Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок внесения исполнения контракта в реестр по 44 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Сведения, которые передаются в реестр контрактов, перечислены в ч. 2 ст. 103 44-ФЗ.Они включают:
- наименование заказчика;
- источник финансирования;
- способ выбора поставщика;
- дата подведения итогов закупки;
- дата подписания контракта;
- объект закупки и цена контракта;
- сведения о поставщике: его наименование, ИНН, местонахождение и пр.;
- сведения об изменении условий контракта;
- копия подписанного контракта;
- сведения об исполнении контракта: стоимости выполненных работ, размере неустоек, заключении по результатам экспертизы работ и пр.;
- информация о расторжении контракта с указанием оснований для его расторжения;
- ИКЗ;
- документ о приемке;
- решение врачебной комиссии;
- прочие документы, согласно реестру.
На основании п. 8 ст. 103 44-ФЗ контракты, которые отсутствуют в реестре, оплачивать не допускается. В реестр не передаются данные о контрактах, которые образуют гостайну, а также те, которые подписываются с единственным поставщиком.
В случае нарушений при работе с реестром контрактов, который предусмотрен в ст. 103 44-ФЗ, заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 20 тыс. р. (по ч. 2 ст. 7.31 КоАП).
Сроки для передачи сведений в реестр контрактов составляют 5 рабочих дней с даты их заключения, изменения, расторжения или окончательного исполнения и приемки результатов работ, оказанных услуг, поставленного товара (на основании ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).
Казначейство отправляет заказчику сообщение о получении информации о контракте для включения ее в реестр в течение часа. После этого в течение 3 рабочих дней Казначейство осуществляет проверку информации и при выявлении несоответствий направляет заказчику протокол со всеми выявленными ошибками, из-за которых данные не включены в реестр.
Заказчик должен внести изменения в реестр в течение дня, если Казначейство выявит ошибки в переданных сведениях. Если заказчик сам обнаружил ошибочные сведения, то ему нужно в кратчайшие сроки их исправить. Для исправления нужно откорректировать поля с некорректными сведениями, затем подписать и отправить их на проверку.
После включения сведений в реестр контрактов по 44-ФЗ Казначейство передает заказчику извещение о включении реестровой записи в базу контрактов.
Перечень информации, которую будет проверять Казначейство при формировании записи в реестре контрактов, теперь изменился. Поправки были внесены в Постановление Правительства от 2013 года №1084 через Постановление Правительства от 2019 года №1400.
Казначейство по-прежнему рассматривает поступившие документы от заказчика в течение 3 рабочих дней, но состав сведений для проверки подвергся изменениям. С 2020 года сотрудник Казначейства будет проверять такие данные:
- Заказчиком сформирована и направлена документация по установленным правилам.
- ИКЗ и цена контракта отвечают сведениям из закупочной документации.
- Перечень документации, переданной заказчиком, соответствует правилам.
- Информация не противоречит друг другу.
- Цена контракта и ИКЗ отвечают сведениям в документации.
- Корректно указаны коды товаров, работ и услуг, сроки исполнения контракта, количество поставляемой продукции, страна происхождения товара, наименование заказчика, объект закупки.
До начала 2020 года действие п. 10 и пп. «в» п. 14 Постановления Правительства №1084 приостановлено, и Казначейство не проверяет некоторые сведения, которые указал заказчик. Это срок исполнения контракта, количество товара, единица измерения, исполнение и расторжение контракта, условия бюджетного обязательства.
Таким образом, в реестре контрактов по 44-ФЗ содержится полный спектр информации по подписанным соглашениям в рамках контрактной системы. На заказчиков по 44-ФЗ возлагается обязанность по передаче сведений в реестр контрактов в течение 5 дней после его подписания, изменения, расторжения или успешного исполнения и приемки результатов работ, оказанных услуг, поставленных товаров. За ведение реестра, проверку включенной в него информации, отвечает Федеральное казначейство. Перечень информации, передаваемой в реестр, определяется по нормам 44-ФЗ и Правительственными Постановлениями. Нарушение заказчиком действующего порядка передачи сведений в реестр контрактов грозит ему штрафными санкциями в размере 20 тыс. р.
Штрафы по 44 ФЗ — таблица КоАП с последними изменениями
Согласно ч.3 ст.103 44-ФЗ Заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты (заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги) направляет все необходимые документы и информацию в Федеральное казначейство. (Примечание: Согласно п.2 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2014 г. № 136н, формирование Заказчиком информации и документов, включаемых в реестр контрактов, осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет”. В свою очередь ИС “Электронный бюджет” интегрирована с сайтом ЕИС).
После этого Федеральное казначейство проверяет предоставленные Заказчиком документы и информацию, и размещает их в ЕИС в течение 3-х рабочих дней с даты их получения.
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что в данном случае речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
В случае несоответствия предоставленной Заказчиком информации и документов установленным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.
Разъяснения официальных органов по вопросам направления информации в реестр контрактов содержатся в следующих письмах:
- Письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 г. № Д28и- 3033 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 25.09.2014 г. № 23232- ЕЕ/Д28и (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 01.06.2015 г. № Д28и-1434 (скачать);
- Письмо Минфина России от 28.05.2014 г. № 02-02-07/25618 (скачать);
- Письмо Федерального казначейства от 10.03.2015 г. № 05-07-05/11 (скачать).
Разъяснения официальных органов по вопросам формирования отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения содержаться в следующих письмах:
- Письмо Федерального казначейства от 30.05.2014 г. № 42-5.7-09/5 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 г. № Д28и-3467 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 09.11.2015 г. № Д28и-3242 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2015 г. № Д28и-3124 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 22.10.2015 г. № ОГ-Д28-13691 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 31.08.2015 г. № Д28и-2474 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 11.08.2015 г. № Д28и-2325 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2015 г. № Д28и-2286 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2015 г. № Д28и-2326 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 27.07.2015 г. № Д28и-2216 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 29.11.2013 г. № Д28и-2263 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 06.03.2015 г. № Д28и-538 (скачать);
- Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 г. № Д28и-2919 (скачать);
- Письмо Минфина России от 07.07.2014 г. № 02-02-06/32616 (скачать).
На сайте ЕИС в разделе “Документы” — “Обучающие материалы” — “Руководства пользователя по 44-ФЗ” вы сможете найти и скачать на свой компьютер pdf руководство, которое называется “Руководство пользователя. Подсистема управления закупками в части реестра контрактов и реестра банковских гарантий”. В этом руководстве содержится подробная инструкция для Заказчиков по работе с реестром контрактов.
Реестр контрактов по 223-ФЗ так же, как и реестр государственных контрактов по 44-ФЗ, размещен на официальном сайте ЕИС.
Для того чтобы попасть в реестр контрактов по 223-ФЗ, вам необходимо зайти на сайт ЕИС, и в левом вертикальном меню выбрать раздел “Информация о контрактах и договорах”, а затем из выпадающего списка выбрать пункт “Реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки”.
Как выглядит процесс:
- осуществление поставки или производства работ;
- приемка этапов исполнения;
- окончательное принятие работы или товаров;
- проведение экспертизы проведенных работ, оказанных услуг, как на отдельных этапах, так и по завершении всего договора;
- оплата отдельных этапов исполнения договора и выплата оставшейся суммы;
- внесение изменений в соглашение при согласии стороны или вынесении судебного решения;
- применение мер ответственности и иных действий, предусмотренных при нарушении одной из сторон или ими обеими условий договора.
В условиях нередко указывается, какие сведения должны предоставляться заказчику, например, закон ссылается на сложности, возникающие в ходе выполнения контракта.
Она проводится за счет заказчика в рамках системы, установленной ФЗ-44. Экспертизы проводятся или сотрудниками специализированных организаций или предпринимателями, занимающимися экспертной деятельностью. Предъявляются как требования общего характера, иногда предполагается соответствие дополнительным критериям (наличие дополнительного образования, стажа работы и т.д.).
Их число не ограничено, ФЗ-44 непосредственно ссылается на иные нормативные акты.
Она проводится комиссией или одним лицом. Порядок приемки регулируется условиями соглашения между сторонами. Комиссия может состоять из представителей нескольких ведомств или одной организации. Пока на документе нет подписей всех участников приемки, она считается не завершенной. Схема взаимодействия сторон единая и для принятия отдельного этапа работ и окончательного результата.
Если по каким-то причинам заказчик или его представители не считают возможным подписать акт, исполнителю отправляется письмо с объяснением причин. Немотивированный отказ запрещен, заказчик безо всяких условий организует свое участие в приеме. Если привлекались эксперты, их выводы и предложения должны учитываться и отражаться в акте, подписанном представителями заказчика.
Он вправе игнорировать наличие недостатков выполненных работ или оказанных услуг на отдельном этапе договороставления банковской гарантии со сторонами, если они устранены или не мешают приемке, но не обязан так поступать.
Сроки размещения информации в ЕИС по 44-ФЗ — таблица
Ранее основным документом об исполнении контракта считался отчет. Он составлялся как при выполнении этапа, так и при завершении всего контракта. С 12.05.2019 в нормативные акты внесены изменения. Положения об отчете исполнения полностью исключены. Однако перемены не избавили от внесения в информационную систему следующих документов:
- контракта, изменений и дополнений внесенных в него;
- договоров, заключенных исполнителем с другими лицами во исполнение контракта;
- копии решения ФАС о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком;
- актов приема работ, результата оказания услуг;
- квитанции или платежных поручений о переводе средств за исполнение этапов контракта;
- банковская гарантия;
- сведений о лекарственном препарате (свойства, дозировка, лекарственная форма);
- документов, подтверждающих сведения о соответствии иностранного товара требованиям законодательства;
- ИНН плательщика – участника контракта;
- письма, направленные в целях информирования контрагента о ходе выполнения соглашения.
Важно не путать его со сроками действия контракта, это разные вещи. Первый считается существенным условием, второй – нет. Возможно и их совпадение, но это исключение из правила.
Срок исполнения – период времени, отведенный исполнителю на выполнение обязательств в полном объеме.
Предлагаются следующие варианты:
- одноразовое действие (например, одноразовая поставка товара или единичное оказание услуги);
- краткосрочные (период исполнения от нескольких месяцев до года);
- годичные договора;
- соглашения без указания времени срока действия.
Условия могут предполагать продление, как в автоматическом режиме, так и по воле сторон.
Иные способы определения времени исполнения:
- конкретный отрезок времени (например, 30 дней);
- по заявке (время отсчитывается с момента подачи заявки);
- график с конкретными датами этапов исполнения.
Закон допускает отдельные случаи продления сроков исполнения контракта. Такая возможность должна содержаться непосредственно в тексте договора.
ЕИС представляет интерфейс с рядом функций, позволяющих загружать информацию путем закачивания документов в электронной форме и ввода данных вручную. Степень детализации зависит от потребностей пользователя и его выбора:
- в разделе «документы об исполнении и оплате» заполняется поле «платежное поручение»;
- автоматически формируется таблица с наименованием «учет и исполнение обязательств»;
- изменения об исполнении после ввода платежного поручения формируются автоматически;
- по каждому этапу исполнения формируются отдельные документы с пометкой «исполнение»;
- в «учете исполнения» поле «этап» заполняется вручную, вводится номер из справочника, который вызывается при выборе одноименной функции, там же выбирается «редактирование»;
- появляется календарный график или план исполнения;
- если по каким-то причинам отсутствуют сведения о платежном поручении, пользователь загружает его электронную копию;
- если поручение связано с неустойкой, то нужно вручную выбрать среди типа операций оплату пени (выбирается заказчик или поставщик, смотря, кто виновен);
- вместо редактирования выбирается функция «на размещение», позволяющая выгрузить в ЕИС введенные данные о контракте.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1084
«О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:
— в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта — информацию и документы, указанные в подпунктах «а» — «ж», «и», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил;
— в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги — информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 настоящих Правил.
При внесении обеспечения исполнения контракта участники могут столкнуться с применением к ним антидемпинговых мероприятий. В таком случае им предстоит внести обеспечения контракта в повышенном размере.
Антидемпинговые меры применяются в случае, если цена товара, работы и услуги в ходе тендера упала на 25% и более от НМЦК. Участник закупки, который стал победителем, должен предоставить обеспечение в размере, в 1,5 раза превышающем сумму стандартного обеспечения. Такое требование установлено в ст. 37 44-ФЗ.
Приведем пример. НМЦК по закупке в форме конкурса составила 1 млн р. В ходе закупки наилучшее предложение сделал участник с ценой 600 тыс. р. Данная цена меньше НМЦК на 40%, следовательно, на победителя распространяются антидемпинговые меры. Заказчик установил требование об обеспечении контракта в размере 20% от НМЦК. Это значит, что победитель должен будет обеспечить контракт на сумму 300 тыс. р. (1000000 * 20% * 1,5).
На практике встречаются ситуации, что сумма повышенного обеспечение превышает цену контракта.
Исполнение контракта по 44 ФЗ пошаговая инструкция в 2020 году
Внесение обеспечения в форме банковской гарантии – самый простой и быстрый способ обеспечить контракт.
Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки выбрал внесение денежных средств, то он должен будет предоставить в качестве подтверждения оригинал платежного поручения. При этом нужно учитывать, что победителю не нужно выставлять счета заказчику: перевод средств осуществляется по реквизитам, указанным в закупочной документации.
Победителю не стоит ждать счета от заказчика, иначе он пропустит сроки подписания контракта. При переводе денежных средств нужно учитывать, чтобы они поступили до финального дня подписания контракта.
Несмотря на простоту и иные преимущества денежной формы обеспечения, этот способ требует отвлечения из оборота существенной суммы, поэтому многие поставщики предпочитают банковские гарантии и используют денежную форму в исключительных случаях.
Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки передал заказчику банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет оригинал указанной гарантии.
К срокам действия гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна действовать как минимум месяц после истечения срока действия контракта или внесения в него изменений по ст. 95 44-ФЗ.
Несмотря на возможность сохранения крупной суммы в бизнес-обороте, обеспечение в виде банковской гарантии обладает и недостатками: не всегда поставщики успевают оформить гарантию в отведенные для них сжатые сроки, а в ряде случаев они могут столкнуться с отказом в выдаче гарантии.
В случае отзыва у банка лицензии у поставщика возникает необходимость предоставить новую гарантию или внести обеспечение в денежной форме.
Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта допускается в исключительных ситуациях только по результатам успешной реализации части или определенного этапа контракта.
Уменьшение размера обеспечения производится на условиях отсутствия у поставщика неисполненных требований по выплате неустоек (в виде штрафов и пени) за неисполнение условий реализации контракта.
Необходимость уменьшения размера обеспечения особенно актуальна для капиталоемких отраслей вроде строительства, в которых подрядчики часто испытывают дефицит оборотных средств. Например, в рамках строительного контракта выполнено 50% работ, подрядчик может вернуть 50% от стоимости обеспечения или вернуть 100% после внесения банковской гарантии.
Порядок действий при уменьшении обеспечения исполнения контракта будет выглядеть следующим образом:
- Заказчик размещает в реестре контрактов сведения об исполнении поставщиком обязательств по контракту, а также величину исполненных обязательств.
- Поставщик передает заказчику заявление с просьбой уменьшить величину обеспечения исполнения контракта. Это актуально, только если обеспечение было внесено в денежном формате.
- Заказчиком уменьшается величина обеспечения исполнения контракта пропорционально стоимости исполненных обязательств и перечисляется часть суммы по правилам, указанным в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Если закупка проводилась на общих основаниях, то сроки для возврата обеспечения составляют 30 дней. При проведении закупки среди СМП и СОНКО данные сроки сокращены до 15 дней.
Стоит отдельно отметить, что по требованиям законодательства в некоторых случаях установлен запрет на уменьшение суммы обеспечения. По решению Правительства в рамках закупок, связанных с повышением обороноспособности, повышением безопасности государства и защиты здоровья, интересов и прав граждан, это недопустимо.
В случае если заказчик не вернул обеспечение в установленные сроки, то первоначально поставщику следует обратиться с претензией к самому заказчику. В его адрес направляется письмо с требованием перечислить обеспечение, с указанием банковских реквизитов для возврата обеспечения, его суммы. В претензии стоит подчеркнуть намерения поставщика обратиться в суд для возврата обеспечения при отказе заказчика исполнить требование добровольно.
При необходимости поставщик может обжаловать действия заказчика в ФАС и судебной инстанции. Помимо суммы обеспечения, поставщику должны будут перечислить пени за просрочку при исполнении обязательств. На основании проверки заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.
Таким образом, обеспечение исполнения контракта служит защитой заказчика от недобросовестных поставщиков. Заказчик может истребовать обеспечение при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту поставщиком. Заказчик обязан установить требование об обеспечении при проведении закупки в форме конкурса или аукциона, в остальных случаях – это право. Обеспечение предоставляется в виде банковской гарантии или денежных средств. При несвоевременном предоставлении обеспечения участник признается уклонившимся от подписания контракта, а сведения о нем передаются в реестр недобросовестных поставщиков. Величина обеспечения должна быть привязана к НМЦК и составляет от 5 до 30% НМЦК или сумму в размере аванса.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;(в ред.
В этом случае в ЕИС размещать нужно только сводную накладную за месяц.
Размещать ежедневные накладные не нужно. Если контракт расторгается и по нему ещё не было выполнено никаких обязательств, то необходимо разместить (прикрепить) на сайте Соглашение о расторжении контракта в обоих реестрах: реестре контрактов; реестре отчетов. После этого закрыть контракт в реестре контрактов.
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. Д28и-2474 (скачать); Письмо Минэкономразвития России от 11.08.2015 г.
№ Д28и-2325 (скачать); Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2015 г.
К ним относят:
- Закупку у единственного поставщика.
К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.
ФАС России в своем письме от 28 марта 2014 г. № ИА/11604/14 делает иные выводы по данному вопросу.
По мнению ФАС России в соответствии с ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ информация об или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в ЕИС в течение 1-го рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:
- Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
- Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
- Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
- Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.
Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:
- такое право предусмотрено документацией о закупке,
- участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.
При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).
Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:
- Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
- Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:
- Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
- Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.
Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.
Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.
Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.
Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):
- Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
- СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.
Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:
- есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
- другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.
Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.
Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.
Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.
Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.
Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.
В случае отказа от заключения контракта:
- Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
- Возвращает участнику обеспечение контракта.
Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.
Срок действия и срок исполнения контракта по 44 ФЗ
Победитель закупки сам выбирает, каким способом обеспечить основные и гарантийные обязательства:
- предоставить банковскую гарантию,
- внести деньги на счет заказчика.
Можно ли предоставить отдельно банковскую гарантию на основные обязательства и отдельно на гарантийные? Примут ли такую гарантию?
Да, можно оформлять две банковские гарантии, причем исходя из формулировок закона это можно сделать в разное время:
- на исполнение контракта — перед подписанием контракта,
- на исполнение ГО — перед подписанием акта приемки.
При желании, основные и гарантийные обязательства можно обеспечить одной банковской гарантией. Но вероятны сценарии, когда поставщику выгоднее предоставлять обеспечение разными способами, например:
- Для “заморозки” на короткое время переводить заказчику деньги (исполнение контракта), а на долгий срок (гарантийные обязательства) брать банковскую гарантию.
- Если процент обеспечения контракта большой (например, если в закупке есть аванс), то брать на него гарантию, а если процент обеспечения ГО низкий, то переводить деньги.
Напомним, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязательств минимум на один месяц, в том числе если сроки контракта сдвинулись по независящим от сторон причин. Об этом сказано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Конкретный срок заказчик установит в извещении и документации к закупке.
Также победитель вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств или предоставить заказчику новое обеспечение взамен старого (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).
Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.
Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.
В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):
- способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
- сумма договора;
- итоговая стоимость по каждому этапу;
- ответственность заказчика и исполнителя;
- порядок и сроки оплаты ТРУ;
- порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
- уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
- обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
- порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
- предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
- источник финансирования.
В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.
Ставка НДС увеличилась с 18% до 20% с 01.01.2019 г. В связи с этим в 44-ФЗ появилось еще одно основание для изменения существенных условий. Корректировка условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за изменения ставки НДС происходит на основании ч.54 ст.112 44-ФЗ.
До 01.10.2019 г. по взаимному согласию сумма договора в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:
- контракт был подписан до 01.01.2019 г.;
- положениями договора (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 г. ставка НДС;
- приемка и оплата ТРУ осуществляется после 01.01.2019 г.
Важный момент! Ко всем договорам, заключенным до увеличения НДС, с 01.01.2019 г. применяется новая ставка. Общая сумма при этом не меняется, а налог увеличивается за счет поставщика (Письмо Минфина РФ № 24-03-07/61247 от 28.08.2018 г.). Это требование не распространяется на договора, которые регулируются Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.
44-ФЗ разрешает поставку другого товара по соглашению заказчика и исполнителя, если качество и характеристики данного товара лучше, чем у предмета договора (ч.7 ст. 95 44-ФЗ) указано, что по согласованию сторон можно поставить другой товар.
Изменение суммы договора или цены единицы ТРУ в данном случае не допускается.
Сторонам не разрешается использовать это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет должен быть определен НПА, принятыми в рамках ч.3 и 4 ст.14 44-ФЗ, о национальном режиме.
Срок внесения в реестр контрактов дополнительного соглашения фз
Ни гражданское законодательство, ни 44-ФЗ не дают определения несущественных условий. Однако, опираясь на гл.28 ГК РФ, можно сказать, что несущественные условия — это положения договора, которые не являются существенными для данной сделки и не требуют согласия каждой из сторон. Изменение несущественных условий по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения обязательств.
Что можно изменить в договоре, не меняя ключевые положения?
- Платежные реквизиты. В ходе работ стороны вправе корректировать расчетные и корреспондентские счета, менять банк для перечисления денег.
- Местонахождение компаний. Адрес, контактные данные (телефон, электронная почта) можно менять, не уведомляя другую сторону.
- Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в названии организации, в ФИО сторон, ошибочные расчеты в спецификации, не совпадающие с суммой договора.
Для разных этапов закупки (заключение и исполнение) характерны свои особенности внесения изменений.
Законодательство разрешает корректировать несущественные условия по взаимной договоренности сторон еще на этапе исполнения. Схема действий такая же, как была описана выше, повторяются этапы уведомления и анализа предложений по внесению изменений, а третьим шагом является подготовка допсоглашения с указанием всех нужных критериев.
От заказчика потребуется потом отразить все внесенные изменения в ЕИС, разместив акт корректировки.
Образец дополнительного соглашения:
По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?
Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.
Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.
Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.
У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:
- расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
- принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).
Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).
Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.
В РНП передаются сведения об уклонившихся от подписания контракта поставщиках, которые были признаны победителями по результатам конкурентной процедуры. Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик (например, субъект естественных монополий), то сведения о нем не включаются в реестр.
Информация об уклонившемся победителе закупки включается в реестр независимо от факта подписания заказчиком контракта с участником, который стал вторым. Даже если второй участник так же уклонился от подписания контракта, то информация о победителе закупки включается в реестр.
Законодательно предусмотрено только одно основание для включения сведений о единственном поставщике в реестр – если тот уклонился от подписания контракта по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры. Например, данный поставщик стал единственным участником, который подал заявку на участие в аукционе. По результатам закупки заказчик принял решение признать ее несостоявшейся и решил подписать контракт с единственным поставщиком (на основании ч. 5 ст. 104 44-ФЗ). Если поставщик откажется от подписания контракта, то данные о нем будет переданы в РНП.
В реестр передаются сведения обо всех недобросовестных участниках сферы государственных закупок: юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах. Перечень лиц, включаемых в реестр, который указан в ч. 2 ст. 104, является закрытым. В связи с этим передача сведений в реестр об участнике, который стал вторым, не допускается. Связано это с тем, что у второго участника отсутствует обязанность подписать контракт при уклонении победителя. И возможность передачи сведений от второго участника в реестр не предусмотрена.
По письму МЭР от 2015 года №Д28и-3717 можно сделать вывод, что информация о расторгнутых контрактах с единственным поставщиком не включается в реестр. Это связано с тем, что информация о контрактах с единственным поставщиком отсутствует в реестре контрактов и в РНП нужно указывать дату проведения конкурентной процедуры. Но в ч. 2 ст. 104 44-ФЗ сказано, что в реестр передаются сведения обо всех поставщиках, с которыми были расторгнуты контракты из-за существенного нарушения условий исполнения. Исключения в части контрактов с единственным поставщиком в 44-ФЗ не представлены.
Сведения об участниках, которые были отстранены заказчиком от дальнейшего участия в закупке, в реестр не передаются.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, включая требования к технологическим и программным средствам его ведения, определены Постановлением Правительства от 2013 года №1062 и ст. 104 44-ФЗ.
Процедура включения сведений об участнике закупки в реестр включает в себя следующие этапы:
- Заказчик формирует и передает в ФАС установленный комплект документов. Сведения в ФАС направляются в электронном или бумажном формате. Сопроводительное письмо подписывает уполномоченный сотрудник заказчика собственноручно или посредством ЭЦП.
- ФАС проверяет предоставленный комплект документов в течение 5 рабочих дней.
- По результатам проверки предоставленных сведений ФАС передает данные в реестр в течение 3 рабочих дней.
При отсутствии каких-либо документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней. Причины возврата предоставленных сведений антимонопольный орган должен изложить в письменной форме и передать их заказчику (например, неполный комплект сведений). В этом случае сведения о поставщике не передаются в реестр.
В случае если ФАС своевременно не внесла сведения о единственном поставщике в реестр контрактов, то заказчик вправе пожаловаться на нее в уполномоченную инстанцию. Для этого ему следует обратиться в прокуратуру (по ч. 1 ст. 1 Закона от 1992 года №2202-1).
Можно ли продлить срок исполнения госконтракта по 44-ФЗ
Включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков – это не право, а обязанность заказчика.
Если заказчик не исполнит обязанность по внесению сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков, допустит просрочку при ее исполнении либо предоставит в ФАС недостоверную информацию, то ему грозит административный штраф в размере 20 тыс. р. на основании ч. 2 ст. 7.31 КоАП.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой общедоступную информацию, которая размещается в ЕИС и содержит данные об участниках закупок, признанными недобросовестными в результате их уклонения от подписания контракта или в связи с существенным нарушением условий контракта. За ведение реестра уполномочен контролирующий орган в сфере государственных закупок – Федеральная антимонопольная служба. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру воздействия на поставщиков, направленную на стимулирование участников к добросовестному исполнению обязательств в рамках подписания и реализации контрактов.
Это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Контракт по 44-ФЗ заключается с участником, который выиграл тендер (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) или с единственным поставщиком.
В 2016 году было заключено 3,3 миллионов контрактов по 44-ФЗ на 5,3 триллиона рублей. На долю электронных аукционов пришлось 58,5% контрактов по 44-ФЗ.
Общие положения и условия заключения и исполнения контракта определены 34 статьей 44-ФЗ.
Контракт по 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных:
- Извещением или приглашением
- Документацией о закупке (проектом контракта)
- Заявкой участника (содержащей предложенные им условия: цену, срок и т.п.)
- Окончательным предложением участника (например, последним ценовым предложением в аукционе)
Изменение существенных условий контракта при его исполнении запрещено, за исключением изменения контракта по соглашению сторон по 95 статье 44-ФЗ.
Для заключения контракта поставщик предоставляет обеспечение контракта способом, определенным в документации закупки. Документация размещается на официальном сайте и электронной площадке, где проводятся торги.
Цена контракта по 44-ФЗ не подлежит изменению, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
По предложению Заказчика количество товара, объема работ или услуг может быть уменьшено или увеличено с пропорциональным изменением цены контракта по 44-ФЗ не более или не менее 10%.
Контракт должен содержать порядок и сроки:
- Оплаты
- Приемки (количества, комплектности и объема)
- Оформления результатов приемки
В контракт по 44-ФЗ включается:
- Условие о сроках возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта
- Обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (пени, штрафы)
- Обязательство об уменьшении суммы, подлежащей оплате на размер подоходного налога (если контракт заключен с физическим лицом)
- График исполнения контракта, если срок заключения превышает 3 года и цена контракта более 100 миллионов рублей.
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Допускается заключение контракта по 44-ФЗ с несколькими участникам в случаях:
- Поставки технических средств реабилитации инвалидов
- Создание нескольких произведений литературы и искусства
- Выполнение научно-исследовательских работ
- Оказание услуг в сфере образования
- Услуги по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
- Услуги по организации отдыха отдыха и оздоровления детей (в т.ч. предоставление путевок)
Заключение контракта 44-ФЗ: этапы, сроки, обеспечение и подписание
Заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта по 44-ФЗ. Исключения, где обеспечение контракта является правом, а не обязанностью заказчика, определены в 96 статье федерального закона.
Обеспечение контракта устанавливается от начальной (максимальной) цены и составляет:
- 5 – 30% при цене до 50 млн. руб.
- 10 – 30% при цене от 50 млн. руб., но не менее размера аванса
- повышается до 45% в случае применения антидемпинговых мер (при снижении цены выше 25%).
Контракт заключается после предоставления обеспечения. Если обеспечение установлено, а участник закупки не в состоянии его внести, он считается уклонившимся от заключения контракта.
Способы обеспечения исполнения контракта:
- Банковская гарантия по 44-ФЗ
- Внесение денежных средств на счет заказчика
Способ внесения обеспечения участник закупки определяет самостоятельно.
При выборе банковской гарантии, срок ее действия на 30 дней должен перекрывать срок действия контракта.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по контракту по 44-ФЗ, поставщик может потребовать оплаты неустойки.
Конечно, это крайняя мера. Обычно поставщики стараются обходить острые углы, не ссорится с заказчиками, а находить компромиссы.
Особенно хорошо это понимают крупные компании, давно работающие на рынке, имеющие хорошую репутацию. Они выстраивают долгосрочные отношения и понимают, что каждая сторона имеет право на ошибку.
Если такое требование заявлено, то пеня начисляется по стандартной ставке 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки исполнения обязательства (в соответствии с ГК РФ). В случае ненадлежащего исполнения контракта, уже начисляется штраф в виде фиксированной суммы.
Размер ставки рефинансирования ЦБ приравнивается значению ключевой ставки ЦБ (указание 3894-у от 11 декабря 2015 года). Размер ключевой ставки ЦБ – 9,75% с 24 марта 2017 года.
Штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту:
- 2,5% от цены контракта до 3 млн. рублей
- 2% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
- 1,5% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
- 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей
Ответственность поставщика работает по той же схеме, что и заказчика.
Однако проект контракта разрабатывается заказчиком, который определяет все условия закупки и платит деньги. Поэтому его интересы защищены контрактом гораздо лучше.
В контракт могут быть включены крупные штрафы, достигающие 10% от суммы контракта.
Если учесть, что сумма контракта для поставщика является выручкой, из которой нужно вычесть расходы на материалы, оплату труда, логистику и прочее, то такие штрафы могут уничтожить большую часть прибыли.
Советуем поставщикам трезво оценивать все условия, на которых они готовы исполнить контракт и заранее просчитать финансовую ответственность в случае просрочки или неисполнения.
В случае просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) уплачивается неустойка. Заказчик должен направить поставщику соответствующее требование.
Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн руб.
Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.
Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.
Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.