- Оспорить ДТП

Перспективы развития финансовых рынков мира и россии 2019 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перспективы развития финансовых рынков мира и россии 2019 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Пронюшкин Александр Юрьевич, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член комитета Совета Федерации по экономической политике;
  • Тищенко Сергей Иванович, генеральный директор – председатель правления рейтингового агентства «Эксперт РА»;
  • Киркоров Алексей Николаевич, вице-президент ОЛА, финансовый директор «Сбербанк Лизинг»;
  • Самиев Павел Александрович, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам;
  • Моисеев Сергей Рустамович, советник первого заместителя председателя Банка России;

Презентация аналитических материалов соорганизаторов конференции:

  • Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
    Исследование лизингового рынка по итогам 9 месяцев 2019 года и рэнкинг крупнейших лизинговых компаний от агентства «Эксперт РА»

  • Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА)
    Взгляд ОЛА на развитие лизингового рынка

  • Аналитическое агентство «БизнесДром» и «ОПОРА РОССИИ»
    Лизинг для малого и среднего бизнеса: тенденции в цифрах

  • Аналитическая компания «Эксперт Бизнес-Решения»
    Международный опыт: Азия – новая точка роста глобальной лизинговой индустрии

  • В Минэкономразвития уточнили параметры прогноза на 2021-2022 годы

  • Что ждать от реформы лизингового рынка, эффективность государственной поддержки, главные тенденции на лизинговом рынке, лучшие инструменты фондирования для лизинговых компаний

    Модератор:

    • Чекурова Марина Викторовна, первый заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА».

    Вопросы для обсуждения в рамках первой сессии:

    • Реформа лизингового рынка: последние новости.
    • Госпрограммы поддержки лизинга в условиях стагнации экономики и слабого спроса. Как измерить эффективность программ поддержки?
    • Транспортные сегменты лизинга: драйверы, вызовы, итоги года.
    • Ж/д и авиализинг: возможности для роста и объективные проблемы.
    • Привлечение фондирования лизинговыми компаниями: состоится ли «ренессанс» облигационных займов и есть ли интерес инвесторов к таким бумагам?

    Спикеры:

    • Моисеев Сергей Рустамович, советник первого заместителя председателя Банка России;
    • Гамза Владимир Андреевич, председатель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ;
    • Куткин Андрей Сергеевич, заместитель руководителя Дирекции по управлению дочерними и зависимыми лизинговыми компаниями, и инвестициями АО «Корпорация «МСП»;
    • Михайлов Вячеслав Валерьевич, управляющий директор по развитию бизнеса АО «ВТБ Лизинг»;
    • Михайлов Александр Сергеевич, вице-президент ОЛА, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»;
    • Киркоров Алексей Николаевич, вице-президент ОЛА, финансовый директор «Сбербанк Лизинг»;
    • Царев Евгений Маркович, председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ».

    Специальный гость:

    • Шкуматов Петр Михайлович, координатор общества «Синие ведерки». Будущее каршеринга, такси и аренды автомобилей.
  • Баттл представляет собой дискуссию, в которой спикеры разделены на две команды. Каждая из команд будет отстаивать свою точку зрения по заданной теме. Спикеры в двух раундах будут по очереди представлять свое видение темы. При этом они не ограничены в форме самовыражения и формате выступления.

    Темы раундов баттла:

    • Цифровая трансформация лизинга: вызовы и потенциал;
    • Каршеринг: риски и возможности для лизинговых компаний.

    Модераторы:

    • Сараев Александр Алексеевич, управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА»;
    • Самиев Павел Александрович, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам.

    Участники баттла:

    • Арабаджи Татьяна Вячеславовна, директор Russian Automotive Market Research (НАПИ);
    • Курдомонов Дмитрий Владимирович, управляющий директор ООО «Хомнет Лизинг»;
    • Лаврентьев Иван Максимович, группа компаний «СофтМастер»;
    • Монахов Даниил Владимирович, директор по развитию финансовых программ InfoWatch;
    • Покаместов Илья Евгеньевич, генеральный директор ООО «ЮниФактор»;
    • Савинов Сергей Анатольевич, генеральный директор ООО «Интерлизинг».

  • Российский рынок ИТ-услуг: итоги года, прогноз на будущее

    • Методология
    • Приложение 1. Таблицы и графики
    • Приложение 2. Интервью с участниками рынка
    • Приложение 3. Рэнкинг микрофинансовых компаний россии по итогам 2019 года
    • В 2019-м активный рост рынка МФО продолжился, но меньшими темпами, чем годом ранее (+30 по сравнению с +45 % в 2018-м).
    • Законодательные ограничения привели к перестроению бизнес-моделей МФО из сегмента микрозаймов «до зарплаты» с фокусом на продуктовую диверсификацию и дополнительные услуги.
    • Уровень закредитованности населения увеличивается, при этом буфер по регулятивному капиталу у большинства компаний позволит избежать шоковых сценариев.
    • В 2020 году концентрация на крупных МФО и число исключений из госреестра МФО возрастут на фоне продолжения адаптации бизнеса небольшими МФО.
    • Снижение риск-аппетитов приведет к более сбалансированному развитию рынка МФО в 2020–2021 годах и сделает его устойчивее к шокам.
    • В 2020 году мы ожидаем повышения спроса на микрозаймы со стороны населения из-за роста отказов в получении кредитов и эффекта от пандемии коронавируса.
    • Снижение риск-аппетитов у МФО и увеличение срочности микрозаймов замедлят динамику их выдачи в 2020-м, при этом портфель сохранит темпы роста прошлого года.

    В 2019 году совокупный портфель микрозаймов МФО вырос до 212 млрд рублей (+30 против +45 % за 2018-й, см. график 1). Объем выданных микрозаймов вырос на 25 %, составив 412 млрд рублей. Высокие темпы по основным показателям рынку удалось сохранить, даже несмотря на вступление в 2019 году очередных законодательных требований, призванных ограничить риски резкого роста сегмента PDL. Среди основных драйверов роста рынка мы отмечаем высокий спрос на заемные средства, повышение удобства и простоты получения микрозаймов в результате развития онлайн-каналов, а также тот факт, что наиболее значимые для МФО требования (прежде всего, ограничение дневной процентной ставки, учет ПДН при расчете нормативов достаточности капитала и снижение «иксов» 1 ) вступили в силу в 2-м полугодии 2019-го. Таким образом, мы ожидаем, что основной эффект от указанных ограничений более заметно скажется на деятельности отдельных игроков и динамике рынка в 2020 году.

    Замедление роста рынка связано в первую очередь с деятельностью МФО, работающих с физическими лицами. В течение 2019 года они активно перестраивали свои бизнес-модели, адаптируясь к работе в условиях существенного снижения маржинальности. По этой причине произошло охлаждение темпов прироста портфелей как в сегменте микрозаймов «до зарплаты» (PDL) (+35 против почти 50 % годом ранее), так и в сегменте прочих потребительских займов ФЛ (installment) (+25 против 50 % соответственно). Портфель микрозаймов бизнесу продемонстрировал прирост более чем на треть, что обусловлено выделением финансирования со стороны государства региональным и муниципальным фондам поддержки МСП.

    Распределение количества заемщиков (КО и МФО) по уровню PTI Менее 10 % 20–50 % Более 50 %
    На 01.10.2019, % 51 35,5 13,4
    На 01.04.2019, % 54 34,7 11,3
    На 01.10.2018, % 53 34,8 12,1

    Источник: «Эксперт РА», по данным НБКИ

    На рост рынка в 2020 году могут повлиять обострение ситуации с пандемией COVID-19 и связанное с этим увеличение количества временно безработного населения, которому экстренно потребуются заемные средства на текущие расходы. Драйвером роста рынка выступит сегмент потребительских микрозаймов МФО (installment loans), а приток новых заемщиков в этот сегмент будет обеспечиваться в том числе теми, кто получил отказ по потребительским кредитам, их количество будет увеличиваться. По информации НБКИ, в 2019 году российские банки одобрили около 37 % от общего числа заявок, поданных гражданами на предоставление им разных видов кредитов, что является минимумом за последние несколько лет (41 % в среднем в 2018 году и около 44 % в 2017-м).

    Мы ожидаем, что качество заемщиков МФО существенно ухудшится в связи с ускорением снижения реальных доходов населения и повышением доли временно безработных в стране из-за пандемии коронавируса, что потребует от МФО значительно ужесточить андеррайтинг. При этом возможность оформления заемщиками кредитных каникул отчасти нивелирует рост проблемной задолженности в портфелях МФО. Кроме того, рост портфеля микрозаймов в 2020 году может поддерживать практика сохранения просроченной задолженности в портфелях МФО в связи с развитием in-house-коллекшена.

    Согласно прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2020 году темпы прироста портфеля микрозаймов не превысят уровня 2019-го, при этом объемы выдачи продолжат увеличиваться, но меньшими темпами (+20 %), что будет связано с ростом срочности микрозаймов и снижением их оборачиваемости. На горизонте двух лет мы ожидаем сокращения общего числа МФО в госреестре на 500–600 (относительно данных на март 2020 года). Небольшие игроки помимо сложностей с управлением качеством портфелей столкнутся с проблемами нехватки фондирования, при этом МФК могут продолжить диверсификацию своих источников пассивов за счет облигационных выпусков в случае стабилизации ситуации на финансовых рынках. Согласно опросам участников анкетирования, около 50 % МФК планировали привлекать фондирование через выпуск облигаций в 2020–2021 годах. Лидеры продолжат увеличивать долю рынка за счет клиентской базы покидающих рынок МФО, но с фокусом на дальнейшее повышение качества своих выдач. В результате рынок продолжит консолидироваться вокруг крупнейших МФО, а концентрация портфеля микрозаймов на топ-20 и топ-100 игроков с текущих 57 и 84 % возрастет минимум на 3–5 п. п.

    Выводы аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА» основаны на публичных данных и результатах анкетирования микрофинансовых организаций. В рамках настоящего исследования под микрофинансовыми организациями понимаются юридические лица, отвечающие совокупности двух признаков: осуществляют микрофинансовую деятельность и зарегистрированы в государственном реестре микрофинансовых организаций.

    В данном исследовании в расчетах мы не учитываем портфель займов кредитных потребительских кооперативов (КПК), сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и ломбардов.

    В рамках исследования микрофинансового рынка, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», под размером портфеля имеется в виду совокупный объем микрозаймов, находящийся на балансе МФО на определенную дату (включая резервы и микрозаймы с просроченными платежами). Под объемом рынка подразумевается валовой портфель микрозаймов на балансах МФО. Также агентство публикует данные анкетируемых компаний по рабочему портфелю (без учета просроченной задолженности более 90 дней, или Non-Performing Loans, NPL).

    Под микрозаймами «до зарплаты» (PDL, или Payday Loans) в настоящем исследовании мы понимаем микрозаймы, выданные физическим лицам в размере не более 30 тыс. рублей на срок до одного месяца.

    Под потребительскими микрозаймами (IL, или Installment Loans) мы понимаем микрозаймы, выданные физическим лицам в размере более 30 тыс. рублей на срок свыше одного месяца. В портфеле микрозаймов ЮЛ и ИП (SME, или Small & Medium Enterprise) мы учитываем микрозаймы, предоставленные на предпринимательские цели.

    В нашем исследовании по итогам 2019 года участвовала 71 микрофинансовая организация. Выражаем признательность всем МФО, проявившим к нему интерес.

    Политика конфиденциальности
    Условия использования материалов

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-31428 от «07» марта 2008 г.
    Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

    Обзор нефтесервисного рынка России – 2019

    Население соседней Польши в четыре раза больше, чем в Белоруссии, а польский ВВП почти в десять раз превышает белорусский — то есть в 2,5 раза больше на душу населения (по номинальному значению). Согласно данным официальной белорусской статистики средняя начисленная заработная плата в первом полугодии составила 1189 белорусских рублей или 476 долларов США, или 404 евро, что почти в три раза меньше средней польской зарплаты. Жители приграничных областей имеют возможность часто ездить в Польшу за покупками, а десятки тысяч белорусов легально трудятся у соседей. Но желание стать «Польшей» нереализуемо ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. При попытке переориентировать на Запад экономику Белоруссии, эту страну, в лучшем случае, ждет повторение судьбы Болгарии или Румынии, а в худшем — Украины, с миллионами выходцев из которой белорусы сегодня конкурируют в Польше.

    Слагаемых польского успеха было много: помимо достижений самих поляков, создавших, надо отдать им должное, благоприятную атмосферу для развития малого и среднего бизнеса, а не для появления олигархов, были и остаются огромные финансовые вливания со стороны ЕС. Это не только инвестиции частного бизнеса, стремящегося получить прибыль, но и дотации (около 10 млрд евро в год), которые до сих выдаются полякам.

    Украину, которая ринулась на Запад вслед за Польшей, но с опозданием в четверть века, ждал более прохладный прием. Киеву иногда перепадают подачки от ЕС в виде нескольких десятков или сотен миллионов евро, но Украина после «евроинтеграции» даже не получила свободного доступа на европейский рынок. Действуют жесткие квоты на беспошлинную поставку украинской продукции в Евросоюз: по отдельным группам товаров годовые квоты исчерпываются в течение нескольких недель после начала года. В результате номинальный ВВП Украины на душу населения, который до Майдана 2014 года составлял 4 тыс. долларов США, рухнул в 2015 году практически в два раза и, совершив «круг почета», сегодня вновь вяло приближается к показателям 2013 года.

    Ситуация с белорусской экономикой, несмотря на формально лучшие показатели, обстоит намного печальнее, чем с украинской. Если Украина прозябает без ожидаемых от Запада инвестиций и субвенций, то белорусская экономика стагнирует, несмотря на огромные финансовые вливания со стороны России. В 2019 году ВВП Белоруссии вырос на 1,2% и составил 132 млрд белорусских рублей (около 63 млрд долларов) при прогнозе правительства в 4% роста. При этом Лукашенко поставил перед правительством еще более амбициозный план: к 2025 году увеличить ВВП до 100 млрд долл.

    Современную белорусскую экономику нельзя рассматривать как устойчивую и самодостаточную систему. Если она будет лишена российских дотаций, то обанкротиться рискует большинство предприятий республики.

    Население страны составляет 9,4 млн человек и практически все формально заняты (официально зарегистрированная безработица всего 0,4%), но процесс труда в Белоруссии оказался гораздо важнее результата. Из отраслей прибыльны в республики лишь нефтепереработка и производство удобрений («Беларуськалий» обеспечивает 8% доходов страны от экспорта), небольшая часть промышленных предприятий и частный бизнес. Вопреки сложившемуся предубеждению о том, что в Белоруссии существуют лишь госпредприятия (их доля в ВВП составляет 70%), около половины населения трудится в частном секторе, который дает около половины доходной части бюджета.

    Несмотря на убыточность или низкую рентабельность большинства машиностроительных предприятий и большей части сельского хозяйства, власти видели свою задачу в том, чтобы наращивать производство на существующих предприятиях и стремились создавать новые. Продукция не находит спроса ни в Белоруссии, ни мире? Не беда – на помощь придут госдотации и произведенное будет реализовано ниже себестоимости производства. Согласно данным министерства финансов Белоруссии, в первом полугодии 2020 года расходы государственного бюджета на поддержку национальной экономики составили 2,484 млрд рублей (994 млн долларов США), или 15,2% всех бюджетных расходов, из которых 41,2% (410 млн долларов) было направлено на поддержку сельского хозяйства. Таким образом, белорусские власти тратят около двух миллиардов долларов в год на поддержку национальной экономики.

    Кроме прямых дотаций, существовали еще и косвенные в виде цен на российские энергоносители, которые всегда были существенно ниже мировых. Но даже эти контракты не всегда устраивали Лукашенко, порой он рассчитывал (по одному ему ведомой формуле) «справедливую» цену и оплачивал поставки газа в соответствии с ней.

    В связи с постоянными колебаниями мировых цен на нефть и газ, можно назвать лишь примерные суммы российских субсидий для Белоруссии. В феврале 2016 года пресс-служба Кремля заявила, что с 2011 по 2015 год российский бюджет недополучил 22,3 млрд долларов только от беспошлинных поставок нефти в Белоруссию. По оценке МВФ, сделанной в том же 2016 году, с 2005 по 2015 год Белоруссия получила от России косвенных субсидий на сумму в 106 млрд долларов. В этот период, по оценке МВФ, Белоруссия получала помощь, которая составляла от 11% до 27% ВВП республики.

    Республика импортировала от 18 млн до 23 млн тонн российской нефти в год, при внутренней потребности в пять миллионов тонн. Нефтепродукты составляли треть товарного экспорта республики и принесли 12,8 млрд долларов дохода в 2018 году. На сегодняшний день Белоруссия поставляет на Украину 40% потребляемого в стране бензина и 25% дизтоплива.

    Но, начиная с 2018 года, ситуация начала меняться: в России вступил в действие налоговый маневр – за шесть лет российская экспортная пошлина на нефть должна снизиться с 30% до 0%, но при этом увеличится налог на добычу полезных ископаемых. В результате цены на нефть внутри страны и на экспорт должны выровняться, а Белоруссия лишится нескольких миллиардов долларов в год.

    Предметом особой гордости для Лукашенко является его ответ Кремниевой долине – Парк высоких технологий, созданием которого белорусский лидер озаботился, вполне соевременно, еще в 2005 году. В ВВП страны доля IT-сектора составляет внушительные 6%, но развивается он в условиях существенных льгот. Резиденты технопарка освобождены от всех корпоративных налогов, кроме одного процента от квартальной выручки, да и тот направляется на нужды самого технопарка. Подоходный налог для сотрудников компаний-резидентов снижен с обычных 13% до 9%. Льготы распространяются и на отчисления в Фонд социальной защиты – айтишники платят 35% от средней зарплаты по стране вне зависимости от дохода. Правда сами юридические лица выплачивают взносы от реальной заработной платы.

    Резиденты парка имеют право совершать любые операции с электронными деньгами и открывать счета в иностранных банках без разрешения Национального госбанка. Иностранным работникам IT-компаний не требуются визы — они могут находиться в стране в течение 180 дней. Такой неслыханный в стране либерализм объясняется просто: айтишнику легко спрятаться в тени, или, того хуже, бросив вторые джинсы в спортивную сумку, отправиться жить и работать в любую другую страну. Таким образом, скрепя сердцем и руководствуясь принципом «с паршивой овцы хоть шерсти клок», Лукашенко пошел им на встречу.

    Несмотря на то, что президент Лукашенко отказался вводить карантин по коронавирусу (с целью не допустить остановки производства) Белоруссия все равно столкнулась с экономическим кризисом – с невозможностью продать произведенное на экспорт. Доля экспорта в ВВП республики составляет внушительные 64%, а на Россию приходится около 40% экспортируемой продукции.

    Итоги первого полугодия оказались неутешительными: Белоруссия снизила экспорт товаров и услуг по сравнению с аналогичным периодом 2019-го на 16,9%, до 16,6 млрд. долларов. Импорт (доля России в котором превышает половину) снизился еще сильнее – на 19,6%, до 15,8 млрд долларов, но это положительный для республики фактор, вызванный обвальным падением цен на углеводороды.

    ВВП Белоруссии по итогам полугодия сократился на 1,7%, но при этом продолжается бурный рост реальных доходов населения – за полгода белорусы разбогатели на 5,4%. Это необычная и опасная для экономики тенденция роста ничем не обсеченных доходов связана не только с желанием властей сделать приятное электорату накануне президентских выборов. Рост доходов населения, существенно опережающий рост экономики, прослеживается в течение нескольких последних лет.

    В 2019 году экономика выросла на 1,2%, а доходы граждан на 6,1%, в 2018 году ВВП вырос на 3,1%, а белорусы разбогатели на 7,9%. Закончится этот «аттракцион неслыханной щедрости» может лишь тем, чем это всегда и заканчивалось в Белоруссии – стремительным обесцениванием национальной валюты. За последние 20 лет жители страны пережили две деноминации: в январе 2020 года в 1000 раз и в июне 2016 года в 10 000 раз. В результате не вызывает удивления тот факт, что 60% банковских вкладов физлиц приходится на иностранную валюту, скорее удивляют 40% вкладов оптимистов, верящих в белорусский рубль.

    Таким образом, если белорусская экономика решит вдруг совершить резкий разворот на Запад, у нее вряд ли это получится. Одно только полное прекращение российских субсидий способно вызвать ее сильнейший кризис. Но помимо дотаций, существуют еще дешевые российские кредиты и инвестиции. В первом полугодии 2020 года в реальный сектор белорусской экономики (за исключением банков) основными инвесторами выступили субъекты хозяйствования Российской Федерации – 42,8% от всех инвестиций, Кипра – 10,9% (вероятнее всего так же российские) и Австрии с 7,9%. Отсутствие российских субсидий, кредитов и инвестиций, возможная потеря внутрироссийского рынка, помноженные на внутренние и внешнеэкономические проблемы, грозят Белоруссии полным эконмическим коллапсом.

    Возможно, западных инвесторов заинтересуют белорусские машиностроительные предприятия, но, скорее всего, только в качестве капитальных сооружений и дешевой рабочей силы. Никто не вложит деньги в существующие производства, в лучшем случае речь может идти лишь о крупноузловой сборке западной техники, что не принесет госбюджету существенных средств. При этом, в условиях мирового экономического кризиса, вызванного коронавирусным карантином, когда простаивают существующие производственные мощности, еще придется поискать инвестора, готового вложиться в создание новых производств.

    Белорусское сельское хозяйство, которое не способно сохранить существующие объемы производства без субсидий, наверняка не получит их с Запада. Украина (где благоприятнее климат и качество сельхозземли) не получила не только субсидий, но и свободного доступа на рынок ЕС. Тем не менее, если Белоруссия все же решится на этот смелый эксперимент, то ненужными в стране окажутся два-три миллиона трудоспособных граждан, которые, по примеру жителей все той же Украины массово отправятся за границу в поисках работы.

    Необходимым условием достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения инвестиционной активности является обеспечение макроэкономической стабильности – предсказуемости внутренних экономических условий, обеспечение устойчиво низкой инфляции и долгосрочных процентных ставок, стабильной и понятной для экономических агентов налоговой (и квази налоговой) системы.

    Внедрение новой конструкции бюджетных правил

    В целях формирования предсказуемых экономических условий и снижения зависимости экономики и государственных финансов от цен на энергоносители был осуществлен переход к формированию бюджетной политики на основе долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы – или «бюджетных правил».

    Переходные положения новой конструкции бюджетных правил начали реализовываться уже в 2017 году, после принятия решения о сохранении дополнительных нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет при превышении цены на нефть отметки 40 долларов США за баррель, и проведении во взаимодействии с Банком России операции на валютном рынке по покупке иностранной валюты в эквивалентных объемах[1].


    [1] Новая конструкция бюджетных правил законодательно закреплена Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».

    Согласно новой конструкции бюджетных правил предельный объем расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть – 40 долларов США за баррель нефти марки «Юралс» (с ежегодной индексацией с 2018 года на 2%), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. При этом механизм обеспечивает плавный переход к новым предельным объемам расходов и предусматривает возможность их превышения в 2018 году на 1% ВВП.

    Такая координация между параметрами «бюджетных правил», ограничивающих использование рентных нефтегазовых доходов и параметрами, регулирующими операции по накоплению/использованию активов в иностранной валюте, позволяет обеспечить снижение зависимости реального эффективного курса рубля от колебаний цен на нефть. Таким образом, механизм «бюджетных правил» по сути фиксирует определенный уровень цен на нефть для ненефтегазовой экономики и позволяет нивелировать влияние флуктуации цен на мировых рынках – как краткосрочных, так и долгосрочных сырьевых суперциклов – на внутренние макроэкономические условия.

    К ключевым итогам реализации новой конструкции «бюджетных правил» можно отнести:

    • Снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть. Проведение операций по покупке/продаже иностранной валюты в объеме эквивалентном дополнительным/выпадающим нефтегазовым доходам позволяет стерилизовать около 2/3 конъюнктурных потоков валюты по счету текущих операций, связанных с колебаниями нефтяных котировок. В результате при повышенном уровне колебания нефтяных котировок в 2017-18 годах (от 43 до 80 долларов США за баррель, или около 90%), колебания курса рубля по отношению к доллару США сохранились в относительно узком диапазоне (от 56 до 64 рубля, или 14%);

    Бюджетная политика в 2017-2018 годах была построена на основополагающем принципе, что все расходные обязательства должны финансироваться (1) не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (то есть не за счет конъюнктурных доходов – «бюджетные правила») и (2) в рамках текущей – не низкой для добросовестных налогоплательщиков – налоговой нагрузки (принцип «фискальной нейтральности»).

    Такой подход создавал стимул для выработки мер налоговой и бюджетной политики с ненулевой суммой – таких как повышение собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, повышение отдачи от государственных активов, сокращение неэффективных расходов (как прямых, так и встроенных в структуру налоговой системы). Такие меры не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений – то есть структурной трансформации экономики

    Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора

    На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.

    При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

    Из ключевых итогов по данному направлению можно отметить:

    • Внедрение системы онлайн-передачи данных о розничных продажах на основе применения специальной контрольно-кассовой техники:

    Основной этап успешно завершен: более 780 тыс. налогоплательщиков подключили к системе более 2 млн. онлайн-касс (превышает дореформенный парк на 75%), а до 1 июля 2019 года на онлайн-кассы перейдет вся сфера услуг.

    Основные результаты:

    Постепенная легализация сферы потребления: двукратный рост средней выручки на одну кассу, резкое ускорение роста поступлений НДС по сектору розничной торговли (+38% в 2017 году), увеличение регистрируемой выручки до оценочного уровня розничной торговли, включающего досчеты на не наблюдаемой прямыми статистическими методами объемы.

    Снижение административной (контрольной) нагрузки: за счет автоматизации мониторинга и выявления правонарушений было обеспечено снижение количества оперативных проверок более чем в 2 раза в 2017 году и в 6 раз по итогам 1кв’18 (при увеличении количества проверок, выявивших нарушения до 90%).

    • Создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, что призвано обеспечить прослеживаемость товара на всех этапах его жизненного цикла – от ввоза на таможенную территорию и ввода в коммерческий оборот до реализации в розничном звене или поставки на экспорт.

    На сегодняшний день завершен первый этап работ, связанный с выстраиванием системы взаимодействия между ФТС России и ФНС России, отработкой процедур обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, их налоговой и финансовой отчетности, сведениями о минимизации рисков нарушения таможенного, налогового и валютного законодательства и результатами правоохранительной деятельности.

    • Улучшение администрирования и повышение собираемости страховых взносов. Передача функций администрирования страховых взносов ФНС России позволила снизить общую административную нагрузку на хозяйствующие субъекты за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, и оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности (объем отчетности сокращен почти на 40%).

    Поступления страховых взносов в 2017 году составили 6 784,2 млрд. рублей, что на 7,2% (или 455,7 млрд. рублей) выше, чем в 2016 году, а темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы на 1.9 п.п. При этом в результате проведенной налоговыми органами работы по взысканию переданной задолженности в бюджет государственных внебюджетных фондов поступило 100 млрд. рублей.

    В 2017 году межбюджетное регулирование со стороны федерального бюджета осуществлялось в целях снижения дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития, обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов за счет бюджетной консолидации и принятия мер по ограничению роста государственного долга.

    В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие мероприятия.

    1. В сфере повышения эффективности казначейского сопровождения расходов федерального бюджета:
    • обеспечено поэтапное внедрение казначейского сопровождения госконтрактов (договоров, соглашений), в том числе начато внедрение казначейского сопровождения расчетов по гособоронзаказу;
    • в отношении расчетов по госконтрактам, связанным с реализацией значимых мероприятий или приобретением (созданием) дорогостоящих объектов капитального строительства, в практику вошло «расширенное» казначейское сопровождение (непосредственный контроль факта выполнения обязательств поставщика (подрядчика), в том числе с фото-/видеофиксацией);
    • подготовлена нормативная правовая база, необходимая для осуществления операций с применением казначейского обеспечения обязательств, в том числе в сочетании с банковским сопровождением средств.
    1. В сфере совершенствования государственных инвестиций:
    • обеспечен учет в федеральной адресной инвестиционной программе всех субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам на осуществление капитальных вложений, что расширяет возможности контроля эффективности их предоставления как на этапе составления проекта федерального бюджета, так и его исполнения;
    • установлены правовые основания для перехода от взносов в уставные капиталы юридических лиц к субсидиям акционерным обществам со стопроцентным государственным участием и передаче полномочий государственного заказчика акционерным обществам с государственным участием при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, передаваемые впоследствии в качестве вклада в их уставные капиталы;
    • введены основания для заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий юрлицам на инвестиционные цели;
    • утверждены типовые формы соглашений о предоставлении субсидий федеральным учреждениям и ФГУПам на осуществление капитальных вложений и о передаче указанным юридическим лицам полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности;
    1. В сфере повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг:
    • подготовлен законопроект, направленный на создание правовой базы для привлечения к оказанию государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций, в том числе на основе государственного (муниципального) социального заказа, конкурсов и аукционов, сертификатов;
    • обеспечена апробация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, предусмотренных проектом вышеупомянутого федерального закона в 8 субъектах Российской Федерации (Красноярском и Пермском краях, Волгоградской, Московской, Мурманской, Тамбовской, Тюменской и Ярославской областях);
    • законодательно установлены требования к ограничению размеров авансовых платежей в контрактах (договорах), заключаемых бюджетными или автономными учреждениями, аналогично ограничениям, установленным для получателя бюджетных средств;
    • введены федеральные и региональные перечни государственных и муниципальных услуг и работ, не включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, в целях более оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования госзадания;
    • уточнена правовая база в части критериев признания государственного (муниципального) задания невыполненным и административная ответственность за его невыполнение, а также установлены особенности досрочного прекращения государственного задания.
    1. В сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств подготовлены законодательные инициативы, обеспечивающие:
    • расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля;
    • формирование федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
    • совершенствование порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;
    • развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
    • началась реализация пилотного проекта по добровольной маркировке контрольными (идентификационными) знаками отдельных видов лекарственных препаратов.
    1. В сфере совершенствования управления расходами бюджета на осуществление закупок для государственных нужд приняты нормативные правовые акты, направленные на:
    • перевод осуществления всех процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму;
    • утверждены правила определения размера штрафа (неустойки, пени) за ненадлежащее исполнение контракта;
    • в Единой информационной системе в сфере закупок начал заполняться каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использование которого способствует повышению прозрачности закупок и снижению коррупционных рисков, формированию референтных цен и повышению эффективности контроля в сфере закупок
    1. В сфере управления ликвидностью Единого казначейского счета федерального бюджета:

    С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Союз, Кодекс Союза), применение положений которого позволит обеспечить ускорение и упрощение перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, сокращение издержек у лиц в связи с облегчением таможенного оформления, а также позволит снизить административное влияние на деятельность предпринимателей. В настоящее время осуществляется работа по приведению законодательства Российской Федерации о таможенном деле в соответствие с Кодексом Союза.

    В рамках Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года реализовывались мероприятия по концентрации декларирования товаров на таможенных постах – центрах электронного декларирования, которые к 2020 году должны стать основными местами электронного декларирования товаров.

    Начата работа по подготовке нормативно-правовой и информационно-технической базы для проведения эксперимента по совершенствованию таможенных операций в отношении ввозимых товаров для личного пользования, приобретаемых физическими лицами на интернет-площадках и пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых экспресс-перевозчиками в рамках трансграничной интернет-торговли. Данный эксперимент позволит освободить физических лиц от необходимости совершения таможенных операций, в том числе с участием таможенного представителя, а также от необходимости оплаты таможенных платежей непосредственно в месте получения посылок.

    2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В 2019-2021

    Внешнеэкономические условия развития российской экономики по-прежнему будут носить разнонаправленный характер. Уверенное восстановление мировой экономики и, как следствие, внешнего спроса будет сопровождаться ужесточением условий финансирования на мировых рынках вслед за постепенной нормализацией денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран. Нерешенность структурных проблем в отдельных крупных развивающихся экономиках, а также геополитические риски могут стать дополнительными вызовами.

    Внешний спрос

    Начавший ускоряться во второй половине 2016 года рост мировой экономики дополнительно усилился в прошедшем году. По итогам 2017 года темпы роста мировой экономики по оценкам МВФ достигли 3,8% (на 0,6 п.п. выше, чем в 2016 году), что отразилось в увеличении темпов прироста инвестиций, производственной активности и торговли. При этом наращивание экономической активности происходило широким фронтом как в развитых, так и в развивающихся странах.

    В 2018 году ожидается сохранение высоких темпов роста мировой экономики: прогноз МВФ составляет 3,9%, а опережающие индикаторы подтверждают реалистичность позитивных прогнозов. Тем не менее, стоит отметить, что наблюдаемое ускорение мирового роста в существенной мере носит циклический характер, в значительной мере связанный с окончательным преодолением последствий долгового кризиса.

    В этой связи в среднесрочной перспективе ожидается замедление темпов мирового роста. После циклического восстановления, большинство страны с развитой экономикой вернутся к потенциальным темпам роста, которые значительно отстают от докризисных уровней вследствие старения населения и замедления темпов роста (а в отдельных случаях сокращения) рабочей силы, а также сдержанного роста производительности труда.

    Рост ВВП в США замедлится к 2020 году после исчерпания эффекта от смягчения налоговой политики. Темпы роста экономики Китая продолжат нисходящий тренд по мере замедления роста кредитования и фискальных стимулов. Сохраняются риски развития банковского кризиса в Китае (на фоне все большего расхождения темпов роста кредитования и темпов экономического роста).

    Несмотря на значимое ускорение темпов роста, глобальная инфляция пока не показывает выраженного ускорения, что позволяет центральным банкам большинства стран сохранять мягкую денежно-кредитную политику. Тем не менее, в среднесрочной перспективе необходимо учитывать риски, связанные с началом процессов ужесточения денежно-кредитной политики и, соответственно, финансовых условий на мировых рынках капитала.

    Денежно-кредитная политика крупнейших развитых стран

    Процентные ставки ЕЦБ сохраняются вблизи нуля (ключевая процентная ставка составляет 0%, ставка по депозитам в центральном банке -0,4%) и осуществляется покупки активов на открытом рынке. В июне 2018 года ЕЦБ сообщил, что ожидает сохранения нулевых ставок до лета 2019 г. а покупки по программе покупки активов будут продолжаться в течение всего 2018 г., после чего они должны прекратиться. После этого, для сохранения стимулирующего эффекта ЕЦБ планирует продолжать реинвестировать доходы от погашения активов, поддерживая показатели баланса неизменными еще какое-то время.

    Определяющая денежно-кредитную политику Банка Англии ставка в ноябре 2017 г. была повышена на 25 б.п. до 0,5% годовых, что стало следствием ускорения инфляции после выхода Великобритании из ЕС. Согласно заявлению Комитета по денежной политике к итогам заседания в июне 2018 года в ближайшее время может потребоваться дополнительное ужесточение ДКП с целью достижения цели по инфляции, однако изменения ставки будут плавными и ограниченными по величине. Банк Англии намерен приступить к сокращению своего баланса после достижения ставкой денежного рынка уровня 1,5% годовых. Ранее планировалась начать этот процесс при достижении 2% годовых.

    В США восстановление экономики началось раньше и идет быстрее, чем в большинстве развитых стран. ФРС США продолжает повышение целевой ставки федеральных фондов. В первой половине 2018 года произошло уже два повышения. На июньском заседании руководители ФРС США сообщили об ожиданиях еще двух повышений ставки во второй половине года. Объем ценных бумаг на балансе ФРС США к концу июня текущего года сократился на 130 млрд. долл. США с пиковых значений, достигнутых в апреле 2017 года. Нормализация денежно-кредитной политики и ожидания дальнейшего роста долларовых ставок оказывают давление на цены рискованных активов по всему миру, а также способствуют к оттоку капитала с рынков развивающихся стран, в том числе из России.

    Банк Японии в текущий момент держит отрицательную ключевую процентную ставку (-0,1%) и проводит масштабную программу выкупа финансовых активов, таргетируя доходность 10-летних облигаций вблизи нулевого уровня. Стенограммы последних заседаний говорят о том, что монетарные власти Японии планирует продолжить программу количественного смягчения и управление формой временной кривой доходности до тех пор, пока инфляция не достигнет целевых 2% и не стабилизируется на этом уровне.

    Анализ рынка парфюмерии в России: итоги 1 полугодия 2019 г.

    Тема ИИ уже не первое десятилетие находится в поле зрения китайского правительства. Государственный подход к этой отрасли наметился в середине 2010-х. В начале текущего века ИИ попадает в публичные правительственные стратегии и разрабатывается все более детально.

    Так, в 2006 году Госсовет КНР опубликовал «Государственный средне- и долгосрочный план развития науки и технологий» на период до 2020 года. В числе приоритетных технологий названы умные сенсоры, умные роботы и технологии дополненной реальности. В опубликованной в 2015 году государственной программе «Сделано в Китае — 2025» на развитие высоких технологий и промышленного производства выделяется 300 млрд долларов. Программа предполагает интенсификацию работы в области НИОКР, новых материалов, создания телекоммуникационных сетей пятого поколения, производства роботов. При этом развитие технологий ИИ отмечено как отдельный приоритет. В 2016 году вышли «Руководящие мнения Госсовета КНР по активному внедрению инициативы Интернет+». В этом документе искусственный интеллект наряду с другими технологиями (большие объемы данных, блокчейн, машинное обучение) рассматривается как приоритетная область государственной стратегии, призванная ускорить использование информационных и коммуникационных технологий для развития умной промышленности.

    Наконец, в июне 2017 года Госсовет КНР выпустил «Программу развития искусственного интеллекта нового поколения» — рубежный документ для концептуализации публичного подхода Пекина к развитию ИИ. В нем определены стратегические цели страны (по крайней мере публично декларируемый аспект), заданы сроки их достижения, а также описаны бюрократические механизмы работы и источники финансирования. Принятие Программы 2017 года ставит КНР в один ряд с державами, сформулировавшими публичные национальные стратегии развития ИИ. В документе говорится, что искусственный интеллект стал новой сферой международной конкуренции. Это стратегическая технология, которая будет определять будущее развитие, международную конкурентоспособность Китая, а также его национальную безопасность и уровень влияния в мире.

    Китайская «Программа развития искусственного интеллекта нового поколения» ставит перед страной три стратегических цели. Первая — к 2020 году ИИ Китая должен оказаться на одном уровне с аналогичными отраслями в основных развитых странах. При этом расходы на саму отрасль ИИ должны составить 22,5 млрд долларов, а на развитие смежных отраслей — более 150 млрд долларов. Вторая цель — к 2025 году необходимо достичь лидирующих позиций в некоторых отдельных областях ИИ, фундаментальная отрасль будет аккумулировать 60 млрд долларов, смежные — 745 млрд долларов. Наконец, к 2030 году Китаю предстоит стать главным мировым центром инноваций в сфере ИИ, к этому времени вложения в фундаментальную отрасль составят 150 млрд долларов, в смежные — 1,5 трлн долларов.

    Как именно достичь этих стратегических целей, по крайней мере на первом этапе, поясняет «Трехлетний план действий по продвижению развития отраслей искусственного интеллекта нового поколения». Этот документ, выпущенный Министерством промышленности и информатизации КНР (головной орган, обязанный координировать реализацию программы со стороны правительства) в декабре 2017-го, охватывает период до 2020 года. В нем говорится, что нужно, во-первых, стимулировать развитие умной продукции: подключенные к интернету автомобили, умные роботы и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), системы распознавания лиц и голоса, машинный анализ медицинских изображений. Во-вторых, необходимо совершить прорыв в ключевых фундаментальных технологиях, прежде всего в разработке чипов и нейросетей, а также платформ с открытым исходным кодом. Наконец, следует повсеместно внедрять в производственные процессы ключевые технологии искусственного интеллекта.

    Трехлетний план перекликается с другим документом. Министерство науки и технологий КНР выпустило список из 13 технологических проектов, приоритетных для масштабных государственных инвестиций. Эти проекты должны быть реализованы до 2021 года. Самый заметный из них — создание чипа для ИИ, который по производительности и энергоэффективности будет в 20 раз превосходить американский Nvidia Tesla M40 GPU — один из наиболее широко используемых на сегодня чипов для ИИ.

    Помимо декларируемых экономических целей, достижение которых должно позволить Китаю занять лидирующие позиции в глобальном экономическом укладе будущего и конкурировать с США и другими развитыми странами с позиции силы, правительственная «Программа развития искусственного интеллекта» призвана обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность страны.

    Прежде всего, речь идет о создании в Китае на базе технологий ИИ новой системы для поддержания в стране социально-политической стабильности («системы социального доверия» или «социального кредита»). План ее формирования изложен в принятой Госсоветом в 2014 году «Программе создания системы социального кредита на 2014–2020 годы». Согласно этой программе, на всей территории КНР должна быть сформирована универсальная система оценки граждан, компаний и НКО. Каждому физическому и юридическому лицу будет присвоен рейтинг «социального доверия» на основании данных о его социальном поведении. С помощью ИИ и в соответствии с алгоритмами, утвержденными государством, будут проанализированы все доступные данные о человеке или компании, включая их онлайн-поведение. Обладатели высокого рейтинга получат социальные и экономические льготы, обладатели низкого — подвергнутся ограничениям.

    Таким образом партия рассчитывает получить инструмент, позволяющий не только осуществлять социальный контроль, но и регулировать социальное поведение. Поощрения и наказания будут направлять поведение граждан в нужное партии русло, поддерживая основы политической стабильности. Однако работа этой системы, которая сейчас активно тестируется в различных регионах КНР, возможна только при высоком уровне развития технологий ИИ. Система социального доверия в Китае по-прежнему крайне фрагментарна, и именно потому, что до сих пор не создана единая технологическая и нормативная база, позволяющая всем государственным и региональным структурам взаимодействовать в режиме реального времени. Власти на местах проводят различные эксперименты по внедрению системы, но никаких стимулов делиться своими достижениями в этой области с соседними провинциями и предоставлять «конкурентам» свои данные у них нет. Кроме того, налаживание системы, охватывающей всю страну, возможно лишь при автоматизации процессов обмена информацией и контроля. Такие технологии, как ИИ и большие данные, должны играть в этих процессах ключевую роль. Фрагментарность системы социального доверия, от которой по-прежнему не удалось избавиться, показывает, что уровень развития необходимых технологий на данный момент недостаточен.

    Но для китайского руководства ИИ служит не только средством укрепления внутренней стабильности. Это еще и важная технология, которая позволит Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вести боевые действия в условиях глобальной информатизации военного дела. В январе 2017 года председатель КНР Си Цзиньпин объявил о создании Центральной комиссии по вопросам интегрированного гражданского и военного развития. Задача нового органа, руководимого тем же Си Цзиньпином, — интеграция гражданских технологических решений в создание новых видов вооружения для НОАК. И искусственный интеллект здесь особенно важен для разработки многих систем. Однако именно прогресс в гражданской сфере применения ИИ имеет, по мнению Пекина, важнейшее значение для развития всей отрасли.

    В разделе «меры безопасности» «Программы развития искусственного интеллекта нового поколения» отмечается, что вместе с совершенствованием технологий должны развиваться и соответствующие законы, нормативные акты, устанавливаться этические нормы для управления ИИ. В документе признается, что технологии ИИ неизбежно повлекут за собой социально-этические и правовые проблемы. Среди конкретных продуктов, требующих законодательного регулирования, названы самоуправляемые автомобили, автономные роботы.

    Многие годы Китай придерживался стратегии догоняющего технологического развития, оставаясь в тени бесспорного мирового лидера — США. Однако цифровизация мировой экономики и быстрое развитие таких прикладных областей, как машинное обучение, основанное на больших данных, дали Китаю возможность совершить технологический рывок в ИИ и претендовать на мировое лидерство в этой стратегической области уже в недалеком будущем. Условным рубежом можно считать 2017 год, когда Китай выпустил «Программу развития искусственного интеллекта нового поколения», рассчитанную до 2030 года. Конечная стратегическая цель этой программы — сделать Китай мировым лидером в фундаментальной сфере ИИ и смежных отраслях. Китайская правительственная стратегия весьма конкретна в описании его движения к намеченным целям. Так, Госсовет КНР выделяет четыре основных фактора развития ИИ: «железо», данные, разработка и создание алгоритмов, коммерческая экосистема ИИ и смежных отраслей. Страна сегодня обладает единственным бесспорным преимуществом — самым большим в мире объемом данных. Коммерческая экосистема ИИ и смежных отраслей в Китае также благоприятна, поскольку в области исследований ИИ в Китае доминируют крупнейшие технологические компании, которые за счет масштабов своей деятельности могут практически сразу внедрять новые разработки в различные продукты и услуги.

    Однако в том, что касается фундаментальных исследований, разработки высокотехнологичных чипов и микросхем, а также в области человеческого капитала Китай по-прежнему сильно отстает от США. В поставках чипов и микроэлектронных компонентов, без которых невозможно развитие не только продуктов ИИ, но и всей цифровой инфраструктуры, Китай полагается на зарубежных партнеров, а те, в свою очередь, создают продукцию, основанную на американских технологиях. Поэтому США сохраняют серьезный рычаг давления на Пекин в технологическом противостоянии двух стран. В краткосрочном плане шаги Вашингтона (в том числе по ограничению экспорта в Китай любой продукции, где применяются американские технологии, даже если она произведена за пределами США) позволят сдерживать технологическое развитие Китая. С другой стороны, контуры новой технологической холодной войны между двумя крупнейшими экономиками мира становятся все отчетливее, что может подтолкнуть Китай к форсированию собственных технологических компетенций и фундаментальных исследований и разработок.

    Для этого власти КНР не жалеют ресурсов. «Программа развития искусственного интеллекта нового поколения» призывает местные компании к слиянию и поглощению иностранных партнеров. За несколько лет практически все крупнейшие китайские технологические компании открыли R&D-центры за рубежом. Активно привлекаются иностранные специалисты и для работы внутри Китая. Власти КНР предоставляют им благоприятный визовый режим и различные административные льготы, а китайские компании и НИИ не жалеют материальных ресурсов на сверхвысокие зарплаты и гранты для ученых высшего класса.

    Стремясь укрепить позиции Китая в мире и повысить «дискурсивный потенциал», власти страны продвигают собственные технологические стандарты, а также своих представителей на международных площадках и в организациях. С 2011 по 2020 год число представителей от Китая в секретариатах технических комитетов Международной организации по стандартизации ISO возросло на 73%. Китайские представители возглавляют четыре специализированных учреждения ООН: FAO, ICAO, ITU и Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН. При этом никакая другая страна не возглавляет больше одной специализированной организации ООН. В начале 2018 года Китай опубликовал «Белую книгу по стандартизации искусственного интеллекта», которая была представлена на проходившем в Пекине первом заседании Технического комитета по искусственному интеллекту Международной организации по стандартизации.

    Около 20 стандартов из «Белой книги» теперь рассматриваются к принятию ISO (в том числе язык формы представления данных нейросетей, стандарты компрессии моделей, карты знаний). Это можно считать начальным успехом Пекина в области установления международных стандартов ИИ.

    Китай также активно участвует в выработке международного регламента по применению ИИ в военной сфере. Пекин — участник глобальной дискуссии об ограничениях для смертоносных автономных систем (САС) на площадке ООН. Как и другие игроки, Пекин считает международное регулирование военного применения ИИ и развития САС преждевременным, стремясь закрепить и развить собственные конкурентные преимущества в этой сфере. При этом власти КНР демонстративно выступают за запрет САС, но только тех, которые полностью автономны и ни на каком этапе применения не подразумевают участия человека. Таким образом, Китай, с одной стороны, стремится поддерживать имидж ответственного игрока на международной арене, а с другой — не связывает себя жесткими юридическими ограничениями для развития тех систем, в которых у КНР есть стратегическое преимущество. В ближайшем будущем, вероятно, Пекин останется лишь ответчиком в технологическом противостоянии с США и будет выступать за развитие международного сотрудничества, чтобы в долгосрочной перспективе создать необходимую базу для развития собственных компетенций и технологического суверенитета.

    • Регуляторный Fast Track для финтеха
    • Иммерсивный финтех: персональный опыт или его иллюзия?
    • 2035
    • Платежные сервисы: удиви меня, если сможешь
    • Кибербезопасность: умри все живое или новая жизнь?
    • Цифра и право – успеваем или опаздываем?
    • Я, снова я и цифровой аватар
    • Финтех ближе к телу: новые возможности для МСП
    • Госуслуги: from elementary to advanced
    • Квантовый Disrupt
    • Генезис финтех-страхования
    • Цифровая зрелость: человеческая природа vs. социальная инженерия
    • Блокчейн, криптоактивы, цифровые валюты – оазис или мираж?
    • Бигтехи: ангелы и демоны
    • Цифровой аудит: правда или вымысел?
    • Робобестиарий
    • ХЭШ или КЭШ
    • Open Banking: право или обязанность?
    • ИИ под капотом финтеха: чего ожидать?
    • Зачем финтеху облака?

    Экономисты оценили перспективы курса рубля в 2020 году

    Мировая экономика

    Экономики стран мира

    Товарные рынки

    Экономика предприятия

    Финансы и инвестиции

    Экономические союзы и блоки

    Стратегическое управление

    Мировые экономические индексы

    Экономические организации

    Макроэкономика

    Основы менеджмента

    Основы маркетинга

    Валовый внутренний продукт: определение и методы расчета

    История российского рубля

    Экономические индикаторы

    Валютный курс. Режимы валютных курсов

    Налогообложение. Сущность налоговой системы

    Лизинг. Лизинг автомобилей и имущества

    Себестоимость продукции. Прибыль и рентабельность

    Классификация стран мира

    Мировое хозяйство

    Национальная экономика

    Рыночная экономика

    Государственный долг

    Лондонская биржа металлов (LME)

    Межконтинентальная биржа (ICE)

    Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа (NYMEX)

    Международный валютный фонд

    Большая двадцатка (G20)

    Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

    Страны БРИКС

    Всемирный банк

    Всемирная торговая организация (ВТО)

    Причины безработицы

    Инфляция и ее виды

    Стратегическое планирование

    Матрицы стратегического планирования

    Стратегия. Понятие стратегии

    Процесс и функции управления

    Реклама. Продвижение товаров на рынок

    Статистика стран мира

    Статистика России

    Обзор экономики России

    Обзор экономики Беларуси

    Обзор экономики Украины

    Обзор экономики США

    Обзор экономики ЕС

    Обзор экономики Японии

    Обзор экономики Германии

    Обзор экономики Китая

    Обзор экономики Южной Кореи

    Обзор экономики Индии

    Обзор экономики Бразилии

    Обзор экономики Австралии

    Обзор экономики Аргентины

    Обзор экономики Франции

    Мировая экономика в 2067 году

    ВВП России

    Инфляция в России

    Безработица в России

    Промышленное производство в России

    Торговый баланс России

    ВВП США

    ВВП Еврозоны

    ВВП Японии

    ВВП Великобритании

    ВВП Китая

    Индекс ISM (США)

    Индекс PMI (Еврозона)

    Индекс PMI (Германия)

    Индекс PMI (Франция)

    Индекс PMI (Великобритания)

    Банк России открывает перспективы рубля при устойчиво дешевеющем долларе

    Что такое биткойн и сколько он стоит?

    Как получить биткоины бесплатно

    Доверительное управление

    Банковские вклады и депозиты

    Паевые инвестиционные фонды

    Рынок облигаций

    Рынок Форекс (Forex)

    Стратегии Forex

    Советники Forex

    Брокеры Forex

    ПАММ-счета

    Торговля на Форекс без риска

    Бинарные опционы

    Торговля бинарными опционами для начинающих

    Фьючерсы и опционы

    Стратегии опционов

    Как сформировать инвестиционный портфель?

    Инвестиции с доходностью 10% в месяц

    Кредитные и дебетовые банковские карты

    Кредиты. Виды кредитов

    Все о микрозаймах

    Мифы и правда об инвестировании

    В последние годы экономика всего мира прогрессирует необычайно стремительными темпами, изменяя собственные форматы, границы, критерии, рамки. Формируется правовая и институциональная база рынков, до этого входящих в состав СССР, резко увеличиваются темпы экономического роста ближневосточного и африканского регионов, идет ускоренное освоение южноамериканского континента. Структурные преобразования вновь возникающих рынков настоятельно требуют больших финансовых инвестиций, что в условиях слабой прозрачности и серьезных политических рисков некоторых отдельных экономик, произвести в необходимом размере далеко не всегда реально.

    Вместе с этим, потребности новых рынков таковы, что при нехватке средств, адекватных для поддержания их экономического развития с учетом увеличения их интеграции в мировое пространство, может возникнуть масштабный международный катаклизм, который придется урегулировать с гораздо большей вероятностью финансовых потерь. Осознавая это, в международной практике почти стихийно сформировались методы или технологии, позволяющие предоставлять соответствующие услуги, делегируя риски на прочие активы или определенным способом их снижая. Они сравнительно молодые: сформировались немногим менее полувека назад. Информация по ним нередко неоднозначна, фундаментальных исследований практически нет.

    В совокупности они имеют общее название «новые финансовые технологии» (НФТ). Их исследование и является основной темой данного информационного ресурса.


    1. ЗАЛОЖИТЬ, ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ (Банковское обозрение, 01.09.2017г.)
    2. Принципы и организационные формы комплексного инжиниринга энергетических объектов (Журнал ЭнергоРынок, 25.08.2017г.)
    3. КАЗАХСТАНСКИЙ БИЗНЕС АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА — Учебу оплатим ураном (Эксперт (Россия), 17.01.2017г.)
    4. Один пишем, два в уме (Новые времена, 31.07.2017г.)
    5. ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЕМОНСТРИРУЕТ ХОЛОСТОЙ ХОД (Новое время, 18.06.2017г.)
    6. «ГОСКОРПОРАЦИИ — Уроки переодевания «Рособоронэкспорта» (Эксперт (Россия), 03.06.2017г.)
    7. НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ БИЗНЕС — Долой консервные трюмы (Эксперт (Россия, 10.09.2016г.)
    8. УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС ИНФРАСТРУКТУРА — Битва за порты (Эксперт (Россия), 12.05.2016г.)
    9. СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ: УСПЕХ ВОЗМОЖЕН С ОПОРОЙ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (Строительная газета, 14.11.2016г.)
    10. Кризис рушит небоскребы (Труд, 21.11.2016г.)
    1. БАНКИ КАК ИСТОЧНИКИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (Банковское дело, 1.11.2015г.)
    2. ТРУБНЫЙ РЫНОК: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТПРОЕКТЫ БУДУТ РЕАЛИЗОВАНЫ!? (Нефтегазовая вертикаль, 15.11.2015г.)
    3. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ (Рынок ценных бумаг, 14.01.2015г.)
    4. О МОНЕТАРНЫХ ФАКТОРАХ ТОРМОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (Экономист, 30.04.2015г.)
    5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. (Бизнес и банки, 18.03.2011г.)
    6. Секьюритизация и лизинг в электроэнергетике (Журнал ЭнергоРынок, 25.10.2014г.)
    7. БАНКИ РАЗВИТИЯ И ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО — Страхование на экспорт, Точка опоры (Эксперт (Россия, 27.10.2011г.)
    8. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (Экономист, 30.09.2014г.)
    9. ГЧП — это не складчина и не благотворительность (Коммерсантъ-ДЕНЬГИ (Россия, 10.11.2014г.)
    10. КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ (Томские новости, 09.10.2014г.)

    Доклад подготовлен в Аналитическом центре «Эксперт» на основе материалов, предоставленных инвестиционной группой «Атон», Московской межбанковской валютной биржей, инвестиционной группой «Русские инвесторы», рейтинговым агентством «Эксперт РА». Доклад выполнен для обсуждения на научно-практической конференции (Москва, 29 июня, гостиница «Мариотт гранд отель»).

    Материалы доклада свидетельствуют о том, что на рынке облигационных займов начинается настоящий бум. За два года около 40 российских компаний путем размещения облигаций привлекли более 1,7 миллиарда долларов. Но это далеко не предел. Даже самые скромные прогнозы аналитиков предсказывают более чем восьмикратное увеличение рынка корпоративных облигаций только в ближайшие год-два. Однако для того чтобы в полной мере реализовать имеющийся инвестиционный потенциал, необходимо срочно решить ряд проблем.

    Во-первых, привести в соответствие с нуждами рынка налоговое законодательство. Речь прежде всего идет о неразумно высоком налоге на операции с ценными бумагами. Как минимум, налог необходимо снизить с нынешних 0,8% до 0,2-0,4%, в идеале — отменить налог на ближайшие несколько лет.

    Кроме того, следует уровнять условия выпуска облигаций для банков и промышленных компаний. Разрешить компаниям относить на себестоимость проценты, выплачиваемые по облигациям, независимо от типа облигаций. В противном случае доходы инвесторов попадают под двойное налогообложение.

    Еще одно направление — стимулирование притока частных инвестиций путем введения льготного налогообложения доходов физических лиц по ценным бумагам.

    Во-вторых, принять меры по увеличению ликвидности вторичного рынка облигаций. Развитие организованной торговли сдерживает отсутствие законов «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронном документообороте».

    В-третьих, сократить сроки, требуемые для регистрации облигационного выпуска.

    Наконец, в четвертых, предпринять согласованные усилия инвесторов, эмитентов, профессиональных участников рынка и государства для формирования доверия инвесторов к новому финансовому инструменту. Для этого:

    • стимулировать появление публикаций о фондовом рынке;
    • вводить нормы корпоративного управления в соответствии с международным уровнем;
    • использовать рейтинговые оценки риска облигационных займов;
    • развивать рынок госзаимствований в качестве ориентира для инвесторов.

    Анализ рынка эндопротезов суставов и приспособлений для остеосинтеза в России

    Период с 1992 по 1998 год, время первых займов. За это время в Министерстве финансов РФ и ФКЦБ было зарегистрировано 259 эмиссий выпусков небанковских облигаций. Первыми, если не считать ГКО, начали занимать власти на муниципальном уровне. Чем только не завлекали региональные власти инвесторов: садовыми участками, телефоном без очереди, автомобилем, квартирами и т. д. В лучшем случае все это заканчивалось недоразмещением (московский жилищный заем 1995 года), в худшем — фактическим дефолтом (заем города Пушкина). Именно этот сонм рожденных в муках эмиссий и подорвал доверие инвесторов к облигациям как к доходному инструменту. Собственно самим промышленным предприятиям достались крохи от того памятного буйства инвестиционного спроса: несколько десятков небольших выпусков корпоративных облигаций в 1992-1998 годах было осуществлено в отраслях связи, нефтегазодобычи и жилищного строительства. Эти облигации были в основном товарными и жилищными. Недостаток спроса на эти эмиссии объяснялся еще и низким качеством самих эмиссионных конструкций, в том числе и проспектов эмиссии (как правило, их готовили сами эмитенты собственными силами).

    Впрочем, было несколько исключений. Облигации компании «Высокоскоростные магистрали», созданной указом президента специально для строительства новой железнодорожной линии Москва-Санкт-Петербург, в свое время были приравнены по статусу к ГКО, а инвесторы получили соответствующие налоговые льготы. Временный успех в их размещении был обязан именно этим исключительным обстоятельствам их размещения.

    В 1995 году был произведен выпуск конвертируемых облигаций НК «Лукойл» на сумму 2,3 трлн рублей. Условия займа предусматривали обязательную конвертацию в акции компании, означая фактически их форвардную продажу (в качестве одного из механизмов приватизации).

    Наконец, были еще хорошо сконструированные (и поэтому недешевые для эмитентов) еврозаймы ряда крупных компаний. Правда, размещались они исключительно на Западе.

    После кризиса 1998 года все программы по размещению облигационных займов были свернуты.

    Период с июня 1999 года и по сей день. В конце июня 1999 года выходит Постановление правительства № 696. В нем на уменьшение налогооблагаемой прибыли относятся проценты по облигациям, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ. С появлением благоприятного (в первом приближении) налогового режима заимствования рынок начал расти на глазах. Первыми были размещены на ММВБ облигации «Лукойла».

    С июня по декабрь 1999 года на ММВБ успешно прошло размещение облигаций «Лукойла», «Газпрома», РАО «ЕЭС России» и Тюменской нефтяной компании. Доходность к погашению составила в среднем 11,5-12,5% годовых.

    Начиная с 2000 года многие эмитенты формируют комплексные программы выпуска облигаций (ММК, ТНК и др.). Причем облигационными займами занялись не только крупнейшие компании с высоколиквидными акциями («голубые фишки»), но и так называемые компании второго эшелона. Начались и размещения облигаций банков. Так, в 2000 году на ММВБ успешно прошло размещение облигаций ряда крупных российских банков и финансовых компаний, включая облигации «Внешторгбанка», «Гута-банка», «Кредит Свисс Ферст Бостон Капитал» и ряда других.

    Почему корпоративные облигации, а не банковский кредит? Это самый главный вопрос, на который эмитент должен сам себе дать ответ. Здесь нет однозначных толкований, однако мы покажем, что во многих случаях облигации предпочтительнее. Между прочим, на развитых финансовых рынках корпорации оформляют средне- и долгосрочные заимствования в виде облигационных займов примерно в 50-80% случаях (по объему привлекаемых средств).

    Зависимость. Всегда есть контролируемая возможность разместить облигационный заем среди большого числа заемщиков, тем самым снизить зависимость от одного кредитора. В случае банковского кредита всегда существует потенциальная опасность переуступки банком долга компании недружественной структуре. Дефицит крупных кредитных учреждений, способных выделить необходимый кредитный лимит для промышленных предприятий, повышает указанный риск и приводит к зависимости от одной кредитной организации.

    Оформление. Подготовка эмиссии ценных бумаг занимает, как правило, 2-6 месяцев. Оформление банковского кредита может занимать и более продолжительное время (подготовка ряда документов, оформление залога, подписание документов и согласование параметров кредита).

    Кредитная история. Облигационные заимствования создают кредитную историю и рейтинг эмитента, тем самым они способствуют благоприятному отношению со стороны потенциальных инвесторов, кредиторов и контрагентов и позволяют компании размещать новые займы на более выгодных условиях. Некоторые российские компании размещают свои первые облигационные выпуски не столько для привлечения средств объемы эмиссий слишком малы по сравнению с реальными потребностями), сколько для формирования имиджа, кредитной истории.

    Управление займом. Облигационный заем позволяет эмитенту управлять объемом долга путем покупки и продажи облигаций на вторичном рынке в соответствии с текущим состоянием платежного баланса. В то время как банку не выгодно досрочное погашение основной суммы долга.

    Срок займа. Правильно сконструированный облигационный заем предоставляет возможность компании привлекать средства на срок до пяти лет (более долгосрочных бумаг в России пока не размещалось). Большинство банковских кредитов дается не более чем на три года.

    Объем заимствования. Корпоративные облигации позволяют расширить потенциальную базу кредиторов и инвесторов. Как следствие, имеется возможность существенного увеличения объемов заимствования. Потенциальный объем заимствования через кредит ограничен финансовыми ресурсами отдельных крупных банков.

    Почему корпоративные облигации, а не корпоративные векселя, хотя у последних есть, в краткосрочном аспекте, некоторые преимущества?

    Срочность. Из-за действующего налога на эмиссию облигаций (0,8% от объема займа независимо от результатов размещения) выпуск краткосрочных облигаций невыгоден. Поэтому в настоящее время большинство эмитентов выпускают среднесрочные облигации (1-5 лет), но с оговоркой об оферте, допускающей возможность погашения облигаций через 3-6 месяцев. Вексель представляет для эмитента привлекательность лишь в краткосрочном периоде (долгосрочные векселя имеют, как правило, очень большой дисконт).

    Срок выпуска и размещения. Выпуск облигаций занимает от двух месяцев до полугода. Этот период времени охватывает принятие решения о выпуске, выбор андеррайтера, согласование параметров и регистрацию эмиссии, выпуск и размещение. Это дополнительный фактор против краткосрочных облигаций (компании значительно проще привлечь банковский кредит или выпустить вексель, чем планировать финансирование на полгода вперед). Выпуск векселей занимает гораздо меньшее время, так как он не требует какой-либо регистрации или нотариального заверения. Поэтому векселя в большинстве своем используются для удовлетворения каких-либо текущих или краткосрочных нужд компании (например, для покрытия кассовых разрывов).

    Валютный риск. Большинство облигаций в настоящее время индексируются к курсу доллара или доходности ОФЗ, что снижает валютный риск. Вексель выпускается без индексации, а следовательно, подвержен данному риску в полной мере, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    Доходность. Считается, что наиболее привлекательными для инвесторов являются дисконтные облигации сроком 6-12 месяцев, а также купонные облигации с более дальним сроком погашения и возможностью погасить досрочно (оферта). Доходность таких бумаг превосходит схожие по сроку обращения ГКО и ОФЗ на 2-5%, в зависимости от кредитной истории и рейтинга эмитента. Доходность для эмитента ликвидных векселей выше, чем у корпоративных облигаций, что объясняется отсутствием дополнительных расходов, связанных с выпуском и размещением. Доходность неликвидных векселей может быть как выше, так и ниже доходности по облигациям.

    Налогообложение. Действующее законодательство разрешает относить процентные платежи и дисконты по облигациям на себестоимость, в то время как проценты и дисконты по векселям выплачиваются из чистой прибыли.

    Риск подделки и хищения. Бездокументарная форма выпуска облигаций практически исключает оба риска. Векселя, как известно, документарны по своей природе. Так что с учетом современных достижений копировальной техники они стали излюбленным объектом для подделок, а при массовом обороте — еще и хищений.

    Номинал. Нет технических сложностей для выпуска облигаций номиналом в сто и тысячу рублей, что определяет их удобное обращение: любой, даже самый мелкий инвестор может купить или продать нужное ему количество бумаг. А вот векселя номиналом менее ста тысяч рублей выпускать технически сложно и затратно.

    Тип торговли. Эмитент не может надеяться, что его векселя будут иметь прозрачный вторичный рынок (это актуально, например, для контроля концентрации долга в одних руках): вексельный рынок либо телефонный, либо уличный. Хотя устойчивого вторичного рынка облигаций практически ни у одного эмитента нет, при благоприятных обстоятельствах он может быть создан либо усилиями самих эмитентов, либо при участии их аффилированных структур.

    Не станут ли банковские облигации конкурентами корпоративных?

    Сейчас главные инвесторы облигационного рынка — институциональные. Для них нет различимой разницы между облигациями корпоративными и банковскими. Так что в случае, например, большей доходности для инвесторов последние вполне могут перетянуть большую часть инвестиционного спроса. Насколько реальна такая возможность?

    Оплата уставного капитала (УК). Сейчас в банковской системе активно идет процесс капитализации активов, что откладывает возможности многих банков по эмиссии облигаций на неопределенное время. Ведь одно из основных финансовых требований к эмитентам облигаций — полная оплата уставного капитала. По указанию ЦБ РФ от 24.06.99 № 586-У («О минимальном размере УК для вновь созданных кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций») минимальный размер УК создаваемого банка, за исключением дочернего банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 1 млн евро; минимальный размер собственных средств банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро.

    Значительные размеры капитала кредитных организаций позволят им выходить на рынок облигационных займов со значительными размерами, что благоприятно скажется на формировании ликвидного вторичного рынка. Это — главное стратегическое преимущество банковских облигаций в перспективе.

    Источник уплаты дохода. С 1999 года корпоративный эмитент имеет право относить на себестоимость проценты (дисконт), уплачиваемые им по облигациям в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной на 3 пункта, а также при условии обращения облигаций через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ РФ, т.е. на биржах (см. Постановление правительства № 696 от 26.07.99). Кредитные организации при обслуживании выпущенных облигационных займов поставлены в гораздо лучшие условия, нежели корпоративные: кредитные организации относят на себестоимость доходы, выплачиваемые по облигациям независимо от места их обращения, кроме того для них отсутствует ограничение отнесения затрат, связанных с выплатой дохода по облигациям, в пределах ставки рефинансирования ЦБР плюс 3% (см. Постановление правительства № 490 от 16.05.94).

    Налог на операции с ценными бумагами. В настоящее время эмитенты активно пользуются «находкой» «Внешторгбанка» в плане эмиссии средне- и долгосрочных облигаций, которые по своей сути для инвесторов являются краткосрочными. Такой эффект достигается выпуском оферты с предложением о досрочном выкупе через определенной срок, например, через три месяца. В случае подписания владельцем корпоративной облигации оферты эмитента соответственно данные бумаги считаются погашенными и не могут быть повторно проданы инвесторам. Таким образом, эмитент выпустил действительно краткосрочную бумагу и для эмиссии следующего выпуска снова нужно платить налог. У банков дела обстоят получше. Выпуск банковских облигаций регулирует Центробанк и требования, обязательные для исполнения корпоративными эмитентами, на них не распространяются. Кредитная организация имеет право выступать андеррайтером своих собственных бумаг, соответственно и оферту покупателям она направить может от себя не как эмитента, а как андеррайтера. В результате при подписании инвестором оферты банка бумаги не будут считаться погашенными и могут обращаться дальше, т.е., уплатив налог один раз, банк получает долгосрочные заимствования.

    Дополнительные неналоговые нормативные обязательства. У корпораций отсутствуют дополнительные нормативные требования, в том числе по формированию резервов по выпуску облигаций. Это является стратегическим преимуществом для эмитентов.

    Центробанк же, регулирующий деятельность всех кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, в частности нормативы ликвидности, максимальный размер обязательств перед банками-нерезидентами, максимальный размер риска на одного кредитора, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, максимальный размер крупных кредитных рисков. С точки зрения эмитента это ограничивает его действия. С точки зрения рынка это благо, так как сосредоточение крупного пакета облигаций в одних руках, особенно клиента, приобретающего бумаги до погашения, не дает возможность стать им ликвидными. Кроме того, соблюдение нормативов позволяет банку укрепить свое финансовое положение (через диверсификацию активов). В соответствии с письмом ЦБ № 127 от 08.12.94 г. «О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг» банки обязаны по своим вложениям в ценные бумаги создавать (корректировать) на конец каждого месяца резерв под обесценение ценных бумаг. Резерв по ценным бумагам, которые не удовлетворяют ряду критериев, создается в размере 50% фактической цены их покупки и не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Перспектива создания такого резерва снижает интерес кредитной организации в приобретении определенных ценных бумаг (а это все ценные бумаги, не внесенные в котировальные листы биржи 1-го уровня).

    Телемедицинский сервис «Яндекса» и Baring объединится с «Доктор рядом»

    Банк России в связи с пандемией вируса COVID 19 принял решение об отмене Международного финансового конгресса и Летней макроэкономической школы, которые должны были пройти в Санкт-Петербурге в июле 2020 года.

    Банк России не планирует проведение этих мероприятий в другие даты в 2020 году, даты проведения Международного финансового конгресса в 2021 году будут объявлены до конца декабря 2020 года.

    Банк России считает возможным перенос Научной конференции Банка России на даты в 4 квартале 2020 года в случае улучшения эпидемиологической ситуации и снятия соответствующих ограничительных мер. О возможности проведения конференции и ее новых датах Банк России объявит до конца августа.

    60 000 ₽ 90 000 ₽

    Стоимость доступна при покупке пакета до 1 мая 2020 г.

    Правообладатель Фотобанка — Фонд Росконгресс

    Объем рынка 2019 г., $ млрд Рост 2019/2018, % Объем рынка 2020, $ млрд (прогноз на май 2020 г.) Рост 2020/2019, % (прогноз на май 2020 г.)
    Дата-центры 211,63 0,7% 191,12 -9,7%
    Корпоративное ПО 458,13 8,8% 426,26 -6,9%
    Устройства 698,09 -2,2% 589,88 -15,5%
    ИТ-сервисы 1031,58 3,8% 952,46 -7,7%
    Коммуникационные сервисы 1357,43 -1,6% 1296,63 -4,5%
    Итого 3756,86 1,0% 3456,34 -8,0%

    Блог МВФ


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *