- Оспорить ДТП

Ндс у агента принципала приобретение оборудования у иностранной организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ндс у агента принципала приобретение оборудования у иностранной организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Агент на ОСНО, принципал на УСН

Принципал в агентском договоре: кто это?

Коды операций по НДС

Декларация НДС 2017: образец заполнения

Облагается ли НДС лицензионный договор

Существует несколько разновидностей посреднических соглашений, заключаемых между заказчиком (принципалом) и посредником (агентом). Наиболее универсальным считается договор агентский. По его условиям агент, взявший на себя обязательство и выполнивший его от своего имени или имени заказчика (но всегда за счет заказчика), получает вознаграждение. Регулирует взаимоотношения сторон агентского договора глава 52 ГК РФ (статьи 1005 – 1011). Размер оплаты услуги оговаривается в соглашении: это может быть определенная фиксированная сумма, либо сумма, рассчитанная в объеме установленного договором процента от стоимости исполненного поручения. Облагается ли НДС агентский договор и как отразить эти операции в учете обеих сторон сделки – тема этой публикации.

Агентский договор: НДС у агента и принципала

НДС / 14:50 23 августа 2019
Реализация агентом билетов в театр облагается НДС

ЕСХН / 12:34 17 июня 2011
Агент принципала, уплачивающего единый сельскохозяйственный налог, НДС не платит

УСН / 14:01 19 августа 2019
Когда принципал на УСН может учесть в расходах выплаты агенту

161 НК РФ, с учетом особенностей, установленных п. 4 ст. 174.2 НК РФ. Если обязанность по уплате НДС исполняет налоговый агент, иностранная организация не обязана вставать на учет в российских налоговых органах.

Из сказанного следует, что на учет может быть поставлена либо сама иностранная организация, либо ее посредник, который участвует в расчетах и непосредственно осуществляет продажу услуг физическим лицам.

Необходимо отметить, что обязанность встать на учет у иностранной организации возникает в случае, если местом реализации таких услуг признается территория РФ. Место реализации услуг определяется в соответствии со ст.

Обратите внимание

148 НК РФ. Согласно подп. 4 п. 1 ст.

148 НК РФ при реализации электронных услуг в отношении физического лица местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из перечисленных условий: — местом жительства покупателя является РФ; — место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, — на территории РФ; — сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ; — международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

;

  • договор о совместной деятельности или доверительного управления имуществом в РФ;
  • подача плательщиком налогов счёт-фактуры с НДС.
  • учётных журналов полученных и выставленных счет-фактур по осуществляемой деятельности;
  • книг по продажам и покупкам налогоплательщика.
  • Патент и срок его действия Патент действует на территории субъекта РФ, который указан в данном патенте. Предприниматель, получивший патент в одном субъекте РФ, вправе получить его и в другом субъекте РФ.

    Если патент выдан на срок от шести месяцев до одного года – 1/3 – не позднее 25 календарных дней после начала действия патента, 2/3 – не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

    Почему? Читайте в материалах:

  • по некоторым видам арендных отношений;
  • при покупке имущественных объектов у спецрежимника;
  • при операциях с объектами, не подлежащими налогообложению.
  • НДС, оплаченный агентом, может быть принят им к вычету.

    Но для того, чтобы это сделать, необходимо определиться с некоторыми условиями:

  • Обязательно ли оприходование объекта?
  • Имеет ли значение место оказания услуг?
  • Итак, вопрос исчисления суммы налога налоговым агентам содержит много интересных и специфичных моментов. Хотите узнать о них подробнее – следите за новостями в нашей рубрике «Налоговый агент (НДС)».

    Ндс-агенты: приобретаем что-либо у иностранца

    / условие / Компания J.V.S. & W.Trading spol. s r.o. (место нахождения — Чешская Республика) оказала ООО «Фокус» юридические услуги. Стоимость услуг по договору составляет 3540 евро, в том числе НДС 540 евро. ООО «Фокус» за оказанные услуги 13.07.2015 перечислило чешской компании 3000 евро (за минусом НДС). Курс евро на 13.07.2015 — 62,9474 руб/евро.

    / решение / Организация все показатели рассчитала в рублях:

    • налоговая база по НДС — 222 833,80 руб. (3540 евро x 62,9474 руб/евро);
    • НДС к уплате в бюджет — 33 991,60 руб. (222 833,80 руб. х 18/118). Он перечислен в бюджет 13.07.2015 платежным поручением № 1234;
    • стоимость услуг без НДС — 188 842,20 руб. (222 833,80 руб. – 33 991,60 руб.).

    Счет-фактуру ООО «Фокус» должно оформить в одном экземпляре так.

    СЧЕТ-ФАКТУРА № 1850 от « 15 » июля 2015 г. (1)

    ИСПРАВЛЕНИЕ №от «»(1а)

    Продавец


    J.V.S. & W.Trading spol. s r.o.


    (2)
    Адрес


    Vaclavske namesti, 17, Praha 1


    (2a)

    Когда платить?

    При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

    • при перечислении предварительной оплаты и (или)
    • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

    Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

    Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

    Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

    Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

    Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

    Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

    Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

    Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

    Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/[email protected]@) — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

    При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

    в строке 5 — номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

    в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

    в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

    Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

    Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/[email protected]).

    Налоговые агенты —плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

    Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

    Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

    Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки.

    При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected] (далее — Порядок заполнения декларации).

    Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

    А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)?

    Формально такой обязанности нет. Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

    Таким образом, по мнению автора, у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

    Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

    Налоговый агент, приобретающий работы (услуги) у иностранного партнера, должен отразить в декларации по НДС только те суммы (налоговую базу), которые перечислил иностранному партнеру. При этом в строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом (п.37.6 Порядка заполнения декларации).

    В строке 070 отражается код операции, осуществляемой налоговыми агентами. Код 1011713 указывают налоговые агенты, которые приобретают у иностранных организаций так называемые «интернет-услуги», т.е. услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ (размещение рекламы в сети «Интернет», предоставление прав на использование программ через сеть «Интернет», поддержка сайтов и др.) (Приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected]).

    А все остальные «обычные» налоговые агенты, т.е. приобретающие работы и услуги НЕ относящиеся к «интернет-услугам» указывают код 1011712 -при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах — код 1011711.

    Мы рассмотрели лишь основные вопросы, исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими работы и услуги у иностранных компаний. Если на практике налоговые агенты столкнуться с какими-либо трудностями, связанными с исчислением налогов, специалисты компании «Правовест Аудит» будут рады помочь в решении вопросов.

    Аудиторская компания «Right Ways» — все виды услуг по аудиту

    Если вы как действующий от своего имени агент продали по поручению принципала его товары:

    • оформите 2 экземпляра счета-фактуры (как это сделать построчно, см. в таблице ниже);
    • 1-й экземпляр передайте покупателю;
    • 2-й экземпляр зарегистрируйте в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (без регистрации в книге продаж);
    • передайте показатели счета-фактуры принципалу.

    Принципал, получив от вас показатели:

    • выставит на ваше имя счет-фактуру с этими же данными;
    • зарегистрирует его в своей книге продаж.

    Вам эти данные нужно отразить в ч. 2 журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

    О нюансах заполнения журнала учета счетов-фактур с 01.01.2019 узнайте из нашего материала.

    При приобретении товаров для принципала цепочка взаимодействия по оформлению счета-фактуры отличается от описанной выше:

    • счет-фактуру на ваше имя (как агента) выставляет поставщик и регистрирует его в своей книге продаж;
    • вы заносите его в ч. 2 своего журнала учета счетов-фактур;
    • затем оформляете от своего имени счет-фактуру с аналогичными показателями в адрес принципала (в качестве продавца указываете фактического поставщика) и фиксируете его в ч. 1 журнала учета;
    • принципал регистрирует полученный от вас счет-фактуру в своей книге покупок.

    Ознакомьтесь с позицией Минфина по нюансам оформления агентских счетов-фактур.

    Если агент приобрел товары для нескольких принципалов и в счете-фактуре указаны данные по всей покупке, при перевыставлении счета-фактуры каждому принципалу агент должен перенести сведения только по тем товарам (услугам или работам), которые предназначались именно для данного принципала (письмо ФНС от 18.04.2014 №ГД-4-7/[email protected]).

    Про вычет НДС у принципала при покупке товаров через цепочку посредников читайте здесь.

    Помимо отгрузочных счетов-фактур (процедура оформления которых описана выше) агенту необходимо выставить в адрес принципала еще один. Такая необходимость возникает у агентов — плательщиков НДС.

    Это связано с тем, что для агента — плательщика НДС доходом в целях налогообложения является вознаграждение по агентскому договору (п. 1 ст. 156 НК РФ), поэтому на его сумму агент:

    • оформляет в адрес принципала счет-фактуру (как при обычной реализации товара, работы или услуги);
    • регистрирует его в книге продаж с кодом 01 (ст. 168–169 НК РФ).

    Переданные агентом принципалу затраты по агентскому договору (связанные с его исполнением) не образуют объект налогообложения НДС — агенту нет необходимости учитывать их сумму при расчете налога на прибыль (подп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

    Узнайте, когда и как в агентских отношениях можно оформлять сводные счета-фактуры.

    Занимаясь оформлением счета-фактуры, агенту важно обеспечить идентичность указанной там информации данным, отражаемым им в другом важном документе — отчете агента. Данные счета-фактуры и отчет агента не должны расходиться в сведениях о количестве товаров, их цене и по другим показателям.

    Наличие расхождений может свидетельствовать:

    • о допущенных арифметических или технических ошибках — в этом случае придется заняться исправлением неверно составленного документа;

    Алгоритмы исправления ошибочных данных в счете-фактуре узнайте на нашем сайте.

    • не учтенных агентом произошедших корректировках цены и/или количества, что требует оформления допсоглашения по согласованию изменений и корректировочного счета-фактуры.

    Несостыковки в документах могут быть вызваны:

    • предоставленными продавцами и не учтенными агентом при составлении отчета скидками;
    • пересмотром цен в условиях первичной отгрузки товара по предварительным ценам;
    • в иных случаях (при возвратах товара, выявлении недостачи или несоответствия по качеству и др.).

    Грамотно исправлять возникающие в текущей хоздеятельности ошибки помогут размещенные на нашем сайте статьи:

    • «Как внести исправление в трудовую книжку — образец»;
    • «Исправления в журнале кассира-операциониста — образец».

    На агента, как на связующее звено между принципалом и третьим лицом (покупателем или поставщиком) возложена обязанность по перевыставлению счетов-фактур. Торгующий от своего имени товарами комитента агент в счетах-фактурах, оформленных на имя покупателей, указывает себя в качестве продавца. По такому документу покупателю можно смело заявлять НДС-вычет. Если агент приобретает товары или услуги по поручению принципала, то при перевыставлении счета-фактуры ему необходимо указать в стр. 2, 2а и 2б информацию о поставщике.

    Пошаговую инструкцию по перевыставлению счетов-фактур скачайте здесь.

    НДС при приобретении электронных услуг у иностранной организации

    Объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории Российской Федерации работ, услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ).

    Обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе РФ и приобретающих работы, услуги у иностранных организаций только при одновременном соблюдении двух условий:

    1. работы, услуги приобретаются у иностранного налогоплательщика на территории РФ;
    2. иностранный налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе на территории РФ.

    Если иностранное юридическое лицо состоит на учете в налоговом органе, нужно потребовать предоставления заверенной копии формы № 2401ИМД «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе» или формы № 2402ИМ «Свидетельство об учете в налоговом органе», предусмотренных приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций».

    В целях исчисления НДС при определении места реализации работ, услуг следует руководствоваться статьей 148 НК РФ.

    Из перечисленных в ней ситуаций чаще всего встречаются случаи, когда иностранный партнер оказывает российской организации (индивидуальному предпринимателю) консультационные, юридические или рекламные услуги.

    Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации этих услуг признается место осуществления деятельности покупателя услуг, поэтому такие услуги, оказанные зарубежной фирмой российскому контрагенту, облагаются НДС.

    Данное положение применяется только в целях исчисления НДС и неприменимо в отношении других налогов (например, налога на доходы иностранных юридических лиц, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство).

    Налоговая база при реализации работ, услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, определяется как сумма дохода от реализации этих работ, услуг с учетом НДС отдельно при совершении каждой операции (ст. 161 НК РФ).

    При удержании НДС налоговыми агентами налоговая ставка определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). Это процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или 3 статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2004 года для работ и услуг расчетная ставка составляет 18 % / 118 %.

    Налоговыми агентами признаются лица, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ работы, услуги у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ).

    Согласно статье 144 НК РФ лицами, состоящими на учете в налоговых органах, являются:

    1. российские организации;
    2. индивидуальные предприниматели;
    3. иностранные организации, добровольно вставшие на налоговый учет по НДС.

    Эти лица признаются налоговыми агентами по НДС независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет (перешли на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения), либо освобождены от исполнения обязанностей по налогу в соответствии со статьей 145 НК РФ (п. 2 ст. 161 НК РФ).

    Обязанности налоговых агентов приведены в пункте 3 статьи 24 НК РФ. В частности, они должны:

    • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, ыплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять соответствующие налоги в бюджеты или внебюджетные фонды;
    • в случае невозможности удержать налог у налогоплательщика письменно сообщать об этом в налоговый орган по месту своего учета в течение одного месяца с указанием суммы задолженности налогоплательщика перед бюджетом;
    • вести персональный учет выплаченных каждому налогоплательщику доходов и удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов с этих доходов;
    • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

    За неисполнение обязанностей, возлагаемых на него налоговым законодательством, налоговый агент может быть привлечен к ответственности. Так, за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, налоговый агент привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 % от суммы налога, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).

    За несообщение в течение одного месяца в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности, а также за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, к налоговому агенту может быть применена ответственность по статьям 126 и 129.1 НК РФ. Штраф в этом случае составит 50 руб. за каждый непредставленный документ, а за уклонение от представления сведений — 1 000 либо 5 000 руб.

    Налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги не за счет собственных средств, а за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу (п. 4 ст. 173 НК РФ). Налог уплачивается по месту нахождения налогового агента.

    Необходимо иметь в виду, что налоговые агенты должны исчислять и (или) удерживать суммы НДС в налоговом периоде, когда они уже фактически уплатили денежные средства иностранному контрагенту, то есть уже с авансов, даже если сам факт реализации соответствующих работ, услуг произойдет позднее.

    До внесения Федеральным законом № 163-ФЗ изменений и дополнений в пункт 4 статьи 174 НК РФ уплата сумм НДС в бюджет налоговыми агентами производилась на основании общего правила: не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть периодом (месяцем или кварталом), в котором была совершена хозяйственная операция, в результате которой данное лицо приобрело статус налогового агента.

    С 1 января 2004 года налоговые агенты должны оформлять одновременно два платежных поручения: одно — на перечисление средств иностранному контрагенту, второе — на перечисление НДС в бюджет.

    Порядок исчисления и уплаты НДС налоговым агентом в случае приобретения работ и услуг у иностранной фирмы разъяснен в письме МНС России от 24.09.2003 № ОС-6-03/[email protected] Согласно указанным разъяснениям НДС уплачивается в рублях.

    Налоговая база при реализации работ, услуг за иностранную валюту рассчитывается путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату реализации работ, услуг либо на дату фактического осуществления расходов (п. 3 ст. 153 НК РФ).

    На основании данного положения налоговый агент осуществляет расчет налоговой базы при приобретении работ, услуг за иностранную валюту путем пересчета ее в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денежных средств иностранному контрагенту, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Другими словами, курс берется на дату фактического расхода, в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами, вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения. В дальнейшем налоговая база на дату оказания услуг не пересчитывается.

    Суммы НДС, удержанные налоговыми агентами из доходов иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, и уплаченные в установленном порядке в бюджет, подлежат вычету у таких налоговых агентов из общей суммы налога, исчисленной ими как плательщиками НДС по операциям, облагаемым налогом (п. 3 ст. 171 НК РФ).

    Право на указанные вычеты возникает у налогового агента — покупателя только при одновременном соблюдении следующих условий:

    • он состоит на учете в налоговых органах РФ и является плательщиком НДС;
    • работы, услуги были приобретены им для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
    • стоимость таких работ, услуг включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
    • сумма НДС по работам, услугам удержана из доходов иностранного лица и фактически уплачена в бюджет.

    Налоговые вычеты производятся на основании: счетов — фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком работ, услуг; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами; на основании иных документов в специально оговоренных случаях после принятия на учет этих работ, услуг при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ). В книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом за иностранное лицо, регистрируется в том отчетном периоде, в котором выполнены все перечисленные условия. Иными словами, дата принятия налога к вычету определяется в том же порядке, как если бы работы, услуги были приобретены у российской организации.

    Обращаем ваше внимание, что согласно устным разъяснениям налоговых органов вычет НДС у налогового агента возможен после подачи налоговой декларации. Это связано с тем, что только после ее получения, согласно статье 80 НК РФ, налоговые органы отмечают по конкретному иностранному лицу уплату налога. Поэтому вычет позволяется произвести в декларации следующего отчетного периода.

    Однако суммы налога, уплаченные за иностранного налогоплательщика налоговым агентом, не всегда могут быть предъявлены им к вычету. В ряде случаев они должны быть учтены в стоимости соответствующих работ, услуг. Согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ данное правило применяется в случаях приобретения работ, услуг:

    • используемых для операций по производству и (или) реализации (в том числе для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообло-жения);
    • используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
    • используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ;
    • лицами, не являющимися плательщиками НДС согласно НК РФ, либо лицами, пользующимися освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС.

    Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если организация не является плательщиком НДС, а только исполняет обязанности налогового агента, то налоговым периодом является календарный месяц (п. 1 ст. 163 НК РФ).

    Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом МНС России от 20.11.2003 № БГ-3-03/644 и действует, начиная с налогового периода за январь (I квартал) 2004 года.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента, указывается в строке 030 раздела 1.2 декларации. Наименование иностранного лица, за которого осуществляется платеж, указывается по строке 002 раздела 1.2 и 010 раздела 2.2.

    Расчет суммы НДС от реализации работ и услуг иностранным лицом производится налоговым агентом в разделе 2.2 декларации по строке 080, а в случае перечисления авансовых платежей иностранному контрагенту — по строке 130 этого же раздела.

    Суммы НДС, которые подлежат вычету у налоговых агентов, отражаются по строке 350 раздела 2.1 декларации.

    На практике возможны ситуации, при которых расчет с иностранным налогоплательщиком за приобретенные у него на территории РФ работы и услуги производится не денежными средствами, а посредством встречной передачи ценных бумаг, товаров (работ, услуг), иного имущества. В НК РФ расчет с бюджетом по НДС посредством передачи имущества в натуре не предусмотрен. Поэтому если расчеты между налоговым агентом и иностранным лицом по их взаимной договоренности производятся без использования денежных средств, обязанность по удержанию и перечислению НДС у налогового агента отсутствует.

    Вместе с тем российская организация (индивидуальный предприниматель) как налоговый агент в течение одного месяца с даты проведения расчета (даже частичного) с иностранным налогоплательщиком обя-зана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о сумме задолженности иностранного лица.

    Форма такого сообщения законодательно не утверждена, поэтому налоговый агент вправе применять произвольную форму, в которой следует указать источник выплаты дохода, дату выплаты дохода, причины невозможности удержания налога и его сумму.

    Обращаем внимание читателей на то, что налоговый агент теряет право на получения вычета по НДС в случае неденежной формы расчетов, если по контракту стороны не оговорили обязанность агента по уплате в бюджет НДС за иностранного контрагента.

    • Налоговое планирование
    • Аудит налогов
    • Организация налогового учета
    • Учетная политика
    • Возврат налогов
    • Налоговая нагрузка
    • Налоговые льготы
    • Налоговая ответственность
    • Налоговые споры
    • Налоговые проверки
    • Оффшоры
    • Оптимизация налогов

    Агентский договор: учет у принципала и агента

    Для компаний, сотрудничающих с зарубежными партнерами, гл. 21 НК РФ предусмотрено два случая, когда им приходится исполнять роль налогового агента:

    — при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах (п. 1 ст. 161 НК РФ);

    — при участии в расчетах в качестве посредника, реализующего на территории РФ товары (работы, услуги), имущественные права иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 5 ст. 161 НК РФ).

    Возникает вопрос: как узнать, что зарубежный партнер не состоит на учете в качестве налогоплательщика? Очень просто. Иностранцы встают на учет по месту нахождения постоянного представительства, которому присваиваются свои ИНН, КПП. Если деньги идут на счет данного представительства, то российской организации не нужно исполнять обязанности агента за иностранную компанию, последняя сама будет налогоплательщиком в лице зарегистрированного в налоговых органах филиала (подразделения). Если же деньги идут на счет нерезидента, не имеющего такого представительства, можно утверждать, что это признак сотрудничества с иностранцем, не состоящим на учете в налоговых органах. Значит, российской фирме следует быть готовой к исполнению обязанностей налогового агента.

    Для выписки документа «Счет-фактура выданный» с видом «Налоговый агент» от 23.01.2013 года можно воспользоваться обработкой «Регистрация счетов-фактур налогового агента»:

    Меню: Бухгалтерский и налоговый учет – НДС — Регистрация счетов-фактур налогового агента

    По кнопке «Заполнить» в данную обработку попадут предоплаты, сделанные по договорам налогового агента:

    Агент привлекается принципалом в своих интересах для выполнения каких-либо действий. Наиболее распространена ситуация, когда агент действует от своего имени и к отношениям сторон применяется гл. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1011 ГК РФ). Из этого следует, что и вопросы налогообложения аналогичны как при агентской схеме, так и при схеме работы, когда комиссионер на УСН — комитент на ОСНО. Ее сложность состоит в том, что агент (комиссионер), не являющийся плательщиком НДС, участвует в расчетах за товар, в цене которого заложен НДС, от своего имени.

    Подробнее о различиях между 2 режимами можно узнать из нашей статьи ОСНО или УСН – что выгоднее.

    Для оформления отношений с посредником необходимо оформить ряд документов, важнейшим из которых является договор. Он должен отвечать требованиям гл. 52 ГК РФ. По умолчанию во многих случаях к нему подлежат применению нормы о комиссии и поручении — в зависимости от наличия полномочий агента выступать от своего имени или от имени принципала.

    Подробнее о составлении такого договора можно узнать из материалов на сайте по ссылкам: Агентский договор по ГК РФ – существенные условия и виды, Агентский договор на оказание посреднических услуг.

    Особое внимание надо уделить следующим положениям договора:

    • Соответствие сущности агентирования. Полезная информация о том, какие признаки отличают договор агентирования от смежных видов, и о предотвращении переквалификации договора содержится в статье по ссылке: Принципал в агентском договоре – это…
    • Экономическая целесообразность сделки (привлечение новых клиентов, выполнение действий, самостоятельное выполнение которых принципалом нецелесообразно).
    • Обоснованность порядка определения вознаграждения по договору. О том, как это лучше сделать, рассказывается в статье на сайте по ссылке: Размер вознаграждения агента по агентскому договору. При указании размера вознаграждения следует отметить, что НДС на него не начисляется.

    Агент, применяющий УСН, не начисляет на сумму вознаграждения НДС, не выставляет принципалу счет-фактуру по оказанным им в рамках агентского договора услугам. Однако если он все-таки сделает это, у него возникает обязанность представить декларацию по НДС и уплатить исчисленный налог (п. 5 ст. 173 НК РФ). При этом у него не возникает права на вычет по произведенным расходам, т. к. он не является плательщиком НДС (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

    В свою очередь, принципал вправе рассчитывать на вычет по налогу, как это следует из постановления КС РФ от 03.06.2014 № 17-П. Однако для подкрепления своей позиции перед налоговым органом принципалу необходимо:

    • наличие условия о начислении НДС на вознаграждение в договоре;
    • письменное подтверждение от агента в свободной форме о том, что НДС уплачен им в бюджет.

    При отсутствии доказательств согласованности действий сторон и осознанного намерения возложить на агента уплату налога право на вычет может быть поставлено судом под сомнение.

    Перевыставление счетов-фактур по агентскому договору

    Начисление и уплата НДС по реализуемой продукции производятся принципалом, применяющим ОСНО, поскольку агент на УСН не является плательщиком НДС, за некоторыми исключениями (импорт и т. д., п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Зачастую посредник участвует в расчетах за продукцию, поставляемую или приобретаемую принципалом, в цене которой заложен НДС. Конечному приобретателю продукции, применяющему ОСНО, для получения вычета по НДС необходимо получение счета-фактуры.

    При этом возможны 2 ситуации:

    • продажа товаров для принципала;
    • покупка товаров для принципала.

    Порядок оформления в обоих случаях описан в Правилах ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее — Правила). При приобретении товаров для принципала агент перевыставляет счет-фактуру, осуществив его регистрацию в соответствующем журнале учета (п. 3.1 ст. 169 НК РФ), с некоторыми особенностями оформления:

    • Указывается номер своей регистрации, но дата, указанная продавцом.
    • Вписываются данные (наименование, адрес, ИНН) продавца, но подписывается документ агентом от своего имени.
    • Одновременно передается заверенная копия исходного документа. Если агент передал часть товара, указанного в исходном счете-фактуре, свой документ он составляет на эту часть (письмо Минфина РФ от 14.05.2014 № 03-07-15/11221).

    Передача товара посреднику не является реализацией, т. к. право собственности на товар не переходит. Счет-фактура в этот момент не составляется. При продаже товаров принципала агент самостоятельно указывает дату и номер счета-фактуры в соответствии со своими данными и себя в качестве продавца. Поскольку фактически происходит так, что принципал выписывает свой счет-фактуру на этот товар позднее, он указывает в своем документе ту же дату, что и агент, и данные фактического покупателя.

    Для этого необходим обмен сведениями между сторонами:

    • агент передает принципалу копии своих счетов-фактур, выставленных покупателям;
    • принципал оформляет для агента счета-фактуры на основании представленной информации.

    Целесообразно предусмотреть в агентском договоре порядок обмена информацией и документами между сторонами.

    Сравним налоговый результат в 2 случаях (при совершении сделки без участия агента и с участием агента на УСН):

    1. Покупатель приобретает товар по цене 100 руб., в т. ч. НДС 18%, затем продает его по цене 200 руб. с НДС третьему лицу.В
      ходной НДС: 100 / 1,18 × 0,18 = 15,25. По п. 6 ст. 52 НК РФ отбрасываем 25 коп. Входной НДС — 15 руб.
      НДС на выходе: 200 / 1,18 × 0,18 = 30,50. По п. 6 ст. 52 НК РФ округляем до целого рубля. НДС на выходе — 31 руб.
      НДС к уплате: 31 – 15 = 16 руб.
      Налог на прибыль: (200 – 100 – 16) × 0,28 = 23,53, с округлением — 24 руб.
      ИТОГО к уплате налоги: 16 + 24 = 40 руб.
    2. Покупатель приобретает товар по цене 100 руб., в т. ч. НДС 18%, затем продает его по цене 200 руб. с НДС, выплачивая агенту вознаграждение в размере 50 руб.
      НДС такой же, а вот налог на прибыль меняется, т. к. в расходы включается оплата услуг посредника (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ): (200 – 100 – 16 – 50) × 0,28 = 9,52, с округлением — 10 руб.
      Агент на УСН платит 6% с 50 руб., т. е. 50 × 0,06 = 3 руб.
      ИТОГО к уплате налоги: 16 + 10 = 26 руб., и 3 руб. у агента.

    Таким образом, участие посредника в сделке приводит к существенной экономии по налогу на прибыль. Задача налогоплательщика — обосновать получение налоговой выгоды.

    Цель налоговых органов — выявить ситуации, когда посредник участвует в сделке фиктивно, при отсутствии реальной хозяйственной необходимости. При наличии оснований полагать, что сделки совершены формально, а целью всей схемы является уклонение от уплаты налогов, производится доначисление налогов.

    Подобное дело стало предметом рассмотрения ФАС УО (постановление от 18.03.2013 № Ф09-510/13 по делу № А60-22079/2012). Кассационный суд признал действия участников договорных отношений экономически обоснованными, а доводы налогового органа — недоказанными.

    Как в этом случае, так и в других добросовестность участников отношений устанавливается исходя из документов, подтверждающих фактическое выполнение обязательств, и обоснования разумной деловой цели. При этом большое значение имеет грамотное и полное отражение обязательств и намерений сторон в документах по сделкам.

    ***

    Итак, привлекая к сотрудничеству посредника, необходимо взвесить экономическую целесообразность сделки. Принципал обязан требовать отчета о конкретных выполненных действиях по договору, а для целей налогового учета необходимо правильное оформление счетов-фактур и первичных документов учета, к которым может быть отнесен отчет агента.

    При удержании НДС налоговыми агентами налоговая ставка определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). Это процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или 3 статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2004 года для работ и услуг расчетная ставка составляет 18 % / 118 %.

    Налоговыми агентами признаются лица, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ работы, услуги у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ).

    Согласно статье 144 НК РФ лицами, состоящими на учете в налоговых органах, являются:

    1. российские организации;
    2. индивидуальные предприниматели;
    3. иностранные организации, добровольно вставшие на налоговый учет по НДС.

    Эти лица признаются налоговыми агентами по НДС независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет (перешли на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения), либо освобождены от исполнения обязанностей по налогу в соответствии со статьей 145 НК РФ (п. 2 ст. 161 НК РФ).

    Обязанности налоговых агентов приведены в пункте 3 статьи 24 НК РФ. В частности, они должны:

    • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, ыплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять соответствующие налоги в бюджеты или внебюджетные фонды;
    • в случае невозможности удержать налог у налогоплательщика письменно сообщать об этом в налоговый орган по месту своего учета в течение одного месяца с указанием суммы задолженности налогоплательщика перед бюджетом;
    • вести персональный учет выплаченных каждому налогоплательщику доходов и удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов с этих доходов;
    • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

    За неисполнение обязанностей, возлагаемых на него налоговым законодательством, налоговый агент может быть привлечен к ответственности. Так, за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, налоговый агент привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 % от суммы налога, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).

    За несообщение в течение одного месяца в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности, а также за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, к налоговому агенту может быть применена ответственность по статьям 126 и 129.1 НК РФ. Штраф в этом случае составит 50 руб. за каждый непредставленный документ, а за уклонение от представления сведений — 1 000 либо 5 000 руб.

    Налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги не за счет собственных средств, а за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу (п. 4 ст. 173 НК РФ). Налог уплачивается по месту нахождения налогового агента.

    Необходимо иметь в виду, что налоговые агенты должны исчислять и (или) удерживать суммы НДС в налоговом периоде, когда они уже фактически уплатили денежные средства иностранному контрагенту, то есть уже с авансов, даже если сам факт реализации соответствующих работ, услуг произойдет позднее.

    До внесения Федеральным законом № 163-ФЗ изменений и дополнений в пункт 4 статьи 174 НК РФ уплата сумм НДС в бюджет налоговыми агентами производилась на основании общего правила: не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть периодом (месяцем или кварталом), в котором была совершена хозяйственная операция, в результате которой данное лицо приобрело статус налогового агента.

    С 1 января 2004 года налоговые агенты должны оформлять одновременно два платежных поручения: одно — на перечисление средств иностранному контрагенту, второе — на перечисление НДС в бюджет.

    Порядок исчисления и уплаты НДС налоговым агентом в случае приобретения работ и услуг у иностранной фирмы разъяснен в письме МНС России от 24.09.2003 № ОС-6-03/[email protected] Согласно указанным разъяснениям НДС уплачивается в рублях.

    Налоговая база при реализации работ, услуг за иностранную валюту рассчитывается путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату реализации работ, услуг либо на дату фактического осуществления расходов (п. 3 ст. 153 НК РФ).

    На основании данного положения налоговый агент осуществляет расчет налоговой базы при приобретении работ, услуг за иностранную валюту путем пересчета ее в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денежных средств иностранному контрагенту, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Другими словами, курс берется на дату фактического расхода, в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами, вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения. В дальнейшем налоговая база на дату оказания услуг не пересчитывается.

    НК РФ и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914) не обязывают налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов по НДС, выписывать какие-либо счета-фактуры и регистрировать их в книге покупок и в книге продаж. Статья 169 НК РФ, посвященная счетам-фактурам, предусматривает их обязательное составление непосредственно налогоплательщиком.

    Буквальное прочтение пункта 1 статьи 172 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что вычет сумм НДС, удержанных налоговыми агентами в порядке, предусмотренном статьей 161 НК РФ, и перечисленных ими в бюджет, производится без счетов-фактур на основании любых иных документов, подтверждающих факт удержания и уплаты налога.

    Вместе с тем вся система налогового учета по НДС построена на принципе формирования данных книги покупок и книги продаж на основании полученных и выставленных налогоплательщиком счетов-фактур, а уже данные самих книг служат основанием для заполнения налоговых деклараций по НДС (определения сумм НДС к начислению и вычету). Исходя из этого налоговые органы придерживаются точки зрения о необходимости составления счетов-фактур и налоговыми агентами. Поэтому во избежание возникновения спорных ситуаций налогоплательщикам, выступающим в роли налоговых агентов, целесообразно выписывать счета-фактуры и отражать удержанные и перечисленные в бюджет суммы НДС как в книге продаж, так и в книге покупок (если налогоплательщик имеет право на соответствующий налоговый вычет).

    При оформлении счетов-фактур налоговыми агентами следует руководствоваться письмом МНС России от 22.07.2003 № ВГ-6-03/807.

    Налоговый агент, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у иностранного лица и перечислению в бюджет НДС, составляет счет-фактуру с пометкой «за иностранное лицо».

    Счет-фактура составляется на полную сумму, перечисленную иностранному лицу, с выделением суммы налога. При перечислении авансового платежа счет-фактура составляется на сумму произведенного расхода.

    Один экземпляр составленного счета-фактуры хранится у налогового агента как плательщика НДС в журнале учета выданных счетов-фактур (как основание для начисления НДС). Он подлежит регистрации в книге продаж с пометкой «уплата налога налоговым агентом за иностранного поставщика» в момент фактического перечисления средств иностранному поставщику и перечисления за него суммы налога в бюджет.

    Другой экземпляр этого же счета-фактуры хранится у налогового агента как покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур. Данный экземпляр является основанием для записи в книге покупок и применения налоговых вычетов после фактической уплаты налога в бюджет в случае, если это установлено налоговым законодательством.

    Суммы НДС, удержанные налоговыми агентами из доходов иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, и уплаченные в установленном порядке в бюджет, подлежат вычету у таких налоговых агентов из общей суммы налога, исчисленной ими как плательщиками НДС по операциям, облагаемым налогом (п. 3 ст. 171 НК РФ).

    Право на указанные вычеты возникает у налогового агента — покупателя только при одновременном соблюдении следующих условий:

    • он состоит на учете в налоговых органах РФ и является плательщиком НДС;
    • работы, услуги были приобретены им для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
    • стоимость таких работ, услуг включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
    • сумма НДС по работам, услугам удержана из доходов иностранного лица и фактически уплачена в бюджет.

    Налоговые вычеты производятся на основании: счетов — фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком работ, услуг; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами; на основании иных документов в специально оговоренных случаях после принятия на учет этих работ, услуг при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ). В книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом за иностранное лицо, регистрируется в том отчетном периоде, в котором выполнены все перечисленные условия. Иными словами, дата принятия налога к вычету определяется в том же порядке, как если бы работы, услуги были приобретены у российской организации.

    Обращаем ваше внимание, что согласно устным разъяснениям налоговых органов вычет НДС у налогового агента возможен после подачи налоговой декларации. Это связано с тем, что только после ее получения, согласно статье 80 НК РФ, налоговые органы отмечают по конкретному иностранному лицу уплату налога. Поэтому вычет позволяется произвести в декларации следующего отчетного периода.

    Однако суммы налога, уплаченные за иностранного налогоплательщика налоговым агентом, не всегда могут быть предъявлены им к вычету. В ряде случаев они должны быть учтены в стоимости соответствующих работ, услуг. Согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ данное правило применяется в случаях приобретения работ, услуг:

    • используемых для операций по производству и (или) реализации (в том числе для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообло-жения);
    • используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
    • используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ;
    • лицами, не являющимися плательщиками НДС согласно НК РФ, либо лицами, пользующимися освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС.

    НДС у принципала при получении аванса от покупателя по агентскому договору

    Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если организация не является плательщиком НДС, а только исполняет обязанности налогового агента, то налоговым периодом является календарный месяц (п. 1 ст. 163 НК РФ).

    Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом МНС России от 20.11.2003 № БГ-3-03/644 и действует, начиная с налогового периода за январь (I квартал) 2004 года.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента, указывается в строке 030 раздела 1.2 декларации. Наименование иностранного лица, за которого осуществляется платеж, указывается по строке 002 раздела 1.2 и 010 раздела 2.2.

    Расчет суммы НДС от реализации работ и услуг иностранным лицом производится налоговым агентом в разделе 2.2 декларации по строке 080, а в случае перечисления авансовых платежей иностранному контрагенту — по строке 130 этого же раздела.

    Суммы НДС, которые подлежат вычету у налоговых агентов, отражаются по строке 350 раздела 2.1 декларации.

    На практике возможны ситуации, при которых расчет с иностранным налогоплательщиком за приобретенные у него на территории РФ работы и услуги производится не денежными средствами, а посредством встречной передачи ценных бумаг, товаров (работ, услуг), иного имущества. В НК РФ расчет с бюджетом по НДС посредством передачи имущества в натуре не предусмотрен. Поэтому если расчеты между налоговым агентом и иностранным лицом по их взаимной договоренности производятся без использования денежных средств, обязанность по удержанию и перечислению НДС у налогового агента отсутствует.

    Вместе с тем российская организация (индивидуальный предприниматель) как налоговый агент в течение одного месяца с даты проведения расчета (даже частичного) с иностранным налогоплательщиком обя-зана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о сумме задолженности иностранного лица.

    Форма такого сообщения законодательно не утверждена, поэтому налоговый агент вправе применять произвольную форму, в которой следует указать источник выплаты дохода, дату выплаты дохода, причины невозможности удержания налога и его сумму.

    Обращаем внимание читателей на то, что налоговый агент теряет право на получения вычета по НДС в случае неденежной формы расчетов, если по контракту стороны не оговорили обязанность агента по уплате в бюджет НДС за иностранного контрагента.

    Согласно ст. 21 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица проводится посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Функции аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц, а также ведение реестра обособленных подразделений иностранных юридических лиц выполняют аккредитующие органы, в том числе Государственная регистрационная палата при Минюсте России, Торгово-промышленная палата и др.

    Соответственно, для того чтобы определить, необходима ли аккредитация филиала иностранной компании в РФ, нужно понять, создается ли собственно «филиал». Следует отметить, что Закон об иностранных инвестициях не содержит строгого определения термина «филиал иностранной компании», описывая лишь цель его создания.

    Филиал де-факто создается, если подразделение иностранного юридического лица:

    • расположено вне места нахождения юридического лица;
    • выполняет все функции или часть функций юридического лица;
    • выполняет функции представительства (представляет интересы юридического лица и ведет их защиту).

    Общие условия принятия НДС к вычету закреплены в ст. 171, 172 НК РФ и включают:

    • приобретение товаров (работ, услуг) в целях ведения операций, облагаемых НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
    • принятие товаров (работ, услуг) налогоплательщиком на учет на основании соответствующих первичных документов;
    • предъявление НДС налогоплательщику выставлением счета-фактуры, оформленного надлежащим образом, т. е. в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

    Местом реализации отделочных работ, проводимых в Российской Федерации, является Российская Федерация независимо от места деятельности исполнителя или заказчика.

    Должен ли налог уплачиваться по месту постановки на учет конкретного отделения, по месту нахождения которого ведутся облагаемые НДС операции? Например, ФАС Восточно-Сибирского округа при вынесении Постановления от 14 января 2005 г. по делу № А19–11 585 / 04-45-Ф02–5593 / 04-С1 признал, что иностранная организация, обязанная уплатить НДС, должна исполнять эту обязанность по месту нахождения каждого обособленного подразделения, через которое совершаются операции, облагаемые НДС. Суд отказал налоговому органу во взыскании пеней и штрафов, руководствуясь тем, что вследствие уплаты НДС через московское отделение (вместо других подразделений) у иностранной организации не образовалось недоимки перед федеральным бюджетом. Однако суд взыскал штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций по месту учета каждого обособленного подразделения.

    В Постановлении от 30 мая 2002 г. по делу № КА-40 / 3386-02 ФАС Московского округа указал, что «одно отделение иностранной организации не может нести обязанность по исчислению и уплате НДС за другие отделения и не может вычитать из общей суммы налога налог, уплачиваемый по месту нахождения других отделений».

    Такую судебную практику нельзя признать сформировавшейся. Из НК РФ следует, что любой НДС (независимо от того, совершались ли налогооблагаемые операции через обособленное подразделение или нет) должен уплачиваться иностранной организацией по месту учета в Российской Федерации. То есть отсутствует прямая связь между представительством облагаемых НДС операций и возникновением обязанности уплаты НДС.

    Учет в налоговых органах

    Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

    Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

    • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
    • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

    Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

    В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

    • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
    • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
    • Бизнес

      • Банки

      • ИП

      • система Платон

    • Бухгалтерский учет и отчетность

      • ККТ

      • Бухгалтерская отчетность

      • КБК

    • Кадры

      • Выплаты персоналу

      • Больничный лист

      • Декретный отпуск

      • Отпуск

    • Налоги

      • УСН

      • ЕНВД

      • ПСН

      • НДС

      • Страховые взносы ФСС

      • НДФЛ

      • Страховые взносы ПФР

      • 6-НДФЛ

      • Проверки

    • Право

      • Штрафы

    Все рубрики

    НДС / 9:40 18 декабря 2019
    Организация, покупающая товары у иностранной фирмы, признается налоговым агентом по НДС

    НДС / 12:15 12 апреля 2017
    Названа первая сотня иностранных организаций, вставших на учет в ФНС

    НДС / 14:49 5 мая 2017
    Иностранные фирмы отчитались по НДС

    НДС / 11:22 20 августа 2018
    Рекламные услуги, оказанные иностранной фирме, НДС не облагаются

    НДС / 14:30 7 июня 2019
    Юридические услуги, оказываемые иностранной фирме, НДС не облагаются

    НДС / 12:50 20 февраля 2020
    Обработка для иностранных фирм вызовов и неголосовых сообщений облагается НДС

    НДС / 14:50 23 августа 2019
    Реализация агентом билетов в театр облагается НДС

    НДС / 10:41 13 февраля 2018
    В прошлом году иностранные интернет-компании заплатили более 9 млрд рублей НДС

    Налоговые агенты, указанные в п.1, п.2 и п.3 ст.161 НК РФ, т.е. организации и ИП, приобретающие товары (работы, услуги) местом реализации которых является территория РФ у иностранных лиц, не зарегистрированных в налоговых органах РФ, а также арендаторы и покупатели муниципального и федерального имущества в «переходный период» соблюдают следующие правила (п. 2.1. Письма)

    1. При перечислении предоплаты в 2018 году исчисляют НДС по ставке 18/118. При оказании услуг (выполнении работ, отгрузке товаров) в счет перечисленной предоплаты у налогового агента обязанности по исчислению НДС не возникает.
    2. Если услуги (выполненные работы, отгруженные товары) оказанные в 2018 году и ранее будут оплачиваться налоговым агентом в 2019 году, то налоговый агент должен исчислить НДС по ставке 18/118.

    Налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК РФ, т.е. те налоговые агенты, которые исчисляют НДС в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, должны исчислять НДС в «переходный» период так же как налогоплательщики-продавцы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *