- Транспортное право

Оплата переработки сторожей в районах крайнего севера

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата переработки сторожей в районах крайнего севера». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно нормам законодательства компенсация начисляется по следующим позициям:

Затраты Размер
Приобретение билетов льготнику из числа госслужащих и членам его семейства По фактическим расходам на следующие виды транспорта:

  • железнодорожный, за исключением мягких двухместных спальных вагонов;
  • морской и внутренний водный;
  • авиалинии, если иные виды пассажироперевозок недоступны;
  • автомобильный (кроме такси).
Провоз багажа (всем) Из расчета 1 тонны на каждого члена семейства (но не более 5 т на всех) по тарифам железнодорожных грузоперевозок
Приобретение билетов пенсионерами и их иждивенцами По факту на перечисленных выше условиях

Компенсация при переезде из районов Крайнего Севера в 2020 году

Районы Крайнего Севера и местности, имеющие аналогичный статус, условно делятся на 4 группы, классифицируясь по размеру надбавки. Так:

  • 100% к окладу получают в:
    • Чукотском АО;
    • Корякском АО;
    • Северо-Эвенкийском районе Магаданской области;
    • Алеутском районе Камчатской области;
    • на островах Северного Ледовитого океана и морей, кроме островов Белого моря.
  • 80% к окладу получают в:
    • Ямало-Ненецком АО;
    • Эвенкийском АО;
    • Республике Саха;
    • Хабаровском крае;
    • Камчатском крае;
    • Магаданской области;
    • г. Воркута;
    • Республике Коми.
  • 50% к окладу получают в:
    • Архангельской области;
    • Республике Карелия;
    • Республике Коми;
    • Ханты-Мансийском АО;
    • Томской области;
    • Амурской области;
    • Читинской области;
    • Иркутской области;
    • Республике Бурятия;
    • Красноярском крае;
    • Хабаровском крае;
    • Приморском крае;
    • Сахалинской области.
  • 30% к окладу получают в:
    • Иркутской области;
    • Читинской области;
    • Республике Бурятия;
    • Республике Тува;
    • Республике Коми;
    • Южных районах Дальнего Востока.

    До 2005 года действовала дополнительная льгота для молодых специалистов. К такой категории относили граждан, которые приехали работать на Север до достижения 30-летнего возраста, имея при этом профильное высшее или среднее образование.

    После 2005 года эту льготу отменили, но разработали и утвердили ускоренный порядок начисления надбавки молодым специалистам до 30 лет. Надбавка начисляется следующим образом:

    • работающие в местности, относящейся к 1-й и 2-й группам климатических условий начинают свою трудовую деятельность с надбавки в 20% к окладу. Затем она увеличивается каждые полгода ещё на 20% до тех пор, пока не станет 80% (60%) к окладу. Своего максимума 100% и 80% соответственно, надбавка достигнет только через год;
    • работающие в 3-й и 4-й группах климатических условий, начинают свою трудовую деятельность с прибавки в 10% к окладу. Каждые полгода она увеличивается ещё на 10% до тех, пока не станет максимальной – 50% и 30% соответственно.

    В Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.08.2005 г. № 697-13 сказано, что есть дополнительные льготы для граждан, которые родились и прожили в районах Крайнего севера не менее 5 лет по состоянию на 31.12.2004 года. Такие граждане, которые устраиваются на работу в районах Крайнего севера или в районах, которые имеют аналогичный статус, имеют право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах (в т.ч. при заключении трудового договора после 31.12.2004 г.).

    Что касается молодых специалистов, которым ещё не исполнилось 30 лет, но которые начали свою трудовую деятельность на севере после 31.12.2004 г. и прожили в указанных районах и местностях не менее одного года, то они имеют право на начисление северной надбавки в ускоренном порядке в соответствии с пп. «е» п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1998 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера».

    Граждане, которым уже есть 30 лет, и которые работают на севере, получают надбавку по общим правилам:

    • для регионов, относящихся к 1-й группе – в первые 6 месяцев работы начисляется 10% к заработку, за каждые последующие полгода начисляется ещё по 10%. И так до тех пор, пока не достигнет своего максимума – 100%;
    • для регионов, относящихся к 2-й группе – в первые 6 месяцев работы начисляется 10% к заработку, за каждые последующие полгода начисляется ещё по 10%. И так до тех пор, пока не достигнет своего максимума – 80%;
    • для регионов, относящихся к 3-й группе – в первые 6 месяцев работы начисляется 10% к заработку, за каждый последующий год работы начисляется ещё по 10%. И так до тех пор, пока не достигнет своего максимума – 50%;
    • для регионов, относящихся к 4-й группе – в первые 6 месяцев работы начисляется 10% к заработку, за каждые последующие 2 года работы начисляется ещё по 10%. И так до тех пор, пока не достигнет своего максимума – 30%.

    Но не только гражданское население работает в условиях Крайнего севера. Есть много воинских частей, которые располагаются в местах с таким тяжелым климатом. Как начисляется надбавка военнослужащим?

    Военнослужащие получают не заработную плату, а денежное довольствие. Надбавка начисляется им точно так же, как и гражданскому населению:

    • на денежное довольствие без учёта районного коэффициента;
    • в зависимости от региона службы;
    • в зависимости от стажа службы.

    Если военнослужащему ещё не исполнилось 30 лет, то к нему также применяются правила ускоренного начисления надбавки.

    Размер надбавки зависит от стажа работы в таких условиях климата. Сумма стажа учитывается суммарно. Поэтому при переезде работника в другую местность стоит руководствоваться именно этим правилом.

    Например, гражданин работал в местности, где процент надбавки составляет 80%, а затем он переехал в другую местность, с менее суровыми климатическими условиями. Теперь его надбавка составляет максимум 30% к заработной плате. Но по стажу он уже имеет 80%! Поэтому он может рассчитывать на максимальную надбавку к заработной плате – 100%.

    Другая ситуация. Гражданин работал на Крайнем севере 5 лет. Затем он переехал в тёплый климат, и надбавку перестал поучать. Потом он снова вернулся на Север. Его северный стаж составляет уже 5 лет, и именно от этого стажа бухгалтерия и будет начислять ему надбавку при повторном трудоустройстве.

    Для того чтобы правильно понять, как рассчитывается северная надбавка, нужно привести несколько примеров.

    Пример 1. Например, гражданину Р. уже больше 30 лет, он работает 8 месяцев в Республике Саха. Какую сумму он будет получать на руки, если его оклад составляет 37 000 рублей.
    Расчёт: через 8 месяцев он будет получать надбавку в размере 20% к заработной плате, а на руки 37 000 + (37 000 * 20%) = 44 400 рублей

    Пример 2. Гражданин Р. — молодой специалист, ему ещё не исполнилось 30 лет. Он работает в Республике Коми 1 год и 6 месяцев. Его оклад составляет 40 000 рублей. Какую сумму он будет получать на руки?
    Расчёт: так как работнику ещё нет 30 лет, то начисление происходит по ускоренной схеме. Коми – это 3-я климатическая зона, максимум здесь — 50% к окладу. Через 1,5 года у него будет надбавка в размере 30% к окладу. То есть на руки 40 000 + (40 000 * 30%) = 52 000 рублей.

    Если работник получает премию, то её необходимо учитывать к окладу, и уже на неё начислять процент надбавки.

    Районный коэффициент также является мерой дополнительной поддержки граждан, которые работают в районах Крайнего севера или в местности, которая имеет аналогичный статус. Эта мера была введена для того, чтобы дополнительно поддержать граждан из-за того, что стоимость продуктов и бытовых услуг на севере несколько выше, чем в центральном регионе.

    Районный коэффициент начисляется в зависимости от региона проживания и трудоустройства, а также полностью регулируется нормами трудового законодательства.

    Максимальный коэффициент равен 2. Он установлен для:

    • островов и морей Северного Ледовитого океана, кроме островов Белого моря;
    • Республики Саха, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», приисках «Депутатский» и «Кулар»;
    • некоторых районов Сахалинской области;
    • Алеутского района Камчатской области;
    • Чукотского АО.

    В других регионах районный коэффициент несколько меньше.

    Районный коэффициент начисляется на следующие выплаты:

    • заработная плата;
    • имеющие непосредственное отношение к заработной плате. Например, доплаты за выслугу лет;
    • надбавки, которые имеют отношение к заработной плате. Речь идёт о тарифных надбавках, а также надбавках за учёную степень, мастерство и классность профессии;
    • компенсации за вредные и опасные условия труда;
    • «тринадцатая зарплата»;
    • сезонный труд и временные трудовые отношения;
    • по листкам нетрудоспособности;
    • лицам, которые работают по совместительству, а также на неполную рабочую ставку;
    • МРОТ.

    Не начисляется районный коэффициент на:

    • отпускные;
    • вознаграждения и выплаты, которые носят временный или разовый характер;
    • северные надбавки.

    Действие районного коэффициента в 2016-2018 годах распространяется на пенсии и пособия только в момент, когда лицо проживает в данном районе. При смене места жительства на более благоприятное, надбавка будет снижена (или вовсе отменена).

    МРОТ отличается в разных субъектах РФ и определяется в зависимости от социально-экономических условий.

    Риски! Если в субъекте РФ установлен региональный МРОТ, то он не распространяет свое действие на сотрудников организаций, получающих финансирование из федерального бюджета.

    Региональный МРОТ устанавливается трехсторонней комиссией путем заключения регионального соглашения, которое полежит официальному опубликованию вместе с предложением присоединиться к нему работодателям субъекта.

    Обратите внимание! Работодатель считается автоматически присоединившимся к соглашению, если в течение 30 календарных дней не направит мотивированный отказ в уполномоченный орган.

    В таблице ниже отражены субъекты РФ, в которых МРОТ отличается от федерального:

    Субъект РФ

    Размер минимальной заработной платы, руб.

    Компенсация проезда неработающим пенсионерам-северянам. Вопросы-ответы.

    Оплата труда – это вознаграждение в денежной или натуральной форме, подлежащее выплате лицу в рамках отношений между работодателем и наемным работником за работу, выполненную в течение отчетного периода. Эти суммы выплачиваются в порядке обмена за предоставляемые физическими лицами услуги (физического или умственного труда), используемые в процессе производства, создания услуги.

    Обратите внимание: оплата труда работников не включает суммы, уплачиваемые вне отношений между работодателем и работником. Например, выплаты подрядчикам, самостоятельно занятым работникам и другим работникам, которые не являются работниками, нанятыми учреждением. Любые такие суммы отражаются как использование (оплата) работ и услуг по статье 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ (Письмо Минфина РФ № 02-08-10/102939).

    Оплата труда работников измеряется величиной вознаграждения в денежной или натуральной форме, которое работник имеет право получить от работодателя за работу, выполненную в течение соответствующего периода, и выплачиваемого авансом, по мере выполнения работы или же после ее завершения.

    В силу п. 10.1 Порядка № 209н на статье 210 КОСГУ группируются расходы, связанные:

    • с выплатой заработной платы (подстатья 211 КОСГУ);

    • с выдачей и перечислением прочих несоциальных выплат в денежной и натуральной форме (подстатьи 212 и 214 КОСГУ соответственно);

    • с начислениями на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ).

    Рассмотрим подробнее, на какие подстатьи относятся различные расходы.

    На данную подстатью относятся расходы на выплату прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме (п. 10.1.4 Порядка № 209н). Под такими выплатами понимается оплата работодателем товаров, работ, услуг, предоставленных работникам, а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг.

    К сведению: выплаты в натуральной форме имеют стоимостный эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.

    При осуществлении работодателем выплат в натуральной форме работник не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать выплату. Она просто освобождает его от необходимости финансирования расходов за счет доходов из других источников.

    Примеры выплат в натуральной форме:

    • приобретение молока или других равноценных продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;

    • ежемесячные денежные выплаты работодателем своим сотрудникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

    • компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;

    • компенсация расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде из районов Крайнего Севера к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных;

    • компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях;

    • выплата на питание спортсменам, состоящим в штате учреждения;

    • компенсация стоимости проезда работникам учреждения к месту нахождения образовательной организации.

    Подстатья предназначена для учета расходов, связанных с начислениями на выплаты по оплате труда. К ним, в частности, относятся расходы (п. 10.1.3 Порядка № 209н):

    • на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    • на выплату пособий штатным работникам за счет средств ФСС («детские» пособия; пособия женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией учреждения; пособия по временной нетрудоспособности (в том числе взимаемый НДФЛ), за исключением пособия за первые три дня болезни, выплачиваемого работодателем, и др.);

    • на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;

    • на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение.

    1. Ст 325 ТК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях, и членов их семей.

    2. Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2986). Согласно п. 2 указанных Правил работникам организаций и членам их семей один раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в т.ч. личным, а также провоза багажа весом до 30 кг.

    3. К членам семьи работника организации, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в т.ч. усыновленные), фактически проживающие с работником. Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника организации производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него) в период нахождения работника в отпуске (п. 3 Правил).

    4. Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы (п. 4 Правил). Следует иметь в виду, что, согласно ст. 122 ТК, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.

    В дальнейшем у работника организации возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д. Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника организации возникает одновременно с возникновением такого права у работника организации (п. 4 Правил).

    5. Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию. При этом причина, по которой работник не реализовал свое право на компенсацию указанных расходов, значения не имеет (п. 4 Правил).

    6. Расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:

    • а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:

      • железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
      • водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
      • воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
      • автомобильным транспортом — в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
    • б) оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы;
    • в) оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов (п. 5 Правил).

    7. Применяя ст 325 ТК РФ следует учитывать, что в случае если представленные работником организации документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории проезда, чем установлено п. 5 указанных Правил, компенсация расходов производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику (членам его семьи) соответствующей транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом на дату приобретения билета. Расходы на получение указанной справки компенсации не подлежат (п. 6 Правил).

    Статьей 325 ТК РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

    В соответствии с ч. 8 данной статьи размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

    Отметим, что эта норма была предметом рассмотрения в Конституционном Суде, и тот в Постановлении от 09.02.2012 № 2-П указал следующее. Положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ по своему буквальному смыслу требует определения размера, условий и порядка компенсации вышеуказанных расходов в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре с работником. Это означает, что на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возлагается обязанность – в рамках системы социального партнерства или по соглашению с работником – устанавливать правила выплаты такой компенсации в одной из предусмотренных законом форм, которая предполагает, соответственно, и его обязанность осуществлять необходимые выплаты за счет собственных средств.

    В постановлении судьи КС РФ отметили, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации (как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления). В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.

    Коммерческие организации обязаны предусматривать выплату компенсации, причем ее размер должен быть таким, чтобы работникам была обеспечена возможность выехать на период отпуска за пределы северных районов.

    Судьи также заметили, что эта обязанность является для работодателя дополнительным обременением и предполагает несение им определенных расходов. С учетом этого в НК РФ предусмотрена возможность облегчать налоговое бремя путем уменьшения налогооблагаемой базы за счет того, что в состав расходов на оплату труда включаются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении[1], к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном работодателем (п. 7 ст. 255 НК РФ).

    Таким образом, расходы в виде компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут учитываться при исчислении базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 14.05.2018 № 03-03-06/1/31976).

    При этом налогоплательщик может учитывать только фактически осуществленные расходы, подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (Письмо Минфина России от 22.07.2016 № 03-03-06/3/43106).

    Если, к примеру, авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на его приобретение для целей налогообложения, являются:

    • сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;

    • посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

    Таким образом, в случае подтверждения расходов на приобретение авиабилета вышеуказанными документами для целей налогообложения прибыли организаций дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется.

    Порядок доплаты до МРОТ 2020 (нюансы)

    Отметим, что для коммерческих организаций отдельных законодательных актов, регламентирующих порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не разработано. Минфин считает (см. Письмо от 18.10.2010 № 03-03-06/1/651), что такие организации могут руководствоваться положениями, установленными для организаций, финансируемых из федерального бюджета, а именно Правилами, утвержденными Постановлением № 455[2].

    Согласно п. 10 Правил в случае использования работником отпуска за пределами РФ производится компенсация расходов на проезд железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.

    При следовании к месту проведения отпуска за пределы территории РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).

    В статье 1 Закона РФ № 4730-1[3] содержится определение границы, в соответствии с которым государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Следовательно, государственная территория РФ в данном случае заканчивается не в пункте пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы РФ.

    Таким образом, для подтверждения стоимости проезда в отпуск и обратно воздушным транспортом, работнику необходимо запросить в авиакомпании справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).

    С учетом изложенного в случае проведения работником отпуска за пределами РФ для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на приобретение перевозочного документа (авиабилета) в размере, указанном в справке о стоимости перевозки по территории РФ до места пересечения границы РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (авиабилета), выданной транспортной организацией.

    Также основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы РФ.

    Итак, если в коллективном договоре организации, не относящейся к бюджетной сфере, предусмотрено, что при выезде работника за границу для проведения отдыха оплата стоимости проезда такой организацией производится до места пересечения границы Российской Федерации, то при выезде работника за границу воздушным транспортом без остановки в ближайшем к месту пересечения границы пункте и, соответственно, без оформления проездного документа до этого пункта данные расходы на оплату стоимости проезда до границы РФ могут быть признаны расходами на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ и могут уменьшать базу организации по налогу на прибыль при условии их документального подтверждения (Письмо Минфина России от 12.04.2010 № 03-03-06/2/72).

    Аналогичные выводы можно найти в арбитражной практике[4].

    • Оплата труда по контракту Зарплата, пособия 11 июля
    • Расчет заработной платы по вахтовым надбавкам Бухгалтерский учет 19 июня
    • Установление работнику сдельной оплаты труда Бухгалтерский учет 11 декабря 2018

    Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение практики рассмотрения судами в 2010-2012 годах споров, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Анализ судебной практики названной категории дел показал, что суды в основном правильно применяли законодательство, регламентирующее труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Следует отметить, что судами за указанный выше период в основном рассматривались споры о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки и споры о взыскании расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно.

    Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают полностью или частично территорию 24 субъектов Российской Федерации и представляют собой территории с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на указанных территориях.

    Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

    В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (часть вторая статьи 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I).

    На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части первой статьи 423 ТК РФ к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.

    Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1980-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

    Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (часть вторая статьи 316 ТК РФ, статья 317 ТК РФ, статья 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I).

    Руководствуясь приведенными нормативными предписаниями, суды приходят к выводу, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 ТК РФ — прямая обязанность работодателя.

    К заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению районные коэффициенты, установленные федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти бывшего Союза ССР.

    Пример. А. обратился в суд с иском к организации (УФМС России по ЯНАО) о возложении обязанности произвести выплату суммы районного коэффициента к заработной плате.

    В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 22 января 2008 года по 18 октября 2010 года он работал в организации в г. Надыме в должности инспектора. С 22 января 2008 года по 1 ноября 2009 года ему был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 70%. С ноября 2009 года по 18 октября 2010 года ему стали начислять районный коэффициент к заработной плате в размере 50%.

    Судами разрешались требования женщин о взыскании задолженности по заработной плате, обусловленные отказами работодателей произвести оплату их труда, используемого за пределами 36-часовой рабочей недели.

    При разрешении указанных требований судами выяснялись следующие обстоятельства: устанавливалась ли для женщин коллективным договором, трудовым договором, локальным нормативным актом 36-часовая рабочая неделя, привлекались ли женщины к сверхурочной работе по инициативе или с ведома работодателя, выполнялась ли ими работа в сверхурочное время, произведена ли работодателем оплата такой работы.

    Установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является не правом, а обязанностью работодателя.

    Пример. Городской суд удовлетворил исковые требования М., П., Р., К., Е. к ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк» о взыскании оплаты труда за переработанное время.

    Разрешая спор, суд установил, что все истцы работали в Банке в различных должностях, местом их работы являлся кредитно-кассовый офис в г. Петрозаводске и им была установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов вместо 36 часов.

    В силу Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12, г. Петрозаводск отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

    Разрешая спор, суд указал, что в соответствии со статьей 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

    Согласно части второй статьи 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

    Положения статьи 320 ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную законодательством.

    Поскольку в нарушение статьи 320 ТК РФ истцам была установлена 40-часовая рабочая неделя, то суд пришел к выводу о том, что у истцов имела место работа за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени, поэтому их требования об оплате такой работы являются обоснованными.

    Вышестоящая судебная инстанция согласилась с решением суда и при этом признала несостоятельными и основанными на ошибочном понимании положений статей 99, 152, 320 ТК РФ доводы жалобы ответчика о том, что статья 320 ТК РФ не обязывает работодателя устанавливать для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 36-часовую рабочую неделю, в связи с чем работодатель может установить иную, большую продолжительность рабочей недели (40-часовую), не производя при этом оплату работы, находящейся за пределами сокращенной продолжительности рабочего времени (по материалам обобщения судебной практики Верховного Суда Республики Карелия).

    Работа женщин в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выполняемая сверх установленной для них законодательством продолжительности рабочего времени, подлежит дополнительной оплате.

    Пример. Княжпогостский районный суд, рассматривая дело по искам Б. и других к ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» о взыскании заработной платы, установил, что истцы состояли с ответчиком в трудовых отношениях, работая вахтерами общежитий. Проанализировав табели учета рабочего времени и учитывая норму рабочего времени по производственному календарю при 36-часовой рабочей неделе, суд установил, что каждой из истцов отработано сверх установленной нормы определенное количество часов, которое ответчиком не оплачено в полном объеме, в связи с чем удовлетворил требования об оплате сверхурочной работы (по материалам обобщения судебной практики Верховного Суда Республики Коми).

    Пример. Интинский городской суд разрешил спор по иску В. к ЗАО «Голд Минералс» о взыскании заработной платы за сверхурочно отработанное время. Обращаясь с иском, истец указала, что по условиям трудового договора ей установлена 36-часовая рабочая неделя с одним выходным днем, однако фактически она работала не по 6, а по 8 часов в день, перерабатывая по 2 часа ежедневно без соответствующей оплаты. При рассмотрении спора суд учел норму рабочего времени по производственному календарю, установленную истцу трудовым договором 36-часовую рабочую неделю, фактически отработанное время по табелям учета рабочего времени, действующее у ответчика Положение об оплате труда работников ЗАО «Голд Минералс», фактически произведенную оплату по расчетным листкам и пришел к обоснованному выводу о наличии переработки сверх установленной продолжительности рабочего времени, не оплаченной в предусмотренном трудовым законодательством размере (по материалам обобщения судебной практики Верховного Суда Республики Коми).

    Такая практика судов является правильной.

    В соотв��тствии со статьей 99 ТК РФ сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены) а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

    Суды приходили к правильному выводу о том, что лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется продолжительностью соответственно 24 и 16 календарных дней и суммируется с основным отпуском.

    Пример. Решением городского суда отказано в удовлетворении исковых требований Р. к МБУЗ «Норильская стоматологическая поликлиника» о признании незаконным приказа «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска совместителям», которым установлен запрет на предоставление совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

    Отказывая Р. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 287 ТК РФ, пришел к выводу, что дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, относится к гарантиям и компенсациям, установленным для лиц, работающих на указанных территориях, в связи с чем право на него возникает у работника только по основному месту работы.

    Апелляционная инстанция, не соглашаясь с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, указала следующее.

    Частью первой статьи 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

    Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (часть вторая статьи 287 ТК РФ).

    Вместе с тем согласно статье 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней. Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

    При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (статья 120 ТК РФ).

    Положения статьи 287 ТК РФ не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку статьей 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях, т.е. соответственно 24 и 16 календарных дней. Для работников-совместителей общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности.

    Поскольку работодатель обязан предоставить работнику-совместителю дополнительный оплачиваемый отпуск на общих основаниях, приказ работодателя, которым установлен запрет на предоставление работникам- совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера, противоречит статье 321 ТК РФ, нарушает права работника-совместителя, который работает в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительству.

    На основании изложенного решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Р. к МБУЗ «Норильская стоматологическая поликлиника» о признании незаконным приказа «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска совместителям» (по материалам обобщения судебной практики Красноярского краевого суда).

    Органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размер, условия и порядок предоставления компенсаций, связанных с переездом из районов Крайнего Севера для организаций, финансируемых из местного бюджета.

    О. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Центр социальных выплат города Магадана» о взыскании расходов, связанных с переездом к месту постоянного жительства, ссылаясь на то, что она состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 21 марта 2006 года, однако после прекращения трудового договора последний неправомерно отказывает ей в выплате компенсации, связанной с переездом из города Магадана к новому месту жительства и провозом багажа.

    Ответчик иск не признал.

    Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 1 июня 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 21 июля 2009 года (с учетом изменений, внесенных определением об исправлении описки Магаданского городского суда Магаданской области от 17 августа 2009 года), заявленные требования частично удовлетворены. Суд постановил взыскать с Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Магадана» расходы на оплату проезда к новому месту жительства в другую местность, оплату провоза контейнера, а также взыскал в бюджет муниципального образования «город Магадан» государственную пошлину. В удовлетворении остальной части требований отказано.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что при разрешении спора судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела.

    Судом установлено, что О. с 21 марта 2006 года состояла с Муниципальным учреждением «Центр социальных выплат города Магадана» в трудовых отношениях в качестве заведующей хозяйством хозяйственного отдела.

    Приказом директора МУ «Центр социальных выплат города Магадана» от 21 марта 2008 года № 58/к истцу предоставлен отпуск с последующим увольнением и прекращением трудового договора с 24 апреля 2008 года.

    Обращаясь с настоящим иском, О. ссылалась на то, что 20 марта 2008 года она в порядке статьи 326 ТК РФ обратилась к ответчику с просьбой компенсировать предстоящие расходы на проезд и провоз багажа в связи с выездом на постоянное место жительства из района Крайнего Севера в город Магнитогорск Челябинской области, однако ей в этом было незаконно отказано со ссылкой на пункт 6.2 решения Магаданской городской Думы от 30 декабря 2004 года № 76-Д «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования «Город Магадан», работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета». Истец полагала содержащееся в указанном пункте ограничение на оплату расходов, связанных с выездом на постоянное место жительства из города Магадана, в виде обязательного наличия 3 летнего стажа работы в организации, финансируемой из местного бюджета, нарушающим ее право на предоставление такой гарантии по сравнению с положениями, закрепленными в ТК РФ для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

    Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и кассационной инстанций, согласились с вышеуказанными доводами О., кроме того, сослались на статью 7 Закона Магаданской области от 6 декабря 2004 года № 507-03 «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета», предусматривающую компенсацию стоимости переезда и провоза багажа по фактическим расходам работникам организации, финансируемой из областного бюджета, и членам их семей в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, без каких-либо условий относительно продолжительности стажа работы в организациях, финансируемых из такого бюджета.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с приведенными выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм, регулирующих спорные правоотношения, признала подлежащими отмене состоявшиеся по настоящему делу судебные постановления, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

    В соответствии со статьей 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно части пятой статьи 326 названного Кодекса размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

    Аналогичные положения содержатся в статье 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I.


    Верховный Суд РФ подготовил обзор практики рассмотрения судами в 2010-2012 гг. дел, связанных с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основную часть составляют споры, касающиеся оплаты труда, а также компенсации расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно. В частности, обращается внимание на следующее.

    Независимо от того, где находится организация, к зарплате работников ее обособленного структурного подразделения, расположенного в указанных районах и местностях, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки. Районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый за период нахождения в служебной командировке.

    Работа по совместительству в организации, расположенной в указанных районах или местностях, оплачивается с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок. Эти коэффициенты и надбавки применяются и к зарплате, равной МРОТ. Основания прекращения трудовых отношений не имеют значения для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки.

    Расходы на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно компенсируются работнику при условии предоставления ему оплачиваемого ежегодного отпуска. Размер компенсации должен гарантировать сотруднику возможность выехать за пределы указанных районов и местностей для отдыха и оздоровления.

    В обзоре затронуты в т. ч. такие вопросы, как компенсации при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности (штата) работников, компенсация затрат, связанных с переездом.

    При наличии ребенка в возрасте до 16 лет одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в указанных районах и местностях, по письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной без сохранения зарплаты. Работодатель не вправе отказывать в предоставлении такого выходного в связи со служебной необходимостью.

    Работодатель обязан установить сокращенную рабочую неделю женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Лицам, работающим по совместительству в этих районах и местностях, дополнительный отпуск предоставляется продолжительностью соответственно 24 и 16 календарных дней. Он суммируется с основным.

    • Новое в законодательстве
    • Практика применения трудового законодательства
    • Кадровое делопроизводство
    • Трудовая книжка
    • Трудовые споры
    • Охрана труда
    • Оплата труда
    • Рабочее время
    • Социальное обеспечение
    • Пенсионное обеспечение
    • Бухгалтерия и кадры
    • Надзор и контроль
    • Архивное дело
    • Зарубежный опыт
    • Кадровый менеджмент
    • Рекрутинг
    • Банк документов
    • Мотивация труда

    Особенности регулирования труда работников Крайнего Севера заключаются в предоставлении таким работникам некоторых особых гарантий и соответствующих компенсаций, предусмотренных положениями ряда нормативных правовых актов Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — государственные гарантии; ТК РФ).

    Дополнительные гарантии и компенсации таким работникам могут устанавливаться также в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в пределах районов (местностей) Крайнего Севера либо действующими у соответствующих работодателей коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Дополнительные гарантии и компенсации предоставляются исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов (органов) РФ и работодателей.

    Виды государственных гарантий и общие условия их предоставления определены в главе 50 ТК РФ и Законе Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 21.07.2014; далее — Закон № 4520-1). К таким гарантиям относятся:

    • оплата труда в повышенном размере с применением т. н. районных коэффициентов и процентных надбавок (ст. 10, 11 Закона № 4520-1);
    • повышенные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации-работодателя;
    • предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 14 Закона № 4520-1; ст. 116 и ч. 2 ст. 120 ТК РФ);
    • компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 33 Закона № 4520-1);
    • компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35 Закона № 4520-1);
    • предоставление (отдельным категориям работников Крайнего Севера) дополнительного времени еженедельного отдыха (ст. 110 ТК РФ);
    • установление (отдельным категориям работников Крайнего Севера) сокращенной продолжительности еженедельного рабочего времени (ч. 2 ст. 91 и ст. 92 ТК РФ);
    • гарантии медицинского обеспечения (ст. 223 ТК РФ).

    С началом 2015 г. в регулировании труда работников Крайнего Севера произошли очередные изменения, обусловленные вступлением в силу новой редакции соответствующих положений Закона № 4520-1, их последующим применением во взаимосвязи с положениями ТК РФ, обновленная редакция которых в полном объеме действует с августа 2014 г.

    Определение размера районного коэффициента и порядок его применения

    В соответствии со ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона № 4520-1[2] размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников Крайнего Севера должны устанавливаться Правительством Российской Федерации, при этом за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления сохраняется право устанавливать (за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований) более высокие размеры районных коэффициентов для расчета заработной платы некоторых категорий работников Крайнего Севера, в том числе:

    • работников государственных органов и учреждений субъектов Российской Федерации;
    • работников органов местного самоуправления;
    • работников муниципальных учреждений.

    Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав этого субъекта муниципальными образованиями.

    Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда[3] в полном размере[4].

    Гарантии медицинского обеспечения

    Гарантии медицинского обеспечения для работников Крайнего Севера должны устанавливаться в соответствии с действующими у работодателей коллективными договорами (ч. 3 ст. 323 ТК РФ[5]). Гарантии медицинского обеспечения для работников государственных органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 323 ТК РФ).

    Согласно ч. 1 ст. 323 ТК РФ работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств работодателя:

    • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций;
    • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для лечения.

    Кстати Такая гарантия предоставляется работнику при наличии выданного в установленном порядке медицинского заключения при условии, что соответствующие консультации и лечение не могут быть предоставлены работнику по месту проживания.

    Указанные гарантии не предоставляются членам семьи работника, за исключением случаев, предусмотренных трудовым договором.

    Компенсация расходов на оплату стоимости переезда, проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

    В наступившем году вступили в силу изменения, определяющие порядок компенсации работникам Крайнего Севера расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также расходов, связанных с переездом.

    Согласно ч. 1 ст. 326 ТК РФ[6] лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

    • единовременное пособие работнику в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
    • оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам;
    • оплата стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
    • оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

    Утратило силу постановление о реализации ФЗ «О дополнительном соцобеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» Изменения в Правила компенсации пенсионерам затрат на дорогу до места отдыха Изменения в акты Правительства по вопросам деятельности Минтруда Изменения в Правила компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха на пенсионерам районов Крайнего Севера

    В целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

    2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.

    3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением.

    4. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М. Фрадков

    Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно

    1. Настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее — пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее — компенсация).

    2. Компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

    3. Компенсация может производиться в виде:

    а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

    б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

    4. Пенсионерам из категорий граждан, указанных в статье 61 Федерального закона «О государственной социальной помощи», не использовавшим при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение право на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, компенсация производится в соответствии с настоящими Правилами.

    В случае если такие пенсионеры использовали при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение указанное право, компенсация в соответствии с настоящими Правилами не производится.

    5. При следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

    6. Компенсация производится 1 раз в 2 года.

    Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г.

    В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

    Переработка рабочего времени при почасовой оплате труда.


    Не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемая лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Если организация производит такую оплату расходов члену семьи работника, то данная выплата не признается объектом обложения, поскольку производится за физлицо, которое не состоит с организацией в трудовых отношениях.

    В случае выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членов семей работников организацией непосредственно самому работнику данные выплаты облагаются страховыми взносами.

    Какие гарантии и компенсации предоставляются лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях?

    1. Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям — ст. 10 Закона

    № 4520-1

    Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий,

    стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

    Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

    2. Процентная надбавка к заработной плате — ст. 11 Закона № 4520-1

    Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 10

    Закона № 4520-1 для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

    Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

    3. Дополнительный отпуск — ст. 14 Закона № 4520-1

    Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

    – в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня;

    – в приравненных к ним местностях – 16 календарных дней;

    – в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, –

    8 календарных дней.

    МРОТ — наименьшая по стране зарплата. Установлена в постановлении Правительства. Основой для МРОТа служит прожиточный минимум (ПМ). Он утверждается ежеквартально по представлению Минтруда и отчётам Росстата. Статья 133 ТК РФ закрепляет, что МРОТ не может быть ниже, чем ПМ.

    Помните, МРОТ — это зарплата на руки плюс 13% НДФЛ. Потому получать меньше минимума можно. Также, минимальная з/п выплачивается за весь отработанный месяц. Сотрудник должен быть оформлен по основному месту работы.

    В регионе минимальная зарплата также зависит от ПМ и отлична от федерального показателя. Устанавливается она Соглашением трёхсторонней Комиссии по социально-трудовому партнёрству.

    В Иркутской областной Комиссии участвуют по 9 представителей от каждой стороны. Чтобы Соглашение считалось принятым, должны прийти к согласию все три стороны.

    Соглашение обязательно для работодателей региона. За неисполнение — ответственность: административная по ст. 5.27 КоАП РФ, уголовная по ст. 145.1 УК РФ. Документ публикуют на официальных порталах правовой информации. Например, на портале Правительства РФ.

    К настоящему моменту времени так и не был принят единый нормативный документ, включающий в себя инструкцию, руководство к действию и положение по начислению северной надбавки сотрудникам предприятий, расположенных в тяжелых климатических условиях.

    Для того чтобы определиться с процентом и порядком назначения доплаты, необходимо изучить несколько законодательных актов или даже обратиться к тем, которые были приняты еще во время существования Советского Союза.

    Как же правильно вписать северную надбавку в трудовой договор? Ее размер зависит от того сколько времени гражданин трудится на территории суровой северной местности, как давно он проживает на севере и от того, сколько ему исполнилось лет. Получается, что установка конкретного процента в трудовом договоре будет требовать регулярного составления дополнительных соглашений.

    Северный отпуск: правила оплаты проезда

    • Бизнес

      • Банки

      • ИП

      • система Платон

    • Бухгалтерский учет и отчетность

      • ККТ

      • Бухгалтерская отчетность

      • КБК

    • Кадры

      • Выплаты персоналу

      • Больничный лист

      • Декретный отпуск

      • Отпуск

    • Налоги

      • УСН

      • ЕНВД

      • ПСН

      • НДС

      • Страховые взносы ФСС

      • НДФЛ

      • Страховые взносы ПФР

      • 6-НДФЛ

      • Проверки

    • Право

      • Штрафы

    Все рубрики

    Налог на прибыль / 12:18 3 мая 2017
    Компенсацию по ГСМ за использование личного автомобиля в расходах не учесть

    Оплата проезда в отпуск «северянам» — обязанность работодателя. Также у работодателя есть право в иных случаях по своему усмотрению компенсировать проезд в отпуск другим категориям работникам, независимо от того, в каких регионах они трудятся. Соответственно, при добровольном, а не обязательном возмещении проезда в отпуск, работодатель сам решает кому, в каком размере и с какой периодичностью такие расходы возмещать. Это также может быть предусмотрено коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

    Его можно скачать бесплатно.

    Уникальность каждой профессии безусловна. С этим никто не станет спорить. Большая часть населения страны трудится по графику 5/2, где пять дней трудовых и два дня выходных. Но существуют масса других режимов работ.

    Образец графика сменности, предлагаемый на этой странице, поможет сформировать собственный план деятельности каждого сотрудника на предприятии.

    Как и все шаблоны, пример графика сменности можно скачать бесплатно по прямой ссылке.

    Ряд организаций не имеют возможности останавливать процесс функционирования и вынуждены трудиться 24 часа в сутки. В связи с этим, возникает нужда в кадрах, обеспечивающих функционирование.

    Регулирование деятельности рабочих просто необходимо для решения задач компании. Благодаря правильно составленному графику сменности, работа происходит в автоматическом режиме. Один специалист передает смену другому.

    Тот, в свою очередь передает полномочия третьему.

    В соответствии со ст. 91 ТК РФ, нормой рабочего времени является 40 часов в неделю, исходя из 8-ми часового рабочего дня в течение 5-ти рабочих дней.

    На предприятиях с непрерывным производством соблюсти установленную продолжительность рабочей недели, а также месяца, исходя из установленных условий, не представляется возможным, поэтому на основании ст.

    103 ТК РФ допускается введение посменной работы труда.

    Однако разделение нормальной продолжительности времени труда не так важно, как соблюдение пропорций между временем работы и временем отдыха, которые должны быть не менее установленной продолжительности, в соответствии с нормами закона, а именно ст. 110–111 ТК РФ.

    Если работодатель установит работнику посменный режим работы без соблюдения оговоренных норм, могут возникнуть переработки, которые должны быть оплачены на основании ст. 99 ТК РФ в повышенном размере, к тому же на труд сверх нормы установлен лимит — не более 120 часов в год, что, конечно, не выгодно в финансовом плане.

    Как правило, при сменном графике работы ведется суммированный учет рабочего времени, порядок применения которого регламентирован не только ст. 104 ТК РФ, но и локальными актами предприятия, в частности, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть установлен квартальный либо полугодовой учет времени труда.

    Допустим, норма часов за четвертый квартал текущего года выглядит следующим образом:

    • октябрь – 176 часов,
    • ноябрь – 168 часов,
    • декабрь – 184 часа.

    При посменном графике, к примеру, железнодорожном (день – 12 ч, ночь – 12ч, два выходных) квартальный учет времени будет выглядеть следующим образом:

    • октябрь – 180 часов,
    • ноябрь – 180 часов,
    • декабрь – 192 часа.

    Таким образом, нормальная продолжительность за квартал составит 528 часов, а вот при железнодорожном графике будет переработка, так как общая сумма часов составит 552 часа.

    Излишек в 24 часа, а это две смены, конечно, можно компенсировать работнику, оплатив переработку как сверхурочные, но ведь подобная переработка возникнет не у одного сотрудника, а у нескольких, что выльется в значительную сумму, к тому же подобное явление будет наблюдаться постоянно в рабочем году, следовательно, следует внести корректировку заранее.

    Как показывает практика, при суммированном учете рабочего времени целесообразнее всего график смен разрабатывать на 5 работников и учетный период использовать не квартальный, а, к примеру, годовой, что не запрещено законом.

    Таким образом, все излишние часы, которые могут возникнуть в том или ином месяце, будут компенсированы за счет ежегодных отпусков и дополнительных выходных дней.

    Документальное оформление графика не является сложной задачей, ведь всего лишь нужно внести данные работника, а также дни месяца, но вот баланс между отдыхом и нормой рабочих часов предстоит еще определить.

    Допустим, при возникновении переработки желательно внести в график так называемый «ДВ» — дополнительный выходной, который позволит исключить переработку, либо, возможно, часы работы разбавить периодом отдыха, тем же обеденным перерывом, который, в соответствии со ст. 108 ТК РФ, может длиться от получаса до двух часов.

    Если же в связи с производством установить обеденный перерыв невозможно и работники питаются в редкие минуты отдыха между выполнением своих обязанностей, график сменности можно подкорректировать, увеличив междусменный отдых, который, кстати, на законодательном уровне не урегулирован, но по аналогии с законодательством транспортной отрасли возможен не менее двойной протяженности смены.

    Таким образом, соблюдая баланс между отдыхом и рабочими часами, составить график сменности совсем несложно, главное — руководствоваться установленными нормами времени труда и отдыха, а также производственной необходимостью предприятия. Ведь соблюдение всех норм закона позволит предприятию функционировать долгие годы на благо и страны, и работников.

    Некоторые вопросы составления графика сменности рассмотрены в этом видео.

    “Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 4

    Суммированный учет рабочего времени

    Суммированный учет — это специальный порядок распределения и учета рабочего времени. Введение суммированного учета позволяет корректировать продолжительность отработанного времени в рамках учетного периода (месяца, квартала или года), если оно отклоняется от установленной нормы, то есть переработка в одни дни компенсируется недоработкой в другие.

    Как правило, в образовательных учреждениях такой учет вводится не в целом по учреждению, а в отношении отдельных категорий работников. К ним относятся сторожа, водители, вахтеры, операторы в котельных и др. Как правильно организовать и оформить введение такого учета в учреждении и как начислить заработную плату данным работникам, расскажем в статье.

    Введение суммированного учета рабочего времени

    Согласно ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени вводится, когда по условиям работы в целом по организации или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.

    Однако это не означает, что норма рабочего времени по графику за каждый месяц квартала должна соответствовать указанным цифрам. Показатели могут отличаться (например, за январь — 150 ч, за февраль — 97 ч, за март — 200 ч), при этом общее рабочее время за квартал должно равняться 447 часам.

    Нормальное число рабочих часов за учетный период

    Согласно ст. 104 ТК РФ нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для работников, в отношении которых введен суммированный учет, еженедельной продолжительности рабочего времени, равной 40 часам (ст. 91 ТК РФ).

    Норма рабочего времени на иные периоды (месяц, квартал, год) рассчитывается в соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н.

    Согласно данному Порядку норма рабочего времени на определенные периоды (месяц, квартал, год) рассчитывается по следующей формуле:

    Количество часов,

    Количество на которое Норма рабочих сокращается рабочего Продолжительность дней по рабочее время

    времени = рабочей недели / 5 дней x календарю — накануне .

    за месяц (40 часов, пятидневной нерабочих (квартал, 36 часов и др.) рабочей недели праздничных год) за месяц дней в месяце

    (квартал, год) (квартале,

    году)

    Уже рассчитанные нормы рабочего времени для удобства в работе бухгалтеров также приводятся в производственном календаре на текущий год.

    Оплата переработки и северный коэффициент

    Сенатор приводит данные по Мурманской области, которую она представляет в Совете Федерации.

    «По информации отделения Пенсионного Фонда РФ по Мурманской области, правом на компенсацию могут не воспользоваться до 26 302 неработающих пенсионеров, около 25 тысяч работников бюджетной сферы, десятки тысяч занятых в негосударственном секторе экономики, а также члены их семей, в том числе несовершеннолетние дети», — сказала Кусайко.

    По ее словам, особенно остро данная проблема стоит в медицинских организациях, где «изменены графики отпусков и медицинские работники мобилизованы на борьбу с коронавирусной инфекцией».

    «Компенсация расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно жителями Мурманской области и других северных регионов страны обоснованно расценивается как исключительно значимая социальная гарантия государства», — подчеркивает сенатор.

    • График СУРВ обязателен при организации посменного режима труда и желателен при всех остальных режимах.
    • Учетный период при режиме СУРВ устанавливается произвольно, кроме тех видов деятельности, где он предусмотрен законом, и его неправомерно устанавливать длиннее 1 года.
    • В графике СУРВ обязательно должны быть регламентированы следующие позиции:
    • начало и завершение трудового процесса;
    • длительность смены (рабочего дня) в часах;
    • периодичность рабочих смен и выходных дней;
    • время междусменного отдыха.
    • Запрещается закладывать в график существенную переработку (это чревато админответственностью), нежелательна и недоработка.

    Рубрики За ночной труд предусмотрены дополнительные финансовые бонусы, составляющие не ниже 20% от средней тарифной почасовой ставки за каждый отработанный час ночной смены.

    Норма рабочего времени в октябре в соответствии с производственным календарем на 2008 год при 40-часовой рабочей неделе составляет 184 часа. Таким образом, часовая тарифная ставка работника составит: 20 000 руб.

    Доплата до мрот сотрудникам, при суммированном учете рабочего времени В июле 2016 года работнику нужно начислить доплату до МРОТ в размере 857,14 руб.(5357,14 руб. – 4500 руб.). Пример 2 По второму вопросу. Совмещение — дополнительная оплачиваемая работа по другой должности (профессии).

    Сотрудник выполняет ее в течение своего рабочего дня (смены) наряду с основной работой (ч.1 ст. 60.2 ТК РФ). Скорректированный МРОТ равен 3750 руб. (7500 руб. : 168 ч × 84 ч).
    Если установленная зарплата работника не меньше 3750 руб.

    в месяц, индексировать ее нет необходимости, если меньше — нужно довести зарплату до МРОТ. Пример 1 Зарплата состоит из трех частей (ст.

    Конкретные разъяснения имеются в специальном письме Министерства финансов Российской Федерации, опубликованном в 2009 году.

    Таким образом, нужно констатировать факт, что законодательно допускается утверждение окладов для работников на предприятии ниже уровня МРОТ.

    Но в таком случае разница должна быть компенсирована за счет других выплат. Как уже говорилось выше, ими могут стать надбавки и премии. Впрочем, если даже с учетом данных доначислений сумма общей заработной платы останется ниже минимума, то можно оформить дополнительную статью, как доплата до МРОТ.

    В этом случае МРОТ должен быть установлен трехсторонним соглашением, заключенным между представителями работников и предпринимателей с участием представителей региональной власти.

    Данное право не должно ущемлять интересы занятых в регионе граждан, поэтому региональный МРОТ, согласно той же статье, может только превышать размер федерального и определяться с учетом прожиточного минимума для трудоспособного населения в конкретном регионе.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *