- Оспорить ДТП

В каком случаи можно оставить детей у чеченцев матери

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каком случаи можно оставить детей у чеченцев матери». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Суд может решить оставить ребенка с папой, если:

  • мать страдает алкоголизмом или наркотической зависимостью;
  • у матери имеется психическое заболевание (естественно, как и в первом случае, здесь опасно оставлять ребенка с такой мамой);
  • мать не интересует ребенок (она занимается налаживанием личной жизни, часто оставляет ребёнка одного или, например, с бабушкой);
  • ребенок сам хочет остаться с отцом.

Возможны, конечно, ситуации, когда папа добивается своего с помощью силы и денег, но это противоречит законодательству и можно привести к наступлению административной и даже уголовной ответственности.

Просто рассказать суду о той или иной причине невозможности проживания ребенка с мамой будет недостаточно. Нужно доказать обстоятельства, на которые вы ссылаетесь. Судьи-женщины, в основном, принимают позицию матери, да и судьи-мужчины тоже часто придерживаются такого мнения. И чтобы ребенка оставить с отцом, нужно предоставить серьезные аргументы.

Чаще всего суды оставляют ребенка с отцом в случае, если супруга была лишена родительских прав.

Может ли отец забрать ребенка у матери после развода?

Для того, чтобы маму ребенка лишить родительских прав, отцу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением.

Заявление о лишении матери ребенка родительских прав отец должен подать в районный суд по месту жительства ответчика (матери ребенка). Возможна подача по месту жительства истца, если объединяются исковые требования: лишение родительских прав и взыскание алиментов.

При рассмотрении настоящего дела обязательно участие органа опеки и попечительства и прокурора.

Будьте готовы, после обращения в суд сотрудники органа опеки и попечительства должны посетить ваш дом, может быть, и побеседуют с ребенком. Лучше сделать так, чтобы в этот момент дома были все члены семьи. Особенно те, кто мог бы что-то прокомментировать по поводу сложившейся ситуации.

Помните — лишение родительских прав — это крайняя мера!

Одного основания бывает недостаточно для лишения матери родительских прав. Здесь нужно либо одно серьёзное обстоятельство (например, хронический алкоголизм), либо ряд обстоятельств, при которых жить с такой мамой детям будет нежелательно, невозможно или даже опасно.

Так, суд может посчитать, что предоставленных оснований недостаточно для лишения мамы родительских прав, даже если эти основания входят в перечисленный выше перечень. Возможны случаи, когда нерадивая мать будет стараться сгладить конфликт, обещать исправиться.

Как уже было отмечено, вопрос о лишении матери родительских прав рассматривается по правилам искового производства. Поэтому отец должен доказать все обстоятельства, на которые он ссылается. Нужно представить все необходимые документы, фотографии, дать пояснения, привести свидетелей и совершить иные действия в обоснование своей точки зрения.

Пример

В организацию по оказанию юридических слуг обратился гражданин за помощью за разрешением сложившейся ситуации: брак с женой был расторгнут, но у них имеется несовершеннолетняя дочь в возрасте одиннадцати лет, которая проживает с мамой. Бывшая супруга злоупотребляет алкоголем, не заботится о ребенке, в отношении нее многократно составлялись протоколы об административных правонарушениях.

В данной ситуации не так просто доказать, что пребывание девочки с мамой навредит ей. Но в итоге суд принял решение о проживании ребёнка с отцом. Доказательства, на которые ссылались отец и его адвокат: справка о нахождении матери девочки на учете в наркологическом диспансере, копии протоколов о привлечении женщины к ответственности за совершение административных правонарушений, документы, подтверждающие стабильное материальное положение отца (справка о заработной плате за последний год, копия свидетельства о праве собственности на квартиру). Кроме того, было учтено мнение ребёнка и её желание проживать с отцом.

Есть большая вероятность, что судья поинтересуется вопросом, пытался ли отец изменить ситуацию, сложившуюся в семье, в лучшую сторону (если это возможно). Например, родители планируют развестись, мать живёт со своими родителями, соответственно, ребенок и отец живут вместе. Мать не звонит, не интересуется жизнью ребёнка, тогда отец должен попытаться найти ее (если она скрывается), предложить увидеться с ребенком.

Отец должен предпринять попытку наладить отношения матери и ребёнка. Очень важно не только подтвердить свое благосостояние, но и доказать свои хорошие отношения с ребенком и то, что ребенку во всех отношениях будет лучше с отцом.

Вопросы наших читателей и ответы консультанта

Бывшая супруга забрала нашего общего сына (3 года) в другой город, к родителям, где она и прописана. Мы с ней развелись полгода назад, сын прописан в моей квартире. Мать не уделяет ребёнку должного внимания, так как занимается налаживанием личной жизни. Бабушка и дедушка (родители бывшей жены) тоже не могут дать нормальное воспитание сыну, мать жены инвалид II группы, а отец жены часто уезжает в командировки. Сестра жены сказала, что она часто сидит с ребёнком. Сестра жены студентка, ей тоже некогда заниматься с племянником. Сначала я не возражал, чтобы сын жил с матерью, так как ему необходимо материнское внимание, но теперь, при сложившихся обстоятельствах, я хочу, чтобы сын жил со мной. Что мне делать?

Вы можете оспорить место жительства ребёнка в судебном порядке, обратившись с соответствующим заявлением в суд. Но вам нужно будет доказать, что дальнейшее проживание ребёнка в этой семье невозможно. Если Вы представите суду такие доказательства, возможно принятие решения в вашу пользу. Однако данные обстоятельства доказать тяжело. Может мама одумается, будет обещать суду исправиться. В этом случае доказать Вашу правоту будет очень сложно.

Развелись с супругой 3 года назад, имеется общая дочь (сейчас ей 12 лет, проживает с матерью). Вот уже два года бывшая жена часто пьёт, периодически уходит в так называемые «запои», которые с каждым разом становятся всё дольше и приносят больше негативных последствий. В такие моменты мне звонит испуганная дочь, и я её забираю к себе. Потом мать выходит из состояния алкогольного опьянения, приходит в себя и забирает дочь обратно со скандалом, грозит лишить меня родительских прав. Пока что ничего серьёзного не случилось, но я боюсь оставлять с ней нашу дочь, хочу лишить бывшую супругу родительских прав. Как доказать в суде, что она алкоголик?

Самые практичные доказательства в суде – это документы. Лучшим вариантом в данной ситуации будет предоставить медицинское заключение (справка, заключение врача). Ещё одним доказательством здесь будут являться свидетельские показания.

Если ситуация очень критична, возможно представить постановление о вынесения административного наказания, например, за пьяную драку. В таком случае Вы можете вызвать участкового, а после попросить у него соответствующий документ.

У многих одиноких мам возникает вопрос при регистрации ребенка: заполнять графу отец или поставить прочерк? Распространённые стереотипы, в основной своей массе ошибочные, ещё больше запутывают. Попробуем разобраться какие возможны последствия в юридическом и материальном плане.

В случае рождения женщиной, не состоящей в браке, ребенка, сведения об отце ребенка вносятся:

  • на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка, т.е. мужчина добровольно соглашается с тем, что ребенок его и признает это (в этом случае мать не считается матерью-одиночкой);
  • по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено. Когда папа добровольно не хочет становиться папой и женщина получает статус одинокой матери.

Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка – по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься (п.3 статьи 17. Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Таким образом, при отсутствии официального отца у ребенка в свидетельстве о рождении законодательством допускается вписать несуществующего человека или оставить прочерк. В обоих случаях женщина будет считаться матерью-одиночкой, которой положены определенные льготы и дополнительные пособия.

Попробуем разобрать, в чем плюсы и минусы указания сведений об отце ребенка, а также о самых распространенных заблуждениях.

В случае указания сведений об отце ребенка на основании заявления матери ребенка (если родители ребенка не состоят в браке между собой и если отцовство не установлено) все сведения об отце отсутствуют, т.е. в графах ставится прочерк. (п. 24. Постановления от 17 апреля 1999 г. №432 «Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния»)

Плюсы: Нет необходимости получать дополнительные справки из ЗАГСа о том, что запись в свидетельстве сделана со слов матери и платить за это государственную пошлину.

Минусы: Многим такой прочерк режет глаза. Именно поэтому в некоторых странах (Белоруссии, Украине, Казахстане) по этическим соображениям, что бы не травмировать психику детей, прочерк отменили, и запись делается только со слов матери.

Как отец может забрать ребенка при разводе

Плюсы: Внешне свидетельство не будет отличаться от тех, в которых записан реальный отец.

Минусы: При необходимости статус матери-одиночки подтверждается справкой по форме №25. При этом государственная пошлина за выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов составляет – 200 рублей (статья 333.26 Налогового Кодекса РФ).

«У ребенка не будет прав на алименты со стороны отца, а также наследственных прав».

В любом случае, стоит ли прочерк или запись сделана со слов матери, ребенок не будет иметь никаких прав на получение алиментов и на наследование имущества, до тех пор, пока в судебном порядке не будет решен вопрос об установлении отцовства.

«Еще один пример, подтверждающий преимущества пустующей графы – регистрация ребенка по месту жительства. Если родители прописаны по разным адресам, то для постоянной регистрации ребенка по месту жительства матери не требуется согласие отца и выписка из «папиной» домовой книги.»

Заметим, что, при получении статуса матери-одиночки, предполагается отсутствие второго родителя, поэтому все разговоры о получении согласия на регистрацию ребенка по месту жительства или на вывоз ребенка за границу от второго родителя беспочвенны.

«При выезде матери с ребенком за границу требуется нотариально заверенное разрешение отца или могут возникнуть проблемы при пересечении границы.»

Если ребенок пересекает границу с одним из родителей, нотариально заверенное согласие второго родителя на выезд ребенка не требуется, если он не заявил установленным законом порядком о своем несогласии на выезд. В случае, если один из родителей, заявит о своем несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке. (ст.20, 21 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в ред. Федерального закона от от 10.01.2003 №7-ФЗ. Письмо Пограничной службы ФСБ России от 17.06.2007 №21/1/7/3).

В качестве подстраховки (как говорится, для успокоения), особенно при пересечении Российско-Украинской границы можно взять в ЗАГСе справку по форме №25 о том, что сведения об отце записаны с ваших слов. И если вдруг пограничники спросят, то покажете эту справку вместе со свидетельством о рождении. Если при вас такой справки не окажется, то требуйте от украинских пограничников составления протокола о нарушении режима пребывания с указанием причины. Как правило, этого достаточно, что бы вас оставили в покое.

Одинокой матери (матери-одиночке) положены все единовременные пособия, назначаемые матерям в связи с рождением ребенка. При этом необходимо иметь в виду, что существуют:

  • федеральные пособия, которые выплачиваются всем матерям на территории РФ без исключения (с учетом районного коэффициента, в районах и местностях, где такие коэффициенты установлены);
  • пособия, выплачиваемые за счет средств бюджета субъекта РФ. Субъекты Российской Федерации своими нормативными правовыми актами самостоятельно определяют размер, порядок назначения и выплаты пособий на ребенка, а также осуществляют финансирование этих выплат из средств собственных бюджетов. Необходимые нормативные правовые акты (законы, постановления) приняты во всех субъектах Российской Федерации.

Для получения пособия матерям-одиночкам после рождения ребенка необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства (РУСЗН или собес).

Федеральные выплаты Способ получения Выплаты города Москвы Способ получения
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности до 12 недель Выплачивают на работе Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в срок до 20 недель беременности. Перечисляют на социальную карту москвича
Единовременное пособие при рождении ребенка Выплачивают на работе или в РУСЗН (если мать-одиночка не работает, не учится) Единовременная компенсационная выплата в связи с рождением ребенка
Единовременное пособие, если матери-одиночке нет 30 лет. (Лужковские выплаты)
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет. Выплачивают на работе или в РУСЗН (если мать-одиночка не работает, не учится)

В каждом субъекте РФ действуют свои дополнительные выплаты матерям-одиночкам. Ниже представлены пособия на 2020 год, за счет бюджета города Москвы, предусмотренные Законом города Москвы от 03.11.2004 № 67, постановлениями Правительства Москвы №1753-ПП от 17.12.2019.

Если доход ниже величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленной Правительством Москвы и соблюдаются условия имущественного обеспечения согласно постановлению Правительства Москвы №954-ПП, то мать-одиночка вправе рассчитывать в 2020 году на ежемесячное пособие:

  • на детей в возрасте от 0 до 3 лет – 15 840 р.
  • на детей в возрасте от 3 до 18 лет – 6 336 р.

Заявление на получение данных пособий лучше подавать в тот период, в который не попадают в три последних месяца выплаты по больничному листу, когда матери-одиночке были перечислены выплаты по беременности и родам, иначе доход может оказаться гораздо больше установленной величины.

Если мать-одиночка выйдет замуж, но муж не усыновит (не удочерит) ребёнка, то его доходы при расчете и назначении пособия учитываться не будут.

Дополнительно мать-одиночка может рассчитывать:

  • на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни:
    • не получающим пособие на ребёнка – 317 р.
    • получающим пособие на ребёнка – 792 р.
  • ежемесячную компенсационную выплату на возмещение роста стоимости продуктов питания одиноким матерям на детей до 3 лет – 713 р.

В случае развода с чеченцем дети всегда остаются с отцом

Общие условия для всех льготников:

  • воспитать детей до 8 лет;
  • трудовой стаж не менее 15 лет.

С 2 детьми

В 50 лет имеют право уйти на пенсию, при выполнении одновременно всех условий:

  • родили 2 и более детей;
  • отработали на крайнем севере не менее 12 лет (или не менее 17 — в областях, приравненным к Крайнему Северу);
  • общий трудовой стаж не менее 20 лет.

Закон не распространяет временные положения на этих женщин. Поэтому в 2019 на пенсию уходят женщины 1969 года рождения.

С 3 детьми

Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлены новые дополнительные льготы для многодетных.
С 2019 по 2022 мамы с 3 детьми уходят на пенсию в общем порядке. В 2023 году установится 57-летний льготный возраст.

Порядок выхода по годам рождения:

  • в 55,5:
    • январе-июне 1964 года рождения — оформляют пенсию в июле-декабре 2019;
    • июле-декабре 1964 — в январе-июне 2020;
  • в 56,5:
    • январе-июне 1965 — в июле-декабре 2021;
    • июле-декабре 1965 — в январе-июне 2022;
  • в 57:
    • 1966 — в 2023;
    • 1967 — 2024;
    • 1968 — 2025.

С 4 детьми по новому закону

Для такой категории женщин действует тоже временный период. Льготный возраст в 56 лет установится в 2021 году.

Порядок выхода по годам рождения:

  • в 55,5:
    • январе-июне 1964 года рождения — июль-декабрь 2019;
    • июле-декабре 1964 — в январе-июне 2020;
  • в 56:
    • 1965 — в 2021;
    • 1966 — 2022;
    • 1967 — 2023;
    • 1968 — 2024.

Для женщин с 5 и более детьми

Изменения в законе сохранили льготы для многодетных матерей с пятью и более детьми.

Для таких матерей никаких переходных положений нет. В 2020 пенсию имеют право оформить женщины 1970 года рождения.

Для выхода на досрочную трудовую пенсию установлены обязательные условия. Женщины обязаны воспитать детей до 8 возраста. Считается, что в этом возрасте они умеют самостоятельно справляться и начинают учиться в школе.

Здесь возникают некоторые нюансы:

  • Многодетная мать лишилась родительских прав или отменили усыновление хотя бы на одного малыша до 8 лет. Выйти на отдых раньше она не сможет. Ситуация аналогична, когда у матери есть шесть, семь, восемь и т.д. детей, но ее лишают прав на двух, трех, четырех и т.д.
  • Мать лишилась родительских прав, но ребенок достиг 8 лет. Она получает льготную пенсию.
  • Усыновление и воспитание трех, четырех или пятерых детей до того, как им исполнилось 8. Это является основанием для выхода на пенсию досрочно.

Все такие же условия распространяются на матерей, которые отработали в районах Крайнего Севера не менее 12 лет (районы, приравненные к ним — 17) с общим стажем в 20 лет и родившие двух и более детей.

Для оформления досрочной трудовой пенсии женщина должна предоставить в ПФ свидетельства о рождении, справки из органов местного самоуправления и жилищных органов, подтверждающие, что мать воспитывала их до восьми лет. В отдельных случаях потребуется решение суда об этом.

Пенсия начисляется со дня, когда были поданы документы в Пенсионный фонд (ПФ).

Заявление можно направить почтой со всеми подтверждающими документами. Днем подачи будет дата отправки по штемпелю на конверте. Еще можно подать через электронные сервисы. Дата приема определяется в день отправки электронного заявления.

ПФ рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней. В случае отказа в назначении пенсии, извещают заявителя с указанием причин отказа.

Получать пенсию можно через почтовые отделения связи или на банковский счет. Пенсионеру надо написать заявление о выборе способа получения.

При смене места жительства, обязательно надо сообщить в ПФР и написать просьбу о переводе начислений по другому адресу.

За достоверность предоставленных сведений несут сами пенсионеры.

Однако существует альтернативное мнение, примиряющее обе стороны. Эта версия основывается на историческом материале, повествующем, что в Средние века на территории современной Чечни располагалось древнее еврейское государство Хазария, жители которого после поражения от арабов отреклись от иудаизма и приняли ислам.

Об этом же можно прочитать у востоковеда Льва Гумилёва: «Широкая долина Терека, согласно всем историческим источникам, была населена хазарами. В V — VI вв. эта страна называлась Барсилия и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар».
Об общем происхождении чеченцев и хазар говорили писатель Герман Садулаев и полевой командир Шамиль Басаев, а также автор арабской рукописи 1891 года Темир, племянник прославленного муршида тариката накшбандийя Тау-Султана.

Приверженцы этой версии утверждают, что родство чеченского и еврейского народа подтверждают генетическая экспертиза, данные дерматоглифики, общие лексемы и одинаковые топонимы.

Таким образом, для тех, кто считает эту трактовку правдоподобной, очевидно, что брак между чеченцем и еврейкой является не смешанным, а чистокровным. В свою очередь родившиеся в их семье дети с одинаковой долей можно назвать и чеченцами и евреями, не ущемив ни одного из родителей.

Француженка Паскаль Дешам ждет возвращения домой своей дочери Абель (имя изменено по просьбе Паскаль). За несколько лет пройдя через несколько инстанций, она поняла, что добиться этого будет очень сложно.

Абель вместе с тремя детьми уехала в Сирию в 2015 году вслед за бойфрендом. Мужчину убили, а ее выдали замуж за боевика ИГ, от которого она родила четвертого ребенка. С января 2018 года Абель с детьми живет в Аль-Холе. Матери она пишет, что за последнее время охрана стала строже относиться к женщинам: ночью обыскивают в поисках запрещенного, детей бьют.

Дешам говорит, что ее дочь совсем не похожа на тех женщин, которые ждут возвращения «Исламского государства». Паскаль писала письма тогдашнему президенту Франсуа Олланду, но это ни к чему не привело. С тех пор она регулярно подписывает обращения к французским властям, международным ассоциациям и организациям. Власти Франции обещают рассмотреть каждый случай отдельно, но до сих пор ничего сделано не было.

Опасения по поводу возвращения домой тех, кто однажды добровольно уехал в «Исламское государство», часто связаны с терактами, которые происходили в Европе в последние годы.

Франция с трудом переживала нападения 2015 года, когда почти одновременно джихадисты расстреляли посетителей нескольких ресторанов, в концертном зале «Батаклан» произошла бойня, а возле стадиона «Стат де Франс» прозвучали взрывы. Помимо нападавших погибли 130 человек — эти теракты стали крупнейшими по числу жертв за всю историю Франции. Ответственность на себя взяло «Исламское государство». Позже выяснилось, что сразу несколько нападавших были европейцами, которые в свое время уехали в ИГ, после чего вернулись в Европу.

Когда журналисты спросили Шамиму Бегум, что она думает об атаках в Европе, в частности, о теракте на британской «Манчестер-Арене», в результате которого в мае 2017 года погибли более двух десятков человек, она ответила: «Я была в шоке, но… […] Я думаю, что это неправильно, что погибают невинные люди. Одно дело — убить солдата, который в тебя стреляет, — это самозащита. Но убивать женщин и детей, как, например, убивают женщин и детей в Аль-Багхузе (сирийский город, где силы ИГ подвергались бомбардировкам международной коалиции — Би-би-си), которых несправедливо убивают, сбрасывая на них бомбы… Это работает в обе стороны».

В конце июля 2020 года четверо депутатов от правящей в Британии Консервативной партии попросили правительство вернуть на родину всех женщин и детей, заключенных в сирийских лагерях.

  • Ирак
  • Европа
  • Исламское государство
  • Сирия
  • Россия

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: «Как дома? Все ли живы, здоровы?» При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?»

Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа — его горе.

Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо — и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане.

Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования.

«Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа -несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость.

Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме -радость»… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.

Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове — чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате.

Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.

Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом.

Одно из основных правил чеченского гостеприимства — защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям.
Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

У чеченского народа есть слово «нохчалла», что в примерном переводе на русский означает «быть чеченкой\чеченцем» или «чеченственность».

Это слово включает в себя свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе, является своеобразным кодексом чести.

Нохчалла — это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие.

Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.

Нохчалла — это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Дружба для горца — понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу — никогда!

Нохчалла — это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к своим родственникам, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут.

Вот притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря.

Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе нохчалла.

Нохчалла — это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, — «Приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее — это нохчалла.

При этом нохчалла обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению.

В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный день. Не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.

***

«Это они, Чеченцы, возмущают весь Кавказ. Проклятое племя!

Общество у них не так многолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимает к себе дружественных злодеев всех прочих народов, оставляющих землю свою после совершения каких-либо преступлений. И не только.

Даже наши солдаты бегут именно в Чечню. Их привлекает туда совершенное равноправие и равенство Чеченцев, не признающих в своей среде никакой власти.

Эти разбойники принимают наших солдат с распростертыми объятиями! Так что Чечню можно назвать гнездом всех разбойников и притоном наших беглых солдат.

Я этим мошенникам предъявлял ультиматум: выдать беглых солдат или мщение будет ужасным. Нет, не выдали ни одного солдата! Приходилось истреблять их аулы.

Сего народа, конечно, нет под солнцем ни гнуснее, ни коварнее. У них даже чумы не бывает! Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего Чеченца…»

Ермолов:

«Ниже по течению Терека живут Чеченцы, самые злейшие из разбойников, нападающие на линию.

Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким-либо преступлениям.

Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников»

Записки 1816–1826 гг., когда Ермолов был командующим Кавказским корпусом и главнокомандующим в Грузии во время Кавказской войны.

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как Чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение Чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».

(из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.)

«Чеченцы сильнейший народ и опаснейший….»

Ермолов.

«Так же невозможно покорить Чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто кроме нас сможет похвастаться, что видел Вечную войну?»

(генерал Михаил Орлов, 1826 год).

Семья, в которой средний доход рассчитанный на одного человека не превышает установленной регионом величины прожиточного минимума, может быть признана малоимущей.

Чтобы рассчитать данный показатель, нужно совокупный доход за предыдущие три месяца каждого члена семьи поделить на 3 (количество месяцев).

Полученное число должно быть разделено на число людей в семье. В результате определится среднемесячный доход (среднедушевой) на одного человека.

Если полученное значение будет меньше, чем прожиточный минимум, установленный на текущий период, семья сможет получить соответствующий статус.

Для расчета совокупного дохода учитывается следующее:

  1. выплаты по системе оплаты труда;
  2. доходы от имущества;
  3. социальные выплаты;
  4. доходы от ведения подсобного хозяйства;
  5. дивиденды;
  6. алименты;
  7. выходные пособия;
  8. авторские вознаграждения.

Мать-одиночка: статус, выплаты и льготы

Согласно законодательству России любая семья в любом составе имеет право при определенных обстоятельствах воспользоваться льготами для малоимущих.

К данной категории в 2020 году могут относиться следующие семьи:

  1. многодетные (с числом детей от трех и более);
  2. полные (оба родителя с детьми либо бездетные родители);
  3. неполные (один родитель и один либо несколько детей);
  4. в составе которых есть инвалиды;
  5. с усыновленными детьми или взятыми под опеку;
  6. семьи без родителей, где детей воспитывают бабушки и дедушки.

В обязательном порядке все члены семьи должны проживать и быть зарегистрированными по одному и тому же адресу.

Прожиточный минимум утверждается Правительствами регионов Российской Федерации с учетом их индивидуальных особенностей.

Расчет данного показателя ведется ежеквартально для каждой категории граждан: на душу населения, для трудящихся граждан, пенсионеров и детей.

В 2020 году по России прогнозируется увеличение размера прожиточного минимума примерно на 6%.

Для получения данного статуса необходимо одному из членов семьи предоставить требуемый пакет документов в отдел соцзащиты или в МФУ.

Все документы должны содержать достоверные сведения, закрепленные соответствующими подписями и печатями государственного образца.

При выявлении актов мошенничества или сокрытии источников дохода статус малоимущей присвоен не будет. Если мошенничество было обнаружено позднее, семью могут обязать вернуть все выплаты, полученные незаконным путем.

Если один из членов семьи проходит службу в армии либо отбывает наказание в тюрьме, находится в розыске или считается без вести пропавшем, обязательно требуется справка об этом из соответствующего органа.

После передачи документов социальному работнику производится рассмотрение дела комиссией, которое может занять от 10 до 30 дней. В случае положительного решения семье будет присвоен статус малоимущей.

Заявитель в 2019 году должен предоставить следующие документы и их копии:

  1. заявление о присвоении статуса;
  2. удостоверения личности всей семьи;
  3. свидетельства, подтверждающие родственные связи;
  4. справка, описывающая состав семьи;
  5. домовая книга с выпиской о лицах, зарегистрированных на жилой площади;
  6. справки о доходе всей семьи;
  7. для временно безработных лиц – трудовая книжка и справка из Центра занятости;
  8. список имущества и документы права собственности.

Если в семье есть нетрудоспособный человек, нуждающийся в особом уходе, предоставляются соответствующие справки и удостоверения.

На федеральном уровне:

  • освобождение от уплаты налогов со всех видов выплат, осуществляющихся по государственной программе.
  • оказание бесплатных юридических услуг;
  • льготы по медицинскому обслуживанию;
  • внеконкурсное поступление в государственный ВУЗ лицу до 20 лет, успешно сдавшему ЕГЭ и находящемуся на иждивении родителя-инвалида I группы.

Пособия для малоимущих семей:

  • единовременные выплаты нуждающимся;
  • выплаты многодетным семьям;
  • ежемесячное пособие на детей;

Главой семьи у чеченцев был отец – «ц1ийна да», что в дословном переводе означает «хозяин дома» («ц1а» – дом, «да» – отец). Единство семьи сохранялось и после смерти отца, в таком случае ее главой становился старший брат. Он пользовался в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но, в то же время, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев.

Женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее – в узком смысле слова – или «женское» хозяйство. Ее называли «ц1еннана» («ц1а» – дом, «нана» – мать), а также употреблялся и другой термин: «ц1еранана», «ц1е» – огонь, «нана» – мать.

В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращал на это внимание и уделял этому время, это считалось неприличным и даже оскорбительным для него.

Невестки должны были оказывать полное уважение ц1еннане, особенно это относилось к младшей невестке. Последняя должна была ложиться спать позже всех, хотя вставала раньше всех и проводила уборку в доме. Несмотря на то, что в доме проживало несколько женщин, между ними, как правило, не было несогласия и не происходило ссор, поскольку женщина не имела права нарушать господствовавшие в семье традиции. Кто не придерживался этих правил, наказывался вплоть до изгнания, что являлось большим позором для женщин.

В семьях чеченцев имя свекрови было табуировано, что сохраняется у чеченцев до настоящего времени. Невестка не называла (и не называет) свекровь иначе, как «нана», «мама», а в ее присутствии не может допускать вольных разговоров, легкомысленных шуток и т.д. Кроме того, жена сына не должна появляться перед свекровью без платка, неопрятной. Нана в семье опекала, воспитывала, контролировала поведение и поступки невесток и дочерей.

Ц1еннана принимала активное участие в воспитании ребенка, водила женщин своего дома на похороны, поминки и т.д. Первой помощницей ц1еннаны, которой она могла поручать некоторые свои обязанности, была жена старшего сына. Ц1еннана играла важную роль в обрядовой жизни семьи, являясь своего рода хранительницей семейного, родового огня, который считался священным в чеченских семьях (впрочем, как и у других народов Кавказа).

О культе огня и очага в больших и малых семьях чеченцев скажем особо. Как известно, очаг у многих народов мира являл собою центр дома, объединяя и связывая в единое целое членов семьи (вспомним древнее чеченское название большой семьи – «люди одного огня»). У очага, обычно располагавшегося в центре дома, после ужина собиралась вся семья, и здесь обсуждались все хозяйственные и жизненно важные вопросы. Огонь в очаге, поддерживаемый женщиной-хозяйкой, передавался от отца к детям, причем бывали случаи, когда он хранился в семье в течение даже нескольких поколений и ему не давали погаснуть.

Котлы, очаг и особенно очажная цепь, на которой висел котел, были почитаемы у чеченцев. Вплоть до настоящего времени у чеченцев сохраняется не только клятва огнем, но и давние проклятия: «к1ур бойла хьан», что в дословном переводе означает «чтоб исчез у тебя дым»; «ц1е йоьйла хьан» («чтоб огонь исчез у тебя»). Позднее, возможно, с утверждением патриархальных начал в родовом устройстве, выработались другие общественные нормы и соответствующие термины: «ц1а» – дом; «ц1ийна нана» – хозяйка дома; «ц1ийна да» – хозяин дома. Все это говорит о том, что некогда в чеченском обществе первое место – как хозяйке домашнего очага – принадлежало женщине. Примечательно и то, что с утверждением патриархальных начал «резиденция» главы семьи, его почетное и священное место, переместились к огню и очагу, хотя он не мог полностью оттеснить от очага женщину, определив для нее сугубо утилитарные функции – готовить пищу и содержать дом в чистоте и порядке. Тем не менее, место главы дома у очага как бы освящало его власть, давало ему право на ведущее положение в семье.

Все это заставляет нас видеть в старшей женщине в чеченской семье не просто хозяйку дома, а своего рода семейную жрицу в прошлом, игравшую важную роль в обрядовой жизни семьи. Так, она, с согласия хозяина дома, давала имя новорожденному и никто не смел опротестовать его и предложить ребенку другое имя (во многих случаях до сих пор имя ребенку дает бабушка по отцовской линии).

Говоря о власти женской главы дома можно заметить, что она распространялась на всю женскую половину семьи, но при этом по своему характеру мало чем отличалась от власти главы, хотя функции женщины и были ограничены рамками ведения домашнего хозяйства и семейной обрядностью. Она участвовала в трудовом процессе, но объем ее работ, по сравнению с кругом обязанностей других женщин большой семьи, был незначительным. В отдельных случаях она передавала свои функции старшей дочери, и невестки не могли ничего самостоятельно предпринять, даже если это касалось выполнения их повседневных обязанностей по дому и хозяйству.

Господствующим типом в конце XIX – начале XX века у чеченцев, как было отмечено, была малая индивидуальная семья, которая составляла один из структурных элементов родственной группы, с которой она была связана многочисленными связями. Думается, что семейно-бытовые традиции (обычаи, обряды, праздники) во многом способствовали сохранению этих связей, которые были направлены на сохранение семейно-групповых порядков и культурно-идеологической общности чеченского населения.

Малые семьи, которые, как было отмечено, были преобладающими или основными типами, имели у чеченцев также несколько форм. Одни малые семьи состояли из родителей и их неженатых сыновей и незамужних дочерей, другие включали в свой состав помимо родителей и детей родителей мужа, его неженатых братьев и незамужних сестер. В этнографической литературе для первой формы семьи применяется термин «несложная малая семья», а для второй – «сложная малая семья». Оба типа – это малые нуклеарные семьи чеченцев, в которых численный состав был естественно различен. По данным переписи 1886 г., численный состав малых семей колебался в пределах от 2-4 до 7-8, а иногда и до 10-12 и более человек. Примечательно, что во многих списках посемейной переписи было отмечено проживание племянников и племянниц в семье своих дядей, а также совместное проживание двоюродных братьев и т.д. А это является показателем того, что в рассматриваемое нами время старшие родственники принимали в свои семьи сирот, близких родственников, встречались случаи, когда в семьи принимали осиротевших детей и дальних родственников, когда у них не оказывалось более близких родственников, готовых принять сирот.

Как видно из данных посемейных списков 1886 г., у чеченцев в изучаемое нами время основной формой семьи была малая двухпоколенная семья, состоящая из родителей и их детей. В конце XIX века, несмотря на стремление крестьян сохранить большие семьи, те продолжали распадаться. Развитие капитализма подтачивало патриархальные устои. Вследствие проникновения в семьи частнособственнических тенденций, стали учащаться и завершаться разделы. К разделу большой семьи готовились заранее: строили или покупали жилые и хозяйственные помещения, готовили усадьбы. Сыновей отделяли после рождения первого ребенка. При себе родители в большинстве случае оставляли младшего сына. Впрочем, при желании могли оставить любого сына. После раздела братья стремились сохранить свое прежнее единство, продолжали принимать участие в хозяйственных работах семьи и др.

Выделившаяся малая семья выступала как отдельная хозяйственная единица. В ней также уделяли главное внимание организации труда. Женщины были заняты домашним хозяйством, воспитанием детей и т.д. Участие женщины в сельскохозяйственных работах в случае необходимости не освобождало ее от выполнения основных обязанностей. Мужчины в «женских работах» почти никогда не принимали участия, так как, п�� сложившейся традиции, это считалось зазорным.

При сохранении натурального характера хозяйства необходимые в хозяйстве и в быту предметы изготовлялись силами семьи – в основном, женщинами. Положение женщины соответствовало тому важному месту, которое она занимала в общественном месте и в трудовой жизни семьи.

В прошлом женщина у чеченцев пользовалась несравненно большой свободой, чем у соседних кавказских народов. Девушки и даже замужние женщины не прятались и не закрывали лицо в присутствии мужчин. Чеченцы, воспитанные в духе строгой морали, всегда отличались сдержанным отношением к женщине. Взаимные отношения молодых людей и девушек были основаны на взаимном уважении и строгой горской морали. Бить или убивать свою жену считалось величайшим позором; общество клеймило такого мужчину; кроме того, за убийство женщины (жены) виновный подвергался мести ее родственников. Любое мщение, наказание, убийство не могло происходить при женщине, более того, бросив с головы платок, она могла остановить любое кровомщение. Преследуемый кровник оставался невредимым, если он скрывался в женской половине дома любой семьи из рода кровника. По адатам чеченцев, мужчина не должен был обогнать женщину верхом на коне, а должен был спешиться и провести коня под уздцы; при прохождении мимо пожилой женщины мужчины должны были привстать в знак почтения ее, также мужчины не имели права драться в присутствии женщины. В одном из архивных документов фонда Ермоловых отмечалось: «…женщинам отдают должное уважение: в присутствии их никому не нанесут обиды, и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его останется безопасной». Адаты также сохраняли честь замужней женщины. Это и понятно, так как оскорбивший жену оскорблял и ее мужа, а это приводило к кровной мести.

По адатам чеченцев, женщина никогда не выходила совсем из опеки своих родственников и ее муж не имел права на ее жизнь. Исследователь обычного права народов Кавказа Ф.И. Леонтович пишет: «Муж ни в коем случае не может свою жену ни продать, ни лишить жизни, даже в том случае, если докажет неверность… Это характерно и для чеченцев». При нарушении женой супружеской верности муж изгонял ее из дому, объявив причину развода ее родителям и родственникам, требовал возвращения калыма. Если сравнить этот обычай с адатами других горцев и, в частности, с обычаями кумыков, у которых муж за неверность может убить свою жену и в случае полных доказательств освобождается от кровной мести, то можно сделать вывод о гуманности чеченских адатов по отношению к женщинам.

В чеченской семье существовал ряд запретов, так называемых обычаев «избегания»: между мужем и женой, между снохой и родственниками мужа, между зятем и родственниками жены, между родителями и детьми и т.д. Перечисленные запреты являются пережитками архаических форм отношений полов до брака. Например, у чеченцев жених в течение всего периода (свадебного) оставался у своего друга или родственника. До бракосочетания (религиозное оформление – «мах бар») не навещал невесту (обычно это происходило на 4-й день), не показывался гостям. После бракосочетания в течение некоторого времени невесту посещал «тайно». Невеста у чеченцев в течение определенного времени не могла разговаривать с родителями и родственниками мужа, его друзьями. Соблюдение запрета было тем строже, чем ближе по степени родства и старше по возрасту были эти люди. Случалось, что невеста до старости не разговаривали со свекром (такое встречалось очень редко). Этот запрет длился недолго, поскольку в условиях совместного ведения хозяйства возникала необходимость в общении. К снохе постепенно обращались родственники мужа с просьбой заговорить с ними, при этом лица, снимающие запрет, преподносили подарки. Данный обычай известен как «мотт бастар» (развязывание языка).

Зять должен был вести себя с родственниками жены сдержанно, вежливо, стараться во всем уступать им. Считалось неприличным, если он часто находился в обществе жены, а у ингушей он (зять) почти никогда не должен был видеть родителей жены. Супруги не называли друг друга по имени. Муж не входил в помещение, где были его жена и дети, при старших не брал на руки своего ребенка и не ласкал его.

У чеченцев, впрочем, как и у других народов Северного Кавказа, было достаточно строгое разделение труда между женщинами и мужчинами. Следует отметить, что чеченские женщины никогда не управляли волами на арбе, не косили сено, а мужчины не занимались домашними работами: не доили коров, не занимались уборкой комнат и т.д.

Говоря о половозрастном разделении труда у чеченцев, отметим и то, что обязанности делились и по возрасту. Наиболее ответственные работы (посев, пахота…) выполняли опытные, более старшие члены семьи, другие работы, которые не требовали большого опыта и навыков – молодые. Всеми работами, как правило, руководил отец – ц1ийнада. В семьях чеченцев все работы выполнялись совместно.

Традиционное разделение труда бытовало и среди женской части семьи. Руководила женской частью семьи «ц1еннана» – жена глава семьи или его мать, которая распределяла женские работы, она сама принимала участие в выполнении части хозяйственных работ, указывала, какая сноха что должна делать: кому заниматься уборкой, шитьем; кому носить воду с девушками и пр.. В ведении хозяйки дома находились все домашние дела. Отношения между свекровью и снохой были доверительными, поскольку женщины постоянно нуждаются в помощи и поддержке друг друга. Также можно сказать, что в малых семьях не было разделения труда между невесткой и свекровью и в целом домашний труд был взаимозаменяемым. Но тяжесть всей домашней работы ложилась на невестку, которая выполняла основную часть домашней работы. Считалось неприличным, если молодая женщина без дела ходила по дому, часто наведывалсь к соседям. Родственники, соседи хвалили работящих молодых женщин, которые постоянно были при деле, вставали рано, дом и двор содержали в чистоте, справлялись со всеми своими многочисленными обязанностями по дому, были приветливы. Чеченцы говорили, да и сейчас говорят люди старшего возраста, что «счастье посещает дом и семью рано утром». И если в доме двери закрыты, оно проходит мимо со словами: «Не нуждаются они во мне».

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.

Следует отметить, что чеченцы не одобряли разновременный прием пищи в семье, поскольку считали, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть отдельно от других. Чеченцы считают, что оставлять начатый и недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, подразумевая тем самым, что оставляешь свое счастье. Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу.

В чеченских семьях придавалось большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить мальчиков переносить трудности, закалить характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы.

Девочек учили домашнему труду: убирать помещение, месить тесто, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогали матери по уходу за детьми. В малой семье чеченцев девочки являлись единственными помощницами матери в домашних делах, выполняя посильные хозяйственные обязанности. У чеченцев, как и у других народов Кавказа, о дочери судили по матери, а о матери судили по дочери. Очень часто родственники и соседи сравнивали дочь с матерью и говорили: «Нана ерг ю цуьнан йо1» – дочь такая же, как мать; так же говорили: «Шен нана хилларг хир ю цуьнан йо1» – будет такая же, как и мать. Если в поведении растущей девочки родственники или соседи видели просчеты, то делали вывод, что из матери воспитательница – никакая, и добавляли, что из девочки хозяйка – никудышная. Если же девочка росла аккуратной, трудолюбивой, приобретала хорошую репутацию – хвалили мать.

В целом в семье чеченцев существенная роль отводилась воспитанию детей. Примечательно, что чеченцы, соразмерно способностям и навыкам детей, поручали им тот или иной участок работы. А правила поведения, трудовые традиции передавались детям именно в семье, им внушалось и объяснялось с самого раннего детства, что следует выполнять просьбы и поручения старших, необходимо помогать в работе, в жизни, друг другу. И здесь личный пример родителей и старших являлся и является главным и лучшим средством передачи положительных традиций.

Поздней осенью и зимой, когда свободного времени бывало больше, в чеченских семьях было принято собираться дома вокруг очага. Люди старшего возраста рассказывали о прошлом своих предков и историю народа, вспоминали героические дела дедов, исторические сказания, легенды, рассказывали собравшейся молодежи сказки, разные легенды и притчи, загадывали загадки, знакомили с пословицами и поговорками. Безусловно, такие вечера оказывали положительное нравственное влияние в условиях, когда не было каких-либо общеобразовательных школ, радио и телевидения.

Существенное влияние на быт сельской чеченской семьи оказывали шариатские нормы.

В конце XIX – начале XX века в чеченских семьях разводы происходили очень редко. Как правило, инициаторами всегда были мужчины, но следует отметить, что в случаях бездетности женщины она сама предлагала развод. При разводе муж в присутствии свидетеля должен был произнести «Ас йити хьо» (Я оставил тебя). Эту фразу он произносил трижды. При разводе муж отдавал жене все, что она принесла из родительского дома, и все, что она накопила за период замужества своим трудом. Хотя очень редко, но иногда в чеченских семьях встречались и разводы по инициативе жены, которые, как правило, осуждались общественным мнением.

Во всей системе семейных обрядов свадебный обряд чеченцев являлся самым развитым. Известный советский этнограф Л.Я. Штенберг отмечал, что «…во всем сложном комплексе, включающем множество обрядов: социальных, правовых, экономических, религиозных, магических и др. – соединены в едином ритуале черты множества наслоений, идущих от самой глубокой древности и сложившихся под самыми различными историко-культурными влияниями». Поскольку основной целью брака было продолжение рода, свадьба сопровождалась некоторыми магическими обрядами, которые должны были повлиять на появление здорового потомства. Например, невеста должна была переступить через кинжал или пройти под скрещенными шашками, а также во время сна ложиться на определенный бок и т.п. Для обеспечения потомства мужского пола на руки невесты, как только она входила в дом мужа, давали ребенка – мальчика.

У чеченцев обычный брачный возраст для мужчины наступал в 20-25 лет и 18-20 лет – для женщины, но женились юноши в возрасте 23-28 лет и позже. В дореволюционном прошлом среди чеченцев имели случаи, когда юноши из-за отсутствия средств не могли жениться до 30 и более лет. Ранние браки среди чеченцев были редки, хотя этнографический материал и дает некоторые факты, когда девушек выдавали замуж в 15-16 лет.

Рамзан Кадыров, глава Чечни:

«Большинство (разведенных) матерей хотят отобрать детей у отцов, ходят в муфтият, обращаются к старейшинам, ко всем родственникам. К нам тоже они приходят, как мы знаем. Говорят, мы будем их у себя дома воспитывать.

Потом снимают квартиру в городе и начинают просить милостыню. Мне одна говорит, что ей нужна квартира. Я спрашиваю, а где твой муж? Она говорит, ушел, оставив меня.

Я говорю, если бы у тебя не было мужа, я бы тебе помог. У тебя же есть муж, отец твоих детей. Привели отца, спрашиваю у него, почему ты не обеспечиваешь свою семью? Он говорит, клянусь Кораном, эта женщина меня не оставила в покое, подключила всех людей и забрала этих детей.

Все жалуются. Если они могут жить друг с другом пока не родят трое, четверо, пятеро детей, почему потом разводятся? Если все было хорошо, пока не родится пять детей, почему нельзя после этого ради детей жить вместе?

Привели детей, которые стоят на учете, большинство из них, 80% — это дети разведенных родителей и растут с матерями. Из ста таких семей максимум пять-шесть бывают нормальными.

Воспитывать же должны все родственники с материнской и отцовской линии. Если мы не будем работать над этим, через пять лет у нас снова будут проблемы.

Духовенство, главы сел и районов, начальники полиции должны выяснить, почему люди развелись. Мы должны читать проповеди, учить, помогать, работать над этим вопросом.

Мы должны спрашивать у людей, что вам нужно, чего вы хотите? Если мы не наладим эту работу, эти дети вырастут и создадут нам проблему.

Надо разбудить людей, рассказывать, объяснять. Вернуть женщин, которые ушли от мужей, помирить их — это наша первая задача».

Пользователи популярного в Чечне мессенджера WhatsApp: «Сегодня в муфтияте было большое мероприятие. Вот что там решили: если в Чечне муж разведется со своей женой, отправит ее домой, он должен будет заплатить ей минимум 300 тысяч рублей. Кроме того, решили, что мужчина не имеет права разводиться с женой, если нет серьезной веской причины. Если он без причины разведется с ней и скроет это, мужчину накажут, вернут жену и заставят ее обеспечивать, посадив на шею. В общем, принято решение о том, что у женщин больше прав».

Иса Идрисов, герой сюжета телеканала «Грозный»:

«Согласно тому, что сказал глава республики, мы снова сошлись, простили друг друга».

Марьям Очерхаджиева, героиня сюжета телеканала «Грозный»:

«Я вернулась ради своих детей, потому что я не смогу без них жить, потому что скучаю без них, и наш глава республики, префект — все пришли на помощь, поэтому я вернулась».

Житель Чечни:

«Моя семья — это мое личное дело. Я так и ответил людям, которые пришли ко мне с требованием вернуть жену. Сказал, что я не собираюсь сходиться с человеком, с которым в разводе уже семь лет. Они ушли, затем пришли другие с тем же требованием и со словами, что это поручение Кадырова. Я не хочу возвращать женщину, которую не люблю. Буду срочно искать другую жену, чтобы от меня отстали».

Барият, жительница Грозного:

В 2017 году в России вопрос вывоза женщин и детей из Сирии и Ирака особенно волновал главу Чечни Рамзана Кадырова. В августе в Грозном приземлился первый такой спецборт из Ирака. Уроженки Чечни были сразу отпущены домой — свободу им обещал лично Кадыров. Тех, кто вернулся в Дагестан, ждал суд.

Несколько месяцев и несколько спецбортов спустя вывоз людей затормозился. Фариде Абалаевой не повезло. Она оказалась в лагере Родж через неделю после последнего вывозного рейса, организованного при поддержке Кадырова.

Критики тогда обвиняли Кадырова в заботе не столько о бежавших женщинах, сколько о собственных политических амбициях. Прекращение вывозной операции собеседник Би-би-си в Чечне объяснял проблемами с силовиками, которые не одобряют массовое возвращение потенциально опасных людей, особенно с учетом того, что некоторые из них — чеченцы по происхождению — не преследуются по закону.

Француженка Паскаль Дешам ждет возвращения домой своей дочери Абель (имя изменено по просьбе Паскаль). За несколько лет пройдя через несколько инстанций, она поняла, что добиться этого будет очень сложно.

Абель вместе с тремя детьми уехала в Сирию в 2015 году вслед за бойфрендом. Мужчину убили, а ее выдали замуж за боевика ИГ, от которого она родила четвертого ребенка. С января 2018 года Абель с детьми живет в Аль-Холе. Матери она пишет, что за последнее время охрана стала строже относиться к женщинам: ночью обыскивают в поисках запрещенного, детей бьют.

Дешам говорит, что ее дочь совсем не похожа на тех женщин, которые ждут возвращения «Исламского государства». Паскаль писала письма тогдашнему президенту Франсуа Олланду, но это ни к чему не привело. С тех пор она регулярно подписывает обращения к французским властям, международным ассоциациям и организациям. Власти Франции обещают рассмотреть каждый случай отдельно, но до сих пор ничего сделано не было.

Опасения по поводу возвращения домой тех, кто однажды добровольно уехал в «Исламское государство», часто связаны с терактами, которые происходили в Европе в последние годы.

Франция с трудом переживала нападения 2015 года, когда почти одновременно джихадисты расстреляли посетителей нескольких ресторанов, в концертном зале «Батаклан» произошла бойня, а возле стадиона «Стат де Франс» прозвучали взрывы. Помимо нападавших погибли 130 человек — эти теракты стали крупнейшими по числу жертв за всю историю Франции. Ответственность на себя взяло «Исламское государство». Позже выяснилось, что сразу несколько нападавших были европейцами, которые в свое время уехали в ИГ, после чего вернулись в Европу.

Когда журналисты спросили Шамиму Бегум, что она думает об атаках в Европе, в частности, о теракте на британской «Манчестер-Арене», в результате которого в мае 2017 года погибли более двух десятков человек, она ответила: «Я была в шоке, но… […] Я думаю, что это неправильно, что погибают невинные люди. Одно дело — убить солдата, который в тебя стреляет, — это самозащита. Но убивать женщин и детей, как, например, убивают женщин и детей в Аль-Багхузе (сирийский город, где силы ИГ подвергались бомбардировкам международной коалиции — Би-би-си), которых несправедливо убивают, сбрасывая на них бомбы… Это работает в обе стороны».

В конце июля 2020 года четверо депутатов от правящей в Британии Консервативной партии попросили правительство вернуть на родину всех женщин и детей, заключенных в сирийских лагерях.

«Войну я не помню, но помню, как бы это назвать, внутреннюю войну. Это процесс, который начали чеченские власти, лояльные Путину», — говорит Али (имя изменено), сидя на кухне в одном из берлинских общежитий для беженцев.

Али родился в Чечне в 1995 году. Высшего образования у него нет, дома он занимался борьбой, участвовал в региональных и международных соревнованиях и выигрывал их. Денег это приносило не очень много, но на еду и карманные расходы хватало.

В 2013 году родственник Али уехал из дома, и чеченские власти объявили, что он присоединился к ИГИЛ в Сирии. С тех пор в дом к Али, по его словам, стали часто приезжать силовики, спрашивали, где сейчас находится тот самый родственник, часто забирали спортсмена в отдел МВД и допрашивали там. Забирали не только его, но и других мужчин семьи, рассказывает Али.

Замуж за чеченца. Советы при создании русско-чеченской семьи

Чеченцы — на четвертом месте по количеству запросов на убежище в Германии, говорит депутат берлинского муниципального района Марцан Дмитрий Гейдель. Марцан — русскоязычный район Берлина, в котором проживают мигранты из бывшего СССР. «Нам не совсем понятно, из-за чего количество беженцев увеличилось, потому что в Чечне с 2012-го по 2018 год ситуация ни улучшилась, ни ухудшилась», — считает депутат.

В Германии живут не только чеченцы-беженцы, но и сторонники власти в республике.

К шестиэтажному зданию в одном из районов Гамбурга подъезжает кортеж из трех автомобилей представительского класса, из которых выходит несколько мужчин. Один их них — Тимур Дугазаев, представитель Рамзана Кадырова в Европе. Дугазаев часто ездит в Чечню, встречается с Кадыровым и его окружением.

Его деятельность на посту представителя Кадырова, по его словам, сводится к продвижению чеченских спортсменов в Европе, а также к организации благотворительных акций на деньги фонда Кадырова. Чеченцы, живущие в Европе, остерегаются представителя Кадырова, считая, что он может передавать информацию о них в Чечню. Сам Дугазаев эти обвинения отрицает.

  • Европа
  • Северный Кавказ
  • Россия
  • Права человека
  • Ужесточение масочного режима, открытие детских садов и перевод часов: коротко о главных новостях Волгограда
  • В Волгограде 1 сентября откроются все детские сады, кружки и секции
  • Детские сады Волгограда и области с 1 сентября возобновят работу
  • Забытый в сосновом лесу: показываем закрытый элитный детский лагерь под Волгоградом

Между женщиной и дочерью произошёл конфликт.

Преступник после расправы над подростками сбежал с места происшествия и скрывался в доме у своей матери. Его удалось задержать спустя несколько дней.

Мотивы злоумышленника неизвестны, однако, по версии местных полицейских, мужчина незадолго до убийства детей употреблял наркотики.

Прокурор штата отметил, что данное преступление является одним из самых жестоких, с которыми он имел дело за свою 40-летнюю карьеру. Кроме того, он добавил, что Уилсону теперь грозит смертная казнь.

Свадьба чеченца и русской девушки. Что ждет русскую красавицу?

Судебная практика в Российской Федерации показывает, что в 90% случаях ребенок, которому не исполнилось 10 лет остается непосредственно со своей матерью, каким бы хорошим не был отец. Это связано с тем, что психологи утверждают об одном: “ До 10 лет психика ребенка находится в стадии формирования и в случае разрыва со своей матерью, могут быть неминуемые последствия”.

Если у матери имеется свой угол, она работает и может обеспечить ребенка всем необходимым — суд принимает ее сторону безоговорочно.

Такова реальность сложившейся практики. Впрочем, ничто не мешает внести в историю судебной практики по данному вопросу другие тенденции, законодательство предоставляет для этого все возможности.

Основным условия, без всякого сомнения, принято считать отсутствие должного воспитания ребенка самой матерью.

Но при этом, в суде отце должен не только доказать наличие аморальной жизни его бывшей супруги, но и то, что ребеночку с ним будет лучше.

Суд примет его сторону, если:

  • будет видно, что ребенок тянется к отцу;
  • отец имеет постоянный источник дохода;
  • отец в состоянии обеспечить комфортные условия проживания и дать ребенку должное воспитание;
  • у отца отсутствует судимость.

Если отец выполнит основные условия, суд однозначно принимает его сторону.

В Вологде отец несовершеннолетнего мальчика обратился в уд с исковым заявлением, в котором он указал на то, что ребенок должен остаться жить именно с ним.

В свою очередь мать ребенка попросила суд оставить ребенка с ней и определить его место проживание в столице. Более того, она попросила взыскать алименты с отца.

Параллельно с этим местные органы опеки Вологды стали на сторону отца, в то время как служба по делам детей,- сторону матери.

Они стали третьими лицами в ходе судебного слушанья этого вопроса. При этом у ни сформировалась общее заключение,- условия жизни ребенка будут лучше, если он останется со своим отцом.

Местный городской суд Вологды принял решение и оставил ребенка с отцом. С этим вердиктом согласился и областной суд.

Однако мать не оставила все как есть и дошла до Судебной коллегии по решению гражданских вопросов Верховного суда. В этом суде сообщили, что у них есть основания для отмены вердикта.

Рамзан Кадыров помог вернуть в Россию из Германии пятерых детей уроженки республики, убитой в прошлом году собственным мужем. Как писали немецкие СМИ, трагедия разыгралась в ноябре года в немецком городке Зенфтенберг. Беженец из Чечни заподозрил свою жену в супружеской неверности. В порыве ярости мужчина вытолкнул супругу из окна третьего этажа, спустился на улицу и уже там перерезал ей горло.

У чеченцев не нравилось пренебрежительное отношение к женщине: должна ублажать С мужем можно делать, что угодно, но чужие мужчины не должны на тебя смотреть. При этом очень ревнивые, конечно.

Можно разместить там банеры, счетчики и прочее Открытки Перерожденный каталог открыток на все случаи жизни ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов Онлайн-игра»Большая ферма» Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст Я в Наверное это на данный момент единственное приложение, в котором все-таки нужно ввести свой , несмотря на грозное официальное предупреждение.

Что вы получите за — Цитатник.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *