- Оспорить ДТП

В европейский суд по правам человека может обратиться участник ооо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В европейский суд по правам человека может обратиться участник ооо». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Национальные власти государств — членов Совета Европы должны обеспечить всем своим гражданам права и свободы, установленные в соответствии с положениями Европейской Конвенции о защите прав и свобод человека, которая выполняет функции дополнительного защитного механизма. Государственные органы обязаны во внутреннем законодательстве обеспечить права и свободы своих граждан. Когда средства правовой защиты на национальном уровне недостаточны, то группы граждан, отдельные лица, организации, считающие, что со стороны государственных властей нарушены права человека, гарантированные Конвенцией, могут обращаться в Европейский суд за правовой защитой.

Ратификация Россией Европейской Конвенции позволила всем гражданам находящимся под ее юрисдикцией, обратиться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что предусматривает часть 3 статьи 46 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Как самостоятельно подать жалобу в ЕСПЧ

Помощь при обращении в Европейский суд по правам человека.

  1. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека
  2. Идеология Европейского суда по правам человека
  3. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: основа существования и деятельности ЕСПЧ
  5. Состав Европейского суда по правам человека
  6. Полномочия Европейского суда по правам человека
  7. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека
  8. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека
  9. Статистические показатели работы Европейского суда по правам человека
  10. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз
  11. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

Кто может обратиться с жалобой в Европейский Суд

  • 5 мая 1949 года Основание Совета Европы
  • 4 ноября 1950 года Принятие Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 3 сентября 1953 года Вступление в силу Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 21 января 1959 года Первые выборы членов Европейского суда по правам человека Консультативной Ассамблеей Совета Европы
  • 23-28 февраля 1959 года Первая сессия ЕСПЧ
  • 18 сентября 1959 года Принятие Регламента Европейского суда
  • 14 ноября 1960 года Вынесение Европейским судом первого постановления: Лоулесс против Ирландии
  • 1 ноября 1998 года Вступление в силу Протокола № 11 к Конвенции, учреждающего «новый Суд»
  • 18 сентября 2008 года Вынесение Судом 10 000-го постановления
  • 1 июня 2010 года Вступление в силу Протокола № 14 к Конвенции, целью которого является гарантия долгосрочной эффективности ЕСПЧ

Читайте подробнее о истории создания Европейского суда по правам человека

основа существования и деятельности ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу — 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств — участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган — Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

Жаловаться можно лишь на то, что одна из стран, подписавших Европейскую конвенцию по правам человека, эту конвенцию нарушила. К государствам-участникам относится, в том числе, и Россия.

Что из этого следует. Во-первых, в Европейский суд вы не жалуетесь на того, кто был ответчиком при рассмотрении спора в российском суде, или на лицо, причинившее вам вред в результате преступления. Вы жалуетесь на Россию, которая в лице своих органов (суда, органов внутренних дел, миграционной службы и т.д.) нарушила ваши права.

Во-вторых, в Европейском суде вы не продолжаете обжалование вынесенных российскими судебными органами решений. Вы обжалуете нарушение Конвенции. То есть для начала вы должны определить, какая статья Конвенции и каким образом была нарушена (к слову, это самое главное).

В-третьих, ущерб, который причинен заявителю жалобы, должен быть значительным. Значительность – понятие оценочное, определяется Судом в зависимости от нарушения, с учетом сложившейся практики.

Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в целях обеспечения соблюдения обязательств, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

4 февраля 2010 г. Россия ратифицировала 14-й Протокол 2004 г. к Конвенции, который реформирует механизм ЕСПЧ и вступил в силу 1 июня 2010 г. 27 мая 2009 г. был принят Протокол № 14-Ыз к Конвенции, который дополняет положения 14-го Протокола.

Структура Суда. По Конвенции число судей ЕСПЧ равно числу участников Конвенции. В соответствии с Протоколом № 14 судьи избираются па девять лет ПАСЕ большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых каждым государством. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

    Конвенция определяет компетенцию Европейского Суда по правам человека. Положения предусматривают, в каких случаях можно обратиться в ЕСПЧ.

    Суд рассматривает:

    • споры, которые возникли между государствами, и наблюдается нарушение Конвенции и Протоколов к ней;
    • жалобы индивидуального характера. Жалобы принимаются от любого физ. лица или группы лиц, любой неправительственной организации, которые считают, что их права ущемляются;
    • выносит заключения консультативного характера, когда возникают споры по поводу толкования положений Конвенции и Протоколов.

    Конвенция устанавливает на каких условиях может быть принята жалоба от частного лица. Одним из главных условий является то, чтобы все средства правовой защиты внутри государства были использованы. Это предусмотрено международными нормами. Спустя полгода после вынесения органами страны окончательного судебного решения, человек может обратиться в ЕСПЧ.

    Суд не примет жалобу индивидуального характера, если она не соответствует установленным требованиям, а именно:

    • написана анонимным автором;
    • повторяет проблему уже рассмотренной ранее жалобы;
    • является предметом другой процедуры международного разбирательства.
    Замечание 1

    Средства правовой защиты внутри государства должны быть применены, это определяет субсидиарный характер всех ступеней контроля за соблюдением государствами-участниками Конвенции своих обязанностей.

    Страна до судебного разбирательства в ЕСПЧ имеет все возможности решить дело внутренними способами. Защитить, восстановить нарушенные права своего гражданина, не прибегая к рассмотрению жалобы в Европейском суде.

    ЕСПЧ учитывает особенности правовой системы каждого государства, которое предстает в роли ответчика, учитывает как работают судебные органы, органы судебного контроля. Затем изучаются конкретные обстоятельства рассматриваемого дела. Суд определяет меру исчерпывания средств юридической защиты внутри государства.

    Средствами правовой защиты являются органы, которые имеют соответствующие полномочия для эффективного решения рассматриваемой проблемы. Если в установленный срок обжаловать решение в вышестоящий орган человек по каким-то причинам не смог, жалоба ЕСПЧ отклоняется. Если орган не имеет возможности решить проблему, так как не обладает соответствующими полномочиями, туда обращаться не следует.

    Средства, которые неадекватны и неэффективны, также не нужно использовать. Суд установит какие средства являются надлежащими, а какие нет.

    Замечание 2

    Задача заявителя предоставить документы, доказывающие, что все средства были им использованы или являлись неадекватными и неэффективными.

    Суд занимается рассмотрением жалоб, поданных спустя полгода с момента вынесения окончательного решения национальными инстанциями. Такой срок установлен для того, чтобы наступила правовая определенность.

    На практике Суд отсчитывает срок не со дня вынесения окончательного решения по делу, а с момента получения достаточных сведений, то есть копии судебного решения. Сразу после оглашения судебного решения письменный текст документа не всегда удается получить, как правило, оглашается только резолютивная часть решения, поэтому сроки сдвигаются.

    Конвенция предусматривает требования, когда Суд должен объявить поданную жалобу неприемлемой по причине несовместимости с положениями Конвенции.

    Здесь следует остановиться на четырех аспектах несовместимости:

    • границ юрисдикции государства (обстоятельство места);
    • предметной компетенции суда (обстоятельство по существу);
    • временных ограничений на обязательства государства по Конвенции (обстоятельство времени);
    • участия в деле только надлежащих сторон (обстоятельство лица).
    Определение 1

    Юрисдикция – установленная законом или другим нормативным актом совокупность правомочий разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, применять правовые санкции к правонарушителям.

    Обжаловать в Европейском суде можно только те нарушения, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Это, например, нарушения, касающиеся права на жизнь, на свободу передвижения, на справедливый суд, на свободу вероисповедания и другие свободы. По статистике, в большинстве случаев жалуются именно на несправедливые судебные решения.

    Пожаловаться в ЕСПЧ можно только на решения, действия или бездействие правительства, представителей власти, а также суда и прокуратуры. Заявления против частных лиц или негосударственных организаций суд рассматривать не будет.

    Обращаться в Европейский суд можно только после того, как вы прошли все судебные инстанции внутри страны. В противном случае суд не станет рассматривать вашу жалобу. Для подачи заявления в ЕСПЧ существуют четко определенные сроки: не позже шести месяцев со дня принятия окончательно решения национального суда, которое не подлежит обжалованию.

    Что нужно сделать, чтобы вашу жалобу рассмотрел Европейский суд?

    ШАГ ПЕРВЫЙ. Напишите заявление. Формуляр заявления можно найти на сайте Европейского суда по таким адресам:

    http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/ukr – на украинском языке;
    http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/rus – на русском языке.

    Есть несколько простых правил, которых нужно обязательно придерживаться, заполняя формуляр:

    • не пишите от руки, лучше напечатайте текст;
    • обязательно заполните все поля формуляра. В поле «Заявитель» выберите раздел «А» (это означает, что заявление подано физическим лицом);
    • не используйте сокращения или символы;
    • пишите коротко. Не расписывайте историю вопроса и не приводите длинных цитат из судебных решений. Изложите только ключевые факты вашего дела и суть вашей жалобы;
    • объясните, какие из гарантированных Конвенцией прав, по вашему мнению, были нарушены;
    • перечислите в хронологическом порядке решения судов по вашему делу с указанием точной даты каждого решения, названия суда, который его вынес, и краткой информацией о самом решении.

    Заявление в Европейский суд должно быть подписано лично вами. К заявлению нужно приложить копии всех судебных решений по делу, а также ваших исковых заявлений, апелляционных, кассационных и личных жалоб. Отметим, что лучше отправить именно копии, а не оригиналы, так как суд не возвращает документы заявителю.

    Кстати, несмотря на то, что официальными языками ЕСПЧ являются английский и французский, вы можете написать заявление на языке любого государства, подписавшего Конвенцию — в том числе, на украинском или русском.

    ШАГ ВТОРОЙ. Отправьте заявление. Заявление нужно отправить по адресу:

    The Registrar
    European Court of Human Rights
    Council of Europe
    F–67075 STRASBOURG CEDEX
    FRANCE

    Заявление нужно отправить по почте. Даже если вы отправили жалобу по электронной почте или по факсу, обязательно продублируйте его по обычной почте. Все страницы в вашем обращении должны быть последовательно пронумерованы, а скреплять их скрепками, прошивать степлером или склеивать не нужно.

    ШАГ ТРЕТИЙ. Переписка с судом. Получив ваше заявление, суд пришлет вам ответное письмо, в котором сообщит, что дело открыто и укажет номер дела. Этот номер вы должны будете указывать во всей последующей переписке с судом.

    В дальнейшем суд может обращаться к вам за дополнительной информацией, документами или разъяснениями. Отвечать на письма нужно своевременно: если вы задержитесь с ответом, судьи могут решить, что вы не заинтересованы в продолжении дела. В таком случае рассмотрение дела будет прекращено.

    ВАЖНО! Процедура рассмотрения дела в Европейском суде бесплатная. Кроме того, вам лично присутствовать на судебных заседаниях необязательно. О том, какое решение суд принял по вашему делу — вам обязательно сообщат в письме.

    Рассмотрев вашу жалобу, Европейский суд может:

    • признать факт нарушения ваших прав;
    • принять решение о выплате вам компенсации.

    Правда, это не означает, что компенсацию вам действительно выплатят. Еще в 2006 году был принят Закон «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека». Согласно этому закону, решения суда являются обязательными к исполнению. Однако на практике украинские власти исполняют лишь около 10% вынесенных судом решений.

      Создание Европейского суда по правам человека связано с обеспечением исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г.

      Определение 1

      ЕСПЧ – международная судебная инстанция по рассмотрению обращений, связанных с нарушением прав человека.

      В 1959 году был основан Европейский суд по правам человека, компетенция суда позволяет рассматривать жалобы граждан государств, членов Совета Европы, а также государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию. Судебный орган находится во Франции в г. Страсбурге. В компетенцию европейского суда по правам человека входит вынесение постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции.

      Обращения в Комитет ООН (Комитет по правам человека)

      В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

      По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

      В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

      В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

      Если Суд определил жалобу приемлемой он:

      • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
      • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

      Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

      Страны не препятствуют ведению переписки с Судом. Если подавший жалобу находится под стражей, то письма доставляются и отправляются без задержки и изменения. Заключенный под стражу не подвергается дисциплинарному наказанию в связи с любыми сообщениями, отправленными через официальные каналы в Суд. Данные лица могут консультироваться с адвокатом в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из него.

      Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

      Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

      По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

      Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

      Замечание 3

      В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

      Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

      Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

      Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

      Определение 4

      Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

      Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

      Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

      Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

      ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

      • Российская Федерация и российские граждане в Европейском суде по правам человека

        Правовые основы деятельности Европейского суда по правам человека. Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека. Имплементация прецедентной практики Европейского суда по правам человека в национальное законодательство.

        дипломная работа [1,2 M], добавлен 09.08.2015

      • Защита прав в Европейском Суде

        Правовой статус и юрисдикция Европейского Суда по правам человека. Причина обращения российских граждан в Европейский Суд. Порядок рассмотрения дел в Суде. Деятельность адвоката в Европейском Суде по правам человека; функции, полномочия, требования.

        курсовая работа [35,7 K], добавлен 11.03.2015

      • Европейский суд по правам человека: процессы «contra Russia»

        Права человека как важнейший институт для регулирования правового статуса личности. Конвенция о правах человека – основополагающий европейский договор. Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, пленарное заседание суда.

        дипломная работа [129,7 K], добавлен 30.01.2011

      • Правовая регламентация подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека

        Понятие жалобы, ее виды и процедура подачи в Европейский Суд по правам человека. Критерии лица, времени, жалобы, предмета и места. Процедура рассмотрения приемлемости жалобы и по существу. Определение жертвы; справедливая компенсация; юридическая помощь.

        курсовая работа [44,1 K], добавлен 11.02.2017

      • Европейский суд по правам человека

        История возникновения Европейского суда по правам человека как наднационального судебного органа, его компетенция и структура. Механизм и процедура рассмотрения жалоб на нарушение прав человека в данной инстанции. Особенности подачи жалобы в суд.

        курсовая работа [22,0 K], добавлен 04.06.2015

      • Юрисдикция и механизм функционирования Европейского суда по правам человека

        Понятие, состав и процедура формирования Европейского Суда по правам человека. Правовая характеристика документов, регламентирующих деятельность Европейского Суда по правам человека. Участие РФ в Европейском суде и юридическая природа его постановлений.

        курсовая работа [433,6 K], добавлен 23.01.2014

      • Процедура подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека

        Проблема эффективности Европейского суда по правам человека и попытки улучшения его деятельности. Виды жалоб, процедура их подачи. Причина подачи, определение жертвы. Критерии признания жалобы приемлемой. Справедливая компенсация, юридическая помощь.

        курсовая работа [77,4 K], добавлен 07.10.2017

      • Европейский суд по правам человека. Порядок обращения, структура и юрисдикция

        Европейский суд по правам человека как субъект европейского права. Совет Европы и его организации. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека. Организационная структура. Порядок обращения.

        курсовая работа [37,9 K], добавлен 05.12.2002

      • Деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека

        Характеристика юридической помощи по подготовке жалобы. Анализ этапов подготовки жалобы, сущности коммуникации. Особенности решения по вопросу о приемлемости. Коммуникация перед решением по существу. Постановления Европейского суда по правам человека.

        контрольная работа [26,2 K], добавлен 04.07.2010

      • Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека в России и в Европейском Суде по правам человека

        Развитие концепции прав человека в России. Анализ действующего законодательства РФ в данной области. Общая характеристика, состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека, исполнение его решений государствами — членами Совета Европы.

        дипломная работа [144,6 K], добавлен 16.02.2011

      ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ НАУКИ; ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССЫ

      ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ОПЕРАТИВНОСТИ ПРАВОСУДИЯ

      С. М. Амосов

      доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда РФ

      Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Она провозглашала в качестве задачи всего человечества путем просвещения и образования содействовать охране прав человека властью закона как путем национальных, так и международных прогрессивных мероприятий.

      К их числу в полной мере можно отнести и создание Европейского суда по правам человека. В созвездии прогрессивных деяний документы о правах человека ценны тем, что они перешагнули национальные границы и имеют всеобщее мировое значение.

      Россия вступила в число стран, провозгласивших главной ценностью право на жизнь, защищающих право частной собственности.

      Гражданин как отдельная личность — это тоже мир глубоких переживаний и мыслей, мир поступков, дополняющих всеобщее бытие. Значит, обеспечение его естественного, достойного самых высоких принципов существования — задача всеобщая.

      Мы можем быть удовлетворены тем, что переживаем период, завершающий эпоху стремления человечества к гуманизму, основанному на осознании и законном неколебимом признании в качестве высших ценностей свободу и равенство граждан всей планеты, право на жизнь и достойное существование каждого.

      Примеры такого высочайшего служения благу людей случаются все чаще. В основе их лежит признание ценности права, изобретенного человечеством в качестве способа, умиротворяющего и упорядочивающего стихийные проявления людей, вводящего в границы

      разума и нравственности. Практическая реализация права возложена на универсальный, специальный и обязательный институт, каким является суд. В силу своего предназначения только суд может определять границы должного поведения и вводить в эти границы конкретных людей.

      Особое значение право и суд приобретают тогда, когда их лучшие воплощения начинают приобретать интернациональный характер. И особенно тогда, когда национальные государственные и правовые системы принимают на себя действие интернационального права добровольно.

      Вторая половина XX в. заслужила особое признание как раз в силу появления и становления международных правовых институтов, организаций, призванных реально воплощать их в жизнь. К ним относится Совет Европы, учрежденный в 1949 г., объединяющий почти все страны континента. Российская Федерация стала полноправным членом Совета Европы 28 февраля 1996 г., присоединилась в полном объеме к механизмам Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 г. Это означает признание юрисдикции Европейского суда по правам человека для граждан, организаций и официальных властей Российской Федерации.

      Значение данного события исключительно важно не только для правоприменительных органов России, но еще в большей степени и для ее граждан, поскольку включается дополнительный защитный механизм прав и свобод. В такой связи задачей судей всех систем и звеньев является освоение европейских принципов правосудия.

      Приняв Европейские правовые институты, Россия должна учесть это в своих научных доктринах и выразить их в правовых системах, в организации правоприменения.

      Данный процесс сложен в силу ряда причин. В частности, Россия приняла демократический старт с запозданием, и новые принципы правосудия накладываются на целый ряд традиций иного характера. Поэтому полезен сравнительный анализ применения подходов Европейского суда по правам человека российских судов, и арбитражных судов в частности.

      Официальное подчинение юрисдикции Европейского суда, признание обязательными его решений установлено Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1998 г. «О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». Признано право российских граждан на обращение в Европейский суд за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как будут исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

      Для арбитражных судов никогда не было альтернативы соблюдать или нет принципы европейского права. Свое логическое завершение это нашло в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 г. «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие». Данным документом подчеркнуто, что в результате присоединения к юрисдикции Европейского суда российские механизмы, направленные на соблюдение имущественных прав участников экономического оборота в Российской Федерации, получили поддержку в виде международного судебного контроля. Это означает, что компетенция арбитражных судов по рассмотрению имущественных споров и компетенция Европейского суда по рассмотрению жалоб на нарушения имущественных прав взаимосвязаны.

      Европейский суд по правам человека / ЕСПЧ

      ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

      И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ЖАЛОБУ В РОССИИ

      О.М. Мещерякова, А.А. Леви

      Кафедра международного права Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

      В статье рассматриваются основные черты жалобы в Европейский Суд по правам человека и механизмы обеспечения права на жалобу в России. Каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обратиться в Европейский Суд по правам человека, если исчерпаны все национальные средства правовой защиты. В представленной статье автор рассматривает правовую природу механизма обеспечения права на жалобу в Европейский Суд по правам человека в России.

      Ключевые слова: договорные обязательства, индивидуальная жалоба, Европейский Суд по правам человека, права человека, судопроизводство.

      Одним из наиболее эффективных средств международной защиты прав человека является рассмотрение индивидуальных жалоб универсальными и региональными органами.

      После принятия Устава ООН в национальном законодательстве и договорной практике государств постепенно получает широкое распространение практика предоставления индивиду права на прямой контакт с судебными и несудебными международными органами. Такой доступ индивида в международные судебные учреждения свидетельствует о серьезных изменениях, произошедших в международном праве в части регулирования прав и свобод человека после Второй мировой войны.

      Получая самостоятельный статус в международных судебных органах, индивид имеет возможность (независимо от государства) защищать свои права. Указанный доступ в международные судебные органы, предусмотренный универсальными и региональными международными соглашениями, стал одним из основных принципов современного международного права. Однако это вовсе не означает, как полагают некоторые юристы-международники, вмешательство во внутренние дела государства, а свидетельствует о новых тенденциях в развитии международного права [2. C. 90-91].

      Первоначально большинство государств негативно относилось к индивидуальным жалобам. Такое негативное отношение выражалось в том, что механизм рассмотрения жалобы по существу характеризовался громоздкостью и не-

      достаточно четкими критериями приемлемости жалобы, что давало возможность пресечь поток индивидуальных петиций.

      Однако в конце 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому вносились кардинальные изменения в созданный на ее основе механизм: Комиссия по правам человека была упразднена, а ее функции, включая рассмотрение приемлемости жалоб, были переданы Европейскому Суду по правам человека. В настоящее время Европейский Суд по правам человека рассматривает все индивидуальные петиции, направленные в его адрес [1. С 97].

      Однако Европейский Суд по правам человека создан на основе Европейской конвенции о защите прав человека. Поэтому целесообразно рассмотреть, в первую очередь, положения Конвенции и те нормы Конституции Российской Федерации, на основании которых она действует в Российской Федерации.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. «каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Именно на основании этой статьи Конституции Российской Федерации граждане России осуществляют свое право на индивидуальную жалобу в Европейский Суд по правам человека.

      В соответствии со ст. 34 Европейской конвенции о защите прав человека «Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны одной из Высоких договаривающихся сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или протоколах к ней». В ст. 35 Конвенции, где речь идет об условиях приемлемости индивидуальной жалобы, указывается на то, что жалоба должна быть направлена в письменном виде и содержать просьбу, адресованную Суду.

      Таким образом, из приведенных статей Конвенции следует, что в ней нет нормы о том, что, прежде чем подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, необходимо пройти все национальные инстанции.

      В этой связи возникает закономерный вопрос, почему российская правовая система предусматривает возможность обращения с индивидуальной жалобой в Европейский Суд по правам человека только после того, как исчерпаны все национальные средства защиты нарушенного права?

      В Государственную Думу внесли законопроект о приоритете Конституционного суда России над Европейским судом по правам человека. Если закон примут, российские власти смогут отказываться выполнять решения ЕСПЧ.

      Да, должны. В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод — то есть вместе с другими европейскими странами обязалась соблюдать определенные нормы при написании и применении законов. Если гражданину России кажется, что его права нарушаются, он может обратиться в Европейский суд по правам человека, который следит за тем, как страны соблюдают конвенцию. Перед этим сперва он должен пройти все российские судебные инстанции. Если ЕСПЧ примет его сторону, Россия будет обязана выполнить предписание суда — например, выплатить истцу денежную компенсацию.

      3

      Суть законопроекта такова: Конституционный суд России может постановить не исполнять решение ЕСПЧ, если сочтет, что оно противоречит основному закону. Запрос о соответствии того или иного решения в КС может подать орган, представляющий интересы России в международном суде — Министерство юстиции.

      5

      Презентация по теме:» Европейский суд по правам человека» (9 класс)

      Да. В 2012 году ЕСПЧ удовлетворил иск военнослужащего Константина Маркина, который жаловался на дискриминацию по гендерному признаку: ему не давали трехгодичный отпуск по уходу за ребенком, как женщинам. Конституционный суд, в свою очередь, отказался признать это дискриминацией. В 2013 году россияне выиграли в Страсбурге дело об избирательных правах для заключенных — ЕСПЧ рекомендовал российским властям разрешить голосовать тем, кто отбывает наказание. Но в КС заявили, что эта рекомендация явно противоречит основному закону. Так что противоречия между КС и ЕСПЧ уже возникали — и теперь у властей, возможно, появится законодательный инструмент обхода решений Страсбурга.

      7

      Неизвестно, как на это отреагируют в Совете Европы. Генеральный секретарь Совета Турбьерн Ягланд уже комментировал решение Конституционного суда о приоритете над ЕСПЧ и подчеркнул, что решающую роль должна играть именно европейская Конвенция, а не национальные законы. Как отразится закон на обычных россиянах — тоже пока непонятно.

      • Новости
      • Истории
      • Разбор
      • Игры
      • Шапито
      • Подкасты
      • Meduza Live
      • Вечерняя Медуза
      • Срочные новости
      • Все новости
      • Шапито
      • Бот

      В настоящее время не осталось ни одной сферы общественных отношений, которая не подвергалась бы влиянию международноправовых норм, поэтому правоохранительные органы и прежде всего суды должны обращаться к нормам международного права по всем категориям рассматриваемых ими дел. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Таким образом, органы государственной власти, включая суды при осуществлении ими правосудия, обязаны руководствоваться не только внутригосударственным, но и нормами международного права.

      Европейский суд по правам человека. Избранные решения

      Если Вы решили подать жалобу в Суд, убедитесь в том, что она соответствует требованиям статьи 47 Регламента Суда. В этой статье указано, какие документы и информация должны быть предоставлены.

      В случае отсутствия какой-либо информации или документов, требуемых статьей 47 §§ 1 и 2, Суд не примет жалобу на рассмотрение. Крайне важно, чтобы в формуляре жалобы были заполнены все поля.

      Поисковая система SOP – стадия рассмотрения жалобы – позволяет любому получить информацию о том, на какой стадии рассмотрения находится жалоба.

      Практическое руководство по критериям приемлемости предназначено главным образом для юристов, которые хотят подать жалобу в Суд. В нем описаны критерии приемлемости, которым жалоба должна соответствовать.

      Обращения в Европейский Суд по Правам Человека

      юридической практики

      10 лет

      преподавательского стажа

      98 %

      выигранных дел

      Успешные дела адвоката Богородицкого А.А.

      Компания купила через Интернет-магазин рекламный дирижабль, чтобы запускать его при проведении мероприятий в Пензе и области. При доставке товара выяснилось, что на дирижабле имеются многочисленные деформации, и что его нельзя использовать при низких температурах.

      Адвокат Богородицкий подал иск в Арбитражный суд г.Москвы и провел переговоры с поставщиком. В результате, дирижабль остался у покупателя, а полная стоимость дирижабля была возвращена в добровольном порядке.

      В жилой квартире располагалась стоматологическая клиника, деятельностью которой были недовольны соседи. Адвокат Богородицкий доказал, что СанПиН допускает размещение медицинских организаций в жилых и общественных зданиях, но не в жилых помещениях. Судом установлено, что в состав стоматологического кабинета входит зуботехническая лаборатория, где проводится пайка, шлифовка, полемиризация зубных протезов, гипсовочная. В лаборатории имеется специальное оборудование и оснащение, оказывающее вредное воздействие на человека. Решением Пензенского областного суда деятельность стоматологического кабинета.

      Жительница Пензенской области продала жилой дом с оплатой в рассрочку, однако, покупателем сроки оплаты были существенно нарушены. Адвокат Богородицкий подключился к делу и помог доверительнице расторгнуть договор купли-продажи дома и земельного участка, решение вступило в законную силу.

      Жители Пензы попались на уловку мошенника, который обещал отдать деньги за квартиру, но в итоге пропал из виду. При этом, в договоре купли-продажи значилось условие о том, что все расчеты уже якобы были произведены до подписания договора. Адвокат Богородицкий А.А. оказал содействие в приостановлении сделки, аресте квартиры и помог доказать в суде, что денежные средства не передавались. В результате расторжения договора, квартира была возвращена законному владельцу, а в отношении мошенника возбудили уголовное дело.

      Житель районного центра в ходе посиделок с соседями получил телесные повреждения, которые были квалифицированы как средней тяжести вред здоровью. Адвокат Богородицкий сделал необходимые запросы, провел консультации с медиками, в результате чего в первом же судебном заседании ответчик признал иск и подписал мировое соглашение на выгодных для потерпевшего условиях.

      Должник по алиментам уехал в другой город и стал платить алименты с горем пополам. Адвокат Богородицкий помог установить имущество должника и взыскать в суде неустойку по алиментам, размер которой составил несколько сотен тысяч рублей.

      Семья из Пензы проживала с советских времен по ордеру в квартире, находящейся в жилом доме под управлением ЖСК. При оформлении наследства выяснилось, что права на квартиру должным образом не зарегистрированы. Обратившись в суд, истцы столкнулись с противодействием ЖСК, который пытался доказать свои права на квартиру. Адвокат Богородицкий собрал необходимые доказательства отсутствия задолженности квартиросъемщиков, в результате чего справедливость восторжествовала.

      По общему правилу государство несет ответственность за нарушения прав человека, совершенные на его территории официальными государственными органами и их представителями (милицией, прокуратурой, администрацией города, военными подразделениями и т. д.). Гораздо более сложным является вопрос ответственности государства за действия его органов за пределами его территории.

      Практика Европейского суда признала, что действия не на территории государства не исключают его ответственности за нарушения. В одном из дел Европейский суд по правам человека признал ответственность Швейцарии за действия швейцарских властей на территории Лихтенштейна.

      Для обращения с жалобой потерпевший должен направить в ЕСПЧ формуляр, заполненный в соответствии с требованиями 34 статьи Конвенции и Регламентом Суда. Соответствующие разделы документа должны содержать в себе все необходимые сведения, иначе в его принятии будет отказано. Необходимо указать:

      • Данные заявителя (физическое лицо или организация). В этом разделе следует написать достоверную информацию личного характера, которая будет использована для идентификации: ФИО, полный почтовый адрес, дата рождения, гражданство, контактный номер телефона и т. д. В графе «Адрес» следует написать личный адрес потерпевшего, чтобы в случае необходимости с ним можно было связаться напрямую, а не через представителя. Если гражданин не имеет постоянного места жительства, то для этих целей можно использовать адрес знакомых/родственников или абонентский ящик. Если с претензией обращается несколько лиц, то каждый из них должен предоставить аналогичные сведения на отдельном листке, которому будет присвоен порядковый номер.
      • Государство (государства), против которого подается иск. В этом разделе следует отметить те государства, которые, по мнению гражданина, нарушили его законные права. При этом важно помнить, что ЕСПЧ рассматривает иски только в отношении участников Конвенции.
      • Представление интересов заявителей (физических лиц и организаций). Если у потерпевшего есть представитель, который будет отстаивать его интересы в Европейском суде по правам человека, то в этом разделе необходимо указать его персональные и контактные сведения. В конце раздела должна стоять личная (не факсимильная) подпись истца и представителя.
      • Предмет жалобы. Описать суть обращения, придерживаясь определенных правил и рекомендаций.
      • Изложение фактов. В этом разделе потерпевший ясно и кратко описывает обстоятельства дела, придерживаясь хронологического порядка событий. Для полноты картины нужно точно указать даты изложенных событий и приложить документы, которые будут подтверждать наличие оснований для обращения в Европейский суд по правам человека.
      • Изложение имевших место нарушений. В поле «Статья» гражданин должен написать, какая, по его мнению, статья Протокола или Конвенции была нарушена государством. А в поле «Пояснения» следует кратко описать, каким образом это было реализовано. По каждой претензии нужно дать отдельное пояснение, кратко изложив факты, свидетельствующие о несоблюдении прав.
      • Соответствие жалобы условиям приемлемости, установленным Конвенцией. В данном разделе важно показать, что ответчику (государству) было предоставлено время для решения конфликта на внутригосударственном уровне. Цель потерпевшего – подтвердить, что он использовал все доступные ему средства защиты, предусмотренные в правовой системе государства, выступающего в роли нарушителя. Для этого нужно указать точную дату окончательного решения суда высшей инстанции и регистрационный номер дела (копии судебных решений должны быть высланы в качестве приложений к иску).
      • Информация о дополнительных средствах защиты и использованных процедурах международного разбирательства. В случае, если на вопросы этого раздела будут даны положительные ответы, на специально отведенных для этого полях следует дать развернутые пояснения и соответствующие комментарии.

      В отдельном разделе заявитель обязан изложить информацию, которая касается сути обращения, перечислив ключевые факты и возможные решения.

      Следует кратко и лаконично описать, в чем выражается нарушение прав и что пытался сделать истец для своей защиты (не стоит приводить цитаты из решений судов, нагромождая текст документа, так как их копии будут приложены к формуляру).

      От того, насколько правильно будет составлен текст этого раздела, зависит, как эффективно и быстро будет рассмотрена претензия. В связи с этим важно лаконично излагать свои мысли, избегать неконструктивной информации и не ссылаться на малозначительные факты.

      Внимание! Текст должен уместиться в отведенном разделе, так как в случае невыполнения этого требования в рассмотрении дела будет отказано.

      Если для этого не хватило выделенного поля в формуляре, дополнительные сведения можно изложить в отдельном приложении, объем которого не должен превышать 20 страниц. Но это может быть только пояснение к краткому изложению информации (описание нарушений, фактов и т. д.), приведенной в формуляре.

      Текст должен быть легко читаемым. Тоже самое касается и дополнительного приложения, к которому предъявляются такие требования:

      • допустимый размер шрифта печатного текста – не более 10 пунктов в сносках и 12 пунктов в основной части;
      • все страницы должны иметь последовательную нумерацию;
      • приложение печатается на листах А4;
      • поля документа шириной не более 3,5 см;
      • в тексте должны быть пронумерованные абзацы.

      Информация, которая подается в документах и заполненном формуляре, является общедоступной, что касается персональных данных заявителя и представителя (например, они могут быть размещены в базе HUDOC). Если потерпевший не хочет оглашения таких сведений, он обязан сделать соответствующее заявление, пояснив, почему должен быть нарушен общий принцип свободного доступа к информации.

      Важно! Решение об анонимности заявителя может быть принято только в исключительных случаях при наличии веских оснований и причин.

      В случае несоблюдения требований в принятии иска может быть отказано, в то время как Европейский суд по правам человека в любой момент может запросить дополнительную информацию, на что будет выделен фиксированный срок.

      Датой подачки иска считается дата отправки, указанная на почтовом штемпеле. Впрочем, ЕСПЧ оставляет за собой право пересмотреть этот критерий при наличии определенных обстоятельств и факторов.

      Истец обязан информировать о любых изменениях в ситуации и смене адреса проживания, если это будет иметь непосредственное отношение к сути проблемы.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *