Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые нормы работы на судах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Конституционное правосудие как Высшая форма обеспечения судебного конституционализма в России 2011 / Ярошенко Наталья Ивановна
- К вопросу о полномочиях Конституционного Суда российской Федерации в сфере нормотворчества 2014 / Остапович Игорь Юрьевич
- Роль конституционного Суда России в обеспечении конституционного правопорядка 2017 / Андрей Викторович Безруков
- Конституционность, законность и уставность как правовые категории 2012 / Ярошенко Наталья Ивановна
- Судебный конституционализм и российское избирательное право на современном этапе 2016 / Тарабан Н.А.
- Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении единообразия экологически значимой судебной практики 2010 / Никишин Владислав Васильевич
- Пределы нормотворчества Конституционного Суда России 2012 / Гриценко Елена Владимировна
- Конституционный судебный контроль 2018 / Драчевский Даниил Александрович
- Особенности законотворческих полномочий Конституционного Суда Российской Федерации 2014 / Остапович Игорь Юрьевич
- К вопросу о возможности обжалования решений Конституционного Суда РФ 2015 / М. Ю. Ковяров
- Применение обычаев делового оборота: соотношение судебной практики и законодательства 2014 / Трофимов Ярослав Валерьевич
- Альтернативные источники регулирования гражданского судопроизводства 2017 / Алексеев Андрей Анатольевич
- Общеизвестные факты как обстоятельства, не подлежащие доказыванию в гражданском судопроизводстве 2017 / Гусякова Евгения Андреевна
- Недопустимые доказательства в гражданском и административном судопроизводстве 2019 / Зубович Михаил Мстиславович, Томбулова Елена Георгиевна, Шкурова Полина Дмитриевна
- Procedural interaction of subjects proving in the light of principles of the estimation of proofs on civil cases 2011 / Zubovich Mikhail Mstislavovich
- К вопросу об особенностях доказывания в современном административном судопроизводстве 2017 / Григорьева Тамара Александровна, Ткаченко Екатерина Викторовна
- Некоторые процессуальные вопросы применения обычаев делового оборота в юрисдикционной деятельности судебных органов 2006 / Леонтьевский В. А., Поляков П. А.
- Участие адвоката-представителя в подготовке гражданского дела к судебному разбирательству: некоторые аспекты 2017 / Ивакин Валерий Николаевич
- Судейская осведомленность и правовой обычай в уголовном процессе 2012 / Селина Елена Викторовна
- Признание и исполнение иностранных решений по делам о взыскании алиментов 2015 / Концевой Геннадий Владимирович
Правовые санкции (от латинского sanctio — строжайшее постановление) — меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.
Так, О.Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.
Правовые санкции имеют такие основные значения:
- 1) Мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.
- 2) Государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил.
- 3) Часть правовой нормы, содержащая указание на меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы.
- 4) В международном праве меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательства,юридические последствия, зависят от характера правонарушения. В соответствии с Уставом ООН при простом правонарушении (наносящем ущерб стране или группе стран) государство-правонарушитель обязано восстановить или компенсировать нарушенные права. Если же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущерб всему международному сообществу), то к нему применяются принудительные меры вплоть до военных.
- 5) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.)
Роль Конституционного Суда РФ в толковании правовых норм
Акты судебного толкования, будучи одной из разновидностей актов официального толкования, представляют собой достаточно самостоятельную группу актов, что подтверждается как их классификацией, так и спецификой осуществляемых ими функций.
Под функцией акта судебного толкования следует понимать конкретизацию служебной роли или служебного назначения акта судебного толкования.
Функция акта судебного толкования отвечает на вопросы » чему служит данный акт?», «каково его предназначение и роль в механизме правового регулирования?»
Категория функции имеет большое научное и практическое значение. Ее предназначение может быть рассмотрено сквозь призму категории функции права: данная категория ставит своей целью описание реальных действий субъектов по осуществлению целей правового регулирования, а также выявление зависимостей между нормами права, правовыми отношениями, иными юридическими актами и другими социальными явлениями.1 Таким образом, с помощью категории функции складывается представление о том, как воздействует акт судебного толкования на процесс применения права, иные социальные явления, как взаимодействует с ними.
Характеризуя правовые акты в механизме правового регулирования, С.С.Алексеев раскрывает их роль следующим образом: «Как источник юридических явлений правовой акт выступает в качестве инструмента конституиро-вания и формы, обеспечивающих введение, изменение этих явлений. С данной точки зрения правовой акт представляет собой средство воздействия на содержательные элементы правовой системы, придания им необходимых юридических свойств…Как форма существования юридических норм, правовой акт представляет собой способ фиксирования их жизни, служит местом их пребывания, «удержания во времени» Кроме того, существенные собственные функции правового акта проявляются в его особенностях как внешней формы выражения: правовые акты призваны обеспечить полное и точное выражение содержащейся в них воли, являются одним из необходимых условий правового регулирования — доведения воли государства, организаций, граждан до сведения всех, кого она касается; являются одним из важнейших средств и источников правовой пропаганды и правового воспитания.
Указанные функции правовых актов в равной степени могут принадлежать и актам судебного толкования, при этом основной функцией актов судебного толкования является то, что, будучи разновидностью вспомогательных правовых актов, они обеспечивают единство правового регулирования и правильность реализации законодательства.2 Именно обеспечение правильной, четкой, в соответствии с подлинным смыслом действующего законодательства реализации правовых норм является основным предназначением акта судебного толкования.
Н.Н. Вопленко отмечает, что «интерпретационные акты представляют собой явление многогранное и могут быть рассмотрены с разных сторон: а) как одна из правовых форм осуществления государством своих функций; б)как средство укрепления законности в деятельности правоприменительных органов; в) в качестве одной из форм правовой пропаганды; г) как метод повы-шения эффективности правового регулирования и т.д.»
Функции актов судебного толкования, на наш взгляд, можно разделить на две группы: общие и специальные.
К общим функциям следует отнести функции, присущие праву вообще и актам судебного толкования как социально-правовому явлению в частности. Среди общих функций выделяются:
1 .Воспитательная функция. Данная функция проявляется в том, что акты судебного толкования оказывают воспитательное воздействие на субъектов правоотношений. С помощью этих актов происходит становление правового сознания личности, ее приобщение к такому глобальному социальному явлению, каковым является право. Осуществляя функцию правового воспитания субъектов, акты судебного толкования приобщают их к знаниям о государстве и праве, законности и правопорядка, правах и свободах личности, вырабатывают у граждан устойчивую ориентацию на законопослушное поведение.
2. Идеологическая функция. Данная функция направлена на формирование у субъектов правовой идеологии.
В литературе правовая идеология определяется как совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.1
В последнее десятилетие, в период осуществления в России реформ произошла деидеологизация общества, политики, права, которая повлекла за собой утрату многих нравственных, культурных, правовых ценностей, должного уважения к традициям права и морали, потере духовности, получили распространение правовой нигилизм и социальный примитивизм. Естественно, что в таких условиях возникает потребность в государственно-правовой идеологии для России, что является неотъемлемым условием жизнедеятельности всякого общества. Сегодня такой идеологической основой для российской государственности должна стать доктрина правового государства, призванная соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке.
Одним из существенных достижений правовой реформы в России явилось создание Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994г. обозначили Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Таким образом, впервые в истории российской государственности Конституция России закрепила институт конституционного правосудия.
В отличие от существовавшего и ранее института конституционного контроля, представлявшего собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ, соблюдение ее верховенства и защиту конституционного строя государства, осуществляемый палатами Федерального Собрания, Президентом РФ, иногда правительством РФ и другими органами, конституционное правосудие, как и правосудие вообще, должно осуществляться судебными органами. Именно поэтому функция осуществления конституционного правосудия была возложена на специальный судебный орган конституционного контроля — Конституционный Суд Российской Федерации.
Особенность функционального предназначения позволяет говорить о двойственности юридической природы Конституционного Суда РФ: с одной стороны, это судебный орган, занимающий ведущее место в иерархии судебной системы, с другой — это федеральный орган государственной власти, который наряду с высшими органами государства — Федеральным Собранием РФ,
Президентом РФ, Правительством РФ, осуществляет функцию конституционного контроля и существенно влияет на деятельность этих органов.
В литературе встречается и другая точка зрения, согласно которой «уникальность» природы Конституционного Суда заключается в том, что с одной стороны, он является судебным органом, с другой — обладает признаками нормотворческого органа.1 На наш взгляд , с такой позицией трудно согласиться ввиду того, что ни Конституцией РФ, ни Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» данный орган правотворческой функцией не наделен.
Неоднозначность в оценках самого органа конституционного правосудия влечет за собой известную неопределенность и противоречивость в понимании юридической природы издаваемых им актов.
По мнению ряда ученых, решения Конституционного Суда являются не чем иным, как источником российского права2, другие утверждают, что такие акты не содержат в себе новых норм, в связи с чем не могут рассматриваться как нормативные, а следовательно являться источниками права.
Признавая решения Конституционного Суда источниками российского права, ученые-правоведы аргументируют свою позицию особым статусом и авторитетом Конституционного Суда, обязательностью его решений, закрепленной в ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ, для всех без исключения субъектов права на всей территории Российской Федерации. Среди аргументов высказывается и то, что решениями Конституционного Суда неконституционные нормативные акты или их отдельные положения утрачивают силу; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению, решения судов и иных органов не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях. Таким образом, Конституционный Суд выполняет функцию «негативного законодателя».
По мнению М.А.Митюкова, законодатель придал решениям Конституционного Суда ту же силу действия, что и конституционным нормам , так как нередко решения Конституционного Суда фактически создают новые нормы, закрывающие пробелы Конституции. Подтверждением тому является и то обстоятельство, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, а их опубликование осуществляется в том же порядке, какой установлен для федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства, объединяемых в широком смысле термином «законодательство».1
Еще в большей степени обоснование правотворческой функции Конституционного Суда связывают с предоставленным данному органу Конституцией
РФ правом давать официальное толкование Основного закона. Данная точка зрения исходит из того, что превращение российской конституции в «жесткую» объективно предопределяет возрастание роли Конституционного Суда в развитии конституционных норм. В результате того, что при рассмотрении конкретных дел, а также по запросам уполномоченных на то субъектов Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ, отражающее общественное развитие, Основной закон государства подвергается преобразованию, хотя его текст остается неизменным. В результате такого толкования конституционные нормы, реально действуя могут содержать и несколько иной смысл, чем тот, который первоначально был заложен законодателем. Как отмечает Б.С.Эбзеев, Конституционный Суд идет дальше простой интерпретации, он формирует конституционно-правовую доктрину, тем самым выполняя правотворческую функцию, а его решения, хотя формально и считаются имеющими силу только для тех дел, в связи с которыми они были вынесены, в действительности являются источниками права.1
Представляется, что с приведенными точками зрения вряд ли можно однозначно согласиться.
Признание решений Конституционного Суда источниками права повлекло бы за соб��й нарушение принципа разделения властей и могло бы отрицательно сказаться на состоянии законности в Российской Федерации.
В функции государства входит обеспечение планомерности аккумуляции финансовых средств и направление их в соответствии с планами и программами в экономику, социальную сферу и на прочие общественные потребности. Организация данной деятельности должна проходить согласно правилам и требованиям правовых норм.
Нормы финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой деятельности страны и органов местного управления, способы аккумуляции средств в денежные фонды государственного и муниципального уровня, типы применяемых для образования данных фондов платежей и порядок их взимания. Также они участвуют в регулировании порядка получения и применения государственных и муниципальных финансовых средств, источников формирования денежных ресурсов муниципальных и гос предприятий, организаций, учреждений и т.д.
В процессе регулирования этих отношений финансово правовые нормы закрепляют права и обязанности госорганов, органов местного управления, предприятий, учреждений, гражданских лиц.
Финансово правовые нормы представляют собой первоначальные элементы, составляющие финансовое право, как отрасль права. Для них характерны все общие свойства правовой нормы, но также и особенности именно этой отрасли права.
Норма финансового права – это определенное и охраняемое государственными органами правило поведения участников в обществе, которое выражается в их юридических правах и обязанностях.
Особенностью финансово правовой нормы является то, что она (в сравнении с нормами других отраслей права) регулирует взаимоотношения, образующиеся в процессе планового формирования, распределения и применения государством и органами местного управления денежных ресурсов с целью удовлетворения стоящих перед ними задач.
Итак, норма финансового права – это определённое и охраняемое государственными органами (путём применения различных санкций к правонарушителям) строгое правило поведения в общественно-финансовых отношениях, образующихся при плановом образовании, распределении и использовании государственных/муниципальных финансовых фондов и доходов с закреплением юридических прав и обязанностей их участников.
Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами при вступлении в брак, родственниками, лицами, взявшими на усыновление детей в семью, составляет семейное законодательство. Семейное законодательство имеет определенную специфику: Конституция РФ от 1993 года его относит к совместному ведению РФ и субъектов. Этот режим устанавливает, что нормативно-правовой акт может быть принят на уровне федеральной власти и в субъектах РФ. Таково понятие семейного законодательства.
При этом закон устанавливает, что правовой акт не должен входить в противоречие с ФЗ.
Нормы материального права в гражданском процессе
Понятие принципы семейного законодетельства заключается в определении основополагающих начал, на основе которых строится отрасль права. Принципы семейного права тесно связаны с конституционными положениями. Принципы семейного законодательства:
- раскрывают понятие того, что можно считать поддержкой со стороны государства отцов и матерей;
- определяют понятие того, что является государственной гарантией защиты семьи;
- устанавливают основы конституционного строя.
Семейное законодательство направлено на защиту прав и свобод граждан, а также раскрывают понятие и задачи нормативно-правового регулирования. При этом законодатель устанавливает приоритетные общечеловеческие ценности: любовь, уважение, понятие ответственности перед детьми родителей, взаимную помощь всех членов семьи. Эти принципы остаются неизменными. Интересно, что СК РФ не устанавливает понятие семьи.
Принципы семейного законодательства закреплены в нормативных актах. Понятие каждого из них неизменно, и принципам необходимо следовать в брачно-семейных отношениях. К принципам можно отнести понятие о том, что с юридической точки зрения официальными считаются отношения, заключенные в форме брака в ЗАГСе. Заключение брака должно соответствовать морально-этическим ориентирам, а также правовой норме.
Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права, преследуют цели:
- укрепление семьи;
- недопустимость вмешательства в дела семьи.
Брак, как юридический факт, порождает правовые последствия, ведущие к возникновению у сторон правоотношений, указанных в законах.
Семья находится под защитой государства и нуждается в гарантиях.
Некоторые специалисты права относят к спорному вопросу позицию о том, что к началам семейного права причисляют морально-этические ориентиры. Это существование института семьи на взаимной любви, симпатии, взаимопомощи. Тем не менее, нельзя отрицать, что эти принципы существенно влияют на создание атмосферы в семье, а также проходят «красной нитью» по многим положениям Семейного Кодекса.
Особенность нормативных актов министерств и ведомств состоит в том, что они должны быть зарегистрированы в МинЮсте РФ, а также официально опубликоваться в Российской газете. Для официального опубликования установлен срок – 10 дней с момента их регистрации. Это правило в отношении ведомственных нормативных актов было установлено президентом РФ в 1993 году (Указ №104).
Судебная власть и источники семейного права. Кто устанавливает семейное законодательство?
В статье 126 Основного закона страны говорится о том, что в силу своей компетенции ВС РФ может давать разъяснения по вопросам семейной практики. Практическое применение норм семейного права с разъяснениями высшего судебного органа становится обоснованным и правильным.
Судебная практика не входит в источники семейного права. В пользу этого приводится мнение: разъяснения ВС РФ являются толкованием норм, но не устанавливает новые положения, субъект толкования не может считаться законодателем. Учитывая то обстоятельство, что ВС занимается изучением и обобщением, анализом судебной практики судов более низшего уровня, высший суд на этой основе разрабатывает универсальный и уникальный подход к решению аналогичных судебных дел в будущем времени. На этой основе, отношение специалистов к практике судов и к возможности применять ее как источник права, поменялось со временем. Некоторые теории права устанавливают, что к источникам семейного права следует отнести Постановления ВС РФ. Например, вопросы отцовства и алиментных обязательств (1996 г., №9), вопросы усыновления (1997 г., №7) и т.д.
СК РФ призван регулировать личные и имущественные отношения между членами семьи. Если в СК РФ отношения не находят предмета правового регулирования, к ним в полной мере можно применить нормы из ГК РФ, а также иных актов. Применение гражданского законодательства происходит при условии того, что оно не находится в противоречии законам.
Если правовые отношениямежду членами семьи не подпадают пож нормы гражданского законодательства, призванные прямо урегулировать возникшие вопросы, к ним применяются нормы, регулирующие сходные вопросы. Это называется аналогией закона. Если и эти нормы отсутствуют, то компетенция каждого их членов семьи определяется главными принципами отрасли семейного права, не исключая требования гуманности. Это называется аналогией права.
Применение семейного законодательства происходит и к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
- Административно-правовые нормы
Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.
реферат [36,8 K], добавлен 17.11.2011
- Норма права
Понятие и основные признаки правовых норм. Принципы организации учета законодательства. Виды систематизации норм права. Учёт нормативно-правовых актов. Инкорпорация норм права. Консолидация норм права как вид систематизации. Кодификация норм права.
курсовая работа [38,1 K], добавлен 07.03.2015
- Виды административно-правовых норм
Понятие и виды источников административного права (кодификация и инкорпорация). Признаки и особенности административно-правовых норм, их структура. Акты их официального толкования и использования. Постановление о назначении административного наказания.
реферат [30,5 K], добавлен 20.11.2015
- Нормы административного права
Понятие и сущность и особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Реализация норм административного права. С помощью норм определяются границы управомоченного, должного, запрещенного поведения.
курсовая работа [19,1 K], добавлен 18.03.2005
- Виды источников административного права и определение их сущности
Изучение предмета административного права — отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти. Понятие и виды нормативно-правовых актов. Источники административного права.
курсовая работа [38,6 K], добавлен 18.01.2011
- Соотношение материального и процессуального права
Понятие и признаки норм права, их разделение на отрасли. Основные проблемы, возникающие в процессе применения норм материального и процессуального права. Правовые позиции Конституционного суда при применении норм материального и процессуального права.
курсовая работа [49,1 K], добавлен 12.03.2015
- Нормы и источники административного права
Сущность, особенности и порядок применения административно-правовых норм, их виды и реализация. Отличия от норм гражданского и уголовного права. Гипотеза, диспозиция, санкция как элементы структуры. Понятие и виды источников административного права.
курсовая работа [50,7 K], добавлен 11.12.2009
- Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
Понятие, основные виды и особенности норм административного права. Акты реагирования прокурора на нарушения законности в порядке общего надзора. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. Основные нормы процессуального права.
контрольная работа [33,5 K], добавлен 10.03.2013
- Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды
Роль административно-правовой нормы в обеспечении организации и функционирования системы исполнительной власти, ее структура, виды, отличие от других норм права. Характеристика источников административного права России. Административно-правовой контроль.
курсовая работа [51,9 K], добавлен 23.10.2014
- Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов
Понятие, особенности и разновидности административно-правовых норм, основные способы их реализации. Источники административного права. Роль и значение административно-правового механизма в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
курсовая работа [28,3 K], добавлен 10.10.2012
Санкция – часть правовой нормы, которая предусматривает определенные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы. Иными словами санкция означает меру наказания или ответственности за несоблюдение нормы права.
Санкции классифицируют в зависимости от ключевого признака.
По характеру последствий
- негативные (неблагоприятные) санкции выраженные в виде, например, лишения свободы, штрафа и пр.;
- позитивные санкции, которые предусматривают правовые поощрения.
Например, премирование сотрудника за добросовестное выполнение своих обязанностей, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и пр.
По степени определенности
Абсолютно-определенные санкции предусматривают четкую меру наказания.
Например, ст. 463 Гражданского Кодекса РФ гласит: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». В данной статье предусмотрена одна санкция – отказ покупателя от сделки купли-продажи.
Относительно-определенные санкции указывают низшую и высшую границы меры принуждения или только высшую границу. Наиболее характерен данный вид санкций для уголовного права.
Например, ч. 1 ст. 105 Уголовного Кодекса РФ предусматривает меру наказания за убийство в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет.
Альтернативные санкции содержат вариации, а суд может выбрать любую из них.
Например, в ст. 143 Уголовного Кодекса РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.
Кумулятивные санкции, допускающие или обязывающие применение к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную.
Например, ч. 2 ст. 290 УК РФ гласит: «Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается лишением свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
До 1 июля 2015 года действовал Перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил (их частей) утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р.
В п. 82 данного перечня, были упомянуты СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», но лишь часть из указанных строительных норм и правил подлежали обязательному применению. В частности, п. 4.10 в список не попал, т.е. запрета на размещение в жилых зданиях предприятий с режимом функционирования после 23 часов указанный Перечень обязательных национальных стандартов не содержал.
С 1 июля 2015 года вступил в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, которым утвержден новый Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В новый Перечень (в п. 38) уже включен СП 54.13330.2011 и теперь обязательному применению подлежат пп. 4.9 — 4.12.
Таким образом, с 01.07.2015 обязателен к применению п. 4.10 СП 54.13330.2011.
То есть, не могут размещаться предприятия с режимом функционирования после 23 часов в зданиях и сооружениях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 июля 2015 г. а также иные предприятия, указанные в п. 4.10 СП.*
Решено, все-таки, не запрещать в кризис работу предприятий, магазинов с режимом функционирования после 23 часов.
С учетом внесенных изменений в Постановление Правительства РФ № 1521, п. 38 Перечня стал выглядеть следующим образом:
38. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.3 — 4.7, абзацы третий — шестой пункта 4.8, пункты 4.9, 4.10 (за исключением слов «все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч»), 4.11, 4.12), 5 (пункты 5.5, 5.8), 6 (пункты 6.2, 6.5 — 6.8), 7 (пункты 7.1.2, 7.1.4 — 7.1.14, абзац второй пункта 7.1.15, пункты 7.2.1 — 7.2.15, 7.3.6 — 7.3.10, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.5, 7.4.6), 8 (пункты 8.2 — 8.7, 8.11 — 8.13), 9 (пункты 9.2 — 9.4, 9.6, 9.7, 9.10 — 9.12, 9.16, 9.18 — 9.20, 9.22, 9.23, 9.25 — 9.28, 9.31, 9.32), 10 (пункт 10.6), 11 (пункты 11.3, 11.4).
Таким образом, с 01.10.2015г. все предприятия, а также магазины, расположенные в жилых домах могут функционировать и после 23 ч.
НО, обращаем внимание, что согласно того же п. 4.10 СП 54.13330.2011 в подвалах, цоколях, первых и вторых этажах жилых домов не допускается размещать предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино.
То есть, кафе, ресторан, бар работать после 23 часов может, при условии, что число мест не превышает 50-ти, площадь 250 кв.м. и нет музыкального сопровождения.
Однако думается, что запрет с числом мест и площадью обходится разделением общей площади единого зала условно на 2 или более, при этом каждое из «вновь созданных» заведений должно быть формально разделено (отдельные наименования, меню, отдельная контрольно-кассовая техника, возможно стиль, отдельные договоры аренды (если помещение арендуется), отдельные лицензии на алкоголь и проч. «различия», позволяющие обособить деятельность двух заведений общественного питания).
Реферат по административному праву «Административно-правовые нормы»
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В Постановлении Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» указано: принять и ввести в действие с 1 октября 2003 г. строительные нормы и правила «Здания жилые многоквартирные», однако в регистрации данного документа отказано, что подтверждается письмом Минюста РФ от 16.04.2004 N 07/3971-ЮД (см. текст письма ниже).
Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что п.п. 4.10, 4.11 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», как содержащие правовые нормы, но не опубликованные и не прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке, не подлежат применению. Аналогичная правовая позиция находит отражение в судебной практике, например, апелляционное определение Орловского областного суда от 23.04.2013 по делу N 33-922).
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2004 года N 07/3971-ЮД
[Об отказе в государственной регистрации постановления Госстроя России от 23.06.2003 N 109 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные»]
Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело представленное на государственную регистрацию постановление Госстроя России от 23.06.2003 N 109 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» и сообщает, что указанный документ не может быть зарегистрирован по следующим основаниям.
Данный акт принят и введен в действие с 1 октября 2003 года.
Обращаем внимание, что с 1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Отдельные пункты данного документа содержат ссылки на акты, не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России (пункты 1.1, 4.2, 4.3 и другие).
Согласно пункту 6 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14.07.99 N 217, в случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.
Согласно пункту 15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 (с изменениями и дополнениями), в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.
ВС РФ заставит иностранные интернет-магазины выплачивать штрафы россиянам
В целях обеспечения правильного и единообразного применения норм международного частного права Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
1. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют право, применимое к правоотношению на основании норм международного частного права в случае, когда участником гражданско-правового отношения является иностранное лицо либо гражданско-правовое отношение осложнено иным иностранным элементом, в том числе когда объект гражданских прав находится за границей (пункт 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
При разрешении споров, осложненных иностранным элементом, суды применяют нормы Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы международных договоров и акты международных организаций, внутригосударственные нормы права Российской Федерации и права других государств (иностранное право), обычаи, признаваемые в Российской Федерации.
К источникам внутригосударственного права Российской Федерации, содержащим нормы международного частного права, относятся, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации (в том числе раздел VI «Международное частное право»), Семейный кодекс Российской Федерации (раздел VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», далее — СК РФ), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (глава XXVI «Применимое право», далее — КТМ РФ) (пункт 1 статьи 1186 ГК РФ, часть 5 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), часть 5 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
2. Приведенный в пункте 1 статьи 1186 ГК РФ перечень иностранных элементов (иностранный субъект правоотношения, иностранный объект правоотношения) не является исчерпывающим. В качестве иностранного элемента в том числе может также рассматриваться совершение за границей действия или наступление события (юридического факта), влекущего возникновение, изменение или прекращение гражданско-правового отношения.
Например, в соответствии со статьей 1 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11 апреля 1980 года, далее — Венская конвенция 1980 года) данная конвенция подлежит применению к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, при соблюдении условий, указанных в данной статье. При этом место нахождения коммерческого предприятия определяется не национальной принадлежностью лица (гражданством физического лица или местом учреждения юридического лица), то есть наличием иностранного элемента в форме субъекта правоотношения, а местом, в котором сторона договора купли-продажи ведет коммерческую деятельность на регулярной основе, либо, при его отсутствии, местом жительства физического лица (пункт 3 статьи 1, статья 10 Венской конвенции 1980 года).
Равным образом согласно пункту 1 статьи 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в г. Женеве 19 мая 1956 года) эта конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальной принадлежности заключающих договор сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г. Монреале 28 мая 1999 года, далее — Монреальская конвенция 1999 года) данная конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятием. При этом международной перевозкой в смысле данной конвенции называется всякая перевозка, при которой согласно определению сторон место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств — участников этой конвенции, либо на территории одного и того же государства — участника указанной конвенции, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством — участником Конвенции.
Таким образом, применение Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года и Монреальской конвенции 1999 года возможно в том числе к договору международной перевозки, сторонами которого (грузоотправитель или пассажир и перевозчик) являются российские физические и юридические лица.
3. Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается (пункт 3 статьи 1186 ГК РФ).
Например, статьей 23 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года определяется размер подлежащей возмещению суммы за ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, статьей 22 Монреальской конвенции 1999 года — пределы ответственности в отношении задержки при воздушной перевозке, уничтожения, утери, повреждения или задержки багажа и груза.
14. Правовое положение физических и юридических лиц в отношениях, регулируемых нормами международного частного права, определяется в соответствии с их личным законом.
Если нормами международных договоров не установлено иное, в Российской Федерации личный закон физического лица определяется с помощью коллизионных норм статьи 1195 ГК РФ, личный закон юридического лица — статьи 1202 ГК РФ.
Личным законом регулируются, в частности, следующие вопросы, связанные с договорными обязательствами:
— правоспособность и дееспособность лица (статья 1196, пункт 1 статьи 1197, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 1202 ГК РФ);
— полномочие лица на совершение сделок от имени юридического лица без доверенности (подпункт 6 пункта 2 статьи 1202 ГК РФ);
— необходимость получения согласия (одобрения) сделки от органов юридического лица или собственника его имущества и порядок такого одобрения, а также влияние нарушения установленной процедуры получения согласия (одобрения) на действительность сделки (подпункт 6 пункта 2 статьи 1202 ГК РФ);
— способность юридического лица отвечать по своим обязательствам и вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по таким обязательствам (подпункты 8, 9 пункта 2 статьи 1202 ГК РФ).
15. В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 1202 ГК РФ личный закон юридического лица регулирует в том числе внутренние отношения юридического лица с его участниками, отношения, связанные с образованием органов юридического лица, осуществлением ими управления делами юридического лица и ответственностью членов этих органов перед юридическим лицом, а также некоторые виды отношений участников юридического лица между собой, например преимущественное право покупки или необходимость получения согласия других участников в случае отчуждения акций или долей в уставном капитале хозяйственных обществ, вопросы участия товарищей в управлении делами хозяйственных товариществ.
16. По смыслу пункта 3 статьи 1202 ГК РФ российское или иностранное юридическое лицо не может ссылаться на установленные его личным законом ограничения полномочий органа или представителя на совершение сделки, а также на выход за пределы правоспособности юридического лица при одновременном соблюдении следующих условий:
— в момент совершения сделки орган или представитель юридического лица находились за пределами территории страны, чей личный закон имеет юридическое лицо;
— праву страны, на территории которой орган или представитель совершили сделку, неизвестно указанное ограничение;
— другая сторона в сделке не знала и заведомо не должна была знать об указанном ограничении. Бремя доказывания отсутствия добросовестности у контрагента в момент совершения сделки лежит на стороне, оспаривающей сделку.
Рассматриваемое правило применяется в случае оспаривания сделки как самим юридическим лицом, так и участником, действующим от имени юридического лица (пункт 1 статьи 652 ГК РФ).
Аналогичный запрет ссылаться на положения личного закона установлен для физических лиц в части ограничения их дееспособности на совершение сделок (пункт 2 статьи 1197 ГК РФ).
17. В отдельных иностранных государствах некоторые виды организаций не имеют правового статуса юридических лиц, хотя и обладают гражданской правоспособностью (например, полное и коммандитное товарищества в Федеративной Республике Германия). В соответствии со статьей 1203 ГК РФ личным законом таких иностранных организаций считается право страны, где эта организация учреждена, в связи с чем такие иностранные организации вправе приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, выступать истцом и ответчиком в российском суде.
18. Право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество (далее также — вещный статут) определяются по праву страны, где это имущество находится (статья 1205 ГК РФ). Сфера действия вещного статута определена в статье 12051 ГК РФ.
Если иное не предусмотрено международным договором, законодательством Российской Федерации или не вытекает из существа отношений, коллизионные нормы об определении вещного статута применяются также к документарным и бездокументарным ценным бумагам. Для бездокументарных ценных бумаг страной, где находится имущество, считается страна, где ведется учет прав на такие ценные бумаги. Поэтому при разрешении споров, связанных с бездокументарными ценными бумагами, учитываемыми в ведущемся на территории Российской Федерации реестре акционеров или депозитарном учете, судам следует применять российское право по вопросам, указанным в статье 12051 ГК РФ.
19. В соответствии с подпунктом 5 статьи 12051 ГК РФ возникновение и прекращение вещных прав по сделке, в том числе переход права собственности по договорам, направленным на отчуждение имущества, регулируются вещным статутом, а не правом, подлежащим применению к договору (договорным статутом). В связи с этим соглашение сторон о выборе права, применимого к договору (статья 1210 ГК РФ), автоматически не распространяется на указанные вопросы. Однако стороны договора могут заключить специальное соглашение о применении договорного статута к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество (пункт 3 статьи 1206 ГК РФ). Такое соглашение может являться составной частью оговорки о применимом праве в договоре либо может быть зафиксировано сторонами отдельно. На основании пункта 6 статьи 1210 ГК РФ к такому соглашению о выборе применимого права также подлежат применению положения пунктов 1-3 и 5 статьи 1210 ГК РФ.
В силу пункта 3 статьи 1206 ГК РФ договорный статут применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц. Третьи лица, которые не являются сторонами соответствующего договора (например, собственник, который утратил владение вещью и предъявляет иск о ее истребовании), могут заявлять свои требования в отношении той же вещи на основании права страны по месту нахождения вещи.
20. По смыслу пункта 1 статьи 1206 ГК РФ, если договор купли-продажи движимого имущества предусматривает перемещение товара из одной страны в другую, в момент заключения договора товар не находится в пути и стороны не достигли соглашения о праве, применимом к моменту перехода права собственности (пункт 3 статьи 1206 ГК РФ), то право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент, определяемый в соответствии с правом страны места нахождения товара. Если право собственности не перешло к покупателю до момента перемещения товара в другую страну, наступившие в первой стране элементы фактического состава (например, факт заключения соглашения, передача вещи и т.п.) считаются выполненными для целей применения того фактического состава, который необходим в соответствии с правом нового места нахождения вещи. Например, если договор купли-продажи был заключен в момент нахождения товара на территории одной страны, то этот юридический факт учитывается для определения возникновения права собственности у покупателя в соответствии с правом другой страны, в которую был доставлен товар.
Если в момент совершения сделки товар находится в пути (например, перевозится на морском судне), то возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав определяются по праву страны, из которой отправлен товар, если иное не предусмотрено законом (пункт 2 статьи 1206 ГК РФ).
21. В сферу действия вещного статута входят в том числе вопросы осуществления и защиты вещных прав (подпункты 6 и 7 статьи 12051 ГК РФ). В связи с этим к вопросам обращения взыскания на вещи, являющиеся предметом залога, а также реализации предмета залога подлежит применению право страны по месту нахождения вещей, являющихся предметом залога, вне зависимости от того, какое право применяется к договору залога согласно статьям 1210 и 1211 ГК РФ.
22. Если иное не предусмотрено законом, в соответствии с пунктом 1 статьи 1209 ГК РФ сделка или доверенность не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования, устанавливаемые правом хотя бы одной из следующих стран:
— правом страны, подлежащим применению к самой сделке. Правом страны, подлежащим применению к правам и обязанностям по договору, считается право страны, выбранное сторонами договора по соглашению между собой (статья 1210 ГК РФ), а при отсутствии такого соглашения -право, определенное на основании статей 1211-1214 ГК РФ. По смыслу пункта 4 статьи 1210 ГК РФ стороны также могут выбрать право, применимое к форме сделки как отдельной части договора. Право страны, подлежащее применению к односторонней сделке, определяется в соответствии с нормой статьи 1217 ГК РФ, а право страны, подлежащее применению к доверенности, — в соответствии с нормами пунктов 2-4 статьи 12171 ГК РФ;
— правом страны места совершения сделки. Если в момент заключения договора ее стороны находятся в разных странах и в самом договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту (статья 444, пункт 1 статьи 1187 ГК РФ);
— российским правом, если хотя бы одной из сторон сделки выступает лицо, чьим личным законом является российское право, либо такое лицо является представляемым при выдаче доверенности.
Для признания сделки недействительной вследствие несоблюдения формы суду следует удостовериться в том, что применение права каждой из указанных стран приводит к такому результату.
Поскольку выбор сторонами подлежащего применению права, осуществленный после заключения договора, действует без ущерба для действительности сделки с точки зрения требований к ее форме (пункт 3 статьи 1210 ГК РФ), для целей применения абзаца первого пункта 1 статьи 1209 ГК РФ правом страны, подлежащим применению к самой сделке, может считаться как первоначально применимое к договору право, так и право, выбранное сторонами договора на основании последующего соглашения, — в зависимости от того, применение какого права приводит к действительности сделки.
23. Несмотря на то, что правило пункта 1 статьи 162 ГК РФ в случае несоблюдения простой письменной формы сделки предусматривает последствия процессуального характера (лишение стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания), данная норма является нормой материального права (пункт 1 статьи 1187 ГК РФ), а потому она не препятствует применению судом в соответствии со статьей 1209 ГК РФ иностранных норм, содержащих иные правила о форме сделок и последствиях их несоблюдения.
24. Если личный закон юридического лица содержит особые требования в отношении формы договора о создании юридического лица или сделки, связанной с осуществлением прав участника юридического лица, форма таких договора или сделки подчиняется праву этой страны (пункт 2 статьи 1209 ГК РФ). Под особыми требованиями понимаются требования, содержащиеся в законодательстве о юридических лицах соответствующей страны (например, применительно к российскому праву — правила главы 4 «Юридические лица» ГК РФ, а также правила законов об отдельных видах юридических лиц), но не общие положения гражданского законодательства о форме сделки.
25. Государственная регистрация сделки либо возникновения, перехода, ограничения или прекращения прав по ней не является элементом формы сделки, а потому эти вопросы регулируются не правом, подлежащим применению к форме сделки (статья 1209 ГК РФ), а правом, которое регулирует существо соответствующего отношения (например, российским правом для договоров в отношении находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 1213 ГК РФ). В результате, если сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежат обязательной государственной регистрации в российском реестре, то как вопросы государственной регистрации, так и форма соответствующей сделки подчиняются российскому праву (пункты 3 и 4 статьи 1209 ГК РФ).
Согласие на совершение сделки (статья 1571 ГК РФ) также не является элементом формы сделки, а потому условия и порядок выдачи такого согласия не регулируются правом, подлежащим применению к форме сделки. Например, право, применимое к условиям и порядку выдачи согласия попечителем, определяется по правилам статьи 1199 ГК РФ; к порядку и выдаче согласия на перевод долга — по правилам статей 1210, 1211 ГК РФ.
26. В силу принципа автономии воли в международном частном праве стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по договору (договорный статут). Такое прямо выраженное соглашение может быть оформлено в виде условия (оговорки) о применимом праве в тексте договора либо в виде отдельного соглашения (пункт 1 статьи 1210 ГК РФ).
Суд определяет допустимые пределы выбора применимого права в соглашениях сторон (например, допустимость выбора применимого права после заключения договора, для отдельных частей договора) на основании российского права.
При этом действительность соглашения о применимом праве по основаниям, связанным с наличием порока воли, а также заключенность такого соглашения как разновидности гражданско-правовой сделки определяются на основании права, указанного сторонами в соглашении о применимом праве.
В силу принципа автономности соглашения о применимом праве недействительность, незаключенность или прекращение основного договора сами по себе не влекут недействительности или неисполнимости оговорки о применимом праве.
27. В соответствии с пунктом 2 статьи 1210 ГК РФ соглашение о применимом праве либо должно быть прямо выраженным, либо определенно вытекать из условий договора или совокупности обстоятельств дела (подразумеваемое соглашение о применимом праве). В соглашении о применимом праве стороны вправе использовать любые термины и формулировки, указывающие на выбор ими того или иного права (например, указание на применение права, законодательства, законов, нормативных актов или норм определенной страны).
Устанавливая наличие воли сторон, направленной на выбор применимого права, суд вправе констатировать существование подразумеваемого соглашения о применимом праве, в частности, в случае, если стороны в тексте договора ссылались на отдельные гражданско-правовые нормы определенной страны либо если стороны при обосновании своих требований и возражений (например, в исковом заявлении и отзыве на него) ссылаются на одно и то же применимое право. Кроме того, суд вправе прийти к выводу о наличии подразумеваемого соглашения о применимом праве при наличии тесной связи между двумя договорами с участием одних и тех же лиц, когда один из этих договоров содержит оговорку о применимом праве, а другой заключенный позднее договор такой оговорки не содержит.
Однако выбор сторонами компетентного суда или места проведения международного коммерческого арбитража сам по себе не означает выбора в качестве применимого к спорным правоотношениям материального права того же государства. Отсутствие волеизъявления сторон в отношении применимого права означает, что его определяет компетентный суд или арбитраж на основании применимых коллизионных норм.
28. Стороны вправе выбрать или изменить ранее выбранное применимое право после заключения договора. Такой выбор имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц и действительности сделки с точки зрения требований к ее форме, с момента заключения договора (пункт 3 статьи 1210 ГК РФ).
Если выбор применимого права сделан сторонами после заключения договора, третьи лица, не выражавшие своего согласия на выбор определенного права и не являющиеся правопреемниками сторон, вправе ссылаться в обоснование своих требований, связанных с договором, на право, которое применялось бы к договору при отсутствии последующего соглашения сторон о выборе права. К числу таких третьих лиц относятся в том числе третьи лица, в пользу которых заключен договор (статья 430 ГК РФ). По смыслу этой статьи правило пункта 3 статьи 1210 ГК РФ применимо к третьим лицам, в пользу которых заключен договор, при условии, что они выразили намерение воспользоваться своим правом по договору до момента заключения сторонами последующего соглашения о выборе применимого права.
29. Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право для договора как в целом, так и для отдельных его частей (пункт 4 статьи 1210 ГК РФ). Такой выбор допустим при условии, что применение различного права для отдельных частей одного договора не порождает непреодолимых противоречий и не влечет признания договора или его части недействительными или незаключенными. При наличии таких непреодолимых противоречий суд признает соглашение сторон о выборе применимого права неисполнимым и определяет договорный статут на основе коллизионных норм, применимых при отсутствии соглашения сторон о выборе права.
30. Стороны вправе заключить условное (альтернативное) соглашение, в котором выбор применимого права зависит от выбора той стороны, которая в будущем судебном разбирательстве будет являться истцом, либо в котором предусмотрено применение права той стороны, которая в будущем при возникновении спора выступит истцом или ответчиком (пункт 1 статьи 1210 ГК РФ). В рамках таких соглашений право, подлежащее применению к договору, фиксируется в момент предъявления первого иска; предъявление последующих исков из того же договора, в том числе встречных, не влечет изменения зафиксированного применимого права. Риск неопределенности применимого права до момента подачи первого иска несут сами стороны, заключившие условное (альтернативное) соглашение о применимом праве.
Вместе с тем судам следует исходить из того, что условие в альтернативном соглашении о применимом праве не может носить диспаритетный (асимметричный) характер и зависеть исключительно от воли одной конкретной стороны (например, предоставлять только заимодавцу возможность выбора применимого права из нескольких вариантов, лишая заемщика такой же возможности выбора). Такие соглашения суду следует считать недействительными и определять договорный статут на основе коллизионных норм, применимых при отсутствии соглашения сторон о выборе права.
48. При определении права, применимого к отношениям добровольного представительства, следует разграничивать отношения, возникающие между представляемым и представителем (далее также — внутренние отношения), с одной стороны, и отношения между представляемым или представителем и третьим лицом (далее также — внешние отношения), с другой стороны.
К внутренним отношениям представительства в соответствии с пунктом 1 статьи 12171 ГК РФ подлежат применению коллизионные нормы, регулирующие соответствующие виды договоров, например правила о договорном статуте для договора поручения или агентского договора (статьи 1210-1212 ГК РФ).
К договорным обязательствам, возникающим из сделки, совершенной представителем от имени представляемого с третьим лицом, также применяются общие правила ГК РФ об определении договорного статута (статьи 1210-1214 ГК РФ). При этом для целей применения пунктов 1, 2 статьи 1211 ГК РФ учитывается место жительства или основное место деятельности представляемого как лица, от имени которого заключается соответствующий договор.
49. Если иное не вытекает из закона, внешние отношения представительства определяются по праву страны, которое выбрано представляемым в доверенности, при условии, что третье лицо и представитель были извещены об этом выборе (абзац первый пункта 2 статьи 12171 ГК РФ). Указанное условие считается соблюденным, если оговорка о выборе применимого права включена в текст доверенности, которая была вручена представителю, при этом представитель предъявлял доверенность третьему лицу для подтверждения своих полномочий.
Если в доверенности не содержится оговорка о выборе применимого права и при этом доверенность уполномочивает представителя на совершение сделок или иных юридических действий исключительно на территории одной страны, то суд, исходя из условий доверенности и совокупности иных обстоятельств дела, может прийти к выводу о том, что право этой страны было подразумеваемым образом выбрано представляемым при выдаче доверенности. Если доверенность выдается представляемым исключительно для целей исполнения обязательств по ранее заключенному с третьим лицом договору, на что прямо указано в тексте доверенности (например, доверенность выдается исключительно для целей приемки товаров или работ по определенному договору), то суд, исходя из условий доверенности и совокупности иных обстоятельств дела, может прийти к выводу о том, что в доверенности подразумеваемым образом выбрано право, которое регулирует соответствующий договор (пункты 2 и 6 статьи 1210 ГК РФ).
50. По смыслу пункта 1 статьи 12171 ГК РФ, если представляемый не выбрал применимое право в доверенности либо выбранное право в соответствии с законом не подлежит применению, внешние отношения представительства регулируются правом страны, где находится место жительства или основное место деятельности представителя. Если представитель являлся работником юридического лица — представляемого и этот факт был известен третьему лицу в момент совершения сделки, то основным местом деятельности такого представителя считается место нахождения работодателя или соответствующего обособленного подразделения, в котором работник-представитель осуществлял свою трудовую деятельность в момент совершения сделки с третьим лицом.
Если третье лицо не знало и не должно было знать о месте жительства или об основном месте деятельности представителя, применяется право страны, где преимущественно действовал представитель в конкретном случае. Бремя доказывания того, что третье лицо знало или должно было знать о месте жительства или об основном месте деятельности представителя, возлагается на представляемого или представителя. Доказательством этого факта может являться то, что данное место было указано в качестве места жительства или основного места деятельности представителя в тексте доверенности или иных документах, предоставленных третьему лицу перед совершением сделки.
Под правом страны, где преимущественно действовал представитель в конкретном случае, понимается место совершения сделки с третьим лицом, если представитель и третье лицо находились в одном месте в момент совершения сделки. Если сделка с третьим лицом совершается путем обмена сообщениями лицами, находящимися в разных странах, то таким правом следует считать право страны по месту, где находился представитель в момент направления третьему лицу оферты или акцепта.
51. В пунктах 3, 4 статьи 12171 ГК РФ установлены специальные коллизионные нормы для определения права, применимого к полномочиям представителя на совершение сделки в отношении недвижимого имущества, а также для ведения дела в государственном или третейском суде. Эти специальные коллизионные нормы являются императивными и не допускают возможности выбора представляемым иного применимого права в доверенности.
Способы изложения правовых норм
Проект
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от «___» ____________ 20____ г. N _____
Об утверждении типовых отраслевых норм времени на работы, выполняемые при строительстве и ремонте судов*
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Приложение N 1*
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Приложение N 2*
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Приложение N 3*
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Курсовая работа: Административно-правовые нормы
Приложение N 5*
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Приложение N 6*
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.
Социальная природа правовых норм Скачать 8793 0 0
… способствует то обстоятельство, что субъект законотворчества одновременно и субъект государственной политики. Политический же деятель адекватнее (чем в теоретических конструкциях) воспроизводит в правовых нормах требование класса или социальной группы, интересы которых он представляет на политической арене. Руководствуется он не методами научного познания объекта, а тем социальным опытом, который …
1. Найдите в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве:
а) на книгу;
б) на картину;
в) на программный продукт;
г) на песню.
2. Найдите в Интернете названия справочников, журналов, газет и т. п., в которых можно найти информацию:
а) о программных продуктах;
б) о компьютерах;
в) об информационных системах;
г) о новинках мировой киноиндустрии.
3. Найдите в Интернете юридические документы для информационного рынка, изданные за последние пять лет, для:
а) России;
б) международного сообщества.
Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.
В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:
- период нормандского завоевания Англии (до 1066 г.). Данный период характеризуется отсутствием общего для всех права. Основным источником права являются обычаи и традиции, которые разнились в зависимости от региона;
- период от нормандского завоевания до установления власти династии Тюдоров (1066 – 1485 гг.). В связи с тем, что в данный период происходит централизация государства, право претерпевает существенные изменения: на смену традициям и обычаям приходит система общего для всех права, которое отправляют королевские суды;
- период расцвета и упадка общего права (1485 – 1832 гг.). В процессе развития общества обнажились недостатки общего права. Во-первых, оно было громоздким и формализованным, что отражалось на его эффективности. Во-вторых, вопросы, которые невозможно было разрешить посредством общего права, решались наместником короля согласно «принципу справедливости»;
- 1832 до наших дней. После судебной реформы в Англии 1832 г. суды получили возможность рассматривать дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости. Иными словами при вынесении решения суд руководствовался опытом предыдущей практики в аналогичных вопросах – прецедент, и собственным пониманием справедливости.
Признаки англосаксонской правовой системы
- источником права является судебный прецедент;
- суд является правотворческим органом;
- приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
- главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
- отсутствует кодификация отраслей права;
- приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
- юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.
Пример
В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.
Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.
Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.
Признаки правовой системы религиозного права
- источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
- правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
- нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
- доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
- отсутствует деление на частное и публичное право;
- нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
- приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.
Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Признаки системы традиционного права
- источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
- неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
- приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
- нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
- судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
- доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
- многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.
Романо-германская правовая система | Англосакская правовая система | Религиозная правовая система | Традиционная правовая система | |
---|---|---|---|---|
Источник права | Писанный закон | Судебный прецедент | Религиозно-нравственные нормы и ценности | Неписаные обычаи и традиции |
Правотворческий орган | Законодатель | Суд | Божественное творение закона | Религиозные органы |
Деление права на публичное и частное | Имеется | Имеется | Отсутствует | Имеется, публичное право приоритетно |
Кодификация права | Имеется | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Роль правового прецедент и правового обычая | Второстепенная | Первостепенная | Незначительная | Незначительная |
Роль прав человека и гражданина | Первостепенные права | Первостепенные права | Первостепенные обязанности | Первостепенные обязанности |
Доктринальная составляющая | Значительная | Прикладной характер | Значительная | Незначительная |
Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены[8][9][10][11]:
- Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
- Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);
- Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
- Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
- Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
- Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).
Основная статья: Правопонимание
Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных), составляются классификации правопониманий и понятий, при этом последние создаются в рамках этих правопониманий.
Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В.А. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное[12], О.Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права[13], В.С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание[14].
Основная статья: Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным[28].
Основная статья: Правовой обычай
Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемое источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи делового оборота. Несмотря на прямое указание правоприменения обычая делового оборота в Гражданском кодексе, многие авторы (Диаконов В.В.[30], Сергеев А.П., Толстой Ю.К.[31] и др.) не относят его к источникам права.
Основная статья: Нормативный договор
Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).
Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.
Основная статья: Правовая доктрина
Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику. Она может становиться источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права.