Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать полицейскому если он попал в дтп приказ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.
Автомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.
Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.
- Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
- Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего. - Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров). - До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.
Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.
По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:
- Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
- Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
- Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
- После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании. - Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.
Согласно неофициальным данным, каждое 13-е дорожное происшествие случается с участием сотрудника полиции.
Учитывая все происходящие ДТП в России, можно составить статистику аварий, произошедших, в том числе, с участием служителей порядка:
Статистика | С участием полицейских | С участием простых граждан |
Общее число аварий | 10% | 90% |
Количество смертей | 18% | 82% |
Наезд на пешехода | 8% | 92% |
Но с каждым годом количество ДТП, произошедших по вине сотрудников полиции, увеличивается. Так, с 2014 года показатель вырос на 40%.
Хотя в МВД данный параметр отрицают. Они утверждают, что, наоборот, полицейские стали более аккуратными и количество ДТП с их участием стремительно снижается.
Если произошло ДТП с полицейской машиной, оформление производится по стандартной схеме:
- Оказание помощи пострадавшим. Если в аварии пострадали люди, требуется оказать первую помощь и вызвать медиков.
- Вызов ГАИ на место происшествия. Оформлять ДТП не может полицейский, ставший участником аварии.
- Оформление ДТП. Оба водителя принимают участие в составлении протокола. Важно обратить внимание на корректность указанных данных. Если причиной аварии стали внешние факторы, а также при наличии алкогольного опьянения у одного из водителей, то сведения должны быть занесены в протокол.
- Составление извещения о ДТП. Для получения страховой выплаты участники ДТП должны заполнять извещение. В нем описываются данные водителей, рисуется схема происшествия, указываются факторы, повлекшие столкновение автомобилей.
- Опрос свидетелей. Если происшествие видели люди, то следует заручиться их поддержкой, попросив написать показания на бумаге и записав контактные данные.
- Получение документов. После оформления происшествия необходимые справки и документы можно получить в отделении ГИБДД. В течение 5 дней со дня аварии следует забрать документы и обратиться в страховую компанию для выдачи компенсации.
Сотрудник полиции, ставший одним из участников ДТП, приравнивается к обычным гражданам. Он также должен следить за корректностью указываемых сведений и заполнять извещение для страховой компании.
Сотрудник полиции может активно содействовать в составлении протокола и других документов, но не имеет права искажать данные.
Фактически, ответственность несут все лица, действия которых стали причиной аварии на дороге. Наказание не смягчает служебное положение и спецавтомобиль.
Но в некоторых случаях полицейский может быть признан невиновным, если выполнение служебных обязательств потребовало нарушить ПДД, о чем другие водители были предупреждены сигнальными маячками.
Если полицейский нарушил данное правило, то он признается виновным. Каждый случай со служебной машиной рассматривается индивидуально.
Сейчас ведется активная борьба с нарушителями-полицейскими. Если раньше служители порядка могли уйти от ответственности благодаря «связям», то сейчас наказания ужесточились.
Штрафы едины для всех лиц, независимо от правового статуса и занимаемой должности. Но именно полицейские должны быть примером для других водителей, показывая езду с соблюдением правил.
Для нарушителей предусмотрено три вида ответственности:
- гражданская;
- административная;
- уголовная.
При возникновении гражданской ответственности нарушитель обязуется возместить материальный ущерб пострадавшей стороне.
Основная часть расходов ложиться на плечи страховой компании, но второй водитель может обратиться в суд для взыскания морального ущерба.
Оформление ДТП 💼 в 2020 году от А до Я
Сокрытие с места ДТП является административным правонарушением. Смягчающим обстоятельством является два фактора:
- водитель покинул место происшествия для транспортировки пострадавших людей в медицинское учреждение;
- полицейскому требуется незамедлительно выполнить служебное задание (например, догнать правонарушителя).
Если водитель скрылся без уважительных причин, то ему грозит наказание:
Арест | на 15 суток |
Штраф | в размере 1 000 рублей |
Лишение водительского удостоверения | на 1,5 года |
К сотрудникам полиции применяются и особые наказания в виде выговора от руководства и увольнение со службы.
Для водителей, находящихся во время ТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, предусматривается более жесткое наказание.
Этот фактор является отягощающим обстоятельством и приравнивается к причине столкновения автомобилей.
Основное наказание для водителей, управляющих автомобилем в алкогольном опьянении – лишение водительского удостоверения на 3 года. Ответственность применима при любых обстоятельствах, даже если действия пьяного человека не привели к аварии.
Если один из участников ДТП находится в алкогольном опьянении, ему грозит наказание:
При условии, что в ДТП пострадали люди и получили травмы средней тяжести | тюремное заключение сроком до 4 лет или принудительные работы в течение 3 лет |
Пьяному водителю, чьи действия привели к гибели человека | арест на 7 лет |
Для водителей, находящихся в алкогольном опьянении, а в ДТП погибло более одного человека | тюремное заключение на срок до 9 лет |
Алкогольное опьянение всегда ужесточает наказание для нарушителя. В суде не работают отговорки, например, рождение ребенка, свадьба и т.д.
Законы действительны в отношении всех лиц, независимо от правового статуса и служебного положения. Конечно, многим полицейским удается уйти от сурового наказания, но при любом решении суда их обязывают оставить занимаемую должность.
Что делать, если попал в ДТП? С этим вопросом сталкивается почти каждый автовладелец, став участником аварии. Вопреки простоте и безапелляционности Правил дорожного движения РФ, дорожный инцидент вызывает серьезное замешательство — не в последнюю очередь из-за стресса самого водителя. Как поступить и что делать при аварии , дабы это соответствовало требованиям закона?
Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала. Ни в коем случае не покидайте место ДТП. Если вы уедете с места происшествия, вас могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или арестовать на 15 суток часть 2 статьи
Чтобы этому противостоять, каждому гражданину, попавшему в ДТП с участием стражей порядка, необходимо точно знать свои права и обязанности и действовать строго по закону. Прежде всего, надо иметь в виду, что полицейские, став участниками любой аварии, автоматически теряют свой служебный статус на весь процесс оформления ДТП и определения виновных. Поэтому если необходимо, чтобы протокол осмотра места происшествия составили представители правоохранительных органов, то участники ДТП, кем бы они ни были, сделать этого не имеют никакого права. А значит для обычного водителя подобная авария по закону ничем не отличается от любой другой.
За сокрытие с места происшествия предусмотрено лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет либо административный арест на срок до 15 суток. При этом административный арест считается более тяжким наказанием, поэтому при отсутствии отягчающих обстоятельств правонарушитель будет лишен водительских прав. Действия по освобождению проезжей части от машин зависят от того, если ли в ДТП пострадавшие. Если пострадавшие есть, то проезжую часть следует освобождать лишь в том случае, когда движение других автомобилей невозможно например, заняты две полосы из двух. Перед этим надо с помощью фото- и видеосъемки зафиксировать положение машин по отношению друг к другу и окружающим объектам, а также по возможности сохранить следы и предметы, относящиеся к ДТП. После этого надо записать фамилии и адреса очевидцев и ждать прибытия сотрудников полиции. Если пострадавших нет, то водители обязаны освободить проезжую часть даже в том случае, когда движению других транспортных средств создается лишь частичное препятствие например, занята одна полоса из двух.
А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным. Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии. Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.
Авария — это всегда неприятная история, отнимающая много сил, времени и нервов. Но к ДТП нужно быть готовым: в больших городах — это, увы, не редкость.
Отказаться от нее или выбрать другую можно, но с большими ограничениями. Монтаж оборудования трансформаторных подстанций Подстанция, в которой стоят повышающие трансформаторы, повышает электрическое напряжение при соответствующем снижении значения силы тока, в то время как понижающая подстанция уменьшает выходное напряжение при пропорциональном увеличении силы тока.
Сеть супермаркетов «Норман» в Москве продает напитки в розницу организациям с оплатой по безналичному расчету.
Что делать и как себя вести, если попал в ДТП на дороге
Авария может возникнуть по многим причинам: по собственной вине или вашего оппонента, из-за неисправностей автомобиля либо плохому обзору на дороге. Какие бы эмоции ни бушевали в вашей душе в момент аварии, важно не рубить сгоряча. Возможно, отчасти вина лежит на ваших плечах, поэтому нужно думать о главном: безопасности пассажиров в собственном и соседнем авто и возможном возмещении ущерба.
В случае если человек попал в ДТП, порядок действий по ОСАГО практически не отличается от действий с полисом КАСКО. Существенным отличием этих полисов является то, что ОСАГО покрывает ущерб третьим лицам, а КАСКО подразумевает ремонт застрахованного авто.
Пострадавшая сторона обращается для возмещения ущерба в отделение своей страховой компании. Пострадавший должен обеспечить полный доступ сотрудникам страховой компании для экспертизы ТС. Экспертиза может проводиться как представителями страховой компании, так и независимыми экспертами. В течение 15 дней страховая компания должна провести осмотр машины. Выплата ущерба должна осуществляться в течение 20 календарных дней от даты подачи заявления. Если в выплате ущерба отказано или же вы не согласны с размером выплаты, то необходимо подавать исковое заявление в суд, но при этом нужно сделать независимую экспертизу неисправности ТС.
В первую очередь после оформления ДТП пострадавшему нужно созвониться со страховщиками виновника, чтобы они зарегистрировали страховой случай. Необходимо рассказать все, что известно об аварии, если потребуется – ответить на вопросы.
Не позже чем через 5 дней после оформления, пострадавшему стоит приехать к страховщикам для написания заявления. Сотрудники могут предложить провести осмотр машины, на это нужно согласиться, а в случае значительных повреждений – пригласить своего эксперта. На осмотре и при составлении акта обязательно должен быть виновник: это понадобится, если по выплате придется обращаться в суд.
Каждый предъявленный страховщикам документ нужно копировать для себя, причем так, чтобы видны были отметки о принятии. Обязательно учесть дату принятия на последнем документе, поскольку с нее начинается отсчет тех 20 дней, в течение которых выплата должна быть произведена. С первого дня задержки начисляется неустойка.
Страховая выплата может не покрыть ремонт, поскольку расчет суммы делается из учета, указанных в акте, повреждений авто и приблизительной цены на их починку. В этом случае надо принять выплату, отремонтировать машину, сохраняя наряды, чеки и акты приемки работ. А с этими документами обратиться к страховщикам виновника аварии.
Если во время ремонта обнаружатся скрытые дефекты последствий ДТП, что бывает часто, следует провести дополнительный осмотр, вызвав представителя страховой компании и виновника аварии.
Если у пострадавшего дорожно-транспортного происшествия имеется КАСКО, то ему понадобится:
- позвонить в страховую компанию, чтобы начать урегулирование дела;
- либо написать заявление об отказе от этого, а после, уже с отметкой о приеме, приложить это заявление к документам для ОСАГО виновника.
Прежде, чем приступить к самостоятельному заполнению извещения после оформления ДТП, надо учесть, что:
- писать лучше шариковой ручкой, ведь чернила или гелиевая размажутся от малейшего попадания влаги, а карандаш можно стереть и подделать запись;
- оба участника аварии должны заполнять один бланк извещения, и не имеет значения, кто из них его предоставит.
Оборотную сторону, водители заполняют самостоятельно. Тут потребуется указать дополнительную информацию о самой аварии и машинах участников.
Если места на бланке окажется недостаточно, можно дописать сведения на чистом листе бумаги, который потом приложить к извещению. При этом обязательно нужно сделать на оборотной стороне пометку о том, что есть приложение, и указать, кто его составил.
Если у водителя есть запись ДТП с видеорегистратора, об этом необходимо сделать пометку в извещении, а также отдать копию записи страховщикам. Она может быть доказательством правоты конкретного участника после дорожно-транспортного происшествия.
Пометки в ячейках надо делать с помощью галочки или крестика. В графах, где сведений нет, стоит ставить либо прочерк, либо латинскую букву Z, либо слово «нет».
Действия после оформления дорожно-транспортного происшествия
Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:
- обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
- ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
- после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
- если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
- если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.
И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.
Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:
- включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
- узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
- не менять положение поврежденных ТС;
- вызвать сотрудников ГИБДД;
- позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
- осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
- сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;
Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:
- Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.
Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.
Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:
- Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.
Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.
- Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:
«Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: … причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;… причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.».
Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.
Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.
Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.
Для урегулирования споров сначала необходимо прибегнуть к досудебному разбирательству. Сразу на месте ДТП следим, чтобы инспектор указал в справке о произошедшем, что у виновника нет полиса ОСАГО.
Также фиксируем данные виновника:
- ФИО;
- адрес прописки;
- номер телефона.
Затем нужно собирать документы для юридической претензии. Понадобятся:
Нет. В соответствие с ч. 2 ст. 13 Закона РФ «О полиции» такое право возникает у полицейского только если:
- есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления;
- есть данные, что гражданин находится в розыске;
- есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения;
- есть основания для задержания гражданина.
В соответствие с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции» к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше:
- Подозреваемые в совершении преступлений и лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
- Совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания наказания, не прибывшие к месту отбытия наказания;
- Уклоняющиеся от административного ареста, либо от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, либо от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
- Незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на охраняемые объекты;
- Допустившие нарушение правил комендантского часа;
- Предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих;
- Совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом госпитализации в такое учреждение;
- В отношении которых поступило требование о выдаче от иностранного государства по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Если вы к указанным категориям граждан не относитесь, то и проверять ваши документы у полицейского нет никаких оснований. Но не следует забывать, что в соответствии со ст. 72 приказа МВД РФ от 29.01.08 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» полиция обязана обращать особое внимание на:
- лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны;
- проявляющих подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;
- группы лиц, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах;
- занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
- безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.
Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является.
При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
- назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
- в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5 ФЗ -3).
Особые требования при общении с гражданином предъявляет к сотруднику ППС Устав патрульно-постовой службы (приказ МВД РФ № 80 от 2008 г). Сотрудник ППС обязан поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения (п. 227 Устава ППСМ). По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) милиционер обязан назвать свою фамилию, орган внутренних дел и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 228 Устава ППСМ). Как указано в «Памятке о профессиональной культуре взаимоотношений сотрудников милиции и граждан», «в обращении с гражданами недопустимы высокомерный тон, грубость, заносчивость, невежливое изложение замечаний, угрозы, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство», нравоучения и несправедливые упреки, предъявления незаслуженных обвинений, угрожающие жесты и знаки. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего».
В разговоре с гражданами сотрудник ППСМ обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229). Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием (п. 230).
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали (п. 231). С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста (п. 232). Если в документ гражданина вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их (п. 233).
В то же время следует отметить такую непростую ситуацию, когда вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права. В подобной ситуации надо постараться объяснить сотруднику полиции, что он не прав; если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел о допущенном нарушении. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, можно простить сотрудника (если он принес вам извинение), либо обжаловать его действия.
Попал в ДТП без страховки и я виноват
Нет. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ любая обязанность на гражданина может быть возложена только федеральным законом. Однако ни один федеральный закон не требует от гражданина иметь при себе паспорт. Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно.
Но если гражданин утратил или повредил паспорт из-за небрежного хранения, либо умышленно сделал своему паспорту харакири, его ждет ответственность по ст. 19.16 КОАП — штраф в размере от 100 до 300 руб. Наступает ответственность гражданина и в случае, если по месту своего постоянного жительства или месту временного проживания (т.н. месту пребывания) он не имеет паспорта либо паспорт недействителен, либо у гражданина нет регистрации. При этом обратите внимание: граждане России и Беларуси вправе проживать на жилой площади без регистрации до 90 дней, иностранные граждане — до 7 дней.
Уточним, что же такое «место пребывания» и «место жительства». В соответствие с Законом РФ от 25.06.93 N 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» под местом пребывания понимается жилое помещение, в котором человек проживает временно (например, гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, турбаза, больница и т.д.).
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое, общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и т. д, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 2 Закона РФ).
В соответствие с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.07.95 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» контроль за соблюдением Правил регистрации осуществляют органы ФМС РФ. Полиция же им в этом только помогает.
Если вы считаете, что ничего не нарушили и оснований для проверки ваших документов не имелось, но при этом полицейский добросовестно заблуждался, невольно нарушив ваши права, надо постараться избежать развития конфликта, объяснить ему, что он не прав. Если он с вами не согласится, следует выполнить его требования, проинформировав о допущенном нарушении по телефону «02» дежурную часть органа внутренних дел, попросив направить на место для проведения разбирательства представителя вышестоящего руководства. После того, как ограничение ваших прав было прекращено, если сотрудник принес вам свои извинения, вы вправе его простить, а, если он не раскаивается либо его действиями вам был причинен существенный вред, действия сотрудника следует обжаловать вплоть до взыскания вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием полицейского.
Да. Согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ № 333 от 04.05.10, «вне органов внутренних дел, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации».
Пункт 87 Устава патрульно-постовой службы требует от сотрудника МВД при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. После этого полицейский должен немедленно доложить об этом дежурному и начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. Потому, если вам при обращении к сотруднику полиции рекомендуют отправиться писать заявление в дежурную часть, напомните требование п. 9 приказа МВД РФ № 333.
Вправе, но только если:
- данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, и на этом месте необходимо провести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;
- необходимо сохранить следы преступления;
- для обеспечения безопасности граждан, в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;
- при нахождении в общественных местах на месте проведения несогласованного публичного мероприятия граждан, если возникшее скопление граждан создает угрозу их или иных лиц жизни и здоровью, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).
Правило № 1: перед их применением сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.
Правило № 2: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).
Правило № 3: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.
Правило № 4: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).
Правило № 5 (касается только физической силы): физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).
Правило № 6: «деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан» (п. 2 ст. 5 ФЗ-3).
Поддельные документы также не являются редкостью в наше время. Однако, как нам известно, все тайное рано или поздно становится явью. Если вы выявили у себя подделку до ДТП, то постарайтесь как можно скорее заменить полис на новый в другой страховой компании.
Но тогда кто платит, если у виновника ДТП фальшивый полис ОСАГО? В данном случае наличие поддельного полиса, будет приравниваться к его отсутствию. Следовательно все расходы на ремонт обоих автомобилей (пострадавшего и своего), ложатся на плечи виновника.
Помимо этого, вам также может грозить следующее:
-
Лишение права на управление ТС;
Если ущерб незначительный, лучше оформить европротокол. Плюсы:
- Не придется ждать сотрудников полиции;
- Ущерб пострадавшему выплачивается деньгами.
Есть несколько требований к возможности оформления европротокола:
- В аварии участвуют только два автомобиля. Если вы столкнулись с автомобилем и кто-то из вас даже по касательной задел третью машину – оформить извещение без привлечения полиции не выйдет;
- Без ущерба здоровью. Если кому-то из участников аварии нанесен вред здоровью, то нужно вызывать сотрудников полиции. Напоминаем – главное, что нужно делать при ДТП с пострадавшими – это сразу же убедиться в состоянии других участников аварии. Возможно, им требуется срочная медицинская помощь;
- Нет спора об аварии. Оба автомобилиста должны быть согласны на подписание европротокола. Никаких разногласий о вине быть не может.
Оформлять европротокол стоит только в ситуации, когда вы уверены в незначительности повреждений автомобиля. Точно знаете, что никаких сильных внутренних повреждений машина пострадавшего не получила. Для регионов ущерб составляет 100 тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга и их областей – до 400 тысяч рублей.
Если вы виновник аварии и вы с потерпевшим решили договориться на месте вообще без оформления каких-то документов, возьмите у него расписку. В ней должно быть написано:
- Дата аварии и место, где столкнулись автомобили;
- Полные ФИО участников аварии;
- Марка и модель автомобилей-участников ДТП.
В расписке другой стороне нужно написать, что он не имеет имущественных претензий к участнику столкновения.
В ином случае возможна ситуация, когда виновник аварии спокойно уезжает с места аварии, а потерпевший вызывает сотрудников ГИБДД и оформляется оставление места ДТП. А затем – иск в суд о взыскании ущерба.
Система ОСАГО действует в РФ уже более 16 лет. Принцип заключается в том, что виновник ДТП, при наличии страхового полиса, может возместить ущерб пострадавшей стороне за счёт страховой компании. На сегодня лимит выплат превышает 400 000 руб. Если автогражданка у водителя отсутствует, инспектор ГИБДД может выписать ему штраф неограниченное количество раз.
Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:
- обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
- ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
- после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
- если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
- если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.
И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.
Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.
Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:
- Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
- Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
- Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.
Ни в коем случае нельзя паниковать и пытаться вразумить виновника дорожно-транспортного происшествия силовыми методами. Впоследствии это может негативно отразиться на положении пострадавшего автовладельца – он не только не получит возмещения, но и может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.
В страховую компанию нужно звонить тогда, когда зафиксировано наступление страхового случая. Это делается немедленно, сразу после аварии. Это действие можно выполнить посредством телефонного звонка, некоторые компании дают возможность оповещать о ДТП в режиме онлайн.
Важно соблюдать сроки обращения, они обычно прописаны в страховом договоре. Стандартные сроки оставляют 5 рабочих дней с момента аварии. За этот период надо успеть направить заявление в компанию.
Если такое обращение произошло спустя этот срок, то его могут продлить. Это возможно лишь тогда, когда выплата компенсации будет зависеть от результатов по гражданскому или уголовному делу, или еще не было вынесено постановление об административном нарушении, в котором обычно указывается виновная сторона. Во всех этих случаях срок подачи заявления продлевается то тех пор, пока не будут урегулированы все обозначенные моменты.
Если все сроки упущены, то возмещение ущерба в результате ДТП возможно только в судебном порядке. По таким делам существует срок давности — 3 года с момента аварии.
Зачастую путешественник приезжает на курорт с уверенностью: «Пока я здесь, за меня в ответе туроператор, случись что — позвоню в его колл-центр и моему турагенту». К счастью, опытные менеджеры по туризму знают: за медицинскую помощь отвечает не туроператор, а страховщик, поэтому первым делом нужно позвонить в сервисный центр по номеру, указанному на полисе, и сообщить:
• имя и фамилию застрахованного,
• номер контактного телефона и код страны для обратной связи,
• номер полиса, период и территорию его действия,
• время и обстоятельства происшедшего,
• местонахождение застрахованного,
• характер требуемой помощи.
Кроме того, многие страховые компании требуют прислать по почте скан загранпаспорта для подтверждения сроков пребывания за границей.
Если у туриста нет возможности сразу же связаться с сервисным центром, то ему необходимо самостоятельно обратиться в ближайшую клинику, а при выписке взять у врача следующие документы:
• счет за предоставленные услуги и медикаменты на фирменном бланке с печатью, подписью и датой с указанием ФИО застрахованного;
• документы, подтверждающие факт оплаты медицинских услуг с указанием валюты платежа;
• аптечные чеки/счета об оплате медикаментов, выписанных врачом в связи с установленным диагнозом;
• оригиналы медицинских документов, содержащие сведения о состоянии здоровья туриста в момент обращения за медицинской помощью, диагнозе и о проведенных медицинских манипуляциях с перечислением оказанных услуг и предоставленных медицинских препаратов, дат оказания услуг.
По приезде турист должен приложить к этим бумагам свои полис и заявление в страховую компанию. И если она признает произошедшее страховым случаем, то возместит затраты. Стоит помнить, что, прежде чем выносить решение о выплате, страховщик проводит собственное расследование: может попросить туриста предоставить документы о его состоянии здоровья, запросить данные в любых лечебных учреждениях. Одним словом, скрыть какие-то факты о своем здоровье у вашего клиента вряд ли получится.
Таким образом, алгоритм действий очень прост, однако исключений и нюансов в медицинском страховании так много, что мы предлагаем рассмотреть их на конкретных примерах.
Вне зависимости от того, на каком транспорте турист попал в аварию — ехал на автобусе туроператора, брал машину в аренду или воспользовался местным общественным транспортом, — он может рассчитывать на то, что страховая компания оплатит лечение. Вопреки расхожему мнению действие полиса распространяется и на тот случай, если автокатастрофа произошла во время экскурсии, купленной не у гида в отеле, а в местной турфирме.
Что делать, если вы попали в сложную ситуацию за границей?
Если у туриста оформлен самый стандартный договор медицинского страхования, который идет в «пакете» с туром, то ему придется оплачивать свое лечение самостоятельно. Это правило одинаково для всех видов активного отдыха, будь то футбол на лужайке отеля или прогулка в горах, а также для любительского, профессионального и экстремального спорта.
Если ваш клиент оформил так называемую расширенную страховку, которая распространяется еще и на спортивные травмы, то его лечение будет оплачено страховой компанией. Опять же действует требование не нарушать закон и не употреблять алкоголь/наркотики.
Звонить в сервисный центр страховщика: он обеспечит приезд скорой помощи, а если в этом нет необходимости, сообщит, где находится ближайшая больница.
Страховые компании вместо термина «расширенная страховка» предпочитают говорить о наличии в договоре «повышающего коэффициента» и «страховании дополнительных рисков».
Повышающий коэффициент — это условная единица, используемая для измерения риска, которому подвергается турист. Чем опаснее то, чем он собирается заниматься на отдыхе, тем выше коэффициент, а значит, и цена полиса. Грубо говоря, доплачивая определенную сумму, турист превращает некоторые нестраховые случаи в страховые.
Повышающие коэффициенты обычно накладываются на:
• занятия спортом, катание на горных лыжах и сноуборде;
• управление моторными транспортными средствами, к которым относятся в том числе водные скутеры, мотороллеры, мопеды, яхты;
• лечение солнечных ожогов и иных острых изменений кожного покрова, вызванных воздействием ультрафиолетового излучения;
• травмы и заболевания детей в возрасте до 11 лет и пожилых людей (старше 65 лет);
• полет на летательном аппарате, управление им, прыжки с парашютом;
• потенциальные стихийные бедствия и их последствия, эпидемии, карантин;
• сложные метеоусловия;
• потенциальные военные действия и их последствия, народные волнения, забастовки, мятежи, массовые беспорядки, акты терроризма.
Для эвакуации туристов активизируется МЧС России, на месте им помогает консульство России.
Можно рассчитывать и на помощь страховой компании, но только в том случае, если турист застраховал соответствующие дополнительные риски (повышающий коэффициент за стихийные бедствия и военные действия — см. справку выше).
Страх перед страховкой: что делать, если турист попал в беду?
Если вы действительно хотите, чтобы скрывшегося нашли, необходимо проявлять активность.
Официальный розыск
В первую очередь, постоянно напоминайте сотрудникам органов, занимающихся розыском, что вы заинтересованы в поиске, наведывайтесь к ним узнавайте о ходе расследования (такую информацию вам обязаны предоставить).
Если явно видно бездействие сотрудника, ведущего расследование, пишите жалобу к руководителю подразделения, если это даст ожидаемого эффекта, то и в прокуратуру. Между прочим, халатность – уголовная статья.
Самостоятельные поиски
А также проводите самостоятельные розыски. Особенно если ущерб только имущественный, что означает, что официальные поиски виновника не будут особо активными. Дайте объявление о поиске свидетелей везде, где возможно:
- в соцсетях;
- на интернет-форумах;
- на других общественных площадках интернета;
- в местные газеты;
- в бумажных объявлениях на близлежащих к адресу происшествия подъездах и афишах.
Поспрашивайте у жителей домов, рядом с котором случилась авария. Можно пройтись по близлежащим дворам и пустырям, заглянуть на автосервисы. Просматривайте объявления в интернете о продаже авто. Просите поучаствовать в розыске друзей и знакомых, особенно если они имеют связи в органах или доступ к какой-либо служебной информации.
Кроме того, сейчас есть сервисы в интернете, при помощи которых каждый может узнать достаточно информации о собственнике. Правда, будьте осторожны, так как ресурсы, предлагающие такие услуги, могут оказаться мошенническими.
В общем, помните, что именно от ваших действий во многом зависит исход поисков.
Во-первых, никогда не пытайтесь догнать нарушителя. В крайнем случае это может сделать один из свидетелей, но только если он реально уверен в возможности безопасно преследовать нарушителя и это действительно необходимо, например, чтобы посмотреть номер виновника. Но лучше не устраивать гонок, так как они опасны и могут закончиться новой аварией.
Во-вторых, никогда не уезжайте сами с места происшествия. Даже если вы на 100% уверены, что вы невиноваты в ДТП и сильно куда-то спешите. Уехавший первым участник может вернуться, вызвать ГАИ, и тогда скрывшимся, а, возможно, и виновником, окажетесь вы. И доказать противоположное будет практически невозможно.
При установлении факта сокрытия одного из участников происшествия с места аварии материалы аварии передаются в отдел по розыску. Специалисты отделения по розыску в случае серьёзных ДТП обычно выезжают на место происшествия. Они исследуют показания свидетелей, оставленные улики, в том числе следы от шин, осколки фар и т. д., записи камер наблюдения и видеорегистраторов. При необходимости проводятся экспертизы.
От эффективности проведения этого исследования во многом зависит вероятность установление личности уехавшего виновника, следовательно, и его обнаружения. Если установлен автомобиль, то он объявляется в розыск.
Информация по автомобилю, который разыскивается, вносится в соответствующую базу данных ГИБДД, инспекторы ГАИ теперь получают ориентировку и будут проверять автомашины, подобные разыскиваемой, на предмет возможности участия в ДТП. Могут проверяться автотехстанции и стоянки на предмет наличия там автомобилей с повреждениями, которые могут появиться из-за аварии. Может объявляться и план перехват. Причём он может проводиться как с организацией дополнительных постов и экипажей ГИБДД, так и штатными силами.
Уголовное дело возбуждается если есть тяжелораненые и погибшие. В таком случае поиском занимаются уже сотрудники уголовного розыска.
Как свидетельствует практика, если уголовное дело не возбуждается, то виновника ищут не особо активно. Как правило, скрывшихся после мелкой аварии находят или по горячим следам или как бы случайно, в ходе обычной проверки на дороге, что случается нечасто.
Поэтому зачастую активным поиском занимаются сам потерпевший в ДТП, его родственники и знакомые. При помощи объявлений в соцсетях, форумах, в СМИ, расклейки объявлений, привлечения знакомых, работающих в органах. Зачастую такие поиски оказываются более результативными просто потому, что пострадавшая сторона реально заинтересована, в отличие от сотрудников органов в поиске виновника и, следовательно, действует более активно.