- Транспортное право

Сервитут право ограниченного пользования чужим земельным участком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сервитут право ограниченного пользования чужим земельным участком». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Земельное законодательство предусматривает земельный сервитут как ограниченное право гражданина, которое предоставляется для пользования определенным имуществом – объектом сервитута. Данный документ заключается для удовлетворения потребностей граждан, которые используют данный земельный участок.

Факт перехода права собственности на участок к другому владельцу не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.

Данный режим использования территорий выступает определенным обременением для собственника, поэтому перед заключением любых сделок в отношении конкретного участка субъекты процесса должны быть осведомлены об установке сервитута в отношении недвижимого имущества, в частности, земли.

Каждый сервитут имеет свою юридическую структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • Объектом земельного сервитута может быть земельный участок, а также все природные объекты, недвижимость и коммуникации. Условием для установления права ограниченного использования земель для граждан является возможность полноценной эксплуатации недвижимости и любых объектов без использования земель;
  • Субъект земельного сервитута – это законный собственник земли, а также все лица, которым участок предоставляется в пользование на пожизненный срок на основании получения наследства, а также те особы, которые приобретают права бессрочного использования земель на постоянной основе.

Законодательством также предусматриваются случаи, когда сервитут устанавливается для иных лиц по их требованию и для обеспечения их интересов.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.

Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:

  • потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
  • необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
  • использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
  • нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
  • проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
  • эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • необходимость осуществления дренажных манипуляций;
  • потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
  • использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.

Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:

  • Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
  • Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.

Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.

Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:

  • данные о целях использования и месте расположения земель;
  • кадастровые данные участка;
  • срок действия договора;
  • сумма платы за использование территории;
  • ответственность сторон пользователя и собственника.

Сервитут это право ограниченного пользования чужим земельным участком

Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы. Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление. Данный документ включает в себя следующие данные:

  • ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
  • точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
  • требования истца и основания для установления сервитута;
  • точный срок действия договора и размер платы за его использование;
  • факт ознакомления ответчика с требованиями;
  • предоставление необходимых приложений.

Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:

  • отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
  • истечение срока действия земельного обременения;
  • нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
  • тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, — одно лицо;
  • наличие судебного решения о прекращении сервитута;
  • неиспользование сервитута более трех лет.

Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.

  • Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС17-1639, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2 в полосе отвода автомобильной дороги и, в силу части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ части 10 статьи 23, статьи 39.26 ЗК РФ, статьи 3, части 1, пункта 2 части 3, пунктов 4, 4.1 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах, предоставление земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса коммерческой парковки – возможно только на условиях частного сервитута…
  • Решение Верховного суда: Определение N 18-КГ16-113, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Отсутствует указание на срок действия сервитута, а также не определен судом размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка, предусмотренный пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, судом не соблюдены требования, предъявляемые к рассмотрению данной категории дел, что привело к тому, что фактически возникший спор не был разрешен судом по существу…
  • Решение Верховного суда: Определение N 301-ЭС14-9021, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Однако данный подход противоречит положениям статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут соразмерную плату за пользование участком…

Сервитут- право ограниченного пользования чужим ЗУ, а лица имеющие такое право – обладатели сервитута.

Ст. 23. Право ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным НПА РФ, НПА субъекта РФ, НПА ОМС в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Что такое сервитут на земельный участок

Сервитут представляет собой право пользования чужим земельным участком или, реже, иным объектом недвижимости, для обслуживания соседних участков, зданий или сооружений.

При этом объект, обременяемый сервитутом, остаётся у его владельца (собственника или арендатора), а обладатель сервитута имеет возможность использовать обременённый им объект строго для конкретной цели и в установленном условиями предоставления сервитута порядке.

Различаются частный и публичный сервитут.

Так частный сервитут устанавливается в интересах владельца конкретного участка или иного объекта недвижимости. Данный вид сервитута устанавливается либо по соглашению сторон, либо судом в порядке искового производства. Решения органов власти для установления такого сервитута не требуется.

Тогда как публичный сервитут устанавливается в пользу неопределённого круга лиц, в том числе для размещения инженерных коммуникаций иных объектов инфраструктуры. Соответственно и накладывается данный сервитут решением уполномоченного государственного или муниципального органа.

Частный сервитут устанавливается в интересах владельца смежного объекта недвижимости. Например, достаточно часто проход и проезд к конкретному земельному участку можно обеспечить только через соседний (чужой) земельный участок. Кроме того, за счет соседнего земельного участка зачастую требуется подвести различные инженерные коммуникации (электричество, газ и др.), обеспечить водоснабжения и мелиорацию. Существуют и иные нужды правообладателя земельного участка и иного недвижимого имущества, которые он не может обеспечить без использования соседнего земельного участка или капитального объекта (конкретный перечень нормативно не установлен).

В ряде случаев сервитуты устанавливаются с аналогичными целями в отношении помещений в нежилом здании в интересах собственников смежных помещений. Хотя чаще данный вопрос целесообразно разрешать путём признания помещений общего пользования (коридоров, лестничных клеток и т.д.) общим имуществом собственников нежилого здания.

При этом собственник недвижимости, требующий установления сервитута, должен доказать, что не имеет возможность обеспечить свои нужды без использования смежного участка. Например, для установления сервитута проезда потребуется доказать, что участок не имеет границ с землями общего пользования либо по иным причинам нельзя обеспечить заезд на него от существующей улично-дорожной сети.

Принципиально значимыми условиями сервитута являются:

  • зона действия сервитута (часть участка или здания, на которую он распространятся);
  • цель предоставления сервитута, возможный объём и порядок его реализации;
  • плата за сервитут;
  • распределение обязанностей и расходов по строительным и иным работам, требующимся для реализации сервитута.

Так сервитут, как правило, распространяется на часть земельного участка или здания. Причём координаты такой части вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В том числе устанавливаются конкретные маршруты прохода и проезда, полосы для прокладки коммуникации и т.д. Данный вопрос нередко становится предметом споров, так лицу, требующему установления сервитута, интересен наиболее удобный для него маршрут, а собственнику участка — наименее обременительный для себя.

При установлении сервитута соглашением сторон или решением суда определятся конкретный порядок его реализации. Так в случае сервитута для прохода и проезда – возможное количество транспортных средств различных категорий и т.д. Например, при проезде через охраняемую территорию может предусматриваться возможность проезда только в рабочее время, необходимость заблаговременного оформления пропусков и т.д. И в ряде случаев такие условия могут как сделать сервитут практически бесполезным для обладателя, так и привести к невозможности нормального использования обременяемого участка.

При необходимости для реализации сервитута строительных работ (прокладки дорог, коммуникации и т.д.) определяется порядок и срок выполнения данных работ, распределение связанных с ними обязательств, специальный порядок внесения платы в период строительства и т.д. Так поскольку во время строительства владельцу обременённого участка причиняются существенно большие неудобства, чем при дальнейшей реализации сервитута, в его интересах либо минимизировать срок работ, либо поучать повышенную плату в период их проведения.

Частный сервитут, как правило, является платным. При этом отсутствует единая методика расчёта платы за сервитут (за исключением государственных и муниципальных земель). В связи с чем размер такой платы, при отсутствии соглашения сторон, определяется судом по результатам оценочной экспертизы. Либо на основании досудебного заключения оценщика, если оно не оспаривается другой стороной спора. И в зависимости от применяемых экспертами методик оценки размер платы в схожих условиях может различаться на порядок.

При этом плата может устанавливаться как фиксированной за определённый период времени, так и в зависимости от интенсивности использования сервитута.

Отдельно может определяться распределение расходов на строительные работы, необходимые для реализации сервитута, устанавливаться особый порядок расчёта платы на период таких работ.

Частный сервитут может устанавливаться как бессрочно, на определённый срок. При этом исходя из существа задач, для которых он требуется, более характерен именно бессрочный.

В отношении участка из земель государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду, срок сервитута устанавливается не более срока аренды. Бессрочный сервитут (либо срочный сервитут до истечения его срока) может быть прекращен:

  • по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута по требованию любого из собственников вещей, связанных сервитутом;
  • если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, по требованию его собственника.

Сервитут подлежит регистрации в едином государственном реестре недвижимости на основании заявления сторон соглашения (при добровольном установлении) или судебного решения.

Требуется проведение кадастровых работ для определения зоны действия сервитута. Далее результат кадастровых работ (межевой план) вместе с соглашением или судебным актом предоставляется в Росреестр.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ (ред. от 18.07.2019)

      «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 247-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

    Все документы >>>

    Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут это

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

      «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

      «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

    Все документы >>>

    Эксперты подробно расскажут, кто должен делать дорогу к участку, и как решить проблему отсутствия подъездных путей в соответствии с законодательством. Организуются подобные дороги еще на стадии формирования территории. Эта обязанность возлагается на местную администрацию либо лицо, проводящее разделение или объединение земель. Однако далеко не всегда имеется свободный доступ к наделу. И такую задачу нужно решать в срочном порядке, составив обращения в уполномоченные органы.

    Зачастую дорога к участку пролегает через болотистую местность, которой требуется отсыпка и облагораживание в соответствии с установленными нормативами. Либо на пути к владениям образовался овраг или иные препятствия. Также создание подъездов необходимо из-за неправильно проведенных межевых работ. Регистрирующие органы, как правило, приостанавливают оформление территории, если обнаружены подобные нарушения. Но иногда приходится самостоятельно решать вопрос организации дороги к собственной земле.

    • Дорожная деятельность в границах населенных пунктов или за ними, производится администрацией поселения, муниципального района или округа.
    • Чтобы узнать, кто должен делать дорогу к участку, необходимо изучить документы на землю, проверив, к какому муниципальному образованию он относится.
    • По общему правилу за обустройством путей надо обращаться в местный муниципалитет. При этом Вы обязательно столкнетесь с очередностью выполнения строительных дорожных работ.
    • Кроме того, власти могут отказать из-за недостаточного финансирования или будут оттягивать создание подъезда, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. В этом случае получение желаемой дороги затягивается на долгие годы.
    • Если Вы оказались в подобной ситуации, можно провести работы за счет собственных средств. Для этого потребуется разрешение, согласованный проект и технические условия.
    • Непосредственно за укладкой полотна надо обращаться в лицензированную компанию.
    • Самостоятельно проводить строительство придется, если участок был оформлен ненадлежащим образом, либо он не числится в государственном кадастре недвижимости.
    • Право ограниченного пользования чужим земельным участком

      Характеристика понятия «сервитут», являющееся правом ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без его установления.

      реферат [22,0 K], добавлен 24.01.2011

    • Ограниченное пользование земельным участком

      Правовое регулирование земельных сервитутов. Порядок установления и прекращения сервитутов в Российской Федерации. Виды сервитутов и основания для них. Понятие обременения земельного участка сервитутом. Механизм государственной регистрации сервитутов.

      контрольная работа [37,6 K], добавлен 12.01.2011

    • Право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут)

      Сущность понятия «сервитут». Предмет сервитутного права. История развития сервитутного права. Сервитуты, установленные в интересах сельскохозяйственных участков. Сервитуты для застроенных участков. Сервитут в современном российском законодательстве.

      контрольная работа [18,9 K], добавлен 28.10.2011

    • Сервитуты в гражданском праве

      Изучение истории возникновения и развития института сервитута. Понятие и общая характеристика частных и публичных сервитутов в гражданском праве. Исследование прав и обязанностей сторон в договоре простого товарищества. Основания прекращения сервитутов.

      курсовая работа [46,8 K], добавлен 16.05.2016

    • Типы сервитутов

      Понятие и типы сервитутов как прав лица на ограниченное пользование чужим участком, их значение в правовой системе. Случаи возникновения реального и личного сервитута, а также определение круга лиц, требующих его установления. Сравнение оснований.

      презентация [8,9 M], добавлен 02.06.2016

    • Особенности установления платы за пользование земельным сервитутом

      Земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком, его место среди вещных прав на землю. Правовые позиции сторон. Анализ постановления как судебного акта (формально-юридический анализ). Исследование вынесенного решения.

      курсовая работа [45,5 K], добавлен 08.05.2015

    • Сервитуты. Понятие и виды

      Понятие и виды прав на чужие вещи. Понятие сервитута. Виды сервитутов. Предиальные сервитуты. Личные сервитуты. Приобретение, утрата, защита сервитутов. Суперфиций и эмфитевзис. Многочисленные сервитутные нормы содержатся в гражданском, земельном законода

      контрольная работа [20,8 K], добавлен 15.06.2005

    • Вещные права на чужое имущество

      Классификация вещных прав на чужое имущество. Право владения и пользования чужим имуществом. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных потребностей, для застройки. Законное и незаконное владение. Основные виды сервитутов.

      курсовая работа [58,1 K], добавлен 05.02.2013

    • Право земельного сервитута

      Основания возникновения прекращения и регистрация сервитута в РК. Права нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них; ограниченного пользования соседним участком. Скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования.

      контрольная работа [12,3 K], добавлен 25.04.2013

    • Понятие и виды сервитутов. Эмфитевзис и суперфиций

      Место сервитутов среди имущественных прав на чужие вещи. Необходимость этой категории права, виды сервитутов. Своеобразные черты, отличающие эмфитевзис и суперфиций от сервитутов. Особенности пользования личными и вещными сервитутами. Залог и его виды.

      реферат [19,6 K], добавлен 22.02.2010

    Определения понятий, комментарии

    Сервитут (частный сервитут)

    Публичный сервитут

    Соразмерная плата за сервитут

    Ссылки на судебную практику применения положений статьи 23 ЗК РФ о сервитуте, образцы исковых заявлений о сервитуте (установлении, прекращении и изменении сервитута) см. в комментариях к статье 274 ГК РФ

    Обзор практики ВС РФ

    В «Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года содержатся разъяснения по следующим вопросам:

    § 1. Обращение в суд с иском об установлении сервитута

    1. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора об установлении сервитута
    2. Подведомственность споров об установлении, изменении, прекращении сервитута
    3. Установление сервитута для обеспечения прохода, проезда к самовольной постройке
    4. Установление сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
    5. Установление сервитута по иску собственника земельного участка, на котором расположен линейный объект
    6. Прекращение сервитута в случае отпадения оснований, по которым он установлен

    § 2. Условия установления сервитута

    7. Установление земельного сервитута при отсутствии иной возможности пользования участком
    8. Условия сервитута лишают возможности использовать участок в соответствии с разрешенным использованием
    9. Установление сервитута при нескольких вариантах прохода (проезда) к земельному участку
    10. Суд определяет все условия сервитута, на которых он устанавливается
    11. Госрегистрация сервитута при отсутствии в ЕГРН сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом

    § 3. Плата за сервитут

    12. Плата за сервитут исходя из принципов разумности и соразмерности
    13. Порядок изменения платы за сервитут


    В п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» содержатся следующие разъяснения:

    Споры, связанные с установлением публичного сервитута подлежат рассмотрению в арбитражных судах

    При принятии искового заявления от лиц, права и законные интересы которых затронуты установлением публичного сервитута, необходимо учитывать следующее.

    Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

    Дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу части второй статьи 191 АПК РФ рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов.

    Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункте 2 статьи 23 ЗК РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

    Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.


    В п. 35 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 года приведена следующая правовая позиция:

    «Отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, установившего данный сервитут.

    Решением органа местного самоуправления на определенный срок установлен публичный сервитут для прохода или проезда к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в административных границах сельского поселения.

    В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании этого решения, ссылаясь на то, что в результате его принятия у неопределенного круга лиц возникло неограниченное право пользования принадлежащими ему на праве собственности земельными участками, тогда как у административного ответчика имелась иная возможность для обеспечения доступа граждан к водным объектам общего пользования.

    Что такое сервитут земельного участка в России

    Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ). Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее. Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

    Обычно устанавливается:

    • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
    • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

    Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на публичный и частный сервитут на земельные участки. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:

    • прокладки коммуникаций;
    • доступа к своему дому и т. д.

    Публичный сервитут на земельный участок — это решение органов власти использовать часть чужой собственности на благо общества. Например, для:

    • создания транспортной доступности;
    • геодезических изысканий;
    • мелиорационных работ;
    • доступности прибрежной территории;
    • использования земель и лесополос для охоты, рыбалки;
    • размещения межевых знаков и др. (ст. 23 ЗК РФ).

    Сервитуты бывают срочными или бессрочными. В первом случае указывается время применения такого ограничения, а во втором временной интервал отсутствует.

    Их делят и по регулирующему законодательству:

    • гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
    • земельные;
    • лесные;
    • водные;
    • воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).

    У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц. Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе). При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

    1. Когда и где составлена бумага.
    2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
    3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
    4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
    5. Срок, на который он вводится (при наличии).
    6. Перечень пользователей.
    7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.

    К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подают иск в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора рекомендуется использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

    В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

    Выносит решение суд с учетом следующих моментов:

    • позиций истца и ответчика;
    • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
    • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
    • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
    • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).

    Скачать образец соглашения о сервитуте земельного участка

    В теории сервитут подразделяют на публичный и частный. В законодательстве существует два понятия: сервитут и публичный сервитут, понятие «частный сервитут» отсутствует. Вместе с тем, для того чтобы отделить публичный сервитута от сервитута и не запутаться, в данной статье мы будем использовать понятие «частный», которое будем применять во всех случаях, кроме установленных для публичного сервитута.

    Публичный сервитут от частного отличает способ установления.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

    П. 3 ст. 23 ЗК РФ предусматривается возможность установления публичных сервитутов для: прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

    Отметим, что данный перечень оснований является исчерпывающим и установление публичного сервитута по иным основаниям не разрешено. Не запрещено по указанным выше основаниям устанавливать «частный» сервитут по соглашению сторон или в судебном порядке. Более того, у органа государственной (муниципальной) власти нет обязанности по установлению публичного сервитута; сервитут устанавливается по усмотрению соответствующего органа и является его правом.

    В п. 4 Обзора ВС РФ Суд указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

    Таким образом, Верховный Суд РФ допускает при одних и тех же условиях установление как публичного сервитута в интересах местного населения, так и «частного» сервитута в пользу собственника инженерных сетей.

    Дополнительно отметим, что бывают случаи «установления» публичных сервитутов решениями органами власти без осуществления регистрации в установленном законом порядке. Верховный суд РФ указал, что само по себе отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, установившего данный сервитут (п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г). Таким образом, если будет органом власти (государственным, муниципальным) будет установлен сервитут и не зарегистрирован — это не лишает прав собственников МКД обратится в суд с оспариванием такого решения.

    Частным сервитутом является установление права ограниченного пользования частными лицами. При установлении «частного» сервитута необходимо обязательно руководствоваться указанными выше особенностями сервитута с целью недопустимости чрезмерного ограничения прав собственника земельного участка, который сервитутом обременяется.

    Примером может служить следующая ситуация: собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи, проведения коммуникаций к своему участку может заключить договор с собственником соседнего земельного участка, через который будет осуществляется проведение таких коммуникаций, и установить сервитут. Примером публичного сервитута является следующий вариант: через частную территорию, на которой располагаются жилые дома, необходимо провести коммуникации на территорию муниципалитета или же на другую частную территорию (муниципалитет в данном случае может установить сервитут в целях интересах населения).

    Отметим, что помимо размещения каких-либо коммуникаций, лицо их установившее, должно иметь возможность на их обслуживание, ремонт и реконструкцию, надлежащее техническое обслуживание.

    ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

    При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

    Установление размера платы при «частном» сервитуте

    П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

    Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

    Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

    П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

    В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

    Установление размера оплаты при публичном сервитуте

    При публичном сервитуте порядок определения размера платы может устанавливаться отдельными нормативными актами.

    В частности, в отношении полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с п. 3–4 Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса России от 05 сентября.2014 г. № 24 (Зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2014 г. № 34478) размер платы за такой публичный сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год. В случаях, если публичный сервитут предполагает использование части земельного участка, плата за публичный сервитут определяется пропорционально площади указанной части земельного участка.

    Установление ограниченного пользования не является сервитутом, не требует государственной регистрации, однако его часто путают с сервитутом. Наиболее часто складывающаяся ситуация — возможность огородить территорию земельного участка МКД от доступа третьих лиц.

    Если участок не ограничен сервитутом (например, отсутствует право прохода через данный участок), установление мер по охране и пропускному режиму на территорию МКД вполне допустимо. Проблема зачастую связана не с самой возможность установления, а с позицией собственников нежилых помещений, которым для ведения предпринимательской деятельности важен свободный и беспрепятственный доступ клиентов к их помещениям.

    В качестве примера приведем одно из дел, в котором была разрешена указанная ситуация.

    Общим собранием собственников помещений МКД было принято решение о том, что в целях безопасности, сохранности общего домового имущества и благополучного санитарного состояния дворовой территории круглосуточно должны быть закрыты ворота и работать домофон с ограничением доступа на дворовую территорию третьих лиц. Предприниматель парикмахерской, расположенной в МКД, полагал, что установление такого ограничения существенным образом нарушает его права и мешает осуществлению предпринимательской деятельности. Однако суд указал на недоказанность факта нарушения прав предпринимателя, поскольку проход в помещение работникам и клиентам обеспечивается через калитку в воротах, ключи от которой, а также технические средства для осуществления связи через домофон у предпринимателя имелись (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 декабря 2015 г. по делу № А56-70228/2014, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2008 г. по делу № А56-13904/2007).

    Поэтому, если на земельном участке под МКД нет сервитутов, общее собрание собственников имеет право принять решение об установлении ограждений, пропускного режима, шлагбаума и прочих ограничениях.

    Итак, рассмотрим, что означает такое слово, как объяснить его значение простым языком: сервитут — это право ограниченного пользования чужим имуществом, участком. Обычно он устанавливается, когда требуется использование земельной территории третьими лицами. Введение ограничения происходит только при крайней необходимости.

    Сервитут может быть установлен на добровольной основе. При этом обязательно вводится соответственная оплата за право ограниченного пользования чужой вещью, в частности некоторой территорией земельного надела.

    Собственник может требовать компенсацию за ограничение его прав на своем участке. Обычно стоимость рассчитывается в соответствии с размером упущенной выгоды.

    Она может соответствовать той цене, которая могла бы быть получена при сдаче части участка в аренду.

    Получить компенсацию за прохождение газовой трубы по участку в Самаре

    Прекращение сервитута начинается в тот момент, когда происходит завершение срока его действия. Снять обременение можно в судебном порядке при обращении собственника участка.

    Прекращение действия сервитута требует официального оформления в Росреестре, нужно снять обременение с земли.

    Ограничение на пользование участком может быть введено только при крайней необходимости. Произойти это может при согласии собственника участка, а также при решении судебной инстанции.

    Владелец участка имеет все те же права при введении сервитута, что и были у него до этого.

    Сервитут является ограниченным вещным правом, представляет собой юридически гарантированную возможность пользования чужим имуществом в определенных целях (при этом ограниченность относится к объему вытекающих из сервитута прав, но не затрагивает его характеристику как абсолютного, связанную с его вещно-правовой природой). Возникновение и развитие сервитута, восходящее к эпохе римского права, обусловлено необходимостью устранения возможных противоречий между интересами собственников (классическим примером является право прохода к своему участку через территорию чужого участка).

    Основы регулирования отношений, связанных с обременением чужого имущества сервитутом, определяются статьей 274 ГК РФ, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

    По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим данного обременения, и собственником соседнего участка, в случае недостижения такого соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    В интересах собственника, чей участок обременен сервитутом, ему предоставлено право (если иное не предусмотрено законом) требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    Сервитут, установленный в порядке статьи 274 ГК РФ, является частным.

    В то же время законодательство допускает возможность установления публичных сервитутов. Исходя из части 2 статьи 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. При этом установление публичного сервитута должно осуществляться с учетом результатов общественных слушаний.

    Согласно части 3 указанной статьи публичные сервитуты устанавливаются для:
    — прохода или проезда через земельный участок;
    — использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
    — размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    — проведения дренажных работ на земельном участке;
    — забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
    — прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
    — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
    — использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
    — временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
    — свободного доступа к прибрежной полосе.

    Публичный сервитут, как и частный, может устанавливаться бессрочно либо на определенный период времени (соответственно, постоянный и срочный сервитуты).

    Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

    Кроме того, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

    Сервитут, как частный, так и публичный, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Соответственно, право пользования земельным участком у лица, в пользу которого установлен сервитут, возникает с момента его государственной регистрации.

    4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    Если у вас возникли вопросы по статье 274 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
    Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
    Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

    Следует подать регистратору вместе с заявлением:

    • паспорта сторон — граждан РФ;
    • квитанция, подтверждающая успешную оплату полного размера госпошлины;
    • соглашение, достигнутое сторонами, о добровольном согласии и иных особенностях сервитута;
    • решение судебного органа — если землевладелец не хочет самостоятельно заключать соглашение;
    • согласие иных лиц (например, при нахождении земельного надела в совместном владении супругов, для проведения регистрации потребуется согласие мужа/жены на установление обременения);
    • бумаги технического характера на надел (на усмотрение регистратора);
    • доверенность (при привлечении стороннего человека, представляющего интересы одной из сторон правоотношения) и т.д.

    13.08.2018 / Особенности установления сервитута на земельный участок под МКД

    Выделение других видов происходит по следующей классификации:

    • платный – то есть, собственник получает плату за пользование своими владениями;
    • бесплатный – пользование происходит на безвозмездной основе;
    • срочный – разрешение выдано на определённый срок;
    • бессрочный – срока у сервитута нет.

    Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

    Основания наложения обременения включают:

    • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
    • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
    • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
    • проведение исследовательских и поисковых работ;
    • строительство общественных объектов;
    • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
    • размещение информационных знаков;
    • выполнение дренажных работ.

    Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.

    Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

    Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.

    Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

    • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
    • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
    • возведение и ремонт объектов недвижимости;
    • обеспечение иных нужд собственника.

    Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

    Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

    • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
    • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
    • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

    Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

    Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:

    • требуется проезд или проход к участку земли;
    • возникла необходимость проложить коммуникации;
    • требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
    • оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
    • требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
    • иные случаи, которые не осуществляться без обременения.

    Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:

    • требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
    • проведение коммуникационных сетей общественного пользования;
      предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник);
    • требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
    • при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
    • при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
    • для получения разрешения на выпас или прогон скота.

    Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

    Законом определено три способа наложения обременения:

    • по добровольному согласию землепользователей;
    • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
    • по судебному решению.

    Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

    ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ (СЕРВИТУТ)

    Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

    Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

    1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
    2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
    3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
    4. Подписание нормативного акта.
    5. Регистрация документа в Росреестре.

    Действие сервитута начинается после его официального оформления.

    Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

    Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.

    Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

    Перечень необходимых бумаг включает:

    • заявление на госрегистрацию;
    • копия удостоверения личности заявителя;
    • документы, подтверждающие право собственности на землю;
    • соглашение владельцев или решение суда;
    • кадастровый план;
    • квитанция оплаченной госпошлины.

    При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

    Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
    Выделяют следующие различия между видами:

    1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
    2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
    3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

    Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

    Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
    Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

    • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
    • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
    • возведение и ремонт объектов недвижимости;
    • обеспечение иных нужд собственника.

    Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

    Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

    • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
    • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
    • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

    Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

    Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

    Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

    • водный (использование водоемов);
    • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

    Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
    Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *