Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полная гибель автомобиля: сколько должна заплатить страховая компания за транспортное средство, не подлежащее ремонту». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
/ / / Согласно п.
16.1 ст. 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО» автовладелец вправе получить материальную компенсацию в случае полной гибели транспортного средства. Среди страховых организаций для обозначения подобных случаев принято использовать понятие «тотал» и производить расчеты с учетом некоторых особенностей.
В чем особенности выплат ОСАГО по тоталу и как происходит расчет? Понятие «тотала» не фигурирует в страховом законодательстве, однако, на практике применяется страховщиками для обозначения страхового случая, предполагающего признание абсолютной гибели транспортного средства. Условия констатации тотала регламентированы ФЗ №40 «Об ОСАГО», где соответствующими основаниями служат невозможность проведения ремонтных работ в связи с большим объемом ущерба или эквивалентность стоимости автомобиля и затрат на его восстановление (п.
18 ст. 12). После установления гибели транспортного средства страховщик обязуется возместить автовладельцу рыночную стоимость авто за вычетом уцелевших комплектующих. Различные страховые компании, руководствуясь внутренней политикой, устанавливают собственные коэффициенты повреждений, служащих основанием для признания ТС пришедшим в негодность.
Как правило они варьируются в диапазоне от 60% до 85%. Таким образом, страховой случай по тоталу будет означать невозможность (тотальная гибель) или нецелесообразность восстановления транспортного средства по экономическим соображениям (конструктивная гибель), что предполагает выплату материальной компенсации в соответствии со страховым договором и законодательством РФ. При страховании по КАСКО расчеты порога «тотального» страхового случая привязаны к рыночной стоимости авто.
В случае с ОСАГО, согласно п.
18 ст. 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО», полная гибель автомобиля устанавливается по одному из двух оснований:
- объем ущерба, нанесенного авто, составляет более 60-85% от общей площади.
- стоимость восстановительных работ, по оценке технического эксперта, равна либо превышает рыночную стоимость ТС на момент наступления страхового случая;
Существенными условиями при расчете для страховщика является рыночная стоимость автомобиля на момент происшествия и стоимость ремонтных работ с учетом и без учета износа.
Это связано с тем, что при признании тотала в формуле применяется величина «рынка» без учета износа, а при выплатах на восстановление — с учетом.
Таким образом, сравнив результаты вычислений страховщик, заинтересованный в минимальной выплате, выберет наименьший показатель. Справка. Дополнительно в формуле участвуют величины, отражающие стоимость уцелевших комплектующих. При этом сумма страховых выплат не может превышать лимит, установленный законодательством РФ.
Полная гибель автомобиля по осаго разница менее 10 процентов
Предположим, автомобиль был застрахован на миллион рублей, то есть в размере его действительной стоимости на момент расчета цены КАСКО и заключения договора. Произошел страховой случай (ДТП, пожар, стихийное бедствие), после которого независимая экспертиза, осмотрев автомобиль, приходит к выводу, что для полноценного ремонта авто потребуется свыше 700 тысяч рублей, то есть, грубо говоря, повреждено более 70% ТС. Процентный порог, определенный Правилами КАСКО (в СК из нашего примера) превышен, следовательно, имеет место «полная конструктивная гибель» ТС.
В этом случае страховая компания предложит клиенту два варианта дальнейшего развития событий.
- Заявить об отказе от автомобиля в пользу страховой компании (передать ей право собственности на него). После чего получить выплату в размере страховой суммы, определенной договором КАСКО, за вычетом амортизационного износа* (а также франшизы и иных, предусмотренных условиями страхования вычетов).
- Автомобиль остается в собственности страхователя. Ему будет выплачена страховая сумма, из которой вычтут не только амортизационный износ, но и стоимость «годных остатков ТС**» (ГОТС).
*Проценты амортизационного износа у каждой страховой компании свои, они записаны в Правилах КАСКО.
**Годные остатки ТС – это сохранившиеся детали (запчасти, агрегаты) автомобиля, которые годятся для дальнейшей эксплуатации, т.е. их можно демонтировать и продать на рынке подержанных запчастей.
При выборе варианта нужно исходить из величины страховой суммы, процентов амортизационного износа, стоимости годных остатков и собственных возможностей в плане ремонта ТС или реализации уцелевших запчастей.
Если страховой случай произошел, когда проценты амортизации не успели «набежать», договором не предусмотрена франшиза и другие «вычеты», наилучшее решение – отдать ТС страховой компании, получить практически полную страховую сумму и приобрести новый автомобиль.
Но ситуация может сложиться и таким образом, что гораздо выгоднее будет забрать автомобиль себе и рассмотреть вариант самостоятельного ремонта или самостоятельной реализации годных остатков.
Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:
комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;
комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);
детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).
Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля
10).
Во-вторых, на возможность отдать погибший автомобиль страховой компании никак не влияет наличие залога и мнение залогодержателя по этому поводу. С момента гибели вещи, являвшейся предметом залога, залог прекращается. Для того чтобы отказаться от права собственности на автомобиль в пользу страховщика, достаточно только письменного волеизъявления страхователя. Позиция выгодоприобретателя, являющегося залогодержателем, не выясняется.
В-третьих, годные остатки погибшего автомобиля при отказе от права собственности на них подлежат передаче только и исключительно страховщику. Страховым компаниям не выгодно принимать на свой баланс поврежденное «железо», поэтому случается, что представители страховщика уговаривают передать автомобиль третьему лицу – перекупщику по их указанию или выдать доверенность сотруднику страховой компании для совершения такой сделки. Такие требования абсолютно незаконны и соглашаться на них не следует ни в каких случаях.
В-четвертых, отказ от права собственности является односторонней сделкой и требует только соблюдения простой письменной формы. Не требуется заключать какие-либо дополнительные соглашения об урегулировании убытка со страховой компанией. Достаточно только однозначного выражения своей воли и собственноручной подписи. Передача годных остатков также не требует ни дополнительных соглашений, ни снятия транспортного средства с регистрационного учета в ГИБДД.
Казалось бы, клиенты страховых компаний, подписывая договор КАСКО, прекрасно понимают, на какие условия соглашаются. Но камнем преткновения оказывается всё та же независимая ни от кого, кроме страховой компании, экспертиза.
В случае близкого к «полной гибели» ущерба оценщики страховщика так и норовят оценить ущерб не в меньшую (как это делается при стандартной выплате), а в большую сумму. Клиент прекрасно видит, что страховые эксперты явно переусердствовали, и настаивает на ремонтопригодности автомобиля: «Как же так?! Электроника совсем не пострадала, починить – и машина еще не один десяток лет пробегает!» А страховщик не сдается. Видимо, признать авто «тотальным» ему выгодно. Почему? Попробуем разобраться.
После того, как признается полная гибель ТС, возможно два варианта возмещения ущерба:
- Автовладелец получает всю обозначенную в договоре страховую сумму за вычетом амортизационного износа и передает битое ТС в собственность страховой компании.
- Страхователь оставляет автомобиль себе и получает выплату в размере страховой суммы минус стоимость ГОТС (годных остатков ТС), минус износ.
В 1-м случае объем возмещения может оказаться вполне приличным, даже несмотря на учтенную амортизацию. Особенно, если страховой случай произошел в начале срока действия полиса КАСКО, или же конкретным договором страхования вовсе предусмотрены условия выплаты «без учета износа». Вроде бы нормальный для страхователя вариант возмещения. Но если, например, автомобиль новый и кредитный (а популярность автокредитов не снижается), ситуация получается довольно печальная:
- Страхователь ездил на арендованной машине (иногда несколько месяцев, а бывает, что год-два) и нес при этом постоянные расходы в виде немалых процентов по кредиту.
- После признания ТС неподлежащим восстановлению, он получил выплату в полном/неполном объеме.
- Эта выплата почти целиком «ушла» выгодоприобретателю (банку) в счет погашения кредита.
А страховая компания отогнала перешедшее ей в собственность ТС в дружественную автомастерскую, восстановила его почти задаром и благополучно перепродала. При этом договор КАСКО автоматически прекратил свое существование и больше по нему, в случае чего, платить не придется. Это дополнительная выгода для СК от признания авто «полностью погибшим». Правда при такой политике есть риск потерять клиента. Он наверняка уйдет в другую компанию и, кстати, ее калькулятор КАСКО насчитает стоимость страховки без повышающего коэффициента за произведенную выплату.
Какие именно случаи могут считаться полной гибелью, а какие нет? На данный момент закон выделяет только пять аспектов, при которых будет признана тотальная гибель автомобиля.
КАСКО выплачиваетсятолько в трёх из них:
- Автомобиль угнали и разобрали на запчасти.
- ДТП привело к тому, что авто больше не может использоваться по целевому назначению и починить его нельзя, или стоимость ремонта превышает стоимость половины цены на аналогичное авто.
- Автомобиль утонул.
Этого можно избежать, если выплатить банку полную стоимость кредита. Тогда выгодоприобретателем станет владелец автомобиля.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,
звоните по телефонам
:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
- Гражданского кодекса России, 48 глава которого посвящена различным видам страхования и отношениям между СК и клиентом;
- Закон №4015-1, регламентирующего организацию страхового рынка России;
- закона «О защите прав потребителей» и ряда других нормативно-правовых актов;
- Положение Центробанка 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт» и другие документы регулятора.
Ключевую роль в отношения страхователя и страховщика играют правила страхования, которые утверждаются корпоративными нормативными актами компаний и могут различаться у разных СК. Помимо очевидной разницы в стоимости страховки, компании могут устанавливать:
- критерии оценки гибели авто;
- процентные ставки износа за каждый год эксплуатации;
- правила расчета страховой выплаты при повреждении или гибели авто;
- перечень ситуаций, при которых выплаты не производятся.
После этого стороны должны прийти к консолидированному решению:
- Машина признается «погибшей» — тогда страховщики предлагают владельцам подписать «абадон» — отказ от прав на страховое имущество. В этом случае ТС по дополнительному соглашению сторон передается страховой, которая сама реализует годные запчасти, а клиент получает полное возмещение, за вычетом франшизы и подобных оговоренных в договоре платежей.
- Владелец оставляет машину за собой — СК обязана компенсировать расходы на ремонт в пределах суммы договора, с учетом стоимости останков и износа.
Приняв решение о виде компенсации, автовладелец подает страховщику заявление на страховое возмещение или абадон, к которому прилагает:
- паспорт страхователя (паспорт и права водителя, бывшего за рулем во время ДТП, если он не владелец);
- договор КАСКО;
- ПСТ и СТС автомобиля;
- админпротокол ГИБДД или документы о происшествии из других компетентных органов;
- документы СТО о стоимости восстановления.
- СК перечисляет средства банку.
- Возмещение погашает остаток кредита.
- Если сумма, с учетом уже выплаченного заемщиком, превышает сумму кредитного договора, клиенту-плательщику возвращается остаток.
Опасность для страхователя заключается в том, что сумма страховой выплаты, с учетом удержаний страховой компании, зачастую ниже его ожиданий и может не покрыть объем займа или же де-факто лишить его части ранее уплаченных средств. Во избежание подобного сценария рекомендуется не писать отказ от застрахованного имущества, а получить страховую выплату на ремонт и за счет этих и личных средств закрыть кредитный договор.
Существующая судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Пункт первый той же статьи устанавливает, что страховая сумма определяется «законом или положением договора». То есть, если при заключении договора со страховой компанией клиент добровольно согласился на вычет износа — он может быть учтен при расчете возмещения по тоталу.
Независимый эксперт подтверждает или исправляет вердикт эксперта страховой компании. Иногда страховщики специально договариваются с определёнными инспекторами для того, чтобы они составляли для них искажённые акты.
- Стоит внимательно следить за ходом дела на этом этапе и, в случае возникновения недоразумений, требовать пересмотра экспертного вердикта (акта).
- Клиент получает документы на руки. Если размер страховой суммы кажется ему недостаточным, он может попытаться договориться со страховщиками лично, или обратиться в суд. Срок исковой давности в такого рода делах стандартный – 2 года, но с началом разбирательств лучше не затягивать. Пока дело свежее, проще будет собрать доказательства и привлечь на свою сторону полицию, если факт ДТП необходимо будет дополнительно доказывать.
- Происходят выплаты. Денежная сумма переводится клиенту на банковский счёт в течение срока, который потребуется банку на обработку данных и перемещение средств.
- Аннулируется договор КАСКО.
Редко в аварии происходит 100% уничтожение ТС. Страдает кузов, двигатель, электроника, но значимая часть узлов и отдельных запчастей сохраняется. Если клиент хочет полностью передать машину страховщику, оценка для него не принципиальна — формула расчета страховой выплаты в этом случае ее не учитывает.
Если же машина остается у владельца, выплата начисляется за вычетом стоимости остатков. Страховые компании, оценивая ущерб, стремятся завысить этот показатель, чтобы снизить окончательную сумму. Так как Правила оценивания Центробанка позволяют определять стоимость ГОТС на аукционе, нередки случаи, когда на торгах аффилированные со страховщиками лица умышленно завышают стоимость таких лотов.
Для получения справедливой компенсации автовладелец имеет право:
- присутствовать при проведении оценки — это позволит проконтролировать, насколько тщательно производится осмотр, все ли детали обследованы, учтены ли мелкие дефекты, неочевидные повреждения, которые могли возникнуть из-за аварии;
- требовать проведения независимой экспертизы.
Сроки, отведенные на выплату ущерба по КАСКО, законодательством не регламентируются. Имеется лишь небольшая оговорка: Данные сроки должны быть разумными. Как правило, в каждом договоре есть отдельный пункт, посвящённый этой теме.
Каждая компания отводит различное время на осуществление выплат, в среднем колебания небольшие и составляют 15 – 30 дней.
Большинство страховых компаний разработали собственные бланки заявлений для клиентов, в том числе и на отказ от застрахованной собственности. Шаблон можно взять в офисе страховщика, но законодательных требований к оформлению документа нет. Поэтому сформулированное самостоятельно заявление также должно быть принято к рассмотрению.
Обращение должно содержать следующие блоки:
- Шапка — в правом верхнем углу указывается получатель — наименование и адрес страховщика и адресант — Ф.И.О., адрес и контактный телефон заявителя.
- Название — Заявление об абадоне.
- Данные о страховом договоре — дата заключения, серия номер полиса, застрахованное имущество, страховая сумма и учтенные риски.
- Сведения о страховом случае — дата и место происшествия.
- Вывод оценщика о нанесенном ущербе, соотношение начисленное стоимости ущерба со страховой суммой и установленным критерием «полной гибели».
- Отказ от застрахованного имущества в пользу страхователя и требование выплатить страховое возмещение со ссылкой на статью 10 закона «Об организации страхового дела в РФ».
- Перечень приложенных документов (копии документов на машину, экспертного заключения, документов об аварии).
- Дата и подпись.
Если восстановить авто после тотала
Методы признания смерти авто регулируются с помощью Единой Методики, утвержденной Банком РФ. Заключение о гибели транспортного средства может выдавать эксперт-техник, который оценивает сумму ущерба имущества и подписывает экспертное заключение. Он работает в интересах фирмы-страховщика, поэтому и его выводы могут не вполне соответствовать действительности.
Если владелец не согласен с решением о полной гибели его авто, то имеет право:
- предоставить в суд доказательства о реальной возможности восстановления автомобиля;
- провести независимую экспертную оценку, и, если выводы экспертов не совпадают, требовать возмещения разницы оценок через суд;
- при полной гибели авто требовать точной рыночной оценки оставшихся пригодными запчастей;
- имея на руках договор с ОСАГО, лучше отказаться от имущественных прав на свою машину в пользу страховщика.
Полная техническая гибель автомобиля наступает, если его ремонт без учета износа дороже или равен его рыночной цене на момент возникновения аварийной ситуации. Рыночную стоимость нового автомобиля определить легко — чеки и договор станут доказательствами.
Стоимость ремонта старого транспортного средства наверняка превысит его рыночную цену на момент ДТП, а годные запчасти с учетом их износа вообще не имеют высокой ценности.
Интересы страховщика в этом варианте заключаются в существенном занижении рыночной цены машины.
По утвержденным законодательством РФ правилам величина страховых выплат за погибший автомобиль должна соответствовать полной стоимости транспортного средства на момент произошедшей ситуации. Никаких вычетов из этой суммы не предусмотрено, однако страховщики всеми способами стараются занизить сумму выплат страхователю. Именно поэтому независимая экспертиза необходима.
Справка: во многих случаях клиент получает сумму, которой будет не достаточно для погашения долга по кредиту за автомобиль. Страховщик при этом получает авто, которое может восстановить и продать.
Выплата страхового возмещения зависит от решения страхователя. У него есть два различных решения:
- Получить полную страховую сумму, передав свой погибший автомобиль в распоряжение страховщика.
- Получить страховую сумму за вычетом амортизации авто и цены годных запчастей, оставив аварийную машину в своей собственности.
Максимальная величина страхового возмещения составляет 400 тыс. руб., причем в эту сумму не засчитывается износ автомобиля или стоимость его ремонта. Страхователь может отдать свой разбитый автомобиль страховщику без его одобрения.
Согласно новому закону об ОСАГО страховое возмещение можно заменить ремонтом авто, во время которого компания экономит, используя бывшие в употреблении детали.
Это противозаконно и может происходить только с письменного разрешения пострадавшего.
В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто.
Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты.
Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.
Годные детали автомобиля после ДТП — это запчасти и агрегаты, которые вы можете использовать для ремонта другого такого же автомобиля или продать.
Как уже было сказано, страхователь имеет право полностью отказаться от них в пользу страховщика, либо оставить их себе.
Страховщики различными способами стараются завысить стоимость этих остатков, чтобы значительно уменьшить сумму страховых выплат. В ход идут все возможные способы:
- продажа оставшихся запчастей через аукцион, где подставное лицо специально повышает стоимость каждого лота;
- признает годными те агрегаты, которые не подлежат восстановлению;
- назначает заведомо завышенные цены на оставшиеся детали и узлы.
Страховое возмещение значительно занижается и вы уже не сможете приобрести себе подобный автомобиль. Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует обратиться к специалисту — эксперту, который определит пригодность каждой детали, агрегата и узла, а также их рыночную стоимость на момент аварии.
В крайнем случае вы можете самостоятельно продать остатки своего автомобиля. Битые машины хорошо покупают перекупщики. Еще один выход из ситуации — использовать аварийное транспортное средство в качестве донора для другого подобного автомобиля.
Источник: https://autopravo.club/strakhovanie/osago/polnaya-gibel-avto/
- С одной стороны вы получаете деньги за вычетом годных остатков.
- Что такое годные остатки?
- Смотрите, здесь все просто, после ДТП у автомобиля страдают некоторые детали, их восстановить уже не возможно, но остаются запчасти, которые все целые и их можно продать на другие автомобили, то есть годными остатками признаются детали на автомобиле, которые в результате ДТП не пострадали и эти детали можно реализовать (продать) владельцам точно таких же авто как у вас.
Расчеты происходят следующим образом, страховая рассчитывает рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП, после чего считает те самые годные остатки, которые можно продать, вычитает из рыночной стоимости авто стоимость годных остатков и получается сумма ущерба которая и выплачивается вам на руки. Это конечно приблизительная схема расчета, есть не мало тонкостей но в целом все выгляди именно так.
К примеру на момент ДТП автомобиль оценили в 450000 рублей, годных остатков было на 120000 рублей вычитаем из 450000 (рыночная стоимость авто) 120000 годных остатков и получаем 320000 рублей выплат на руки. Это лишь пример!
Обратимся к пункту 18 статьи 12 «Закона об ОСАГО» где говорится, что в случае полной гибели имущества, подразумевается автомобиль, то выплаты происходят в размере рыночной стоимости авто на день ДТП за вычетом годных остатков.
Полная гибель подразумевает случаи, когда ремонт ТС после ДТП не возможен или стоимость самого ремонта пострадавшего авто будет равна стоимости разбитого авто или буде превышать данную стоимость.
Но на практике гибель признается когда ремонт обходится 70-80% от стоимости авто.
Ситуация, когда разбитая машина Вам не нужна.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела в РФ»: В случае утраты, гибели застрахованного имущества, страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.
Без вычетов какого-либо износа. То есть, если вы пишете обычное заявление, то страховщик обязан согласно закону выплатить вам полную страховую сумму. Из этого следует только одно – вы вправе получить полную страховую сумму, указанную в договоре (полисе) страхования.
Вручать такое заявление страховщику лучше всего лично. На копии заявления требуйте поставить отметку о том, что страховщик в лице сотрудника компании получил заявление в определенный день.
В том случае, если разбитый полностью погибший (тотальный автомобиль) вам все-таки нужен, приготовьтесь расстаться со стоимостью годных остатков и со стоимостью износа. Что это значит? Отказываться от автомобиля не нужно, и выплата произойдет за вычетом стоимости разбитой машины и за вычетом износа, который определяется правилами страхования в таких ситуациях.
Страховая компания, сообщит, что в разбитом состоянии он стоит почти половину стоимости от нового, как минимум, треть. Таким образом, Вам по итогу, будет выплачена слишком маленькая сумма.
Оспорить эту сумму можно точно также через независимого эксперта. Попросите его посчитать, кроме ущерба, еще и стоимость годных остатков. После отправляйте претензии в суд.
Скачать
Так сложилось, что менталитет нашего человека не приспособлен к детальному изучению договоров, которые они подписывают. Именно это, становится причиной многих неприятных моментов, а страховой полис — это тоже договор, в котором прописаны все пункты по оценке ущерба и возмещению убытков.
Поэтому, самая первая сложность в данной проблеме, возникает за долго до состоявшейся аварии. Дело в том, что каждая страховая компания имеет схожий план действий и почти одинаковые условия, но могут различаться в мелких деталях. Данные детали могут серьезно повлиять на окончательный результат по выплатам.
Данный этап уже захватывает саму процедуру после ДТП. Естественно, что после самого происшествия, на место аварии необходимо вызвать ГИБДД, и желательно страховщиков. В том случае, если автомобиль имеет значительные повреждения, то необходимо решать вопрос о пригодности транспортного средства к ремонту.
Для этого, как мы уже говорили выше, необходимо определить стоимость работ по восстановлению, но данная процедура может занять много времени. Дело в том, что стоимость ремонта невозможно определить «на глаз», и даже выписка со станции технического обслуживания не станет подтверждением. Такая выписка — это показатель необходимости проведения экспертизы, и определения точной стоимости восстановления. Если машина получила статус «металлолома», то дальнейшие действия упрощаются, но имеют несколько путей развития.
В данной статье мы разберем такое понятие как тотальная гибель транспортного средства или полня гибель, это как раз тот случай когда по законодательству ОСАГО авто погибает, его не целесообразно восстанавливать. Кто то говорит что в таком случае авто не подлежит восстановлению, то есть его не восстановить на столько сильные повреждения! Так ли это и как получить выплаты по страховке при гибели ТС давайте разберемся в данной статье.
Многие считают, что полная гибель ТС это когда автомобиль так пострадал в ДТП, что его прост не возможно снова поставить на ход, к примеру когда кузов разорвало на 2 части, или когда кузов искорежен после кувырков по дороге, нет дело в том, что в рамках ОСАГО тотальным или погибшим признается автомобиль стоимость восстановительного ремонта которого превышает 70% от его стоимости.
К примеру автомобиль на момент ДТП оценивался в 500000 рублей, а его восстановительный ремонт обойдется страховой в 375000 рублей, что более 70% от его стоимости и в такой ситуации автомобиль признается погибшим, не подлежащим восстановлению или тотальным.
Обычно ситуация складывается следующим образом, японский подержанный праворульный автомобиль попадает в ДТП, у него есть ряд повреждений. Цена такого автомобиля может колебаться на момент ДТП от 150000 до 250000 рублей, а ремонт оценивается в 200000 рублей и авто признается тотальным. Яркий примером станет Ниссан Санни из реальной экспертизы, когда в этот Ниссан въехали сзади и толкнули его на впереди стоящий автомобиль, в результате было повреждены две задние фары, задний бампер, две передние фары, передний бампер и скрытые повреждения различной степени. В итоге стоимость данного Ниссана на рынке на момент ДТП была оценена в 170000 рублей, а ремонт в 150000 рублей и ТС в таком случае просто погибло, так как стоимость восстановительного ремонта была более чем 70%. Хотя как вы понимаете от полученных повреждений машина осталась полностью на ходу и на ней можно было спокойно передвигаться после ремонта и до ремонта. Так же есть машина Ниссан Президент, при рыночной стоимости в 500000-550000 рублей, стоимость бампера оценивается в 250000-300000 рублей, понимаю звучит безумно но это так и такой авто может погибнуть очень просто, 2 фары, бампер, скрытые и авто тоталят. Если рассматривать такие случаи применительно к обычной жизни не вникая в законодательство, то глупо было бы говорить, что машина не подлежит восстановлению когда у нее повреждены два бампера и фары, но вот по закону об ОСАГО, если стоимость ремонта с запчастями превышает 70% от стоимости авто, то это тотальная гибель ТС и ничего здесь не поделать.
Обычно тотальными признают автомобили подержанные но когда то в свои годы дорогие, к примеру старые БМВ, Ауди, Мерседесы, люксовые Японцы и порой Корейцы. Новые авто как вы понимаете, что бы ушли в тотал должны быть серьезно повреждены, обычно они все же не погибают.
С одной стороны вы получаете деньги за вычетом годных остатков.
Что такое годные остатки?
Смотрите, здесь все просто, после ДТП у автомобиля страдают некоторые детали, их восстановить уже не возможно, но остаются запчасти, которые все целые и их можно продать на другие автомобили, то есть годными остатками признаются детали на автомобиле, которые в результате ДТП не пострадали и эти детали можно реализовать (продать) владельцам точно таких же авто как у вас.
Расчеты происходят следующим образом, страховая рассчитывает рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП, после чего считает те самые годные остатки, которые можно продать, вычитает из рыночной стоимости авто стоимость годных остатков и получается сумма ущерба которая и выплачивается вам на руки. Это конечно приблизительная схема расчета, есть не мало тонкостей но в целом все выгляди именно так.
Полная гибель автомобиля по ОСАГО и КАСКО
Во первых вам необходимо разобраться действительно ли ваш автомобиль ушел в тотал, это очень важно.
Для этого вам необходимо обратиться к независимым авто-экспертам, которые произведут правильные расчеты и вы увидите реальную картину, действительно ли погиб автомобиль, если да то какова реальная стоимость годных остатков, каков износ, какая реальная рыночная стоимость вашего авто на момент ДТП и сколько вы получите на руки денег.
На экспертизу которая будет проходить в автосервисе (ведь автомобиль должен быть частично разобран) обязательно приглашается телеграммой представитель страховой компании на конкретную дату и время за 3 рабочих дня до проведения экспертизы.
Если экспертиза покажет, что автомобиль не тотальный, то есть не погиб, то вы будете знать какова реальная стоимость ущерба и сколько вам должна выплатить страховая.
Когда у вас на руках будет экспертиза, вы будете понимать на сколько вас обманули в страховой, вы можете написать претензию страховой компании в которой потребовать выплатить вам разницу в полном объеме. Если страховая откажет вам платить по претензии, то здесь нужно подготовить исковое заявление и подать на страховую в суд и уже в судебном порядке взыскивать со страховой разницу в выплатах, штраф в размере 50% от суммы иска и неустойку в 1% за каждый день просрочки выполнения требований в добровольном порядке.
Скажу сразу, вам в таком случае обязательно потребуется грамотный автоюрист, который сможет отстоять ваши права в суде, обойти все подводные камни по данным спорам и отсудить вам все необходимые вам компенсации.
Каждая ситуация индивидуальна, я рассказал лишь примерную схему как все происходит при спорах со страховой по тотальной гибели автомобиля в случае компенсации в рамках ОСАГО, у вас может быть совсем другая ситуация.
Если у вас остались вопросы, то задайте их нашему юристу на сайте, он проконсультирует вас и ответит на все интересующие вопросы, поможет решить проблемы и даст рекомендации к действию.
Страхование гражданской ответственности с помощью полиса ОСАГО предусматривает обязанность страховых компаний выплачивать страхователям возмещение ущерба при наступлении страховых случаев. Полная гибель автомобиля, или, как часто это называют, «тотал» – один из таких случаев.
Полная гибель автомобиля – это ситуация, при которой отремонтировать автомобиль не представляется возможным либо же ремонт обойдется дороже, чем рыночная стоимость машины.
Методы признания смерти авто регулируются с помощью Единой Методики, утвержденной Банком РФ. Заключение о гибели транспортного средства может выдавать эксперт-техник, который оценивает сумму ущерба имущества и подписывает экспертное заключение. Он работает в интересах фирмы-страховщика, поэтому и его выводы могут не вполне соответствовать действительности.
Если владелец не согласен с решением о полной гибели его авто, то имеет право:
- предоставить в суд доказательства о реальной возможности восстановления автомобиля;
- провести независимую экспертную оценку, и, если выводы экспертов не совпадают, требовать возмещения разницы оценок через суд;
- при полной гибели авто требовать точной рыночной оценки оставшихся пригодными запчастей;
- имея на руках договор с ОСАГО, лучше отказаться от имущественных прав на свою машину в пользу страховщика.
Полная техническая гибель автомобиля наступает, если его ремонт без учета износа дороже или равен его рыночной цене на момент возникновения аварийной ситуации. Рыночную стоимость нового автомобиля определить легко — чеки и договор станут доказательствами.
Стоимость ремонта старого транспортного средства наверняка превысит его рыночную цену на момент ДТП, а годные запчасти с учетом их износа вообще не имеют высокой ценности.
Интересы страховщика в этом варианте заключаются в существенном занижении рыночной цены машины.
По утвержденным законодательством РФ правилам величина страховых выплат за погибший автомобиль должна соответствовать полной стоимости транспортного средства на момент произошедшей ситуации. Никаких вычетов из этой суммы не предусмотрено, однако страховщики всеми способами стараются занизить сумму выплат страхователю. Именно поэтому независимая экспертиза необходима.
Справка: во многих случаях клиент получает сумму, которой будет не достаточно для погашения долга по кредиту за автомобиль. Страховщик при этом получает авто, которое может восстановить и продать.
Выплата страхового возмещения зависит от решения страхователя. У него есть два различных решения:
- Получить полную страховую сумму, передав свой погибший автомобиль в распоряжение страховщика.
- Получить страховую сумму за вычетом амортизации авто и цены годных запчастей, оставив аварийную машину в своей собственности.
Максимальная величина страхового возмещения составляет 400 тыс. руб., причем в эту сумму не засчитывается износ автомобиля или стоимость его ремонта. Страхователь может отдать свой разбитый автомобиль страховщику без его одобрения.
Согласно новому закону об ОСАГО страховое возмещение можно заменить ремонтом авто, во время которого компания экономит, используя бывшие в употреблении детали.
Это противозаконно и может происходить только с письменного разрешения пострадавшего.
Для ремонта авто после аварии требуется покупка запчастей и расходных материалов, а также оплата услуг механиков, эвакуатора и за хранение транспортного средства до его осмотра и экспертизы.
Учитывается также цена расходных материалов и лакокрасочных покрытий. Иногда эксперт признает повреждение как не относящееся к данному ДТП, поэтому в страховую сумму стоимость этой детали не вносят.
В том случае, если в ДТП пострадал человек, может быть взыскан еще и моральный ущерб.
Заводы-изготовители устанавливают нормативы на все проводимые в автосервисах работы, рассчитываемые в нормо-часах. Стоимость работы определяется путем умножения стоимости нормо-часа на время проведения стандартной операции. Таким образом можно рассчитать, сколько будут стоить услуги механиков.
В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто.
Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты.
Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.
Если вы уверены в том, что страховая компания сознательно принижает величину выплачиваемых денег, то следует обратиться к опытным юристам, которые подскажут, как быть в этой ситуации. Обязательным условием будет привлечение к разрешению этого спорного вопроса независимых экспертов.
Особенно выгодно фирмам-страховщикам признавать конструктивную гибель почти новых автомобилей. Запчасти к ним очень дорогие, а выплаты производятся по схеме: рыночная стоимость минус стоимость пригодных запасных частей. Исключением могут оказаться лишь совершенно новые авто, на покупку которых есть чеки и договора.
Все действия страховой компании имеют определенный регламент.
Страховщик может значительно оттягивать момент окончательного решения, ссылаясь на проведение дополнительных экспертиз или затягивание работ автосервиса по уточнению диагностики повреждений.
СК может предлагать заключить дополнительные соглашения о продаже аварийного авто третьим лицам, но соглашаться на это нельзя, так как в суде вам нечего будет предъявить — вы ведь сами согласились!
Автомобиль после ДТП требует тщательного осмотра независимым экспертом. Если автомобиль признан не подлежащим восстановлению (или погибшим), вы имеете право на полное возмещение его стоимости на момент аварии.
При подписании договора обратите особое внимание, не занижен ли процент повреждений, при котором признается гибель авто. Внимательно изучите все пункты договора, особенно те, которые связаны с возможными выплатами.
Если есть что-либо не понятное, требуйте разъяснений.
Если ваш автомобиль можно отремонтировать за 30-50% от его стоимости, имеет смысл получить по полису ОСАГО стоимость годных остатков. Расчет суммы убытков страхователя законодательно не утвержден.
В интересах страховщика максимально уменьшить выплаты по возмещению его ущерба. Для этого они используют все доступные методы.
Будьте готовы вынести серьезное решение — отдавать свое транспортное средство СК или нет, от этого тоже зависит сумма причитающихся вам выплат.
По КАСКО ситуация определения полной или конструктивной потери (гибели) автотранспорта регулируется правилами определенной страховой организации. Наступлением гибели автомобиля может считаться превышение стоимости ремонтных работ показателя в 65%-80%.
Когда предел для значения полной гибели не отражен в правилах страхования, то СК может по собственному усмотрения принять в качестве порогового критерия ремонтную сумму даже меньше 50% от оценки транспортного средства. Ситуацию можно обжаловать в суде, руководствуясь более высокими показателями, как по ОСАГО или другим компаниям.
При ОСАГО гибель признается полной, если ремонтные затраты с учетом показателя износа составили больше 80% рыночной оценки автомобиля на день происшествия (ДТП) или если сумма ремонтных работ без учета величины износа больше рыночной цены автомобиля до аварии.
При возникновении страховой ситуации потерпевший может претендовать на получение компенсации по стоимости ТС в рамках установленного законодательно лимита по ответственности (порядка 400 тыс.руб) без стоимости годных к дальнейшему использованию деталей, рассчитываемой по специальной формуле.
В случае полной гибели автомобиля по КАСКО размер покрытия рассчитывается следующими способами:
- Клиенту выплачивается причитающийся размер страховки в полном объеме за вычетом износа, если отказывается от прав собственности на транспортное средство. Применяемые нормы износа указываются в правилах любого страховщика и не всегда оказываются приемлемыми для клиента. В ряде случаев, предпочтительных для выгодополучателя, износ пересчитывается по календарным дням равномерно. Более сложные схемы, учитывающие износ в первый месяц соглашения в размере 5%, во второй – в пределах 3% и в последующие периоды – по 1%, менее выгодны.
- Автомобиль остается в собственности клиента, а размер выплаты определяется из оценки износа и годных к дальнейшему использованию остатков. В таком варианте страховщики стремятся к максимально возможному завышению остаточной стоимости деталей для уменьшения величины подлежащего выплате страхового покрытия.
Если размер ущерба приближается к пороговому значению, СК в целях уменьшения размера выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля часто стараются разными способами завысить цену восстановительных работ.
Ведь затраты по ремонту в этом случае, практически равные порогу полной гибели, намного превышают страховые выплаты, рассчитываемые с учетом годных остатков.
При признании гибели ТС прекращает сове действие и договор страхования, что также выгодно для СК.
С одной стороны вы получаете деньги за вычетом годных остатков.
Что такое годные остатки?
Смотрите, здесь все просто, после ДТП у автомобиля страдают некоторые детали, их восстановить уже не возможно, но остаются запчасти, которые все целые и их можно продать на другие автомобили, то есть годными остатками признаются детали на автомобиле, которые в результате ДТП не пострадали и эти детали можно реализовать (продать) владельцам точно таких же авто как у вас.
Расчеты происходят следующим образом, страховая рассчитывает рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП, после чего считает те самые годные остатки, которые можно продать, вычитает из рыночной стоимости авто стоимость годных остатков и получается сумма ущерба которая и выплачивается вам на руки. Это конечно приблизительная схема расчета, есть не мало тонкостей но в целом все выгляди именно так.
К примеру на момент ДТП автомобиль оценили в 450000 рублей, годных остатков было на 120000 рублей вычитаем из 450000 (рыночная стоимость авто) 120000 годных остатков и получаем 320000 рублей выплат на руки. Это лишь пример!
Обратимся к пункту 18 статьи 12 «Закона об ОСАГО» где говорится, что в случае полной гибели имущества, подразумевается автомобиль, то выплаты происходят в размере рыночной стоимости авто на день ДТП за вычетом годных остатков.
Полная гибель подразумевает случаи, когда ремонт ТС после ДТП не возможен или стоимость самого ремонта пострадавшего авто будет равна стоимости разбитого авто или буде превышать данную стоимость.
Но на практике гибель признается когда ремонт обходится 70-80% от стоимости авто.
Мы разобрались, что выплаты это рыночная стоимость авто минус годные остатки.
Но страховые делают следующий финт ушами, если обычно страховые занижают выплаты по ущербу автомобиля, значительно занижая стоимость ремонта и запасных частей, то в случае с полной гибелью ТС страховой выгоднее завысить стоимость годных.
Годные остатки оцениваются слишком дорого и из них вычитается амортизационный износ, что позволяет страховой вычесть стоимость остатков с износом из рыночной стоимости авто и за счет этого заплатить клиенту меньше денег.
Конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО
Иногда страховые компании сотрудничают с довольно сомнительными фирмами, потому нельзя судить о благонадёжности посредника по репутации страховщика. Какой бы вариант выплаты вы ни выбрали, речь пойдёт о крупной денежной сумме.
Срок выплаты Каждый страховщик устанавливает свой срок урегулирования убытка по тоталу. Чаще всего страховые компании указывают в правилах КАСКО , что решение по выплатному делу должно быть принято в течение тридцати дней.
Так как автомобиль не на ходу приехавший специалист уточнил, как проводился осмотр автомобиля, после чего сказал: «проводивший осмотр специалист от страховой компании не учёл стоимость работ, которую он должен был указать в том же бланке осмотра» — что соответственно будет влиять на итоговую цену выплаты, после чего приступил к осмотру.
Прошло 10 дней, нам передали результаты экспертного заключения об оценке стоимости восстановительного ремонта, а так же анализ рыночной стоимости данного ТС.
По оценкам вышло, что ремонт включая запчасти составляет 586к деревянных без учета износа, а с учетом 367к деревянных, в выводе так же указано, что средняя стоимость данного ТС составляет 298к деревянных — восстановление данного автомобиля нецелесообразно.
Если страховая компания каско признала автомобиль полностью уничтоженным, то у владельца есть два пути:
- отказаться от автомобиля в пользу страховой компании (тогда из страховой стоимости будет вычитаться только износ),
- оставить автомобиль у себя в собственности, но при этом из страховой суммы будет вычитаться не только износ, но и стоимость годных остатков транспортного средства. Естественно, что страховщики по возможности эту самую стоимость постараются завысить!
Прежде чем выбирать один из двух вариантов, вам следует просчитать каждый из них.
Второй вариант, при котором вы оставляете разбитый автомобиль себе, стоит выбирать в том случае, если автомобиль еще можно восстановить или если вы уверены, что сможете продать остатки ТС.
Однако судебная практика по КАСКО при полной гибели машины показывает, что во многих случаях иски автовладельцев в таких делах, где страховая компания отказывается выплачивать полную стоимость авто, удовлетворяются в пользу истцов.
Требования к машине Как упоминалось выше, в большинстве компаний, страхующих от угона или от угона и полной гибели, выдвигается основное требование — наличие противоугонной системы. Но здесь стоит быть внимательнее.
Допустим, что автомобиль находится на гарантии, поскольку приобретался у официального дилера. В этом случае может оказаться, что установка противоугонной системы аннулирует оставшийся срок гарантии.
Какие компании предлагают? Среди наиболее популярных страховщиков, предоставляющих страхование КАСКО Тотал, можно выделить:
- Росгосстрах.
- АльфаСтрахование.
- Ингосстрах.
- РЕСО-Гарантия.
- Зетта.
- Интач Страхование.
Выплаты по страховке и их сроки Сроки выплат компенсаций по страховому полису КАСКО не определены законодательно. Ни один нормативный акт не предусматривает ограничений в этом вопросе.
Но в данном случае обогащение утверждено законодательно и самим условием страхового договора. Последним аргументом перед страховщиком может быть факт, что незаконное обогащение подлежит обязательному возврату на основании гл. 60 Гражданского Кодекса РФ. При несогласии с признанием тотала автовладелец может:
- Сделать независимую экспертизу и, в случае расхождений с данными страховой фирмы, подать иск в суд для возмещения разницы оценок.
- Если тотал признан, сделать грамотную оценку остатков. Если видна разница с оценкой страховой фирмы, то можно также подать иск в суд.
- При ОСАГО часто выгоднее отказаться от автомобиля и получить полную сумму страховки без различных вычетов.
Во многих случаях признание полной гибели автомобиля невыгодно для страхователя. Если это так, принимайте все законные меры для доказательства обратного.
Понятие «тотала» не фигурирует в страховом законодательстве, однако, на практике применяется страховщиками для обозначения страхового случая, предполагающего признание абсолютной гибели транспортного средства.
Условия констатации тотала регламентированы ФЗ №40 «Об ОСАГО», где соответствующими основаниями служат невозможность проведения ремонтных работ в связи с большим объемом ущерба или эквивалентность стоимости автомобиля и затрат на его восстановление (п. 18 ст. 12).
После установления гибели транспортного средства страховщик обязуется возместить автовладельцу рыночную стоимость авто за вычетом уцелевших комплектующих. Различные страховые компании, руководствуясь внутренней политикой, устанавливают собственные коэффициенты повреждений, служащих основанием для признания ТС пришедшим в негодность. Как правило они варьируются в диапазоне от 60% до 85%.
Таким образом, страховой случай по тоталу будет означать невозможность (тотальная гибель) или нецелесообразность восстановления транспортного средства по экономическим соображениям (конструктивная гибель), что предполагает выплату материальной компенсации в соответствии со страховым договором и законодательством РФ.
При страховании по КАСКО расчеты порога «тотального» страхового случая привязаны к рыночной стоимости авто. В случае с ОСАГО, согласно п. 18 ст. 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО», полная гибель автомобиля устанавливается по одному из двух оснований:
- стоимость восстановительных работ, по оценке технического эксперта, равна либо превышает рыночную стоимость ТС на момент наступления страхового случая;
- объем ущерба, нанесенного авто, составляет более 60-85% от общей площади.
Существенными условиями при расчете для страховщика является рыночная стоимость автомобиля на момент происшествия и стоимость ремонтных работ с учетом и без учета износа.
Это связано с тем, что при признании тотала в формуле применяется величина «рынка» без учета износа, а при выплатах на восстановление — с учетом.
Таким образом, сравнив результаты вычислений страховщик, заинтересованный в минимальной выплате, выберет наименьший показатель.
Справка. Дополнительно в формуле участвуют величины, отражающие стоимость уцелевших комплектующих. При этом сумма страховых выплат не может превышать лимит, установленный законодательством РФ.
В некоторых случаях страховой компании будет выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, даже если сумма затрат на восстановительные работы не превосходит стоимость ТС. Страховщик возьмет в расчет два фактора:
- срок эксплуатации и год выпуска автомобиля, т. к. этот показатель влияет на фактическую стоимость по рынку; чем моложе автомобиль, тем дороже уцелевшие комплектующие, что позволит существенно снизить размер страховых выплат;
- результаты расчетов сумм, подлежащих к выплате, с учетом и без учета износа, что бы выбрать наименьшую.
Пример. К страховщику поступает автомобиль сроком эксплуатации в 3 года по средней рыночной цене в 700 тыс. рублей. Условия и расчет:
- рыночная стоимость авто в момент наступления страхового случая — 620 тыс. рублей;
- стоимость ремонта с учетом износа — 400 тыс. рублей;
- стоимость ремонта без учета износа — 600 тыс. рублей;
- стоимость годных остатков — 300 тыс. рублей.
Таким образом, к оплате с признанием тотала: 620 000 — 300 000 = 320 000; к оплате без признания тотала: 400 000 (стоимость ремонта без учета износа). Страховщику в таком случае выгоднее признать тотал и выплатить 320 тыс. вместо 400 тыс.
Справка. В случаях, когда стоимость ремонта выше стоимости автомобиля, но страховщику невыгодно выплачивать страховую сумму по тоталу, компании идут на различные методы фальсификации экспертных поэтому нередко страхователь предпочитает обращаться за помощью в независимые организации. Предоставив документ, свидетельствующий о реальных величинах, проще избежать обмана со стороны страховщика.
Страховые организации в договоре со страхователем нередко вносят пункты, касающиеся условий последующей эксплуатации транспортного средства после признания полной гибели.
Например, сумма страховых выплат в случае возвращения авто владельцу будет существенно ниже, нежели чем при передаче его страховщику, так как из суммы высчитывается эквивалент амортизированного износа и стоимость годных остатков.
При этом страховой организации выгоднее признать полную гибель авто с его последующей реализацией.