- Транспортное право

Осуществление производственного и экологического контроля на предприятии статья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осуществление производственного и экологического контроля на предприятии статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Задачу обеспечения безопасности программа производственного контроля должна выполнять максимально эффективно. Возможность причинения вреда персоналу, населению и окружающей среде должна быть полностью исключена. Это относится ко всем этапам существования и функционирования предприятия: от ввоза первой партии материалов и запуска первых единиц оборудования до утилизации последней партии отходов (когда предприятие прекращает работу).

Организация производственного контроля — сложный процесс. Его первый этап — глубокий анализ. Необходимо изучить географию, структуру и режим работы предприятия, используемые материалы, оборудование, технические решения и методы выполнения различных задач. Вплоть до схемы утилизации отходов. Нужно выявить абсолютно все факторы, воздействие которых на людей или экологию может быть вредоносным.

По результатам анализа разрабатывается регламентирующая документация. Завозится необходимое измерительное оборудование. Далее контроль производственный осуществляется согласно определенным документацией требованиям. Информация, получаемая ответственным лицом в ходе проведения соответствующих мероприятий, фиксируется. Эти сведения ежегодно должны передаваться соответствующим государственным органам.

При возникновении обстоятельств, способных подвергнуть опасности людей или экологию, информация незамедлительно передается ответственным лицам и руководству объекта. Они должны провести максимально быструю оценку обстановки и принять соответствующие меры. Приостановить работу всего предприятия или его части, эвакуировать персонал, приступить к устранению проблемы и ликвидации последствий.

Производственный контроль на предприятии регулируется как на уровне компании, так и на более высоком. На уровне промышленного объекта он осуществляется его руководством и ответственными лицами, согласно соответствующей документации.

Уполномоченный орган надзора собирает и обрабатывает информацию, предоставляемую руководителями предприятий. При необходимости его сотрудники могут осуществить внеочередную проверку промышленного объекта на предмет соблюдения требований, которые выдвигает экологический производственный контроль. Основанием проведения такой проверки могут служить, в частности, поступающие от населения жалобы.

За проведение предусмотренных программой мероприятий отвечает руководство объекта или назначенное им ответственное лицо. Их обязанность — обеспечить корректность и своевременность проведения этих мероприятий. Они же отвечают за полноту и достоверность сведений, передаваемых органу надзора.

При выявлении нарушения любого из требований, которые предписывает производственный контроль на предприятии, ответственность ложится на лица, совершившие нарушение. А также на лица, допустившие его совершение (в случае если они могли его предотвратить). Для их выявления руководство и ответственное лицо проводят внутреннее расследование. Если нарушение имело тяжелые последствия, расследование будет проводиться правоохранительными органами.

Каждый сотрудник, действия или бездействие которого может подвергнуть опасности его самого, других лиц или окружающей среды, должен быть надлежащим образом проинструктирован ответственным лицом или руководством объекта. В противном случае руководство отвечает за возникшие последствия вместе с непосредственным виновником их возникновения, ведь за некомпетентность сотрудника ответственность несет руководитель.

  • Понятие, значение и виды экологического контроля. Экологический мониторинг
  • Строительный контроль и надзор. Контроль качества строительно-монтажных работ
  • Государственный экологический контроль: понятие, виды, цели и задачи
  • Правила противопожарной безопасности на предприятии
  • Что такое операционный контроль качества?
  • Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц
  • Судебный контроль и надзор
  • Проекты НПА
  • Новое в законодательстве
  • Больная тема
  • Обращение с отходами
  • Охрана атмосферного воздуха
  • Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
  • Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
  • Разработка и согласование экологической документации
  • Экологическое нормирование
  • Экологические платежи
  • Экологический надзор и контроль
  • Вопрос — ответ
  • Судебная практика
  • Технологии и оборудование
  • Отраслевые особенности
  • Азбука эколога
  • Мировой опыт
  • Наши гости
  • Инновации в экологии
  • Эколог +
  • Шпаргалка эколога

С 1-го января 2019-го года ПЭК является обязательным документом для предприятий I-III категории негативного воздействия.

Индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие хозяйственную или другую деятельность на объектах 1-3 категории НВОС, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, непосредственно осуществлять его согласно действующим нормативам и требованиям, документировать и хранить все данные, которые получены в результате осуществления ПЭК.

По каждому объекту отдельно разрабатывается программа, учитывая категорию, используемые технологии и особенности производственного процесса, а также фактор негативного влияния на окружающую среду.

Перечень документов для разработки программы экологического контроля:

  • Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, план график контроля выбросов на источниках из утвержденного проекта ПДВ (при наличии);
  • Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (при наличии).
  • Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (при наличии)

Приказ о назначении ответственных за осуществление производственного экологического контроля.

Пример должностной инструкции ответственного за производственный контроль лица

В соответствии со ст. 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляют в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Производственный экологический контроль осуществляется на основании положений, являющихся локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами хозяйственной и иной деятельности. С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются соответствующие структурные подразделения или специальные должности (например, инженер-эколог), которые отвечают за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

В юридической литературе отмечается, что в корпорации (предприятии) осуществляется общий и специальный производственный экологический контроль. Общий экологический контроль проводят органы управления корпорации (предприятия), обладающие общей компетенцией, – совет директоров, правление, генеральный директор, руководители филиалов.

Специальный экологический контроль проводится экологической службой корпорации (предприятия) и филиалов. На предприятиях, где отсутствует экологическая служба, специальный контроль проводит уполномоченное лицо, обладающее соответствующей компетенцией в области организации и проведения производственного экологического контроля и действующее на основании приказа генерального директора.

В ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены требования к организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха как разновидности производственного экологического контроля. В частности, юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Чтобы не допустить неблагоприятного влияния на окружающий мир промышленных форм хозяйствования, разработаны специальные правила допустимого действия на природу:

  • параметры разрешенных выбросов материалов и микроорганизмов;
  • нормативы формирования производственных и потребительских отходов и пределы их размещения;
  • показатели разрешенных воздействий тепла, шума, ионизации, вибраций, магнитных полей;
  • степень допустимой выемки естественных ресурсов;
  • параметры разрешенного влияния на внешнюю среду.

Экологический мониторинг охраны воздуха направлен на предупреждение, обнаружение и ликвидацию случаев нарушения законов в этой области согласно предписаниям международных и федеральных актов. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с источниками вредного воздействия на атмосферу, обязаны:

  • контролировать ее состояние;
  • формировать экологические службы;
  • анализировать степень токсичности выбрасываемых газов;
  • контролировать исправность газоочистительных установок;
  • отчитываться в эффективности экологического мониторинга.

Ответственные представители государственных органов обладают правом:

  • запрашивать документацию по данному вопросу;
  • контролировать выполнение установленных норм выброса вредных элементов;
  • обследовать предприятия и проводить исследования проб воздуха;
  • определять величину причиненного природе ущерба;
  • приостанавливать или отзывать разрешение на выбросы вредных веществ.

Программа Производственного экологического контроля на предприятии

Производственный контроль в области охраны окружающей среды и расходования естественных богатств состоит:

  • из предоставления компанией системы их разумной эксплуатации и возобновления;
  • из контролирования существования соглашения по поводу водозабора для бытовых и промышленных целей;
  • из мониторинга принятых мер, предотвращающих засорение территории вредными веществами и отходами;
  • из оценивания уровня загрязнения на основании проб и анализов почвы.

Процедура мониторинга в данной области согласуется с федеральными органами, подлежит государственному контролированию Росприроднадзором. Регламент реализации ПЭК определяется согласно характеру хозяйственной деятельности. Он включает:

  • сведения о службе и курирующих персонах;
  • материал об объектах, подлежащих контролю;
  • данные о выполнении законодательных требований;
  • отслеживание ситуации в зоне хранения;
  • контролирование внедрения малоотходных технологий;
  • лицензирование обращения отходов;
  • ответственность за нарушения.

Для исполнения законодательных предписаний в области защиты природы и реализации мер по ее охране в компании издают приказ, утверждающий Положение о ПЭК. В документе указывают:

  • дату вступления акта в силу;
  • сотрудников, ответственных за выполнение;
  • суть;
  • время и регламент сдачи отчетности;
  • другие детали проведения мероприятий.

В наши дни в результате либерализации законов после принятия ФЗ № 294, увеличившего время между проверками Росприроднадзора, особенно возросло значение ПЭК и ответственность организаций по ее выполнению. По ФЗ №195 КоАП РФ ЮЛ и ИП отвечают за несоблюдение требований ст. 67 и 73 ФЗ №7. Это относится:

  • к территориальному проектированию заводов и фабрик;
  • строительству сооружений;
  • реконструкции и капитальному ремонту;
  • вводу в эксплуатацию.

Критерии производственного экологического контроля на предприятии регламентируются ФЗ № 7 (2002 г.). В нем указывают на необходимость подготовки специалистов в области экологии. Параметры объектов, которые подлежат государственному экологическому надзору, определяются в правительственном постановлении (2015 г.). Закон ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (1996 г.) устанавливает правовые основы защиты воздушной среды, включает сведения об ответственных лицах, осуществляющих надзор. Список нормативных актов с требованиями к составу атмосферы утвержден Росприроднадзором в 2017 г.

Приказ Минприроды 2018 г. устанавливает правила постановки на учет, данные об объекте и образец заявления. Требования к оформлению отчета о ПЭК утверждены приказом Минприроды № 261 (2018 г.).

  • 9 Сентября 2020 12:53:50
    Подскажите, как быть с отходом/как классифицировать/как утилизировать./куда можно сдать… (5749) От: IhkaS
  • 8 Сентября 2020 17:57:37
    Нормативы образования отходов (1024) От: borodovich
  • 8 Сентября 2020 15:50:07
    Обращение с объектами растительного мира (1126) От: V.Denisov
  • 8 Сентября 2020 13:33:14
    Санитарно-защитная зона (594) От: TatYana
  • 8 Сентября 2020 13:32:11
    Лицензия на использование отходов, объекты по использованию отходов (1012) От: TatYana
  • 8 Сентября 2020 11:08:11
    Указ 313 (Указ 16) (136) От: Глеб Ерилин
  • 3 Сентября 2020 17:45:05
    Помогите найти документ! (519) От: Глеб Ерилин
  • 2 Сентября 2020 18:00:59
    Очистка сточных вод на очистных сооружениях (250) От: Глеб Ерилин
  • 2 Сентября 2020 15:20:42
    Хранение плодородного слоя грунта (15) От: TatYana
  • 27 Августа 2020 16:45:06
    ПОДы (1795) От: Helga Daisy
  • 19.03.2019
    Первые закупки проведены в рамках «Повышение образовательного уровня населения Чериковского района через создание «Центра экологического поведения» и распространение успешной практики по внедрению технологий, уменьшающих выбросы СО2».
  • 13.03.2019
    Аналитический контроль сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию: устанавливаем периодичность проведения
  • 13.03.2019
    Учет фоновых концентраций загрязняющих веществ при нормировании выбросов и сбросов
  • 13.03.2019
    Разрабатываем план-график аналитического контроля сточных вод
  • 13.03.2019
    Учитываем поверхностные стоки.

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2020 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.
  • Статья 26 Федерального закона №89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления»

Отметим, что порядок организации производственного экологического контроля над тем, насколько добросовестно соблюдаются требования законодательства в отношении обращения с отходами, на сегодняшний день не закреплен никакими нормативными актами. Он пока еще регламентируется только письмами Росприроднадзора, которые носят исключительно рекомендательный характер.

Например, в письме «О разъяснении по согласованию порядка производственного контроля» № ВК-03-03-36/9781, датированном 25.07.2012 г, описан порядок согласования существующего акта предприятий, а также представлена примерная структура положения о надлежащем порядке проведения контроля в области обращения с отходами на производстве.

1. Цели производственного контроля в области обращения с отходами

  • Соблюсти требования действующего законодательства РФ в области обращения с отходами.
  • Выполнить корпоративные программы по охране окружающей среды.
  • Соблюдать технологические нормативы образования отходов в процессе производственной и иной деятельности.
  • Соблюдать принципы рационального использования природных ресурсов и их восстановления в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
  • Проводить запланированные мероприятия по охране окружающей среды, выполнять планы этих мероприятий.
  • Соблюдать установленные нормативной документацией природоохранные требования в сфере обращения с отходами производства и потребления.
  • Оперативно и своевременно устранять причины, которые могут вызвать аварии, связанные с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду.
  • Оперативно информировать руководство и персонал предприятия о случаях нарушений требований по охране природы и о причинах этих нарушений.
  • Получать данные о том, какие происходят воздействия на окружающую среду, чтобы своевременно заполнять формы первичной учетной документации.
  • Соблюдать установленные требования по отношению к полноте и достоверности сведений, которые используются при выполнении расчета выплат за вредное воздействие (экологические платежи), который потом предоставляется в органы исполнительной власти, (органы государственного экологического контроля и органы государственного статистического наблюдения).
  • Получить достоверную первичную информацию, необходимую для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования на предприятии.
  • Контроль над соблюдением нормативов и лимитов оказываемых на окружающую среду воздействий, которые установлены соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т. п.
  • Проверка соблюдения требований, условий, ограничений, которые на сегодняшний день установлены законами и нормативно-правовыми актами в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также разрешительными документами;
  • Подтверждение соответствия требованиям технических регламентов;
  • Контроль над выполнением предписаний осуществляющих государственный экологический контроль должностных лиц;
  • Предотвращение возникновения вреда, наносимого в результате деятельности предприятия окружающей среде.
  • Проверка того, как выполняются планы и мероприятия, направленные на уменьшение количества производимых предприятием отходов и на вовлечение этих отходов в хозяйственный оборот как дополнительных источников сырья.
  • Создание условия для бесперебойной и эффективной работы природоохранного оборудования на предприятии, а также средств ликвидации и предупреждения последствий техногенных катастроф и различных последствий несоблюдения технологии производства;
  • Оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, которая предусмотрена системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
  • Своевременное предоставление достоверной информации, которая предусмотрена гос.системой статистического наблюдения и гос.обмена информацией с органами управления в сфере охраны окружающей среды.

1. Документы, регламентирующее разработанные Заявителем системы охраны окружающей среды:

  • Информация об ответственных за организацию производственного экологического контроля в сфере обращения с отходами лицах.
  • Положение об экологической службе предприятия-Заявителя.
  • Разработанные и утвержденные типовые формы, в том числе и формы актов произведенного отбора проб и протоколов результатов проведенных измерений, а также требований системы аккредитации и формы журналов.
  • Положения о лабораториях и структурных подразделениях или должностные инструкции ответственных лиц, которые принимают участие в производственном контроле.
  • Любые другие документы предприятия-Заявителя, которые конкретизируют используемые на предприятии способы производственного контроля.

Экологический контроль: что это такое на предприятии

  • Виды деятельности (их описание), которые осуществляются данным юридическим лицом в сфере обращения с отходами.
  • Технологические процессы (их описание) и оборудование, которые так или иначе связаны с образованием отходов.
  • Описание имеющихся на предприятии систем удаления отходов.
  • Информация о системах транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении предприятия.
  • Перечисление объектов, подлежащих производственному объекту в сфере обращения с отходами.
  • Оценка видов воздействия на объекты окружающей природной среды находящегося на предприятии оборудования и используемых технологических процессов, которые связаны с образованием отходов, а также оценка масштабов их воздействия.
  • Информация о физико-географической и природно-климатической специфики территории, где непосредственно размещены объекты, связанные с образованием отходов и обращением с ними.
  • Копия свидетельства о метрологической аттестации для собственных лабораторий или копия свидетельства об аккредитации лабораторий, которые привлекаются для осуществления мониторинга состояния окружающей среды на территориях, где размещаются отходы и в пределах их воздействия на окружающую среду.
  • Перечень сотрудников предприятия, которые должны проходить проф. подготовку и аттестацию в области обращения с отходами производства и потребления.
  • Распоряжение о перечне лиц, которые допущены на данном предприятии к обращению с опасными отходами.
  • Сведения, которые подтверждают квалификацию лиц, которые проводят производственный контроль и привлекаются к участию в мероприятиях по производственному контролю.
  • Копии сертификатов и свидетельств, подтверждающих разрешение на обращение с отходами, которым присвоен I-IV класс опасности.
  • Пакет разрешительной документации:
    • паспорта на отходы 1-4 класса опасности;
    • документ, свидетельствующий об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • сведения о наличии на предприятии проекта нормативов образования отходов с приложением копии титульного листа и выдержки из данного проекта;
    • лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
  • Форма 2-ТП (отходы) — отчет за предыдущий год.
  • Копии свидетельств, которые подтверждают конкретный класс опасности отходов;
  • Список организаций, которые принимают у предприятия отходы, а также информация о наличии у них лицензий на сбор, транспортировку, использование и обезвреживание отходов (копии договоров с этими организациями с приложением лицензий).
  • Справка об имеющихся на предприятии установках, предназначенных для обезвреживания, переработки и утилизации отходов.
  • Информация о том, как происходит организация производственного экологического контроля (то есть, непосредственно о мероприятиях производственного контроля).
  • Информация об имеющейся на предприятии программе мониторинга состояния окружающей среды в тех областях, где происходит хранение/накопление отходов, а также об объектах их захоронения (с приложением результатов мониторинга за предыдущий год).
  • Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов 1-V классов опасности.
  • Результаты проведенных ранее органами государственного экологического контроля проверок, а также информация о выданных указаниях устранить нарушения природоохранного законодательства.

Нарушение: Порядок организации производственного экологического контроля в области обращения с отходами не разработан и не согласован с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль в сфере обращения с отходами, либо с соответствующими органами исполнительными власти субъектов РФ.

Нормативный акт: статья 26 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принятого 24 июня 1998 года.

ст. КоАП: штрафы налагаются в соответствии со статьей 8.1 Кодекса об административных нарушениях.

  • граждане могут быть оштрафованы на сумму от 1 000 до 2 000 рублей,
  • должностные лица сумму от 2 000 до 5 000 рублей,
  • юридические лица — от 20 до 100 рублей.

Точную стоимость работ, сроки разработки и перечень необходимых исходных данных вы можете узнать у наших специалистов направив заявку на разработку Порядка обращения со строительными отходами. Если Вам нужна профессиональная организация производственного экологического контроля на предприятии, обращайтесь к нашим специалистам.

Экологический контроль является неотъемлемой частью производства, строительства, ремонтных работ и т.д. Он направлен на выполнение правил ресурсосбережения и охрану природы.

Задачи:

  • создание нормативной и информационной системы, отражающей текущее состояние природной среды и фиксирующей происходящие изменения;
  • получение максимально точных сведений о процессах изменений экологии, выявление факторов негативного воздействия, случаев превышения ПДН ит. д.

Возник из-за необходимости проведения независимой оценки влияния воздействий на природу и должного исполнения своих обязанностей службами экологического контроля всех уровней.

Граждане, входящие в состав представительных общественных организаций, наделены правами:

  • Принимать участие в мероприятиях общественного значения, целью которых является решение вопроса экологической безопасности.
  • Поднимать вопрос о назначении мер ответственности за нарушение требований норм законодательства в природоохранной сфере.
  • Требовать принятие решения о прекращении функционирования отраслевых предприятий, нарушающих принятые правила и нормативы.

Требования, предложения и вопросы общественного контроля являются обязательными для рассмотрения.

Обратите внимание! Данный вид контроля реализует право граждан на благополучную окружающую среду.

  • Экспертиза — заключается в проверке проектов, принятых программ, используемого сырья и материалов, соответствия результатов функционирования компаний экологическим требованиям, включает в себя правовой аспект.
  • Мониторинг — непосредственно оценка и анализ деятельности крупных отраслевых структур и их влияния на природную среду. Осуществляется на локальном, национальном, региональном и мировом уровнях.
  • Экобезопасность — основана на соблюдении природоресурсного и природоохранного права.

Программа производственного экологического контроля по 74 приказу

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду вредных факторов производства.

Утверждение данного локального документа определено требованиями законодательства. Под них попадают компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категории, согласно ФЗ № 7 от 10.01.2002 г.

В ПЭК должна быть прописана структура экоконтроля, которая может быть организована в соответствии с организационной структурой хозяйствующей единицы, так как данное требование не регламентировано законодательством.

Данная система контроля утверждается директором компании и может выглядеть в виде отдельного структурного подразделения с должностью эколога; подразделения с начальником —заместителем директора; или совмещенного отдела с другим подразделением, в зависимости от масштабов организации производства.

На небольших предприятиях, экоконтроль сводится к возложению обязанностей в данной сфере в виде совмещения с основными обязанностями специалиста и заключается в заполнении требуемых форм отчетности.

Чем больше масштабы производства и воздействие на экологию, тем больше требований по снижению рисков предъявляется к предприятию. Следовательно, и организация экологического контроля будет соответствующая — отдельная служба с руководителем, наделенным кругом полномочий по реализации мероприятий ПЭК.

Важно! В таких рамках и инвестиционные расходы будут значительнее, для обеспечения экологической безопасности.

Экологический аудит на предприятии должен быть завершен оформлением соответствующих результатов. Они предоставляются в виде отчетности по выполнению ПЭК, утвержденной законодательством:

  • начальству компании;
  • в соответствующий орган госэконадзора;
  • населению.

Контроль промышленной деятельности организаций и их влияние на окружающую среду является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности нации. В современном обществе несанкционированные выбросы вредных веществ в атмосферу, водные ресурсы ведет к гибели обитателей флоры и фауны, развитию заболеваний населения. Поэтому государство ужесточило аудиторские меры за результатами функционирования компаний, ввело определение экологической безопасности, ПЭК и различные формы отчетности.

По большому счету составление программы производственного контроля не представляет собой особой сложности, — всего лишь группировка в новый документ информации из разработанной ранее документации. Для вашего удобства мы сгруппировали в таблице исходные данные для разработки программы ПЭК.

Если вам надоело или не хватает времени разбираться в тонкостях ПЭК, — закажите ПЭК нам. Мы разработаем для вас программу и сдадим отчет.

Лабораторный контроль Мониторинг окружающей среды Отчет по ПЭК. Оформим отчет по результатам ПЭК

Положение о производственном экологическом контроле на предприятии

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (Статья 8.41. КоАП РФ)

Должностные лица до 6 000 руб. Юридические лица до 100 000 руб.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (Статья 8.21. часть 2 КоАП РФ)

Должностные лица до 20 000 руб ИП до 50 000 руб Юридические лица до 100 000 руб

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (Статья 8.21. часть 3 КоАП РФ)

Должностные лица до 2 000 руб ИП до 2 000 руб. / приостановление деятельности до 90 дн. Юридические лица до 20 000 руб. / приостановление деятельности до 90 дн.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (Статья 8.21. часть 1 КоАП РФ)

Должностные лица до 50 000 руб ИП до 50 000 руб. / приостановление деятельности до 90 дн. Юридические лица до 250 000 руб. / приостановление деятельности до 90 дн.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации (Статья 8.5. КоАП РФ)

Надо ли согласовывать программу ПЭК?

Нет, программа ПЭК утверждается только на предприятии.

Нужно делать программу ПЭК каждый год?

Нет, программу необходимо корректировать только в случае, если произошли изменения технологических процессов, замена оборудования, появление новых источников выбросов, сбросов, отходов и т.п

Программу ПЭК нужно делать в целом по предприятию или для каждой промышленной площадки отдельно?

Программа ПЭК разрабатывается для каждого объекта НВОС.

Каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ?

В Росприроднадзоре отвечают так: чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338-03)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.03 № 114.

  • Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции
  • Категоризация объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ
  • Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что?
  • Об основных изменениях природоохранного законодательства в 2015 г.

Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях или должностных лицах, отвечающих за осуществление экологического контроля;
  • о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.

Производственный экологический контроль (ПЭК)

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Форма отчета по ПЭК состоит из следующих основных разделов (таблиц):

  1. 1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля.
    1. 1.1. Общие сведения (краткая информация о предприятии).
    2. 1.2. Сведения о применяемых на объекте технологиях (для объектов I категории).
    3. 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  2. 2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
    1. 2.1. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов.
    2. 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (соответствие фактических выбросов нормативам ПДВ).
    3. 2.3. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.
    4. 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (соответствие фактических концентраций в контрольных точках ПДК).
  3. 3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов.
    1. 3.1. Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
    2. 3.2. Сведения о результатах наблюдения за водными объектами) их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах) (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
    3. 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.
  4. 4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами.
    1. 4.1. Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты; заполняется только для объектов размещения отходов).

Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Перечень исходных данных для разработки программы ПЭК

  1. 1. Общие сведения о предприятии.
    • Карточка предприятия.
    • Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
  2. 2. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
  3. 3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  4. 4. По выбросам:
    • Проект ПДВ.
    • Бланк инвентаризации.
    • Разрешение на выброс и нормативы.
    • План-график контроля на СЗЗ и на источниках.
    • Если выбросы есть, но на предприятии отсутствует разработанный проект ПДВ, наш специалист выезжает на объект для проведения инвентаризации.
  5. 5. По сбросам (при наличии сброса):
    • Проект НДС.
    • Разрешение на сброс.
    • Программа контроля качества сточных вод согласно НДС.
    • Копии договоров водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.
    • Копия договора на водоотведение.
    • Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта).
    • Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов.
    • При наличии очистных – паспорт очистных.
    • План-график проведения проверок работы очистных сооружений.
    • Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
  6. 6. По отходам:
    • Лимит на размещение отходов или перечень, образующихся отходов на предприятии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *