- Транспортное право

Закон о профессиональной тайне

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о профессиональной тайне». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в системе специальных административно-правовых режимов // Современное право. 2005. N 8.

Как отмечает автор, в процессе получения субъектами государственного управления сведений, функционирующих в режиме профессиональной тайны, например нотариальной, врачебной, аудиторской, правоотношения по поводу данной информации между субъектами, ее предоставившими, и субъектами госуправления укладываются в рамки правоотношений по поводу служебной тайны. При этом субъекты госуправления обязаны обеспечивать конфиденциальность данной информации не только перед представившими ее лицами, но и перед клиентами нотариуса, пациентами врача и т.д. Прежние правоотношения между носителями профессиональной тайны и их клиентами не меняются, режим профессиональной тайны сохраняется и ни во что не трансформируется.
Высказанная О. Соколовой точка зрения в полной мере может быть отнесена и к сведениям, составляющим профессиональную тайну. Действительно, информация, представляющая коммерческую ценность и составляющая коммерческую тайну, предоставленная банку, аудитору и т.п., становится для соответствующих организаций и должностных лиц профессиональной тайной и остается коммерческой тайной для ее обладателя, его работников, контрагентов и т.п.
Еще одним характеризующим профессиональную тайну признаком является отсутствие у соответствующей информации коммерческой ценности для субъекта, то есть представителя соответствующей профессии.
В заключение отметим, что, безусловно, сами сведения, входящие в объем профессиональной тайны, могут иметь действительную или потенциальную ценность для правообладателя. Однако лицо, которое в силу своих профессиональных обязанностей получает доступ к такой информации, может использовать ее только с целью эффективного осуществления своей профессиональной деятельности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Зачем нужен закон о профессиональной тайне ФСБ

3 ч. 3 ст. 11 Закона о коммерческой тайне).

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями (ч. 2 ст. 11 Закона о коммерческой тайне).

В конкретном трудовом договоре, помимо условия о неразглашении служебной или коммерческой тайны работником, должно быть четко указано, какие именно сведения такую тайну составляют.

Служебная тайна – это сугубо конфиденциальная информация, доступ к которой имеет ограниченное количество людей. К ней допускаются люди, которым она необходима в процессе профессиональной деятельности, а также лица, осуществляющие над этим контроль. Конфиденциальностью называется предотвращение разглашения или утечки информации, и переводится с английского языка это слово как «доверие». При соблюдении данного условия обеспечивается сохранность документации и соблюдение ее секретности, что позволяет оградить бизнес или государственные структуры от вмешательства посторонних заинтересованных лиц.

Что же представляют собой секретные данные? Конфиденциальная информация – это информация, охраняемая законами Российской Федерации. Она может быть служебной, коммерческой или личной тайной не только для юридического, но и для частного лица.

Человек, получивший доступ к данным подобного характера, обязан в соответствии с законодательством страны не разглашать и не передавать их ни при каких обстоятельствах третьим лицам. Конфиденциальная информация – это не только служебная тайна, но и сведения, которые ни в коем случае нельзя использовать или передавать, если их обладатель не дал согласие на разглашение. Исключение составляют случаи, при которых эту информацию могут потребовать судебные органы. В таких ситуациях, как правило, есть четкое обоснование, которое диктует судебно исполнительная система государства. Все случаи предоставления конфиденциальной информации указаны в законе РФ по гражданским правам.

Что может составлять служебную тайну? В СССР такая информация достаточно хорошо защищалась, а служебная тайна, как правило, надежно сохранялась. Информация имела следующие виды секретности:

государственная тайна, помеченная грифами «совершенно секретно» или же «особой важности»;

служебная тайна, которую помечали грифом «секретно»;

специальная информация под грифом «для служебного пользования».

Сегодня секретную информацию на рабочем месте могут составлять сведения, которые являются государственной тайной, а также производные от этой информации. Данные, содержащиеся и хранящиеся в органах местного самоуправления и государственной власти, также могут представлять собой сведения, которые не подлежат разглашению. Служебная тайна может включать в себя и информацию о субъектах гражданско правовых отношений, если они не относятся к коммерческой тайне. В ст. 139 ГК РФ информацией, являющейся служебной тайной, могут быть сведения об усыновлении, о медицинском диагнозе пациентов, о личных вкладах в банки. Сюда может быть отнесена также информация о деятельности организации, распространение сведений о которой вызвано служебной необходимостью.

Дума приняла закон о профессиональной тайне ФСБ

В середине июля 2004 года был разработан и принят Федеральный закон «О коммерческой тайне». В нем дается определение понятия коммерческой тайны и права на ее безопасность. Закон содержит 16 статей. Часть из них в новом издании потеряла мощность. В частности, статья 2, статьи 7-9 и статья 12. что такое коммерческая тайна в соответствии со статьей 98? ФЗ о коммерческих секретах?

Согласно определению коммерческой тайны в законе, система конфиденциальности информации — это такая, которая дает ее владельцу право, под влиянием обстоятельств и условий, увеличивать прибыль, предотвращать рискованные расходы, утверждать позицию на рынке товаров и услуг или получать иные материальные выгоды. Кроме того, мы предлагаем принять во внимание принципы Закона о защите данных.

И если вы знаете самые важные моменты из 225…. ФЗ о страховке. ОПО Кроме того, многих конфликтных ситуаций можно избежать.

1.

В органах и организациях, осуществляющих работы со сведениями, составляющими служебную тайну, устанавливается режим служебной тайны. Порядок защиты сведений, составляющих служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации.

2. В органах и организациях обеспечение режима служебной тайны осуществляется структурными подразделениями по защите служебной тайны. Защита служебной тайны является основным видом деятельности федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, учреждения.

3. В органах и организациях, имеющих подразделения по защите государственной тайны, обязанности по обеспечению защиты сведений, составляющих служебную тайну, могут возлагаться на эти подразделения.

4. Для защиты сведений, составляющих служебную тайну, должны использоваться средства защиты информации, сертифицированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Мероприятия по защите служебной тайны в органах и организациях осуществляются из средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Допуск к государственной тайне — процедура оформления праваграждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.

Закон о коммерческой тайне был принят и разработан 29.07.2004 года. Он содержит понятие рыночной тайны, а также право на ее охрану, и предоставление сведений третьим лицам и организациям.

Описание закона

Федеральный закон о коммерческой тайне был разработан и внедрен в действие в середине июля 2004 года. Он устанавливает понятие коммерческой тайны и право на ее сохранность. В законе содержится 16 статей. Часть из них в новой редакции утратила силу. В частности статья №2, статьи №7- 9, статья № 12. Что такое рыночная тайна в соответствии с 98 ФЗ о коммерческой тайне? Согласно определению в законе коммерческая тайна — это система конфиденциальности сведений, дающей право ее владельцу под влиянием обстоятельств и условий, приумножить прибыль, предотвратить рисковые траты, утвердить позицию на рынке товаров и услуг или иметь другую материальную пользу. В дополнение предлагаем рассмотреть основы закона о защите информации.

А если, знать основные моменты 225-ФЗ о страховании ОПО, можно избежать многих конфликтных ситуаций.

Для юр. лиц и ИП важно учитывать положения ФЗ 98. Перед началом предпринимательской деятельности нужно с ним ознакомиться и изучить нормы закона. Скачать Федеральный Закон «О коммерческой тайне» можно по ссылке.

ФЗ о конфиденциальной информации был принят в июле 2004 года. Последняя редакция закона была введена 12.03.2014 г. Была скорректирована ч.1 ст 1. Закон о неразглашении информации с 2014 года не содержит 2 статью. Изменен п. 2. ст. 3 об определении данных, входящих в понятие «коммерческая тайна». Добавлен п. 6.1. устанавливающий права владельца сведений, входящих в понятие тайны. Отредактирована статья 11, с указанием охраны коммерческой тайны в границах рабочих отношений.

Статья 5

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Госдума приняла закон о профессиональной тайне для сотрудников ФСБ

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану коммерческой тайны встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Справка

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Все документы, содержащие конфиденциальные сведения, которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников) защиты служебной информации от распространения третьим лицам

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст. 9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в документах, может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Если проанализировать действующее законодательство, можно выделить три критерия, по которым информация может быть отнесена к служебной тайне:

  1. она не составляет государственную тайну;

  2. она не является общедоступной;

  3. обеспечить ее сохранность и ограничить несанкционированный доступ можно в режиме профессиональной или служебной тайны.

Согласно определению, служебную тайну составляют сведения о деятельности органов власти, в то же время определенная информация такого рода не может по закону быть засекречена. При составлении перечня сведений, которые могут быть отнесены к служебной тайне, необходимо учитывать те ограничения, которые установлены федеральным законодательством.

  1. различные нормативно-правовые акты, которые затрагивают права, обязанности, свободы граждан;
  2. информации о состоянии окружающей среды (о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях), а другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, производственных объектов, граждан и населения в целом;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти;
  5. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  6. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия – работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п. 16 Инструкции о порядке допуска).

При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска:

форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно);

форма 1.1. Список членов организации, которым оформляется допуск к государственной тайне (утверждается руководителем организации);

форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно);

форма 3. Карточка (по заполнении секретно);

форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников;

форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска;

форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации;

форма 7. Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме допуска;

форма 8. Карточка на допуск гражданина по третьей форме допуска;

форма 9. Типовой договор (контракт) об оформлении допуска ­к государственной тайне (приложение к трудовому договору);

форма 10. Журнал учета карточек на допуск работников по первой и второй формам.

Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных большим количеством форм и строгим порядком их заполнения, отправки в органы безопасности и последующего хранения. Рассмотрим процедуру оформления поэтапно.

Свернуть Показать

  1. Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государст­венную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. № 333 (ред. от 22.05.2008 г.). Вернуться назад

  2. Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 г. № 1003. Вернуться назад

  3. В соответствии с подп.1 ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 09.02.2009 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принят ГД ФС РФ 18.07.1996 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу 10.03.2009 г.) срок ограничения права на выезд не может превышать пяти лет (или по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны – десяти лет) со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. Вернуться назад

  4. Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрава РФ от 16.03.1999 г. № 83. Вернуться назад

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение некоторых понятий, содержащихся в абзаце втором статьи 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», с учётом положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В частности, Федеральным законом предусматривается определить в качестве оснований для возможного отказа лицу в допуске к государственной тайне признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истёк срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений.

«РГ» публикует поправки в закон о ФСБ о профессиональной тайне

Вопрос, кто несет ответственность за неразглашение врачебной тайны, законом 323 ФЗ определяется статьей 98. Она указывает на общие нарушения положений, разглашение медицинской информации попадает под следующие предписания:

  • за соблюдение прав и свобод граждан ответственность несут органы государственной власти и местного самоуправления;
  • врачебные учреждения, медицинские и фармацевтические работники по закону несут прямую ответственность за нарушение предписанных норм в сфере охраны здоровья;
  • медицинская организация возмещает весь вред, нанесенный здоровью гражданина, под данное определение попадает и моральный ущерб, нанесенный в ходе разглашения врачебной тайны;
  • факт возмещенного вреда по Закону об охране здоровья не освобождает должностных работников от ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.
  • Профессия
  • Делопроизводство
  • Отдел кадров
  • Архивное дело
  • Юридический практикум
  • Ваш компьютер
  • Деловой этикет
  • Офис
  • Самообразование
  • Бухгалтерский учет
  • Корпоративная культура
  • Психологический практикум
  • Стиль
  • Красота и здоровье
  • Секретарь плюс
  • Праздник
  • Страницы истории
  • Культура и искусство
  • Контрольная работа
  • Охрана труда

полагает дальнейшее проведение расследования. Возобновление приостановленного дела заранее предполагается, так как перерыв в расследовании носит временный характер, и рано или поздно дело должно быть возобновлено, хотя бы для принятия решения о прекращении в связи с истечением сроков давности. А вот возобновление прекращенного дела — это решение, которое заранее не предполагается, и принимается в исключительных случаях при допущенных в ходе расследования ошибках. Таким образом, возобновление прекращённого дела необходимо для исправления указанных ошибок и недостатков, создания необходимых

предпосылок для последующего окончания расследования.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что институты приостановления, возобновления и прекращения уголовных дел на стадии предварительного расследования взаимосвязаны между собой, тесно соприкасаются в процессе функционирования, но при этом остаются самостоятельными уголовно-процессуальными институтами. Их изучение в динамике взаимодействия позволяет разрешить множество проблем, возникающих в практической деятельности применения данных институтов.

Литература

1. Викторский С.И. Русский уголовный процесс: учеб. пособие. — М.: ГОРОДЕЦ, 1997.

2. ДорошковВ. Приостановление производства по уголовным делам // Российская юстиция.

2000. № 1.

3. Колосович М.С., Колосович О.С. Обеспечение прав и законных интересов лиц при приме-

нении норм института приостановления производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования: учеб. пособие. — Волгоград: ВА МВД России, 2007.

4. Якупов Р.Х. Возобновление предварительного следствия. — Волгоград, 1976.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАЙН И ОСНОВЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сохранение в тайне доверенной информации является неотъемлемой частью определенных видов профессиональной деятельности. Умение сохранять в тайне сведения служебного характера является важнейшим профессиональным качеством сотрудников органов внутренних дел, необходимым для успешного выполнения стоящих перед ними задач.

Неурегулированность процессов обмена информацией зачастую приводит к тому, что общедоступными становятся сведения, которые имеют ограниченный доступ. Это наносит серьезный ущерб не только отдельным гражданам и организациям, но и безопасности всего государства. Особенно остро ситуация обстоит в сфере профессиональной информации, правовое регулирование которой, зачастую, осуществляется одной статьей профильного закона, который

А.Н. ПРОКОПЕНКО,

кандидат технических наук, доцент;

А.А. ДРОГА

(Белгородский юридический институт МВД России)

только упоминает сведения, являющиеся профессиональной тайной.

Если подходить к институту профессиональной тайны с самых общих позиций, то определяющим в нем является принадлежность к той или иной профессии, осуществление тех или иных профессиональных функций. В соответствии с признаком профессиональной принадлежности из действующего законодательства можно выделить такие виды профессиональных тайн: налоговая, таможенная, аудиторская, банковская, адвокатская, нотариальная, журналистская, врачебная, тайна страхования, тайна исповеди и другие виды тайн.

Рассмотрим их подробнее.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными

2010’2

органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом [1].

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:

• разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

• об идентификационном номере налогоплательщика;

• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

• предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Термины конфиденциальность, профессиональный иммунитет и профессиональная тайна часто используются в качестве синонимов для описания защиты, предоставляемой указанным правом. Однако с юридической точки зрения каждый термин имеет различное применение, значение и последствия, в зависимости от рассматриваемой страны. Вопросы, на которые распространяется профессиональный иммунитет и профессиональная тайна, являются сложными, а практическое применение этих понятий отличатся своими нюансами в различных странах.

  1. тайна усыновления ребенка;
  2. врачебная (медицинская) тайна;
  3. адвокатское молчание (Адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя) и нотариальная тайна;
  4. ряд мер защиты данных сотрудников МВД и ФСБ;
  5. коммерческая и служебная тайна в пределах трудового кодекса. Юрист сохраняет право секретности по отношению к каждому клиенту без исключения, независимо от того, постоянный он или случайный;
  6. банковская тайна вклада;
  7. тайна следствия или дознания, а так же следственных действий;
  8. ограничения в рамках закона о персональных данных;
  9. нотариальная тайна;
  10. тайны судейского сообщества.

И согласно практики, эти тайны открываются за звонкую монету, с помощью удостоверения или вообще по звонку.

1. В 2011 году по постановлению следователя были проведены обыски в квартире юриста (директора юридической компании). Причины обыска указаны, что одна из клиенток компании была замечена в махинациях с недвижимость. Оперативная группа ничего не нашла в квартире, а юрист обжаловал обыски в судах РФ, но безрезультатно и подал жалобу в ЕСЧП.

В решении ЕСЧП поддержал жалобу и отметил, что «обыск помещений юристов должен быть предметом особенно тщательного контроля, ведь запугивать их недопустимо», поэтому, российские власти безосновательно нарушили неприкосновенность его жилища (ст. 8 Конвенции прав человека) и должны выплатить компенсацию в 2000 евро.

2. При обыске в юридической компании были изъяты жесткие диски, основанием обыска стало уголовное дело об неуплате налогов одного из клиентов компании. По итогу, клиенту не было предъявлено обвинения, но пострадали другие клиенты компании.

Фирма обратилась в ЕСЧП с жалобой, которую он поддержал, и обязал РФ ответить на вопрос: «Дали ли заявителю достаточные процессуальные гарантии против вмешательства в их профессиональную тайну».

В то же время ЕСПЧ занимает другую позицию, если заявители являются адвокатами.

Он учитывает особую значимость гарантий адвокатской тайны, подчеркивает Насонов. В пример он приводит, в частности, постановление от 9 апреля 2009 г. по делу «Колесниченко (Kolesnichenko) против Российской Федерации». Как рассказывает советник ФПА, в нем сформулированы дополнительные критерии, которые помогают оценить обоснованность обыска у адвоката:

«…тяжесть преступления, в связи с которым проводятся обыск и изъятие, была ли получена санкция судьи или лица, наделенного судебными полномочиями, или проводилась ли впоследствии судебная проверка, было ли постановление основано на разумном подозрении, и были ли пределы вмешательства разумно ограничены. Европейский Суд должен также проверить способ проведения обыска и – если речь идет об адвокатской конторе – проводится ли он в присутствии независимого наблюдателя, обеспечивающего неприкосновенность предметов, относящихся к профессиональной тайне. Наконец, Европейский Суд должен принять во внимание масштабы последствий для работы и репутации лиц, затронутых обыском» (п. 31 постановления по делу «Колесниченко против Российской Федерации»).

Понятие конфиденциальность распространяется на все виды профессиональных юристов и на всю информацию, получаемую в ходе общения и взаимодействия профессиональных юристов с имеющимися и потенциальными клиентами. В большинстве стран клиенты могут отказаться от соблюдения конфиденциальности, либо требование о соблюдении конфиденциальности может быть преодолено наличием чётких и ясных законодательных положений.

Профессиональный иммунитет и профессиональная тайна обеспечивают большую степень защиты информации, нежели конфиденциальность. Полномочия, касающиеся профессионального иммунитета и профессиональной тайны, часто зафиксированы в конституционном законодательстве, либо признаны в прецедентном праве, и связаны с основополагающими правами, установленными в форме международных обязательств.

Нередко меры по защите информации, на которую распространяется профессиональный иммунитет и профессиональная тайна, также установлены в уголовном законодательстве, либо в виде законодательного положения, либо в виде нормы доказательственного права. Во многих странах такая защита распространяется на информацию, полученную или предоставленную для текущего или возможного судебного разбирательства, или в целях получения консультаций от юриста, использующего свой опыт, знания и суждения в качестве профессионального юриста. При часто предполагается, что защита распространяется на всю информацию, полученную или предоставленную профессиональному юристу.

Клиент может отказаться от права на профессиональный иммунитет или на профессиональную тайну, однако, в некоторых странах профессиональный юрист обязан проигнорировать такой отказ клиента, если он решит, что отказ не соответствует интересам клиента.

Профессиональный юрист лишится профессионального иммунитета или права на профессиональную тайну, если такой специалист будет использован в целях совершения преступления или мошенничества. При этом объём информации, необходимой для применения такого исключения, является различным в разных странах, но, как правило, является достаточно большим.

Профессиональный иммунитет или право на профессиональную тайну могут быть отменены наличием соответствующих чётких формулировок в законе, но только в ограниченных целях.

Последствия нарушения профессионального иммунитета или право на профессиональную тайну также различаются в разных странах. В некоторых странах такое нарушение является уголовным преступлением, и профессиональные юристы могут быть приговорены к лишению свободы. В других странах за такие нарушение накладываются меры дисциплинарного взыскания, либо клиент может подать в суд на профессионального юриста, который допустил нарушение. Таким образом, любая неопределённость в вопросах, касающихся степени, в которой профессиональный иммунитет или право на профессиональную тайну позволяют не выполнять обязательств перед государством, могут повлечь серьёзную личную ответственность профессионального юриста.

В большинстве стран, если доказательство получено с нарушением профессионального иммунитета или профессиональной тайны, такое доказательство не может быть использовано в суде, а в ряде случаев, любое другое доказательство, полученное на основании ненадлежащим образом полученного доказательства, также не принимается судом.

Профессиональный иммунитет или/или право на профессиональную тайну в некоторых странах не распространяется на нотариусов. Имеется информация о наличии существенных ограничений, касающихся возможностей получить ордера на проведение обысков в офисах профессиональных юристов или получить распоряжение, обязывающее профессионального юриста предоставить документы.

По существу, сфера полномочий, касающихся конфиденциальности, профессионального иммунитета или права профессиональных юристов хранить профессиональную тайну, зависит от правовой системы рассматриваемой страны, а также от конкретного вида профессиональных юристов.

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу. Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами. При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Государственные служащие в процессе своей деятельности получают доступ к секретным сведениям, не предназначенным для распространения неопределенному кругу лиц. То есть, им становится известна информация, составляющая служебную тайну. Ее разглашение грозит нарушителю не только увольнением, но и ответственностью в соответствии с нормами Уголовного кодекса или КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях).

Суть данного термина наиболее четко разъяснена в Указе Президента России № 188, изданного еще 6 марта 1997 года. Согласно этому нормативному акту (п.3) под служебной тайной понимается информация, доступ к которой был ограничен государственными органами. Данное ограничение диктуется требованиями, содержащимися в федеральных законах и в Гражданском кодексе РФ. А охраняемые сведения непосредственно связаны с деятельностью конкретного госоргана.

Более подробно, что такое служебная тайна, закон не определяет. Хотя множество различных правовых актов предписывают ее соблюдение работникам, которым она доверена в силу исполнения трудовых функций. В частности, федеральный закон «О государственной гражданской службе» (закон № 79-ФЗ от 27.07.2004) в ст. 37 гласит, что разглашение любой тайны, охраняемой законом, является основанием для расторжения служебного контракта с госслужащим. Еще конкретнее об увольнении по этой причине говорится в Трудовом кодексе. 81-й статьей ТК установлено, что за разглашение служебной тайны, в том числе, персональных данных другого сотрудника, работник может быть уволен по инициативе руководства.

В соответствии с президентским Указом № 188, служебная тайна относится к конфиденциальным данным. Это означает, что лица, имеющие к ней легальный доступ, не вправе передавать известные им сведения посторонним лицам, не получив согласия от обладателя тайной информации.

Служебная информация и служебная тайна – родственные понятия, если речь идет о служебной информации ограниченного распространения. Детально о ней говорится в утвержденном Правительством РФ Положении № 1233 от 03.11.1994, посвященном порядку обращения с подобными сведениями в исполнительных органах федеральной власти. Ориентируясь на указанный документ, можно заключить, что служебную тайну составляют следующие данные:

информация о деятельности государственного органа, если ограничения, связанные с ее передачей третьим лицам, продиктованы служебной необходимостью;

поступившая в федеральный госорган несекретная информация, доступ к которой законодательно ограничен.

Например, сведения служебной тайны о деятельности организации могут быть связаны с ее структурой, заключенными контрактами или данными о руководителях госоргана. Подобная информация имеет гриф «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны можно проиллюстрировать тайной усыновления, о котором стало известно органам ЗАГС или опеки и попечительства.

Труднее всего отличить служебную от профессиональной тайны. Основное отличие состоит в том, что получателями служебной тайны являются работники определенного госоргана, которые узнали о ней, выполняя свою работу. Например, если врачу в ходе лечения пациента становится известен его диагноз, эта информация является врачебной (профессиональной) тайной доктора, вне зависимости, в какой структуре он работает. А если данные о заболеваниях гражданина будут запрошены следователем для раскрытия преступления, то для работников следственного органа они будут составлять служебную тайну.

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и разумной достаточности, своевременности.

Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение сведений, исходя из требований Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов. Представителем органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обоснованность и разумная достаточность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к указанным сведениям и их распространении, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и осуществления полномочий органов и организаций.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) на срок, необходимый и достаточный для защиты прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц, осуществления полномочий органов и организаций.

1. Полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне определяются руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указанные должностные лица несут ответственность за законность, обоснованность и своевременность отнесения сведений к служебной тайне.

2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется должностным лицом, уполномоченным на подписание документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну, путем установления соответствия этих сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующему в данном органе или организации.

3. При невозможности соотнесения полученных в процессе служебной деятельности сведений с категориями сведений, включенными в перечень, уполномоченному должностному лицу предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.

Путин подписал закон о запрете разглашения профессиональных тайн ФСБ

Правовое регулирование профессиональной тайны осуществляется посредством упомянутых ранее нормативных актов. Однако информацию, доступную субъектам в связи с их деятельностью, не следует отождествлять со служебной. Потому что последний вид характеризует совершенно самостоятельную систему отдельных сведений. На основе этого можно сделать вывод, что служебная тайна – это охраняемая законом конфиденциальная информация, которой владеют представители государственных органов и местного самоуправления. При этом сведения такого характера могут быть известны субъектам лишь в силу законных оснований в процессе реализации ими служебной деятельности. Доступ к служебной информации ограничивается нормами действующего законодательства по причине возможного вреда, который может возникнуть из-за её разглашения. Юридическая охрана служебной тайны осуществляется на основе положений федерального закона «О служебной тайне».

Защита профессиональной тайны, равно как и служебной, направлена на определенные объекты. Только во втором случае перечень конкретной информации будет отличаться. К объектам служебной тайны на сегодняшний день можно отнести сведения в следующих сферах, например:

— информация о деятельности федеральных государственных органов, военная судебная и следственная тайна;

— информация, содержащая в себе персональные данные о юридических и физических лицах, которая стала известна в силу реализации служебной деятельности;

Таким образом, режим защиты распространяется на информацию лишь в том случае, если она является непосредственным объектом служебной тайны. В иных случаях мы не можем говорить о наличии правовой защиты каких-либо ведомостей.

Итак, в статье мы попытались ответить на вопрос о том, что представляет собой информация, составляющая профессиональную тайну и служебную. Следует отметить, что правовая характеристика данных категорий просто необходима, учитывая распространенность цифровых технологий в современном мире, при помощи которых тайна очень часто разглашается не имеющим на это полномочий лицам.

Если обычные граждане или должностные лица нарушили настоящее законодательство Российской Федерации «О гостайне», они привлекаются к уголовной, гражданско-правовой, административной или дисциплинарной ответственности. Чтобы доказать факт распространения сверхсекретной информации, проводится экспертное расследование, на основании чего формируется заключение о незаконном разглашении сведений.

Виновные лица смогут защитить свои права в судебном или другом порядке, предусмотренным действующим Федеральным законом.

Статья 13 Федерального закона о врачебной тайне в части 1 указывает, что под такой информацией подразумеваются сведения:

  • об обращении гражданина за медицинской помощью;
  • о состоянии здоровья и поставленном диагнозе;
  • врачебная информация, полученная в результате обследования или лечения.

Разглашение указанных сведений не допускается и после смерти гражданина. Предписывается, что врачебную тайну по закону должны хранить все лица, которым она стала известна по тем или иным обстоятельствам – служащие, обучающиеся, иные граждане.

Федеральный закон о коммерческой тайне 2014

Статья 13 Закона 323 об охране здоровья включает в себя следующие положения:

  • определение понятия врачебной тайны;
  • предписание о неразглашении посторонними лицами;
  • регулируются случаи, когда сведения могут быть разглашены – с письменного согласия пациента или его представителей в научных, обучающих или исследовательских целях;
  • регламентируются ситуации, когда информация может разглашаться по закону без согласия гражданина.

Согласно части 4 ст 13 Федерального закона 323 врачебная тайна может разглашаться без согласия пациента в следующих случаях:

  • для обследования или лечения гражданина, который по определенным причинам не может выразить свою волю доступными законом способами;
  • при наличии угрозы распространения инфекции или иных заболеваний в массовом порядке;
  • при проведении расследования и наличии запроса со стороны правоохранительных органов, судебных или иных уполномоченных инстанций;
  • при наличии предписания со стороны контролирующих учреждений о лечении от наркотической или иной зависимости предоставляется информация о состоянии пациентов;
  • оказание помощи несовершеннолетним требует информирования их родителей или иных законных представителей;
  • медицинские работники предоставляют сведения о пациенте в правоохранительные органы в том случае, если характер повреждений говорит о противоправных действиях по отношению к гражданину;
  • при проведении военно-врачебной экспертизы на годность гражданина к воинской службе;
  • по закону о медицинской тайне сведения могут разглашаться при расследовании несчастных случаев на производстве или в образовательных учреждениях;
  • при обмене информации между медицинскими учреждениями для оказания профессиональной помощи и обмена опытом;
  • для учета информации в системе обязательного страхования;
  • для обеспечения и улучшения качества предоставляемых услуг.

Ознакомьтесь Новый закон «О бухучете»

В иных ситуациях разглашение врачебной тайны по закону не допускается. За нарушение данного предписания налагается ответственность.

Изменения в статью 13 закона о медицинской тайне вносились несколькими поправками:

  • в 2013 были отредактированы пункты 3 и 7 о разглашении информации при расследовании нанесенного здоровью гражданина ущерба, пункт 11 утратил силу;
  • в 2014 отредактирован п 6 о проведении военно-врачебной экспертизы и предоставлении сведений о ее результатах;
  • в 2015 году был введен пункт 3.1 о назначении на лечение от наркотической или иной зависимости и предоставлении данных сведений уполномоченным органам, также в 2015 был вновь отредактирован пункт 7.

С 2015 изменений в статью 13 Закона о врачебной тайне не вносилось. Поправки в ФЗ 323 последний раз были внесены 1 июля 2017 и коснулись иных положений.

Вопрос, кто несет ответственность за неразглашение врачебной тайны, законом 323 ФЗ определяется статьей 98. Она указывает на общие нарушения положений, разглашение медицинской информации попадает под следующие предписания:

  • за соблюдение прав и свобод граждан ответственность несут органы государственной власти и местного самоуправления;
  • врачебные учреждения, медицинские и фармацевтические работники по закону несут прямую ответственность за нарушение предписанных норм в сфере охраны здоровья;
  • медицинская организация возмещает весь вред, нанесенный здоровью гражданина, под данное определение попадает и моральный ущерб, нанесенный в ходе разглашения врачебной тайны;
  • факт возмещенного вреда по Закону об охране здоровья не освобождает должностных работников от ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.

ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.

В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

Другие термины, описанные во второй статье:

  • Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
  • Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
  • Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
  • Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
  • Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.

Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.

Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

  • Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
  • В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
  • Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.

Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *