебная практика (не без участия оспаривающей стороны) трактует и оценивает его порой весьма широко. И, надо сказать, в ситуациях, когда совсем не за что зацепиться, но оспорить решение третейского суда очень надо, это основание – самое перспективное. Правда, ключевое значение будет иметь профессиональный уровень юриста – реальная практика в делах подобного рода и, если хотите, мастерство находить юридические зацепки там, где другие ничего не видят или не хотят видеть.

    Очевидный ответ на этот вопрос – когда нет оснований или их наличие нельзя доказать, что является обязательным условием оспаривания с положительным результатом. Но в данном случае речь не об этом.

    Что является ключевыми поводами для обжалования решений государственных судов? Все возможные основания этого плана можно свести к двум – незаконность и (или) необоснованность решения. К сожалению, при оспаривании третейского решения это не сработает, по крайней мере в чистом виде.

    Использование в качестве аргументов незаконности и необоснованности решения третейского арбитража должно сводится к попыткам доказать:

    • Спор или отдельные вопросы не могли быть рассмотрены третейским судом (процессуальное нарушение).
    • Решение противоречит основополагающим принципам российского права (нарушение материальных и, возможно, процессуальных норм).

    И если таких оснований нет или их нельзя доказать, ссылаться на незаконность и необоснованность третейского решения бессмысленно. На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание как арбитражными судами, так и ВАС РФ.

    Второй аспект – окончательное решение. Статья 40 Закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» 2015 года (по старому закону действовала аналогичная норма) накладывает запрет на отмену, а значит, и оспаривание решений третейских судов, если стороны соглашением прямо определили такое решение окончательным.

    Категоричное правило, установленное законом – запрет на оспаривание окончательных решений третейского суда. Но, чтобы это правило действовало, необходимо обязательное условие – прямое соглашение сторон (отдельное или оговорка в договоре) должно предусматривать окончательный характер решения арбитража.

    Указанная выше норма предполагает, что третейский суд:

    • вынес решение в пределах своей компетенции и в порядке, которые установлены законом и соглашением;
    • соглашение сторон – действительно.

    Обжаловать решение третейского суда – крайне проблематично, но это не значит, что совсем невозможно. Если обратиться к судебной практике, а главное – позиции высшей арбитражной инстанции и Конституционного Суда, то из них вытекает следующее:

    • Окончательность решения, обозначенная соглашением сторон, может быть проигнорирована государственным судом при условии, что оспариваемое решение нарушает основополагающие принципы российского права и у оспаривающего лица нет иных способов защиты своих прав (Постановление Президиума ВАС от 29.06.2010 № 2070/10).
    • Положения закона, исключающие оспаривание окончательного решения третейского суда, не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право на судебную защиту, поскольку заявители не лишаются этого права в рамках производства, связанного с выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения (Определение КС РФ от 01.06.2010 № 754-О-О).

    Исходя из этого можно рассмотреть возможность оспаривания окончательного решения:

    • В обычном порядке – если заявитель докажет, что оспариваемое решение нарушает основополагающие принципы российского права и у заявителя нет альтернативных способов судебной защиты.
    • В рамках производства по выдаче исполнительного листа. В этом случае применимы все и любые основания, предусмотренные для оспаривания решений третейского суда. Да, решение суда это не отменит, но может превратить его в бесполезное.

    Они несколько различаются для разных категорий заявителей:

    • для сторон спора – 3 месяца с даты получения заявителем оспариваемого решения;
    • для третьих лиц, права и интересы которых затронуты оспариваемым решением – 3 месяца с даты, когда они о нем узнали (должны были узнать).

    Порядок действий для того, кто хочет обжаловать решение

    Все достаточно индивидуально, и нужно смотреть по ситуации. Вместе с тем, общую схему действий можно обозначить в следующем виде:

    1. Получаем решение. Смотрим, есть ли реальные основания для оспаривания и целесообразно ли идти в арбитражный суд с заявлением – оцениваем перспективы.
    2. Анализируем ситуацию и готовим правовую позицию. Составляем заявление об отмене решения третейского суда и формируем приложения к нему. Требования к заявлению – статья 231 АПК РФ.
    3. Участвуем в судебном процессе, доказываем свою правоту.
    4. Если потребуется, выходим на процедуру обжалования определения арбитражного суда об отказе в отмене оспариваемого решения.

    Верховный суд обобщил дела об отмывании денег через судебные решения

    Последствия зависят от основания и характера отмены решения:

    1. Решение отменяется (фактически – аннулируется) полностью или частично.

    2. Если возможность третейского разбирательства не утрачена, можно заново обратиться в эту инстанцию.

    3. Недействительность арбитражного соглашения, выход за пределы компетенции третейского суда, нарушение основополагающих правовых принципов влекут получение права на разрешение спора в порядке арбитражного судопроизводства.

    4. Определение об отмене решения можно в течение месяца обжаловать в кассационном порядке.

    Реформа третейских судов преследовала одну главную цель – значительно улучшить качество работы негосударственного арбитража. Это привело к резкому сокращению количества постоянно действующих третейских судов (сегодня – арбитражные учреждения). При этом их деятельность стала более формализованной, а требования и к учреждениям, и к судьям – возросли.

    Понятно, что ставка на повышение качества работы третейских судов прямо преследовала и еще одну цель – сократить количество оспариваемых и отменяемых решений. Собственно говоря, такой эффект и получился, правда за счет резкого сокращения количества судов и, соответственно, количества решений.

    Если ранее оспорить решение постоянно действующего третейского суда было трудно, но возможно, то сегодня перспективы весьма плохие. Все просто – нет оснований. Иначе обстоят дела с решениями судов ad hoc, которые создаются для разбирательства конкретного дела. Но деятельность таких судов фактически сведена на «нет». Они ограничены организационно и функционально. Создавать такой суд, обсуждать и согласовывать правила судопроизводства – кропотливая работа. Вместе с тем, решения именно таких судов выглядят наиболее перспективным с точки зрения оспаривания, в том числе на стадии получения исполнительного документа. На их уровне допускается много ошибок самого различного плана, которыми и можно воспользоваться.

    Согласно ст. 16 ФЗ третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.


    ВАЖНО!

    Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.


    Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. Избрание (назначение) стороной арбитра или ее участие в избрании (назначении) арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитража. Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

    Третейский суд может принять постановление по заявлению о превышени третейским судом пределов своей компетенции

      • либо как по вопросу предварительного характера,
      • либо в решении по существу спора.

    Если третейский суд принимает постановление по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение одного месяца после получения уведомления о принятии этого постановления подать заявление в компетентный суд о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции. Стороны, арбитражное соглашение которых предусматривает администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, могут своим прямым соглашением исключить такую возможность. Предъявление в суд указанного заявления само по себе не препятствует третейскому суду продолжать арбитраж и принять арбитражное решение.

    Ст. 17 ФЗ устанавливает полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер по заявлению любой стороны, если стороны не договорились об ином.

    Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

Разногласия между участниками правоотношений, относительно осуществления своих прав на наделы. Которые имеют свой порядок разрешения, именуются в законодательстве и на практике земельными спорами.

Условно их можно классифицировать на несколько разновидностей:

  • земельные споры, которые рассматриваются в порядке досудебного урегулирования конфликта;
  • те, что разрешаются в залах судебных заседаний;
  • споры, переданные его участниками на рассмотрение третейского суда.

Обзор практики ВС в отношении третейских судов

Иные земельные споры рассматриваются в порядке искового производства в районных судах. К таковым делам, в частности, можно отнести:

  • определение границ угодий;
  • устранение препятствий в использовании таковых;
  • об установлении сервитута;
  • возврат земельного надела из чужого (незаконного) владения;
  • о признание права на надел, а также об изменении и прекращении таких прав;
  • понуждение исполнить то или иное действие в отношении объекта недвижимого имущества. Или же воздержаться от совершения определенных действий.

Между организациями, компаниями, предприятиями, индивидуальными предпринимателями нередко заключаются договоры. Предметом которых являются те или иные действия, связанные с недвижимостью – в том числе земельными участками. Все споры по таким сделкам должны рассматриваться в арбитражных судах.

Такое положение дел связано с тем, что все спорные и конфликтные ситуации в сфере предпринимательской деятельности решаются именно в арбитражных судах. Если одна из сторон договора — гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, то исковое заявление подлежит подаче в суд общей юрисдикции.

Директор муниципального предприятия Стаж работы: Кандидат экономических наук Жолудев Юрий Николаевич Образование: Арбитражный управляющий Опыт работы: Высшее юридическое, высшее психологическое Направление деятельности: Обслуживание предпринимательской деятельности, защита прав собственности, гражданский и арбитражный процесс Опыт работы: Высшее Юридическое, Ростовский государственный университет Доп.

2) Третейский суд при ООО «Юридический Центр «Бизнес Проф». , Краснодарский край, г. Сочи, Курортный проспект, 18, офис.

Что такое третейский суд и какие дела он рассматривает Что такое третейский суд и какие дела он рассматривает Третейский суд — это негосударственный суд, который создается самими компаниями. Компании имеют право самостоятельно создавать третейские суды для разрешения споров. Это делается для того, чтобы не прибегать к помощи государственных судов арбитражных или судов общей юрисдикции.

Существуют третейские суды, которые действуют постоянно, но компании вправе создавать третейские суды для решения какого-то отдельного спора. Официально третейские суды не входят в судебную систему России. Однако есть федеральные законы, прямо посвящённые или упоминающие третейские суды: Решение третейского суда можно обжаловать в арбитражном суде статья АПК или отменить в суде общей юрисдикции ГПК.

Общие положения Статья 1. Законодательство о третейском разбирательстве 1. Рассмотрение споров в Третейском суде осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящим Регламентом. Если по какому-либо вопросу нет предписаний ни в федеральном законе о третейских судах, ни в настоящем Регламенте, Третейский суд по аналогии руководствуется нормами арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации или применяет аналогию права.

Третейские суды (ТС) в России до сих пор работают по старым правилам, пишет Теперь же они могут функционировать лишь при НКО, которая имеет право на»По мысли законодателя – это никак не бизнес, а ветвь правосудия, форма»товарищеского суда», . ООО «ПРАВОдник».

Уважаемые дамы и господа! Третейский суд сегодня — это наиболее эффективный и экономичный способ разрешения гражданско-правовых споров. Нормативно-правовая база третейского разбирательства содержит в себе достаточно гибкие правила рассмотрения споров, предоставляющие сторонам большие возможности экономично и быстро разрешать возникшие конфликтные ситуации. Отличительными чертами Третейского суда являются: Решения, принятые Третейским судом, как правило, являются окончательными и не подлежат обжалованию.

В случае неисполнения принятого Третейским судом решения добровольно вступает в действие принудительный порядок исполнения, предусмотренный действующим законодательством. Специалисты Центра помогут Вам в подготовке проектов договоров, третейских соглашений, претензий, мировых соглашений, исковых заявлений и других процессуальных документов, а при необходимости могут представлять Ваши интересы в третейском суде, мировых судах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также в исполнительном производстве.

С уважением, Управляющий делами Третейского суда С.

Разница между третейским и арбитражным судом

Основным источником дохода ТС по факту должен быть третейский сбор за рассмотрение гражданских споров. Однако на деле суды этим не ограничиваются и предлагают множество платных услуг, например, открытие своих филиалов в других субъектах страны или же продажа франшиз. Юридически оформляются они по-разному – как учреждение нового ТС или открытие представительства. Стоимоть таких «дочек» сильно варьирует и, как правило, не афишируется.

По итогам мониторинга сайтов выяснилось, что лидирует по оказанию такой услуги Высший арбитражный третейский суд (не имеет отношения к упраздненному ВАСприм. ред.). Он открыл уже свыше 90 представительств. Требований для этого немного: нужно располагать офисом и не подпадать под законодательные ограничения, а для получения статуса арбитра сдается экзамен. Гонорары таких отделений составляет 50% от третейского сбора, другая половина уходит в головной ТС. Открытие таких представительств законодательно не запрещено. По словам партнера коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Александра Муранова, у арбитража ICC (Международная торговая палата) также есть представительства, их намеревается открыть и МКАС при ТПП. Но юристы все же не одобряют такую практику. «Суть арбитража – разрешение споров, а не бизнес-деятельность, поэтому это противоречит если не букве, то точно смыслу закона», – говорит Тарнопольская.

Бороться с конкурентами третейским судам помогают разные гарантии, которые они дают клиентам. Например, АТСМ, ФАТСМ, Первый ипотечный третейский суд, Национальный третейский суд обещают, что на расммотрение спора уйдет день/одно заседание. ВАТС и вовсе обещает выдачу исполлиста через 41 день после поступления иска. Юлий Тай отмечает, что, если стороны вовремя и полностью предоставили доказательства и раскрыли свою правовую позицию, то за один раз рассмотреть дело возможно, однако давать такие гарантии нельзя и даже незаконно.

Некоторые ТС предлагают и более «экзотические» услуги в том смысле, что они напрямую не связаны с третейским разбирательством. АТСМ, к примеру, организует взаимодействие с ФССП, коллекторами и даже задействует частных детективов для поиска имущества неплательщика. А красноярский ТС, чей руководитель до этого работал в краевом ОБЭП УВД, предлагает проверку на полиграфе, поиск «жучков» в домах и офисах.

В Минюсте рассчитывают, что реформа третейских судов пресечет все эти подчас незаконные схемы, а третейское разбирательство больше не будет восприниматься как бизнес, однако сами по себе положения законодательных поправок этого не гарантируют.

У судебной системы в России не лучшая репутация: много пишут о необъективности судей, их зависимости от руководства, взятках и других проблемах. Мы расскажем только о формальной стороне вопроса: кто такой судья по закону.

Говоря о недостатках судов, нужно понимать, что Россия большая и каждый день здесь работают тысячи судей, которые рассматривают десятки тысяч дел. На этом фоне обязательно найдутся те, кто ведет себя плохо.

И еще: судьи — это люди. Если ваш ребенок получает юридическое образование, он тоже может стать судьей. Если, например, он стал судьей и берет взятку, то он — преступник. Не какой-то абстрактный судья, а конкретно ваш ребенок. Значит, так он воспитан. И наоборот: если ваш ребенок стал судьей и не взял взятку, а вел дела аккуратно и по закону, то внезапно он стал одним из тех людей, которые делают свою работу хорошо, и им хочется гордиться.

У каждого продажного судьи есть мама и папа, которые его так воспитали.

Но отложим в сторону морально-воспитательный вопрос. Что говорит о судье закон?

Судья — это человек, которого государство наделило правом разрешать споры между компаниями, гражданами и представителями власти. Когда возникает конфликт и стороны не могут договориться, они могут задать вопросы суду: «Кто прав?» и «Что теперь делать?».

Судья работает на государственной должности, как, например, руководители фракций в Госдуме, федеральные министры и президент. Государственные должности созданы для исполнения функций государственных органов России. То есть судья — это представитель власти, он выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем России.

Есть две категории судей: мировые и судьи федеральных судов. Мировой судья — это судья самого первого, низового звена системы судов. Он рассматривает простые гражданские, уголовные и административные дела. Как правило, это первая ступень в карьере судьи.

Список постоянно действующих третейских судов

Согласно социологическому исследованию профессии судьи, большинство судей пришли в профессию из судебных, следственных органов и прокуратуры.

Многие недовольны, что в судьи берут только своих: из секретарей или помощников судей. Но так везде: в банк часто приходят работать из другого банка, а в магазин — из другого магазина. Только работая в суде, можно узнать внутреннюю кухню и понять, чего ждать. А руководство может проверить деловые качества будущего судьи.

Средняя зарплата секретаря суда — 15 тысяч рублей до вычета налогов. Пока однокурсники нормально зарабатывают в юридических фирмах, секретарь суда за копейки пишет протоколы и успокаивает недовольных представителей. На этом этапе многие желающие сдаются.

Требования к претенденту на должность судьи зависят от того, в каком суде он будет осуществлять свои полномочия. Но есть и общие условия.

Возраст не менее 25 лет. Минимальный возраст судьи — 25 лет, а максимальный — 70.

Высшее юридическое образование. Это может быть как очная, так и заочная форма обучения, но уровень образования должен быть только «специалист» или «магистр». Диплома бакалавра недостаточно.

Опыт работы не менее 5 лет. Работать обязательно нужно в должности, которая требует высшего юридического образования. Можно быть преподавателем юридических дисциплин, юристом в консалтинговой фирме, адвокатом или нотариусом.

Дееспособность. Кандидат на должность судьи не может состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Желающие стать судьей проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Отсутствие судимости. Подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в судьи не возьмут.

Виды третейских судов [ править / править код ]

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»)
  2. Федеральный (Федеральный закон РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля1993 г.)
  3. Местный (Регламент постоянно действующего арбитражного учреждения).

Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров.

В арбитражном соглашении стороны также могут записать свои правила, являющиеся обязательными для арбитража (Третейского разбирательства).

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается. Запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания «арбитражный суд» и «третейский суд», если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.

Арбитр (третейский судья), физическое лицо достигшее возраста 25 лет, если он председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то обязан иметь высшее юридическое образование, не должен иметь не снятую или не погашенную судимость. Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Не требуется получение права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации).

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным законом РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации». До вступления в силу 01.09.2016 года (Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)).

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон.

Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре (раздел «Порядок разрешения споров») или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  1. безальтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »,
  2. альтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »,
  3. конкретизирующая: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

Новая жизнь третейских судов. Часть I*

  1. Право на обжалование решений в третейском суде принадлежит только сторонам (ст. 40 ФЗ «О третейских судах в РФ»). В государственном суде обжаловать решение могут стороны и другие лица, участвующие в деле (часть 2 ст. 320 ГПК РФ)
  2. Срок на обжалование. В третейском суде — 3 месяца со дня получения стороной решения третейского суда (ст. 40 ФЗ «О третейских судах»), в государственном суде апелляционная жалоба или представление могут быть поданы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ)
  3. Основания для обжалования решений третейского суда определяются соблюдением процедурных требований, а не на защиту материальных или процессуальных прав (ст. 42 указанного ФЗ), пересмотр дела по существу возможен только если дело рассматривалось в государственном суде (ч. 1 ст. 327 ГПК)
  4. Окончательность решения. Если стороны в третейском соглашении предусмотрели, что решение третейского суда является окончательным, то его оспаривание невозможно (ст. 40 ФЗ). . Решения государственного суда первой инстанции можно обжаловать в апелляционном порядке всегда (ч. 1 ст. 320 ГПК РФ)
  5. Отсутствие обеспечения иска. Третейский суд может принимать решение об обеспечении иска, однако для принудительного исполнения такого определения заинтересованной стороне необходимо обратиться с этим заявлением в компетентный суд (ч. 4 ст. 25 ФЗ). Государственный суд может принимать меры по обеспечению иска самостоятельно (ст. 139 ГПК). И такие определения государственного суда исполняются непосредственно. По общему правилу, решение третейского суда исполняется добровольно (ч. 1 ст. 44 ФЗ) [1] . Для его принудительного исполнения необходимо подать заявление о выдаче исполнительного листа в компетентный суд (ст. 45 ФЗ).На решение государственного суда исполнительный лист выдается по простому заявлению взыскателя после вступления соответствующего судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ)
  6. Отсутствие возможности истребования доказательств. Государственный суд, в отличие от третейского, может истребовать доказательства по делу (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ) и при их непредставлении накладывать штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК)
  7. Формирование состава. В третейском суде стороны вправе формировать состав по своему соглашению для разрешения конкретного спора (ч. 3 ст. 10 ФЗ). В постоянно действующих третейских судах формирование состава происходит в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда (ч. 2 ст. 10 фз). Состав государственного суда формируется с учётом нагрузки и специализации судей (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ) без учёта воли сторон спора.
  8. Место проведения третейского разбирательства определяется соглашением сторон или с учётом всех обстоятельств дела, включающих фактор удобства для сторон (ст. 20 ФЗ). В государственном суде место — императивно по месту нахождения суда, которому подсудно дело (гл. 3 ГПК РФ)
  9. По общему правилу третейское заседание — закрытое (ч. 4 ст. 27 ФЗ). Разбирательство в государственном суде по общему правилу открытое (ст. 10 ГПК РФ)
  10. Ведение протокола заседания третейского суда может быть отменено соглашением сторон (ст. 30 ФЗ). В государственном суде установлена обязательность ведения протокола (ст. 228 ГПК РФ).
  11. конфиденциальность участников судебного процесса
  12. немедленное вступление решения в силу
  13. Обеспеченность международным законодательством. В отличие от решений государственных судов, исполнение решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц обеспечено международным законодательством (международные коммерческие арбитражи; эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира)

В Третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо. Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основанием для принятия иска к рассмотрению Третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный Третейский суд.

Истец уплачивает Третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном Регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав Третейского суда для разрешения иска может определяться либо Регламентом Третейского суда, либо третейским соглашением. Он может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего Третейского судью (из списка судей Третейского суда), однако регламентом конкретного третейского суда может быть предусмотрен и иной порядок назначения судей. Председательствующий может иметь полномочия суперарбитра, которому принадлежит право принятия окончательного решения в случае разногласия между третейскими судьями, входящими в состав конкретного Третейского суда [2] .

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Решение Третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению. Если решение Третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению. В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа (исчерпывающий перечень оснований установлен ст. 239 АПК РФ и 426 ГПК РФ). Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

За неисполнение решения Третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или Регламентом может быть предусмотрен штраф.

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов.

Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности:

  1. если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
  2. сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  3. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;
  4. состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;
  5. решение ещё не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
  7. решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах.

В США около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925) [4] . На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация [5] , которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *